Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 23 мая 1968 г. № 1296 (XIV) любая международная организация, не учрежденнаяна основании межправительственного соглашения. Основные признаки
Международные Неправительственные Организации :
а) отсутствие целей извлечения прибыли;
б) признание по край ней мере однимгосударство м или наличие консул ьтативного статуса при международных межправительственных организациях:
в) получение денежных средств более чем из одной страны:
г) осуществление деятельности по край ней мере в двух государствах;
д) создание на основе учредительного акта. В Международные Неправительственные Организации не могут входить субъекты международного права.Международные Неправительственные Организации возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчитывается более 8 тыс. Первые Международные Неправительственные Организации в социально-политической области были в основном профессиональными. просветительскими. религиозными, пацифистскими.Международные Неправительственные Организации играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того. в ряде областей они являются лидерами. В частности, Международный институт по гуманитарному праву (создан в 1970 г.) регулярно созывает семинары по обучению офицеров закон ам и обычаям войны и нормам. направленным на защиту беженцев. Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) координирует исследования по актуальным проблемам международного публичного и международного частного права, уделяя внимание исследованиям в области коллизионного права и права договор ов. Многие Международные Неправительственные Организации активно сотрудничают с межправительственными организациями. Основная форма такого сотрудничества - консул ьтативный статус. Каждая межправительственная организация имеет собственные правила предоставленияконсул ьтативного статуса Международные Неправительственные Организации . Получение такого статуса означает не только признание полезной деятельностиМеждународные Неправительственные Организации . но и отражает роставтор итета и влияния Международные Неправительственные Организации на развитие современных международных отношений.
Международные Неправительственные Организации . Они подразделяются на три категории:
Международные Неправительственные Организации . которым предоставленконсул ьтативный статус, могут направ-лять своих наблюдателей на открытие заседания ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся работы Совета, консул ьтироваться с Секретариатом ООН.
Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консул ьтативного статуса. Так, Международная морская организация (ИМО) предоставляет консул ьтативный статус тем Международные Неправительственные Организации . которые могут внести существенный вклад в ее работу, если целя и функции этих организаций полностью гармонируют с функциями и принципами ИМО.
6 . Роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии в целом. Основные направления глобализации политики.
В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация - это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств - членов. Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и не правительственные организации.
Роль и тех и других значительна и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни.
Как правило, межд. Организации обладают рядом признаков.
1) она создаётся в соответствии с международным правом
2) любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.).
3) Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации.
4) Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других.
5) Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру
Интеграционные процессы проявляются прежде всего в образовании множества международных межгосударственных и неправительственных организаций. В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества;
(НАТО). НАТО было создано 4 апреля 1949г. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. Совет Европы . Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ ). Целями ОБСЕ являются: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряжённости; признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами - членами; признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всём мире; вклад в соблюдение прав человека, экономический социальный прогресс и благосостояние всех народов. ОБСЕ осуществляло посреднические миссии в Чечне, Абхазии, Приднестровья и других "горячих" точках Европы и Азии. Международный банк реконструкции и развития (МБРР ) создан в соответствии с Соглашением, подписанным в Бреттон-Вудсе (США) в 1944г. Специализированное учреждение ООН. Целями МБРР являются: ---Оказание помощи в реконструкции и развитии территории государств - членов путём осуществления капиталовложений в продуктивных целях, в том числе для восстановления экономики, конверсии, производственных предприятий. -Оказание содействия частным иностранным инвестициям путём предоставления гарантий или участия в займах и иных капиталовложениях. -Содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержке равновесия платёжных балансов путём стимулирования международных инвестиций в целях развития производственных ресурсов государств - членов, способствуя тем самым повышению производительности, жизненного уровня и улучшению условий труда на их территориях. -Организация займов или их гарантии, с тем чтобы обеспечить приоритет осуществления наиболее полезных и неотложных проектов, независимо от их масштабов. -Осуществление операций с должным учётом воздействий международных инвестиций на условиях деловой активности, а также оказания содействия в переходе от военной экономики к экономике мирного времени. Международный валютный фонд (МВФ). Создан в соответствии с Соглашением, подписанным в Бреттон - Вудсе (США) в 1944г. Специализированное учреждение ООН. В соответствии со статьёй 1 Соглашения 1944г. МВФ имеет следующие цели: -Содействовать международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультации согласованных действий по международным валютным вопросам. -Способствовать сбалансированному росту международной торговли и тем самым содействовать высоким уровнем занятости и реального дохода и развитию производственных возможностей. - Способствовать стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям и избегать конкурентного обеспечения валют. -Содействовать созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям и стремиться к устранению валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
Тема: «Международные неправительственные организации»
1 . Введение
2. Основная часть.
