Что такое гос во. Россия - светское государство. Место церкви в жизни общества. Почему нет единого определения государства

Не так просто дать ответ на вопрос о том, что такое государство. Определение (краткое или развёрнутое) данного понятия имеет множество вариантов. Научные деятели в своих трудах абсолютно по-разному подходят к объяснению этой категории, играющей одну из самых важных ролей в общественной жизни.

В целом краткое определение понятия государства заключается в организации социума, имеющего единые обобщенные интересы, обязательно обладающего конкретно обозначенной территорией, управленческой системой и полным суверенитетом.

Где используется понятие «государство»?

«Государство» в качестве термина, требующего констатации, используется в нескольких контекстах. Как правило, это:

Почему нет единого определения государства?

Так или иначе, что такое государство (определение краткое не сможет вместить в себя всю суть данного понятия), однозначного ответа не может дать даже наука.
Не существует единого, признанного во всех научных отраслях объяснения понятия «государство». Международное право также бессильно в этом вопросе.

ООН не имеет отношения к предложенным ниже формулировкам, поскольку признать то или иное государство или его управляющие органы может только другое государство. ООН же не является державой. Это международная организация, одно из самых влиятельных и крупнейших мировых сообществ, не обладающее соответствующим пакетом полномочий, чтобы определить на правовом уровне, что такое государство. Краткое понятие, определяющее указанную категорию как основную политическую организацию общества, осуществляющую над ним контроль, управление, охрану экономических и социальных структур, в общих чертах дает представление о том, что именно государство в цепи «государство-общество» является ведущим звеном. Такое определение предложено в толковом словаре Шведова и Ожеговой.

Определения разными авторами

Чтобы понять, какое краткое определение соответствует понятию государства, необходимо обратиться к дополнительным литературным источникам. Например, государство - это специальная подготовленная сила поддержания правопорядка. Э. Геллнер представляет себе государство как ряд институтов, единственной целью которых является недопущение разлада. Отделившиеся от общественной массы населения суды, полицейские органы и являются тем самым государством.

В пример того, что термин имеет множество значений, можно вспомнить одно высказывание Л. Гринина о том, что такое государство. Определение краткое, а точнее его смысл состоит в следующем: государство - статическая единица политических отношений, представленная в отделенной от народа власти и администрации, которая претендует лишь на верховное управление. Причем, по мнению автора, управление населением происходит независимо от его желаний и воли, поскольку в государстве всегда найдутся силы для реализации принуждения.

Невозможно упустить и поистине «крылатые» высказывания Ленина В.И. - вождя советского народа в начале ХХ века. Его краткое определение соответствует понятию государства, если рассматривать последнее с более агрессивной стороны. Он считал, что государство - это машина, созданная с целью угнетения низкого класса, помогающая высшему классу удерживать в повиновении остальные слои населения. Нередко Ленин называл государство аппаратом насилия.

Страна и государство: есть ли разница?

Примеры толкований данного понятия, вполне очевидно, не могут привести к единому общему определению. Быть может, разобравшись в некоторых аспектах происхождения государства, его разновидностях и особенностях, удастся найти тот самый ответ на вопрос.

Нередко «государство» и «страна» выступают как тождественно равные термины. Правильно ли это? Существует ли какая-либо разница, и имеет ли она значение? Обратившись к вышеизложенным формулировкам, можно подчеркнуть самое основное и назвать, что такое государство. Определение краткое подтверждает, что это политическая система властвования, установленная на конкретной населенной территории. Страна же выступает, скорее, географическим, культурным, историческим, этнографическим понятием.

Первые государства

Следует обратить внимание и на то, откуда вообще взялось управление, и что такое государство. Краткое определение по истории развития общества найти практически невозможно. Ученые здесь также расходятся во мнениях, поэтому назвать единые причины появления такого механизма, как государство, не может никто. Конечно, существование нескольких теорий подтверждает проведение огромной работы, проделанной историками и правоведами, но не одной из версий присудить статус «истинной» пока не удается.

Однозначно и бесспорно можно сказать лишь о том, где появились первые государства. Ирак, Египет, Китай, Индия - современные страны, относящиеся к периоду Древнего Востока, имеют самую длинную историю существования. Среди теорий происхождения данных государств лидирующие позиции занимают:

  • Патриархальная теория;

Понятие правового государства

Однако, сведя суть каждой из них воедино, получится приблизительное определение государства, по которому его можно считать особым типом политической организации, контролирующей с помощью принуждения на обозначенной территории все общественные процессы. Оно является автономным в собственном функционировании, а управление осуществляет в централизованном порядке с помощью установленных правовых норм или единой идеологии.

