Использование активных методов обучения (информационных технологий) на уроках статистики. Аудитория высшего профессионального образования. Дошкольное и школьное образование

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Статистика применения информационно-компьютерных технологий в РФ

Максимов М. (БГТУ, г. Брянск)

Актуальность вопроса применения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) заключается в том, что ИКТ занимают ключевое место в развитии инноваций во многих сферах жизни общества: государственном и муниципальном управлении, бизнесе, образовании, здравоохранении, культуре, безопасности и общественной жизни. Информационно-компьютерные технологии являются совокупностью методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Среди показателей, учитывающих статистику использования ИКТ, обычно применяются: удельный вес организаций, использующих персональные компьютеры/Интернет, в общем числе соответствующих объектов; удельный вес работников, использующие персональные компьютеры/персональные компьютеры с доступом к сети Интернет, в общей численности работников организаций; удельный вес организаций, имеющих Web-сайт, в общем числе соответствующих объектов; распределение организаций по виду подключения к сети Интернет (в процентах от общего числа соответствующих объектов); удельный вес организаций, использующих Интернет для получения (передачи) заказов на товары (работы, услуги).

В 2016 г. Россия опустилась на 8 строк в рейтинге стран по уровню развития электронного правительства ООН, зато улучшила свои позиции в целом ряде других инновационных мировых рейтингов. Официальные данные о государственных расходах на ИКТ в 2015-2016 гг. отсутствуют. Эксперты не приходят к единому мнению не только об их объемах, но и о динамике изменения в последние годы - их оценки варьируются от -10% до +10%. Однако стартовавшие крупные госпроекты позволяют надеяться, что правительство видит в ИКТ один из важнейших инструментов развития экономики. информационный компьютерный технология хранение

Эксперты оценивают динамику развития рынка ИТ в госсекторе в 2015 г. по-разному - одни говорят о 10% падении, другие - о 10% росте. Сегодня стартовал целый ряд масштабных государственных ИТ-проектов, что позволяет надеяться как минимум на сохранение уровня государственных ИТ-расходов в 2016 г. на прежнем уровне.

Согласно данным Росстата, в 2015 г. расходы государственного бюджета и внебюджетных фондов по статье «Связь и информатика» составили?87,5 млрд, в том числе?31,2 млрд - расходы федерального бюджета, ?56,9 млрд - консолидированные расходы бюджетов субъектов федерации.

По итогам 2016 года, по данным Росстата, недостаточным остается использование компьютерной техники и широкополосного доступа к сети Интернет в органах госвласти Брянской области, органах местного самоуправления и социальной сфере, особенно в малонаселенных и труднодоступных районах. Доля органов, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем количестве указанных органов согласно данным Росстата за 2016 год составляет:

в среднем 50,3 процента,

доля организаций и домашних хозяйств - 79,4 процента и 56,5 процента соответственно.

По данным CNews, российские регионы в 2016 г. с учетом субсидий Минкомсвязи планируют израсходовать на ИКТ около?74 млрд, что на 1,8% больше, чем в 2015 г. (?72,7 млрд).

Суммарные расходы на ИКТ, pмлн

Динамика суммарных расходов на ИКТ 2016/2015

Расходы региона на ИКТ (региональный бюджет), pмлн

Субсидия из федерального

бюджета, pмлн

Санкт-Петербург

Московская область

Калужская область

Смоленская область

Белгородская область

Орловская область

Воронежская область

Брянская область

Сохраняется нехватка квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий.

С 2016 года одним из важнейших направлений региональной информатизации является обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Использование ИКТ по отраслям, в представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Использование ИКТ по отраслям, в %

Наличие веб-сайта у организаций по отраслям представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Наличие веб-сайта у организаций по отраслям, в %

Сохраняется различный уровень бюджетных расходов регионов Российской Федерации на информатизацию.

Затраты на ИКТ по отраслям, в % к итогу соответствующего вида деятельности в 2016 году представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Затраты на ИКТ по отраслям, в % к итогу соответствующего вида деятельности в 2016 году

Основные показатели использования информационных и коммуникационных технологий представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Основные показатели использования информационных и коммуникационных технологий

Показатели

Число обследованных организаций

В процентах от общего числа

Персональные компьютеры

ЭВМ других типов

Электронную почту

Глобальные сети

Так, например, если в 2014 году 93,7% обследованных Росстатом организаций имели ПК, в 2016 году таковых было 93,8%, интернетом пользовались в 2015 году 78,3% организаций, а в 2016 году- уже 82,4%. Также росло количество организаций, использовавших локальные вычислительные сети, электронную почту, имеющих собственные веб-сайты.

