Методические рекомендации по подготовке к вступительному испытанию в алтайский государственный университет по общеобразовательному предмету. Процессы глобализации и становление единого человечества

Часть В
Ответом на задания этой части теста (В1 – В5) может быть набор букв, слово (словосочетание), число или последовательность цифр согласно соответствующим указаниям, имеющимся в тексте задания.

Все буквы, слова, цифры и числа записываются в бланке ответов без пробелов и разделительных знаков (запятых, скобок, тире и пр.), за исключением запятой в записи десятичных дробей. В своих ответах используйте только ПРОПИСНЫЕ (ЗАГЛАВНЫЕ) буквы, написанные по образцу, приведенному в бланке для ответов.
В1. Прочитайте текст, используя для заполнения имеющихся в нем пропусков слова (словосочетания), приведенные ниже. При необходимости грамматическую форму слов, используемых для заполнения пропусков (падеж, число, род и др.), можно изменить.

Ответ запишите в виде последовательности из цифр, обозначающих использованные Вами слова (словосочетания).

« _________ современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы __________ , внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ____________ . Глобализация – ______________ процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление __________ общества, с другой, – обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема ______________ ».
Слова (словосочетания) для вставки:


Ответ:

В2. В стране Z проводился опрос учащихся пятых и девятых классов об их отношении к чтению книг. Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.

Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы? Укажите в бланке для ответов номера верных утверждений.


  1. Процент тех, кто не любит читать, потому что это «скучное занятие», ниже среди пятиклассников, чем среди девятиклассников.

  2. Наименьшая доля опрошенных пятиклассников считает чтение скучным занятием.

  3. Учащимся пятых классов нравится читать в большей степени, чем учащимся девятых классов.

  4. Равные доли опрошенных обеих групп считают, что чтение сейчас никому не нужно.

  5. Среди опрошенных девятиклассников тех, кому нравится читать, меньше, чем тех, кто считает чтение скучным занятием.

В4. Укажите, какая форма государственного правления существует в государстве NN.

В государстве NN президент избирается всеобщим тайным голосованием граждан. Он определяет главу правительства и утверждает его состав. Президент утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку, но не может распустить парламент, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента через процедуру импичмента.


Ответ:

В5. Определите вид ответственности, которая наступает в случае совершения правонарушений, приведенных в левом столбце.

В бланке ответов запишите последовательность из шести букв, обозначающих соответствующие виды ответственности, в порядке перечисления правонарушений.


Ответ:

Начальный раздел контрольно-измерительных материалов включает в себя 40 заданий, которые разделяются по видам: на выбор одного правильного ответа из четырех (базовый уровень), с выбором нескольких правильных ответов из списка, на соотнесение двух суждений (повышенный уровень)

В часть А входят вопросы базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырех. Они могут быть сформулированы как в виде части предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде вопроса, на который следует отыскать ответ. В этой части текста вам предстоит продемонстрировать следующие логические приемы и умения:


  • найти и выявить различные смысловые аспекты ведущих понятий обществоведения;

  • определить сходные и различные позиции между близкими понятиями;

  • выявить ведущие признаки обществоведческих понятий и явлений;

  • обобщить приведенный ряд социальных объектов;

  • конкретизировать отдельными конкретными примерами более общие социальные явления;

  • дать оценку конкретной социальной ситуации;

  • выполнить различные операции с обществоведческими понятиями;

  • установить правильный контекст тех или иных социальных явлений.
В часть В входит 5 заданий двух типов. Первый тип – задания с выбором нескольких правильных ответов из списка. Они могут быть ориентированы на проверку фактических данных, теоретических признаков, характерных черт изучаемых обществоведческих понятий и явлений. Из перечисленных позиций в списке необходимо отыскать и указать все правильные ответы. Ответы следует записать в виде последовательности цифр, разместив их по возрастанию. К примеру, правильный ответ может быть оформлен: 145.

Второй тип заданий – задания на соотнесение позиций, представленных в двух столбцах.