В юриспруденции нередко можно встретить понятие «правовое государство». Краткое определение такого термина представится возможным к формулировке лишь после раскрытия внутреннего содержания категории.

Особенности правового государства

В случае, когда державное управление и вся деятельность регламентируется юридическими нормами, правовыми принципами, государство можно назвать правовым. По сути, именно соответствие и беспрекословное соблюдение принципов законности и верховенства права - это и есть основные черты правового государства.

Рассмотреть это же понятие можно и не только со стороны государственного принуждения или соблюдения тех или иных правовых норм лишь только подчиненной стороне. Понятие «правового государства» можно трактовать и как способ воздействия на легитимную власть, направленный на соблюдение последней тех же правовых норм, которые являются обязательными для неукоснительного выполнения остальными слоями населения.

К тому же в правовом государстве права и свободы человека и гражданина стоят превыше всего и являются приоритетной ценностью всех сфер общественных правоотношений.

Федеративное государство: специфика

Особенно актуальным является рассмотрение такого понятия, как федеративное государство. Краткое определение этой понятийной единицы поможет точно обозначить основные черты и признаки такого государственного образования, отличающего его от схожих систем.

Двумя словами можно сказать, что это достаточно сложное политико-административное формирование, состоящее из отдельных территориальных субъектов. В отличие от унитарного государства, где регионы обладают достаточными полномочиями и иногда децентрализованной властью, в случае федераций административно-территориальные единицы наделены широчайшей компетенцией и автономией практически во всех вопросах политической, экономической и социальной жизни общества.

Черты федеративного государства

Характерными признаками федеративного государства являются:

  • территориальное разделение федерации на отдельные административные единицы;
  • право принятия нормативно-правовых актов, собственной конституции принадлежит каждому федеративному субъекту;
  • каждая административно-территориальная единица федерации имеет свои государственные органы;
  • гражданство постоянных жителей федерации может быть двойным: общесоюзным и конкретного федерального субъекта;
  • парламент федеративного государства в основном является двухпалатным.

Россия - светское государство. Место церкви в жизни общества

Конституция России гласит о том, что наше государство является светским. Это означает, что церковь отделена от державных дел, и ни одна из мировых религий не устанавливается властью в качестве основной или принудительно обязательной. При этом некоторые аспекты вероисповедания и правовое положение церквей на территории современного российского государства регулируется соответствующим законодательством.

Сегодня на примере России можно подробнее рассмотреть, что такое светское государство. Краткое определение гласит о том, что на территории страны не может быть какой-либо официальной, утвержденной государственными органами религии, обязательной или предпочтительной. Однако стоит отметить, что на протяжении последних лет церковь заметно укрепила свои позиции в государстве. Возрождаемая значимость и весомая роль религии в жизнедеятельности страны проявляется во многом. Это и активное возведение и реконструкции храмов, и просвещение населения с помощью газет, радиоволн и интернет-ресурсов. Присутствие Святейшего Патриарха Всея Руси на важных мероприятиях и государственных праздниках рядом с лидерами государства - уже привычное явление.

Среди населения также можно заметить активность по посещению церквей, открытию специализированных религиозных общеобразовательных школ.

Определения такого понятия, как «государство» очень много.

Ученые в течение многих столетий формировали правильное объяснение, хотя единого значения до сих пор не существует.

Держава отвечает за обеспечение народного блага и сохранение внутреннего порядка.

  • Это общественная организация, объединенная общей культурой, языком, обычаями и традициями. Это общество расположено на определенной территории, имеет внутренний и внешний суверенитет, систему самоуправления.
  • Политически-социальная организация, которая существует для регулирования отношений между населением.
  • Ядро социальной и политической системы, которое управляет жизнью людей и регулирует их взаимоотношения.
  • Страна вместе со своим населением, проживающим на ее территории.
  • Форма организации общественной системы, базирующаяся на основе механизмов принуждения и управления. Она устанавливает порядок правовых отношений и обладает суверенитетом.

