Материалы к семинару «Детские общественные объединения – особый социальный институт воспитания. Детские общественные организации и объединения Кто придумал детское общественное объединение

Проблемы детских объединение исследовались такими теоретиками, как А.В. Волохов, Л.В. Алиева, А.Г. Кирпичник, Е.В. Титова, В.А. Луков, И.Н. Никитин, Р.А. Литвак, О.С. Коршунова, Д.Н. Лебедев, Л.В.Кузнецова, Е.А. Дмитриенко, М.Р. Мирошкина и др. Анализ даваемых этими авторами определений позволяет выделить три содержательных смысла понятия «детское общественное объединение».

С точки зрения социологии детское общественное объединение рассматривается как вид социального движения. Социологи полагают, что «социальное движение - это совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которых объединяют общие цели - изменить свой социальный статус; общие ценности (революционные или консервативные, разрушительные или позитивные); общая система норм, регулирующих и регламентирующих поведение его участников; неформальный лидер, роль которого изменяется по мере развития социального движения, его институционализации, достижения лидером господства и власти» (Т.В. Трухачева) .

Перенос с общего понятия социального движения на детское движение (объединение, организацию) делает С.К. Булдаков. Рассматривая детское общественное объединение как социальный институт, он определяет его как «коллективное социально-психологическое образование, распространяющее в обществе взгляды на отношения между обществом и личностью в плане выполняемых ими общественных функций». По мнению С.К. Булдакова, детские общественные объединения, являясь социальным институтом, выполняют следующие социальные функции: создают условия для удовлетворения интересов и потребностей подростков; регулируют действия членов детских общественных объединений в рамках социальных отношений; обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов, участвующих в детских общественных объединениях. Как социальный институт, считает автор, детские общественные объединения связаны ответственностью за обеспечение интересов общества в деле воспитания подрастающего поколения, осуществляемого с помощью развития у личности способности к социальной коммуникации на основе накопления нового знания и социального опыта .

В.И. Пригожин выделяет следующие ее особенности: цели ее вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников; регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых; членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников .

Е.А. Дмитриенко рассматривает детское общественное объединение как особую социальную систему, которой свойственны: смысловая целесообразность, целостность, структурность и упорядоченность, иерархичность, полифункциональная взаимосвязь социальной системы и среды; организационная пластичность и динамичность; социальность; саморегуляция и самоуправление процессами жизнеобеспечения и жизнедеятельности системы .

Таким образом, детское движение (объединение, организация) - это:

объективное проявление закономерности цивилизационно-антропологического развития человеческого общества;

субъективная социальная реальность общественного устройства, в которой отразилась наиболее прогрессивная общественно-политическая самодеятельность подрастающего поколения;

конкретно-историческое состояние институциональной организованности детей и подростков, характеризующееся наличием и динамикой различного типа добровольных сообществ, объединений, организаций, формирований;

составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся в целях накопления социального опыта;

одна из форм социальной активности детей и подростков;

способ освоения детьми мира и воздействия на него путем коллективной деятельности в кругу сверстников;

социальная разновидность малой группы, функционирующей как социальная организация; совокупность координированных совместных действий особой социально-демографической группы детей, объединяющихся с помощью взрослых в различного рода формирования в целях изменения своего статуса и положения в обществе для достижения своих интересов и прав, для саморазвития и образования, для активного участия в общественной жизни;

способ реализации возможности детей участвовать в обсуждении насущных проблем их жизни и жизни общества, организовывать действия по улучшению окружающего мира.

Общественным считается детское объединение, которое:

создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

осуществляет социально-творческую деятельность;

не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

Детская организация - самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. При наличии указанных признаков независимо от численного состава (но не менее 10 человек) детское общественное объединение признается организацией.

Один из основных принципов жизнедеятельности детско-юношеских организаций - добровольность. Добровольное объединение детей в организацию возможно лишь при условии, что они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов.

Принципиальным отличием современных детских объединений является их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Детские и молодежные объединения приобретают самостоятельный социальный статус.

Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995) молодежные и детские общественные организации обладают большими социально-педагогическими возможностями. Детские и молодежные организации могут:

создавать специальные программы для привлечения внимания государственных органов к своим проблемам;

создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала личности;

привлекать внимание государственных и муниципальных органов к решению проблем детства, детских объединений;

создавать органы детского самоуправления;

организовывать работу детей и молодежи, направленную на оказание помощи сверстникам, другим людям; готовить детей и молодежь к социальной самозащите;

развивать правовую культуру личности;

осуществлять профилактику асоциального поведения.

Стремление детей к объединению обусловлено совокупностью социальных, психологических и педагогических факторов.

Человек как существо социальное вне общества себе подобных не может нормально развиваться и самореализовываться. Дети не являются исключением. Для защиты своих специфических интересов, выхода в сферу общественных отношений дети создают свои объединения, различные по характеру и направлениям деятельности, обладающие меньшей или большей устойчивостью.

Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.д., дети тем самым объединяют свои силы и возможности для достижения конкретной цели в различных видах деятельности. Ребенок видит в объединении с другими людьми средство самозащиты, самоопределения как личности, как члена сообщества себе подобных людей.

Детские и молодежные объединения - это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, один из путей социализации личности.

Стремление к объединению объясняется и рядом психологических закономерностей развития личности ребенка, его возрастными особенностями. Основные из них: превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности; желание самоутвердиться, быть признанным другими членами сообщества; возникновение чувства взрослости; способность к подражанию поведению ровесников и «заражению» позитивным примером значимого взрослого; рост самосознания, стремление быть самим собой; поиск смысла жизни .

Детским объединениям присущи следующие основные функции :

развивающая - обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели;

ориентационная - обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей;

компенсаторная - создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия.

Отличительной особенностью современного детского движения является вариативность:

организационно-правовых форм (объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и т.д.);

масштабов и уровней;

целей и направленности содержания деятельности (патриотические, экономические, экологические, пионерские, скаутские, политические, пацифистские, религиозные и т.д.);

организационных структур, их внешнего оформления.

Таким образом, сущность детских и молодежных объединений проявляется прежде всего в целях, связанных с воспитанием и развитием личности ребенка на основе социально значимой деятельности.