Прокомментируем более подробно некоторые задания.

В части В в заданиях первого типа представлены задания, в которых необходимо установить соответствие между позициями, расположенными в двух упорядоченных столбцах. К каждой из позиций первого столбца необходимо подобрать соответствующую ей позицию второго. Это может быть как определенный признак, так и отдельный пример, раскрывающий особенности позиции первого столбца, как правило, включающего в себя более общие понятия, явления. Неоценимую помощь в подготовке к их решению вам окажут рабочие тетради к учебникам обществознания, сборники справочных материалов и таблиц по общественным дисциплинам.

В части В в заданиях второго типа даны задания, связанные с контекстным прочтением обществоведческого текста и заполнением в нем пропущенных слов из приведенного перечня. При выполнении задания необходимо внимательно читать предложения и мысленно, не заглядывая в приведенный перечень, стараться понять, какое понятие может быть вставлено вместо пропуска. Может возникнуть проблема понимания смысла текста из-за насыщенности его сложной специальной терминологией. Подготовка к решению данных заданий связана прежде всего с отработкой понятийного аппарата курса.

Глоссарий (словарь терминов)

Общество

Важнейшие социальные институты :

Социальной сферы:


  • семья, брак, кровная месть, наследование, материнство, отцовство и др.,
Духовной сферы:Экономической сферы:

  • деньги, обмен, собственность, хозяйственные отношения и др.,
Политической сферы:

  • власть, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, партия, суд, армия и др.
Глобальные проблемы современности - совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.

Интерсоциальные проблемы:

Экологические проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы:

  • обеспечение человечества необходимыми ресурсами (сырьем, продовольствием, энергией); предотвращение загрязнения окружающей среды; глобальное изменение климата; озоновая дыра; исчезновение видов флоры и фауны и др.;
Социальные проблемы, возникшие в системе отношений человека и общества:

  • преодоление отрицательных воздействий НТР; демографическая проблема; проблема здоровья человека; международный терроризм; голод в развивающихся странах; неконтролируемая эмиграция и др.).
Критерии общественного прогресса :

  • развитие человеческого разума;

  • совершенствование нравственности людей;

  • развитие производительных сил, включая самого человека;

  • прогресс науки и техники;

  • возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Научно-техническая революция(НТР)-

совокупность качественных изменений в технике , технологии и организации

производства , происходящих под воздействием крупных научных достижений и открытий

и оказывающихопределенное влияние на социально - экономические условия общественной жизни .

Общество в узком смысле слова - это


  • круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения;

  • отдельное конкретное общество, страна, государство, регион;

  • исторический этап в развитии человечества;

  • человечество в целом.
Общество в широком смысле слова – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
Основные сферы общественной жизни- структурные компоненты общественной системы, принимающие непосредственное участие в ее создании. Выделяют: экономическую, социальную, политическую и духовную сферы жизни общества.

Прогресс - это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

Революция - коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Реформа - какое-либо усовершенствование в общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью и пр.)

Социальные последствия НТР :


  • обострение экологической ситуации, возникновение проблемы выживания человечества вследствие загрязнения и отравления окружающей среды;

  • изменение взаимоотношений в системе "человек - техника";

  • изменение содержания и характера производственных отношений;

  • рост доли высококвалифицированных рабочих и специалистов, осуществляющих обслуживание новой техники и технологий, что освобождает трудовые ресурсы;

  • повышение требований к культурно-технологической и интеллектуальной подготовки кадров;

  • ускорение структурных изменений в сфере человеческой деятельности (перекачки трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность, а из нее - в сферу науки, образования, обслуживания);

  • интернационализация общественных отношений (как пример - невозможность производить что-либо в одной стране, не принимая во внимание международные стандарты, цены на мировом рынке, международное разделение труда);

  • потеря человеком эмоциональности, интеллектуальная перегрузка, формализация контактов, одностороннее техническое сознание;

  • возникновение проблем биологической и психологической адаптации человека в обычных и экстремальных условиях окружающей среды.

