Признаки отличающие государство от первобытного общественного строя. Роль государственные права в организации общества и осуществлении политической власти. Отличие государства от органов власти родового строя

Первые цивилизации появились в конце четвертого тысячелетия до нашей эры. Сразу стоит оговориться: термин «цивилизация» многозначен, и здесь он применяется в значении «древнее государство», хотя многие историки используют его и для обозначения культур, не достигших стадии государства. Итак, чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества и как они образовались? Начнем с самого начала.

Трансформация первобытного общества

Согласно классификации американского социолога и историка Льюиса Моргана, человеческое общество проходит три стадии развития:

  • дикость;
  • варварство;
  • цивилизация.

Дикость характеризуется присваивающей экономикой (охота, рыболовство, собирательство) и отсутствием частной собственности. С наступлением варварства возникает социальная иерархия, появляются частная собственность и производящая экономика (земледелие, скотоводство, ремесла). И, наконец, цивилизация. Главное ее отличие от двух предыдущих этапов – образование государства со всеми сопутствующими институтами: армией, полицией, чиновниками, правителями. Нетрудно догадаться, что первобытное общество существует на этапах дикости и варварства.

Отличие древних цивилизаций от первобытного общества – не только в разных типах ведения хозяйства (кстати, при варварстве и цивилизации такой тип один – производящий), но и в появлении писаного права. Хотя система общепринятых правил поведения есть и у варваров, она зиждется на обычаях, традициях, поэтому называется «обычным правом». Позже право как необходимое условие существования государства оформляется в виде законов и кодексов и фиксируется документально, в зависимости от страны и эпохи – на папирусе, пергаменте, камне, глиняных табличках, бересте или бумаге. Так возникает писаное право, ius scriptum на латыни. И, наконец, в древних цивилизациях появляется такой социальный институт, как рабство.

Сравнение

Цивилизация отличается от предыдущих этапов еще и бурным развитием гуманитарной сферы. Человечество, сумев накормить и обезопасить себя, принимается самовыражаться через искусство. Конечно, начало этому процессу положено еще в дикости, а во время варварства возникают порой сложные художественные произведения эпического характера – сказания о богах и героях. Однако подлинный расцвет искусство получает именно на стадии цивилизации.

Если для создания былин или саг нужен талант и больше ничего, то, например, для строительства шедевров архитектуры или сложных технических сооружений – еще и точный инженерный расчет, и согласованные действия большого количества людей. А добиться этого возможно только при наличии государства. Именно оно способно и обеспечить подготовку инженеров (а это дело очень не простое и не быстрое), и собрать достаточное количество квалифицированных (да и неквалифицированных тоже) рабочих, и поставить надсмотрщиков, чтобы никто из них не сбежал домой. А ведь бегали, и еще как, даже восстания поднимали: 1600 лет до нашей эры в Египте строители пирамид взбунтовались из-за того, что им не выдали чеснок, который, как считалось, восстанавливает силы. Понятно, что это только повод, главной причиной стали плохие условия труда. Однако не будь государства, подавившего восстание, пирамида так и осталась бы недостроенной.

Таблица

В чем разница между древними цивилизациями и первобытным обществом, наглядно показано в приведенной ниже таблице.

Первобытное общество Древние цивилизации
Право (юриспруденция) Обычное право, базирующееся на традициях, привычках Писаное право, зафиксированное в исторических документах (Салическая правда, Русская Правда, Законы XII таблиц и так далее)
Социальная организация Родовая община, на последнем этапе – соседская община; социальное равенство Государство; появляется социальная дифференциация, возникает рабство
Искусство Развитие получает в основном устное народное творчество, которое часто не записывается (так как письменность еще не создана), а передается из поколения в поколение; изобразительное искусство и малая пластика находятся в зачаточном состоянии; монументальная скульптура и сложные архитектурные формы отсутствуют Бурно развиваются все виды искусства
Наука Первичные научные знания (движение небесных тел, начало счета, медицины и так далее) Развиваются все виды науки

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания. Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно‑родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен. Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных. Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин. Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом. На ранних этапах первобытно ‑ общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов, например, заклятий, табу, обетов, зароков. Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно - общинном строе: Миф – художественно‑образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое‑либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости; Обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем; Ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер; Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти. При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

Если первобытно - общинная организация власти основыва­лась на кровном родстве всех членов родоплеменного объедине­ния, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, гра­ницы, отделяющие одно государство от другого, порядок фор­мирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их прожи­вания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.



Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер.

