Направление тем социологического исследования студентов. Методы сбора информации в социологическом исследовании: Методические указания Почему автор использует их в социологическом исследовании

Понятие исследований в социологии

Социология отличается от других общественных наук активным использованием эмпирических методов:

  • анкетных опросов,
  • интервью,
  • наблюдения,
  • эксперимента,
  • анализа статистических данных,
  • анализа документов.

Определение 1

Социологическое исследование - это процесс, в который входят логически последовательные методологические, методические и организационно-технические процедуры, связанные единой целью – получить достоверные данные об определенном изучаемом явлении, чтобы в последующем применить их на практике.

Виды исследований в социологии

Среди видов социологических исследований выделяют разведывательные (зондажные, пилотажные), описательные и аналитические.

Разведывательные исследования являются самым простым видом социологического анализа, позволяющим решать только ограниченные задачи. Когда используется данный тип исследований, то испытывается инструментарий (методические документы): анкета, опросный лист, карточка и т.д.

Программа и инструментарий подобного исследования характеризуется упрощенностью и обследуемые совокупности – небольшими размерами (20-100 человек).

Разведывательным исследованием, как правило, предваряется глубокое изучение какой-либо проблемы. В ходе него идет уточнение целей, гипотез, задач, вопросов и их формулировки.

Описательные исследования выступают более сложным видом социологического анализа. Его посредством изучается эмпирическая информация, дающая относительно системное представление о социальном явлении или процессе. Объектами такого анализа выступают, как правило, большие социальные группы, например, трудовые коллективы больших предприятий.

Замечание 1

В рамках описательного исследования может применяться один метод или несколько, последнее способствует повышению достоверности и полноты информации, формулированию более глубоких выводов и обоснованных рекомендаций.

Самым серьезным видом социологических исследований является аналитическое, делающее возможным не только описание элементов изучаемого явления либо процесса, но и выяснение причин, лежащих в его основе. Оно предполагает изучение совокупности множества факторов, которыми обосновывается определенное социальное явление. Аналитическими исследованиями, как правило, завершаются разведывательные и описательные, в рамках которых собирались данные, позволяющие предварительно представить определенные элементы изучаемого социального явления или процесса.

Этапы социологического исследования

Социологическое исследование, как правило, состоит из трех основных этапов:

  1. разработки программы и приемов исследования;
  2. проведения эмпирического исследования;
  3. обработки и анализа данных, формирования выводов, составления отчета.

Все данные этапы отличаются чрезвычайной важностью и поэтому требуют особенного внимания. Программа исследования включает два раздела:

  • методологический,
  • методический.

Методологический раздел включает теоретико-методологические основы проведения исследования.

Методический раздел состоит из таких пунктов, как цель исследования, обоснование актуальности, объект и предмет, задачи, анализ и операционализация основных понятий, выдвижение гипотез. Второй этап во многом определяется выбранным типом социологического исследования и методик.

Замечание 2

Что касается третьего этапа, то анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, отражается, в большинстве случаев, в отчете, создаваемом для заказчика. Структура отчета об исследовании определяется логикой операционализации основных понятий, но при подготовке этого документа социологом часто используется дедукция, то есть постепенное сведение социологические данные в ряд показателей. Разделы в отчете, как правило, соответствует гипотезам, сформулированным в программе.

В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. ()

Социологические исследования

Выпуск N1 за 2005 год

Ирина Олеговна Шевченко , Павел Владимирович Шевченко Социологические исследования. 2005. № 1. С. 95-101.

Актуальность темы обусловлена последствиями социально-экономических изменений в стране и продолжением процессов глубинных трансформаций института семьи (в России и других странах). Эмпирическая база – результаты проведенного авторами в 2003 г. исследования больших семей в г. Москве с применением методов анкетирования и свободного интервью (охвачено 198 семей). Некоторые результаты: большая семья чаще всего трехдетная (75% обследованных семей); встречаются семьи с четырьмя (18%) и пятью (6%) детьми; большее их число уже редкость. Как и раньше, для такой семьи характерны невысокие доходы, но имеется прослойка богатых многодетных родителей. Если в «среднестатистической семье» наиболее распространен примерно равный вклад родителей в семейный бюджет, то в «большой семье» преобладает вклад отца (мать осуществляет уход за детьми, их воспитание и ведет хозяйство). Помощь со стороны официальных государственных структур незначительна. Основные проблемы «больших» семей: нехватка жилплощади, денег, времени, болезни детей, невозможность «отключиться». «Стереотип» воспитания: вырастить детей хорошими людьми, но не на первом месте – дать хорошее образование. Во многом многодетная семья не рациональна (по мотивам многодетности и воспитательным ориентирам).

Петр Андреевич Михеев Социологические исследования. 2005. № 1. С. 91-94.

Представлены результаты изучения привязанности к селу как жизненной ориентации сельской молодежи и фактора воспроизводства социальной структуры. Его основа – данные опросов выпускников сельских школ, проведенных автором в 1994, 1997 и 2004 г. в одном из районов Саратовской области (опрашивались по 50 учащихся 11-х классов накануне выпуска). Согласно этим данным, в настроениях сельской молодежи в 1994 г. наиболее престижными представлялись профессии банкира и бизнесмена в городах, фермера на селе, учащиеся рассматривали как неплохую перспективу также получение неплохо (по сельским меркам) оплачиваемой работы в правоохранительных органах. В 2004 г. наметилась переориентация с возвратом к обычным трудовым профессиям (по сравнению с 1997 г. число тех, кто готовы работать охранниками в частной фирме, уменьшилось в три раза), но расчеты на работу в городе осталась ведущим мотивом жизненной перспективы большинства выпускников сельских школ. При опросе 1994 г. старшеклассники крайне редко упоминали как возможное трудоустройство традиционные специальности тракториста, доярки, скотника; по сравнению с ними предстают более предпочтительными рабочие места технички в школе, уборщика в конторе, работника отделения связи. Для широкого внедрения фермерских хозяйств нет объективных условий (низок уровень механизации и т.д.). В заключении рассматривается адаптация сельского населения к новым реалиям, отмечается появление на селе «симбиозных форм, сущность которых далека от проекта реформирования», показано, что семейные хозяйства пока самостоятельно ищат ниши выживания и нуждаются в государственном внимании как источник роста аграрной экономики.

Елена Николаевна Юдина Социологические исследования. 2005. № 1. С. 114-117.

