Социальная среда и личность ребенка. Семья как организованная социальная группа Дети как социальная группа

Семейные проблемы.

Приоритеты и функции воспитательной деятельности педагога.

Факторы гуманизации пространства школы.

Интеграция детей разных социальных групп как ведущий принцип воспитательной деятельности. Общеизвестно, что воспитательная деятельность педагога строится с учетом процессов, протекающих в социуме, с учетом положения детей в обществе. Социальный статус ребенка предполагает узаконенную и гарантируемую на государственном уровне поддержку детей взрослыми с целью достижения максимально полного раскрытия потенциала развивающейся личности на каждом возрастном этапе. Жизнь российских детей протекает в условиях жесткой социальной дифференциации, дегуманизирующей пространство их детства. Фактором изменения этой ситуации может стать воспитательная деятельность педагога, направленная на интеграцию разных социальных групп детей в единое сообщество.

Специалисты выделяют в современном детском сообществе несколько групп детей, которые являются жертвами социума. Речь идет о детях группы «социального риска», лишенных по различным причинам возможностей, необходимых для нормального развития, попавших под воздействие криминогенных факторов, оказавшихся в условиях, препятствующих их социально-психологической адаптации. Эти дети не всегда лишены дома, семьи, достатка, но они всегда лишены главного - родительского надзора, опеки и заботы. Группа риска - это безнадзорные дети, попавшие в неблагоприятные условия социализации и нуждающиеся в социально-психологической реабилитации; дети, постоянно нарушающие по тем или иным причинам социальные нормы. К этой группе относят детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-бомжей, бродяг. Не имея определенного места жительства или не желая жить в тех условиях, которые им предлагает семья, они, как правило, имеют склонность к девиантному поведению.

Приметой нашего времени стало ускорение темпов роста социального сиротства - сироты при живых родителях. К «группе риска» относят также детей- инвалидов; детей из малообеспеченных семей; из детских домов, интернатов; детей, доставляемых в приемники-распределители за побеги из этих учреждений; детей безработных родителей; родителей- алкоголиков; детей-рабов, алкоголиков, проституток, детей из криминальных структур. Жизнь в пространстве такого детства - раннее взросление, неблагоприятные условия жизни, эмоциональная депривация, жестокое обращение - приводит детей к мысли о бесперспективности жизни. Основными причинами суицидального поведения подростков являются конфликты, переживаемые детьми в семье, школе, во взаимоотношениях со сверстниками, общении с друзьями и с противоположным полом.

Особые проблемы: непонимание родителями, развод, смерть одного из родителей; личностные проблемы: одиночество, бездарность, наличие врагов, провал на экзамене, болезнь, инвалидность; любовные проблемы: несчастная любовь, измена любимого, изнасилование, ранняя беременность, импотенция или бесплодие; экономические проблемы: безденежье, отсутствие жилья, безработица.

«Детей с проблемами» отличает неразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития, неустойчивое внимание. Эти дети плохо читают, не умеют считать, не в состоянии сосредоточиться на чем либо. Они не воспринимают требований школы и, как следствие - не получают необходимого образования Их состояние характеризуется как состояние фрустрации - психическое состояние, сопровождаемое разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием, которое возникает в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности накладывается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. А частые фрустрации ведут к формированию у детей агрессивности и повышенной возбудимости. Низкий уровень жизни - это тоже причина, способствующая возникновению фрустрации.

В современной педагогике разработаны подходы к работе с детьми с «особыми нуждами». Выделены 3 группы таких детей:

Дети, которые в силу не зависящих от них обстоятельств оказались в трудных условиях существования: дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей; дети, находящиеся в эмоционально невыносимой и неразрешимой для ребенка ситуации притеснения и пренебрежения его потребностями и интересами; дети из семей вынужденных переселенцев, мигрантов, из семей, испытывающих серьезные финансовые затруднения, семей безработных. У таких детей нарушена психическая адаптация, есть затруднения личностного развития, школьная неуспеваемость и проблемы девиантного поведения;

Дети с различными отклонениями от уровня «среднего» развития и жизнедеятельности здорового ребенка - с эмоциональными расстройствами, нарушениями в развитии речи, соматического здоровья в сторону повышения какой-либо функции или способности (до одаренности);

Дети со стойким физическим недостатком: умственная отсталость, слепота, глухота и т. д.

Психическое и личностное развитие детей разных групп «риска» имеют сходство:

Длительный опыт эмоциональной травматизации, все они пережили или переживают посттравматический стресс;

Разнообразные по степени выраженности и тяжести эмоциональные нарушения с переживаниями скрытой или явной тревоги, стойкие изменения поведения и различные соматические, телесные нарушения, отклонения в физическом развитии;

Тяжесть дезадаптации усиливают сопутствующие психосоциальные отклонения.

Гуманизация жизни современного школьника требует от педагогов осознания процессов социальной дифференциации. Дифференцированный подход в воспитании означает целенаправленное педагогическое воздействие на группы детей, которые существуют в детском сообществе, и оказание педагогической помощи учащимся в их самоусовершенствовании.

