Межгосударственные объединения. Теоретико-правовые основы межгосударственных образований

Из истории международного права известно, что только в середине XIX в. под влиянием объективных потребностей развития системы международных отношений появились постоянно действующие международные организации — так называемые международные административные союзы. Они представляли собой межгосударственные организации с узкой компетенцией, которая охватывала, в частности, вопросы международного сотрудничества в таких специальных областях, как транспорт, почта, связь и др. Организационная структура этих международных административных союзов была слаборазвитая.

С ускорением научно-технической революции, интенсификации международных экономических, научно-технических, культурных и других связей роль и значение международных межправительственных организаций неуклонно росли, росла и их количество. Это стало характерной чертой мира второй половины XX века. Создание и деятельность международных организаций регулируются общепризнанными международно-правовыми принципами и нормами..

В юридической литературе и официальных международных документах понятие «международная организация» традиционно используется и о международных межправительственных (межгосударственных) организаций (ММУО), и о международных неправительственных организаций (МНПО), хотя они отличаются по многим критериям, в первую очередь за природой и правовым статусом. Далее речь пойдет о ММУО.

Говоря о понятии международной организации, следует отметить, что в международно-правовой литературе и международной практике нередко употребляется обобщающий термин «международный орган». Он охватывает три различные институты международного права, с помощью которых реализуется реальное международное сотрудничество суверенных государств. К ним относятся: международные конференции; международные комиссии и комитеты; международные организации.

Известно, что первыми среди указанных институтов были международные конференции. Они ведут свое начало от конгрессов монархов XVII-XIX ст., что имели целью послевоенное урегулирование отношений между государствами. Появление международных комиссий относится к XIX в. связана с обеспечением судоходства и рыболовства на международных реках, с деятельностью санитарных комиссий и т. п.

В отличие от институтов международных конференций, международных комиссий и комитетов институт международных межгосударственных организаций своими главными неотъемлемыми институциональными элементами имеет:

Договорную основу;

Постоянный характер деятельности;

Внутрішньорганізаційний механизм.

Наряду с указанными неотъемлемыми институциональными элементами международной организации необходимо обратить внимание также на дополнительные признаки (элементы), которые составляют именно понятие международной организации. К ним следует отнести:

  • наличие определенных целей;
  • самостоятельные права (и обязанности), отличные от прав и обязанностей) государств-членов;
  • основания согласно международного права;
  • уважение суверенитета государств-членов;
  • международная правосубъектность.

Исходя из названных признаков (элементов) международной организации, можно дать следующее ее определение.

Международная (межгосударственная) организация — где объединение государств, созданное на основе международного договора для выполнения определенных целей, что имеет систему постоянно действующих органов, которые обладают международной правосубъектностью, и основано согласно международного права.

Говоря о классификации международных межправительственных организаций, следует обратить внимание на то обстоятельство, что она неоднозначна. В современной международной системе существуют разные по значению, реальным весом и формальным признакам международные межправительственные организации.

Международные организации делятся на:

1. Универсальные (всемирных) ММУО (ООН, Лига Наций).

2. Специализированные учреждения ООН . К ним относятся: Международная организация труда (МОТ), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирный почтовый союз (ВПС), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ) и др.

3. Региональные ММУО, среди которых:

  • Региональные экономические ММУО : Организация европейского экономического сотрудничества (ОЄЕС, 1947 г.), Европейское объединение угля и стали (ЄОВС), Европейское экономическое сообщество («Общий рынок»), Европейская ассоциация свободной торговли (ЄАВТ) и др.;
  • Региональные военно-политические ММУО : Организация Североатлантического договора (НАТО), Союз Таиланда, Филиппин и Пакистана (СЕАТО) и др.;
  • Региональные экономически-политические ММУО : Организация американских государств (ОАГ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация африканского единства (ОАЄ), Организация центральноамериканских государств (ОЦАД), Центральноамериканский общий рынок (ЦАСР).

По характеру полномочий :

  • межгосударственные организации , основная задача которых заключается в обеспечении сотрудничества государств-членов;
  • организации наднационального характера, органы которых получают от государств-членов некоторые суверенные полномочия. В частности, по определенным вопросам они могут принимать решения, которые прямо обязывают физических и юридических лиц государств-членов (Европейский Союз, некоторые специализированные учреждения ООН (MCE, МОЦА), решение которых, по сути, являются обязательными для государств-членов. В противном случае теряется смысл деятельности этих организаций.

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, содружества и т.д.)

Конфедерация – союз независимых государств, созданный для решения опр задач (дипломатич, военных, полит, эк и т.п.). Межгос объединение обладает рядом существенных признаков: 1. Отсутствует единый суверенитет, государства-члены сохраняют собственную независимость. 2. Решения наднациональных органов союза обладают рекомендательным характером и вступают в силу лишь после утверждения их органами власти государств-участников. 3. Отсутствует единая территория, единое гражданство и система законодательства союза. 4. Государства, входящие в союз, обладают правом нуллификации, которое предполагает отказ от любого принятого на себя обязательства в рамках союза, в том числе расторжение самого конфедеративного договора (право сецессии).

Конфедерация в собственном смысле слова – явление достаточно редкое. США с 1776 по 1789 годы были конфедерацией. Швейцарская конфедерация (1815-1848 гг.) представляла собой объединение 23 суверенных кантонов в целях обеспечения внешней и внутренней политики. Формально Швейцария до сих пор является конфедерацией. В целом же судьба конфедерации недолговечна: они либо распадаются на независимые государства (1958 — 1961 гг. ОАР (Египет — Сирия); 1982 — 1988 гг. конфедерация между Гамбией и Сенегалом), либо трансформируются в единое государство (США, Германия, Швейцария).

Форма государства зависит и от того, с какими государствами оно взаимодействует, какого рода связи с ними поддерживает. Вступая в отношения с др государствами, субъекты международной жизни должны в опр мере поступиться собственной самостоятельностью ради достижения общих для этих государств целей.

Различают добровольные и насильственные межгосударственные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся конфедерации, содружества, сообщества, ассоциации.

1. Конфедерации обычно создаются путем подписания международных договоров представителями соответствующих государств для достижения эк, полити или иных целей, что позволяет обеспечить более благоприятные условия для их развития. Государства, входящие в конфедерацию, не теряют своей государственности и в любой момент могут выйти из состава конфедерации.

2. Содружество — объединение государств, характеризующихся опр однородностью, обусловленной эк общностью, интеграцией хоз связей (как, например, у стран СНГ), либо языковым единством (как у стран Британского Содружества Наций), либо общностью правовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран). Связи между членами содружества менее тесные, нежели у участников конфедераций, а потому порядок вступления и выхода из содружества более простой.

3. Сообщество – объед-е государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус (эк, полит) в мировом сообществе, например Организация стран - экспортеров нефти.

4. Ассоциация - это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и т. п.). В качестве примера можно привести Ассоциацию стран тихоокеанского региона - АСЕАН, созданную для поддержания мира и порядка в этой зоне.

К насильственным формам объединения государств относятся союзы и империи. Правда, такие объединения скорее из области прошлого, хотя и не столь отдаленного.

1)Союзы - объединения государств, основанные далеко не всегда на истинной добровольности. В союзы объед государства, как правило, вынужденно, поскольку в противном случае им придется испытать куда более неблагопр последствия и нести серьезные издержки.

Международные межправительственные организации

К примеру, это страны Балтийского союза - Литва, Латвия, Эстония, поставившие себе в качестве цели отдаление от России, некоторые среднеазиатские республики бывшего СССР, на протяжении многих веков испытывавшие на себе давление своих южных соседей.

