Определение Боевой Готовности. Чем достигается постоянная БГ подразделений и частей. Боевая готовность подразделений и частей Виды боевой готовности их характеристика

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина И.А. Маркова, установил:

1. Согласно статье 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели; при невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску; порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы (пункт 1); боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени; дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха; порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (пункт 3).

При этом та же статья предусматривает, что военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется (пункт 3.1). Конституционность этого законоположения оспаривается в жалобе гражданина И.А. Маркова, проходившего военную службу по контракту в звании старшего прапорщика в войсковой части 6832, которая, как следует из представленных материалов, с 1 января 2007 года относится к воинским частям постоянной готовности, переведенным на комплектование воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

В 2003-2012 годах И.А. Марков, будучи в служебных командировках в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан, принимал участие в боевых действиях (общий срок его участия в боевых действиях составил 445 суток). С 14 октября 2013 года он был досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе), и с 1 ноября 2013 года исключен из списков личного состава воинской части.

Полагая, что при увольнении расчет с ним произведен не полностью - не выплачена денежная компенсация взамен предоставления дополнительных суток отдыха за период нахождения в служебных командировках и участия в боевых действиях, И.А. Марков обратился к командиру войсковой части 6832 с заявлением о расчете и выплате данной компенсации, однако в удовлетворении заявления ему было отказано.

Архангельский гарнизонный военный суд решением от 21 января 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 19 марта 2014 года, отказал И.А. Маркову в удовлетворении заявления об оспаривании действий командира воинской части, связанных с изданием приказа об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием в полном объеме и с отказом в выплате указанной компенсации. Определением судьи Северного флотского военного суда от 21 мая 2014 года И.А. Маркову отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции.

В судебных постановлениях, в частности, указывалось, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495) военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется; поскольку войсковая часть 6832 с 1 января 2007 года отнесена к частям постоянной готовности, отсутствуют основания для предоставления И.А. Маркову дополнительных дней отдыха, а следовательно, исключается и возможность выплаты денежной компенсации за эти дни; кроме того, И.А. Марков, обратившись в суд 9 января 2014 года, пропустил как предусмотренный статьей 196 ГК Российской Федерации общий срок исковой давности в отношении требования о выплате компенсации за период с 2003 года по 9 января 2011 года, так и установленный статьей 256 ГПК Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица; каких-либо доказательств уважительности причин пропуска этого срока он не представил.

По мнению заявителя, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» допускает неравенство военнослужащих, поскольку ставит тех из них, кто проходит военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих в вопросах реализации права на дополнительный отдых или получение денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, и тем самым противоречит статьям 2, 7, 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 55, 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в» и «м») Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в частности в постановлениях от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и от 21 марта 2013 года № 6-П, отмечал, что военная служба, заключая контракт о прохождении которой, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции.

Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, что, согласно части первой статьи 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», составляет существо воинского долга, предопределяющего содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих.

Соответственно, целями поддержания боеспособности воинских подразделений на высоком уровне, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прохождения службы, в том числе в части реализации военнослужащими права на отдых.

Вместе с тем, осуществляя в соответствии со статьями 59 (часть 2) и 71 (пункты «м» и «т») Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с прохождением военной службы, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования.

2.1. Закрепленное в Конституции Российской Федерации право каждого на отдых (статья 37, часть 5), включающее в себя и предусмотренное статьей 24 Всеобщей декларации прав человека право на досуг и разумное ограничение рабочего дня, призвано гарантировать восстановление человеческого организма после нагрузок, связанных с работой (службой), чем не только обеспечивается дальнейшее эффективное исполнение возложенных на лицо трудовых (служебных) обязанностей, но и сохранение физического и психического здоровья человека, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Право на отдых создает предпосылки и для реализации иных прав и свобод человека, в частности права на охрану здоровья, права на образование, права на участие в деятельности общественных объединений, прав в сфере физической культуры и спорта и др.

Будучи направленным на обеспечение каждому гражданину возможности восстановить способность к производительному труду или иной общественно полезной деятельности, посредством которой реализуется право на труд, конституционное право на отдых имеет универсальный характер, и особенности военной службы, хотя они и допускают установление специальных правил (механизмов) реализации данного права, тем не менее не предполагают его чрезмерного и некомпенсируемого ограничения.

2.2. Соединения и воинские части постоянной готовности комплектуются военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы и тем самым добровольно приступившими к осуществлению соответствующей профессиональной деятельности. Служебные обязанности военнослужащих соединений и частей постоянной готовности направлены на достижение особых результатов боевой подготовки, что позволяет им в любое время незамедлительно приступить к выполнению возложенных на них задач.

