Государство формирует народности и нации объединяет территории. Дополнительный материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию "Этнос: нации и народности". II. Изучение нового материала

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Выяснить:
    • что такое этнос,
    • какие существуют типы этносов,
    • что влияет на образование этносов,
    • какова роль этносов в истории.
  • Совершенствовать умение анализировать, сравнивать.

Тип урока: комбинированный (элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся, мультимедийная презентация).

Обеспечение урока: учебник, раздаточный материал, доклады учащихся, компьютер, мультимедийный проектор.

План урока.

  1. Что такое этнос. Признаки этноса. Типы этноса.
  2. Племя. Отличительные черты племени.
  3. Народность. Отличительные черты народности.
  4. Нация. Признаки нации.

Основные понятия урока: Этнос, племя, народность, нация, этногенез.

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся.

Многие из тех понятий, которые сегодня буду называться на уроке учащимся хорошо знакомы из курса истории (племя, народность, нация). Предлагается вспомнить, что они означают. Учитель указывает на то, что все эти понятия объединены понятием этнос.

Демонстрируется слайд 2 . Называются цели урока. Демонстрируется слайд 3 . В тетрадях учащиеся записывают план урока.

II. Изучение нового материала.

1. Что такое этнос.

Человечество всю историю своего существования состояло из различных народов (этносов). Что такое этнос?

Учащимся предлагается раздаточный материал (Приложение 1), на основе которого необходимо выполнить следующее задание: «Перед вами определения понятия «этнос», данные на различных сайтах Интернета. Что общего во всех этих определениях?»

Более широкое толкование этого термина состоит в том, что он объединяет понятия племя, народность, нация. Демонстрируются и комментируются слайды 4, 5, 6.

Развитие различных типов этноса связано с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, формированием и развитием определенных социальных и культурных предпосылок. Например, род и племя, для какого общества характерны данные социальные общности? – Для первобытного.

2. Племя. Отличительные черты племени.

Племя – исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Демонстрируется слайд 7.

3. Народность. Отличительные черты народности.

Народность складывается с появлением классов и государств. Даная социальная общность свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.

Демонстрируются слайды 8, 9.

4. Нация. Признаки нации.

На базе народностей формируются нации – высший исторический тип этноса.

Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация. Демонстрируется слайд 10.

Нации более многочисленны, чем народность, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единых территорий формируется единый национальный характер и психологический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией.

Задание классу. Как вы думаете, почему именно в это время возникают национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты?

Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Крупные этносы существуют сейчас только как нация, а мелкие, сохранившиеся с древних времен, входят в нации как этнические меньшинства.

Автор статьи - репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская

Этническая общность – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием, исторической памятью, осознанием своих интересов и целей, достоинства, отличия от других подобных образований.

К этническим общностям , как правило, относят род, племя, народность, нацию.
Исторически первыми сложились род и племя.

Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
Такие общности характерны для первобытнообщинных систем.

С углубляющимся разделением труда и усложнением социальных связей начинают складываться новые формы общности людей – народности и народы .

Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

С развитием капиталистических отношений (XVI-XVII вв.) возникают новые формы межэтнической консолидации – нации .

Однако нет единой трактовки понятия нация. Существует, по крайней мере, две интерпретации этого понятия.
Первая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.

Вторая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, психологического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.

В первом случае нация понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Такое понимание принято в западной социологии.
В другой интерпретации нация означает этнос.

Национальность – принадлежность человека к определенному этносу или согражданству в зависимости от самоидентификации.

Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Это, своего рода, память о прошлом, обусловливающая поведение людей, сохраняющих исторически сложившиеся традиции.

Этнические группы в современном мире.
Современное человечество насчитывает от 3 до 5 тыс. этносов. Процесс складывания этносов (этногенез) происходит довольно интенсивно.

