В чем состоит рекреационная функция животных. Рекреация - это восстановление сил человека. Изучение эффективности рекреации

Требует от человека немыслимой физической и моральной отдачи. Но не всё же работать! Если среднестатистическому работнику хотя бы раз в год не дать отпуск, не позволить хорошенько отдохнуть, то и результат его работы будет плачевным. В удовлетворении таких, не чуждых каждому из нас потребностей, и состоит суть понятия "рекреационная деятельность".

Что это такое?

К рассматриваемому нами понятию можно подобрать множество толкований. Итак, под рекреацией чаще всего имеют в виду:

  • процесс воссоздания человеческих сил (как физических, так и психологических), которые люди расходуют в процессе своей трудовой деятельности;
  • улучшение состояния здоровья и трудовой способности;
  • времяпрепровождение в период отведённого ежегодного отпуска;
  • отдых после трудовых будней или учебных занятий и между ними и т. п.

Иными словами, это тот комплекс действий, который помогает человеку пребывать в активном рабочем состоянии на протяжении всего года. Отсюда становится понятным, что рекреационная деятельность напрямую зависит от наличия свободного от выполнения своих рабочих (или иных) обязанностей времени у человека.

Краткий экскурс в историю

Понятие рекреации, по сути, родилось ещё во времена античности (V-І века когда на берегах Греции и Рима начали появляться первые курортные города. В люди ассоциировали отдых с оздоровительными процедурами, которые помогали вернуть здоровье их телам, а соответственно, и их здоровый дух. Для этого чаще всего использовались лечебные грязи, термальные родники, источники целебных вод и т. п. А вот в XVIII веке отдых приобрёл черты активности. Рекреационная деятельность народов тех времён - это, в первую очередь, охота, а уж потом и физические нагрузки, в частности: пешие походы, езда верхом, танцы, физкультура и всевозможные спортивные игры.

Но ХХ век вместе с технологическим прорывом принёс жителям нашей планеты не только массу неперерабатываемого мусора, но и немыслимые атмосферные и психологические нагрузки. Всё это способствовало быстрой утомляемости и снижению общей двигательной активности человека. В такой напряжённой обстановке рекреационное использование своего времени стало для людей едва ли не одним из самых важных направлений их жизнедеятельности. И это задача не только каждого отдельно взятого человека, но и государства в целом.

Классификация

Систематизация видов рекреации, ввиду своей сложности, комплексности и многообразия, является довольно-таки диверсифицированной. Но все разновидности этого понятия можно разделить на четыре основные группы:

  • лечебно-курортная;
  • спортивно-оздоровительная;
  • развлекательная;
  • информационно-познавательная.

Но нельзя вот так просто взять и чётко провести грань меду этими группами - все виды рекреационной деятельности взаимосвязаны, что, в принципе, продиктовано всем нам современными условиями жизни. Человек, предпочитающий по тем или иным причинам один из этих видов рекреации, всячески старается с максимальной пользой провести свое свободное время, а потому обращается и к другим доступным для него способам времяпрепровождения. В продолжение статьи мы постараемся понять принципиальную разницу между всеми перечисленными типами рекреации.

Лечебно-курортная деятельность

В основе такого отдыха лежит использование любого рода ресурсов матушки-природы: климатических условий, целебных источников воды, грязей, озокеритов, солей и прочих натуральных источников здоровья. Поскольку такой отдых непосредственно связан с медициной, он считается самым регламентированным способом проведения свободного времени. А всё потому, что условия такой рекреационной деятельности обязаны отвечать всем медицинским и биологическим стандартам. Человек, избравший для себя столь полезный досуг, должен неуклонно следовать предписаниям врачей.

Государственное регулирование

Данный вопрос нельзя раскрыть полностью, не упомянув о таком понятии, как земли рекреационного назначения. Согласно законодательству, к ним относятся территории, предназначением которых является:

  • массовый туризм;
  • отдых;
  • проведение определённых спортивных мероприятий;
  • защита и выполнение санитарно-гигиенических функций (пригородные «зелёные зоны» и т. п.).

В первую очередь земли рекреационного назначенияесть не что иное, как территории под домами отдыха, пансионатами, санаториями, кемпингами, турбазами, детскими лагерями; пригородные земли территорий под зелёными насаждениями; парковые и лесопарковые зоны и т. п.

Данные земли подлежат особой охране со стороны властей, поскольку, занимая относительно небольшую площадь нашего государства, они являются самым богатым источником реабилитационных возможностей для людей.

Спортивно-оздоровительная рекреационная деятельность

Подобного рода туризм отличается особым разнообразием, но львиную долю в нём (до 80%) всё же занимает отдых у воды. Большинство современных туристов отдают предпочтение пассивному отдыху, то есть загоранию на пляжах и купанию.
Помимо этого есть ещё и более активные его виды: вело-, мото- и автотуризм, водный, пешеходный, горно-лыжный, конный, комплексный и т. п. При этом цель такой рекреации может быть какой угодно: от спортивной до исследовательской.

Наиболее выгодным в материальном плане является не требующий от человека ни покупки какого-либо дорогого оборудования, ни оплаты услуг шикарных отелей и гостиниц. Всё, что необходимо сделать, так это вступить в какой-либо туристско-рекреационный клуб или организовать его самостоятельно. Стоит отметить, что такой способ проведения досуга считается наиболее доступным - его могут позволить себе даже социально незащищённые слои населения, будь то дети, старики или малоимущие. Ввиду этого подобного рода туризм становится не просто хобби, а всемирным движением, которое поддерживают люди со всех уголков света.

Рекреационно-развлекательная система

Понятие это довольно растяжимое, но в основном к данному типу рекреационной деятельности относят всевозможные гуляния, игры, празднования, балаганы, фольклорные театральные выступления, хороводы и т. д. Другими словами, это все те формы развлечений, которые, сформировавшись ещё в далёком прошлом, до сих пор занимают особое место в быту каждого человека. Хотя такое толкование отходит на второй план, когда мы вспоминаем о всех прелестях современной жизни: компьютерах и другой неотехнике, Интернете, огромных культурно-развлекательных центрах и т. п. Сфера развлечений стала столь популярной, что в этой области можно уверенно отнести к отдельному сектору экономики.

Что такое рекреационная типа?

Этот вид рекреации может быть как отдельным, так и «встроенным» элементом вышеперечисленных способов отдыха. Подумайте сами. К этому типу можно отнести туры по местам мирового культурного наследия, к примеру, обзор памятников архитектуры, древних строений, мест ведения раскопок старинных цивилизаций и т. п. Согласитесь, такой информационный туризм вполне можно совмещать с курортным или оздоровительным. Развитие данной сферы напрямую зависит от уровня образования и культурны нации, степени развития информационного пространства и транспортной системы в стране.

Понятие «Рекреации»

Определение и понятие рекреации

Напряжённый режим учёбы, ускоренный ритм жизни, стрессы, нагрузки - причины, вызывающие у студентов и преподавателей утомление, переутомление, а значит, оба эти фактора ведут к снижению потенциала здоровья людей. В целях предотвращения такого состояния рекомендуется отдых в загородной зоне или в санаторно-курортных местах. Наша задача в данном материале четче обозначить рекреационный вопрос, тем более, что исследований, проводимых по этой проблеме, очень мало, а имеющиеся носят чисто информационный характер.

Итак, «рекреация» (recreo, avi, atum, are) в переводе с латинского языка на русский означает: воссоздавать, восстанавливать, обновлять освежать, recreari e morbo - выздоравливать. Энциклопедисты характеризуют рекреацию как отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, определяют её как деятельность человека в свободное от работы время с целью восстановления, укрепления физических, духовных сил и всестороннего развития личности, в основном, с помощью природных факторов на специально предназначенных для этого территориях, находящихся вне места постоянного жительства. В нашем университете такой территорией является оборудованный новейшей медицинской техникой санаторий-профилакторий, где сотрудники вуза всегда могут поправить свое здоровье

Что понимается под рекреацией?

