Косвенная дискриминация. Война станет глобальной Объективные причины конфликтов

При развитии и усложнении общества и общественных отношений увеличиваются коммуникационные каналы, сферы влияния. Нарушается замкнутость и целостность какой бы то ни было социальной группы или общности. Культура интегрируется и становится интернациональной, все современное общество участвует в процессе глобализации. Все описанные явления увеличивают вероятность возникновения этнических, расовых и религиозных конфликтов в обществе.

Объединение этносов или рас иногда происходит демократичным и естественным путем, но чаще вызывает социальную напряженность истолкновения. Ведь любая общность стремится к сохранению своей уникальной культуры и истории, активно борется за свою территорию и самобытность.

В зависимости от уровня самосознания этнос может поразному реагировать на социальные изменения. Этноцентрические группы наиболее конфликтны. В своей борьбе могут использовать религиозные принципы и установки, следовательно, вовлекать новых участников в конфликтную ситуацию.

Выделяют основные группы причин этнических, религиозных и расовых конфликтов:

– причины этнопсихологического фактора;

– политические факторы;

– социальноэкономические причины;

– социокультурные факторы и различия.

Разрушение привычного уклада общественной и культурной жизни этноса вызывает оборонительную или защитную реакцию этого этноса. Так как потеря прежних ценностей однозначно предполагает доминирование новых привносимых ценностей и норм, ассимилируемый этнос воспринимает свою культуру как второстепенную и подавляемую. Это объясняет этнопсихологические факторы и возникающие в связи с ними конфликты.

Появление новой этнической группы или религиозного движения способствует созданию новых политических лидеровполитические факторы. Социальноэкономическое положение той или иной социальной группы или этноса в конкретный исторический период влияет на общее положение группы в межгрупповых отношениях либо вызывает напряженность, и бедственное экономическое положение негативно отражается на восприятии этносом любых действий, направленных на него, либо характер взаимоотношений с другими этносами и социальными группами проецирует существующую дискриминацию, которая создает условия для возгорания конфликта.

Конфликты, возникающие по причине со циокультурных различий , наиболее остры и продолжительны, так как происходят вследствие насильственного разрушения культурных различий. Ассимилируются и разрушаются религиозные, языковые и другие культурные нормы. Все это дезинтегрирует этнос и поэтому встречает сопротивление.

РЕЛИГИОЗНЫЙ, РАСОВЫЙ, ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТЫ

При развитии и усложнении общества и общественных отношений увеличиваются коммуникационные каналы, сферы влияния. Нарушается замкнутость и целостность какой бы то ни было социальной группы или общности. Культура интегрируется и становится интернациональной, все современное общество участвует в процессе глобализации. Все описанные явления увеличивают вероятность возникновения этнических, расовых и религиозных конфликтов в обществе.

Объединение этносов или рас иногда происходит демократичным и естественным путем, но чаще вызывает социальную напряженность истолкновения. Ведь любая общность стремится к сохранению своей уникальной культуры и истории, активно борется за свою территорию и самобытность.

В зависимости от уровня самосознания этнос может поразному реагировать на социальные изменения. Этноцентрические группы наиболее конфликтны. В своей борьбе могут использовать религиозные принципы и установки, следовательно, вовлекать новых участников в конфликтную ситуацию.

Выделяют основные группы причин этнических, религиозных и расовых конфликтов:

– причины этнопсихологического фактора;

– политические факторы;

– социальноэкономические причины;

– социокультурные факторы и различия.

Разрушение привычного уклада общественной и культурной жизни этноса вызывает оборонительную или защитную реакцию этого этноса. Так как потеря прежних ценностей однозначно предполагает доминирование новых привносимых ценностей и норм, ассимилируемый этнос воспринимает свою культуру как второстепенную и подавляемую. Это объясняет этнопсихологические факторы и возникающие в связи с ними конфликты.

Появление новой этнической группы или религиозного движения способствует созданию новых политических лидеров – политические факторы. Социальноэкономическое положение той или иной социальной группы или этноса в конкретный исторический период влияет на общее положение группы в межгрупповых отношениях либо вызывает напряженность, и бедственное экономическое положение негативно отражается на восприятии этносом любых действий, направленных на него, либо характер взаимоотношений с другими этносами и социальными группами проецирует существующую дискриминацию, которая создает условия для возгорания конфликта.

