Организации политические: виды, функции, идеи. Политические организации России. Общественные движения и организации и политическая система


Общественно-политические организации и движения - это добровольные объединения граждан, которые возникают в соответствии с видами деятельности, социальной активности и самодеятельности для удовлетворения и защиты их многогранных интересов и запросов, действуют в соответствии с задач и целей, закрепленных в их уставах.

В последнее время значительно активизировался процесс создания массовых организаций и движений, оживилась и их деятельность. Причины активности обусловлены следующими обстоятельствами:

  • нарастанием явлений и процессов в различных сферах человеческой жизни;
  • угрозой войны с применением оружия массового уничтожения;
  • все большим разрушением среды обитания человека - возникновением экологической катастрофы;
  • реакцией-ответом на наступление консервативных сил в разных странах современного мира, которые пытаются ущемить права, свободы человека, жизненный уровень людей;
  • актуализацией гуманистических ценностей и идеалов в общественном сознании и борьбой за их практическое воплощение в жизнь;
  • растущим культурным уровнем широких слоев населения;
  • стремительным развитием всех видов коммуникаций, которые облегчают общение людей и способствуют их объединению.

Общественные организации и движения возникают из естественной потребности современного человека быть соучастником в делах общества. Поскольку в повседневной жизни человек не может заниматься делами общества, за нее это делают общественные объединения. Они освобождают человека от необходимости быть постоянным участником общественно-политической жизни, самостоятельно решать множество проблем. Цена, которую платит человек за лучшее отражение и удовлетворения собственных потребностей и интересов организацией, заключается в обязанности повиноваться установленным в ней правилам. Членам организации определены разные роли, которые они должны выполнять, чтобы способствовать успешному выполнению целей всей организации. Таким образом ограничивается произвольный характер поведения человека. Когда возникает потребность, организация может требовать подчинения личных интересов общественным; осуществления деятельности, в целесообразности которого отдельный член организации не совсем уверен; приспосабливаться к обычаям и традициям, присущих организации (это, в частности, могут быть общепринятые образцы поведения).

Отмечают, что общественные объединения возникают в основном снизу, но иногда и по инициативе сверху, создаются для реализации различных потребностей и общественных интересов и действуют в интересах своих членов. Общественные организации и движения - это совместная жизнедеятельность людей, что предполагает их взаимную зависимость и потребность друг в друге и обеспечивает сохранение и развитие социального организма. Это пребывания людей непосредственно в коллективе, социальной группе, где осуществляются совместная деятельность, общение, обмен услугами, пользование общими вещами и ценностями.

Свидетельством колективістського характера деятельности общественных организаций и движений является их массовость, характер внутренней структуры. Общественные организации и движения предоставляют широкие возможности для общественной инициативы масс, выявление их самоуправления благодаря демократическим принципам их устройства, которые, кстати, присущи в большей или меньшей степени всем общественно-политическим объединением граждан - политическим партиям, общественным организациям и движениям. Такими принципами являются: добровольность членства, выборность всех руководящих органов, подотчетность и подконтрольность руководства членам организаций, гласность в работе, коллегиальности.

Общественные объединения чаще всего реализуют себя в виде формальных и неформальных общественных организаций и общественных движений. Формальные общественные организации отличаются своей массовостью. Они создаются для реализации долгосрочных целей как по инициативе граждан, так и государственных органов. Им присущи следующие черты: четкая структура; свой устав; официальная регистрация в органах власти; деятельность в интересах общества (государства) и в рамках действующей законности; собственный административный аппарат.

На базе формальных общественных организаций часто возникают неформальные. Неформальные общественные организации могут быть как массовые, так и локальными. Иногда их трудно отличить от хозяйственных объединений, кооперативов, хотя всем им свойственно социальное направление, а также отсутствие официальной регистрации и четкой программы; независимость от официальных государственных органов; деятельность на принципах самоуправления; нетипичные программы и нетипичная деятельность. К неформальных организаций можно отнести, например, различные любительские объединения, клубы авторской и любительской песни, молодежные организации, группы оздоровительно-духовных систем.

