Демонстративный – демонстрационный. Демонстрационный и раздаточный материал, требования к нему, виды

Именно поэтому воспитательный и учебный процесс в юном возрасте происходит более успешно, если учитель использует в работе различные демонстрационные материалы. Что же это такое, и почему так важно применять разнообразные формы наглядности?

Таблицы . Тут имеются в виду буквенные или числовые записи, размещенные в определенной последовательности. Чаще всего информация группируется посредством колонок или представляет собой серию рисунков. При этом возможно использование сопроводительного текста, но это необязательно. Обычно таблицы размещаются на больших листах бумаги, которые можно прикрепить на плотную ткань, пластик или картон. В зависимости от вида информации таблицы могут быть:

  • справочными;
  • тренировочными;
  • инструктивными;
  • познавательными.

Изобразительные материалы. Сюда можно отнести плакаты, картины, аппликации, наборы карточек, изображающие различные объекты или природные явления. Сюда же можно причислить демонстрационные материалы в виде моделей приборов для измерения и инструментов:

  • муляжи разнообразных предметов и товаров;
  • весы;
  • циферблат;
  • модели различных мер (литр, метр и другие);
  • муляжи геометрических фигур.

Предметы окружающего мира, природные материалы. Такими материалами могут выступать фрукты, овощи, палочки, шишки, карандаши, книги, игрушки, цветы, листья и многое другое. Чаще всего именно этот вид дидактического пособия применяется при изучении математики и основ счета. Некоторые предметы используются также для демонстрации основ геометрии. Например, бублик — это круг, мячик — шар, а тумбочка — это куб.

Применяем правильно

Знание видов демонстрационного материала способствует их правильному подбору и использованию, что очень важно для повышения эффективности обучения. Конечно, современная полиграфическая промышленность позволяет без особого труда приобрести все необходимые учебные материалы. Но гораздо лучше и эффективнее работают дидактические материалы изготовленные руками самих детей. Поэтому нужно активно привлекать малышей к этой творческой работе. Это способствует выработке определенных навыков, развитию воображения и мелкой моторики, овладению дополнительными знаниями и умениями. Дальнейшая работа с демонстрационным материалом, изготовленным собственными руками, побуждает ребенка с уважением относиться к чужому труду.

Но, как известно, все хорошо в меру. Очень важно соблюдать правило достаточного и необходимого использования материала. Если применять демонстрационный материал там, где это совершенно неуместно, можно не только не научить детей мыслить правильно, но и вовсе увести их в сторону от поставленной задачи. Ярким примером отрицательного воздействия может стать такой: ребенок учится выбирать правильное арифметическое действие при решении задания. Если для достижения поставленной цели будет использована иллюстрация, на которой к двум зайчикам, сидящим на полянке, прибегает еще один, ребенок найдет правильный ответ простым пересчетом. При этом он совершенно не станет задумываться над тем, какое же именно действие нужно применить. Задача не будет достигнута. Более того, в данном случае применение демонстрационного материала, наоборот, затормозит формирование навыка определения верного действия над предложенными числами.

При обучении дошкольников в детских садах важную роль играет наглядность. У детей в этом возрасте развито наглядно-образное мышление, им легче воспринимать информацию через действия с предметами, ощущая и познавая объекты. Поэтому воспитатель на занятиях использует много демонстрационного материала, схем, картин, иллюстраций к сказкам, учебных пособий. Широко применяются инновационные компьютерные технологии. Детям на столах раскладывают раздаточный материал, который малыши могут брать в руки, обследовать, потрогать, пощупать. Это помогает познавать свойства предметов, выполнять заданные воспитателем задачи.

Изготовление пособий

В наше время для детских садов издается много интересных и ярких материалов. Все это закупается садами и воспитателями. Но каждый педагог привносит в свою работу свое видение, фантазию, творческий подход. Поэтому большинство пособий для занятий воспитатель создает своими руками.

Чтобы демонстрационный материал для детского сада был красивым и практичным, используются следующие материалы: яркая цветная бумага, напечатанные на цветном принтере картинки по теме, самоклеющиеся цветные обои, плотный картон, краски, цветные мелки, тканевый материал и др. Для того чтобы пособия служили дольше, готовую картинку ламинируют.