Признаки государства

Ученые выделяют несколько следующих признаков:

Теории происхождения

Существует несколько теорий о происхождении держав, но ни одну из них нельзя считать единственно правильной. Причин появления такого образования, как государство, достаточно много. Первыми возникли страны Древнего Востока - сейчас это территории современных Египта, Ирана, Китая и Индии.

Наиболее известные теории:

  • Теологическая - основывается на религии . В основе этой теории лежит создание государства по воле Бога. Народ считал, что императоры - властители стран - получили свою власть непосредственно по божьей воле.
  • Патриархальная - в ее основе лежит семья . Считается, что страна образуется из семьи, а власть правительства берет основу из власти главы семейства - отца. Так как люди могут существовать только в коллективе, то они стремятся создать семью. Разрастание семейств и привело к образованию государства. Как отец стоит во главе всего семейства, так и патриарх управляет своими подданными.
  • Теория насилия связана с политическими и военными факторами . Согласно этой доктрине, страны образовываются не по причине социально-экономического развития народов, а из-за войн. Завоевания и порабощение племен, насилие привели к созданию стран.
  • Теория общественного договора - государство основалось по соглашению между людьми . В этом случае население частично отказывается от своих интересов в пользу страны, которая будет обеспечивать его права с помощью власти.
  • Материалистическая теория - связана с разделением общества на классы . После появления частной собственности население начало делиться на сословия и классы, между которыми возникали противоречия. Государство возникло как сила, которая контролирует жизнь сословий и решает возникающие конфликты.
  • Расовая теория утверждает , что страны образовались вследствие разделения людей на группы по признакам расы: язык, цвет кожи, традиции, обычаи. В последние годы эту теорию считают псевдонаучной и отожествляют с расизмом.
  • Органическая - основывается на сравнении государства с организмом . Страна, как и любое живое существо, рождается, развивается, стареет и умирает.
  • Ирригационная теория . В ее основе лежит внедрение ирригационного земледелия, которое использовали на территориях с засушливым климатом. В связи с этим появляется необходимость организации работы коллективов, что приводит к появлению властвующей верхушки. Первые государства на основе этой теории образовались на востоке.

Государственные функции

Любое государство осуществляет деятельность, связанную с суверенной властью.

Древние страны выполняли несколько функций, связанных с управлением обществом и хозяйством, охраной территории и собственных границ от нападений врагов, защитой властвующей верхушки и подавлением бунта подчиненных. Современные суверенные территории выполняют намного больше функций.

Главной функцией каждой страны является обеспечение комфортного и безопасного проживания населения на его территории. Другие функции государства делятся на внутренние и внешние.

Внутренние

  • Политическая - обеспечивает выполнение задач по развитию населения, политической стабильности на мировой карте.
  • Правовая - держава устанавливает правовые нормы и законы, с помощью которых регулирует отношения между населением, обеспечивает защиту прав и свободы каждого гражданина.
  • Образовательная - это обеспечение равного доступа всего населения к возможности получения образования.
  • Организаторская - контроль деятельности всех субъектов политической власти, регулирование законов, упорядочивание власти внутри страны.
  • Культурная - отвечает за духовное развитие народа, гарантирует свободный доступ к информационному пространству для удовлетворения культурных запросов населения.
  • Экономическая - создание и деятельность кредитной и налоговой политики, координация экономических процессов, контроль выплаты налогов и материального обеспечения граждан.
  • Экологическая - функция, которая обеспечивает населению здоровую среду для проживания, устанавливает правила использования природных ресурсов.
  • Социальная - обеспечение равенства между разными сословиями населения, защита тех категорий народа, которые сами не могут гарантировать себе нормальное существование. Эта функция отвечает за солидарные отношения внутри общества.

Внешние

  • Функция выгодного сотрудничества - любое государство сотрудничает с другими странами в экономической, культурной, социальной и политической сферах таким образом, чтобы выгода была взаимной.
  • Обеспечение национальной безопасности - власть отвечает за сохранность территории государства, гарантирует его безопасность и сохранность жизни населения, поддерживает необходимый уровень военной обороны страны.
  • Функция поддержания мирового порядка - каждая страна участвует в организации и развитии международных отношений, решении глобальных мировых проблем. Государства осуществляют деятельность, которая касается сокращения числа военных конфликтов.
  • Внешнеполитическая функция - между всеми странами развиваются дипломатические отношения, заключаются международные соглашения и договоры. Державы участвуют в мировых организациях.

