Особая организация политической власти которая располагает. Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. К сущностным признакам федерализма относятся

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

Признаки государства

  • Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
  • Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
  • Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Атрибуты государства

  • Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
  • Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
  • Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Понятие государства

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

Признаки государства

Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки , которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества - государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство - только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

Общие признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков относятся следующие:

  • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
  • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
  • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
  • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
  • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
  • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
  • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции , государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Основными признаками государства являются : наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции , среди которых - хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции , важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности .

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство - официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство - это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

Признаки государства

· Принудительность - государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.

· Суверенность - государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.

· Всеобщность - государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаки государства:

· публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

· определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;

· суверенитет - верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

· монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;

· право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;

· обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;

· претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

2. Теории государства

Первые государства на нашей планете появились около пятидесяти столетий тому назад. В настоящее время в юридической науке существует достаточно широкий круг теорий, объясняющих происхождение государства. К числу основных из них относятся следующие:

1. Теологическая. Первопричиной появления государства называется "слово божье", божественная воля со всеми вытекающими отсюда последствиями безусловного, безоговорочного, покорного принятия данного людям свыше.

2. Патриархальная. Сторонники этой теории проводят параллель между естественно необходимой властью отца в семье (патриарха) и полномочиями верховного властителя в стране, подчеркивая, что государство есть продукт исторического развития семьи.

3. Договорная. Предпосылкой появления государства считается "война всех против всех" т. е. "естественное состояние" людей, конец которому положило учреждение государства, как результата договора между людьми, проявления их воли и разума.

4. Психологическая. Эта теория выводит государство из человеческой психики, которой свойственна потребность подражать и подчиняться лидеру, выдающейся личности, способной руководить обществом. Государство есть организация для осуществления такого руководства.

5. Теория насилия. Появление государства связывается с войнами, свойственными истории развития человечества как проявление закона природы, предполагающего подчинение сильными слабых, для закрепления порабощения которых и создается государство как особый аппарат принуждения.

6. Органическая теория. Государство рассматривается как результат социальной (органической) эволюции, когда происходит естественный отбор в ходе внешних войн и завоеваний, приводящий к появлению правительств, управляющих социальным организмом, уподобляемым организму человеческому.

7. Историко-материалистическая. В отечественной юридической науке эта теория приобрела доминирующее значение и получила наиболее подробное освещение в учебной литературе. Согласно данной теории, государство - это продукт естественно-исторического развития общества. Первобытное общество характеризуется отсутствием государства.и возникновения государства

3. Понятие и формы правления

Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.

Монархия – форма правления, при которой:

1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархии могут быть двух видов:

1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки парламентской монархии:

1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.

В президентской республике:

1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;

2) правительство сформировывается внепарламентским путем;

3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.

Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.

В парламентарной республике:

1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;

2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;

3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;

4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.

4. Форма государственного устройства: понятие и виды.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);

2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

3) смешанные;

4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки федерации:

1) наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) союзное государство;

3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

1) национально-государственная;

2) административно-территориальная;

3) смешанная.

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

5. Понятие права, его значение, признаки и принципы.

Право – совокупность установленных государством общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, выраженных в официальной форме и обеспеченных государственным принуждением.

Необходимо выделить следующие значения, в которых возможно толкование термина «право»

1) право – это совокупность общеобязательных для всех членов общества правил поведения, оформленная в виде юридических норм;

2) право – неотъемлемая принадлежность индивида (примером могут послужить конституционные права – право на труд, право на жилище и т. д.);

3) право – целостная социальная категория; это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения. Значение права очень велико: оно регулирует отношения в обществе в сферах экономики, политики и иных отношений; защищает законные права и интересы граждан.

Признаки права:

1) нормативность;

2) общий характер;

3) общеобязательность;

4) формальная определенность.

В основе права как явления лежат основные принципы, отражающие его сущность. К ним относятся:

1) равенство всех перед законом и судом – независимо от социального положения, материального состояния, пола, отношения к религии и т. д.;

2) сочетание прав и обязанностей – право одного гражданина может быть реализовано через обязанность другого гражданина;

3) социальная справедливость;

4) гуманизм – уважение к правам личности и его свободам;

5) демократизм – власть принадлежит народу, но реализуется через правовые институты;

6) сочетание естественного (принадлежащего человеку по природе права на жизнь, свободу) и позитивного (созданного или закрепленного государством) права;

7) сочетание убеждения и принуждения. Последний принцип требует некоторой конкретизации. Сочетание убеждения и принуждения в правоприменительной практике носит наименование правового регулирования. Метод убеждения является главным, основывается на доброй воле субъекта правоотношения. К этому методу относится правовоспитательная работа (ознакомление населения с нормами права). Он позволяет достичь результата без применения насилия. В случае, когда положительного результата мерами убеждения достичь нельзя, необходимо применять иной способ воздействия, именуемый принуждением. Применение принуждения допускается в процессуальной форме, установленной законом (например, арест, наказание и т. д.). Правовое регулирование является формой правового воздействия, осуществляемого при помощи правовых средств.