Таким образом, само по себе закрепление для данной категории военнослужащих повышенных требований, обусловленных в том числе интенсивностью мероприятий боевой подготовки и влекущих определенные особенности реализации права на отдых, равно как и установление для них специальных правил и форм компенсации при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, т.е. при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участии в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, отличающихся от тех правил и форм компенсации, которые предусмотрены для иных категорий военнослужащих, не означает нарушения их прав и не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации их ограничение.

Определение форм компенсации военнослужащим повышенных нагрузок при необходимости выполнения ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени - прерогатива законодателя и уполномоченных им органов исполнительной власти, которые могут для воинских подразделений, выполняющих специальные задачи, предусмотреть в качестве компенсации соответствующие денежные выплаты (например, повышение оклада, особую надбавку или доплату в составе денежного довольствия и др.) или иные предоставления взамен дополнительных дней отдыха, однако в силу универсального характера конституционного права на отдых они не вправе, регламентируя служебное время и время отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вводить такие правила, которые предусматривали бы выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени без какой-либо компенсации.

Наличие у органов государственной власти, реализующих полномочия в сфере военной службы, обязанности в той или иной форме компенсировать военнослужащим выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени ранее уже отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях. Так, применительно к правовой ситуации, связанной с обеспечением военнослужащему права на компенсацию за исполнение им обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период командировки, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исключение из Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492), пункта 8, предусматривавшего в числе указанных мероприятий нахождение в служебных командировках, само по себе не означает, что привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени может осуществляться без соответствующей компенсации (Определение от 24 июня 2014 года № 1366-О).

3. В целях создания необходимых условий для реализации лицами, проходящими военную службу по контракту, права на отдых федеральный законодатель в статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрел ряд положений гарантийного характера, которые закрепляют общую продолжительность еженедельного служебного времени и определяют механизм предоставления им дополнительных суток отдыха как в случае привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и при участии их в боевом дежурстве (боевой службе), учениях, походах кораблей и других мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, устанавливая в случае участия в таких мероприятиях также возможность выплаты по просьбе военнослужащего вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежной компенсации в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (пункты 1 и 3).

В исключение из указанных правил военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, согласно пункту 3.1 данной статьи дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется. При этом в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи военнослужащим указанных соединений и воинских частей предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно; в соответствии с абзацем вторым данного пункта дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

3.1. Оспариваемый заявителем пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был введен Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на создание законодательных основ для перехода к комплектованию соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и на совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей, а фактически - на реализацию положений Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523.

С тем чтобы компенсировать указанной категории военнослужащих дополнительные ограничения и нагрузки, обусловленные характером военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в том числе связанные с участием в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, этим же Федеральным законом пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был дополнен положением, согласно которому таким военнослужащим дополнительно выплачивалась дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Тем самым для указанной категории военнослужащих была введена особая форма компенсации в связи с выполнением ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, отличающаяся как от компенсации, предоставляемой в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и от предусмотренной пунктом 3 данной статьи компенсации за участие в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Выбор такой формы компенсации, обусловленный особенностями прохождения военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности и относящийся к сфере дискреции федеральных органов государственной власти, осуществляющих правовое регулирование военной службы, не может рассматриваться как произвольный и противоречащий конституционному принципу равенства.

3.2. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно пунктом 6 его статьи 100, пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции и не содержал более упоминания о специальном компенсационном механизме для военнослужащих воинских частей постоянной готовности.

В то же время пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 808 «О порядке и размерах выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно, а также выплаты надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности» предусматривалась выплата дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, конкретный размер которой устанавливался Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 февраля 2004 года № 56 «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России» были определены размеры ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел России (к которым относился и заявитель). Этот приказ, как следует из его содержания, был издан во исполнение статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523 «О Федеральной целевой программе «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы», чем подтверждается тождественность установленной им надбавки дифференцированной надбавке за особые условия боевой подготовки.

Таким образом, правовое регулирование, действовавшее в период 2004-2011 годов, предусматривало компенсацию военнослужащим, проходящим службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени посредством установления и выплаты им дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки. Данная надбавка, как указано в ответе на запрос Конституционного Суда Российской Федерации, полученном из войсковой части 6832, ежемесячно выплачивалась И.А. Маркову в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в размере 3 300 рублей.

