Стадии конфликта на конкретном примере. Основные стадии развития конфликта. Вопрос. Понятия конфликта и конфликтной ситуации

Одним из условий развития общества является противостояние разных групп. Чем сложнее структура общества, тем сильнее оно раздроблено и тем больше риск возникновения такого явления, как социальный конфликт. Благодаря ему и происходит развитие всего человечества в целом.

Что такое социальный конфликт?

Это наивысшая стадия, при которой развивается противостояние в отношениях между отдельными личностями, группами, в целом всего общества. Понятие социального конфликта означает противоречие двух и более сторон. Кроме того, различают и внутриличностное противостояние, когда у человека имеются потребности и интересы, противоречащие друг другу. Данная проблема насчитывает не одно тысячелетие, а в ее основе лежит положение, что одни должны стоять «у руля», а другие подчиняться.

Что является причиной социальных конфликтов?

Фундаментом являются противоречия субъективно-объективного характера. К объективным противоречиям относят противостояние между «отцами» и «детьми», начальниками и подчиненными, трудом и капиталом. Субъективные причины социальных конфликтов зависят от восприятия ситуации каждым отдельным индивидом и его отношения к ней. Ученые конфликтологи выделяют самые разные основания для возникновения противостояния, вот основные:

  1. Агрессия, которую могут проявлять все животные, в том числе и человек.
  2. Перенаселенность и факторы окружающей среды.
  3. Враждебное отношение к обществу.
  4. Социальное и экономическое неравенство.
  5. Культурные противоречия.

Отдельно взятые индивиды и группы могут конфликтовать из-за материальных благ, первостепенных жизненных установок и ценностей, полномочий власти и т.д. В любом поле деятельности может возникнуть спор из-за несовместимых потребностей и интересов. Однако, не все противоречия перерастают в конфронтацию. О ней говорят только при условии активного противоборства и открытой борьбы.

Участники социального конфликта

Прежде всего, это люди, стоящие по обе стороны баррикад. В ходе сложившейся ситуации они могут быть как физическими, так и юрлицами. Особенности социального конфликта в том, что он базируется на определенных разногласиях, из-за которых и сталкиваются интересы участников. Есть еще и объект, который может иметь материальную, духовную или социальную форму и который каждый из участников стремится получить. А непосредственным их окружением является микро- или макросреда.


Социальный конфликт – плюсы и минусы

С одной стороны, открытое столкновение дозволяет обществу эволюционировать, добиваться определенных соглашений и договоренности. В результате отдельные его члены учатся приспосабливаться к незнакомым условиям, принимать во внимания желания других индивидов. С другой стороны, современные социальные конфликты и их последствия предсказать нельзя. В случае самого тяжелого развития событий общество может полностью разрушиться.

Функции социального конфликта

Первые – конструктивные, а вторые – деструктивные. Конструктивные носят положительный характер – разряжают напряженность, проводят изменения в социуме и др. Деструктивные несут разрушения и хаос, они дестабилизируют отношения в определенной среде, уничтожают социальное сообщество. Позитивная функция социального конфликта заключается в укреплении общества в целом и отношений между его членами. Негативная - дестабилизирует социум.

Стадии социального конфликта

Стадиями развития конфликта являются:

  1. Скрытая . Натянутость в общении между субъектами нарастает из-за стремления каждого улучшить свое положение и достичь превосходства.
  2. Напряжение . Основные стадии социального конфликта включают напряженность. Причем чем больше мощь и превосходство доминирующей стороны, тем она сильнее. Непримиримость сторон приводит к очень сильной конфронтации.
  3. Антагонизм . Это следствие высокой напряженности.
  4. Несовместимость . Собственно, само противостояние.
  5. Завершение . Разрешение ситуации.

