Международные организации, занимающиеся вопросами бжд. Оон - международная организация по обеспечению мира и международной безопасности

Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» закрепил правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и ее функции, установил порядок организации, контроля и надзора за их деятельностью.

В соответствии с Законом РФ *О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основной субъект обеспечения безопасности - государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения считаются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик всоставе РФ, нормативными актами органов государственной власти и управле-" ния краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с Законом РФ «О безопасности» (ст. 2).

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экоч комического, политического и организационного характера. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных Законом РФ «О безопасности», не допускается (ст. 8).

Основные функции системы органов обеспечения безопасности:

Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угрозжизненно важным интересам объектов безопасности;

Осуществление комплекса оперативных и долговременныхмер по их предупреждению и нейтрализации;

Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

Управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности РФ; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения.

Правительство РФ в пределах своей компетенции обеспечивает руководство федеральными органами исполнительной власти, организует и контролирует реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. 1 Совет Безопасности РФ - конституционный орган, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности РФ формируется Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности»:

Основными задачами Совета безопасности РФ считаются:

Определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутреннихивнешних угроз объектам безопасности;

Разработка основных направлений стратегии обеспечениябезопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

Подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения и оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и организации их ликвидации;

В Совет Безопасности РФ входят председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасности РФ является по должности Президент РФ. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности -РФ осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета Безопасности РФ.

В целях более углубленной подготовки вопросов, выносимых на заседания Совета Безопасности РФ, созданы межведомственные комиссии по отдельным направлениям его деятельности. В их числе межведомственные комиссии по общественной безопасности, экологической безопасности; конституционной безопасности; безопасности в сфере экономики; военной безопасности и ряд других.

Персональный состав каждой комиссии утверждается секретарем Совета Безопасности РФ по представлению руководителей фе1-деральных органов государственной власти, должностные лица ко^-торых включены в ее состав. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет Безопасности РФ может привлекать к участию в заседании на правах консультантов и других лиц.

Современная ситуация в этой области и ее прогноз актуализируют проблему завершения формирования единой государственной системы противодействия терроризму в нашей стране. Целый ряд важных элементов общегосударственной системы борьбы с терроризмом в России начал складываться уже в 1990-е гг. Этот процесс включал в себя создание механизмов руководства антите"ррористи-ческоЙ деятельностью на федеральном уровне, формирование органов координации субъектов антитеррористической деятельности, выработку основных форм участия органов исполнительной власти в борьбе с терроризмом и др. Однако в современных условиях принятых ранее мер для противодействия терроризму недостаточно: они носили в ряде случаев непоследовательный характер, не в достаточной степени отражали необходимость учета изменений в самой системе терроризма.

Приведенное ранее содержание ст. 2 и 8 Закона РФ «О безопасности» позволяет относить к системе безопасности все государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Следует иметь в виду, что в рамках курса рассматриваются не все органы власти, причастные к обеспечению безопасности, а только те из них, для которых это направление деятельности является приоритетным. К ним относятся:

Органы Федеральной службы безопасности РФ;

Органы внешней разведки;

Федеральные органы государственной охраны.

12.2. федеральная служба безопасности РФ

Органы Федеральной службы безопасности РФ (далее - ФСБ России) считаются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Правовую основу деятельности органов ФСБ России составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти. Деятельность органов ФСБ России осуществляется также в соответствии с международными договорами РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» деятельность органов безопасности осуществляется на основе принципов:

Законности;

Уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

Гуманизма;

* единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими;

Конспирации, сочетания гласных и" негласных методов исредств деятельности.

Органы ФСБ России представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

1) ФСБ РОССИИ;

2) управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам исубъектам РФ (территориальные органы безопасности);

3) управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ,других войсках и воинских формированиях, а также их органах управления (органы безопасности в войсках);

4) управления (отделы, отряды) ФСБ России по пограничной- службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов

находятся пограничные войска;

5) другие управления (отделы), выполняющие отдельные пол^номочия органов ФСБ России и пограничных войск (другие opra-iны безопасности); }

6) авиационные подразделения, центры специальной подготов-"ки, предприятия, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, экспертные и иные учреждения и подразделения, обеспечивающие деятельность ФСБ России (рис. 12.1)!

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности находятся в прямом подчинении подразделения непосредственно реализующие основные направления деятельности органов ФСБ России, управленческие и обеспечивающие функции.

Согласно Указу Президента РФ от 11 августа 2003 Е № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» руководство ФСБ России и подразделения, непосредственно входящие в ее структуру, составляют центральный аппарат ФСБ России.

ФСБ России возглавляет директор на правах федерального министра, назначаемый на должность Президентом РФ. Должность директора ФСБ России соответствует воинскому званию «генерал армии».

