Право международной безопасности. Региональная система коллективной безопасности

Право международной безопасности

3. Региональные системы коллективной безопасности

Устав ООН допускает возможность создания международных региональных организаций коллективной безопасности народного мира и безопасности на региональной основе. При этом непременно должны выполняться следующие условия:

действия на региональной основе должны быть совместимы с целями и принципами ООН, касаться только местных споров и не выходить за пределы данного района;

никакие принудительные действия не должны предприниматься без полномочий от Совета Безопасности ООН;

все местные споры, возникающие между государствами какого-либо региона, должны разрешаться только мирными средствами;

Совет Безопасности должен быть всегда информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в рамках региональных соглашений для поддержания международного мира и безопасности;

любые действия на региональной основе не должны противоречить действиям в рамках универсальной системы международной безопасности ООН.

Принудительные действия с использованием вооруженной силы в регионе могут иметь место только для отражения уже совершенного нападения в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН с немедленным сообщением об этом Совету Безопасности. Все это говорит о том, что любая региональная система коллективной безопасности может являться и является составной частью универсальной системы международной безопасности.

Региональными организациями коллективной безопасности на Европейском континенте являются:

Организация Североатлантического договора (НАТО) с 1949 г.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1995 г.

С 1955 по 1991 гг. действовала Организация Варшавского Договора (ОВД), которая в 1956 г. в Венгрии и в 1968 г. Чехословакии осуществила вооруженное вмешательство в их внутренние дела, приведшие к человеческим жертвам.

Коллективная безопасность в рамках НАТО.

НАТО (организация Североатлантического договора) образована 4 апреля 1949 г. Цель: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическим и военными средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами таким путем, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

Согласно ст. 5 Североатлантического договора вооруженные нападения против одной или нескольких стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех таких стран.

Процесс политических изменений в Европе обусловил необходимость разработки новой стратегической концепции. Элементы этой концепции закреплены в Лондонской декларации "Североатлантический альянс в процессе перемен" (1990 г.); Заявлении Совета НАТО в Брюсселе "Партнерство во имя мира" 1994 г. Россия участвует в данной программе.

В рамках НАТО дважды были урегулированы споры между Грецией и Турцией, касающиеся континентального шельфа Эгейского моря и северо-западной части Кипра, оккупированной Турцией.

В 1995-96 гг. НАТО приняла активное участие в прекращении кровопролития в Боснии и Герцеговине.

Руководящими органами НАТО являются Североатлантический Совет, Комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, Генеральный секретарь (Робертсон).

Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, Постоянного военного комитета и Международного военного штаба.

В НАТО входят 25 государств. Исландия, не имеющая собственных вооруженных сил, не входит в интегрированную военную структуру. Однако она вправе послать гражданского чиновника в Военный комитет. Испания не участвует в интегрированной командной структуре НАТО, однако является полноправным членом Группы ядерного планирования, Комитета оборонного планирования.

Основные принципы сотрудничества России с НАТО закреплены в основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО от 27 мая 1997г.

Принципы этих отношений:

развитие партнерства и сотрудничества;

отказ от применения силы или угрозы силой;

уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народа на самоопределение;

предотвращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами;

поддержка в каждом конкретном случае миротворческих операций, осуществляемых под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственность ОБСЕ.

Россия и НАТО создали совместный постоянный совет Россия-НАТО. Положения упомянутого акта не дают России или НАТО право вето по отношению к действиям другой стороны. В соответствии с разделом IV государства - члены НАТО не будут развертывать ядерное оружие на территории новых членов, и не будут изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику.

Штаб-квартира НАТО расположена в г. Брюсселе.

В 1962г. мирным путем был разрешен так называемый "кубинский кризис" - ввоз и вывоз с Кубы ракетно-ядерного оружия СССР. Руководство государств - участников НАТО приняло решение о расширении количественного состава блока за счет принятия Чехии, Польши, Венгрии, что противоречит национальным интересам России.

Коллективная безопасность в рамках ОБСЕ.

Правовой основой коллективной безопасности в рамках ОБСЕ является: Заключительный акт СБСЕ 1975 г., итоговые документы СБСЕ, принятые в Белграде (1977 г.), Мадриде (1980 г.), Вене (1989 г.), пакет документов "Хельсинки-2" (1992 г.) и в Будапеште (1994 г.), в том числе Кодекс поведения.

На встрече глав государств и правительств СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. принят пакет решений, предусматривающий создание антикризисных механизмов СБСЕ, включая операции по поддержанию мира.

На первой стадии урегулирования кризисных ситуаций используются механизм мирного разрешения споров, миссии специальных докладчиков и миссии по установке фактов. В случае разрастания конфликта может быть принято решение о проведении операции по поддержанию мира. Такое решение принято Совмином на основе консенсуса или действующим в качестве его агента Руководителем Советом. Необходимо согласие непосредственно заинтересованных сторон на проведение операции. Операции предполагают посылки групп военных наблюдателей или сил по поддержанию мира. Личный состав представляется отдельными государствами-участниками. Операции могут проводиться в случае возникновения конфликта как между государствами, так и внутри них. Они не предусматривают принудительных действий и осуществляются в духе беспристрастности.

При проведении операций СБСЕ может пользоваться ресурсами и опытом ЕС, НАТО, ЗЕС, СНГ. Операции проводились группами наблюдателей в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Абхазии, Грузии, Чечне, Албании.

Коллективная безопасность в рамках СНГ.

Несмотря на то, что значительное внимание безопасности уделено в Уставе СНГ, все конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств-членов СНГ регулируются специальными соглашениями.

В 1992 г. были заключены Соглашение об Объединенных Вооруженных силах на переходный период, Соглашение о Совете безопасности СНГ и др. Наиболее обстоятельным является Договор о коллективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 г. В соответствии с ним предусмотрены обязательства воздерживания от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях; решать все разногласия мирными средствами; не вступать в военные союзы и не принимать участия в коллективных группировках государств и др.

