Коллективная безопасность: универсальная и региональные системы. Региональная система коллективной безопасности

Коллективная безопасность – это система совместных мероприятий государств всего мира (универсальная) или определенного географического района (региональная), предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений международного мира и безопасности.

Система коллективной безопасности юридически оформляется договорами и часто предполагает создание организации коллективной безопасности. Обычно в содержание таких договоров включаются следующие обязательства:

1) не прибегать к силе или к угрозе силой;

2) разрешать споры между собой исключительно мирным способом;

3) активно сотрудничать в деле устранения любой опас­ности международному миру, оздоровления международной обста­новки;

4) проводить совместные мероприятия и оказывать взаимопомощь в военных вопросах.

Современная система коллективной безопасности делится на универсальную (в основе лежит организация коллективной безопасности – ООН) и региональные (в основах лежат региональные договоры и организации).

Организация Объеденных Наций является, как уже отмечалось, универ­сальной организацией коллективной безопасности. Статья 1 Устава ООН в качестве цели деятельности организации устанавливает под­держание международного мира и безопасности и принятии для этого эффективных коллективных мер. Средства безопасности, которыми располагает ООН:

Меры по запрещению угрозы силой или ее примене­ния в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);

Меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

Меры разоружения (ст. 11, 26,47);

Меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);

Меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

Временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

Принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);

Принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42).

Как видно, Устав ООН не только допускает создание региональных систем коллективной безопасности, но и использует их для достижения всеобъемлющей безопасности. К соглашениям о региональной коллективной безопасности предъявляется ряд требований:

Мероприятия и действия этих систем не должны распространяться за пределы данного района;

Они не могут противоречить действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН;

Необходимо информировать Совет Безопасности ООН о планируемых и предпринятых действиях.

Имеется несколько региональных систем коллективной безопас­ности:

1. Организация американских государств (ОАГ). В рамках организации были приняты Договор о взаимной помощи 1947 г. и Договор о мирном разрешении споров 1948 г.


2. Организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО представляет собой организацию, которая предлагает и политические, и военные инструменты сотрудничества. В настоящее время в организации участвуют 26 государств.

3. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Образована из Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Участвуют 56 государств Европы, Северной Америки и Центральной Азии. В основном нацелена на использование мирных средств обеспечения международной безопасности.

4. Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Создана в 1992 году. В настоящее время входят 7 государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан). Является военно-политическим союзом.

НАТО . Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов. Заседания Совета проходят два раза в год. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, где также представлены все государства-члены.

Высшим военно-политическим органом организации является Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран - членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей вооруженных сил. Собирается не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда - американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны.

НАТО сотрудничает в РФ. Так, с мая 2002 года создан Совет «Россия - НАТО». В его рамках функционирует ряд рабочих групп по следующим направлениям сотрудничества:

В воздушном пространстве

В области тыла и материально-технического обеспечения

В области противоракетной обороны

В 2003 году Министром обороны России и Генеральным секретарем НАТО Дж. Робертсоном был подписан рамочный документ «Россия - НАТО» по спасению экипажей аварийных подводных лодок. С 2004 года Россия участвует в совместных учениях и проводит совместные с НАТО миротворческие операции.

ОБСЕ. Основные средства направления обеспечения безопасности в рамках ОБСЕ:

Контроль над распространением вооружений;

Дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

Меры по построению доверительных отношений и безопасности;

Защита прав человека;

Развитие демократических институтов;

Мониторинг выборов;

Экономическая и экологическая безопасность.

Именно благодаря ОБСЕ появилось, так называемое, человеческое измерение безопасности. Центральное место в работе ОБСЕ занимает комплексная система мирного разрешения споров. Эта система состоит из двух частей:

Общая система (на основе главы VI Устава ООН);

Специальная система (примирительно-арбитражная процедура); состоит из двух этапов – на первом этапе используется примирение, а затем в постоянно действующем арбитраже.

Деятельность ОБСЕ направлена на предупреждение конфликтов. В результате появилась концепция «раннего предупреждения». Также широко используются в ОБСЕ миссии специальных докладчиков и миссии установления фактов, миссии военных наблюдателей. Также возможно применение вооруженной силы, но исключительно с миротворческой целью (контроль за прекращением огня и выводом войск, создание буферных зон между конфликтующими, охранные функции при получении гуманитарной помощи и т. д.).

ОДКБ . В первую очередь это военная организация, с помощью которой Россия пытается укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии, государства которой имеют, в том числе, и иностранные военные базы (американская в Киргизии, французская в Таджикистане).

В рамках ОДКБ осуществляется военное сотрудничество. В частности, созданы коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона (10 батальонов, около 4 тыс. человек). Планируются совместные учения и операции. Высказывалось предложение участвовать в миротворческой операции в Афганистане. Узбекистан при вступлении в ОДКБ высказал предложение об использовании коллективных сил для поддержания внутренней безопасности. В частности, даже предложил разработать в рамках организации разведывательные и контрразведывательные структуры.

В рамках организации проводятся совместные учения, планируются общие военные операции, осуществляется военно-техническая помощь государствам-участникам.

Высшим органом является Совет коллективной безопасности, в состав которого входят главы государств-членов. Также созданы:

1. Совет министров иностранных дел - консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

2. Совет министров обороны - консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

3. Комитет секретарей советов безопасности - консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

4. Высшим административным должностным лицом является Генеральный секретарь.

В рамках организации постоянно действует Объединенный штаб, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. Также на него возложены задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Устав Организации Объединенных Наций // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 1. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Концепция коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности 1995 г. // Бюл. междунар. договоров. - 1995. - № 10.

Всеобъемлющая международная безопасность: Международно-правовые принципы и нормы: Справочник /Авт. кол.: Э. Т. Агаев, Т. Г. Аласания, Б. М. Ашавский и др.; Отв. ред. Б. М. Клименко; Дипломатическая академия МИД. - справ. изд. - М.: Междунар. отношения, 1990.

Малинин, С.А. Человеческое измерение как обязательный компонент всеобъемлющего подхода к международной безопасности / С.А. Малинин // Правоведение. - 1994. - № 3.


Раздел 11. Территория и международное право

1. Понятие и виды территорий

Поверхность планеты Земля включает в себя водную и сухопутную поверхности, недра, воздушное пространство, т.е. то, без чего не может существовать человеческая цивилизация. Все указанные составные элементы в совокупности можно назвать общепланетарной территорией, которая принадлежит всему человечеству, является его общим достоянием. Кроме общепланетарной территории с точки зрения местоположения планеты Земля следует различать как территорию также космическое пространство, окружающее Землю, Луну и другие небесные тела. Задача человечества – сохранить общепланетарную территорию со всеми ее составляющими, а также со всем, что ее окружает для будущих поколений. Решение этой задачи напрямую связано с деятельностью различных субъектов на тех составляющих, которые в своей совокупности представляют территорию в ее широком понимании. Деятельность эта должна носить правомерный характер, следовательно, подчиняться определенным правилам поведения. Такие правила устанавливаются по-разному для отдельных составляющих территории, которым присущ определенный правовой режим.

В зависимости от правового режима вся территория подразделяется на несколько категорий (видов):

1) государственная территория – это пространство, которое находится в пределах государственных границ отдельного государства и в рамках которого государство осуществляет свой суверенитет;

2) территория с международным правовым режимом – это пространство, которое не входит в состав государственной территории, на него не распространяется суверенитет какого-либо государства, оно используется всеми государствами в соответствии с международно-правовыми нормами; к такой территории относятся: открытое море, воздушное пространство над ним и исключительной экономической зоной, морское дно и его недра за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней;

3) территория со смешанным режимом – это пространство, в отношении которого прибрежные государства наделены некоторыми суверенными правами, а другие – определенными свободами; на нем действуют одновременно как нормы международного права, так и нормы национального законодательства прибрежных государств; к такой территории относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона, международные реки и проливы, покрываемые территориальными водами, международные каналы; прибрежные государства наделены суверенными правами по разведке и разработке ресурсов в пределах этих пространств, для других государств сохраняются свободы судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и ряд других прав в соответствии с нормами международного права и нормами прибрежных государств;

4) территория с особым международным режимом – это пространство, представляющее собой демилитаризованную или нейтрализованную зону, а также зону мира; к ним относятся: арх. Шпицберген, Аландские острова, Луна и другие небесные тела, а также иные территории.