6. Теории возникновения права

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право - это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

Примирительная теория права . Её придерживаются западные научные круги. Право возникло не для регулирования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений между родами. Сначала между враждующими родами возникли договоры о примирении, затем определённые правила, которые устанавливали различные санкции, всё это усложнялось, и таким образом возникло право. внутри рода право возникнуть не могло, так как оно там не требовалось, конфликты внутри рода практически отсутствовали.

Регулятивная теория права – азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания естественного порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производств.

7. Источники права.

1) правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения. Нужно учесть, что правовыми становятся не только общепризнанные, но и одобряемые государством обычаи. Именно государство придает им обязательную юридическую силу. Например, Законы двенадцати таблиц в Древнем Риме, Законы Драконта в Афинах.

2) прецедент (судебный, административный) – судебные решения, принципы которых суды обязаны применять как образец при рассмотрении подобных ситуаций. Суды обязаны не создавать правовые нормы, а применять их. Данная форма права (прецедентная) получила распространение в ряде стран, а именно, в Великобритании, США, Канаде, Австралии и др.

3) нормативный договор – соглашение сторон, содержащие нормы права. Например, международные договоры, Договор об образовании СССР от 30.12.1922 г., коллективные договоры между работниками предприятия и администрацией.

4) нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права (законы, кодексы, постановления Правительства, указы Президента и т. д.). Он принимается с соблюдением соответствующей процедуры, имеет предусмотренную законодательством форму, вступает в силу согласно определенному порядку, подлежит обязательному опубликованию в оговоренные в законодательстве сроки с момента его принятия.

8. Виды правовых систем.

Правовая система - это совокупность взятых в масштабе одной или нескольких стран, на определенном отрезке времени, взаимосвязанных между собой правовых явлений: позитивного права и его принципов, правосознания, источников права, деятельности людей и организаций, имеющих правовое значение. Традиционно выделяют три основные системы права:

Континентальная, или романо-германская, правовая система .

Основные признаки этой системы :

а) источником права является нормативно- правовой акт;

б) правотворчеством занимаются специально уполномоченные органы (парламенты, правительства, главы государств);

в) данная система права возникла на основе рецепции римского права;

г) все отрасли права делятся на частные и публичные. Данная правовая система свойственна Германии, Франции, Италии, Австрии, России и др.


Похожая информация.


Как общественного явления и управляющей

Подсистемы общества

1. Государство как общественное явление:

1.1. Форма правления;

1.2. Форма политико-административного устройства;

1.3. Политический режим.

2. Механизм государства: понятие и структура, основные принципы

его организации и деятельности

3. Социальный механизм осуществления государственного управления

4. Общественные функции государства и виды государственного

управления

Государство - организация политической власти общества, охватываю-

щая определенную территорию, выступающая одновременно как средство

обеспечения интересов всего общества и как особый механизм управления и

принуждения.

Российская Федерация – демократическое федеративное правовое

государство с республиканской формой правления (ст.1 Конституции РФ).

Федеративное государство - государство с федеративным устройством,

представляющее собой объединение (союз) входящих в него территорий

(субъектов Федерации), имеющих статус административно – государствен-

ных образований.

Признаками государства являются :

Публичная власть;

Правовая система;

Государственный суверенитет;

Гражданство;

Территория государства;

Особый аппарат принуждения (армия, полиция и т.д.);

Налоги и сборы и др.

Публичная власть – это особый механизм регулирования общест-

венных отношений в государстве, осуществления функций обеспечения

соблюдения всеми членами общества (гражданами) принятых в нем

общеобязательных и иных норм поведения (правовых, нравственных и др.),

реализуемый совокупной деятельностью особого аппарата управления и

аппарата принуждения.

Правовая система – совокупность общеобязательных, официально

установленных государством (правовых) и разделяемых большинством

населения иных норм (правил) поведения (нормы морали, религиозные

нормы, обычаи и др.), а также обеспечивающих их реализацию

государственных институтов (судов).

Государственный суверенитет – независимость власти данного

государства от всякой иной власти.

Территория государства – пространство, населенная гражданами государства территория, на которое распространяется его юрисдикция. Территория обычно имеет специальное деление, именуемое администрацивно-территориальным. Это делается для упорядочивания (удобства) управления государством.

Гражданство – устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории государства с данным государством, выражающаяся в наличии их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Налоги и сборы – материальная основа функционирования любого государства и его органов (государственного аппарата) – денежные средства, собираемые с физических и юридических лиц на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и т.д.

При этом необходимо четко уяснить соотношение общества и государства.

Обществом называется устойчивое объединение людей, которые проживают на одной территории, имеют общий язык, культуру и сходный образ жизни.

Общество – это:

Большое объединение людей (как правило, составляющее население

государства)

Длительно проживающие на одной территории люди;
- люди, имеющие общую историю;

Люди, объединенные большим количеством различных связей

(экономических, родственных, культурных и др.).