3.3. В связи с проведенной в 2011-2012 годах комплексной реформой денежного довольствия военнослужащих и вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 7 ноября 2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», принятым с целью формирования новой системы денежного довольствия с упорядоченным набором дополнительных выплат, коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, подзаконные акты, устанавливавшие надбавки за особые условия боевой подготовки, утратили силу. Между тем подход законодателя, при котором особенности прохождения военнослужащими военной службы по контракту, в том числе особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности (связанные, помимо прочего, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени), подлежат учету при определении размера их денежного довольствия, не изменился.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты), а согласно части 34 той же статьи помимо предусмотренных ею выплат Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.

В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности и правила выплаты которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073. Указанная ежемесячная надбавка предоставляется, в частности, военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, в разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях) по перечню, утверждаемому государственным органом, и др. Материалы, дополнительно полученные Конституционным Судом Российской Федерации, свидетельствуют о том, что такую надбавку получал и И.А. Марков - в размере 100 процентов оклада по воинской должности (17 500 рублей), а в целом его денежное довольствие в результате проведенного реформирования системы денежного довольствия военнослужащих увеличилось почти в 2,5 раза.

Кроме того, как видно из жалобы и приложенных к ней судебных решений, право на получение денежной компенсации взамен дней отдыха И.А. Марков связывает с участием в боевых действиях в период командировок на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Между тем за участие военнослужащего в боевых операциях законодательством о военной службе предусмотрены особые компенсационные выплаты в повышенном размере на основании специальных нормативных актов. Так, определенным категориям военнослужащих, в том числе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту и командированным на территорию Северо-Кавказского региона России, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» (как это было закреплено и ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации») к денежному содержанию предусматриваются дополнительные выплаты. В соответствии со справками Министерства внутренних дел Российской Федерации и войсковой части 6832 о составе денежного довольствия И.А. Маркова в 2012 году за выполнение задач в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона России ему за каждый месяц пребывания в командировке было выплачено дополнительное денежное довольствие в размере, сопоставимом с его месячным денежным довольствием.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось и что особенности прохождения военной службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

4. Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку - как в системе утративших силу положений нормативных правовых актов, так и в системе действующего правового регулирования - при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных в том числе с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Разрешение же вопроса о том, в какой степени установленные действующими нормативными правовыми актами надбавка за особые условия службы и иные выплаты, предоставляемые военнослужащим, проходящим службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, компенсируют отмену дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, как связанное с проверкой обоснованности предусмотренных этими нормативными правовыми актами размеров указанных выплат, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Признать жалобу гражданина Маркова Ивана Александровича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Обзор документа

Согласно Закону о статусе военнослужащих контрактники могут привлекаться к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Это компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае невозможности такой компенсации предоставляются дополнительные сутки отдыха. Дополнительными сутками отдыха компенсируется и участие в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Вместо этого может выплачиваться компенсация. Однако указанный дополнительный отдых не предоставляется тем, кто служит в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных на комплектование контрактниками.

Конституционность этих положений оспаривал гражданин, который служил в одной из таких воинских частей и которому отказали в выплате компенсации взамен дополнительных суток отдыха. По его мнению, приведенные нормы допускают неравенство военнослужащих.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив при этом следующее.

Для контрактников, которые служат в соединениях и воинских частях постоянной готовности, установлены повышенные требования, влекущие определенные особенности реализации права на отдых. Это обусловлено в т. ч. интенсивностью мероприятий боевой подготовки.

Правовое регулирование, действовавшее в 2004-2011 гг., предусматривало для таких военнослужащих дифференцированную надбавку за особые условия боевой подготовки. Заявитель получал ее ежемесячно.

В 2011-2012 гг. была проведена комплексная реформа денежного довольствия военнослужащих. Но и сейчас при определении размера денежного довольствия учитываются особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанные в т. ч. с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Так, для контрактников предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (до 100% оклада по воинской должности). Данную надбавку получал и заявитель. При этом в целом в результате реформы его денежное довольствие увеличилось почти в 2,5 раза.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось. И что особенности службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки.

2. Излагает материал учебного вопроса, используя презентацию по данной теме, при этом контролирует работу студентов по ведению конспектов.

3. После изложения учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.

Действия обучаемых:

1. Слушают руководителя занятия и ведут конспекты.

2. При необходимости, после окончания изложения материала учебного вопроса, задают руководителю вопросы.

3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.

