Армения примет полноценное участие в интеграционных процессах таможенного союза. Ереван пошел по пути киева, но его остановили

Вконтакте

Одноклассники

Предстоящее подписание соглашения об ассоциации между Арменией и ЕС больше не тревожит РФ, сообщает эксперт Ирина Алкснис.

Болезненные для Москвы пункты, которые стали главным камнем преткновения в 2013 году, исключены, полагает аналитик Ирина Алкснис.

В ноябре 2013 года во время саммита Восточного партнерства в Вильнюсе должно было состояться подписание Соглашения об ассоциации Республики Армения с Европейским союзом. Но в начале сентября того года состоялись визит президента Армении Сержа Саргсяна в Москву и его встреча с главой российского государства, после чего армянский лидер сказал о выборе в пользу Евразийского экономического союза, а тема соглашения с ЕС была закрыта.

Через 4 года ситуация повторяется (вплоть до крайней схожести событийного ряда), но результат на этот раз будет, вероятнее всего, совершенно иным.

Спустя неделю, 24 ноября 2017 года, на брюссельском саммите Восточного партнерства прогнозируется подписание соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армении и ЕС. Недавно, 15 ноября, состоялся визит Сержа Саргсяна в Москву. Публичная сторона визита была подчеркнуто сосредоточена на гуманитарно-культурной сфере, а основным событием стала передача Владимиром Путиным своему армянскому коллеге акварели Врубеля, которая была похищена более двух десятилетий назад и найдена.

Это дает серьезные основания полагать, что на этот раз во время заключения нового соглашения Армении с ЕС не возникнет препятствий, и через несколько дней оно будет благополучно подписано в Брюсселе. В свою очередь, это заставляет попытаться понять причины случившегося - очень кардинального - изменения.

Хотя текст соглашения был опубликован менее месяца назад и представляет собой более чем 350-страничный документ, специалисты уже достаточно давно говорили о том, что вероятнее всего новое соглашение не вызовет возражений Москвы и будет подписано. Причем по очень простой причине: инсайдеры отмечали, что из текста убрали положения, которые категорически не устраивали Россию и могли поставить под сомнение ее позиции в Армении.

Главным камнем преткновения на тот момент, в 2013 году, был предполагавшийся режим свободной торговли между Арменией и Евросоюзом. То есть тот же пункт, что вызвал разногласия с Москвой в договоре об Ассоциации Украины с ЕС, так как делал Таможенный союз уязвимым для европейской торговой экспансии.

В новой же версии соглашения этот и другие болезненные для Москвы пункты отсутствуют.

Говорит ли это о том, что проект соглашения носит абсолютно бесконфликтный характер и не имеет никаких подводных камней? Нет. На поверхности находится как минимум одна тема, которая может стать предметом будущих конфликтных ситуаций.

Европа настаивает на небезопасности станции, а также ее закрытии, а в качестве замены предлагает Армении развивать альтернативную энергетику. Данному вопросу посвящен целый раздел в тексте соглашения.

Срок эксплуатации единственного работающего энергоблока (второй был остановлен в результате землетрясения в Спитаке в 1988 году) продлен правительством Армении до 2026 года. При этом, учитывая, что АЭС является важным российско-армянским проектом, а в целом атомно-энергетическая экспансия выступает значимым приоритетом для Москвы, именно Россия выделила на данные цели государственный экспортный кредит (270 млн. долларов) и грант (30 млн. долларов).

Теоретически Москву должны были бы обеспокоить положения соглашения об ориентации на закрытие Мецаморской АЭС. НО в реальности этого не произошло.

Причины такого положения вещей видятся очень понятными.

Суть в том, что Мецаморская АЭС обеспечивает чуть ли не половину (до 45%) потребностей Армении в электроэнергии. При этом, в отличие от других постсоветских стран, Армения не понаслышке знает о том, что такое энергодефицит. В начале 1990-х годов стране пришлось пережить несколько кошмарно тяжелых лет в состоянии почти тотальной энергетической блокады, из-за чего население Армении жило фактически без отопления зимой и без электричества круглый год.

По этой причине очень сомнительно, что власти и общество Армении окажутся столь же наивными, как, например, Литва, отказавшаяся от собственной атомной энергогенерации и закрывшая Игналинскую АЭС ради светлого европейского будущего.

Это проблема прежде всего для самой Армении в плане отношений с Европой, а не для России.

