Международные торгово-экономические союзы. Экономические союзы, экономические блоки

Современная мировая экономика в виде союзов и групп.

Их столкновение.

Европе́йская экономи́ческая зо́на (ЕЭЗ , англ. European Economic Area, EEA ) — создана 1 января 1994 года с целью предоставить возможность странам, не являющимся членами Европейского союза, присоединиться к Европейскому общему рынку.

Между странами Европейской экономической зоны установлены требования на обеспечение следующих «свобод»:

  • свободная торговля товарами,
  • свободная торговля услугами,
  • свободное передвижение трудовых ресурсов,
  • свободное передвижение капитала.

Более интегрированны страны, где в качестве валюты ходить евро. Смысла углубляться в детали нет, так как нет и четких границ между экономическим союзом - помимо стран участниц есть еще страны-кандидаты, "частично" принятые, наблюдатели. В частности, практически внутри ЕЭЗ есть еще остатки союза-предшественника -Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) , состоящего нынче только из Исландии, Норвегии, Швейцарии и Лихтенштейна.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).


Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами — Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА. Цели НАФТА:

— устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

— создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

— привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

— обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

— создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

— создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

— создание единого континентального рынка.

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана, России, Армении, Киргизии и Таджикистана (три последних страны вступили с 2015 года) предусматривающа я единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.


Предшественником Таможенного союза ЕАЭС был и пока еще остается более крупный союз: Зона Свободной Торговли СНГ (ЗСТ) , который в свою очередь идет корнями от бывшего СССР (за исключением Латвии, Литвы и Эстонии).


Зона свободной Торговли. Тёмно-синим указаны страны Таможенного союза ЕАЭС.

А еще ранее было такие явления как соцлагерь и Организация Варшавского договора .


В него входили, помимо 15-ти республик бывшего СССР, Румыния, Болгария, Польша, Венгрия, ГДР (Восточная Германия), Чехословакия (ныне Чехия и Словакия) и некоторое время Албания. В это же время было более крупное объединение: Совет Экономической взаимопомощи . Почти все страны-участницы Варшавского договора, после поражения "Москвы" в Холодной Войне, вступили в ЕС (ЕЭЗ) и НАТО, также туда пошли страны Балтии (Эстония, Латвия и Литва).

И тут будет очень уместно привести описание исторического столкновения двух крупных экономических систем. Европейский Экономический Союз, как и капиталистический лагерь в целом, в конце прошлого и начале текущего века разрастался, наступая на социалистический лагерь стран Европы! Сначала на Организации Варшавского Договора, а потом на экономическое пространство бывшего СССР. И это было просто необходимо и для Капиталистического Лагеря и ЕвроСоюза! Теоретические причины такой необходимости были вполне конкретные и они описаны в статьях: "принципиальная схема экономического кризиса " и схемы построения экономических союзов . Напомню, капиталистической системе экономики, основанной на ссудном проценте, для сохранения собственного благополучия (помимо регулярного снижения % ставки по кредитам ) необходимо: расширять рынки сбыта и снижать себестоимость производства. Последнее означает, что надо еще осваивать новые ресурсы и углублять разделение труда. Другими словами: " капиталистическим " экономическим союзам необходимо было расширяться за счет социалистического лагеря, потому что их границы соприкоснулись.

Расширение ЕвроСоюза на восток.


В итоге получилось следующее: В СССР, после распада, нарушились производственные связи, причём как внутри бывшего Советского Союза, так и отчасти во всём соцлагере. После открытия границ и "поднятия железного занавеса" cоветские товары (и, в некоторой мере, продукция производимая соцлагерем), были вытеснены импортом из стран других экономических систем: Северо-Американской, Европейской, а также из стран Азии. То есть, страны бывшего СССР послужили расширением рынка сбыта для остального мира! ГДР фактически стало частью ФРГ (Германия), Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния и другие перешли в экономическую систему ЕЭЗ (ЕС) (т.е. произошло углубление разделение труда и расширение рынков сбыта для "капиталистического мира" , особенно для ЕвроСоюза).

Примерная карта противостояния двух объединённых экономических систем:

капиталистической (синяя) и социалистической (красная).


Россия же, на правах проигравшей в "Холодной Войне", была включена в Европейскую Экономическую Зону на правах поставщика нефти и газа, т.е. стала поставщиком ресурсов для поддержки производства в Европе . Нефть и газ в Западную Европу СССР начал поставлять еще при Брежневе, но при Горбачеве и дальше эти поставки стали еще больше (освоение новых ресурсов для ЕС). Команды Горбачева и Ельцина, тем временем, набрали большое количество кредитов на "своё развитие" по советам западных специалистов, т.е. Россия, таким образом, помогла заработать западным банкирам. По таким, чисто экономическим причинам, падение СССР стало для "Запада" поводом для подъёма экономики и значительным переносом сроков грядущего экономического кризиса () . Приведенные ниже, слова Збивнева Бзежинского (американский идеолог внешней политики США) имеют не только военно-враждебный смысл, но и вполне практическое экономическое применение:


Причины распада СССР и краха социализма в Европе достойны отдельного рассмотрения. А мы вернемся к современности... Напомню, экономический союз с центром в г.Москва (Таможенный союз) вновь создается, но уже больше как экономический, а не и военно-политический тоже.