Одним из направлений применения ИКТ в Брянской области являются электронные услуги. В настоящий момент более 300 услуг жители Брянской области могут получить в электронном виде. Это запись в школу или на прием к врачу, подача различных справок и запросов, возможность следить за штрафами и оплатой налогов и др. Причем некоторые услуги становятся доступными не только с обычного компьютера, но и с помощью коммуникаторов и планшетов.

Виды экономической деятельности предприятий Брянского региона весьма разнородны по характеру и степени использования ИКТ. Такая вариация является атрибутом массовых явлений, к которым принадлежит и сфера информатизации экономики региона.

Основные направления развития ИКТ в Брянском Брянской области:

Выполнение НИР и хоздоговорных работ в области ИКТ.

Расширение и совершенствование материально-технической базы информатизации (автоматизированных рабочих мест, телекоммуникационного оборудования, презентационного оборудования, специализированных программно-технических комплексов и др.).

Развитие и поддержка инфраструктуры мультисервисной компьютерной сети, обеспечение доступа из этой сети к ресурсам глобальных компьютерных сетей Интернет.

Разработка, развитие и поддержка областных Web-ресурсов (официальные сайты, специализированные сайты и Web-порталы).

Развитие телекоммуникационных услуг и сервисов (вебинары, дистанционное образование и др.).

Организация и проведение курсов повышения квалификации по вопросам внедрения ИКТ.

Проведение научно-технических и научно-методических конференций, семинаров, практикумов для работников предприятий, представителей вузов Брянщины по использованию новых информационных технологий.

Внедрение и поддержка лицензионного программного обеспечения.

Таким образом, при последовательном решении заданных мероприятий Брянская область достигнет необходимого уровня информационного развития информационного общества.

Список литературы

1. Информатизация Брянской области. - Режим доступа: http:// www.bryanskobl.ru/

2. Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года. Администрации Брянской области, постановление от 20 июня 2008 года за номером 604, 2008. - Режим доступа: http:// www.bryanskobl.ru/

3. Стратегия социально-экономического развития Брянска на период до 2025 года. [текст]+[электронный ресурс]: монография / А.В. Таранов и др., под общей редакцией Ерохина Д.В. - Брянск: БГТУ, 2011. - 593 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники. Телепроекты, телеконференции, дистанционное обучение. Системы компьютерной графики (компьютерных презентаций).

    реферат , добавлен 26.01.2015

    Анализ распространения интернет-пользователей в регионах России. Статистика использования web-ресурсов. Развитие информационно-коммуникативных технологий передачи данных 4G. Особенности применения сетей мобильного интернета по стандарту LTE-1800.

    реферат , добавлен 29.10.2014

    Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в обучении. Обзор информационно-коммуникационных технологий для обучения старшеклассников английскому языку. Экспериментальное подтверждение эффективности пилотного обучения.

    дипломная работа , добавлен 30.10.2013

    Понятия глобализации в сфере информационных технологий. Задачи и процессы обработки информации по этапам развития. Преимущества применения компьютерных технологий. Инструментальные технологические средства. Изменения стиля ведения бизнеса с внедрением ИТ.

    презентация , добавлен 19.09.2016

    Особенности информационных технологий - совокупности методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2010

    Анализ технологий развития телекоммуникационными сетями и структурной модели бизнес-процессов телекоммуникационного предприятия с целью определения архитектуры ИТС. Классификация направлений использования ГИС-технологий в телекоммуникационной области.

    Теоретические основы применения информационных компьютерных технологий в управлении образовательным учреждением. Разработка и внедрение варианта управления гимназией на основе адаптации автоматизированной информационно-аналитической системы "АВЕРС".

    дипломная работа , добавлен 14.05.2011

    Области применения компьютерных технологий в учебном процессе; использование мультимедийных средств при изучении отдельных тем органической химии. Создание электронного учебника; интерактивная методическая программная система по изучению темы "Спирты".