Есть и еще одна потенциально конфликтная тема, связанная с заключаемым соглашением, однако она снова-таки касается прежде всего самой Армении. Имеется ввиду приближение армянского законодательства к европейскому. Уже сейчас на повестке дня находится закон о домашнем насилии, который вызвал очень бурную негативную реакцию в обществе.

Учитывая очень либерально-политкорректный курс современной Европы, в приверженном традиционным ценностям обществе Армении закономерно появляются вопросы: а какие еще законы будет навязывать Еревану Брюссель после подписания соглашения?

Однако и это тоже проблема не России, а Армении как суверенной страны и ее отношений с ЕС.
Возможно, именно здесь нужно искать ответ, объясняющий благодушную позицию России в данной ситуации.

Москва последние годы все время отмечает, что она, в отличие от США, просто отдающих приказы своим вассалам-сателлитам, никого из своих партнеров и союзников ни к чему не принуждает. Первые лица российского государства постоянно говорят, что Россия уважает чужой суверенитет и не вмешивается в чужие внутренние дела. Другое дело, что Россия имеет право защищать свои интересы и применяет для этого имеющиеся у неё инструменты.

В 2013 году Россия в ситуации прямой и очень серьезной угрозы своим национальным интересам убедила армянское руководство поменять свою позицию. Можно только предполагать, какие конкретно аргументы выдвинул на тот момент Кремль.

Однако теперь, когда наиболее острые вопросы сняты, Армения может действовать по собственному разумению и желанию.

Стоит отметить, что этой свободой действий обладает страна, которая критически зависит от России в ключевых сферах, - от экономики и энергетики до обороны и безопасности. Америка, как показывает практика, не церемонится в куда менее однозначных случаях.

Россия уважает и принимает желание Армении сохранить многовекторность ее внешней политики. Вместе с тем, армянскому государству нужно будет справляться с вызовами, которые влечет за собой такой подход.

Ситуация тем более любопытная, так как относительно недавние оптимистичные иллюзии большинства младоевропейцев уже рассеялись, зато стали очевидными очень непростые реалии современной Европы и стремящихся влиться в нее стран:

Неоколониалистский характер Европы разных скоростей;
- навязывание актуальных радикально-либеральных установок не готовым к этому традиционным обществам;
- кризисные явления в самом ЕС и усиливающаяся оппозиция Брюсселю внутри Евросоюза со стороны некоторых «ренегатов» (Польша, Венгрия);
- готовность Брюсселя в любой момент сдать назад и лишить предоставленных привилегий (достаточно вспомнить висящий на волоске безвизовый режим с Грузией)
- и т.д. и т.п.

В общем, Армения готова открыть новую страницу отношений с Европой в очень непростой для той период с непонятным исходом. Однако, как было сказано выше, это не проблема России.

Самое непримиримое противостояние происходит, безусловно, между западным миром во главе с США и Россией, которая пытается восстановить утраченные в конце прошлого века позиции. Политологи давно окрестили эту конфронтацию новой «холодной войной», признавая при этом, что ситуация складывается еще более рискованная.

НАТО – это НАДО

Ведущие институты Запада, включая и НАТО, являются главными геополитическими оппонентами России. А главная задача политики Путина, нацеленной на восстановление Россией былого могущества, состоит в том, чтобы держать НАТО как можно дальше от своих границ.

И Россия на сегодня добилась неплохих результатов. Во всяком случае, начавшаяся в конце прошлого века стремительная экспансия НАТО на восток, подразумевавшая вхождение в блок нескольких постсоветских стран и окружение России своими базами, приостановлена.

Но НАТО не сдается, объявляет одним из своих приоритетов республики Южного Кавказа и уже добился значительного продвижения в Грузии. Кульминацией закрепления блока в этой стране стала середина 2000-х, когда грузинский президент Михаил Саакашвили официально обратился в альянс с просьбой принять Грузию в НАТО.

Россия, естественно, не могла спокойно наблюдать, как вслед за Прибалтикой НАТО пытается установить контроль над всем Южным Кавказом, и августовская война 2008 года вынудила Грузию отложить свои планы по членству в НАТО.

Что касается Азербайджана, который изначально не ставил перед собой цель вступления в Североатлантический блок и оставался верен своему внешнеполитическому курсу неприсоединения, то он, напротив, стал ограничивать свои контакты с альянсом с учетом геополитических перемен в регионе.