Виды социальных конфликтов

Они могут быть трудовыми, экономическими, политическими, образования, социального обеспечения и т.д. Как уже было сказано, могут возникать между отдельными людьми и внутри каждого. Вот распространенная классификация:

  1. В соответствии с источником возникновения – конфронтация ценностей, интересов и идентификации.
  2. По последствиям для социума основные виды социальных конфликтов делятся на созидательные и разрушительные, успешные и провальные.
  3. По степени влияния на среду – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, острые, масштабные, региональные, локальные и др.
  4. В соответствии с расположением оппонентов – горизонтальные и вертикальные. В первом случае спорят люди, стоящие на одном уровне, а во втором начальник и подчиненный.
  5. По способу борьбы – мирные и вооруженные.
  6. В зависимости от степени открытости – скрытые и открытые. В первом случае соперники воздействуют друг на друга косвенными методами, а во втором переходят к открытым ссорам и спорам.
  7. В соответствии с составом участников – организационные, групповые, политические.

Способы разрешения социальных конфликтов

Самые эффективные способы разрешения конфликтов:

  1. Избегание конфронтации . То есть один из участников уходит со «сцены» физически или психологически, но сама конфликтная ситуация остается, так как не устранена причина, ее породившая.
  2. Переговоры . Обе стороны пытаются найти точки соприкосновения и путь к сотрудничеству.
  3. Посредники . включают и привлечение посредников. Его роль может играть как организация, так и частное лицо, которое благодаря имеющимся возможностям и опыту делает то, что нереально было бы сделать без его участия.
  4. Откладывание . По сути один из оппонентов лишь на время сдает свои позиции, желая накопить силы и вновь вступить в социальный конфликт, пытаясь вернуть утраченное.
  5. Обращение в арбитраж или третейский суд . При этом противостояние разбирается в соответствии с нормами закона и права.
  6. Силовой метод с привлечением военных, техники и вооружения, то есть по сути, война.

К каким последствиям приводят социальные конфликты?

Ученые рассматривают это явление с функционалистской и социологической точки зрения. В первом случае конфронтация несет явно негативный характер и приводит к таким последствиям, как:

  1. Дестабилизация социума . Рычаги управления больше не работают, в обществе царит хаос и непредсказуемость.
  2. Последствия социального конфликта включают и участников на определенных целях, заключающихся в победе над противником. При этом все остальные проблемы отходят на второй план.
  3. Потеря надежды на дальнейшие дружественные отношения с оппонентом.
  4. Участники конфронтации отстраняются от общества, они чувствуют неудовлетворенность и т.п.
  5. Рассматривающие противостояние с социологической точки зрения считают, что у этого явления имеются и положительные стороны:
  6. При заинтересованности в положительном исходе дела наблюдается сплочение людей и укрепление взаимопонимания между ними. Каждый чувствует свою причастность к тому, что происходит, и делает все, чтобы у социального конфликта был мирный исход.
  7. Обновляются существующие и образовываются новые структуры и институты. Во вновь появившихся группах создается определенный баланс интересов, который и гарантирует относительную стабильность.
  8. Управляемый конфликт дополнительно стимулирует участников. Они разрабатывают новые идеи и решения, то есть «растут» и развиваются.

Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. Неизбежно в какие-то моменты происходит столкновение интересов, которое необходимо разрешать. Итак, какова природа Как он начинается и чем грозит? Могут ли стадии развития социального конфликта иметь позитивные последствия? Все эти вопросы актуальны, поскольку эта форма взаимодействия так или иначе знакома каждому.

Социология и смежные науки

Очень много ученых различных специальностей изучают различные аспекты жизни человека. Это психология, включающая несколько направлений, а также экономика и социология. Последняя - сравнительно молодая наука, ведь она стала самостоятельной лишь в XIX веке. И она изучает то, что происходит с обычными людьми каждый день, - процесс их взаимодействия. Так или иначе, всем членам общества приходится общаться между собой. И то, что при этом происходит, как люди себя ведут в тех или иных ситуациях (с точки зрения окружающих) - главный предмет интереса социологии. Кстати, несмотря на свою сравнительно небольшую историю, эта наука успела в достаточной степени развиться и разветвиться на несколько школ и течений, рассматривающих разные явления с отличающихся точек зрения. Различные взляды и мнения позволяют сформировать более или менее целостную картину, хотя активные исследования все еще продолжаются, ведь общество меняется, в нем наблюдаются новые явления, а другие устаревают и уходят в прошлое.