2)Империи образуются путем либо физич завоевания (Османская империя, Римская империя), либо оказания эк, полити и др вида давления (например, СССР). Как правило, империи имеют следующие хар-ки : а) обширная территория; б) сильно централизованная власть; в) стремящаяся к экспансии элита; г) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией; д) разнородный этнический, культурный и нац состав. Империя держится на применении или угрозе применения принуждения (военного, эк, полит, идеологич), и как только этот фундамент исчезает, империя рушится.

Виды межгосударственных объединений

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 13Следующая ⇒

Империя – представляла собой насильственно создаваемое сложное государство.

Юридические признаки империи:

1. Насильственность объединения (как правило, в результате завоевания).

2. Особое привилегированное положение государства-завоевателя.

Конфедерация – союз государств, сохраняющих суверенитет, но по определенному кругу вопросов имеющих общие органы и осуществляющих совместно полномочия

Признаки конфедерации

1. Конфедерация — союз независимых государств, объединившихся на основе договора для достижения определенных целей.

2. Конфедерация — непрочное образование.

3. Отсутствие единой территории (состоит из территорий государств, ее членов).

4. Отсутствие единого гражданства.

5. Субъекты конфедерации обладают правом свободного выхода из нее и нуллификации (отмены действий актов органов конфедерации на своей территории).

6. В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики и т.д.)

7. Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов.

Содружество – организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности (СНГ).

Объединяющие их признаки могут касаться

а) экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.);

б) системы права;

г) культуры;

д) религии.

Сообщество государств – это переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры (например, сообщество Белоруссии и России).

Государственный (политический) режим – характеризует совокупность приемов, способов, методов осуществления государственной власти.

16 типология государств

Типология государств – его специфическая классификация, предназначенная для выделения всех государств существовавших в истории человечества или существующих в настоящее время, позволяющая раскрыть их соц сущность

Существуют два традиционных подхода к типологии государства

Формационный и цивилизационный

Формационный – с юридической точки зрения самый разработанный

В основе лежит понятие общественно-экономической формации, которая характеризует тип общества в единстве его базиса, типа производственных отношений и надстройке, которая включает в себя гос-во право культура религия мораль

Именно базис – т е тип производственных отношений является решающим фактором общественного развития который определяет и соответствующий тип надстроечных элементов гос-ва права и т. д.

Подход разработан в рамках марксисткой теории и в ней выделяется 5 общественно-экономических формаций

1 первобытно общинная

2 рабовладельческая

3 феодальная

4 буржуазная (капиталистическая)

5 социалистическая

Выделяются 4 типа государств

1 рабовладельческое – орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан, раб не имел никаких прав и был превращен в говорящее орудие труда

Функция – подавление мятежей рабов

2 феодальное считается что это диктатура класса феодалов(земельных собственников) присваивающих безвозмездный труд крестьян.

Функция – поддержание земельной собственности

3 капиталистическое — диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным рабочий юр-ки свободен, но лишенный средств производства вынужден продавать свою силу капиталисту

Грунд рессе – экономические рукописи К Маркса

4 социалистическое – как завершающая форма государства

1 раскрывая закономерность того что государство базируется на одном и том же типы экономической структуры общества и обладает характерным набором общих признаков государства являются однотипными в своих характеристиках

2 правильность определения экономического базиса и надстройки

1 однолинейность в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа гос-ва другим

2 деление государств на эксплуататорские и антиэксплуататорские

3 игнорирование азиатского способа производства

4 хар-ка социалистического гос-ва как исторического последнего и высшего типа государства

5 отпадение необходимости в государстве путем прихода к всеобщему равенству

Энгельс – происхождение семьи частной собственности

Цивилизационный подход

В его основе лежит понятие цивилизация – своеобразная совокупность материальных и духовных ценностей, обеспечивающих устойчивое функционирование общества и жизнедеятельности человека

Представмителями данного подхода являются арнольд Тойнби шпендлер вебер сорокин

8-9 страница методички

Значительный вклад в развитие цив подхода внес тойнби «постижение истории» 12 томов

По тойнби цивилизация – замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных национальных географических и иных признаков

Он выделил 21 цивилизацию пример

Каждая цивилизации придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках

Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций

Динамические изменения происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации

Приоритетом в данной теории являются идеально-духовные факторы

Ростоу он рассматривает в зависимости от уровня экономического развития общества пять различных обществ см методичку

Ганс кельзен

пиголкин

17. Политический режим.

Виды политических режимов

Демократический

Признаки демократического режима:

1. Народ является источником и носителем власти, имеет реальные возможности выражения своей воли (выборы, референдум).

2. Государственная власть выражает интересы большинства населения страны.

3. Свобода личности в экономической сфере.

4. Конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека.

5. Подлинная демократия во всех ее формах.

Разделение властей.

7. Плюрализм в общественной жизни.

8. Меры принуждения со стороны государства носят правовой характер (предусмотрены правом и осуществляются в особых процедурных формах).

· Развитость институтов гражданского общества.

· Режим законности.

Признаки антидемократического режима:

1. Власть принадлежит одной замкнутой элите, народ лишен реальной возможности воздействовать на политику.

2. Государственная власть выражает интересы отдельных слоев общества.

3. Пренебрежение интересами личности со стороны государства.

4. Игнорирование интересов национальных меньшинств.

5. Диктатура одной политической партии.

6. Огосударствление общественных организаций.

7. Преследование за инакомыслие.

8. В процессе властвования используются методы насилия, принуждения, устрашения; меры принуждения со стороны государства носят произвольный характер.

9. Граждане лишены легальной возможности отстаивать свои интересы.

10. Режим целесообразности.

ПСО в узком смысле – это совокупность государственных и общественных организаций и институтов, с помощью которых осуществляется политическая жизнь общества.

ПСО в широком смысле – это совокупность всех политических явлений, которые существуют в обществе.

Функции ПСО

· Определение целей, задач и путей развития общества (выполняет государство)

· Организация деятельности общества по достижению поставленных целей

· Распределение материальных и духовных ресурсов

· Согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса

· Разработка и внедрение в жизнь общества норм и правил поведения

· Обеспечение стабильности и безопасности общества

· Политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни

· Контроль за выполнением политических норм, пресечение попыток их нарушения

Структура ПСО в узком смысле

· Собственно-политические организации. Цель их существования – это осуществление власти или воздействие на неё.

1. Понятие и классификация международных организаций

Их характерный признак прямая связь с политикой и их непосредственная задача достижение определенной политической цели, которая закрепляется в уставах

(государства – ядро политической системы общества, политические партии – их назначение прийти к власти, общественно-политические движения – преследуют также политические цели (борьба за мир).

· Не собственно-политические организации – это организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах общества и они не ставят перед собой самостоятельных политических целей, не учувствуют в борьбе за власть, не закрепляют в своих уставах задач активного воздействия в политических целях на государственную власть, однако их цели не могут быть достигнуты в неполитической системы общества (профсоюзы, кооперативные организации, молодежные).

· Организации, имеющие в своей деятельности незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов какой-либо группы людей. Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно-политических институтов. (Клубы по интересам, спортивные общества)

Структура ПСО в широком смысле

· Три группы организаций из ПСО в узком смысле

· Политические отношения – это многочисленные и разнообразные связи субъектов в политической деятельности

· Политическое сознание – совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоции с помощью которых субъекты выражают отношения к политическим явлениям жизни общества

· Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в которой соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

· Политическая практика – это предметная целеполагающая деятельность субъектов политической жизни, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней

· Политические нормы – это правила поведения, направленные на достижение политических целей

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Читайте также:

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами ее составных частей.

Различают следующие формы государственного устройства: унитарное гос.во, федерация, конфедерация.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

1.административно-территориальные единицы не имеют политической самостоятельности.

2.единое гражданство

3.единая структура гос. аппарата

4. единая система законодательства

5.единая система налогов и сборов.