Конфликты, возникающие по причине со циокультурных различий , наиболее остры и продолжительны, так как происходят вследствие насильственного разрушения культурных различий. Ассимилируются и разрушаются религиозные, языковые и другие культурные нормы. Все это дезинтегрирует этнос и поэтому встречает сопротивление.

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 9. ЛИЧНОСТЬ КАК ЭТНИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН § 9.1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ЭТНИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНАЛичность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Б. Г. Ананьев подчеркивал влияние на формирование и развитие личности не только социальных и

Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Глава 10. ЛИЧНОСТЬ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ФЕНОМЕН § 10.1. РЕЛИГИЯ КАК ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬПонятие религии является одним из самых трудных для определения в операциональных, эмпирических категориях. Термин «религия» имеет древнеримские корни: ligare (лат.) – «связывать», re (лат.) –

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты) Конфликты в духовной сфере общества возникают на основе противоречий, складывающихся в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей. Такие конфликты охватывают сферу общественного

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

1.1. Этнический парадокс современности Начиная с 60-70 гг. нашего столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих

Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

4. Груз вины и религиозный стыд Эрл ХенслинВозьмите карандаш и ответьте на следующие вопросы, отмечая «да» или «нет». Затем подведите итоги. Будьте честны: ведь эти оценки никто, кроме вас, не увидит. Многие люди, выполнившие это упражнение, считают, что оно принесло им

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Внешний религиозный стыд Причины для возникновения внешнего религиозного стыда бывают самые разные: например, чьи–то иронические комментарии или взгляд, в котором читается превосходство. Нередко внешний стыд руководит человеком в выборе установок вроде «должен - не

Из книги Интегральное видение автора Уилбер Кен

Внутренний религиозный стыд Внутренний религиозный стыд - это внутренний голос, который постоянно твердит о том, насколько же плохой ты человек. В основе этой формы стыда лежит целый комплекс убеждений и ценностей, возникших в результате травмирующего жизненного опыта

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Религиозный подход к избавлению от греха Смиренные блудники лучше горделивых девственников. Преподобный Ефрем Сирин На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее: «Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя

Из книги Евангелие от атеиста автора Богоссян Питер

Религиозный подход к избавлению от греха Зависть никогда не знает праздника. Фрэнсис Бэкон Зависть, как и другие смертные грехи, разрушительна для человека: «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей». Зависть становится причиной жестокости и

Из книги автора

Религиозный подход к избавлению от греха Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы повиноваться ему в похотях его. Послание к Римлянам 6; 12 По мнению почти всех авторитетных деятелей христианской церкви прошлых веков, с похотью, блудом, вожделением, плотской

Из книги автора

Религиозный подход к избавлению от греха Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Апостол Павел Однозначный призыв к людям, направленный против алчности, есть в Новом Завете, где

Из книги автора

Религиозный подход Предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва. Преподобный Макарий Оптинский Для преодоления уныния церковь щедро снабжает верующих всевозможными наставлениями и рецептами, среди которых первые места занимают покаяние, молитвы,

Из книги автора

Религиозный контекст Религия – это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда. Чезаре Павезе И завершает наш хит-парад ложных контекстов религиозный контекст.Чтение религиозных споров весьма занимательное

Из книги автора

Глава 5 «Духовный, но не религиозный»: про вас ли это? Лёгких ответов здесь нет. Это, вероятно, один из самых серьёзных вопросов, которые могут встать перед любым человеком – или миром как таковым, если уж на то пошло. Интегральный подход известен тем, что он может

Из книги автора

Духовный, но не религиозный Многие современные и постсовременные женщины считают себя «духовными, но не религиозными». Они могут говорить это, не вникая глубоко в значение этих слов, при этом у них может быть определённый духовный учитель, практика, система верований,

Классификация материалов по конфликту

Материалы по конфликту были организованы в учебнике в четырех главах:

  • а) конфликт как осознанная конкуренция,
  • б) война, инстинкт и идеалы,
  • в) соперничество, культурные конфликты и социальная организация,
  • г) расовые конфликты.

