Беседы о природе начальной школе. Беседа на тему: "Экологическая безопасность". Проблемные ситуации на уроках

Есть два способа подать полезную информацию, привить хорошие привычки, дать навыки чего-то детям: беседовать с малышами на животрепещущие темы и демонстрировать личный пример. Если говорить об экологии, то воспитание ответственного гражданина начинается именно с нашего личного примера и грамотно построенных, наполненных эмоциональными примерами бесед.

Мы в детском саду с детками «разговоры разговариваем» постоянно, но не ограничиваемся нравоучениями, а стараемся, чтобы разговор получался интересным, поучительным и результативным. Ясно, что мусор – не единственная тема бесед в рамках экологического воспитания. Ниже я приведу список примерных тем для всех возрастов.

Стоит сказать, что собственно беседа редко используется как самостоятельный метод, но он является обязательным компонентом любого воспитательно-образовательного момента в ДОУ. Так, мы различаем вводные беседы, которые организуют малышей на выполнения того или иного вида деятельности, сопутствующая беседа – во время процесса или деятельности, заключительная беседа или уточняющая. Кроме того, различают беседы познавательного характера и этические.

Поэтому тот список тем об экологи из картотеки, который я приведу ниже, можно использовать не только в рамках тематических занятий по экологическому воспитанию, месячника или недели экологии, но и во время прогулок, когда мы наблюдаем за природой, во время организационных моментов и по случаю, если случилось происшествие, которое можно разрулить путем беседы, например, ребенок рвал цветы или ломал веточку деревца.

Еще добавлю по поводу беседы как главного, по моему мнению, метода воспитательно-образовательного процесса, что важно понимать ту силу, которую имеет человеческое слово. Оно ранит и лечит, поднимает с колен и убивает. Помните, что дети впитывают буквально каждое ваше высказывание и четко понимают разницу между тем, что вы говорите, и как поступаете в реальной жизни. Бросаешь окурки и бумажки на тротуар – нечего морализаторствовать на этические темы…

Список тем для бесед в рамках экологического воспитания

Итак, даю список тем, и помните, что он годится для любого возраста, но, естественно, информационная наполненность должна строго соответствовать возрасту ребенка. То, что понятно подготовительной группе будет абсолютно непонятно малышам. Далее я примерно распишу, как выглядит карточка из картотеки по экологии. И, конечно, даю наводку на хорошее тематическое пособие: «Беседы по картинкам «Уроки экологии». Демонстрационный материал. (16 картинок + 8 схем)» .

Темы бесед по экологии:

  • Люди – друзья природы;
  • Жалеть нужно уметь;
  • Удивительное вокруг;
  • Лес: любить, беречь и не бояться;


  • Тайны растений;
  • Птицы и звери зимой;
  • Аптека на лугу;
  • Есть ли домики у зверят?
  • Как мы можем помочь природе;
  • Все живое под нашей защитой;
  • Насекомые – часть природы;
  • Мусор – болезнь планеты;
  • Не загрязняй природу!
  • Доброте нужно учиться;
  • Наш дом – природа;
  • Наши помощники – птицы;
  • Природа в искусстве;
  • Огонь: друг или враг?

Как вы заметили, названия тем универсальные, они подойдут для занятий по экологии и во второй младшей группе, да и 1 класс тоже найдет, о чем поговорить.


Как оформить карточки бесед по экологии

Возьмем тему: «Не загрязняй природу!» в старшей группе. Записываем тему на карточку, затем прописываем цели беседы:

  • Акцентировать проблему загрязнений природы человеком;
  • Рассказать, как человек загрязняет окружающую среду: мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха;
  • Добиться, чтобы дошкольники поняли актуальность проблемы;
  • Вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы.