Договор содержит соответствующий механизм взаимной помощи на случай агрессии, который включает оказание военной помощи и взаимную поддержку, охрану внешних границ государств-участников. Использование военной силы в целях отражения агрессии принимается исключительно главами государств. Таким образом, договор носит сугубо оборонительный характер.

Следует подчеркнуть, что в Договоре о коллективной безопасности участвуют: Армения, Казахстан, Киргизия, Киргизия, России, Таджикистан, Узбекистан, т.е. не все государства-участники СНГ, а те кто участвуют именуют себя членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Для решения проблем урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ Совет глав государств 19 января 1996 г. принял Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ.

Помимо уже отмеченных документов страны СНГ заключили ряд и других соглашений, относящихся к миротворчеству. Наиболее важным из них является, пожалуй, Соглашение о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ 1992 г. В общем, можно сказать, что заложена основательная нормативная правовая основа. Однако реализация упомянутых актов оставляет желать лучшего. Коллективные силы были применены лишь в Таджикистане. В других случаях (в Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии) миротворческие операции осуществляются Россией на основе двусторонних соглашений.

Глобальный уровень энергетической дипломатии

«Поскольку энергетика стала глобальной, энергетическая безопасность - неделима. Наше общее будущее в области энергетики подразумевает общую ответственность, общие риски и выгоды». В.В. Путин. За несколько лет...

Организация договора о коллективной безопасности

Основной для создания ОДКБ послужил Договор о коллективной безопасности, подписанный Арменией, Беларусью, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном 15 мая 1992 года...

Организация договора о коллективной безопасности

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения...

Организация договора о коллективной безопасности

Организация договора о коллективной безопасности

Концепция коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г...

Право международной безопасности

Организацией универсальной системы коллективной безопасности является Организация Объединенных Наций, главной целью которой является поддержание международного мира и безопасности...

Право международной безопасности и мирные средства разрешения международных споров

Устав ООН допускает возможность создания международных региональных организаций коллективной безопасности на региональной основе...

Роль Совета Безопасности ООН в урегулировании международных конфликтов в современном мире (на примере Иракского кризиса)

Начиная характеристику правовой базы, принципов и задач деятельнпсти Совета Безопасности ООН, отметим, что данная характеристика будет невозможной без предварительного анализа деятельности и правовой базы ООН в целом...

Роль Совета Безопасности ООН в урегулировании международных конфликтов в современном мире (на примере Иракского кризиса)

В соответствии с Уставом ООН на Совете Безопасности лежит главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Отправной точкой является п.4 ст.2 Устава ООН...

Первые реальные попытки организации единой системы по обеспечению безопасности в Европе возникли в начале прошлого века. Тогда многие страны Европы вошли в состав Лиги Наций, которая действовала как международная организация...

Экономические аспекты обеспечения безопасности в Европе

Экономические аспекты обеспечения безопасности в Европе

Сегодня европейские страны тратят колоссальные средства на поддержание безопасности и стабильности в регионе. Сотрудничая в рамках организаций по безопасности, приходя к договоренностям и соглашениям в этой сфере...

Общая заинтересованность государств в деле сохранения международного правопорядка способствовала созданию систе­мы коллективной безопасности.

Коллективная безопасность представляет систему со­вместных действий государств, установленную Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.

Коллективная безопасность как система совместных дей­ствий государств включает следующие элементы:

1) общепри­знанные принципы современного международного права, важ­нейшими из которых являются принцип неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной це­лостности, невмешательства во внутренние дела;

2) коллектив­ные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии;

3) коллективные меры по ограничению и сокра­щению вооружений, вплоть до полного разоружения.

Коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии как элемент коллективной безо­пасности - это действия невооруженного или вооруженного характера, совершаемые группой государств или региональ­ными и универсальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безо­пасности.

В основу создания системы коллективной безопасности положен принцип неделимости мира, содержанием которого является опасность военных конфликтов для всех государств мира. Этот принцип требует от государств реагировать на лю­бые нарушения мира и безопасности в любом районе земного шара, участвовать в совместных действиях на основе Устава ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру.

В международном праве различают два вида системы кол­лективной безопасности: универсальную и региональную.

Универсальная система коллективной безопасности

Она была основана на нормах Устава ООН и предусматри­вает действия государств в соответствии с решениями этой ор­ганизации. Начало универсальной системе коллективной безо­пасности было положено союзом государств антигитлеровской коалиции, с принятием Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 г. Направленная против блока агрессивных стран, коалиция представляла пример возможности широкого сотруд­ничества государств с различными социально-экономическими системами и идеологическими взглядами. К моменту разгрома гитлеровской Германии (1945 г.) коалиция объединяла 47 госу­дарств.

В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме Организации Объединен­ных Наций, основная задача которой состоит в том, чтобы "из­бавить грядущие поколения от бедствий войны". Система кол­лективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, ох­ватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее примене­ния в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2); меры мир­ного разрешения международных споров (гл. VI); меры разору­жения (ст. 11, 26, 47); меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII); временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40); принудительные меры безопас­ности без использования вооруженных сил (ст. 41) и с их ис­пользованием (ст. 42).

Поддержание международного мира и безопасности стро­ится на базе общепризнанных принципов и норм международ­ного права и осуществляется Генеральной Ассамблеей и Сове­том Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.

Особого внимания заслуживают операции ООН по поддер­жанию мира. Их задача сводится к следующему: а) расследова­ние инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения; б) проверка соблюдения договоренности о прекращении огня; в) содействие поддержа­нию законности и правопорядка; г) предоставление гуманитар­ной помощи местному населению; д) наблюдение за ситуацией.

В зависимости от предстоящей задачи операции ООН мо­гут представлять собой миссии военных наблюдений или ввода ограниченного контингента войск.