2.1 Понятие, классификация и виды международных неправительственных организаций
2.2 Статус международных неправительственных организаций в специализированных учреждениях ООН и других международных организациях
2.3 Деятельность международных неправительственных организаций юридического профиля
3. Заключение
Список используемой литературы
Введение
На рубеже веков человечество вступило в такую стадию развития
международных отношений, когда государства осознанно утрачивают монополию единственных субъектов таких отношений. Безусловно, государства все еще остаются основными субъектами на мировой арене, но растет и влияние других субъектов международных отношений. Их участниками становятся международные неправительственные организации.
Конец 20-го века – эпоха активизации международных неправительственных организаций, получившей название «революция ассоциаций».
По данным Союза международных ассоциаций, в 1995 году насчитывалось более 16 тыс. международных неправительственных организаций.
Начало нового тысячелетия характеризуется тем, что международные неправительственные организации стали полноценными участниками международной жизни.
Международные неправительственные организации являются наиболее ярким выражением того, что называется гражданским обществом, то есть сферой, в которой социальные движения формируются в зависимости от целей, круга участников и тематических интересов.
В данном реферате будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Понятие, классификация и виды международных неправительственных организаций;
2. Статус международных неправительственных организаций в специализированных учреждениях ООН и других международных организациях;
3. Деятельность международных неправительственных организаций юридического профиля.
1. Основная часть
Понятие, классификация и виды международных неправительственных организаций
В международно-правовых документах и литературе по международному праву термин «международные неправительственные организации» (МНПО) употребляется в отношении организаций, действующих на национальном, субрегиональном, региональном или международном уровнях. При этом определяющим в термине остается слово «неправительственная», которое само по себе является своего рода вызовом, альтернативой понятию «правительственная» организация.
Тем самым подчеркивается независимость этих организаций от правительств, а также их тесная связь с такими категориями, как широкие массы, власть народа.
По данным Союза международных ассоциаций, с 1875 по 1975 годы в мире было зафиксировано создание более 35 тыс. МНПО. Они именовались по-разному: ассоциации, общества, фонды, союзы, комитеты, клубы, лиги, конференции, федерации, группы и т. д.
Различие между правительственными и неправительственными организациями лежит в их правовой основе. Однако в реальности большое многообразие этих организаций делает трудно различимыми их категории и сложным проведение четких границ между ними. В связи с этим была предпринята попытка провести разграничение между ними на основе суверенитета: правительственные организации, связанные, а неправительственные организации, не связанные с суверенитетом государств. В этом случае ученые предпочитают говорить не об организациях, а о «действиях, свободных от суверенитета».
Следует подчеркнуть, что в Уставе ООН не уточняется уровень неправительственной организации, то есть на каком уровне она функционирует: на национальном, субрегиональном, региональном или международном. В нем речь идет о полномочии Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) проводить надлежащие мероприятия для консультаций с неправительственными организациями, входящими в его компетенцию (ст. 71) .
В соответствии с Резолюцией ЭКОСОС 288 В (X) 1950г. термин «неправительственная» подразумевает «любую международную организацию, не учрежденную на основании межправительственного соглашения» .
По мнению Кузнецовой Е., можно выделить несколько критериев, которым должны отвечать МНПО .
Во-первых, организация должна иметь некоммерческий характер . В ООН некоммерческий характер подразумевается в силу требования о финансировании организации самими членами или добровольными взносами. Тем не менее, формально некоммерческие организации, объединяющие представителей бизнеса, лоббирующих коммерческие интересы, признаются в качестве МНПО и Советом Европы, и ООН. Так, Международный морской форум нефтедобывающих компаний активно сотрудничает с ООН и Международной морской организацией в качестве МНПО.