1.​ Вводная беседа о существовании проблемы загрязнения окружающей среды. Вопросы детям и ожидаемые ответы:

— Как человек загрязняет природу? (Мусор, выхлопные газы, отходы производства);

— Куда девается домашний мусор из квартир и домов? (Вывозят мусорные машины на свалку);

— А на свалке что с мусором происходит? (Гниет, разлагается, источает ужасные запахи, собирает полчища грызунов, количество его растет);

— Как уменьшить мусорные свалки? (Меньше покупать ненужных вещей, сортировать мусор, сдавать в утильсырье бумагу, стекло, пищевые отходы закладывать в компост);

— Что можно сделать из ненужной бумаги, стекла? (Новую бумагу, стеклянны изделия);

— Какие еще бывают отходы? (Металлические, строительные, пластиковые);

— Что с ними можно сделать? (Переработать и использовать вторично);

— Что вы, дети, выбрасываете в мусорное ведро? (Обертки от конфет, сломанные и старые игрушки);

— Как уменьшить количество мусора? (Ненужные игрушки отдавать на благотворительность, сломанные попытаться починить и использовать вторично, сортировать другой мусор);

— Для чего нужны нам мусороперерабатывающие заводы? (Чтобы переработать и уменьшить количество мусора).

2. Демонстрация слайдов о товарах из вторичного сырья.

— Что же можно сделать из обычного мусора? (Бумажные изделия, стеклянные, из старых ненужных вещей можно сделать новые игрушки, предметы интерьера, поделки и даже целые дома);

3. Подвижная игра «Кто быстрее соберет бумажки» и « Сортируем мусор».

4. Рисование на тему «Мусор и природа».

5. Заключительная беседа

— О чем мы сегодня говорили? (О загрязнении окружающей среды, о переработке мусора, об изделиях из вторсырья);

— Какой вывод можно сделать? (Нужно беречь природу, не мусорить и стараться уменьшать количество отходов, давать вторую жизнь ненужным вещам).

Что еще добавить?

По такому же принципу нужно продумать вопросы-ответы по всем темам. В рамках статьи я не вижу смысла писать «шпаргалки» по каждой теме. Это на самом деле несложно, главное – знать, о чем говорить с детьми. Если уж совсем нет времени, можно купить готовые карточки.

Тема: "ЛЕС - ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ БИОСФЕРЫ"

Перечень вопросов: Лес и чистота атмосферы. Лес и состав атмосферы, его влияние на болезнетворные бактерии. Влияние леса на окружающую среду. Влияние леса на накопление органического вещества в биосфере.

При изложении темы показать биосферную роль леса, основываясь на тезисе: "Лес - самое большое скопление жизни на Земле", показать его незаменимость другими ландшафтами, обратить внимание на сокращение лесопокрытой площади Земли, на пагубность этого процесса.

Тема: "ЦЕННОСТЬ ЛЕСА"

Перечень вопросов: Стоимость полезностей леса, продуктов и сырья, заготавливаемых в лесу. Производительность и продуктивность лесов в сравнении с производительностью и продуктивностью сельскохозяйственных угодий и других ландшафтов. Значение рекреационных функций леса.

Сравнить лес с другими экосистемами, показать его место среди биогеоценозов и компонентов биосферы. Обратить внимание на превосходство лесов перед сельхозугодиями путем сравнения затрат на выращивание единицы массы органического вещества. Рассказать о так называемых невесомых полезностях леса.

Тема: "ЕСЛИ ИСЧЕЗНУТ ЛЕСА"

Перечень вопросов: Антропогенные факторы, влияющие на сокращение лесопокрытой площади Земли. Влияние сокращения лесопокрытой площади на лесосырьевой баланс, на изменение ареала и численности лесных зверей и птиц, на микроклимат, биологические и энергетические процессы в биосфере. Лес как компонент, через который осуществляется энергетическая связь с космосом, с Солнцем. Динамика лесопокрытой площади на Земле в границах региона, лесхоза или другого лесохозяйственного подразделения и её последствия.

Главная задача при изложении темы-показать пагубность сокращения лесных площадей для биосферы и жизни на Земле. Обратить внимание на то, что за последние столетия, вследствие перевода лесных земель в другие виды землепользования, лесных пожаров, сплошных рубок главного пользования, лесопокрытая площадь Земли сократилась на две трети.

Тема: "ЛЕС И УРОЖАЙ"

Перечень вопросов: Климаторегулирующие, ветрозащитные, водорегулирующие, почвозащитные функции леса. Влияние задымленности вследствие лесных пожаров на важнейшие функции леса, на сроки созревания и урожайность сельхозкультур.

