Нужен ли Казахстану Тюркский экономический союз? Тюркский союз - это прямая угроза территориальной целостности России и Украины: мнения блогеров

Для Казахстана и его руководства работа на укрепление тюркского мира входит в один из основных приоритетов внешней политики. Чему наглядным свидетельством явился недавний визит в нашу республику президента Узбекистана Шавката Мирзиеева, прошедший на высоком уровне.

И вот теперь 2-3 апреля должен состоятся официальный визит главы нашего государства в Азербайджан.

Как сообщает издание eurasia.expert, в ходе визита казахстанского лидера разговор зайдет о дальнейшем укреплении тюркского братства между Азербайджаном и Казахстаном, государствами, во многом близкими друг другу в силу культурных и экономических связей.

Издание информирует:

В начале апреля президент Казахстана Нурсултан Назарбаев планирует посетить Азербайджан, с которым крупнейшую экономику Средней Азии больше всего объединяют два фактора: транзитные поставки нефти и культурные связи, во многом основанные на общих тюркских корнях двух государств.

Тюркское братство

Посетить Баку Н. Назарбаев намерен 2-3 апреля. Изначально его визит в Азербайджан и Армению планировался в октябре прошлого года, но был отложен из-за болезни. В этом году президент Казахстана планирует посетить только Азербайджан. В качестве официального повода для визита заявлено 25-летие установления дипломатических отношений между двумя странами. О содержании предстоящих переговоров известно немного. Анонсировано подписание четырех соглашений, но их содержание пока не раскрывается. Однако, из предыдущих контактов Астаны и Баку, а также геополитического положения, экономических связей и объективных интересов двух государств можно предположить, какие же темы будут подняты в ходе предстоящих переговоров Н. Назарбаева и Ильхама Алиева.

Казахстан и Азербайджан связывают дружественные отношения, основанные на общих тюркских этнокультурных корнях, а также схожих политических и экономических позициях. Дипломатические отношения между ними были установлены 27 августа 1992 г. Казахстанское посольство в Баку открылось в декабре 1994 г., а азербайджанское в Казахстане – в марте 2004 г.

Две страны объединяет и участие в деятельности пантюркистских организаций, таких как Тюркский совет, Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (ТюркПА), а также Международная организация тюркской культуры (Тюрксой).

Из других тюркоязычных государств мира в состав всех трех организаций входят лишь Турция и Кыргызстан, а Узбекистан и Туркменистан принимают участие только в деятельности Тюрксой.

В мае 2005 г. Астана и Баку заключили договор о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях, обязавшись «не допускать использования своей территории, системы коммуникаций и другой инфраструктуры третьими государствами в целях подготовки или осуществления вооруженной агрессии или иной враждебной деятельности», а также оказывать друг другу «всестороннюю поддержку и взаимную помощь в вопросах предотвращения угрозы их независимости, суверенитету, территориальной целостности». Соглашением предусматриваются и совместные усилия по урегулированию региональных конфликтов «на основе общепризнанных норм международного права и прежде всего соблюдения и обеспечения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ государств».

Торговля, трубопроводы и нефть

Несмотря на высокий уровень политических отношений, объем торговли между двумя странами гораздо меньше, чем можно было бы ожидать, учитывая наличие у них общей морской границы на Каспии и портовой инфраструктуры.

По итогам прошлого года доля Азербайджана во внешней торговле Казахстана составила всего 0,2%. Причем по сравнению с предыдущим годом товарооборот увеличился на 8,3% (до $136,8 млн). В то же время, казахстанский экспорт ($106,5 млн) в три с лишним раза превышает импорт азербайджанской продукции ($30,4 млн).

Казахстан поставляет Азербайджану нефтегазовые ресурсы, химическое сырье, зерно, ячмень, табачную продукцию, прокат углеродистой стали, электрооборудование. Из Азербайджана в Казахстан импортируются нефтепродукты из битуминозных материалов, полимеры этилена, комплектующие для машин и механизмов, сборные строительные конструкции.

Один из главных объектов общих экономических интересов – транспортировка казахстанской нефти через Каспий и по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, связывающий Азербайджан с Турцией.

