Европейская организация экономического сотрудничества и развития. Страны организации экономического сотрудничества и развития. оэср: деятельность, задачи, руководство

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) – международное экономическое объединение развитых стран. Считается, что страны, входящие в ОЭСР, производят около 60% мирового ВВП .

ОЭСР была создана в 1947 году в рамках реализации плана Маршалла по восстановлению Европы после Второй мировой войны. Первоначальное название организации – Организация европейского экономического сотрудничества. Однако уже в 1960-е годы состав участников значительно расширился и вышел за рамки

Европейского региона. Новое название, которое лучше отражало географию стран, входящих в ОЭСР, организация получила в 1961 году.

На сегодняшний день членами ОЭСР являются 34 государства, в том числе наиболее развитые США, Австралия, Канада, почти вся Западная Европа – Великобритания, Франция, Германия и т. д., некоторые бывшие социалистические страны, такие как Польша, Венгрия, Словения, а также одна страна из бывшего СССР – Эстония. На правах отдельного участника в состав ОЭСР входит Европейская комиссия как высший орган исполнительной власти Европейского союза.

В 1996 году заявку о вступлении в ОЭСР подали Россия, Латвия и Литва, но им было отказано.

В настоящее время о возможном вступлении нашей страны в эту организацию ведутся переговоры, также как и о присоединении к союзу других крупнейших развивающихся стран – Бразилии, Китая, Индии, Индонезии и Южно-Африканской Республики.

Своей миссией ОЭСР считает содействие политике, способствующей повышению экономического и социального благополучия людей во всем мире. При этом организация отстаивает принципы свободной рыночной экономики и представительной демократии.

Современная структура ОЭСР выглядит следующим образом. Высшим органом организации, принимающим решения, является совет, в который входят по одному представителю от каждой страны плюс один человек от Евросоюза.

Для подготовки решений и их дальнейшей реализации в ОЭСР действует в общей сложности около 250 комитетов, рабочих и экспертных групп. В их составе около 40 тыс. должностных лиц из правительств, администраций стран-участниц. Кроме того, для поддержки взаимосвязи между представителями постоянно действует секретариат, в котором более 2,5 тыс. сотрудников, работающих на постоянной основе.

В рамках своей деятельности ОЭСР собирает информацию об экономической ситуации не только в странах-участницах, но и во всем мире, проводит дискуссии, принимает решения и дает рекомендации в области экономики и политики. Кроме того, ОЭСР периодически публикует свои прогнозы по краткосрочному и среднесрочному развитию.

Как и ФАТФ , ОЭСР ведет черные списки неблагоприятных стран, но составляются они по принципу соблюдения государствами налоговых, а не «антиотмывочных» стандартов.

Основной функцией ОЭСР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР - вопросы регулирования международной торговли, стабилизация валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношения с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения носят чисто рекомендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.

Официально-провозглашенные цели ОЭСР:

  • 1. Содействие устойчивому социальному и экономическому развитию как участвующих так и не участвующих в организации стран, разработка эффективных методов координации их торговой и общественной политики;
  • 2. Содействие достижению наиболее высокого уровня устойчивого экономического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах при сохранении финансовой стабильности, внося, таким образом, вклад в развитие мировой экономики;
  • 3. Содействие развитию мировой торговли и многосторонней недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами;
  • 4. Стимулирование и координация действий в области оказания помощи развивающимся государствам;

Основными направлениями деятельности ОЭСР являются:

  • 1. Оказание помощи странам-членам в формулировании целей политики, направленной на достижение экономического и социального развития;
  • 2. Содействие проведению скоординированной политики, содействующей обеспечению экономического роста, а также внутренней и внешней финансовой стабильности;
  • 3. Содействие устранению препятствий на пути обмена товарами, услугами, а также текущих платежей; дальнейшая либерализация движения капиталов;
  • 4. Содействие эффективному использованию экономических ресурсов;
  • 5. Поощрение исследований и профессиональной подготовки кадров в области науки и техники;
  • 6. Содействие развитию развивающихся стран путем предоставления технической помощи;
  • 7. Осуществление сношений со всеми уровнями государственной власти стран-членов;
  • 8. Поддержание связей с другими международными организациями для обеспечения эффективного сотрудничества; сотрудничество с региональными экономическими организациями;
  • 9. Обеспечение ОЭСР информацией, необходимой для выполнения ее задач, и взаимного обмена такой информацией между ее членами;
  • 10. Проведение на постоянной основе конференций, совещаний, консультаций, исследований; издание информационных материалов: монографий, периодики, технических и статистических бюллетеней, специальной литературы и материалов конференций.