Директор ФСБ России: руководит органами ФСБ России; информирует Президента РФ и Правительство РФ и по их поручению органы власти субъектов РФ об угрозах безопасности России; принимает решения о создании территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках; зачисляет в установленном порядке граждан на военную службу в органах ФСБ России и осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными законами.В ФСБ России установлены должности двух первых заместителей директора - руководителей служб.

Структура ФСБ РОССИИ включает восемь служб: пограничную; контрразведки; по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом; экономической безопасности; анализа, прогнозов и стратегического планирования; организационно-кадровой работы и де-партаментпо обеспечению деятельности ФСБ России; контрольную. В состав служб входят департаменты, управления и отделы по соответствующим направлениям деятельности служб.

В ФСБ России образуется коллегия, численность и состав которой утверждает директор ФСБ России. Коллегия на своих заседа-ниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов ФСБ России. Решения коллегии оформляются приказом директора ФСБ, России. В случае разногласий между директором и коллегией перг вый реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии также могут сообщить свое мнение Президенту РФ.

Органы внешней разведки в соотвфдвии с Законом РФ «О безопасности» включены в систему орга^ор безопасности.

Органы внешней разведки согласно Федеральному закону от 10 января 1996г. № 5-ФЗ «О внешнвй-разведке» осуществляют разведывательную деятельность посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизцфно важные интересы Российской Федерации реальныхи потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых в интересах безопасности РФ.

Разведывательная деятельнос^ьЬсуществляется Службой внешней разведки и подразделениямйУвходящими в структуры других федеральных органов исполнительной власти. Осуществление разведывательной деятельности в пределах их полномочий возложено на подразделения и органы внешней разведки:

Службы внешней разведки РФ - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, сфере шифровальной, засекреченной и иных видах специальной связи с использованием радиоэлек-" тронных средств связи за пределами Российской Федерации, а также в части обеспечения безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за рубежом и имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

Министерства обороны РФ - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

Пограничных органов ФСБ России - в сфере охраны Государственной границы РФ, ее исключительной экономическойзоны и континентального шельфа.

Разведывательная деятельность органов ФСБ России осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки, которым в настоящее время передана часть функций упраздненного Федерального агентства связд и информации при Президенте РФ по использованию радиоэлектронных средств для получения разведывательной информации. 1,

Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент РФ. Особое мёсгго в системе разведывательных органов занимает возглавляемая директором Служба внешней разведки" РФ (далее - СВР Росии), явлЬЙщаяся своего рода высшим звеном системы внешней разведки.

Вчера президент Франции Эммануэль Макрон объявил о старте глобальной инициативы по кибербезопасности и доверию в Интернете. Инициативу поддержали правительственные органы, компании и представители гражданского общества. Мы с гордостью сообщаем, что в числе других 370 организаций мы подписали «Парижский призыв к доверию и безопасности в киберпространстве» . Свои подписи также поставили правительства 51 страны - 28 членов Евросоюза, 27 из 29 членов НАТО, а также правительства Японии, Южной Кореи, Мексики, Колумбии, Новой Зеландии и других стран.

«Парижский призыв» - это важный шаг на пути к цифровому миру, создающий серьезную базу для дальнейшего прогресса. Он требует твердой приверженности четким принципам и нормам защиты граждан и государственных и негосударственных структур от системных или стихийных кибератак. Документ призывает органы власти, компании и некоммерческие негосударственные организации (НГО) к сотрудничеству для защиты от киберугроз.

«Парижский призыв» закладывает основы нового сотрудничества, объединяя для реализации этих шагов беспрецедентно широкий круг сторонников. Его подписали более 200 предприятий и бизнес-ассоциаций, включая крупнейшие технологические компании, такие как Microsoft, Google, Facebook, Intel, Ericsson, Samsung, Accenture, Fujitsu, SAP, Salesforce и Hitachi. Примечательно, что документ поддержали такие ведущие финансовые учреждения, как Citigroup, Mastercard, Visa, Deutsche Bank, а также отраслевые лидеры, в числе которых Nestle, Lufthansa и Schneider Electric. Свое участие подтвердили около 100 критически важных некоммерческих организаций, представляющих различные группы гражданского общества.

Всё это важно по одной причине. Для успеха в развитии кибербезопасности необходим не только мультинациональный, но и многосторонний подход. Потому что киберпространство, в отличие от традиционных территорий военных действий, таких как земля, вода и воздух, как правило, находится в частной собственности. Киберпространство формируют отдельные элементы, такие как дата-центры, подводные кабели, компьютеры и мобильные устройства. Всё это разрабатывают и производят частные компании. И часто владельцами этих элементов также выступает частный сектор.

