Нужен ли Казахстану Тюркский экономический союз? Союз тюркских государств, или С чего начинается родина…

Ильгар Велизаде, политолог (Азербайджан).

Где-то на полпути от берегов Каспия до степей Анатолии, в одной из живописнейших межгорных котловин расположен замечательный уголок Азербайджана - Нахичевань. Только что здесь, наконец, удалось провести неоднократно откладывавшийся IX саммит глав тюркоязычных государств.

Место было выбрано не случайно. В августе этого года Нахичеванская автономная республика отметила свой 85-летний юбилей. В торжестве приняло участие все высшее руководство Азербайджана. И, скорее всего, решение о проведении здесь очередного саммита глав тюркоязычных государств родилось как раз в это время.

Однако оно имеет и символический подтекст. Дело в том, что Нахичевань имеет большое политическое и стратегическое значение не только для Азербайджана. Здесь проходит участок границы - всего 11 километров - связывающий Азербайджан с Турцией. А так как для Турции Азербайджан является воротами в Центральную Азию, то ключом к этим воротам вполне можно считать Нахичевань.

Долгие годы Нахичевань, находящийся в полублокадном состоянии, отделенный от основной территории Азербайджана полосой армянской территории, считался если не задворками, то, во всяком случае, и не активным коммуникативным районом страны. Лишь большое внимание азербайджанского руководства к краю, к развитию его хозяйства позволили превратить Нахичевань в один из самых динамично развивающихся уголков Азербайджана.

Сегодня появились шансы говорить о том, что активизация процессов по урегулированию комплекса турецко-армянских и азербайджано-армянских отношений позволит превратить его в интенсивно развивающийся хаб регионального значения. А, возможно, в важный транспортно-коммуникационный центр тюркского мира. В последнем случае все будет зависеть и от того, насколько интенсивно будут развиваться интеграционные процессы в рамках группы тюркоязычных государств.

Практика показывает, что хотя интеграция и имеет место, идет она отнюдь не равноускоренными темпами. Причем, если на старте, где-то в начале 1990-х годов, все ее участники - а это шесть государств (Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Туркмения) - выражаясь спортивным языком, шли более-менее ровно, то с начала нынешнего десятилетия в тюркском марафоне стали намечаться свои лидеры и аутсайдеры.

В 90-е годы бесспорным идеологом и вдохновителем тюркского единства считалась Турция. Бывшие советские республики, находившиеся в затяжном системном кризисе, видели в Турции образец, эталон современного, динамично-развивающегося государства. В самой Турции даже было создано министерство, отвечающее за связи с родственными государствами, лежащими восточнее ее границ.

С развитием национальных экономик, с упрочением собственных политических позиций государства региона стали переоценивать свое место в системе региональной и глобальной политики, в том числе - взгляды на существующие взаимоотношения в рамках тюркского сотрудничества.

Так, еще в прошлом году Казахстан, выступил с инициативой создания Союза государств Центральной Азии, четыре из которых являются тюркскими странами. И хотя инициатива Астаны была поддержана только Бишкеком, заметное усиление Казахстана говорит о том, что тюркское единство уже сегодня является многополюсным образованием. Да и Баку видит себя не статичным участником, а активно действующим звеном тюркской цепочки.

Чего, впрочем, не скажешь о Туркменистане и Узбекистане. На очередном саммите Туркмению представлял заместитель председателя кабинета министров, а вот от Узбекистана вообще никого не было.

Делались предположения, что отсутствие на встрече президента Туркмении связано с трениями с Баку по поводу принадлежности спорных участков в акватории Каспийского моря. По мнению Бердымухамедова, высказанному им накануне, согласно нормам международного права, до принятия правого решения проведение каких-либо односторонних подготовительных действий на спорных месторождениях на Каспии незаконно. При этом туркменский лидер подчеркнул, что Азербайджан уже ведет активную добычу углеводородного сырья на месторождениях, на которые претендует и Туркменистан.

Однако он же произнес слова о том, что решение вопроса о спорных месторождениях на Каспии не будет влиять на дипломатические отношения Туркмении и Азербайджана, дополненные фразой о том, что «исконно мы были, есть и будем с Азербайджаном братьями». Это, возможно, свидетельствует о том, что неучастие Туркмении на саммите объясняется лишь слабым интересом Ашхабада к решению проблем тюркской интеграции, и не более.