В унитарном гос.ве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, представляющие страну. Монопольным правом налогооблажения обладает гос.во, а не территория.

Палаты унитарных гос.в, как правило однопалатны. Унитарный характер государства не исключает наличия автономных образований (Италия, Испания) . В зависимости от наличия автономий различают простые и сложные унитарные гос.ва. Простые состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Тайланд). Сложные унитарные гос.ва имеют в своем составе те или иные формы автономии (Никарагуа).

По степени централизации унитарные гос.ва делятся на: децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных гос.вах во всех звеньях административно-территориального деления имеются только избираемые органы и нет назначаемых сверху чиновников общей компетенции (Великобритания, Япония)

В относительно децентрализованных унитарных гос.вах самоуправляются не все, а часть территориальных единиц. Например в Болгарии, самоуправляются низовые единицы – общины, а области носят административный характер.

В централизованных унитарных государствах сверху донизу существует система назначенных «сверху» органов управления. (Норвегия, Румыния)

Федерация – сложное союзное гос-во, части которого являются государственными образованиями и обладают гос. суверенитетом и др. признакам государственности.

К признакам федерации относится:

1. наличие двойного гражданства(хотя и не во всех федерациях)

2.двойная система гос. аппарата (на уровне федерации и на уровне субъектов)

3.двойная система законодательства (федеративная и субъектов федерации)

4.двойная система налогов и сборов

5.наличие у субъектов федерации определенной политической самостоятельности, исключительных полномочий и предметов ведения, в которые не вмешивается федеральная власть.

В современных федерациях запрещается сецессия, т.е. односторонний выход из состава федерации. Парламенты федеративных гос.в, как правило двухпалатные, причем верхняя палата состоит из представителей субъектов.

Федерации классифицируются:

1.по способу деления — на: национальные (Индия) и территориальные (Швейцария)

2. по способу образования на: договорные и конституционные. Договорные возникают в результате объединения прежде независимых государств (США, Швейцария). Конституционные создаются «сверху» путем издания официального акта верховной власти, чаще всего конституции (ФРГ)

3. по правовому статусу субъектов: симметричные и ассиметричные.

В симметричных федерациях субъекты равноправны (согласно конституции 1993 г)

В ассиметричных не равноправны (Индия) . Ассиметрия может быть связана с наличием в составе федерации несубъектов, а федеральных округов, федеральных территорий, владений.

Крупнейшей по числу субъектов федерацией является РФ, включающая 89 субъектов. В РФ входят республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных и прочих целей. В отличии от федерации, конфедерация это не государство, а союз государств.

Наименование конфедерация, до сих пор сохранилось в названии некоторых стран (Канада, Швейцария) однако, это лишь дань традиции, фактически эти страны федерации.

Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Существуют следующие формы государственного устройства: 1) Унитарное государство 2) Федеративное государство 3) Конфедеративное (на данный момент не существует в природе) 4) Региональное государство.

Унитарное государство — это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть: а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) — сложным (Финляндия, Дания). Автономия — это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями. б) Централизованным — управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) — наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) — управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

Федеративное государство — представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств — членов или государственных образований (субъектов федерации). На данный момент в мире насчитывается 24-ре федерации. Федерации бывают: а) Договорные и конституционные. Федерации созданные на основе союза, путём объединения ранее самостоятельных государственных образований получили название договорных (США, Танзания, ОАЭ). А федерации созданные "сверху", актами государственных органов (обычно конституциями), разделяющих территорию страны на субъекты федерации, получили название конституционных (Индия, Пакистан). Нередко те и другие процессы объединялись, в результате чего многие федерации являются договорно-конституционными (Россия, Югославия, Мексика). б) Национальные, территориальные и комплексные федерации.

Международная организация

Федерации созданные на основе или с учётом национального (языкового, лингвистического) признака получили название национальных (Югославия, Бельгия). В основе таких федераций как США, Бразилия, Мексика, ОАЭ лежит территориальный признак, поэтому они получили название территориальных. Однако чаще в структуре федерации учитываются этнические, бытовые, экономические, даже географические моменты, такие федерации носят комплексный характер. в) Симметричные федерации — все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия). Асимметричные федерации — объём полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США).

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.

Региональное государство — вся его территория целиком состоит из автономных образований, имеющих право собственного (местного) законодательства. Представителями данной новой формы государственного устройства являются такие страны как Италия, ЮАР, Испания.

Межгосударственные образования (СНГ, Союз Европы).

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Всемирная торговая организация (ВТО) — преемница с 1995 г. действовавшего до этого Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, подписано в 1947 г.; в начале 90-х гг. в нем участвовали свыше 150 стран).

Пакет документов по созданию ВТО включает также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

Ныне наиболее важной задачей ВТО служит либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности эта организация исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — региональная экономическая группировка, созданная в 1960 г. Первоначальный ее состав включал в себя Австрию, Великобританию, Данию (до 1973 г.), Норвегию, Португалию (до 1983 г.), Швейцарию, Швецию.

На более позднем этапе к этой организации присоединились Исландия, Финляндия и Лихтенштейн. В 1991-1993 гг. соглашения о свободной торговле были подписаны с Турцией, Чехословакией, Израилем, Польшей, Румынией, Венгрией и Болгарией.

Согласно соглашению о Европейском экономическом пространстве (вступило в силу в 1994 г.) страны-члены ЕАСТ стали его участниками (исключение при этом составили Швейцария и Лихтенштейн).

Европейские сообщества (ЕС) — обобщающее название трех региональных интеграционных группировок Западной Европы: Европейского экономического сообщества (ЕЭС, создано в 1957 г.), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.), а также Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом, 1958 г.).

После прохождения участниками этих организаций ряда ступеней развития интеграционных процессов наиболее заметным событием стало принятие Единого европейского акта (1986 г.), четко обозначившего идею создания Европейского союза.

Европейский союз (ЕС) — интеграционное объединение, созданное на основе Европейских сообществ в 1993 г. согласно Маастрихтскому Договору (1992 г.). Первоначально в ЕС имели членство 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Франция. По соглашениям 1994 г. к союзу присоединились (1995 г.) еще три страны: Австрия, Финляндия и Швеция.

Продолжая развивать идеи создания единой Европы (так называемой «Европы без границ»), эта группировка стремится к формированию политического, экономического и валютного союза стран-участниц.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD) — представляет собой созданный в 1964 г. орган Генеральной Ассамблеи ООН.

Важнейшей задачей ЮНКТАД является содействие развитию международной торговли.

Международная Ассоциация развития (MAP) — специализированное учреждение ООН; создана в 1960 г. как филиал Международного банка реконструкции и развития. MAP осуществляет предоставление займов прежде всего развивающимся странам на несколько более льготных, чем МБРР, условиях.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — кредитный орган, обладающий статусом специализированного учреждения ООН. МБРР был основан в 1944 г., но деятельность начал осуществлять с 1946 года, предоставляя средне- и долгосрочные кредиты. Членство в этой организации предоставляется только членам МВФ.

МБРР имеет филиалы: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций.

Международные организации

В совокупности с его филиалами МБРР иногда именуют Мировым банком.

Международный валютный фонд (МВФ) — финансовая организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН.

МВФ основан в 1944 году (Бреттон-Вудс, США), а операции осуществляет с 1 марта 1947 года. Важнейшими задачами Фонда являются содействие развитию валютно-финансовых отношений между странами-членами, поддержание валютных курсов, оказание кредитной помощи в целях выравнивания платежных балансов.

Членами Фонда ныне являются около 180 государств, в том числе Россия (с 1992 года) и другие страны СНГ.

Организация объединенных наций (ООН) — международная организация, членами которой ныне являются свыше 180 стран.