Договор по содействию и поддержке транспортировки нефти из Казахстана через Каспийское море и территорию Азербайджана на международные рынки посредством системы «Баку-Тбилиси-Джейхан» был подписан Н. Назарбаевым и И. Алиевым еще 16 июня 2008 г. Казахстанская каспийская система транспортировки (ККСТ) должна включать нефтесливные терминалы на казахстанском побережье Каспия, танкеры, а также азербайджанские нефтеналивные терминалы и трубопроводы, соединяющиеся с системой «Баку-Тбилиси-Джейхан». На начальном этапе ККСТ должна обеспечивать доставку 23 млн тонн нефти в год, а в дальнейшем – 56 млн тонн.

Проект создания ККСТ долгое время лежал «под сукном», т.к. лишней нефти для транспортировки через Азербайджан попросту не было, а ее доставка по Каспийскому трубопроводному консорциуму через территорию России, не требовавшая строительства и использования танкерного флота, обходилась гораздо дешевле.

В октябре 2014 г., когда возникла опасность введения Западом против России полномасштабных санкций, Астана начала прорабатывать альтернативные маршруты транспортировки нефти через Иран и Китай. В это же время был приостановлен и проект ККСТ, что было связано с задержкой реализации второй очереди освоения гигантского Кашаганского нефтяного месторождения . 7 декабря прошлого года Кашаган был официально введен в эксплуатацию, что и могло стать одной из причин возобновления проекта доставки нефти через Каспий и Азербайджан.

Карабах, тюркский мир и Каспий

Среди возможных тем переговоров Н. Назарбаева и И.Алиева аналитики называют длящийся вот уже более четверти века карабахский конфликт . Но перспективы миротворчества Астаны в этом направлении не слишком обнадеживают. Для России Армения, на территории которой расположена военная база в Гюмри, является важным военным союзником и форпостом влияния на Южном Кавказе. Поэтому интересы Москвы и Астаны, несмотря на их общее с Ереваном членство в ЕАЭС и ОДКБ, в известной мере различаются. В связи с этим на какое-то продвижение в деле разрешения карабахского конфликта по итогам визита Н. Назарбаева в Баку надеяться не приходится.

Не исключено, что в ходе визита будет актуализирована и пантюркистская тематика. Для обеих стран она является важным элементом внешней и внутренней политики, позволяющим подчеркнуть этнокультурное родство с Турцией и тюркоязычными государствами Средней Азии.

Для Казахстана пантюркистская риторика является еще и средством утверждения собственного национального суверенитета. Причем и Казахстан, и Азербайджан в деятельности тюркских организаций занимают активную позицию, регулярно организовывая на своей территории различные «пантюркистские» мероприятия.

Возможно, на переговорах будут затронуты и проблемы правового статуса Каспия, определение которого позволило бы проложить по дну моря газо- и нефтепроводы и доставлять углеводороды на Запад, минуя Россию, а также железнодорожных и автомобильных перевозок через Азербайджан и Грузию. Все эти вопросы поднимаются уже более 20 лет, но перспективы их разрешения не просматриваются как по экономическим (нерентабельность), так и политическим мотивам, связанным с интересами Москвы и Тегерана . Поэтому заявления по ним, в случае принятия, будут носить в большей мере декларативный характер.

Александр Шустов, кандидат исторических наук. Eurasia.exper

Идея евразийства предложенная великим тюркологом Львов Гумилевым, Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным была перенесена на политическую плоскость.
Идея создания Евразийского Экономического Союза есть вызов попыткам создания однополярного мира. После развала Советского Союза много говорилось об отказе от двуполярного мира и противостояний двух политических полюсов. Но, многополярность находится в самой сути мироздания и отказ от него лишает человечество от многообразия, право выбора, развития-так- как именно многополярность и конкуренция дает толчок развитию человечества. Соответственно, следует заметить, что, поэтому, однополярный мир с западным диктующим и доминирующим сознанием просуществовал не долго.
Не сложно понять-если есть западные ценности и требования, также есть азиатские требования и ценности, проявляющиеся во всех сферах общества, государства, культуры народов. Запад не уважает и не ценит иные ценности кроме своей. Это можно увидеть на примере Турции. ЕС отказывает Турции, в то время как страны бывшего коммунистического пространства с легкостью оказались в этой организации. Заметим, что Турция имеет огромную культуру государственности, принесет человеческий и экономическую прибыль ЕС. Если такое отношение к стране, которая буквально граничит с Европой, то не трудно представить отношение к тем, кто находится на более далекой географии. Кроме того, в основе подобной ”любезности” спешного приема некоторых стран в ЕС лежит попытка сузить сферу влияния России.