Педагог стремится оказать помощь каждой группе, работая с учетом ее специфики. Отказываясь от нерезультативных форм фронтальной работы с большим коллективом, переходит к методам, близким к индивидуальной работе. Педагог разрабатывает для каждой дифференцированной группы особую методику - анализ, классификацию различных качеств личности, выделение качеств, наиболее типичных для данной группы. Методы и формы работы: игры, соревнования, организация временных творческих объединений детей, создание педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства той или иной группы или отдельного ребенка.

Дифференцированное воспитание находится в прямой зависимости от творческой атмосферы, доброжелательности, демократического стиля отношений внутри коллектива, ориентации детей и педагога на гуманистические ценности.

Приоритеты воспитательной деятельности педагога. «Человек, - писал К. Роджерс, - есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом». Педагога, который следует этим идеям, помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста», К. Роджерс назвал «фасилитатор» (facilitation - помощь, англ.). Фасилитаторская деятельность педагога является приоритетной воспитательной деятельностью, направленной на гуманизацию пространства детства. Такой педагог открыт для диалога, он относится к ученикам с доверием, ему свойственно теплое, понимающее отношение к детям.

Освоение фасилитаторской деятельности как приоритетной - непростая задача для педагога. Она вступает в соревнование с другими задачами, которые также называют приоритетными: ценность конкурентоспособности, идеи религиозности личности, самоценности технической подготовленности, оснащенности новыми информационными технологиями как условий успешной адаптации в современном мире.

Функции воспитательной деятельности педагога. Функции педагога как субъекта воспитательной деятельности кардинально отличаются от традиционных функций.

Если элементы воспитательной работы частично реализуются в преподавании и обучении, в процессе классного руководства, организации жизнедеятельности детей в школе и в системе дополнительного образования, то воспитательная деятельность пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяя ее идеологию, стратегию и тактику;

Если воспитательная работа направлена на решение конкретных педагогических задач (проведение праздника, организация похода, классного часа) и ее эффективность определяется качеством проведенного мероприятия, то воспитательная деятельность является концептуальной основой системы педагогической деятельности, и ее эффективность определяется качественными изменениями в развитии детей, их личностном росте;

Если воспитательная работа вариативна, то воспитательная деятельность имеет инвариантные характеристики. Воспитательная деятельность осуществляется на «территории», где педагог и дети «живут» вместе. Эта «территория является «пространством детства», где ребенок реализует свои ведущие потребности; «педагогическим пространством», где педагог осуществляет воспитывающую функцию и, наконец, пространством взаимодействия педагогов и детей - «воспитательным пространством». В этом пространстве отношения между педагогами и детьми носят амбивалентный характер: педагог воздействует на детей (субъектно-объектные отношения) и взаимодействует с ними (субъект - субъектные отношения).

В условиях гуманизации организаторская функция учителя приобретает иной характер: если традиционно он был организатором «воспитательного мероприятия» с учащимися, то сегодня эта сфера деятельности имеет иной характер - организация «внутренней стороны жизни класса, школы, пробуждение коллективной рефлексии».

Помощь, защита, недирективное управление, культурное влияние, фасилитация - вот основные функции воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства.

Содержание воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства. Изучение ребенка является ведущим условием гуманизации пространства детства. Педагог наблюдает, опрашивает, анкетирует, тестирует ребенка возрастно, социально, культурно, средово, чтобы лучше понять его, фиксирует динамику развития, анализирует предметы детского творчества - сочинения, рисунки.

Содержанием воспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условий для целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания, воспитание убежденности в том, что он сам является как творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств. Главный метод на этом пути - создание атмосферы взаимоуважения, принятия себя таким, какой ты есть, оценивать себя реально. Избавившись от комплекса неполноценности, ребенок начинает проявлять высокую активность, становится более открытым, он все более становится похожим на то, каким он хочет быть. Итогом этого процесса становится то, что ребенок лучше управляет своими эмоциями, поведением. Стремится к творчеству, легче идет процесс его социализации, развивается активность и спокойствие в поведении. Вовлечение в деятельность и организация активной жизнедеятельности - вот средства гуманистического воспитания. Утверждение чувства защищенности ребенка в детском сообществе также немаловажно.

В качестве основных психологических характеристик воспитательной деятельности как фактора гуманизации пространства детства рассматриваются: эмпатия, принятие, конгруэнтность, креативность, суггестивность и способность к рефлексии.

Педагогическая эмпатия - это вчувствование педагога в ребенка без оценки и принятия любого его переживания независимо от способа выражения. Педагогическая, эмпатия - это не осуждение, сравнивание, наказание, а терпение, поддержка, поиск общих смыслов, необходимость дать ребенку выразить свои эмоции и мысли наиболее доступным для него способом. Метод эмпатии в психологии считается самым тонким и сложным способом познания. Важнейшая инвариантная характеристика воспитательной деятельности педагога - принятие, т.е. принятие того факта, что независимо от вероисповедания, расы и др. право каждого жить на земле - абсолют (не любовь, не уважение).

Конгруэнтность - это полное соответствие самому себе, гармония в самопроявлении, в том числе профессиональном; открытость, способность обсуждать с учениками и коллегами любые проблемы, прозрачность и безопасность действий педагога по отношению к любому члену школьного коллектива, отказ от дистанции, снятие неопределенности отношений, установление более глубоких контактов.