ООН создана в 1945 г. с целью поддержания и укрепления мира, безопасности и развития международного сотрудничества, в том числе в экономической сфере. Ряд ее главных органов и специализированных учреждений играют заметную роль в современных международных экономических отношениях.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) — международная межправительственная организация. Создана в 1960 г. в целях защиты интересов основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки, координации добычи и экспорта нефти, а также согласования цен на этот энергоноситель.

Членство в ОПЕК имеют 13 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор.

В 70-гг. ОПЕК неоднократно повышала и вводила единую продажную цену на нефть. Однако существенно увеличившаяся нефтедобыча в странах, которые не являются членами этой организации, снизила роль ОПЕК в мировой добыче и торговле нефтью.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — организация наиболее развитых в экономическом отношении стран мира; создана в 1960 г. в целях координации их экономической и социальной политики. К 1997 году число ее членов возросло до 29-ти (последним из них в ноябре 1996 г. стала Республика Корея).

ОЭСР на данном этапе не является интеграционным объединением типа ЕС. Эта организация сосредоточивает свою деятельность на разработке рекомендаций странам-участницам по внешнеэкономическим проблемам, существенно не затрагивая при этом вопросы их внутреннего социально-экономического развития.

«Парижский клуб» — межправительственная организация стран-кредиторов, членов МВФ. Группа ведущих промышленно развитых государств образовала этот «клуб» в 1961 г. с целью создания условий для заимствования у него финансовых средств странами-членами МВФ в случае нехватки ресурсов фонда в кризисных ситуациях.

«Парижский клуб» начал свою деятельность в 1962 г. в рамках Генеральных соглашений о займах с МВФ.

«Римский клуб» — международная общественная организация, созданная в 1968 г. с целью изучения основных аспектов развития человечества в эпоху НТР. «Клуб» сыграл важную роль в привлечении внимания мирового сообщества к глобальным проблемам современной цивилизации, порожденным противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия человека на окружающую среду.

Экономические комиссии ООН — пять региональных экономических комиссий, деятельность которых осуществляется под руководством Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС). Это — Европейская экономическая комиссия (ЕАК, создана в 1947 г.), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО, 1947 г.), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА, 1948 и 1951 гг.), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА, 1958 г.), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭКЗА, 1974 г.).

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) — один из основных органов ООН, несущий наряду с Генеральной Ассамблеей ООН и под ее руководством ответственность за выполнение функций ООН в экономической и социальной сферах.

Совет является органом, руководящим и координирующим деятельность учреждений ООН в этих областях. В рамках ЭКОСОС проводится обсуждение вопросов международной экономической и социальной политики, разработка основополагающих рекомендаций правительствам государств-членов ООН и учреждения ее системы.

Межгосударственные объединения

Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции государств. В учебной литературе к межгосударственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств. Весьма редко к таким объединениям относят конфедерацию . Между тем она представляет собой государственно-правовое объединение суверенных государств.

Термин «конфедерация» латинского происхождения и обозначает «сообщество». В учебниках конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют.

На современном этапе конфедеративных объединений в «чистом» виде не существует. Конфедерацией были США в 1781–1787 гг. (а фактически до 1791 г., когда вступили в силу первые десять поправок к Конституции США); Швейцария - в 1815–1848 гг.; Объединенная Арабская Республика, соединявшая Египет и Судан, - в 1958–1961 гг.; Сенегамбия, объединявшая африканские государства Сенегал и Гамбию, - в 80-е годы.

Конфедерации присущи следующие особенности:

1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;

2) она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер;

3) для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов;

4) отсутствие единого гражданства и единой территории;

5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств;

7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по соглашению субъектов;

8) осуществление обороны конфедерации союзной армией, которая состоит из воинских формирований субъектов конфедерации;

9) право сецессии, т. е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов.

Конфедерация - временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.

К межгосударственным объединениям относятся содружества. Например, до 1946 г. существовало Британское Содружество наций, в настоящее время действует Содружество Независимых Государств (СНГ).

СНГ был создан в 1991 г. и объединял 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. СНГ представляет собой межгосударственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве членов и учете позиции каждого государства. СНГ создан для реализации следующих задач:

1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях;

2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;

3) формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместных внешнеполитических действий и инициатив;

4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, совместная охрана внешних границ;

5) борьба с организованной преступностью и др.

Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы государство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств - членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Беларусь.

Для взаимного сотрудничества и координации действий в рамках СНГ созданы следующие органы:

Совет глав государств - членов СНГ;

Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов государств - членов СНГ;

Совет глав правительств;

Совет министров иностранных дел;

Координационно-консультативный комитет;

Экономический совет и Экономический суд;

Совет министров обороны и Штаб по координации военного сотрудничества;

Совет командующих пограничными войсками;

Комиссия по правам человека и др.

Все органы СНГ являются консультативными , выполняют координирующие функции , все решения принимаются с общего согласия и чаще всего носят рекомендательный характер. Расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия распределяются на основе долевого участия и устанавливаются специальными соглашениями.

К межгосударственным объединениям относят и некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например Совет Европы, членом которого с 1996 г. является Российская Федерация.

Совет Европы - одна из авторитетных и представительных организаций, которая объединяет в своем составе свыше 40 европейских государств, в то время как другие европейские международные организации по численности значительно уступают Совету Европы. Это старейшая общеевропейская организация, образованная в 1949 г.

Главная цель Совета Европы - содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира. В уставных документах Совета Европы конкретизируются эти цели следующим образом:

1) правовое обеспечение прав и свобод человека;

2) содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;

3) поиск современных решений социальных проблем, например национальных меньшинств, защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом, наркоманией;

4) развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы, помощь государствам Центральной и Восточной Европы в проведении политической, законодательной и конституционной реформ.

Для вступления в Совет Европы необходимо, чтобы данная страна привела свои учреждения и правовую систему в соответствие с принципами демократии, верховенства права и уважения прав человека, подписала и признала в полном объеме Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ее контрольный механизм.

Приоритетным направлением в работе Совета Европы является защита прав и свобод человека.

Принимая Россию в 1996 г. в Совет Европы, соответствующая комиссия отметила, что «Россия еще не отвечает всем нормам Совета Европы. Однако интеграция предпочтительнее изоляции, а сотрудничество предпочтительнее конфронтации».

Совет Европы имеет собственные органы. К ним относятся:

Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), наделенная консультативными функциями и уполномоченная решать любые вопросы, входящие в компетенцию Совета Европы, принимать рекомендации, которые могут адресоваться как Комитету министров, так и непосредственно правительствам стран-участниц. Именно ПАСЕ рекомендует Комитету министров, приглашать или нет конкретное государство в Совет Европы. В ПАСЕ входят делегации от всех государств - членов Совета Европы. Количество представителей определяется пропорционально численности населения страны. Например, Великобритания, Италия, Франция, Германия и Россия имеют по 18 мест, а такие небольшие государства, как Лихтенштейн, Сан-Марино, - по 2. Эти представители избираются или назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов.

Лишить их мандата может только ПАСЕ. Полномочия представителей действуют в течение одной сессии ПАСЕ, которая разбивается на четыре раунда. Сессия ПАСЕ продолжается, как правило, пять дней, заседания открытые. Заседает ПАСЕ в Страсбурге (Франция).

Комитет министров - главный орган Совета Европы. Он уполномочен принимать решения от имени Совета Европы. Его состав - министры иностранных дел государств-членов. Заседает Комитет два раза в год. Заседания закрытые, по итогам публикуются коммюнике или декларации.

Конгресс местных и региональных органов власти Европы - консультативный орган, который состоит из двух палат: одна представляет интересы местного самоуправления, другая - интересы региональных органов власти. Конгресс предназначен обеспечивать участие местных и региональных властей в достижении европейского единства, налаживать межрегиональное сотрудничество, оказывать помощь новым демократическим государствам в создании эффективных местных административных структур.