2. Государственная территория

Государственная территория представляет собой пространство, в пределах которого каждое государство осуществляет свой суверенитет, свою верховную власть.

Государственная территория включает:

1) сухопутную территорию в пределах государственных границ, а также острова, независимо от их местонахождения; некоторые государства в составе сухопутной территории имеют анклавы – территории, полностью или частично окруженные территорией других государств; в качестве примера может быть Калининградская область, являющаяся частью сухопутной территории Российской Федерации, но окруженная территориями других государств;

2) водную территорию, к которой относятся внутренние воды (реки, озера, водохранилища, каналы); внутренние морские воды (прилегающие к побережью пространства портов, заливов, бухт); территориальное море;

3) воздушное пространство, находящееся над сухопутной и водной территорией;

4) недра, расположенные под сухопутной и водной территорией.

Кроме указанных видов государственной территории выделяют еще и так называемую «условную территорию государства», куда включают помещения дипломатических и консульских представительств государства, находящиеся в иностранных государствах, воздушные и водные суда, космические станции и другие космические объекты, сооружения в Антарктике.

Правовой статус территории государства определяется его внутренним законодательством. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации ее суверенитет распространяется на всю ее территорию (ст. 4), которая включает в себя территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним (ст. 67). Согласно Конституции Португалии (ст. 5) Португалия охватывает территорию, исторически сложившуюся на Европейском континенте, а также архипелаги Азорский и Мадейру. Государство не может уступить какую-либо часть португальской территории, а также суверенные права на неё , если это не связано с изменением границ.

Основополагающим принципом при определении статуса государственной территории является принцип территориальной целостности, сформулированный в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству, проходившем в Хельсинки в 1975 году. Изменение государственной территории в соответствии с этим принципом может иметь место только на основе определенно выраженного согласия государства и в соответствии с нормами и принципами международного права. Юридическое оформление такого изменения осуществляется путем заключения межгосударственного договора о передаче определенной части территории или об обмене определенными участками.

3. Государственная граница

Государственная граница – это проложенная в натуре или воображаемая линия на земной и водной поверхности, а также проходящие по ним воображаемые вертикальные плоскости, определяющие пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами. Государственная граница подразделяется на сухопутную, водную и воздушную.

Сухопутная граница представляет линию, проходящую по характерным точкам рельефа местности или через определенные точки географических координат, а также по параллелям и меридианам.

Водные границы подразделяются на речные, озерные, морские.

Речные границы проходят обычно по середине главного фарватера или линии наибольших глубин, если река является судоходной; если река является несудоходной – как правило, по середине реки или ее главного рукава. Международным договором может быть определен иной порядок определения границы.

На озерах и иных водоемах граница чаще всего проходит по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам озера или водоема, а также может проходить по медиане, если озеро имеет вытянутую форму, а противолежащие берега принадлежат соседним государствам.

Морская граница устанавливается на море каждым государством по внешнему пределу своих территориальных вод, если эти воды не соприкасаются с аналогичными водами других государств. В настоящее время ширина территориальных вод в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву не может превышать 12 морских миль. В тех случаях, когда территориальные воды двух или нескольких государств соприкасаются и 12-мильный режим не может быть выдержан, линия границы между нами определяется на основе соглашения.

Воздушная граница представляет собой вертикальную поверхность, проходящую по линии прохождения сухопутной и водной государственной границы. Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от космического, в настоящее время не установлен. На практике предлагается установить его в пределах 110 км. от поверхности Земли.

Государственная граница разделяет, как минимум два государства, поэтому ее установление регламентируется соответствующими международными договорами. Например, в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской государственной границе под термином «государственная граница» понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, разделяющие территории на суше, в водах, недрах и воздушном пространстве Российской Федерации и Литовской Республики. Государственная граница начинается от точки стыка границ Российской Федерации, Литовской Республики и Республики Польша и проходит в соответствии с описанием прохождения линии государственной границы между Российской Федерацией и Литовской Республикой до точки стыка внешних границ территориальных морей сторон в Балтийском море.

При установлении линии государственной границы имеют место две стадии: делимитация и демаркация.

Делимитация – это определение в международном договоре направления прохождения государственной границы с обозначением ее на картах, схемах, планах. Карта с нанесенной на ней линией государственной границей обычно подписывается или парафируется, скрепляется гербовыми печатями сторон и является составной частью договора.

Демаркация – определение и обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договорами делимитации границы и приложенными к ним картами и схемами. Работу по демаркации проводит межправительственная смешанная комиссия сторон. Иногда такие функции осуществляет специальный международный орган. О проложении границы на местности составляется протокол с описанием демаркируемой границы, карты с ее обозначением, а также протокол на каждый пограничный знак и схема-кроки каждого знака.

Режим государственной границы определяется в соответствии с принципом международного права нерушимости границ, сформулированном в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству (Хельсинки 1975 г.). В соответствии с этим принципом заключаются соответствующие международные договоры, в которых определяются порядок охраны границы, порядок ее пересечения, порядок разрешения споров в случае нарушения режима государственной границы и другие вопросы. Режим государственной границы кроме того устанавливается и в соответствии с внутренним законодательством государств. В России – это Закон «О государственной границе Российской Федерации», Таможенный кодекс Российской Федерации, Воздушный кодекс Российской Федерации и другие акты.

Несоблюдение правил о режиме государственной границе ведет к возникновению конфликтной ситуации, межгосударственному спору. В соответствии с принципом мирного разрешения международных споров такие ситуации следует разрешать, не прибегая к применению силы и угрозы силой. Для разрешения пограничных конфликтов применяется сформировавшийся в международном праве институт пограничных комиссаров (пограничных представителей). Порядок их деятельности, полномочия, местонахождения определяются договоренностями государств, как правило в виде двусторонних соглашений о деятельности пограничных представителей.

Пограничные представители в пределах участков своей деятельности принимают необходимые меры по предупреждению пограничных инцидентов и их урегулированию в случае их возникновения; контролируют соблюдение правил пересечения государственной границы и принимают меры по предотвращению их нарушения; принимают меры по борьбе с контрабандой; принимают меры по депортации незаконных эмигрантов; участвуют в опознании трупов людей и их передаче; обеспечивают контроль за проведением хозяйственных работ и иной деятельностью на государственной границе; решают другие вопросы.

Деятельность пограничных представителей регламентируется также внутригосударственными актами. В Российской Федерации Постановлением Правительства от 15 мая 1995 года утверждено Положение о пограничных представителях Российской Федерации. В нем предусмотрено, что пограничные представители Российской Федерации и их заместители назначаются на определенные участи государственной границы Российской Федерации в соответствии с международными договорами для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы и урегулирования пограничных инцидентов.

4. Международные реки и каналы

Международные реки – это реки, протекающие по территории двух и более государств и использование которых является предметом международно-правовых отношений прибрежных государств. Особенностью их правового режима является то, что каждая часть реки находится под суверенитетом того государства, в пределах границ которого протекает. Статус международных рек имеют Дунай, Амур, Рейн, Нигер, Конго, Амазонка и другие. Прибрежные государства определяют международно-правовой режим таких рек, заключая, например, соглашения о судоходстве. Участниками подобных соглашений могут быть и неприбрежные государства, осуществляющие судоходство по международным рекам. Прибрежные государства образуют на паритетных началах международные речные комиссии для контроля за выполнением соглашений по использованию соответствующих международных рек. Использование международных рек может быть не только в целях судоходства, но и в иных, например, для строительства плотин, гидроэлектростанций, орошения, лесосплава и т.д. В связи с этим государства, осуществляя суверенитет над своей частью реки, обязаны использовать этот участок, не причиняя ущерба другим прибрежным государствам.