Суггестивность - способность педагога воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, умение создать благоприятную для самочувствия и настроения эмоциональную атмосферу, доброжелательный микроклимат, естественность поведения.

Способность к рефлексии - помощь детям в осмыслении того, что происходит с ними в процессе жизнедеятельности, помощь в самостоятельной адекватной оценке событий (ситуация - стоп-кадр и ее анализ). Креативность педагога проявляется в стремлении воспитать творческие качества.

Самым важным критерием эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки.

В качестве показателей успешности воспитательной деятельности, направленной на очеловечивание жизни ребенка, следует рассматривать его физическое здоровье, психическое равновесие, высокую и адекватную самооценку, осознание учеником школьных лет как успешных и радостных событий в жизни и начала биографии. Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства, его способность сочувствовать людям и стремление к свободе.

Проект рекомендаций педсовета. На заседании МО классных руководителей выработать стратегию и тактику воспитательной деятельности в условиях интеграции детей разных социальных групп. Педагогу-психологу: составить план работы с учетом цели создания условий для самореализации учащихся в условиях гуманизации пространства детства через интеграцию, дифференциацию и индивидуализацию. Социальному педагогу: определить содержание деятельности с учетом профилактической, защитно-охранной и организационной функций.

Вопросы для обсуждения

1. Возможна ли интеграция детей разных социальных групп в условиях вашей школы?

2. Что включает в себя содержание воспитательной деятельности?

3. Какие направления деятельности педагогического коллектива должны быть приоритетными в условиях вашей школы?

4. Что способствует созданию условий для саморегуляции ученика, как цели и результата воспитательной деятельности педагога?

Лекцию провела О. Ю. МАКУШЕВА - заместитель директора по УВР открытой (сменной) школы № 8 г. Владимир

Человек - существо социальное. Мало найдется людей, способных долгое время переносить одиночество и чувствовать себя при этом комфортно. Друзья, враги, родственники, сослуживцы, случайные собеседники - человек связан с обществом тысячами невидимых нитей, вплетен в социум, словно узелок в вязаный узор.

Малая социальная группа - что это?

Эти связи формируют малые и большие социальные группы. Они и составляют то, что называют кругом общения человека.

Большая социальная группа - это любая значительная по объемам общность людей, имеющая общие интересы и цели. Болельщики одной футбольной команды, поклонники одного певца, жители города, представители одного этноса. Такие общности объединены только самыми общими целями и интересами, зачастую между случайно выбранными их представителями вообще нельзя найти схожих черт.

Понятие «малая социальная группа» предполагает ограниченную малочисленную общность людей. И связующие черты в таких объединениях выражены намного ярче. Типичные примеры малых групп - коллеги, одноклассники, дворовые друзья, семья. В таких общностях объединяющие мотивы отчетливо видны, даже если сами их участники - люди абсолютно разные.

Типы малых социальных групп

Существуют различные виды малых социальных групп. Они могут различаться по степени официальности - формальные и неформальные. Первые представляют собой официально зарегистрированные объединения: трудовые коллективы, группы обучения, семьи. Вторые возникают на базе личных привязанностей или общих интересов: приятели, знакомые с общим хобби.

Группы могут быть с постоянным составом - стационарные, и со случайным - нестабильные. Первые - одноклассники, коллеги, вторые - люди, собравшиеся вместе, чтобы вытащить машину из кювета. Естественные группы возникают сами по себе, государство не прилагает усилий для их формирования. Это - компании друзей, семьи. Искусственные малые социальные группы создаются принудительно. К примеру, коллектив исследователей, созданный специально для решения определенной задачи.

Референтные и индифферентные группы

По степени значимости для участников малые социальные группы подразделяются на референтные и индифферентные. В первых оценка группой деятельности индивидуума имеет большое значение. Подростку очень важно, что о нем подумают друзья, работнику - как отнесутся коллеги к его решениям и поступкам. Индифферентные

группы обычно являются для индивидуума попросту чужими. Они его не интересуют, а следовательно, их мнения и оценки не имеют никакого значения. Футбольная команда - тоже малая социальная группа. Но для девушки, посещающей кружок бальных танцев, их мнение по поводу ее хобби никакого значения иметь не будет. Обычно индифферентными для людей являются группы непривлекательные, чуждые. Поэтому нужды перенимать их правила и традиции попросту нет, точно так же, как любителю чтения нет нужды заучивать названия футбольных команд, даже если рядом находится стадион.

Влияние малых социальных групп на личность

По сути, именно такие незначительные, казалось бы, объединения, оказываются наиболее значимыми. Именно малые социальные группы играют значительную роль при формировании характера и мировоззрений человека. Потому что наибольшее влияние на людей имеют либо личности, обладающие несомненным авторитетом в их глазах, либо ближайшее окружение. Общественное мнение как таковое - понятие абстрактное, и его влияние на психику человека сильно переоценено. Когда говорят, что все одобряют или не одобряют то или иное действие, имеют в виду все же круг знакомых, а не действительно «всех» - неведомых и непонятных. Совершая поступок и задумываясь о том, как он будет оценен, человек представляет себе реакцию друзей, соседей, коллег, семьи. Малой социальной группой являются практически все общности, оказывающие реальное влияние на выбор индивидуумом того или иного решения. И семья - одна из них.