Общество предшествовало появлению государства и часто сохраняется после распада государства (например: «постсоветское общество» после распада СССР).

Государство – организация политической власти общества.

При этом:

Государство отделено от общества;

Институтуализировано;

Опирается на право и принудительную силу;

Распространяет свою власть на все общество;

Выступает в качестве механизма согласования различных интересов в

обществе, носителями которых выступают различные социальные

Таким образом,государство – сложнейшая общественно-политическая система, важнейшими элементами (компонентами) которой являются: народ, территория, система права, система власти и управления.

Обобщая сущностные признаки государства , можно определить государство как способ и форму организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой государственной власти и права.

Государство – есть форма, содержанием которой является народ.

Вместе с тем форма государства – не отвлеченное понятие, не политическая схема, безразличная к жизни народа.

Государство – это строй жизни и живая организация народа, способ организации и осуществления государственной власти.

Форма государства характеризуется тремя важнейшими признаками:

1. Форма правления;

2. Форма политико-административного устройства;

3. Политический режим.

Форма правления – это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношений, степень участия граждан в их формировании.

Формы правления современных государств:

Монархия;

Республика.

Их принципиальное различие – в способах формирования институтов высшей власти.

Монархия – власть наследственная, единоличная и бессрочная (пожизненная).

Монархии – ¼ часть государств Земли, что свидетельствует о сохранении монархического сознания, уважения к традициям.

Саудовская Аравия – абсолютная монархия;

Великобритания – конституционная монархия.

Республика (от лат. Respublika – дело общественное) – есть форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).

К характерным признакам республиканской формы правления относятся:

1) широкое участие населения в формировании государственной власти, проведение выборов;

2) участие граждан в управлении делами государства, проведение референдумов – всенародных опросов, выявляющих мнение народа путем голосования при обсуждении особо важных вопросов общественной и государственной жизни;

3) разделение властей, обязательное наличие парламента, обладающего законодательной, представительной и контрольными функциями;

4) избрание высших должностных лиц на определенный срок, осуществление ими власти от имени (по поручительству, мандату) народа;

5) наличие конституции и законов, утверждающих основы (принципы) государственного и общественного устройства, взаимные права и обязанности органов власти и граждан.

Современное государствоведение различает следующие виды республиканской формы правления:

Парламентская;

Президентская;

Смешанная парламентско-президентская.

(ФРГ, Австрия – парламентская республика;

Италия – парламентская республика;

США – президентская республика;

Франция – президентская республика.)

Исполнительная (административная) власть – это аппарат государственного управления, институты исполнительной власти в их совокупности на всех иерархических уровнях управления, компетенция государственных органов и государственных служащих, их практическая деятельность.

Исполнительная власть концентрирует фактическую мощь страны.

Она характеризуется тем, что:

1) осуществляет всю организационную повседневную работу по управлению различными процессами жизнедеятельности общества, наведению и поддержанию порядка;

2) имеет универсальный характер во времени и в пространстве, т.е. осуществляется непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы;

3) имеет предметный характер: опирается на конкретные территории, контингенты людей, информационные, финансовые и иные ресурсы, использует инструменты служебных продвижений, награждений, распределений материальных и духовных благ и др.;

4) использует не только организационно-правовые, административно-политические методы воздействия, а также имеет право на легитимное принуждение.

При этом деятельность исполнительной власти должна осуществляться в соответствии с полномочиями, которыми в установленном порядке наделяются соответствующие ее органы.

Исполнительная власть , в силу ее огромного влияния на жизнь общества, имеет статус подзаконной, т.е. действует на основе и в рамках законов, принимаемых представительной властью.

Таким образом, исполнительная власть выступает как вторичная власть, что проявляется в следующем:

*) Правительство в своем составе (кабинет министров, совет министров или другое название руководящего органа исполнительной власти), структура и полномочия органов исполнительной власти определяются либо главой государства – президентом, монархом, либо парламентом, либо при их совместном участии.

*) Правительство периодически отчитывается и несет политическую ответственность либо перед главой государства, либо перед парламентом, либо «двойную ответственность» и может быть отставлено соответствующим институтом.

С этих позиций может быть рассмотрен каждый из трех видов республиканской формы правления.

I.Парламентская республика предусматривает приоритетную роль парламента в конституционно-правовом отношении:

*) Парламент формирует правительство и в любом момент может отозвать его вотумом недоверия.

Доверие парламента – обязательная предпосылка для деятельности правительства. Политическую ответственность правительство несет только перед парламентом.

*) Глава правительства назначается парламентом (как правило, это лидер победившей на парламентских выборах и ставшей правящей партии).

*) Правительство формируется на основе соглашений парламентских политических фракций, в результате контролируется не только и не столько парламентом, сколько политическими партиями.

Если влиятельных политических партий немного, то исполнительная власть приобретает высокую степень стабильности и способностью к принятию управленческих решений.

Многопартийная система может способствовать дестабилизации, частой смене правительства, министерской чехарде.