Во всех случаях операции строго должны выдерживать принципы: 1) принятие СБ решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции;

2) добровольность предоставления воинских контингентов госу­дарствами-членами, приемлемыми для сторон; 3) финансиро­вание международным сообществом; 4) командование Генераль­ного секретаря с предоставлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного СБ; 5) беспристрастность сил и све­дение к минимуму применения военной силы (только для само­обороны).

Региональные системы коллективной безопасности

Они представлены соглашениями и организациями, обес­печивающими безопасность на отдельных континентах и в ре­гионах. Их значение отнюдь не умаляется тем, что современ­ные средства ведения войны приобрели глобальный характер. Возможность предотвращения любого локального конфликта, который может перерасти в полномасштабную войну, застав­ляет государства объединяться на различных уровнях. Это по­ложение закреплено в п. 1 ст. 52 Устава ООН, допускающем существование региональных соглашений или органов "при ус­ловии, что такие соглашения или органы и их деятельность со­вместимы с целями и принципами Организации". Эффектив­ные региональные системы коллективной безопасности требу­ют участия в них всех государств данного региона, независимо от их общественного и государственного строя. Они преследуют ту же цель, что и универсальный механизм коллективной безо­пасности, - поддержание международного мира и безопасно­сти. Вместе с тем сфера их действия ограничена по отношению к универсальной системе коллективной безопасности. Во-пер­вых, региональные организации не правомочны принимать ка­кие-либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к иным или нескольким регионам; во-вторых, участники регио­нального соглашения вправе решать только такие вопросы, ко­торые касаются региональных действий, затрагивают интере­сы государств соответствующей группы.

К компетенции региональных организаций относится пре­жде всего обеспечение мирного разрешения споров между их членами. Согласно п. 2 ст. 52 Устава ООН, члены этих организа­ций должны прилагать все усилия для достижения мирного разрешения- местных споров в рамках своих организаций до передачи споров в Совет Безопасности, а последний в свою оче­редь должен поощрять такой метод разрешения споров.

Учитывая различия регионов и ситуаций, происходящих в них, Устав ООН не дает точного определения региональных соглашений и органов, чем обеспечивается гибкость мероприя­тий, осуществляемых группой государств для разрешения во­проса, подходящего для региональных действий. Такое поло­жение дает основание говорить о сложившейся модели отноше­ний между региональными организациями и ООН и о формаль­ном "разделении труда" по поддержанию мира.

Совет Безопасности может использовать региональные ор­ганизации для осуществления под своим руководством прину­дительных действий. Сами же региональные организации не полномочны принимать никаких принудительных мер без раз­решения Совета Безопасности. Региональные организации вправе применять принудительные меры только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.

Другая важная задача региональных организаций состоит в содействии сокращению и ликвидации вооружения и в пер­вую очередь оружия массового уничтожения.

Созданию региональных систем коллективной безопасно­сти в практической деятельности государств уделяется значи­тельное внимание. На Европейском континенте до второй миро­вой войны, несмотря на усилия Советского Союза, создать сис­тему коллективной безопасности на удалось. В послевоенный период международные отношения в Европе строились на началах противоборства двух "мировых систем". Западные стра­ны в 1949 г. заключили Североатлантический договор (НАТО). Ответным шагом социалистических стран стало подписание в 1955 г. Варшавского Договора.

В текстах обоих договоров содержались конкретные обяза­тельства сторон по поддержанию мира и безопасности: воздер­живаться от угрозы силой или ее применения, разрешать меж­дународные споры мирным путем. Но речь шла о данных обя­зательствах только в отношении государств - участников этих договоров. Что касалось отношений организаций друг к другу, то они находились в состоянии "холодной войны". Нельзя не отметить тот факт, что НАТО была оформлена в нарушение основных условий заключения региональных соглашений безо­пасности, зафиксированных в гл. VII Устава ООН "Региональ­ные соглашения": в него вошли страны, которые расположены в различных регионах.

В соответствии с договором целью НАТО является объеди­нение усилий всех ее членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. Однако с этой целью не согла­суются меры по созданию мощной военной структуры.

Принятие новых государств в НАТО свидетельствует о нарушении ст. 7 Договора, которая предусматривает приглаше­ние государств, а не принятие по их личному заявлению. Само расширение НАТО на восток свидетельствует об увеличении военной машины за счет новых членов, что не способствует ев­ропейской безопасности «Трансформация» НАТО, о которой за­являют ее руководители, также не соответствует ее целям. Про­ведение миротворческих операций и реализации программы "Партнерство во имя мира" не предусмотрена Договором 1949 г. Роль, которую на себя возлагает НАТО на Европейском конти­ненте, также выходит за пределы ее компетенции.

Варшавский Договор был заключен в строгом соответствии с Уставом ООН и отличительной особенностью его как оборони­тельной организации являлось стремление к созданию системы коллективной безопасности всех государств Европы. В ст. 11 Договора указывалось: "В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Обще­европейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, на­стоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в дейст­вие Общеевропейского Договора".

Процессы, происшедшие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы с середины 80-х годов, повлекшие ликвидацию "мировой системы социализма", предопределили судьбу Организации Варшавского Договора. В 1991 г. ОВД перестала существовать.

Основы системы коллективной безопасности в Европе были заложены Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В подписанном в Хельсинки Заключительном акте (1975 г.) содержится свод принципов сотрудничества государств и их взаимоотношений, намечены конкретные меры в области разоружения, в том числе меры доверия в военной области, указаны практические шаги по обеспечению европейской безо­пасности. Отличительная особенность Заключительного акта как основы европейской системы коллективной безопасности заклю­чается в том, что в нем не предусмотрено применение принудительных мер.