А) Осознанная конкуренция .

Самосознание индивида формируется во время контактов и конфликтов личности с другими личностями. Оно проявляется весьма разнообразно: в гордыне и смирении, суетности и достоинстве, скромности и заносчивости, жалости и презрении, равно как и расовых предрассудках, шовинизме, классовых и кастовых различениях и в любом другом социальном порождении, посредством которого сохраняются социальные дистанции. Именно из реакций, вызванных социальными контактами и взаимовлияниями, развивается личность индивида, и определяется его статус. Именно из усилий сохранить этот статус или улучшить его, защитить личность, увеличить ее достояние, расширить ее привилегии и сохранить ее престиж возникает конфликт. Это относится ко всем конфликтам, будь то личные или партийные перепалки, сектантские различия, или национальные и патриотические войны; ибо личность индивида, безусловно, настолько тесно связана с интересами и порядком своей группы или клана, что в борьбе группа становится побудительным источником личности. Много было сказано и написано об экономических причинах войны, но какими бы иными ни были источники наших чувств, видимо, верно и то, что люди никогда не идут на войну только лишь из экономических побуждений. Как раз потому, что богатство и имущество связаны с престижем, честью и положением в мире, люди и народы воюют за них.

Б) Война, инстинкт и идеалы .

Война — это превосходный и типичный пример конфликта. На войне, когда враждебность подавляет всякий утилитарный интерес и всякое чувство, которые в другое время могли бы объединить соперничающие стороны или группы, мотивы и роль конфликта в социальной жизни предстают в самых явных своих очертаниях. Более того, есть и практическая причина, чтобы остановиться на примере войны для иллюстрации конфликта. Огромный интерес, проявляемый к войне во все времена, невероятные силы и ресурсы, мобилизуемые людьми, организованными для военной агрессии или обороны, колоссальный ущерб и жертвы, приносимые во имя славы, чести или безопасности отчизны, сделали войны незабываемыми. Ни один другой крупный аспект коллективной жизни не бывает столь памятен для нас. Проблема отношения войны к человеческим инстинктам, с одной стороны, и к человеческим идеалам - с другой, находится в центре многих нынешних исследований и дискуссий. Утверждать, что враждебность не коренится изначально в природе человека - дело, видимо, пустое. Конкретные материалы, приводимые в этой главе, показывают без всяких сомнений, как легко желания и инстинкты человека принимают форму конфликта. С другой стороны, представления о том, что традиция, культура, коллективные репрезентации никак не определяют предрасположенность наций к войне, кажутся равно несостоятельными. Значение социологического исследования и заключается в том, чтобы определить, каким именно образом соединение наклонностей в изначальной природе (человека) с силами традиции и культуры и с потребностями ситуации обусловливает организацию установки на борьбу. Есть исторические примеры того, как воинственные народы становились мирными, и как миролюбивые превращались в воинственных. Понимание механизма этого процесса - первейшее условие любого применения контроля.

В) Соперничество, культурные конфликты и социальная организация.

Соперничество - это сублимированная форма конфликта, когда борьба индивидов подчинена благополучию группы. Точно так же в соперничестве между группами конфликт или конкуренция подчинены интересам более широкой группы. Соперничество, таким образом, можно определить как конфликт, контролируемый группой в своих интересах. Исследование феномена соперничества выявляет его роль как организующей силы в жизни группы. В изучении конфликтных групп не всегда легко с уверенностью применять проведенное здесь различие между соперничеством и конфликтом. Секта является конфликтной группой, ее борьба с другими группами за выживание и успех имеет целью высшее благополучие включающего ее в себя общества. Однако фактически сектантская борьба может идти наперекор моральным, социальным и религиозным интересам сообщества. Принадлежность к вероисповеданию означает вхождение в группу аккомодации, которая посредством соперничества и конкуренции стремится способствовать благополучию не только всеобъединяющего общества, но и других составляющих это общество групп. В случае культурного и политического конфликта функция конфликта в социальной жизни становится понятной и приемлемой. Роль ментальных конфликтов в жизни индивида имеет целью создание, приспосабливаемое к изменяющимся ситуациям и усвоение нового опыта. Именно в процессе конфликта между противоположными импульсами к действию индивид приходит к заключениям или, как мы называем это, - «принимает решение». Только там, где есть конфликт, поведение осознанно и самосознательно; только в этом случае есть условия для рационального поведения.