Основное внимание уделить благотворному влиянию лесистости на стабильность урожая сельхозкультур, на продуктивность сельскохозяйственных животных. Привести примеры повышения урожая путем создания полезащитных лесных полос.

Тема: "ЧТО МЫ ТЕРЯЕМ В СГОРЕВШЕМ ЛЕСУ?"

Перечень вопросов: Важнейшие составляющие полезностей леса. Весомые и невесомые полезности леса. Санитарно-гигиенические и рекреационные функции леса. Утрата лесом полезных функций в результате лесных пожаров. Основная цель - показать многообразие полезностей, свойственных только лесу, и условность их деления на весомые и невесомые. В качестве примера привести продуктивность сосняков по древесине и живице (весомые полезности) и санитарно-гигиеническое воздействие на территорию (невесомые полезности). Показать, что в результате лесного пожара, особенно верхового, на многие десятки лет, а нередко и навсегда, перестают проявляться полезные свойства и функции леса.

Тема: "СОВЕТЫ СБОРЩИКАМ ГРИБОВ, ЯГОД, ЛЕКАРСТВЕННЫХ И ДРУГИХ РАСТЕНИЙ В ЛЕСУ"

Перечень вопросов: Смысл понятия "побочное лесопользование". Важнейшие сведения о местных видах лесных грибов, ягод, лекарственных растениях, цветах. Правила рационального (щадящего) сбора даров леса.

Основная цель - показать, что лес не только источник древесины, но и многих других полезностей, в частности пищевых продуктов, лекарственного и технического сырья. Обратить внимание на длительность роста и достижения возраста продуктивной зрелости, на быструю истощимость недревесного сырья при неумеренной, неправильной эксплуатации, привести на местном материале примеры сокращения ареала, обилия и урожайности отдельных видов растений из-за лесных пожаров и нарушения правил побочного пользования в лесу. "

Тема: "НА ТУРИСТСКОЙ ТРОПЕ"

Перечень вопросов: Общие сведения о туризме на территории административного района, лесхоза. Интенсивность рекреационной нагрузки на единицу лесной площади. Примеры нарушения туристами правил пожарной безопасности в лесу и причиненного ущерба. Комментарий к Правилам пожарной безопасности в лесах РФ. Рекомендуется дать краткую характеристику достоинств лесов на территории района, показать распределение нагрузки по территории, месяцам, дням недели (человек, автомашин на одну тысячу гектаров). Перечислить наиболее распространенные виды туризма - однодневный, многодневный, конный, пеший, на автотранспорте, организованный. На конкретных примерах продемонстрировать нарушение туристами и отдыхающими правил пожарной безопасности. В лесу. Особо остановиться на тех нарушениях, которые повлекли за собой лесные пожары. Привести и прокомментировать выдержки из Правил пожарной безопасности в лесах РФ. Показать непривлекательность лесных гарей для туристов и отдыхающих.

Тема: "ЛЕС - КЛАДОВАЯ ПРИРОДЫ"

Перечень вопросов: Кедр - важнейшая древесная порода. Кедровые леса - место обитания соболя, медведя, лося и других зверей и пернатой дичи. Водоохранная и почвозащитная роль кедровых лесов. Пищевые и целебные достоинства кедровых орехов. Ценность древесины кедра. Повреждаемость и гибель кедровых лесов в результате лесных пожаров, затрудненность и длительность возобновления кедровников.

По такой же схеме может быть разработан материал о сосновых, елово-пихтовых и других лесах.

В материалах на аналогичные темы необходимо стремиться показать незаменимость леса - источника только ему свойственных полезностей, утрачиваемых в результате лесных пожаров.

Тема: "ФАКТОРЫ ОПАСНОСТИ ПРИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ"

Перечень вопросов: Классификация лесных пожаров. Скорость распространения горения при лесных пожарах. Опасные факторы лесных пожаров. Меры безопасности в районах лесных пожаров.

Основная цель данной темы - ознакомить граждан, работающих в лесу, а также привлекаемых на тушение, с разновидностями лесных пожаров, скоростями распространения горения, с опасными факторами лесных пожаров, с правилами техники безопасности и мерами предотвращения несчастных случаев.