В заключаемых соглашениях о режиме международных рек прибрежные государства могут предусмотреть некоторые ограничения для неприбрежных государств. В основном это касается судоходства по международным рекам военных судов. Так, по Конвенции о режиме судоходства на Дунае запрещается плавание по Дунаю военных кораблей непридунайских стран.

Международные каналы – искусственные морские пути, связывающие между собой отдельные моря и океаны и используемые для международного судоходства. Международные каналы находятся на территории конкретных государств, но эти государства, принимая решение о прокладке канала, соглашаются на использование его другими государствами для осуществления морского судоходства, обеспечивает такое судоходство, а другие государства обязуются уважать права государства, по территории которого проложен канал, включая правила о взимании сборов. Режим международного судоходства по международным каналам регламентируется и международными договорами. Примером последних могут служить Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу, Договоры между США и Панамой о режиме судоходства по Панамскому каналу.

5. Территории с особым международным режимом

Для обеспечения международного мира и безопасности в различных регионах планеты Земля создаются демилитаризованные и нейтрализованные зоны, зоны мира. В международном праве они получают статус территории с особым международным режимом.

Демилитаризированная зона представляет собой часть территории государства, на которой в соответствии с международным договором ликвидируются военные сооружения, запрещается содержание вооруженных сил. Таки зоны обычно устанавливаются для разъединения потенциально враждебных сторон. Объем демилитаризации (запрет размещения вооруженных сил и вооружений, создания военных баз, сооружений и установок, размещение и хранение оружия массового уничтожения или любого другого оружия, проведения военных маневров и учений) оговаривается в международных договорах, примером которых могут служить Соглашение между СССР и Финляндией об Аландских островах, Договор о Шпицбергене, Договор об Антарктике.

Нейтрализованные зоны создаются с целью запрета использования какой-либо территории в военных целях, в том числе ведения военных действий на определенной территории и для ее использования в качестве базы для их ведения. Нейтрализованными зоны создаются на основе международного договора. Нейтрализованные являются острова архипелага Шпицберген, Антарктика, Луна и другие небесные тела, зоны Суэцкого и Панамского каналов.

В последнее время как разновидность демилитаризованных зон выделяются безъядерные зоны, на территории которых запрещается производство, испытание, размещение транспортировка и хранение ядерного оружия, сооружение и размещение оборудования и установок для его обслуживания, создание военных баз для доставки и размещения на них ядерного оружия и его носителей. В основе создания таких баз лежат международные договоры. В настоящее время безъядерными зонами являются Южная часть Тихого океана, Латинская Америка. Договором об Антарктике было объявлено о создании там безъядерной зоны.

Зона мира – это точно определенный географический район, включающий сухопутную и водную территории прибрежного государства и пространство над ними, а также морское и воздушное пространство за пределами территориального моря прибрежных государств, характеризующиеся особым правовым режимом, который устанавливается на основе международного договора и гарантируется великими державами. Учреждение таких зон направлено на обеспечение функционирования систем коллективной безопасности.

Особый правовой режим присущ и такой территории как Арктика. Это северная область Земли, куда входят глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки. Приарктическими государствами являются Российская Федерация, Норвегия, Дания, Канада, США. Правовой режим Арктики определяется нормами международного морского права, а также национальным законодательством указанных государств, но степень урегулированности национальным законодательством приарктических государств различна. Наиболее полно регламентация осуществляется законодательством России и Канады.

Особым правовым режимом обладает Антарктика, которая представляет собой территорию, включающую южный полярный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова и шельфовые ледники, а также части Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Правовой режим Антарктики определяется Договором об Антарктике, участниками которого являются 29 государств, включая Россию. Договором определено, что все территориальные претензии в Антарктике замораживаются и используется Антарктика только в мирных целях. В Антарктике запрещены любые ядерные взрывы, удаление в этот район радиоактивных материалов, кроме случаев, когда использование ядерной энергии в Антарктике будет регулироваться специальными международными отношениями. Антарктика является демилитаризованной и нейтрализованной территорией.

Отдельными соглашениями между участниками Договора об Антарктике регулируются вопросы использования морских живых ресурсов, минеральных ресурсов Антарктики.

Правовой статус Антарктики предполагает свободу научных исследований и международного сотрудничества в этой сфере. Такое участие предполагается для любого государства, в том числе и не участвующего в Договоре об Антарктике.

Положения Договора об Антарктике были дополнены более поздними договорами, в частности Конвенцией по урегулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики. Положения этой Конвенции развивают принцип Договора об Антарктике по обеспечению экологической безопасности региона.

Голицын В.В. Антарктика; тенденция развития режима / В.В. Голицын. М., 1989.

Клименко Б.М. Мирное решение территориальных спо­ров / Б.М. Клименко. М., 1990

Щербаков А.С. Государственная граница России и право / А.С. Щербаков // Государство и право. 1995. № 9.


Раздел 12. Международная защита прав человека

1. Международные стандарты прав человека

Права человека имеют естественную природу и существуют независимо от их закрепления в законодательных актах государства. Права человека являются предметом заботы не только государства, но и всего международного сообщества в целом. Ценность международных актов о правах человека в том, что они закрепляет тот нормативный минимум, на который должны ориентироваться государства при признании и обеспечении провозглашаемых прав.

Нормы, закрепляющие права и свободы человека выступают в качестве общечеловеческих стандартов, определяющих моральные ценности каждого государства.

Международные акты вводят минимальный уровень защиты прав человека, который должен быть обеспечен государством посредством реализации норм внутреннего или международного права. Международные акты не препятствуют созданию более эффективной системы защиты прав человека.

Международные стандарты выполняют следующие функции:

Определяют перечень прав и свобод , относящихся к категории основных и обязательных для всех государств-участников международных договоров о правах человека;

Формируют главные черты содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;

Фиксируют условия пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями;

Устанавливают обязательства государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и ведение на национальном уровне гарантий , обуславливающих их реальность;

Определяют механизм защиты прав и свобод (внутренний и международный).

Сравнительный анализ стандартов прав и свобод человека, закрепленных в международных договорах и национальных правовых актах, показывает, что перечень прав и свобод в международных документах не отличается от перечня, предусмотренного национальным законодательством.

Россия демонстрирует уважительное отношение к международным обязательствам в области прав человека. В большинстве законодательных актов восприняты международные стандарты. Некоторые национальные акты разработаны с учетом международных договоров. Например, Уголовный кодекс РФ «основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права» (ст. 1), Уголовно-исполнительное законодательство учитывает международные договоры РФ, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями (ст. ст. 3, 10, 12, 97). Нормами как национального, так и международного права регулируются правовой статус подозреваемых и обвиняемых, содержание под стражей (ст. ст. 6, 4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), можно назвать ст. 46 Конституции, УПК РФ и другие. Камнем преткновения является лишь обязательство по отмене смертной казни. После ратификации Европейской Конвенции был введен мораторий на применение смертной казни.

Международные акты раскрывают содержание прав и свобод человека. Иногда международные акты дополняют содержание прав.

Конституция РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью адвоката (защитника) на всех стадиях уголовного судопроизводства. Статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах вносит существенное дополнение в содержание этого стандарта: каждый при рассмотрении предъявленного ему обвинения вправе сноситься с выбранным им самим защитником и защищать себя через его посредство.