Семья - малая социальная группа

Семья формирует базис личности, школьный класс и компания дворовых друзей обеспечивают начальную социализацию, учат основам поведения вне круга родственников. А уж рабочий коллектив - люди, с которыми приходится проводить больше времени, чем с самыми близкими людьми. Конечно, именно их влияние во многом определяет стиль поведения, моральные установки человека.

Обычно, говоря о семье и ее роли в обществе и государстве, забывают о том, что она -

малая социальная группа. Просто вспоминают расхожую фразу о том, что они - социальный институт. Конечно, многие просто не задумываются о смысле определения, используют устоявшееся выражение. Но социальный институт - это комплекс норм, догматов, правил и установок, как формальных, так и неформальных. Он призван обеспечивать нормальное функционирование общества.

Социальные группы и социальные институты

Задача социальных институтов - дать обществу возможность эффективно наладить производство материальных ценностей, осуществлять контроль за общественным порядком, обеспечивать коммуникативные функции. Ну и гарантировать должный темп воспроизводства членов социума. Именно поэтому к социальным институтам относятся не только экономика, религия, образование и политика, но и семья. В таком разрезе ее значение абсолютно утилитарно.

Семья как малая социальная группа не имеет перед собой сугубо демографических задач. Это вытекает уже из определения: общность, образованная в результате

возникновения тесного эмоционального контакта, моральной ответственности, любви и доверия. В семье вообще может не быть детей, от этого она не перестает быть семьей, хотя этот вопрос и был довольно спорным, мнения социологов в этом отношении расходились. И близкородственных связей может не быть. Муж и жена - не кровные родственники, а двоюродная бабушка, воспитывающая внука-сироту, по сути, ему почти чужой человек. А вот семьей они себя считать будут, даже если документы на опекунство или усыновление пока не оформлены.

Семья как предмет интереса социологии

Выдающийся американский психолог и социолог дал замечательное определение термина «группа», позволяющий обойти момент официальности, регистрации отношений. Люди, взаимодействующие друг с другом, влияющие друг на друга и осознающие себя не как совокупность «я», а как «мы». Если взглянуть на проблему под этим углом, то семья, как малая социальная группа, действительно может состоять из людей, не имеющих близкородственных связей. Все определяют чувство привязанности и эмоциональный контакт.

Когда рассматривают семью в таком аспекте, что особое внимание уделяют именно

взаимоотношениям и их влиянию на членов группы. В этом социология имеет много общего с психологией. Установление таких закономерностей позволяет прогнозировать рост или падение рождаемости, динамику вступления в брак и разводов.

Большую роль социологические исследования семьи играют и в формировании норм ювенального права. Только исследуя взаимоотношения между родственниками, можно делать выводы о благоприятном и неблагоприятном для ребенка климате, его влиянии на развитие личности. Социум формируют семью, но и семья в будущем формирует социум, воспитывая детей, которые создадут новое общество. Эти взаимосвязи и исследует социология.

Семья и социум

Семья, как малая социальная группа, вполне отражает любое изменение общества. В строгом, патриархальном государстве с четко выраженной вертикалью власти внутрисемейные отношения будут столь же линейными. Отец - неоспоримый глава

семьи, мать - хранительница домашнего очага и послушные их решениям дети. Конечно, будут семьи, построенные в рамках других традиций и укладов, но это будут, скорее, исключения. Если общество считает нормальной, правильной именно такую организацию отношений - значит, оно тем самым задает определенные стандарты. И члены семьи, вольно или невольно, исполняют их, считая единственно возможными и приемлемыми.

Но как только нормы меняются, тут же меняются и внутренние, домашние правила. Изменение гендерной политики на общегосударственном уровне привело к тому, что все больше семей существует в условиях хотя бы формального равенства обоих супругов. Строгий патриархальный уклад в российской семье - уже экзотика, а ведь совсем недавно он был нормой. Структура малых социальных групп приспособилась к изменениям в обществе, скопировав общую тенденцию к сглаживанию гендерных различий.

Влияние социума на семейный уклад

Традиции донских казаков, скажем, предполагают, что всю домашнюю работу делает только женщина. Удел мужчины - война. Ну, или физически трудная, непосильная для женщины работа. Он может чинить забор, но не станет кормить корову или полоть грядки. Поэтому когда такие семьи переезжали из привычного места обитания в города, сразу оказывалось, что женщина и на работу ходит, и всю домашнюю работу выполняет. А вот мужчина, приходя вечером домой, может отдыхать - ведь адекватных обязанностей у него попросту нет. Разве что починить сантехнику или прибить полку - но это бывает редко, а есть готовить нужно каждый день. Если мужчина не занят на производстве тяжелым, физически изнуряющим трудом, такой семейный уклад быстро перестает соответствовать принятым в городе нормам. Конечно, вряд ли поведение взрослых членов семьи изменится. Малые социальные группы динамичны, но не настолько. А вот выросший в такой семье сын, скорее всего, уже не будет придерживаться патриархальных устоев. Просто потому, что окажется в меньшинстве, окажется «неправильным». Его стандарты не будут устраивать потенциальных невест, а парни вокруг охотно помогают своим избранницам. Под давлением социума он просто вынужден будет признать, что привычный ему уклад уже неактуален и изменить заложенные семьей стандарты.