Социальные взаимодействия

В обществе всегда протекают некие процессы, затрагивающие некоторое количество людей. Происходят связанные друг с другом. Их всегда можно узнать по ряду признаков:

  • они предметны, то есть имеют цели и причины;
  • они выражены внешне, то есть их можно наблюдать со стороны;
  • они ситуативны и меняются в зависимости от обстановки;
  • наконец, они выражают субъективные интересы или намерения участников.

Процесс взаимодействия не всегда происходит с помощью вербальных способов общения, и это стоит учесть. Кроме того, ему присуща обратная связь в том или ином виде, хотя она не всегда может быть заметна. Кстати, здесь законы физики не действуют, и не каждое действие провоцирует какой-то ответ - такова уж человеческая природа.

Социологи выделяют три базовые формы социальных взаимодействий: кооперация, или сотрудничество, конкуренция и конфликт. Все они имеют одинаковое право на существование и возникают постоянно, даже если это незаметно. Последняя форма может наблюдаться в разном виде и среди различного количества людей. И ею даже занимается в какой-то степени отдельная наука - конфликтология. Ведь эта форма взаимодействия может выглядеть по-разному и иметь самую разную природу.

Конфликты

Многие наверняка хотя бы раз в жизни видели ссорящуюся пару, мать, ругающую ребенка, или подростка, который не хочет разговаривать с родителями. Это и есть явления, которые изучает социология. Социальные конфликты - это высшая степень проявления несогласия между людьми или их группами, борьба их интересов. Это слово пришло в русский язык из латыни, где оно означает "столкновение". Борьба мнений может проходить по-разному, иметь свои причины, последствия и т. д. Но возникновение социального конфликта всегда начинается с субъективного или объективного ущемления чьих-то прав и интересов, что вызывает ответную реакцию. Противоречия существуют постоянно, но стадии развития социального конфликта становятся видны лишь тогда, когда ситуация обостряется.

Основы и природа

Общество неоднородно, и блага распределены среди его членов не поровну. На протяжении своей истории человечество неизменно искало способ организовать жизнь так, чтобы все было справедливо, но пока все попытки сделать это проваливались. Такая неоднородность и есть та самая почва, которая составляет основы социального конфликта на макроуровне. Так что главной причиной является острое противоречие, все остальное нанизывается на этот стержень.

В отличие от конкуренции, с которой можно спутать конфликт, взаимодействие может происходить в крайне агрессивной форме, вплоть до насилия. Разумеется, это случается далеко не всегда, но количество войн, забастовок, бунтов и демонстраций показывает, что иногда все может быть очень серьезно.

Классификация

Существует огромное количество которые различаются в зависимости от применяемых критериев. Основными можно назвать такие:

  • по количеству участников: внутренние, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, а также конфликты с внешней средой;
  • по охвату: локальные, национальные, межнациональные, глобальные;
  • по длительности: краткосрочные и длительные;
  • по сферам жизни и основе: экономические, политические, социокультурные, идеологические, семейно-бытовые, духовно-нравственные, трудовые, юридически-правовые;
  • по характеру возникновения: спонтанные и преднамеренные;
  • по использованию различных средств: насильственные и мирные;
  • по последствиям: успешные, безуспешные, конструктивные, деструктивные.

Очевидно, что, рассматривая конкретное столкновение, необходимо вспомнить обо всех этих факторах. Лишь это поможет выделить некоторые латентные, то есть скрытые, причины и процессы, а также понять, как уладить конфликт. С другой стороны, игнорируя некоторые из них, можно рассмотреть отдельные аспекты гораздо подробнее.

Кстати, многие исследователи считают, что скрытые конфликты наиболее серьезны. Молчаливое противостояние не только неконструктивно - оно подобны бомбе с замедленным механизмом, которая может взорваться в любой момент. Именно поэтому необходимо так или иначе высказывать разногласия, если они есть: большое количество разных мнений зачастую помогает принимать серьезные решения, которые бы удовлетворили все заинтересованные стороны.

Стадии протекания

Непосредственно участвуя в конфликте, нелегко дистанцироваться и думать о чем-то другом, ведь противоречие острое. Однако наблюдая со стороны, можно легко выделить основные стадии социального конфликта. Разные ученые иногда выделяют неодинаковое их количество, но в основном говорят четырех.