Порядок приведения воинской части в высшие степени боевой готовности определяется планом, разрабатываемым штабом под непосредственным руководством командира воинской части и утверждаемым старшим командиром (начальником). В нем должны быть предусмотрены:

порядок оповещения личного состава и подразделений;

действия дежурного по воинской части (оперативного дежурного) и других лиц суточного наряда;

действия дежурных сил и средств;

район сбора воинской части, пункты сбора подразделений и порядок выхода в них личного состава, вывода (вывоза) вооружения, военной и другой техники, других материальных средств;

районы сосредоточения воинской части и места расположения в них подразделений, а также исходный рубеж (пункт), маршруты и порядок выдвижения воинской части;

мероприятия по всестороннему обеспечению воинской части;

организация управления и связи;

порядок выноса (вывоза) Боевого Знамени воинской части;

порядок выдачи оружия, боеприпасов и других материальных средств;

организация комендантской службы при выходе в районы сбора и сосредоточения;

должностные лица, имеющие право на приведение части в высшие степени боевой готовности;

другие необходимые мероприятия.

В степени боевой готовности ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ и ПОЛНАЯ подразделения и части приводятся по сигналу “Боевая тревога”, а в степень ПОВЫШЕННАЯ - по сигналу “Сбор”.

В целях качественного выполнения мероприятий и объема работ непосредственной подготовки к выполнению боевой задачи в соответствии с планом приведения части в полную боевую готовность в подразделениях отрабатывается боевой расчет действий личного состава.

В боевом расчете указывается:

Порядок оповещения военнослужащих, проходящих службу по контракту и проживающих вне расположения части;

Порядок получения оружия и боеприпасов, предметов экипировки и имущества;

Порядок выноса (вывоза) имущества и материальных средств;

Порядок охраны и обороны расположения подразделения;

Команды, назначаемые от подразделения и порядок их убытия;

Действия личного состава в районах сбора и сосредоточения подразделения.

С получением сигнала “Боевая тревога” дежурный по роте подтверждает прием сигнала, убеждается в его достоверности, отмечает время поступления в подразделение и далее действует в соответствии с положениями “Инструкции дежурному по роте”.

В зависимости от времени суток поступления сигнала дежурный по роте организует подъем или сбор личного состава в расположение роты, используя при этом средства телефонной связи, звуковой сигнализации, дневальных. Как правило, оповещается личный состав, находящийся на плановых занятиях в учебных корпусах и вблизи расположения части на объектах, связь с которыми отсутствует. По прибытии личного состава в расположение (по подъему личного состава) дежурный по роте выдает оружие и предметы снаряжения, хранящиеся в комнате для хранения оружия, осуществляет отправку посыльных за военнослужащими, проходящими службу по контракту, и по каким-либо причинам отсутствующими в расположении части, дает команду на построение команд, выделяемых от подразделения, и убывающих в парк для снятия техники с хранения и подготовки ее к выходу в район сосредоточения. Запись о выдаче оружия осуществляется в Книге выдачи оружия и боеприпасов в отведенном месте.

До прибытия в подразделение офицеров или старшины роты дежурный руководит действиями личного состава. Силами наряда по роте он организует охрану расположения, проверяет наличие и численный состав команд, выделяемых от подразделения, и производит их отправку к местам работ, осуществляет контроль за прибытием посыльных и их отправку в состав команд. С прибытием в роту одного из офицеров или старшины роты дежурный по роте докладывает прибывшему о времени поступления сигнала, перечень и содержание мероприятий, выполненных в подразделении на данное время, и действует согласно его указаниям.

С получением команды от дежурного по роте на подъем подразделения по боевой тревоге дневальный действует согласно “Инструкции дневальному по роте”, а также выполняет указания дежурного по оповещению (подъему) и сбору личного состава, отправке команд согласно боевого расчета, охране расположения, контролю за прибытием посыльных.

С поднятием роты по тревоге заместители командиров взводов организуют при необходимости светомаскировку расположения, получение оружия, предметов экипировки и имущества, вывозимого в район сосредоточения, выводят личный состав в указанные для построения места, проверяют наличие оружия, снаряжения и другого имущества, комплектуют команды, выделяемые от подразделения, докладывают дежурному по роте и организуют убытие команд в парк боевых машин и к местам работ согласно боевому расчету.

Личный состав с оружием, средствами индивидуальной защиты, имуществом установленным порядком убывает по местам работ согласно боевому расчету.


Похожая информация.


  • Уровень боевой подготовки личного состава;
  • Уровень морально-психологической подготовки военнослужащих;
  • Подготовленность командиров и штабов к предстоящим боевым действиям;
  • Техническое состояние штатной боевой техники и вооружения и его соответствие современным требованиям;
  • Уровень укомплектованности формирований личным составом;
  • Наличие материальных резервов любого плана для ведения боевых действий.