Технологический сектор прежде всего несет ответственность за защиту технологий и использующих их людей, но необходимо также, чтобы правительства, компании и гражданское общество выступили вместе. Это единственный эффективный способ защитить людей от того, что в наши дни можно назвать угрозами кибербезопасности военного уровня. Становится всё более очевидно, что это нужно очень многим людям на земле. В Париже я сообщил, что более 100 000 граждан из более 130 стран подписали петицию, призывая к Немедленному установлению цифрового мира , инициатором которой выступил фонд Global Citizen . Количество людей, поддерживающих эту петицию, растет так же, как число подписавших «Парижский призыв».

Вчерашние объявления были сделаны в рамках Парижского форума мира, который проводится в память о годовщине перемирия, положившего конец Первой мировой войне. Как и столетие назад, природа технологий и ведения войны меняется. В прошлом веке правительства и гражданские институты не смогли адаптироваться к меняющемуся миру. В этом столетии нам нужно постараться лучше. С помощью четких принципов, мощной защиты и растущей многосторонней коалиции мы можем развивать текущие достижения и обеспечить нашему миру кибербезопасность, которую он заслуживает.

Международная безопасность - это состояние международ­ных и военно-политических отношений, при котором гарантиру­ется внешняя составляющая национальной безопасности каждой страны, практически исключается угроза войн и военных конф­ликтов в процессе разрешения международных и региональных противоречий.

Недостаточно совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране - необходи­мо всячески способствовать развитию международного сотрудни­чества и международного законодательства, регулирующего сов­местные усилия всех стран в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человечества.

Международная организация - постоянное объединение меж­правительственного или неправительственного характера, со­зданное на основе международного соглашения в целях содей­ствия решению оговоренных в соглашении международных про­блем. Международные организации характеризуются:

Наличием учредительного документа;

Постоянным или регулярным характером деятельности;

Использованием в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем;

Они могут быть межгосударственными (межправительствен­ными) или неправительственными (общественными), всемирны­ми и региональными международными организациями.

Каждая организация имеет свои определенные особенности относительно круга участников, функционального предназначе­ния, характера полномочий. Рассмотрим некоторые из них.

Организация Объединенных Наций (ООН) - не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международнополитическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 185 стран мира. Воздействие на современные международные отно­шения весомо и многогранно и определяется следующими основ­ными факторами:

Является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международ­ного развития;

Устав ООН считается фундаментом современного междуна­родного права, своего рода общепризнанным кодексом пове­дения государств и их взаимоотношений; с ним сверяют дру­гие международные договоры и соглашения;

ООН стала важным механизмом международного нормотвор­чества и занимает совершенно особое место среди других ор­ганизаций - источников международного права;

В принципах построения ООН (прежде всего в предоставле­нии особого статуса постоянным членам Совета Безопаснос­ти) нашли отражение объективные реалии международно-по­литической системы, а их изменение стало главным стимулом для работы по реформированию этой организации;

ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.

В соответствии со ст. 7 Устава ООН в качестве главных орга­нов учреждаются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Междуна­родный суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея является главным форумом ООН для проведения обсуждений. Она состоит из представителей всех го­сударств, каждый из которых обладает одним голосом. Решения по таким важным вопросам, как вопросы мира и безопасности, прием новых членов и вопросы бюджета, принимаются боль­шинством в 2 /з голосов, по другим вопросам - простым боль­шинством голосов.

Совет Безопасности состоит из 15 членов; 5 из них постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные избираются Генеральной Ассамблеей на два года; каждое госу­дарство имеет один голос. Решения принимаются большинством в 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. При рассмотрении вопросов, связанных с возникновением угрозы международному миру, Совет Безопасности обладает исключительно широкими правами, включая право вводить эко­номические санкции и принимать решение о применении воору­женных сил.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - это система консультаций и обсуждений, проводящих­ся на различном уровне по различным аспектам международной безопасности. ОБСЕ, в состав которой входят 55 государств-участ­ников - общеевропейская организация, занимающаяся вопроса­ми безопасности и созданная в качестве главного инструмента для раннего предупреждения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе.

ОБСЕ ведет свое происхождение с момента создания в начале 1970 г. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в качестве многостороннего форума для ведения диалога и переговоров между Востоком и Западом. Хельсинский заключи­тельный акт 1975 г. зафиксировал основные принципы поведения государств - участников совещания по отношению к своим граж­данам, а также в отношениях между собой.

До 1990 г. СБСЕ функционировало в виде серий встреч и кон­ференций, на которых вырабатывались нормы и обязательства, периодически анализировалось их выполнение.

Поворотным моментом в деятельности СБСЕ стала Париж­ская встреча на высшем уровне 1990 г. В Парижской хартии для новой Европы перед СБСЕ была поставлена задача внести свой вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы, возникающие после окончания хо­лодной войны. Для решения этих задач было создано несколько учреждений и институтов, проведение встреч поставлено на регу­лярную основу, а работа совещания приобрела более системати­зированный характер.