Мы не намерены оспаривать ничего европейского и противопоставлять ему азиатскую культуру, так как придерживаемся такого мнения, что современный человек для гармоничного вовлечения в мировое пространство должен воспринимать себя частью мировой культуры, брать все положительное имеющееся как на Востоке, также на Западе.
Итак, была предложена идея вовлечения в Евразийское экономическое, культурное, социальное пространство. Европейский Союз опирается на жесткие законы, отталкивающие все инородное, требуя стать частью большой субстанции, при этом отказаться от всего, что не соответствует европейским стандартам.
Евразийская интеграция же предлагает гибкость законов, отношений, предлагая объединиться во что-то большое не требует измениться и отказаться от своей малой культуры и эго. Евразийская интеграция опирается и учитывает этнокультурные, этнопсихологичекие элементы этой географии, требующей взаимного уважения, принятия, гибкости. Хочу отметить, что Евразия энергетически и психологически больше несет в себе силы Азии, нежели Европы.
Ведь, страны Прибалтики после развала Советского Союза сразу оказались в Европейском ареале не случайно. Эти народы по своему образу мышления и этнического сознания в составе СССР были чужеродными, так как оказались в энергетическом пространстве Азии, что их не могло не угнетать. И поэтому прибалтийцы так гармонично как для Европы, также и для себя влились в Европу. И следует уважать их выбор.
Вхождение в какое-то объединение подразумевает усиление собственной мощи, возможности получения поддержки со стороны государств-соучастников. Если даже иногда эта поддержка может заключаться только в моральной поддержке.
Современный мир глобализации, требует создания транснациональных структур. Отказ от них приводит к изоляции.
ЕврАзЭс также действует параллельно еще с одной организацией – Союзом Тюркоязычных государств (СТГ). Хочу обратить внимание, что настоящее противоборство идет между ЕврАзЭс и ТСГ, а не ЕврАзЭс и ЕС. Но соперничество между ЕврАзЭс и ТСГ идет мягко, без грубых нарушений межгосударственных отношений, без давления, без демонстрации соперничества. Обратное же можно наблюдать в поведении ЕС в отношении культуры соперничества.
Здесь все закономерно. Турция и Россия, идущие во главе этих двух союзов являются частью Евразии, им известна ментальность народов этого пространства.
Особо нужно заметить, что большую часть географии Евразии занимают именно тюркоязычные народы и государства.
СТГ имеет свой парламент, гимн, флаг, культурную структуру Тюрксой, с конца прошлого года начали действовать диаспорные структуры. Нельзя не отметить прошедший в прошлом году в Казани вокальный конкурс тюркоязычных народов Тюрквижн. Турция как двигатель тюркоязычного пространства замечательно знает этническую психологию, ментальные черты Азии, поэтому она дала превосходную возможность самоутвердиться тюркским народам, опираясь на свою самобытность. Это и есть основная и торпедирующая сила Тюрквижин, что можно расценить как часть политики Союза Тюркоязычных государств.
На Тюрквижн тюркские народы населяющие России могли выступить рядом с представителями тюркских государств, они чувствовали себя частью великого, но при этом от них не требовалось исполнять песни на английском языке, под музыку наигранную под европейскую, как этого требуется в конкурсе Евровидение. Как и говорилось выше Европа требует отказа от самоидентификации, этнической культуры. В этом плане Тюрквижин превосходный и сильный инструмент для продвижения политики Союза Тюркских государств, который не только уважает этничную самобытность, а строит свою политику именно на тюркской этничности.
Думается Россия, неоднократно приглашая Турцию в ЕврАзЭс, намеревалась одновременно укрепить доверие к ЕврАзЭс тюркских государств, укрепить доверие тюркских народов России к своему государству и ослабить роль Союза Тюркоязычных государств, в частности Турции. Нужно заметить, что участие Турции в ЕврАзЭс могло содействовать подключению Азербайджана в эту структуру. Но, как говорилось выше — идет гибкая, тонкая конкуренция между Турцией и Россией. Россия учитывает тюркский элемент в своей политике. Уделяется особое внимание к этой теме. Для подтверждения этих строк напомним две конференции прошедшие в России в конце прошлого года.
23-29 ноября в Москве прошла Международная научная конференция
«ЭТНОГЕНЕЗ, ИСТОРИЯ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА».
И еще международная научно-практическая конференция «Терские тюрки как культурный мост между Чеченской Республикой и тюркским миром» состоявшаяся 16-17 декабря в Грозном.
В текущем году планируется проведение в Москве общетюркского форума. Москва изучает тюркский элемент, его требования, пожелания, настроение, дабы тюркские народы России не оказались под влиянием Турции.
Итак, вернемся к Тюрквижн, который, также как Евровидение несет в себе политическую подоплеку. И вот в Казани во время Тюрквижн произошел еще одно требующее внимание, можно сказать историческое событие. На конкурсе выступала рок-группа из Ирана — этнические азербайджанские тюрки. Они выступали под иранским флагом, но пели на родном языке. Это без преувеличения можно назвать сенсацией. согласно собственным наблюдениях могу сказать, что национализм среди Иранских азербайджанцев высок и отторгать их от тюркского мира невозможно. Этот фактор учитывается и в самом Иране. Здесь следует отметить, что Тегеран устами разного ранга чиновников косвенно говорил о возможности участия Ирана в ЕврАзЭс. Ирану, ведущему многолетнее противостояние с Западом — ЕврАзЭс ключ к выходу из изоляции. К тому же опять же тот самый тюркский фактор в Иране, Тегерану нужно опередить ситуацию, взяв в свои руки руль, дабы не позволить азербайджанцам, проживающим с стране попасть в тюркскую сферу влияния.
Что касается Азербайджана, мы тоже входим в географию Евразии и тюркского мира. Азербайджанская ментальность позволяет стране двигаться вперед и развиваться умением варьировать между конкурирующими иногда даже воюющими сторонами.
Азербайджанская ментальность открыта всем культурам и религиям и толерантна. Азербайджан умеет рассчитывать свои силы, чувствует когда нужно наступать, а когда отступать. Это исходит из исторической памяти и этнического сознания. В то время когда другие народы не рассчитывая свои возможности на определенном этапе истории, не имели стратегию и находили только один путь — вести войну, что рано или поздно приводило их упадку, Азербайджан же отступая, развивался и открывался к другим культурам. В результате мы видим современный Азербайджан с высокоразвитой и многогранной культурой, экономикой. В 1993 г. Азербайджан подписав соглашение о прекращении огня с Арменией поступил именно так.
Но это не означает, что азербайджанцы не умеют воевать. Персы говорят, что азербайджанские тюрки — это спящий лев. Или Азербайджанцы — это каменный котел. Долго не нагревается и долго не остывает. Азербайджанская национальная ментальность государствообразующая. А при строительстве государства нужно быть гибким, уметь балансировать между великими державами. Благодаря ментальности государствообразования в разных этапах истории азербайджанцы брали на себя ответственность за строительство государства.
Азербайджан, остановив войну, смог выйти из разрухи, хаоса. Сейчас очень много дискуссий вокруг что, что Россия мол вынудит Азербайджан войти в ЕврАзЭс. Но как видите Москва не оказывает на Баку давления. Потому, что Азербайджан ведет сбалансированную политику, умеет в нужное время быть в нужном месте и нужным партнером. Именно это позволяет стране не идти на провокации и не превращаться в инструмент в руках конкурирующих сторон.
Почему то видят только два пути — или вступить в ЕС или в ЕврАзЭс? Но всегда есть альтернатива и третий путь. И несомненно Азербайджан найдет этот путь.