Безусловно, рекреация - это собирательное понятие. Она охватывает широкий круг проблем, связанных с санаторно-курортным лечением и всеми видами активного оздоровительного отдыха: занятия физической культурой, туризмом, экскурсиями и т.д. В то же время она предполагает комплексный подход к их изучению, организации и перспективному планированию. В этом значении данный термин употребляется с 60-х годов ХХ века и предполагает кратковременную рекреацию - с возвращением на ночлег в места постоянного проживания (использование внутригородских и пригородных зеленых зон) и длительную рекреацию - с ночлегом вне места постоянного проживания.

Если для организации кратковременного отдыха должны быть отведены места в населенных пунктах любой климатической зоны, то для организации длительного отдыха определяющим в выборе территории становится наличие условий - бальнеологических и климатических.

Как известно, свободное время в течение года подразделяется на ежедневное, еженедельное и ежегодное. И отдых, как основная функция свободного времени, в свою очередь, подразделяется на кратковременный (ежедневный, еженедельный) и длительный (ежегодный, в период отпуска). Особую значимость имеет кратковременный отдых. Его преимущество состоит в том, что он не связан с резкой переменой климата, и отдыхающий в таком случае не нуждается в акклиматизации к новым природным условиям.

В медицинской и оздоровительно-физкультурной практике термин «рекреация» появился совсем недавно. Однако он широко использовался и используется в санаторно-курортной системе.

Санаторий (от латин. sanare - лечить, оздоравливать, исцелять) - лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для лечения больных преимущественно природными факторами (климат, минеральные воды, лечебные грязи, морские купания и др.) в комплексе с физиотерапией, психотерапией, лечебной физкультурой, диетотерапией с учетом соблюдения лечебного и двигательного режимов.

Такое комплексное оздоровление даст возможность пациенту укреплять и сохранять здоровье, повышать устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Каковы функции рекреации?

Рекреация в научном смысле имеет свои функции, в том числе медико-биологическую, воспитательную (социально-культурную) и экономическую. В медико-биологической функции различают два аспекта: санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых. Оба предполагают восстановление работоспособности и снятие у человека нервно-психического напряжения с помощью естественных факторов природы, средствами физической культуры, психотерапевтическими и физиотерапевтическими методами оздоровления, а также культурно-развлекательными мероприятиями.

Воспитательная функция определяет познавательную рекреационную деятельность, связанную с осмотром новой территории, природного ландшафта, предполагает знакомство с памятниками и другими культурно-историческими ценностями.

Экономическая функция - это возможность вследствие рекреационных мероприятий обеспечивать простое расширенное воспроизводство рабочей силы. Благодаря активному отдыху, у пользующегося санаторными услугами повышается производительность труда, увеличивается период сохранения полной работоспособности, снижается уровень заболеваемости.

Следует заметить, что провести четкую границу между этими функциями трудно. Они связаны между собой и дополняют друг друга.

В понятие «рекреация» входят:

  • - рекреационная система, включающая санатории, дома отдыха, пансионаты, туристические базы, спортивно-оздоровительные лагеря и площадки, другие объекты для активного отдыха;
  • - рекреационное районирование, предусматривающее выделение специальных зон для активного отдыха, степень развития рекреационных функций и плотность рекреационных объектов;
  • - размещение и соотношение объектов активного отдыха в рекреационной специальной среде, в том числе территориальной. При гигиенической оценке качества территории, отводимой для рекреации, необходима оценка климата и качества определяемых сред (воздуха, воды, почвы) для развития видов рекреации и определения устойчивости среды к антропогенной нагрузке.

При проведении рекреационной деятельности необходимо использовать различные формы занятий физической культурой, туризмом, спортом, художественной самодеятельностью, техническим творчеством. Важным фактором успешной рекреационной деятельности являются:

  • - уровень образовательной подготовки работников этой сферы;
  • - профессионализм врачей, инструкторов физической культуры, культурно-просветительных работников;
  • - наличие специальных территориальных зон для рекреационной деятельности (внутригородских, пригородных), условий для проведения занятий и культурно-развлекательных мероприятий;
  • - наличие у людей потребности заниматься рекреационной деятельностью, в том числе физической культурой и развлекательным отдыхом;
  • - доступность выполнения предлагаемых форм занятий рекреационной деятельностью, которые могли бы успешно применяться и в свободные от учебной, трудовой, научной, спортивной деятельности часы.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать заключение, что рекреация - это собирательное понятие и отражает в основном активный отдых человека вне трудовой, учебной, научной, спортивной и других видов деятельности, лучше всего в специально предназначенных для этого условиях - санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях. При проведении лечебно-профилактических мероприятий, при тех или иных заболеваниях необходимо использовать рекреацию и ее разновидности в комплексе с естественными факторами природы, физическими факторами, психотерапией, а также с учетом лечебного и двигательного режимов, пола, возраста и функциональных возможностей организма.

При этом следует помнить, что рекреация, как один из видов комплексного лечения является патогенетическим механизмом воздействия, так как направлена на улучшение функций многих систем организма, особенно на ускорение механизмов адаптационных процессов.

Проблема рекреации, в том числе физической рекреации, нуждается в тщательном изучении и разработке со стороны органов здравоохранения, физической культуры, образования, научных и учебных учреждений. Для этого необходимо привлечь специалистов физической культуры, врачей, в том числе курортологов, педагогов, физиологов, социологов и самих студентов.

Провести по данной проблеме научно-методические и научно-практические семинары, конференции, как для преподавателей, так и для студентов, не только в высших и средних специальных учебных заведениях, но и в санаториях, домах отдыха и т.д.

Временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).

Временный выезд людей с постоянного места жительства в вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма», 1994).

Деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года, в целях отдыха, деловых и прочих.

Особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретных объектов или удовлетворения специализированного интереса.

Вид путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских или специализированных целей. «Туризм - один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта» (Манильская декларация по мировому туризму).

Движение (перемещение), нахождение вне постоянного места жительства и аспект временности пребывания в объекте интереса. Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.) провозгласила: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения».

Форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально-гуманитарные функции туризма: воспитательную, образовательную, оздоровительную и спортивную. 270

Популярная форма организации отдыха, проведения

Разработать и издать по данной проблеме учебники, учебно-методические пособия, монографии и другую литературу.

При гуманитарных вузах открыть кафедры рекреации и здоровья человека, а при медицинских пунктах, санаториях-профилакториях вузов - кабинеты рекреации и психологической разгрузки досуга.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ПензГТУ)

Реферат на тему

Виды рекреационной деятельности

Выполнила: студентка гр.12СО1Б

Лопатова Ирина Вячеславовна

Приняла: Осипова Наталья Владимировна

Пенза, 2014

Введение

Необходимым условием полноценной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, восстановления сил, здоровья, запаса энергии, всестороннего развития духовного мира человека, а также условием продолжения общественного производства, наряду с отдыхом, является такой вид деятельности как рекреация. На наш взгляд наиболее полно отражает сущность рекреации определение, в котором рекреация понимается как процесс совершения деятельности, осуществляемой на специализированной территории с вовлечением рекреационных ресурсов, результатом которой является восстановление сил человека (рекреанта). Из вышесказанного можно выделить объект и субъект рекреации. Совокупность природно-климатических и социокультурных условий для рекреационной деятельности человека - объект рекреации, а рекреанты (люди), ведущие рекреационную деятельность - субъект рекреации.

Рекреация (лат. recreatio -- восстановление) -- комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека.

Понятие охватывает все виды отдыха -- санаторно-курортное лечение, туризм. Восстановление эмоциональных и психологических сил, здоровья и трудоспособности путём отдыха вне жилища: на лоне природы, в туристической поездке и т. п.

Цель реферата: изучить виды рекреационной деятельности и перемещений людей в пространстве. Следует выявить задачи: виды, понятие и значение рекреационной деятельности.

Специализированными предприятиями для рекреации считаются санатории, профилактории, пансионаты и другие. Понятие стало использоваться в 1960-х годах в физиологической, медицинской, социально-экономической литературе, по проблемам восстановления сил и здоровья рабочих. Рекреационная деятельность - управленческие и экономические меры, направленные на использовании свободного времени для оздоровительной, лечебной и культурной деятельности.