БРИКС (англ. BRICS — сокращение от B razil, R ussia, I ndia, C hina, S outh Africa) — группа из пяти стран : Бразилия , Россия , Индия , Китай , Южно-Африканская Республика .


Первоначально союз планировался больше как геополитический, новый ""центр силы" для противопоставления МВФ, США, ЕС и НАТО, но какая же геополитика без экономики? Однако пока что экономическая интеграция стран внутри союза невысока, в 2012 году объём торговли между странами БРИКС был чуть более 10 % из общего объёма торговли участников союза.

Шанхайская организация сотрудничества — международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана, а 10 июля 2015 года в ШОС вступили Индия и Пакистан (перечисленные обозначены тёмно-зеленым цветом, остальные наблюдатели и партнеры).


Основными целями и задачами ШОС являются:

  • развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;
  • совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
  • поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
  • содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;
  • координация подходов при интеграции в мировую экономику;
  • содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;
  • поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Азиатско -Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС ) (англ. Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC ) — форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.


В качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР (Азиатско-Тихоокеанский Регион) системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые экономики должны осуществить либерализацию к 2010 году. Однако таможенные барьеры остаются существенными и переговоры продолжаются.

Есть еще такие экономические союзы как Латиноамериканская Ассоциация Интеграции (ЛАИ) в состав которой входят 12 государств: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Куба, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. Штаб-квартира Монтевидео (Уругвай). И более тесный (с едиными таможенными тарифами) Mercosur (Меркосур) :


А также есть различные африканские союзы, например экономическое сообщество стран центральной Африки (ЭКОЦАС) . Вообще, помимо взаимодействия внутри союза страны, почти всегда, могут торговать и с остальным миром. Также, одна и та же страна может являться частью разных экономических союзов. Помимо этого - степень интеграции каждого союза разная, в некоторых из них просто пониженные таможенные барьеры, а полная и свободная торговля, как и единая валюта союза, только обсуждается в далекой перспективе. На первый взгляд, из-за обилия и разнообразия Экономических Союзов разобраться в современной политике очень сложно... Мол, надо изучать детали договоров, изучать сложную экономическую статистику и прочее. Но это не совсем так!

Во-первых: на мировую ситуацию влияют только действительно крупные объединения.

Во-вторых: можно отделить действительно крупные и высоко-интегрированные союзы от организаций, которые только зародились, или не имеют четких договоренностей и перспектив. Вот главные критерии оценки экономических союзов, они же показывают степень глобализации:

1) Уровень таможенных барьеров внутри организации.

2) Наличие общей денежной единицы или степень готовности её создать.

1) Таможенные барьеры низки, или совсем отсутствуют в таких союзах как НАФТА, ЕАЗ и ЕАЭС (Таможенный союз).

2) Общая валюта. На данный момент есть только в ЕАЗ (евро € ), но вообще как в прошлом, так и в ближайших возможных планах обсуждались (и обсуждаются) разные варианты:

Переводной рубль , как средство платежа внутри СЭВ, 1963-1990 годы.

Амеро . Проект так и не реализованной валюты внутри союза НАФТА.

Обсуждается валюта ЕАЭС (ТС) , ранее обсуждалось использование рубля, но переговоры зашли в тупик.

По мере вхождения в состав новых членов любой экономический союз становится более самодостаточным, это в его интересах. Но полная самодостаточность в современной экономике может быть только в "изолированных" странах, т.е. таких как Северная Корея или неразвитых странах Африки, живущих натуральным хозяйством. Потенциально самодостаточен союз НАФТА, шансы есть у Латиноамериканской Ассоциации Интеграции (ЛАИ), так как в них есть и добыча ресурсов (главное нефть!) и производство. ЕЭЗ и ЕАЭС работают в паре, так как в Европе мало сырья (поставляет РФ, отчасти Казахстан, Азербайджан и Туркменистан), а в ЕАЭС далеко не все производства, есть технические зависимости от стран ЕвроСоюза. Сравнительно самостоятельной силой является Китай, как очень крупная развивающаяся экономика, но он мировой производитель, ему нужен крупный рынок сбыта и поставщик сырья. Для построения схемы взаимодействия ведущих стран и экономических союзов нужны данные по всеобщему товарообороту. Наглядных совокупных данных мировой торговли в интернете не нашел, но можно по частям собрать наиболее крупные торговые партнерства из данных по каждой стране/экономическому союзу отдельно. Щелкнув на цифры по товарообороту вы перейдете к источнику данных., причины описаны в схеме экономического кризиса . Если всем хватает возможностей для развития, если понижение процента по кредитам еще себя не исчерпало, если всем крупным экономическим союзам есть куда расширяться не затрагивая интересы друг друга, то конфликты проще преодолеть договорившись и не растрачивая усилия на гонку вооружений. Но что делать если расширяться снова (как и в вышеописанном случае противостояния капиталистического, западного лагеря и социалистического, восточного) дальше некуда? Что если планета закончилась? Ответ прост - начинается поединок за сферы политического, экономического и военного влияния, борьба за нефть, прочее сырье... И переманивание стран для соотрудничества из конкурирующих экономических союзов! Вот тут-то и разгораются интриги.