Г) Расовые конфликты.

Нигде социальные контакты не вызывают конфликты так легко, как в отношениях между расами, в особенности если расовые различия усугубляются не только различиями в культуре, но и цветом кожи. Можно добавить, что нигде реакции на социальный контакт не выступают с такой очевидностью и в то же время не поддаются анализу и определению с таким трудом. Расовые предрассудки, так мы называем чувства, сопровождающие (поддерживающие) расовые табу, не являются, по крайней мере, в Америке, чем-то необычным. Но еще никому не удалось сделать их вполне понятными. В расовом предрассудке, в отличие от классового или кастового предрассудка, явно проявляется инстинктивный фактор, коренящийся в страхе перед незнакомым и непонятным. Цвет кожи или какой-либо другой расовый признак, подчеркивающий физические различия, становится символом моральной несовместимости, которой, возможно, и не существует. Чужак одновременно и привлекает нас, и вызывает страх, а индивид другой расы всегда кажется нам чужаком в большей мере, нежели человек одной с нами расы. Этот наивный предрассудок, если он не подкрепляется другими факторами, легко видоизменить, о чем свидетельствуют близкие отношения негров и белых в рабстве. Более позитивный фактор расового антагонизма - конфликт культур: нежелание одной расы вступать в личную конкуренцию с расой другой или низшей культуры. Это нежелание оказывается, в долгосрочной перспективе, нежеланием народа или класса, занимающего более высокий статус, конкурировать на равных с народом низшего статуса. Расовые конфликты, как и войны, в сущности, являются борьбой расовых групп за статус. В этом смысле и с этой точки зрения борьба европейских наций и так называемых «порабощенных народов» за независимость и самоопределение - это фактически борьба за статус в семье народов. В условиях этой борьбы расовое и национальное сознание в таких его проявлениях, как, например, ирландский национализм, еврейский сионизм или расовое сознание негров, является естественной и очевидной реакцией на конфликтную ситуацию. Националистические движения в Европе, Индии, Египте, подобно войне, соперничеству и более личностным формам конфликта, есть в основном борьба за признание, т. е. за честь, славу и престиж.

Косвенная , или непрямая дискриминация (в отличие от прямой дискриминации, характеризующейся наличием намерения дискриминировать определённую группу людей) наблюдается в случае, когда внешне кажущиеся нейтральными положения, критерии или практики де-факто ставят представителей определённой группы людей в неблагоприятное положение по сравнению с другими в сходной ситуации. Косвенная дискриминация имеет более широкое распространение в обществе, чем прямая, однако её наличие труднее обосновать . Категория косвенной дискриминации прочно закреплена в праве Европейского союза.

Определение Европейского союза

Чёткое законодательное определение непрямой дискриминации неоднократно появляется в различных директивах Европейского союза . В частности, абзац 1b статьи 2 директивы 2006/54/EG (в данном случае касательно дискриминации по признаку пола) определяет косвенную дискриминацию следующим образом:

В смысле данной директивы выражение «непрямая дискриминация» означает ситуацию, при которой лица определённого пола могут в соответствии с внешне нейтральными правилами, критериями или процедурами попасть в наиболее невыгодное положение по сравнению с лицами другого пола, за исключением случаев, когда рассматриваемые правила, критерии или процедуры могут быть объективно обоснованы наличием правовой цели, а средства для достижения этой цели являются необходимыми и соразмерными.

Оригинальный текст (нем.)

Im Sinne dieser Richtlinie bezeichnet der Ausdruck „mittelbare Diskriminierung“ eine Situation, in der dem Anschein nach neutrale Vorschriften, Kriterien oder Verfahren Personen des einen Geschlechts in besonderer Weise gegenüber Personen des anderen Geschlechts benachteiligen können, es sei denn, die betreffenden Vorschriften, Kriterien oder Verfahren sind durch ein rechtmäßiges Ziel sachlich gerechtfertigt und die Mittel sind zur Erreichung dieses Ziels angemessen und erforderlich.