  • Глава 4. Профессиональное становление и развитие педагога
  • § 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
  • § 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования
  • § 3. Профессиональное самовоспитание учителя
  • § 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей
  • Общие основы педагогики
  • Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке
  • § 1. Общее представление о педагогике как науке
  • § 2. Объект, предмет и функции педагогики
  • § 3. Образование как социальный феномен
  • § 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
  • § 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура
  • Глава 6. Методология и методы педагогических исследований
  • § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
  • § 2. Общенаучный уровень методологии педагогики
  • § 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
  • § 4. Организация педагогического исследования
  • § 5. Система методов и методика педагогического исследования
  • Глава 7. Аксиологические основы педагогики
  • § 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики
  • § 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация
  • § 3. Образование как общечеловеческая ценность
  • Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности
  • § 1. Развитие личности как педагогическая проблема
  • § 2. Сущность социализации и ее стадии
  • § 3. Воспитание и формирование личности
  • § 4. Роль обучения в развитии личности
  • § 5. Факторы социализации и формирования личности
  • § 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
  • Глава 9. Целостный педагогический процесс
  • § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
  • § 2. Педагогическая система и ее виды
  • § 3. Общая характеристика системы образования
  • § 4. Сущность педагогического процесса
  • § 5. Педагогический процесс как целостное явление
  • § 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса
  • Теория обучения
  • Глава 10. Обучение в целостном педагогическом процессе
  • § 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
  • § 2. Функции обучения
  • § 3. Методологические основы обучения
  • § 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
  • § 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
  • § 6. Виды обучения и их характеристика
  • Глава 11.Закономерности и принципы обучения
  • § 1. Закономерности обучения
  • § 2. Принципы обучения
  • Глава 12. Современные дидактические концепции
  • § 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения
  • § 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения
  • Глава 13. Содержание образования как основа базовой культуры личности
  • § 1. Сущность содержания образования и его исторический характер
  • § 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования
  • § 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
  • § 4. Государственный образовательный стандарт и его функции
  • § 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
  • Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.
  • § 6. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы
  • Глава 14. Формы и методы обучения
  • § 1. Организационные формы и системы обучения
  • § 2. Виды современных организационных форм обучения
  • § 3. Методы обучения
  • § 4. Дидактические средства
  • § 5. Контроль в процессе обучения
  • Теория и методика воспитания
  • Глава 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе
  • § 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
  • § 2. Цели и задачи гуманистического воспитания
  • § 3. Личность в концепции гуманистического воспитания
  • § 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания
  • Глава 16.Воспитание базовой культуры личности
  • § 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников
  • § 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
  • § 3. Формирование основ нравственной культуры личности
  • § 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
  • § 5. Формирование эстетической культуры учащихся
  • 6. Воспитание физической культуры личности
  • Глава 17. Общие методы воспитания
  • § 1. Сущность методов воспитания и их классификация
  • § 2. Методы формирования сознания личности
  • § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта Общественного поведения личности
  • § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
  • § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
  • § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
  • Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания
  • § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
  • § 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике
  • § 3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
  • § 4. Этапы и уровни развития детского коллектива
  • § 5. Основные условия развития детского коллектива
  • Глава 19. Воспитательные системы
  • § 1. Структура и этапы развития воспитательной системы
  • § 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы
  • § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
  • § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы
  • Педагогические технологии
  • Глава 20. Педагогические технологии и мастерство учителя
  • § 1. Сущность педагогической технологии
  • § 2. Структура педагогического мастерства
  • § 3. Сущность и специфика педагогической задачи
  • § 4. Типы педагогических задач и их характеристика
  • § 5. Этапы решения педагогической задачи
  • § 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
  • Глава 21. Технология конструирования педагогического процесса
  • § 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
  • § 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
  • § 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
  • § 4. Планирование работы классного руководителя
  • § 5. Планирование в деятельности учителя-предметника
  • Глава 22. Технология осуществления педагогического процесса
  • § 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
  • § 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности
  • § 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
  • § 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
  • § 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другим и видами развивающей деятельности
  • § 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников
  • § 7. Технология организации коллективной творческой деятельности
  • Глава 23. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
  • § 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя
  • § 2. Понятие о технологии педагогического общения
  • § 3. Этапы решения коммуникативной задачи
  • § 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации
  • § 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
  • § 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений
  • Управление образовательными системами
  • Глава 24. Сущность и основные принципы управления
  • § 1. Государственно-общественная система управления образованием
  • § 2. Общие принципы управления образовательными системами
  • § 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления
  • Глава 25. Основные функции внутришкольного управления
  • § 1. Управленческая культура руководителя школы
  • § 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
  • § 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой
  • § 4. Функция организации в управлении школой
  • § 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении
  • § 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности
  • § 2. Педагогический коллектив школы
  • § 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
  • § 5, Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
  • Глава 27. Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей
  • § 1. Инновационная направленность педагогической деятельности
  • § 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация
  • § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы

    Детские общественные объединения как институт воспитания.

    Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные объединения. Предшествующий опыт доказывает, что у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских общественных объединений - помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.

    На смену Всесоюзной пионерской организации - единой, монопольной, массовой - пришло множество форм и структур детского движения. Создана Международная Федерация детских организаций (СПО-ФДО), в составе которой 65 субъектов Российской Федерации и СНГ - республиканские, краевые, областные, городские детские структуры. Федерация детских организаций "Юная Россия" объединяет 72 детских общественных объединения разных уровней (от первичных объединений до союзов, ассоциаций).

    Одновременно с официально оформленными создаются и действуют неформальные, стихийно возникающие детско-молодежные объединения, которым отдают предпочтение до 30 процентов молодежи. Особенно привлекательны сегодня объединения-"тусовки" различной направленности: социальной, спортивной, культурологической (музыкальной), национальной. Есть и объединения асоциальной ориентации. "Тусовки" представляют собой самостоятельный и слабо поддающийся внешнему регулированию инструмент воздействия на детей и молодежь.

    Сегодня детское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. Основная их особенность - это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей - индивидуального самоопределения и социального развития.

    Воспитательным средством детское движение становится при особых условиях, способах его организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью. Одно из условий - педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского общественного объединения - основной формы детского движения.

    Детское общественное объединение - это прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Детское общественное объединение положительной социальной направленности - структура открытая, демократичная, без жесткой "должностной иерархии". Оно не является структурой государственного учреждения (школы, учреждения дополнительного образования, вуза, предприятия), но может создаваться и действовать на базе последнего при непосредственной кадровой, финансовой и материально-технической поддержке. Детским может считаться такое объединение, в составе которого не менее 2/3 граждан не достигли 18 лет. Руководство взрослых (обязательно членов или участников объединения) носит добровольный, общественный характер. Относительная самостоятельность детского общественного объединения - характерная его особенность.

    В отличие от детского объединения детская общественная организация как форма детского движения - это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами. Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе организации - система малых первичных детских структур, через которые реализуется цель, задачи организации, ее законы, права и обязанности. Деятельность организации, ее программу определяют перспективы как организации, так и каждого члена (разряды, степени, звания, должности). Классический пример детской организации - пионерская, скаутская.