За время, прошедшее со дня подписания Заключительного акта СБСЕ (1975 г.), нормы, обеспечивающие стабильность безо­пасности в Европе, были приняты в последующих докумен­тах СБСЕ. Особого внимания заслуживают пакеты решений, принятых на встречах глав государств и правительств госу­дарств - участников СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. и в Будапеште 5-6 декабря 1994 г. В числе актов Будапештской встречи - Кодекс поведения, касающийся военно-политиче­ских аспектов безопасности. Заслуживает внимания тезис, со­гласно которому демократический политический контроль над военными и военизированными силами, силами внутренней безо­пасности, разведывательными службами и полицией расцени­вается как незаменимый элемент стабильности и безопасности.

Принятые в рамках СБСЕ-ОБСЕ документы способствова­ли созданию новой формы отношений между европейскими го­сударствами, основанной на совместных подходах к вопросам создания системы безопасности. Существенным итогом в этом процессе явилось подписание в марте 1995 года в Париже Пак­та о стабильности в Европе, который позже был передан Евро­пейским Союзом в ОБСЕ для доработки и проведения в жизнь в тесном сотрудничестве с Советом Европы.

Практике деятельности региональных организаций, в до­кументах которых содержатся положения о коллективных ме­рах в случае вооруженного нападения против какого-либо из членов (ЛАГ, ОАЕ, ОАГ), известны случаи использования сил по поддержанию мира (например, создание в 1981 г. Организа­цией африканского единства межафриканских сил по стабили­зации положения в Чаде).

Коллективная безопасность в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)

Государства -- участники СНГ в соответствии с Уставом СНГ взяли на себя обязательства проводить согласованную по­литику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями и поддерживать безопасность в Содружестве.

В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасно­сти и территориальной целостности одного или нескольких го­сударств-членов либо международному миру и безопасности государства приводят в действие механизм взаимных консуль­таций с целью координации позиций и принятия мер для уст­ранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости на основании реше­ния Совета глав государств Содружества вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллек­тивную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН.

Все конкретные вопросы военно-политического сотрудни­чества государств - членов СНГ регулируются специальными соглашениями, важнейшим из которых является Договор о кол­лективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 г. Договором предусмотрено обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных от­ношениях. Государства-участники обязуются решать все раз­ногласия между собой и с другими государствами мирными сред­ствами (ст. 1). Принято обязательство не вступать в военные союзы и не принимать участия в каких-либо группировках го­сударств, а также действиях, направленных против другого го­сударства-участника, уважать независимость и суверенитет друг друга, консультироваться по всем важным вопросам междуна­родной безопасности, затрагивающим их интересы.

Коллективная безопасность СНГ строится на основании норм Устава ООН (коллективная самооборона). Исходя из этого, До­говор содержит и соответствующий механизм взаимной помо­щи на случай агрессии. Он включает оказание военной помощи, а также взаимную поддержку. Использование вооруженных сил в целях отражения агрессии принимается исключительно гла­вами государств - участников СНГ. Использование вооружен­ных сил за пределами территории государств-участников мо­жет осуществляться только в интересах международной безо­пасности в строгом соответствии с Уставом ООН и законода­тельством государств - участников настоящего Договора. Договор не затрагивает право государств-участников на индиви­дуальную и коллективную оборону от агрессии.

Договор носит сугубо оборонительный характер. Он открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разде­ляющих его цели и принципы. Более того, он предусматривает стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе и Азии, от которой будет зависеть внесение необходи­мых изменений в настоящий Договор.

Решение о проведении операций по поддержанию мира в рамках СНГ принимается Советом глав государств с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враж­дебных действий.

Группы по поддержанию мира в рамках СНГ комплекту­ются в каждом конкретном случае на добровольной основе го­сударствами - участниками Соглашения, за исключением кон­фликтующих сторон.

Совет глав государств СНГ обязан в соответствии с Согла­шением от 20 марта 1992 г. незамедлительно информировать Совет Безопасности ООН и Совет СБСЕ (ныне - ОБСЕ) о ре­шении проводить миротворческую операцию.

Учитывая тематическую направленность настоящего исследования, вначале необходимо дать наиболее адекватное определение таких понятий, как "коллективная безопасность" и "система коллективной безопасности".

Большой юридический словарь даёт следующее разъяснение термина "коллективная безопасность": "система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и противодействия актам агрессии, установленная Уставом ООН и осуществляемая в рамках этой всемирной организации, региональных организаций безопасности, организаций и соглашений по коллективной самообороне".

Под системой коллективной безопасности, в свою очередь, понимается "система безопасности, созданная усилиями нескольких государств или всего мирового сообщества для предотвращения или нейтрализации различного рода угроз (экономических, военных, экологических и др.) существованию и развитию человеческой цивилизации на региональном или глобальном уровне".

В книге "People, States and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post-Cold War Era" Барри Бузан рассматривает комплекс региональной безопасности (КРБ) как "группу единиц, у которых главные процессы секьюритизации, десекьюритизации, или того и другого столь тесно взаимосвязаны, что их проблемы безопасности не могут быть рационально проанализированы или решены без взаимного учета". Одна из особенностей концепции Бузана, о которой упоминалось выше, - многоаспектность анализа региональной безопасности, которая достигается благодаря разложению КРБ на три уровня: международный, региональный и отдельных государств.

В этой связи представляется целесообразным дать краткую характеристику и выявить основные особенности данных уровней, которые также определяются некоторыми исследователями как системы международной безопасности. Первый уровень является системой универсальной международной безопасности, фундамент которой был заложен в Уставе ООН (1945). Концептуальным лейтмотивом документа стала установка не допустить возникновения в будущем военных конфликтов. При её практической реализации государствам необходимо руководствоваться следующими принципами: суверенное равенство членов ООН; разрешение международных споров мирными средствами; неприменение силы и угрозы силой; всеобщее и максимальное разоружение и др. Наряду с этим не должны нарушаться остальные принципы международного права, закреплённые в Декларации о принципах международного права (1970) и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975). Устав ООН также предписывает Совету Безопасности ООН организацию совместных действий государств-членов ООН в случае возникновения угрозы миру и безопасности или при совершении актов агрессии.