В ноябре 1990 г. на переговорах в рамках процесса СБСЕ было выработано важное соглашение по контролю над вооружением - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

На Будапештской встрече на высшем уровне в 1994 г. было принято решение о переименовании СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ. Это придало работе Организации новый политический импульс и одновремен­но стало отражением того пути институционального развития, который был пройден ею с момента окончания холодной войны.

Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности носит всесторон­ний характер и основан на сотрудничестве. Организация занима­ется широким кругом вопросов, связанных с упрочением безо­пасности, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) - наделено специальными функциями в плане нераспространения ядерного оружия. МАГАТЭ является ведущим мировым междуна­родным правительственным форумом научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерной техно­логии. МАГАТЭ, созданное в рамках ООН в 1957 г. в качестве ав­тономной организации, является как бы кульминацией между­народных усилий по воплощению в жизнь предложения Прези­дента США Эйзенхауэра, высказанного им в своей речи «Атом для мира» на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1953 г., отно­сительно создания международного органа по контролю и разви­тию использования атомной энергии. Сегодня широкий спектр услуг, программ и видов деятельности Агентства основывается на потребностях 130 государств, являющихся его членами. Штаб-квартира МАГАТЭ находится в Вене.

В Уставе МАГАТЭ сказано, что «Агентство стремится к дости­жению более скорого и широкого использования атомной энер­гии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире. По мере возможности Агентство обеспечивает, чтобы по­мощь, предоставляемая им или по его требованию, или под его наблюдением, или контролем, не была использована таким обра­зом, чтобы способствовать какой-либо военной цели».

В рамках глобальных усилий по предотвращению распростра­нения ядерного оружия МАГАТЭ следит за тем, чтобы ядерные материалы не переключались с законного мирного использова­ния на военные цели. После того как какое-либо государство ста­новится участником соглашения о гарантиях, инспекторы Агент­ства контролируют весь заявленный ядерный материал путем проведения инспекций на местах, осуществления дистанционно­го наблюдения ипроверки учетных документов. Без такой четкой системы гарантий было бы невозможно осуществлять связанные с ядерными методами торговлю и передачу технологии. К настоя­щему времени действует 225 соглашений о гарантиях с 141 госу­дарством.

Директивными органами МАГАТЭ являются Совет управля­ющих и Генеральная конференция. Генеральная конференция состоит из представителей всех государств - членов МАГАТЭ. В настоящее время в Совет входят 35 управляющих, 13 из которых назначаются Советом, а 22 избираются Генеральной конференци­ей. На Секретариат, который возглавляет Генеральный директор, возлагается обязанность осуществления программы МАГАТЭ после ее утверждения Советом и Генеральной конференцией.

Финансовые ресурсы МАГАТЭ делятся на регулярный бюд­жет и добровольные взносы.

Будущая роль ядерной энергии зависит от подтвержденных устойчивых результатов безопасного применения всех ядерных методов. Хотя МАГАТЭ не является международным регулирую­щим органом, его усилия в области ядерной безопасности направ­лены на разработку многосторонних юридически обязательных соглашений, которые приобретают все более важное значение в качестве механизмов повышения ядерной безопасности, радиа­ционной безопасности и безопасности отходов во всем мире. Ре­комендации МАГАТЭ в области безопасности используются многими странами в качестве основы для разработки внутригосу­дарственных норм и правил. Разработаны своды положений и ру­ководства по безопасности в отношении выбора площадки, про­ектирования, эксплуатации и качества АЭС. В целях дальнейшего повышения эксплуатационной безопасности во всем мире Агент­ство по запросу проводит оценки безопасности, включая рассмот­рение группами международных экспертов непосредственно на выбранной площадке вопросов эксплуатации АЭС.

Деятельность по улучшению здоровья всех стран осуществля­ет специализированное учреждение ООН - Всемирная организа­ция здравоохранения (ВОЗ), созданная в 1948 г. и объединяющая 190 государств. Местопребывание - Женева.

Стратегическая цель ВОЗ - воплощение в жизнь принципа «Здоровье для всех».

Высший орган ВОЗ - Всемирная ассамблея здравоохранения, сессии которой созываются ежегодно. Ассамблея определяет на­правление деятельности ВОЗ, назначает Генерального директора, рассматривает и утверждает перспективные и годовые планы ра­боты, бюджет, вопросы приема в ВОЗ и лишения права голоса, вопросы сотрудничества с другими организациями. Основным источником средств организации, составляющих регулярный бюджет, являются взносы стран-членов. Деятельность ВОЗ финансируют также добровольный фонд укрепления здоровья (уч­режденный в 1960 г.), который складывается из добровольных пожертвований стран - членов ВОЗ, фонд программы развития ООН и детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

Посредством прямой технической кооперации со странами-членами и путем стимулирования кооперации между ними ВОЗ способствует развитию всеобъемлющих служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний, улучшению условий окружающей среды, развитию здоровой рабочей силы, координа­ции и развитию исследований службы здравоохранения и биоме­дицинских исследований, планированию и внедрению здравоох­ранительных программ.