    Современная ситуация деполитизации детского движения, его ориентированность на гуманистические принципы, раскрытие творческого личностного потенциала ребенка, его природных данных обусловливают предпочтение более демократических, открытых форм общественного детского движения. Так, детские общественные объединения получили право быть самостоятельными юридическими лицами и определять свои отношения с различными государственными структурами как равные партнеры на принципах взаимодействия, сотрудничества, на договорной основе.

    Еще одна важная особенность современных детских общественных структур - их право выбирать взрослых руководителей. Сегодня нет конкретного вожатого, представителя молодежной, взрослой общественной структуры, нет единого педагогического руководства в лице профессионалов. Куратором (руководителем, лидером) детского объединения может быть практически любой взрослый без ограничения возраста, пола, национальности, образования, партийной принадлежности, действующий в рамках Декларации о правах ребенка и законов Российской Федерации.

    Нет ограничений в базировании детских общественных объединений. Они могут создаваться и действовать на базе государственных и частных учреждений, общественных структур, по месту жительства.

    Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы. Их влияние определяется многообразием факторов: спецификой государственного учреждения и общественной детской структуры; воспитательными традициями школы и целевой направленностью объединения; кадровым потенциалом школы; особенностями окружающего социума; личностью руководителя объединения и др. В каждом конкретном случае взаимовлияние будет разноплановым. Однако важно, чтобы конечный результат - позитивное влияние на ребенка, педагога (субъектов воспитательной системы) было существенным.

    Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

    В первом случае добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более "взрослыми". Этот аспект, не противоречащий "детской" цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.

    Детское общественное объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; с другой стороны, оно обусловливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

    Детское общественное объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.

    Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

    Типы детских общественных объединений. Объединения детей различаются по содержанию деятельности, по длительности существования, по форме управления.

    По содержанию деятельности детские объединения могут быть трудовыми, досуговыми, общественно-политическими, религиозными, патриотическими, познавательными и др. Трудовые объединения детей реализуют задачи организации их трудовой деятельности. Это ученические кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей по решению личных экономических проблем.

    Досуговые, общественно-политические, патриотические и другие объединения предполагают решение задач развития способностей и склонностей детей, проблем предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. В связи с тем, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, здесь ему не надо мириться с тем положением, которое он вынужден занимать в классе.

    По длительности существования детские общественные объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы и т.д. К ситуативным относятся объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции помощи, слета и т.п.).

    По характеру управления среди детских общественных объединений можно выделить неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации.

    Л. В.Алиева опыт взаимодействия школы и детских общественных объединений представляет в следующих типичных вариантах.

    Первый вариант - школа как государственное образовательное учреждение и детские общественные объединения (чаще это организации с четкой программой, целью, правами и обязанностями членов федерального, регионального, городского значения, имеющие самостоятельный юридический статус) строят отношения как равные партнеры на договорной основе согласно закону "О поддержке детских, молодежных общественных объединений", принимая каждый добровольно на себя конкретные обязанности.

    При таком сотрудничестве создаются реальные возможности взаимодействия для двух самостоятельных воспитательных субъектов. При этом школа добровольно выбирает партнера в лице детской общественной структуры, исходя из принципов демократизации и гуманизации образовательного процесса. Взаимодействие равных воспитательных субъектов может быть реализовано в разнообразных формах, прежде всего на основе реализации общих программ (социальных, культурологических, образовательных и др.). Субъекты СПО-ФДО и школы, как показывает опыт, успешно взаимодействуют на базе разработанных социально ориентированных программ ("Игра - дело серьезное", "Орден милосердия", "Школа демократической культуры" и др.). Программы, проекты ФДО "Юная Россия", ориентированные на гражданское воспитание, индивидуальное развитие, социальную адаптацию ребенка ("Возрождение", "Школа социального успеха"), на воспитание и развитие младших школьников ("Четыре плюс три", "Маленький принц Земли"), успешно используются в обновлении воспитательных систем школ.

    На базе школы могут создаваться и действовать "форпосты", первичные структуры (дружины, отряды, клубы) районной, городской, региональной детской организации, членами которых являются учащиеся данной школы. Своей общественной деятельностью, позицией члена организации, объединения такие дети влияют на определенные стороны воспитательной системы школы или способствуют ее созданию (создают пресс-центры, организуют клубы, проводят походы-экспедиции).

    Положительное влияние на воспитательную систему школы отношений равных партнеров во многом определяется динамизмом, демократизмом, автономностью детских общественных объединений, четко выраженной их спецификой, а также возможностью школы иметь нескольких партнеров, не привязывая себя жестко и надолго к одному общественному объединению, организации, строя отношения по принципу целесообразности. Вариант взаимодействия равных партнеров позволяет вывести воспитательную систему школы за ее стены, сделать более открытой, социально значимой, результативной. Новая позиция учеников - членов детского общественного объединения позитивно влияет на их учебную деятельность, внося коррективы в ее содержание, организацию, гуманизируя отношения "взрослый-ребенок". Опыт убеждает в том, что детские общественные структуры опосредованно способны вывести воспитательные системы школ из состояния кризиса и хаоса.

    Пока в массовой практике отношения школ и детских общественных объединений как равных партнеров только зарождаются.

    Второй вариант - более распространенный. Его суть заключается в том, что отношения государственного образовательного учреждения и детской общественной структуры строятся как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, придавая ей черты самоуправляемой, демократической, государственно-общественной.

    Детское объединение в этом случае - важный компонент системы, находящийся в тесной взаимосвязи с основными ее структурами. Другими словами, взаимодействие этих двух субъектов осуществляется внутри воспитательной системы на уровне государственных и общественных (самодеятельных) ее структур (управление и самоуправление, класс - детское объединение, государственные учебные программы и программы детских объединений во внеучебное время и т.д.).

    Как правило, инициаторами создания детских общественных структур в школах становятся взрослые - педагоги, руководители, реже - сами дети, их родители. Педагоги-инициаторы и становятся добровольно кураторами, руководителями, лидерами детских объединений, их активными участниками. Именно эта группа педагогов и детский актив, объединенные в добровольные сообщества по зову души, часто выступают генераторами новых идей, реализация которых может стать начальным этапом оформления воспитательной системы или импульсом к ее развитию. Такое влияние детских общественных объединений на воспитательную систему школы наблюдается в последние годы на практике.

    Школа все более осознает значимость в воспитательной системе детского движения в силу его многообразных проявлений, самодеятельности, творчества детей. В настоящее время имеется самый разнообразный опыт создания в школах общественных детских структур (организаций, клубов, советов, союзов, детских парламентов и т.д.), органично включенных в их воспитательные системы.

    Итак, детские общественные структуры в воспитательных системах школ представлены:

    Разнообразными формами, органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, думы, вече и др.);

    Школьными (ученическими) организациями; детскими общественными объединениями, организациями, действующими в системе дополнительного образования школы;

    Временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных, туристско-краеведческих соревнований;

    Профильными детскими самодеятельными объединениями (по расширению, углублению знаний в конкретных областях).