Второй уровень - система региональной безопасности, создание которой также было предусмотрено Уставом ООН (глава VIII). Устав предъявляет следующие требования к данной системе:

) составлять эту систему могут государства только одного политико-географического региона;

) деятельность, связанная с подписанными региональными соглашениями, должна осуществляться в пределах этого региона;

) эта деятельность должна быть совместима с Целями и Принципами ООН.

Базис региональной коллективной безопасности - мирное разрешение региональных споров. В соответствии с Уставом ООН (глава VII, статья 51), прибегнуть к военным действиям возможно лишь в случае отражения прямой агрессии, и завершиться они должны тогда, когда Совет Безопасности ООН примет соответствующие меры, необходимые для поддержания международного мира и безопасности.

К наиболее ярким примерам систем региональной безопасности следует отнести альянс НАТО, создание которого было предусмотрено Североатлантическим договором 1949 г., ныне уже не существующую Организацию Варшавского договора, созданную в 1955 г. в противовес НАТО. Среди действующих в настоящее время систем региональной безопасности также стоит выделить ШОС и ОДКБ.

Наконец, третий уровень обеспечения безопасности подразумевает индивидуальные системы безопасности государств. Право государств на обеспечение собственной безопасности является одним из индикаторов их независимости и самостоятельности и основывается на первоочередном принципе международного права - принципе государственного суверенитета.

Решение о направлении за пределы территории РФ воинских формирований вооруженных сил для участия в международных принудительных действиях принимается Президентом РФ на основе постановления Совета Федерации и в соответствии с ратифицированным международным договором или федеральным законом .

Решение о направлении за пределы территории РФ воинских формирований для участия в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил, предоставляемых в распоряжение Совета Безопасности, ООН на основе соглашения с Советом Безопасности принимается в соответствии с решением Совета Безопасности Президентом РФ на основе постановления Совета Федерации и в соответствии с ратифицированным международным договором или федеральным законом.

Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению

По Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. (ратифицирован СССР в 1963 г.) государства обязались запретить и не производить ядерных взрывов в атмосфере, за ее пределами (включая космическое пространство), под водой, а также в любой другой среде, если взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территории государства. Данный Договор является бессрочным.

В 1974 г. между СССР и США был заключен Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, по которому мощность производимых подземных испытаний ядерного оружия ограничивалась 150 килотоннами.

В 1996 г. был подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Участники Договора обязались не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем.

Каждое государство обязуется также запретить физическим и юридическим лицам на его территории или в другом месте, находящемся под его юрисдикцией, заниматься деятельностью, указанной в Договоре.

Государства сотрудничают с другими государствами и предоставляют в соответствующей форме правовую помощь, с тем чтобы содействовать осуществлению обязательств.

Для обеспечения осуществления положений Договора учреждается Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

В целях контроля за соблюдением Договора учреждается режим контроля (международная система мониторинга; консультации и разъяснения; инспекции на месте; меры укрепления доверия), подробно урегулированный Протоколом к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.

Ограничение стратегических наступательных вооружении .

Ограничение стратегических наступательных вооружений (СНВ) предусматривается несколькими международными договорами, заключенными главным образом между СССР (РФ) и США.

Так, в соответствии с Договором об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. (ПРО) было установлено по два района размещения систем ПРО для СССР и США, в каждом из которых могло быть размещено ограниченное число ракет и радиолокационных станций (РЛС). Протокол 1974 г. к Договору ограничил количество районов размещения систем ПРО одним.

Подписанный в 1979 г. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) устанавливает ограничения стратегических ракет, пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков. Однако этот Договор до сих пор не ратифицирован Российской Федерацией (США ратифицировали Договор в январе 1997 г.).

В 1987 г. был заключен Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности, предусматривающий ликвидацию целого класса СНВ. В Договоре были закреплены меры контроля и проверки, включая инспекции на местах.

По Договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г. стороны сокращают и ограничивают свои СНВ, а именно: межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок, тяжелые бомбардировщики, боезаряды ракет таким образом, чтобы через семь лет после вступления Договора в силу суммарные количества СНВ не превышали указанного в договоре числа. Запрещены также модернизация и замена СНВ. Ограничены районы базирования мобильных пусковых установок МБР. Стороны обязались не применять маскировки для осуществления контроля за соблюдением положений Договора. Контроль включает в себя как проведение инспекций на местах, так и обеспечение возможности непрерывного наблюдения за сокращением СНВ. Для разрешения вопросов по Договору учреждается также Совместная комиссия по инспекциям и соблюдению.

К Договору прилагаются Протокол об инспекциях, Протокол о переоборудовании и ликвидации, Протокол об уведомлениях и др.

Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. (в силу пока не вступил) устанавливает дальнейшие ограничения СНВ и их сокращение до более низкого уровня, чем по Договору 1991 г., и, более жесткие меры контроля.

Запрещение разработки, производства, применения химического и бактериологического оружия и их уничтожение .

В соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. государства обязались ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать и не сохранять:

  • биологические агенты или токсины, не предназначенные для профилактических, защитных или других мирных целей;
  • оружие или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или вооруженных конфликтов .

Государства также приняли обязательство уничтожить или переключить на мирные цели все агенты, токсины, оружие, оборудование или средства доставки, находящиеся в их распоряжении.

Любое государство — участник Конвенции может подать жалобу в Совет Безопасности ООН на то, что какое-либо государство-участник нарушает свои обязательства по Конвенции. Совет Безопасности проводит расследование по жалобе и информирует о его результатах.

Таким образом, Конвенция дополняет Женевский протокол 1925 г.

Согласно Конвенции о запрещении производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. государства обязуются ни при каких обстоятельствах:

  • не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было;
  • не применять химическое оружие;
  • не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия;
  • не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещаемой по Конвенции.

Под химическим оружием понимаются:

  • токсичные химикаты и реагенты, участвующие в производстве таких химикатов;
  • боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсичных свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств;
  • любое оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением боеприпасов и устройств.