5 отметок

В закладки

29.05.2014, 20:12

31. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести

1) углубление международного разделения труда

2) распространение технических достижений

3) ослабление национальных культур

4) расширение международного сотрудничества

32. К глобальным экологическим проблемам относится

1) бедность некоторых регионов планеты

2) угроза ядерной войны

3) сокращение разнообразия биологических видов

4) увеличение доли пожилых людей в структуре населения

33. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

___ (1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы ___ (2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ___ (3). Глобализация - ___ (4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ___ (5) общества, с другой, - обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема ___ (6)».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А) диалог культур

Б) разделение труда

В) общество

Г) глобализация

Д) противоречивый

Е) массовая культура

Ж) сельское хозяйство

З) информационное

И) компьютер

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

34. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Группа ученых во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб - международную неправительственную организацию, цель которой - изучение проблем современного мира. (2)Обострение глобальных проблем свидетельствует, по мнению ряда специалистов, о кризисе современной цивилизации. (3)Другие же считают, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (4)В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

35. Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.

36. Назовите любые три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества.

37. Американский ученый Ф. Фукуяма в работе «Конец истории» (1992 г.) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: «У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив». Выразите свое отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Ч а с т ь А
А1. Способность и возможность оказывать определенное воздействие на
деятельность, поведение людей:
1) политика;
2) политическая власть;
А2. Совокупность политических институтов, общественных структур, норм,
ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая
власть и осуществляется политическое влияние – это:
3) власть;
4) диктатура.
1) политический режим;
2) политическая система; 3) государство.
А3. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии принимают законы страны.
Б. Политические партии предлагают решения социально­экономических
вопросов.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
А4. Политическая партия – это:
1) добровольный союз на идеологической основе, направленный на завоевание
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
либо участие во власти на государственном уровне;
2) непрерывно действующая организация,
существующая как на
национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и
отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке;
3) общественное движение.
А5. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести:
1) углубление международного разделения труда;
2) распространение технических достижений;
3) ослабление национальных культур;
4) расширение международного сотрудничества.
А6. Усиление взаимосвязи государств и народов в современном мире
выступает проявлением:
1) глобализации;
3) информатизации;

4) демократизации.
2) модернизации;
А7. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. В правовом государстве право выше власти.
Б. В правовом государстве суд стоит выше других ветвей власти.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
А8. В структуру политической системы входят:
1) политические отношения и политические организации;
2) политические отношения, политические организации и политические
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
нормы;
3) политические отношения, политические организации, политические нормы,
политические идеи, взгляды и политическая культура.
А9. Гражданин К. решил подарить автомобиль своему сыну. Чтобы оформить
соответствующие документы, он доложен обратиться…
3) …в суд;
4) …в адвокатуру.
1) …в прокуратуру;
2) …в нотариат;
А10. Высшей юридической силой в нашей стране обладает…
1) …указ президента;
2) …федеральный закон;
3) …Конституция;
4) …постановление правительства.
А11. Какая отрасль права регулирует имущественные отношения граждан?
1) Гражданское;
2) административное;
А12. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример
ему», – писал немецкий гуманист прошлого. О какой роли семьи в жизни
человека и общества говорят эти стихотворные строки?
3) трудовое;
4) конституционное.
1) Организация совместного досуга;
2) укрепление родственных связей;
3) совместное ведение домашнего хозяйства;
4) воспитание детей.