Общественные организации и движения имеют различные функции, их можно разделить на две группы: функции, что их общественные организации и движения выполняют в отношении системы власти в государстве; функции, выполняемые по интересов членов этих организаций и движений. В первой группе можно выделить две основные функции: оппозиционную и творческую, тесно взаимосвязаны. Деятельность общественных организаций и движений удерживает современные демократические государства от чрезмерной централизации, играет решающую роль в том, чтобы государство представала как оптимальная организация жизнедеятельности общества. Из второй группы функций, выполняемых общественными организациями и движениями в отношении своих членов, можно выделить защитную и вспомогательную. Общественные организации и движения защищают своих членов от государственных структур. Это особенно важно тогда, когда законодательный демократический процесс находится в стадии формирования и когда существует негативная традиция невыполнение законов и непочтительного отношения к личности в государственных структурах. Вспомогательная функция проявляется в предоставлении общественными организациями и движениями через собственные структуры возможностей своим членам решать личные проблемы.

Чтобы разобраться в широком спектре общественных объединений, надо остановиться на их топологии. Прежде всего, общественные организации и движения можно разделить на традиционные и новые. К традиционных общественных организаций и движений относят: профсоюзные, женские, молодежные, экономические, образования и культуры, научные и научно-технические, творческие, оборонные, спортивные, туристские и др. До новых социальных организаций и движений относятся: экологические; альтернативные; общественной инициативы; национальные.

Общественные организации и движения можно классифицировать по интересам или деятельностью:

  • за экономическими интересами , в частности, можно указать организации предпринимателей, работающих по найму, крестьян, представителей свободных профессий, кооперативы, потребительские общества;
  • за общественно-политическими интересами различают организации культурного, гуманитарного направлений, религиозные;
  • по методам деятельности и правового статуса: легальные и официальные, полулегальные и неформальные (например, масонская ложа);
  • по месту деятельности, за местом приложения сил в структуре политической власти: лобби, самоуправляющиеся организации, которые добиваются правительственных дотаций;
  • по видам деятельности: экономические, образования и культуры, научные и научно-технические, опекунские, охраны здоровья, природы, национальные, конфессиональные, оборонные, спортивные и туристские.

В Украине по состоянию на 2003 г. было зарегистрировано почти 600 общественных организаций. Принимая за основу несколько другие критерии, их можно классифицировать так:

  • социально осознанные - женские (Союз украинок, Союз женщин Украины и др.), молодежные (Союз украинских студентов, Союз независимой украинской молодежи и др.), экономические (Украинский союз промышленников и предпринимателей, Всеукраинское объединение частных предпринимателей и др.);
  • ценностно ориентированы: Общество украинского языка им. Т.г.шевченко, "Просвещение", "Знание" и др.;
  • социально ценностные: Федерация профсоюзов Украины, Национальная конференция профсоюзов, Всеукраинское объединение солидарности трудящихся, профсоюз "Единство", Союз офицеров Украины и др.;
  • асоциальные - мафиозные организации и им подобные;
  • политизированные организации: Конгресс национально-демократических сил, Украинская лига христианской молодежи, Молодежное движение Украины и др.;
  • политизированные оппозиционные: Фронт трудящихся Украины, Трудовая Украина, Гражданский конгресс Украины, Всеукраинский рабочий союз, Социалистический конгресс молодежи Украины и др.

Вторая половина XX в. ознаменовалась настоящим всплеском, потоком массовых движений. От общественных организаций движения отличаются следующими особенностями: отсутствие четкой организационной структуры; общность интересов граждан, которые присоединяются к движений; наличие в них групп и течений неодинаковых политических взглядов, мировоззрения, верований; отсутствие индивидуального членства.

Общественно-политические движения можно разделить на две большие группы: с четко выраженным политическим содержанием и с преимущественно загальнодемократичним содержанием. Для политических общественных движений характерны следующие черты: они пользуются политическими средствами; участвуют в борьбе за власть; участвуют или оказывают влияние на средства осуществления власти.

Политические движения можно разделить на следующие типы:

  • движения, которые возникли на классовой основе, - рабочее, крестьянское, мелкобуржуазный;
  • движения, которые возникли на класоподібній основе, - интеллигенции, военных, докласових элементов;
  • міжкласові движения - национально-освободительные, антифашистские и т.д.;
  • политические движения, которые выражают отношение к существующего политического и экономического строя, - консервативные, реформаторские, революционные, контрреволюционные и т.д.;
  • политические движения, которые отличаются степенью и формой их организованности, - высокоорганизованные, слабоорганізовані, стихийные.