Согласно этой же логике неучастие Узбекистана в работе саммита вполне можно рассматривать как отсутствие у Ташкента всякого интереса к сотрудничеству в рамках этого этнорегионального объединения. Так или иначе, серьезным образом на работе саммита это не отразилось.

Создать свой Совет сотрудничества предложил на саммите лидеров тюркоязычных государств президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. У новой межрегиональной организации уже есть название - Тюркский совет. Его целью станет укрепление связей в экономике, культурно-гуманитарной сфере и развитие экологической безопасности.

Еще на прошлой неделе в Баку прошло первое пленарное заседание Парламентской Ассамблеи тюркозычных стран (ТюркПА). Был принят Устав Ассамблеи, включающий 26 статей, сформирован секретариат и определен бюджет организации. Напомним, ТюркПА создана в 2008 году в Стамбуле при участии спикеров парламентов четырех стран - Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Турции.

Таким образом, с полным основанием можно говорить, что осень 2009 года стала этапной для развития тюркской интеграции. Обращает на себя внимание тот факт, что тема сотрудничества в гуманитарной области выделялась особо.

Именно культурное сотрудничество составляет сегодня основу тюркской интеграции, именно понимание того, что все эти народы имеют общую историю, язык и традиции, и их сохранение и преумножение возможно только общими усилиями, делает идею общетюркского взаимодействия такой живучей. Следующий саммит - 10-й по счету - планируется провести в 2010 году в столице Киргизии Бишкеке - в стране, которая считается прародиной современных тюрков.

Тюркский союз

Поистине сенсационной инициативой отметился на прошедшем в Стамбуле турецко-казахстанском бизнес-форуме Нурсултан Назарбаев. Оказывается, создаваемого Москвой, Астаной и Минском Таможенного союза президенту Казахстана недостаточно. Нурсултану Абишевичу нужен еще (а, может быть, взамен?) Тюркский союз, который бы объединил 200 миллионов тюрок на территории, простирающейся «между Алтаем и Средиземным морем».
Сразу отметим, что обозначенная Назарбаевым территория Тюркского союза включает огромныепространства Российской Федерации. И, судя по его словам, еще не факт, какой из этих союзов – Таможенный или Тюркский – ему милее.
«Как сказал Ататюрк: «Придет время, когда все тюрки объединятся», – цитирует Назарбаева агентство «Казахинформ». – Поэтому я хочу поприветствовать всех тюркоязычных братьев. Между Алтаем и Средиземным морем живут свыше 200 миллионов братьев. Если мы все объединимся, то мы будем очень эффективной силой в мире».
И многое, кстати, ранее уже сделано для такого объединения. В частности, появилась культурная организация ТЮРКСОЙ, по инициативе президента Казахстана сформирован Совет глав тюркоязычных государств, в Баку заработала Парламентская ассамблея тюркских государств, в Астане работает Тюркская академия... Это фундамент, который закладывается сегодня во многом благодаря инициативам Нурсултана Назарбаева во имя будущего единого дома тюркских народов, сообщает казахское агентство. Ну а прошедший в Стамбуле форум увенчался подписанием целого ряда турецко-казахстанских контрактов. Словом, база под пантюркизм подведена.
И носит она во многом антироссийский характер, в чем невольно признался даже сам Нурсултан Абишевич – политик, во многом инициировавший создание Таможенного союза с Россией и Белоруссией. «Мы живем на родине всего тюркского народа, – вещал в Стамбуле президент Казахстана. – После того как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией Российского царства, затем – Советского Союза. За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии. С помощью Всевышнего мы в 1991 году провозгласили свою независимость. Ваши предки, уходя с исторической родины, из Тюркского каганата, забрали с собой название тюркского народа. До сих пор турки называют лучших джигитов «казах». Вот мы и есть эти казахи».
В Стамбуле Назарбаев также напомнил, что когда в 16.00 16 декабря 1991 года парламент Казахстана провозгласил независимость, через час ему позвонил тогдашний турецкий лидер Тургут Озал и поздравил казахский народ. «Турецкое государство самым первым порадовалось за нашу независимость, признало нашу независимость. Наш народ никогда этого не забудет», – такими словами отдал дань Турции Нурсултан Назарбаев. Особо рельефно, конечно, они воспринимались на фоне только что прозвучавшего обвинения в адрес России/СССР в «колонизации» казахской земли...
Что же означал сей стамбульский спич Нурсултана Абишевича? Что теперь интеграция в рамках Таможенного союза, для Казахстана по крайней мере, отступает на второй план по сравнению с проектом пантюркистского объединения (который, повторим, предполагается реализовать во многом за счет России)? Или же все-таки откровения Назарбаева – не более чем широко распространенная на Востоке практика реверансов в сторону гостеприимной стороны? Или же Тюркский союз – новое слово в столь известной казахской «многовекторности»?.. Если анализировать только текст, произнесенный Назарбаевым, остается только гадать.
Впрочем, недавний визит Назарбаева вроде бы не дал повода поставить под сомнение приверженность возглавляемого им Казахстана к интеграции с Россией. Там Нурсултан Абишевич пел совсем другие «песни»: предложил обновить базовый Договор о сотрудничестве с Россией, чтобы «адаптировать его к требованиям сегодняшнего дня и дальше продвигать к созданию единого экономического пространства между Россией, Казахстаном и Белоруссией». Однако, по словам казахстанского лидера, этот вопрос нужно решать основательно и не торопясь, чтобы «это было настоящее интеграционное объединение, самое лучшее на постсоветском пространстве».
И при Назарбаеве Казахстан, стоит отметить, самым активным образом интегрируется в экономический союз с Россией и Белоруссией. По оценкам, в объеме казахстанского экспорта и импорта Россия сейчас занимает порядка 80%! И вот, на фоне всего этого, – такой стамбульский спич Назарбаева... Он, конечно, не может перечеркнуть стремительно набирающую обороты интеграцию казахской экономики в единое экономическое пространство с Россией и Белоруссией, но по крайней мере вынуждает усомниться в искренности интеграционных намерений нынешнего казахстанского руководства.