Рекреационная деятельность - это деятельность человека в свободное от работы время. Она организуется в рамках рекреационной отрасли в санаториях, пансионатах, домах и лагерях отдыха, в туристических учреждениях и т.п. Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины - рекреационной географии. Рекреационная деятельность определяется тремя факторами: рекреационными потребностями, рекреационными ресурсами и наличными денежными ресурсами. Коллектив ученых, выделяет рекреационную деятельность как «деятельность людей, направленная на расширенное воспроизводство их живых сил и характеризующая относительным разнообразием поведения людей и самоценностью процесса».

1. Понятие рекреационной деятельности

рекреационный туристский пространство перемещение

Рекреационная деятельность - деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил человека и характеризующаяся разнообразием поведения людей и самоценностью её процесса.

Жизнедеятельность человека делится на 2 группы: рабочее и внерабочее (свободное) время. Последнее тратится на удовлетворение биологических потребностей, домашний труд, и рекреационную деятельность.

Общественные функции рекреационной деятельности:

медико-биологические (лечение и оздоровление);

социально-культурно-воспитательные (развитие способностей личностей);

экономические (воспроизводство трудовых ресурсов, увеличение занятого населения).

Аспекты свободного времени:

Хронологический - изучение количества свободного времени.

Структурный - обуславливается ритмами жизнедеятельности (суточные, недельные, годовые) субъекта, располагающим свободным временем. Чтобы в идеале использовать эти ритмы, необходимо создание общей интеграции рекреационной среды, которая включает:

ближайшее окружение (рекреационная зона жилья);

пригородные парки, которые обслуживают городские агломерации (зелёные зоны);

специальные районы отпускного цикла.

Аксеологический (ценностный) - изучение роли и места свободного времени в обществе.

Функциональный - назначение видов рекреационной деятельности:

восстановительные функции: рекреационно-лечебные и рекреационно-оздоровительные занятия;

функции развития: рекреационно-спортивные и рекреационно-познавательные занятия.

Циклы рекреационной деятельности - обособленные во времени устойчивые комбинации повторяющихся занятий.

Спрос на рекреационную деятельность определяется рекреационными потребностями людей, подкреплённый их платёжеспособностью и выраженными в форме реальных требований к организаторам отдыха, с другой стороны - системой имеющихся предложений.

Поэтому спрос отражает лишь часть потребностей-- в нем не приняты во внимание, во-первых, общественные потребности, во-вторых, потребности для удовлетворения которых еще не создана система предложений (чаще всего это новые потребности), в-третьих--потребности, подавленные неблагоприятным соотношением доходов субъекта и ценой предложения. Поэтому при долгосрочном планировании и прогнозировании нельзя ограничиться лишь анализом спроса.

Потребность в том или ином виде рекреационной деятельности выступает в спросе как требование средств и условии деятельности. Можно говорить, например, о существовании спроса на отдых у моря, а в связи с этим и на благоустроенные средства размещения и на пляж.

Платежеспособный спрос формируется множеством социально-экономических факторов, в том числе и такими, как мода. Однако основным определяющим его фактором является соотношение дохода субъекта и цены предложений.

Потребность - требующая удовлетворения нужда человека в том или ином объекте (материальные, духовные, биологические, и др.) Рекреационные потребности могут быть общественные, групповые, личные.

Общественные рекреационные потребности. При определении сущности этих потребностей необходимо учитывать задачи, стоящие перед нашим обществом: сохранение здоровья людей, повышение уровня жизни всех членов общества, формирование личности в соответствии с общественными идеалами, развитие народного хозяйства и др. На одно из первых мест выступает формирование нового человека. В соответствии с этим общественные рекреационные потребности можно определить, прежде всего, как потребности общества в восстановлении физических и психических сил, а также всестороннем развитии всех его членов.

Групповые рекреационные потребности. Эти потребности занимают промежуточное положение между общественными и личными. Особый интерес представляет содержание потребностей больших и малых групп людей, которые для географов часто выступают и как некоторые территориальные общности. К ним относится население городов, поселков, деревень, коллективы заводов и учреждений, высших учебных заведений, школ и, что особенно важно, семья.

В условиях современного общества не отдельный индивид, а семья становится основным потребителем рекреационных услуг. Поэтому организаторам рекреационной деятельности приходится учитывать специфические рекреационные потребности семей. К ним относятся потребности в воспитании и укреплении здоровья детей, в отдыхе в каникулярное время учащихся, в восстановлении здоровья одного из членов семьи, когда личные потребности других ее членов отходят на второй план, потребность в жилище, рассчитанном на проживание в нем не одного человека или группы не связанных друг с другом людей, а семьи.

Личные рекреационные потребности. Диапазон личных потребностей, удовлетворяемых путем рекреационной деятельности, довольно широк. Среди них можно выделить следующие: потребности в благоприятной природной среде, здоровье, общении с другими людьми, развлечениях, снятии утомления, творческой деятельности, смене видов деятельности и месте ее проявления, в познании мира, что тесно связано с потребностью в удовлетворении любознательности и первооткрывательстве, в преодолении препятствий, удовлетворении эстетических потребностей.

Мы уже говорили, что потребности человека удовлетворяются через его практическую деятельность. В ходе ее у людей вырабатываются определённые стереотипы поведения. Это относится и к рекреационной деятельности.

Каждой рекреационной потребности соответствует определённое множество рекреационных занятий, и люди при описании своих потребностей оперируют уже сложившимися наборами этих занятии. При этом одно занятие может быть связано с необходимостью удовлетворения нескольких потребностей. Так, «катание на лыжах» скрывает в себе потребность в снятии утомления после однообразной работы, в физическом развитии, в общении с природой.

Связи между группами рекреационных потребностей. Деление рекреационных потребностей на общественные, групповые и личные не может быть жестким и безоговорочным. В самом деле, личные потребности тесно связаны с групповыми и общественными, они меняются вместе с изменением общества. Последнее формирует у людей новые, более прогрессивные потребности, стремится, чтобы личные, групповые и общественные потребности согласовывались.

2. Виды рекреационной деятельности

В целом можно выделить следующие виды рекреационной деятельности: лечебно-курортная, оздоровительно-спортивная, познавательная, развлекательная В наше время абсолютно четко их дифференцировать невозможно Это связано с ти им, что взаимопроникновение различных видов рекреационной деятельности в настоящее время является велением времени Ориентируясь по тем или иным причинам на какой-то один основной вид рекреационной деятельности, отдыхающие хотели бы максимально наполнить свое свободное время всеми доступными им другими ее видами.

Лечебно-курортная рекреационная деятельность базируется на использовании природных ресурсов: климата, минеральных лечебных вод, грязей, озокерита, соляных шахт, кумысолечения и их сочетания Этот вид рекреационной деятельности по своей сути должен быть наиболее регламентированным Лекарственные предписания, строгий режим, климатические, региональные, возрастные, половые и другие ограничения делают лечебно-курортную деятельность деятельностью наиболее закрытого характера Вместе с тем дозированные другие виды рекреационной деятельности могут существенно дополнять вид, создавая дополнительный лечебный эффект.

Оздоровительно-спортивный вид рекреационной деятельности является разнообразным В нем преобладает деятельность у воды и в воде.

От 70 до 80% туристов предпочитают купанию и загоранию на пляже. Купально-пляжная деятельность позволяет отдыхающим получать самые разнообразные услуги (купание, солнечные ванны, питание, игра с мячом, водные лыжи, виндсерфинг, прогулки по берегу т.д.).

Среди других видов оздоровительно-спортивной рекреационной деятельности можно выделить маршрутный, прогулочный, водный, подводный (дайвинг), рыболовный, охотничий, горнолыжный туризм, альпинизм. Каждый из этих видов деятельности постоянно диверсифицируется Например, подводный туризм делится на спортивный, познавательный, археологический, экстремальный т.д.

Познавательная рекреационная деятельность относится практически ко всем другим видам как «встроенный» элемент Вместе с тем есть и чисто познавательные ее виды Потребность в них возрастает с повышением образовательно-культурного уровня людей, развитием их информационного и транспортного обеспечения

Это обзор архитектурных ансамблей, культурно-исторических памятников, раскопок древних цивилизаций, ознакомления с этнографическими особенностями природными феноменальными объектами, явлениями и процессами, выдающимися сооружениями.