Мероприятия для поддержания боевой готовности

Ниже приводится список внутренних мероприятий в Вооружённых силах для поддержания боевой готовности :

  • Постоянная боевая подготовка по всем её видам обучения:
    • Строевая подготовка;
    • Тактическая подготовка;
    • Физическая подготовка;
    • Огневая подготовка;
    • Инженерная подготовка;
    • Химическая подготовка;
    • И другие виды подготовки;
    • Занятия по боевому слаживанию .
  • Проведение командно-штабных учений (оперативная подготовка);
  • Проведение военных учений;
  • Морально-психологическая воспитательная работа с личным составом;
  • Социально-правовая работа с личным составом и профилактика правонарушений в воинской среде;
  • Работа над мотивацией личного состава (финансовые поощрения и перспективы карьерного роста);
  • Техническое обслуживание боевой техники и вооружений;
  • Постоянный контроль органов контрразведки;
  • Периодическое проведение строевых смотров воинских частей;
  • Периодическая проверка боевой готовности соединений и воинских частей;
  • Поддержание необходимого уровня материальных резервов любого плана для ведения боевых действий.

Внешние условия влияющие на боевую готовность

Боевая готовность Вооружённых сил независимо от принадлежности к государству, зависит от следующих внешних факторов:

  • Достаточное финансирование военного бюджета ;
  • Положительный образ Вооружённых сил в общественном сознании , с целью привлечения кандидатов на воинскую службу;
  • Систематическое перевооружение войск современными типами вооружения и снаряжения;
  • Экономические возможности государства вести длительные полномасштабные боевые действия;
  • Возможности и состояние транспортной системы государства

Степени боевой готовности

В вооружённых силах различных государств устанавливается собственный перечень степеней боевой готовности . Им соответствуют различные режимы функционирования подразделений и воинских частей - из которых они могут приступить к выполнению боевой задачи в определённые сроки, установленные в документальном порядке и закреплённые в служебных инструкциях каждому военнослужащему по занимаемой им должности. При каждой последующей степени боевой готовности , время необходимое к готовности вести боевые действия - сокращается. Высшая степень боевой готовности означает, что конкретное формирование готово немедленно приступить к ведению боевых действий .
К примеру, в ВС СССР существовало 4 степени боевой готовности :

  1. Постоянная - представляла собой обычное повседневное функционирование воинских частей и соединений в мирное время, занятых боевой подготовкой и организацией непосредственного охранения , гарнизонной и караульной службы .
  2. Повышенная - характеризуется следующими мероприятиями: полный сбор личного состава, доукомплектация личного состава, проверка состояния техники и вооружений, занятия по боевому слаживанию, подготовка к передислокации, подготовка материальных резервов и транспорта.
  3. Военная опасность - мероприятия, проводимые после объявления боевой тревоги : выезд формирований в район сосредоточения, получение провизии и средств связи, боеприпасов и средств защиты, организация сторожевого охранения .
  4. Полная - выдвижение войск на позиции, получение боевых задач, развёртывание огневых средств, организация комендантской службы и боевого охранения .

Наименования установленных степеней боевой готовности всегда указывались прописными буквами и не склонялись.

Практический смысл введения степеней боевой готовности имеет две причины:

  1. Очерёдность мер по поэтапному развёртыванию войск, необходимое на развёртывание войск, мобилизацию военнообязанных, подготовку материальных резервов необходимых для ведения боевых действий, расконсервацию боевой техники и вооружения находящегося на складах и т. д..
  2. В том что Вооружённые силы любого государства не в состоянии при любом изменении внешней или внутренней политической обстановки, держать в постоянном напряжении как личный состав, так и мобилизовать на это финансовые и материальные средства.

Специфика степеней боевой готовности для некоторых родов войск

В современную эпоху, ввиду наличия у многих государств ОМП и средств доставки боеголовок дающие возможность внезапного масштабного применения способного в считанные минуты нанести непоправимый урон боевой единице, сухопутные части, авиация и флот должны быть постоянно готовы начать боевые действия. Для того, чтобы обеспечить это, в современных вооружённых силах практически всех государств мира предусматривается поддержание войск в степени постоянной боевой готовности , которая, в свою очередь, обеспечивается благодаря постоянной укомплектованности войск личным составом, вооружением, боеприпасами и прочих средств необходимых для скорейшего вступления в военные действия и выполнения боевых задач .
Но для обеспечения полной безопасности государства, для некоторых родов войск существуют особые степени боевой готовности, в которых периоды поэтапного развёртывания и сроки готовности к ведению боевых действий предельно сжаты, и для них фактически не предусмотрена градация по степеням боевой готовности - поскольку они постоянно находятся в полной боевой готовности :

Перечисленные рода войск всегда готовы немедленно приступить к ведению боевых действий , по профилю решаемых ими боевых задач.