    Каждая из таких детских общественных структур имеет свою специфику и способна при грамотной педагогической инструментовке влиять на состояние воспитательной системы школы. Так, место ученических организаций в воспитательной системе школы достаточно специфично. Они - союзники педагогического коллектива школы в решении ее основных задач, определенных государством; защитники прав ученика, инициаторы школьных олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами. Основной объект их деятельности - школа, ученик, отношения "учитель-ученик", учебная деятельность. Роль и место ученической организации в школе, ее авторитет в глазах детей, педагогов, родителей - один из показателей результативности воспитательной системы школы.

    Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.

    Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур - создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат - ребенок как личность, творец, созидатель.

    Вопросы и задания

    1. Дайте определение воспитательной системе.

    2. Какова структура воспитательной системы?

    3. В чем суть движущих сил развития воспитательной системы?

    4. Раскройте содержание основных этапов развития воспитательной системы.

    5. Каковы критерии эффективности воспитательной системы?

    6. Дайте характеристику основных зарубежных и российских воспитательных систем.

    7. Каковы функции, права и обязанности классного руководителя?

    8. Назовите основные формы работы классного руководителя с учащимися.

    9. Каковы роль и место классного руководителя в функционировании и развитии воспитательной системы?

    10. Назовите основные особенности и типы детских общественных объединений.

    11. Охарактеризуйте основные варианты взаимодействия школы и детских общественных объединений и их влияние на функционирование и развитие воспитательной системы.

    "

    90-е годы ХХ века стали точкой отсчета качественных преобразований в детском движении на всех уровнях взаимодействия государства и общества в контексте реализации основных положений Конвенции о правах ребенка: правовом, экономическом, содержательно-деятельностном, психолого-педагогическом, организационном. Эти же тенденции характерны и для мирового детского движения. Оно стало рассматриваться как движение в интересах детей.

    Современное детское движение необходимо рассматривать как социальное явление, разворачивающееся в историческом пространстве, в реальном времени детского и подросткового возраста, испытывающее на себе влияние социально-политических условий общества. Детские общественные организации и объединения являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания. В отличающихся гуманистическим характером и ориентацией на общечеловеческие ценности целях детских общественных организаций и объединений заложена высокая нравственная составляющая. Особенности организационного строения детских организаций связаны с реализацией следующих содержательных положений:

    Уважение к личности, ее правам;

    Развитие стремления к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации;

    Формирование у детей и подростков опыта межличностного взаимодействия, способности к социальному творчеству;

    Повышение уровня гражданской социальной ответственности в коллективных формах деятельности.


    Потенциал детских общественных объединений представляет собой объективные резервы, способные проявить себя, обеспечив качественно новый позитивный результат, как с государственной точки зрения, так и с позиции личностного роста юного гражданина.

    Каждый вступивший в детскую общественную организацию является субъектом собственного развития в специфических условиях, связанных с национальной, культурно-этнографической, социальной средой. Забота и внимание к проблемам позитивного социального становления формирующейся личности, неуклонного роста лидерского и творческого потенциала ребенка, возможность самостоятельного выбора той или иной формы объединения позволяют сохранять многообразие организационных форм детской инициативы.

    В начале третьего тысячелетия реально обозначилась проблема организационно-научного характера, связанная с изменением отношений к сущности взаимодействия государства и детских общественных объединений. Суть этих отношений можно представить следующим образом. Государство заинтересовано в активности и социальной лояльности подрастающего поколения, ребенку же необходимо пространство для самореализации. Следовательно, детские общественные объединения нужны государству и представляют собой поле самореализации детей самых различных социальных, этнографических, половозрастных групп населения. В идеале государство должно создать условия для существования самых различных детских общественных организаций, объединений и не вмешиваться в их внутренние дела.

    Для создания детского общественного объединения необходимо изучить ряд нормативно-правовых актов:

    Конвенция ООН о правах ребенка;

    Гражданский кодекс Российской Федерации;

    ФЗ «Об общественных объединениях»;

    ФЗ «О государст­венной поддержке молодежных и дет­ских общественных объединений»;

    ФЗ «Об образовании»;

    ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

    Закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Астраханской области ";

    Постановление Правительства Астраханской области «О Положении о проведении конкурса проектов (программ) молодежных и детских объединений на получение государственной поддержки в форме субсидий, предоставляемых из бюджета Астраханской области».

    О ключевых понятиях.

    В связи с кардинальными изменениями, произошедшими в детской среде за последние годы и повлекшими еще большие изменения в уникальном социальном институте – детской организации, все острее встает проблема использования понятийного аппарата.

    Ряд ученых в разное время предложили трактование понятий «детское объединение», «детская организация». Они представлены в сравнительной таблице ниже.

    «ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ»

    «ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ»

    ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интресы.

    Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70,0%) граждан до 18 лет от общего числа членов. Общественным считается такое объединение, которое:

    Создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

    Осуществляет социально-творческую деятельность;

    Не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

    К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

    ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – это добровольное детское формирование (70% или 100% детей), в которое объединились подростки самостоятельно или вместе со взрослыми для осуществления приоритетно общественно-значимой и организаторской деятельности, конституирующей их как субъектов социального действия.

    ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ в системе детского движения – сообщества, содружества детей, базовые, первичные образования, в которых основные участникик – дети, ребенок – субъект жизнедеятельности группы, взрослый – активный ее участник, признанный детьми: Лидер – Вожатый – Личность. В основе детское объединения – инициативы, самодеятельность детей, дружеское общение. Структура детского объединения – демократичная, без жесткого «подчинения», иерархии. Это подлинная детская организация их жизнедеятельности на основе общественных интересов детей (потребностей микрорайона, школы, учреждения дополнительного образования детей, семьи, общества, страны, региона), позволяющая ребенку раскрыть, проявить, а часто – открыть свои индивидуальные интересы (детские объединения в школах, учреждениях дополнительного образования создаются на основе личных интересов детей, которые могут перерасти в «общественные».)

    ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединяющихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей, способствующих социализации личности ребенка.

    ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – это объединение детей (детей и взрослых), характеризующееся социальной направленностью своей деятельности, определенной степенью развития самодеятельных начал, подверженное в той или иной форме и мере целенаправленному педагогическому влиянию (в широком смысле этого понятия).

    Детское общественное объединение объективно решает следующие важнейшие задачи: включение детей в социальную жизнь, в социальную практику общества на посильном для них уровне, адаптацию детей к социальной среде, удовлетворение их потребностей, интересов и запросов (в том числе тех, которые слабо удовлетворяются школой и т. п.), а также защиту прав, достоинства и интересов, в том числе и от негативных влияний окружающей детей социальной среды.