В истории государство как термин объясняется как социальная организация, которая обладала бесконечной властью над населением, проживающим в границах ее территории. Государство отвечает за обеспечение народного блага и внутреннего порядка.

Что свойственно любому государству? В каждой стране власть разделяется на три ветви: судебную, законодательную и исполнительную. Власть верховенствует над всеми организациями и гражданами страны, она является независимой и самостоятельной среди других держав. Именно держава представляет интересы своего народа на мировой политической карте.

Краткое описание признаков государственной власти:

  • Суверенность - страна имеет неограниченной властью над населением и организациями, которые осуществляют свою деятельность в пределах государственных границ.
  • Принудительность - в пределах страны государственная власть имеет право принуждать субъекты к соблюдению законов и правил. При необходимости применяется деятельность специализированных органов в соответствии с установленным законодательством.
  • Всеобщность - это слово означает то, что власть державы распространяется на всю ее территорию и выступает от имени народа.

Государства считаются признанными в том случае, если они входят в состав Организации Объединенных Наций или имеют возможность стать ее членами. На сегодняшний день в таблице всех держав таких стран насчитывается более двухсот.

Остальные территории не могут быть признаны государствами по таким причинам:

Держава как политический институт обеспечивает безопасную жизнь населению, а как организационная структура вступает во взаимоотношения с другими политическими субъектами. Состав державы - системы социального обеспечения граждан, суды, армия, органы местного самоуправления - финансируются населением страны путем налогообложения и отвечают за организацию социальной жизни народа.

Государство – это организация политической власти, необходимая для реализации классовых задач. Признаки и функции государства призваны управлять обществом и обеспечивать в нём стабильность и порядок.

Теории возникновения

Появление государства – это определенный этап становления общества.

Выделяют две теории возникновения государства:

  1. Это был естественный процесс развития отношений между людьми. Авторами этой концепции были Дж. Локк и Т. Гоббс. Население по собственной инициативе передало государству часть своих прав. Оно сформировало группу управленцев, осуществляющих контроль целостности территорий и защиты прав граждан.
  2. Платон выдвинул другую теорию, которую поддерживали Д. Юм и Ф. Ницше. Государство возникло в процессе завоевания населения организованной группой людей. Она была небольшой и хорошо вооружённой.

Изначально государство было единой политической организацией. В процессе его эволюции начали появляться иные движения, партии и блоки.

В широком смысле слова, государство представляет собой определённую страну вместе со своим народом, проживающим на его территории. В узком смысле – политический институт верховной власти. Оно отвечает за безопасность жизни людей, поддерживает порядок, регулирует отношения различных социальных слоев друг с другом. Для этих целей создаётся аппарат управления.

Организационная структура

Организационная структура государства представлена следующими элементами:

Эти функции позволяют не только управлять обществом и представлять его интересы, но и применять методы принуждения по отношению к отдельным гражданам или целым нациям. Примером этого служат массовые политические репрессии в СССР, когда гонениям подвергались целые народы.

Признаки любого государства

Основные признаки государства делают отличным его от других политических организаций.

Территориальная организация

Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах его территориальных границ, вне зависимости от наличия гражданства членов общества. Жители являются его подданными. Они обязаны соблюдать установленные законы. Государство представляет их интересы и берёт на себя функцию их защиты.

Государство не способно существовать без территории. Война и экспансия могут способствовать её увеличению или уменьшению.

Суверенитет

Суверенная организация власти полностью независима внутри страны и за ее пределами. Территория государства едина и неделима. Оно самостоятельно решает все вопросы внутренней и международной политики, на равных правах вступает во взаимоотношения с другими странами. Во внутренней политике государственная власть стоит выше других учреждений и партий.

Суверенитет предполагает две формы:

  • экономическая (собственная национальная валюта, налоговая система, таможенная служба и законы хозяйственной деятельности),
  • политическая (сухопутные, морские и воздушные границы, судебная система, вооруженные силы, органы управления и власти).

Присутствие публичной власти

Власть – способность воздействовать в нужном направлении, навязывать свою волю. Население управляется слоем людей, которые называются чиновниками, политической элитой. Этот механизм обеспечивает стабильную жизнедеятельность общества.