Каждое государство обязуется уничтожить химическое оружие, которое находится в его собственности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем, в соответствии с положениями Конвенции.

Каждое государство обязуется также уничтожить все химическое оружие, оставленное им на территории другого государства-участника, и любые объекты по производству химического оружия, которые находятся в его собственности или владении или которые размещены в любом месте под его юрисдикцией или контролем.

Каждое государство-участник обязуется не использовать химические средства борьбы с беспорядками в качестве средства ведения войны .

Сокращение обычных вооруженных сил в Европе

В 1990 г., стремясь заменить военную конфронтацию новым характером отношений безопасности между всеми государствами на основе мирного сотрудничества, европейские государства, в том числе СССР, заключили Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Договор ратифицирован РФ в 1992 г. и вступил в силу.

Составной частью Договора являются: Протокол о существующих типах обычных вооружений и техники; Протокол о процедурах, регулирующих переклассификацию конкретных моделей или вариантов учебно-боевых самолетов в невооруженные учебные самолеты; Протокол о процедурах, регулирующих сокращение обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором об обычных вооруженных силах в Европе; Протокол о процедурах, регулирующих классификацию боевых вертолетов и переклассификацию многоцелевых ударных вертолетов; Протокол об уведомлениях и обмене информацией; Протокол об инспекциях; Протокол о совместной консультативной группе; Протокол о временном применении некоторых положений Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Договор касается следующих пяти категорий обычных вооруженных сил: боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерия, боевые самолеты и боевые вертолеты. При подписании Договора государства, в том числе и РФ, предоставили другим участникам уведомление о максимальных уровнях наличия у них обычных вооружений и техники.

Районом применения Договора объявлена вся сухопутная территория государств-участников в Европе от Атлантического океана до Уральских гор. Внутри этого района выделены еще четыре района, в пределах которых государства ограничивают и при необходимости сокращают численность своих боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерии, боевых самолетов и ударных вертолетов таким образом, чтобы через 40 месяцев после вступления в силу Договора суммарные количества не превышали определенного уровня численности вооруженных сил. При эгом танки, бронемашины и артиллерия, не находящиеся в регулярных частях, помещаются в обозначенные места складского хранения и располагаются только в определенном районе.

Сокращения вооруженных сил по Договору осуществляются в три этапа и завершаются не позднее чем через 40 месяцев после вступления в силу Договора таким образом, чтобы:

  • к концу первого этапа сокращений государства обеспечили, чтобы в каждой из категорий обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором, по крайней мере 25 процентов общей нормы сокращения было сокращено;
  • к концу второго этапа сокращений государства обеспечили, чтобы в каждой из категорий обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором, по крайней мере 60 процентов общей нормы сокращения было сокращено;
  • к концу третьего этапа сокращений, т.е. не позднее чем через 40 месяцев после вступления в силу Договора, государство-участник сократило свою общую норму сокращения в каждой из категорий обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором.

Процесс сокращения, включая результаты переоборудования обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором, для невоенных целей, как во время периода сокращения, так и в течение 24 месяцев, следующих за периодом сокращения, подлежит инспекции без права отказа в соответствии с Протоколом об инспекциях.

Начало развития институту мер доверия было положено Соглашением между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 г. и Соглашением о предотвращении ядерной войны 1973 г., по которым устранение опасности ядерной войны было объявлено целью политики двух великих держав и в случае риска возникновения ядерного конфликта стороны обязались приступать к немедленным консультациям.

Действующая в Европе система мер доверия основана прежде всего на положениях документов СБСЕ и включает в себя широкий комплекс мероприятий — меры по обеспечению взаимодействия и связи между государствами, уведомления о военной деятельности и направление наблюдателей на военные учения и т.д.

Заключительный акт 1975 г., в частности, предусматривает осуществление следующих мер доверия между государствами СБСЕ:

  • предварительное (за 21 день) уведомление о крупных военных учениях, в которых участвуют свыше 25 тыс. чел.;
  • обмен наблюдателями на военных учениях;
  • предварительное уведомление о крупных передвижениях войск.

Меры доверия, зафиксированные в Заключительном акте, были усовершенствованы Итоговым документом Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе 1986 г., устанавливающим:

  • предварительное (за 42 дня) уведомление об определенных видах военной деятельности (например, уведомлению подлежит военная деятельность, в которой участвуют свыше 13 тыс. чел. или 300 танков или 3 тыс. десантников);
  • осуществление наблюдения и контроля за определенными видами военной деятельности. Государства приглашают наблюдателей из всех других участников за деятельностью, в которой участвуют свыше 17 тыс. военнослужащих или 5 тыс. десантников. При этом наблюдателям во время выполнения их функций предоставляются дипломатические привилегии и иммунитета;
  • обязательный обмен ежегодными планами военной деятельности, подлежащей уведомлению;
  • запрет проводить деятельность, подлежащую уведомлению, но не включенную в соответствующие планы,
  • обеспечение проверки соблюдения мер доверия Государства СБСЕ вправе проводить по запросу инспекции в зоне применения мер доверия (но не более трех в год и не более одной от каждого участника).

Венские документы СБСЕ 1990 и 1992 гг. существенно расширили как перечень мер доверия, так сферу их применения, и в настоящее время система мер доверия включает в себя новые институты (инспекции на месте, технический контроль и т.д.).

Новым направлением в развитии института мер доверия является концепция открытого неба.

В соответствии с Договором по открытому небу 1992 г. (в силу пока не вступил) государства обязались содействовать большей открытости в их военной деятельности, для чего предоставили друг другу право проводить определенное число наблюдательных полетов невооруженных самолетов над своей территорией . Учреждается также Консультативная комиссия по открытому небу, рассматривающая вопросы по соблюдению Договора.