    курсовая работа , добавлен 30.07.2011

    Рассмотрение основ использования компьютерной техники в учебном процессе. Выявление эволюционирующего значения компьютерных технологий, возможных направлений этих процессов и педагогической значимости предполагаемых изменений в учебном процессе.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Понятие информационных технологий, этапы их развития, составляющие и основные виды. Особенности информационных технологий обработки данных и экспертных систем. Методология использования информационной технологии. Преимущества компьютерных технологий.

1

На современном этапе информация превращается в один из важнейших стратегических ресурсов развития цивилизации. Особенно важное воздействие это оказывает на систему образования. При рассмотрении образовательной деятельности как процесса производства становится очевидным, что информация здесь является не только одним из важнейших ресурсов, но входит и в его результативную сторону. Качество образования, с одной стороны, зависит от развитости происходящего процесса информатизации, а с другой стороны, оказывает на него колоссальное воздействие. Поэтому во всем мире происходит сегодня совершенствование систем образования.

В России этот процесс ориентируется прежде всего на западный опыт.Западная система образования основана на отсутствии жестких государственных стандартов по различным направлениям и специализациям, изучении студентами предметов по выбору и отказе от ряда предметов, не связанных с выбранной профессией. Кроме того, в последнее время здесь наблюдается снижение объема обязательной аудиторной нагрузки при повышении роли самостоятельной работы. Такая система рассчитана на элитных студентов, которыми вряд ли может похвастаться рядовой российский вуз.

Но российская система образования имеет свои достоинства. Прежде всего это глубокая фундаментальная подготовка по базовым дисциплинам, формирующая широкий научный кругозор и гибкость мышления. Поэтому при совершенствовании нашей системы образования необходим синтез различных технологий: как традиционных, сохраняющих ее лучшие черты, так и современных, в том числе, информационных, предоставляющих колоссальные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации любого объема и содержания на любые расстояния.

Следует отметить, что одним из самых трудоемких направлений развития информационных образовательных технологий является программно-методическое обеспечение учебного процесса. Не секрет, что традиционное учебно-методическое обеспечение в высшей школе сегодня далеко от совершенства. В учебниках различных авторов мы часто наблюдаем разницу в логике изложения материала, рассмотрении одних и тех вопросов, системах обозначений и т.п. Все это порождает путаницу и не способствует нормальному усвоению предмета. Поэтому перед вузами сегодня стоит задача создания собственной качественной учебной базы, в частности, электронных учебников, объединяющих достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий.

Учебники на электронных носителях имеют ряд преимуществ. Это возможность оперативного обновления содержания учебника, внесения дополнений и изменений с учетом обратной связи с пользователями, а также систематическое накопление и хранение больших массивов обучающей информации. Такие учебники позволяют осуществить автоматизацию и интенсификацию труда преподавателя, реализовать различные формы обучения, в том числе контрольно-тестирующие. Однако следует отметить и недостатки таких учебников. Это прежде всего меньшее удобство чтения с экрана и связанные с этим трудности в усвоении материала, утомляемость органов зрения и т.п. Кроме того, для их просмотра необходим доступ к соответствующим техническим средствам. При размещении учебника в сети Интернет возникают еще и проблемы быстродействия. В перспективе развитие научно-технического прогресса снизит остроту этих вопросов, что позволит более активно и плодотворно использовать электронные пособия в учебном процессе.

Автором разработано электронное учебное пособие по общей теории статистики, включающее теоретический материал, примеры решения задач, контрольные вопросы и практические задания по каждой теме, а также основанный на системе гиперссылок список основных терминов и понятий и список литературы. Данное пособие вместе с системой тестирования размещено в Иркутском виртуальном университете на российском портале открытого образования (irkutsk.openet.ru). Особенностью данного пособия является довольно краткое и схематичное изложение материала, в котором основное внимание уделено рассмотрению ключевых понятий и терминов.

Этот учебник может послужить основой для применения информационных технологий в преподавании курса статистики для студентов очной формы обучения. Преподаватель может использовать его в качестве дидактического материала на лекциях с применением мультимедийного проектора, а также при проведении практических занятий в компьютерных классах. Студенты могут пользоваться данным пособием при подготовке к семинарским занятиям и зачету. Большую помощь может оказать такой учебник при самостоятельном изучении студентами пропущенных тем.

