10 социально экономическая и валютная политика ес. Практика реализации экономической и внешнеторговой политики ес на современном этапе. Экономика как приоритет Союза

Для успешного развития западноевропейской интеграции вглубь и вширь было необходимо разработать и постоянно осуществлять единую для всех стран – членов ЕС интеграционную политику по основным направлениям хозяйственного взаимодействия в таких сферах, как сельское хозяйство, промышленность, наука, торговая и внешнеэкономическая деятельность, финансы и кредитно-валютные отношения, регулирование конкуренции между западноевропейскими и транснациональными компаниями, регулирование хозяйственных отношений между различными регионами стран ЕС, координация гуманитарной помощи и т.д.

Аграрная политика

Сельское хозяйство – одна из важнейших сфер политики ЕС. Преобладающая часть всех постановлений и директив касается сельскохозяйственных вопросов, на этот сектор прямо или косвенно направляется две трети бюджета ЕС. Аграрная политика базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран ЕС. Эта система включает три вида цен:

  • 1) лимитированную, или предельную цену. Эта та цена, которую должны получить производители сельхозпродуктов и которая устанавливается на каждый год Советом министров ЕС;
  • 2) интервенционную импортную цену. Это та цена, по которой органы ЕС обязаны покупать продукты у производителей в ограниченном, а в отдельных случаях и неограниченном количестве;
  • 3) лимитированную импортную цену. Это минимальная цена, по которой сельскохозяйственные продукты могут быть импортированы в страны ЕС. Во избежание наводнения аграрного рынка в странах ЕС дешевыми импортными продуктами сельскохозяйственного производства из третьих стран эта система цен специальными наценками – ввозными пошлинами – искусственно удорожает импортную продукцию, доводит ее стоимость до уровня лимитированной цены на конкретный товар. В свою очередь, эти наценки переводятся в бюджет ЕС и составляют немалую его часть.

Таким образом. Европейский союз, субсидируя и защищая свое менее рентабельное хозяйство, порождает острые конфликты с производителями сельскохозяйственной продукции в других странах Европы, не входящих в ЕС .

Валютная политика

Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие, как облегчение взаиморасчетов между странами-участницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках.

Для успешного функционирования экономического и валютного союза ЕС крайне важно, чтобы его государства- члены достигли высокой степени устойчивой конвергенции в виде наличия во всех их экономиках низкого уровня инфляции, здоровых государственных финансов, а также стабильности курсов их валют. С этой целью от стран, заинтересованных в переходе к новой валюте, было затребовано их соответствие "критериям конвергенции", сформулированным в Маастрихтском договоре и приложенном к нему Протоколе № 6. Такими "критериями конвергенции" определены:

  • 1) достижения высокой степени стабильности цен, измеряемой по уровню инфляции за последние 12 месяцев, который не должен отличаться выше чем на 1,5 процентного пункта от среднего уровня такого показателя по крайней мере по трем странам ЕС, добившимся наибольшей стабильности цен;
  • 2) устойчивость финансового положения правительства, которая считается достигнутой при государственном бюджете, свободном от чрезмерного дефицита; конкретно этот дефицит, при нормальных условиях, не должен превышать 3% ВВП при соотношении государственного долга к ВВП не более чем 60%. При этом, однако, Договор позволяет допускать в оценках искомого соответствия и определенную гибкость, принимая во внимание уже достигнутую динамику сокращения разбалансирования бюджета и (или) наличие исключительных и временных факторов, вызывавших такое разбалансирование;
  • 3) соблюдение установленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых механизмом валютных курсов (МВК) Европейской валютной системы, по крайней мере, в течение двух лет и без наличия напряженностей в таком соблюдении; в частности, страны-участницы в этот период не должны девальвировать, по своей инициативе, курс национальной валюты по отношению к валюте любого другого государства-члена ЕС;
  • 4) динамика "сближения", достигнутого страной-участницей в рамках ЕС и ее участия в МВК, отраженные в уровнях ее долгосрочных процентных ставок, измеряемых по уровню этих ставок за последние 12 месяцев, который не должен быть выше, чем на 2 процентных пункта от среднего уровня этого показателя, по крайней мере, по трем странам ЕС, добившимся наибольшей стабильности цен

Области внутренней политики Европейского Союза

Экономическая и валютная политика ЕС

Конституция ЕС по сравнению с ранее заключенными договоренностями между его странами в рамках экономического и валютного союза вносит определенные изменения в область экономической и валютной политики Союза , прежде всего, в части:

Усиления его дееспособности и стран-членов, чьей валютой являет- ся евро;

Укрепление Европейского Центрального банка в качестве органа ЕС;

Существенное упрощение содержания переходных положений договоренностей об общей экономической и валютной политике, касающихся стран, которые вводят у себя евро в качестве национальной валюты.

Экономическая и валютная политика была предметом длительной дискуссии во время работы Конвента и конференции правительств стран-членов ЕС. Найденный консенсус дал возможность Союзу усилить координацию его экономической политики. Те его страны, чьей валютой является евро, получат больше автономии при решении касающихся их вопросов без участия других стран в голосовании, о чем говорит соответствующий раздел Конституции ЕС и протокол к ней для стран еврозоны. Конституция ЕС распространяет также голосование квалифицированным большинством на почти все положения экономической и валютной политики Союза.

Европейский Центральный банк (ЕЦБ) становится органом ЕС, который имеет определенные цели и задачи и устав свой работы в системе центральных банков стран-членов ЕС и который независим от других его органов и государственных служб стран-членов ЕС. При этом в совет ЕЦБ не входят председатели центральных банков тех стран-членов ЕС, которые еще не перешли на евро.

Экономическая политика

Согласно статьям III -177 и 178 экономическая политика ЕС направлена на тесную координацию ее в странах-членах Союза, их внутреннего рынка и установление общих целей. В свою очередь страны-члены ЕС при осуществлении своей экономической политики должны содействовать достижению общих целей Союза. Речь идет при этом о согласовании их экономической политики с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.

В статье III -179 рассматриваются нововведения в реализацию общей экономической политики ЕС:

Европейская комиссия может передавать свое мнение непосредственно той стране-члену ЕС, экономическая политика которой не соответствует основным признакам общей политики ЕС или несет опасность надлежащему функционированию экономического и валютного союза (а не Евросовету, который принимает решение);

Когда Евросовет высказывает в адрес какой-либо страны-члена ЕС свое мнение по определенному вопросу, то эта страна не принимает участие в голосовании по нему.

При чрезмерном дефиците национального бюджета в Конституции ЕС предусматриваются следующие изменения (статья III -184):

Если Еврокомиссия имеет мнение, что в стране-члене ЕС существует чрезмерный дефицит ее бюджета или он мог бы появиться, то это мнение непосредственно доводится до этой страны (а не через Евросовет);

Роль Еврокомиссии усиливается также и при решении по поводу чрезмерного дефицита, а именно, Евросовет, получив предложение Еврокомиссии о преодолении этого дефицита, может его отклонить только посредством единогласного решения. Т.е. рекомендации Евросовета в этом вопросе должны базироваться, прежде всего, на мнении Еврокомиссии;

Сама та стран, о чрезмерном дефиците бюджета которой принимается советом решение, в голосовании по нему не участвует (за исключением вопроса о мерах по установлению размера дефицита);

Применяемые для этого положения о квалифицированном большинстве требуют не более 2/3 голосов стран-членов ЕС, а не простого их большинства, а также 55% голосов стран-членов еврозоны, если они, по крайней мере, представляют 65% населения этих государств.

В алютная политика

Конституция ЕС вносит несколько изменений в валютную политику Союза. Прежде всего, она официально определяет евро в качестве валюты Европейского Союза и называет ее в качестве одного из своих символов (статья I -8). Конституция ЕС предусматривает также очень четкое распределение полномочий Союза в области валютной политики. Согласно нее Союз имеет исключительную компетентность в этой политике стран-членов ЕС, чьей валютой является евро (статья I -13). Те же его страны, которые еще не ввели евро, сохраняют свою компетентность в валютных вопросах. Институциональные положения о задачах и целях европейской системы центральных банков в целом остаются неизменными (статьи III -185 и 191).