Во-вторых, организация не должна использовать или пропагандировать насильственные методы . Соответственно, не признаются МНПО освободительные движения, воюющие или восставшие стороны и прочие вооруженные группировки, даже если их действия легитимны по международному праву (Организация освобождения Палестины, Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО)).
И, наконец, организация не должна принимать участие в политике с целью достижения власти . Данный критерий исключает из круга МНПО всевозможные политические партии и оппозиционные объединения политических партий, таких, как Либеральный интернационал, Социалистический интернационал, Международный союз демократов, по общему мнению, являются НПО.
В российской доктрине международного права даются различные понятия МНПО.
Так, Кольяр К. считает, что организации, иногда сокращенно именуемые НПО, по своей природе являются частными организациями, ибо объединяют частных лиц, иногда даже государственных деятелей, но не государства .
По мнению профессора Камынина А. И., МНПО – это форма осуществляемого на постоянной основе многостороннего международного сотрудничества общественности в различных сферах деятельности. Такие объединения обычно формируются на основе общности или сходства идейно-политических, социально-экономических, профессиональных, мировоззренческих и других целей и интересов тех или иных общественных слоев, групп или отдельных лиц, по меньшей мере, в трех странах .
В учебнике по международному праву, подготовленном под редакцией профессоров Колосова Ю. М. и Кузнецова В. И., под понятием МНПО понимается объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли .
По мнению Малкиной И. Б., международная неправительственная организация – это созданная не на основании межправительственного соглашения, а на основании учредительных документов, зарегистрированных в соответствии с национальным законодательством одного государства, форма объединения представителей общественности различных стран мира, объединенных единой внутренней целью, соответствующей духу и принципам Устава ООН и нормам международного права, не преследующая в своей деятельности извлечения прибыли и коммерческих целей и функционирующая на территории более чем двух государств» .
В доктрине международного права МНПО разделяют на три категории :
· неправительственные организации, организованные правительствами. Образование таких неправительственных организаций было характерно для периода «холодной войны»;
· Квазинеправительственные организации;
· неправительственные организации, полностью зависимые от доноров.
Главным органом большинства неправительственных организаций
является общее собрание, периодичность которого предусмотрена в уставе. Этот представительный орган имеет различные названия в разных организациях: ассамблея, всемирная ассамблея, генеральная ассамблея, пленарная сессия, конгресс, конференция и т. д.
Исполнительные органы либо избираются на определенный срок представительным органом, либо создаются по принципу представительства от национальных организаций. Нередко МНПО имеют по два исполнительных органа с различной компетенцией и разными названиями: исполнительный совет, исполнительный комитет, бюро, генеральный совет, совет директоров и т. д. Избираются также должностные лица: президент, вице-президенты, председатель исполкома и его заместители. Важную роль среди этих должностных лиц играют генеральные секретари, руководящие деятельностью постоянного секретариата.
В доктрине международного права делается различие между неправительственными организациями, имеющими конкретных членов, и неправительственными организациями с неопределенным членством.
Большинство неправительственных организаций одинаковы по составу: их членами являются национальные организации или отдельные лица, или те и другие (так называемое коллективное и индивидуальное членство).
Учитывая все это, МНПО услов но делят на два типа :
1. состоящие из физических лиц;
2. объединяющие национальные неправительственные организации. Однако встречаются и иные типы членства.
Так, например, членство Межпарламентского союза настолько необычно, что принято считать его международной ассоциацией полуофициального характера. Членами этой организации являются национальные парламентские группы, состоящие из добровольно объединившихся членов парламентов этих государств. Представители парламентских групп, участвующие в работе союза, выступают от себя лично, а не от имени национальной группы или парламента .
Межправительственные и правительственные организации:
1. ООН (содействие и защита эффективной реализации всех прав человека; устранение препятствий на пути к обеспечению полного соблюдения всех прав человека и предотвращение их нарушений; стимулирование и координация действий в области прав человека)
2. Совет по правам человека (популяризация и защита прав человека по всему миру)
3. ЮНЕСКО (построение мира для всех людей. Её работа в области прав человека направлена на содействие развитию обучения в области прав человека, она добивается ускорения действий по защите прав человека на региональном, национальном и международном уровне.)
4. Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (координирует международную деятельность по защите беженцев и разрешению проблем беженцев по всему миру. Его основной задачей является обеспечение соблюдения прав и благополучие беженцев.)
5. Бюро Государственного департамента США по демократии, правам человека и труду(предпринимает действия с целью установить истину и факты во всех проводимых расследованиях в делах по правам человека)
6. Бюро демократических институтов и прав человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)(занимается защитой прав человека, основное внимание уделяя вопросам свободы передвижения и вероисповедания, а также предотвращению пыток и торговле людьми.)
Неправительственные организации (НПО) – организация, учреждённая частными лицами и/или другими общественными (некоммерческими, НПО) организациями без участия официальных (правительственных) институтов и осуществляющая свою деятельность на основании устава и на собственные средства. Собственные средства НПО складываются из взносов её членов и привлечённых средств (частных и корпоративных пожертвований, частных и государственных грантов, заказов на выполнение работ в сфере компетенции НПО и т.п.).
Различаются национальные и международные НПО (МНПО).
МНПО – между народная организация, неучрежденнаянаоснованиимежправительственногосоглашения.Отличительнымпризнаком МНПО является признание её, по крайней мере, одним государством или наличие у неёконсультативногостатусапримеждународныхмежправительственныхорганизациях.
1. Ассоциация международного права (научный профиль)
2. Врачи без границ (ВБГ) (международная медицинская гуманитарная организация)
3. Гринпис (международная неправительственная правозащитная (природоохранная) организация.)
4. Международная амнистия (МА) (международная неправительственная правозащитная организация)
Репортеры без границ (РБГ) (международная неправительственная правозащитная организация против цензуры и за освобождение журналистов, находящихся в заключении из-за своей профессиональной деятельности.)
Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1296 (ХГУ) от 23 мая 1968 г. международная неправительственная организация (МНПО) - это любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Согласно резолюции Экономического и социального совета (ЭКОСОС) 1996/31 от 25 июля 1996 г. МНПО являетсялюбая неправительственная организация, учрежденная не на основе меж-правительственного договора и не преследующая своей целью излечение коммерческой прибыли. По мнению К. Кольяра (Франция), «организации, иногда сокращенно именуемые НПО, являются по своей природе частными организациями, они объединяют частных лиц, иногда даже государственных деятелей и общественные организации, но не государства».
Основными признаками МНПО являются:
а) отсутствие целей извлечения прибыли;
б) признание, по крайней мере, одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;
в) получение денежных средств более чем из одной страны;
г) осуществление деятельности, по крайней мере, в двух государствах;
д) создание на основе учредительного акта. В МНПО не могут входить в качестве членов субъекты международного права.
МНПО возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчитывается более 8 тыс. Краткие сведения об этих организациях (как и о любой другой организации) можно почерпнуть в книге «Yearbook of International Organizations», издаваемой в Брюсселе Международной ассоциацией. Первыми МНПО в социально-политической области были в основном профессиональные, просветительские, религиозные, пацифистские.
МНПО играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того, в ряде областей они являются лидерами. В частности, Международный институт по гуманитарному праву (создан в 1970 г.) проводит большую работу по применению норм и принципов международного гуманитарного права. Институт регулярно созывает семинары по изучению офицерами законов и обычаев войны и норм, направленных на защиту беженцев.
Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) координирует исследования по актуальным проблемам международного публичного и международного частного права. Организация уделяет внимание исследованиям в области коллизионного права и права договоров.
Международная ассоциация по уголовному праву (создана в 1924 г.) разрабатывает принципы и руководства по применению конвенций по международному уголовному праву. Она разработала рекомендации по модернизации национального законодательства и развитию науки международного уголовного права, созывает конференции и семинары в этой области.
Международный комитет Красного Креста (МККК) , принципами деятельности которого являются гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность, внес огромный вклад в разработку принципов и норм международного гуманитарного права.
При его активном участии разработаны:
Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г.,
Гаагская конвенция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г.,
два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г.