Публичная государственная власть имеет политический характер. Аппарат управления обособлен от общества. Личных отношений между ними не возникает. Он руководит гражданами с помощью определенных органов: правительства, парламента, системы правосудия. Государственная власть регулирует отношения различных социальных групп, интересы которых подчас не совпадают. Она обеспечивает существование всего общества как единого целого.

Устойчивость такого механизма зависят от её легитимности, которая означает:

  • международное призвание,
  • законность, справедливое и правомерное управление,
  • поддержка населения.

Средствами обеспечения легитимности могут быть референдумы, выборы, многопартийность, уход в отставку.

Налоговая система

Налогообложение составляет финансовую основу деятельности государства. Собранные с населения обязательные и безвозмездные сборы направляются на решение задач управленческого характера и содержание государственных органов. Они способствуют финансовому обеспечению армии, органов управления, социальной сферы. На их основе создается резерв на случай чрезвычайных бедствий и происшествий. С увеличением объема государственных задач процент сборов может расти. Изъятие налогов носит принудительный характер, но некоторые страны уже осуществляют постепенный переход их уплаты на добровольной основе.

Законотворчество и право на насилие

Государство имеет возможность издавать правовые акты, которые обязаны соблюдать граждане, находящиеся в этот момент на его территории. Право устанавливает компетенцию государственных органов, регулирует права и свободу граждан.

Любой закон непререкаем и обязателен для всего населения. Юридические нормы направляют поведение масс в единое русло. Хотя эти установки не всегда выполняются в полном объёме, большинство населения их соблюдает. Это достигается с помощью правоохранительных органов и карательных учреждений. Различные санкции в виде лишения прав и свободы граждан пресекают неуважение к правовой системе.

Политическая элита вынуждена прибегать к насилию, когда возникает возможность её свержения.

Армия

Одна из главных задач государственной власти – сохранение целостности и неприкосновенности её границ. Споры между соседними странами по этому поводу могут стать причиной вооруженных конфликтов. Возможный захват территории обуславливает создание мощной современной армии, способной защитить население.

Кроме того, вооруженные силы могут использоваться при внутренних конфликтах для поддержания порядка. Они призваны не допустить возможность массовых столкновений , нарушающих равновесие общественных сил. Армия выступает гарантом стабильности существующей в стране политической системы.

Народонаселение

Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания. Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях. Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.

Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.

Символы и атрибуты власти

Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.

Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.

Функции государства

Функции государства – это направления его внешней и внутренней деятельности. Они отражают его назначение в обществе и определяются поставленными задачами.

Внешние функции:

Внутренние функции:

  • формирование бюджета, контроль за его исполнением;
  • стимулирование предпринимательской деятельности;
  • разработка мер социальной поддержки общества;
  • обеспечение порядка с помощью правоохранительных органов;
  • формирование патриотических ценностей и культурное просвещение граждан.

Государство - сложное явление и охватить одним понятием все его аспекты невозможно, поэтому дать достаточно полное представление о нем может только ряд определений. В этой связи следует, в первую очередь, различать понятие государства в широком и узком смысле слова.

В широком смысле государство - это всеобъемлющая, правовая, суверенная, территориальная, политическая организация общества, располагающая специальным аппаратом власти, который обеспечивает существование общества как единого целого, его внешнюю и внутреннюю безопасность (вплоть до применения, принуждения - силового воздействия). Иными словами, государство - это форма организации общества, возникающая на определенном этапе его исторического развития. Слова «страна», «отечество», «общество», «государство» являются синонимами, если в них подразумевается понятие государства в широком смысле.

В узком смысле государство - это механизм управления обществом в виде специального аппарата суверенной власти (публичной, политической), распространяющейся на все население страны и ее территорию, обладающей на этой территории монополией на применение принуждения, налогообложения, издания нормативно-правовых актов. Иначе говоря, государство - это механизм осуществления публично-политической власти в обществе, механизм управления обществом. Такая трактовка государства по существу отождествляется с понятием государственного аппарата, системы его органов, наделенных властными полномочиями. Среди определений понятия государства есть и такие, которые акцентируют внимание на государстве как ведущем участнике международных отношений, субъекте международного права, который характеризуется наличием у него определенной территории, населения, власти (государственной), которая распространяется на все население данного государства и его территорию. Основным качественным признаком государства как субъекта международного права является суверенитет. Поэтому не случайно 16 июня 1990 г., в период распада СССР, стремясь к созданию независимого Украинского государства, Верховный Совет УССР как высший представительный орган государственной власти принял Декларацию о государственном суверенитете Украины.