Зачем нужна семья

В начале двадцатого века было модно утверждать, что институт семьи себя исчерпал. Это - лишнее, ненужное формирование, пережиток прошлого. При должной социальной защищенности людям семья не нужна, а поэтому она отомрет, исчезнет так же, как родовой или племенной уклад. Вот только годы идут, а люди по-прежнему вступают в брак, даже при условии полной финансовой самостоятельности. Почему?

Те, кто так утверждали, упускали из виду один момент. Человеку необходимо чувствовать себя нужным и любимым. Это - глубинная психологическая потребность, без нее личность не может функционировать должным образом. Не зря же одно из самых суровых наказаний - заключение в одиночной камере, полная десоциализация. А возникновение теплых доверительных связей возможно только в узком постоянном кругу. Этим и отличаются малые и большие социальные группы. Семья - гарантия эмоциональной вовлеченности индивидуума.

Гражданский брак - это семья?

Конечно, тогда возникает вопрос - неужели для возникновения тесных доверительных связей действительно необходим факт государственной регистрации? В какой момент семья становится семьей? С точки зрения социологии - нет. Если люди живет вместе, заботятся друг о друге, полностью осознавая всю меру ответственности и не избегая ее, то они уже являются семьей. С точки зрения закона - конечно, нужен официальный документ, ведь эмоции, как говорится, к делу не пришьешь. Семью, живущую гражданским браком, характеристика малых социальных групп позволяет считать неформальной стационарной естественной и референтной группой.

Влияние семьи на ребенка

По отношению к детям семья выступает как первичная группа. Именно обеспечивает начальную социализацию, учит азам взаимодействия с другими людьми. Семья - единственная общность, способная формировать человеческую личность комплексно. Любые другие социальные группы влияют только на конкретную сферу психической деятельности личности.

Способность к обучению, умение строить отношения с другими людьми, основные особенности поведения, даже в определенном смысле мировосприятие - все это закладывается в глубоком детстве, а значит, в семье. Остальные социальные группы всего лишь развивают, шлифуют то, что уже присутствовало в личности. И даже если детский опыт крайне неблагоприятен, и ребенок категорически не хочет воспроизводить привычный с детства сценарий - это тоже в своем роде формирование, просто со знаком «минус». Если родители любят выпить, выросшие дети могут избегать алкоголя, а в бедных многодетных семьях могут вырасти убежденные чайлдфри.

Важной разновидностью социальных общностей являются социальные группы. Социальная группа - это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности (Г.С. Антипова).

Социальная группа - это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других (американский социолог Р. Мертон).

Социальная группа - это образование из двух или более человек, которые вступают в контакт с определенной целью и считают этот контакт значимым (Ч.Р. Миллс).

Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;

2) относительно высокой степенью сплоченности;

3) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;

4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие ималые , первичные и вторичные социальные группы.

Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы (малая социальная группа может насчитывать от 2 до 15 - 20 человек). Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении.

Характерными чертами малой социальной группы являются:

Малочисленный состав;

Пространственная близость ее членов;

Длительность существования;

Общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

Добровольность вступления в группу;

Неформальный контроль за поведением членов.

Типология малых групп.

В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации малых групп.

По уровню группового сознания различают следующие виды групп (по Л.И. Уманскому):

1. Группа-конгломерат - группа еще не осознавшая единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы);

2. Группа-ассоциация , имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют;

3. Группа-кооперация , характеризующаяся единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности;

4. Группа-корпорация , которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства (иногда такую группу называют автономной). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда);


5. Коллектив - группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами гуманизма;

6. Гомфотерный (букв. «сбитый») коллектив , в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля).

Формальной группе присущи следующие черты: ясная и рациональная цель, определенные функции, основанная на иерархии структура, предполагающая наличие должностей, прав и обязанностей, определенных соответствующими правилами, формальные отношения между людьми обусловлены непосредственно их должностным положением, а не их личными качествами.

У неформальной группы (соседи, компании в быту или на работе и т. д.), которая чаще всего объединяет от 2 до 30 лиц, отсутствуют фиксированные цели и должности, структура отношений и нормы взаимоотношений определяются непосредственно личными качествами людей; в ней нет ясно регулируемых правил членства, вступления и выхода из группы; члены неформальной группы хорошо знают друг друга, часто видятся, встречаются и находятся в отношениях доверия, но не кровного родства.

Формальная группа со своей стороны может быть как официальной (предприятие, бригада, профсоюзные, общественные или государственные организации и др.), так и не признанной официальной структурой, т. е. неофициальной (тайная организация, нелегальная группа и т. д.). Следовательно, не каждая формальная группа является официальной, и потому не следует употреблять как однозначные термины «формальная», «официальная» (соответственно «неформальная», «неофициальная») группа.

Рассмотренное нами деление на группы несет в себе некоторый элемент относительности; с одной стороны, неформальная группа может превращаться в формальную, например, друзья основывают организацию; с другой стороны, группа может быть одновременно и формальной и неформальной, как, например, школьный класс.