Представлен сценарий учебной игры, апробированной автором в практических занятиях по социологии для студентов Московского педагогического государственного университета. Игра представляет собой научный диспут двух противоборствующих команд – «журналистов» и «социологов». «Журналисты» выступают с аргументацией в защиту интерактивных опросов (отмечают, к примеру, что эти передачи придают программам большую динамичность и остроту, привлекают внимание людей к проблемам общественной жизни, обеспечивают их открытое обсуждение, позволяют слушателям или зрителям открыто выразить свое отношение к событиям и т.д.). Социологи» выступают в роли критикующей стороны, что естественно, поскольку метод интерактивного опроса применяется почти исключительно журналистами, тогда как социологи в исследованиях общественного мнения пользуются иными методами. Критические аргументы "социологов": интерактивные опросы не репрезентативны, в них проявляется «эффект толпы», т.е. склонность присоединиться к мнению большинства, они могут использоваться телеведущим в целях манипулирования общественным мнением и т.д.

Ирина Федоровна Албегова Социологические исследования. 2005. № 1. С. 78-81.

Рассматриваются социальные и социально-психологические факторы, обуславливающие выбор профессии социального работника. Представлены результаты опросов студентов Ярославского государственного университета (ЯрГУ) с отделения "Социальная работа", а также Ярославского государственного педагогического университета (ЯГПУ), обучающихся по специальности "Социальная педагогика". Трудовые мотивации социальных работников автор изучает с 1994 г., ряд ее исследовательских проектов 1996-2004 гг. выполнены при поддержке Фонда Евразия, Агентства по международному развитию, Фонда Мотта, Фонда Сороса и Посольства Королевства Нидерландов. В ходе опроса студентов ЯрГУ и ЯГПУ, обучающихся по названным специальностям, установлено, что предпочтение будущей профессии отдают примерно половина девушек и лишь каждый двенадцатый юноша (профессия воспринимается в основном как женская); от младших курсов к старшим снижается стремление работать по специальности. Проведен контент-анализ содержания выполненных студентами первых курсов письменных работ (эссе) на тему: "Почему я хочу быть социальным работником?" (собрано 575 работ). Главный результат: доминирует компенсаторная мотивация выбора профессии, наряду с неадекватным представлением о ней, что проявляется в пренебрежении к содержанию профессии ("мне все равно кем быть – социальным работником, педагогом, экскурсоводом...", "мне нужно высшее образование и работа с людьми, а не с машинами"). Опрошено 800 работников социальной сферы, чья деятельность непосредственно связана с организацией и проведением социальной работы: это сотрудники администрации Ярославской области (департаменты социальной защиты и занятости населения) и специалисты структурных подразделений отделов социальной защиты в 6 районах Ярославля и 18 муниципальных округах Ярославской области. Показатели мотива материальных ценностей, а именно неудовлетворенность низкой заработной платой тем выше, чем меньше в ответах респондентов представлена альтруистическая мотивация. Отсутствие у социальных работников базовых знаний и конкретных умений приводит к тому, что в работе они в основном ориентируются на свои душевные качества и житейский опыт.

Анна Владимировна Стрельникова Социологические исследования. 2005. № 1. С. 126-131.

Рассматриваются вопросы формирования исследовательских архивов и использования их для вторичного анализа данных по социологическим исследованиям. Сообщается о подобной практике в исследовательских, научных и образовательных учреждениях Германии и США. Их архивы отличает современная техника хранения баз данных, доступность, наличие компьютерных программ просмотра, проверки и т.д. В России 20–летняя практика ведения количественных баз данных поддерживается центрами: ФОМ, ВЦИОМ, Левада-Центр, РОМИР–Мониторинг, ЦИРКОН и др. Доступ к ним сторонних исследователей, за исключением ряда баз ФОМ, сильно ограничен. В Институте Социологии РАН в течение 20 лет действует Банк данных социологических исследований; имеется база INSIS по 122 отечественным исследованиям, проведенным с 1966 по 1997 г. ВЦИОМ совместно с Независимым институтом социальной политики приступил к созданию единого национального хранилища эмпирических исследований по социологии и смежным дисциплинам (http://sofist.socpol.ru). Автор отметила ценность публикаций первичных материалов, показав их значение на классических работах начала XX в. (социальные исследования представителей Чикагской школы и работа У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»). Среди редких российских примеров выделены случай исследования наивного письма Н. Козловой и И. Сандомирской, а также проект «Судьбы людей» (руководители В.В. Семенова и Е.Ю. Мещеркина). В заключительной части статьи рассмотрены приоритетные направления для вторичного анализа: социально–исторические и социально–демографические исследования; лонгитюдная стратегия.

Михаил Яковлевич Бобров , Инна Феликсовна Девятко , Гарольд Ефимович Зборовский , Борис Николаевич Миронов , Александр Юрьевич Рожков , J. Alsted Социологические исследования. 2005. № 1. С. 41-53.

Публикуются ответы специалистов на ряд вопросов: о сущности, содержании и месте в социологическом знании исторической социологии; ее понятийном аппарате; ее структуре, актуальных проблемах и трудностях в их решении; об историческом сознании, историческом знании, исторической памяти. Проф. Я. Алстед (Дания) отметил, что изучение социальных перемен требует и масштабного понимания, и конкретных исследований истории. Такое сочетание обеспечивает историческая социология. У нее общий с остальной социологией базовый теоретический аппарат, перед ней стоят те же теоретические проблемы, но с акцентом на историческую перспективу. Проф. М.Я. Бобров (Барнаул) рассмотрел общие и особые законы и категории исторической социологии. Проф. И.Ф. Девятко (Москва) указала на роль историографических исследований и развития социологических методов сбора данных в становлении исторической социологии. Проф. Г.Е. Зборовский (Екатеринбург) рассмотрел историческую социологию как отрасль социологического знания на стыке социологии и истории, имеющую особый предмет и объект исследования. Проф. Б.Н. Миронов (Санкт-Петербург) охарактеризовал теоретические, верификационные и прикладные задачи исторической социологии, указал ее актуальные исследовательские проблемы (включая осмысление российской истории в рамках макросоциологических теорий). Проф. А.Ю. Рожков (Краснодар) полагает, что процессы социокультурной трансформации подчинены ритмам смены поколений. Историческая социология призвана, по его мнению, исследовать модели жизнедеятельности человека и общества в генерационной и межгенерационной перспективе, продуцируя теоретические обобщения. Проф. Н.В. Романовский (Москва) предложил рассматривать историческую социологию «как часть социологии, обеспечивающую своими методами знанию об обществе / человеке единство прошлого, настоящего и будущего, дающую временной и пространственный континуум социологическому теоретизированию и эмпирическим исследованиям путем включения исторического прошлого в анализ исследуемого социологом объекта и тем самым определяющую его исторически данные параметры» .