  1. Предконфликтное состояние. Это еще не само столкновение интересов, но ситуация неизбежно ведет к нему, противоречия между субъектами появляются и накапливаются, постепенно нарастает напряжение. Затем происходит некое событие или действие, которое становится так называемым триггером, то есть является поводом к началу активных действий.
  2. Непосредственно конфликт. Стадия эскалации является самой активной: стороны взаимодействуют в той или иной форме, ища не только выход недовольству, но и способ уладить проблему. Иногда предлагаются пути решения, иногда противоборство остается деструктивным. Не всегда все участники конфликта предпринимают активные действия, но каждый из них играет свою роль. Помимо двух непосредственно взаимодействующих сторон, часто на этой стадии вмешиваются посредники, или медиаторы, стремящиеся перейти к урегулированию проблем. Также могут быть и так называемые подстрекатели или провокаторы - люди, осознанно или нет предпринимающие действия по дальнейшей Как правило, активно одну из сторон они не поддерживают.
  3. Настает момент, когда стороны уже высказали все претензии и готовы искать выход. На этой стадии ведутся активные и часто конструктивные переговоры. Однако для того, чтобы найти решение, необходимо помнить о некоторых важных условиях. Во-первых, участники конфликта должны понимать его истинные причины. Во-вторых, они должны быть заинтересованы в примирении. В-третьих, необходимо успокоиться, вспомнить о взаимном уважении. Наконец, последнее условие - поиск не общих рекомендаций, а разработка конкретных шагов по снятию противоречия.
  4. Послеконфликтный период. В это время начинается претворение в жизнь всех тех решений, которые были приняты для примирения. Некоторое время стороны могут еще находиться в некоем напряжении, остается так называемый "осадок", но со временем все проходит, и отношения возвращаются в мирное русло.

Эти стадии развития социального конфликта знакомы на практике абсолютно всем. Как правило, второй период является самым длительным и болезненным, иногда стороны очень долго не могут перейти к конструктивному обсуждению дальнейших шагов. Ссора затягивается и портит всем настроение. Но рано или поздно третья стадия наступает.

Тактика поведения

В социальной сфере конфликты того или иного масштаба происходят постоянно. Они могут проходить совсем незаметно, а могут быть очень серьезными, особенно если обе стороны ведут себя неразумно и раздувают мелкие противоречия до огромных проблем.

Существует пять основных социальных моделей того, как люди действуют в предконфликтной ситуации или на стадии эскалации. Их условно также ассоциируют с животными, замечая похожие ценности и стремления. Все они - в той или иной степени - конструктивны и разумны, однако выбор каждой из них зависит от множества факторов. Итак, на первой стадии социального конфликта и при последующем развитии событий наблюдается что-то из следующего:

  1. Приспособление (медведь). Эта тактика предполагает для одной из сторон полное жертвование своими интересами. В данном случае, с точки зрения "медведя", важнее восстановить спокойствие и стабильность, а не разрешить противоречия.
  2. Компромисс (лиса). Это более нейтральная модель, в которой предмет спора примерно одинаково важен для обеих сторон. Данный вид разрешения конфликта предполагает, что оба оппонента будут удовлетворены лишь частично.
  3. Сотрудничество (сова). Этот способ нужен, когда о компромиссе не может быть и речи. Это наиболее удачный вариант, если необходимо не только вернуть, но и укрепить Но он подходит лишь тем, кто готов отложить обиды в сторону и мыслить конструктивно.
  4. Игнорирование (черепаха). Одна из сторон всеми силами избегает открытого противостояния, надеясь на самостоятельное разрешение разногласий. Иногда применение этой тактики необходимо, чтобы получить передышку и ослабить напряжение.
  5. Конкуренция (акула). Как правило, одна из сторон единолично принимает решение, направленное на устранение проблемы. Это возможно лишь при наличии достаточного количества знаний и компетенции.