ОЭСР выпустила Кодекс посвященный операциям ТНК, целью которого является обеспечение поддержки экономических и политических целей стран-членов со стороны ТНК, кроме того, ОЭСР издала несколько руководств, посвященных порядку публикации транснациональными корпорациями финансовой отчетности и оперативной информации. ОЭСР выполняет важную функцию: служит форумом, на котором разные страны могут обсуждать политические, экономические и социальные аспекты, представляющих обоюдный интерес, и приходить к согласию, в вопросах требующих совместных действий.

Деятельность

ОЭСР активно занимается различными вопросами, вязанными с глобализацией. Деятельность Организации направлена на создание оптимальных условий для свободного перетока капитала и нематериальных продуктов (например, услуг и интеллектуальной собственности) в мировой экономике. В данной сфере идет работа по контролю над соблюдением условий Кодекса либерализации движения капитала и Кодекса либерализации текущих невидимых операций.

В области совершенствования международной системы налогообложения ОЭСР исследует отрицательные эффекты налоговой конкуренции между отдельными странами (речь идет о практике создания оффшорных и прочих специальных зон), занимается совершенствованием Модельной конвенции по налогообложению дохода и капитала, расширяет доступ стран, не входящих в организацию к «Руководству ОЭСР для многонациональных предприятий и налоговых органов по трансфертному ценообразованию».

Быстрое развитие международной торговли требует создания соответствующей конкурентной среды для ее участников, в том числе и в сфере отношений с государственными органами стран-партнеров. Не секрет, что подкуп государственных чиновников широко используется торговыми фирмами для облегчения проникновения на рынки некоторых стран, и это искажает объективную картину сравнительной экономической выгодности внешнеторговых сделок и подрывает конкуренцию. В связи с этим ОЭСР разработала «Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных государственных служащих при заключении международных торговых сделок». Конвенция была подписана в декабре 1997 г. странами ОЭСР, Аргентиной, Бразилией, Болгарией, Чили и Словакией. В настоящее время идет процесс ратификации Конвенции национальными парламентами, после чего она вступает в силу. Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны принять внутренние законодательные акты, предусматривающие наказание для национальных участников международной торговли, дающих взятки иностранным чиновникам.

Одним из специфических явлений, сопутствующих глобализации мировой хозяйственной жизни, является быстрое проникновение компьютерных сетей, в особенности сети Интернет, во внутреннюю и внешнюю торговлю. В связи с этим ОЭСР участвует в выработке универсальных международных правил регулирования электронной торговли. Однако ОЭСР делает здесь акцент, прежде всего не на мерах жесткого регулирования и контроля, а на различных аспектах защиты прав потребителей и избежании введения неоправданных барьеров и ограничений в сфере электронной торговли на национальном уровне.

В разные времена Организации экономического сотрудничества и развития давали разные определения. Ей приходилось быть научным центром и контролирующим органом, а также клубом, в число участников которого входят только богатые страны. Каждая ипостась по-своему верна, но не в состоянии отобразить полноту сути организации. Страны ОЭСР – это интернациональная организация, в которой происходит формирование политики ее членов.

Краткая характеристика

ОЭСР – это организация экономического сотрудничества и развития, в составе которой 35 государств. Этот союз напоминает некий форум, в пределах которого представителями стран участниц обсуждается экономическая и социальная политика, происходит обмен международным опытом, занимаются поиском вариантов решений актуальных , разрабатывают совместную стратегию по их решению.

Фактически происходит обобщение единых национальных взглядов и подходов к разрешению всевозможных межнациональных проблем и заключение сделок о возможных действиях на основании единых совместно разработанных методов.