Елена Иосифовна Кукушкина Социологические исследования. 2005. № 1. С. 151-153.

Рецензия на книгу: Елсуков А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе. Учебное пособие. Минск, 2002. 230 с.

Вера Владимировна Гаврилюк Социологические исследования. 2005. № 1. С. 149-151.

Рецензируется книга: Социальная стратификация российского общества (Под ред. Голенковой З.Т.). М., 2003. 365 с.

Александр Леонидович Салагаев Социологические исследования. 2005. № 1. С. 154-155.

Рецензируется книга: Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. М.: Генжер, 2003. 396 с.

Андрей Александрович Давыдов Социологические исследования. 2005. № 1. С. 131-138.

На основе поиска в Интернете (по ключевым словам) автор дает аналитический обзор материалов по компьютерной социологии (КС). Как выяснилось, в ряде университетов Западной Европы и США читаются спецкурсы по данной области знания и смежным с нею дисциплинам. Были созданы соответствующие международные ассоциации и издаются журналы типа "Social Science Computer Review". КС автор понимает как использование социологами возможностей компьютерной техники для решения возникающих в процессе научной работы теоретических, эмпирических и практических задач. Эта дисциплина предъявляет ряд требований к теоретическим понятиям, включая требование конструктивности, означающее «возможность практической реализации данного понятия или целой теории с помощью какого-либо языка программирования в реально функционирующей компьютерной системе». Сообщается об экспериментах по верификации методами КС ряда классических социологических теорий, которые «поддаются проверке путем имитационного компьютерного моделирования». Отмечается, что к настоящему времени КС получила наибольшее применение в Computational Organization Theory (теории организации). Созданные при этом модели нашли практическое приложение в коммерческих компьютерных системах DSS (поддержки принятия управленческих решений). В статье обозначен ряд методологических проблем компьютерного моделирования социальных процессов и приведена обширная библиография.

Т. Викторов Социологические исследования. 2005. № 1. С. 156-157.

Аннотируются книги: Барсукова С.Ю. НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 488 с. РОССИЯ: ЦЕНТР И РЕГИОНЫ. ВЫПУСК 11 (отв. ред. В.Н. Иванов и В.Н. Кузнецов). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. 408 с. Кублицкая Е.А., Кузнецова А.В. МОСКВИЧИ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ГОРОДА. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. Козырев Г.И. СОЦИОЛОГИЯ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2003. Сорокина Н.Д. ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ). МОНОГРАФИЯ. М.: Экономика и финансы. 2004. 224 с.

Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2005. № 1. С. 3-4.

Главный редактор подводит итоги работы журнала в 2004 г., сообщает о новациях и изменениях в тематике поступающих и публикуемых материалов, о важнейших событиях в жизни российского и мирового социологического сообщества в минувшем году, делится с читателями планами редакции на будущий год.

Маргарита Владимировна Вдовина Социологические исследования. 2005. № 1. С. 102-104.

Представлены данные опроса москвичей и жителей Подмосковья о причинах межпоколенных конфликтов в семьях, выполненного сотрудниками кафедры теории и методики социальной работы Московского государственного университета сервиса (N=1482; выборка случайная). Утверждается, что наиболее серьезные причины таких конфликтов – алкоголизм (57%), аморальное поведение одного из супругов (38%), несовместимость интересов и целей (49%), материальные и жилищные проблемы (44% и 35% от числа опрошенных). Другим важным источником межпоколенной конфликтности являются различия в ценностях молодого, среднего и пожилого поколений (48%). Автор типологизирует конфликты по ряду оснований: (1) степени открытости; (2) семейному статусу участников; (3) их причинам; (4) формам проявления; (5) во временном аспекте возникновения; (6) по типам семьи (патриархальная, эгалитарная, многопоколенная, нуклеарная); (7) по продолжительности; (8) по последствиям (конструктивные, деструктивные, нейтральные, смешанного типа).

Новое слово в истории социологии (о книгах: Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе; Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе) [статья]

Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2005. № 1. С. 143-148.

Обсуждается содержание двух книг: Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе. М., 2004; Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе. М., 2004. Значение публикации данных книг автор усматривает в восполнении пробела в отечественных исследованиях по истории социологии, поскольку, по его мнению, в относящихся к данной области отечественных публикациях первостепенное значение придавалось анализу и описанию теоретических концепций при явно выраженном социально-философском подходе. Эмпирическая социология обычно рассматривалась "как побочный элемент данной науки, в лучшем случае – как один из вспомогательных методов апробации теоретических выводов". Ж.Т. Тощенко указывает на оригинальность обсуждаемых книг в постановке вопроса о том, как рождалась эмпирическая социология. Н.И. Лапин рассмотрел зарождение эмпирической социологии в трех странах Западной Европы в сферах, непосредственно связанных со сбором и анализом эмпирических данных о состоянии населения и развитии этих стран. В Англии это была «политическая арифметика», в Германии – государствоведение, во Франции – социальная статистика и социография. В книге Л.А. Беляевой отмечено, что сбор и анализ эмпирических данных в России стал проводиться практически одновременно с аналогичными обследованиями в других странах. Подробно излагается предыстория и история эмпирической социологии в России, СССР и странах Восточной Европы. Показано, что книги Л.А. Беляевой и Н.И. Лапина выходят далеко за рамки учебных пособий и представляют собой монографические исследования, обобщающие ход становления социологической науки.

Геннадий Петрович Бакулев Социологические исследования. 2005. № 1. С. 105-114.