В статье I -30 официально характеризуется понятие «Евросистемы»: ее образуют Центральный Европейский банк и центральные банки стран-членов ЕС, чьей валютой является евро, для проведения валютной политики. Конституция ЕС создает новое правовое положение для принятия как мер, которые необходимы для введения евро, так и, прежде всего, мер для текущего ее использования. Это положение заменяет существующее в настоящее время переходное положение статьи 123 договора о Европейском сообществе.

Конвент предложил предоставить больше автономии странам-членам ЕС, чьей валютой является евро, как в части возможности решать в Евросовете вопросы, связанные с ней, так и, прежде всего, с тем обстоятельством, что они делят общую валюту. Согласно статьям III -194 -196 страны-члены ЕС, входящие в еврозону, могут принимать меры по усилению координации и контролю соблюдения бюджетной дисциплины, вырабатывать конкретные руководящие указания для своей экономической политики, защищать общую точку зрения в финансовой области в соответствующих международных учреждениях и обеспечивать единое представительство в них, а также на конференциях. Согласно этим статьям только те страны-члены ЕС, которые входят в еврозону, имеют в Евросовете право голоса по этим вопросам.

Тот факт, что страны-члены ЕС, чьей валютой является евро, получают право голоса в соответствующих вопросах общей экономической политики, означает большой шаг вперед. Дело в том, что с вхождением десяти новых стран в Европейский Союз двенадцать его стран еврозоны оказываются, по существу, в меньшинстве до тех пор, пока остальные страны не выполнят критерии, необходимые для введения в них европейской валюты. Положения же Конституции ЕС дают возможность в переходной период принимать определенные решения только с помощью касающихся их стран.

В подразделе о переходных положениях называются далее другие случаи, когда аннулируется право стран-членов ЕС, не входящих в еврозону в вопросах финансовой политики (статья III -197), а именно, в части рекомендаций о многостороннем контроле и мерах по преодолению чрезмерного дефицита бюджета. Наконец, посредством Конституции ЕС усиливается роль его государств, входящих в еврозону, при приеме в нее других стран. Прежде чем Евросовет примет решение об этом, он должен учесть мнение стран еврозоны, которые, со своей стороны, вырабатывают его квалифицированным большинством.

В статьях III -197-202 о переходных положениях также устанавливается:

- определение стран-членов ЕС, в отношении которых действует исключительное правило о применимости положений Конституции ЕС, которые к этим странам не относятся, а также об их праве голоса (статья III -197);

- процедура для введения евро в стране-члене ЕС, после того как выполнены критерии сближения (статья III -198);

- особые положения для стран-членов ЕС, в отношении которых действует особое правило (статья III -202).

Не внося основополагающих изменений, Конституция ЕС обеспечивает также существенное упрощение этих положений, что улучшает их понимание и последующее применение для граждан Союза. Конституция ЕС расширяет область применения голосования посредством квалифицированного большинства.

Только некоторые положения и впредь должны приниматься в Евросовете единогласно, а именно:

- принятие мер по замене протокола о процедуре действий при чрезмерном бюджетном дефиците, в котором определяются критерии конвергенции (сближения) для введения евро(статья III -184);


Это одна из статей, входящих в серии:
Политическое устройство
Европейского Союза

Зарубежная политика

? ?


1.1. Фаза 1

1969/1970: План "Вернера" ​​предусматривает трех-этапное введение общей валюты к 1980 г. 1972: Европейское валютное объединение (или "гадюки в тоннеле") предусматривает отклонения на менее 2,25% от каждой из европейских валют и от лейт-курсу $-доллара. 1973: Разрушение Бреттон-Вудской системы, происходит первый нефтяной шок, первая попытка создания общей валютной системы не удается.

1.2. Фаза 2

1979: Создание Европейской валютной системы; Создание экю как искусственной европейской денежной единицы, которая состоит из корзины всех валют (различное соотношение валют). Архитекторы этого объединения, Гельмут Шмидт и Валери Жискар д"Эстен , мотивируют создания этой системы уменьшением изменчивости курсов. Экю состояло из относительной веса ВНП государств-членов друг к другу. Необходимо было создать валютный механизм и механизм интервенций. "Решетка паритетов" подменила "змею" именем, но механизм остался неизменным. При достижении валютными курсами определенных пределов (2,25%) государства были обязаны осуществлять интервенции.

1.3. Фаза 3

1989: Принятие отчета Европейской комиссии Жака Делора, который предусматривает трех-этапное создание ЕВЕС. 1990: Первый этап ЕВЕС вступает в силу, за которым либерализуется движение денег и капитала между государствами, сильнее контролируется и координируется экономическая политика государств-членов, активизируется сотрудничество между центральными банками. 1992: Маастрихтским соглашением предусматривается создание ЕВЕС в трех этапах до 1999 г. 1993: После колебаний в рамках европейской валютной системы тоннель колебания был расширен от 2,25% до 15%. Курсы валют часто менялись, с 1993 англ. фунт и итальянская лира покидают ЕВЕС. Де-факто образуются система свободного плавания. 1994: Второй этап ЭВС вступает в силу в Франкфурте на Майне основывается (объеме), предшественник ЕЦБ . 1997: Пакт стабильности и экономического роста, создания валютного механизма 1998: Основание ЕЦБ на место объеме. 1999: Безвозвратное установления курсов соотношение между валютами государств-членов, внедряющих евро . С этого момента проводится совместная валютная политика в евро . Все расчеты ведутся в евро . 2002: В наличном обращении появляется евро . Все национальные валюты государств-членов, участвующих в ЕВС, теряют силу.

2. Юридические основы

  • Пакт о стабильности и экономическом росте: Только во время регресса или в случае возникновения природных катастроф дефицит может превышать 3% ВНП. На страны с показателями за этими пределами предусматривается наложение санкций, которые составляют мин. 0,2 и макс. 0,5% ВВП. После двух лет предполагается трансформировать эти санкции в штрафы.

3. Органы ЕС, ответственные за монетарную политику

3.1. Органы ЕСЦБ

Основание ЕЦБ , который вместе с национальными банками других 25 государств-членов ЕС составляет ЕСЦБ, является весомой заслугой национальных государств, которые смогли отдать большую часть своего суверенитета в области монетарной политики на над-государственный уровень. Органы ЕСЦБ:

1. Совет ЕЦБ, к которой принадлежит как Директорий, так и президенты центральных банков государств-членов, участвующих в евро (в наше время 17). Является главным органом принятия решений в ЕСЦБ. Выдает обязывая стратегические направления, принимает решения и постановления по денежной политике. Впрочем, решение о (между-) валютной и внешнеэкономической политики принимаются Советом ЕЦБ совместно с Советом "Екофин". Нужно отметить интересный аспект структуры ЕСЦБ, что касается децентрализации. Согласно этому, решение по регулированию денежного рынка принимаются централизованно (в том числе и с участием центральных банков государств-членов), но реализация политики происходит за соответствующим приказом ЕЦБ на уровне национальных центральных банков. 2. Директорий, к которому относятся президент, вице-президент и четыре других членов ЕЦБ. Отвечает за денежную политику в соответствии с направлениями и решениями совета ЕЦБ и является исполнительным органом. Члены директории назначаются Советом Министров ЕС РМ по рекомендациям Европейского Совета . 3. В расширенной совета ЕЦБ относятся также президенты всех центральных банков государств-членов (27). Она выполняет роль предшественника ЕЦБ - Европейского Валютного Института. В ее деятельности в частности относится надзор за Европейским валютно-курсовым механизмом II, предусматривает максимальные колебания на 2,25% от ведущего курса евро. 4. Существуют также 13 комитетов, которые своей деятельностью помогают принятию решений ЕЦБ / ЕЦБС, например по вопросам бухгалтерского учета, банковского надзора и т.д..

Следует отметить высокий уровень независимости ЕЦБС, который охватывает как сам ЕЦБ, так и все центральные банки ЕСЦБ. Самую независимость можно разделить на четыре аспекта:

А) институциональная независимость: никакая организация ЕСЦБ или члены комиссий по принятию решений не имеют права выполнять любые приказы любых органов ЕС или государств-членов; б) персональная независимость: президент ЕЦБ выполняет свои функции в течение 5 лет, члены директории 8 лет; в) функциональная независимость: Главные стратегические направления ЕЦБ заключаются в обеспечении стабильности цен (Индекс потребительских цен относительно прошлого года менее 2%) и поддержке общей политики ЕС, если последнее возможно без какого-либо негативного влияния на выполнение первой цели. г) финансовая независимость: ЕЦБ собственный капитал и бюджет.