А13. В стране М. правительство формируется на основе результатов
парламентских выборов. При этом существует должность президента, который
избирается парламентом. Какая форма правления представлена в стране М.?
1) Конституционная республика;
2) президентская республика;
А14. Верны ли суждения об уровне жизни?
А. Уровень жизни в стране возрастет, если прирост реального валового
3) парламентская республика;
4) ограниченная монархия.
национального продукта будет выше, чем прирост населения.
Б. Уровень жизни в стране непременно возрастет, если распределение
осуществляется централизованно.
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
А15. К формальным позитивным санкциям относят...
1) …доброжелательное расположение;
2) …государственные награды;
3) …лестные отзывы коллег;
4) …дружеское признание лучших качеств.
А16. Что из перечисленного характеризует религию?
1) Достоверно прогнозирует последствия социальных действий;
2) направлена на установление законов развития природы и общества;
3) связана с верой в наличие сверхъестественного;
4) способствует созданию новых отраслей производства.
А17. Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется...
1) …милитаризацией общественной жизни;
2) …политическим плюрализмом;
3) …всесторонним контролем над жизнью общества;
4) …верховенством исполнительной власти.
А18. Какое действие является примером нарушения демократической
процедуры голосования?
1) Доставка инвалидам урны голосования на дом;
2) проведение предвыборной агитации в день голосования;
3) привлечение к участию в выборах находящихся под следствием;
4) установка кабин для тайного голосования.

А19. Какой институт политической системы обладает суверенитетом?
1) Средства массовой информации;
2) политические партии;
3) государство;
4) лоббистские группы.
Ч а с т ь В
В1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого
пронумеровано.
«(1) Группа ученых во главе с А. Печчеи организовала так называемый
Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель
которой – изучение проблем современного мира. (2) Обострение глобальных
проблем свидетельствует, по мнению ряда специалистов, о кризисе современной
цивилизации. (3) Другие же считают, что попытки разрешить глобальные
проблемы укрепляют единство стран и народов. (4) В работе Римского клуба
принимают участие специалисты из разных стран».
Определите, какие положения текста носят:
А. Фактический характер.
Б. Характер оценочных суждений.
В2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«_____________(1) современные ученые называют процесс формирования
единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и
мировой системы ___________(2), внедряются единые представления об
оптимальном социально­политическом устройстве,
распространяется
______________(3). Глобализация – ______________(4) процесс, оказывающий
как позитивное, так и негативное
влияние на развитие современного
человечества. С одной стороны, происходит становление _______________(5)
общества, с другой – обостряются экономические разногласия стран Запада со
странами «третьего мира», обостряется проблема ______________(6)».
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить
в пропуски. Слова даны в именительном падеже единственного числа. Слов в
списке больше, чем вам необходимо.
А. Диалог культур.
Б. Разделение труда.
В. Общество.
Г. Глобализация.
Д. Противоречивый.

Е. Массовая культура.
Ж. Сельское хозяйство.
З. Информационное.
И. Компьютер.
В3. Установите соответствие между подсистемами общества и социальными
ситуациями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из
второго столбца.
С о ц и а л ь н ы е с и т у а ц и и
А. Организация предпраздничной торговли.

Б. Проведение референдума о доверии президенту.
В. Принятие закона об общественных организациях.
Г. Написание приключенческого романа.
Д. Производство товаров массового спроса.
Е. Проведение научного исследования.
П о д с и с т е м ы о б щ е с т в а
1) Экономическая.
2) Политическая.
3) Духовная.
В4. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами
социальной мобильности: к каждой позиции первого столбца подберите позицию
из второго столбца.
События
Виды мобильности
А. Ученый­историк начал преподавать в университете.
Б. Научный работник получил ученую степень кандидата наук. 2) Горизонтальная.
В. Офицер получил внеочередное звание.
Г. Девушка­католичка накануне бракосочетания перешла в
протестантскую веру.
1) Вертикальная.
А – Б – В – Г –
В5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного,
характеризуют понятие «искусство».
Образность,
субъективность.