Нормативные теории массовой коммуникации имеют дело с "идеальными вариантами" деятельности в области масс-медиа. Автор отмечает, что во второй половине XX в. правительства ведущих стран запада занялись разработкой принципов политики в области масс-коммуникаций. К этому их подталкивали концентрация собственности и монополизация в сфере масс-медиа, грозящие нарушением прав граждан на получение достоверной информации, рост объема мультимедийных операций, увеличение влияния на общество телевидения, а затем и Интернета "как социальной силы, превосходящей или вытесняющей другие агентства социализации и контроля". Первой попыткой сравнительного описания теорий СМИ стал труд Зиберта, Петерсона и Шрамма «Четыре теории прессы», изданный в 1956 г. Зиберт определил свой подход как нормативный, поскольку ставил задачу показать не то, как СМИ реально функционируют в обществе, но скорее то, как они могли бы функционировать, как им надо было бы функционировать, согласно некоторым критериям, отвечающим характерным для данного конкретного общества нормам и ценностям. Он выделил четыре типа теорий СМИ: авторитарные, либертарианские, социальной ответственности и советских медиа. Позднее этот подход развивали далее, дополняли и модифицировали другие авторы, с сохранением исходных положений. В 1980-е гг. Маккуэл предложил дополнить "концепцию четырех теорий" еще двумя: медиа развития, а также демократического участия (партиципаторная модель). Черты авторитарной теории прослеживаются, согласно Зиберту, в до-демократических, явно диктаторских и репрессивных обществах. Либертарианская, или теория свободной прессы рассматривает проблемы обеспечения права на информацию при соблюдении законов и ограничений, соответствующих нормам, принципам и ценностям либерально-демократического государства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение методов, с помощью которых проводятся эмпирические социологические исследования. Анализ способов обработки и обобщения социологической информации. Обзор особенностей составления анкеты и формулировки вопросов. Структура процесса интервьюирования.

    контрольная работа , добавлен 09.06.2013

    Научные предпосылки социологических исследований. Методы сбора, анализ социальной информации. Принципы составления анкеты, виды вопросов. Техника проведения интервью. Обработка собранного материала. Использование результатов социологического исследования.

    реферат , добавлен 22.07.2015

    Социология - дифференцированная, структурированная система знаний. Виды специальных социологических теорий. Уровни отраслевой социологической теории. Типы прикладных социологических исследований. Характеристика методов, виды социологического исследования.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Социологические исследования, понятие, разновидности и характеристика. Анкетирование его сущность и методы проведения. Виды вопросов, их особенности. Методика проведения опросов, выборочное исследование и его проведение. Интервью и наблюдение, их суть.

    реферат , добавлен 29.01.2009

    Методологические проблемы социологических исследований. Функции социологии. Разработка программы социологического исследования. Обобщение и анализ данных, полученных в процессе его проведения. Описание и применение разных методов и методик в социологии.

    учебное пособие , добавлен 14.05.2012

    Структура социологии: общесоциологическая теория, специальные социологические теории и исследования. Опрос, анализ документов, наблюдение и эксперимент как основные методы сбора социологических данных. Социологические методы, применяемые в маркетинге.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Изучение методов сбора информации и обзор социологических исследований, социологических данных и публикаций на примере производства наружной, TV и интернет-рекламы. Медиапредпочтения россиян и их отношение к рекламе. Эффективность рекламы в метро.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2012

В каком случае, по мнению авторов, социолог не может использовать метод наблюдения? Какие два метода опроса рассмотрены в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, редположите, чем объясняется важность процедур выборки в социологическом исследовании.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определённой последовательности и с заданными формулировками.

Анкетирование – метод опроса, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты.

Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки: 1) определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса; 2) определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную... 3) определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора…

Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку или выборку расслоенную (типическую). При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования так, что у каждого индивида в популяции имеется равный шанс быть выбранным. Если необходима более высокая точность, используется расслоенная выборка, когда население делится на соответствующие категории по возрасту, полу, социально-экономическому положению, расе, затем осуществляется случайная выборка в каждой из выделенных категорий...

Составить хорошую анкету – непростое дело. Формулировка вопросов, их количество и размер – всё это имеет немаловажное значение. Например, формулировка вопроса способна систематически “сбивать” результаты опроса… Необходима не одна предварительная проверка, чтобы гарантировать, что вопросы понятны, недвусмысленны и достаточно конкретны для того, чтобы получить от респондентов желаемую информацию. Возможно, самая большая трудность с личной информацией связана с её точностью.

(Ю. Волков и др. )

Почему, по мнению авторов, составление анкеты - сложное дело? Каким требованиям, по их мнению, должны соответствовать вопросы анкеты? Какие категории респондентов, согласно авторам, выделяются при построении расслоенной выборки?

Пояснение.

1) ответ на первый вопрос (причина):

Формулировка вопроса способна систематически «сбивать» результаты опроса;

2) ответ на второй вопрос (требования):

Вопросы понятны, недвусмысленны и достаточно конкретны.

3) ответ на третий вопрос (категории):

Возраст, пол, социально-экономическое положение, раса.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры использования результатов социологических опросов 1) в политике, 2) в бизнесе, 3) в образовательных организациях.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть приведены примеры, допустим:

1) в политике: политическая партия проводила избирательную кампанию, ориентируясь на данные опросов о политических предпочтениях избирателей;

2) в бизнесе: коммерческий банк на основе изучения финансовых стратегий домохозяйств сформировал новые кредитные предложения;

3) в образовательных организациях: изучив результаты опроса студентов, ректор университета ввёл несколько новых учебных курсов.

Могут быть приведены иные примеры по каждой категории пользователей результатов социологических опросов.

Успешное проведение социологических опросов возможно при наличии у социолога-исследователя определённых качеств. Укажите любые три необходимых качества и дайте краткие пояснения по каждому из них.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны качества и даны краткие пояснения, например:

1) коммуникабельность, т.к. при интервьюировании необходимо уметь устанавливать контакт и общаться с респондентами;

2) способность находить и быстро усваивать значительные объёмы информации об особенностях образа жизни, деятельности конкретных групп респондентов, т.к. для проведения опросов необходимо знать и учитывать особенности изучаемых групп респондентов;

3) профессиональные знания математики, статистики, т.к. для построения выборки, обработки результатов опросов социологических исследований используются математические методы.

Могут быть даны другие пояснения, названы и пояснены иные качества.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос (случай):

Если необходимо исследовать системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства; (Ответ на первый вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) ответ на второй вопрос (методы):

Интервьюирование и анкетирование; (В качестве правильного ответа на второй вопрос засчитывается только указание двух методов.)

3) предположение, например:

Правильное построение выборки обеспечивает корректность результатов социологического исследования.

Может быть высказано иное уместное предположение.

Сущность социологического исследования

Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование социального объекта является собственно социологическим исследованием.

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении и процессе. Социологическое исследование должно опираться на использование специальных для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур.

Для четкого и ясного понимания сущности процесса социологического исследования необходимо разобраться в системе и сущности понятий, которые наиболее часто употребляются в процессе социологического исследования.

Методология - учение о принципах построения, формах и методах научного знания и преобразования действительности. Она делится на общую, применяемую любой наукой, и частную, отражающую специфику познания той или иной науки.