Армения же, являясь по сути форпостом России в регионе, вообще не могла рассчитывать на сотрудничество с НАТО, и все ее контакты носили лишь формальный характер.

Но все начало меняться

Форпост России на Южном Кавказе неожиданно свернул на прозападный курс и стал сближаться с НАТО и Евросоюзом. Haqqin.az уже сообщал, что осенью этого года Армения готовится подписать соглашение о расширенном сотрудничестве с Евросоюзом. И это несмотря на попытки ЕС расширить экономические и политические связи с постсоветскими странами, вызывающие не меньшее раздражение России, чем приближение к ее границам НАТО. Правда, по последней информации разных источников, сближение Армении с Евросоюзом проходит в согласованной с Россией форме, но серьезных доказательств этому нет.

В любом случае шаги Армении в сторону ЕС и с НАТО, учитывая ее вассальное по отношению к России положение, вызывают немалое удивление мировой общественности. И дело зашло так далеко, что политические круги в Ереване и представители НАТО всерьез говорят о возможностях вступления Армении в военный альянс. А ведь недавно, даже когда позиции Запада в регионе были более устойчивы, в Ереване и мечтать не могли о подобном. А сейчас Армения пытается позиционировать себя главным партнером НАТО в регионе и активно участвует в программах блока. Достаточно взглянуть на хронику событий последних нескольких месяцев и даже недель.

Хроника необъявленной Арменией войны России

Военные из Армении приняли участие в учениях НАТО Saber Guardian, которые проходили в Румынии с 11 по 20 июля. Это самые крупные учения НАТО из состоявшихся в 2017 году.

В первой декаде августа в Грузии стартуют учения НАТО под названием Noble Рartner. За маневрами будет лично наблюдать вице-президент США Майкл Пенс. И Армения решила отправить туда довольно внушительный военный контингент.

А в сентябре в Германии стартуют учения Combined Resolve IX, где плечом к плечу с натовскими военными будут условно воевать 112 военнослужащих из Армении. Стоит отметить, что Азербайджана на этих учениях не будет.

Саргсян на встрече с Джеймсом Аппатураем

Армения планирует расширять свое сотрудничество с НАТО и в 2018 году, приняв участие как минимум в четырех учениях.

Заметно участились и дипломатические контакты между НАТО и Арменией. В прошлом месяце спецпредставитель блока по Южному Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай был с визитом в Ереване. Его встречали на самом высоком уровне, включая президента Армении Сержа Саргсяна, спикера парламента Ара Баблояна и руководства Минобороны.

На всех встречах обсуждался один вопрос – расширение сотрудничества Армении с НАТО, а президент Саргсян даже пригласил в Ереван генсека альянса. В то же время министр обороны Армении Виген Саргсян заверил высокопоставленного гостя в том, что его страна намерена увеличить свой контингент в Афганистане, где осуществляется миссия блока.

Там же, в Ереване, Джеймс Аппатурай пообещал, что НАТО будет разрабатывать «новые программы, представляющие интерес для Армении». Это интригующее заявление Аппатурая вызвало серьезный ажиотаж в экспертных кругах Армении.

Представитель НАТО счел нужным приветствовать соглашение, которое Армения должна подписать в сентябре с Евросоюзом, отметив, что «Запад хочет сблизиться с Арменией».

А на днях спецпредставитель НАТО на Южном Кавказе и в то же время глава офиса альянса в Тбилиси Уильям Лахью и вовсе заговорил о возможном членстве Армении в НАТО. Дипломат в открытой форме признался, что в НАТО не оставили своих планов по расширению на восток, и если Армения примет решение вступить в Североатлантический союз, это увеличит возможности сотрудничества.

«Армения должна сама выбрать, насколько может расширить сотрудничество с альянсом», – добавил дипломат.

Уильям Лахью

Официальной реакции России на происходящие события пока не было, но нетрудно догадаться, какое замешательство все это вызвало в Кремле. Еще бы, ведь гипотетическое вступление Армении в НАТО подразумевает приостановку членства этой страны в ОДКБ и вывод с ее территории российских военных баз.