Факторы этногенеза:
1) Демографический. Если в начале XX века численность населения Земли составляла около 2 миллиардов человек, то в начале XXI она перевалила за 7 миллиардов;
2) Географический. Выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании;
3) Языковой. Существуют различные классификации языка. Выделяют обычно языковые семьи, такие как, например, индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская, семито-хамитская и другие.
4) Антропологический. Основан на принципе деления народов по расам. Принято различать четыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. Однако процесс расогенеза идет непрерывно. Это связано с постоянным смешиванием рас. Например, в последнее время стали выделять бразильскую расу из смешения индейцев, африканцев и европейцев.

В России проживает 10 малых рас, более 130 наций, народностей и этнических групп.

Россия - страна многонациональная. Поэтому знание таких понятий как «этнос», «нация», «национальность», «национальный менталитет» помогут разобраться в этническом многообразии нашей страны.

"Нация не есть раса, но длящаяся в истории группа,... Не нация создает государство,... Наоборот, государство создает нацию",..
«Фашизм - концепция историческая,.. где сотрудничают все нации»

Муссолини

Цель ФЦП − укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации).

Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:

Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;

Содействие этнокультурному многообразию народов России.

Программа обеспечит координацию государственной национальной политики, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями.

Срок реализации Программы − 2014−2020 годы. Её реализация будет осуществляться в два этапа.

Целью I этапа (2014−2016 годы) является формирование условий для преодоления сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование положительных сдвигов в сфере укрепления единства российской нации .

Целью II этапа (2017−2020 годы) является развитие и закрепление положительных тенденций, сформировавшихся на I этапе, включая достижение устойчивых положительных результатов в сфере укрепления гражданского единства российской нации , гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, этнокультурного развития народов России.

Реализация Программы предполагает достижение определённого социально-экономического эффекта, который будет выражаться:

В укреплении единства российской нации и развитии единого этнокультурного пространства России как важного фактора устойчивого развития России и её территориальной целостности;

Общий объем финансирования Программы
составляет 6766,35 млн. рублей (в ценах
соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета -
4581,91 млн. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации - 2184,44 млн. рублей

* * *
«Партия, чтобы уничтожить всякую мысль о ее национальном характере, дала себе наименование не русской, а российской »
[В.И.Ленин, т. 10, с. 267]

-"Создана новая историческая общность- советский народ" .
[отчётный доклад Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева на XXIV съезде КПСС]
-"Дальнейшее сближение наций и народностей нашей страны представляет собой объективный процесс, ...партия считает недопустимым какие бы то ни было попытки сдерживать процесс сближения наций... искусственно закреплять национальную обособленность, ибо это противоречило бы генеральному направлению развития нашего общества"
[Брежнев, 1973, с. 30-31]

P.S.
Почему в заглавии поста слово "фашизм":
Для тех кто не в курсе- Гитлер себя фашистом никогда не называл, и никогда им не был. Фашизм, был в Италии при Муссолини.
И оба они не любили, когда их идеологии путали.
Для сравнения, цитата из Гитлера на ту же тему:
-«Понятие "раса" необходимо поставить в центре внимания».
«Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы».
Гитлер был национальный социалист - сокращённо "нацист" (что очень удачно для коммунистов- "интернациональных социалистов", оказалось очень похоже по звучанию с совершенно другим словом - национализм. Многие и до сих пор верят, что это одно и то же).

Общество большинства стран разделяется не только на классы, но и на этносы. Этносы - большие группы людей, связанных общностью происхождения (биологический компонент), языка, обычаев, традиций, верований, восприятия мира (социальный компонент).

Корни современных этносов уходят в глубь веков, в родовой строй. Первым этносом был род, объединение совместно селившихся кровных родственников. Он выполнял и функцию семьи, и производственную функцию.

Затем наряду с родом появляется другой этнос - племя. Племя объединяет несколько родов, единых по происхождению (братских), но уже отделившихся друг от друга и расселившихся по соседству. Племя еще основано на кровнородственной связи, однако оно уже не выполняет хозяйственных функций. Его главная задача - охрана территории племени, регулирование отношений с другими племенами. Таким образом общество сделало первый шаг к отделению этнических связей от семейных, родовых. Еще больше этнические связи отдалились от семейных после возникновения парной семьи.

