Нарусова чем занимается сейчас. Людмила Нарусова: биография, деятельность, национальность и интересные факты. Политические взгляды Людмилы Нарусовой

Предшественник: Дмитрий Фёдорович Мезенцев Рождение: 2 мая (1951-05-02 ) (68 лет)
Брянск , РСФСР , СССР Отец: Борис Моисеевич Нарусов Мать: Валентина Владимировна Нарусова Супруг: Анатолий Александрович Собчак Дети: Ксения Анатольевна Собчак Партия: Российская партия жизни
(до 2006 г.),
Справедливая Россия
(до 5 апреля 2013 г.) Образование: ЛГУ имени А. А. Жданова Учёная степень: кандидат исторических наук Профессия: историк Деятельность: преподаватель , политик , журналист , телеведущая Сайт: Научная деятельность Научная сфера: история Известен как: специалист по конституционным проектам и истории реформ в России Награды:

Людми́ла Бори́совна На́русова (род. 2 мая 1951 года , Брянск , СССР) - российский политический деятель, член Совета Федерации России в -2012 годах . Депутат Государственной думы России в -1999 годах . Член Санкт-Петербургского союза журналистов (). Член общественного совета Российского Еврейского Конгресса . Вдова Анатолия Собчака и мать Ксении Собчак .

Биография

Общественная и политическая деятельность

В декабре 1995 года избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеральному списку движения «Наш дом - Россия» (по Санкт-Петербургу). В Думе вошла во фракцию НДР , комитет по делам женщин, семьи и молодежи.

После смерти Анатолия Собчака в феврале 2000 года была избрана председателем политического консультативного совета Санкт-Петербурга.
С этого же года Нарусова - советник руководителя Администрации Президента Российской Федерации и президент Санкт-Петербургского общественного фонда Анатолия Собчака.

5 апреля 2013 года Людмилу Нарусову исключили из «Справедливой России», по заявлению председателя партии Николая Левичева, Нарусову исключили за утрату связей с партией.

Сама Нарусова заявила, что вышла из партии ещё три года назад, о чём сообщила лидеру организации Сергею Миронову. «Как они могли меня исключить, если у меня даже не было членского билета этой партии? Я не стала получать этот билет. Единственный билет, который у меня был, это билет члена „Партии жизни“».

Награды

Взгляды

В июне 2012 года при рассмотрении Советом Федерации поправок в закон о митингах, Нарусова выразила протест против его поспешного продвижения. Она посчитала это устрашением перед митингом 12 июня , и покинула зал заседаний .

В июле 2012 года Нарусова отрицательно отреагировала на принятие ОБСЕ «резолюции Магнитского » и подчеркнула, что «определять список виновных до следствия, без судебного решения - это не методы правового государства». Сенатор отметила, что фактически ряд государств пытается использовать «дело Магнитского» как «дубинку в политических играх». По мнению сенатора справедливому следствию и поиску истины в первую очередь мешает отказ от дачи показаний главного свидетеля - гендиректора фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера . Между тем, отказ Браудера от дачи показаний в России обусловлен тем, что СК РФ рассматривает его в первую очередь не как свидетеля по делу о смерти Магнитского, а как подозреваемого в уклонении от уплаты налогов на сумму 5,4 миллиарда рублей .

Напишите отзыв о статье "Нарусова, Людмила Борисовна"

Примечания

Ссылки

  • - статья в Лентапедии . 2012 год.

Отрывок, характеризующий Нарусова, Людмила Борисовна

Княжна Марья перебила его.
– О, это было бы так ужа… – начала она и, не договорив от волнения, грациозным движением (как и все, что она делала при нем) наклонив голову и благодарно взглянув на него, пошла за теткой.
Вечером этого дня Николай никуда не поехал в гости и остался дома, с тем чтобы покончить некоторые счеты с продавцами лошадей. Когда он покончил дела, было уже поздно, чтобы ехать куда нибудь, но было еще рано, чтобы ложиться спать, и Николай долго один ходил взад и вперед по комнате, обдумывая свою жизнь, что с ним редко случалось.
Княжна Марья произвела на него приятное впечатление под Смоленском. То, что он встретил ее тогда в таких особенных условиях, и то, что именно на нее одно время его мать указывала ему как на богатую партию, сделали то, что он обратил на нее особенное внимание. В Воронеже, во время его посещения, впечатление это было не только приятное, но сильное. Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней. Однако он собирался уезжать, и ему в голову не приходило пожалеть о том, что уезжая из Воронежа, он лишается случая видеть княжну. Но нынешняя встреча с княжной Марьей в церкви (Николай чувствовал это) засела ему глубже в сердце, чем он это предвидел, и глубже, чем он желал для своего спокойствия. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное – эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность.
«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. Каким образом он сделал бы ей предложение и она стала бы его женою? Нет, он не мог себе представить этого. Ему делалось жутко, и никакие ясные образы не представлялись ему. С Соней он давно уже составил себе будущую картину, и все это было просто и ясно, именно потому, что все это было выдумано, и он знал все, что было в Соне; но с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил.
Мечтания о Соне имели в себе что то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно.
«Как она молилась! – вспомнил он. – Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена. Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? – вспомнил он. – Что мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила, – вспомнил он слова губернаторши, – кроме несчастья, ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman… дела… путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения! – начал он вдруг молиться. – Да, молитва сдвинет гору, но надо верить и не так молиться, как мы детьми молились с Наташей о том, чтобы снег сделался сахаром, и выбегали на двор пробовать, делается ли из снегу сахар. Нет, но я не о пустяках молюсь теперь», – сказал он, ставя в угол трубку и, сложив руки, становясь перед образом. И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился. Слезы у него были на глазах и в горле, когда в дверь вошел Лаврушка с какими то бумагами.
– Дурак! что лезешь, когда тебя не спрашивают! – сказал Николай, быстро переменяя положение.
– От губернатора, – заспанным голосом сказал Лаврушка, – кульер приехал, письмо вам.
– Ну, хорошо, спасибо, ступай!
Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони. Он узнал их по почеркам и распечатал первое письмо Сони. Не успел он прочесть нескольких строк, как лицо его побледнело и глаза его испуганно и радостно раскрылись.
– Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.
Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».
Оба письма были из Троицы. Другое письмо было от графини. В письме этом описывались последние дни в Москве, выезд, пожар и погибель всего состояния. В письме этом, между прочим, графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасно, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа, как сиделки, ухаживают за ним.
С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения.
На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.

Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне.
Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.
– Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.

Людмила Нарусова известна в России как политический деятель, она прославилась своими религиозными высказываниями о русских. А также ее знают как вдову первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Ее считают яркой личностью, о Людмиле ходит много слухов, ее биография, личная жизнь и даже национальность порождает множество слухов.

Семья Людмилы Нарусовой была служащей, отец был на фронте, туда он пошел добровольцем. Мама Людмилы прошла концлагерь и принудительные работы, после работала переводчицей в комендатуре.

У родителей Людмилы возникало множество проблем с работой в СССР, все из-за того, что мама Людмилы Нарусовой попала в концлагерь. Именно поэтому им было запрещено возвращаться в Питер и продолжать отцу карьеру военного. Выход на первую работу Людмилы Нарусовой в школу глухих состоялся благодаря отцу, именно он там трудился директором. Воплотить мечту родителей по возвращении в Санкт-Петербург смогла Людмила, когда поступила туда в университет.

Людмила Нарусова довольно известная личность сейчас, но в ее биографии, личной жизни есть некоторые темные пятна, вокруг которых ходит множество слухов и догадок. Например, какой национальности Людмила Нарусова. Точного ответа не кто так и не дал на этот вопрос, а в интернете ходит множество информации, что Людмила Нарусова еврейка, а изначально фамилия ее звучала как Нарусович, но это только догадки.

Учеба и работа

Родилась Людмила Нарусова в городе областного значения Брянске 2 мая 1951 года. В 16 лет, она впервые вышла на работу в школу для глухих и слабослышащих людей на должности лаборанта. Почти через два года после первого трудоустройства Людмила поступила в Ленинградский университет имени Жданова на дневное отделение. В 1974 году она успешно окончила его. Но торопиться строить карьеру Нарусова не спешила, и решила дальше продолжить обучение и окончила аспирантуру Ленинградского отделения Института истории СССР Академии Наук СССР.

В 1978 году Людмилу приняли в штат, на должность преподавателя в родной ЛГУ, а также она работала редактором типографии при том же университете. Она не боялась браться за любую работу, так ее жизнь привела в библиотеку где она трудилась. В ее стаже числится и работа над организацией хосписов в Питере, для неизлечимо больных людей.

Политическая карьера

В 90-е годы Людмила Нарусова приняла участие в создании Мариинского фонда, который занимается исключительно неполитической деятельностью. А возрождает и укрепляет культурные, деловые и образовательные отношения между Россией и США. В 1995 году одной из самых громких и запоминающейся из работ фонда было захоронение останков Николая II.

Впервые в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Людмила Нарусова была избрана в 1995 году и стала депутатом во фракцию НДР, она работала в комитете по делам женщин, семьи и молодежи. В 1999 году ей не удалось выиграть выборы в ГД РФ III созыва по Брянскому одномандатному округу.

После смерти своего мужа, Людмила Нарусова попробовала свои силы в качестве председателя политического консультативного совета Санкт-Петербурга, а также советником руководителя Администрации Президента РФ.

Еще в ее послужном списке отмечена должность президента Санкт-Петербургского общественного фонда, имени ее мужа Анатолия Собчака.

В начале 2000 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении Людмилы председателем наблюдательного совета российско-германского Фонда взаимопонимания и примирения. Еще 2 года она являлась представителем Правительства своей страны в попечительских советах фонда «Память, ответственность и будущее» ФРГ и «Фонда примирения Австрийской Республики».

Октябрь 2002 года для Людмилы Нарусовой выдался очень насыщенным, 8 октября Людмила была избрана представителем в Совет Федерации Федерального собрания РФ от парламента города Тувы – Великого хурала, на этом посту она сменила Чанмыра Удумбара, 16 числа она была утверждена в качестве члена верхней платы.