Очень перспективным направлением является использование для контроля за самостоятельной работой студентов элементов дистанционного обучения. В конце каждой темы учебного пособия содержатся контрольные вопросы и практические задания по теме, которые должен выполнить пропустивший данную тему студент. Для контроля за усвоением пропущенных тем может применяться практика пересылки выполненных заданий преподавателю через систему открытого образования, на которой размещено пособие, или электронную почту (возможна также обратная связь преподавателя со студентом). Полученные навыки позволят студентам в дальнейшем использовать открытое и дистанционное обучение для самообразования, переподготовки и повышения квалификации.

Работа представлена на научную заочную электронную конференцию «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники» (15-20 марта, 2004 г.)

Библиографическая ссылка

Павловская Т.О. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ СТАТИСТИКИ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 6. – С. 96-96;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12828 (дата обращения: 23.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

А. Р. Замалетдинова

преподаватель специальных дисциплин

Гагинского филиала ГБПОУ «Лукояновский Губернский колледж»

Использование активных методов обучения (информационных технологий)

на уроках статистики

Требования, которые предъявляются к современным выпускникам - это высокий профессионализм, оперативность в использовании новых знаний и информационных технологий.

Работа современного менеджера, бухгалтера и экономиста невозможна без применения приёмов и методов статистики, отсюда следует, что в системе экономического образования важную роль играют статистическая дисциплина. Статистика для экономических специальностей служит основой для разработки и совершенствования методов экономического анализа. От степени усвоения этого курса зависит успешность овладения другими экономическими дисциплинами, а, следовательно, и умение в практической работе широко пользоваться статистическими методами и материалами для решения экономических проблем.

Дисциплину статистика изучают на 2-м курсе. В процессе учебы обучающиеся создают презентации, выполняем различные задания на компьютере, например, кроссворды, тесты, строим графики, производят расчеты. (Приложение 1).

Изучая тему «Принципы организации государственной статистики», обучающиеся исследуют иерархию организации статистической службы в РФ с помощью Интернет технологий, используя адреса сайтов: ; ; .

При подготовке домашнего задания, используя ИКТ, обучающиеся составляют творческие работы. Например, при выполнении самостоятельной работы по статистике на тему «Наглядное представление статистических данных», используя данные периодической печати, требуется построить диаграмму в табличном редакторе MS Excel.(Приложение 2).

Microsoft Excel (также иногда называется Excel) - для работы с , созданная корпорацией для . Она предоставляет возможности экономико-статистических расчетов, графические инструменты, входит в состав и на сегодняшний день Excel является одним из наиболее популярных приложений в мире.

Данные, представленные в виде диаграмм, гистограмм, графиков, дают наглядное, запоминающееся изображение, представление о соотношении величин, позволяют в удобном виде сопоставлять данные. Создать диаграмму или график легче всего с помощью Мастера диаграмм.

Также с помощью Microsoft Excel можно производить расчеты. Все расчеты выполняются с помощью формул. В формулы могут входить разнообразные элементарные функции, каждую из которых можно либо набирать в тексте формулы, либо можно включать в формулу с помощью МАСТЕРА ФУНКЦИЙ (кнопка f ).

Microsoft Excel самая доступная и популярная п рограмма, но на данное время существуют различные пакеты прикладных программ, например, STATISTIKA, SPSS V , V S STAT , MATRIXER и др. Это эконометрические программы, предназначенные для анализа и обработки данных, проведения эконометрических и статистических расчетов для решения задач по статистике.

На уроке статистики обучающиеся знакомятся с принципами работы программы MATRIXER в пробном режиме, т. к. она доступна для широкой аудитории и ее можно бесплатно скачать и установить на компьютер.

В целом табличный редактор MATRIXER похож на Excel, но он предназначен для редактирования только числовых данных.

Еще одна программа – V SSTAT на базе Microsoft Excel также позволяет выполнять все необходимые расчеты.
VSTAT – это программа анализа и прогнозирования данных, под управлением электронной таблицы MS EXCEL. Программа VSTAT предназначена для расчетов показателей, средних величин, анализа и прогнозирования данных с помощью методов прикладной статистики, таких как: построение интервальных рядов, расчет моментных характеристик, анализ наблюдений, расчет характеристик и прогнозирование сезонных и несезонных временных рядов, сглаживание временных рядов, расчет и применение цифровых фильтров и т.д.