§3. Основные признаки государства

Различные определения понятия государства всегда указывают на те или иные признаки государства. Полноценное освещение этих признаков невозможно без упоминания о государственной (публично-политической власти). Государственная власть - это власть одновременно публичная и политическая. Публичной она является потому, что официально управляет делами всего общества и выступает от имени общества в целом при решении вопросов, относящихся к ее компетенции. Политической же она является потому, что в лице государственного аппарата отделена от общества, относительно обособлена от него. Относительно самостоятельное существование, положение в обществе и та сила, которой данная власть обладает, позволяют ей действенно управлять социально неоднородным обществом, т.е. таким, где во многом отсутствует единство, совпадение интересов у различных слоев, групп и общностей людей. Отношения между ними составляют сферу политики как таковой. Прямое предназначение власти заключается, прежде всего, в регулировании этих отношений, что и делает публичную власть политической, при чем успех в борьбе несовпадающих во многом интересов различных социальных слоев, групп и общностей в социально-неоднородном обществе всегда на стороне того, кто обладает государственной властью. Овладение этой властью позволяет одной какой-либо части общества (большей или меньшей, либо ее представителям) не только управлять делами всего общества, обеспечивать его безопасность, существование как единого целого, но и руководить им преимущественно в своих интересах, что и придает публичной власти политический характер. Именно поэтому она всегда выступает как власть публично-политическая.

Государственную власть нельзя отождествлять с самим государством, ибо государство - это организация данной власти, т.е. ее устройство, механизм ее осуществления в лице определенных органов: судебных, контрольно-надзорных, военных и т.д. Сама же по себе государственная власть - это способ руководства обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения. Из этого следует, что основой действенности государственной власти является авторитет силы, а не сила авторитета. Однако сказанное вовсе не означает, что государственная власть - это сила, которая не стремится к тому, чтобы быть авторитетной. Не случайно, например, в демократических государствах проводятся соответствующие социологические исследования, изучается общественное мнение по поводу состоявшихся или планируемых тех или иных государственных решений. К тому же эффективность решения многих внутригосударственных, международных проблем, как показывает история, не всегда находится в зависимости от так называемых «силовых решений» государства (государств).

Для всякого государства характерно наличие государственной власти, являющейся суверенной. Государственный суверенитет, который необходимо отличать от национального или народного суверенитета, предполагает верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от какой-либо иностранной власти. Суверенитет, рассматриваемый как сопоставительное свойство государственной власти (и государства как ее организации), указывает на ее положение среди тех властей, которые имеют место в обществе церковной, родительской, корпоративной и т.д. Государственная власть существует обособленно от указанных властей и имеет верховенство по отношению к ним в сфере государственных дел. Кроме того, любое государство должно признавать такой порядок вещей в системе отношении властей внутри государства и не вмешиваться в его внутренние дела, а также считаться с ним как с равноправным, самостоятельным, независимым субъектом межгосударственных отношений. Уважение суверенитета государства (независимо от величины его территории, количества населения и т.д.) - принцип международного права и международных отношений, который, в частности, закреплен в Уставе ООН. Таким образом, вышесказанное о суверенитете обращает внимание на то, что в целом суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Изучение государства показывает, что его можно рассматривать как организацию власти, которая является всеобъемлющей. Только государственная власть распространяется на всех лиц (физических, юридических), которые находятся на территории государства. Если суверенитет понимать как свойство государственной власти, которое указывает на ее силу, то всеобъемлемость - это свойство государственной власти, указывающее на масштаб ее действия в обществе. Более широкое понимание «всеобъемлемости» как признака государства предполагает указание на то, что государство - это организация общества в единое целое через институт «гражданства» (подданства), т.е. государство - это всеобъемлющая организация общества.

Государство является организацией власти, которая властвует на строго определенной территории, т.е. ограниченной части поверхности планеты (суши, моря, воздушного пространства). Территория государства может мыслиться в качестве материальной основы его существования.

Существование государств неотделимо и от наличия соответствующего населения страны (народонаселения, государственного народа). Не случайно ведь широко распространено понимание государства как общества, организованного государством, т.е. особым способом организованного общества. Люди, народ, население страны - социальная основа государства. Народ, населяющий территорию государства, является субъектом и объектом государственной власти.