Тем временем Уильям Лахью, подливая масла в огонь, делает заявление за заявлением, способные вконец разозлить Россию. По его словам, отношения НАТО с Арменией находятся на «очень высоком уровне» и дальнейшее их развитие требует «серьезного политического решения». Если верить словам дипломата, то политическое руководство Армении стоит перед выбором: отвернуться от России и выбрать Запад или оставить все как есть.

«Армения – суверенное государство и само принимает решение, как ей строить отношения с соседними странами», – сказал дипломат.

Надо сказать, что это совершенно новый политический ход НАТО, потому что до сих пор отношения с Россией и Ираном, а также неурегулированныйкарабах ский конфликт были одним из основных факторов, определяющих сотрудничество альянса со странами региона.

Другой высокопоставленный представитель НАТО Джеймс Аппатурай, чтобы подтолкнуть Армению к сотрудничеству, заметил, что членство в ОДКБ не является препятствием для этого. «Армения может быть членом ОДКБ и одновременно быть надежным партнером НАТО», – сказал Аппатурай журналистам в Ереване.

29 июня министр обороны Армении Виген Саргсян отправился на переговоры с НАТО в Брюссель и принял участие в совещании министров обороны стран-участниц миссии альянса в Афганистане. Министерство обороны Азербайджана принимало участие в совещании на менее высоком уровне.

После совещания В.Саргсян встретился с заместителем генсека НАТО Роуз Геттемюллер и обсудил вопросы расширения сотрудничества и перевод вооруженных сил Армении на натовские стандарты.

Другую встречу министр обороны Армении провел с руководителем военного комитета Евросоюза генералом Михаилом Костанакосом, обсудив возможности военного сотрудничества между Арменией и Евросоюзом.

Виген Саркисян на встрече с руководством НАТО

Свой вклад в укрепление контактов с НАТО вносят и гражданские институты Армении, все чаще присоединяющиеся к различным программам блока.

К примеру, в середине прошлого месяца при поддержке Фонда Конрада Аденауэра и Североатлантического блока для журналистов в Армении был организован семинар на тему «НАТО как стабилизирующая сила на Южном Кавказе: текущие вызовы и развитие в регионе». Принимавший в нем участие высокопоставленный представитель Минобороны Армении Мгер Исраэлян назвал отношения между Арменией и НАТО «стратегическими» и отметил, что они будут и впредь углубляться.

Ничем, кроме как бунтом вассала против своего хозяина, эти события не назовешь. Рассчитала ли Армения возможные последствия своего самовольства и реакцию России?

Таможенный союз действует на основании Договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.

Создание Таможенного союза, как написано в Преамбуле Договора, отражает необходимость координации подходов входящих в него государств при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Данная организация создана для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе.

Участниками Таможенного союза на данный момент являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Однако, Таможенный союз открыт для присоединения к нему любого государства. Такая возможность прямо предусмотрена в ст. 63 Договора.

В настоящее время о возможности вступить в Таможенный союз и присоединиться к Договору о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. заявила Армения.

Как отмечают эксперты (информация сайта www.vesti.ru) «Армения готова вступить в Таможенный союз, даже не имея общих границ с его участниками. Товарооборот Армении с Россией составляет чуть больше миллиарда долларов в год. Цифра почти незаметная на фоне других участников союза. Товарооборот России и Казахстана – 24 миллиарда долларов. С Белоруссией - в два раза больше. Особой экономической выгоды от вступления в Таможенный союз Армения не получит…

Скорее, решение Еревана - это политическая победа России в создании общего евразийского пространства, особенно на фоне натянутых отношений с Украиной и Белоруссией.

Причиной вступления Армении в Таможенный союз эксперты сайта www.vesti.ru называют так же стоимость энергоносителей. Весной 2013 г. «пришла новость о повышении цены на газ для Армении со 189 до 270 долларов за тысячу кубометров.

Участникам Таможенного союза Россия продает газ по 150 долларов.

Но есть и другие причины для сближения с Россией и Белоруссией. "Это вопрос безопасности. Дело в том, что Армения граничит на западе с Турцией, с которой ее связывают давние противоречия. А на востоке - граница с Азербайджаном, где не урегулирован конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Поэтому Армения заинтересована в сотрудничестве с Россией с точки зрения политики", - отмечает Станислав Савинов».

По информации экспертов сайта www.vedomosti.ru «Экономическая выгода Армении, перед которой, как перед Казахстаном, не стояла проблема китайского ширпотреба, будет в том, что российские предприятия начнут, наконец, модернизацию принадлежащих им в стране предприятий, теперь ее будут политически мотивировать….