Например, необходимо провести группировку коммерческих банков по величине уставного капитала, подсчитать итоги и определить средний показатель. В программу VSTAT заносим данные и проводим вычисления.

В нашем колледже ежегодно проводится научно-практическая конференция. Многие наши обучающиеся готовят исследовательскую работу, используя знания, полученные на дисциплине статистика. Темы для исследования бывают самые разные, например «Семья в цифрах». Тема семьи важна для всех, т.к. эти проблемы касаются каждого человека и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества, поэтому обучающиеся с интересом проводят статистическое исследование по данным отдела ЗАГС Гагинского района.

Считаю, что умения и знания полученные при изучении дисциплины статистика с применением информационных технологий пригодятся нашим выпускникам в дальнейшем при трудовой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубева Г.Ф. Статистика: учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИРО». 2012.- 192 с.

2. Мхитарян В.С. Статистика. – М.: Издательский центр «Академия», -10-е изд., 2012.-272с.

3. Симчера В.М. Статистика. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 368с.

Интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Excel

2014

СЭД: Э-подписи есть, юр значимого оборота нет

По данным Росстата за 2013 год:

  • 86,9% органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления использовали средства электронной подписи,
  • 74,6 процента использовали системы электронного документооборота,
  • 49,2 процента общего объема документооборота органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления осуществлялось в электронной форме.

В то же время ведомственные системы электронного документооборота часто не обеспечивают юридически значимый обмен документами, а обеспеченность государственных и муниципальных служащих сертификатами ключей проверки электронных подписей сохраняется на низком уровне.

Доступ к широкополосному интернету низкий

По итогам 2013 года, по данным Росстата , недостаточным остается использование компьютерной техники и широкополосного доступа к сети Интернет в органах госвласти субъектов РФ, органах местного самоуправления и социальной сфере, особенно в малонаселенных и труднодоступных районах. Доля органов, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем количестве указанных органов согласно данным Росстата за 2013 год составляет:

  • в среднем 50,3 процента,
  • доля организаций и домашних хозяйств - 79,4 процента и 56,5 процента соответственно.

Сохраняется нехватка квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий.

Только 5% госусулуг имеют электронные формы и многие не работают

С 2010 года одним из важнейших направлений региональной информатизации является обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Однако, несмотря на значительные расходы, по данным мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме за 2013 год, проведенного Министерством экономического развития РФ , формы получения указанных услуг в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " реализованы менее чем для 5,5 тыс. государственных и муниципальных услуг (что составляет 5 процентов общего количества услуг органов государственной власти субъектов РФ, размещенных на Едином портале), при этом значительная их часть неработоспособна, что приводит к невозможности дистанционного получения гражданами государственных и муниципальных услуг.

По состоянию на начало 2014 года 40 процентов региональных порталов государственных и муниципальных услуг (далее - региональные порталы) используют системы регистрации и авторизации, несовместимые с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме ", что приводит к невозможности для граждан использовать одну учетную запись для получения государственных и муниципальных услуг на разных порталах.

ИТ в здравоохранении и образовании субъектов РФ

Значительные расходы понесены на внедрение ИКТ в отраслях экономики и социальной сфере субъектов РФ, прежде всего в здравоохранении и образовании. Однако формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти, а также государственных и муниципальных учреждений часто осуществляется изолированно, не учитывает необходимость совместной работы информационных систем и не всегда направлено на повышение качества предоставляемых гражданам государственных и муниципальных услуг. Это приводит к необоснованному росту числа используемых программно-аппаратных решений, избыточным расходам и снижает эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в регионах.

Сохраняется различный уровень бюджетных расходов регионов Российской Федерации на информатизацию. В пересчете на одного жителя указанные расходы отличаются более чем в 100 раз - от 2,5 тысяч рублей в г. Москве до 22 рублей в Чеченской Республике на одного жителя в год.

Статистика образования позволяет выявить, сколько людей прошло обучение в общеобразовательных или профессиональных учреждениях и получили какую-либо специальность. Анализ данных позволяет выявить наиболее востребованные профессии на .