Иван ГЛАДИЛИН
(РИА Новости)

Газета “Звезда Поволжья” № 45, 13 декабря 2012 года, Казань
Другие материалы газеты на сайте

Идея евразийства предложенная великим тюркологом Львов Гумилевым, Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным была перенесена на политическую плоскость.
Идея создания Евразийского Экономического Союза есть вызов попыткам создания однополярного мира. После развала Советского Союза много говорилось об отказе от двуполярного мира и противостояний двух политических полюсов. Но, многополярность находится в самой сути мироздания и отказ от него лишает человечество от многообразия, право выбора, развития-так- как именно многополярность и конкуренция дает толчок развитию человечества. Соответственно, следует заметить, что, поэтому, однополярный мир с западным диктующим и доминирующим сознанием просуществовал не долго.
Не сложно понять-если есть западные ценности и требования, также есть азиатские требования и ценности, проявляющиеся во всех сферах общества, государства, культуры народов. Запад не уважает и не ценит иные ценности кроме своей. Это можно увидеть на примере Турции. ЕС отказывает Турции, в то время как страны бывшего коммунистического пространства с легкостью оказались в этой организации. Заметим, что Турция имеет огромную культуру государственности, принесет человеческий и экономическую прибыль ЕС. Если такое отношение к стране, которая буквально граничит с Европой, то не трудно представить отношение к тем, кто находится на более далекой географии. Кроме того, в основе подобной ”любезности” спешного приема некоторых стран в ЕС лежит попытка сузить сферу влияния России.