Всего, по данным В.В.Путина, в Армении работают около 1300 российских компаний. О первом проекте В.В.Путин объявил вчера в присутствии Саргсяна: РЖД готова инвестировать вармянскую железную дорогу около 15 млрд. руб. Серьезной оппозиции это решение в армянском обществе не встретит, там, наоборот, сетуют на недостаточное присутствие России…».

Основанием для присоединения к Договору о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. согласно ст. 63, является:

  • признание новым участником принципов Договора;
  • готовность принять на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора.

Поскольку Таможенный союз направлен на формирование Единого экономического пространства, оно предполагает, что на территории присоединяющейся Стороны будут функционировать однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, будет существовать единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно - кредитная, валютно - финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Общий принцип присоединения к Договору установлен в ст. 63. Он состоит в том, что заинтересованная Сторона направляет соответствующую просьбу в Межгосударственный Совет через депозитария.

Примечание

Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества является высшим органом Евразийского экономического сообщества и действует в соответствии с Положением о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества, утв. Решением № 3 от 31 мая 2001 г.

Депозитарием принимаемых Межгоссоветом документов и решений является Интеграционный Комитет.

Конкретные условия присоединения к Договору третьего государства определяются соответствующим решением Межгосударственного Совета.

Западные СМИ опасаются за ядерное оружие США в Турции Ряд западных журналистов обратил внимание на то, что американское ядерное оружие, расположенное на военной базе Инджирлик, которую используют ВВС США и Турции, может попасть не в те руки.

Внимание западной прессы приковано сегодня к событиям в Турции, где введено чрезвычайное положение. Официальный Запад не только скорбит по неудавшемуся госперевороту в этой стране, но и справедливо озабочен судьбой ядерного арсенала, расположенного на базе ВВС НАТО в Инджирлике. Однако в тени остаются события в соседней Армении, в которой ситуация грозится .

С моей точки зрения, армянский мятеж — своего рода компенсация Запада (спецслужбы которого, я уверен, стоят как за попыткой мятежа в Турции, так и за операцией по захвату заложников в Армении) неудачи в Анкаре.

Так что не случайно сегодня западные политики не замечают особо действия террористов в Ереване, ожидая, как я полагаю, выгодной для себя развязки в этой стране.

"Армения попала в капкан", — отмечает издание "Sputnikаrmeniya.ru ". В капкан, добавлю, устроенный властям этой страны современными данайцами. Армянское общество, увы, пока не готово к жестким мерам противодействия тем хитро закрученным провокациям, которые раз за разом преподносят Еревану эмиссары от различных евро-американских структур, действующих в связке с отдельными представителями армянской диаспоры в Европе и США.

Данайская технология на марше

Все знают, что в отношении населения стран, "приглянувшихся" Западу, используется одна и та же технология "цветной революции", когда посредством стимулируемых извне антиправительственных сил, активное меньшинство, маскирующееся под народное большинство, поднимается на борьбу с "коррумпированной" властью.

Но как-то особо не обсуждается, что по отношению к туземным элитам западный колонизатор всегда использует один и тот же данайский способ — так задобрить ничего не стоящими подарками вождей местных племен, чтобы напрочь отбить у них инстинкт самосохранения.

Эсминец ВМС США вошел в Черное море для участия в учениях с Украиной Двусторонние учения Sea Breeze-2016 должны были начаться 18 июля, но из-за неготовности украинской стороны морская часть учений была отложена на неопределенный срок.

По отношению к постсоветским туземцам, в силу их чрезвычайной развращенности благами советской патерналистской системы, Запад использовал минимум подарков и максимум обещаний. Той же Украине достаточно было пообещать статус европейской державы, как 40-миллионная страна, обладающая мощнейшим научно-техническим и культурным потенциалом (превосходящим по своему уровню большинство европейских стран), не просто рухнула к ногам евро-американской империи, но поклялась дядюшке Сэму принести ему на блюдце голову главного врага Госдепа (и своего старшего брата) — России.

Чтобы завоевать постсоветское пространство без единого выстрела, евро-американская империя соорудила глобального троянского коня — проект "Восточное партнерство", который и был подарен постсоветским элитам как средство "оцивилизовывания" этих элит.