Международными региональными образованиями (торгово-экономическими союзами) стали: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. Все послевоенные интеграционные региональные образования имеют двуединое начало. Они запускают мощный импульс свободной торговли и свободного перемещения факторов производства. Но одновременно опираются на протекционистский щит от конкуренции со стороны стран мира, расположенных вне интеграционной зоны. Переход от одной формы интеграции к другой основан на принципе восхождения от простого к более сложному.

Сначала создаются условия для свободной торговли между странами региона с отменой таможенных пошлин, затем условия для перемещения факторов производства. И только после этого начинается развитие региона на основе единой валюты и макроэкономической политики.

А) Зона свободной торговли образуется несколькими странами, которые упраздняют между собой все торговые барьеры (пошлины и нетарифные ограничения). Но каждая из них сохраняет импортные торговые барьеры по отношению к третьим странам. В такой зоне сохраняется таможенный контроль на границах стран-участниц соглашения.

Таможенный контроль должен собрать таможенную пошлину или ограничить импорт из третьих стран.

Б) Таможенный союз поднимает проблему взаимной таможенной либерализации на новый уровень. Утвердился общий внешний тариф для третьих стран и ликвидирована таможенная служба на внутренних границах между странами-участницами соглашения.

Как зона свободной торговли, так и таможенный союз касаются лишь сферы товарообмена. Они содействуют реализации равных возможностей в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Развитие таможенного союза органически подготавливает образование платежного союза, который строится на механизмах взаимной конвертируемости валют и функционировании единой денежной единицы.

В) Общий рынок в качестве базы интеграционного процесса берет достижения таможенного союза. Но теперь единое экономическое пространство образуется не только для взаимного товарообмена. Оно вбирает и передвижение всех факторов производства (капитала и рабочей силы).

Как показала практика, идеям общего рынка может препятствовать разнонаправленность национальных экономических политик. Разный предпринимательский режим (налоговые ставки, уровень банковского процента и т.д.) создает предпосылки для возможного перемещения капитальных активов из одной страны в другую. Предотвращение подобных нежелательных процессов, угрожающих национальной безопасности каждой из стран-участниц, стало возможным при согласовании национальных экономических политик.

Г) Экономический и валютный союз считается на настоящий момент высшей формой международного регионального образования. Он строится на базе общего рынка, но при этом унифицируется экономическая политика, в том числе денежная налоговая и социальная. Предусматривается единая политика в отношении торговли и движения капитала.

Ярким примером экономического союза могут быть США, где 50 штатов объединено в полный экономический союз с общей валютой и единым Центральным банком (Федеральная резервная система). Фискальная и монетарная политики, международная политика, военные расходы, пенсионное обеспечение программы здравоохранения едины и обеспечиваются единым федеральным правительством. Другие аспекты жизнедеятельности американского социума (образование, культура, сохранение порядка) регулируются и финансируются штатами.

Экономическим союзом называет себя и Европейское сообщество. В 2002 г. оно ввело единую валюту - евро. В настоящее время происходит унификация социально-экономической, денежно-кредитной политики в этих странах. Этот процесс будет развиваться и дальше.

Обобщенная характеристика международных региональных объединений дается в табл. 1.

Таблица 1.

Последствия для стран-участниц интеграционного процесса неоднозначны. Для конкурентоспособных национальных отраслей и предприятий углубление интеграционного процесса приносят значительные выгоды за счет новых рынков сбыта. Это позволяет наращивать производство и за счет эффекта масштаба снижать издержки доступа к новым или более дешевым ресурсам, в том числе и иностранного капитала; ослабления монопольной власти национальных фирм с приходом на отечественный рынок иностранных конкурентов; большей динамичности национального рынка, который вынужден адаптироваться к ритму мирового рынка.

Однако вхождение страны в интеграционный международный поток таит в себе и неизбежные потери, связанные с повышением давления конкурентной среды и необходимостью резкой перегруппировки ресурсов. Этот процесс может сопровождаться повальным уходом с рынка недостаточно эффективных производителей и потерей рабочих мест. В малых городах закрытие предприятий резко обостряет проблему занятости, поскольку появление новых вакансий обычно не способно компенсировать количество выбывших рабочих мест.

Международная интеграция может вызвать негативную реакцию у части населения, обладающей низкими адаптационными возможностями. Поскольку угрозы конкуренции имеют иностранное происхождение, негативная реакция приобретает националистическую окраску.