В своем большинстве лесные пожары сопровождаются интенсивным выделением тепловой энергии, газообразных веществ, дыма, влияют на прозрачность атмосферы, воздушные потоки в зоне их действия. Отрицательные последствия лесных пожаров, особенно крупных, колоссальны и проявляются в течение десятилетий. Всё это даёт основание считать крупные лесные пожары подлинным бедствием.

Экологическая беседа "Мусор - глобальная проблема".

Актуальность темы: Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Описание материала: В этом году передо мной встала задача рассказать ребятам о экологии нашего края. Предлагаю вашему вниманию несколько бесед о экологии, рассчитанных на детей 5-7 класса, так же этот материал может быть полезен учителям, воспитателям и родителям.
Рекомендации: Беседа сопровождается показом презентации (мультимедийное сопровождение), что позволяет полнее ощутить степень опасности от загрязнения нашего Дома-Земля. Начинается беседа с показа отрывка мультфильма " Валли", затем следует постановка проблемного вопроса. Вопрос можно обыграть или попросить детей задать его, или задать учителю (это зависти от класса).
Цель: Сформировать у детей знания о разнообразных видах бытовых загрязнений.Вызвать стремление деятельности школьников по защите природы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Задачи:
-изучить масштабность проблемы;
-проанализировать современные способы утилизации мусора;
-найти рациональные способы утилизации мусора.

Ход беседы.

Мультфильм следует остановить на 2 минуте и задать вопрос: "Что вы увидели в этом отрывке?"
Примерные ответы детей:
-горы мусора,
-пустая планета,
-робот, собирающий мусор...
Вопрос учителя: "Почему планета пуста, что произошло? В чем причина?"
Примерные ответы детей:
-люди улетели, потому что засорили планету и не смогли на ней жить.
А теперь загляните под ваши парты (обратите внимание на тротуар...или любой другой пример.., не найдется ли там работа для Валли?
Наш поселок возник в 1921 году, на берегу реки. Было построено несколько домов. Первые жители видели вокруг красивый лес, плодородные луга, ковры полей. Посёлок рос. И что же мы видим сейчас? В результате чего это произошло? ( Ответы детей)
Сегодня мы поговорим с вами о мусоре, попробуем разобраться на сколько опасен наш бытовой мусор.
Показ презентации.

Мусор-глобальная проблема.

2 слайд . На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год
3 слайд.
Причины возникновения мусора:

. рост производства одноразового использования;
Пример для наглядности: одноразовая посуда, которая используется в походах, на пикниках и дт.
. увеличение количества упаковки;
Пример для наглядности: коробка конфет. Чтобы добраться до горсточки конфет, мы сначала снимает пленку, затем открываем крышку коробки, потом убираем бумагу, и достаем конфетки из индивидуальных упаковок. В результате конфет всего 6-12 штук, и полное ведро мусора!
. повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Пример для наглядности: почти каждый день с экрана телевизора нам предлагают новинки телефонов, и у нас возникает желание купить новую вещь, хотя старый телефон- исправен и функционален. Куда же мы деваем старый телефон приобретя новый?
4 слайд. Твёрдые бытовые отходы (ТБО, бытовой мусор) - предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления
ТБО: бумага, стекло, пищевые отходы, пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, ТБО крупногабаритный (мусор - старая мебель, вышедшие из строя бытовая техника, автомобильные шины и др)
5 слайд. Условно весь производимый мусор можно разделить на 4 категории . (описание на слайде)
Инертный - Обладающий низкой химической активностью; с трудом вступающий в химические реакции.
Отходы также подразделяют по степени опасности для окружающей среды. Классификация идет по нарастающей от 5 класса до 1.
1 класс: Чрезвычайно опасные отходы. Угроза очень высокая, при таком уровне экологическая система необратимо нарушена период восстановления отсутствует.
2 класс: Высоко опасные отходы. Угроза для окружающей среды высокая. Восстановление экологического баланса возможно через 30 лет.
3 класс: Умеренно опасные отходы. Экологическая система нарушена. Восстановление экологической системы возможно не менее, чем через 10 лет после уменьшения или устранения вредоносного источника.
4 класс: Мало опасные отходы. Воздействие на экологию присутствует. Восстановление экологии не менее, чем 3 года.
5класс: Практически не опасные. Воздействия на экологию нет.
6 слайд. Строительные и бытовые отходы