Гюльнара Инандж, руководитель филиала центра Льва Гумилева в Азербайджане, директор центра “Этноглобус”, редактор русского раздела американо-турецкого ресурса Тюркишнюс.
(Выступление на Евразийском Форуме в Казани, ноябрь 2014)

Так считают почти 70% участников опроса

Сенсационной инициативой отметился на прошедшем в Стамбуле турецко-казахстанском бизнес-форуме Нурсултан Назарбаев . Оказывается, создаваемого Москвой, Астаной и Минском Таможенного союза президенту Казахстана недостаточно. Нурсултану Абишевичу нужен ещё (а, может быть, взамен?) Тюркский союз, который бы объединил 200 миллионов тюрок на территории, простирающейся «между Алтаем и Средиземным морем». Сразу отметим, что обозначенная Назарбаевым территория Тюркского союза включает огромные пространства Российской Федерации. И, судя по его словам, ещё не факт, какой из этих союзов - Таможенный или Тюркский - ему милее. «Как сказал Ататюрк: «Придёт время, когда все тюрки объединятся», - цитирует Назарбаева агентство «Казахинформ». - Поэтому я хочу поприветствовать всех тюркоязычных братьев. Между Алтаем и Средиземным морем живут свыше 200 миллионов братьев. Если мы все объединимся, то мы будем очень эффективной силой в мире».