Развлекательная рекреационная деятельность тоже является частью всех других ее видов Необходимость «убить» свободное от лечебных процедур время особенно отчетливо проявляется при стационарном санаторно-курортном виде и деятельности, отдыха у воды и городских видах отдыха Наверное, для многих людей внутренней неосознанной потребностью является необходимость где-то тратить, даже без всякой пользы, а то и со шкодой для себя, свое свободное время на развлечения (казино, бар и т.д.).

Классификация туров по целям отдыха.

1. Познавательные туры. Цели - посмотреть интересные или просто красивые природные и культурные объекты, получить новую информацию об этих объектах, а также посетить уникальные места, чтобы потом с чувством глубокого удовлетворения думать и говорить: "А я там был". Объектами, посещаемыми с познавательной целью, являются: памятники природы, истории, архитектуры, места, связанные с жизнью замечательных людей, музеи, картинные галереи, выставки, театры и др.

В основном к познавательному туризму можно отнести экологический туризм (экотуризм) - путешествия и посещение природных территорий, сравнительно хорошо сохранившихся и малозатронутых человеческой деятельностью.

2. Отличительные признаки экотуризма:

Подразумевается наличие довольно жестких правил поведения на природе в целях ее сбережения, что является принципиальным условием существования этой отрасли;

Воздействие на природу относительно слабое;

Предполагается, что местные жители не только работают в качестве обслуживающего персонала, но и продолжают вести прежний уклад жизни на используемой территории, заниматься традиционными видами хозяйства, которые обеспечивают щадящий режим природопользования.

Разновидностями экотуризма являются посещение уникальных природных территорий, наблюдение за зверями и птицами в дикой природе, научный туризм - путешествия на природе в познавательных (для студентов) и исследовательских (для ученых) целях и др.

Также к познавательному туризму можно отнести этнографический туризм - знакомство с традиционным бытом местного населения. В мировой практике этот вид туризма достаточно развит. Примеры элементов этнотуризма из туров российских фирм:

Посещение деревни папуасов на Новой Гвинее и индейских поселений в горах Андах и лесах Амазонки (фирма "Команда Горький");

Посещение стоянки монгольских скотоводов с предоставлением возможности ночевки в юрте (фирма Baikal Travel).

2. Спортивные туры. Цель - приключения, преодоление трудностей. Активные туры подразделяются по средствам передвижения. Выделяют туризм пеший, лыжный, водный (сплав на байдарках, плотах деревянных или надувных - рафтах, катамаранах, шлюпках, яхтах и т.д.), конный, велосипедный. Также отдельно выделяют спелеотуризм - посещение пещер, альпинизм - восхождение на горные вершины. В России отдельно выделяют горный туризм - пешие путешествия по горам с целью преодолеть определенное количество горных перевалов. Стационарный спортивный туризм - различные виды отдыха на море (дайвинг, серфинг, яхтинг, водные лыжи и др.) и в горах (катание на лыжах, санях, сноуборд, пара- и дельтапланеризм и др.)

3. Оздоровительные туры. Цель - отдых от всего, без каких-то нагрузок. Примеры: пляжный отдых за пределами города, как кратковременный у ближайшей реки, так и многодневный на Черноморском побережье Кавказа; пикник на природе в выходные дни. (К последнему примеру термин "оздоровительный" в условиях сложившихся на сегодняшний день российских традиций подходит не всегда, но другого термина пока нет).

4. Лечебные туры. Цель - лечение или профилактика здоровья. Это отдых в санаториях или на курортах. Обязательно предусматривается медицинское обслуживание, различающееся в зависимости от назначенного курса лечения - процедуры разных видов, лечебная физкультура, диетическое питание и др. В настоящее время большинство санаториев предлагает как лечебные программы, так и "оздоровительные" - без оказания медицинских услуг. В последнем случае санаторий используется как комфортабельный дом отдыха. Стоимость путевки дешевле. Подобные мероприятия могут быть и кратковременными, например, встреча Нового года с последующей релаксацией.

5. Потребительские туры. Цель - сбор даров природы не для продажи. Сюда относится сбор грибов и ягод. Сюда же можно отнести спортивную рыбалку. Спортивная охота в СССР туризмом не считалась, поскольку за ее организацию отвечало управление охотой Министерства сельского хозяйства, к туризму никакого отношения не имеющее. Охотничье законодательство напрямую также никак не связано с туристическим. Но со смысловой точки зрения охоту, как отдых за пределами места жительства, также можно отнести к туризму.

6. Дачные туры - посещение дачных участков, подразумевается, что с целью отдыха. К дачному туризму близок агротуризм - отдых в сельской местности (в деревнях, на хуторах, в крестьянских домах). Туристы ведут сельский образ жизни, знакомятся с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в сельском труде, народных праздниках и фестивалях. В России подобные мероприятия существуют давно на самодеятельном уровне (поездка к родным в деревню) и никогда как туризм не воспринимались, хотя под определение туризма подпадают.

7. Религиозные туры - паломничество к святым местам. Например, поездки христиан в Иерусалим для поклонения гробу Господню, поездка мусульман в свщенный город Мекку, паломничество для поклонения мощам святого Серафима Саровского в селе Дивеево (Нижегородская область).

8. Деловые туры. - поездки для переговоров, участия в презентациях, на конференции, выставки, ярмарки, биржи, визиты официальных делегаций и др.

9. Хобби-туры - поездки для занятия любимым делом: для дегустации вин, съезды коллекционеров и др.

10. Обучающие туры - с целью изучения языка, прикладных искусств, гимнастики ушу в Китае и др.

11. Ностальгические туры - поездки к памятным местам, индивидуальным для каждого человека, например на родину, в места учебы, к родственникам и др.

12. Событийные туры - поездки на разовые массовые мероприятия: фестивали, концерты популярных артистов, спортивные соревнования в качестве болельщиков, карнавалы, дни города и другое

Другие классификации туристских путешествий

По характеру отдыха и его организации предлагается выделять следующие классы туров.

1) Активный туризм, во время которого отдыхающие большую часть времени или постоянно находятся в пути, ночуя, в большинстве случаев, каждый раз на новом месте. Путешествие производится на индивидуальных транспортных средствах или пешком (все виды спортивного туризма, часть познавательного и потребительского). Средства размещения, как правило, палатки. Питание готовится, как правило, самими членами группы (отдыхающими или инструкторами) в полевых условиях - на костре или примусе.

2) Транспортно-экскурсионный туризм - разновидность познавательного туризма. Путешествие производится на общественном транспорте - теплоходах, поездах, автобусах. Задачи фирмы-организатора - стыковка движения транспорта и работы учреждений отдыха, питания и экскурсий по маршруту движения.

При автобусном туре ночлег в большинстве случаев организуется каждый раз на новом месте в гостиницах или других учреждениях размещения. Туристские поезда и теплоходы, на которых проходят круизы, являются одновременно и транспортным средством и местом проживания, а также имеют собственные учреждения питания (ресторан, бары).

3) Стационарный туризм, при котором отдыхающие большую часть времени или постоянно проживают на одном месте - на турбазе, в санатории, доме отдыха, пионерском лагере и др., а также в частном секторе. Питание обычно проходит в столовой, ресторане или другом специализированном учреждении, которое или входит в структуру учреждения размещения или не входит в нее. В некоторых случаях отдыхающие обеспечивают себе питание сами. К стационарному относятся оздоровительный, лечебный, дачный и некоторые другие виды туризма.

Классификация по продолжительности путешествия.

1) Однодневные экскурсии. Не требуется заботы о ночлеге. Согласно закону о туризме подобные мероприятия не являются турами, а деятельность по их организации - туристской. Но поскольку экскурсии за пределы своего населенного пункта являются разновидностью отдыха вне дома, то они также являются предметом рассмотрения рекреационной географии.

2) Кратковременный ("конца недели", "weekend"). Отдых продолжительностью 2-3 дня. Как правило, это выходные дни в конце рабочей недели, под которые организаторы и приурочивают проведение туров, что накладывает свою специфику на загруженность гидов.