Ознакомление с природой

Воспитатель, планируя занятие, заранее продумывает, какой демонстрационный материал понадобится для усвоения данной темы, ищет в интернете необходимые изображения и отпечатывает нужный элемент. Например, при изучении весенних цветов на занятии можно показать слайды по телевизору или компьютеру с фотографиями, распечатать или нарисовать строение растения: корень, стебель, листья, цветок, плод.

Интерес у детей вызовет проведение игры "Собери растение". К примеру, картинка тюльпана разрезается на несколько частей, и ребенок собирает растение в правильном порядке, по ходу повторяя его составные части.

Изучаем математику в детском саду

В обучении дошкольников основам математики в детском саду даются знания по следующим разделам: геометрические фигуры, количественный и порядковый счет, ориентировка в пространстве и во времени, величина предметов, деление целого на части, решение и составление задач, изучение цифр. Рассмотрим демонстрационный материал по математике, какой можно использовать при изучении этих разделов.

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ - ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов демонстративный - демонстрационный

2.Примеры словосочетаний с паронимом демонстративный

3.Примеры предложений с паронимом демонстративный

4.Примеры словосочетаний с паронимом демонстрационный

5.Примеры предложений с паронимом демонстрационный

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ - ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ . 1.Совершаемый с целью демонстрации действий, поступков, подчёркнуто выражающих протест против чего-либо, несогласие с чем-либо; вызывающий.

2.Основанный на демонстрации, публичном показе, наглядном ознакомлении; сопровождаемый, служащий демонстрацией чего-либо.

3. (воен .) Являющийся демонстрацией, действием, производимым с целью ввести в заблуждение противника и отвлечь его внимание от направления главного удара.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ . Предназначенный для демонстрации, публичного показа, наглядного ознакомления.

Примечание .

Прилагательные демонстративный во 2-м значении и демонстрационный образуют синонимические сочетания с существительными прибор, коллекция и т.п.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ

1)демонстративный акт

2)демонстративное поведение

3)демонстративный поступок

4)демонстративный отказ

5)демонстративный уход из зала заседаний

6)демонстративная выходка

7)демонстративный уход

8)демонстративное внимание

9)демонстративное уважение

10)демонстративная забастовка

11)демонстративные проводы

12)демонстративный демократизм

13)демонстративная оперативность властей

14)демонстративное преклонение

15)демонстративное высокомерие

16)демонстративное подобострастие

17)демонстративный метод преподавания

18)демонстративные лекции

19)демонстративная коллекция

20)демонстративный огонь

21)демонстративная атака

22)демонстративная переправа

23)демонстративный манёвр

24)демонстративная передислокация

25)демонстративная переброска войск

26)демонстративное передвижение

27)быть демонстративным

28)стать демонстративным

29)показаться демонстративным

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ

1)Немцы, проживавшие в Риге, недолюбливали Шварцкопфа… за слишком демонстративное уважение к профессору Гольдблату. (В.Кожевников. Щит и меч)

2) Дело в том, что традицией армейского офицерства было открытое, демонстративное презрение к офицерам охранно-карательного направления, будь то жандармерия или полиция. (Б.Л.Васильев. И был вечер, и было утро)

3) Все, кто работал с Энгельгардтом столько лет, очень высоко ценили его способность в равной мере внимательно выслушивать и академика и уборщицу. Это был не искусственный, демонстративный «демократизм», а естественное поведение глубоко воспитанного человека. (Воспоминания о Б.А.Энгельгардте)

4) Лазо приказал… начать демонстративную переправу на своём участке (К.Седых. Даурия)

5) Сообщают: демонстративная атака перешла в сквозную. Крепость взята. (Вс.Иванов. Гибель Железной)

6) Зоя не показывалась целых три дня, что уже принимало демонстративный характер. (Д.Н.Мамин-Сибиряк. Без особенных прав)

7) У демонстративных студентов главными особенностями являются жажда внимания к собственной персоне, эгоцентризм.

8) Диспут — организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

9) Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение.

10) Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.

11) Демонстративное потребление — расточительные траты на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство.

12) Термин «демонстративное потребление» был введён экономистом и социологом Торстейном Вебленом в его книге «Теория праздного класса».