По мере того как развитие социального конфликта переходит от одной стадии к другой, модели поведения могут меняться. Процесс зависит от множества факторов, и от этого может зависеть, чем все закончится. Если же стороны не в состоянии справиться самостоятельно, может возникнуть необходимость в посреднике, то есть медиаторе, или арбитраже.

Последствия

Почему-то принято считать, что столкновение разных точек зрения не несет в себе ничего хорошего. Но это не так, ведь у каждого явления есть как негативная сторона, так и позитивная. Так, существуют и последствия социальных конфликтов, которые можно назвать положительными. Среди них нужно выделить такие:

  • поиск новых путей решения различных проблем;
  • возникновение понимания ценностей и приоритетов других людей;
  • усиление внутригрупповых связей, если речь идет о внешних разногласиях.

Тем не менее есть и отрицательные моменты:

  • усиление напряженности;
  • разрушение межличностных связей;
  • отвлечение внимания от решения более важных проблем.

Большинство ученых не оценивают последствия социальных конфликтов однозначно. Даже каждый конкретный пример нужно рассматривать лишь в перспективе, оценив долгосрочное влияние всех принятых решений. Но, раз разногласия возникают, значит, они зачем-то необходимы. Хоть в это и трудно поверить, вспоминая страшные примеры из истории, которые приводили к кровопролитным войнам, жестоким бунтам и казням.

Функции

Роль социальных конфликтов не так уж проста, как может показаться. Этот вид взаимодействия является одним из самых эффективных. Кроме того, по мнению многих исследователей, именно столкновение интересов является неистощимым источником развития общества. Сменяются экономические модели, политические режимы, целые цивилизации - и все из-за глобальных конфликтов. Но это происходит только тогда, когда разногласия в обществе достигают апогея, и наблюдается острый кризис.

Так или иначе, но многие социологи считают, что существует в конечном итоге лишь два варианта развития событий при возникновении острых противоречий: распад ядра системы либо нахождение компромисса, или консенсуса. Все остальное рано или поздно приводит к одному из этих путей.

Когда это нормально?

Если вспомнить сущность социального конфликта, то станет ясно, что любое взаимодействие в этой форме изначально имеет рациональное зерно. Так что, с точки зрения социологии, даже открытое столкновение - вполне нормальный тип взаимодействия.

Проблема лишь в том, что люди нерациональны и часто идут на поводу у эмоций, а также могут использовать их в своих целях, и тогда стадии развития социального конфликта задерживаются на эскалации и раз за разом возвращаются к ней. Цель теряется, что не приводит ни к чему хорошему. Но слепо избегать конфликтов, постоянно жертвуя своими интересами, - неправильно. Миролюбивость в данном случае совершенно не нужна, иногда необходимо постоять за себя.

Общепринятым является выделение таких стадий конфликта: конфликтная ситуация , в рамках которой формируются детерминанты конфликта, провоцирующие социальную напряженность; осознание социальными субъектами расхождения их интересов и ценностей, а также факторов, определяющих формирование целей и путей их достижения; открытое конфликтное взаимодействие , где особое внимание привлекают процессы эскалации и деэскалации конфликта; завершение конфликта , где наибольшую важность приобретает учет возможных результатов и последствий, как предшествующего противоборства, так и способа его регулирования.

Известно, что на практике определить начало конфликта, границу перехода конфликтной ситуации в открытое противоборство далеко не всегда удается точно. Еще сложнее определить границы стадий.

В западной социально-психологической литературе динамика конфликта понимается в двух планах: широком и узком. В широком смысле слова динамика трактуется как последовательная смена определенных стадий или этапов, характеризующих процесс развертывания конфликта от возникновения конфликтной ситуации до разрешения конфликта. В узком смысле слова динамика конфликта рассматривается в контексте лишь одной, но наиболее острой его стадии - конфликтного взаимодействия.

Например:

Появление причин конфликта;

Возникновение чувства неудовлетворенности (обиды, возмущения);

Предложение устранить причины конфликта;

Невыполнение этого требования;

Конфликт.

В данном случае фактически раскрыто начало конфликта, но не показана динамика от начала конфликта до его разрешения.