Только сейчас кое-кто (часть Украины, к примеру) начинает догадываться, что названный проект был запущен не для раздачи его участникам подарков и преференций, но для раздачи чего-то принципиально иного.

Россия - НАТО: говорить с дееспособными, успокаивать слабых В российских интересах, чтобы дееспособные страны НАТО продолжали оставаться прагматиками, а слабые постепенно отходили от антироссийских фобий, считает Андрей Сушенцов.

Украина получила от данайцев войну, разруху, миллиардные долги и тотальное мародерство. Грузия — войну и колониальную зависимость. Молдова — нищету и десуверенизацию. Киргизия — несколько разрушительных и бессмысленных госпереворотов. И даже Казахстан, который всегда придерживался многовекторной политики, получил от Запада удар под дых в виде поддержки им несистемной оппозиции.

Сегодня троянский конь "партнерства" с Европой забрасывается в Белоруссию, Азербайджан и особенно в Армению. Ведь Армения — член ОДКБ и ближайший союзник России в Закавказье.

Армяне должны понять, кто их враг, а кто друг

Вспомним, что происходило в Армении и вокруг неё в последние три с половиной месяца — сразу же после того, как 1 апреля этого года на границе с Азербайджаном вспыхнули бои.

В начале апреля Еревану показали, что Азербайджан готов к войне, что его поддерживают такие силы, как Турция, ИГ (запрещенная в России группировка) НАТО и США, а значит, соглашение по Нагорному Карабаху может быть пересмотрено силовым путем.

© Ruptly


Россия предотвратила возможное перерастание приграничного конфликта в полномасштабную войну. Однако Запад развязал на армянском направлении информационные атаки, в результате чего ему удалось убедить часть армянского общества, что Россия-де не способна защитить Армению в случае начала войны с Азербайджаном, а значит, нужно дружить не со "слабой" Россией, а с "сильным" Западом.

Бундестаг признал геноцидом преступления против армян в 1915 году Резолюцию одобрило большинство депутатов, один парламентарий проголосовал против, еще один воздержался. В преддверии голосования в Турции заявили, что признание геноцида осложнит отношения двух стран.

В Армению были направлены не только деньги на поддержку прозападных НКО и западных журналистов, но и разного рода военспецы. Так, 26 мая Армению посетила представительная делегация военных и дипломатов США во главе с самим командующим сухопутными силами США в Европе . А в начале июня чуть ли не целующаяся с Эрдоганом Германия в лице своего бундестага внезапно признала геноцид армян 1915 года.

Понятно, что такое серьезное решение, после которого, кстати, и закончилась дружба Турции с Германией, не могло быть принято без подсказки Госдепа. Однако многие армянские политики приняли решение бундестага за чистую монету (за разворот в сторону Армении), не понимая, что Запад этим решением подтолкнул Ереван в пасть удава НАТО.

Затем, уже в конце июня, в Армению прибыл папа римский Франциск I. Официально (кто бы сомневался?) — почтить память геноцида армян. А неофициально?

Наконец, в начале июля президент Армении Серж Саргсян был приглашен на саммит НАТО в Варшаву.

Должен ли он был отказать папе римскому в визите? Вряд ли. Но Ереван, как я считаю, должен был понять, что визит папы, как и решение бундестага, — это "дары", за которыми неизбежно последует расплата. Так что приглашение в Варшаву было уже ультиматумом, хотя и в традиционной для Европы данайской форме. И потому от участия в саммите НАТО Ереван должен был отказаться — предвидя, что Армению готовятся принести в жертву.

Армении нужно выбираться из капкана

Переворот в Турции (крупнейшей стране НАТО) начался через три дня после саммита альянса. И практически одновременно с ним начался мятеж в Армении.
Армении повезло, что турецкий мятеж провалился. В противном случае антиправительственные силы захватили бы в Ереване не только полицейский участок.

У меня нет сомнений в том, что перевороты в Армении и Турции планировались в единой схеме. Не случайно захватившие заложников террористы из "Учредительного парламента" не выдвинули каких-либо требований, кроме тех, что были заготовлены для переворота: Саргсяна в отставку, Сефиляна — на свободу.

Впрочем, главная проблема Армении не в том, что в ней нашлась группа националистов, готовых пожертвовать своей страной ради денег от кураторов из-за океана. Она в том, что им верит часть населения, и число таких верующих, как правило, резко возрастает, если власть не проявляет решительности и не предлагает обществу ясной перспективы.