Мы не намерены оспаривать ничего европейского и противопоставлять ему азиатскую культуру, так как придерживаемся такого мнения, что современный человек для гармоничного вовлечения в мировое пространство должен воспринимать себя частью мировой культуры, брать все положительное имеющееся как на Востоке, также на Западе.
Итак, была предложена идея вовлечения в Евразийское экономическое, культурное, социальное пространство. Европейский Союз опирается на жесткие законы, отталкивающие все инородное, требуя стать частью большой субстанции, при этом отказаться от всего, что не соответствует европейским стандартам.
Евразийская интеграция же предлагает гибкость законов, отношений, предлагая объединиться во что-то большое не требует измениться и отказаться от своей малой культуры и эго. Евразийская интеграция опирается и учитывает этнокультурные, этнопсихологичекие элементы этой географии, требующей взаимного уважения, принятия, гибкости. Хочу отметить, что Евразия энергетически и психологически больше несет в себе силы Азии, нежели Европы.
Ведь, страны Прибалтики после развала Советского Союза сразу оказались в Европейском ареале не случайно. Эти народы по своему образу мышления и этнического сознания в составе СССР были чужеродными, так как оказались в энергетическом пространстве Азии, что их не могло не угнетать. И поэтому прибалтийцы так гармонично как для Европы, также и для себя влились в Европу. И следует уважать их выбор.
Вхождение в какое-то объединение подразумевает усиление собственной мощи, возможности получения поддержки со стороны государств-соучастников. Если даже иногда эта поддержка может заключаться только в моральной поддержке.
Современный мир глобализации, требует создания транснациональных структур. Отказ от них приводит к изоляции.
ЕврАзЭс также действует параллельно еще с одной организацией – Союзом Тюркоязычных государств (СТГ). Хочу обратить внимание, что настоящее противоборство идет между ЕврАзЭс и ТСГ, а не ЕврАзЭс и ЕС. Но соперничество между ЕврАзЭс и ТСГ идет мягко, без грубых нарушений межгосударственных отношений, без давления, без демонстрации соперничества. Обратное же можно наблюдать в поведении ЕС в отношении культуры соперничества.
Здесь все закономерно. Турция и Россия, идущие во главе этих двух союзов являются частью Евразии, им известна ментальность народов этого пространства.
Особо нужно заметить, что большую часть географии Евразии занимают именно тюркоязычные народы и государства.
СТГ имеет свой парламент, гимн, флаг, культурную структуру Тюрксой, с конца прошлого года начали действовать диаспорные структуры. Нельзя не отметить прошедший в прошлом году в Казани вокальный конкурс тюркоязычных народов Тюрквижн. Турция как двигатель тюркоязычного пространства замечательно знает этническую психологию, ментальные черты Азии, поэтому она дала превосходную возможность самоутвердиться тюркским народам, опираясь на свою самобытность. Это и есть основная и торпедирующая сила Тюрквижин, что можно расценить как часть политики Союза Тюркоязычных государств.
На Тюрквижн тюркские народы населяющие России могли выступить рядом с представителями тюркских государств, они чувствовали себя частью великого, но при этом от них не требовалось исполнять песни на английском языке, под музыку наигранную под европейскую, как этого требуется в конкурсе Евровидение. Как и говорилось выше Европа требует отказа от самоидентификации, этнической культуры. В этом плане Тюрквижин превосходный и сильный инструмент для продвижения политики Союза Тюркских государств, который не только уважает этничную самобытность, а строит свою политику именно на тюркской этничности.
Думается Россия, неоднократно приглашая Турцию в ЕврАзЭс, намеревалась одновременно укрепить доверие к ЕврАзЭс тюркских государств, укрепить доверие тюркских народов России к своему государству и ослабить роль Союза Тюркоязычных государств, в частности Турции. Нужно заметить, что участие Турции в ЕврАзЭс могло содействовать подключению Азербайджана в эту структуру. Но, как говорилось выше — идет гибкая, тонкая конкуренция между Турцией и Россией. Россия учитывает тюркский элемент в своей политике. Уделяется особое внимание к этой теме. Для подтверждения этих строк напомним две конференции прошедшие в России в конце прошлого года.
23-29 ноября в Москве прошла Международная научная конференция
«ЭТНОГЕНЕЗ, ИСТОРИЯ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА».
И еще международная научно-практическая конференция «Терские тюрки как культурный мост между Чеченской Республикой и тюркским миром» состоявшаяся 16-17 декабря в Грозном.
В текущем году планируется проведение в Москве общетюркского форума. Москва изучает тюркский элемент, его требования, пожелания, настроение, дабы тюркские народы России не оказались под влиянием Турции.
Итак, вернемся к Тюрквижн, который, также как Евровидение несет в себе политическую подоплеку. И вот в Казани во время Тюрквижн произошел еще одно требующее внимание, можно сказать историческое событие. На конкурсе выступала рок-группа из Ирана — этнические азербайджанские тюрки. Они выступали под иранским флагом, но пели на родном языке. Это без преувеличения можно назвать сенсацией. согласно собственным наблюдениях могу сказать, что национализм среди Иранских азербайджанцев высок и отторгать их от тюркского мира невозможно. Этот фактор учитывается и в самом Иране. Здесь следует отметить, что Тегеран устами разного ранга чиновников косвенно говорил о возможности участия Ирана в ЕврАзЭс. Ирану, ведущему многолетнее противостояние с Западом — ЕврАзЭс ключ к выходу из изоляции. К тому же опять же тот самый тюркский фактор в Иране, Тегерану нужно опередить ситуацию, взяв в свои руки руль, дабы не позволить азербайджанцам, проживающим с стране попасть в тюркскую сферу влияния.
Что касается Азербайджана, мы тоже входим в географию Евразии и тюркского мира. Азербайджанская ментальность позволяет стране двигаться вперед и развиваться умением варьировать между конкурирующими иногда даже воюющими сторонами.
Азербайджанская ментальность открыта всем культурам и религиям и толерантна. Азербайджан умеет рассчитывать свои силы, чувствует когда нужно наступать, а когда отступать. Это исходит из исторической памяти и этнического сознания. В то время когда другие народы не рассчитывая свои возможности на определенном этапе истории, не имели стратегию и находили только один путь — вести войну, что рано или поздно приводило их упадку, Азербайджан же отступая, развивался и открывался к другим культурам. В результате мы видим современный Азербайджан с высокоразвитой и многогранной культурой, экономикой. В 1993 г. Азербайджан подписав соглашение о прекращении огня с Арменией поступил именно так.
Но это не означает, что азербайджанцы не умеют воевать. Персы говорят, что азербайджанские тюрки — это спящий лев. Или Азербайджанцы — это каменный котел. Долго не нагревается и долго не остывает. Азербайджанская национальная ментальность государствообразующая. А при строительстве государства нужно быть гибким, уметь балансировать между великими державами. Благодаря ментальности государствообразования в разных этапах истории азербайджанцы брали на себя ответственность за строительство государства.
Азербайджан, остановив войну, смог выйти из разрухи, хаоса. Сейчас очень много дискуссий вокруг что, что Россия мол вынудит Азербайджан войти в ЕврАзЭс. Но как видите Москва не оказывает на Баку давления. Потому, что Азербайджан ведет сбалансированную политику, умеет в нужное время быть в нужном месте и нужным партнером. Именно это позволяет стране не идти на провокации и не превращаться в инструмент в руках конкурирующих сторон.
Почему то видят только два пути — или вступить в ЕС или в ЕврАзЭс? Но всегда есть альтернатива и третий путь. И несомненно Азербайджан найдет этот путь.