эмоциональность,
фантазия,

обоснованность,

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
О т в е т: _____________________________________
Ч а с т ь С
Прочитайте текст и выполните задания к нему С1–С3.
Вся картина мироздания в том виде, как его очерчивает наука, покоится на
очень спорных и часто неясных гипотезах, которые иногда отчасти
«подтверждаются» новыми наблюдениями, а иногда опровергаются и тогда –
отвергаются. Эти гипотезы полезны, необходимы и драгоценны; без них
исследование мира не могло бы совершаться, и наука стала бы невозможною. Но
они совсем не суть «доказанные истины», даже и те из них, которые доселе
подтверждались при наблюдениях. Чем дальше человек стоит от научной
лаборатории, тем более он иногда бывает склонен преувеличивать достоверность
научных предположений и объяснений. Только настоящие ученые знают границы
своего знания и понимают, что истина есть их трудное задание и далекая цель, а
совсем не легкая, ежедневная добыча. Настоящий ученый прекрасно понимает,
что «научная» картина мироздания все время меняется, все осложняясь,
углубляясь, уходя в детали и никогда не давая ни полной ясности, ни единства.
Достаточно вспомнить, как изменилась вся картина мира после того, как
астрономическая система Птолемея была вытеснена системой Коперника; или –
что дало науке и народам открытие электричества или радио, или
беспроволочной передачи, или раскопки
доисторических городищ, или
спектральный анализ.
<…> все его
«определения», «объяснения» и «теории» – попытки приблизиться к живой тайне
материального и душевного мира. О продуктивности науки не стоит спорить: за
нее свидетельствуют вся современная техника и медицина. Но что касается ее
теоретических истин и их доказуемости, то наука плавает по морям
проблематичного и таинственного.
Настоящий ученый знает,
что
C1. Как философ оценивает значение гипотез в научном познании мира?
(Приведите две авторские оценки.)
С2. Почему автор берет в кавычки слово «доказанные», говоря об истинах?
Какой известный вам термин использует для обозначения данного вида истин
современная теория познания?
C3.
Какие особенности, по мнению автора, характеризуют взгляды
настоящего ученого на научное познание? Укажите три такие особенности.

С4. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои
мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса
обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной
жизни и собственный жизненный опыт.
Философия
Социальная
психология
Социология
Политология
Правоведение
Экономика
«Природа не знает никаких прав, ей известны только законы»
(Д. Адамс)
«Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев)
«Одна и та же социальная роль по­разному переживается,
оценивается и реализуется разными людьми» (И. Кон)
«При демократии человек не только наслаждается предельно
возможной властью, но и несет предельно огромную
ответственность» (Н. Казинс)
«Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто
ему повинуется» (Демокрит)
«Три вещи делают нацию великой и благоденствующей:
плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость
передвижения людей и товаров» (Ф. Бэкон)

К л ю ч к т е с т у:
А1. 3). А2. 2). А3. 2). А4. 1). А5. 3). А6. 1). А7. 1). А8. 3).
А9. 2). А10. 3). А11. 1). А12. 4). А13. 3). А14. 1). А15. 2).
А16. 3). А17. 2). А18. 2). А19. 3).
В1. 1) – А; 2) – Б; 3) – Б; 4) –А.
В2. ГБЕДЗА.
В3. 1) – А, Д; 2) – Б, В; 3) – Г, Е.
В4. А – 1); Б – 2); В – 2); Г – 1).
В5 – обоснованность.

Понятие общественного прогресса

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«__________ (1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы __________ (2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется __________ (3). Глобализация – __________ (4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление __________ (5) общества, с другой, – обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема __________ (6)».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

А) диалог культур Б) разделение труда В) общество Г) глобализация Д) противоречивый Е) массовая культура Ж) сельское хозяйство З) информационное И) компьютер

Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1) развитое фабричное производство

2) создание основного продукта в сельском хозяйстве

3) завершение промышленного переворота

4) высокоразвитая инфраструктура

5) компьютеризация промышленности

6) преобладание патриархального типа семьи

Какой из признаков свойственен постиндустриальному обществу?

1) завершение промышленного переворота

2) присваивающий тип хозяйства

3) развитие цифровых средств массовой коммуникации

4) особая ценность коллектива, общинность

5) ведущая роль информационных технологий

6) появление массовой культуры

Принцип гуманизации образования требует

1) усиления внимания общества к личности, её интересам

2) создания единой системы образования для различных стран

3) повышения роли изучения социально-гуманитарных дисциплин

5) компьютеризацию учебных заведений



6) унификацию требований к учебному оборудованию

Выберите верные суждения о свободе человека?