Такое широкое поле деятельности охватывает многие аспек­ты: развитие систем первичного здравоохранения для всего насе­ления стран-членов; содействие охране здоровья матери и ребен­ка; контроль за распространением малярии и других инфекцион­ных заболеваний, включая туберкулез и лепру; ликвидация заболеваний оспой, содействие массовой иммунизации против ряда других заболеваний, которые можно предупредить; улучше­ние психического здоровья; обеспечение безопасных источников воды и подготовка персонала всех категорий в области здравоох­ранения и др.

Международная организация труда (МОТ) - создана в 1919 г. на основании уставного принципа, согласно которому всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социаль­ной справедливости.

В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждени­ем в системе вновь созданной ООН. В состав МОТ входит около 180 государств. Штаб-квартира расположена в Женеве.

МОТ имеет уникальную трехстороннюю структуру, в рамках которой представители работодателей и трудящихся - социаль­ные партнеры в экономике - имеют равный с представителями правительств голос при разработке мер и программ.

Минимальные международные трудовые нормы и широкий круг мер МОТ принимаются на ежегодной Международной кон­ференции труда. Каждые два года Конференция принимает двух­годичную программу деятельности и бюджет МОТ, который фи­нансируется государствами - членами МОТ.

В своей работе МОТ использует различные методы:

Развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимательства (трипартизм);

Разработка и принятие международных трудовых норм: кон­венций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность);

Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем (техническое сотрудничество);

Проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.

Основные сферы деятельности МОТ:

1) занятость и безработица, достойный труд - борьба за пол­ную и продуктивную занятость;

2) профессиональная подготовка и переподготовка кадров - рассматривается как проблема развития людских ресурсов, вклю­чая вопросы развития управления, профессиональной ориента­ции и профессиональной реабилитации;

3) права человека - целая система контрольных органов, рас­сматривает нарушение прав человека в разных странах;

4) совершенствование управления и развитие предприятий - помощь странам в осуществлении политики и программ по разви­тию предпринимательства и частных предприятий;

5) условия, безопасность и гигиена труда;


6) заработная плата - профсоюзная группа настоятельно ста­вит вопрос о принятии общего, всеохватывающего и всеобязывающего международного акта относительно вопроса минимальной заработной платы;

7) социальное обеспечение;

8) социальная защита женщин, молодежи, инвалидов, трудя­щихся-мигрантов;

9) устранение детского труда;

10) вопросы жизни, быта и социальной защиты моряков, ры­баков и портовых рабочих - разработан трудовой кодекс, кото­рый охватывает все эти вопросы.

МОТ ведет большую научно-исследовательскую и издатель­скую деятельность. Международный учебный центр, находящий­ся в Турине, обеспечивает широкое разнообразие программ в об­ластях, представляющих первостепенный интерес для МОТ и системы ООН в целом. Ежегодно образуются свыше 300 стандарт­ных курсов, разрабатываются специальные программы, учебные проекты, оказываются консультативные услуги, а также выпуска­ются учебные материалы.

«Гринпис» («Зеленый мир») - общественная международная неправительственная и некоммерческая экологическая организа­ция, образована в 1971 г. Штаб-квартира находится в Амстердаме. Представительства Гринпис существуют в более 40 странах мира.

В России «Гринпис» существует с 1992 г.

Главная цель «Гринпис» - сохранение жизни на Земле во всем ее многообразии.

В нашей стране «Гринпис» содействует сохранению нетрону­той природы, борется с ядерной опасностью, стремится устранить угрозы, вызванные химическим и генетическим загрязнениями, спасению озера Байкал.

Принципы деятельности «Гринпис»:

независимость. «Гринпис» существует на пожертвования граждан и частных благотворительных фондов, не принимает финансовой поддержки от государственных организаций, коммерческих структур и политических партий, не поддержи­вает ни одну политическую партию. Тем не менее, ведет диа­лог со всеми силами и добивается принятия решений и зако­нов во благо окружающей среды;

ненасильственность. «Гринпис» не приемлет никаких форм насилия в качестве метода достижения своих целей. Все его акции - исключительно выражение мирного протеста;

протест действием. Протестные акции - первое, с чем ассо­циируется «Гринпис» в общественном сознании. Это один, но далеко не единственный, способ привлечь внимание к эколо­гической проблеме и добиться нужных изменений. При про­ведении акций всегда соблюдается важный принцип - нена­сильственность;

свидетельствование. Задача - побывать на месте экологичес­кого преступления и предоставить людям независимую и до­стоверную информацию.