Движущая сила организации


Часто результатом подобных встреч становится более обширный спектр направлений в отношении публичной политики, в т. ч. и прояснение результативности оказанного влияния на межнациональное сообщество. Подобные мероприятия очень значимы, потому как предоставляется возможность обмениваться мнениями в отношении перспектив, что открываются перед странами, которые находятся в подобных экономических и политических обстоятельствах. Если сказать, одним словом, то это клуб по интересам.

Базовым условием для членства является преданность государства рыночной экономике, а также глубокие убеждения в том, что группа выступает в качестве движущей силы политики. Расшифровка ОЭСР полностью соответствует духу самой организации.

Обособленность или открытость

Организация поддерживает контакты с разными странами, к тому же из числа тех, которые не входят в ее состав. Схема взаимодействия базируется на разнообразных совместных программах. При этом иногда подобное сотрудничество приводит в будущем к увеличению количества участников ОЭСР.

Предметом обсуждений, которые проводятся представителями стран участниц, нередко бывают аналитические обозрения, что исходят от Секретариата ОЭСР. Расшифровка профильных отделов включает в себя сбор сведений, отслеживание настроений, обзор экономических течений, изучение общественных смещений, технологический прогресс, систему налогообложения.


Перечисленная работа разбита по сферам, за которые несут ответственность структурные подразделения ведомств. Кроме того, профильные отделы сотрудничают с лицами, которые в дальнейшем используют собранную информацию для принятия ключевых судьбоносных решений. Значительная часть аналитических материалов выходит в открытую публикацию.

Страны ОЭСР в процессе обмена мнениями среди участников нередко приходят к созданию общеобязательных кодексов, которые регулируют беспрепятственное перемещение капиталов и договоренностям касательно борьбы с .

Страны ОЭСР: масштабы влияния

Доля ОЭСР в мировом составляет 60%. Организация проводит широкую аналитическую работу, формируя платформу для стран участниц по проведения многогранных переговоров в отношении экономических проблем. К тому же страны ОЭСР активно противодействуют отмыванию денег, уклонению от налогообложения и . Участие организации позволило выработать определенные механизмы, направленные на прекращение созданных отдельными странами налоговых оазисов.

Наряду с этим, страны ОЭСР ведут собственные черные списки государств, что занимаются нечестной налоговой конкуренцией. По состоянию на 2007 год этот перечень составляли следующие страны – Монако, Андорра и Лихтенштейн.

При этом профиль работы направлен не только на географическое расширение ОЭСР. Расшифровка и область интересов организации включает воздействие на экономику обособленных стран текущих процессов глобализации, что в состоянии открыть возможные перспективы роста или вызвать защитную реакцию.

Расширение контактов пропорционально влияет на рост сферы интересов ОЭСР. Основным отличием от МВФ или Всемирного банка является то, что организация не проводит размещение денег. Ее основная задача генерировать свежие идеи на основании научных исследований и политического обзора.

Страны ОЭСР

Как говорилось выше, список оэср включает тридцать пять участников, среди которых: Австралия Австрия Бельгия Великобритания Венгрия Германия Греция Дания Ирландия Исландия Италия Испания Канада Люксембург Мексика Норвегия Нидерланды Новая Зеландия Португалия Польша Словакия США Турция Франция Финляндия Чехия Швейцария Швеция Южная Корея Япония и др.

14. Роль ОЭСР

ОЭСР - международная экономико политическая организация, созданная в 1961 г.; является преемницей Организации европейского экономического сотрудничества, образованной в 1948 г. в целях оптимального использования американской экономической и финансовой помощи восстановлению Европы («план Маршалла»). В настоящее время ОЭСР объединяет развитые страны Западной Европы, Северной Америки и Азии. Список государств- членов ОЭСР имеется, в частности, в Приложении 1 к Инструкции Центрального банка РФ от 29 августа 2001 г. № 100 И «О счетах физических лиц резидентов в банках за пределами Российской Федерации».

К настоящему времени ОЭСР превратилась фактически в орган координации социально-экономической политики ведущих индустриальных стран.