Во многих странах родовые и племенные связи сохранились до сих пор. Они играют немалую роль в государствах Средней Азии (Казахстан, Таджикистан, Киргизия и др.) и в российских республиках Северного Кавказа. Среди племен и родов есть более «высокие», влиятельные, которым когда-то подчинялись другие роды. В советские времена партийное и советское руководство среднеазиатских и северокавказских республик формировалось с учетом влияния родов. И сегодня в некоторых республиках президент представляет один из наиболее почитаемых родов. В Чечне, например, политика властей вырабатывается с учетом отношений между родами (тейпами). Гражданская война в Таджикистане 1992-1997 гг. в значительной мере была вызвана межэтническими противоречиями - борьбой между крупными кланами (родовыми объединениями).

Народность, национальность

Следующим в истории возникает более сложный тип этнической группы - народность, или национальность, а в последние годы именно эту группу называют этносом. Есть две версии происхождения народностей. Одни ученые полагают, что народность - просто разросшееся племя или объединение нескольких родственных племен, другие - что она объединяется не столько по кровнородственным, сколько по территориальным, соседским связям. Истина скорее ближе ко второй точке зрения: известно много народностей, которые образовались не только из неродственных племен (болгары, венгры), но даже из племен разных рас (итальянцы). Русская народность объединила не только славянские племена, но и несколько неславянских племен севера и северо-востока Европейской части России.

Формирование народностей - длительный процесс, завершившийся в Средние века. Признаки народности - общность языка, территории, культуры и экономических связей.

В большинстве стран народность поглотила и растворила родовые и племенные связи и различия - хотя, как я только что сказал, есть еще немало народностей, сохранивших родоплеменную структуру.

Конечно, современная народность (национальность, этнос) значительно отличается от средневековой. Во-первых, она вливается в более широкую этническую общность - нацию. Народность приобретает ряд признаков, характерных для всей нации. Так, у бретонской народности во Франции два родных языка - бретонский и французский(последний одновременно - язык нации). У каталонцев тоже два родных языка - каталонский и испанский.

Во-вторых, нация занимает более обширную территорию, чем каждая из влившихся в нее народностей. Поэтому неизбежно происходит расселение представителей той или иной народности за пределы коренной территории. В Москве живет больше татар, чем в Казани. На Украине живут 11 млн русских, в Латвии - 700 тыс., в Эстонии - 600 тыс. и т. д. Миллионы китайцев живут в Индонезии, на Филиппинах, в Малайзии. Возникает такое явление, как диаспора, то есть значительная группа представителей той или иной народности, проживающая за пределами своей коренной территории.

Нация

Наконец, высшая (на сегодня) форма социально-этнической группы - нация. Она формируется параллельно с образованием единого рынка (единого экономического пространства) страны и с преодолением феодальной раздробленности, то есть образованием централизованных государств.

Нация обладает следующими признаками:

1 .Общность территории. Территория нации скрепляется государственными границами. Граница отгораживает нацию и ее интересы от чужого вторжения и создает внутри границ единое пространство, в равной степени доступное для каждого гражданина.

Общность территории складывалась естественным путем, то есть в результате углубления экономических связей до такой степени, что всякие барьеры на пути таких связей исчезали сами собой. Например, устранялись таможни на границах княжеств и графств. Однако общность территории складывалась и насильственным путем - например, при образовании Российской империи или Германии.

2.Общность языка. Она складывалась веками. И сегодня еще в государствах, где нации сложились сравнительно поздно, сохраняется различие диалектов. В Германии и в Италии серьезные различия существуют между диалектами северян и южан. В Китае диалектные фонетические различия столь велики, что еще полвека назад национальный вождь южанин Мао Цзэдун ездил по северным провинциям с переводчиком. И все же каждая нация имеет общий разговорный язык, закрепленный в ее письменности и литературе. Язык скрепляет нацию в единое целое, устанавливает естественный способ общения между всеми представителями нации.