Значение образования

Образование – это процесс обучения. Через учебные заведения детям передаются накопленные знания, навыки. Преподаватели школ, колледжей или обучают различным наукам и профессиональным знаниям. Также существует дистанционное обучение, которое осуществляет через интернет. Требования зависят от уровня культуры, науки, политики, традиций, . Поэтому виды образования, его уровни и формы в разных странах сильно отличаются.

Обучение имеет большое значение для общества. Оно позволяет сформировать личность, проявить свои таланты, добиться определенного статуса и финансового положения. С его помощью от поколения к поколению передается культура. Право на обучение подтверждают такие документы – Международный пакт и Европейская конвенция.


Статистика образования показывает, что в демократичном обществе сложилось негативное отношение к обязательному обучению. Считается, что оно обезличивает человека. Поэтому появилось движение, которое выступает за семейное обучение. А также за курсы, где учащийся сам может выбрать, какие предметы изучать, а какие нет.

Развитие системы образования позволяет повысить качество профессиональных , что благотворно влияет на экономику страны.

Система обучения


В России существует несколько типов учебных учреждений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • негосударственные учреждения;
  • ссузы;
  • удо.

Основная проблема образования в России – низкая заработная плата преподавателей. Отсюда вытекает нехватка кадров, низкий уровень преподавания, неудовлетворительное качество знаний. Также наблюдается недофинансирование учреждений, плохая материально-техническая и исходная информационная база.

Начальное образование получают в школах, гимназиях, лицеях. В некоторых странах дети начинают учиться с 5 лет. В РФ – с 7 лет. Оканчивают начальные классы в 11–12 лет. Статистика образования констатирует, что сегодня в мире на этом уровне обучения находится 70% детей.

Современное обучение во многих странах подразумевает разделение на начальные и средние классы. Развитые государства пришли к такой системе в начале 20 века. Получение образования среднего уровня обязательно для всех. Завершается этот этап в 16–18 лет. После этого обучение прекращается или продолжается в профессиональных заведениях.

Следующий этап – высшее образование. Его получать начинают обычно с 17–20 лет. Закон не считает обучение в вузах обязательным. Каждый решает для себя сам переходить или нет на высшую ступень обучения. Система обучения в РФ сильно изменилась. Раньше вузы выпускали дипломированных специалистов. Недавно чтобы дать студентам возможность получать международное образование, РФ присоединилась к Болонскому процессу.

Высшее образование в России осуществляется по такой же схеме, как в Европе и США. Обучение делится на 2 этапа – бакалавриат и магистратура. Также встречаются учреждения, где, несмотря на развитие системы обучения, сохраняется старый принцип.

Статистика образования подтверждает, что бакалавриат – первая ступень профессионального обучения. Магистры и дипломированные специалисты – это второй этап. Высшее образование в РФ получают в следующих учреждениях:

  • университеты;
  • военные училища;
  • академии.

За границей сюда входят также колледжи. Минобразования постановило, что магистранты, специалисты и аспиранты обязаны проводить научную работу, после чего они получают диплом или ученую степень.

Этапы обучения

Обучение граждан предполагает следующие этапы:

  • дошкольное;
  • начальное, основное и полное общее.

Дошкольное обучение детей заключается в обеспечении всестороннего развития личности, с учетом традиций страны. Осуществляется оно в возрасте от 2 до 8 лет. Дошкольное образование в РФ включает развитие, воспитание и обучение детей. Оно проходит в детсадах и центрах развития. Но также оно может осуществляться на дому.

Статистика образования показывает, что в России не хватает дошкольных учреждений. Более 1/3 семей, где есть ребенок до 7 лет, занимаются его обучением самостоятельно.

Общее обучение включает школьное и дополнительное. В РФ оно подразделяется на три уровня. Начальное школьное обучение – здесь дети получают знания об окружающем мире, учатся решать прикладные задачи, общаться, развиваются в личностном плане.

Основное обучение – период с 5 по 9 классы. На этом этапе развиваются склонности, интересы, способности ребенка. По его окончании школьники сдают экзамены. По их результатам определяется – способен ли ученик перейти в 10 класс или ему лучше продолжить обучение в ссузе.