Центральной задачей ОЭСР является проведение анализа состояния экономики государств-членов и государств-партнеров и выработка рекомендаций по осуществлению экономического регулирования на макроэкономическом и отраслевом уровнях.

На сегодняшний день ОЭСР призвана решать экономические проблемы уже не только одного континента - Европы, как ее предшественница (ОЕЭС) но и всего мира, что придает ей Организации глобальный характер.

Кроме того, сфера деятельности ОЭСР не ограничивается только экономическими вопросами (хотя задача обеспечения устойчивого экономического роста в мире остается главной задачей деятельности ОЭСР в различных социально-экономических областях), приобретая все более мульти- и междисциплинарный характер.

Направления деятельности ОЭСР (соответствующие деятельности основных директоратов):

    Макроэкономика

    Бюджетная и налоговая политика

    Продовольственная политика, сельское хозяйство и рыболовство

    Финансы и вопросы предпринимательства

    Торговля

    Образование

    Труд, занятость и социальные вопросы, включая здравоохранение

    Охрана окружающей среды

    Государственное управление и территориальное развитие

    Наука, технологии (включая ИКТ, биотехнологии) и промышленность

    Информация, коммуникация и компьютеризация

    Содействие развитию.

1. Как результат унификации и гармонизации норм МНП под эгидой ОЭСР одобрены модели конвенций –

    типовые конвенции ОЭСР об избежании двойного налогообложения доходов и капитала 1963г, 1977г с послед. изменениями 92, 94, 95, 97, 2000гг;

    типовая конвенция ОЭСР об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на состояния и наследства 1966г;

    типовая модель ОЭСР конвенции об оказании помощи в налоговых вопросах 1981г;

    типовая модель конвенции ОЭСР по недвижимому имуществу, наследствам и дарениям 1982г;

    об административной помощи по вопросам налогообложения; о помощи в сборе налогов.

Эти конвенции послужили началом сотрудничества гос-в в налоговой сфере. Гос-ва стали заключать различные соглашения, большое значения среди которых приобрели соглашения об избежании двойного налогообложения (например между РФ и странами-членами ЕС).

2. 12 декабря 1961 г. ОЭСР были утверждены Кодекс либерализации текущих невидимых операций (code on the Liberalization of Current Invisible Operations) и Кодекс либерализации движения капиталов (code on the Liberalization of Capital Movements). В последующем в эти документы неоднократно вносились изменения. Кодексы имеют статус решений ОЭСР и являются обязательными для стран- членов данной организации. Основной принцип, который заложен в документах ОЭСР и с помощью которого достигается либерализация в данной сфере, - взаимный запрет на введение на национальном уровне ограничений в отношении сделок и операций, охватываемых содержанием рассматриваемых Кодексов.

3. Следующим документом ОЭСР, относящимся к теме настоящей работы, является Руководство по многонациональным предприятиям (oecd guidelines on Multinational Enterprises), которое было одобрено 21 июня 1976 г. в качестве приложения к Декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях. Помимо Руководства в тот же день были приняты еще три решения Совета ОЭСР, которые касались следующих вопросов:

Принцип национального режима;

Инвестиционные поощрительные и ограничительные меры;

Межгосударственные консультационные процедуры в отношении Руководства по многонациональным предприятиям (МНП).

4. Наконец, необходимо упомянуть о том, что в 1995 г. в рамках ОЭСР начались переговоры по подготовке Многостороннего соглашения по инвестициям.

5. по Петровой:

Декларации и резолюции ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях . В частности, акты ОЭСР от 21 июня 1976 года включают такую декларацию и 3 взаимосвязанных документа: «Руководящие принципы для многонациональных предприятий», «Национальный режим», «Стимулы и препятствия для международных инвестиций».

Регулируются важнейшие моменты касательно транснациональных корпораций: три основных признака ТНК (существование нескольких предприятий в разных странах, наличие определенной связи между этими предприятиями, способность одного оказывать существенное влияние на другие).

Резолюции ОЭСР представляют собой взаимосвязанные акты в том смысле, что регулирование ТНК требует применения их все вместе взятых; принятие одного документа влечет за собой принятие остальных.