Международный Секретариат , который состоит из 1200 сотрудников, содействующих работе органов Совета Европы, и возглавляется Генеральным секретарем, избираемым на пять лет.

Европейский Суд , призванный обеспечивать исполнение Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. государствами - участниками Совета Европы. Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел на основе индивидуальных жалоб физических лиц, групп лиц или неправительственных организаций. Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника. Поэтому он не может отменить решение судебных органов конкретного государства. Европейский Суд, рассматривая конкретные жалобы, устанавливает, были ли допущены нарушения Конвенции 1950 г. В то же время Европейский Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензий» в форме финансовой компенсации материального ущерба или материального вреда, а также возмещения выигравшей стороне всех издержек и расходов. Невыполнение решения Европейского Суда может повлечь приостановление членства в Совете Европы или даже исключение из его состава. Надзор за исполнением решений Европейского Суда, в том числе за своевременной выплатой денежной компенсации, ведет Комитет министров Совета Европы.

Со вступлением в Совет Европы Россия, во-первых, получила солидную международную трибуну, через которую может проводить свои национально-государственные интересы; во-вторых, включена в европейское политико-правовое пространство; в-третьих, расширились возможности для прямого сотрудничества с европейскими странами в гуманитарной сфере - науке, образовании, здравоохранении, экологии, культуре и др.

Кроме того, Совет Европы становится местом сбора бывших союзных республик, которые уже вступили в его состав или подали заявки на вступление.

Совет Европы заключил более полутора сотен европейских конвенций и договоров, наиболее важные среди которых Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987), Европейская хартия местного самоуправления (1985), Европейская социальная хартия (1961), Европейский кодекс социального обеспечения (1964), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995), Европейская конвенция об осуществлении прав детей (1996) и др.

Существуют универсальные объединения государств типа ООН, объединяющей около 200 государств мира.

Все указанные выше объединения свидетельствуют об интеграционных процессах, присущих современному мировому сообществу, и рассматриваются как перспективные, хотя некоторые из них представляют собой временные союзы.

Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующие экономические, политические, военные и другие цели. В учебной литературе к межгосударственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств.

Конфедерация рассматривается, как ворма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в состав конфедерации государства обладают собственным суверенитетом и собственного государства не образуют. Конфедерации присущи следующие особенности: 1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории; 2) она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер; 3) для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов; 4) отсутствие единого гражданства и единой территории; 5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств; 6) рекомендательный характер актов органов конфедерации; для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъектов объединения; 7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по соглашению субъектов; 8) осуществление обороны конфедерации союзной армией, которая состоит из воинских формирований субъектов конфедерации; 9) право сецессии, т.е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов. Конфедерация - временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации К межгосударственным объединениям относятся содружества. Например, до 1946 г. Существовало Британское содружество наций, в настоящее время действует Содружество Независимых Государств (СНГ). СНГ было создано в 1991 г. и включает в себя 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. СНГ представляет собой межгосударственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве членов и учете позиции каждого государства. СНГ создано для реализации следующих задач: 1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях; 2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права; 3) формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместных внешнеполитических действий и инициатив; 4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, совместная охрана внешних границ; 5) борьба с организованной преступностью и др. Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы государство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств - членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Беларусь. Для взаимного сотрудничества и координации действий в рамках СНГ созданы следующие органы: Совет глав государств - членов СНГ; Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов государств - членов СНГ; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел; Координационно-консультативный комитет; Экономический совет и Экономический суд; Совет министров обороны и Штаб по координации военного сотрудничества; Совет командующих пограничными войсками; Комиссия по правам человека и др. Все органы СНГ являются консультативными, выполняют координирующие функции, все решения принимаются с общего согласия и чаще всего носят рекомендательный характер. Расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия распределяются на основе долевого участия и устанавливаются специальными соглашениями. К межгосударственным объединениям относят и некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например Совет Европы, членом которого с 1996 г. является Российская Федерация.

Совет Европы - одна из авторитетных и представительных организаций, которая объединяет в своем составе свыше 40 европейских государств, в то время как другие европейские международные организации по численности значительно уступают Совету Европы. Это старейшая общеевропейская организация, образованная в 1949 г. Главная цель Совета Европы - содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира. В уставных документах Совета Европы конкретизируются эти цели следующим образом: 1) правовое обеспечение прав и свобод человека; 2) содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; 3) поиск современных решений социальных проблем, например, национальных меньшинств, защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом, наркоманией; 4) развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы, помощь государствам Центральной и Восточной Европы в проведении политической, законодательной и конституционной реформ. Для вступления в Совет Европы необходимо, чтобы данная страна привела свои учреждения и правовую систему в соответствие с принципами демократии, верховенства права и уважения прав человека, подписала и признала в полном объеме Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ее контрольный механизм. Приоритетным направлением в работе Совета Европы является защита прав и свобод человека. Совет Европы имеет собственные органы. К ним относятся: ^ Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), наделенная консультативными функциями и уполномоченная решать любые вопросы, входящие в компетенцию Совета Европы, принимать рекомендации, которые могут адресоваться как Комитету министров, так и непосредственно правительствам стран-участниц. ^ Комитет министров - главный орган Совета Европы. Он уполномочен принимать решения от имени Совета Европы. Его состав - министры иностранных дел государств-членов. Заседает Комитет два раза в год. Заседания закрытые, по итогам публикуются коммюнике или декларации. ^ Конгресс местных и региональных органов власти Европы - консультативный орган, который состоит из двух палат: одна представляет интересы местного самоуправления, другая – интересы региональных органов власти. Конгресс предназначен обеспечивать участие местных и региональных властей в достижении европейского единства, налаживать межрегиональное сотрудничество, оказывать помощь новым демократическим государствам в создании эффективных местных административных структур. ^ Международный Секретариат, который состоит из 1200 сотрудников, содействующих работе органов Совета Европы, и возглавляется Генеральным секретарем, избираемым на пять лет. ^ Европейский Суд, призванный обеспечивать исполнение Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. государствами - участниками Совета Европы. Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел на основе индивидуальных жалоб физических лиц, групп лиц или неправительственных организаций. Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника. Поэтому он не может отменить решение судебных органов конкретного государства. Европейский Суд, рассматривая конкретные жалобы, устанавливает, были ли допущены нарушения Конвенции 1950 г. Невыполнение решения Европейского Суда может повлечь приостановление членства в Совете Европы или даже исключение из его состава. Надзор за исполнением решений Европейского Суда, в том числе за своевременной выплатой денежной компенсации, ведет Комитет министров Совета Европы. Существуют универсальные объединения государств типа ООН, объединяющей около 200 государств мира. Все указанные выше объединения свидетельствуют об интеграционных процессах, присущих современному мировому сообществу, и рассматриваются как перспективные, хотя некоторые из них представляют собой временные союзы.

Международные организации - одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами. Возникают они на основании соглашения между участниками. Деятельность международных организаций регламентируется уставом, эффективность их зависит от степени согласованности между государствами. Главными целями и задачами всех международных организаций являются создание конструктивной многосторонней базы международного сотрудничества, установление глобальных и региональных зон мирного сосуществования. Ныне в мире существует огромное количество разнообразных блоков и союзов стран, которые можно объединить в три группы: политические, экономические и смешанные.

Основная цель деятельности политических блоков - сотрудничество стран-участниц в политической и военной сферах, участие в создании системы коллективной обороны, сотрудничество относительно поддержки мира и безопасности на их территориях и вообще в мире, координация усилий для решения военно-политических и правовых проблем.

Организация Североатлантического договора - НАТО - военно-политический союз 18 стран, созданный 04.05.1949 г. в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Норвегии, Португалии, Дании, Исландии; в 1952 г. к нему присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1981 г. - Испания. В 1966 г. из военной структуры вышла Франция, в 1983 г. - Испания, а в 1999 г. вошли Чехия, Польша и Венгрия.