3.2. Рада "Екофин"

Рада "Екофин" (происходит от англ. "Economic and Financial") является центральным комитетом по координации экономической и валютной политики, членом которого является все 27 государств-членов. В рамках этого комитета министры экономики и финансов кроме выше указанной координации проводят дискуссии с ЕЦБ и Комиссаром ЕС по валютным вопросам, принимают решение о Пакта стабильности и экономического развития и тому подобное.

3.3. Комитет по экономическим и социальным вопросам

Указанный комитет был создан уже в 1957 г. в рамках Римских соглашений. Его главная цель состоит в защите интересов различных групп в процессе создания внутреннего рынка и европейской интеграции. Состав этого комитета можно разделить на три группы: работники, работодатели и группа лиц с различными интересами, напр. из аграрного сектора и т.д..

4. Инструментарий монетарной политики ЕЦБ

ЕЦБ использует агрегат М3 денежной массы как ранний показатель изменения уровня цен.

Инструментарий ЕСЦБ можно разделить на три главные группы:

А) Операции на открытом рынке: Покупка (экспансивная монетарная политика) и продажа (рестриктивная монетарная политика) ценных бумаг центробанком на открытом рынке. 1) Главный инструмент рефинансирования : тендеры на покупку / продажу высоколиквидных активов или на операции "репо" (процентная ставка 2,5%) 2) Долгосрочные операции рефинансирования (трехмесячный рефинансирования) 3) Операции с целью "тонкого" регулирования: операции спорадического типа 4) Структурные операции: см.. iii).

б) Постоянные фацилитеты: частные банки могут проводить с ними операции любое время по собственной инициативе и без каких-либо ограничений.

1) Кредиты "овернайт" (процентная ставка 3,5%) 2) Фацилитет на вклады (процентная ставка 1,5%): Вклад остаточных денег

в) Минимальный заказ: Кредитные институты обязаны держать минимальные резервы на счетах центробанков. Минимальные резервы подсчитываются по формуле "минимальные резервные ставки", умножить на расчетную базу кредитного института.

г) "Кредитор последней инстанции": центробанки могут выполняют в банковских кризисах функции кредиторов последней инстанции.


Источники

? в ? Евро
Темы

Еврозона ? Графический знак евро? Лингвистические вопросы? Международный статус и использования? еврокалькуляторы? Экономический и монетарный союз ЕС

Управления
История
Связанные темы

Экономика Европейского союза ? Экономика Европы ? Эоне ? Европейская межбанковская ставка предложения ?

Структура Европейского Союза.

История возникновения и развития Европейских сообществ.

Вопросы, выносимые на обсуждение

Тема 5. Общая характеристика Европейского Союза как особого интеграционного объединения государств

В рамках семинарского занятия необходимо рассмотреть следующие вопросы. Во-первых, выяснить причины возникновения европейской интеграции во 2 половине XX века, во-вторых, проанализировать цели и задачи первых европейских объединений (ЕОУС, Евроатом, ЕЭС), в-третьих, охарактеризовать структуру Европейского Союза и дать общую характеристику его главных органов и, наконец, проанализировать основные сферы деятельности Европейского Союза и Европейского сообщества. Также необходимо уделить внимание вопросу сотрудничества ЕС и РФ.

послевоенное развитие идеи единой Европы. Гаагский конгресс сторонников объединения Западной Европы 1948. и его значение для становления моделей европейской интеграции. План Шумана - решение послевоенных проблем. Декларация Шумана 9 мая 1950 года;

цели и пределы западноевропейской интеграции. Экономическая и политическая интеграция. Создание Европейского объединения угля и стали. Договоры 1957 года об учреждении Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии;

развитие Европейской интеграции: Единый европейский акт 1986 года, Договор о Европейском Союзе 1992 года. Амстердамский договор 1997 года, Ниццкий договор 2001 года и реформа Европейского Союза.

цели и задачи Европейского Союза, закрепленные в Договоре о Европейском Союзе;

принципы деятельности Европейского Союза;

структура Европейского Союза: Европейские Сообщества, ОВПБ, СПСО. Расширение компетенции Европейского Союза.

3. Институты Европейского Союза: порядок организации и деятельность.

понятие и характеристика институтов Европейского Союза;

Совет ЕС: состав, полномочия, порядок работы и принятия решений;

Европейский парламент: историческое предназначение, порядок формирования, структура Европарламента, его полномочия, порядок работы;

Комиссия Европейского Союза: состав, процедура назначения членов, полномочия, порядок работы;

Суд Европейских Сообществ: состав, принципы юридического статуса судей и генеральных адвокатов, юрисдикция Суда ЕС. Суд первой инстанции: состав и полномочия;

Счетная палата (палата аудиторов): состав, полномочия.

Формирование экономического и валютного союза. История создания ЭВС. Экономический союз: общая характеристика деятельности и институциональная основа функционирования. Валютный союз: правовая основа функционирования и порядок образования. Европейская система центральных банков. Политика занятости и социальная политика Европейского сообщества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Этапы введения евро

2. Цели создания экономического и валютного союза (ЭВС)

3. Проблемы и последствия введения евро

4. Еврозона и Евросоюз

5. Социально-экономические последствия введения евро для стран мира

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Первоначально возникла национальная валютная система - это форма организации валютных отношений страны, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством, а также обычаями международного права.

Мировая и региональная валютная системы носят международный характер и обслуживают взаимный обмен результатами деятельности субъектов национальных экономик.

Региональная валютная система - это форма организации валютных отношений ряда государств определенного региона, закрепленная в межгосударственных соглашениях и в создании международных финансово-кредитных институтов. Наиболее яркий пример валютной системы такого уровня - Европейская валютная система.

Европейская валютная система (ЕВС) - принятая рядом стран, входящих в Европейское сообщество, форма организации валютных отношений и валютного обмена, облегчающая экономические отношения между странами, стимулирующая интеграцию их экономик, способствующая стабилизации валют. Европейская валютная система действует с 1979 года.

Мировая валютная система - это глобальная форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.

Современная Мировая валютная система не выступает как нечто обособленное, а формируется, исходя их взаимосвязи и взаимодействии национальных и международных систем. С ростом интернационализации хозяйственной жизни грани между этими валютными системами постепенно стираются. Сбой отдельной валютной системы может оказать негативное воздействие на региональные и мировую валютную системы (например, события в России 17 августа 1998 года), или реформирование региональной валютной системы ведет к серьезным переменам как в различных национальных системах, так и в мировой валютной системе в целом (например, введение в ЕВС евро).

Еще в раздробленной средневековой Европе неоднократно предпринимались попытки ввести общую валюту: например, в 1392 г. ганзейские города заключили валютный союз и начали чеканить общую монету. В XIX веке идеи создания общеевропейских денег выдвигали Наполеон Бонапарт и Виктор Гюго, предвидевший появление единой континентальной валюты на всей территории Европы и создание Соединенных Штатов Европы. Иногда эти идеи реализовывались на значительной части континента. Наиболее известным примером стал Латинский валютный союз, в который в 1865 г. вошли Франция, Бельгия, Швейцария, Италия, а впоследствии и Греция. Затем к нему хотели присоединиться также Дания и Швеция, но им помешала разразившаяся франко-прусская война, и эти страны в 1873 г. пошли на заключение собственного Скандинавского валютного союза (в то время в состав Швеции входила и территория нынешней Норвегии).

Введение с 1 января 1999 года новой денежной единицы Европейского валютного союза - евро - стал, безусловно, важным событием в мире. В настоящее время ведутся активные обсуждения данного события; аналитики пытаются предсказать последствия введения евро, его влияние на все стороны экономической и политической жизни государств.

1 . ЭТАПЫ ВВЕДЕНИЯ ЕВРО

В апреле 1989 г. был обнародован так называемый доклад Делора - предварительный проект Экономического и Валютного союза. Высказанные идеи вызвали огромный резонанс и увлекли не только значительную часть западноевропейских правящих кругов, но и миллионы простых граждан. Проект ЭВС, поддержанный средствами массовой информации, стал в первой половине 1989г. символом нового взлета западноевропейской интеграции. Дальнейшие события разворачивались с удивительной быстротой.