«Руководящие принципы для многонациональных предприятий» определяют обязанности многонациональных предприятий по отношению к принимающему государству.

«Национальный режим» определяет права многонациональных предприятий в отношении принимающего государства.

«Стимулы и препятствия для международных инвестиций» предусматривают устранение препятствий и применение стимулов в целях содействия международным инвестициям.

Декларация и резолюции ОЭСР играют ограниченную роль , поскольку действуют только в отношениях между развитыми странами, но! Декларация предусматривает, что государства-члены будут стремиться к распространению нац режима на те предприятия, которые прямо или косвенно контролируются лицами из государств-членов.

Таким образом, декларация и резолюции 1976 г. содержат в себе большие возможности для развития, поскольку нац режим в отношении и национального, и многонационального предприятия, заложенный в декларации и резолюции, должен ориентироваться на нормы МП. ?

Организация экономического сотрудничества и развития(ОЭСР) (Organization for Economic Co‑operation and Development - OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ОЭСР была образована в 1961 году по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества, которая координировала американскую и канадскую помощь пострадавшим от Второй мировой войны европейским странам в рамках плана Маршалла.

Цели организации состоят в проведении согласованной политики, направленной на:

‑ достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран‑членов при соблюдении финансовой стабильности;

‑ продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах‑членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;

‑ развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Однако в более простой форме основную функцию организации можно определить так: ОЭСР призвана быть местом, где достаточно высокопоставленные представители государственных органов (так называемые policy‑makers) могут в неофициальной обстановке, без обязывающих резолюций, и даже в качестве частных лиц обсуждать с коллегами из других стран общие экономические проблемы.

Особенность ОЭСР заключается в том, что она является как бы своеобразным клубом пообмену опытом экономической и социальной политики. В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций. ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие инструкции и резолюции. Отличие также заключается и в том, что Организация не занимается выделением денежных средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам.

В настоящее время членами ОЭСР являются29 стран. Более 20 лет (с 1973 года, когда в ОЭСР вошла Новая Зеландия, до 1994 года) состав ОЭСР не менялся и насчитывал 24 страны. В девяностые годы XX века к ней присоединились Мексика, Чехия, Венгрия, Польша и Корея.

Каких‑либо количественных критериев членства не существует. Для того, чтобы принять решение о принятии новой страны в члены организации, все страны ОЭСР должны согласиться с тем, что она продемонстрировала: приверженность принципам рыночной экономики; приверженность принципам плюралистической демократии. Такое решение принимается единогласно Советом ОЭСР.

На сегодняшний день 36 стран с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой являются членами ОЭСР. Активные партнерские отношение ОЭСР поддерживает более чем с 70 странами, не являющимися членами Организации, из которых 24 страны регулярно участвуют в деятельности различных Комитетов ОЭСР в качестве наблюдателей. На долю стран-членов ОЭСР приходится:

  • 17,7% населения Земного шара
  • Более 60% мирового ВВП.

страны-члены

дата вступления

страны-члены

дата вступления

страны-члены

дата вступления

Австралия

Канада

Словения

Корея

США

Латвия

Турция

Великобритания

Финляндия

Венгрия

Люксембург

Франция

Германия

Италия

Чехия

Греция

Мексика

Чили

Дания

Нидерланды

Швейцария

Израиль

Новая Зеландия

Швеция

Ирландия

Норвегия

Эстония

Исландия

Польша

Япония

Испания

Португалия

Италия

Словакия


Созданная в начале 1960-х, в начале XXI века ОЭСР столкнулась с необходимостью проведения глубокой внутренней реформы в целях адаптации к новым реалиям и условиям набирающей темпы глобализации. В связи с этим в ОЭСР развернулась широкая дискуссия о том, какой в будущем может стать ее миссия и роль в условиях новых вызовов и угроз, в частности возник вопрос о расширении ОЭСР. В результате дискуссий в 2004 была разработана Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy). В рамках стратегии расширения специальной группой экспертов ОЭСР под руководством японского посла Сейчиро Нобору были сформулированы несколько критериев, на основании которых производится отбор потенциальных членов на вступление в ОЭСР - так называемые «критерии Нобору», к числу которых относятся:
  • Общность подходов (Like-mindedness)
  • Значимость на международной арене (Significant player)
  • Взаимовыгодность (Mutual benefit)
  • Глобальность (Global considerations)