Специфика политической власти в следующем: Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса; Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение; Обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, армия, милиция, разведка, тюрьма; Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения;

Первобытное общество – первая в истории развития человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права. (Бабаев В.К.)

История развития общества первобытного разделяется на два периода:

Первому периоду характерны родовые общины, присваивающая экономика, наличие матриархата.

Человеческий род – коллектив кровных родственников по материнской (матрилинейный род) или отцовской (патрилинейный род) линии, ведущих происхождение от общего предка.

Родовая община – форма социальной организации первобытного общества, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. (Л.А. Морозова)

Матриархат - ранняя форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующейся первенствующей (главенствующей) ролью женщины в общественном производстве (воспитание потомства, ведение общественного хозяйства, поддержание очага и др. жизненно важные функции) и в социальной жизни родовой общины (управление ее делами, регулирование отношений ее членов, отправление религиозных обрядов).


Социальное управление в родовой общине:

1. Источник власти - вся родовая община в целом. Правила поведения их исполнение и обеспечение, устанавливались членами родовой общины самостоятельно, и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности;

2. Высший орган власти - общее собрание (совет, сход) всех взрослых членов рода, родовой общины. Совет принимал решения по поводу важнейших вопросов жизни родовой общины, (вопросы производственной деятельности, обрядов религиозных, разрешения споров между членами рода или между отдельными родами;

3. Власть в первобытном обществе основывалась на авторитете самого почитаемого члена общины, а также на уважении и обычаях;

4. Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, который избирался на сходе всех взрослых членов рода;

5. Принуждение к нарушителям установленных правил поведения, принятого порядка общения между людьми, осуществлялось на основании решения всех взрослых членов родовой общины.

Второму периоду характерны родовые и племенные союзы, производящая экономика, патриархат.

Во время второго периода развития первобытного общества в силу ряда объективных и субъективных причин постепенно происходили процессы, с одной стороны, объединения родовых общин в более крупные социальные образования – племена (фратрии), с другой, формировались патриархальные семьи.

Важными причинами объединения родовых общин в племена являлись:

1) установление запрета на внутриродовые брачно-семейные отношения, поскольку в результате кровосмешения рождались неполноценные, больные люди и род был обречен на вымирание; запрет инцеста (кровосмешения);

2) необходимость коллективно и организованно отражать нападения со стороны других социальных групп, которые стремились, с одной стороны, завоевать более плодородные земли, используемые иными родовыми общинами, с другой, поработить себе подобных с целью их эксплуатации;

3) общность языка, религии, традиций, обрядов, обычаев и единой занимаемой территории.

Племя – форма объединения первобытных людей, основанное на единой территории, общности языка, религии, культуры и социальных норм, а также имеющее единые органы управления. Племя включало в себя существовавшие еще родовые общины, а также вновь образованные патриархальные семьи, совет старейшин (совет племени), военных или гражданских вождей.


Социальное управление в племени было следующим:

1. Источник власти - все взрослое население племени. Высшим органом власти было общее собрание (совет, сход, народное вече -) всех взрослых членов племени. На сходах населения племени решались все важнейшие вопросы, касающиеся установления правил поведения, производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между членами племени или между отдельными родами.
2. Власть в племени основывалась на авторитете, уважении, обычаях, силе, интеллекте совета старейшин и вождя.
3. Повседневное управление делами племени осуществляли в меньшей степени совет старейшин и в большей степени вождь.

Совет старейшин – орган социального управления первобытного общества состоял из представителей родовых общин и патриархальных семей.

Вместе с тем формировался объем (перечень) вопросов, общих для всех соседствующих общин (семей, родов). В частности, совет старейшин:

а) согласовывал действия семей, родовых общин в проведении сельскохозяйственных работ и пастьбы домашнего скота;

б) рассматривал вопросы организации обороны и защиты от нападения со стороны других племен;

в) обсуждал санитарно-гигиенические вопросы и разрешал споры между родами и семьями.

4. Принуждение к нарушителям установленных правил поведения, принятого порядка общения между людьми, осуществлялось на основании решения либо всех взрослых членов племени, либо совета старейшин, либо в более поздние этапы развития вождем.

В этот период существовал патриархат, который являлся одной из поздних форм развития первобытного общества. Характеризуется этот период тем, что значимую роль в общественном производстве (в обработке земли, скотоводстве, ремесле, торговле и в других важных для существования семьи процессах), а также в социальной жизни племени (в управление его делами, регулирование отношений его членов, отправление религиозных обрядов и др.) играют мужчины.

Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.

Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.

Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.

В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.

Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.


К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья , когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами.

Города-государства. Города-государства многие ученые, в том числе и такой гений философско-правовой мысли древности, как Аристотель , относили к первым формам государственных образований. Это были некие "островки" государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения. В силу этого во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины называют соседскими и принцип родства здесь не действовал.

Город-государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по принципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах-государствах уже тогда просматривалось разделение публичной власти - представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах принимались нормативные правовые акты.

Города-государства возникали в силу объективных причин (города ремесленников; города - морские бухты; города - центры торговых путей и т.п.).

(Документ)

  • Алексеев С.С. Теория государства и права (Документ)
  • Бошно С.В. Теория государства и права (Документ)
  • Теория государства и права (Документ)
  • Сырых В.М. Теория государства и права (Документ)
  • Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права (Документ)
  • Ромашов Р.А., Кузьмин А.В., Сальников М.В. и др. Теория государства и права (схемы и комментарии) (Документ)
  • Фондовые лекции - Теория государства и права (Документ)
  • Соколов А.Н. Лекции по Теории государства и права (Документ)
  • Лазарев В.В. Общая теория права и государства (Документ)
  • Протасов В.Н. Теория права и государства (Документ)
  • n1.rtf

    2.3. Отличие государства от первобытного общества

    Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.

    Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

    Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.

    Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.

    В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.

    Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.

    К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами*(13).

    Города-государства. Города-государства многие ученые, в том числе и такой гений философско-правовой мысли древности, как Аристотель, относили к первым формам государственных образований. Это были некие "островки" государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения. В силу этого во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины называют соседскими и принцип родства здесь не действовал. Город-государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по принципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах-государствах уже тогда просматривалось разделение публичной власти - представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах принимались нормативные правовые акты.

    Города-государства возникали в силу объективных причин (города ремесленников; города - морские бухты; города - центры торговых путей и т.п.).

    2.4. Происхождение права. Обычное право. Правотворчество

    Государство и право тесно взаимосвязаны, их возникновение и развитие идет параллельно, дополняя друг друга. Между тем проявление правовых норм имеет свою историю, свой источник. Гели государственность во многом вырастала из родовой организации, то праву, его нормам предшествуют функционирование специальных правил догосударственной формации. Однако эти правила являлись элементом родовой жизни, они, другими словами, "обслуживали" соответствующую эпоху. С появлением частной собственности, постоянных производств возникает и необходимость их регламентации, а также хранение, распределение и обмен прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности.

    С развитием производственной и сельскохозяйственной деятельности, новых форм собственности, прежде всего на землю, социальные регуляторы постепенно получают все более четкое классовое содержание. Все интенсивнее разрушается социальное и экономическое равенство, укрепляются институты частной собственности, появляется наемный труд, эксплуатация. И именно эти отношения неравенства и эксплуатации закрепляют и выражают право вне нормы.

    Правовые нормы возникают параллельно с государственными институтами. Право вырастает из социальных норм первобытного общества, формируясь из обычаев, табу и других регуляторов. Так, например, обычай избрания на общественные должности постепенно преобразуется в обычай выборов на эти должности из аристократических привилегированных семей, затем превращается в обычай замещения должностей по наследству.

    Обычное право формируется, с одной стороны, путем приспособления и видоизменения правил родового строя, а с другой - введения новых норм поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением*(14).

    В социально-регулятивной системе в IV-III тыс. до нашей эры появляется новый элемент - четкое фиксирование в письменных источниках норм, регулирующих производственную деятельность земледельческого общества. Появление нормативных агрокалендарей считают принципиально новым способом фиксации правовых норм и новым способом их выражения. Становление права многие авторы связывают именно с агрокалендарями в раннеземледельческих районах Месопотамии, Египта, Индии и других регионах. Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения.

    Древнейшие источники права, такие как Законы Ману в Индии, древнеримские Законы XII таблиц, "Русская правда", "Салическая правда" франков, Кодекс Законов Хаммурапи являются классическими источниками обычного права, т.е. обобщенного изложения судебных прецедентов и прямых законодательных положений.

    Государство все активнее начинает само издавать нормы права (конституции, указы, законы, постановления и т.д.). Такая форма происхождения юридических норм получила название собственное нормотворчество, или правотворчество.

    Государственные органы, должностные лица, прежде всего судьи, признавали те или иные обычаи действующими и выносили на их основе решения. Так судебное решение, посвященное конкретному делу, становится примером (прецедентом) для подобных случаев. Прецеденты формируют право судей, т.е. прецедентное право, являющееся основой, главным содержанием англосаксонской юридической системы.