1.Свобода человека в обществе – это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.

2.Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.

3.Свобода человека является синонимом вседозволенности.

4.Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

5.Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.

6.Свобода личности не проявляется в осознанном следовании установленным нормам.

Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства

2) преобладание промышленности

3) слабый уровень разделения труда

4) решающее значение сферы услуг в экономике

5) урбанизация страны

6) высокая социальная мобильность

Процесс гуманизации образования предполагает

1) соблюдение устава школы

2) учет потребностей и интересов учащихся

3) обучение в две смены

4) разнообразие образовательных услуг

5) особое внимание к наукам о природе

Какая черта характеризует общество как динамическую систему?

1) наличие общественных отношений

2) обособление от природы

3) постоянные изменения

4) самоорганизация и саморазвитие

5) наличии связи с природной средой

6) совокупности институтов и подсистем

7) способности к прогрессу

1.Одним из критериев прогресса является развитие производительных сил, в том числе самого человека.

2.Прогресс противоречив, общество платит высокую цену за достижения в сфере науки, техники, технологий.

3. К общественному прогрессу не относится развитие культуры и образования общества

4. В современную эпоху прогресс освоил все области общественной жизни

5. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс

Выберите верные суждения о типах общества?

1.В постиндустриальном обществе важнейшими социальными ценностями являются способность и готовность к изменениям и инновациям.

2.В индустриальном обществе уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями устойчивы.

3.Для информационного общества свойственна стабильность и неподвижность социальной структуры

4. Для индустриального общества свойственно выдвижение на первый план сферы услуг

5. Для индустриального общества характерна высокая социальная мобильность

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением трех, связаны с понятием «глобализация».

1) Локальная цивилизация; 2) сепаратизм; 3) интернет-сети; 4) мировые рынки;) интернационализация; 6) международное разделение труда; 7) протекционизм

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы __________ (А): эволюция и революция. Учёные называют __________ (Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе __________ (В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил.

Важным является вопрос о __________ (Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею __________ (Д).

В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального __________ (Е) и духовного развития».

Список терминов: 1) направленность 2)социальные изменения 3) процесс 4) потребности 5) эволюция 6) информация 7) общественный прогресс 8) социальная революция 9) благосостояние

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Понятие «общественный прогресс» достаточно достоверно отражает реалии современной жизни и помогает их правильно оценивать. (Б) Прогресс означает направление движения от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. (В) В духовной сфере общественной жизни прогресс ещё более впечатляющ, чем в материальной сфере. (Г) Обязательное начальное, а затем и среднее образование было законодательно закреплено в нашей стране в прошлом веке. (Д) Сегодня не менее половины выпускников школ становятся студентами высших учебных заведений. (Е) Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Выберите верные суждения о традиционном обществе?

1.В традиционном обществе достижения науки и техники стали активно внедряться в хозяйственную деятельность.

2.В традиционном обществе широко развивалась массовая культура.

3. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.

4. Ведущий производственной сферой традиционного общества является сельское хозяйство

5. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость

Выберите верные суждения о формах общественного развития?

1.Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством.

2.Революция предполагает резкие качественные изменения в различных сферах общественной жизни.

3. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.

4. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство

Выберите верные суждения об общественном прогрессе?

1. Источниками прогресса могут быть стремление человека к познанию, технические усовершенствования или социальные противоречия.

4. Прогресс в одних сферах жизни общества всегда сопровождается регрессивными изменениями в других.

Ученые отмечают, что современный мир, с одной стороны, многообразен и противоречив, с другой - целостен и взаимосвязан. Рассмотрим эти особенности подробнее. О многообразии современного мира говорят такие факты: на планете Земля живут более 6 млрд человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи; в современном мире существует более 2000 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства; эти государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей. Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки государств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни; многообразен религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений; велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения.
Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.