    Детские общественные объединения могут иметь, а могут и не иметь государственный или иной официальный статус, но обязательно должны пользоваться значительной самостоятельностью в своей жизнедеятельности.

    Детские общественные объединения характеризуются разновидностью символики, атрибутики и ритуалов, наличием (в том числе в процессе формирования) своих традиций.

    ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – конкретная институциональная форма социально-педагогической системы, обеспечивающая активное включение личности в социальные отношения, воспроизводство и развитие системы социальных связей в процессе ее участия в деятельности, направленной на решение социально-значимых задач.

    ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе , выраженную структуру и фиксированное членство.

    ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – это детское общественное объединение, имеющее жесткую структуру, фиксированное членство, четко определенные нормы жизнедеятельности, права и обязанности членов общности, символы и ритуалы, разработанные совместно детьми и взрослыми, документы для внешнего (органов юстиции) и внутреннего (членов объединения) пользования.

    ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – особая форма детского движения (могут быть общественные организации для детей, создаваемые взрослыми структурами).

    Это структура в социально-политическом устройстве государства, выражающая интересы детей, их участие в общем деле, средство проведения в среду детей политики государства, экономики, культуры ценностей.

    Это многоступенчатая, иерархическая, «закрытая» (относительно), упорядоченная структура, четко обозначающая свои цели, задачи, права, обязанности своих членов, позицию взрослых, роль, место детских объединений (разного возраста, направленности), действующая на основе самодеятельности, самоуправления в сочетании с руководством взрослых.

    Это, как правило, узаконенная, признанная государством форма детского движения, деятельность, которая не противоречит конституции, законодательству государства, пользуется поддержкой государственных структур.

    По названиям, направленности основной деятельности, степени развития, оформления опыта детские организации сегодня представлены как республиканские, региональные (областные, городские), межрегиональные в формах «союзов», «ассоциаций», «движений», «клубов», «агентств», по направленности деятельности – пионерская, скаутская, профильные, религиозные детские организации.

    ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – особая социально-педагогическая группа детей и взрослых, совместно реализующих конкретную цель, имеющая четкую организационную структуру , способствующая личностной организации ребенка.

    ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – добровольное, сознательное, самодеятельное объединение детей для удовлетворения своих потребностей, ориентированное на идеалы демократического общества.

    Детские общественные организации имеют четко выраженную структуру, фиксированное членство, регулирующие деятельность участников, нормы и правила.

    Детскими признаются подростковые, юношеские организации, движения, союзы, общества, иные общества граждан, а также объединения (ассоциации, федерации) детских организаций, которые в своем составе насчитывают не более 30% взрослых, не менее 70% детей.

    Детская общественная организация – добровольное, закрепленное формальным членством объединение детей и подростков, которое построено на принципах самодеятельности и организационной самостоятельности, имеет своей задачей содействие естественному стремлению детей к самореализации и самоорганизации на основе осуществления многоплановой деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных интересов членов организации, защиту их прав и потребностей, а также социальное становление подрастающего поколения.

    ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – самостоятельное, самодеятельное объединение, имеющее своей целью воспроизводство в подрастающем поколении личностных качеств, системы взглядов, отношений и взаимодействий с окружающим миром, присущих определенной категории взрослого населения и реализующее свою цель в совместной деятельности детей и взрослых через определенную систему отношений, структуру, финансовый механизм, определенные в уставе, имеющее особые внешние отличия (символы, ритуалы, церемонии, атрибуты).

    Представляется логичным завершить сравнительную таблицу определениями, имеющими силу закона, ибо они сформулированы в Федеральном законе «Об общественных объединениях», принятом Государственной Думой 14 апреля 1995 года и вступившем в силу 19 мая 1995 года:


    «…Статья 5. Понятие общественного объединения.

    Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

    Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения…

    …Статья 8. Общественная организация.

    Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

    Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

    Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

    В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом…»

    Таким образом, из данных определений становится понятно, что понятие «общественное объединение» более широкое, нежели понятие «общественная организация».

    Согласно ст. 7 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. При этом общественные объединения, созданные в любой из перечисленных форм, могут как регистрироваться в порядке, предусмотренном данным Законом, и приобретать права юридического лица, так и функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (ст. 3, 8 – 12).

    Конечно, в Законе речь не идет о детских общественных объединениях и организациях, так как не учитываются их специфические особенности, но вместе с тем, юридическая регистрация этих детских формирований происходит только в соответствии с соответствующими статьями ФЗ «Об общественных объединениях». Именно поэтому, понятия «общественное объединение» и «общественная организация» нами признаются как инвариантные.

    Разработки ученых, представленные в сравнительной таблице, характеризуют очевидную попытку авторов внести в определения все, чем занимаются или могут заниматься детские общественные объединения и организации, обозначением обязательных различий, управленческого механизма, организационного строения и пр. Эта задача невыполнима, потому что детская общественная организация и детское общественное объединение – живой, гибкий, мобильный, постоянно меняющийся механизм.

    На наш взгляд, в настоящее время (период возрождения, активного создания, становления и выживания детских организаций) возможен наиболее приемлемый путь - дать определение этих понятий именно для данного исторического периода развития страны и детских формирований.

    Детские организации и объединения значительно отличаются от взрослых по ведущему признаку – участию взрослых в деятельности детского формирования. Многолетний мировой опыт возникновения и развития различных детских организаций показывает, что для их зарождения было необходимо волеизъявление не только и не столько будущих членов организации, сколько определенной части взрослого населения данной страны (конкретного класса, прослойки, партии, молодежной организации…) Роль взрослых и может определяюще влиять на содержание деятельности детей.

    В связи с этим доктор педагогических наук, профессор предлагает следующее толкование понятий:

    Детское общественное объединение – формирование детей, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей и саморазвития по инициативе и при педагогическом управлении взрослых.

    Детская общественная организация – добровольное, самодеятельное, самоуправляемое на основе Устава (и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся.

    Данный подход не разъединяет, а объединяет эти понятия и детей, входящих в организации и объединения. Более того, совершенно очевидно, что формально созданы условия взаимодействия, взаимопроникновения, взаимосвязи и взаимозависимости, так как на начальном этапе детская общественная организация может быть во многом организована как детское общественное объединение. В свою очередь, на более высоком этапе развития (сформированы органы детского самоуправления, определились лидеры, коллективное планирование и т. д.) детское общественное объединение может перерасти в детскую общественную организацию. По сути, в нашей практике это так и происходило, что позволяет говорить о закономерности и обусловленности процесса, способствующего созданию всесторонних возможностей эффективной самореализации ребенка.

    Цель детской общественной организации можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в организацию, с другой - как сугубо социализирующую цель, которую решают взрослые.

    Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей в организацию возможно лишь тогда, когда они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов, возможность самореализации. Важно, чтобы организация повышала социальную значимость их деятельности, делала их более «взрослыми».

    Известный психолог сделал образное и точное замечание: то, что мы расцениваем как слабость воли, у детей и подростков чаще всего является слабостью цели. Ребята не добиваются чего-то, не преодолевают себя и обстоятельства не потому, что не могут этого сделать, а потому, что не видят, зачем это надо делать, не имеют соответствующих жизненно-важных целей.

    Здесь объяснение многих неудач организации и один из важнейших путей ее обновления.

    Второй аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется самореализация ребенка. Результатом этого является желание и готовность членов детской организации к выполнению социальных функций в обществе.

    Проблема целеполагания в деятельности детской общественной организации очень важна. Понимание взаимосвязи идеала и конкретизации цели деятельности должно быть диалектично : постепенное воплощение идеала, приближение к нему, учитывая конкретные исторические этапы общественного развития.

    К сожалению, при определении цели детской организации долгое время пытались трансформировать идеальную модель - гармонически развитую личность - в реальную воспитательную цель, которая являлась недостижимой. Цель любой деятельности - не только направление, но и возможность достичь практического результата. Это своего рода проект действия, определяющий характер и упорядоченность различных актов и операций как идеальное предвосхищение результата деятельности.

    Рассматривая с этих позиций цель деятельности, можно выделить ее главные составляющие, соответствующие основным социальным функциям человека в жизни и, следовательно, создающие возможности его самореализации. Речь идет о формировании у членов детских организаций готовности (по):

    ▪ к цивилизованным экономическим отношениям;

    ▪ к политическим отношениям на основе норм демократической культуры;

    ▪ к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.

    Каждая из составляющих реализуется в тесной связи с другими.

    Цель детской общественной организации можно сформулировать как создание условий для социального становления и самореализации ребенка, что самими детьми формулируется как перспектива интересной жизни.

    Понимание цели позволяет по-новому обозначить задачи организации, способствующие социализации и самореализации ребенка:

    ▪ формирование социальных умений в экономической, политической и духовной сферах;

    ▪ формирование мотивов социальной деятельности;

    ▪ создание условий для самореализации детей, раскрытия их творческих потенциалов;

    ▪ стимулирование самопознания и самовоспитания членов детской организации.

    Итогом реализации вышеназванной цели и задач является сформированность у членов организации готовности к выполнению разнообразных социальных функций в обществе.

    Как показала многолетняя практика, на этапе возрождения детского движения в стране наиболее эффективный путь обновления содержания работы детских организаций – это путь разработки и реализации программ деятельности – вариативно –программный подход.

    Вариативно-программный подход – это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения; объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Он предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей.

    Отличие общественного объединения

    от других образований.

    Работая на практике и взаимодействуя с представительствами АРОО АДМОО, мы столкнулись с такой проблемой: на базе средних общеобразовательных учреждений действуют детские общественные объединения, которые входят в наш состав, но подчас не все объединения соответствуют тем нормам закона, которые закреплены в документах различных уровней. Очень часто в средних общеобразовательных учреждениях понятие «общественное объединение» идентифицируется с понятием «школьное ученическое самоуправление». Некоторые педагоги дополнительного образования задаются вопросом: «А каким образом я могу создать общественное объединение на базе своего творческого объединения? С чего начать?» Возникают и другие вопросы. В первую очередь необходимо обратить внимание на отличительные признаки данных понятий, которые обобщены в нижеследующей таблице:

    Критерии

    Общественное объединение

    Ученическое самоуправление

    Образовательное (творческое) объединение

    Определение

    Детское объединение - это объединение, в которое входят граждане до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

    Система участия обучающихся в управлении ОУ, а также решении значимых для них проблем, развитии самостоятельности, принятии и реализации управленческих решений; наличие групповых целей деятельности.

    (Рожков "Ученическое самоуправление" 2001).

    Форма организации и способ педагогической организации деятельности детей, содержание образовательной программы . Форма: клуб, студия, секция, ансамбль, команда, театр, хор, творческое объединение.

    Цель создания

    Цели разные, направленные на удовлетворение интересов.

    Включение учащихся в управление школой, развитие лидерских навыков

    Образовательная

    Нормативная база

    Закон РФ "Об общественных объединениях в РФ".

    Закон РФ "Об образовании" ст.35 п.2, ст.50 п.4.

    Закон РФ "Об образовании", Типовое положение.

    Статус, документы

    Не является либо является юридическим лицом (общественная организация). Действует на основании Устава.

    Не является юридическим лицом. Действует на основании Положения об органах самоуправления.

    Не является юридическим лицом. Действует на основании Устава учреждения, Положения об образовательных структурах учреждения.

    Значение для общества

    Социализация личности. Демократизация общества. Развитие социально-активных личностей.

    Личностное становление школьников – лидеров.

    Повышение образовательного потенциала общества.

    Наличие взрослого

    Педагогически востребовано в детском объединении, в молодежном объединении понятие «взрослый» может отсутствовать вообще.

    Педагогически востребовано, особенно на этапе создания и становления самоуправления.

    Обязательно.

    Статус взрослого

    Член объединения;

    Член выборного органа;

    Руководитель объединения.

    Полномочия закрепляются в Уставе объединения. Миссия взрослого определяется целью объединения. Педагогическую миссию определяет сам.

    Состав: не менее 2/3 (70%) участников-детей до 18 лет, либо до 100% детей (молодежные объединения).

    Взрослый - не может быть членом. Руководителем выбирается обучающийся. Взрослый может входить в состав Совета с правом голоса. Статус взрослого может быть закреплен в Положении о самоуправлении. Состав: учащиеся 5-11 классов.

    Миссия взрослого – образовательная. Статус - руководитель объединения. Возраст более 18 лет + образование. Полномочия закрепляются в должностной инструкции .

    Способ создания

    По инициативе граждан.

    В любом месте.

    Предусматривается в Уставе образовательного учреждения. Возможность создания закреплена в Законе "Об образовании".

    В структуре ОУ. Решением руководителя, закрепляется приказом, в соответствии с нормативными требованиями.

    Программа

    Принимается на общем собрании. Содержание ее направлено на членов объединения и на окружающих.

    Деятельность осуществляется на основе планов, согласованных с планом воспитательной работы ОУ. Планы направлены на защиту интересов учащихся, с учетом потребностей ОУ.

    Образовательная программа и план утверждаются администрацией или на методическом совете.

    Участники (состав и возраст)

    С 8 лет. Есть лидеры, актив, участники. Бывают члены и участники. Общее количество от 12 человек и больше, неограниченно.

    Участник самоуправления + члены организации Самоуправления. Все участвуют, есть представительные формы: референдум, опрос.