Вначале на Мадридском саммите в июне 1989 г. были приняты два основных организационных предложения, выдвинутые комитетом Делора:

Созвать межправительственную конференцию для выработки изменений к основополагающими договорам, без которых невозможно продвижение к последующим этапам.

К декабрю 1990 г. комитет управляющих центральными банками и Валютный комитет ЕС практически подготовили проект устава будущего Европейского центрального банка.

При обсуждении вопроса о переходе к заключительной стадии перехода к евро произошло столкновение между двумя принципиально разными подходами - «экономическим» и «монетаристским», «фундаметалистским» и прагматическим.

Первый подход был представлен главным образом ФРГ и Нидерландами. Эти страны определенно выступали за фиксацию обменных курсов и введение единой валюты, но при условии обязательного и строгого соблюдения критериев конвергенции. Поскольку невозможно было предугадать, когда этого можно достичь, ФРГ и Нидерланды возражали против того, чтобы заранее утвердить дату перехода к полному экономическому союзу.

Второго подхода придерживались Италия и несколько в смягченной форме Франция. Они подчеркивали мобилизующую роль самой идеи ЭВС. Согласно их точке зрения, установление твердой даты перехода должно было подстегнуть национальные правительства и рыночные силы, создать политические условия для принятия непопулярных мер экономии и, в конечном счете, резко ускорить экономическую конвергенцию.

На межправительственной конференции не удалось найти окончательного решения этой проблемы. Компромисс был достигнут лишь в ходе самого Маастрихтского саммита, который и утвердил текст поправок, необходимых для реализации экономического и валютного союза.

Окончательный текст договора представлял компромисс между взглядами «экономистов» и «монетаристов». Можно сказать, что «битву» выиграли обе стороны. «Монетаристская» точка зрения восторжествовала в том, что государства - члены ЕС договорились установить твердые сроки создания ЭВС. «Экономисты» же имели все основания считать, они одержали победу, настояв на строгих критериях отбора кандидатов на участие в зоне евро.

Таким образом, в Маастрихте было достигнуто:

Договор о Европейском Союзе заложил прочную правовую основу будущего экономического и валютного союза и единой валюты;

Была определена институциональная структура;

Маастрихтским договором был установлен точный график трех этапов перехода к экономическому и валютному союзу и в общих чертах определено их содержание;

Были согласованы и утверждены основные критерии конвергенции, которые являются обязательными условиями вступления стран - членов ЕС в экономический и валютный союз;

Маастрихтский саммит утвердил приоритеты кредитно-денежной политики в рамках экономического и валютного союза. Эти приоритеты носят вполне определенный монетаристкий характер. Главной целью и его высшего органа - Европейской системы центральных банков является стабильность цен. Подчиненный характер носит вторая задача - содействие другим направлениям экономической политики сообществ и государств-членов;

Ко времени маастрихтского саммита выяснилось, что независимо от динамики критериев конвергенции две страны - Великобритания и Дания - по политическим мотивам останутся вне экономического и валютного союза, по крайней мере, на первом этапе его становления. Им было предоставлено право остаться вне договора, если они этого пожелают.

Ясно было и другое - не все из тех государств, которые одобрили план создания ЭВС, смогут справиться с критериями конвергенции. Для таких стран договором была предусмотрена система временных исключений. Суть ее заключалась в том, чтобы страны, которые присоединяться к зоне единой валюты позднее. Имели бы те же права и прошли через те же процедуры, что и первоначальные члены ЭВС. Каждые два года или по просьбе государства-члена Комиссия и Европейский центральный банк должны предоставлять доклад о прогрессе каждой страны в области конвергенции. Совету предоставлено право принимать решение об отмене режима исключения (то есть, по сути дела, о присоединении соответствующей страны к экономическому союзу).

Маастрихтский саммит закончился в обстановке невиданной эйфории. Сообщества, добившиеся неоспоримых успехов в осуществлении «проекта-1992», были вооружены теперь и конкретной программой создания экономического и валютного союза.

Для полной интеграции всех финансовых рынков будет на основе евро потребуется несколько лет, однако предыдущие попытки европейской интеграции заняли гораздо больше времени. Первый план введения единой валюты был предложен в 1970 г. тем не менее, понадобилось почти десять лет борьбы, чтобы отменить систему Бреттон-вудских соглашений о фиксированных ставках обменных курсов и прийти к идее создания Европейской валютной системы с ее механизмом согласованных обменных курсов (Exchange Rate Mechanism). В последующие годы Европейская валютная система и механизм ставок обменных курсов придали валютным рынкам некоторую стабильность, однако равновесие это всегда оставалось хрупким. План Делора, предложенный в 1987 г. и принятый двумя годами позже, стал первой важной вехой, с появлением которой идея создания ЭВС получила энергичную, деятельную и оптимистическую поддержку. Маастрихтское соглашение 1991 г. закрепило успех: евро и станет реальностью четыре десятилетия спустя после первых попыток валютной интеграции, сделанных ЕЭС еще в 1958 г. В течение некоторого времени различные валюты будет использоваться паралельно.

2 . ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМ ИЧЕСКОГО И ВАЛЮТНОГО СОЮЗА

Валютный союз - исключительно трудный и рискованный проект. Его реализация связана с массой непредвиденных сложностей, огромных затрат сил и финансовых средств. Общий баланс прибылей и убытков может по-разному сложиться для различных стран, слоев населения и отраслей. ЭВС основан на четырех основных элементах:

Едином рынке, обеспечивающем полную свободу движения людей, товаров, услуг и капитала;

Общей политике конкуренции и других мерах, нацеленных на усиление рыночной конкуренции;

Общей политике структурных изменений и регионального развития;

Координация макроэкономической политики, включая обязывающие правила бюджетной политики.

В основы функционирования ЭВС входят такие вопросы, как: проведение общей внешней политики, политики безопасности, а именно: внутренние дела, юстиция и пограничный контроль, в которых Европейское Сообщество уже накопило значительный опыт и где достигнуты ощутимые успехи. Все 11 участников ЭВС добровольно делегируют ряд суверенных прав, а именно проведение валютной, эмиссионной, бюджетной, налоговой политики, единым органам ЕС для решения этих вопросов на централизованном или коммуникативном уровне.

Так, общая экономическая политика нужна, чтобы сформировать единое экономическое пространство, в рамках которого компании и население повсюду имели бы одинаковые условия для хозяйственной деятельности. А для хозяйственной деятельности нужна общая валютно-финансовая, политика и денежная единица. Поэтому сам валютный союз немыслим без общей экономической политики, так как единая валюта не сможет функционировать при существенно отличающихся друг от друга национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной задолженности и т.п.

Еще только начиная работу по созданию проекта экономического и валютного союза, все участвующие комитеты были единодушны в вопросе о конечной цели ЭВС, которая состояла в том, чтобы:

Полностью либерализовать движения капиталов в так называемой «зоне евро»;

Полностью интегрировать финансовые рынки;

Иметь полную и необратимую конвертируемость всех валют, основанную на не подлежащей пересмотру фиксации валютных паритетов. Причем это должно быть достигнуто путем отмены лимитов колебаний внутри Европейской валютной системы и в конечном итоге замены национальных валют единой валютой;

Формирование единого рынка, который был бы сопоставим с рынками США и Японии;

Устранение валютных рисков для упрощения и стимулирования торговли;

Ускорить процесс унификации в рыночной практике;

Увеличение прозрачности в процессе ценообразования;

3 . ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ ЕВРО

Данный обзор открывает серию публикаций, посвященных введению единой валюты ЕС - евро. Особое внимание в обзоре уделяется истории разработки и реализации программы создания Экономического и валютного союза ЕС.

2 мая 1998 г. высший политический форум Европейского союза (ЕС) - Европейский совет (Евросовет) - совещание глав государств и правительств стран-участниц - принял решения, которые по праву были расценены многими обозревателями как исторические. Евросовет утвердил состав стран-членов Экономического и валютного союза (ЭВС), который начнет функционировать с 1 января 1999 г. Из 15 стран-участниц ЕС в зону евро включены 11: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. Что касается Великобритании, Дании и Швеции, то они воспользовались своим правом не участвовать в ЭВС с 1999 г., составив группу стран так называемой «второй волны» членов ЭВС. Греция не попала в список из-за несоблюдения критериев конвергенции - предполагается, что она может стать членом ЭВС с 1 января 2001 г.