Ученые предлагают различные подходы к типологии современного мира, выделению в нем сходных общностей. Наиболее распространенным является выделение в современном мире двух общественных типов: традиционного и так называемого «западного». Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанное. Факторами его целостности являются:
развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты;
развитие транспорта, сделавшее современным мир «маленьким», доступным для передвижения; развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технико-технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества - с другой;
развитие экономики. Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества;
острота глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.
Отмеченные процессы являются элементами глобализации , в которой реализуется тенденция к единству и целостности современного мира.

Ведущей тенденцией развития, главным вызовом современной эпохи становится глобализация. Все теснее и теснее становятся связи между странами и регионами мира, многие вопросы выходят за рамки государств и приобретают транснациональный характер. Мы являемся свидетелями процесса интеграции народов и государств в единое мировое сообщество, пространство, функционирующее на основе единых стандартов, норм, правил поведения, ценностей. Очевиднее всего глобализация проявляется в таких явлениях как действующие по всему Земному шары закусочные «Макдональдс», вездесущие гамбургеры и чизбургеры, «Кока-кола», шоколадки «Сниккерс». Весь мир жует жвачку «Риглейз», носит джинсы «Ливайс», пьет чай «Липтон». Стремительно исчезают национальные товарные знаки – бренды. К примеру, армянского коньяка, который был хорошо известен в советские времена, фактически уже не будет, так как предприятия, на которых он производился, выкуплены французскими компаниями. Российские кондитерские предприятия покупают транснациональные компании вроде «Нестле».

Глобализация наступает вместе с автомобилями, бытовой техников, стандартами потребления словно океанская волна, которой столь трудно противостоять. Хорошо это или плохо? Можно ли вообще в подобной системе координат оценить всю сложность и противоречивость этого явления, ведущего к унификации мира?

Идея объединения людей в планетарном масштабе не нова. О едином мировом государстве мечтали и просветители и утописты. Много лет назад, на заре советского государства руководители большевистской партии мечтали о создании единой Земшарии с единым центром управления экономикой как результате победоносной мировой революции. Поэт Владимир Маяковский определил эту мечту как жизнь «единым человечьим общежитием». Но осуществление интеграции в мировом масштабе, вопреки чаяниям большевиков стало возможным именно на путях капиталистического развития.

Основой процесса глобализации стало формирование мирового рынка, обеспечивающего свободный переток капиталов, выходящий за рамки национальных экономик, доступ крупнейших компаний к источникам сырья, где бы они не находились, конкуренцию на мировом рынке труда. Институтами экономической глобализации стали созданные после Второй мировой войны Всемирный банк, Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, а также усиливающиеся в последние десятилетия крупнейшие транснациональные корпорации, по чъему заказу, зачастую, начинают работать правящие круги многих стран.

Глобализация политическая затрагивает всемирные интересы и сопровождается введением в мировую практику новых механизмов обеспечения безопасности, таких как миротворческие операции, междунарордные санкции, антитеррористическая борьба. Институтами глобальной политики стали Организация объединенных наций, созданная в 1945 году, региональные интеграционные структуры, прежде всего, ЕЭС, Совет Европы и др.

Глобализация экономики и политики дополняется развитием информационных технологий и средств связи, формированием единого мирового информационного пространства. Благодаря сети Интернет, любая информация в считанные секунды способна преодолевать расстояния в десятки тысяч километров. Кроме того, можно говорить о создании мировой массовой культуры. Нашумевшие премьеры голливудских блокбастеров, например, знаменитого «Властелина колец», практически одновременно проходят на разных странах и континентах. Весь мир закупает и смотрит бесконечные бразильские «мыльные оперы», читает книги о Гарри Поттере, слушает модные музыкальные хиты. Все унифицируется, подгоняется под единые стандарты производства и потребления. Адепты глобализации убеждены в ее благотворном воздействии на мировое сообщество, в том, что ее плоды будут полезны людям во всем мире. Что в итоге на всей земле победят и утвердятся гуманистические демократические ценности, генерируемые западноевропейской цивилизацией.