Полное образование – 10, 11 классы. Здесь у школьников формируются навыки профессионального обучения, их готовят к поступлению в вузы. Это общедоступное бесплатное обучение. Оно необходимо для тех, кто намерен проступать в вуз. В 11 классе школьники сдают экзамены, после чего получают аттестат о среднем образовании. На этом обязательное обучение заканчивается.

Дополнительное обучение позволяет детям выявить таланты, получить навыки, реализовать свои способности, определиться с будущей профессией.

Уровни спецобразования

Статистика образования утверждает, что профессиональное обучение начинается еще в школьные годы. Это происходит в соответствующих учреждениях.

Профессиональное обучение подразделяется на начальное, среднее, высшее. Для всех уровней созданы специализированные учебные заведения. Профессиональное обучение проходит в институтах, техникумах, колледжах, училищах. Оно направлено на подготовку кадров.

Начальное профессиональное обучение во времена СССР проходили в ПТУ. Инновации привели к тому, что теперь обучение проходит в профессионально-технических лицеях.

Где получить образование профессионального уровня можно еще? Отдельные ПТУ переименовались в колледжи. Поступить в такие заведения можно после 9 класса школы. Среднее профобразование дается в ссузах. Здесь более высокий уровень обучения, чем в ПТУ. Получить можно образование в возрасте от 14 лет.

Высшее профессиональное образование бывает платным и бесплатным. В учебные заведения можно поступить только после 11 класса. Однако по закону для этого нужно окончить ссуз.

Обучение студента возможно двумя способами – очным и заочным. Очная форма подразумевает ежедневное обучение в течение всего учебного года. Заочное образование происходит по большей части самостоятельно. Студенты посещают вуз лишь во время сессий, которые обычно назначаются дважды в году.

Заочное высшее образование длится дольше, чем очное. Получить его сегодня можно только на платной основе. Обучение в вузе подразумевает получение студентами профессиональных знаний, навыков. Оно учит решать задачи по выбранному профилю. Высшее государственное образование не является обязательным.

Во многих странах получить его бесплатно нельзя. Российское высшее образование пока еще предлагает бюджетные места. Но принимают учиться на бесплатной основе только тех, кто сдал хорошо . Документ об образовании профессионального уровня – диплом. Отличникам вручается красный. Остальным – синий. Без высшего образования получить престижную работу в определенных сферах невозможно.

Второе высшее образование – обучение для тех, кто уже окончил один вуз. Сюда также входит система повышения квалификации. Обучение за рубежом (Америка, Европа) обычно проходят люди, которые имеют степень магистра. В России планируют унифицировать второе образование в рамках Болонского процесса. Но пока изменений не зафиксировано.

Два образования сегодня не редкость. Многие люди получают сначала одну профессию, затем по различным причинам меняют род деятельности. Это связано с и низкими заработными платами.

Последипломное образование – это аспирантура и докторантура. Здесь происходит повышение квалификации лиц, с целью получения ученой степени.

Образовательные отрасли

Статистика образования констатирует, что профессиональное обучение делится на различные отрасли. В каждой из них изучаются определенные науки. Основанные направления:

  1. Психологическое образование – обучение специалистов, которые изучают личность человека. Их работа связана с оказанием психологической помощи людям.
  2. Экологическое образование – готовит профессионалов широкого направления. Они изучают естественные науки.
  3. Техническое образование – готовит специалистов в области применения различных технологий. Они учатся решать инженерные задачи.
  4. Математическое образование – подготовка ученых-исследователей и преподавателей. Они изучают точные науки.
  5. Медицинское образование – направлено на обучение будущих врачей и прочего медперсонала в больницах, поликлиниках, аптеках.
  6. Педагогическое образование – подготовка учителей, воспитателей и преподавателей для ссузов, вузов.
  7. Юридическое образование одно из наиболее популярных направлений. Здесь учащиеся получают знания о государстве, его законах, об управлении. В подобных учебных заведениях также готовят преподавателей. Высшее юридическое образование позволяет работать в государственных учреждениях или заниматься практикой.
  8. Экономическое образование – подготовка кадров, занимающихся планированием, учетом финансов.
  9. Гуманитарное образование – ряд различных отраслей в одной.
  10. Социальное образование – подготовка специалистов, работающих в соцсфере.