Ереванская полиция разогнала толпу и арестовала лидеров несистемной оппозиции. Однако этого недостаточно для оздоровления обстановки в стране. В армянском обществе сегодня немало представителей данайцев, днем требующих примирения, а ночью забрасывающих камнями полицию.

Власти Армении обещают сделать все для разрешения ситуации в Ереване В минувшее воскресенье группа неизвестных проникла на территорию патрульно-постового полка полиции Армении и под угрозой насилия удерживает находящихся там людей.

Вот и чиновники ЕС, сразу же после того, как были арестованы зачинщики беспорядков, призвали власти и оппозицию воздержаться от насилия.

Понятно, что призыв этот адресован к власти, а не к террористам. В противном случае чиновники ЕС должны были осудить захват заложников в Ереване и потребовать от террористов их освобождения — чего чиновники ЕС не делают, показывая тем самым, на чьей они стороне.

Таким образом, власть в Армении сегодня должна делать прямо противоположное тому, к чему призывают данайцы из ЕС. Пора прекратить вестись на болтовню о "демократии", под которой Запад понимает исключительно свои собственные интересы.

В Армении опровергли информацию СМИ о возможной отставке правительства Ранее ряд армянских СМИ сообщили, что власти Армении обсуждают возможность отправить в отставку правительство на фоне событий с захватом заложников в здании полиции.

Полагаю, что армянские власти должны не только подавить бунт, но и осуществить в стране кадровую чистку. А армянские элиты должны понять, что действия западных политиков — в какие бы красивые обертки и льстивые слова они не рядились — всегда будут направлены против суверенитета этой страны.

Пора прекратить играть с Западом в его игры. Пора начинать жить своим умом и собственными интересами.

Раскрыть структуру статьи

Скрыть содержание статьи

В начале сентября президент

Армении

Серж Саргсян объявил о намерении страны

вступить в Таможенный союз

В случае если переговоры пройдут успешно, закавказское государство станет четвертым в евразийском клубе и единственным, у кого нет с другими странами союза общих границ. «Лента.ру» решила присмотреться к экономике Армении, чтобы понять, насколько значимым для всех сторон будет присоединение республики к союзу.

История развития армянской экономики

Армения стала промышленно развитой (для своего времени) республикой в послевоенные советские годы. Самыми значимыми для экономики СССР были находившиеся в ее недрах руды молибдена и меди. В 1957 году в Алаверди был построен крупный медеплавильный комбинат. Вместе с металлами Армения снабжала другие союзные республики продуктами питания и, конечно, алкоголем в первую очередь коньяком. При советской власти в Армении также были построены несколько электростанций, которые работают до сих пор, и заводы комплектующих для огромного советского ВПК, в частности, электро- и радиоприборов.

После развала СССР промышленность оказалась на грани коллапса, так как доступ ко всем бывшим рынкам теперь был перекрыт. ВВП за пару лет рухнул в два с лишним раза, и множество людей остались без работы и средств к существованию. Лишь к середине 2000-х годов урон от краха СССР удалось в целом восполнить, но большая часть армянской промышленности, в особенности высокотехнологичные секторы, за полтора десятилетия успела погибнуть. Во многом это было связано с тем, что ориентировалась она именно на ВПК, а ресурсы были привозными.

Все это усугубилось экономической блокадой, в которую государство попало из-за карабахского конфликта. О торговых связях через Турцию и Азербайджан Еревану теперь пришлось забыть, оставались только коридоры через Грузию и Иран. Отсутствие выхода к морю и крупным магистралям привело к тому, что армянское государство экономически замкнулось в себе, полагаясь в основном на взаимоотношения с Россией. Они же постепенно начали налаживаться «через голову» Грузии, хотя того объема торговых связей, который существовал в советский период, достичь было уже невозможно.


Ориентация на производство металлов и продуктов питания

Сейчас Армения является небольшой по размеру экономикой (в мировом рейтинге она не входит даже в первую сотню, располагаясь между Маврикием и Экваториальной Гвинеей), в основном концентрирующейся на производстве цветных металлов и продуктов питания. В 2000-е ей удалось добиться неплохих показателей экономического роста (в отдельные годы они заходили за 10-процентную отметку), часть которого, однако, была «съедена» глобальными кризисом 2008-2009 годов, когда ВВП рухнул на 14 процентов. Потока инвестиций в страну не наблюдается, поскольку деньги в Армении вкладывать особенно некуда, да и по уровню коррупции республика занимает одно из самых высоких мест в мире, что тоже приходу иностранного капитала не способствует.