13) Самка полевого луня издаёт звонкий свистящий писк «пиия», а в случае беспокойства резкий дребезжащий клёкот «ки-ки-ки…ки-ки-ки…», на конце становящийся всё более громким. Голос самца более демонстративный , мелодичный — высокое отрывистое «чек-ек-ек-ек…».

14) В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов.

15) Цинизм - поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.

16) Брачный сезон птицы начинается с ухаживаний самца, которые включают в себя различные ритуальные движения: покачивание головой, усиленный уход за перьями, демонстративные перелёты и трели.

17) В брачную пору самец совершает демонстративные полёты и передает самке подарки - корм.

18) Биллинг (в орнитологии) — демонстративное поведение птиц в сезон размножения.

19) Около шестисот студентов университета участвовали в демонстративном шествии на могилу этого крупного общественного деятеля.

20) После реставрации дворец стал демонстративной моделью и исследовательским центром по истории и культуре государства.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ

1)демонстрационный показ

2)демонстрационный зал

3)демонстрационный павильон

4)демонстрационный экран

5)демонстрационная киноустановка

6)демонстрационный материал

7)демонстрационные слайды

8)демонстрационные чертежи

9)демонстрационный вариант

10)демонстрационный образец

11)демонстрационный прибор

12)демонстрационные доски

13)демонстрационный стенд

14)демонстрационная модель

15)демонстрационный макет

16)демонстрационный стол

17)демонстрационный штатив

18)демонстрационный термометр

19)демонстрационный ролик

20)демонстрационная версия

21)демонстрационный вид

22)демонстрационное помещение

23)демонстрационный аппарат

24)демонстрационная аудитория

25)демонстрационный эксперимент

26демонстрационный опыт

27)демонстрационный полет реактивного самолета

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ

1)Учащиеся решают демонстрационный вариант ЕГЭ.

2) Ученикам предлагается демонстрационный вариант контрольной работы по физике.

3) Демонстрационный образец бронемашины был представлен на оружейной выставке.

4) Главным событием выставки стал «демонстрационный » показ модернизированного танка.

5) Английский учёный Томас Юнг, выполнил первый демонстрационный эксперимент по наблюдению интерференции света.

6) В 1909 году состоялся демонстрационный полёт чуда техники того времени — аэроплана.

7) Первый демонстрационный полёт на аэроплане в Москве совершил Сергей Уточкин.

8) В последнее время в школах становятся доступными большие демонстрационные дисплеи, электронные проекторы, интерактивные доски.

9) На демонстрационном столе находятся образцы различных дисперсных систем и прибор для демонстрации эффекта Тиндаля.

10) Ученицы рассматривают изделия из текстильных материалов, находящиеся на демонстрационном столе.

11) В лапке демонстрационного штатива закрепляется горизонтально алюминиевая проволока.

12) В школьном кабинете есть демонстрационный стенд из пяти полочек, которые легко трансформируются в наборное полотно.

13) Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной серной кислоты.

14) Учащиеся рассматривали демонстрационную таблицу «Кровеносная система».

15) Ребята повторяют дорожные знаки по демонстрационным карточкам.

16) Космическую музыку используют при демонстрационных показах в планетариях и других научных учреждениях.

17) Библиотеки проводят Дни открытых дверей, различные презентации, демонстрационные показы, литературно-музыкальные вечера.

18) Здесь существовал демонстрационный зал для показа новых коллекций одежды.

19) На стенде представлен демонстрационный макет будущего пригородного электропоезда.

20) На авиационной выставке прошёл ряд демонстрационных полётов новых истребителей.

Кировское областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Кировский педагогический колледж»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по МДК 03.04

Теория и методика математического развития

«Роль дидактических средств в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

заочная форма обучения

группа Д-31

Чистякова Дарья Александровна

МКДОУ 102 «Колосок»

Введение. 3

1. Дидактические средства обучения и комплекты наглядного дидактического материала для игр и занятий по математике в детском саду. 4

2. Демонстрационный и раздаточный материал, требования к нему, виды. 6

3. Занимательный математический материал, его виды и педагогическая ценность. Педагогические требования к занимательному математическому материалу как дидактическому средству. 7

4. Характеристика современных пособий для воспитателей детского сада, родителей и детей как дидактических средств формирования первоначальных математических представлений у детей. 9

5. Использование цифровых образовательных ресурсов современными педагогами в математическом развитии дошкольников. 11

6. Конспект занятия по математике. 12

Заключение. 14

Приложение 1. 16

Приложение 2. 18

Приложение 3. 19

Список литературы.. 20

Введение

Математика – это явление общечеловеческой культуры.