Главные этапы создания ЭВС

Истоки идеи создания валютного союза в Европе восходят к прошлому веку, когда 130 лет назад по инициативе Франции был создан Латинский валютный союз, включавший Бельгию, Италию, Швейцарию, Болгарию и Грецию. Понятно, что в тех условиях этот альянс просуществовал недолго.

В рамках ЕС первые планы создания экономического и валютного союза разрабатывались еще в начале 70-х годов, однако последующие события в мировой экономике («нефтяные шоки» и др.) сделали невозможной не только реализацию, но и дальнейшую разработку подобных планов.

В 1979 г. в рамках ЕС начала действовать Европейская валютная система (ЕВС), имевшая целью обеспечение стабильности взаимных курсов валют путем установления пределов курсовых колебаний. Одним из основных элементов ЕВС является Европейская валютная единица - экю, стоимость которой определяется на основе «корзины валют» стран-членов ЕС и пересматривается через каждые пять лет или по мере необходимости.

27-28 февраля 1986 г. был подписан Единый Европейский Акт (ЕЕА), дополнивший текст Римского договора о создании ЕЭС и поставивший перед Сообществом задачу организовать к началу 1993 г. единый внутренний рынок - экономическое пространство, в рамках которого обеспечивается свободное передвижение товаров, услуг, капиталов и людей. На основе ЕЕА была разработана программа создания единого внутреннего рынка, которая была успешно реализована. Обсуждались и перспективы дальнейшей экономической интеграции, в том числе образования экономического и валютного союза ЕС и введения единой валюты.

Одним из таких предложенийявился представленный 26 февраля 1988 г. министром иностранных дел ФРГ Г.-В. Геншером меморандум «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка», который был поддержан тогдашним председателем Европейской комиссии (ЕК) Ж. Делором.

26-27 июня 1989 г. Евросовет одобрил предложенный Ж. Делором план создания ЭВС. Первый этап ЭВС начался 1 июля 1990 г. с полной либерализацией движения капиталов в рамках ЕС.

7 февраля 1992 г. был подписан Маастрихтский договор (МД) (назван так по имени небольшого города в Нидерландах, в котором проходило заседание Евросовета), дополнивший текст Римского договора о создании ЕЭС и поставивший перед Сообществом задачу создания ЭВС и политического союза. МД вступил в силу 1 ноября 1993 г., а Европейское сообщество стало официально именоваться Европейским союзом.

31 января 1993 г. завершился первый этап создания ЭВС, в ходе которого был положен конец финансированию дефицитов госбюджетов стран-членов путем увеличения денежной массы и устранены препятствия на пути движения капиталов между странами ЕС и третьими странами.

1 января 1994 г. начался второй этап создания ЭВС. Во Франкфурте-на-Майне (Германия) начал функционировать Европейский валютный институт (ЕВИ) - предшественник Европейского центрального банка (ЕЦБ). При проведении экономической политики государства ЕС должны руководствоваться установленными в тексте МД критериями конвергенции, соблюдение которых является главным условием включения страны в состав членов ЭВС. К числу основных таких критериев относятся следующие:

Обеспечение стабильности цен: среднегодовой темп инфляции не должен превышать более чем на 1,5 процентных пункта соответствующий показатель в трех странах-членах ЕС, имеющих наибольшую стабильность цен;

Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП;

Отношение государственного долга к ВВП не должно превышать 60%;

Участие страны в механизме обменных курсов ЕВС и соблюдение установленных пределов валютных колебаний;

Среднегодовая величина процентных ставок не должна превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий показатель в трех странах ЕС, имеющих наибольшую стабильность цен.

В мае 1995 г. ЕК опубликовала Зеленую книгу, в которой излагался сценарий перехода к евро.

26-27 июня 1995 г. Евросовет утвердил точную дату перехода к единой валюте - 1 января 1999 г.

15-16 декабря 1995 г. Евросовет одобрил название будущей единой валюты ЕС - евро, подведя тем самым черту под длительными спорами - некоторые страны, в частности, Франция, выступали за сохранение названия экю. Был принят график перехода к единой валюте на третьей (финальной) стадии создания ЭВС, которая начнется с 1 января 1999 г. и завершится 1 января 2002 г.

В апреле 1996 г. ЕК опубликовала план подготовки общественного мнения ЕС к введению евро. Было решено организовать широкую информационную кампанию, ориентированную на всех будущих пользователей евро: банки, предприятия, органы власти, граждан. В ходе этой кампании разъяснялись правила, преимущества и практическая польза введения единой валюты. Аналогичные программы были разработаны и осуществлены во всех странах ЕС. Крупные компании и банки создали в составе своих руководящих органов специальные отделы по подготовке к введению евро.

13-14 декабря 1996 г. сессия Евросовета в Дублине приняла регламент «О введении евро», который определил принципы использования евро различными группами экономических субъектов в течение переходного периода (с1 января 1999 г. по 1 июля 2002 г.). Было решено, что с 1 января 1999 г. ЕВС, в рамках которой устанавливаются взаимные обменные курсы валют стран-членов, уступит место ЕВС-2.

Сессия приняла правила выпуска и обращения банкнот и монет единой валюты, а также одобрила художественное исполнение банкнот достоинством в 5, 10, 20, 100, 200 и 500 евро. Они будут иметь надпись «евро» латинскими и греческими буквами, изображение флага ЕС, реквизиты эмитента, подпись президента ЕЦБ и изображение деталей различных архитектурных памятников Европы. Несколько позже ЕК обнародовала специальное сообщение об использовании графического символа евро. Он представляет собой округлую букву «е», напоминающую пятую букву греческого алфавита эпсилон, с двумя параллельными линиями посередине. По замыслу, этот знак должен символизировать Европу и ассоциироваться с европейской цивилизацией, а две пересекающие его черты олицетворять стабильность единой валюты. Новый знак будет применяться наряду с утвержденным для евро логотипом - EUR подобно тому, как для доллара США используются обозначения $ и USD.

16-17 июня 1997 г. Евросовет принял «Пакт стабильности и роста», который будет действовать в странах зоны евро. Пакт должен гарантировать «здоровое» управление государственными финансами в странах зоны евро на основе правил и процедур урегулирования вопросов, связанных с ликвидацией чрезмерных бюджетных дефицитов.

В ноябре 1997 г. Совет министров экономики и финансов (ЭКОФИН) стран ЕС принял решение о введении в обращение билетов и монет евро с 1 января 2002 г.

12-13 декабря 1997 г. Евросовет одобрил предложение о создании Совета зоны евро в составе министров экономики и финансов стран-участниц ЭВС. С такой инициативой выступили Франция и Германия, по мнению которых, этот совет, призванный решать специфические проблемы, связанные с функционированием ЭВС, должен стать политическим противовесом независимому ЕЦБ, а также прообразом «экономического правительства» ЭВС. В течение всего 1997 г. В ЕС шли острые споры по поводу статуса и полномочий совета. Предложение о его создании, одобренное странами-кандидатами на членство в ЭВС, встретило активное неприятие со стороны стран «второй волны» (Великобритании, Швеции. Дании и Греции), которые усмотрели в нем признаки дискриминации и сепаратизма. В итоге декабрьская 1997 г. сессия Евросовета постановила, что участники ЭВС смогут собираться лишь на неформальные встречи для обсуждения вопросов, касающихся перехода к евро, применения санкций к нарушителям Пакта стабильности и разработки правил ЕВС-2. Одной из первых задач, которую будет решать Совет евро во второй половине 1998 г., станет координация разработки странами-участницами проектов бюджетов на 1999 г.

25 марта 1998 г. ЕК представила доклад о результатах развития стран-членов ЕС в 1997 г. и о прогнозах динамики основных показателей на 1998-1999 гг. (см. табл. 1); доклад о конвергенции экономической политики стран ЕС; рекомендации о включении 11 стран ЕС в зону евро.

2 мая 1998 г. Евросовет одобрил список 11 стран-участниц ЭВС и создание на базе Европейского валютного института Европейского центрального банка (ЕЦБ), резиденцией которого утвержден Франкфурт-на-Майне. Были установлены двусторонние валютные паритеты стран - участниц зоны евро.