В конце 2012 года полномочия Нарусовой в Совете Федерации были прекращены по инициативе губернатора Брянской области. Через полгода после этого Людмила Нарусова была исключена из партии «Справедливая Россия». Объяснили это тем, что она утратила связь с партией.

Личная жизнь

Личная жизнь Людмилы Нарусовой была достаточно размеренной, несмотря на то, что за плечами у нее 2 брака. Первым мужем был врач-психиатр. В студенческие годы они познакомились, и через некоторое время оформили отношения. Но спустя 2,5 года было принято решение о том, что они расходятся и официально разводятся. Людмила Нарусова очень хотела родить ребенка, но забеременеть, никак не получалось. Людмила очень часто ездила в Храм Ксении Блаженной который находится на Васильевском Острове.

Когда шла подготовка к бракоразводному процессу и судам по разделу имущества, а именно кооперативной квартиры, Людмиле помогал Анатолий Собчак. Именно он проводил все консультационные работы с Людмилой в качестве юриста.

Анатолий Собчак и Людмила Нурусова позже признавались, что любви с первого взгляда не было. Только по прошествии времени мужчина понял, что Людмила ему непросто нравится, а с ней хочется быть вместе всегда. Так и получилось, брак зарегистрированный в 1980 году продлился до конца дней Анатолия Собчака. Через год после свадьбы у них родилась дочь, которую назвали Ксенией.

В России Ксению Собчак называют «русской Пэрис Хилтон». Ксюша всегда радовала отца и мать своими достижениями в учебе. Она добилась высот в России, работала телеведущей, была и есть борец за справедливые выборы, а также в ней видят светскую львицу.

Людмила и Анатолий на протяжении всех лет в браке были непросто мужем и женой, но и соратниками и опорой друг для друга. В 2016 году дочь порадовала Людмилу рождением внука, дедушка до этой знаменательной даты не дожил Людмила Нарусова стала вдовой в 2000 году.

Скандальные высказывания

Людмила Нарусова не один раз подвергалась нападкам со стороны коллег и общественности. Люди до сих пор задаются вопросами о ее материальном благосостоянии и высказывают версии о спрятанных больших деньгах ее мужа, бывшего мэра Питера.

В 2012 году в Совете Федераций рассматривались изменения закона о митингах. Людмила Нарусова очень резко высказалась по этому поводу, не побоявшись действующую власть.

По ее мнению, ряд вносимых поправок направлен на устрашение народа, который собирался выходить на «Марш миллионов». Людмила Борисовна достаточно жестко обрисовала свою позицию и в знак протеста ушла из зала заседаний.

Ее заявление о том, что совет Федераций, это место где «штампуются репрессивные антиконституционные законы» вызвало большой резонанс, как среди самих депутатов, так и среди общественности.

Еще одно высказывание, которое было опубликовано постом в социальной сети Твиттер от имени Людмилы Нарусовой, возмутило пользователей. Она высказалась в оскорбительной форме про русских и назвала их воплощением зла и призвала истреблять их. Немного позже Людмила выступила с заявлением, что этот пост был опубликован не ее рукой, и все это фейк.

В середине 2017 году знаменитый журнал Forbes посчитал, сколько зарабатывают самые богатые женщины РФ, которые занимаются политической деятельностью. Людмила Нарусова заняла в нем 2-е место. Но депутат всю информацию опровергла и сама рассказала, сколько составляют ее доходы и сколько хранится на ее счетах.

Жизнь сегодня

Людмила Нарусова является участником движения Сопротивления фашизму и до сих пор ведет очень бурную деятельность. Ее личная жизнь связана с дочкой и внуком, а вот страница карьеры постоянно пополняется новыми подробностями.

Например, в 2015 году Людмила выпустила книгу, которую приурочила к 15-летию со дня смерти мужа, Анатолия Собчака. Именно он написал ее, но презентовать не успел. Книга называется «Сталин. Личное дело». В ней Сталин сравнивается с Гитлером и автор убеждает читателя, что их деяния сопоставимы друг другу.


Ну а где еще отмечать появление на свет номера "Русского пионера" на тему "Евреи"? Конечно, в синагоге. В какой? Мемориальной на Поклонной горе.

Итак, синагога впервые открывает свои двери столь неожиданным гостям. Те собираются в просторном и светлом главном зале, декорированном композициями знаменитого израильского скульптора Фрэнка Мейслера. До начала - старт был назначен на 19:40 - еще есть время, чтобы спуститься на этаж ниже и ознакомиться с уникальной экспозицией памяти жертв Холокоста.

В собрании - документы и фотографии, расстрельные списки и письма из гетто, личные вещи и дневники еврейских бойцов, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Теме еврейского местечка - "штетла", составившего целую эпоху в жизни российской общины, - посвящена трогательная инсталляция, навеянная образами картин Марка Шагала. А если пройти выше - уже на второй этаж, - то можно увидеть и мини-выставку современной художницы Татьяны Федоровской, которая также увлечена еврейской темой.