Аналогичные определения косвенной дискриминации даются и в более ранних директивах, например, в директиве 2000/43/EG (касательно дискриминации по признаку расы и происхождения). Так, абзац 2b статьи 2 этой директивы гласит:

Непрямая дискриминация имеет место, если внешне нейтральные правила, критерии или процедуры могут быть особенно невыгодными для лиц, принадлежащих к определённой расе или этнической группе, за исключением случаев, когда рассматриваемые правила, критерии или процедуры могут быть объективно обоснованы наличием правовой цели, а средства для достижения этой цели являются необходимыми и соразмерными.

Оригинальный текст (нем.)

Eine mittelbare Diskriminierung vor, wenn dem Anschein nach neutrale Vorschriften, Kriterien oder Verfahren Personen, die einer Rasse oder ethnischen Gruppe angehören, in besonderer Weise benachteiligen können, es sei denn, die betreffenden Vorschriften, Kriterien oder Verfahren sind durch ein rechtmäßiges Ziel sachlich gerechtfertigt, und die Mittel sind zur Erreichung dieses Ziels angemessen und erforderlich.

Примеры

К косвенной дискриминации относятся ситуации, при которых возможности лица из-за его принадлежности к определённой группе хотя и не ограничиваются прямо (это было бы прямой дискриминацией), однако не являются равноценными по сравнению с другими лицами в схожей ситуации. Например, обязательное требование ношения униформы с короткой юбкой у официанток может ограничивать доступ к работе у женщин, не приемлющих ношение такой одежды, например, по религиозным или возрастным причинам. За косвенную дискриминацию нельзя принимать требования и ограничения, которые объективно могут быть обоснованы правовой целью, а средства, выбранные для достижения этой цели, являются умеренными и оправданными .

Характерные примеры косвенной дискриминации в смысле права ЕС усматриваются в решениях Европейского суда . Кроме пола и происхождения, для определения наличия косвенной дискриминации могут быть учтены и другие признаки. Так, среди вынесенных решений можно, например, выделить следующие :

Признак Дело Суть дела и принятое решение
Происхождение Rs. C-83/14 Размещение счётчиков электроэнергии на 7-метровой высоте в цыганских районах при обычном стандарте в 1,7 метров является косвенной дискриминацией по признаку происхождения, так как такое ограничение непропорционально затрагивает представителей цыган, а названные причины (обеспечение безопасности) не оправдывают данный метод.
Происхождение Rs. C-668/15 Разные требования банка при выдаче кредитов для клиентов, рождённых в ЕС и за его пределами, не являются косвенной дискриминацией, так как не связаны с национальностью или расой клиентов и могут быть объективно оправданы.
Инвалидность Rs. C-270/16 Увольнение инвалида по причине длительных и продолжительных невыходов на работу по причине болезни хотя и может быть оценено как косвенная дискриминация инвалидов, однако может быть оправдано интересами работодателя.
Инвалидность Rs. C-335/11 Правило, по которому работник по причине 120 дней невыхода на работу в году по причине болезни может быть уволен с предоставлением лишь укороченного срока уведомления в один месяц является косвенной дискриминацией инвалидов, так как в непропорциональной мере может затрагивать людей с инвалидностью и не является оправданной мерой.
Сексуальная ориентация Rs. C-267/12 Непредоставление заключившей гражданское партнёрство гомосексуальной паре положенного по случаю заключению брака отпуска в стране, в которой однополые браки не легализованы, является необоснованной косвенной дискриминацией по признаку сексуальной ориентации, даже если такие отпуски не предоставляются заключившим партнёрство гетеросексуальным парам.

В отличие от других западных обществ, в США расово-этнические отношения и конфликты на многих этапах играли самостоятельную, а то и ведущую роль в социальной среде. На протяжении всœей истории США его цветное населœение по своей социально-профессиональной структуре значительно отличалось от белого. Цветные всœегда подвергались сверхэксплуатации и расовой дискриминации, принадлежали к самым обездоленным слоям населœения.