1 января 1999 г. евро станет единой валютой ЕС; которая в течение переходного периода (т.е. до конца 2001 г.) будет использоваться только для безналичных расчетов, а наличный оборот будут обслуживать национальные валюты стран-участниц ЭВС. Будут окончательно утверждены обменные курсы национальных валют по отношению к евро. Предполагается, что 1 евро будет обмениваться на 1,1 долл. США, 145,43 иены, 1,64 швейц. фр., 6,62 франц. фр., 40,8 бельг. фр., 1,98 нем. марки, 6 фин. марок и 1953 ит. лир. Европейская валютная единица - экю - будет конвертирована в евро в соотношении 1:1. Начнет функционировать Европейская валютная система (ЕВС-2), которая заменит ЕВС, действующую в рамках ЕС с 1979 г.

Таблица 1 - Прогнозы основных показателей стран ЕС на 1998-1999 гг.

Бюджетный дефицит процентах от ВВП)*

Государственная задолженность процентах от ВВП)

Темпы инфляции процентах)

Уровень безработицы процентах от активного населения)

Темпы экономического роста процентах)

ЕС в целом

Германия

Ирландия

Люксембург

Нидерланды

Португалия

Великобритания

Финляндия

К 1 января 2000 г. будут определены новые направления развития ЭВС на период 2000-2006 гг. Доля собственных ресурсов ЭВС составит 1,27% от совокупного ВНП стран зоны евро.

1 января 2002 г. начнется обращение банкнот и монет евро, которые до конца июня 2002 г. будут сосуществовать с национальными валютами. С середины 2002 г. последние полностью исчезнут из обращения.

Европейский центральный банк

Европейский центральный банк (ЕЦБ), построенный по модели федеральных банков - немецкого Бундесбанка и американской ФРС, будет полностью независимым от каких бы то ни было органов ЕС и стран-членов, хотя президент и члены правления банка могут быть заслушаны компетентной комиссией Европарламента.

ЕЦБ начал функционировать с начала июня 1998 г. Главная цель его деятельности - поддержание стабильности цен и, соответственно, единой валюты. Хотя в тексте МД нет никакого указания на желательный уровень инфляции, ЕЦБ в этой области, вероятно, будет ориентироваться на центральные банки Франции и Германии, считающими стабильным положение, при котором уровень потребительских цен повышается не более чем на 2% в год.

Европейская система центральных банков, включающая ЕЦБ и центральные банки стран зоны евро, будет выполнять следующие функции: управлять официальными валютными резервами стран-членов зоны евро; принимать решения об эмиссии единой валюты, т.е. быть единым эмиссионным банком ЭВС; определять уровень единой базовой межбанковской процентной ставки - Еврибор (EURIBOR - Euro Interbank Offered Rate), которая будет основываться на ставках ведущих банков-кредиторов стран зоны евро. В расчетах также будут учитываться ставки шести крупнейших мировых банков - соответственно их значению для зоны евро.

ЕЦБ имеет два руководящих органа:

Правление, в состав которого входят президент, вице-президент и 4 члена, назначаемые по соглашению с главами государств и правительств стран ЕС на 8 лет; они не смогут оставаться на этом посту после окончания срока;

Совет управляющих, состоящий из членов правления и управляющих ЦБ стран, входящих в зону евро.

2 мая 1998 г. Евросовет утвердил президента, вице-президента и четырех членов правления ЕЦБ. Президент ЕЦБ - В. Дейсенберг (W. Duisenberg) (Нидерланды), который будет занимать этот пост четыре года и 1 января 2002 г. уступит его Ж.-К. Трише (J.-C. Trichet) (Франция); вице-президент - К. Нуайе (Chr. Noyer), бывший директор французского казначейства; он также покинет свой пост 1 января 2002 г. Хотя, как отмечалось выше, члены правления банка будут работать по 8 лет, однако члены первого состава назначены на разные сроки, чтобы, начиная с 1 января 2003 г., ежегодно заменять одного члена правления. Первыми членами правления ЕЦБ утверждены: на пять лет - С. Хамалайнен (S. Hamalainen), бывший управляющий Банка Финляндии; на шесть лет - Э.Д. Соланс (E.D. Solans), бывший ответственный сотрудник Банка Испании; на семь лет - Т. Падоа-Шьоппа (T. Padoa-Schioppa), бывший управляющий Банка Италии, и на восемь лет - О. Иссинг (O. Issing), бывший главный экономист Бундесбанка (Германия).

Решения ЕЦБ в области кредитно-денежной политики будут приниматься Советом управляющих ЕЦБ простым большинством голосов. Каждый член совета будет иметь один голос, а в случае равенства голосов за и против преимуществом будет обладать голос председателя совета. Заседания совета будут иметь конфиденциальный характер и их протоколы, за некоторым исключением, не будут публиковаться в открытой печати.

Основные направления валютной политики, т.е. установление обменных курсов евро по отношению к другим валютам, в том числе к доллару и иене, будут определяться Советом ЭКОФИН. При этом ЕЦБ сможет регулярно высказывать свое мнение об обменном курсе евро с точки зрения поддержания стабильности цен в ЭВС.

Введение евро - важное стратегическое решение для ЕС, которое окажет влияние на все стороны деятельности всех экономических субъектов. В данном обзоре рассматриваются только некоторые из этих последствий.

С 1 января 1999 г. все участники ЭВС будут номинировать новые выпуски государственных ценных бумаг исключительно в евро. Франция, Германия, Бельгия и Нидерланды объявили, что они сразу пересчитают в евро накопленный внешний долг. Единые правила пересчета уже разработаны Евростатом. Евро будет использоваться в безналичных расчетах между крупными банками, экспортерами, фондами, управляющими активами, и биржевыми компаниями. Для большинства остальных экономических субъектов и граждан в переходный период (с начала 1999 г. и до конца 2001 г.) будет действовать принцип «ни - ни» (ni - ni): никто не сможет заставить или запретить гражданам, предприятиям и другим экономическим субъектам вести свои расчеты и другие операции в евро. Подобная свобода означает, что переход к евро будет для предприятий следствием не только собственного выбора, но и сложившегося соотношения интересов и сил между партнерами. Так, французские предприятия - подрядчики и партнеры немецких фирм будут вынуждены переходить на расчеты в евро уже с начала 1999 г., поскольку многие немецкие предприятия намерены вести свои расчеты в евро, а не в марках или других валютах стран ЕС.

Каждый гражданин стран зоны евро может в соответствии со своими вкусами, интересами, удобством и т.д. сам решить, когда он обратится в банк с просьбой открыть счет, получить чековую книжку или кредитную карточку в евро. Вместе с тем банки и другие финансовые учреждения, привыкшие относиться к гражданам, как к клиентам, и управлять их поведением в соответствии с собственными интересами, скорее всего, будут сдерживать нетерпение своих клиентов из числа физических лиц или малых предприятий. Подобный подход объясняется и чисто экономическими факторами, в том числе необходимостью подготовки информационного оборудования и программного обеспечения, персонала, счетоводства и т.д. к широкому использованию евро. В целом переход к евро потребует от предприятий, банков и финансовых учреждений немалых затрат. По данным одного из опросов, проведенных во Франции в 1997 г., 64% предприятий - респондентов создали специальную рабочую группу по переходу на евро и только 15% определили издержки этого перехода. Из их числа 89% оценили эти издержки в сумму, составляющую менее 1% годового объема продаж; 7% - в 1-2% и 4% - в более 2% объема продаж. По оценкам, расходы только французских банков на подготовку и осуществление перехода к евро составят около 20 млрд. фр.

Хотя введение евро затронет все стороны деятельности банков, наиболее существенное влияние оно окажет на операции по обмену валютой, предоставлению кредитов, торговле ценными бумагами и осуществлению международных расчетов, а также на условия деятельности банков, поскольку значительно усилит конкуренцию в кредитной сфере, в том числе между банками и небанковскими финансовыми учреждениями. Именно этим объясняются волна слияний европейских банков и рост численности заключаемых ими соглашений о сотрудничестве. Одним из таких соглашений является договор о партнерстве, заключенный французским банком BNP с десятью ведущими европейскими банками, среди которых Dresdner Bank, Bank Austria, Credit Suisse, Midland Bank и др. Это соглашение, получившее название TES (Transeuropea№Banking Services - Трансъевропейские банковские услуги), позволяет европейским предприятиям открывать счета в любом агентстве банковской сети TES с минимальными формальностями, в том числе по телефону.