Цель: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН; общие действия и всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-участников; обеспечения справедливого порядка в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека. Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).

Межпарламентский союз. Международная правительственная организация, которая объединяет национальные парламентские группы. Создан в 1889 г. Цель - объединение парламентеров всех стран для укрепления мира и сотрудничества между государствами. Штаб-квартира - Женева (Швейцария).

Организация Африканского единства - ОАЕ . Создана 26.05.1963 г. на конференции глав государств и правительств африканских стран в Аддис-Абебе. Состав (52 страны Африки. Цель: содействие единства и солидарности между странами Африки, интенсификация и координация усилий по повышению уровня жизни; защита суверенитета, территориальной целостности и независимости; ликвидация всех форм колониализма; согласования сотрудничества в сферах политики, обороны и безопасности, экономики, образования, здравоохранения и культуры. Штаб-квартира - Аддис-Абеба (Эфиопия).


АНЗЮС . Пятисторонний блок Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии и Сингапура. Цель - содействие коллективной обороны в Тихоокеанском регионе. Постоянной штаб-квартиры нет.

Организация Американских государств - ОАГ . Военно-политический союз, созданный в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе, которая приняла Устав ОАГ. Состав (35 стран. Цель: поддержка мира и безопасности в Америке; предотвращение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-участниками; организация общих действий для отпора агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем; содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран-участниц. Штаб-квартира - Вашингтон (США).

Усиления интеграционных процессов в мировой экономике укрепило статус экономических союзов и группировок стран, ставящих целью содействие экономическому развитию стран-участниц, повышению уровня жизни их населения и защиты экономических интересов этих государств на мировой арене.

Амазонский пакт - торгово-экономический блок, созданный на основе Договора о сотрудничестве в Амазонии, приобрел силу в 1980 г. Состав (8 стран. Цель: ускоренное общее освоение и рациональное использование природных ресурсов бассейна Амазонии, защита ее от иностранной эксплуатации, сотрудничество в создании инфраструктуры. Штаб-квартира - Лима (Перу).

Организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР - сформировалась в 1961 г. как наследница Организации европейского экономического сотрудничества, образованной с целью оптимального использования американской экономической и финансовой помощи восстановлению Европы (план Маршалла) в сотрудничестве с европейскими странами - получателями этой помощи. Состав (25 стран). Цель : вклад в развитие мировой экономики с помощью обеспечения оптимального экономического роста, повышения занятости и уровня жизни, сохранение финансовой стабильности государств-участников; содействие экономическому и социальному благосостоянию путем координации политики государств-участников; согласование помощи государств ОЭСР развивающимся странам. Штаб-квартира - Париж (Франция).

Союз Арабского Магриба - САМ - создан в 1989 г. В состав вошли 5 стран: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Цель : содействие успешному решению вопросов экономического развития, обеспечение высокой конкурентоспособности товаров стран региона на рынках мира. Штаб-квартира - Рабат (Марокко).

Ассоциация Карибских государств - АКГ - основана представителями 25 стран и 12 территорий на конференции в Картахене в 1994 г. В состав вошли 24 страны. Цель : содействие экономической интеграции стран Карибского бассейна. Штаб-квартира - Порт-оф-Спейн (Тринидад и Тобаго).

Андский пакт - АП - торгово-экономический союз, образованный в 1969 г. Боливией, Колумбией, Чили, Перу, Эквадором, Венесуэлой. В 1976 г. из состава вышли Чили. С 1969 г. ассоциированным членом является Панама. Цель : либерализация региональной торговли и введение единых внешних тарифов; создание общего рынка; координация экономической политики относительно иностранного капитала; развитие промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры с помощью общих программ; мобилизация внутренних и внешних финансовых ресурсов; сбалансирование экономического влияния Бразилии, Аргентины и Мексики. Штаб-квартира - Лима (Перу).

Вышеградская четверка сформирована в 1991 г. Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией. Цель - ликвидация ограниченийи таможенных границ в торговле между членами четверки. Постоянной штаб-квартиры нет.

Европейская Ассоциация свободной торговли - ЕАСТ - создана в 1960 г. В состав вошли 9 стран. Цель - самостоятельная экономическая политика; беспошлинная торговля среди стран-участниц при сохранении ими самостоятельных тарифов по отношению других стран. Штаб-квартира - Женева (Швейцария).

Латиноамериканская ассоциация интеграции - ЛААИ - образована на основе Договора Монтевидео ІІ, подписанного странами-участницами, который приобрел силу в 1981 г. В состав вошли 11 стран. Цель - создание единого Латиноамериканского рынка. В границах ЛААИ сохраняются субрегиональные группы: Договор бассейна г. Ла-Плата (1969 г.), Картахенское соглашение (1969), Договор о сотрудничестве стран Амазонской зоны (1978). Штаб-квартира - Монтевидео (Уругвай).

Ла-Платская группа - торгово-экономический союз, образованный на основе Договора об экономической интеграции и общем освоении бассейна реки Ла-Платы в 1969 г. В состав вошли 5 стран: Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Цель: общее экономическое развитие, использование и охрана ресурсов бассейна Ла-Платы. В 1986 г. между Аргентиной и Бразилией была подписана долгосрочная программа экономического сотрудничества - „акт интеграции”, к которой присоединился Уругвай, а в 1991 г. - Парагвай. Штаб-квартира - Буэнос-Айрес (Аргентина).

Организация стран-экспортеров нефти - ОПЕК - организована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав принят в 1965 г., со временем испытал многоразовые изменения. Состав (12 стран): Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Индонезия, Ливия, Алжир, Нигерия, ОАЭ, Габон. Цель : координация и унификация нефтяной политики государств-участников; определение наиболее эффективных средств защиты их интересов; поиск средств обеспечения стабильности цен на мировых нефтяных рынках; охрана окружающей среды. Контролирует до 50% мировой торговли нефтью. Штаб-квартира - Вена (Австрия).

Североамериканская ассоциация свободной торговли - НАФТА - соглашение о создании было подписано 17 декабря 1992 г. в Вашингтоне, приобрела силу 1 января 1994 г. Состав : США, Канада, Мексика. Цель: создание зоны свободной торговли в Северной Америке на протяжении 15 лет; предполагаются меры по либерализации движения товаров, услуг, капиталов через границы с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В перспективе - объединение всех американских государств (подобно к ЕС в Европе). Постоянной штаб-квартиры нет.

Черноморский район экономического сотрудничества - ЧРЕС - создан в 1990-1992 гг. В состав вошли 11 стран: Украина, Россия, Греция, Турция, Албания, Румыния, Болгария, Азербайджан, Грузия, Молдова, Армения. Цель: создание режима свободного перемещения товаров, услуг и капитала с целью расширения производственной кооперации и общего предпринимательства; расширение экономических связей в Азово-Черноморском регионе и близлежащих территориях. Предусматривает общие проекты в сфере транспорта, телевидения, энергетики, экологии, науки и техники, сельского хозяйства, пищевой промышленности, создание СЭЗ. Возможное место штаб-квартиры Главного исполнительного комитета - Стамбул (Турция).

БЕНИЛЮКС - экономический союз, созданный на базе таможенного союза. Договор об учреждении подписан в 1958 г. сроком на 50 лет, начал действовать в 1960 г. Состав : Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - АТЭС - создано по инициативе Австралии в 1989 г. в количестве 12 стран. В 2001 г. насчитывало 21 страну. В состав вошли: Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, США, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Китай, Сянган, Тайвань, Россия, Вьетнам, Перу. Цель : создание АТЭС; смягчение взаимных торговых барьеров; обмен услугами и инвестициями; распространение сотрудничества в сфере торговли, охраны окружающей среды и т.п. До 2010 г. планируется создание Зоны свободной торговли АТЭС. Постоянной штаб-квартиры нет.