Интеграция, способствуя более быстрому развитию, усиливает давление на экологическую среду. Государству приходится больше средств затрачивать на поддержание здоровой среды жизнеобетания, в результате тяжесть налогообложения усиливается.

Интеграция, продвигая новые стандарты производства, отвергает многие привычные приемы ведения бизнеса. Потребление также во многом унифицируется. Упразднение определенных традиций вызывает неприязнь у отдельных слоев населения, особенно у тех, кто потерял устойчивый доход в результате подобных новаций.

Страны со схожим уровнем развития получают от интеграции следующие выгоды:

При сближении уровней экономического развития среди интегрирующихся стран потери перехода к интеграции оказываются наименьшими;

Потери распределяются между странами более равномерно. Снятие импортных ограничений может стать опасным лишь для отдельных предприятий, но не для всей национальной экономики;

Согласование интересов не приобретает остро конфликтного характера;

Ускоряется интеграционный процесс за счет снижения потребности интегрирующихся стран в таможенной защите своих товаров.

Все послевоенные интеграционные региональные образования используют протекционистский щит от конкуренции со стороны стран мира, расположенных вне интеграционной зоны. При наступлении эры глобализации подобная зашита ослабляется. Нарастание скорости интеграционных процессов может усилить потери национальной экономики, не обладающей конкурентными преимуществами.

Конкурентные преимущества, когда они не связанны с даровыми силами природы, приобретаются годами. Отнюдь не все национальные производители смогли выбиться на лидирующие позиции в международной конкуренции они не могут в одночасье приспособиться к высоким требованиям мировых стандартов. В результате ресурсы в стране перегруппируются в пользу иностранного конкурента.

Над странами со слабыми конкурентными преимуществами нависают следующие угрозы:

Иностранный капитал занимает наиболее доходные ниши бизнеса, оттесняя местный капитал в область среднего и малого предпринимательства;

Возможен отток ресурсов в более успешно развивающиеся регионы;

Разрастается импортная зависимость, ослабляющая позиции экономической безопасности, национальной валюты Платежный баланс может стать дефицитным. Возникает угроза погружения страны в пучину нестабильности;

Неустойчивость развития страны углубляется международным спекулятивным финансовым капиталом. Возможность быстрых притоков и внезапных оттоков "горячих" денег приводит к потрясениям на рынке капиталов и обще финансовому кризису в стране. В России это отразилось дефолтом 1998г.;

Усиливаются неравномерность экономического развития стран мирового сообщества и угрозы нарастающего углубления в отставании тех, кто не занимает лидирующих позиций.

Этапы развития интеграционных группировок. Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней (Табл. 1):

зона свободной торговли,

таможенный союз,

общий рынок,

экономический союз и

политический союз.

На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.

Таблица 1. СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Ступени

Сущность

Примеры

1. Зона свободной торговли

Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки

ЕЭС в 1958–1968 ЕАСТ с 1960 НАФТА с 1988 МЕРКОСУР с 1991

2. Таможенный союз

Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран

ЕЭС в 1968–1986 МЕРКОСУР с 1996

3. Общий рынок

Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки

ЕЭС в 1987–1992

4. Экономический союз

Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте

5. Политический союз

Проведение единой внешней политики

Пока примеров нет

Сначала создается зона свободной торговли – снижаются внутренние таможенные пошлины в торговле между странами-участницами. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры (так было в НАФТА: сначала – договор США с Канадой, к которому затем присоединилась Мексика). Большинство существующих экономических интеграционных союзов находятся именно на этом начальном этапе.

После завершения создания зоны свободной торговли участники интеграционного блока переходят к таможенному союзу. Теперь уже унифицируются внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика – участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Например, если тариф на американские автомобили во Франции высок, а в Германии низок, то американские автомобили могут «завоевать» Францию – сначала их продадут в Германию, а затем, благодаря отсутствию внутренних пошлин, легко перепродадут во Францию. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза.

Первые таможенные союзы появились еще в 19 в. (например, германский таможенный союз, Zollverein, объединявший в 1834–1871 ряд немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Но поскольку тогда роль мировой экономики в сравнении с внутринациональным хозяйством была невелика, эти таможенные союзы не имели особого значения и не претендовали на превращение во что-то иное. «Эра интеграции» началась в 1950-е, когда бурный рост интеграционных процессов стал закономерным проявлением глобализации – постепенного «растворения» национальных экономик в мировом хозяйстве. Теперь таможенный союз рассматривается не как конечный результат, а лишь как промежуточная фаза экономического сотрудничества стран-партнеров.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Теперь к минимизации внутренних пошлин добавляется устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства – инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. Общий рынок создан в ЕС; НАФТА приближается к нему.

Но и общий рынок не является завершающим этапом интеграционного развития. Для формирования единого рыночного пространства мало свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого внутрирегионального рынка экономически объединившихся стран. Данную ступень интеграции принято называть экономическим союзом . На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента в ЕС), способных не только координировать экономические действия правительств, но и принимать оперативные решения от имени всего блока. До этого уровня экономической интеграции дошел пока только ЕС.