Многие авторы, исследуя динамику конфликта, делают акцент на соотношении объективных и субъективных факторов, где определяющим является все же субъективный (осознание конфликтной ситуации хотя бы одной из сторон). Указывая на важность осознания конфликтной ситуации, они утверждают, что социальные явления и процессы прогнозируемы и управляемы. Личность, иногда включенная в них независимо от ее воли и сознания, может вносить свой вклад в развитие событий.

Таким образом, мы отмечаем, что конфликт - это сложное динамическое образование, имеющее свои границы, содержание, этапы и свои формы динамики.

Все многообразие форм динамики конфликтов можно свести к трем основным формам.

1. Конфликт имеет циклический характер и проходит предсказуемую последовательность стадий. Конфликт зарождается, развивается, интенсивность единоборства достигает апогея, а затем, после принятых мер по урегулированию ситуации, постепенно или быстро напряженность спадает.

2. Конфликт - это фазовый процесс. Взаимодействие субъектов ведет к преобразованию социальной ситуации. Меняются условия жизнедеятельности, характер и содержание общественных отношений, принципы и правила поведения личности, социальная структура и статус личности или социальных групп.



3. Конфликт является взаимодействием двух субъектов (индивидов, социальных групп), в котором действия одной стороны, являются реакцией на действия другой стороны.

В реальной общественной жизни эти формы редко встречаются в чистом виде. Как правило, конфликты имеют смешанные формы. Очень часто конфликт вначале имеет одну форму, затем переходит в другие. Особенно это характерно для затяжных конфликтов. Даже забастовка, представляя относительно чистую форму циклического конфликта с выраженными стадиями, может переходить в фазовую форму.

Наибольший интерес представляет почти универсальная схема динамики развития конфликта, где выделяют латентный (предконфликтный) период, открытый период (собственно конфликт), латентный период (послеконфликтная ситуация).

Более полное и достоверное представление о динамике конфликта предполагает выделение в ней следующих стадий:

1) латентная стадия;

2) стадия идентификации;

3) инцидент;

4) стадия эскалации;

5) критическая стадия;

6) стадия деэскалации;

7) стадия прекращения.

Латентнаястадия потенциальные соперники еще не осознают себя таковыми. Эта стадия включает следующие этапы: возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации.

Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев возникновения ложного конфликта, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, действиями, мотивами, стремлениями и т. п.). Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин. Ежедневно возникая на производстве, в бизнесе, быту, семье и других сферах жизни, многие проблемные ситуации существуют длительное время, не проявляя себя.

Одно из условий такого перехода - осознание объективной проблемной ситуации.

Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность осознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.

Попытка сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание противоречия не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто хотя бы одна из них пытается решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликт воспринимается как угроза безопасности одной из сторон взаимодействия, угроза каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (это характерно для проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственнойугрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

Каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей без воздействия на соперника. Когда все попытки достичь желаемого оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной ситуации называется идентификацией. Другими словами, это поиск тех, кто мешает удовлетворению потребностей и против кого следует применять агрессивные действия.

Отличительная особенность латентной стадии и стадии идентификации заключается в том, что они образуют предпосылку перехода к активным конфликтным действиям, направленным на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной намеченных целей и реализовать собственные намерения. Тем самым поочередно происходит инцидент и начинается стадия эскалации конфликта.

Инцидент (от лат. incidens - случай, случающийся) представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но, во всяком случае, повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало.

Например, Сараевское убийство - убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда и его жены, осуществ­ленное 28 июня 1914 г. (по новому стилю) в городе Сараево, было использовано Австро-Венгрией как повод для развязывания Первой мировой войны. Уже 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия под прямым давлением Германии объявила войну Сербии. А прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г. в Польшу - это уже не повод, а инцидент, свидетельствующий о начале Второй мировой войны.

Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на «своих» и «чужих», друзей и врагов, союзников и противников. После инцидента становится ясным «кто есть кто», ибо маски уже сброшены. Однако реальные силы оппонентов еще до конца не известны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределенность истинных сил и ресурсов (материальных, физических, финансовых, психических, информационных и т.д.) противника является весьма важным фактором сдерживания развития конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределенность способствует и дальнейшему раз­витию конфликта. Поскольку ясно, что если бы обе стороны имели четкое представление о потенциале противника, его ресурсах, то многие конфликты были бы прекращены с самого начала. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника своей мощью. В обоих случаях инцидент был бы достаточно быстро исчерпан.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. С одной стороны, хочется быстрее «ввязаться в драку» и победить, а с другой - трудно входить в воду «не зная броду».