Боевое дежурство

Высшей формой поддержания боевой готовности как в мирное, так и в военное время является боевое дежурство (БД) .
В мирное время к боевому дежурству относятся организация непосредственного охранения , гарнизонной и караульной службы . В военное время к этому подключается ещё и организация сторожевого и боевого охранения , а также комендантской службы по законодательному особому статусу описанному в законе о введении военного положения в государстве.
Практическое назначение боевого дежурства в мирное и военное время:

  • Контроль за состоянием оперативной и тактической обстановки;
  • Контроль за безопасностью военных объектов и военных городков (гарнизонная и караульная служба);
  • Контроль за ситуацией в военных гарнизонах (комендантская служба);
  • Контроль за передвижением военных транспортных средств и колонн (дорожно-комендантская служба);
  • закрепление у военнослужащих навыков по бдительности, вырабатывание переносимости к длительным нагрузкам, умению принимать правильные решения в различных ситуациях согласно военных уставов и служебных инструкций, приучение к ответственности за принимаемые решения.

Методическая разработка

Тема № 9

«Боевая и мобилизационная готовность подразделений»

Занятие № 1

Рассмотрена на заседании цикла ГД

протокол от «___» _________ 201__ года № ____

По книге учета методических документов цикла № ____

г. Павлодар

Утверждаю

Начальник военной кафедры

ПГУ им. С. Торайгырова

Подполковник С. Шинтемиров

Года

Методическая разработка

по Тактической подготовке для ВУС-260100, 300400, 801500

Тема № 6. Боевая и мобилизационная готовность подразделений - 2 часа

Занятие № 1. Боевая и мобилизационная готовность подразделений – 2 часа.

Цели занятия (воспитательные и учебные):

Воспитать чувство патриотизма перед Родиной.

Ознакомить студентов со степенями боевой готовности.

Место проведения и вид занятия:

учебный класс, лекция.

Материальное обеспечение:

Плакаты, стенды, учебное пособие;

Презентация по теме занятия;

Компьютер с видеопроектором.

Организация занятия и расчет времени:

Вводная часть - 10 мин.

Действия руководителя:

1. Принимает рапорт дежурного, проверяет наличие, внешний вид и готовность студентов к занятиям.

2. Проводит контрольный опрос по предыдущему занятию, оценивает ответы студентов. При необходимости разбирает ошибки, указывает правильный ответ.

3. Объявляет тему занятия, его цели, учебные вопросы.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя.

2. Отвечают на контрольные вопросы.

3. Уясняют тему, цель занятия и порядок отработки вопросов.

Основная часть -60 мин.

Вопрос № 1. Понятие о боевой и мобилизационной готовности - 20 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

Действия обучаемых:

Под боевой готовностью военная наука понимает способность частей и подразделений различных родов войск в предельно короткие сроки осуществить всестороннюю подготовку, организованно вступить в бой с противником и при любых условиях обстановки выполнить поставленную задачу.

Боевая готовность - количественное и качественное состояние войск, определяющее степень их готовности в любых условиях обстановки начать решительные боевые действия всеми имеющимися у них силами, средствами и успешно выполнить боевую задачу.

Уровень боевой готовности соединений и частей зависит от:

Боевой подготовки войск в мирное время;

Мобилизационной готовности соединений и частей сокращенного состава и

Профессиональной подготовки командиров и штабов;

Исправного состояния техники и вооружения;

Обеспеченности материальными ресурсами;

Состояния дежурных средств, находящихся на боевом дежурстве.

Вопрос № 2. Степени боевой готовности - 10 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки.

2. Излагает материал учебного вопроса, используя презентацию по данной теме, при этом контролирует работу студентов по ведению конспектов.

3. После изложения учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.

Действия обучаемых:

1. Слушают руководителя занятия и ведут конспекты.

2. При необходимости, после окончания изложения материала учебного вопроса, задают руководителю вопросы.

3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.

В Вооруженных Силах РК существуют следующие степени боевой готовности:

1. Боевая готовность «Постоянная».

2. Боевая готовность «Повышенная».

3. Боевая готовность «Военная опасность».

4. Боевая готовность «Полная».

Боевая готовность ПОСТОЯННАЯ - повседневное состояние соединений и частей, содержащихся по штатам и табелям мирного времени и обеспеченных всеми видами войсковых запасов, находящихся в готовности к выполнению боевой задачи.