В соответствии с решением принятым Советом ОЭСР 16 мая 2007 г. , определены две основных «волны расширения»:

oВ «первую волну» вошли пять стран - Россия, Чили, Эстония, Израиль и Словения - которые получили приглашение к началу переговорного процесса о вступлении (на сегодняшний день только Россия не присоединилась к Организации);

oВо «вторую волну» вошли пять стран – Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и ЮАР – с которыми ОЭСР будет расширять сотрудничество с учетом их возможного будущего членства в Организации.

Страны-члены ОЭСР и страны, входящие в Стратегию расширения и глобального партнерства

Члены ОЭСР

Страны «первой волны» расширения

Страны «второй волны» расширения

Стратегия «глобального партнерства» ОЭСР

Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy) шире, чем отношения со странами-не-членами, и в настоящее время наметился переход от понятия «расширение» (outreach) к понятиям «глобальное взаимодействие» (global relations), «глобальное партнерство» (global partnership), «расширенное участие» (enhanced engagement) . Понятие глобального взаимодействия позволяет учесть два основных измерения расширения – расширение на основе сотрудничества со странами-не-членами (reaching-in ) и расширение через сотрудничество с другими международными организациями и негосударственными акторами (reaching-out ). Это также придает глобальный характер деятельности ОЭСР и формирует основы для международного сотрудничества, основанного на принципах многоуровневого взаимодействия и «открытой координации». Частью стратегии «глобального партнерства» является Хайлигендаммско-Аквильский процесс.

На саммите «Группы восьми» в июне 2007 года в немецком Хайлигендамме было принято решение, что под эгидой ОЭСР будет организован диалог между «Группой восьми» и крупнейшими развивающимися странами, входящими в так называемую «O5» (Outreach five), - Китаем, Индией, Мексикой, Бразилией, Южной Африкой. Эта инициатива получила название Хайлигендаммский процесс . Хайлигендаммский процесс охватывает четыре основных направления сотрудничества:

o Содействие трансграничным инвестициям для взаимной выгоды, включая поощрение ответственного поведения бизнеса;

o Содействие исследованиям и инновациям, включая сотрудничество в области защиты прав интеллектуальной собственности;

o Энергетика, при этом особое внимание уделяется энергоэффективности;

o Содействие развитию, прежде всего в Африке.

Эта новая роль ОЭСР закономерна, учитывая успешный опыт многолетней деятельности ОЭСР по содействию развитию, а также идущий в настоящее время процесс расширения Организации.

На саммите "Группы восьми" в июле 2009 года в итальянском городе Аквила партнеры согласились продолжить диалог под названием Хайлигендаммско-Аквильский процесс (ХАП) , итоги которого будут представлены на саммите "большой восьмерки" во Франции в 2011г. Соответствующее решение закреплено в совместном заявлении участников саммита (Joint Declaration: Promoting the Global Agenda ).
Возможные темы для продолжения диалога:

o Свобода взаимовыгодных инвестиций;

o Роль инноваций и технологий в процессе устойчивого социально-экономического развития;

o Стратегические подходы к вопросам развития и его социальное измерение;

o Помощь наиболее уязвимым государствам;

o Продовольственная безопасность и реформа соответствующих международных организаций;

o Энергетика;

o Другие возможные вопросы в соответствии с решениями Руководящего комитета. Интерес к некоторым вопросам уже был обозначен.

Данный процесс является политическим диалогом, целью которого заявлено укрепление взаимопонимания между странами в сферах, представляющих общий интерес. Среди них в документе названы свобода взаимовыгодных инвестиций, развитие инноваций, социальные вопросы, помощь наиболее уязвимым государствам, продовольственная безопасность и энергетика.

Сопредседателями руководства комитета ХАП является одна из стран от "Группы восьми" и одна из стран от "Группы пяти". Заседание комитета проходят поочередно в стране, входящей в "восьмерку" или в "пятерку".