Строительные отходы. Данный вид отходов образуется в процессе строительных и монтажных работ различного назначения, в частности строительства крупных объектов, дорожных работ, а также при демонтаже и сносе помещений. Чаще всего к таким отходам относят застывшие растворы кусковой формы, щебень, битый кирпич, арматура, древесный мусор, лом металлов и другие. Данные отходы относят к категории 3-4 класса опасности.
Бытовые отходы.

Бытовые отходы образуются в процессе жизнедеятельности человека, как правило, в учреждениях, жилых комплексах, частных секторах, муниципальных учреждений и так далее. К данному виду мусора принято относить пищевые отходы, пластмассу, бумагу, мебель, стекло, одежду и другие бытовые отходы. Такого рода мусор имеет 4-5 класс опасности.
7 слайд. Промышленные стоки Промышленные отходы.

Это различного рода отходы, которые образуются а результате производственных работ и технологических процессов. Мусор имеет 2-3 класс опасности.
Помимо отходов, образующихся в результате деятельности населения и предприятий, к сточным водам относятся также воды, образование которых стало следствием выпадения различных атмосферных осадков на территории объектов промышленности и населенных пунктов.
Различные органические вещества, содержащиеся в стоках, при попадании в водоемы начинают гнить и вызывают ухудшение санитарного состояния как самих водоемов, так и окружающего воздуха, а также становятся источниками распространения болезнетворных бактерий.
Поэтому важнейшими вопросами охраны окружающей среды являются водоотведение и очистка сточных вод, позволяющие предотвратить нанесение вреда здоровью населения и экологической ситуации населенных пунктов.
8 слайд. Химические соединения и резина

Химическое - загрязнителем являются вредные химические соединения. 1 класс опасности.
9слайд . Материалы упаковки (полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, алюминиевые банки)
10 слайд. Путей утилизации придумали три (описание на слайде)
Упражнение " Мой портфель"
(индивидуально, в группах, всем классом)
Дети достают из своих портфелей вещи, предметы и сортируют их, раскладывая отдельно предметы сделанные из дерева (бумаги), металлов, ткани, стекла, пластмасс. Под руководством учителя записывают данные в таблицу, выписывая содержимое портфеля в соответствующие графы. Далее обсуждение: много ли изделий и из какого они материала? Как долго будут служить эти вещи? Как быстро они попадут на свалку? Можно ли что то сделать, чтобы они не стали мусором?

11слайд. Свалки самый антиэкологичный способ переработки мусора.

Ри обычной свалке из неё вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берёт на себя» 20 % эффекта потепления климата)
В тетрад ь:
1.Ядовитые вещества проникают в подземные воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей.
2.В результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы
3.На свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол и прочие ядовитые вещества.
12слайд. При устройстве мусорной площадки учитывается:
-роза, ветров в районе свалки;
-расстояние от населённых пунктов, водоохранных и природоохранных зон;
-водопроницаемость грунтов;
-площадь территории, отводимой под свалку (площадь должна быть достаточной для приёма мусора в течение длительного времени);
-расположение, удобное для подъезда транспорта
13 слайд. Как вариант свалки предлагается полигон для хранения ТБО- это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой плёнки, в которой уплотнённые слои ТБО пересыпаются слоями почвы. Объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.
Свалка нашего поселка отвечает всем требованиям? Почему?
14 слайд. Несанкционированные свалки (Где данные свалки можно увидеть в поселке? вблизи него?)
1.Уродует ландшафт.
2.Создает угрозу для здоровья людей:
-размножающиеся грызуны, являются переносчиками инфекционных заболеваний;
- токсикологическая опасность от выделяющихся метана, сернистого газа.
3.Выделяющийся биогаз создает взрыво- и пожароопасную ситуацию.
4. Заражение почвы и грунтовых вод соединениями мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля.
15 слайд. Строительным мусором засыпают овраги и я мы.
-Во-первых, такие свалки дренируют, чтобы не допустить проникновения вод со свалки в подземные водоносные горизонты.
-Во-вторых, их вентилируют, чтобы не допустить образования горючих и ядовитых газов.
-В-третьих мусор на свалку насыпают так, чтобы её поверхность была ровной.
16 сайд. Сжигание отходов.