Координатор международной экспертной группы Сергей Сибиряков провёл в социальной сети Макспарк опрос по теме «Не угрожает ли инициатива Назарбаева интересам РФ и создаваемому Евразийскому Союзу?».

Результаты опроса по теме «Не угрожает ли инициатива Назарбаева интересам РФ и создаваемому Евразийскому Союзу?»

Приводим самые интересные комментарии к опросу:

Владимир Литовченко:

Есть базовые ценности. Для любого человека самым ценным является его семья, род, народ. В ХХ в. самым мощными - пассионарными были движения национальные, именно они разваливали империи, включая Российскую Империю. Ведь, самая авторитетная организация в мире - ООН считает нации самыми представительными сообществами в мире. Национальные демократические государства являются самыми успешными, прочными и мирными. В ХХ веке их было около 50 сейчас уже 200, это мировая тенденция. Советский Союз так же был разорван национальным вопросом, который является могильщиком империй. В одной стране вместе жили несовместимые нации, объединённые кровью и силой. А на сегодня уже почти все славяне удрали на «вражеский» Запад, помахав России рукой. После этого реконструкция «Великой России» может проходить разве что за счёт общественно отсталых слоев населения, с неразвитыми гражданскими институтами, где легко прорастают формы несвободы, социальные фрустрации, националистические синдромы. Эти евразийские союзы, попытка создания новой империи - очередная химера.

Аба Мурадов:

На мой взгляд, любой союз стран-соседей является угрозой третьему соседу. России надо войти в тюркский союз, как полноправный член и быть одним из учредителей. В ином случае пояс под брюхом России может иметь не только экономическую угрозу интересам России, но и в военном плане. Там где союз экономик, там и союз войны.

ivan ivanov:

Печальный опыт уже постсоветской истории показывает, что любой межгосударственный союз за пределами границ России носит объективно антироссийский характер. А тем более, когда союз строится на этнической основе. Если нечего противопоставить политически и экономически - а, похоже, что нечего - с этим, действительно, придётся смириться.

Виктор Быков:

Году, по-моему, в 95-м, в Казахстане, видел я карту, изданную в Турции. Тюркское объединённое государство, включало в себя не только Казахстан, но все тюркские республики от Астрахани и дальше вверх по Волге, а также Алтай. Так что, возможно, пришло время реализации этого плана.

Александр Кан:

Думаю что ситуация несколько тоньше, чем кажется - Назарбаев никогда не откажется от своего главного детища - ЕвразЭСа, и всё-таки речь шла о духовном сближении. А вместе с тем, скорее всего, ещё было желание подстегнуть Россию и другие бывшие республики - показать им альтернативность, что, конечно же, некрасиво с его стороны. Но, тем не менее, вряд ли Назарбаев захочет "сливаться" с остальным тюркским миром, где ещё неизвестно кем он сам будет. Не забывайте, что огромная Якутия и Татарстан с Тывой и Хакассией - тоже тюркский мир, а там диктует Россия!

Василий Загогулько:

Напомню, что идея Евразийского союза - это идея самого Назарбаева, озвученная им ещё лет 10 назад. Дальновидный мужик. И объединение турок и тюрок под эгидой этого самого союза может быть вполне выгодным и для России. Ведь у России с Турцией тоже есть зона взаимного интереса - Кавказ. И как они поделят эту сферу влияния, от этого, во многом, зависит мир в регионе. И Назарбаев тут зрит в корень, подводя базу этнической общности большого числа жителей огромного пространства, позволяющей Турции не вставать в позу, а проявлять заинтересованность в интеграции. Тем более что Турцию в ЕС не пустили, указали на дверь. А вот с идеей Евразийского союза, всё может получиться. Да и переживать особо не надо. У Турции нет общих границ с Казахстаном. Это объединение без России невозможно.

Ариф Ганбаров:

Насчёт единого тюркского пространства - это химера. Вся мировая практика показала несостоятельность этих идей. Культурное - это пожалуйста, а политическое определяется экономикой, а не лингвистикой. Что касается Нурсултана Абишевича, он никого обидеть не хочет, а действует по принципу ласкового телёнка. И это в некотором роде посыл России, которая хочет уменьшить роль Байконура.