3) Многодневный. Любой тур продолжительности более 3 дней. Его длительность ограничена продолжительностью средних отпусков, а также стремлением не перенасытить тур (слишком много впечатлений - тоже плохо). Для активного или транспортно-экскурсионного туризма это, как правило, 7-15 дней, для стационарного - 2-3 недели.

Классификация по удаленности от места постоянного проживания (по Забелина, 1987).

1) Пригородный отдых. Ограничивается расстоянием, на которое может уехать отдыхающий на 1-2 дня. Это около 100 км для автобусных экскурсий, кратковременного дачного или пикникового отдыха, около 50 км для однодневного отдыха на природе всех видов. Территории, находящиеся на расстоянии, не больше указанного, от крупных городов, подвергаются наибольшему рекреационному прессу, а расположенные на них рекреационные объекты приобретают особую ценность и становятся местами массового посещения. Потенциальные клиенты турфирм - население своего города или городской агломерации.

2) Местный туризм. Ограничивается расстоянием около 200-300 км, как правило, территорией своего субъекта федерации и близлежащими участками соседних области. Турфирмы, как правило, проявляют наибольшую активность в своем городе, а отдыхающие ориентируются в первую очередь на услуги местных турфирм. Организовать любое предприятие в пределах своей местности всегда легче. Потенциальные клиенты - население своей области.

3) Дальний туризм. Поездка на отдых на большое расстояние, в большинстве случаев многодневная. Имеет смысл для посещения каких-либо объектов, отсутствующих в местах постоянного проживания, то есть относительно уникальных. Например, для жителей Средней полосы России это поездка на Черное море или в горы Кавказа или на озеро Байкал. Для фирм, работающих на выезд, потенциальные клиенты - население своей области. Фирмы, работающих на прием, могут обслуживать население соседних регионов, страны или всего мира в зависимости от уникальности тура, объектов, с которыми связан тур, а также своих способностей по продвижению тура.

Международный туризм предполагает дополнительные услуги от организаторов туров - правовое обеспечение посещения иностранного государства. В России фирма, работающая на прием иностранных туристов, должна обеспечивать сервис международного уровня, а не тот, который достаточен для русских. Иначе фирма прекратит свое существование (примеры известны).

Классификация по численности группы

1) Индивидуальный тур - 1-2 человека. Организованный индивидуальный туризм (как правило, познавательный или потребительский) является очень дорогим, но в развитых странах достаточно распространен.

2) Узкогрупповой тур - 3-15 человек. Это группы активного туризма. Границы несколько условны. Например, путешествие семьи из трех человек, возможно, правильнее отнести к индивидуальному туризму.

3) Групповой тур - до 100 и более человек. Массовый отдых. В длительные активные походы такое количество людей в одной группе вести не стоит.

Классификация по возрастным особенностям.

Из всего контингента отдыхающих можно выделить ряд групп, особенности которых стоит учитывать при организации отдыха.

Молодежь. Возраст 16-25 лет. Предполагает большую активность, организацию специфических культурно-массовых мероприятий (дискотеки, спортивные соревнования и др.)

Семьи с детьми.

Задача организаторов - обеспечить возможность разных видов досуга для детей и взрослых. На некоторых международных курортах это решается, в частности, путем создания детских игровых комнат под присмотром воспитателей (своеобразные мини-детсады).

Школьники. При работе с ними необходим учет возрастных психологических особенностей (более быстрая смена настроения, непоседливость и др.), а также повышенные требования к технике безопасности. При активном туризме большее внимание надо уделять требованиям к оказанию при необходимости первой медицинской помощи.

Пенсионеры. Требования при работе с ними в чем-то аналогичны работе с детьми (Чижова, 1997). Кроме того, при активном туризме нагрузку для них надо дозировать. Активный пенсионный туризм - явление, пока непривычное для нашей страны, но широко распространенное на Западе.

Классификация по месту ночлега.

А) Ночлег неорганизованный - в палатках.

Б) Ночлег организованный без удобств. Удобствами считаются: отопление, водопровод, санитарный узел (умывальник, душ, туалет), обеспечение питанием и др. Примеры ночлега без удобств: охотничья избушка, хижина, землянка.

В) Ночлег организованный с частичными удобствами. Переходная категория между второй и четвертой. Включает большое количество разных сооружений для проживания, оставшихся от эпохи социализма: туристические базы, пионерские лагеря и др. Например: шлакоблочное отапливаемое помещение с умывальниками и туалетом типа "деревянная конструкция" на улице.

Г) Ночлег организованный с удобствами. Пансионаты и гостиницы разных классов.

3. Перемещение людей в пространстве

Туристское, или рекреационно-туристское, пространство - это часть окружающей географической среды в совокупности природных и антропогенных элементов и их взаимосвязей, на которые сложился реальный платежеспособный спрос и существует система предложения различных услуг для туристского потребления. Рекреационное пространство является неотъемлемой частью социального пространства. Как и рекреационное время, оно тесно связано с субъектом рекреационной деятельности. Следовательно, можно говорить о рекреационном пространстве человека, группы людей, населения региона, страны и т. д. Рекреационное пространство формируется как отдыхающими, так и организаторами отдыха.

Формирование рекреационного пространства происходит на основе избирательности: из множества объектов и свойств реальности выбирается то, что соответствует рекреационным потребностям, притязаниям и условиям соответствующей деятельности. В первом приближении можно выделить следующие элементы деятельности по организации рекреационного пространства:

Освоение (оценка, охват, захват, присвоение) - осуществляется отдыхающими и организаторами;

Конструирование, комбинирование (экстенсивное) - осуществляются организаторами;

Рекомбинация - осуществляется отдыхающими;

? «изобретение» - нахождение принципиально нового занятия и пространства;

Выбор места для реализации функции;

Подбор функции для данного места;

Расширение функций места (геотехсистемы).

Для рекреационного пространства также характерна многомерность, что обусловлено:

Разнообразием иерархических уровней субъектов деятельности (индивид, группа, население и т. д.);

Социокультурной дифференцированностью отдыхающих;

Соотношениями между потребностями и возможностями их реализации;

Функциональными типами деятельности;

Природными, экономическими и техно-организационными условиями осуществления деятельности.

Мерность пространства растет с возвышением и расширением потребностей отдыхающих и умножением функций рекреационных образований. Размеры рекреационного пространства отдыхающих варьируют в зависимости от ранга (индивид, группа или население), сферы принадлежности субъекта к той или иной возрастной, социальной либо профессиональной группе, от здоровья, активности, интересов и т.д. Наиболее разработанным и чаще всего встречающимся способом структурирования рекреационного пространства является рекреационное районирование, которое традиционно выступает в качестве научной базы территориального планирования и управления туристским комплексом, имеет значение при реализации программ развития туристской инфраструктуры. Основанием для выделения отдельных туристских, или рекреационных, районов являются особенности территориальной концентрации и специализации сектора туристско-рекреационного обслуживания. Рекреационный район выступает основным объектом пространственно-функционального анализа и представляет собой систему, состоящую из двух элементов - территориальная рекреационная система (ТРС) и окружающего ее социально-экономического и географического пространства. Основными исследуемыми аспектами пространственной структуры района являются внутренний и внешний. Внутренний аспект охватывает изучение территориальной организации туристского хозяйства и рекреационной деятельности в районе. Внешнийаспект - взаимодействие ТРС с другими местными системами - природно-экологической, социально-культурной, производственно-экономической. Ядром района является ТРС, которая имеет свою иерархическую и отраслевую структуры. В иерархической структуре ТРС района выделяются две основные рекреационные системы подчиненного ранга: обслуживающая внутренние рекреационные потребности населения района и ориентированная на внешний туристский спрос. Каждая из них состоит из более мелких рекреационных систем: ТРС пригородного кратковременного отдыха, дачного отдыха, детского оздоровительного отдыха, экскурсионного туризма, долговременного курортно-лечебного туризма, долговременного оздоровительного туризма и др.

Пространственная целостность рекреационного района обеспечивается устойчивостью туристско-рекреационных потоков, которые формируются между центральным местом района и рекреационными местностями, находящимися в зоне его влияния. Центральное место (как правило, это крупный город) является: центром местного рекреационного спроса; транспортным узлом, принимающим внешний туристский поток, который затем перераспределяется в рекреационные местности; вторичной экскурсионной и рознично-торговой дестинацией для туристов, отдыхающих на близлежащих рекреационных территориях; поставщиком услуг, товаров и инвестиций в рекреационные местности.