Однако столь оптимистический сценарий вошел в соприкосновение с реалиями и жизни и вызвал сильнейшее противодействие со стороны национальных культур, групп и движений, не заинтересованных в поглощении своих традиционных ценностей агрессивной западной культурой.

Глобализация породила сложный комплекс противоречий и вызвала к жизни противоположный процесс – антиглобализм.

Безусловно, процесс глобализации влечет за собой включение национальных экономик в эффективные международные связи и контакты, повышает стандарт и качество жизни многих народов, но, наряду с этим, растет и количество проблем. Экономикоцентризм идеологии и практики глобализации определяет потебительское отношение к окружающей среде, духовной культуре. В условиях глобализации все подчиняется экономическому росту. Зачастую в ущерб гуманитарным интересам и ценностям. Нещадная эксплуатация природных ресурсов приводит к возникновению экологических угроз.

Экономика эпохи глобализации все большее и большее внимание уделяет не производственной деятельности, а финансовым отношениям. Господствующие на мировом рынке транснациональные корпорации, названные теоретиком антиглобализма Д.Коргеном «империями нового корпоративного колониализма» в малой степени учитывают интересы и потребности местного населения, с его исторически сложившимися устоями и традициями. Вместо экономик национально ориентированных, складывается отстраненный и бездушный глобальный рынок, задающий единые стереотипы потребления и вкусы.

Культ экономики, потребительства, денег подвергает угрозе самые сущностные гуманитарные основы человеческого бытия. Ведь сказано: «Не хлебом единым жив человек». Не менее важную, а может быть и более значимую роль играют политические институты, культура. Поэтому в качестве задачи, стоящей перед современным человечеством можно назвать обеспечение непротиворечивого единения экономических, политических, культурных процессов.

Глобализация, словно паровой каток, укладывающий асфальт, безразлична к национальной специфике, традициям. Она сопровождается стремительной экспансией западных ценностей и западного образа жизни, вестернизацией, вступает в соприкосновение с традициями и культурой. Усиливается разрыв между богатыми и бедными странами. Богатые, мировой «Север», становятся еще богаче и могущественней, превращаясь все более и более в замкнутый элитарный клуб вершителей судеб мира, бедные, мировой «Юг» становятся беднее, и в принципе, неспособными приблизиться к более или менее приемлемым стандартам жизни. Известный политолог С.Хантингтон признает, что «навязывание миру западных ценностей по своим последствиям аморально». И ведет к борьбе с вестернизацией, к рецидивам традиционализма.

Стало уже привычным для нас, что во время проведения встреч на высшем уровне представителей ведущих стран мира «Большой восьмерки», Всемирного экономического форума и т.д. происходят и массовые выступления антиглобалистов. Молодые люди, студенты сжигают государственные флаги ведущих стран, разбивают витрины кафе «Макдональдс» автомобили, выражая тем самым протест против унификации, подчинения своих стран интересам транснациональных компаний. И этот протест объединяет разные доселе политические силы.

Ущемленные в своих интересах круги в разных странах и регионах мира ищут ответ на вызовы глобализации. Одним из вариантов подобных ответов является рост экстремизма, радикализма, международный терроризм.

Важно в современную эпоху четко и правильно осмыслить свои национальные интересы, ответить на вопрос, как и в какой степени сочетаются они с глобализацией, понять свою специфику. Найти оптимальное для каждой страны сочетание универсалий и уникального, присущего только данной стране и ее народу.

Представляется бесспорной правота англичанина Кристофера Коукера: «Бросит ли снова Россия вызов Западу, зависит от того, будет ли складывающееся в ней общество таким же отвлеченным и умышленным, как прежде. Если оно растеряет свои ценности, пытаясь стать таким, каким его хочет видеть Запад, то не сможет модернизироваться. Культура его уникальна. И модернизация должна сохранить эту уникальность, а не нивелировать ее. Россия никогда не станет частью западного политического сообщества, или, если на то пошло, западного мира».

Подобные слова можно адресовать не только России, но и многим другим странам и регионам.