Там, за баллюстрадой, уже собрались самые пунктуальные зрители: предприниматель Ян Яновский, экс-представитель России в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) Елена Котова, музыкант Вячеслав Малежик, президент Международного фонда горских евреев Герман Захарьяев, управляющий Maxfield Александр Турко, президент "Ле Монти" Леонид Гандельман, президент Advantage Group Михаил Печерский, президент Фонда Анатолия Собчака Людмила Нарусова, директор Центра современного искусства Василий Церетели с женой Кирой Сакарелло, издатель Регина фон Флеминг, глава агентства "Михайлов и партнеры" Юлиана Слащева...

Людмила Нарусова в ожидании дочери подробно расспрашивает у хозяев вечера исполнительного директора Российского еврейского конгресса (РЕК) Бенни Брискина и главного редактора "Русского пионера" Андрея Колесникова о правилах поведения женщин в синагогах, и быстро выясняется, что на самом деле она знает их лучше мужчин.

Ведущая "Чтений" Ксения Собчак приезжает в синагогу с соответствующей мероприятию точностью - ровно в семь сорок. Толпа читателей и фоторепортеров, карауливших ее прибытие на улице, не разочарована: удивительное сочетание блузки от Вики Газинской и юбки Toko сделало свое гламурное дело.

Буквально с порога взлетев на сцену, Ксения Собчак открыла вечер, озаглавив его: "Решение еврейского вопроса в отдельно взятом журнале". Первым "решать вопрос" приглашается карикатурист и писатель Андрей Бильжо, который благодарит ведущую за то, что не спутала его с Александром Розенбаумом. Тут ведь и внешнее сходство, и медицинское прошлое.

Колумнист "Русского пионера" и психиатр по профессии рассказывает о самом ненавистном для него слове "полукровка", о школьном журнале с графой "национальность", где напротив его фамилии деликатно значился пропуск, и о том, как на радио "Свобода" на вопрос слушателя-антисемита о фамилии Андрей Бильжо ответил: "Это не еврейская фамилия, а аббревиатура". И даже расшифровал: "Бог, Истина, ЛюбовЬ, Жизнь, Отечество", после чего звонки прекратились.

А Людмила Нарусова, вступив в диалог с дочерью (наверное, соскучились друг по другу), вспомнила, как в 90-е журналист Александр Невзоров рассказывал всей стране с телеэкрана о том, что будто бы Анатолий Собчак взял себе девичью фамилию жены, дабы скрыть его собственную, а именно - Финкельштейн. Это оригинальное предположение особенно забавно, ибо Собчак, как рассказала Ксения, - фамилия польская. А вот отца Людмилы Борисовны как раз таки звали г-н Нарусович.

Психиатрическую линию чтений продолжил кандидат медицинских наук, нарколог и банкир Марк Гарбер. Он поведал о детской самоидентификации и о том, как его жизнь перевернулась, когда он узнал во дворе от сверстника, какие страшные люди эти евреи. И поспешил предупредить маму об их кознях. А тут выяснилось, что мама и папа - евреи, а значит, и он тоже. И тогда спросил у родителей, может ли он быть русским, а они евреями, если им так хочется. Затем была драка с тем самым товарищем и важный разговор с отцом, ставший фундаментом зарождавшейся личности и, наконец, уже через полвека, пришло понимание, что на самом деле евреем человека делает жизнь.

Пробил час исполнительного директора РЕК Бенни Брискина. Его история - про поход видных российских бизнесменов (среди которых Михаил Фридман, Герман Хан, Михаил Мирилашвили...) - по израильской пустыне. Если бы кто-то экранизировал это путешествие, то картина могла бы называться "Невероятные приключения олигархов на Святой земле". Публика с восторгом реагировала на перипетии скитаний "во имя сохранения национальной аутентичности". "К началу второго похода наши ряды пожидели", - констатировал автор.

Появляется поэт Владимир Вишневский, заявляющий, что для него еврейский вопрос раскрывается в известном анекдоте:

Старый еврей рассказывает детям историю народа: 1. Нас хотели уничтожить. 2. Им не удалось. 3. Давайте немного покушаем.

Вслед этой остроте поэт энергично пускает свои фирменные одностишья и двустишья. Ясное дело, тематические: "Исход семитов не всегда летальный", "Такая русская равнина, что впору вызывать раввина", "Поскольку я от времени старею, я становлюсь похожим на еврея".

Видимо, самое время поговорить о вкладе евреев в русскую культуру, и разговор этот берет на себя президент РЕКа Юрий Каннер. Разговор не простой. "Исаак Левитан - художник русский или еврейский? - вопрошает Юрий Исаакович. - А Владимир Высоцкий, чей отец был евреем из семьи главы московской еврейской общины? А Марк Шагал? Он русский, белорусский, французский и еврейский... Поэтому что важно? Память - одна из основных задач общины. Поэтому в Москве сегодня три еврейских музея, и это, определенно, достижение, такого нет ни в одном городе мира".