    Постоянный состав отмечается в журнале. Обучающиеся или воспитанники.

    Принципы управления

    Самоуправление, равноправие, гласность.

    Законность, равноправие, гласность. Разделение полномочий и сотрудничества. Выборность. Реальность прав и обязанностей. Ответственность всех. Представительство в центральных органах. Руководитель-ученик.

    Единоначалие. Самоуправление в отдельных вопросах. Руководителем является взрослый по приказу. Смена управления через администрацию.

    Принципы управления

    Самоуправление;

    Добровольность;

    Равноправие;

    Законность;

    Гласность;

    Выборность руководящих органов.

    Смена руководителя производится путем перевыборов.

    Законность;

    Равноправие;

    Гласность;

    Выборность руководящих органов;

    Разделение полномочий органов самоуправления, каждого члена коллектива;

    Представительства первичных коллективов, их тесной связи с центральными органами самоуправления.

    Смена руководителя происходит только путем перевыборов.

    Законность;

    Обязательность (добровольность);

    Разделение прав и обязанностей.

    Смена руководителя производится согласно приказа.

    Важные моменты в деятельности

    общественного объединения .

    Опыт показывает, что в деятельности практически любого нормально функционирующего общественного объединения можно выделить несколько важных моментов:

    Ø Команда

    Ø Деятельность

    Ø Организационная культура

    Ø Ресурсное обеспечение деятельности объединения

    Ø PR объединения

    Ø Установление контактов с другими организациями

    Ø Работа с потенциальными членами объединения

    Команда.

    Создавая объединение, необходимо помнить, что долго на личном энтузиазме не продержишься. Бессмысленный героизм одиноких лидеров - руководителей – следствие невнимания к структуре организации, к тому, как все построено, и кто за что должен отвечать. Во-первых, следует иметь в виду, что организация создана не для удовлетворения только лишь нужд своих членов. Члены объединения также должны работать для нее. Во-вторых, объединение должно иметь работающий актив, правление, каждый член которого несет персональную ответственность за определенную часть работы. На наш взгляд, в таком правлении должно быть как минимум 7 человек:

    2. Заместитель руководителя, ответственный за работу по программам деятельности.

    3. Привлечение ресурсов в объединение.

    4. Ответственный за формирование положительного общественного мнения об объединении и ее деятельности.

    5. Ответственный за формирование и развитие организационной культуры.

    6. Ответственный за взаимодействие объединения с организациями.

    7. Ответственный за работу с потенциальными членами объединения.

    Естественно, все члены правления должны быть единой командой.

    Деятельность.

    Главная цель первичного объединения – создание условий для всестороннего развития ребенка , молодого человека в различных сферах общественной жизни. Реализация данной цели, как правило, происходит посредством включения членов организации в реальную социально-значимую деятельность. Деятельность – это то, чем живет объединение, что приносит ей призвание и авторитет , в процессе чего и по поводу чего общаются члены объединения, чем они дорожат и гордятся. Главное, чтобы она носила социально-значимый характер и создавала условия для включения членов объединения в реальные социально-значимые отношения, способствуя оптимизации процесса их социализации.

    1. Формирование и пропаганда среди детей и молодежи идей здорового образа жизни, профилактика употребления наркотических средств, алкоголя, профилактика негативной агрессии молодых людей.

    2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, организация фестивалей, конкурсов, концертов, интеллектуальных игр и игр КВН.

    3. Исследование истории своего края, организация краеведческих экспедиций, изучение национальной и отечественной культуры, истории России , формирование у молодых россиян патриотических чувств, любви к своей Родине.

    4. Защита прав детей и молодежи, отстаивание интересов молодых людей перед государством и обществом.

    6. Укрепление физического здоровья детей, культивирование занятий спортом, организация спортивных соревнований и праздников, проведение военно-спортивных игр и лагерей.

    7. Экологическое просвещение населения, пропаганда экологических знаний и соответствующего им образа жизни, проведение экологического мониторинга и организация экологических акций, природоохранная деятельность, разработка и реализация творческих экологических проектов.

    Фришман самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород, 2007.

    Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 01.01.01г. № 82 ФЗ //Собрание законодательства РФ от 01.01.2001. № 21.- Последние изменения в закон были внесены 23.07.2008г.

    Волохов и работаем по понятиям // Теория. Опыт. Методика. – Н. Новгород, изд-во технологии», 2006.

    Хочу быть лидером! Выпуск 4. – Н. Новгород: изд-во технологии», 2006.

    Детским и молодежным общественным объединением считается юношеское общественное формирование для совместной деятельности или единой социальной цели. С течением времени облик детского движения в России принимает кардинальные изменения, например, по сравнению со всесоюзным периодом, когда общественность наблюдала знаменитую пионерскую организацию. Современный лад диктует другие приоритеты и взгляды, к которым стремится молодежь.

    В этой статье будут рассмотрены современные признаки детских и молодежных общественных формирований, особенности и направления, вариации государственной помощи объединений.

    Понятие и задача объединения

    Под детским общественным объединением подразумевается добровольное социальное движение, образованное группой совершеннолетних и несовершеннолетних граждан для совместной деятельности и общей цели.

    Исторические данные упоминают ученические организации возникшие, в начале XX века. На слуху были «Майские Союзы», занимающиеся защитой животных и птиц, «Артели тружениц», организовавшие дружеские летние площадки, и многие другие. Еще во времена СССР активно существовали подобные детские объединения, но после распада союза они утратили свое значение в обществе. Однако сейчас общественные организации молодежи довольно успешно ведут свою деятельности и имеют множество направлений.

    Их основная цель заключается в саморазвитии, следовании своим интересам, создании общественных проектов. Задачи определяются в зависимости от целей, но, в общем понимании, организация такого товарищества помогает реализовать творческие и организационные способности, развить качества, направленные на улучшение окружающей среды и помощи людям.

    1. При царе Алексее Михайловиче возникло особое молодежное движение под названием «Потешные войска», созданное для военных игр. Для этого в 1682 году прямо у Кремлевского дворца была разбита территория, где регулярно проходили военные игры. Вскоре они переросли в настоящее военное обучение, а в 1961 году "Потешные войска" разделили на две организации: Преображенский полк и Семеновский.
    2. Царь Николай II предложил использовать школам новую методику воспитания, описанную в книге Scouting for boys. Эта идея очень вдохновила первого капитана лейб-гвардии стрелкового полка, что и навело его на мысль образования первого в России отряда русских скаутов. Первый такой отряд был создан 30 апреля 1909 года, назывался «Бобер» и состоял всего из 7 мальчиков.
    3. Во время войны Московская пионерская организация активно участвовала в боевых действиях. Она занималась построением танковой колонны «Московский пионер», которая по изготовлению была передана в распоряжение Красной Армии. Позже пионеры получили звания героев Советского Союза за свой подвиг.
    4. Приближенная к нашим дням молодежная ассоциация «Идущее вместе» возникла в 2000 году и существовала до 2007 под руководством общественного и государственного деятеля, а также идеолога молодежных движений, Якеменко В.Г. Организация "Идущее вместе" была создана в целях проведения массовых акций, в основном государственного характера. В архивах истории запечатлен странный случай, когда в августе 2004 данной организацией была проведена акция против Филиппа Киркорова, с требованием осудить знаменитого певца за недостойное поведение.

    Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку детского и молодежного общественного объединения. Некоторые положения по данному вопросу прописаны и в Конвенции о правах ребенка.

    Поддержка детских общественных объединений осуществляется на основе Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в соответствии со следующими принципами:

    1. Законность.
    2. Толерантность.
    3. Гражданская активность.
    4. Признание самостоятельности и равенства прав на господдержку.
    5. Приоритета общих гуманистических и патриотических ценностей.

    Действия закона не распространяются на молодежные и детские коммерческие студенческие союзы профессионального направления; объединения, созданные политическими партиями.

    Государственная поддержка детских общественных объединений осуществляется при следующих положениях:

    • Объединение имеет статус юридического лица и существует не менее года (с момента официальной регистрации).
    • В объединении, которое заявляет о программе, требующей финансирования, состоит не менее 3 000 молодых граждан.

    Государственные права объединений

    Организация деятельности детского общественного объединения имеет право:

    • подавать доклады в Правительство Российской Федерации с разъяснением положения детей и молодежи;
    • вносить свои предложения по реализации молодежной политике;
    • вносить предложения по корректированию законов, касающихся интересов детей и молодежи;
    • принимать активное участие в обсуждениях и подготовке федеральных проектов государственной молодежной политики.

    Виды государственной поддержки

    Основные виды поддержки деятельности детского общественного объединения:

    1. Предоставление льгот.
    2. Информационное обеспечение.
    3. Заключение контрактов на выполнения государственного заказа.
    4. Подготовка кадров молодежного и детского общественного объединения.
    5. Проведение конкурсов на финансирование.

    Финансирование

    Финансирование программ детских общественных объединений и организаций производится из средств федерального бюджета и фондов РФ. Материальная поддержка ведется на законодательной основе и предусматривается разными социальными программами. Закон предусматривает выделение денежных средств в виде субсидий.

    Не субсидируются такие организации, как студенческие профсоюзы, религиозные организации и подобные объединения, поддержка которых не предусматривается законом.

    Типы объединений

    Детские общественные объединения могут различаться по:

    • направленности;
    • формированию;
    • целям;
    • времени осуществления;
    • степени интересов;
    • составу участников;
    • общественному статусу.

    Объединения, направленные на развитие и потребности детей, могут реализоваться в школах и группах. Изначально организации имели только образовательный характер, но со временем стали формироваться творческие коллективные объединения, также направленные на созидательные действия и пользу окружающему миру.

    Направленности объединений

    Свободный режим нашего времени позволяет создавать самые разнообразные детские общественные объединения. На данный момент их сложно перечислить, так как ежедневно образуются новые несущие индивидуальную идею самовыражения. Из них можно выделить самые распространенные категории объединений.

    • экологические;
    • спортивные;
    • туристические;
    • творческие;
    • скаутские;
    • исследовательские;
    • профессиональные;
    • культурологические;
    • социально-информационные и т.д.

    По формальным критериям:

    • официально зарегистрированные;
    • незарегистрированные, но основанные под воздействием официальных структур (например, школ);
    • Неформальные.

    По идеологическим принципам:

    • политические;
    • религиозные;
    • национальные;
    • светские.

    Классификации объединений

    Организаций коллективного объединения детей и молодежи, существующих на данный момент, рассматривается огромное множество. Они имеют разные названия, структуру программы, общественные цели и играют разную социальную роль. Самые известные из них:

    • Союз Может быть международным, межрегиональным, региональным, областным, краевым, городским, районным. Такие организации действуют в рамках собственных интересов и объединяются в социальные группы детей и взрослых по разным уклонам направленности: спорт, музыка, образование и т.д.
    • Федеративные. Действуют в рамках различных международных и общероссийских общественных объединений с заранее обговоренными целями и имеющемся представительном органе для представления интересов на государственном уровне.
    • Ассоциация детских организаций. Занимаются реализацией общественной программы для удовлетворения своих потребностей. Они могут быть школьными, студенческими, игровыми, выступать на российском или международном уровне.
    • Лига - широкомасштабное сообщество, основанное на профильных и культурных интересах.
    • Коммуна - коллектив лиц, объединившийся на началах общего имущества и труда.

    • Дружина - объединение, состоящее из отрядов. В прошлом к этому виду относили пионерство. Сейчас это может быть, например, лагерный отряд, имеющий вожатого или другие подобные группы с участием ведущего.
    • Отряд - команда, объединенная в соответствии с личными интересами.
    • Общественные группы, выдвигающие интересы общества или какой-либо общественной категории, социального слоя. Они могут отличаться по материальному состоянию, национальности, месту жительства, критериям трудовой сферы и даже по уровню здоровья.

    Примеры объединений

    • «Сделай шаг».
    • Скауты.

    В нижегородской школе №91 было зафиксировано небольшое объединение взрослых по инициативе директора. Цель была одна - научить детей тому, что не прописано в школьных учебниках. Идея была связана с развитием определенных навыков в трудных жизненных условиях. Таким образом, сформировались занятия по выживанию в экстремальных условиях. Далее это переросло в обязательный государственный предмет по туристической подготовке, альпинизму, изучению боевых искусств и методов обороны, оказание первой медицинской помощи.

    • «Морская лига».

    Молодежное объединение любителей пароходства, яхт спорта и судомоделирования. В лигу входило 137 организаций, в которых состояли юные моряки и речники, что в свое время дало развитие популярности данному направлению и достигло международного уровня. Объединение возглавляло учебные парусные мероприятия и осуществляло дальние морские походы.

    • «Зеленая планета».

    Детское экологическое движение. Членом данного объединения можно было стать всего с 8 лет. Ключевой задачей проекта было объединить как можно больше юных граждан для решения экологических проблем, призыва к здоровому образу жизни и соблюдения норм чистоты и порядка.

    Заключение

    С точки зрения воспитательного процесса, цели деятельности любого детского общественного объединения эффективно влияют на аспект личностного роста каждого члена объединения. В процессе деятельности он сталкивается со многими общественными задачами и начинает лучше понимать принципы управления, самоорганизации, уважения и т.д., что положительно сказывается на его будущем. Объединения повышают социальную значимость и готовность человека исполнять социальные общественные потребности.