Основные направления деятельности «Гринпис»:

кампания по биоразнообразию: борьба против уничтожения
лесов, варварского лова рыбы и охоты на китов, сохранение
существующих и создание новых охраняемых природных тер­риторий и т.д.;

Кампания по защите атмосферы: сокращение выброса парни­ковых газов, вызывающих парниковый эффект, прекращение использования озоноразрушающих веществ;

Антиядерная кампания: сокращение ядерных арсеналов, за­прещение ядерных испытаний, свертывание опасных про­грамм развития ядерной энергетики и постепенный отказ от нее;

Кампания по токсическим веществам: запрещение опасных технологий, решение проблем, связанных с образованием и переработкой опасных отходов, а также загрязнением окружа­ющей среды сильноядовитыми веществами.

Основные направления деятельности и достижения «Грин­пис» публикуются в информационном бюллетене «Greenpeace в России».

Безопасности входит в отрасль современных отношений между странами. Под ними подразумеваются нормы и принципы, которые регулируют взаимоотношения между государствами. Цели просты, понятны и очень важны для человечества - предотвращение локальных военных и силовых конфликтов и повторения глобальной мировой войны.

Круг регламентирующих отношений

Права международной безопасности выделяют следующие виды взаимоотношений:

  • Взаимодействия с целью предотвращения военных и силовых конфликтов. Сюда также относится международное посредничество для «охлаждения» противоборствующих сил.
  • Взаимодействия, связанные с созданием международных систем коллективной безопасности.
  • Отношения по ограничению различных видов вооружения.

Основные принципы

Система международных отношений как отдельная правовая система имеет свои правила:

  • Принцип равенства. Под ним подразумевается, что государство как субъект международного права имеет одинаковые права с другими странами. Знаменитая речь президента России В. В. Путина на международной конференции по безопасности в Мюнхене в 2006 году показательна в этом плане. Именно тогда глава российского государства во всеуслышание заявил, что данный принцип часто нарушается Соединенными Штатами Америки. Эта страна в одностороннем порядке не считается с другими независимыми государствами. Может разорвать все имеющиеся договоренности и на правах силы начать военные действия с более слабыми в военном отношении государствами. До этого все признавали нарушение принципа равенства, но никто открыто не заявлял об этом. Само по себе государство как субъект международного права не обладает равными правами с более развитыми в экономическом и военном плане странами. Нужны инструменты для реализации данного принципа. Только эффективная система международных отношений позволит защитить такие страны и предотвратить напряженную ситуацию.
  • Принцип недопустимости нанесения ущерба другому государству. Сводится к тому, что национальная и международная безопасность ставится под угрозу от целенаправленных разрушительных действий субъекта международного права. Ни одно государство не может применять военную силу в отношении другого без согласия и одобрения мировой общественности.

международной безопасности

Перечислим только основные, поскольку в мире их множество. Любое двустороннее соглашение между государствами в данной сфере подпадает под понятие «источник права международной безопасности». Но из основных выделяют следующие документы:

  • Устав ООН. как раз и была создана после Второй Мировой войны с целью предотвратить конфликты и решать все противоречия дипломатическим (мирным) путем. Сюда же можно отнести и Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Например, «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении применения ядерного оружия» и другие.
  • Международные договоры, которые условно подразделяются на несколько групп: удерживающие гонку ядерных вооружений и запрещающие их испытания на каком-либо пространстве; ограничивающие наращивание любых видов вооружения; запрещающие создание и распространение определенных видов вооружения; предотвращающие случайно возникающие войны.
  • региональных организаций и военно-политических блоков (ОКБ, НАТО, ОБСЕ, СНГ).

Неэффективное обеспечение международной безопасности

Результаты провала коллективных договоренностей - военные действия. Юридически они имеют определение.

Война - взаимодействие независимых государств, при котором между ними происходят силовые (разрушительные) действия. При этом все дипломатические связи и ранние договоренности отменяются.

Юридический статус войны

Может происходить только между независимыми, то есть общепризнанными странами. Они обязательно должны иметь статус суверенитета: определять направления внутренней и внешней политики. Отсюда следует, что боевые действия против непризнанных, террористических, а также иных организаций и группировок, не имеющих статуса отдельного субъекта международного права, войной не считаются.

Виды конфликтов с точки зрения международного права

Юридически подразделяются на две категории:

  • Санкционированные. То есть законные. Такой статус в современном мире дает только Совет Безопасности ООН, состоящий из представителей нескольких государств. Россия как правопреемница СССР является постоянным членом и может наложить «право вето» на любое решение.
  • Неправомерная. Не одобрена СБ ООН, а значит, незаконная с точки зрения общемировых норм, из которых образована система коллективной безопасности