Свойства рекреационно-географического пространства отражают характер рекреационной деятельности:

Неоднородность определяется качественным разнообразием объектов (природно-рекреационных, историко-культурных, социально-экономических и др.);

Упорядоченность (пространственная позиционность в связи с наличием определенных форм организации -- территориальных рекреационных систем, циклов, сетей, ареалов);

Локализованность (неравномерность развития сферы вследствие пространственной дифференциации природно-рекреационного и историко-культурного потенциала, туристско-гостиничных и санаторно-курортных комплексов и т. д.);

Изменчивость (за счет динамики потоков рекреантов, изменения элементарного состава рекреационных систем и рекреационных потребностей, а также за счет формирования новых рекреационных систем и изменений в условиях организации отдыха за счет преобразований в интегральных социально-экономических системах более высокого уровня организации). Как и социально-экономическое пространство в целом, туристско-рекреационное может претерпевать «сжатие» вследствие развития транспортной инфраструктуры и средств коммуникации, а в отдельных случаях может проявлять и такое свойство, как «эластичность» (чередование сжатия и растяжения пространства в зависимости от сезонов года и наличия событий, стимулирующих рекреационную деятельность, -- праздников, юбилейных дат, фестивалей и т. д.). Туристско-рекреационное пространство неоднородно, оно включает в себя многие виды подпространств, в том числе рекреационное пространство индивида или группы отдыхающих, пространство определенного вида туристско-рекреационной деятельности, пространство отдельных компонентов туристско-рекреационной системы и т. д. Творчески развивая данную идею, И.И. Пирожник пришел к выводу, что в настоящее время туристско-рекреационное пространство как сегмент пространства социально-экономического представляет собой «совокупность специализированных территорий, организованных для обслуживания рекреационно-туристской деятельности посетителей в свободное время». В современных условиях туристско-рекреационное пространство претерпевает глубокую трансформацию в связи с процессами глобализации, что привносит новые черты в его облик: высокую динамику конъюнктуры туристского рынка, унификацию турпродукта, доминирование на туристском рынке крупных транснациональных корпораций (туроператоров), проникновение на региональный и локальный иерархические уровни туристской субкультуры, что зачастую вносит дисгармонию в социально-экономическое развитие соответствующих регионов.

Заключение

Выделение критериев рекреационной деятельности по продолжительности и месту проведения времени является весьма существенной процедурой. По продолжительности рекреации выделяются туризм и экскурсии. Определение временного различия между экскурсиями и туризмом достаточно однозначно - это суточный цикл. Все, что занимает в рекреационной деятельности менее 24 часов, есть экскурсия; более 24 часов - туризм.

Виды рекреационной деятельности достаточно разнообразны. Так, все виды отдыха можно подразделить на две большие группы: стационарные и мобильные. Другая классификация рассматривает отдых как длительную категорию (лечебный, оздоровительный, спортивный и познавательный туризм) и кратковременную категорию. По сезонному признаку в этих группах отдыха можно выделить летние, зимние и виды отдыха переходных сезонов. По возрастным показателям различают отдых дошкольников, школьников, молодежи, лиц среднего возраста и отдых пожилого населения. Кроме того, выделяют отдых семейный, индивидуальный, смешанный, организованный и неорганизованный. В международной практике выделяется конгрессный туризм. Необходимым условием развития рекреации является наличие рекреационного потенциала, который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т.д.

Под рекреационным потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории.

Иногда рекреационным потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов, что является, по мнению авторов данной работы, не совсем верным утверждением.

Очень часто, под рекреационным потенциалом понимается наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов. Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Рекреационный потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена (Т.В. Николаенко, 1998). В понятие рекреационного потенциала входит понятие «условия и факторы развития рекреационной деятельности».

Список литературы

1. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2002.

2. Никитина О.А. Роль туристско-рекреационного потенциала в региональном развитии территорий //Успехи современного естествознания. -2013.

3. Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. Учебно-методический комплекс. - М.: МПСИ, Флинта, 2011.

4. Туризм и рекреация на пути устойчивого развития, под ред. Кружилина В.И.-М.: Советский спорт, 2008.

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Определение рекреационной специализации района. Рекреационное районообразование, районирование. Пространственно-временная модель районообразования и формирования рекреационной специализации региона. Потенциал и особенности рекреации в Латинской Америке.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2008

    Критерии оценки туристско-рекреационной привлекательности территорий Приднестровья. Основные виды туризма. Определение устойчивости леса. Группы зон по степени и формам организации рекреационной деятельности. Возможный потенциал регионального развития.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Теоретические основы рекреации. Функциональные ориентации рекреационной деятельности: лечебно-оздоровительная; познавательная; спортивная; садово-дачная. Туризм как составная часть рекреации. Формы и виды туризма, их классификация по различным критериям.

    реферат , добавлен 26.10.2009

    Понятие о рекреационной деятельности, ее основные положения и принципы, понятие и закономерности спелеорекреации и анализ ее распространенности в России. Роль карстовых полостей в организации рекреационной деятельности. Использование пещер Кавказа.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2015

    Сущность рекреационной системы, ее составляющие. Рекреационные ресурсы как основа формирования рекреационной системы. Природно-рекреационные ресурсы Египта. Культурно-исторические ресурсы страны. Перспективы развития рекреационных ресурсов в Египте.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2015

    Туризм как вид рекреационной деятельности. Свободное время, досуг, рекреация в структуре деятельности человека. Туризм, его виды, функции и факторы развития. Социокультурная и экономическая ситуация в сфере туризма в современном российском обществе.

    научная работа , добавлен 24.04.2007

    Туризм как вид рекреационной деятельности и отдыха человека. Порядок организации и проведения похода выходного дня. Анализ и оценка влияния рекреационного похода на состояние здоровья человека после рабочей недели, рекомендации по его совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2010

    Виды деятельности туристских предприятий. Типы туризма по целевой функции, мотивам и результатам занятий. Виды туризма по характеру туристского маршрута. Формы туризма, их отличительные признаки. Уровень доступности и социальная значимость туризма.

    презентация , добавлен 03.12.2014

    Рекреалогия как новое научное направление в оздоровлении и воспроизводстве здоровья практически здоровых людей. Физическая рекреация как удовлетворение биологических и социальных потребностей человека. Рекреационный туризм как способ активного отдыха.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2014

    Теоретическое обоснование турпродукта. Факторы развития туристско-рекреационной системы въездного туризма в Индию. Спрос и предложение на дестинацию. Возможности развития экотуризма в стране. Разработка семидневного тура в национальный парк Казиранга.