    Обратим внимание на то, что санкции зарождающихся правовых норм становятся жестко фиксированными. В первобытном же обществе ответственность дифференцировалась лишь на реальную и сверхъестественную. Поскольку нарушения всегда затрагивали религиозную сторону жизни, то привлечение к ответственности и связывалось с так называемыми сверхъестественными силами. Санкции имели собственное содержание и формы: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения и смертная казнь.

    Указание на условия действия нормы и ее последствия в одной норме (одном правовом предписании) знаменует большой успех в развитии регулятивной системы в целом и в становлении права в частности.

    Отличие права от социальных норм первобытнообщинного строя сводится к следующему.

    Право формируется либо непосредственно государством, либо с участием иных социальных организаций (общественных, корпоративных, церкви и т.п.), и под его контролем создавалось всем обществом.

    Обычаи и другие правила выражали общую волю и защищали общественный интерес. Правовые нормы выражают волю и баланс общественных, корпоративных и личных интересов членов общества.

    Обычаи и другие регуляторы первобытной эпохи носили нефиксированную форму, право же получает внешнее выражение, закрепление в виде различного рода нормативных правовых актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием.

    Первобытные регуляторы охранялись от нарушений всем обществом. Право гарантируется специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.

    Таким образом, называемое "раннее право" есть юридические правила, установленные государством, его правителями, которые выражали волю господствующего класса, баланс интересов общества того периода и обеспечивались принудительной силой государственного аппарата.

    Становление судебной власти. Судебная власть как самостоятельный институт государственной власти появился значительно позже ее представительных и исполнительных механизмов. Надо учесть то обстоятельство, что дифференциация (разделение) власти проходила медленно и характерна для более поздних периодов развития государства. Первоначально судебные функции (судебные дела) в зависимости от традиций, особенностей государственного строительства решала либо исполнительная власть, либо представительная или совместно, в зависимости от функций в отправлении правосудия. В государствах либерального характера с традиционно сильной представительной властью судебные тяжбы разрешались этой ветвью государственной власти. Ультроправовые государства львиную долю власти отдавали исполнительной ветви во главе с монархом (королем, царем, императором и т.п.). Однако в более поздние периоды развития государственности судебная власть приобретает самостоятельность. Судьи назначаются исполнительной или представительной властью (собранием). Начинает формироваться институт независимости судей, передачи судебной власти по наследству. Истории судебной власти известен и институт избрания судей по жребию. Таким образом, постепенно государственная власть приобретает самостоятельность. Словом, судебная деятельность известна давно. Многие специалисты полагают, что решение гражданских, торговых споров, вынесение приговоров по уголовным делам явилось одной из главных задач и чуть ли не единственной прерогативой судебной власти, что в конечном итоге породило необходимость принятия законодательных актов. Иными словами, судебная практика подталкивала государственную власть (в лице монархов, собраний) к принятию нормативных правовых актов. Судебная практика послужила неким толчком для развития собственного нормотворчества.

    Пути развития судебной власти и влияние судебной практики на нормотворческий процесс в России имели определенные особенности, но находились в общеевропейской канве. Так, в Киевской Руси суд творился князем и сливался с управлением, что позволяло данному лицу одновременно быть судьей и княжеским посадником. В Новгородской республике судебную власть осуществляло вече, т.е. собрание жителей Новгорода являлось высшей судебной инстанцией. Кроме того, судебными полномочиями были наделены князь, посадники, архиепископ, старосты.

    В Московской Руси в XI-XVII вв. судебные функции осуществлял князь (затем царь), Боярская дума, некоторые приказы, а на местах - наместники, волостели, вотчинники.

    Первые попытки придать судебной системе самостоятельный характер предпринял, как считается, Петр Первый. В период его правления в 1713 г. впервые была учреждена должность судьи и созданы особые судебные учреждения - надворные и городовые суды, независимые от воевод и губернаторов. Были также созданы военный суд, духовный суд, а высшей судебной инстанцией явился Сенат. По мнению специалистов, Петр Первый образцом судебной системы для России считал шведскую. Однако после смерти Петра Первого Екатерина Первая "отодвинула" судебные новеллы своего предшественника. И только в 60-е г. XIX в. России пришло глубокое понимание необходимости специального института судебной власти, без которого невозможно цивилизованное развитие общества. Важнейшим этапом в развитии судебной власти явилась судебная реформа 1864 г.