По мере развития экономического союза в странах могут сложиться предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – политического союза . Речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому возникает новый многонациональный субъект мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает с позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание нового крупного федеративного государства. Пока нет ни одного регионального экономического блока столь высокого уровня развития, но ближе всего к нему подошел ЕС, который иногда называют «Соединенными Штатами Европы».

5. Основные международные экономические организации.

Международные экономические организации - система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники.

Международные экономические организации создаются за счет долевых взносов, действуют на основе устава, имеют руководящие органы с равным представительством сторон-участниц.

ГАТТ

генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт ) - международная экономическая организация, регулировавшая в 1948–1994 правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.

Таким образом, ГАТТ было задумано как чисто временная договоренность до создания ОМТ, но поскольку ОМТ так и не удалось создать, тоГАТТ оставалось единственным инструментом регулирования международной торговли до того момента, когда была создана специализированнаяВсемирная торговая организация (ВТО) в 1995.

С 1948 по 1994 именно ГАТТ выступало главным регулятором правил международной торговли для большинства стран мира, хотя в течение этих 47 лет оно имело статус лишь временно действующего соглашения и организации.

World Trade Organization (WTO)

Всемирная торговая организация - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ). Статьи соглашения об учреждении Международного валютного фонда (Устав МВФ) были выработаны на Конференции ООН по валютным и финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 в Бреттон-Вудсе (шт. Нью-Гемпшир). Основная задача Фонда – создание валютных резервов, из которых правительства стран-членов МВФ могут заимствовать средства для преодоления временных нарушений платежного баланса и предотвращения диспропорций в мировой экономике.

На 15 февраля 1999 членами МВФ являлись 182 государства, т.е. большинство стран мира. За рамками Фонда долго оставалась Швейцария, однако в 1992 и она вступила в МВФ. В начале 1990-х годов его членами стали большинство бывших социалистических стран, а также Китай и Вьетнам. Руководство МВФ осуществляется Советом управляющих, в состав которого входят по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждой страны-члена организации. Административные функции и повседневное управление возложены на директора-распорядителя и совет исполнительных директоров. По традиции директор-распорядитель является гражданином одной из европейских стран. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне.

Международный банк реконструкции и развития

Цель деятельности Международного банка реконструкции и развития заключается в том, чтобы сократить бедность в странах со средними доходами и в кредитоспособных бедных странах, содействуя устойчивому развитию, предоставляя займы, гарантии и принимая другие меры, не связанные с кредитованием, в том числе проводя аналитические исследования и оказывая консультативные услуги. МБРР не стремится к получению максимально высокой прибыли, однако ежегодно, начиная с 1948 года, получает чистый доход. Прибыль Банка используется для финансирования деятельности по нескольким направлениям процесса развития и обеспечения финансовой стабильности, позволяющей странам-клиентам занимать средства на рынках капитала под низкий процент и на выгодных условиях. МБРР принадлежит его странам-членам, каждая из которых имеет право голоса пропорционально размеру отчисляемых взносов в капитал организации, который, в свою очередь зависит от уровня экономического развития каждой из стран.

Краткая информация:

Основан в 1945 году. 184 члена Общая сумма кредитов, выданная МБРР за все время существования организации: 371 млрд долл. США. Сумма кредитов в 2002 финансовом году: 11,5 млрд долл. США (96 новых операций в 40 странах).

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) -- международная региональная организация. АТЭС -- крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли (2004). Образовано в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации -- обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества

Андский совет (Andean Community)

Цели Андского сообщества -- содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Основные направления Андской группы сводятся к выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов, гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией.

Арктический совет

Арктический совет -- международная организация, созданная в 1989 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь приарктических стран.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН, ASEAN)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация»

Африканский союз (АС, AU)

Африканский союз (АС) -- международная организация, объединяющая 53 государства Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Курс на создание Африканского Союза был провозглашен 9 сентября 1999 года на встрече глав африканских государств в Сирте (Ливия) по инициативе Муаммара Каддафи. 9 июля 2002 ОАЕ была официально преобразована в АС.

"Большая Восьмерка" (G8)

Большая восьмёрка - согласно большинству определений, это группа семи промышленно развитых стран мира и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

Всемирная торговая организация (ВТО, WTO)

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO)) -- международная организация, созданная в 1995 г. для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве.

ГУАМ -- межгосударственная организация, созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками -- Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

ЕвроАзЭС

Европейский союз (ЕС, EU)

Европейский Союз (Евросоюз) -- уникальное наднациональное образование в составе 25 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Примечательно, что сам Евросоюз не является международной организацией как таковой, то есть не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

Лига арабских государств (ЛАГ)

Лига Арабских Государств (ЛАГ) -- международная организация, объединяющая более 20 арабских и дружественных им неарабских стран. Создана 22 марта 1945 года. Высший орган организации -- Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос, штаб-квартира Лиги находится в Каире.

МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок, MERCOSUR)

МЕРКОСУР -- крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75% совокупного ВВП континента. Название организации происходит от испанского Mercado Comun del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Организация американских государств

(ОАГ; Organizacion de los estados americanos), создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889.

Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) -- военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Организация Североатлантического договора (НАТО, NATO)

НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organisation, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс) -- военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 в Вашингтоне двенадцатью государствами: США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Позже к НАТО присоединились и другие европейские государства. На 2004 год в НАТО входит 26 государств.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ, OSCE)

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) -- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий.

Организация Исламская Конференция (ОИК)

Организация Объединенных Наций (ООН, UN)

Организация Объединённых Наций (ООН) -- международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности и развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК, OPEC)

ОПЕК, или Организация стран -- экспортёров нефти (OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) -- картель, созданный нефтедобывающими державами для стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. Основная цель организации -- контроль над мировыми ценами на нефть.

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК, SAARK)

Североамериканская Зона Свободной Торговли (НАФТА, NAFTA)

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) -- соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). НАФТА вступило в силу 1 января, 1994.

Союз арабского Магриба (САМ)

Союз арабского Магриба (Union du Maghreb Arabe UMA) -- Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г.

Содружество демократического выбора (СДВ)

Содружество демократического выбора (СДВ) -- «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона», организация, альтернативная СНГ, учреждённая 2 декабря 2005 на учредительном форуме в Киеве (Украина).

Содружество Наций (Британское Содружество, Commonwelth)

Содружество, или Содружество наций (англ. The Commonwealth, или англ. The Commonwealth of Nations; до 1946 Британское Содружество наций -- англ. The British Commonwealth of Nations) -- добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.

Содружество независимых государств (СНГ, CIS)

Содружество Независимых Государств (СНГ) -- межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

Содружество непризнанных государств (СНГ-2)

Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2) -- неформальное объединение, созданное для консультаций, взаимопомощи, координации и совместных действий непризнанными самопровозглашёнными государственными образованиями на постсоветской территории -- Абхазией, Нагорно-Карабахской Республикой, Приднестровской Молдавской Республикой и Южной Осетией.

Совет Европы

Совет Европы -- старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель -- построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (англ. Cooperation Council for the Arab States of the Gulf) - региональная международная организация. В английском названии организации слово "Персидский" отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив "Арабским".

Тихоокеанский союз (Pacific Island)

Шенгенское соглашение

Шенгенское соглашение -- соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского союза», изначально подписанное 14 июня 1985 семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года. Договор был подписан в Шенгене, маленьком городке в Люксембурге.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

В 2003 году главы правительств стран -- членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет и составлен план. План включает в себя свыше ста конкретных проектов, тем и направлений сотрудничества, а также предусматривает механизмы их реализации. Упор сделан на следующие сферы -- транспортные коммуникации, энергетика, телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, водное хозяйство и охрана природы.

27. Дайте характеристику Украины с политической точки зрения (режим, система, форма правления, строй, партийная и электоральная система, тип политической культуры и политического поведения).

классифицировать политический режим в Украине при нестабильной социально-политической ситуации в период трансформации довольно проблематично. Скорее можно говорить про смешивание разных типов режимов при отсутствии какого-то одного, который явно доминирует. С одной стороны существует раздел власти, Закон про партии, свобода слова, избирательное право, с другой - зависимость судей, существенные ограничения на доступ и распространение информации, негласная цензура, неподконтрольное использование административного ресурса в период выборов, подтасовка результатов голосования в пользу провластных кандидатов. Такого рода примеры свидетельствуют про серьезные авторитарные тенденции власти при довольно слабых демократических институтах ее ограничения.

В соответствии с Конституцией, Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Конституционное устройство Украины основывается на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина Народ осуществляет государственную власть непосредственно, а также через систему государственных органов.

По государственному устройству Украина является унитарным государством.Это единое, слитное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают политической самостоятельностью. В унитарном государстве единая правовая система, единая система высших органов власти, единое гражданство и др.

Государственное устройство Украины основывается на принципах единства, неделимости и целостности государственной территории, комплексности экономического развития и управляемости отдельных её частей с учётом общегосударственных и региональных интересов, национальных и культурных традиций, географических и демографических особенностей, естественных и климатических условий. Административно-территориальными единицами Украины являются: область, район, город, посёлок и сельсовет (одно или несколько сёл).

о политике существуют разные точки зрения в определении типа политической системы нашей страны, что объясняется не только разными подходами, но прежде всего сложностью, неоднозначностью политических процессов в Украине, связанных с переходом от тоталитарной системы к демократической.