Следом на сцене появился культовый раввин синагоги на Большой Бронной Ицхак Коган, тоже написавший колонку в этот номер "РП": "Сам не знаю, как попал в такую компанию?! Странно читать вслух то, что опубликовано, когда это надо читать в журнале". При этом тут же отказался от предложенного стула: "Никогда еще не говорил в синагоге сидя". Раввин рассказывал о простых истинах: "Если ты смотришь в воду и улыбаешься - отражение отвечает тебе тем же".

Писатель Виктор Ерофеев читал о том, как, еще будучи мальчиком, отправился на поиски евреев, "ведь о них все только и говорили, рассказывали чудеса, но при этом всегда с оглядкой, с бережливой улыбочкой". И его собственная бабушка утверждала: "В России только про царя можно было точно сказать, что он не еврей".

Поиски настоящего еврея у Ерофеева схожи с лесковскими поисками праведника: "Только мне где-то вдали начинал мерещиться настоящий еврей, властелин мира, рабочий хозяин вселенной, единый царь моего детства, как вместо этого подворачивались одни подделки, неудачные копии, испорченные фотографии. Господи, как мне хотелось встретиться с ним... Мне бы даже самый скромный иудей подошел... - но нет, вздыхал я, не везет, евреи не попадаются!"

Поэт Андрей Орлов, чтобы раскрыть еврейскую тему, написал "Вокзальную поэму", которую, затаив дыхание, слушала все синагога. А потом Орлуша и совсем посерьезнел:

Шагал по городу Шагал, А рядом с ним жена шагала. Он палкой голубей пугал, За что жена его ругала. Шагал не соблюдал шабат, И даже иногда в субботу Спесив, красив, носат, губат В трамвае ездил на работу. Шагал любил глядеть в окно, С вареньем булку уплетая, И там он видел, как в кино, Летающих евреев стаи. Они летели сквозь грозу, Смешно из неба свесив ноги, Оставив далеко внизу Сады, дома и синагоги.

После такого даже в юбке ведущей, которая вышла представлять последнего чтеца - музыканта Андрея Макаревича - стали угадываться шагаловские интонации.

"Разговор о евреях - уже некий моветон", - заявил Макаревич. Было трудно не согласиться: "Чтения" шли третий час. "А ведь я, кажется, знаю, что отличает их (простите, нас!) на самом деле. Вы когда-нибудь чувствовали, как еврей относится к своей маме? Это любовь до самой смерти. Не маминой, нет. Твоей собственной".

И как тут не вспомнить новогоднюю поздравительную открытку, отправленную мамой Вишневскому: "Я полюбила тебя, сынок, с первого взгляда". Примерно так же, как синагога, полюбила "Пионерский чтения". Лехаим!

Павел: Одесса. Есть еще несколько городов, которые являются легендарными для тех, кто говорит на русском языке. Один из них – это именно Одесса, а также Киев, Москва и Санкт-Петербург или же, как в течение 70 лет его называли, Ленинград. Этот город подарил миру огромное количество имен. Эти имена блистали и на сцене, и на политической арене. И одно из этих имен – имя мэра города Ленинграда или Санкт-Петербурга – это Анатолий Собчак, который подарил миру так же и звезд всемирной эстрады, и политиков. Сегодня даже президент России является выходцем из команды Собчака. К сожалению, нет сегодня с нами этого великого мэра Санкт-Петербурга. Но, если бы он жил, то он бы отпраздновал свое день рождение именно вчера. Насколько мне известно, 78 лет бы исполнилось Анатолию Собчаку. Вчера в Санкт-Петербурге почтили память Анатолия Собчака. Присутствовали очень многие из тех, кто знал Анатолия Собчака и кто с ним жил.

Александра: Сегодня мы связались с Самарой, где сейчас находится Людмила Борисовна Нарусова.

Павел: Я хотел бы зачитать информацию по поводу вчерашнего события, которое прошло в Санкт-Петербурге. В полдень на могиле Собчака на Никольском кладбище Александро-Невской лавры была отслужена литургия. Почтить память первого мэра Петербурга пришли родственники, в т.ч. его вдова Людмила Нарусова, близкие друзья, а также бывшие коллеги. Затем к памятнику Собчака на Васильевском острове были возложены цветы. Людмила Нарусова поблагодарила всех за память, которые он хранят об Анатолии Собчаке. Напомню, Анатолий Собчак родился 10 августа 1937 года в Чите. Был избран мэром Санкт-Петербурга на первых всенародных выборах главы города 12 июня 1991 года. в 1996 году он проиграл выборы Владимиру Яковлеву. После этого подвергался преследованиям со стороны Генпрокуратуры России, возбудившей против мэра по обвинению в злоупотреблении. Из-за этого Анатолий Собчак был вынужден покинуть Россию. В течение 2-х лет жил в Париже. В июле 1999 года вернулся в Санкт-Петербург, занимался преподавательской деятельностью, писал книги. Анатолий Собчак скоропостижно скончался в Калининградской области в ночь с 19 на 20 февраля 2000 года на 63-м году жизни от сердечного приступа.