Существует дуализм исполнительной власти: наряду с правительством, постом премьер-министра сохраняется пост главы государства – президента или монарха.

*) Президент в парламентской республике – «слабый» президент, т.е. избирается парламентом, а не всенародно.

Можно признать, что он усваивает функции монарха: царствует, но не правит.

*) Парламент является единственным органом, непосредственно легитимированным народом.

*) Чтобы не допустить сверхконцентрации власти парламента, конституцией предусматривается механизм сдерживания и контроля его со стороны главы государства (президента или монарха), его право на роспуск парламента (или одной из его палат) в целях проведения новых выборов.

В развитых странах – 13 парламентских республик, в основном в Западной Европе и на территориях бывшей Британской империи – Австрия, Германия, Италия и др.

Взаимодействие в системе публичной власти в парламентской республике имеет вид:


II. Президентская республика имеет следующие отличительные признаки:

Президент – «сильный», избран народом и к нему может апеллировать в случае конфликта с парламентом.

*) Президент одновременно является главой государства и главой правительства. Следовательно, отсутствует дуализм исполнительной власти.

*) Президент нуждается в согласии парламента на формирование правительства.

Однако в выборе своей «команды» он свободен и независим от политической поддержки парламента, не руководствуется принципом партийной принадлежности при подборе министров.

*) Парламент не может сместить правительство при помощи вотума недоверия.

*) Чтобы не допустить сверхконцентрации власти у президента, конституцией предусматривается механизм сдержек и противовесов его власти: президент не вправе распустить парламент, а парламент может инициировать импичмент президента.

Президентская республика возникла в США на основе учета опыта британского парламентаризма и была законодательно закреплена в Конституции 1787г.

Политологи насчитывают около 70 президентских государств.

Широкое распространение эта форма правления получила в Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Уругвай и т.д.).

Взаимодействие в системе публичной власти в президентской республике характеризуется следующим образом:

ППрезидент
Народ

Ш. Смешанная форма президентского и парламентского способов правления предусматривает ослабление позиции исполнительной власти правительства и сбалансирование властных полномочий президента и парламента.

Используется как в странах с устойчивой демократией (Франция) так и в республиках, создающих новую государственность и стремящихся учесть недостатки и адаптировать преимущества той и другой формы правления.

Для смешанной формы правления характерны следующие отличительные признаки:

*) Президент и парламент в равной степени легитимированы народом.

*) Оба института участвуют и в формировании, и в отстранении правительства.

Правительство, таким образом, несет «двойную» ответственность.

*) Парламент может выразить недоверие правительству (его главе, продолжающему исполнять обязанности до решения президента).

*) Очевидно большое значение политического фона для стабильности правительства.

Многопартийная система, разногласия между фракциями в парламенте затрудняют работу правительства и вынуждают его обращаться за поддержкой к президенту.

*) Предусматривается механизм взаимных сдержек и контроля высших институтов государственной власти: президент имеет право вето на законы, принимаемые представительной палатой, и право роспуска палат, а парламент может инициировать и отстранить от должности президента в случаях, предусмотренных конституцией.

Взаимодействие в системе публичной власти в республике со смешанной формой правления характеризуется следующим образом:

Исследователи насчитывают не менее 20 государств со смешанной формой правления на территории Восточной Европы и бывшего СССР.

Выбор той или иной формы правления осуществляется народом путем принятия конституции или одобрения ее основополагающих принципов на конституционных референдумах или учредительных (конституционных) собраниях, съездах.

При этом определяющее влияние на решение народа оказывают культурные, правовые, политические традиции, конкретно-исторические условия, а зачастую и чисто субъективные факторы.

1.2. Форма политико-административного устройства государства.

Политико-административное (политико-территориальное) устройство государства характеризует способ политической и территориальной организации государства, систему взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных регионах, и распределения власти на территории государства между центральными и местными органами государственной власти.

Необходимость политико-территориального устройства государства обусловлена тем, что государство объединяет разнородные в этическом, религиозном, языковом, культурном отношениях социальные общности, в результате чего возникает потребность обеспечить взаимодействие этих общностей и целостность государства.

Кроме того, управление большим государством, имеющим значительную территорию и многочисленное население, из одного центра чрезвычайно трудно, если вообще возможно.

Различаются три основные формы территориального устройства:

Унитарное государство;

Федерация;

Конфедерация.

Каждой из этих форм свойственны свои принципы организации территории и взаимосвязей между центром и местами (регионами).

1. Принцип унитаризма (от лат.unitas – единство) означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов.

Унитарное государство – единое, оно может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие суверенитетом (правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику).

На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти.

Унитарными являются большинство современных государств – Франция, Италия, Испания, Норвегия, Дания и др.

Вместе с тем складывается тенденция, что в государственно-территориальном устройстве стран мира в дальнейшем будет расширяться использование принципа федерализма.

2. Принцип федерализма (от лат. Foederatio – федерация, объединение, союз: фр. Federalisme) – это система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и регионов, обеспечивающих рациональное и эффективное функционирование федерального государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов.