Подразделения и части занимаются повседневной деятельностью согласно плану боевой подготовки, при этом дежурные средства несут боевое дежурство;

Боевая техника, вооружение и автотранспорт содержатся в соответствии с нормами и порядком, установленным приказами и директивами Министра Обороны РК и Главнокомандующего Сухопутными войсками; войсковые запасы боеприпасов, горюче-смазочных и материально-технических средств хранятся в машинах, а основные запасы хранятся на складах эшелонированными по видам и номенклатуре для выдачи частям (подразделениям).

Боевая готовность ПОВЫШЕННАЯ - это такое состояние частей и подразделений, при котором, оставаясь в пунктах постоянной дислокации (в районах боевого дежурства, на полигонах), они проводят дополнительные мероприятия боевой готовности, в результате которых повышается готовность к выполнению боевой задачи.

Сбор частей и подразделений, находящихся на учениях, полигонах, работах в свои гарнизоны и проведение мероприятий по их доукомплектованию;

Организация охраны штабов, казарм, складов, парков боевых машин и других жизненно-важных объектов в местах постоянной дислокации и на полигонах путем усиления наряда выделяемых дежурных сил и средств и выставления парных патрулей;

Уточнение заявок на покрытие текущего некомплекта личного состава, приостановление очередного увольнения военнослужащих, выслуживших установленные сроки, и продолжение планового призыва, приостановление откомандирования военнообязанных, призванных на сборы, и приписанного автотранспорта народного хозяйства;

Снятие с хранения и приведение вооружения и боевой техники в готовность к боевому применению, загрузка войсковых запасов материальных средств в боевые машины и автотранспорт;

Подготовка к сдаче излишествующих материально-технических средств, казарменного фонда, учебной техники и имущества.

В случае пребывания части в боевой готовности ПОВЫШЕННАЯ более двух суток в подразделениях организуются и проводятся занятия по боевой подготовке с учетом выполнения предстоящих задач.

Следует отметить, что объем мероприятий, выполняемых войсками при приведении их в боевую готовность ПОВЫШЕННАЯ, разрабатывается с учетом места дислокации и деятельности части и в зависимости от условий обстановки может изменяться и дополняться.

Боевая готовность ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ - это такое состояние частей и подразделений, при котором они поднимаются по боевой тревоге и проводят мероприятия боевой готовности в пункте постоянной дислокации, районах боевого дежурства, на полигонах с последующим, если это необходимо, выводом в районы сосредоточения.

Вывод подразделений в районы сосредоточения (при этом средства радиосвязи в местах постоянной дислокации продолжают работу в прежнем режиме);

Вывод в район сосредоточения командных пунктов управления и подготовка их к работе в полевых условиях;

Проведение доукомплектования подразделений до штатов военного времени; личному составу выдаются патроны, гранаты, средства индивидуальной защиты, стальные шлемы, противогазы “НЗ”, индивидуальные противохимические пакеты (патроны и гранаты находятся в подразделениях в штатной укупорке).

Боевая готовность ПОЛНАЯ - состояние наивысшей готовности частей и подразделений, выполнивших весь комплекс мероприятий по переводу с мирного на военное положение, включая полное доукомплектование и непосредственную подготовку к боевым действиям, обеспечивающих организованное вступление в бой и успешное выполнение поставленной задачи.

Данное состояние войск характеризуется следующими показателями:

Части и подразделения находятся в указанных им районах в готовности к немедленным боевым действиям (выдвижению и занятию районов (позиций) для ведения боевых действий);

Проводится рекогносцировка маршрутов выдвижения и рубежей развертывания, организуется комендантская служба;

Принимается (уточняется) решение, доводятся задачи до подчиненных, осуществляется планирование боевых действий;

Организуется (уточняется) взаимодействие и все виды обеспечения; части (подразделения) ПВО находятся в готовности к немедленному уничтожению средств воздушного нападения противника.

При приведении в боевую готовность ПОЛНАЯ из состояния постоянной готовности, мероприятия, предусмотренные степенями боевой готовности, осуществляются в ходе непосредственной подготовки к выполнению боевой задачи.

Специфика деятельности войск при приведении их в высшие степени боевой готовности накладывает определенные особенности на работу командиров всех степеней по обеспечению государственной тайны в этих условиях.

Эта работа строится по нескольким основным направлениям, которые присущи для любой из вводимых степеней боевой готовности:

Организуется маскировка и комплексное противодействие иностранным техническим разведкам;

Обеспечивается сохранение в строжайшей тайне сведений о боевой и мобилизационной готовности частей и подразделений, их боевом предназначении и характере деятельности;

В частях (подразделениях), связанных с эксплуатацией секретных систем вооружения (боевой техники), устанавливается особый режим секретности;

Организуется дополнительная защита информации в автоматизированных системах управления и вычислительных комплексах, закрытие каналов утечки секретов при использовании технических средств связи и управления; строго соблюдаются правила скрытого управления войсками.