Правда, один и тот же язык может принадлежать нескольким родственным нациям. Так, английский язык принадлежит американцам, австралийцам, канадцам, новозеландцам. Но все они когда-то составляли диаспору английской нации.

  • 3.Общность экономической жизни. Данный признак сыграл большую роль в объединении нации вокруг общих экономических интересов. Однако сейчас общность экономической жизни из национальной все более становится интернациональной.
  • 4. Общие черты психического склада , закрепленные в особенностях быта, нравах, фольклоре, искусстве, символах, чертах характера. Для русских расстояние в тысячу километров - пустяк, для французов оно огромно. Русские привыкли к несметным богатствам своей земли, поэтому не очень экономны. Западные европейцы, напротив, очень рачительно относятся к земле и природным ресурсам. Нетрудно отличить русскую песню от украинской, а обе вместе - от французского шансона. Все подобные особенности складываются в национальный характер.
  • 5. Наконец, последний по счету, но сегодня, возможно, один из первых по важности признак нации - национальное самосознание. Каждый человек сам относит себя к определенной нации, мысленно сливается с ней: ее язык - его родной, на котором он думает и говорит; он воспитан на ценностях культуры данной нации, воспринимает как родную природу страны, придерживается национальных традиций в быту (в еде, например). Мы осознаем свою принадлежность к «своей» нации и границу, отделяющую нас от другой («чужой») нации. Человек обладает чувством национального достоинства, полагая, что его нация не хуже других. Он гордится достижениями своей нации в мировой культуре, в технике, в прогрессе человечества. Однако чувство национальной гордости нередко перерастает в чувство национального превосходства над другими этносами, в чувство национальной исключительности. Такие настроения неизбежно порождают национальную вражду и рознь, ведут к межнациональным конфликтам, кровопролитным войнам.

Вопросы

  • 1. Гордитесь ли вы принадлежностью к своей нации? Можно ли критиковать свою нацию, свою страну?
  • 2. Какие черты русского национального характера можно отметить у героев произведений А. Пушкина «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанская дочка»?

ПЛЕМЯ - исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком, или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями.
Их численность доходила до десятков тысяч человек. На смену племенам пришла другая, исторически более высокая форма этноса - народность. Она свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма.
НАРОДНОСТЬ - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Она представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.
Народность по численности превышает племя. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.
Так, древнерусская народность сформировалась во второй половине I тысячелетия н. э. из близкородственных восточнославянских племен. Однако уже на раннем этапе в него были вовлечены также неславянские этносы: финно-угорские, балтские, тюркские.
Народности - достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадаются на более мелкие части, из них постепенно формируются новые этносы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, распавшуюся в XII веке на образовавшиеся впоследствии три самостоятельных этноса - русских, украинцев и белорусов. Феодальная раздробленность была присуща и Европе, где средневековые государства постоянно распадались, но вновь объединялись уже в Новое время.
На базе народностей формируются нации - высший исторический тип этноса.
НАЦИЯ - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.
Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единых территорий, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.
Большинство наций объединяются на основе одноименных народностей, в то же время включая в свою орбиту близкородственные народности. Так, французы объединились как нация в XVII-XVIII веках на основе двух близкородственных народностей, оформившихся еще в раннем средневековье - северофранцузской и провансальской. Русское государство формируется в XV-XVII веках вокруг Москвы, и этот процесс получил название собирания земель. В XVII веке, при Петре I, оно превращается в империю и заявляет о себе как европейская сверхдержава.
Для того чтобы дать полный перечень характерных особенностей нации, надо присоединить к списку признаков этноса (они названы в начале параграфа) следующие черты:
- устойчивая государственность,
- общность экономической жизни,
- развитая социальная структура.