Гюльнара Инандж, руководитель филиала центра Льва Гумилева в Азербайджане, директор центра “Этноглобус”, редактор русского раздела американо-турецкого ресурса Тюркишнюс.
(Выступление на Евразийском Форуме в Казани, ноябрь 2014)

Своя рубашка всегда ближе к телу?

Депутат азербайджанского парламента, член комитета Милли Меджлиса по международным и межпарламентским связям, автор книги “Объединение тюркских государств: Евразийская модель глобальной интеграции”, Джаваншир Фейзиев (переводчик - по специальности) в интервью moderator . az выступил против членства Турции в Евросоюз, а Казахстана и Азербайджана в Евразийский союз. Вначале он утверждает неизбежность глобализации, и хорошим примером этому считает Евросоюз, которого считает “ первым примером политической глобализации ”, и выступет против тех, кто уверен в том, что “ нет будущего у Евросоюза ”. Вслед за этим он предлагает, чтобы славяне объединились в “ славянском союзе ”, а тюрки всего мира - “ в тюркский союз ”, мотивируя это тем, что “ каждая цивилизация должна объединиться внутри себя ”. В обратном случае, по его мнению, ни одна из этих цивилизаций “ не смогут найти свое место в единой мировой системе ”.

Далее его “ беспокоит нынешняя система управления миром ”, чем связаны “ войны и конфликты, хаос и противостояние в мире ”. При этом он не упускает момент “ бросить камень в огород России ”. Он обвиняет Россию в том, что она поставила вето на резолюцию СБ ООН по Сирии, что, по его мнению, “ привело к гибели пол миллиона сирийцев ”. Причина этому, согласно его словам, кроется в том, что “ Россия, которая не имеет никакого отношения к сирийской цивилизации, и представляет абсолютно другую цивилизацию, в роли лидера ставит вето на резолюцию ”. Исходя из этого, он выступает против членства Азербайджана в Евразийский Союз, где “ нас будут представлять славяне ”. Выход из этой ситуации он видит в создании “ нашего союза ” - объединения тюркских государств ”. Этот союз, в его изложении, станет “ новым источником силы, обеспечить наше представительство в новой системе управления миром ”. Наконец, в обосновании своей мысли, он уходит в историю, и рассказывает о том, что “ были периоды, когда тюрки были хозяевами всей Евразии. На Западе тюрки одержали победу над Римской империей. На Востоке Китай и Индия жили под руководством тюркских империй ”. И его вывод: “ Почему ныне тюрки должны быть так далеки друг от друга? ”, видимо, имея в виду известное народное изречение, своя рубашка ближе к телу ”.