Метод социологического исследования - это способ построения и обоснования системы знания. В социологии в качестве метода выступают и общенаучные теоретические методы , (абстрагирование, сравнительный, типологический, системный и т.д.), и конкретные эмпирические методы (математико-статистические, методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Любое социологическое исследование предполагает несколько этапов :

1. Подготовка исследования. Этот этап заключается в обдумывании цели, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации.

2. Сбор первичной социологической информации. Собрание необобщенных сведений в различных формах (записей исследователей, ответов опрашиваемых, выписок из документов и т.д.).

3. Подготовка собранной информации к обработке и собственно обработка полученной информации.

4. Анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов, выработка рекомендаций и предложений для заказчика.

Виды социологических исследований.

По способу познания , по характеру добываемого социологического знания различают:

· теоретические исследования . Особенностью теоретических исследований является то, что исследователь работает не с самим объектом (явлением), а с понятиями, отражающими данный объект (явление);

· эмпирические исследования . Основным содержанием таких исследований являются сбор и анализ фактических, реальных данных об объекте (явлении).

По использованию конечных результатов различают исследования:

Большинство эмпирических исследований имеют прикладной характер , т.е. полученные результаты находят практическое применение в разных сферах общественной жизни.

Также социологи проводят фундаментальные исследования , которые

· фундаментальные - направленные на развитие науки. Эти исследования осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов и проводятся академическими учреждениями для проверки теоретических гипотез и концепций.

· прикладные - направленные на решение практических задач. Чаще всего заказчиками эмпирических исследований выступают коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, органы местного самоуправления.

В зависимости от повторяемости исследований выделяют:

· разовые - позволяют получить представления о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент;

· повторные - используются для выявления динамики, изменений в их развитии.

По характеру поставленных целей и задач , а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на:

· разведывательные (пилотажные, зондажные). С помощью такого исследования можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это "обкатка" инструментария. Инструментарием в социологии называют документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения.

· описательные. Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть население города, района, области, где проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.

· аналитические. Такие исследования ставят своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Подготовка социологического исследования

Любое социологическое исследование начинается с разработки его программы. Программу социологического исследования можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа является определенной методологической моделью исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения.

Программа социологического исследования - это научный документ, который отражает логично обоснованную схему перехода от теоретического осмысления проблемы к инструментарию конкретного эмпирического исследования. Программа социологического исследования является основным документом научного поиска, содержащий основные методологические и методические процедуры исследования.

1. Формулировка проблемной ситуации . Поводом к проведению социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы, между ее подсистемами или отдельными элементами этих подсистем, такого рода противоречия и составляют сущность проблемы.

2. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование проблемы неизбежно влечет за собой определение объекта исследования. Объект - это явление или процесс, на которое направлено социологическое исследование (область социальной действительности, деятельность людей, сами люди). Объект должен быть носителем противоречия. Объект должен характеризоваться:

· четкими обозначениями явления, по таким параметрам, как профессиональная принадлежность (отраслевая); пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая);

· определенной временной ограниченностью;

· возможностью его количественного измерения.

Предмет - та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия.

После обоснования проблем, определения объекта и предмета можно сформулировать цель и задачи исследования, определяются и интерпретируются основные понятия.

Цель исследования - общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций.

Задача исследования - это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы, т.е. то, что нужно конкретно сделать для достижения цели исследования.

Интерпретация основных понятий - это процедура поиска эмпирических значений основных теоретических положений исследования, процесс перехода на более простые и фиксируемые составляющие.

Социолог строит предварительное объяснение проблемы, т.е. формулирует гипотезы. Гипотеза социологического исслед ования - научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связи между социальными явлениями.

Функция гипотезы: получение новых научных высказываний, которые совершенствуют или обобщают имеющиеся знания.

После решения задач связанных с осуществлением методологического раздела программы, переходят к методическому разделу. Создание методического раздела программы способствует конкретизации всего социологического исследования, а также переходу от методологии к практическому решению поставленных задач. В структуре методического раздела программы выделяют такие компоненты: определение изучаемой совокупности или построение выборки, обоснование методов и техники сбора социологической информации, описание способов анализа и логической схемы обработки данных, составление рабочего плана исследования, разработка стратегического плана исследования.

Выборочный метод в социологии. В настоящее время ни один массовый социологический опрос не обходится без применения выборки. Это исключительно важный этап в разработки методического раздела программы исследования.

Далеко не всегда выборка играла такую роль в социологическом исследовании. Лишь начиная с 30-х годов 20 в. масштабы проводимых опросов стали расширяться вплоть до общенациональных, что повлекло за собой существенное увеличение материальных затрат на проводимые опросы. Основной принцип проводимых в те времена опросов был прост: чем больше респондентов будет опрошено, тем лучше и точнее будет результат. Однако, начиная с первой половины 30-х годов 20 века, изучение общественного мнения стало осуществляться с применением строгих методов научного анализа. В это время возникли и начали активно развиваться теория вероятностей и математическая статистика. Уже тогда исследователи установили, что, исходя из законов теории вероятностей, можно составить представление о целом по сравнительно небольшой выборочной совокупности, причем с достаточно высокой степенью точности.

В 1933 г. никому неизвестный в то время исследователь Дж. Гэллап провел в США серию экспериментальных выборочных опросов по изучению читаемости газет и журналов. В 1934 г. он опробовал свои методы в более широком масштабе, во время выборов в Конгресс США, где достаточно точно предсказал победу демократов. В 1935 году он создал Американский институт Гэллапа. В 1936 году на основе проведенных им выборочных опросов предсказал победу в президентских выборах Т. Рузвельта. При этом размер выборки составлял 1500 чел. Начиная с 1936 г. выборочный метод стали активно применять также при исследовании рынка.

Основная идея выборочного опроса состоит в том, что если имеется совокупность независимых случайных величин, то о ней можно судить по относительно небольшой части. Например, в коробке находится 10 тыс. шариков поровну красного и зеленого цвета. Если их перемешать и наугад вытащить 400, то окажется, что по цвету, они распределились приблизительно поровну. Если эту операцию повторять многократно, то результат будет практически неизменным. Статистика позволяет установить процент неточности, который зависит от размера выборки.

Самым важным в выборочном методе является, то, что учитывается структура всей изучаемой совокупности. Между тем необходимо иметь в виду, что выборочный опрос это опрос с ошибкой. В большинстве исследований вполне допустима ошибка в 5%. Чем больше размер выборки, тем меньше ошибка.