Как правило, государство, которое развязало несанкционированную войну, признают агрессором. Такая страна автоматически считается угрозой всему мировому сообществу. С ней прекращают все дипломатические, экономические и другие связи. Государство-агрессор становится изгоем в мировой политике. Остальные субъекты международного права прекращают сотрудничество с ним, чтобы также не попасть под всевозможные санкции. В истории было много подобных случаев. Например, Ирак, совершив агрессию против Кувейта. Или Иран, отказавшийся по решению СБ ООН пустить международных специалистов по ядерной энергетике на свою территорию. Также КНДР, которая с 1950 года до сих юридически находится в состоянии войны с Южной Кореей и т. д. Но были случаи, когда военные действия были несанкционированными СБ ООН, а страны-агрессоры не имели абсолютно никаких негативных последствий. Наоборот, они даже экономически выиграли от таких действий. Эти примеры касаются США, которая совершила нападение на Ирак вразрез с резолюцией ООН. Израиль, нанесший военный удар по Ливии. Это как раз говорит о том, что система коллективной безопасности несовершенна. В мире существует политика двойных стандартов, когда за совершение одного и то же действия разные субъекты международного права имели совершенно противоположные последствия. Именно это свидетельствует о нарушении принципа равенства в системе коллективной безопасности, что приводит к эскалации конфликтов, к разговорам с позиции силы.

«Цивилизационное» ведение войны

Война по своей природе ужасна и недопустима. Она прекрасна для того, кто никогда ее не видел. Но, несмотря на всю жестокость ведения войны, человечество договорилось вести ее «цивилизационными» методами, если, конечно, санкционированное массовое убийство можно так назвать. Эти методы впервые были приняты на Гаагской конвенции в 1907 году. Специалисты уже тогда предвещали массовые бойни мировых войн, которые будут нарушать все принципы международного права.

Новые правила войны

По Гаагской конвенции произошли серьезные юридические изменения способа ведения войны:

  • Обязательное открытое, дипломатическое объявление войны и мира между странами.
  • Ведение боевых действий только «разрешенными» видами вооружений. С развитием технологий под запрет попадают все новые и новые средства. Сегодня это ядерное, водородное, бактериологическое, химическое оружие, кассетные бомбы, разрывные и со смещенным центром тяжести пули и другие виды оружия, которые вызывают запредельные страдания и массовое уничтожение мирного населения.
  • Введение статуса военнопленного.
  • Защита парламентеров, медиков, переводчиков, юристов и других специалистов, которые не должны быть подвергнуты угрозе уничтожения.

69. Понятие права международной безопасности.

Право международной безопасности – совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам МП, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов

Юридическую основу права международной безопасности составляют такие основные принципы – принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения

Нормативный характер носят и специальные принципы права международной безопасности: принципы равенства и одинаковой безопасности, ненанесения ущерба безопасности государств. Равная безопасность – у всех государств существует право на обеспечение своей безопасности

Главная цель международной безопасности сформулирована в Уставе ООН – поддерживать мир и международную безопасность путем принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира

Международно-правовые средства обеспечения безопасности – совокупность урегулированных международно-правовых мер, направленных на мирное разрешение международных споров, создание систем коллективной безопасности, предотвращения возникновения войны, пресечение актов агрессии, сокращения ВС, сужение материальной базы и пространственной сферы ведения войны, укрепление мер доверия и установление эффективного международного контроля за деятельностью государств в военной области. Включают:

    Коллективные меры, предполагающие широкое международное сотрудничество

    Превентивную дипломатию, задача которой состоит в предотвращении возникающих угроз миру и мирном урегулировании международных споров

В настоящее время запрет на применение силы или угрозы силой за­креплен в

Уставе ООН - универсальном договоре, что свидетельствует о превращении нормы

многосторонней в норму универсальную. Устав ООН содержит также систему норм,

призванных гарантировать соблю­дение требований принципа (см. гл. VII

Устава). Некоторые элементы принципа, связанные с ответственностью,

Особую роль в реализации принципа играет Совет Безопасности ООН. Определив,

что применение силы государством является актом агрессии (ст. 39 Устава ООН),

он заключает соглашения с государствами-членами ООН о предоставлении в его

распоряжение воинских формирований, техники, срёдств обслуживания.

Ратифицированные в соответствии с конституционной процедурой каждого

государства, эти соглашения приобретают характер источника международного

права (ст. 43 Устава ООН).

Российская Федерация в 1995 г. приняла Закон "О порядке предос­тавления

Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в

деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и

безопасности", ст. 2 которого говорит об участии Российской Федерации в

международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил,

осуществляемых по решению Совета Безопасности, принятому в соответствии с

Уставом ООН для устране­ния угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии. В

ст. 11 специ­ально оговаривается, что правовым основанием для Российской

Федера­ции является особое соглашение с СБ ООН о выделении российских

контингентов и помощи, как это отмечается и в ст. 43 Устава ООН.

70. Обязанность неприменения силы носит ярко выраженный универсальный характер. Она распространяется на все государства, поскольку необходимость поддержания международного мира и безопасности требует, чтобы все государства, а не только члены ООН, придерживались в отношениях друг с другом указанного принципа.