Основными разновидностями массовых демократических движений являются: антивоенные - против угрозы разрушительной войны; экологические - на защиту окружающей природы и условий существования людей; на защиту демократии, прав и свобод личности; поло-возрастные - женские, молодежные, детские, ветеранские и т.п.; профессиональные - ученых, врачей, инженеров, писателей и т.д.; альтернативные.

Общественные организации и движения выполняют важную роль в политической системе, в общественно-политической жизни в целом. Они являются своеобразным связующим звеном между функционированием государственных органов и соответствующими действиями населения страны.

Общественные объединения оказывают большую помощь властным структурам в выполнении функций управления. Общественные организации и движения привлекают внимание широких масс населения к острых проблем, предлагают способы решения проблем.

Общ-полит. движение -это активная часть общества, выражает интересы социальных групп граждан и направлена на достижение полит. цели.
В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью партий, не желающие ограничивать себя их нормами и программами, не имеющие политических интересов. Отличие общественно-политических движений от партий:
1) социальная база движений более широкая, пестрая (представители разных социальных, идеологических, национальных групп);
2) имеют одну полит. концепцию, цель и добиваются решения одной проблемы (достигнув цели, движение прекращает существование);
3) движения не долговременны, как партии;
4) не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, “повернуть” к решению своих проблем (в борьбе за власть трансформируется в партию);
5) центром политической активности выступает ядро - инициативные группы, клубы, союзы;
6) в движении отсутствуют иерархия, постоянное членство и документы (программа, устав).
Заметную роль в общественной жизни играют массовые демократические движения. Виды общественно-политических движений :
- социально-политические, экономические, экологические, антивоенные, научные (по сфере деятельности); неполитические (Красный крест, защита памятников); местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные (по масштабу деятельности);
- революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические, протеста (по целям);
- массовые и элитарные (по количеству участников); левые, центристские и правые (по месту в политическом спектре);
- профессиональные, женские, молодежные (по социальному составу); сознательно организуемые и стихийные (по характеру возникновения);
- фронты, ассоциации, объединения (по способу организации); насильственные и ненасильственные (по методам действий)

Черты общественных движений: многочисленность, широкая социальная база, организационная и идейная аморфность, нестабильность состава, стихийность и спонтанность действий Появление общественных движений относится к 19 веку. В их становлении и развитии выделяют ряд стадий: возникновение беспокойства по поводу нерешённой проблемы→формулировка целей и задач к разрешению проблемы→ агитация, вербовка сторонников движения, пропаганда целей, разъяснение задач, привлечение сочувствующих→развёрнутая деятельность по осуществлению программы →стадия затухания движения, цели осуществлены или не осуществились→ ликвидация движения или его бюрократизация и возрождение на новой основе.

Общественные движения отличаются от общественных организаций. Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное коллективное членство.
Черты общественных организаций : наличие аппарата, структуры, Устава, постоянного членства, централизованного руководства.
Общественные организации вырастают из общественного движения. Чётких границ между организациями и движениями нет. Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. У них сходные функции: участие в образовании гос.структур, в обсуждении и принятии полит. решений, представление и защита интересов граждан, осуществление социального контроля, формирование общественного мнения.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Политология как наука и учебная дисциплина

На сайте сайт читайте: политология как наука и учебная дисциплина.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политология как наука и учебная дисциплина
Политоло́гия- наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими

Развитие политических идей в Древнем Востоке
Первые классовые государства возникли в странах Древнего Востока в 4 тысячелетии до н.э. и родились первые политические идеи, связанные с философскими, религиозными, этическими рассуждениями мыслит

Проблемы политики в трудах Платона и Аристотеля
Политические идеи Платона. Платон -отец политической науки. Он впервые предложил свою модель политической системы. Мерилом политики служат структура и толкование человеческого быти

Политическая мысль эпохи средневековья и Возрождения
В средние века господствовала теологическая форма мышления. Учение Фомы Аквинского о бо­жественном происхождении государства и влас­ти, моральном характере правления и другие во­просы оказали замет

Политические идеи эпохи Просвещения
В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие политической мысли связано с философами: Гоббс, Локк, Спиноза, Монтескье, Вольтер, Руссо. Основоположник теории общественно

Марксистское учение об обществе и политике
В 30-е и 40-е годы XIX в. социалистами называли себя ученики Фурье и Сен-Симона, а коммунистами – последователи Бабефа. В 70 - 80-е годы Маркс и Энгельс стали называть свое учение социалистическим.