Кроме этого есть следующие отрасли:

  • архитектурная;
  • горная;
  • транспортная;
  • строительная;
  • энергетическая;
  • сельскохозяйственная;
  • музыкальная;
  • художественная;
  • историческая.

Формы обучения

Статистика образования подтверждает, что в нашей стране существует три основных формы. К ним относятся:

  • очная;
  • заочная;
  • экстернат;
  • вечерняя.

Что касается сетевого обучения, то оно осуществляется несколькими организациями, в том числе находящимися в другом населенном пункте или за границей.

Электронное обучение – осуществляется дистанционно. Студенты получают задания и выполняют их через интернет.

Инклюзивное образование – возможность детей и студентов, имеющих определенные проблемы со здоровьем обучаться не в отдельном специализированном заведении, а в обычном. Такие люди учатся рядом со здоровыми сверстниками. В Америке и Европе подобная практика существует давно.

Стандарты обучения

Правовые вопросы в сфере обучения регулируются конституцией РФ. Вопросы образования решаются на всероссийском уровне. Региональные законы могут принимать субъекты РФ. Органы государственной власти разрабатывают нормы и стандарты обучения. Соответствие образования этим требованиям обязательно.

К стандартам относятся – сроки, технологии, особенности, формы обучения. Оценка качества обучения основывается на том, насколько соблюдены все нормы и требования, установленные профильным Министерством. Мониторинг качества образования проводит Рособрнадзор. Этот орган осуществляет лицензирование и аккредитацию учебных учреждений и педагогических кадров, а также аттестацию . Как показывает статистика образования, Рособрнадзор также занимается подтверждением документов.

Мониторинг образования проводится также на основании общественной оценки. Для этого проводятся опросы Позже составляется рейтинг школ. Чтобы оценить качество обучения также проводятся конкурсы и . Составляет рейтинг спартакиад, творческих конкурсов, которые позволяют дать оценку дополнительному обучению.

Надзор в сфере обучения может проводиться на региональном и государственном уровне. Госконтроль осуществляется за деятельностью учреждений профессионального обучения в таких сферах – оборона, транспорт, связь, ядерная энергетика. Остальные учебные заведения контролируются региональными органами управления. Например, образование Чувашии контролируется следующим образом:


Мировая статистика

Статистика образования в мире показывает, что грамотными сегодня являются 88% населения планеты. Самый высокий уровень грамотности зафиксирован в Японии и Восточной Азии. Самый низкий показатель в Африке. Статистика образования отмечает, что грамотных взрослых в мире меньше, чем . Наибольшее число в США, Китае и Индии.

Самый высокий уровень образования в России по статистике в Центральном округе. Сюда приезжают учиться со всей России. Второе место занимает Приволжский округ. Здесь наиболее популярным является обучение в Татарстане.

Если смотреть по городам, что Московское образование считается наиболее престижным в стране. 80% жителей России считает столичное обучение самым престижным и современным.

Профессиональное образование в России по статистике входит в десятку самых эффективных. В рейтинге лучших вузов мира находится 21 российское учебное заведение.

Статистика семейного образования также показывает положительные результаты. Эта форма обучения уже перестает быть экзотикой.

Статистика проблем образования

Не слишком хорошо в нашей стране развито дистанционное обучение. По статистике Россия занимает 71 место. Всего 15% студентов обучается по этой системе. В стране пока очень мало методик и программ дистанционного обучения.

В образовании приблизилась к критической отметке. В России сегодня очень просто купить диплом. Многие педагоги ставят хорошие оценки за деньги.

На образование по годам за последние 10 лет:

Год Расходы в млрд. руб.
2006 211,9
2007 294,6
2008 329,7
2009 387,9
2010 386,4
2011 552,4
2012 603,5
2013 558,9
2014 499,5
2015 400
2016 398

Из таблицы видно, что в 2013–2015 годах было снижение бюджетных трат на эту сферу.

Выводы

На территории России уровень обучения оставляет желать лучшего. Как показывает статистика образования – это проблема государственного масштаба. Для повышения качества обучения и устранения проблемы с нехваткой квалифицированных кадров необходимо повысить педагогам и предоставить льготы людям этой профессии. А также образовательным учреждениям необходимо хорошее финансирование.