Выборочный метод исследования позволяет делать вывод о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности (множество элементов, являющихся объектом социологического исследования.) на основании рассмотрения лишь некоторой ее части, называемой выборочной совокупностью, или выборкой. Выборочная совокупность - это уменьшенная копия генеральной совокупности, или ее микромодель, отобранная по строго заданным правилам и содержащая все важнейшие ее признаки и характеристики как целого.

Рассмотрим основные способы отбора совокупности в выборку, которые определяют типологию, или видовое разнообразие выборочного метода.

1. Случайная (вероятностная) выборка - это выборка, построенная таким образом, что любой человек или объект в пределах генеральной совокупности имеет равные возможности быть отобранным для анализа. Таким образом, это более строгое определение случайности, чем то, которым мы оперируем в быту, однако это почти тоже самое, что выбор с помощью лотереи.

Виды вероятностной выборки:

· простая случайная - строится с помощью таблицы случайных чисел;

· систематическая - осуществляется через интервал в перечне объектов;

· серийная - единицами случайного отбора являются определенные гнезда, группы (семьи, коллективы, жилые кварталы и т.п.);

· многоступенчатая - случайная, в несколько ступеней, где на каждой ступени изменяется единица отбора;

2. Неслучайная (целенаправленная) выборка - это способ отбора, при котором нельзя заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности. При таком подходе невозможно рассчитать репрезентативность выборки, поэтому социологи отдают предпочтение вероятностной выборке. Вместе с тем достаточно часто возникают такие ситуации, когда неслучайная выборка оказывается единственно возможным вариантом.

Виды неслучайной выборки:

· целенаправленная - выбираются типичные элементы по установленным критериям;

· квотная - строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот распределения признаков изучаемых объектов. Чаще всего при этом учитывается пол, возраст, образование, занятость;

· стихийная - выборка "первого встречного", где критерии не определены (примером является обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет или журналов. В этом случае заранее практически невозможно обозначить структуру выборочной совокупности, т.е. тех респондентов, которые заполняют и отправляют по почте анкеты. Поэтому выводы такого исследования можно распространять лишь на определенную совокупность).

Каждый из типов выборочного метода отличается тем или иным уровнем точности, имеет свои специфические особенности, что позволяет оптимально решать конкретные задачи социологического исследования.

Сбор социологической информации

При сборе первичных данных используются четыре основных метода:

1. Опрос (анкетирование или интервьюирование);

2. Наблюдение (не включенное и включенное);

3. Эксперимент (научный и практический).

4. Анализ документов (качественный и количественный);

Опрос - социологический метод получения информации, при котором респондентам (людям, которых опрашивают) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них.

Опрос наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. С его помощью собирается от 70% до 90% всех социологических данных.

Выделяются две разновидности социологического опроса:

1. Анкетирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Опрос может быть индивидуальным или групповым. По форме анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос и опрос через газету.

2. Интервьюирование . Предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентами. Интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.

В зависимости от источника информации различают:

a. Массовые опросы. Источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных и др.).

b. Специализированные (экспертные) опросы . Главный источник информации - компетентные лица (эксперты), обладающие необходимым для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями, жизненным опытом, который позволяет им делать авторитетные заключения.

Отличие социологического опроса от других опросов:

Первая отличительная черта - количество опрошенных (у социологов опрашивают сотни и тысячи людей и получают общественное мнение, а остальные опросы опрашивают одного или нескольких человек и получают личное мнение).

Вторая отличительная черта - достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели, например, журналист.

Третья отличительная черта - цель опроса - расширение научного знания, обогащение науки, выяснение типичных эмпирических ситуаций (в социологии), а не раскрытие индивидных особенностей и отклонений (в журналистике, медицине, следствии). Научный факты, полученные социологами, универсальны и носят всеобщий характер.

Наблюдение

Непосредственное наблюдение за поведением людей в определенной ситуации и сразу фиксация результатов.

От обыденного научное наблюдение отличается тем, что оно подчинено ясной исследовательской задаче, планируется по заранее обдуманной процедуре, данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе, информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

По степени формализованности выделяют:

1. неконтролируемое (нестандартное);

2. контролируемое наблюдения .

В первом варианте исследователь пользуется общим принципиальным планом, во втором события регистрируются по детально разработанной процедуре. В этом случае есть бланк для наблюдения, который заполняется наблюдателем, используются также кино- и фотодокументы. Например, наблюдение за участниками в ходе деловой игры, совещания, лекции, митинга и т. п.

Нужна серия наблюдений и разными наблюдателями. Тогда результаты получаются достаточно достоверными.

В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различают:

a) включенным ;

b) невключенным (внешнее) .

При этом важно, чтобы наблюдатель своим присутствием не вносил флуктуации в деятельность коллектива, не проявлял внешне повышенного интереса, больше слушал и запоминал, не принимал чьей-либо стороны, не записывал свои наблюдения на виду.

Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие непосредственные наблюдения, помогают лучше понять поступки людей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, слишком вживаться в роль соучастника событий. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строгий научный отчет.

Имеется и нравственная проблема включенного наблюдения: насколько вообще этична маскировка под рядового участника?

Если наблюдение проводится вне научного учреждения, то оно называется полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномоментными, систематическими.

Прежде чем начать наблюдение, необходимо определить объект, сформулировать проблемы, поставить исследовательские задачи, подготовить инструментарий, способы описания результатов. Наблюдение - незаменимый источник социологической информации на стадии общей разведки.

Как самостоятельный способ наблюдение - основа для исследования митингов, демонстраций. Более распространено его применение в качестве дополнения к другим источникам получения информации. Так, включенное наблюдение в сочетании с последующими массовыми обследованиями позволяет дополнить сухой, но репрезентативный материал более живыми сведениями, своего рода "картинками".

Эксперимент в социологии - способ получения информации об объекте в результате воздействия на него некоторых управляемых и регулируемых факторов. По специфике поставленной задачи различают:

1. Научно-исследовательский эксперимент . По ходу этого эксперимента проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие своего достаточного подтверждения или вовсе недоказанные.

2. Практический эксперимент - включает многочисленные процессы экспериментирования в сфере социальных отношений. Имеются ввиду процессы экспериментирования, которые совершаются в ходе, например, совершенствования системы образования и обучения.

Разделение экспериментов на научно-исследовательские и практические является условным, так как практический эксперимент нередко позволяет получить новые сведения научного характера, а научный эксперимент заканчивается практическими рекомендациями в той или иной области общественной жизни.