Согласно Уставу ООН запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы. Термин "сила", который содержится в п. 4 ст. 2 Устава ООН, подлежит расширительному толкованию. Таким образом, в п. 4 ст. 2 Устава речь идет прежде всего о запрещении применения вооруженной силы, однако уже в Заключительном акте СБСЕ указывается на обязанность государств-участников "воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника", "воздерживаться от любого акта экономического принуждения". Следовательно, в современном международном праве запрещается противоправное применение силы, как вооруженной, так и в широком смысле - в любом ее проявлении.

Однако следует обратить особенное внимание на концепцию "законного применения вооруженной силы". Устав ООН предусматривает два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

В статьях 41 и 50 Устава ООН содержатся положения, разрешающие законное применение невооруженной силы. К подобного рода мерам относятся "полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений".

Применение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно в случае, если произойдет вооруженное нападение на государство. Статья 51 Устава ООН прямо исключает применение вооруженной силы одним государством против другого в случае принятия последним мер экономического или политического порядка. В подобных ситуациях или даже если налицо угроза нападения, страна может прибегнуть к ответным мерам лишь при соблюдении принципа соразмерности.

В структуре ООН одним из главных органов, отвечающих за поддержание международного мира и безопасности, является Совет Безопасности, который в случае, если рекомендованные для разрешения конфликтов меры невооруженного характера посчитает недостаточными, "уполномочивается принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации" (ст. 42).

В Уставе ООН не содержится полного перечня конкретных принудительных мер. Совет Безопасности может принять решение о применении иных мер, специально не перечисленных в Уставе.

71. Право вооруженных конфликтов – это совокупность принципов и норм международного права, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного права относительно применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, регулирующих отношения между воюющими и нейтральными сторонами и определяющих ответственность за нарушение соответствующих принципов и норм.

Специальными принципами права вооруженных конфликтов являются принципы, ограничивающие воюющих в выборе средств и методов ведения войны, принципы защиты прав комбатантов и некомбатантов, принципы защиты прав гражданского населения, а также определяющие правовой режим гражданских объектов, принципы нейтралитета и отношений между воюющими и нейтральными государствами.

К числу наиболее важных источников права на ведение войны следует отнести Петербургскую декларацию об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г., Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях сухопутной войны, о бомбардировании морскими силами во время войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны и некоторые другие.

К важнейшим международным соглашениям о средствах и методах ведения войны относятся: Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г., Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. и др.

Предметом регулирования правил ведения войны являются специфические общественные отношения, складывающиеся между его субъектами в ходе вооруженных конфликтов.

Международный вооруженный конфликт – это вооруженное столкновение между государствами либо между национально-освободительным движением и метрополией, т. е. между восставшей (воюющей) стороной и войсками соответствующего государства.

Вооруженный конфликт немеждународного характера – это вооруженное столкновение антиправительственных организованных вооруженных отрядов с вооруженными силами правительства, происходящее на территории какого-либо одного государства.

Статья 48 Дополнительного протокола I к Женевской конвенции 1949 г. устанавливает: «Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов».

72. Начало войны и его правовые последствия

Объявление войны влечет за собой ряд правовых последствий:

1. Начало войны означает конец мирных отношений между государствами. Прекращаются дипломатические, консульские и иные отношения. Персонал посольства и консульств отзывается.

2. Начало войны влияет на действие международных договоров, существующих между воюющими государствами. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращают свое действие. С началом военных действий начинается фактическое выполнение норм и принципов ПВК; особенность гуманитарных конвенций заключается в том, что они не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами.

3. К гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается; они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте (ст.ст.41,42 Женевской конвенции 1949 г. “О защите гражданского населения во время войны”).международной торговли); 3) временные... национальных и международных правил по предотвращению загрязнения Мирового океана. 2) Международная конвенция по предотвращению загрязнения...

  • Шпаргалка по Международному праву (4)

    Шпаргалка >> Государство и право

    Территориально-политического устройства государ¬ства, с позиций международно¬го права : говорится о суше, внутренних водах, о 12 ... бывают отраслевые и, или специализированные (по иностр. Делам, по с\х, здравоохранению). Комиссии обсуждают информацию...

  • Шпаргалка по Административному праву (1)

    Шпаргалка >> Государство и право

    Ольга Владимировна Костькова Шпаргалка по административному праву Аллель, 2010 г., 64 стр. Аннотация... акты. Виды источников административного права : 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются...

  • Шпаргалка по Международному публичному праву (1)

    Шпаргалка >> Государство и право

    ... по международному праву Понятие международной правосубъектности. Государство как основной субъект международного права . Международная правосубъектность по ... органах этой организации (по правам человека, по международному праву , по космосу и т.п.); могут...