Политическая мысль ХХ века
В 20в. политология как наука стала самостоятельной, устойчивой, перестала быть делом отдельных мыслителей. В начале ХХ в создана Американская ассоциация политической науки, в Европе – с середины ве

Современные политические концепции и направления
Под современными направлениями политологии понимаются проблемы полит.науки, являющиеся предметом обсуждения и исследования. Представители социологического направления изучают явления политики путем

Избирательные системы
Избирательная система - это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление гос. представительных органов власти. В каждой стране избирательная систем

Органы государственной власти в РФ. Анализ Конституции Российской Федерации
Высшим органом представительной и законодательной власти РФ является парламент - Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты - Гос Думы, верхней - Совета Федерации. Они осущ

Виды и основные характеристики политических режимов
Политический режим - система методов, способов и средств осуществления полит.власти, влияет на тип правления и форму гос.устройства. Понятие “полит.режим” более широкое,

Сущность и разновидности партийных систем. Становление многопартийной системы в РФ
В разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть. В зависимости от положения партий в полит.системе общества, взаимодействия между ними, типов

Политические технологии
Политические Технологии- область деятельности политиков, связанная с выборными технологиями, где происходит отработка и внедрение способов манипуляции общественным мнением. Техноло

Идеология как форма политической мысли
Идеология – это определенная система философских, научных, художественных, нравственных, правовых и других знаний о мире и роли человека в нем. Выделяют политическую, правовую и религиозную идеолог

Анархизм, клерикализм, национализм и радикализм как разновидности политических идеологий
Анархизм- совокупность политических течений, настроений, оказывающих влияние на политические процессы в переломные моменты истории. Родоначальниками анархизма были Макс Штирнер, Ми

Политическая деятельность и политическое участие. Политическое поведение и его типы
Политическая деятельность - это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп. Характерные черты политической деятельности: концентра

Международные отношения и мировая политика
Международные отношения - это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих свои интересы, формируются отношения: дипломатические, эко

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации
Вопрос межнациональных отношений на территории бывшего СССР – сложный и острый вопрос, единственный решающий вопрос. Выделяют три его уровня. 1. конфликт распадающейся империи с по

Глобальные проблемы современности и комплексный характер их разрешения. Политическая глобалистика
Глобальные проблемы современности – это комплекс политических, экономических, социальных, экологических проблем общемирового масштаба, от решения которых зависит судьба человеческой организации.

Прогнозирование в политике. Политическое предвидение
Политические прогнозы - научное знание о будущем Прогнозом в политике называется предсказание, осуществляемое на основе анализа и сопоставления фактов, оценки действующих в политике сил и тенденций

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания
Познание в науке - всегда сложный, протяженный во времени и внутренне противоречивый процесс. Вначале исследователем формулируется на основе ране сложившего научного знания определенная

Понятие и теории элит, их происхождение, виды и функции
П. элита -социальная группа, меньшинство, отделенное от массы общества благодаря исключительным возможностям в обладании властью, участвующей в принятии решений, исполнении власти и воздействия на

Общественно-политические организации и движения это добровольные формирования, возникшие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общих интересов и целей.

Партии тоже входят в эту группу, но сильно выделяются. Только они ставят четкой целью достижение власти, использование власти. Только партии имеют жесткую структуру и четкую схему достижения власти. Другие общественные организации менее политизированы.

В отличие от партий эти движения и организации не ставят перед собой цель овладеть государственной властью. Количество общественно-политических организаций и движений сильно превышает количество партий.

Типология общественно-политических организаций и движений

По сфере деятельности:

1_РСПП - Российский союз промышленников и предпринимателей

2_профсоюзы

3_спортивные союзы

4_творческие союзы и ассоциации

5_правозащитные организации

6_экологические движения и др.

По степени и форме организации:

1_стихийные

2_слабоорганизованные

3_с высокой степенью организации

По времени существования:

1_кратковременные

2_долговременные

Польский социолог и политолог Евгений Вятр считает, что практически все общественно-политические организации и движения проходят в своем развитии ряд стадий:

1_Создание предпосылок движения. Реальные проблемы и противоречия становятся основой обсуждения и появления активных личностей, предлагающих варианты решения этих проблем. Вырабатывается общее видение проблемы.

2_Выработка идейных и организационных основ. Движение формирует четкую позицию, создает программу, проводит организационные съезды или выступления руководителей движения в органах печати или телевидения.