Региональные системы коллективной безопасности представляют собой часть универсальной системы коллективной безопасности. Цель региональных систем – поддержание международного мира и безопасности. Наиболее эффективно функционируют те региональные организации, в которых участвует большинство государств данного региона. В Уставе ООН закреплена возможность создания региональных организаций безопасности "для разрешения таких вопросов по поддержанию мира, которые являются подходящими для региональных действий" (ст. 52). Ранее в доктрине международного права господствовала однозначная точка зрения относительно региональных организаций безопасности.

  • 1. Члены таких организаций – только государства одного политико-географического региона.
  • 2. Деятельность региональных организаций безопасности не может распространяться за пределы данного региона.
  • 3. Никакие принудительные действия не должны предприниматься без полномочий от СБ ООН.
  • 4. СБ ООН должен быть всегда информирован о предпринятых или предполагаемых действиях (ст. 54 Устава ООП).

Сфера действия региональных организаций считалась строго ограниченной:

  • – региональные организации не правомочны принимать решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или государств, принадлежащих к иным или нескольким регионам;
  • – участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются региональных действий, затрагивают интересы государств только данного региона.

Главная задача региональных систем безопасности – обеспечение мирного разрешения споров, мирное предотвращение войны.

СБ ООН может использовать региональные организации для осуществления под своим руководством принудительных действий. Региональные организации не могут принимать принудительных мер без разрешения СБ ООН. Исключение – принудительные меры с применением вооруженных сил для отражения уже совершенного нападения на одного из участников системы региональной безопасности (право на коллективную самооборону – ст. 51).

Такая позиция не отражает сложившейся практики деятельности региональных организаций безопасности. Устав ООН не содержит точного определения региональных организаций. Используя концепцию имманентной компетенции, в настоящее время понятие "вопросы, которые являются подходящими для региональных действий" имеет более широкое толкование, как и перечень мероприятий, которые правомочны осуществлять региональные организации. Уже сложилась устойчивая система гибких взаимоотношений между региональными организациями и ООН, позволяющая говорить о "разделении труда" в сфере поддержания мира.

В советской литературе вплоть до начала 1990-х гг. (и до сих пор в работах некоторых отечественных ученых) безусловно императивным условием создания региональных систем безопасности считалось обязательная принадлежность членов организации только к одному географическому региону. Эта концепция использовалась для доказательства неправомерности создания НАТО и несоответствия ее требованиям гл. VIII Устава ООН (члены НАТО, такие как Турция, Греция, Италия, Чехия, Венгрия, не принадлежат к Североатлантическому региону). Подобная концепция не отражает (и никогда не отражала) реальной правовой действительности.

Глава VIII Устава прямо не содержит требования участия в региональных организациях безопасности государств только одного географического региона. Такое требование выводилось путем расширительного толкования норм гл. VIII, что запрещено Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Деятельность СБСЕ/ОБСЕ (правомерность создания которой никогда не оспаривалась ни одним из отечественных юристов) и деятельность ОДКБ показывают, что организации безопасности с субрегиональной структурой также правомерны, как и организации с полностью региональной структурой. Главное – сам характер деятельности организации, ее направленность на поддержание мира, готовность противостоять актам агрессии и приверженность основным принципам международного права.

Основные системы региональной безопасности действуют в рамках региональных организаций общей компетенции.

ОАГ правовые основы системы региональной безопасности на американском континенте содержатся в Уставе ОАГ 1948 г., Межамериканском договоре о мирном разрешении международных споров 1948 г., в Боготской декларации 1948 г. (изменения во все эти документы были внесены в 60–80-е гг. XX в.). Цели американской системы коллективной безопасности: достижение мира и безопасности на континенте, укрепление солидарности и сотрудничества, защита территориальной целостности, организация совместных выступлений в случае агрессии, мирное разрешение споров. В соответствии со ст. 25 Устава любая агрессия против одного из американских государств рассматривается как агрессия против всех остальных.

Устав ОАГ дает расширенный перечень случаев, когда государства вправе применять меры законной коллективной самообороны: "Если неприкосновенность, или целостность, или суверенитет, или политическая независимость любого американского государства будут нарушены посредством вооруженного нападения или акта агрессии, не представляющего собой вооруженное нападение, или внутриконтинентального конфликта между американскими государствами, или в результате ситуации, которая может поставить под угрозу мир в Америке".

В отличие от других региональных систем коллективной безопасности Устав ОАГ не предусматривает обязанности извещать СБ ООН о принятых мерах военного характера.

АС – система африканской коллективной безопасности учреждена в соответствии с Хартией АС, закрепляющей обязанности государств по взаимной помощи и общей обороне, обязанность оказывать друг другу эффективную помощь в случае вооруженного нападения на любое африканское государство, предотвращать любые акты агрессии против любого государства – члена АС.

В 1981 г. были созданы Межафриканские вооруженные силы по поддержанию мира для осуществления контроля за выполнением соглашения между воюющими группировками в Чаде.

ЛАГ – система ближневосточной коллективной безопасности закреплена в Пакте ЛАГ, содержащем положения, аналогичные Хартии АС и Уставу ОАГ. В 1971 г. были созданы Межарабские вооруженные силы по разъединению в Ливане ("зеленые каски"). Цель создания – предотвращение вооруженных столкновений между различными религиозными группировками.

ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) – региональная евразийская организация безопасности; функционирует с 2001 г. на основе Декларации о создании ШОС. Уставные документы Организации – Хартия и Соглашение о региональной антитеррористической структуре (РАТС) – были приняты в 2002 г. Государства- члены: Китай, Казахстан, Россия, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан; государства-наблюдатели: Пакистан, Иран, Индия и Монголия.

Основные направления деятельности: поддержание мира, укрепление безопасности и доверия; противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, транснациональной преступной деятельности и нелегальной миграции. ШОС открыта для вступления всем государствам региона.

Одними из наиболее важных целей ЕС, закрепленных в Маастрихтском договоре 1992 г., являются формирование единой внешней и оборонной политики; обретение "европейской оборонной идентичности" и создание общих вооруженных сил ЕС. Основные государства – члены ЕС одновременно входят в две субрегиональные организации безопасности – ОБСЕ и НАТО.