Анализ документов. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

Круг социологических документов, отражающих различные стороны общественной жизни, настолько широк, что любое эмпирическое социологическое исследование должно начинаться с анализа имеющейся, по интересующей исследователя проблеме, информации.

По форме фиксации документы бывают:

1. Письменные документы - это материалы архивов, статистическая отчетность, научные публикации; пресса, личные документы (письма, автобиографии, мемуары, дневники и т.п.).

2. Иконографические документы - это произведения изобразительного искусства (картины, гравюры, скульптуры), а также кино, видео и фотодокументы.

3. Фонетические документы - это диски, магнитофонные записи, грампластинки. Они интересны как репродукция прошедших событий.

Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими методами:

1) Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих.

2) Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации:

а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдениями опросов;

б) часть этой информации устаревает;

в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в сбоем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом;

г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.

Документальные источники несут уникальную и разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах. Важно найти методы, которые бы позволяли извлечь искомую информацию с достаточной надёжностью. Эти методы включают всё многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документов в соответствии с целью исследования. Выделяют два основных типа анализа документации:

I. Традиционный анализ - это интерпретация содержания документа, его толкование. В его основе лежит механизм понимания текста. Традиционный анализ позволяет охватывать глубинные, скрытые стороны содержания документа. Слабым местом этого метода является субъективность.

Традиционный анализ представляет собой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче, основанную на интуитивном понимании, обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов.

Необходимо сделать оценку качества документов, которое включает:

1. Выяснение условий, целей и причин создания документа.

Иначе говоря, выясняются факторы достоверности документального источника применительно к целям исследования. Установление полноты и достоверности источника относительно целей исследования- главные параметры его оценки до начала исследования.

II. Формализованный анализ - количественный метод анализа документов (контент-анализ). Суть этого метода сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Результаты анализа становятся в достаточной мере объективными.

Наиболее существенным ограничением, связанным с использованием традиционных методов анализа таких документов, как газеты и тому подобные источники, является возможность субъективных влияний на результаты анализа, т. е. влияние установок исследователя, его интересов, сложившихся стереотипных представлений о предмете анализа. Данный недостаток преодолевается методиками формализованного анализа, которые основаны на статистическом учёте различных объективных характеристик текста. Например, частота публикаций в газете материалов по определённой теме, число строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам, частота упоминаний проблем, терминов, имён, географических названий и т. п.

Контент-анализ- это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста на бумаге или записи на каких-либо иных физических носителях.

Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учёта и подсчёта количественных показателей изучаемых характеристик текста.

Его суть заключается в том, чтобы найти и использовать для подсчёта такие признаки документа, которые отражали бы определённые существенные стороны его содержания.

Контент-анализ целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с чёткой структурой, определяемой коммуникативными намерениями авторов текста.

Анализ результатов социологического исследования

Существует два принципиальных подхода к анализу социологических данных; анализ линейного распределения и структурно-типологический анализ объекта.

Именно в такой последовательности эти подходы, как правило, и реализуются в аналитической деятельности социолога.

Отметим, что линейный и структурно-типологический виды анализа являются не альтернативными, а взаимодополняющими способами изучения социологических данных.

1. Анализ линейного распределения

В рамках этого подхода социолог работает с нерасчлененным массивом данных. Задача этого этапа анализа - увидеть общие черты и тенденции, характерные для изучаемого объекта в целом .

Распространенная ошибка при анализе линейного распределения - пересказ полученных статистических данных. Не следует увлекаться фразами типа "15 % респондентов согласны с мнением А, а 20 % - с мнением В " - это и так видно из таблиц.

Нужно- проанализировать, осмыслить полученные цифры, увидеть в них некие социологические закономерности, тенденции, соотнести полученные данные с априорными гипотезами проекта, то есть осуществить содержательную интерпретацию результатов исследования.

Общие замечания по структурно-типологическому анализу

Структурно-типологический анализ нацелен на выявление структуры объекта и раскрытие специфических характеристик сознания и поведения его типических представителей.

Выделяя группы, в деятельности, взглядах, вербальном и реальном поведении которых вы видите проявление различных социальных тенденций, обращайте внимание как на содержательные, так и на статистические критерии.

· Достаточны ли размеры выделенных групп для уверенного, обоснованного анализа? Какую разницу в ответах групп вы будете интерпретировать как значимую?

· Пересекаются ли выделенные вами группы? Какая часть массива не вошла в типологические группировки? О чем это говорит?

Ситуация, когда значительная часть массива находится вне типологических группировок, может являться следствием следующих обстоятельств:

а) Во-первых, зачастую это результат поверхностного, недостаточно тщательного анализа - когда выбираются 1-2 наиболее яркие, по мнению студента, тенденции, прочие же остаются вне его поля зрения.

б) Иногда это бывает следствием чрезмерной глубины анализа. В этом случае исследователь слишком жестко формулирует критерии отбора групп (5-6 критериев, объединенных по типу конъюнкции, -в логической связке "и"). При этом выявляются наиболее последовательные сторонники той или иной позиции - "ядро" тенденции. Таких людей в массиве всегда бывает немного.

Анализ подобных "ядер" поможет вам разобраться в сути, основных содержательных связях выделенных тенденций. Однако этот анализ необходимо дополнить поиском более широких группировок, представляющих сторонников, "попутчиков" - лиц, менее последовательных тяготеющих к выявленным тенденциям.

в) Ситуация, когда значительная часть массива не поддается типологическому анализу даже при мягких критериях отбора (небольшое число индикаторов; логическое соединение "или"), может, наконец, говорить и об особом состоянии массового сознания - аморфном, логически непоследовательным, неструктурированным. Подобное состояние массового сознания характерно для переходных, проблемных, кризисных периодов общественного развития, когда значительная часть общества не определилась в своих взглядах и позициях. Массовое сознание представляет собой в этот период своего рода "котел", в котором только начинают выкристаллизовываться характерные тенденции и позиции.

Осуществляя структурно-типологический анализ, социолог, как правило, прибегает к методам математической статистики. Не следует, однако, забывать о том, что подобный анализ может быть основан и на произвольных параметрах, выбранных по усмотрению социолога.