3_Стадия агитации. Для любой организации массовость - залог успеха.

4_Стадия развернутой политической деятельности. Начинается сама работа партии. Эта стадия зависит от поставленных целей. Если цели достижимы, стадия может длиться недолго, если цели недостижимы или труднодостижимы, стадия может растягиваться на очень долгое время.

5_Стадия затухания движения. Движение или организация могут прекратить свое существование, когда поставленная цель выполнена или оказывается ложной/недостижимой; под давлением власти; когда нет средств продолжать борьбу и т.д.

В последнее время (20-30 лет) во многих странах мира наибольшее распространение получили так называемые альтернативные движения (АД). Это новые общественные движения, стремящиеся найти оригинальные решения глобальных и некоторых других актуальных проблем: распространения ядерного оружия, ресурсов, экологии, войны и мира, качества жизни. Деятели этих движений заявляют, что старые политические структуры неэффективны и неспособны решить глобальные проблемы.

Эти движения непопулярны в России и популярны в Европе. В альтернативных движениях участвуют люди, как правило, не имеющие экономических затруднений. Возраст - от 18 до 35 лет, горожане, представители среднего класса, учащиеся школ и студенты. Уровень образования - высокий.

Наиболее активные и организованные альтернативные движения:

1_Экологическое (Гринпис, Всемирный фонд дикой природы и др.).

2_Антивоенное и антиядерное.

3_Движение в защиту гражданских прав.

4_Организации сторонников альтернативного образа жизни.

5_Феминистское.

6_Движение пенсионеров.

7_Потребительское.

Дочерние движения бывают экстремистскими, например, экологическое - Peta.

Одной из форм выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан являются общественно- политические движения - это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. www.mainedu.ru

В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных государственных институтов, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями, а также лица со спонтанными, неявно выраженными социально-политическими интересами. В отличие от политических партий социальная база общественно-политических движений аморфная и более пестрая. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, региональных и других групп.

Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или в партии. ОПД в отличие от партии не ставит задачи завоевания политической власти, оно лишь пытается влиять на власть, хотя в политической практике нередко бывают исключения.

Помимо вышесказанного, существуют общие признаки ОПД:

  • Отсутствие единой программы, устава.
  • Непостоянство участников. Движения подразумевают коллективное членство, что обычно не допускается в партии.
  • Нет сильного центра, структуры. Ядром могут быть самостоятельные группы, или комитеты созданные партиями.
  • Добровольность участников на основе солидарности.
  • Некоторым из политических движений удается просуществовать довольно длительный период, и они становятся значительной политической силой. С ними вынуждены считаться. К таким можно отнести движение в защиту прав человека, окружающей среды.

    Классификация общественно-политических движений

    1. По отношению к существующему строю

    : консервативные, реформистские, революционные

    2. По месту в политическом спектре:

    левые, правые, центристские

    масштабу

    : местные, региональные, международные

    4. По методам и способам действия

    : легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

    5. По продолжительность существования

    : однодневки, долгожители.

    Особое место в политической системе общества занимают общественные организации

    К ним относятся профсоюзы, научные, научно-технические, культурно-просветительные, спортивные и др. общества и ассоциации Они аккумулируют широкий диапазон общественных интересов людей - от политических и экономических до досуговых, от проблемных (экологических, например) до любительских.

    Среди общественных организаций видное место, и прежде всего по массовости, занимают профсоюзы

    Они заняты вопросами, которые касаются самых различных сторон жизни: экономической, социальной, культурной и направлены на улучшение труда, быта, отдыха людей. Но главное значение для них имеет защита прав и интересов работников, привлечение их к управлению производственными и общественными делами.

    Таким образом, возникновение и функционирование новых общественных организаций, преобразование старых это залог мобильности, жизненности и эффективности любого общества, он всегда символизирует оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение.

    Политическое поведение личности. Условия политической социализации личности
    Определение места человека в системе социально-политических отношений требует рассмотрения понятия политической социализации, то есть комплекса тех социально-политических процессов, которые готовят человека к активной политической жизни, ...

    Недемократические тенденции в политическом режиме современной России
    В современной России еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превраще­ния всей массы нас...

    Сравнительная характеристика электорального поведения в России
    Отношение российских избирателей к происходящим в стране реформам и их актуализации в деятельности политических объединений оформило два типа электорального поведения: устойчивый и неустойчивый. Историческая практика избирательного проце...