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап - происходит его эскалация (нарастание). Так, после первого инцидента во Второй мировой войне - вторжения Германии в Польшу - последовали другие, не менее опасные. Уже в апреле - мае 1940 г. немецкие войска оккупировали Данию и Норвегию, в мае - вторглись в Бельгию, Нидерланды и Люксембург, а затем и во Францию. В апреле 1941 г. Германия захватила территорию Греции и Югославии, а 22 июня 1941 г. напала на Советский Союз.

Эскалация конфликта - это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве.

Вопрос стоит только гак: «кто кого», ибо это уже не локальный бой, а полномасштабная битва. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и других.

На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентаций, в частности, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

Среди основных моментов, характеризующих этап эскалации конфликта, можно выделить в первую очередь следующие:

1) созданиеобраза врага;

2) демонстрацию силы и угрозу ее применения;

3) применение насилия;

4) тенденцию к расширению и углублению конфликта.

На стадии эскалации , согласно Д. Пруитту и Д. Рабину, конфликт претерпевает следующие трансформации.

1. От легкого к тяжелому. Конфликт более легких форм перерастает в конфликт с более тяжелыми формами взаимодействия (например, простое расхождение во мнениях, взглядах и т.д. перерастает в жесткое соперничество).

2. От малого к большому. Стороны все больше вовлекаются в борьбу и привлекают постоянно увеличивающиеся ресурсы в стремлении достичь преобразования.

3. От специфического к общему. В ходе эскалации конфликта происходит «потеря» его объекта и цели. Расширяется предметная зона конфликта.

4. От эффективных действий - к победе и, далее, к нанесению ущерба другой стороне.

5. От нескольких ко многому . Вначале осуществляются эпизодические конфликтные столкновения по отдельным вопросам. В ходе эскалации «стычки» становятся постоянными и по любому поводу.

Таким образом, даже самый, казалось бы, незначительный конфликт может разрастаться подобно снежному кому, захватывая все большее количество участников, обрастая новыми инцидентами и усиливая напряженность отношений между враждующими сторонами.

Достигнув своего пика – критической стадии, стороны продолжают оказывать сбалансированное противодействие, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются.

Угасание (деэскалация) конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы ипрекращению конфликта по любым причинам. На этой стадии развития противоборства возможны самые различные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:

Явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;

Очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками. Эта ситуация связана с убеждением, что дальнейшая борьба не дает преимуществ ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно;

Обнаружившееся преобладающеепревосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;

Появление в конфликте третьей стороны и ее способность, и желание прекратить противоборство.

С названными ситуациями связаны и способы завершения конфликта, которые могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

1)устранение (уничтожение) оппонента илиобоих оппонентов противоборства;

2) устранение (уничтожение) объекта конфликта;

3) изменение позицийобеих или одной из сторон конфликта;

4) участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения;

5) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи;

6) переговоры как один из наиболее эффективных и часто встре­чающихся способов разрешения конфликта.

По своему характеру стадия прекращения конфликта может быть:

1) с точки зрения реализации целей противоборства:

победоносной;

Компромиссной;

Пораженческой;

2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

мирной;

Насильственной;

3) с точки зрения функций конфликта:

Конструктивной;

Деструктивной;

4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

полностью и коренным образом завершенной;

Отложенной на какое-либо (или неопределенное) время.

Следует отметить, что понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть: урегулирование, затухание (угасание) конфликта, устранение конфликта, перерастание конфликта в другой конфликт .

Не возникает вдруг. Причины его накапливаются, зреют иногда довольно длительное время.

В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии:

1. Скрытую стадию — обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина — стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;

2. Стадию напряженности , степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена — при примиренческом подходе, очень сильна — при непримиримости сторон;

3. Стадию антагонизма , которая проявляется как следствие высокой напряженности;

4. Стадию несовместимости , являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.