Теория и методика математического развития это наука, обеспечивающая теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Математическое развитие дошкольника – это те количественные и качественные изменения в познавательной деятельности детей, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Обучение элементам математики имеет особое значение в воспитании познавательной активности детей, т. е. стремления и умения решать разнообразные познавательные задачи.

В работе с дошкольниками используются дидактические средства обучения, моделирующие математические понятия, которые способствуют развитию дедуктивного мышления детей.

Дидактические средства обучения значимы при условии единства наглядности и слова. Демонстрация любых пособий сопровождается словом, которое направляет внимание детей на главное, учит вычленять самое существенное. В одних случаях воспитатель только направляет наблюдения детей, действия, например, при рассматривании детям предлагается обвести пальчиком геометрическую фигуру, чтобы лучше ознакомиться с её формой («Шар кругленький»). При познании детьми отношений, воспитатель направляет детей на осмысление не качества совокупностей предметов, а отношений между ними, например, на верхней полоске лежат 4 красных кружка, а на нижней – 5 синих кружков. Свои наблюдения дети должны отразить в слове («На какой полоске – нижней или верхней – меньше кружков? Сколько кружков на каждой из полосок? Какое число меньше какого и какое число больше какого?»

Дидактические средства обучения и комплекты наглядного дидактического материала для игр и занятий по математике в детском саду.

Дидактические средства обучения – это все элементы учебной среды, которые педагог сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с обучаемыми.

Рисунок 1 – Группы дидактических средств

Комплект наглядного дидактического материала – это объекты изучения, с помощью которого можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей.

К дидактическим средствам относятся пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается система работы по формированию элементарных математических представлений. Основное их назначение -- помочь воспитателю осуществить на практике предматематическую подготовку детей к школе.

К пособиям для воспитателя детского сада как дидактическому средству предъявляются высокие требования. Они должны:

а) строиться на прочном научно-теоретическом фундаменте, отражать основные современные научные концепции развития и формирования элементарных математических представлений у дошкольников, выдвигаемые педагогами, психологами, математиками;

б) соответствовать современной дидактической системе предматематической подготовки: целям, задачам, содержанию, методам, средствам и формам организации работы в детском саду;

в) учитывать передовой педагогический опыт, включать лучшие достижения массовой практики;

г) быть удобными для работы, простыми, практичными, конкретными.

Практическая направленность пособий, служащих настольной книгой воспитателя, отражается на их структуре и содержании.

Некоторые комплекты наглядного дидактического материала приведены в приложении 1.

Демонстрационный и раздаточный материал, требования к нему, виды.

Демонстрационный материал предназначен для показа всей группе детей.

Раздаточный материал предназначен для работы одного ребёнка, индивидуально.

Требования к раздаточному и демонстрационному материалам :

Они должны соответствовать возрасту детей;

В них должны быть хорошо выражены особенности предметов;

Привлекательность,

Безопасность,

Устойчивость,

Прочность,

Разнообразие.

Таблица 1 - Комплекты наглядных дидактических материалов

виды комплектов наглядного дидактического материала

демонстрационный материал

крупные игрушки
полочки для показа предметов
крупные плоскостные изображения
фланелеграф
магнитная доска
мольберт
доска меловая
картины
таблицы крупные
крупные модели геометрических фигур
карточки с цифрами, знаками крупные
измерительные приборы (часы, весы, счеты)
календари
слайды, диафильмы (общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии с дошкольниками, не должно превышать 8-10)
ТСО (технические средства обучения)

Демонстрационные материалы - это особые изображения предметов и явлений, специально созданные для облегчения восприятия. Они способствуют формированию у детей верных представлений и понятий, благоприятствуют выработке прочных осознанных навыков и умений. Демонстрационные материалы активно используются преподавателями на различных этапах воспитательно-учебного процесса. С их помощью дети лучше изучают новый материал, а также закрепляют и повторяют пройденное