Но, при этом, остается непонятно, насколько это “ общетюркская рубашка ” вообще существует как таковое? Ведь г-н Фейзиев сам утверждает неизбежность глобализации. Если это так, то как можно “ одеть ” на все “ 6 тюркских государств с 250 миллионным населением, и с подтвержденными природными ресурсами в их нынешних ценах в два раза превосходящих потенциал 28 европейских стран ”, ведь практически ни один из них ныне не может найти общий язык с другим? Что это? Еще одна черта “ тюркизма ” вообще, как и та, что “ тюрки не привыкли просить прощения за свои грехи ”? Ведь при внимательном изучении становится ясным, что, большинство населения каждого из этих “ тюркских государств ” хоть и говорит на одном из диалектов так называемого общетюркского языка, но каждый из них является отдельным самобытным народом, значительно отличившимися от другого. Но главное даже не это. Главное - реальная ситуация в современном мире, соотношение сил и главные приоритеты при образовании того или другого объединения государств на разных концах света. Современная глобализация давно уже вышла из этнонациональных “ рубашек ”, и с каждым днем все больше становится всепоглощающим чудовищем в отношении отдельных народов и суверенитета национальных государств. Далее, нет никакого сомнения в том, что ныне существующие международные и региональные объединения требуют от каждого народа и государства делегировать часть своего суверенитета “ центру ”. Согласны ли эти тюркские государства, даже при возникновении этого мифического “ тюркского объединения ” жертвовать своим суверенитетом? На наш взгляд, на сегодня нет никакого основания, которые подтверждали бы наличия такого согласия даже в зачаточном состоянии. Если вспомнить историю тюркских государств, например, империю Тамерлана и Оттоманского султаната, то никакая этническая общность большей части населения этих государств не смогли приостановить их от взаимного уничтожения. Несмотря на высокопарные лозунги отдельных пантюркистов в том или ином тюркоязычном государстве, глубочайшие противоречия, подобных времен Тимура, раздирают всех этих государств и поныне. Потому что, в зависимости от количества природных богатств, каждое из них претендует на роль “ главного аксакала ” в этом сообществе. Вот почему пантюркизм ныне по большому счету является “ разделяющим ”, а не объединяющим фактором как с точки зрения политики в отношениях между отдельными тюркскими государствами, так и в плане восприятия этой идеи в мире.

Далее, если быть более внимательным, то практически все тюркские государства ныне больше всего озабочены своими внутренними проблемами, находятся в поиске путей и средств, как именно спасти свою “ шкуру ”, и “ не уйти с карты мира навсегда ”, чем мифическими перспективами образования “ общетюркского объединения ”.

В этом плане письмо Эрдогана Владимиру Путину с извинением по поводу сбитого Су-24 российских ВКС на небе Сирии создало уникальную ситуацию для всего тюркского мира. Независимо от того, понимают это в этих государствах или нет, увы, реальность такова. А тепер рассмотрим, в чем же заключается уникальность новой ситуации?

Мы ранее уже написали о той “ гробовой тишине ”, установившейся в Баку сразу после появления сообщения об этом письме. Теперь пойдем еще дальше, и расскажем об “ уникальности ” самой этой тишины. Весь вопрос в том, что “ тишину в Баку ” условно можно разделить на две части: тишина пантюркистов Азербайджана, и тишина властей этого государства. Бакинские пантюркисты открыто признают, что письмо Эрдогана “ сломало хребет всего тюркского сообщества ”. Исходя из этого, они требуют от Эрдогана “ уйти в отставку ”. Что же касается властей страны, то и для них это письмо стало как холодный душ! Потому что, несмотря на громогласные лозунги Ильхама Алиева о “ тюркском братстве ” с Турцией, для нас нет секрета в том, что распад Турции в нынешних условиях отвечал в первую очередь интересам курдского клана Алиева. Для многих ныне не секрет, что в течении всего периода нахождения у власти нынешний правящий режим в Азербайджане, вначале в лице Алиева-старшего , и потом его сына Ильхама , давно уже мечтает о создании так называемого “ Большого Курдистана ”, где, возможно, Алиевы видят себя в главных ролях. Известно и то, что во все эти годы курдский клан Алиевых занимается финансированием курдских боевиков в Турции, и скрывает их на территории Азербайджана.