Конституционный Суд РФ констатировал, что отказ обвиняемому (подозреваемому) в приглашении выбранного им адвоката по мотивам отсутствия у последнего допуска к государственной тайне. Предложение обвиняемому (подозреваемому) выбрать защитника из определенного круга адвокатов, имеющих такой допуск, обусловленные распространением положений ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне» на сферу уголовного судопроизводства, неправомерно ограничивают конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника. Основанием такого решения послужило совместное применение ст. 48 Конституции и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Содержание же международных стандартов прав и основных свобод человека существенно отличается от содержания и смысла, который вкладывается национальным законодательством в понимание некоторых прав. Так, судебное разбирательство должно быть «в разумный срок». Это понятие меняется в зависимости идет ли речь о гражданском или уголовном процессе. В гражданских делах срок исчисляется с момента возбуждения иска в суде, в уголовном –когда «лицу передается официальное уведомление со стороны компетентных органов о том, что в отношении его имеется подозрение в совершении уголовного преступления». Продолжительность разумного срока зависит от характера разбирательства, числа участвующих инстанций. Наличие сложностей административного характера не являются достаточным основанием для несоблюдения критерия разумного срока.

Европейский Суд по правам человека выработал критерии разумности срока судебного разбирательства гражданских и уголовных дел. При определении длительности судебного разбирательства учитывается: сложность дела, поведение властей к рассмотрению дела, поведение самого заявителя, а также наличие особых обстоятельств, которые могли бы оправдать продление срока. Значение играет не собственно продолжительность разбирательства, а ее соразмерность и пропорциональность характеру предполагаемого правонарушения. Так, не разумными были признаны: 2г. 7 мес. в деле М. против Соединенного Королевства о присуждении права собственности, 9 лет в деле Бок против ФРГ о разводе, 17 лет в деле Экле против ФРГ , обвиняемого в совершении уголовного преступления.

Пленум Верховного Суда РФ подчеркнул, что судьи должны учитывать данные критерии, выработанные Европейским Судом, при осуществлении правосудия (п. 12 Постановления «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»).

Международная система защиты прав непрерывно эволюционирует. Например, права и свободы, закрепленные в Европейской Конвенции, наполняются новым содержанием, конкретизируются в результате решений Европейского Суда по правам человека, имеющих силу прецедента. Практика последних лет свидетельствует, что Европейский Суд уточнил свои подходы к содержанию некоторых стандартов: «бесчеловечное обращение или наказание», «право на справедливое судебное разбирательство», «частная и семейная жизнь», «моральный ущерб».

Международно-правовые акты регулируют условия, цели ограничения прав и свобод .

В п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека целями ограничения признается обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей; удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах оперирует термином "ограничения". В соответствии со ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах государства могут "отступить от своих обязательств", если они необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц.

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод используются сразу два термина: «ограничения» (ст. 8-11,18) и «отступление от своих обязательств» (ст.15), цели ограничений существенно расширены. В соответствии с положениями Европейской Конвенции ограничения права возможны в следующих случаях, если они:

- «предусмотрены законом» . Европейский Суд оценивает доступность, предсказуемость и точность закона, чтобы определить, удовлетворяют ли действия государства требованию о соответствии закону.

И «необходимы в демократическом обществе». Вмешательство властей должны быть соразмерны преследуемым целям (предотвращение беспорядков и преступлений; интересы государственной безопасности и общественного спокойствия).

Указанные стандарты применяются в практике национальных судов. Однако, не всегда суды учитывают оба этих критерия. Так, в районном суде г. Красноярска гражданка Индии обжаловала действия должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю. Миграционная служба отказала в продлении вида на жительство в связи с пропуском установленного законом шестимесячного срока. Заявительница должна была быть депортирована из страны. Районный суд обязал миграционную службу выдать вид на жительство, аргументировав решение ст. 8 Европейской Конвенции. По мнению Федерального суда Советского района г. Красноярска, действия миграционной службы ограничивали право заявительницы на личную и семейную жизнь и не были необходимыми в демократическом обществе.

Ценность и значение международных актов состоит не только в закрепленных правах и свободах, но и в механизме защиты этих прав. Конституция РФ в ст. 46 закрепила право каждого обращаться в соответствии с международными договорами России в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

Специфика международных документов в области прав человека, заключается в том, что они возлагают обязательства на государства не столько в отношении других государств-членов, сколько в отношении частных лиц, находящихся под их юрисдикцией. Именно на национальные государственные органы ложится главное бремя защиты индивидуальных прав и свобод. Задача международных актов дополнить их, обозначить минимальные стандарты в этой области, а также обеспечить возмещение ущерба на международном уровне, если это невозможно на внутригосударственном.

2. Правовое закрепление международных стандартов

Международные договоры о правах человека с точки зрения предмета правового регулирования можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют международные договоры, закрепляющие общие положения сотрудничества государств по определению стандартов прав и свобод человека. Опираясь на такие договоры, государства принимают свое национальное законодательство в этой сфере. Первым документом, в котором были закреплены международно-правовые гарантии прав человека, стала Всеобщая декларация прав человека 1948 г. В развернутом виде права человека получили отражение в Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966г.). Важную роль с точки зрения гарантий осуществления прав и свобод человека играют региональные договоры. В их числе Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, Американская Конвенция о правах человека, Африканская Хартия прав человека и основных свобод.

Во второй группе договоры, касающиеся сотрудничества государств в борьбе с массовыми нарушениями прав человека . К договорам этой группы можно отнести Конвенцию о предупреждение преступления геноцида и наказания за него, Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

В третью группу входят договоры о защите отдельных категорий индивидов . Примером таких договоров могут быть международные договоры о защите прав женщин, детей, а также договоры, регулирующие коллективные права (национальные меньшинства).

На международном уровне создана комплексная система защиты прав женщин. Международные договоры, касающиеся прав женщин, регулируют защиту их прав в политической, экономической сфере, в области образования и семейных отношений. В числе договоров этой группы- Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о согласии на вступление в брак и минимальном брачном возрасте и регистрации браков, Конвенция об охране материнства.

Государства принимают на себя международные обязательства обеспечить права самой уязвимой категории – детей. Конвенция о правах ребенка, Конвенция о минимальном возрасте допуска детей на работу в море, Конвенция о защите и сотрудничестве детей в области международного усыновления, Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей и др.

Четвертую группу составляют договоры о защите отдельных прав индивидов. В качестве примера можно привести международные документы, принятые в рамках МОТ по вопросам труда. МОТ устанавливает минимальные стандарты по вопросам свободы ассоциации, Конвенция МОТ № 87 Свобода ассоциации и защита права на организацию, Конвенция МОТ № 98 Право на организацию и ведение коллективных переговоров, Конвенция МОТ № 135 Представители трудящихся.отмены принудительного труда, социального обеспечения. Конвенция № 117 Об основных целях и нормах социальной политики, Конвенция № 130 О медицинской помощи и пособиях по болезни, Конвенция №17 о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве Сотрудничество государств в сфере трудовой деятельности и социальной защиты регулируется и на региональном уровне. Соглашения СНГ - О сотрудничестве в области охраны труда 1994 г, О порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания 1994г., О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся –мигрантов 1994г.

Несмотря на имеющиеся различия, универсальные и европейские стандарты прав и свобод человека обладают общими ценностными характеристиками. Более того, региональное сотрудничество не исключает, а дополняет универсальное сотрудничество, а в некоторых отношениях и более эффективно обеспечивает основные права и свободы человека.

3. Международные механизмы защиты прав человека

Право международной безопасности

3. Региональные системы коллективной безопасности

Устав ООН допускает возможность создания международных региональных организаций коллективной безопасности народного мира и безопасности на региональной основе. При этом непременно должны выполняться следующие условия:

действия на региональной основе должны быть совместимы с целями и принципами ООН, касаться только местных споров и не выходить за пределы данного района;

никакие принудительные действия не должны предприниматься без полномочий от Совета Безопасности ООН;

все местные споры, возникающие между государствами какого-либо региона, должны разрешаться только мирными средствами;

Совет Безопасности должен быть всегда информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в рамках региональных соглашений для поддержания международного мира и безопасности;

любые действия на региональной основе не должны противоречить действиям в рамках универсальной системы международной безопасности ООН.