Вред:
-в огромном количестве выделяются вредные или ядовитые химические соединения.
-не весь мусор горит
-мусор содержит много влаги и трудно- сгораемых материалов
17 слайд: Существуют заводы по сжиганию мусора: 1 т мусора может дать 400 КВт-час (энергия- горячий пар). Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Хотя в Вене был построен экологичный мусоросжигательный завод.

Здании с золотистыми сферическими куполами, высокой башней-трубой и пестрыми стенами находится мусоросжигательный завод Шпиттелау (творение Хундертвассера) который стал органичным элементом городского пейзажа, образцом высоких экологических стандартов и популярным туристическим объектом. Мусоросжигательный завод Шпиттелау - редкое сочетание практичности и красоты. Завод может утилизировать 265 000 тонн мусора ежегодно. Электроэнергию для своих нужд он вырабатывает самостоятельно. Кроме этого, он подаёт тепло в 60000 венских квартир. Зеркальные золотые шары, венчающие заводские трубы – это не просто броский архитектурный декор, а эффективные фильтры, которые удаляют из дыма тяжелые металлы, кислоты и диоксид серы. Эти устройства обошлись казне очень дорого (стоимость проекта возросла из-за них почти вдвое), но на их установке настоял сам автор проекта. Теперь в окрестностях завода нет никаких неприятных запахов.
18 слайд: Вторичное использование наиболее ресурсосберегающий путь.

Но здесь существует ряд проблем:
-Первая проблема: мусор необходимо рассортировать. На переработку, нужны инвестиции, чтобы мусороперерабатывающие заводы становились экономически рентабельными.
-Вторая проблема: доставка мусора к месту переработки.
-Третья проблема: мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции. Хотя перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё - бумагу, стекло, пла¬стик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос.
19 слайд. Кроме того
1.Промышленные отходы - нельзя уничтожать вместе с бытовым мусором ,
-пестициды, ртуть и её соединения – отходы химической промышленности;
-радиоактивные отходы, образующиеся на атомных электростанциях;
-мышьяк и его соединения - отходы металлургических производств и тепловых электростанций;
соединения свинца – отходы нефтеперерабатывающей и лакокрасочной промышленности и др.
20 слайд. 2.Бытовые отходы - которые после их использования становятся спецотходами.
-Батарейки;
-неиспользованные медикаменты;
-остатки химических средств защиты растений (ядохимикатов);
-остатки красок, лаков и клеев;
-остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);
-остатки средств бытовой химии (средства для чистки, дезо¬доранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебе¬лью);
-ртутные термометры.
21 слайд. Ликвидация (утилизация) спецотходов регламентируется строгими правилами и нормами :
-Сжигание на специальных установках,
-Размещение на специальных на полигонах
-Хранение на поверхности земли в водонепроницаемой платформе толщиной до 3 м.
22слайд. Переработка ТБО в России составляет не более 2 % одна из причин недостаточная экологическая культура населения. Ведь нам проще выкинуть мусор в общий контейнер, чем рассортировать его. А самый грязный мусор - это пищевые отходы . Они разлагаются и загрязняют собой другой, и его становиться сложнее перебрать.
22слайд. Естественное разложение мусора:
-бумаги - от 2 до 10 лет,
-консервной банки - 90 лет,
-фильтра от сигареты - 100 лет, полиэтиленового пакета - 200 лет, пластмассы - 500 лет,
-стекла - 1000 лет.
24слайд. Как мы уже говорили- самый экологичный способ избавления от мусора- это его вторичная переработка. Ваши варианты (дети приводят примеры вторичного использования мусора)
-Голландцы строят остров из мусора в Тихом океане
-Строят дома из бутылок (стекло)
-Возводят заборы, Создают скульптуры
25-27 слайд: Вторичное использование отходов (примеры на слайде)
Упражнение " Полезный мусор"
(фронтально)
Найти на картинках или в своих вещах мусор, который можно сдать на переработку.
Игра "Сортировка мусора."
(в группах)
Дети в группах сортируют мусор на фракции, сами решая, какие именно фракции выделять. Возможно заменить "настоящий" мусор карточками. Обсуждение итогов работы.