В таких условиях возможное “ новое ” российско-турецкое сближения означает откладывание вопроса о распаде Турции в качестве независимого государства на какой-то отрезок времени. А это никак не отвечает планам Алиева и его окружения. Вот почему, думаю, ни Алиев, ни его приспешники пока что не спешат поздравить Эрдогана с его этим поистине дипломатическим успехом, если учесть, что многие соседи Турции, в том числе Иран, уже поздравили своего турецкого коллегу.

В этом плане наше внимание привлекает пропагандистская шумиха в отношении “ благодарности ” премьер-министра Турции в адрес Алиева, за то, что он якобы “ способствовал процессу сближения ”. Известно, что российское руководство с самого начала появления информации о том, что Эрдоган попросил Алиева и Назарбаева , и даже А. Лукашенко , поспособствовать налаживанию контактов с Москвой, резко заявило о неприемлемости участия каких-нибудь посредников в этом деле, тем самым не оставило место для спекуляций со стороны различных политических сил. Так что, никакой Алиев и Назарбаев в принципе не смогли бы оказать услугу Эрдогану.

Но если при всей очевидности ситуации в данном вопросе руководители Турции высказывают свою благодарность лидерам Азербайджана (Б. Йылдырым ) и Казахстана (лично Эрдоган ), то в этом , все же, должна быть какая-нибудь интрига. На наш взгляд, заключается она в том, что турецкие руководители тем самым стараются хоть как-нибудь сохранить свое лицо перед тюркским миром. А для реальной политики Турции в отношении этих государств такой жесть “ ублажения ” не имеет никакую ценность и смысл. Потому что, как мы уже написали ранее, отныне самый главный вопрос для Турции, это - спасение государства от неминуемого распада и поднятие экономики страны. Так что Турция на многие годы вперед ушла из большой политики не только относительно региона Ближнего Востока, но и в отношении пресловутого “ тюркского мира ”.

В таких условиях как можно надеть на все эти тюркские государства “ одну волчью рубашку ”, если все они в данный момент “ одеты ” в абсолютно разные “ рубашки ”? В нынешних условиях, так и в долгосрочной перспективе это не реально и даже невозможно, как и чуть более сто лет назад, когда возникла эта глубоко агрессивная по своей форме и расистская по своему содержанию идея под названием “ пантюркизм ”.

, Турция (Секретариат)
Баку , Азербайджан (Парламентская ассамблея)
Астана , Казахстан (Академия Тюркского совета)

Тип организации:

Международная организация

Официальный язык: Руководители Генеральный секретарь Основание Официальная дата создания

Члены

Страна Население Площадь км² ВВП ВВП на душу населения
Азербайджан Азербайджан 9 111 тыс. чел. 86,6 тыс. км² $ 94,318 млрд. $ 10,400 тыс.
Казахстан Казахстан 17 439 тыс. чел. 2 724,9 тыс. км² $ 264,894 млрд. $ 23,211 тыс.
Киргизия Киргизия 5 482 тыс. чел. 199,9 тыс. км² $ 12,101 млрд. $ 2,253 тыс.
Турция Турция 72 561 тыс. чел. 783,5 тыс. км² $ 960,500 млрд. $ 19 610 тыс.
Всего: 109 833 тыс. чел. 4297,1 тыс. км² $ 1413,05 млрд. $ 12,873 тыс.

Тюркоязычные государства, не являющиеся членами Тюркского совета

История

На саммите в совета в Бодруме, который проводился в 2014 году участвовали представители Азербайджана, Турции, Казахстана, Киргизии, а так же Туркменистана. Тогда было объявлено о вступлении Туркменистана в совет.

Учреждения

  • Секретариат в Стамбуле
  • Совет президентов
  • Совет министров иностранных дел
  • Комитет старших должностных лиц
  • Совет старейшин (аксакалов) тюркоязычных государств
  • Парламентская ассамблея (TURKPA) в Баку
  • Тюркская академия в Астане
  • Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) в Анкаре

Ссылки