Сергей Широков:

Обычная попытка усидеть на двух стульях разом. Тем более что это, одновременно, "кривая улыбка" турецкому желанию возглавить "пантюркизм". Это очень похоже на сценку из фильма "Чапаев": "белые придут, грабят. Красные придут, грабят. Куда же бедному крестьянину податься". Или по русской поговорке: "Ласковый телёнок двух мамок сосёт". Как бы в своих маневрах не промахнулся Назарбаев, у него же под боком миллионы русских живут, и не только.

Карен Бабаян:

Вообще-то, пантюркисты уже давно обосновались в Средней Азии и наращивают своё политическое влияние. У них есть свои турецкие школы в каждой стране, и они там готовят именно кадры для госслужбы. Очень рьяно поддерживают эти свои кадры в карьерном росте. Ещё в 1999-2000 гг. в турецких СМИ сообщалось, что Ф. Гюленом в Центральной Азии открыто примерно 250 хорошо оборудованных школ, которые активно поддерживались США. Сам Ф. Гюлен предполагает при участии хорошо подготовленных и обученных в принадлежащих ему школах и интернатах кадров, ликвидировать светскую республику и создать государство, опирающееся на основы исламского шариата. Насколько мне известно, финансирование в значительной степени осуществляется за счёт турецких неправительственных, часто коммерческих организаций. Ф Гюллен сторонник панисламизма, но очень похожего на пантюркизм. Это вполне в духе политики неосманизма ныне правящей партии в Турции.

Vladislav Kiryanov:

Таможенный союз возник, прежде всего, по экономическим причинам с целью достижения конкретных результатов: предполагается, что к 2015 году Россия может получить около 400 млрд долларов прибыли, а Белоруссия и Казахстан - по 16 млрд долларов. В будущем Таможенный союз и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) должны трансформироваться в Евразийский Союз. Что же касается инициативы Назарбаева о создании Тюркского союза, который объединил бы 200 миллионов тюрок на территории от Алтая до Средиземного моря, то эта (очередная) инициатива Нурсултана носит сугубо политический характер, она заведомо неосуществима, по крайней мере, в обозримом будущем и всего лишь отражает мировоззрение состарившегося казахского лидера, трансформировавшегося под конец своей жизни из коммуниста в тюркского националиста. Всякий раз, когда господин Назарбаев выступает с инициативами о создании союзов, он делает это в первую очередь для того, чтобы попиарить себя, дать прессе повод поговорить о себе. То же самое он сделал и в Стамбуле. Но количество, как известно, рано или поздно переходит в качество. Этот переход произошел и с инициативами Назарбаева. Хочется ему сказать ласковое: «Инициативщик вы наш...».

Добавим, что опрос проводился с 24 по 28 ноября. В нём приняли участие 1707 блогеров, оставивших 269 комментариев по теме опроса.

Напоминаем, эксперт ИА REX, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук считает, что президент Назарбаев чувствует восходящую (пусть даже временно) региональную силу Турции, поэтому в превентивном режиме делает жесты доброй воли в её сторону, чтобы расположить к себе практически на пустом месте. «Астана - не Вашингтон и даже не Москва, поэтому ему приходится лавировать ещё до начала тектонических сдвигов в Центральной Азии, заблаговременно дезактивируя сильных союзников. Назарбаев никогда не стал бы делать заявлений об объединении тюрков, если бы ситуация с проектом Евразийского союза развивалась более активно», - отмечает эксперт.

В то же время эксперт ИА REX, экономист, эксперт Фонда поддержки законодательных инициатив, кандидат экономических наук Леонид Пайдиев уверен в том, что РФ инициатива Назарбаева не угрожает. «Планам США по созданию противовеса Китаю - Да. Сильно. РФ не ставит задачей объединения русских земель. Поэтому такие планы ей побоку. США необходимо создание сильного государства, которое не отдаст Китаю Среднюю Азию и Сибирь. Но тюркское государство на такое не способно даже теоретически, не говоря о нереальности проекта. Пантюркизм это идеология, придуманная в Германии для ослабления России и пакостей Англии. И сегодня не нужна никому. А Назарбаев поплыл: говорить такие глупости можно лишь с отчаяния, при полной изоляции. США не нужен, нужно иное, РФ не нужен. Страна окружена со всех сторон. И вот-вот будет полем битвы против Китая», - прогнозирует эксперт.

Своя рубашка всегда ближе к телу?