Возникновение не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности.

Процесс развития конфликта

Конфликт можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком — это непосредственное столкновение сторон. В широком — развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.

Основные стадии и этапы протекания конфликта

Конфликт — это отсутствие согласия между двумя сторонами или более; ситуация, при которой сознательное поведение одной стороны (индивида, группы или организации в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. При этом каждая из сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Представления о конфликте со временем изменялись.

В 1930-1940-е гг. получил распространение традиционный подход к оценке конфликта. В соответствии с ним конфликт определяется как негативное, разрушительное для организации явление, поэтому конфликтов следует избегать любой ценой.

С конца 1940-х до середины 1970-х гг. был распространен подход, согласно которому конфликт — это естественный элемент существования и развития любой группы. Без него группа не может успешно функционировать, и в ряде случаев конфликт позитивно воздействует на эффективность ее работы.

Современный подход к конфликту основывается на той идее, что постоянная и полная гармония, соглашательство, отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбежно приводят к застою, тормозят развитие инноваций и поступательное движение всей организации. Именно поэтому менеджеры должны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновационной деятельности в организации, и умело управлять конфликтом для достижения целей организации.

В своем развитии конфликт проходит пять основных стадий.

Первая стадия характеризуется появлением условий, создающих возможности для возникновения конфликта в будущем, а именно:

  • проблем, связанных с общением (неудовлетворительный обмен информацией, отсутствие взаимопонимания в коллективе);
  • проблем, связанных с особенностями работы организации (авторитарный стиль управления, отсутствие четкой системы оценки работы персонала и вознаграждений);
  • личностных качеств работников (несовместимые системы ценностей, догматизм, неуважение к интересам других членов коллектива).

Вторая стадия характеризуется таким развитием событий, при котором конфликт становится очевидным для его участников. Об этом могут свидетельствовать изменение взаимоотношений между участниками конфликта, создание напряженной обстановки, ощущение психологического дискомфорта.

Третья стадия характеризуется очевидностью намерений участников конфликта разрешить создавшуюся конфликтную ситуацию. Здесь можно выделить основные стратегии разрешения конфликта:

  • конфронтация, когда одна из сторон хочет удовлетворить свои интересы, не считаясь с тем, как это повлияет на интересы другой стороны;
  • сотрудничество, когда предпринимаются активные попытки наиболее полно удовлетворить интересы всех участвующих в конфликте сторон;
  • стремление избежать конфликта, когда конфликт игнорируется, стороны не желают признавать его существование, пытаются избегать людей, с которыми возможны разногласия по тем или иным вопросам;
  • приспособленчество, когда одна из сторон конфликта стремится поставить интересы другой стороны выше собственных;
  • компромисс, когда каждая из сторон конфликта готова частично пожертвовать своими интересами во имя обших.

Четвертая стадия конфликта наступает, когда намерения его участников воплощаются в конкретные формы поведения. При этом поведение участников конфликта может принимать как контролируемые формы, так и не контролируемые (столкновение групп и т.д.).

Пятая стадия конфликта характеризуется тем, какие последствия (позитивные или негативные) наступают после разрешения конфликта.

При управлении конфликтами наиболее часто используются следующие методы:

  • организация встреч конфликтующих сторон, оказание им помощи в выявлении причин конфликта и конструктивных путей его разрешения;
  • постановка совместных целей и задач, которые не могут быть достигнуты без примирения и сотрудничества конфликтующих сторон;
  • привлечение дополнительных ресурсов, в первую очередь в тех случаях, когда конфликт был обусловлен дефицитом ресурсов — производственных площадей, финансирования, возможностей для продвижения по службе и т.п.;
  • выработка обоюдного стремления пожертвовать чем-либо для достижения согласия и примирения;
  • административные методы управления конфликтом, например перевод работника из одного подразделения в другое;
  • изменение организационной структуры, совершенствование обмена информацией, перепроектирование работ;
  • обучение работника навыкам управления конфликтами, мастерству межличностного обшения, искусству ведения переговоров.