Принудительные действия с использованием вооруженной силы в регионе могут иметь место только для отражения уже совершенного нападения в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН с немедленным сообщением об этом Совету Безопасности. Все это говорит о том, что любая региональная система коллективной безопасности может являться и является составной частью универсальной системы международной безопасности.

Региональными организациями коллективной безопасности на Европейском континенте являются:

Организация Североатлантического договора (НАТО) с 1949 г.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1995 г.

С 1955 по 1991 гг. действовала Организация Варшавского Договора (ОВД), которая в 1956 г. в Венгрии и в 1968 г. Чехословакии осуществила вооруженное вмешательство в их внутренние дела, приведшие к человеческим жертвам.

Коллективная безопасность в рамках НАТО.

НАТО (организация Североатлантического договора) образована 4 апреля 1949 г. Цель: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическим и военными средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами таким путем, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

Согласно ст. 5 Североатлантического договора вооруженные нападения против одной или нескольких стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех таких стран.

Процесс политических изменений в Европе обусловил необходимость разработки новой стратегической концепции. Элементы этой концепции закреплены в Лондонской декларации "Североатлантический альянс в процессе перемен" (1990 г.); Заявлении Совета НАТО в Брюсселе "Партнерство во имя мира" 1994 г. Россия участвует в данной программе.

В рамках НАТО дважды были урегулированы споры между Грецией и Турцией, касающиеся континентального шельфа Эгейского моря и северо-западной части Кипра, оккупированной Турцией.

В 1995-96 гг. НАТО приняла активное участие в прекращении кровопролития в Боснии и Герцеговине.

Руководящими органами НАТО являются Североатлантический Совет, Комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, Генеральный секретарь (Робертсон).

Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, Постоянного военного комитета и Международного военного штаба.

В НАТО входят 25 государств. Исландия, не имеющая собственных вооруженных сил, не входит в интегрированную военную структуру. Однако она вправе послать гражданского чиновника в Военный комитет. Испания не участвует в интегрированной командной структуре НАТО, однако является полноправным членом Группы ядерного планирования, Комитета оборонного планирования.

Основные принципы сотрудничества России с НАТО закреплены в основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО от 27 мая 1997г.

Принципы этих отношений:

развитие партнерства и сотрудничества;

отказ от применения силы или угрозы силой;

уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народа на самоопределение;

предотвращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами;

поддержка в каждом конкретном случае миротворческих операций, осуществляемых под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственность ОБСЕ.

Россия и НАТО создали совместный постоянный совет Россия-НАТО. Положения упомянутого акта не дают России или НАТО право вето по отношению к действиям другой стороны. В соответствии с разделом IV государства - члены НАТО не будут развертывать ядерное оружие на территории новых членов, и не будут изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику.

Штаб-квартира НАТО расположена в г. Брюсселе.

В 1962г. мирным путем был разрешен так называемый "кубинский кризис" - ввоз и вывоз с Кубы ракетно-ядерного оружия СССР. Руководство государств - участников НАТО приняло решение о расширении количественного состава блока за счет принятия Чехии, Польши, Венгрии, что противоречит национальным интересам России.

Коллективная безопасность в рамках ОБСЕ.

Правовой основой коллективной безопасности в рамках ОБСЕ является: Заключительный акт СБСЕ 1975 г., итоговые документы СБСЕ, принятые в Белграде (1977 г.), Мадриде (1980 г.), Вене (1989 г.), пакет документов "Хельсинки-2" (1992 г.) и в Будапеште (1994 г.), в том числе Кодекс поведения.

На встрече глав государств и правительств СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. принят пакет решений, предусматривающий создание антикризисных механизмов СБСЕ, включая операции по поддержанию мира.

На первой стадии урегулирования кризисных ситуаций используются механизм мирного разрешения споров, миссии специальных докладчиков и миссии по установке фактов. В случае разрастания конфликта может быть принято решение о проведении операции по поддержанию мира. Такое решение принято Совмином на основе консенсуса или действующим в качестве его агента Руководителем Советом. Необходимо согласие непосредственно заинтересованных сторон на проведение операции. Операции предполагают посылки групп военных наблюдателей или сил по поддержанию мира. Личный состав представляется отдельными государствами-участниками. Операции могут проводиться в случае возникновения конфликта как между государствами, так и внутри них. Они не предусматривают принудительных действий и осуществляются в духе беспристрастности.

При проведении операций СБСЕ может пользоваться ресурсами и опытом ЕС, НАТО, ЗЕС, СНГ. Операции проводились группами наблюдателей в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Абхазии, Грузии, Чечне, Албании.

Коллективная безопасность в рамках СНГ.

Несмотря на то, что значительное внимание безопасности уделено в Уставе СНГ, все конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств-членов СНГ регулируются специальными соглашениями.

В 1992 г. были заключены Соглашение об Объединенных Вооруженных силах на переходный период, Соглашение о Совете безопасности СНГ и др. Наиболее обстоятельным является Договор о коллективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 г. В соответствии с ним предусмотрены обязательства воздерживания от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях; решать все разногласия мирными средствами; не вступать в военные союзы и не принимать участия в коллективных группировках государств и др.

Договор содержит соответствующий механизм взаимной помощи на случай агрессии, который включает оказание военной помощи и взаимную поддержку, охрану внешних границ государств-участников. Использование военной силы в целях отражения агрессии принимается исключительно главами государств. Таким образом, договор носит сугубо оборонительный характер.

Следует подчеркнуть, что в Договоре о коллективной безопасности участвуют: Армения, Казахстан, Киргизия, Киргизия, России, Таджикистан, Узбекистан, т.е. не все государства-участники СНГ, а те кто участвуют именуют себя членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Для решения проблем урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ Совет глав государств 19 января 1996 г. принял Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ.

Помимо уже отмеченных документов страны СНГ заключили ряд и других соглашений, относящихся к миротворчеству. Наиболее важным из них является, пожалуй, Соглашение о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ 1992 г. В общем, можно сказать, что заложена основательная нормативная правовая основа. Однако реализация упомянутых актов оставляет желать лучшего. Коллективные силы были применены лишь в Таджикистане. В других случаях (в Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии) миротворческие операции осуществляются Россией на основе двусторонних соглашений.

Глобальный уровень энергетической дипломатии

«Поскольку энергетика стала глобальной, энергетическая безопасность - неделима. Наше общее будущее в области энергетики подразумевает общую ответственность, общие риски и выгоды». В.В. Путин. За несколько лет...

Организация договора о коллективной безопасности

Основной для создания ОДКБ послужил Договор о коллективной безопасности, подписанный Арменией, Беларусью, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном 15 мая 1992 года...

Организация договора о коллективной безопасности

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения...

Организация договора о коллективной безопасности

Организация договора о коллективной безопасности

Концепция коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г...

Право международной безопасности

Организацией универсальной системы коллективной безопасности является Организация Объединенных Наций, главной целью которой является поддержание международного мира и безопасности...

Право международной безопасности и мирные средства разрешения международных споров

Устав ООН допускает возможность создания международных региональных организаций коллективной безопасности на региональной основе...

Роль Совета Безопасности ООН в урегулировании международных конфликтов в современном мире (на примере Иракского кризиса)

Начиная характеристику правовой базы, принципов и задач деятельнпсти Совета Безопасности ООН, отметим, что данная характеристика будет невозможной без предварительного анализа деятельности и правовой базы ООН в целом...

Роль Совета Безопасности ООН в урегулировании международных конфликтов в современном мире (на примере Иракского кризиса)

В соответствии с Уставом ООН на Совете Безопасности лежит главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Отправной точкой является п.4 ст.2 Устава ООН...