2. Условное распределение "по усмотрению социолога"

Прежде чем "препарировать" массив с помощью методов многомерного статистического анализа, выделяют типологические группировки самостоятельно. Подобный выбор может быть сделан на основе:

(2) На основе линейного распределения, в котором, безусловно, отражается структура объекта. Симптомом структурной неоднородности объекта является резкая поляризация мнений, поэтому обращаем внимание на вопросы, в которых она прослеживается. Есть ли между этими вопросами логическая связь, выстраиваются ли они в содержательный сюжет? Если да - то перед вами, скорее всего, - отражение, "тень" типологических группировок, которую они бросают на плоскость линейного распределения.

Выбирают из этих поляризованных вопросов 1-2-3 индикатора. Вполне возможно, что вы ошиблись, и вопросы, между которыми Вы увидели логическую связь, на самом деле индицируют разные типы респондентов. Это тоже очень полезный результат, он обогащает ваши изначальные представления об объекте.

3 ) Многомерный статистический анализ

В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки.

Если работа с дендрограммой - привести ее рисунок, не забыв разнести ветви по уровням корреляций; дайте рабочее название каждой ветви.Если пользование факторным методом - привести таблицы соотнесения отдельных параметров с выделенными факторами; при этом параметры целесообразно проранжировать по факторным нагрузкам. Так, ранжирование -- это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Если осуществлялся кластерный анализ - привести таблицы соотнесения респондентов по кластерам на основе факторных значений (если кластерный анализ проводился на основе факторного метода)

Если выборка велика по объему, можно привести фрагмент подобной таблицы.

В любом случае, та предварительная, черновая аналитическая работа, которая проделалась, должна иметь документальное отражение. Это позволит оценить, насколько адекватны и обоснованны сделаны содержательные выводы; увидеть, допускают ли исходные данные возможность альтернативной интерпретации и построения иных объяснительных

Прибегая при анализе данных к методам математической статистики, необходимо осознавать формальные границы этой группы методов.

Прежде всего, не следует переоценивать эвристические возможности статистико-математических методов.

Они не способны дать принципиально новое знание об объекте - речь может идти лишь о подтверждении или опровержении заложенных гипотез, либо об их уточнении, нюансировке. Но - для того, чтобы это произошло - требуется предварительный тщательный концептуальный анализ объекта. Перекладывать содержательно-аналитические задачи на этап статистической обработки данных бесперспективно и приводит к невнятному либо банальному результату ("засыплешь зерно - будет мука, засыплешь труху - будет труха" ).

Далее. Результатом статистического анализа являются формальные показатели, ничего не доказывающие и не опровергающие. Доказательство или опровержение - это дело содержательной интерпретации, а она, как правило, допускает поливариантное толкование данных.

Социология по своей сути - гуманитарная наука, и аппарат многомерной математической статистики, несмотря на всю свою строгость и научную беспристрастность, вовсе не является ни гарантом, ни обязательным условием "социологической научности". В рамках социологического познания этот аппарат - лишь один из инструментов, далеко не всегда адекватный решаемым задачам.

Следует помнить также и о том, что корреляции (на статистически весомом уровне) способны уловить лишь достаточно сильные, а значит - обычно хорошо известные зависимости. Новые социальные тенденции, если и находят некоторое отражение в корреляционных коэффициентах, не могут, с формальной точки зрения, быть обоснованы с их помощью. Увидеть в количественно слабовыраженных показателях не статистические флуктуации, а симптомы социальных перемен - задача чисто содержательного анализа, и она опирается на теоретическую компетентность и интуицию исследователя, его чувство социальной реальности и профессиональный опыт.

Формы представления результатов исследования

Существуют три основные группы форм представления результатов социологического исследования.

-Статистические формы

Непосредственные, "сырые" данные статистической обработки. Это могут быть таблицы, графики и даже распечатки. Подобные материалы, как правило, сопровождаются минимальным комментарием, но могут быть представлены и в "голом" статистическом виде, без текстуального сопровождения. В таком виде подаются, как правило, результаты сугубо прикладных исследований маркетингового или политологического характера, предназначенные для компетентного заказчика.

- Научные формы

К ним относятся:

1. Отчет по результатам социологического исследования во всех своих разновидностях, а именно:

1.1 . Полный отчет, документирующий содержательную и методическую части исследования. Он имеет четкую структуру.

1.2. Краткий отчет, включающий в себя важнейшие результаты исследования и допускающий ограниченное количество таблиц и статистического материала (в пределах, необходимых для раскрытия и доказательства основных выводов)

1-3. Отчет-резюме, не нагруженный цифровым материалом и содержащий только четко и лаконично сформулированные выводы исследования

2. Научные публикации

Научная публикация, по сравнению с отчетом, более концептуальна, носит авторский характер, не имеет обязательной и единой структуры изложения

-Литературные формы

1 . Социологическое эссе

Жанр на границах социологической науки и литературы. Как правило, в этом стиле описываются результаты качественных исследований

2. Публикация в СМИ

Одна из наиболее ответственных и, на сегодняшний день, наиболее дискредитирующих социологию форм.

Культура социологической публикации предполагает корректную подачу социологической информации с обязательным указанием процедурно-методических характеристик исследования. Минимальный объем необходимых сведений включает в себя следующее:

· учреждение, осуществившее исследование

· время проведения полевого этапа

· метод сбора информации

· объем выборки

· тип выборки

· средняя ошибка (диапазон статистических ошибок) выборки

· В ряде случаев желательно также привести дословную характеристику вопросов, прозвучавших в исследовании.

Стиль социологического текста

Профессиональная работа в области социологии требует определенного уровня литературной подготовки. В частности, социолог должен отчетливо представлять себе особенности трех основных стилистических типов социологического текста:

Научный стиль

Его главные особенности:

1) Использование принятой научной лексики

2) Обоснованность выводов (концептуальная и процедурная)

3) Строгость, эмоциональная нейтральность изложения

Публицистический стиль

Отличительные признаки:

3) Литературная яркость, оригинальность слога, стилистическое своеобразие

Стиль, ориентированный на заказчика

1) Недопустимость специальной терминологии

3) Ярко выраженная практическая направленность текста

4) Строгость, четкость, простота и внятность изложения

Анализ, обработка данных включает в себя следующие компоненты: 1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования. 2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования. 3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных.

Список литературы

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. (2-е изд. - М.: Университет, 2002. - 295 с.)

2. В.А. Ядов. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.

3. .Социология: основы общей теории. Под ред. Осипова Г. В., - М.: "Аспект-пресс", - 1996

4. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов/ А.Н. Елсуков, Е.Н. Бабосов, А.Н. Данилов.-Изд-е 4-е, стереотип. - Мн.: "Тетра-Системс", 2003.