Сущность федерализма состоит в том, чтобы обеспечить такое соединение различных групп, которое позволяло бы осуществлять общие цели и при этом сохранять самостоятельность частей.

К сущностным признакам федерализма относятся:

Государственный характер объединенных в единое государство территориальных единиц – субъектов федерации;

Конституционное разграничение компетенций между ними и центром;

Недопустимость изменений границ без их согласия.

К основным принципам федерализма относятся:

1) добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство;

2) принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации;

3) однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие;

4) конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов;

5) общие территория и гражданство;

6) единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его безопасное существование и функционирование.

Федеративное государство, федерация – одна из основных форм организации государства, сложная структура которой состоит из нескольких государств или государствоподобных образований (штатов, провинций, земель, субъектов), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государства в целом.

Признаки федерации:

1). Территория федерации состоит из территорий субъектов федерации (штатов, республик, земель и т.п.) и в политико-административном отношении не представляют собой единое целое.

Вместе с тем, существует единая система границ и ее охраны.

2). Субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на односторонний выход из федерации (сецессию);

3). Наряду с системой федеральных органов государственной власти субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти.

Однако по отношению к федеральной системе они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и конституционными законами.

4). Наряду с федеральной конституцией и законодательством субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систему законов, соблюдая приоритет, соответствие федеральным конституции и системе права.

5). В федерации нет единого государственного бюджета, а есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.

6). Гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего субъекта федерации.

Законодательно регулируется, гарантируется равноправие всех граждан на территории федерации.

7). Федеральный парламент обычно двухпалатный.

Верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя – является органом общенародного представительства и избирается всенародно.

Единая в своей основе сущность федерализма в различных условиях места и времени закономерно получает многообразные формы своего проявления.

Вместе с тем, любая отдельная федерация соединяет в себе:

а). общее (всеобщее) для всех федераций, выражающее сущность федерализма;

б). присущее только данной группе федераций, отражающее своеобразие формы проявления единой сущности федерализма у данной его разновидности – классический, дуалистический, монархический, республиканский, кооперативный (с акцентом на кооперацию усилий и интеграцию в ведении общегосударственных дел как смысла федерации) и др.

Понятие «модель федерации» выражает именно групповые особенности данного вида федерации в рамках его единой сущности.

в). единичное, индивидуально-специфическое, свойственное только данной конкретной федерации.

Теоретической основой федерализма является концепция суверенитета народа, выражающаяся в государственном суверенитете.

Суверенитет (нем. Souveranitat, фр. Souverainete – верховная власть, верховные права) – политико-правовое обоснование и определение приоритетной принадлежности у того или иного субъекта (монарха, народа, государства и его составных частей), независимости и самостоятельности в решении своих внутренних дел и во внешних отношениях.

С появление федеративной формы государственного устройства дискуссии о суверенитете ведутся по вопросу его принадлежности федерации и ее субъектам.

Представляется аргументированной концепция неделимости государственного суверенитета как качественной категории, выражающей статус федерации в целом, ее многонационального народа.

В теории суверенитета выделяется общая система взаимодействующих принципов (независимо от субъекта суверенитета), концентрированно отражающая его наиболее существенные признаки:

Неотчуждаемость;

Неограниченность;

Верховенство власти;

Неделимость;

Неабсолютность власти;

Юридическое равенство фактически во многих случаях неравных социальных субъектов;

Приоритет народного суверенитета.

На современном этапе развития международного сообщества, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета становится все более актуальной.

В современном мире из более 180 государственных образований, подавляющее большинство которых являются многонациональными, федеративная форма закреплена в конституциях 25 государств, охватывающих 50% территории планеты и в которых проживает 1/3 населения.

Происходящая в мире динамика глобализации проблем и интеграции различных сфер жизнедеятельности народов обусловливает развитие конфедеративных политико-правовых форм в организации руководства мировыми процессами.

III. Принцип конфедерализма объединяет самостоятельные государства для решения общих актуальных проблем (военных, энергетических, финансовых и др.).

Конфедерацию, строго говоря, нельзя назвать формой государственного устройства. Это временный межгосударственный союз, образованный на основе международного договора, члены которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет.

Основные признаки конфедерации:

1) отсутствие единой теории;

2) неограниченное право выхода из союза;

3) центральное правительство зависит от правительств независимых

государств, поскольку содержится на их средства;

4) финансовые средства на общие цели, единую политику формируют-

ся из взносов членов союза;

5) вооруженные силы конфедерации находятся под общим командова-

6) общая согласованная международная политика не исключает само-

стоятельной позиции членов конфедерации в конкретных вопросах;

7) юридически все члены равноправны, но реально приоритетную роль

в конфедерации играет государство с более высоким военно- эконо-

мическим потенциалом.

Конфедерации обычно недолговечны – они либо распадаются, либо трансформируются в федерацию.

Швейцария, например, официально именуется Швейцарской Конфедерацией, хотя фактически превратилась в федерацию.