К смешанным блокам принадлежат интеграционные группировки стран, целью которых является сотрудничество в нескольких сферах. Направление сотрудничества определяется целями создания организации.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН - политико-экономический союз, созданный в 1967 г. в Бангкоке. В составе 9 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма. В 2005 году на очередном саммите присутствовал Президент России Путин В.В. Цель: содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе; ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе с помощью общих действий по принципу равноправия и партнерства; сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, торговли, транспорте, связи с целью повышения уровня жизни населения; укрепление мира и стабильности и т.п. Штаб-квартира - Джакарта (Индонезия).

Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии - СААРС - политико-экономический союз, созданный в 1985 г. в Дакке. Состав (7 стран): Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Мальдивская Республика. Цель : ускорение экономического, социального и культурного развития стран-участниц, установление мира и стабильности в регионе. В 1987 г. в Дели были подписаны договор о создании регионального продовольственного фонда и конвенция по борьбе с терроризмом. Штаб-квартира - Катманду (Непал).

Карибское сообщество - КАРИКОМ - политическая и экономическая организация по сотрудничеству в сферах торговли, кредита, валютных отношений, координации экономической и внешней политики, создание общих объектов. Создана в 1973 г. на основе Договора в Чагуарамасе (Тринидад и Тобаго). В состав вошли 13 стран. Цель : политическое и экономическое сотрудничество; координация внешней политики; экономическое сближение общего таможенного режима; координация политики в сферах валюты и кредита, инфраструктуры и туризма, сельского хозяйства, промышленности и торговли; сотрудничество в областях образования и здравоохранения. Штаб-квартира - Джорджтаун (Гайана).

Лига Арабских государств - ЛАГ - создана в 1945 г. в Каире на основе пакта Арабской лиги. Состав (21 страна). Цель: укрепление связей между государствами-участниками в разнообразных областях (экономика, финансы, транспорт, культура, здравоохранение); координация действий государств-участников для защиты национальной безопасности, обеспечение независимости и суверенитета; запрет использования силы для урегулирования споров. Отношения базируются на принципах уважения к существующим в других странах режимам и отказ от попыток их изменения. Штаб-квартира - Каир (Египет).

Организация „Исламская конференция” - ОИК - создана в 1971 г. на конференции глав государств и правительств мусульманских стран в Раббате (Марокко). Состав (50 стран. Цель : содействие укреплению мусульманской солидарности; охрана святых мест; поддержка борьбы всех мусульман за обеспечение независимости и национальных прав; поддержка борьбы палестинского народа; сотрудничество в экономической, социальной, культурной, научной и других сферах жизни. Штаб-квартира - Джидда (Саудовская Аравия).

Содружество наций - добровольная ассоциация независимых государств, символом которой является британский монарх, признанный главой Содружества. Создано в 1947 г. Состав (51 страна). Цель : регулярные консультации стран по вопросам экономики, финансов, науки, образования, военной сферы; содействие благосостоянию народов. На встречах глав государств и правительств государств-участников Содружества обсуждаются международное положение, вопросы регионального развития, социально-экономическое положение, вопросы культуры, а также специальные программы Содружества. Штаб-квартира - Лондон (Великобритания).

Содружество Независимых Государств - СНГ - политико-экономический союз, созданный по соглашению от 8 декабря 1991 г. Состав (12 стран): Азербайджан, Армения, Грузия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Место пребывания Исполнительного Секретариата - г. Минск (Беларусь). Бюджет СНГ формируется из равных взносов государств-участников. Цель: формирование условий стабильного развития стран в интересах повышения жизненного уровня населения; поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений; создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйственных субъектов; общее осуществление экономических проектов; решение экономических проблем; политическое, военное, экономическое и культурное сотрудничество стран-участниц. Штаб-квартира - Минск (Беларусь).

Организация Объединенных Наций - ООН - создана 24 октября 1945 г., на 2002 г. насчитывала 190 членов. Наблюдатели ООН: Ватикан, Палестина, Организация Африканского Единства, Европейский Союз, Организация „Исламская конференция”, Международный комитет Красного Креста и т.п.. Официально не входит в ООН одна страна - Ватикан. Цель : поддержка и укрепление международной безопасности; развитие отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения; международное сотрудничество по решению мировых проблем политического, экономического, социального, культурного характера; поощрение уважения к правам человека; преобразование ООН в центр согласования усилий наций и народов относительно достижения общих целей. Штаб-квартира - Нью-Йорк (США).

Основные подразделы ООН следующие: Генеральная Ассамблея (ГА) - главный орган ООН, который объединяет всех ее членов (по принципу „одно государство - один голос”). Совет Безопасности (СБ) - единый орган ООН, который может принимать решения, обязательные для членов ООН. Экономический и социальный совет (ЕКОСОР) - отвечает за экономическое и социальное сотрудничество и решает задачи, связанные с реализацией рекомендаций ГА (исследования, доклады и т.п.). Координирует деятельность специализированных учреждений ООН. Совет поопеке - состоит из постоянных членов Совета Безопасности и решает вопросы опеки США над некоторыми островами Микронезии.

Международный суд - главный судебный и юридический орган ООН. Создан в 1945 г., местонахождение - Гаага (Нидерланды). Суд решает споры только между государствами. Секретариат ООН - состоит из Генерального секретаря (избирается на 5 лет) и назначаемого им персонала, который отвечает за выполнение текущей работы ООН. Верховный комиссар по правам человека назначается Генеральным секретарем и отвечает за деятельность ООН в сфере прав человека. Официальные языки ООН - английский, испанский, китайский, русский, французский.

К специализированным подразделам ООН относятся: МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии (штаб-квартира - Вена); ВМО - Всемирная метрологическая организация (Женева); ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения (Женева) ; ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности (защищает авторское права в любых сферах - Женева ); ВПС - Всемирный почтовый союз (Берн ); ММО - Международная морская организация (безопасность на море и охрана океанов - Лондон ); ИКАО - Международная организация гражданской авиации (Монреаль ); МОТ - Международная организация труда (Женева ); МБРР - Международный банк реконструкции и развития; МВФ ; МСЭ - Международный союз электросвязи (радио, телефон, телеграф - Женева) ; ИФАД - Международный фонд сельскохозяйственного развития - Рим ; ЮНЕСКО - Организация ООН по вопросам образования, науки, культуры - Париж;ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН - Рим.