Введение евро откроет для европейских банков новые каналы и сферы деятельности, позволит ускорить реорганизацию их структур в европейских масштабах, разработать новые виды банковских продуктов и услуг, снизить издержки и совершенствовать тарификацию банковских услуг. Так, уже сегодня крупнейшие банки Франции и других стран предлагают своим клиентам новые продукты в евро. Французские банки предлагают «евро РЕА» (Pla№d"epargne e№actions - план сбережений в акциях), участники которого пользуются налоговыми льготами.

Введение евро, как отмечалось, вызовет не только дополнительные расходы на адаптацию, но и потерю некоторых видов доходов. ЭВС положит конец валютообменным операциям в рамках союза, которые приносили банкам в среднем 10-15% прибыли. Потери французских банков от ликвидации операций только с семью валютами стран ЕС оцениваются в 600 млн. экю. Чтобы компенсировать их, европейские банки будут расширять обменные операции с долларом и иеной, а также с более «мягкими» валютами восточноевропейских и развивающихся стран. По прогнозам Банка международных расчетов, после 1999 г. обменные операции евро - доллар и евро-иена будут составлять не менее 800 млрд. долл. в день, или почти 2/3 общего объема валютообменных операций в мире.

Одновременно с введением евро начнет действовать разработанная ЕВИ Трансъевропейская автоматическая система банковских расчетов в реальном времени (Trans-Europea№Automated Real Time Gross Settlement Express Transfer - TARGET). Ее цель - организация оперативной системы платежей между ЕЦБ и коммерческими банками стран зоны евро.

Введение евро и рынки капиталов

Наиболее сильное воздействие ЭВС окажет на европейские рынки капиталов, которые в результате станут сопоставимыми с рынками США. Реформы должны привести к снижению стоимости капитала и к улучшению его размещения. Некоторые экономисты полагают, что неэффективность европейских рынков капитала является одной из причин высокой безработицы в Европе. Вместе с тем сохранение налоговых, административных, культурных и др. различий между странами зоны евро будут препятствовать свободному инвестированию и заимствованию средств на наднациональных рынках капиталов.

В настоящее время в ЕС насчитывается 32 фондовые и 23 фьючерсные биржи против соответственно 8 и 7 в США. Переход к евро стимулирует процесс объединения европейских бирж, в результате чего, как считают эксперты, в Европе сформируются 3-4 крупных финансовых центра, связанные между собой электронными сетями связи и обеспечивающие своим клиентам доступ ко всем финансовым центрам мира. По прогнозам, после создания Экономического и валютного союза ЕС объем совокупной капитализации рынка акций в странах зоны евро возрастет в три раза - с 2500 млрд. до 7500 млрд. долл.; объем рынка государственных облигаций увеличится с 2000 млрд. до 2500 млрд. долл., а рынка корпоративных долговых обязательств - с 160 млрд. до 800 млрд. долл.

В феврале 1998 г. объявлено о заключении соглашения о сотрудничестве между фьючерсными биржами Германии (DTB - Deutsche Terminborse - Немецкая биржа срочных сделок), Швейцарии (SOFFEX - Swiss Options a. Financial Futures Exchange - Швейцарская биржа финансовых фьючерсов и опционов) и Франции (Matif - Marche а terme d"instruments financiers - Срочная финансовая биржа в Париже). Это соглашение направлено на то, чтобы составить серьезную конкуренцию Лондонской международной бирже финансовых фьючерсов (LIFFE - Londo№International Financial Futures Exchange) в операциях с фьючерсными контрактами на основе евро.

Кроме того, в Европе разработаны четыре новых биржевых индекса, которые со временем должны прийти на смену национальным биржевым индексам. Из четырех индексов, разработанных американской компанией Dow Jones, два являются более широкими и два более узкими:

Индекс Stoxx 666 рассчитывается на основе курсов 666 акций компаний и банков 15 стран ЕС и Швейцарии;

Индекс Euro Stoxx 326 включает данные о курсах 326 акций компаний и банков стран-участниц ЭВС. Названные индексы станут европейским эквивалентом американского индекса Standard & Poor 500; они будут охватывать 80% общей суммы капитализации европейских бирж;

Индекс Stoxx 50 включает данные о курсах 50 акций ведущих компаний и банков стран ЕС и Швейцарии, отобранных в зависимости от объемов капитализации их акций, уровня ликвидности и удельного веса в совокупных оборотах соответствующей отрасли;

Индекс Euro Stoxx 50 включает данные о курсах 50 акций ведущих компаний 11 стран зоны евро. Состав этого индекса представлен в табл. 2. В список 50-ти входят 14 французских акций, 11 - немецких, 10 - голландских, 5 - итальянских, 4 - испанских, 3 - бельгийские и по одной финской, португальской и ирландской. По совокупному удельному весу в индексе акции банков и других финансовых учреждений, включенных в список 50-ти, занимают первое место - их доля составляет 29,33%. За ними следуют акции телекоммуникационных (12,05%) и энергетических (10,49%) компаний.

Два более узких индекса будут играть на международной «финансовой сцене» более важную роль, чем расширенные. Их роль будет сопоставима с ролью американского индекса Dow Jones, включающего данные о курсе акций 30 ведущих компаний и служащего важным ориентиром для фондовых бирж всего мира.

Все четыре новых индекса с 26 февраля и до конца 1998 г. будут рассчитываться в экю и долларах, а затем в евро. По мнению экспертов, введение новых индексов самым радикальным образом изменит ситуацию и условия деятельности инвесторов на европейских финансовых рынках. В первую очередь, это коснется методов инвестиционной деятельности на европейских биржах различных инвестиционных фондов, независимо от их происхождения - американских, европейских или азиатских. С введением евро и устранением колебаний обменных курсов валют стран-членов ЭВС инвесторы будут ориентироваться не на биржевые индексы отдельных европейских стран (САС 40 во Франции, DAX 30 в Германии, IBEX 35 в Испании и т.д.), которые постепенно утратят свое значение, а на новые индексы Stoxx.

Вторым следствием введения новых индексов явится рост объема сделок с акциями 50 компаний и банков, включенных в расчет этих индексов, поскольку, по мнению финансовых аналитиков, они обладают наибольшей ликвидностью. Для европейских финансовых и промышленных групп сам факт включения в список 50-ти послужит важным козырем в конкурентной борьбе. Как писала в феврале 1998 г. французская газета «Монд», «можно легко представить себе зубовный скрежет руководителей тех промышленных и финансовых групп, которые не попали в круг европейской биржевой элиты, поскольку их акции могут рассматриваться мировыми инвесторами как ценные бумаги второго ряда».

Не случайно сразу же после объявления состав индексов Stoxx 50 и Euro Stoxx 50 стал подвергаться острой критике. Некоторые обозреватели выражают недоумение в связи с тем, что автомобильная промышленность Европы представлена в новых индексах компаниями Daimler-Benz и Fiat, тогда как крупнейший в Европе производитель автомобилей - немецкая группа Volkswage№- в списке 50-ти отсутствует. Вместе с тем состав новых индексов довольно точно отражает вес фондовых бирж отдельных стран на европейском финансовом рынке: в индексе Euro Stoxx 50 акции немецких групп составляют 27,7%, голландских - 26,4% и французских - 22,7%.

Таблица 2 - Состав биржевого индекса EURO STOXX 50

Акции компаний и банков

Страна

Вес процентах)

Royal Dutch Petroleum

Великобритания

Германия

Deutsche Telekom

Германия

Нидерланды

Нидерланды

Германия

Германия

Германия

Германия

Германия

Telefonica de Espana

Нидерланды

Assicurazioni Generali

Нидерланды

Banco Bilbao Viscaya

Philips Electronics

Нидерланды

Koninklijke PTT Nederland

Нидерланды

Германия

Германия

Финляндия

Нидерланды

Нидерланды

Нидерланды

Credito Italiano

Portugal Telecom

Португалия

Allied Irish Banks

Ирландия

Германия

Deutsche Lufthansa

Германия

Сегодня на европейских финансовых рынках наблюдается настоящая эйфория, связанная с будущим введением евро. С начала января до конца марта 1998 г. курсы ценных бумаг на бирже Мадрида повысились на 39%, Милана - на 37%, Парижа - на 25%, Амстердама - на 24% и Франкфурта - на 20%. Это связано с действием нескольких факторов: сокращением бюджетных дефицитов, что вызвало снижение процентных ставок и уменьшение инфляционного давления; притоком ликвидных средств вследствие финансового кризиса в азиатских странах; активизацией деятельности крупных институциональных инвесторов из англосаксонских стран в преддверии введения евро. Некоторые эксперты указывают на серьезные риски, связанные с подобной эйфорией.