28слайд. Активное загрязнение окружающей среды привело к глобальной экологической проблеме – разрушению среды существования человечества.
29 слайд. Давайте придумаем правила, которые мы будем выполнять, что бы наша планета оставалась чистой.
1.Бросайте мусор только в контейнеры;
2.В поход по магазинам захватите с собой хозяйственную сумку;
3.Старайтесь покупать моющие средства, не содержащие фосфаты;
4.Не выбрасывайте мусор в раковины и туалеты;
5.В качестве органических удобрений используйте компост и навоз;
6.По возможности покупайте напитки в стеклянных бутылках;
7. Старайтесь избегать покупки одноразовых предметов.
30 слайд.
-Оправдан ли научно-технический прогресс? Ведь улучшая условия нашей жизни, он неминуемо ведет к катастрофе природную среду.
-Все увеличивающееся антропогенное давление в конечном итоге может привести к исчезновению человечества как биологического вида.
-И одной из причин этого является мусор…
Упражнение "Альтернатива"
(в группах или всем классом)
Нужно предложить альтернативы различным вещам, которые очень быстро становятся мусором. Как их можно сделать по-другому, чтобы мусора стало меньше?
-пластиковый пакет для молока, кефира
-одноразовая посуда
-пластиковая бутылка из под лимонада
-батарейки
-другое, из того, что в процессе беседы называли сами дети.

Итоговое обсуждение.
Нашу цивилизацию иногда называют цивилизацией отходов. Еще ни когда в истории человечества свалки не росли столь стремительно!Если мусор землян за один год складывать в одном месте, то образуется настоящая гора, как Монблан. Что же мы с вами можем сделать, чтобы хотя бы в нашем поселке не пришлось трудиться Валли?

Экологическая беседа на тему "Поможем природе"

Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе.

Ход беседы:

Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)

Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».

А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)

Один из школьников читает стихотворение:

Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
(Н.Кутов)

Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.

Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М.Миршакар)

Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.

У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка- в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
(П.Воронько)

Ранней весной можно увидеть такую картину.

Ученик.

Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
(Ф.Сологуб)

Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.

Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.

Какой-то мальчишка поранил березку,
Изрезал ножом на березке бересту.
Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
(В.Суслов)

Запомните!

Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.

Как вы понимаете пословицу: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади?»

Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?

Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
(Е.Благинина)

Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях - растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений детей, особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости, сострадания, долга, ответственности.)

Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.

Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.

Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.

Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)

Найдутся дела у школьников и летом.

А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?
Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:

Сорную траву - из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.

Какие вы знаете сорные растения?

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник )

Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник )

Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива )

Крапива - коварная трава.

Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых - всех кусает,
Никого не пропускает!

Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.

Ожидаешь урожая -
Не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь -
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь!
(Т.Белозеров)

Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)

Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.

Знаете ли вы, что…

Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.

Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)

Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)

Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.

О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)

«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.

Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.

В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.

Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.

Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» - настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.

Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.

В ветвях старого дуба- хранителя родничка - появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.

Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».

Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.

Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.

А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)

Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «радостные минуты».

«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!

В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!

На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.

Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»

Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.

Сегодня мы услышим рассказ о том, какую помощь оказали школьники природе в нашем городе. (С краткой информацией, основанной на конкретных примерах, выступает представитель Комитета по экологии. Беседу можно сопровождать показом диафильма «Что должен знать и уметь юный защитник природы».)

В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М.Андронова:

Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем завлечь.
Охранять зорко нашу природу -
Это Родину, значит, беречь.

Список использованной литературы

    Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – Урал: ГАРК, 12010.

    Хафизова Л.Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. – 2008. – №8.

    Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. – 2009. – №3.

    Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –Ярославль: Академия развития, 2007.