Депутат азербайджанского парламента, член комитета Милли Меджлиса по международным и межпарламентским связям, автор книги “Объединение тюркских государств: Евразийская модель глобальной интеграции”, Джаваншир Фейзиев (переводчик - по специальности) в интервью moderator . az выступил против членства Турции в Евросоюз, а Казахстана и Азербайджана в Евразийский союз. Вначале он утверждает неизбежность глобализации, и хорошим примером этому считает Евросоюз, которого считает “ первым примером политической глобализации ”, и выступет против тех, кто уверен в том, что “ нет будущего у Евросоюза ”. Вслед за этим он предлагает, чтобы славяне объединились в “ славянском союзе ”, а тюрки всего мира - “ в тюркский союз ”, мотивируя это тем, что “ каждая цивилизация должна объединиться внутри себя ”. В обратном случае, по его мнению, ни одна из этих цивилизаций “ не смогут найти свое место в единой мировой системе ”.

Далее его “ беспокоит нынешняя система управления миром ”, чем связаны “ войны и конфликты, хаос и противостояние в мире ”. При этом он не упускает момент “ бросить камень в огород России ”. Он обвиняет Россию в том, что она поставила вето на резолюцию СБ ООН по Сирии, что, по его мнению, “ привело к гибели пол миллиона сирийцев ”. Причина этому, согласно его словам, кроется в том, что “ Россия, которая не имеет никакого отношения к сирийской цивилизации, и представляет абсолютно другую цивилизацию, в роли лидера ставит вето на резолюцию ”. Исходя из этого, он выступает против членства Азербайджана в Евразийский Союз, где “ нас будут представлять славяне ”. Выход из этой ситуации он видит в создании “ нашего союза ” - объединения тюркских государств ”. Этот союз, в его изложении, станет “ новым источником силы, обеспечить наше представительство в новой системе управления миром ”. Наконец, в обосновании своей мысли, он уходит в историю, и рассказывает о том, что “ были периоды, когда тюрки были хозяевами всей Евразии. На Западе тюрки одержали победу над Римской империей. На Востоке Китай и Индия жили под руководством тюркских империй ”. И его вывод: “ Почему ныне тюрки должны быть так далеки друг от друга? ”, видимо, имея в виду известное народное изречение, своя рубашка ближе к телу ”.

Но, при этом, остается непонятно, насколько это “ общетюркская рубашка ” вообще существует как таковое? Ведь г-н Фейзиев сам утверждает неизбежность глобализации. Если это так, то как можно “ одеть ” на все “ 6 тюркских государств с 250 миллионным населением, и с подтвержденными природными ресурсами в их нынешних ценах в два раза превосходящих потенциал 28 европейских стран ”, ведь практически ни один из них ныне не может найти общий язык с другим? Что это? Еще одна черта “ тюркизма ” вообще, как и та, что “ тюрки не привыкли просить прощения за свои грехи ”? Ведь при внимательном изучении становится ясным, что, большинство населения каждого из этих “ тюркских государств ” хоть и говорит на одном из диалектов так называемого общетюркского языка, но каждый из них является отдельным самобытным народом, значительно отличившимися от другого. Но главное даже не это. Главное - реальная ситуация в современном мире, соотношение сил и главные приоритеты при образовании того или другого объединения государств на разных концах света. Современная глобализация давно уже вышла из этнонациональных “ рубашек ”, и с каждым днем все больше становится всепоглощающим чудовищем в отношении отдельных народов и суверенитета национальных государств. Далее, нет никакого сомнения в том, что ныне существующие международные и региональные объединения требуют от каждого народа и государства делегировать часть своего суверенитета “ центру ”. Согласны ли эти тюркские государства, даже при возникновении этого мифического “ тюркского объединения ” жертвовать своим суверенитетом? На наш взгляд, на сегодня нет никакого основания, которые подтверждали бы наличия такого согласия даже в зачаточном состоянии. Если вспомнить историю тюркских государств, например, империю Тамерлана и Оттоманского султаната, то никакая этническая общность большей части населения этих государств не смогли приостановить их от взаимного уничтожения. Несмотря на высокопарные лозунги отдельных пантюркистов в том или ином тюркоязычном государстве, глубочайшие противоречия, подобных времен Тимура, раздирают всех этих государств и поныне. Потому что, в зависимости от количества природных богатств, каждое из них претендует на роль “ главного аксакала ” в этом сообществе. Вот почему пантюркизм ныне по большому счету является “ разделяющим ”, а не объединяющим фактором как с точки зрения политики в отношениях между отдельными тюркскими государствами, так и в плане восприятия этой идеи в мире.