  1. РЕКРЕАЦИЯ - РЕКРЕАЦИЯ (польск. rekreacja - отдых, от лат. recreatio - восстановление) ,1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее выражение). 2) Помещение для отдыха в учебных заведениях. Большой энциклопедический словарь
  2. рекреация - РЕКРЕАЦИЯ -и; ж. [от лат. recreatio - восстановление, отдых] 1. Зал в школе, расположенный с обоих концов коридора и служащий для отдыха учащихся во время перемены. Войти в рекреацию. Прогуливаться парами по рекреации. 2. Спец. Толковый словарь Кузнецова
  3. рекреация - рекреа́ция "отдых". Через польск. rеkrеасjа – то же от лат. recreātiō: rесrеārе "подкреплять". Этимологический словарь Макса Фасмера
  4. рекреация - Рекреация, рекреации, рекреации, рекреаций, рекреации, рекреациям, рекреацию, рекреации, рекреацией, рекреациею, рекреациями, рекреации, рекреациях Грамматический словарь Зализняка
  5. Рекреация - Восстановление здоровья и трудоспособности человека путем отдыха на лоне природы или во время туристической поездки, связанной с посещением национальных парков, архитектурных и исторических памятников. Экологические термины и определения
  6. РЕКРЕАЦИЯ - (от лат. recreatio - восстановление) восстановление сил, отдых, проведение людьми своего свободного от работы времени. Экономический словарь терминов
  7. Рекреация - Помещение в учебном здании, предназначенное для отдыха учащихся в перерыве между занятиями. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  8. рекреация - Рекреации, ж. [латин. recreatio, букв. восстановление]. 1. Перерыв для отдыха между занятиями, уроками; то же, что перемена. 2. Помещение для отдыха в учебных заведениях. Большой словарь иностранных слов
  9. рекреация - рекреация ж. 1. Восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда; оздоровление, отдых. 2. Помещение для отдыха в школьном здании. 3. устар. Временной период, свободный от занятий; каникулы. 4. устар. Перерыв между уроками в школе; перемена. Толковый словарь Ефремовой
  10. Рекреация - (польск. rekreacja - отдых, от лат. recreatio - восстановление) 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее). 2) Помещение для отдыха (устаревшее). 3) Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Большая советская энциклопедия
  11. рекреация - РЕКРЕАЦИЯ франц. отдых от службы, от ученья, праздники; каникулы. Рекреационная зала. Толковый словарь Даля
  12. рекреация - Отдых от службы, - учения (каникулы) Рекреационная зала - где прогуливаются учащиеся во время отдыха (между уроками) Ср. Начальство ничего не знало о том, что происходило в рекреационной зале, - оно туда почему-то редко заглядывало. Фразеологический словарь Михельсона
  13. рекреация - сущ., кол-во синонимов: 6 восстановление 50 отдых 34 перемена 43 перерыв 44 развлечение 27 успокоение 26 Словарь синонимов русского языка
  14. рекреация - орф. рекреация, -и Орфографический словарь Лопатина
  15. РЕКРЕАЦИЯ - РЕКРЕАЦИЯ (от лат. recreatio - восстановление) - англ. recreation; нем. Rekreation/Erholung. 1. Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда; деятельность в нерабочее время, осуществляемая для удовольствия (спорт, хобби и т. п.). Социологический словарь
  16. рекреация - -и, ж. 1. устар. Перерыв между уроками в школе, перемена. Как только звонок возвещал рекреацию, оба спешили в зал. Салтыков-Щедрин, Господа ташкентцы. || Время, свободное от занятий, предназначенное для отдыха. Малый академический словарь
  17. рекреация - РЕКРЕАЦИЯ Отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  18. рекреация - РЕКРЕ’АЦИЯ, рекреации, ·жен. (·лат. recreatio, ·букв. восстановление) (·школ. ·устар.). Перерыв для отдыха между занятиями, уроками; то же что перемена в 5 ·знач. Толковый словарь Ушакова
  19. рекреация - РЕКРЕАЦИЯ, и, ж. 1. Отдых, восстановление сил после труда (спец.). 2. В учебных заведениях: зал для отдыха учащихся (разг.). | прил. рекреационный, ая, ое. Р. лес (предназначенный для отдыха, восстановления сил). Р. зал (в учебном заведении; устар.). Толковый словарь Ожегова
  20. рекреация - [отдых от службы, от ученья, праздники; каникулы (Даль)] см. >> отдых Словарь синонимов Абрамова
  21. рекреация - РЕКРЕАЦИЯ и, ж. récréation f. <�лат. recreatio восстановление.1. устар., школьное. Перерыв для отдыха между занятиями. устар. Время, свободное от занятий, предназначенное для отдыха. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка

Рекреацию и туризм можно понять только в контексте эволюции человечества. Они никогда не существовали сами по себе и всегда несли определенное социо-культурное содержание. Исключение составляет только суточный рекреационный цикл, но это - явление биологическое. В недельном цикле рекреации начинают проявляться социальные и социо-культурные закономерности, характерные для всех времен и народов. Связь квартального и годового рекреационных циклов с процессами социо-культурного освоения территорий носит атрибутивный характер и в равной мере присуща всем СКС. Современное состояние не является исключением. Оно определяет только конкретные формы рекреации, выбор районов и некоторые частные особенности реализации.

Рекреация - это не только ориентация на познание чего-то нового, но еще и реакция на стресс, утомляемость. Считается, что, чем более стрессовыми являются условия жизни человека, тем больше его потребность в рекреации. Вялая работа, недостаточная утомляемость не порождают особого интереса к рекреации. Эта закономерность якобы приводит к тому, что наиболее активными рекреантами часто являются жители крупных городов, а также люди, имеющие напряженные условия труда. В частности, такое поведение наиболее характерно для жителей городов-миллионеров и специалистов, занимающихся интенсивным трудом, например, систематически работающих с компьютерной техникой.

Несмотря на свою популярность, данное утверждение не имеет реального обоснования. Отмеченные типы рекреации в полной мере характерны для всех людей, независимо от интенсивности их труда. Компьютеры как массовый продукт стали распространяться только с конца 1960-х годов и позже. Они, действительно, очень утомительно действуют на человека, и люди, систематически работающие с компьютерной техникой, - потенциально активные рекреанты, чему также способствует сочетание высоких доходов с большой утомляемостью. Однако это не ведет к интенсификации рекреации. Перегрузки снимаются за счет восстановления в рамках все тех же суточных, недельных, квартальных и годовых циклов - новые циклы не возникают. Поэтому нет оснований считать, что введение какой-либо технической новации в состоянии изменить столь фундаментальное явление как циклы рекреации.

С пространственной точки зрения выделяются два стандарта рекреации - пассивный и активный. Под “пассивной рекреацией” понимается отдых в пределах своего основного жительства, связанный с незначительными перемещениями в пространстве; “активная рекреация” предполагает значимые перемещения за пределы основного места жительства.

На основании критерия повторяемости рекреационный деятельности выделяются пять типов рекреации:

суточный отдых - цикл 24 часа;

недельный отдых - цикл в 7 суток;

“квартальный” отдых - цикл в 65 - 90 суток;

ежегодный отдых - цикл в 365 суток;

жизненный отдых - цикл, охватывающий 10 - 15 лет.

Причины рекреации в зависимости от ее типа носят несколько различный характер. Суточный и недельный циклы рекреации несомненно порождены биологическими особенностями процесса человеческой жизнедеятельности. Причины суточной рекреации - в дневной утомляемости: определенное время нужно спать и проводить вне рабочего места. Причины недельной рекреации примерно те же. 40 - 50 часов рабочего времени в неделю - и к концу ее возникает желание отдохнуть. Все это - естественная биологическая реакция на утомление, и, как следствие, два типа рекреации присутствуют в самых разных культурах и находили место во все, сколь угодно давние времена. Суточный и недельный типы рекреации, как правило, не находят пространственного выражения: перемещения между “местом утомления” и “местом отдыха” самые незначительные.

Представить себе современную жизнь без школ, больниц, магазинов, предприятий питания, музеев и т. д. просто невозможно. Все эти виды предприятий входят в состав сферы обслуживания (сферы услуг). Размещение предприятий сферы обслуживания совпадает с географией размещения населения. Однако уровень, качество, полнота набора предоставляемых услуг различаются не только по регионам, но и в пределах каждого из них -- между сельской местностью и городом, даже в пределах крупного города -- между центральными и окраинными («спальными» и «промышленными») районами. Размещение предприятий сферы обслуживания определяется и различной частотой спроса на разные виды услуг. Играет роль и объем спроса на услуги. В селе или поселке не может существовать театр. Пожалуй, единственная отрасль обслуживания, имеющая большие региональные различия, это рекреационное хозяйство.

Квартальная рекреация - более сложное явление, но ее причина вполне очевидно связана с накоплением усталости от продолжительного пребывания в одном месте - месте постоянного проживания. Это также явление универсальное, присущее всем людям, хотя формы реализации квартального отдыха могут драматически различаться в зависимости от этапа эволюции и типа социо-культурного образования. Пространственно активная квартальная рекреация, связанная с перемещениями на относительно удаленные расстояния, - функция достаточно высокого уровня освоенности территории. Соответственно, и возникает она достаточно поздно. Социальная загрузка квартальной рекреации более значима, нежели суточной или недельной.