Александра: Людмила Борисовна Нарусова сейчас у нас на связи. Здравствуйте.

Людмила Нарусова: Доброе утро, Канада.

Павел: Очень приятно вас слышать. Вот вы всегда путешествуете. Только что я зачитал о вчерашних событиях в Санкт-Петербурге, на которых вы присутствовали. А сегодня, насколько мне известно, вы уже не в Питере, вы уже в Самаре.

Людмила Нарусова: Да, я плыву по Волге. Это совершенно замечательное путешествие. Решила осуществить свою мечту, которая была у меня в юности, - посмотреть на цветущий лотос в дельте Волги. Вот направляюсь из Самары в Астрахань.

Павел: Мы читаем о России самое разное. А вы сейчас не в столице находитесь, не в Москве, а в самой России. Как Россия сегодня живет? Что видно вам, как обычному туристу? Вы сейчас наблюдаете Россию. Вы не в Испании, вы не в другой стране. Как сегодня живет Россия?

Людмила Нарусова: Да, у меня очень много впечатлений. И самое оптимистичное, пожалуй, и обнадеживающее – это совершенно замечательная молодежь. Я сегодня была в Тольятти, слушала доклады студентов. Они были на каникулах, но у них там был такой семинар. Я просто была в восторге от того, какие умные молодые люди. Если они вообще не политизированы, они именно занимаются наукой, то это просто замечательно.


Павел: Людмила Борисовна, как вам кажется, а сегодня политизировано общество или нет? Потому что по российскому телевидению о политике только и говорят, что те плохие, что те плохие. А как обычные люди?

Людмила Нарусова: Меня именно это очень настораживает и то, что каждый день на телевизионных экранах показывают войну и военную технику, и вообще достижения военной техники, какие у нас замечательные танки, самолеты. Наверно, это очень приятно для национального самолюбия неких людей. Но это такое воспитание милитаристской психологии. Мен это очень настораживает. Но вот я была в музее техники в Тольятти. Там какие-то Студебейкеры, какие-то Катюши времен войны, какие-то гаубицы. Это все интересно, как музейные экспонаты. Но пропаганда войны, которая, кстати, запрещена Конституцией, к сожалению, присутствует.

Павел: Скажите, а вот молодые люди, которых вы слушали, каким они видят будущее? Тоже военное, акцентировали на войне, либо они говорили о другом?

Людмила Нарусова: Нет, абсолютно нет. У них какие-то бизнес проекты, у них планы интеграции, они изучают иностранные языки, они открыты миру и готовы интегрироваться в этот мир, если, конечно, политики им это позволят.

Павел: Вы сказали, если политики им позволят.

Людмила Нарусова: Потому что все симптомы какого-то железного занавеса и возврата в советское мракобесие налицо. И, к сожалению, это очень чувствуется. Но вы знаете, это навязанное. А вот то, что я увидела, казалось бы, в центре России, в провинциальной Самаре люди совершенно другие вопреки всему тому, что им навязывают.

Павел: То есть можно сказать, что живут такой параллельной жизнью, доброй обыкновенной жизнью. Скажите, а вот это правда, что говорят сегодня, что правительство России не замечает проблем обычных людей? Вот говорят, что сегодня продуктов не так много, а продукты уничтожают.

Людмила Нарусова: Что я могу по этому поводу сказать? Мне грустно и очень тяжело об этом говорить, потому что правительство России и государство Россия возглавляют люди, родившиеся в Ленинграде: Дмитрий Медведев, Владимир Путин, городе, где 2 миллиона лежат на Пискаревском кладбище, погибших от голода. И когда принимаются на высшем государственном уровне решение сжигать продукты, а ведь нас всегда учили, что хлеб нельзя оставлять, сжигать продукты – это какая-то ужасная мера. Я понимаю, что борются с недобросовестными бизнесменами, но они и так будут наказаны. Наказаны тем, что не получат прибыли от незаконно ввозимых продуктов. Но сами продукты-то при чем? Те же персики, те же недорогие сыры, которые привозят, их в глаза не видели в домах престарелых, в детских домах. Я сама была не так давно в детском доме, где дети впервые бананы увидели. И сжигать продукты – это …, я даже не могу найти слово, которое могло бы это определить, когда миллионы людей в России живут за чертой бедности и не могут себе позволить то, что сжигается.

Павел: Скажите, а вот сегодня, глядя на ту реакцию, которая была в обществе и в прессе, на эти события, вы думаете, что в правительстве одумаются? Работа над ошибками будет проведена или они будут продолжать сжигать продукты, уничтожать их?

Людмила Нарусова: Вы знаете, у меня нет оптимизма по этому поводу.

Павел: Вы сказали, что в правительстве России больше выходцев из Ленинграда. Вы проводите больше времени в Питере или в Москве?

Людмила Нарусова: Больше времени я нахожусь в Москве, к сожалению, потому что Питер для меня – это все. Потому что в Питере живет моя дочь, а единственное, для кого я живу, это для дочери. Поэтому хочется быть рядом с ней.

Павел: Мы тоже очень любим Ксению Собчак. Мечтаем с ней провести передачу.