Далее, если быть более внимательным, то практически все тюркские государства ныне больше всего озабочены своими внутренними проблемами, находятся в поиске путей и средств, как именно спасти свою “ шкуру ”, и “ не уйти с карты мира навсегда ”, чем мифическими перспективами образования “ общетюркского объединения ”.

В этом плане письмо Эрдогана Владимиру Путину с извинением по поводу сбитого Су-24 российских ВКС на небе Сирии создало уникальную ситуацию для всего тюркского мира. Независимо от того, понимают это в этих государствах или нет, увы, реальность такова. А тепер рассмотрим, в чем же заключается уникальность новой ситуации?

Мы ранее уже написали о той “ гробовой тишине ”, установившейся в Баку сразу после появления сообщения об этом письме. Теперь пойдем еще дальше, и расскажем об “ уникальности ” самой этой тишины. Весь вопрос в том, что “ тишину в Баку ” условно можно разделить на две части: тишина пантюркистов Азербайджана, и тишина властей этого государства. Бакинские пантюркисты открыто признают, что письмо Эрдогана “ сломало хребет всего тюркского сообщества ”. Исходя из этого, они требуют от Эрдогана “ уйти в отставку ”. Что же касается властей страны, то и для них это письмо стало как холодный душ! Потому что, несмотря на громогласные лозунги Ильхама Алиева о “ тюркском братстве ” с Турцией, для нас нет секрета в том, что распад Турции в нынешних условиях отвечал в первую очередь интересам курдского клана Алиева. Для многих ныне не секрет, что в течении всего периода нахождения у власти нынешний правящий режим в Азербайджане, вначале в лице Алиева-старшего , и потом его сына Ильхама , давно уже мечтает о создании так называемого “ Большого Курдистана ”, где, возможно, Алиевы видят себя в главных ролях. Известно и то, что во все эти годы курдский клан Алиевых занимается финансированием курдских боевиков в Турции, и скрывает их на территории Азербайджана.

В таких условиях возможное “ новое ” российско-турецкое сближения означает откладывание вопроса о распаде Турции в качестве независимого государства на какой-то отрезок времени. А это никак не отвечает планам Алиева и его окружения. Вот почему, думаю, ни Алиев, ни его приспешники пока что не спешат поздравить Эрдогана с его этим поистине дипломатическим успехом, если учесть, что многие соседи Турции, в том числе Иран, уже поздравили своего турецкого коллегу.

В этом плане наше внимание привлекает пропагандистская шумиха в отношении “ благодарности ” премьер-министра Турции в адрес Алиева, за то, что он якобы “ способствовал процессу сближения ”. Известно, что российское руководство с самого начала появления информации о том, что Эрдоган попросил Алиева и Назарбаева , и даже А. Лукашенко , поспособствовать налаживанию контактов с Москвой, резко заявило о неприемлемости участия каких-нибудь посредников в этом деле, тем самым не оставило место для спекуляций со стороны различных политических сил. Так что, никакой Алиев и Назарбаев в принципе не смогли бы оказать услугу Эрдогану.

Но если при всей очевидности ситуации в данном вопросе руководители Турции высказывают свою благодарность лидерам Азербайджана (Б. Йылдырым ) и Казахстана (лично Эрдоган ), то в этом , все же, должна быть какая-нибудь интрига. На наш взгляд, заключается она в том, что турецкие руководители тем самым стараются хоть как-нибудь сохранить свое лицо перед тюркским миром. А для реальной политики Турции в отношении этих государств такой жесть “ ублажения ” не имеет никакую ценность и смысл. Потому что, как мы уже написали ранее, отныне самый главный вопрос для Турции, это - спасение государства от неминуемого распада и поднятие экономики страны. Так что Турция на многие годы вперед ушла из большой политики не только относительно региона Ближнего Востока, но и в отношении пресловутого “ тюркского мира ”.

В таких условиях как можно надеть на все эти тюркские государства “ одну волчью рубашку ”, если все они в данный момент “ одеты ” в абсолютно разные “ рубашки ”? В нынешних условиях, так и в долгосрочной перспективе это не реально и даже невозможно, как и чуть более сто лет назад, когда возникла эта глубоко агрессивная по своей форме и расистская по своему содержанию идея под названием “ пантюркизм ”.