В подготовленном ЕК докладе «Внешние аспекты ЭВС», в котором была предпринята попытка оценить возможные перемены в мировой экономике вследствие введения евро, указывается, что ЭВС позволит ЕС сформировать экономическое пространство, равное или превосходящее по масштабам США. Ожидается, что в будущем евро превратится во вторую (после доллара) по значению резервную валюту мира и начнет постепенно вытеснять доллар из международных расчетов. По мнению западных экспертов, ЕС обладает для этого реальными шансами. В 1989-1995 гг. доля доллара в мировом объеме операций по обмену валют снизилась с 90 до 83%; в объеме внешних государственных ценных бумаг - с 53% (в 1981 г.) до 34%; в выпуске частных акций - с 67 до 40%. Если в 1983 г. к американскому доллару были привязаны 34 валюты других стран, то в 1994 г. - 25, тогда как 19 стран ориентировались на западноевропейские валюты, включая экю.

Благодаря собственной денежной единице, страны ЕС будут гораздо меньше зависеть от колебаний американского доллара, что позволит им проводить более самостоятельную экономическую политику. В то же время введение евро резко усилит взаимозависимость между ЕС и третьими странами, особенно европейскими. Это заставит их искать пути координации действий в валютной и экономической сферах со своими главными партнерами по региону.

Дата 4 января 1999 г. стала важной вехой в развитии мировой экономики: единая общеевропейская валюта - евро - начала свое официальное существование.

11 европейских стран, исключая Великобританию, Грецию, Данию и Швецию, зафиксировали взаимные курсы обмена своих валют, привязав их к евро. Национальные денежные единицы сохранят неизменный курс относительно евро вплоть до их окончательной отмены в январе 2002 г. Все 11 стран «европространства» передали управление своей внутренней денежной политикой Европейскому центральному банку (ЕЦБ), который будет определять эту политику для каждой страны, учитывая интересы остальных партнеров, как Федеральная резервная система США делает это для всех 50 штатов. Если вы поставщик, дистрибьютор или реселлер, действующий в Европе, вы сможете вести все дела в одной валюте - евро. Это намного упростит бухгалтерию и уменьшит необходимость страховать себя от непредвиденных колебаний курсов валют. С приходом единой денежной единицы в Европе ожидается бурный рост торговли через Интернет, что сулит американским поставщикам и участникам канала сбыта громадные объемы продаж и невиданные возможности обслуживания. Однако переход на евро таит в себе и некоторые проблемы. Несмотря на единую валюту, «европространство» остается поделенным на 11 государств, каждое из которых имеет свою собственную экономику и политическую систему - в отличие от США, у которых и политическая система, и экономика эдины.

Однако в условиях единой валюты управление всей денежной политикой осуществляет Европейский центральный банк, а не национальные органы. И любое предпринятое банком действие будет затрагивать не одну, а все 11 стран.

Ясно, что подобные события могут перерасти в общий политический и экономический кризис, угрожающий самим основам построенной на евро системы.

Уже по одной этой причине американские компании поступят весьма мудро, если не станут складывать все яйца в одну корзину с евро, и будут еще внимательнее следить за развитием экономической ситуации в европейских странах.

4 . ЕВРОЗОНА И ЕВРОСОЮЗ

Еврозона - валютный союз, объединяющий 17 стран Европейского Союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.

Члены еврозоны . Валюта евро в 1999 году была введена в безналичное обращение как параллельная валюта в странах экономического и валютного союза ЕС. В 1999 году 11 из 15 стран Европейского союза удовлетворили Маастрихтским критериям и образовали еврозону с официальным запуском евро в безналичное обращение 1 января 1999 года. Греция стала соответствовать этим критериям в 2000 году, и была принята 1 января 2001 года.

Рисунок 1 - Еврозона

евро экономический валютный союз

Реальные монеты и банкноты были введены в обращение 1 января 2002 года. Словения стала соответствовать критериям в 2006 и вошла в еврозону 1 января 2007 года. Кипр и Мальта прошли процедуру согласования в 2007 и вступили в еврозону 1 января 2008 года. Словакия вступила в еврозону 1 января 2009 года, Эстония - 1 января 2011 года. На данный момент в её состав входят 17 стран-членов с более чем 325 миллионами жителей.

Возможное расширение . Страны Европейского союза, не использующие евро:

Великобритания

Литва (намечается переход с 2015)

Страны Европейского союза, в которых переговоры о введении евро приостановлены.

Болгария Министр финансов Болгарии Симеон Дянков заявил, что его страна отложила переговоры о введении евро до тех пор, пока не прояснится картина с долговым кризисом в зоне единой европейской валюты.

Страны Европейского союза, в которых оппозиционные партии декларируют стремление выхода из зоны евро:

Греция , леворадикальная коалиция «СИРИЗА» и её лидер Алексис Ципрас предлагает вернуть драхму и отказаться от евро.

Рисунок.2 - Участие стран в европейских договорах и организациях

Европейский союз . Европейский союз (Евросоюз, ЕС) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, ЕС был юридически закреплен Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28% (16,4 трлн. $) по номинальному значению и около 21% (14,8 трлн. $) - по паритету покупательной способности.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмерке и Группе двадцати. Делигации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность), и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определенных областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других - осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

Подобные документы

    История введения единой европейской валюты. Образование Европейского экономического и валютного союза. Сущность введения евро. Роль Европейского Центрального банка как неотъемлемой части процесса перехода к евро. Преимущества и недостатки единой валюты.

    реферат , добавлен 25.11.2008

    План введения евро, отвечающий требованиям реализма, выполнимости, гибкости для бизнеса и населения в целом, основные этапы. Соответствие национальных валют к евро. Система клиринговых расчетов в евро. Современные тенденции развития Европейского союза.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2017

    Эволюция Европейской валютной системы, конкуренция валют и социально-историческая необходимость введения "евро" в мировую экономику. Миграция капиталов: инвестиции и кредиты в отношении государств-членов. Проблемы и перспективы использования евро.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2015

    История становления и особенности Парижской, Генуэзской, Бреттон-Вудской и Ямайской валютных систем. Основные цели Маастрихтского договора. Этапы формирования Европейского валютного и экономического союза, его современное состояние и перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2010

    Ознакомление с механизмом работы Европейской валютной системы. Поэтапное описание исторического процесса создания Европейского Союза; его значение в мировой экономике. Определение предпосылок возникновения и введения в обращение единой валюты стран ЭС.

    реферат , добавлен 25.04.2011

    Создание и развитие Европейской валютной системы: предпосылки, цели создания и механизм работы. Курсы конвертации национальных валют в евро. Функции евро на международном валютном рынке. Внутренний рынок и политическое устройство Европейского союза.

    реферат , добавлен 01.04.2011

    Введение денежной единицы евро. Рынки международного ссудного капитала. Девальвация евро: проблемы объединенной Европы. Долговые проблемы еврозоны. Структура изменения евро с 1999-2011 год. Изменение курса денежной единицы евро к основным мировым валютам.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2013

    Влияние доллара США и евро на экономику Украины. Создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение евро. Преимущества и недостатки единой европейской валюты. Противостояние двух мировых валют - доллара и евро - в мировой экономике и политике.

    реферат , добавлен 25.04.2008

    Процесс и проблемы вступления Латвии в еврозону, перехода на общеевропейскую валюту. Деньги, принимаемые к оплате в Латвии. Плюсы и минусы введения европейской единой валюты. Изменение зарплат, пособий и пенсий после введения евро. Механизм контроля цен.

    реферат , добавлен 12.11.2013

    Изучение истории создания и этапов формирования Европейского Союза - объединения европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Стадии развития и проблемы интеграции. Проблема безработицы и кризис в зоне евро.