Первые реальные попытки организации единой системы по обеспечению безопасности в Европе возникли в начале прошлого века. Тогда многие страны Европы вошли в состав Лиги Наций, которая действовала как международная организация...

Экономические аспекты обеспечения безопасности в Европе

Экономические аспекты обеспечения безопасности в Европе

Сегодня европейские страны тратят колоссальные средства на поддержание безопасности и стабильности в регионе. Сотрудничая в рамках организаций по безопасности, приходя к договоренностям и соглашениям в этой сфере...

Они представлены соглашениями и организациями, обес­печивающими безопасность на отдельных континентах и в ре­гионах. Их значение отнюдь не умаляется тем, что современ­ные средства ведения войны приобрели глобальный характер. Возможность предотвращения любого локального конфликта, который может перерасти в полномасштабную войну, застав­ляет государства объединяться на различных уровнях. Это по­ложение закреплено в п. 1 ст. 52 Устава ООН, допускающем существование региональных соглашений или органов "при ус­ловии, что такие соглашения или органы и их деятельность со­вместимы с целями и принципами Организации". Эффектив­ные региональные системы коллективной безопасности требу­ют участия в них всех государств данного региона, независимо от их общественного и государственного строя. Они преследуют ту же цель, что и универсальный механизм коллективной безо­пасности, - поддержание международного мира и безопасно­сти. Вместе с тем сфера их действия ограничена по отношению к универсальной системе коллективной безопасности. Во-пер­вых, региональные организации не правомочны принимать ка­кие-либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к иным или нескольким регионам; во-вторых, участники регио­нального соглашения вправе решать только такие вопросы, ко­торые касаются региональных действий, затрагивают интере­сы государств соответствующей группы.

К компетенции региональных организаций относится пре­жде всего обеспечение мирного разрешения споров между их членами. Согласно п. 2 ст. 52 Устава ООН, члены этих организа­ций должны прилагать все усилия для достижения мирного разрешения- местных споров в рамках своих организаций до передачи споров в Совет Безопасности, а последний в свою оче­редь должен поощрять такой метод разрешения споров.

Учитывая различия регионов и ситуаций, происходящих в них, Устав ООН не дает точного определения региональных соглашений и органов, чем обеспечивается гибкость мероприя­тий, осуществляемых группой государств для разрешения во­проса, подходящего для региональных действий. Такое поло­жение дает основание говорить о сложившейся модели отноше­ний между региональными организациями и ООН и о формаль­ном "разделении труда" по поддержанию мира.

Совет Безопасности может использовать региональные ор­ганизации для осуществления под своим руководством прину­дительных действий. Сами же региональные организации не полномочны принимать никаких принудительных мер без раз­решения Совета Безопасности. Региональные организации вправе применять принудительные меры только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.



Другая важная задача региональных организаций состоит в содействии сокращению и ликвидации вооружения и в пер­вую очередь оружия массового уничтожения.

Созданию региональных систем коллективной безопасно­сти в практической деятельности государств уделяется значи­тельное внимание. На Европейском континенте до второй миро­вой войны, несмотря на усилия Советского Союза, создать сис­тему коллективной безопасности на удалось. В послевоенный период международные отношения в Европе строились на началах противоборства двух "мировых систем". Западные стра­ны в 1949 г. заключили Североатлантический договор (НАТО). Ответным шагом социалистических стран стало подписание в 1955 г. Варшавского Договора.

В текстах обоих договоров содержались конкретные обяза­тельства сторон по поддержанию мира и безопасности: воздер­живаться от угрозы силой или ее применения, разрешать меж­дународные споры мирным путем. Но речь шла о данных обя­зательствах только в отношении государств - участников этих договоров. Что касалось отношений организаций друг к другу, то они находились в состоянии "холодной войны". Нельзя не отметить тот факт, что НАТО была оформлена в нарушение основных условий заключения региональных соглашений безо­пасности, зафиксированных в гл. VII Устава ООН "Региональ­ные соглашения": в него вошли страны, которые расположены в различных регионах.

В соответствии с договором целью НАТО является объеди­нение усилий всех ее членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. Однако с этой целью не согла­суются меры по созданию мощной военной структуры.

Принятие новых государств в НАТО свидетельствует о нарушении ст. 7 Договора, которая предусматривает приглаше­ние государств, а не принятие по их личному заявлению. Само расширение НАТО на восток свидетельствует об увеличении военной машины за счет новых членов, что не способствует ев­ропейской безопасности «Трансформация» НАТО, о которой за­являют ее руководители, также не соответствует ее целям. Про­ведение миротворческих операций и реализации программы "Партнерство во имя мира" не предусмотрена Договором 1949 г. Роль, которую на себя возлагает НАТО на Европейском конти­ненте, также выходит за пределы ее компетенции.

Варшавский Договор был заключен в строгом соответствии с Уставом ООН и отличительной особенностью его как оборони­тельной организации являлось стремление к созданию системы коллективной безопасности всех государств Европы. В ст. 11 Договора указывалось: "В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Обще­европейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, на­стоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в дейст­вие Общеевропейского Договора".

Процессы, происшедшие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы с середины 80-х годов, повлекшие ликвидацию "мировой системы социализма", предопределили судьбу Организации Варшавского Договора. В 1991 г. ОВД перестала существовать.

Основы системы коллективной безопасности в Европе были заложены Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В подписанном в Хельсинки Заключительном акте (1975 г.) содержится свод принципов сотрудничества государств и их взаимоотношений, намечены конкретные меры в области разоружения, в том числе меры доверия в военной области, указаны практические шаги по обеспечению европейской безо­пасности. Отличительная особенность Заключительного акта как основы европейской системы коллективной безопасности заклю­чается в том, что в нем не предусмотрено применение принудительных мер.

За время, прошедшее со дня подписания Заключительного акта СБСЕ (1975 г.), нормы, обеспечивающие стабильность безо­пасности в Европе, были приняты в последующих докумен­тах СБСЕ. Особого внимания заслуживают пакеты решений, принятых на встречах глав государств и правительств госу­дарств - участников СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. и в Будапеште 5-6 декабря 1994 г. В числе актов Будапештской встречи - Кодекс поведения, касающийся военно-политиче­ских аспектов безопасности. Заслуживает внимания тезис, со­гласно которому демократический политический контроль над военными и военизированными силами, силами внутренней безо­пасности, разведывательными службами и полицией расцени­вается как незаменимый элемент стабильности и безопасности.

Принятые в рамках СБСЕ-ОБСЕ документы способствова­ли созданию новой формы отношений между европейскими го­сударствами, основанной на совместных подходах к вопросам создания системы безопасности. Существенным итогом в этом процессе явилось подписание в марте 1995 года в Париже Пак­та о стабильности в Европе, который позже был передан Евро­пейским Союзом в ОБСЕ для доработки и проведения в жизнь в тесном сотрудничестве с Советом Европы.

Практике деятельности региональных организаций, в до­кументах которых содержатся положения о коллективных ме­рах в случае вооруженного нападения против какого-либо из членов (ЛАГ, ОАЕ, ОАГ), известны случаи использования сил по поддержанию мира (например, создание в 1981 г. Организа­цией африканского единства межафриканских сил по стабили­зации положения в Чаде).

Коллективная безопасность в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)

Государства -- участники СНГ в соответствии с Уставом СНГ взяли на себя обязательства проводить согласованную по­литику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями и поддерживать безопасность в Содружестве.

В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасно­сти и территориальной целостности одного или нескольких го­сударств-членов либо международному миру и безопасности государства приводят в действие механизм взаимных консуль­таций с целью координации позиций и принятия мер для уст­ранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости на основании реше­ния Совета глав государств Содружества вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллек­тивную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН.