Референтная группа . Этим термином обозначают ту группу (реальную или воображаемую), система ценностей и норм которой выступает для индивида своеобразным эталоном. Человек всегда (вольно или невольно) соотносит свои намерения и поступки с тем, как могут их оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении.

Референтной может быть группа:

К которой индивид принадлежит в данный момент;

Членом которой он был прежде;

К которой он хотел бы принадлежать.

Персонифицированные образы людей, составляющих референтную группу, образуют «внутреннюю аудиторию», на которую человек и ориентируется в своих помыслах и поступках.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение участников ограничено во времени (например, участники конференции, туристы в составе туристической группы) и стабильные , относительное постоянство существования которых определяется их предназначение и долговременными принципами функционирования (семья, сотрудники отдела, студенты одной группы).

Малые группы являются частью непосредственной социальной среды, в которой осуществляется ежедневная жизнедеятельность человека и которая в значительной степени детерминирует его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности.

Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы (термин был введен в социологию Ч. Кули). Отличительным признаком этих групп, по Кули, является непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности.

Через эти группы индивиды получают первый опыт социального единства (примером первичных социальных групп являются семья, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда). Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции.

Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, - организация (политическая, производительная, религиозная и т. д.).

Итак, вторичные группы:

Обычно весьма значительны по размерам;

Возникают для достижения определенной цели;

В них поддерживаются формальные отношения;

Отношения ограничены (представлены контактами).

Типы первичных и вторичных групп представлены в таблице.

Таблица 1 - Типы первичных и вторичных групп

Большие социальные группы - общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Большая социальная группа - это количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

К большим социальным группам можно отнести:

- этнические общности (расы, нации, народности, племена);

- социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни). Они формируются на основе социально-территориальных различий;

- социально-демографические общности (общности, выделяемые по половозрастным признакам);

- социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда.

Она является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.

Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.

Характеристика семьи как малой социальной группы

Первоначальной основой всех союзов является брак, который заключается двумя молодыми людьми по взаимной любви и симпатии. Традиционным видом отношений в нашей стране считается союз между мужчиной и женщиной. Другие формы, такие как многоженство, многомужество или однополые в России запрещены.

Ячейки бывают самыми разными. В одних царят гармония, открытость, эмоциональная близость и доверительные отношения, в других – тотальный контроль, уважение и подчинения старшему.

Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:

По количеству детей

  • Бездетные – их мало, но они все таки есть.
  • Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.
  • Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.
  • Многодетные – от трех и более чад.

По составу

  • Полные – в которых есть мама, папа и дети.
  • Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.

По проживанию одного или нескольких поколения на одной жилой площади

  • Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.
  • Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.

По характеру распределения семейных обязанностей

  • Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.
  • Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.
  • Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.

Функции семьи как малой социальной группы

Они выражаются в ее жизнедеятельность, которая имеет прямые последствия для общества.

  • Репродуктивная, самая естественная функция. Это одна из основных причин создания ячейки общества – рождение детей и продолжение своего рода.
  • Воспитательная и образовательная – она выражается в становлении и формировании личности маленького человека. Так дети приобретают первые знания об окружающем мире, усваивают нормы и допустимые модели поведения в обществе, приобщаются к культурным и духовным ценностям.
  • Хозяйственно-экономическая – она связана с финансовым обеспечением, ведением бюджета, доходов и расходов, покупку продуктов, предметов обихода, мебели и техники, всего, что необходимо для комфортной жизни. Эта же функция включает в себя распределение трудовых обязанностей по дому между супругами и подросшими детьми, в соответствии с их возрастом. Так, например, пятилетнему ребенку вводят уже минимальные обязанности – убирать за собой игрушки, посуду, заправить кровать. Хозяйственно-экономическое обеспечение затрагивает также и заботу о престарелых или больных родственниках, опеку над ними.
  • Эмоционально-психологическая – семья является надежным оплотом, тихой гаванью. Здесь можно получить поддержку, защиту и утешение. Установление эмоционально близких отношений между родными способствует развитию доверия и заботы друг к другу.
  • Духовная – связано с воспитанием у младшего поколения культурных, нравственных и духовных ценностей. Это чтение детям взрослыми сказок, стихов и басен, в которых рассказывается о добре и зле, честности и лжи, щедрости и жадности. Из каждой прочитанной сказки нужно делать вывод, как поступать хорошо, а как плохо. Посещать всеми детские кукольные и драматические театры, филармонию, смотреть постановки и концерты. Все эти действия способствуют формированию моральных и нравственных ориентиров, принятых в обществе, приобщает к культуре.
  • Рекреационная – совместный досуг и отдых. Это и обычные повседневные вечера, проведенные в кругу родных, интересные путешествия, экскурсии, походы, пикники и даже рыбалка. Такие мероприятия способствуют сплочению рода.
  • Социально-статусная – передача детям своего статуса, национальности, или принадлежности к какому-либо месту жительства, в городе или сельской местности.

Признаки семьи как малой социальной группы

Как групповое образование она имеет несколько видов признаков – первичные и вторичные.