Людмила Нарусова: Вот в начале нашей беседы вы говорили о том, что миру подарил мой муж. И вот самый замечательный подарок, который он подарил, - это именно Ксения. И она еще всем всё еще докажет.

Павел: Мы ее с нетерпением ждем. Мы с Нью-Йорком говорили недавно. Там будут ее выступления. И с таким оптимизмом нью-йоркский импресарио рассказывал, что к ним приедет Ксени Собчак, они готовятся к этому, рекламу делают в Нью-Йорке. Скажем так, всемирная звезда – ваша дочь. Мы тоже мечтаем у нас, в Ванкувере ее увидеть.

Людмила Нарусова: Слово «звезда» не подходит, но то, что она, безусловно, один из символов новой России, незачумленной, незазомбированной, не той, которая ходит строем, читает те книжки, которые говорят читать, выкрикивая лозунги, а настоящей, в том числе и той молодежи, которую я видела в Тольятти.

Павел: А вы переживаете за свою дочь? Все-таки она выступает с критическими материалами.

Людмила Нарусова: Как вы думаете, если она вынуждена ездить с охраной? Конечно, есть основания для переживания, особенно после того вопроса, который она задала президенту Путину на пресс-конференции в декабре относительно той ситуации, которую создал в Чечне Рамзан Кадыров. Это страшно. Это действительно очень страшно.

Павел: А вы не пытаетесь ее отговаривать и говорить, зачем ей это нужно?

Людмила Нарусова: Нет, это бесполезно, у нее абсолютно собчаковский характер и отговаривать, влиять или предостерегать от чего-то – это бесполезно. У нее, как говорил Сталин: «Генетика – продажная девка». Да, это генетика, это видно в ней. Я с ужасом это наблюдаю, но и с гордостью тоже.

Александра: Людмила Борисовна, скажите, вот в вашей семье из того, что мы слышим сегодня и что мы слышали раньше, все лидеры. И Анатолий Александрович, и Ксения, и вы. Как лидеры уживаются вместе?

Людмила Нарусова: Вот я – нет. Я между. Я всем говорю, что моя жизнь делится на 2 части. В первой части я была жена Анатолия Собчака, во второй части я – мама Ксении Собчак. И меня это положение абсолютно устраивает. Я сама на лидерство не претендую.

Александра: Я думаю, в этом нет необходимости вот почему. Быть женой такого человека, как Анатолий Собчак, и быть мамой такой дочери, как Ксения Собчак, тут комментарии, на мой взгляд, излишни.

Людмила Нарусова: Можно мне еще минутку времени у вас?

Александра: Конечно.

Людмила Нарусова: Я и в прошлый раз говорила, и в этот раз говорю. Может быть, в силу тех обстоятельств, о которых вы сказали, есть масса недоброжелателей, которые от моего имени в интернете ведут сайты, ведут блоги. В Твиттере вот публикуются какие-то совершенно сумасшедшие вещи, которые якобы говорю я. Так вот, пожалуйста, не отождествляйте этого мерзавца-самозванца со мной. Это все фейковые записи. У меня только есть сайт Анатолия Собчака, на котором я иногда высказываю свои мысли. А в социальных сетях меня нет. Поэтому это не я. И приписывать мне или обижаться на меня за те маразматические глупости, которые там появляются, не надо.

Павел: Людмила Борисовна, наши слушатели не верят, пишут вот в скайпе, что не может быть, чтобы Людмила Нарусова и Ксения Собчак не ходили к Владимиру Путину просто на чай, просто поговорить и пообщаться. Как часто вы с ним встречаетесь?

Людмила Нарусова: Ну почему? У Ксении нет, а у меня бывают такие встречи. Он приезжает на какие-то памятные даты. В последний раз он приезжал на 15-летие со дня смерти Анатолия. Он прилетал специально, чтобы возложить венки, и у нас была возможность, чтобы поговорить. Бывают такие встречи.
Павел: Вы говорите о политике или о чем-то обыденном таком?

Людмила Нарусова: О разном. Но другие люди к нему заходят гораздо чаще. Видимо, нашептывают или говорят громко совершенно другие вещи. Естественно, как говорят, вода камень точит и степень их влияния гораздо сильнее.

Александра: Когда эти ситуации бывают, позволяете ли вы себе спорить с Владимиром Путиным или нет?

Людмила Нарусова: Конечно. Он знает мой характер.

Александра: Собчаковский?

Людмила Нарусова: Скорее, около, под влиянием, все-таки 25 лет жизни прожить и теперь продолжаю жить с дочерью. Он это прекрасно понимает.
Павел: Людмила Борисовна, мы читаем новости из России. Конечно, разные новости приходят. Вы живете к Москве, ближе к Кремлю. Чего стоит ожидать в ближайшее время? Продолжится ли вот эта пропаганда войны, о которой вы говорили?

Людмила Нарусова: Боюсь, что да. Мне кажется, что те силы, которые определяют сейчас этот тренд, они почувствовали свою силу, они накачали мускулы, для многих это выгодный бизнес. Но это гонка вооружений и это нужно помнить. Я прекрасно помню, как эта гонка вооружений истощила Советский Союз с одновременным падением цен на нефть. Хорошо бы помнить эти уроки истории.