Значительную часть средств Ереван получает за счет переводов из-за рубежа, составляющих около 13 процентов ВВП. Из этой суммы 60 процентов переводится из России. По сути, для национальной экономики переводы являются ключевым источником дохода, за их счет страна получает половину всей валюты. Именно снижение объема переводов из-за границы и вызвало столько резкий обвал ВВП во время кризиса.


Сильная зависимость от России

Что касается непосредственно товарного производства и экспорта, то здесь зависимость от России почти столь же существенная, как и в сегменте денежных переводов. В 2012 году на долю России приходилось около 18 процентов всего экспорта товаров. Особого разнообразия не наблюдается: продукты питания и алкоголь составляют почти две трети всех поставок в РФ и приносят ежегодно около 150 миллионов долларов.

В обратном направлении идут энергоресурсы, зерновые и некоторые виды металлов, причем в значительно большем количестве: Армения имеет с Россией большой торговый дефицит, составляющий почти 800 миллионов долларов. По значимости для национальной экономики российские поставки для Армении в разы важнее, чем от какой-либо другой страны: даже объем импорта из Китая втрое меньше, чем из РФ. И если экспорт в европейские страны является более или менее существенным (в Германию и Бельгию вместе закавказская страна поставляет примерно столько же продукции, сколько и в Россию), то импорт крайне невелик и ограничивается по большей части предметами роскоши и некоторыми товарами хай-тека.

Так как все заявления о каких-либо реформах и диверсификации экономики пока никакого реального продолжения не получают, а объективно Армения к России привязана крепко и в экономическом, и в политическом плане, о кардинальном изменении картины в ближайшие годы говорить никак не приходится. Поэтому вступление в Таможенный союз в каком-то смысле лишь фиксирует сложившееся положение: несмотря на то что в ТС входят еще и Белоруссия с Казахстаном, «первую скрипку» в нем играет именно Москва.


Плюсы от вступления в ТС для Армении очевидны

Для Армении выигрыш от присоединения к Таможенному союзу заключается в том, что она сможет поставлять свою продукцию на рынок России, Белоруссии и Казахстана совершенно свободно, то есть прибыль ее производителей увеличится. С учетом того, что Армения страна маленькая, даже эта копейка в ее масштабах будет очень значимой.

Впрочем, едва ли не важнее для правительства Армении вопросы импорта товаров из России. Москва известна тем, что готова предоставлять дружественным ей странам ресурсы на льготных условиях. Сейчас Армения покупает российский газ по низким ценам (190 долларов за тысячу кубометров; это в полтора раза меньше, чем цена, по которой газ отправляется на Украину), но в следующем году Москва пообещала тарифы поднять. Таможенный союз может это повышение отменить или хотя бы заморозить на несколько лет: Белоруссия как член ТС получает топливо из России по 150 долларов. Аналогичным образом понизятся и цены на уран для местной АЭС.

Наконец, армянской стороне присоединение к ТС дает еще и определенные гарантии того, что ее продукции не будут угрожать никакие форс-мажоры. Пример украинских кондитерских изделий Roshen, объявленных в России вне закона, или грузинского вина более чем нагляден: в обоих случаях производители потеряли основной рынок сбыта и понесли значительные убытки.

Для России это мало на что повлияет

В Таможенном союзе нападок со стороны санитарных и других служб, по идее, быть не должно. Что касается чисто торговых споров, то они также маловероятны: Армения едва ли способна как-то существенно задеть интересы России или, скажем, Белоруссии, а слабое развитие промышленности и ее узкая специализация позволяют республике не бояться, что ее завалят импортом просто потому что она и так им завалена.

Российская экономика от вступления Армении в Таможенный союз не выиграет, но, впрочем, и не проиграет. Армения поставляет в РФ слишком мало, чтобы разница в тарифах как-то сказалась хотя бы на каком-нибудь сегменте отечественного рынка. Ясно, что для Москвы вступление республики в Таможенный союз лишь показатель политической мощи, рекламный ход с целью привлечь другие, более важные страны (читай Украину) к проекту.