Первичные

  • единая цель и деятельность;
  • личные взаимоотношения внутри союза, сформированные на основе социальных ролей;
  • определенная эмоциональная атмосфера;
  • свои ценности и моральные устои;
  • сплоченность – она выражается в дружественных чувствах, взаимоподдержке и взаимовыручке,
  • четкое распределение ролей;
  • контроль за поведение членов фамилии в обществе.

Вторичные

  • Конформность, способность уступить или подчиниться общему мнению.
  • Эмоциональная близость отношений, принадлежность, которые выражаются во взаимной симпатии, доверии, духовной общности.
  • Нормы поведения и ценности передаются от старшего поколения младшему через традиции и обычаи.

Особенности семьи как малой социальной группы: что характеризует ячейку общества

Семью, как малую социальную группу, отличают следующие признаки:

  • Рост изнутри – выполняя репродуктивную функцию, она расширяется. С каждым новым поколением количество ее членов возрастает.
  • Закрытость в отношении присоединения взрослых людей. У каждого ребенка есть свои мама и папа, бабушки и дедушки, других уже точно не будет.
  • Каждое изменение, касающееся отдельной яцейки общества, контролируется обществом и фиксируется государственными органами. В день свадьбы в отделе ЗАГСа в официальной книге появляется запись о регистрации брака, при рождении детей выдаются сперва справки, а потом и свидетельство, при расторжении брака также приходится выполнять все юридические формальности.
  • Долговременность существования. Каждый союз в своем развитии проходит определенный закономерный цикл – создание, появление первого ребенка, затем последующих детей, их воспитание и образование, период «пустого гнезда», когда уже взрослые дети сами женятся или выходят замуж и покидают отчий дом. А затем прекращает существовать, когда один из супругов умирает.
  • Семья, как малая соц.группа, в отличие от других, не предполагает наличие единой для всех деятельности. Каждый член выполняет свои обязанности, у всех они разные. Родители работают, финансово обеспечивают всех, следят за порядком в доме. Основная деятельность для детей зависит от их возраста – игровая или учебная. И только в определенные дни все родственники могут быть заняты чем-то одним – совместным досугом, например, или субботником.
  • Динамичные особенности – они выражаются в нормах поведения, идеалах, традициях и обычаях, которая каждая ячейка общества формирует для себя сама.
  • Обязательность эмоциональных отношений. Родители и дети связаны любовью, нежностью и заботой. Эта психологическая вовлеченность носит тотальный характер для всех членов фамилии.

Отличительной особенностью рода может стать и создание своей родословной , генеалогического древа . Работа по оформлению семейного альбома может выполнить сразу несколько задач:

  • Вовлекает каждого члена фамилии в этот процесс, совместную деятельность – маму, папу, детей, бабушек и дедушек.
  • Она способствует укреплению рода, его сплоченности.
  • Формирует уважительное отношение младшего поколения к истории своих предков.

Чтобы сделать генеалогическое древо по всем правилам и не запутаться в научных сложностях, воспользуйтесь услугой, которую предлагает компания «Российский Дом Родословия» в виде родословной книги . Ее авторы разработали уникальную методику, дают подробные рекомендации и инструкции, руководствуясь которыми вы без труда составите документальную историю своей семьи.

Семья - малая группа и особый социально-культурный институт, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Основаниями семьи являются совместная жизнь и хозяйство, взаимопомощь, духовное общение. Согласно Аристотелю, семья - фундамент общества, поскольку именно она формирует основные качества человека и вводит его в мир социальных отношений.

Семья одновременно является и малой социальной группой, и социальным институтом, поэтому ее можно рассматривать по меньшей мере с двух точек зрения. Рассматривая семью как малую группу, мы концентрируемся прежде всего на личных отношениях между членами семьи (стилях семейных отношений, психологическом климате, внутрисемейных конфликтах, мотивах вступления в брак, причинах разводов и т.д.). Говоря о семье как социальном институте, мы анализируем роль и функции семьи в обществе, нормы и санкции, ролевые ожидания от членов семьи.

Семья - одна из древнейших и наиболее распространенных малых социальных групп. От других малых групп ее отличают следующие особенности:

о семья - это группа, связанная родственными узами. Все члены семьи связываются в единое целое чувствами супружеской и родительской любви, заботы и привязанности; о в семье осуществляется воспроизводство человека, обеспечиваются воспитание новых поколений и забота о пожилых членах семьи. Воспроизводство в семье может рассматриваться в двух смыслах: в прямом - рождение детей и косвенном - воспитание детей в духе традиционных ценностей.

Во многом семья является культурным и социальным следствием физиологической противоположности мужского и женского пола, характерной для высокоразвитых форм жизни. Каждый пол сам по себе ограничен - для создания новой жизни и возмещения своей ограниченности он должен стремиться к другому полу. В этом стремлении усматривается биологическая основа для формирования любви и семейных связей.

На самых ранних этапах развития человека семьи не существовало. Многие исследователи говорят о промискуитете - состоянии, когда каждый мужчина и каждая женщина в равной мере принадлежали всем другим. Половые связи были беспорядочны и не ограничены запретами.

На этапе родового общества возникает понимание того, что близкородственные половые отношения ведут к ослаблению рода, и на подобные связи налагается табу. В это время появляется групповая семья, в которой все женщины одного рода принадлежат мужчинам другого. Однако групповая семья еще не является семьей в полном смысле слова, а только переходной формой к ней.