Тема: «Наш дом»

Беседа об экологии.

Цель: Формировать у детей представление о том, что представляет собой окружающий нас мир, расширить знания детей о природе.

Ход занятия.

«Ох, какая сегодня плохая экология», - говорит мама, стиснув виски руками, от нее у меня разболелась голова». «Да» ,- соглашается папа, - экология у нас совсем никудышняя, об этом и в газетах пишут все время и по телевизору говорят и показывают. Надо её исправлять».

Кто же такая это экология, от которой у мамы разболелась голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? Громко кричала или капризничала? И если она такая плохая, зачем о ней пишут в газетах? Может она похожа на Фрекен – Бок из мультфильма, которую показывали по телевизору и которую «низводил» Карлсон? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?

Спроси у папы или у мамы, что такое экология. Может быть они скажут? «Это когда все вокруг плохо, нечем дышать, воду нельзя пить, а продукты есть». «Но тогда за что же наказывать эту таинственную экологию, в чём она виновата?» - спросишь ты и будешь абсолютно прав. Экология ни в чём не виновата. Во всем, что случилось с природой, виноват человек.

Но для того чтобы понять, почему так произошло, давайте сначала выясним, что же такое «экология». Слово это не русское, а греческое. И переводится слово «экология», как наука о доме. Но дома-то бывают разные. Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, крышей, дверью, окнами, полом. Но как только мы выходим за порог такого дома, то оказываемся в другом – необъятном, общем для всех людей доме. Имя ему – природа.

Можем ли мы жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, солнца? Если сможем, то перестанем быть людьми, а превратимся в каких-нибудь других существ. Когда-то ученые предлагали строить дома-города, в которых все, что человеку нужно, находится под одной крышей. Здесь он работает, здесь отдыхает. Но чем больше становятся наши города. Чем выше дома, чем больше асфальтированных улиц, тем чаще нам хочется подышать запахом леса, луга, послушать пение птиц, уехать подальше от удушливого воздуха городов. Потому что там, за городом, наш настоящий дом – природа. Дом без которого нам не прожить.

Но вернемся к экологии. Мы с вами знаем, что в доме нужно как можно чаще убираться (даже если совсем не хочется это делать), разводить цветы, не сорить, не ломать мебель, не сливать жирную воду в раковину, выносить мусор каждый день. Но если природа – тоже наш дом, то и здесь уместны такие же правила. Нужно убирать за собой после отдыха в лесу, беречь цветы, не сорить, не ломать деревья, не сливать грязную воду в реки, не топтать траву. Читая книги по экологии вы узнаете, почему заяц в лесу белый, а летом серый, для чего у него такие зубы, уши, почему он косой, чем питается, где живет и кто может его скушать.

В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Да и пол под тяжестью самых толстых жителей не должен провалиться. Если развалим стены – упадет крыша, от дома ничего не останется.

Природа, как мы уже выяснили, - дом особый. Внутри него все очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные с другими животными, а все вместе с ласковым солнцем, землей, водой. Нарушим эти связи – словно стены упадут в нашем доме. Какое-то время он ещё простоит, но потом начнет разрушаться. А чтоб этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. Помогает все это узнать теперь знакомая наука экология.

Ученые говорят, что экология – это наука, которая изучает. Как связаны растения, животные (живые организмы) между собой и с окружающей средой.

С растениями и животными все понятно: они могут питаться друг другом, жить вместе, помогать друг другу. А вот что такое « окружающая среда»? Когда говорят среда, подразумевают и все, что есть вокруг нас, в том числе и природу. А она вокруг нас. А в плену у природы в какой-то степени люди были всегда, потому что они - её часть. И никогда не верь, если тебе скажут, что человек – это царь природы, её хозяин. Миллиарды лет существовала природа без человека, и если он не изменит к ней своего отношения, то в будущем может поплатиться. А вот человек без природы не жил никогда, ни одной минутки. Поэтому нельзя плохо относиться к природе, разрушать свой дом. Природу нужно беречь, бережно относиться к ней.

  • Что такое окружающая среда?
  • Какая среда их окружает?
  • Почему её надо беречь?

  • Рожкова Марина Владимировна