  • 8. Власть и еѐ виды. Понятие государственной власти.
  • 9. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства
  • 10. Форма правления: понятие, виды
  • 3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария):
  • 11. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды.
  • 4 Способа размежевания компетенции:
  • 12. Государственно-правовой режим государства: понятие, виды
  • 13. Межгосударственные объединения: конфедерация, содружества, союзы.
  • 14. Функции государства: понятие и классификация. Влияние процессов глобализации на функции государства
  • 15. Механизм государства и его роль в выполнении функций государства
  • 16. Органы государства: понятие, виды, принципы организации и деятельности
  • 17. Государственная служба, государственные служащие
  • 18. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества
  • 19. Понятие и структура политической системы общества (псо). Место государства в псо
  • 20. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования
  • 21. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и иными элементами политической системы.
  • 22. Государство и общественные объединения. Государство и церковь
  • 23. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства
  • 24. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты
  • 25. Социальные нормы и место права в системе социального регулирования общественных отношений
  • 26. Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции
  • 27. Социальное назначение права и его функции. Ценность права.
  • 28. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки и сущность права
  • 29. Проблемы правопонимания в современной юридической науке
  • 3 Основных типа правопонимания:
  • 30. Государство, право и экономика: их соотношение и взаимовлияние
  • 31. Форма права: понятие, виды, общая характеристика
  • 32. Правоотношение: понятие, структура, виды. Характеристика правоотношения как формы реализации права
  • 33. Субъекты-участники правоотношений. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правовой статус
  • 34. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права,
  • 35. Составы правоотношений. Юридические факты как основание возникновения правоотношений
  • 36. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация
  • 1. По субъектам правотворчества (сфере действия):
  • 2. По выполняемым функциям
  • 3. По социальному назначению и роли в правовой системе:
  • 5. По методу правового регулирования:
  • 6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
  • 9. Специализированные нормы:
  • 11. По степени определенности.
  • 37. Нормативный правовой акт (нпа): понятие, признаки, виды
  • 1. По юридической силе законы могут быть:
  • 2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
  • 3. По территориальному признаку:
  • 4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом рф
  • 38. Законы: понятие, признаки, виды
  • 39. Пределы действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие
  • 40. Система права: понятие, структурные элементы. Система права и система законодательства
  • 41. Отрасль права (оп). Предмет и метод правового регулирования. Характеристика основных оп
  • 43. Право и политика
  • 44. Правотворческий процесс. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нпа
  • 45. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов
  • 46. Правовая культура: понятие, структура, виды
  • 47. Понятие и формы реализации права
  • 48. Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии). Правоприменительные акты
  • 49. Систематизация нпа
  • 50. Толкование права. Понятие, приёмы, способы толкования
  • 51. Виды и объем толкования права. Акты толкования
  • 53. Юридические коллизии: понятие, виды, причины возникновения, способы разрешения и предупреждения
  • 54. Правопорядок: понятие, признаки. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный правопорядок
  • 55. Понятие и признаки законности, еѐ значение в жизни общества и в функционировании государства. Гарантии законности и способы еѐ обеспечения в современных условиях
  • 56. Правомерное поведение: понятие, объективная и субъективная стороны, типология.
  • 68. Виды и причины правонарушений
  • 59. Государство и право: современные представления об их соотношении
  • 60. Юо: понятие, признаки, цели, основания и принципы применения
  • 61. Виды и меры юридической ответственности (юо). Основания освобождения от юо
  • 62. Юридические ошибки: понятие, виды, объективные и субъективные причины их появления
  • 61. Механизм правового регулирования: понятие, структура, стадии. Соотношение правового регулирования и правового воздействия
  • 64. Понятие и виды юридической техники, еѐ значение в юридической деятельности
  • 65. Понятие и классификация современных национально-правовых систем
  • 66. Романо-германская правовая семья и семья общего прецедентного права: общая характеристика
  • 67. Религиозные правовые семьи: общая характеристика
  • 68. Влияние процессов глобализма на унификации правовых систем.
  • 13. Межгосударственные объединения: конфедерация, содружества, союзы.

    Конфедеративное государство (конфедерация) - это союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей (политических, военных, экономических). Признаки:

      временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено (созданные в 1958 году Египтом и Сирией для разрешения арабо-израильского конфликта конфедеративный союз - Объединенная Арабская Республика - распался в 1961 году, т.е. когда надобность в нем отпала). Конфедерация - это неустойчивое образование, либо со временем перерастает в федерацию, либо распадается;

      государства-члены конфедерации в полном объеме сохраняют за собой суверенитет и обладают правом сецессии;

      отсутствие единой территории, гражданства;

      добровольный характер вступления в конфедерацию, о чем лишний раз свидетельствует право сецессии, которым обладают члены конфедерации;

      формирование органов управления, необходимых для достижения целей, послуживших основанием для объединения;

    В настоящее время конфедеративных объединений в чистом виде не существует (это были США, Объединенная Арабская Республика).

    Конфедерация - временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.

    Содружество государств представляет собой более аморфное, нежели конфедерация, объединение государств. В основе их создания могут быть межгосударственные договоры, уставы, декларации. Объединяющими их признаками являются экономические интересы; сходство или тождество правовых систем; общие культурные, религиозные или лингвистические корни. Такие формы объединения государств носят переходный характер, трансформируясь со временем в конфедерацию, а может, и федерацию. Примерами международных содружеств являются: Британское содружество, Содружество независимых государств (СНГ).

    Союз государств , коалиция - политический, военно-политический или экономический союз нескольких государств, создаваемый для защиты общих интересов, обеспечения совместной безопасности, коллективной обороны или для согласованной подготовки и ведения коалиционной войны. Образуется такой вид государственных объединений на основе двусторонних или многосторонних соглашений, договоров, актов. Как правило, в коалиции устанавливаются общие цели, и определяется характер совместных действий по их достижению. При этом каждое государство, входящее в коалицию, преследует, прежде всего, собственные политические, экономические и военные интересы.

    Выделяют также межгосударственное объединение - это союз государств, созданные на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников (Европейский Союз, СНГ и другие). Общей правовой основой образования является Конституция страны (статья 79 Конституции РФ). Типичной разновидностью межгосударственных объединений, участником которых является Российская Федерация, являются Содружество Независимых Государств и Союз Суверенных Республик. СНГ образовано 10 декабря 1991 года. В его состав входят 12 государств - бывших республик СССР. СНГ имеет специальные органы: Совет глав государств; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел; Главное командование объединенных вооруженных сил; Совет командования пограничными войсками; Экономический Суд; Комиссия по правам человека; Межпарламентская ассамблея; Межгосударственный экономический комитет. Правовой основой деятельности СНГ является его Устав, принятый в 1993 году, а также большое количество многосторонних договоров (об образовании экономического, таможенного союзов, о безвизовом пересечении границ гражданами государств - участников СНГ). Выход из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном уведомлении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Белоруссия. СНГ создан для реализации следующих задач:

      сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и других областях;

      формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместных внешнеполитических действий;

      военно-политическое сотрудничество, совместная охрана внешних границ.

    К межгосударственным объединениям относятся некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например, Совет Европы , членом которого с 1996 года является Российская Федерация. Совет Европы - одна из авторитетных и представительных организаций, объединяющая в своем составе свыше 40 европейских государств; образован в 1949 году. Главная цель Совета Европы - содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира, а также защита прав и свобод человека. Приоритетное направление в работе Совета Европы (СЕ) - защита прав и свобод человека. Органы : Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) - наделена консультативными функциями и уполномочена решать любые вопросы, входящие в компетенцию СЕ. Она рекомендует Комитету министров приглашать или нет конкретное государство в СЕ. В ПАСЕ входят делегации от всех государств пропорционально численности населения страны. Комитет министров - главный орган С.Е., он уполномочен принимать решения от имени СЕ. Его состав - министры иностранных дел государств-членов. Европейский Суд - призван обеспечить исполнение Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника, он не может отменить решение судебных органов конкретного государства, он устанавливает, были ли допущены нарушения Конвенции.

    Существуют в современном мире универсальные объединения государств, типа ООН (Организация Объединенных Наций), объединяющей около 200 государств. Главная цель - содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира.

    Уния - форма объединения двух или нескольких государства под властью одного главы. Различают унию личную (персональную) и реальную (органическую).

    Формальными основаниями заключения личной унии были обычно династические браки (например, шведско-польская уния 1593 - 1599) - одно и то же лицо оказывалось монархом двух и более государств. Власть общего монарха обычно имела номинальный характер, так как государства сохраняли суверенитет и международную правосубъектность. Персональные унии были характерны для периода феодализма (Кальмарская уния 1397 года, Кревская уния 1385).

    Реальная уния (например, уния Австрии и Венгрии в 1867 - 1918) представляла собой более прочное объединение государств, выступала на международной арене как единый субъект, обладающий единым суверенитетом. Имелись общие органы власти и управлении, объединенная армия, единая денежная система.