В европейской культуре при господстве иудео-христианских традиций семейными признаются только отношения между одним мужчиной и одной женщиной. Религия и сейчас является ведущим институтом, поддерживающим традиционную семью и наиболее последовательно выступающим против разводов, абортов, внебрачного секса ит.д. Как правило, традиционной считают сложную семью, состоящую из представителей разных поколений и обеспечивающую развитую систему взаимопомощи. Такие семьи обычно не только многопоколенны, но и многодетны.

С развитием буржуазных отношений и улучшением качества жизни формируется нуклеарная семья - супруги с детьми, живущие отдельно от родителей. Такая семья отличается мобильностью, самостоятельностью в принятии решений и свободой самовыражения. Эти качества более соответствуют современности, поэтому сейчас нуклеарная семья является самой распространенной.

Можно выделять и другие типы семьи: по преимущественной ориентации (на деловую деятельность, на взаимоотношения с другими, на себя); по числу детей (бездетная, однодетная, многодетная семьи); по числу родителей (полная и неполная); по стилю отношений (авторитарный, демократический и попустительский) и т.д.

Обычно понятие семьи тесно связывают с понятием брака. Однако эти понятия не тождественны: семья может существовать без оформления брака, также как не всякий брак является показателем реальности и прочности семейных отношений.

Брак - это юридически оформленный добровольный союз женщины и мужчины. Основаниями для брака признаются правовые нормы, а не моральные: брачный союз лишь определяет систему прав и обязанностей. Таким образом, брак есть средство оформления семьи и форма общественного контроля над ней. Как правило, брак подразумевает регистрацию в государственных органах или в религиозных институтах, наделенных такими полномочиями.

Традиционно выделяются три развитые формы брачных (семейных ) отношений, особенности которых культурно и социально обусловлены:

О моногамия - союз одного мужчины и одной женщины. Эта форма семьи возникла в период, когда развитие земледелия позволило супружеской паре прокормить и воспитать детей без вмешательства всего рода; с тех пор она является наиболее распространенной;

о полигамия (многоженство) - форма, традиционная для исламской культуры и некоторых первобытных обществ. В Древней Греции существовала и временная полигамия: в период после больших войн, резко сокращавших мужское население, мужчинам разрешалось иметь несколько жен. После восполнения потерь населения полигамные браки официально отменялись;

о полиандрия (многомужество) - форма, довольно редкая; существовала в труднодоступных районах Индии, Тибета, Крайнего Севера и на некоторых островах Полинезии. Причиной многомужества выступала необходимость ограничить численность населения на территории со скудными ресурсами. У примитивных народов полиандрия, как правило, сопровождалась жестокой традицией умерщвления большей части новорожденных девочек.

Современный институт брака находится в состоянии трансформации. Поскольку важнейшей ценностью становится индивидуальная свобода, число браков уменьшается, увеличивается возраст вступления в брак, брачные узы ослабевают, растет число разводов, а число детей, рожденных в браке, сокращается. Меняется и отношение общества к семье и браку: если раньше считалось важным, чтобы отношения мужчины и женщины были официально зарегистрированы, то сейчас союзы, не оформленные документально, признаются вариантом нормы.

Функции семьи выделяют, чтобы понять реальную важность семейных отношений для человека и общества. Поскольку семья - это и социальный институт, и малая группа, то семейная жизнь призвана удовлетворять и социальные потребности, и личностные. Следовательно, функции семьи можно разделить на общественные и индивидуальные (табл. 5.2).

Таблица 5.2. Функции семьи

Общественная функция

Индивидуальная функция

Репродуктивная

Воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация детей, передача культурных традиций

Самореализация в детях

Хозяйственно-бытовая

Бытовая поддержка, ведение хозяйства

Получение услуг одними членами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка нетрудоспособных

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Первичного контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи

Обеспечение наград/наказа- ний за выполнение/наруше- ние норм

Духовного общения

Духовное развитие членов семьи

Духовное взаимообогаще- ние, дружеские отношения

Социально-статусная

Предоставление членам семьи определенного статуса

Удовлетворение потребности в социальном продвижении

Досуговая

Организация досуга и контроль над ним

Удовлетворение потребности в совместном досуге

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация

Удовлетворение потребностей в любви и личном счастье

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

От других социальных групп семью отличает наличие уникальной репродуктивной функции (рождение детей). Определяющими для понимания особенностей семьи как малой социальной группы являются воспитательная функция (передача ценностей, норм, образцов поведения из поколения в поколение) и хозяйственно-бытовая (ведение домашнего хозяйства, уход за членами семьи).

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Семья - союз, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Брак - это юридически оформленный союз мужчины и женщины.
  • 2. Семья является одновременно социальным институтом и особой малой группой.
  • 3. Современные институты семьи и брака переживают период трансформации, связанный с разрушением традиционных ценностей.

ВОПРОСЫ

  • 1. Объясните различия понятий «брак» и «семья».
  • 2. Каким образом функции семьи преломляются на индивидуальном и общественном уровнях?
  • 3. Какие изменения происходят в последнее время в институте семьи? Назовите основные причины трансформации семейных отношений в современном обществе.
  • См.: Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии иметодики. М., 1989.