Отличие государственной власти от первобытного самоуправления. Сравнительный анализ организации общественной власти первобытного общества и государства. Понятие о полигамной семье

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.

Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно‑родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен.

Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных.

Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.

Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.

На ранних этапах первобытно ‑ общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов, например, заклятий, табу, обетов, зароков.

Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно - общинном строе:

  1. Миф – художественно‑образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое‑либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;
  2. Обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;
  3. Ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер;

Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

Если первобытно - общинная организация власти основыва­лась на кровном родстве всех членов родоплеменного объедине­ния, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, гра­ницы, отделяющие одно государство от другого, порядок фор­мирования и структуру органов государства, их задачи и функции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их прожи­вания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.

Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер.

Специфика политической власти в следующем:

  • Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;
  • Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;
  • Обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, армия, милиция, разведка, тюрьма;
  • Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения;

Первым обществом в истории человечества принято считать первобытное, или догосударственное. Оно пришло на смену Чем же отличалась новая организация? Каковы признаки первобытного общества? Есть ли в нем предпосылки государства? Постараемся ответить.

Признаки

Признаки первобытного общества:

  • родоплеменная организация;
  • коллективный труд;
  • общая собственность;
  • примитивные орудия труда;
  • уравнительное распределение.

Приведенные признаки первобытного общества затрагивают экономическую жизнь, так как культура еще только начала формироваться. Единственное, что можно выделить, - фетишизм, обожествление природы. Но последний пункт, грубо говоря, условный. Наши предки, древние славяне, также поклонялись природе - солнцу (Ярило), молнии (Перуну), Ветру (Стрибогу). Однако это не дает повода говорить о них, как о первобытных. Поэтому в качестве признаков первобытного общества выделяются именно экономические аспекты (труд, орудия, распределение и т. д.).

Понятие о полигамной семье

Основу рода в первобытном обществе составляла полигамная семья. Предполагалось, что входили в половую связь для продолжения рода только внутри своей общины. Та образовывала племя по мере роста, а племя - союз племен. То есть фактически все были друг другу родственники. Отсюда понятие «род» в значении «свой». «Чужаков» в такие семьи не пускали. Союз племен - прообраз первых наций с отличительными чертами.

Если проанализировать вышеперечисленные признаки, то мы увидим, что с такой системой экономической модели невозможно появление социального неравенства. Орудия были примитивны, все занимались одним трудом, чтобы сохранить свой род, происходило распределение продуктов, так как работали все коллективно.

Что мы не будем относить в признаки первобытного общества? Наличие аппарата принуждения. Это и понятно. Наличие аппарата принуждения связано с появлением имущественного неравенства, которое появилось позже, во времена разделения труда в период «военной демократии». Об этом скажем чуть позже.

Признаки первобытного общества и государства

К признакам зарождающего государства из первобытного общества относятся:


Общественное разделение труда

Со временем труд начинает усложняться. Многие историки связывают эти изменения с ухудшением климата. Жизнь стала суровее. Поэтому от традиционной охоты и собирательства пришлось отойти в сторону обрабатывания земли. Человек теперь сам начал создавать продукты питания. Именно это, по мнению ученых, является началом социального расслоения.

Однако человек не мог одновременно делать несколько операций. В результате произошло:

  • Первое крупное разделение труда. Земледелие отделилось от скотоводства.

Со временем люди начинают усовершенствовать свои сельскохозяйственные орудия. От примитивных мотыг, камней общество переходит к новым орудиям, которые уже невозможно сделать самому без специальных знаний и навыков. Появляется категория, которая лучше других стала делать сельскохозяйственные орудия. Постепенно эта прослойка обособлялась и привела ко второму крупному разделению труда.

  • Отделение ремесла от земледелия.

Два разделения труда привели к тому, что производители изготавливали различные товары, которые необходимы каждому классу. Земледелец нуждался в орудиях труда, животных, ремесленник - в хлебе и т. д. Однако обмен затрудняла занятость. Если крестьянин потратит время на то, чтобы обменять свою продукцию, то он понесет больше убытков. Всем необходим был посредник. Вспомним, как наше общество боролось со спекулянтами. Однако они помогали развиваться обществу. Появилась отдельная категория, которая упростила жизнь всем. Произошло третье разделение труда.

Появление торговцев

Все это привело к социальному неравенству, расслоению. У одного - плохой урожай, другой - нашел товар по более выгодной цене и т. д.

Естественно, при расслоении начинается столкновение интересов. Старая уже не могла все это контролировать. На ее месте появилась соседская, где люди были чужими друг другу. Необходима была новая организация. В качестве таковой выступила политическая власть. Начали сформировываться протогосударственные отношения. Этот период получил название «военной демократии». Именно с созданием полноценных элит начинается настоящее государство, то есть цивилизация. Именно об этом подробнее далее.

Признаки первобытного общества и цивилизации

Период «военной демократии» - это время, когда все члены общества еще равны. Никто не выделяется роскошью или нищетой. Это время, где от личных достоинств зависело будущее не только свое, но и своих потомков. При имущественном расслоении начались постоянные войны за богатства. Одно племя постоянно нападало на другое. Общество не могло жить по-другому. Нападения приводили к обогащению наиболее удачливых воинов. Естественно, тот, кто находился дома, оставался ни с чем. Так начала формироваться знать. У всех народов политические элиты формировались именно из воинов. Добыв денег и славы в боях, люди начали искать способ закрепить такое положение дел. Передать свое привилегированное положение наследникам. Именно так формировались государства с иерархической кастовой структурой закрытого типа. Это время считается началом цивилизации.

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.

Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно‑родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен.

Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных.

Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.

Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.

На ранних этапах первобытно ‑ общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов, например, заклятий, табу, обетов, зароков.

Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно - общинном строе:

  1. Миф – художественно‑образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое‑либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;
  2. Обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;
  3. Ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер;

Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

Если первобытно - общинная организация власти основыва­лась на кровном родстве всех членов родоплеменного объедине­ния, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, гра­ницы, отделяющие одно государство от другого, порядок фор­мирования и структуру органов государства, их задачи и функции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их прожи­вания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.

Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер.

Специфика политической власти в следующем:

  • Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;
  • Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;
  • Обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, армия, милиция, разведка, тюрьма;
  • Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения;

Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.
Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.
Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.
Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.
В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.
Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.
К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами*(13).

Еще по теме 2.3. Отличие государства от первобытного общества:

  1. ОТЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВА ОТ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
  2. ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО ОТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ДОКЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА (ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА)
  3. 10. Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации первобытного общества.
  4. Глава 3 ЗРЕЛОСТЬ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА: ЭПОХА ПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЫ
  5. Понятие политики, ее сущность и функции. Власть и властные отношения в политике.К.Маркс и М. Вебер о политике и политических отношениях в обществе.Политическая социология и политология - науки, изучающие политическую сферу жизни общества.Государство как основной политический институт. Признаки государства, характеристики государства, функции государства.Гражданское общество и правовое государство.

Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.

Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.

Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.

В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.

Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.

К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами*(13) .

Города-государства. Города-государства многие ученые, в том числе и такой гений философско-правовой мысли древности, как Аристотель, относили к первым формам государственных образований. Это были некие "островки" государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения. В силу этого во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины называют соседскими и принцип родства здесь не действовал. Город-государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по принципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах-государствах уже тогда просматривалось разделение публичной власти - представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах принимались нормативные правовые акты.

Города-государства возникали в силу объективных причин (города ремесленников; города - морские бухты; города - центры торговых путей и т.п.).