Государство объединяет людей (население страны) в единое целое, а принадлежность их к данному государству отражается понятием «гражданство» (подданство). Гражданство (подданство) - это устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях,

Государству свойственно объединение людей по территориальному признаку в один территориальный коллектив (граждане государства, население страны) и одновременное разделение в его целях оптимизации управления на меньшие территориальные коллективы (население областей, районов и т.п.).

Государству свойственно наличие аппарата управления, особого разряда лиц, профессионалов по управлению. В государстве всегда есть управляющие и управляемые. К органам управления относятся правительство, различные министерства, государственные комитеты и т.п. При описании государства свойственно обращать внимание на присущий ему так называемый аппарат принуждения, т.е. отряды вооруженных, специально обученных людей, принудительные учреждения. Они являются силовой основой действенности государственной власти. К числу «силовых» ведомств государства в первую очередь относятся вооруженные силы, органы охраны общественно го порядка, органы государственной безопасности, карательные (пенитенциарные) учреждения. Государству принадлежит монопольное право применять принуждение на своей территории.

Только государство имеет право издавать нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы и т.д.), обязательные для всеобщего исполнения. Нормативно-правовые акты закрепляют право вые (юридические нормы), в которых выражена общеобязательная государственная воля. Юридические нормы рассчитаны на добро вольное их соблюдение. При необходимости проведения их в жизнь обеспечивают специальные юридические органы: налоговые органы, прокуратуры, милиции и др. Финансовую основу деятельности государства образуют, в первую очередь, налоги. Налогообложение является монопольным правом государства. Иные поступления в бюджет (казну государства) дают займы (внешние и внутренние), доходы от деятельности государственных предприятий, различные сборы (судебные, таможенные) и т.д.

Государство – сложная структура, создаваемая для защиты интересов определенной группы граждан, а также для сохранения полноценных взаимоотношений между ними и поддержания правового порядка.

В историческом плане это понятие определяется как некая социальная организация, имеющая власть над людьми и преследующая цель обеспечить общее благо для всех, кто проживает на ее территории.

Термин «государство» произошел от древнерусского слова «государь» , которым в прошлом называли правителей на Руси. Этимологически оно связано с более ранним понятием «господарь» (производное – «господарьство»), чье происхождение достоверно не установлено.

В Средние века под государством понимали владения, принадлежавшие князьям-государям, а в современную эпоху термин стал использоваться для обозначения территорий, объединенных определенными признаками – конституцией, законодательством, территорией, населением, денежной системой и т. д.

Государство, в котором люди живут согласно нормам и принципам права, называется правовым. В такой организации общества закон имеет высшую юридическую силу, и никто из граждан, включая аппарат власти, не может действовать за пределами его рамок.


Все люди равны перед законом, независимо от их благосостояния, происхождения или общественного положения. В целях обеспечения верховенства права суды в правовом государстве отделены от других органов власти, а судебные решения принимаются в соответствии с разумным толкованием законов и нормативных актов.

Согласно наличию или отсутствию независимости в отдельных частях государства различают простую форму устройства (унитарную) и сложную (федерации либо конфедерации). Унитарная – это единое государство, где отдельные регионы не имеют самостоятельности и подчиняются одному центру. Такая организация общества отличается одноуровневой законодательной системой (конституцией), единым гражданством и иерархической системой управления.

В настоящее время на международном уровне государствами признаются организации общества, которые являются членами ООН. Таких в мире 194. Все они входят в Организацию Объединенных Наций, за исключением Ватикана, который хоть и считается суверенной территорией, но не является государством в полном понимании этого слова.

Кроме признанных, на нашей планете есть территории, которые получили право на самоопределение, но не смогли им воспользоваться (например, оккупированные Палестина и Сахарская Республика). Не считаются полноценными государствами и непризнанные страны – Приднестровье, Северный Кипр, Южная Осетия, Тайвань и ряд других.

Хотя для многих страна и государство – это синонимы, на самом деле между этими терминами существуют различия. Под государством понимают, в первую очередь, политическую систему власти на отдельной территории, в то время как понятие «страна» больше используется в географическом или культурном контексте.


Государство – это особая организация общества, объединенного социальными факторами, имеющего единую систему управления, тогда как страной можно назвать не только территорию, но и население, живущее на ней. Кроме этого, государство – более официальный термин, применяемый в правовых и политических аспектах.