Александра: Как вы думаете, Людмила Борисовна, с вашей точки зрения, не как это реально или нет, а что могло бы остановить эту ситуацию или поменять ее к лучшему?

Людмила Нарусова: Разум. Не амбиции. Мне иногда политики, причем не только наши, но и другие, напоминают мальчиков, которые в детстве не наигрались в оловянных солдатиков и сейчас как-то амбициозно пытаются это компенсировать. Только теперь солдатики-то, во-первых, живые, а, во-вторые, они не оловянные, в руках у них опасное оружие. И вот это очень страшно.

Александра: Людмила Борисовна, я хочу поблагодарить вас, что даже во время отпуска, который вы проводите на Волге, вы нашли время с нами пообщаться.

Людмила Нарусова: Да, я сейчас смотрю на прекрасный закат над волжскими утесами и испытываю очень смешанные чувства. С одной стороны, я понимаю какая прекрасная страна Россия и как ей не везет.

Александра: Везет, но не часто. Вот тогда, когда ваш супруг руководил самым красивым городом на Земле.

Людмила Нарусова: Это да. Но в России еще со времен Грибоедова горе от ума. И, по-моему, ничего не изменилось.

Александра: Спасибо вам большое. Хорошего вам отдыха, желаем получить от него удовольствие. Большой привет вашей дочери Ксении Собчак. Здоровья и удачи. Всего доброго.

Людмила Нарусова: Спасибо, до свидания.


0 19 апреля 2018, 15:16

Героиня сегодняшнего обзора стиля женщин в политике — Людмила Нарусова, член Совета Федераций, вдова первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака и мать .

Тогда и сейчас

Общественность узнала Людмилу Борисовну в начале 90-х, когда ее муж занял пост мэра. Манеру одеваться, которую она тогда предпочитала, можно назвать близкой к офисному стилю, но всегда в его максимально женственном исполнении. Нельзя сказать, что с годами вкусы Нарусовой сильно изменились: пиджаки, костюмы, украшения из жемчуга — все это она носит по сей день, с тем лишь исключением, что гламура в нарядах нашей героини становилось со временем все больше. Но даже ее прическа осталась примерно такой, как на старых фото.


Положение обязывает

Откуда любовь к пиджакам и жакетам? Полагаем, вкусы в одежде отчасти связаны с тем, что Нарусова много лет отдала науке: аспирантка Ленинградского отделения Института истории АН СССР, кандидат исторических наук, преподаватель ЛГУ имени Жданова и даже библиотекарь — все это этапы биографии Людмилы Борисовны до ее встречи с Собчаком. С ним, кстати, она познакомилась на почве общего дела: будущий мэр был юристом, к которому Людмила Борисовна обратилась во время бракоразводного процесса с первым мужем — врачом-психиатром, за которого она вышла замуж в студенчестве, но прожила в браке всего пару лет.

После свадьбы с Собчаком ее карьера продолжилась, Нарусова была доцентом кафедры истории в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств. Словом, положение обязывало выбирать деловые костюмы и консервативные образы.



Страсть к мехам

Большая любовь Людмилы Нарусовой — меха. Еще в 2011 году пресса писала о том, как вдова Собчака "поразила Куршавель "Бентли" и мехами": на знаменитом горнолыжном курорте она отдыхала в роскошном отеле Les Airelles Hotel De Charme, где выгуливала свои не менее роскошные шубы (подсчитать их количество — даже примерно — не представляется возможным!).

Неравнодушна Нарусова и к блестящим тканям, так что стиль "дорого-богато" — это как раз о ней.

Цвета и рисунки

На наш взгляд, Людмилу Борисовну украшают однотонные варианты и спокойные цвета. К примеру, темно-синий нашей героине, несомненно, идет, хотя ей, кажется, больше по душе красный, зеленый и другие броские оттенки.

С цветами она вообще всегда экспериментировала смело, иногда модные критики даже заключали, что чересчур смело (от наряда цвета фуксии, к примеру, немного рябит в глазах).


Любит наша героиня и разнообразные принты, вплоть до достаточно рискованных вроде крупного гороха. Цветочные мотивы тоже занимают в ее гардеробе не последнее место.



Украшения

Аксессуары Нарусова предпочитает такие, которые сложно не заметить. Часто на ней крупный жемчуг, если нет — то довольно массивное колье и серьги.


На отдыхе

Если речь не идет о публичных появлениях, Нарусова предпочитает что-нибудь удобное и женственное. Свободные платья, легкие палантины... ну, или что-нибудь совсем уж расслабленное вроде шорт с майкой. Тут мы не можем не вспомнить ее розовые шорты с надписью "I"m in Miami bitch", которые продемонстрировала как-то в Instargram дочь нашей героини. Фото тогда вызвало нешуточные споры: комментаторы устроили на странице Ксении дискуссию о том, уместны ли в солидном возрасте подобные надписи.