В результате массовых антирасистских демонстраций, в 1964 ᴦ. был принят Закон о гражданских правах, который запретил дискриминацию черных американцев при обслуживании в местах общественного пользования, при приеме на работу и т.д. Также черное населœение добилось квот при поступлении в образовательные учреждения. Но расизм, исчезнувший с языка американцев, продолжал сохраняться в их сознании. Получившие те же права и льготы ʼʼафроамериканцыʼʼ стали вызывать недовольство у белых, т.к. они имеют больше детей, чаще сидят в тюрьме, чаще получают пособия по бедности, безработице, воспитанию детей. Белые стали отделяться от черных плотной стеной и, вопреки своим ответам на вопросы служб общественного мнения, не проявляют желания смешиваться с ними в единую нацию. В ответ черные американцы заняли собственную расовую позицию: чтобы обособиться от белых по причинœе их ʼʼнеискоренимого расизмаʼʼ, они стремились сформировать собственную субцивилизацию: создавали школы, театры, высшие учебные заведения.

Дискриминации в США подвергались и группы американских граждан, говорящих на испанском языке, в большинстве своем мексиканцев - чиканос . С начала 70-х годов в США въехало около 16 млн. легальных иммигрантов Число нелœегалов не точно не известно, но также измеряется миллионами. По этой причине расово-этнический вопрос по-прежнему остается важным.

Хотя сегодня прямой угрозы единству американского общества нет, тем не менее с начала 1970-х гᴦ. обозначились тенденции, которые могут способствовать возникновению расовых конфликтов. Сейчас под влиянием массовой иммиграции из стран Азии, Африки и Латинской Америки усиливается "пористость" американского общества, поскольку в нем наблюдаются более или менее крупные вкрапления общностей китайцев, корейцев, бирманцев, вьетнамцев, мексиканцев и др.
Размещено на реф.рф
Типичным примером такого вкрапления является возникший постепенно в американских городах мир "чайнатаунов" (китайских общин), куда "стопроцентному" американцу хода нет и куда он не стремится.

Расово-этническая проблема в современной Америке представляет собой немалую угрозу для будущего существования белого, англосаксонского населœения. В результате неравномерности расселœения различных расово-этнических групп по территории страны в ряде регионов сложились мощные кластеры небелого населœения (Техас, Калифорния, Нью-Джерси и др.). В результате территориальной концентрации национальных меньшинств на карте США появились многочисленные "цветные" города (Вашингтон, Майами, Детройт, Атланта͵ Новый Орлеан, Нью-Йорк и др.). Именно озабоченность сохранить себя как западную нацию лежит в базе растущих общественных настроений в пользу ограничения иммиграции. Но ограничение потоков иммигрантов из других частей мира приходит в столкновение с экономическими выгодами для Америки от этого процесса. В результате сегодня снова встает задача интеграции американского общества.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы определяют североирландский конфликт?

2. На чем основаны противоречия между валлонами и фламандцами в Бельгии?

3. Каковы методы борьбы этнических меньшинств за свои права в странах Запада?

4. Каковы тенденции в развитии расово-этнических отношениях в США?

Тема 2.5. Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ в конце XX - в начале XXI вв.

Краткое содержание: Причины этнических и межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве. Восстановление конституционного порядка в Чечне. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Конфликт в Молдове, образование Приднестровской Молдавской Республики. Обстановка в Таджикистане. Острые межнациональные противоречия на Кавказе. Межнациональные конфликты в Грузии: события в Абхазии и Южной Осетии. Крах вооруженного нападения Грузии на Южную Осетию. Признание Россией суверенитета Южной Осетии и Абхазии.

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление: об истории и современном состоянии развития межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве.

Знать: причины межнациональных конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье и на Кавказе.

Уметь: обобщать опыт в разрешении конфликтов на религиозной и национальной почве в современной России.

Распад Советского Союза поставил под вопрос законность власти правительств бывших советских республик. Это спровоцировало оппозиционные брожения, активизацию антикоммунистических и националистических сил. Между некоторыми государствами возникли споры и противоречия.

Расовые конфликты в США - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Расовые конфликты в США" 2017, 2018.