Исходя из формационного подхода, политическую систему в Украине можно отнести к посткоммунистической, в которой объединяются как элементы командно-административной, так и современной демократической системы. Это проявляется, с одной стороны, в сохранении структур и функций прежнего административного аппарата, приспособлении многих форм и процедур советской системы права к рыночным условиям и пр., а с другой - конституционные основы формирования и функционирования органов власти, развитие гражданских и политических организаций, правовое обеспечение защиты прав граждан и др. Читать полностью: http://all-politologija.ru/ru/politicheskaya-sistema-ukrainy

На современном этапе политического режима Украины характерны следующие черты: 1) громоздкая структура учреждений государственной власти со слабо развитые общественные институты влияния на власть; 2) патерналистские, опекунские функции государства не только в социально-экономической сфере, но и в содействии развитию элементов гражданского общества; 3) малоэффективен механизм сдержек и противовесов; 4) политическая неструктурированность государственной власти; 5) партийная система финансово, материально зависима от власти и финансово-доминирующих социальных групп; 6) слабое взаимодействие между партиями и группами давления; 8) отсутствие четко оформленных идеологических ориентаций, цивилизованных форм идеологического плюрализма, цивилизованного центризма в политике.

Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией в пределах и в соответствии с законами Украины.

Украина представляет собой унитарную парламентско-президентскую республику. Правительство -Кабинет министров Украины. Высший законодательный орган -Верховная Рада Украины. Судебная система –верховный и конституционный суды

Регионы У. имеют собственную законодательную и исполнительную власть: областные Советы народных депутатов и главы администраций области (губернаторов), назначаемых президентом страны.

8 декабря 2004 г. в Конституцию (1996 г.) были внесены изменения, направленные на трансформацию Украины из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику.

Главой государства оставался всенародно избранный Президент. За ним сохранялись достаточно существенные полномочия: право вето на законы, принятые Верховной Радой, право осуществления внешней политики, право роспуска парламента, право осуществлять ряд назначений, в том числе министров обороны и иностранных дел, председателя СБУ, Генерального прокурора и др.

Однако право формирования Кабинета Министров переходит от Президента к парламентскому большинству, которое должно быть сформировано партиями, победившими на выборах. И политическую ответственность Кабинет Министров несет теперь только перед Верховной Радой. В связи с этим изменилась и система выборов: на смену смешанной системе пришла пропорциональная система выборов с 3% проходным барьером.

Таким образом, в результате конституционной реформы полномочия Президента сокращаются, а Верховной Рады и Кабинета Министров, особенно в сфере внутренней политики, расширяются.

Выделяют следующие характеристики политической системы Украины:

    Она относительно стабильная (на поверхности), но может легко трансформироваться на нестабильную вследствие конфликтов между основными политическими блоками.

    Отличается относительно низким темпом социальных процессов, недостаточно восприимчива к новациям.

    Система не имеет достаточно эффективных современных традиций и опыта самостоятельного функционирования.

    Является централизованной, с некоторыми элементами регионализма и децентрализации.

    Отличается слабой реактивной способностью.

    Является системой переходного (от советской модели) типа.

в Украине формируется многопартийная система. В 2010 году в стране было зарегистрировано более 150 партий. Несколько десятков из них участвовали в выборах.

Последние парламентские выборыпрошли в2014 году.

Пропорциональная избирательная система Украины предоставляет возможность распределять места в парламенте согласно количеству голосов, полученных партией или блоком на выборах. Поэтому шансы провести своих представителей в парламент имеют многие партии. Но парламентский барьер (3%) эти шансы ограничивает. Чтобы повысить свои шансы на преодоление рейтингового барьера, некоторые партии образуют предвыборные блоки.

Совет Европы (Council of Europe - CE) образован в 1949 г. экономически развитыми странами.

В 2008 г. в Совет входило 47 государств, в том числе бывшие социалистические страны и Россия (принята в 1996 г.).

Цели Совета Европы - защита прав человека, расширение демократии, сближение позиций европейских стран по вопросам охраны окружающей среды, образования, здравоохранения.

Страны - члены (47 ): Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Греция, Грузия, Великобритания, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, ФРГ, Черногория, Чехия, Хорватия, Швейцария, Швеция, Украина, Эстония.

Статус наблюдателей (5 ): Ватикан, Канада, Мексика, США и Япония.

Высший орган - Комитет министров, который занимается политическими аспектами сотрудничества, бюджетом, принимает политические рекомендации.

В рамках Совета Европы работает Европейский центр молодежи, Европейский суд и др. организации и фонды.

Руководящие органы находятся в Страсбурге (Франция).

Европейский Союз - ЕС (European Union - EU) - наиболее значимая политико-экономическая организация европейских стран. Предшественниками ЕС были Европейское объединение угля и стали, образованное в 1950 г. для защиты этих передовых отраслей от конкуренции с американской промышленностью, затем Европейское экономическое сообщество и Европейский Союз.

В 1957 г. страны ЕОУС (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (Общего рынка) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатома).