Цель создания европейской организации безопасности – наделение ЕС собственным военным и политическим потенциалом для проведения миссий гуманитарного и спасательного характера, ОПМ и "управления кризисами", включая применение силы. Основы Общеевропейской политики безопасности и обороны разработаны на неофициальном саммите министров обороны (2000 г.). Было принято решение о подготовке Комитета по политике и безопасности, Военного комитета и Военного штаба. В качестве основных задач Общеевропейской политики провозглашаются проведение операций по предотвращению или урегулированию конфликтов на европейском континенте; гуманитарные акции, эвакуация граждан; миссии по восстановления мира.

Формирование Общеевропейской политики безопасности и обороны завершилось на официальной конференции министров обороны в г. Ницца (2000 г.). Были созданные постоянные оборонные структуры ЕС, приняты установки по обеспечению военного потенциала, взаимоотношениям с НАТО и другими государствами. Постоянные оборонные структуры ЕС:

  • 1. Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности состоит из дипломатических представителей государств-членов. Осуществляет политический контроль и стратегическое управление ОПМ.
  • 2. Комитет но военным вопросам состоит из представителей военных всех государств-членов. Дает рекомендации военного характера.
  • 3. Военный штаб занимается анализом ситуации, планированием до принятия решения.

Конференция в Пицце стала первым шагом на пути создания общего военного потенциала ЕС. Обязательства государств-членов предусматривают создание резерва в 100 тыс. военнослужащих, 400 боевых самолетов и 100 военных кораблей. По оценкам экспертов ЕС, такой резерв позволяет развернуть в течение 60 дней боевой корпус численностью 50–60 тыс. военнослужащих, включая вероятность необходимости урегулирования одновременно двух кризисных ситуаций. Речь идет не о создании "европейской армии", а о формировании многонациональных структур типа Еврокорпуса либо об использовании национальных воинских контингентов.

На саммите в г. Гетеборге (2001 г.) члены ЕС согласовали методы сотрудничества системы европейской безопасности с НАТО. Особо подчеркивалось, что новая система безопасности не является конкурентом или альтернативой НАТО. Было принято Совместное заявление США и ЕС, где отмечалось, что Общеевропейская политика усилит и ЕС, и НАТО. Положения о тесной координации с НАТО, сохранении главенствующей роли альянса, включении в систему европейской безопасности государств НАТО, не входящих в ЕС, закреплены в документах ЕС по созданию Общеевропейской политики безопасности и обороны.

Формирование Общеевропейской политики безопасности и обороны получило новый импульс в результате событий 11 сентября 2001 г. В Итоговом документе Чрезвычайного заседания ЕС (Брюссель, 2001 г.) подчеркнуто, что рост эффективности деятельности ЕС напрямую связан с темпами развития европейской системы коллективной безопасности.

Россия принимает участие в ОПМ, проводящихся под эгидой ЕС, в частности, в Брюсселе 5 ноября 2008 г. было заключено Соглашение между Россией и ЕС об участии России в военной операции ЕС в Республике Чад и Центрально-африканской Республике (ЕУФОР Чад/ЦАР).

ЗЕС создан в 1948 г. на основе Договора об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне. Договор предусматривает автоматическое применение принципа коллективной обороны в случае нападения на одну из стран – участниц. ЗЕС – это региональная организация безопасности закрытого типа. Первоначальные члены – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Франция. В 1954 г. присоединились Италия, Исландия, Норвегия, Португалия и ФРГ. С самого начала проявились две альтернативные стратегии: Великобритания выступала за наиболее тесное сотрудничество с США в рамках НАТО, а Франция отстаивала идею более независимой европейской обороны.

До начала 1990-х гг. ЗЕС практически нс проводил самостоятельной политики, выступая придатком НАТО, но являлся важным посредником в отношениях между НАТО, Великобританией и ЕЭС. Римская декларация 1984 г. провозгласила ЗЕС "европейской опорой" системы безопасности в рамках НАТО. В 90-е гг. воинский контингент ЗЕС использовался СБ ООН для проведения ОПМ. 1997 г. – санкции СБ ООН против бывшей Югославии (эмбарго на поставку оружия) – ЗЕС оказывал помощь по контролю за их выполнением, осуществлял миротворческую миссию ООН в Боснии, Герцеговине и Хорватии.

С подписанием Амстердамского договора ЕС в 1997 г. и началом Общей внешней политики и политики безопасности функции ЗЕС постепенно перешли к ЕС. Решение о передаче ЕС большинства полномочий и оперативного потенциала ЗЕС было закреплено Марсельской декларацией ЕС в ноябре 2001 г. Процесс интеграции ЗЕС в ЕС был фактически завершен к 2002 г. Формально Договор о ЗЕС истек в 2004 г., но ЗЕС не был распущен. Главная функция, оставшаяся у ЗЕС – коллективная безопасность, ее передача ЕС пока что отложена. В марте 2010 г. было заявлено о прекращении деятельности ЗЕС в 2011 г.

ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) – военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 г. Договор продлевается автоматически каждые пять лет. Участники: Армения, Казахстан, Киргизстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан. В 1993 г. присоединились Азербайджан, Грузия, Беларусь. В 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан (в 2006 г. восстановил свое членство) вышли из ДКБ.

В 2002 г. было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию; были подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. В 2004 г. ГА приняла резолюцию о предоставлении ОДКБ статуса наблюдателя в ООН. В 2009 г. представитель Секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ.

В 2009 г. лидеры стран ОДКБ одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) и подписали Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ (14 июня 2009 г.). Коллективные силы должны использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Однако документы по КСОР не были подписаны Узбекистаном и Беларусью, а такие документы могут приниматься только на основе консенсуса (Правило 14 Правил процедуры ОДКБ 2004 г.). Таким образом, говорить о легитимном создании КСОР в настоящее время не приходится.