Пространственно активный ежегодный и, тем более, пиковый жизненный типы отдыха - порождения еще более высокого уровня освоенности пространства, проявляющиеся только в строго определенные периоды социо-культурной эволюции. Их конкретные выражения зависят от типа социо-культурного образования и этапа его эволюции. В зависимости от ряда факторов ежегодный и жизненный типы рекреации могут обретать совершенно различные формы и интенсивность. Ежегодная рекреация не является порождением исключительно конца XIX века и более позднего времени. Этот тип рекреации имел место и в весьма давние времена. Другое дело, что со временем он меняет форму реализации - с пространственно пассивной на активную, связанную с перемещениями на все более удаленные от основного места жительства расстояния. Годовая рекреация - сложное явление, характерное только для некоторой части населения и далеко не всегда зависящее от его непосредственных возможностей.

Таким образом, причины рекреации разных циклов носят несколько различный характер. На уровнях квартального и годового типов рекреации проявляется включенность СКС в дела отдыхающего. Человек работает на свою СКС в любом состоянии, в том числе и во время отдыха. Квартальные и годовые циклы рекреации играют в этом отношении важную роль.

Отдых - это не столько перемещение в приятное, но удаленное место, сколько поиск разнообразия. Стремление к разнообразию - самая общая и значимая характеристика рекреации. Раз в год необходимо достигать максимального разнообразия; раз в квартал - меньшего, но также определенно выраженного разнообразия. Разнообразие может быть достигнуто и без переезда с основного места проживания. С пространственной точки зрения, это пассивная форма рекреации, но, тем не менее, она выполняет свои функции и ничем принципиально не отличается от пространственно активной. Для ежегодного отдыха совершенно не обязательно куда-то ехать - нужно лишь категорически изменить образ жизни.

Эволюция пространственно активной рекреационной деятельности

Рекреация не является феноменом только недавнего прошлого: люди отдыхали всегда. Другое дело, что по мере эволюции человечества и в зависимости от особенностей социо-культурных условий конкретные проявления рекреационной деятельности меняются. Описание эволюции рекреации - дело весьма сложное. Она не вполне различима от остальных видов деятельности и никогда не присутствует сама по себе. Не случайно, что история развития туризма чаще всего сводится к истории развития профессиональных туристических компаний. Мы составили такое описание, связав рекреацию и ее эволюцию с процессами освоения территорий.

Учитывались следующие характеристики и параметры:

  • 1. Временные ритмы перемещений людей в пространстве. Это описанные выше недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы перемещений.
  • 2. Уровни освоенности пространства. Выделяются следующие типы освоенности пространства.

“Неизвестное пространство” - пространство, лежащее за пределами проживания людей определенной социо-культурной общности. Люди могут иметь определенные сведения о существовании данного пространства, но никогда не бывать там. Представления о нем предельно абстрактны. Это во многом пройденный этап освоения Земли. Он характерен для весьма ранних исторических стадий контактов культур.

“Место” - приватизированное пространство, хорошо освоенное человеком или группой людей. Местом может быть как пространство постоянного проживания, так и наиболее известные места своей СКС, с которыми осуществлено кратковременное или заочное знакомство. Например, город Москва и, в особенности, некоторые его районы являются местом для русских людей в целом, независимо от их конкретного проживания. Место - пространство, наполненное смыслом и ценностями человека определенной социо-культурной общности.

“Свое пространство” - пространство, закрепленное за определенной социо-культурной общностью людей. Это, по сути дела, хоумленд в понимании данного термина в теории социо-культурных систем. Основная характеристика связана именно с закрепленностью за определенным социо-культурным стандартом. Освоенность своего пространства может иметь самый различный характер.

“Пионерное пространство” - пространство, закрепленное за определенным социо-культурным образованием, но находящееся на начальной стадии освоения. При наличии пионерного пространства стратегически важной задачей является его скорейшее освоение, которое может протекать в самых различных формах, вплоть до генерирования экологических кризисов. Пионерное пространство очень привлекательно для путешествий и спортивного туризма.

“Периферия” - закрепленное за определенным социо-культурным стандартом пространство, отличающееся слабой освоенностью. Об этом можно судить по контрасту с наиболее развитыми с точки зрения освоения территориями данного социо-культурного образованиям. Периферия - понятие историческое. Оно возникает на определенном этапе освоения и по достижении определенного уровня освоенности исчезает. Освоение периферии также во многом осуществляется через массовый туризм.

“Чужое пространство” - закрепленное за иным социо-культурным образованием пространство. Степень его освоенности может быть совершенно различной, но важно, что оно контролируется иным социо-культурным стандартом. По мере развития человечества разграничение своего и чужого пространства приобретает линейный характер. В идеале, это социо-культурно обоснованная государственная граница, привязанная к природным объектам. Например, российско-китайская граница, проходящая по Амуру, где имеют место периодические конфликты, но в целом проблем разделения России и Китая не возникает и нет ничего подобного западной границе.

Смысл пространственно активной рекреации во многом сводится к приватизации пространства СКС. Знакомство с ним ведет к тому, что оно перестает быть абстрактным или пионерным пространством и становится “местом” или “своим пространством”. Именно поэтому в различные периоды времени туризм и, особенно, массовый туризм получают столь мощную поддержку от государства. Дело не в отдыхе людей - дело в освоении территорий. Для реального отдыха нет никакой необходимости ехать за тысячи километров - это слишком утомительное и дорогостоящее занятие как для государства, так и для населения. Но в процессе освоения пространства происходит стимулирование туризма и путешествий как массового явления - проявление строго определенного этапа освоения территории социо-культурного образования.

3. Виды рекреационной деятельности и перемещений людей в пространстве: экскурсии, туризм, массовый туризм, путешествия и спортивный туризм, миграции с целью освоения территорий (см. Словарь терминов и понятий).

Итоги проведенного анализа эволюции рекреационной деятельности и ее связи с процессами освоения территорий приведены в таблице 1 (см. файл image-1), которая четко показывает, что, по мере роста освоенности территории, меняются и виды рекреационной деятельности. Пространственно активная рекреация - во многом результат определенного уровня освоенности территории и путь ее дальнейшего освоения.

Для начального этапа социо-культурного освоения территорий (отсутствие государственности, большое количество неизвестных территорий, неразвитая социальная организация общества) характерно следующее:

слабая различимость таких видов рекреационной деятельности как экскурсии и туризм. Они протекают в рамках “места” и “своего пространства”, но четкого различия между ними нет;

полная неразличимость путешествий, пионерного туризма и миграций с целью освоения новых территорий. В реальности, начальный уровень освоенности чаще всего связан с кочевым образом жизни; последний же задает свой стандарт пространственно активной рекреации.

Для развитого уровня социо-культурного освоения территории (появляется государственность, которая часто имеет форму империй, связанных с контролем больших пространств; нет неизвестных, но много вакантных территорий, не имеющих четкой социо-культурной принадлежности, которые становятся предметом борьбы различных социо-культурных образований; активно формируется социо-культурная структура организации пространства в виде буферных зон, анклавов и проч.) характерно следующее:

появляется четкое различие таких видов пространственно активной рекреационной деятельности как экскурсии, туризм, путешествия и спортивный туризм;

туризм приобретает массовый характер и является важным фактором освоения территорий. Он протекает в рамках квартального и годового циклов рекреации, реализуется в рамках “своего пространства” и периферии;

очень активными становятся путешествия. Они приобретают организованный характер и могут стать направлением беспрецедентно массового туризма;

миграции с целью пионерного освоения территорий имеют жизненный цикл и распространяются на пионерное пространство;

весьма активным может стать иностранный туризм, связанный с выходом за пределы своей СКС. Он также во многом связан с исследованием пространства в пределах иных социо-культурных образований.

Для высокой степени освоенности территории (определенность внутренних политических границ, отсутствие вакантных внутренних территорий, наличие сформированной сложной структуры социо-культурной организации пространства) характерно следующее:

по-прежнему существует четкое разделение различных видов пространственно активного туризма (экскурсии, туризм, спортивный туризм);

происходит разделение пространства социо-культурной освоенности. Появляется четкое деление на “свое” и “чужое” пространство;

понятие периферии теряет смысл. Появляется относительно равномерно освоенное пространство своей СКС, без резких градиентов в уровне освоенности;

миграции, ориентированные на освоение территорий, сохраняются только в пределах “своего пространства”.