В конце 60-х гг. в результате объединения трех организаций - ЕОУС, Евроатома, ЕЭС - была создана новая интеграционная группировка - Европейское Сообщество. Договор предусматривал постепенную отмену таможенных ограничений и установление общей торговой политики в отношении третьих стран, обеспечение свободного передвижения капиталов, товаров и рабочей силы, разработку и осуществление общей политики в области сельского хозяйства, создание валютного и политического союза.

Цели ЕС - координация действий стран-членов в сферах экономики (Создание общего рынка, экономического и валютного союза, единой валюты), обороны, права, внешней и внутренней политики (включая координацию иммиграции, совместное противостояние терроризму, улучшение условий жизни граждан стран-членов), создание пространства без внутренних границ.

В 1973 г. в ЕЭС вступили Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия.

Новый этап в углублении европейской экономической интеграции относится к началу 1990-х гг. В 1991 г. ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании единого европейского экономического пространства. В 1992 г. были подписаны Маастрихтские соглашения (вступили в силу в 1993 г.), предусматривающие создание подлинного Европейского Союза - экономического, валютного и финансового - и введение единого общеевропейского гражданства.

С 1 ноября 1993 г., после ратификации соглашений всеми двенадцатью странами-участницами, Европейский экономический союз переименован в Европейский Союз.

В 1995 г. к ЕС присоединились еще 3 страны - Австрия, Швеция, Финляндия. Планировавшееся вступление Норвегии было заблокировано результатами референдума в стране: граждане высказались против вступления страны в ЕС.

С 1 января 1999 г. введена для безналичных расчетов единая валютная единица ЕС - евро. В 2002 г. евро было введено для наличных расчетов. Эта денежная единица ныне используется для взаиморасчетов между 13 странами - членами ЕС: Бельгией, ФРГ, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Францией, Ирландией, Грецией, Испанией, Португалией, Австрией, Финляндией. В 2007 г. в зону евро вошла Словения.

2004 г. ознаменовался самым большим за историю европейской интеграции расширением союза. В союз вошли Кипр и Мальта; бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Словакия, а также бывшие республики, входившие в СССР - Эстония, Латвия, Литва.

В 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния.

Европейский валютный союз действует в рамках ЕС, к 2008 г. включал 13 стран: Австрия, Бельгия, Греция (присоединилась в 2001 г.), Италия, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Франция, Португалия, Финляндия, ФРГ. В конце 2007 г. в зону евро вошла Словения.

Единая валюта - евро - стала использоваться при безналичных расчетах, а с 1 января 2002 г. - в наличных расчетах.

Европейская ассоциация свободной торговли - ЕАСТ (European Free Trade Association - EFTA) создана в 1960 г. как противовес Европейскому экономическому сообществу. Последовательно страны - члены ЕАСТ вступили в ЕС; к 2008 г. в ЕАСТ осталось 4 члена - Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария.

Штаб-квартира - в Женеве (Швейцария).

Совет балтийских государств (Council of the Baltic Sea States - CBSS) создан в 1992 г. для обеспечения сотрудничества между странами бассейна Балтийского моря в области экономики, развития демократических институтов, гуманитарной помощи, охраны окружающей среды, транспорта и связи.

Страны-члены (12 ): Дания, Европейский Союз, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, ФРГ, Швеция, Эстония.

Наблюдатели (7 ): Великобритания, Италия, Нидерланды, Словакия, США, Франция, Украина.

Штаб-квартира находится в Стокгольме (Швеция).

Северный Совет (Nordic Council - NC) создан в 1952 г. (действует с 1953 г.) для развития регионального социально-экономического сотрудничества и совместных действий в области охраны окружающей среды.

Страны-члены (5 ): Дания (включая Фарерские острова и Гренландию), Финляндия (включая Аландские острова), Исландия, Норвегия, Швеция.

Статус наблюдателей имеют три местных органа самоуправления саамов Финляндии, Норвегии и Швеции.

Штаб-квартира находится в Копенгагене (Дания).

Организация Центрально-Европейской инициативы (Central European Initiative - CEI) под этим названием действует в 1992 г. (стала преемником образовавшейся в 1989 г. организации «Четырехсторонняя инициатива» (Quadrilateral Initiative), с 1991 г. - «Шестисторонняя инициатива» (Hexagonal Initiative).

Цели - экономическое и политическое сотрудничество в регионе между Адриатикой и Балтикой.

Страны-члены (18): Албания, Австрия, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия, Италия, Македония, Молдавия, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия.

Штаб-квартира - в Лондоне (Великобритания).

Западноевропейский союз (Western European Union - WEU) создан в 1954 г. (действует с 1955 г.) для обеспечения коллективной обороны и унификации политической организации стран-членов.

Страны-члены (10 ): Бельгия, Великобритания, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ.

Ассоциированные члены (6 ): Венгрия, Исландия, Норвегия, Польша, Турция, Чехия.

Ассоциированные партнеры (7 ): Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония.

Наблюдатели (5 ): Австрия, Дания, Ирландия, Финляндия, Швеция.

Штаб-квартира - в Брюсселе (Бельгия).