Все конкретные вопросы военно-политического сотрудни­чества государств - членов СНГ регулируются специальными соглашениями, важнейшим из которых является Договор о кол­лективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 г. Договором предусмотрено обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных от­ношениях. Государства-участники обязуются решать все раз­ногласия между собой и с другими государствами мирными сред­ствами (ст. 1). Принято обязательство не вступать в военные союзы и не принимать участия в каких-либо группировках го­сударств, а также действиях, направленных против другого го­сударства-участника, уважать независимость и суверенитет друг друга, консультироваться по всем важным вопросам междуна­родной безопасности, затрагивающим их интересы.

Коллективная безопасность СНГ строится на основании норм Устава ООН (коллективная самооборона). Исходя из этого, До­говор содержит и соответствующий механизм взаимной помо­щи на случай агрессии. Он включает оказание военной помощи, а также взаимную поддержку. Использование вооруженных сил в целях отражения агрессии принимается исключительно гла­вами государств - участников СНГ. Использование вооружен­ных сил за пределами территории государств-участников мо­жет осуществляться только в интересах международной безо­пасности в строгом соответствии с Уставом ООН и законода­тельством государств - участников настоящего Договора. Договор не затрагивает право государств-участников на индиви­дуальную и коллективную оборону от агрессии.

Договор носит сугубо оборонительный характер. Он открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разде­ляющих его цели и принципы. Более того, он предусматривает стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе и Азии, от которой будет зависеть внесение необходи­мых изменений в настоящий Договор.

Решение о проведении операций по поддержанию мира в рамках СНГ принимается Советом глав государств с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враж­дебных действий.

Группы по поддержанию мира в рамках СНГ комплекту­ются в каждом конкретном случае на добровольной основе го­сударствами - участниками Соглашения, за исключением кон­фликтующих сторон.

Совет глав государств СНГ обязан в соответствии с Согла­шением от 20 марта 1992 г. незамедлительно информировать Совет Безопасности ООН и Совет СБСЕ (ныне - ОБСЕ) о ре­шении проводить миротворческую операцию.

Устав ООН допускает возможность создания международных региональных организаций коллективной безопасности на региональной основе. При этом непременно должны выполняться следующие условия:

Действия на региональной основе должны быть совместимы с целями и принципами ООН, касаться только местных споров и не выходить за пределы данного района;

Никакие принудительные действия не должны предприниматься без полномочий от Совета Безопасности ООН;

Все местные споры, возникающие между государствами какого-либо региона, должны разрешаться только мирными средствами;

Совет Безопасности должен быть всегда информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в рамках региональных соглашений для поддержания международного мира и безопасности;

Любые действия на региональной основе не должны противоречить действиям в рамках универсальной системы международной безопасности ООН.

Принудительные действия с использованием вооруженной силы в регионе могут иметь место только для отражения уже совершенного нападения в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН с немедленным сообщением об этом Совету Безопасности. Все это говорит о том, что любая региональная система коллективной безопасности может являться и является составной частью универсальной системы международной безопасности.

Региональными организациями коллективной безопасности на Европейском континенте являются:

Организация Североатлантического договора (НАТО) с 1949 г.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1995 г.

Организация договора о коллективной безопасности в рамках СНГ с 1992 г.

С 1955 по 1991 гг. действовала Организация Варшавского Договора (ОВД), которая в 1956 г. в Венгрии и в 1968 г. Чехословакии осуществила вооруженное вмешательство в их внутренние дела, приведшие к человеческим жертвам.

Коллективная безопасность в рамках НАТО.

НАТО (организация Североатлантического договора) образована 4 апреля 1949 г. Цель: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическим и военными средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами таким путем, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

Согласно ст. 5 Североатлантического договора вооруженные нападения против одной или нескольких стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех таких стран.



Процесс политических изменений в Европе обусловил необходимость разработки новой стратегической концепции. Элементы этой концепции закреплены в Лондонской декларации "Североатлантический альянс в процессе перемен" (1990 г.); Заявлении Совета НАТО в Брюсселе "Партнерство во имя мира" 1994 г. Россия участвует в данной программе.

В рамках НАТО дважды были урегулированы споры между Грецией и Турцией, касающиеся континентального шельфа Эгейского моря и северо-западной части Кипра, оккупированной Турцией.

В 1995-96 гг. НАТО приняла активное участие в прекращении кровопролития в Боснии и Герцеговине.

Руководящими органами НАТО являются Североатлантический Совет, Комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, Генеральный секретарь (Робертсон).

Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, Постоянного военного комитета и Международного военного штаба.

В 2004 г. НАТО входили 26 государств Европы, в том числе и те, которые ранее были членами ОВД. Исландия, не имеющая собственных вооруженных сил, не входит в интегрированную военную структуру. Однако она вправе послать гражданского чиновника в Военный комитет.Испания не участвует в интегрированной командной структуре НАТО, однако является полноправным членом Группы ядерного планирования, Комитета оборонного планирования.

Основные принципы сотрудничества России с НАТО закреплены в основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО от 27 мая 1997 г.

Принципы этих отношений:

Развитие партнерства и сотрудничества;

Отказ от применения силы или угрозы силой;

Уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народа на самоопределение;

Предотвращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами;

Поддержка в каждом конкретном случае миротворческих операций, осуществляемых под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственность ОБСЕ.

Также, Россия и НАТО в 2002 г. создали совместный постоянный совет Россия-НАТО. Положения упомянутого акта не дают России или НАТО право вето по отношению к действиям другой стороны. В соответствии с разделом IV государства - члены НАТО не будут развертывать ядерное оружие на территории новых членов, и не будут изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику.

Штаб-квартира НАТО расположена в г. Брюсселе.

Решение о направлении за пределы территории РФ воинских формирований вооруженных сил для участия в международных принудительных действиях принимается Президентом РФ на основе постановления Совета Федерации и в соответствии с ратифицированным международным договором или федеральным законом .

Решение о направлении за пределы территории РФ воинских формирований для участия в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил, предоставляемых в распоряжение Совета Безопасности, ООН на основе соглашения с Советом Безопасности принимается в соответствии с решением Совета Безопасности Президентом РФ на основе постановления Совета Федерации и в соответствии с ратифицированным международным договором или федеральным законом.

Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению

По Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. (ратифицирован СССР в 1963 г.) государства обязались запретить и не производить ядерных взрывов в атмосфере, за ее пределами (включая космическое пространство), под водой, а также в любой другой среде, если взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территории государства. Данный Договор является бессрочным.

В 1974 г. между СССР и США был заключен Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, по которому мощность производимых подземных испытаний ядерного оружия ограничивалась 150 килотоннами.

В 1996 г. был подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Участники Договора обязались не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем.

Каждое государство обязуется также запретить физическим и юридическим лицам на его территории или в другом месте, находящемся под его юрисдикцией, заниматься деятельностью, указанной в Договоре.

Государства сотрудничают с другими государствами и предоставляют в соответствующей форме правовую помощь, с тем чтобы содействовать осуществлению обязательств.

Для обеспечения осуществления положений Договора учреждается Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

В целях контроля за соблюдением Договора учреждается режим контроля (международная система мониторинга; консультации и разъяснения; инспекции на месте; меры укрепления доверия), подробно урегулированный Протоколом к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.

Ограничение стратегических наступательных вооружении .

Ограничение стратегических наступательных вооружений (СНВ) предусматривается несколькими международными договорами, заключенными главным образом между СССР (РФ) и США.

Так, в соответствии с Договором об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. (ПРО) было установлено по два района размещения систем ПРО для СССР и США, в каждом из которых могло быть размещено ограниченное число ракет и радиолокационных станций (РЛС). Протокол 1974 г. к Договору ограничил количество районов размещения систем ПРО одним.

Подписанный в 1979 г. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) устанавливает ограничения стратегических ракет, пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков. Однако этот Договор до сих пор не ратифицирован Российской Федерацией (США ратифицировали Договор в январе 1997 г.).

В 1987 г. был заключен Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности, предусматривающий ликвидацию целого класса СНВ. В Договоре были закреплены меры контроля и проверки, включая инспекции на местах.

По Договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г. стороны сокращают и ограничивают свои СНВ, а именно: межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок, тяжелые бомбардировщики, боезаряды ракет таким образом, чтобы через семь лет после вступления Договора в силу суммарные количества СНВ не превышали указанного в договоре числа. Запрещены также модернизация и замена СНВ. Ограничены районы базирования мобильных пусковых установок МБР. Стороны обязались не применять маскировки для осуществления контроля за соблюдением положений Договора. Контроль включает в себя как проведение инспекций на местах, так и обеспечение возможности непрерывного наблюдения за сокращением СНВ. Для разрешения вопросов по Договору учреждается также Совместная комиссия по инспекциям и соблюдению.

К Договору прилагаются Протокол об инспекциях, Протокол о переоборудовании и ликвидации, Протокол об уведомлениях и др.

Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. (в силу пока не вступил) устанавливает дальнейшие ограничения СНВ и их сокращение до более низкого уровня, чем по Договору 1991 г., и, более жесткие меры контроля.

Запрещение разработки, производства, применения химического и бактериологического оружия и их уничтожение .

В соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. государства обязались ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать и не сохранять:

  • биологические агенты или токсины, не предназначенные для профилактических, защитных или других мирных целей;
  • оружие или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или вооруженных конфликтов .

Государства также приняли обязательство уничтожить или переключить на мирные цели все агенты, токсины, оружие, оборудование или средства доставки, находящиеся в их распоряжении.

Любое государство — участник Конвенции может подать жалобу в Совет Безопасности ООН на то, что какое-либо государство-участник нарушает свои обязательства по Конвенции. Совет Безопасности проводит расследование по жалобе и информирует о его результатах.

Таким образом, Конвенция дополняет Женевский протокол 1925 г.

Согласно Конвенции о запрещении производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. государства обязуются ни при каких обстоятельствах:

  • не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было;
  • не применять химическое оружие;
  • не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия;
  • не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещаемой по Конвенции.

Под химическим оружием понимаются:

  • токсичные химикаты и реагенты, участвующие в производстве таких химикатов;
  • боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсичных свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств;
  • любое оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением боеприпасов и устройств.

Каждое государство обязуется уничтожить химическое оружие, которое находится в его собственности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем, в соответствии с положениями Конвенции.

Каждое государство обязуется также уничтожить все химическое оружие, оставленное им на территории другого государства-участника, и любые объекты по производству химического оружия, которые находятся в его собственности или владении или которые размещены в любом месте под его юрисдикцией или контролем.

Каждое государство-участник обязуется не использовать химические средства борьбы с беспорядками в качестве средства ведения войны .

Сокращение обычных вооруженных сил в Европе

В 1990 г., стремясь заменить военную конфронтацию новым характером отношений безопасности между всеми государствами на основе мирного сотрудничества, европейские государства, в том числе СССР, заключили Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Договор ратифицирован РФ в 1992 г. и вступил в силу.

Составной частью Договора являются: Протокол о существующих типах обычных вооружений и техники; Протокол о процедурах, регулирующих переклассификацию конкретных моделей или вариантов учебно-боевых самолетов в невооруженные учебные самолеты; Протокол о процедурах, регулирующих сокращение обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором об обычных вооруженных силах в Европе; Протокол о процедурах, регулирующих классификацию боевых вертолетов и переклассификацию многоцелевых ударных вертолетов; Протокол об уведомлениях и обмене информацией; Протокол об инспекциях; Протокол о совместной консультативной группе; Протокол о временном применении некоторых положений Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Договор касается следующих пяти категорий обычных вооруженных сил: боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерия, боевые самолеты и боевые вертолеты. При подписании Договора государства, в том числе и РФ, предоставили другим участникам уведомление о максимальных уровнях наличия у них обычных вооружений и техники.

Районом применения Договора объявлена вся сухопутная территория государств-участников в Европе от Атлантического океана до Уральских гор. Внутри этого района выделены еще четыре района, в пределах которых государства ограничивают и при необходимости сокращают численность своих боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерии, боевых самолетов и ударных вертолетов таким образом, чтобы через 40 месяцев после вступления в силу Договора суммарные количества не превышали определенного уровня численности вооруженных сил. При эгом танки, бронемашины и артиллерия, не находящиеся в регулярных частях, помещаются в обозначенные места складского хранения и располагаются только в определенном районе.

Сокращения вооруженных сил по Договору осуществляются в три этапа и завершаются не позднее чем через 40 месяцев после вступления в силу Договора таким образом, чтобы:

  • к концу первого этапа сокращений государства обеспечили, чтобы в каждой из категорий обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором, по крайней мере 25 процентов общей нормы сокращения было сокращено;
  • к концу второго этапа сокращений государства обеспечили, чтобы в каждой из категорий обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором, по крайней мере 60 процентов общей нормы сокращения было сокращено;
  • к концу третьего этапа сокращений, т.е. не позднее чем через 40 месяцев после вступления в силу Договора, государство-участник сократило свою общую норму сокращения в каждой из категорий обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором.

Процесс сокращения, включая результаты переоборудования обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором, для невоенных целей, как во время периода сокращения, так и в течение 24 месяцев, следующих за периодом сокращения, подлежит инспекции без права отказа в соответствии с Протоколом об инспекциях.

Начало развития институту мер доверия было положено Соглашением между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 г. и Соглашением о предотвращении ядерной войны 1973 г., по которым устранение опасности ядерной войны было объявлено целью политики двух великих держав и в случае риска возникновения ядерного конфликта стороны обязались приступать к немедленным консультациям.

Действующая в Европе система мер доверия основана прежде всего на положениях документов СБСЕ и включает в себя широкий комплекс мероприятий — меры по обеспечению взаимодействия и связи между государствами, уведомления о военной деятельности и направление наблюдателей на военные учения и т.д.

Заключительный акт 1975 г., в частности, предусматривает осуществление следующих мер доверия между государствами СБСЕ:

  • предварительное (за 21 день) уведомление о крупных военных учениях, в которых участвуют свыше 25 тыс. чел.;
  • обмен наблюдателями на военных учениях;
  • предварительное уведомление о крупных передвижениях войск.

Меры доверия, зафиксированные в Заключительном акте, были усовершенствованы Итоговым документом Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе 1986 г., устанавливающим:

  • предварительное (за 42 дня) уведомление об определенных видах военной деятельности (например, уведомлению подлежит военная деятельность, в которой участвуют свыше 13 тыс. чел. или 300 танков или 3 тыс. десантников);
  • осуществление наблюдения и контроля за определенными видами военной деятельности. Государства приглашают наблюдателей из всех других участников за деятельностью, в которой участвуют свыше 17 тыс. военнослужащих или 5 тыс. десантников. При этом наблюдателям во время выполнения их функций предоставляются дипломатические привилегии и иммунитета;
  • обязательный обмен ежегодными планами военной деятельности, подлежащей уведомлению;
  • запрет проводить деятельность, подлежащую уведомлению, но не включенную в соответствующие планы,
  • обеспечение проверки соблюдения мер доверия Государства СБСЕ вправе проводить по запросу инспекции в зоне применения мер доверия (но не более трех в год и не более одной от каждого участника).

Венские документы СБСЕ 1990 и 1992 гг. существенно расширили как перечень мер доверия, так сферу их применения, и в настоящее время система мер доверия включает в себя новые институты (инспекции на месте, технический контроль и т.д.).

Новым направлением в развитии института мер доверия является концепция открытого неба.

В соответствии с Договором по открытому небу 1992 г. (в силу пока не вступил) государства обязались содействовать большей открытости в их военной деятельности, для чего предоставили друг другу право проводить определенное число наблюдательных полетов невооруженных самолетов над своей территорией . Учреждается также Консультативная комиссия по открытому небу, рассматривающая вопросы по соблюдению Договора.