Однако принцип конфедерации может стать стимулирующим фактором современных интеграционных процессов (в развитии Европейского союза, стран СНГ и т.д.).

1.3. Политический режим.

Политический режим (от лат. Regimen – управление) представляет собой форму государствоосуществления, которая определяет баланс разделения власти, политики, государственной службы, реальное участие каждого из субъектов этого процесса отношений как самостоятельную прерогативу и как зависимость от других субъектов;

Эта характеристика способов, методов, средств осуществления государственной власти, ее реального распределения и взаимодействия с населением, различными институтами гражданского общества.

Это политический климат в стране, показатель того, как живется гражданину в его государстве.

Условно выделяют три типа политических режимов:

Тоталитарный.

Главный критерий такого деления – наличие в стране выбора (образа жизни, рода занятий, власти, выбора собственности, образовательного учреждения, лечебного заведения и т.д.) и плюрализма (множественности): политического - многопартийность, наличие оппозиции; экономического – существование различных форм собственности, конкуренции; идейного – существование различных идеологий, мировоззрений, религий и т.д.).

1). Демократический режим проявляется в следующих чертах:

а) признание и гарантированность на конституционном и законодатель-

ном уровне равноправия граждан (независимо от национального, социаль-

ного, религиозного признаков(;

б) широкий перечень конституционный прав и свобод личности;

в) реальное участие населения в организации государственной власти;

г) признание и гарантированность на конституционном и законодатель-

ном уровне равенства всех видов собственности, религиозных конфессий,

политических идеологий и программ.

а) ограничение плюрализма политического. Государственная власть сосредо-

точивается у политической и административной элиты, не контролирует-

ся народом; политическая оппозиция (партии, течения) существует, но в

условиях давления и запретов;

б) государственное управление строго централизовано, обюрокрачено, осу-

ществляется при преимущественном использовании административных

методов воздействия, механизм обратных связей в системе «власть –

общество» блокируется, население не вовлекается в управление делами

государства;

в) существует идеологический контроль и прессинг органов власти и управ-

ления на средства массовой информации (СМИ), другие институты поли-

тической системы и гражданского общества;

г) конституционно-законодательные нормы утверждают экономический

плюрализм, развитие различных форм предпринимательства и собствен-

ности; однако принцип равных прав и возможностей не гарантирован в ре-

3.Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный и экономический монополизм.

Его основные черты:

а) государственная власть концентрируется у незначительной группы лиц и

властных структур. Выборы и другие институты демократии, если и суще-

ствуют, то формально, как декоративное украшение правления;

б) государственное управление сверхцентрализовано, государственные долж-

ности занимаются не конкурсным отбором, а назначением сверху, народ

отстранен от участия в управлении;

в) полное огосударствление общества – этатизм;

г) тотальный идеологический контроль; господствует, как правило, одна офи-

циальная идеология, одна правящая партия, одна религия;

д) допускается террор в отношении собственного населения, режим страха и подавления.

Известно несколько разновидностей тоталитаризма: фашизм,

социализм периода «культа личности» и др.

Жизнь богаче любых схем, и существуют многочисленные разновидности режимов; для их характеристики используются такие варианты в названиях, как:

Военно-бюрократический;

Диктаторский (диктатура – режим, опирающийся на насилие);

Деспотический (режим неограниченной диктатуры одного лица, отсутствие правовых и моральных начал в отношениях власти и общества; крайняя форма деспотии – тирания).

Необходимо отметить, что политический режим не имеет прямой зависимости от форм правления и государственно-территориального устройства.

Монархия, к примеру, не противопоставляет себя демократическому режиму, а республика (Советов, например) допускает тоталитарный режим.

Политический режим зависит прежде всего от реального функционирования властных структур и должностных лиц, степени гласности и открытости в их работе, процедура отбора правящих групп, фактической политической роли различных социальных групп, состояния законности, особенностей политической и правовой культуры, традиций.

Политическая публичная власть – это определяющий признак государства. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воли, навязывать ее подвластным. Такие отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, который им управляет – их иначе называют чиновниками, бюрократами, управленцами, политической элитой и так далее. Власть политической элиты имеет институализированный характер, то есть осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Аппарат или механизм государства является материальным выражением государственной власти. К важнейшим государственным органам относятся законодательные, исполнительные, судебные органы, однако особое место в аппарате государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том числе карательные функции – армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения. Отличительным признаком государственной власти от других видов власти (политической, партийной, семейной) является ее публичность или всеобщность, универсальность, общеобязательность ее указаний.

Признак публичности означает, во-первых, что государство является особой властью, которая не сливается с обществом, а стоит над ним. Во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество. Универсальность государственной власти означает ее способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы. Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения, проводить их в жизнь, зависит от ее легитимность. Легитимность власти означает, во-первых, ее законность, то есть установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными, во-вторых, ее поддержка населением и, в-третьих, ее международное признание.

Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативно-правовые акты.

Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом. Право позволяет власти сделать свои решения общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направлять поведение народа в нужное русло. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях требования правовых норм с помощью специальных органов – судов, администраций и так далее.

Только государство взимает с населения налоги и сборы.

Налоги – это обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленные сроки в определенных размерах. Налоги необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержания социальной сферы, для создания резервов на случай чрезвычайных ситуаций и на выполнение других общи дел.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОСУДАРСТВО КАК ОСОБАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

государство политический принуждение социальный

Понятие государства, его признаки и функции

Государство можно определить как всеохватывающую политическую организацию господствующего класса, служащую главным орудием обеспечения его интересов.

Сформированное определение государства относится к государству в собственном смысле этого слова. Таковыми в первую очередь являются рабовладельческое и феодальное государство.

Раскрывая содержание понятия государство, мы прежде всего подводим его под такое рядовое понятие, как политическая организация. Тем самым мы переносим признаки, присущие общему понятию, на определяемое понятие "государство". Поэтому их не надо перечислять. Остается только указать основные особенности государства как особой политической реальности. Таковыми будут: 1) всеохватывающий характер государства; 2) существование государства как политической организации господствующего класса; 3) его служебная роль.

Государство, являясь основным политическим институтом, призвано осуществлять управление обществом, охрану экономической и социальной структур, поддержание общественного порядка и функционирование всех социальных институтов.

Государство - продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи, в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, а появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многообразных причин, прежде всего связанных с новыми организационно-трудовыми нормами существования людей.

Государство, его механизм (система государственных органов) не остаются неизменными, застывшими.

Государство изменяется вместе с обществом как политическая форма его организации. Мы можем говорить об особенностях государственного механизма рабовладельческого, феодального, буржуазного общества и др. Это один подход к классификации государств, существуют и другие. Например, можно выделить государства авторитарные, тоталитарные, демократические.

Следовательно, государство можно определить как особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающим волю и интересы господствующего класса, иной социальной группы или всего народа.

Если говорить о демократическом типе государства, то его становление и развитие в европейских странах относится к концу XVIII-XIX вв. Строительство качества демократического государства начато сегодня и Россией. Развитие России как правового демократического государства предполагает, что:

1) носитель суверенитета и единственный источник государственной власти РФ есть его многонациональный народ;

2) демократия (народовластие) осуществляется на основе политического и идеологического многообразия, многопартийности;

3) государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином;

4) человек, его права и свободы - высшая ценность;

5) система государственной власти основана на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий (компетенции) между РФ, составляющими ее республиками, краями, областями, автономными округами и местными органами самоуправления;

6) верховенство закона или связанность с правом, основанном на воле общества.

В понятии "государство вообще" фиксируют общие признаки, свойственные всякому государству независимо от его характера.

Можно вести речь о признаках, отличающих государство от первобытной организации общества, и можно говорить о признаках, благодаря которым оно отличается от всякой общественной организации, объединения, движения.

Государство отличается от социальной организации первобытного общества следующими признаками.

Во-первых, оно обладает политической властью, то есть организованным концентрированным принуждением одной части общества другой.

Во-вторых, характеризуется распределением населения по административно-территориальным единицам.

Характерное для государства территориальное деление населения:

а) закрепляет разрыв кровных связей бывшего рода, разрыв, вызванный подвижностью и переменчивостью местожительства населения, и связи с развившимся товарообменом, переменой занятий и отчуждением земельной собственности;

б) делает общепринятой организацию людей лишь по месту жительства, вне зависимости от их родовых связей;

в) превращает всех людей независимо от их положения в подданных государства;

г) четко определяет внешние границы государства, а также его внутреннее административно-территориальное строение.

В-третьих, государство устанавливает налоги, благодаря которым содержится его аппарат.

Государство отличается от других общественных организаций, объединений и движений следующими основными особенностями.

Во-первых, государство охватывает все население, проживающее в пределах его территории. Общественные же организации, объединения и движения охватывают только определенную часть общества.

Во-вторых, государство отличается наличием особого разряда лиц - чиновников, особого аппарата, наделенного властными полномочиями.

В-третьих, государство выступает в качестве официального представителя всего общества, является его концентрированным выражением и воплощением.

В-четвертых, государство отличается от других организаций наличием суверенитета.

Под государственным суверенитетом следует понимать самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач.

Указанные признаки государства получили всеобщее признание в юридической литературе. Они являются существенными.

А чтобы безошибочно установить общественный признак, надо руководствоваться положением, согласно которому между явлением и его главным признаком существует неотъемлемая двусторонняя зависимость, а именно: отсутствие указанного признака неизбежно влечет за собой и отсутствие явления, признаком которого оно является. В свою очередь, без явления не может существовать такой признак.

Промежуточный вывод - существенными признаками государства являются:

1. Наличие публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Ее осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения. Этот особый слой людей составляет аппарат государства, который наделен государственно-властными полномочиями, то есть возможностью издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию, чтобы подчинить поведение людей воле, нашедшей свое выражение в принятых государственными органами решениях.

2. Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих здесь. В первобытном обществе подчиненность людей власти была обусловлена их принадлежностью к роду, то есть кровно-родственной связью. Признак же государства характеризуется распространением его власти на всех людей, находящихся на территории данного государства.

3. Государственный суверенитет, то есть независимость государственной власти от новой иной власти внутри страны и вовне. Государственный суверенитет, дающий право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает государство, наряду с другими его признаками, от других организаций общества (например, политических партий), территориальных образований.

4. Деятельность всех государственных органов основана на нормах права. Государство - единственная организация, которая осуществляет правотворчество, то есть создает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения.

5. Существование системы принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей.

Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности находят свое выражение в функциях государства, которые связаны с основными направлениями его деятельности.

В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, то есть те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно подразделить на внутренние и внешние.

1. Внутренние функции - это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним относятся охранительные и регулятивные.

Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закрепляемых и регулируемых правом общественных отношений. В этих целях государство заботится:

а) об отстаивании прав и свобод граждан, о соблюдении законности и правопорядка;

б) об обеспечении гражданского согласия в обществе;

в) о равной защите всех форм собственности;

г) об охране окружающей среды и т. д.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы признаются в качестве неотчуждаемых, принадлежащих человеку от рождения. Государство гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Регулятивные функции характеризуют роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. В этих целях государство осуществляет регулирование экономической среды жизни в интересах человека и общества, заботясь о материальном благосостоянии и духовном развитии людей. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную функции, функцию налогообложения и взимания налогов и другие.

Экономическая функция государства сводится к:

а) выработке экономической политики;

б) управлению государственными предприятиями и организациями;

в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики.

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поощрение конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ).

Осуществление социальной функции государства предполагает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия (статья 7).

Налогообложение и взимание налогов - важнейшая функция государства. Это обусловлено тем, что бюджет государства состоит из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. В 1992 году принят Закон об основах налоговой системы в Российской Федерации, где регламентируются права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В Российской Федерации создана и действует налоговая служба, налоговая полиция РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

2. Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, его взаимоотношениях с другими странами. К числу внешних функций относятся: взаимовыгодное международное сотрудничество, обеспечение обороны государства от нападения извне и другие. Международное сотрудничество осуществляется по двум направлениям:

а) внешнеполитическая деятельность;

б) внешнеэкономическая деятельность и сотрудничество в гуманитарной сфере, области охраны природы и др.

Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации основывается на принципах признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, равноправия и невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказе от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и прочих общепризнанных принципов и норм международного права. Российская Федерация - член ООН, постоянный член Совета Безопасности ООН. Она взаимодействует со многими иными международными организациями.

Функция обороны Российской Федерации основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности России, обеспечения целостности и неприкосновенности ее территории. В 1992 году был принят Закон Российской Федерации об обороне, в котором определяются принципы, лежащие в основе организации обороны страны, а в 1993 году издан Указ Президента Российской Федерации об основных положениях военной доктрины Российской Федерации.

Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика понятия, сути и основных признаков государства - особой организации публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), которая, представляя общество, осуществляет руководство ним.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2011

    Рассмотрение государства как организации политической власти. Классификация основных функций государства. Описание элементов политической системы общества. Изучение институциональной, коммуникативной, нормативной и культурно-идеологической подсистем.

    презентация , добавлен 17.09.2015

    Раскрытие сущности и содержания понятий "государство" и "политическая система". Теоретический анализ вопроса о взаимосвязи политической системы и государства. Определение места государства в политической системе общества, его роль и их взаимодействие.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Государство как основной институт политической системы, концепции его происхождения. Понятие политической системы общества, ее компоненты. Признаки государства как социального института, его элементы и функции. Условия существования гражданского общества.

    презентация , добавлен 14.01.2014

    Политическая организация и общество. Государство как важнейший элемент политической организации, его сущность происхождение и функции. Основные признаки правового государства. Политический характер структурных элементов политической организации общества.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Государство как властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения. Понятие идеального государства. Формы государственного правления. Идеальное государство в понимании Платона, Аристотеля и Конфуция.

    презентация , добавлен 30.10.2014

    Изменение характера общественной власти. Классовый и общесоциальный подходы к анализу характера власти, к определению основной сущности государства. Научное познание государства и политической власти. Элитарная и технократическая теории государства.

    презентация , добавлен 28.07.2012

    Понятие и признаки государства как особой организующей и управляющей силы, выражающей интересы экономически господствующего класса. Анализ влияния государства на эффективность управления. Социальное назначение, формы и методы реализации его функций.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2012

    Государство - основной институт политической системы общества, способ социального бытия в условиях политического отчуждения власти. Правовое государство и государство законности. Легистическое понятие государства. Правовое регулирование реализации власти.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2012

    Государство - политическая структура, центральный институт власти, классификация его функций. Характеристика теорий происхождения государства. Механизмы, формы и способы осуществления государственной власти. Понятие и принципы правового государства.