Похожая информация.


Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Боевая готовность (боеготовность)

Состояние воинских формирований (войск, сил), характеризующее их способность в установленные сроки начать боевые действия и успешно выполнить поставленные боевые задачи (окончательная готовность к выполнению боевых задач).

Б.г. ракетных подразделений, частей и соединений характеризуется способностью и возможностью решать поставленные боевые задачи; оперативностью решения и возможностью наращивания Б.г. (перевода с мирного на военное время). Оперативность решения поставленных боевых задач достигается: заблаговременностью их планирования и ввода данных боевого применения в аппаратуру боевых ракетных комплексов и в автоматизированную систему боевого управления, разработки планов боевых действий; качеством организации и несения боевого дежурства, всестороннего обеспечением боевых действий; временем выполнения дежурными боевыми расчетами операций по непосредственной подготовке и проведению пуска ракет; продолжительностью циклограммы подготовки и пуска ракет. Ракетную часть (соединение) следует считать боеготовой, если она боеспособна, имеет боевые задачи, развернута в боевой порядок и готова к их выполнению в установленные сроки (несет боевое дежурство в установленной степени боевой готовности). Б.г. ракетных частей и соединений является определяющим элементом Б.г. ракетных объединений и РВСН в целом.

Требуемый уровень Б.г. РВСН обеспечивается: высокой готовностью к выполнению боевых задач ракетных частей, соединений и объединений; организацией непрерывного несения боевого дежурства на пунктах управления различного уровня дежурными сменами, способными самостоятельно выполнить полученный приказ на проведение пуска ракет; наличием автоматизированной системы боевого управления войсками и оружием, позволяющей проводить пуск ракет непосредственно с высших звеньев управления; централизацией планирования технических обслуживаний пусковых установок, связанных с понижением их готовности к пуску ракет; всесторонним обеспечением боевого дежурства и боевых действий; готовностью к выполнению боевых задач по поражению стратегических объектов противника в зависимости от степени угрозы развязывания им войны, и др. мерами технического и организационного характера. Причем под уровнем Б.г. понимается мера способности РВСН выполнить поставленные задачи в установленные сроки.

В РВСН предусматривается несколько степеней БГ. В мирное время БГ «Постоянная» обеспечивает своевременный перевод войск (сил) с мирного на военное положение, развертывание и вступление в войну. При этом органы управления и войска поддерживаются в готовности к выполнению мероприятий по приведению в высшие степени боевой готовности: «Повышенная», «Военная опасность», «Полная». С нарастанием угрозы войны степень БГ повышается, путем выполнения комплекса организационных, мобилизационных, технических и др. мероприятий в установленные планами сроки по приведению войск (сил) в высшие степени боевой готовности. Чем выше степень БГ, тем больше количество войск (сил), способных немедленно начать военные действия и меньше времени им понадобится для подготовки к выполнению боевых задач. При приведении в высшие степени боевой готовности поэтапно осуществляется увеличение (усиление) дежурных сил и средств на пунктах управления и связи; органы управления переводятся на усиленный (боевой) режим работы; формируются (отмобилизуются) новые части и подразделения; производится рассредоточение частей в установленные районы (места) выполнения боевых задач; уточняются боевые задачи, а также выполняются другие мероприятия в соответствии с планами. Наращивание БГ войск (сил) может осуществляется как путем последовательного введения от низшей к высшей степени БГ, так и непосредственно в высшую степень БГ, минуя промежуточную. Перевод в высшие степени Б.г., минуя промежуточные, осуществляется при резком обострении обстановки или начале войны с подъемом войск по боевой тревоге. При этом для объединений и соединений мобильной группировки в зависимости от складывающейся в районе их дислокации обстановки возможно применение принципа «регионального рассредоточения» полков, то есть вывод и рассредоточение на маршрутах боевого патрулирования (полевых позициях) только тех из них, по пунктам постоянной дислокации которых возникла угроза воздействия противника.

Лит.: Военная энциклопедия. Т.1. - М.: Воениздат, 2003. Стр. 493; Ракетные войска стратегического назначения. Воен.-исторический труд под ред. ген. армии Максимова Ю.П. – М.: РВСН, 1994; Концепция национальной безопасности. Утв. Ука¬зом Президента РФ от 24 января 2000 года.

Лаврищев А.А., Юдин В.Н., Грезин М.Я.