Среди многочисленных и трудных задач, отнесенных гуманитарными конвенциями к компетенции МККК, следует особо отметить право посещать все места, где содержатся военнопленные или интернированные гражданские лица, а также организацию Центрального справочного агентства по делам военнопленных для сбора информации о них. Статья 3, общая для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., гласит: «Беспристрастная гуманитарная организация, такая, как Международный комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте». Являясь нейтральным посредником в случае вооруженных конфликтов или беспорядков, МККК направляет свои усилия на обеспечение защиты жертвам международных и гражданских войн (см. главу XXII).
Многие МНПО активно сотрудничают с межправительственными организациями. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативного статуса МНПО. Получение такого статуса не только означает признание полезной деятельности МНПО, но и в то же время отражает рост международного авторитета и влияния международных неправительственных организаций на развитие современных международных отношений.
Согласно ст. 71 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть согласованы с международными организациями, а в случае надобности - с национальными организациями после консультации с заинтересованными членами ООН.
Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС «Мероприятия по консультации с неправительственными организациями», принятой в 1946 г. (в дальнейшем неоднократно пересматривались).
Консультативный статус при Совете предоставлен более 1500 МНПО. Они подразделяются на три категории:
Резолюция ЭКОСОС 1996/31 от 25 июля 1996 г. устанавливает следующий основной принцип предоставления МНПО консультативного статуса: консультативные отношения устанавливаются в соответствии с Уставом ООН с целью достижения справедливого, сбалансированного и подлинного вовлечения неправительственных организаций в ее работу. В этой резолюции изложена процедура приостановления действия консультативного статуса и лишения его. МНПО, которым предоставлен консультативный статус, могут направлять своих наблюдателей на открытие заседания ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся работы Совета. Они могут также консультироваться с Секретариатом ООН по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консультативного статуса.
Например, Международная морская организация (ИМО) предоставляет консультативный статус тем МНПО, которые могут внести существенный вклад в работу ИМО. Кроме того, цели и функции этих организаций полностью гармонируют с функциями и принципами ИМО (Правила, касающиеся взаимоотношений с МНПО 1961 г.).
Любая МНПО, желающая сотрудничать с ВОЗ (в том числе путем предоставления консультативного статуса), должна соответствовать следующим критериям:
а) МНПО занимается вопросами, входящими в компетенцию ВОЗ;
б) цели и принципы МНПО не противоречат целям и принципам Устава ВОЗ;
в) МНПО признана в качестве постоянной организации;
г) МНПО имеет руководящий орган и уполномочена выступать от имени своих членов;
д) МНПО формально является международной по своей структуре и сфере деятельности;
е) она должна иметь своих членов, которые вправе голосовать по вопросам, касающимся политики и деятельности такой организации (Правила, касающиеся взаимоотношений с МНПО 1948 г.).
Международной неправительственной организацией, с которой ЮНЕСКО может поддерживать отношения, считается любая международная организация с целями и функциями, неправительственными по своему характеру, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и отвечающая следующим условиям:
а) заниматься вопросами, входящими в компетенцию ЮНЕСКО, быть в состоянии и желать оказывать действенную помощь в осуществлении задач организации в соответствии с принципами, содержащимися в Уставе ЮНЕСКО;
б) объединять значительное число групп или отдельных лиц, заинтересованных в одном или нескольких видах деятельности, входящих в ведение ЮНЕСКО, и иметь постоянных членов в достаточно большом числе различных стран, с тем чтобы такая организация могла по мере своих возможностей выступать в качестве действительного представителя различных культурных районов мира; в) в случае когда дело идет об организации регионального характера с географической или культурной точки зрения, она должна иметь достаточно большое число членов, чтобы быть в состоянии выступать в качестве действительного представителя всего данного района; г) иметь постоянный руководящий орган, созданный на международной основе, должным образом уполномоченных представителей и располагать рабочим аппаратом и процедурой, позволяющими ей поддерживать регулярную связь со своими членами в различных странах.
Отношения между ЮНЕСКО и МНПО могут быть отнесены к трем категориям:
категория С (взаимная информация).
МНПО, отнесенные к этим категориям, имеют строго определенные права и обязанности (см. Директивы, касающиеся отношений ЮНЕСКО с МНПО1960 г.).