Правовое регулирование обращения с опасными отходами в россии. Правовое регулирование обращения с отходами: состояние и перспективы

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Необходимо отметить, что объём лицензирования в сфере обращения с отходами неуклонно снижается. Если 2008 г. практически все организации должны были получать соответствующие лицензии, то поправки в 2008 г. к закону № 89-ФЗ значительно сузили круг субъектов предпринимательской деятельности, которым необходимо лицензирование, за счёт определения понятий «сбор отходов», «транспортирование отходов», введения термина «накопление отходов». Также из сферы лицензирования было выведено обращение с отходами V класса опасности.

Принятый в 2011 г. закон № 99-ФЗ внёс существенные изменения в систему лицензирования деятельности с отходами I-IV классов опасности. В первую очередь был ещё более сужен перечень лицензируемых видов деятельности за счёт исключения из них транспортирования отходов.

Изменения, произошедшие в сфере лицензирования отходов , потребовали принятия нового акта Правительства РФ, устанавливающего порядок его осуществления.

Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности было утверждено постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255. В п. 1 Положения установлено, что указанные отходы должны быть включены в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). В соответствии с одним из принципов лицензирования -принципом установления исчерпывающих лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности (п. 4 ст. 4 закона № 99-ФЗ) - также закреплён новый перечень лицензионных требований к деятельности, связанной с обращением с отходами .

Достаточно неожиданные изменения в системе лицензирования произошли с принятием Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Указанный закон отменил необходимость лицензирования ещё двух экологически значимых видов деятельности - сбора и использования отходов, оставив в перечне видов лицензируемой деятельности лишь их обезвреживание и размещение (хранение и захоронение).

В настоящее время на законодательном уровне активно обсуждается вопрос о полной отмене лицензирования в сфере обращения с отходами и замене его обязательным членством соответствующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в саморегулирумых организациях (СРО).

НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Нормирование образования и размещения отходов тесно увязано с платежами за их размещение. Однако в результате сложившейся в последнее время арбитражной практики (о чём речь пойдёт далее), платят за отходы не предприятия, имеющие утверждённые ПНООЛР или обладающие правом собственности на отходы, а те, кто непосредственно размещает отходы, соответственно возникает вопрос о необходимости установления лимитов для организаций, в деятельности которых такие отходы образуются. В этих условиях целесообразно, как представляется, нормировать не производителей отходов, а объекты размещения отходов, которые будут выступать и плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду .

Следует отметить, что на рубеже 2007-2008 гг. аналогичная правовая ситуация складывалась с лицензированием в сфере обращения с отходами: сначала арбитражные суды начали принимать решения в пользу природопользователей об отсутствии обязанности каждого природопользователя получать лицензию на обращение с отходами, а впоследствии законом № 309-ФЗ соответствующие изменения были внесены в законодательство.

ПЛАТА ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

В настоящее время проблема платежей за размещение отходов приобрела особую актуальность. Несомненно, что в данной сфере назрели концептуальные перемены, которые необходимо реализовать путём внесения изменений в действующее законодательство. Ключевые вопросы, которые стоят сегодня перед законодателями, правоприменительными органами и природопользователями: кто всё-таки должен платить за размещение отходов и за какой период (применительно к хранению).

Ряд решений Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) по вопросам взимания платежей за размещение отходов производства и потребления могут привести к значительному изменению государственного регулирования не только платежей за размещение отходов, но и всей системы обращения с отходами: нормирования, платы, государственного надзора и отчётности. В настоящее время данная позиция находит отражение в решениях нижестоящих арбитражных судов.

В чём кроется причина таких ожиданий? Президиумом ВАС РФ был вынесен ряд прецедентных решений, касающихся взимания платы за размещение отходов (например, постановление ВАС РФ от 12.07.2011 № 1752/11). Правовая позиция ВАС РФ заключается в том, что вносить плату за размещение отходов должны не организации, в деятельности которых такие отходы образуются и которые получают лимиты на их размещение, и не организации, обладающие правом собственности на отходы, а организации, непосредственно занимающиеся размещением отходов производства и потребления.

В результате вынесения ВАС РФ ряда прецедентных решений нижестоящие арбитражные суды в соответствии с правовой позицией ВАС РФ начали отказывать Росприроднадзору во взыскании платы за размещение отходов с природопользователей, в деятельности которых такие отходы образуются и передаются для размещения третьим лицам. Это привело к интересным правовым последствиям: предприятия, которые раньше платили за раз¬мещение отходов, начали взыскивать с федерального бюджета внесённые плате¬жа три последних года. В свою очередь Росприроднадзор начал в судебном по¬рядке взыскивать соответствующие платежи за три последних года с владельцев объектов размещения отходов. В результате «крайними» остаются именно владельцы объектов размещения отходов, поскольку они не закладывали соответствующие суммы ретроспективных платежей в свои бюджеты.

Ещё один важнейший аспект, который может в корне изменить ситуацию с птатежами за размещение отходов, вопрос о необходимости регулярных платежей за хранимые отходы. В настоящее время природопользователи вносят плату только за первичное размещение отходов для хранения. В последующем за массы хранимых отходов плата за негативное воздействие не взимается. Росприроднадзор полагает, что плата за хранимые на объектах размещения отходы должна быть регулярной, а не разовой.

По обращению Росприроднадзора определением ВАС РФ от 07.06.2012 № ВАС-3281/12 соответствующий спор между Управлением Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре и ОАО «Мохтикнефть» передан на рассмотрение в Президиум ВАС РФ в порядке надзора, и велика вероятность того, что Президиум ВАС РФ вынесет прецедентное решение в пользу Росприроднадзора. В таком случае владельцы объектов размещения отходов будут обязаны не только регулярно платить за текущие объёмы хранимых отходов, но и внести указанную плату за три предыдущих года.

Действующее законодательство слабо стимулирует производителей отходов к их переработке или иному использованию. Даже применение коэффициента 0,3 к плате за негативное воздействие при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия, на практике вызывает затруднения и нуждается в уточнении со стороны Правительства РФ .

Законодательным актом, устанавливающим правовые основы общественных отношений при обращении с отходами, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Им определены: обязательность установления нормативов образования отходов произ­водства и потребления и лимитов на их размещение (ст. 24); требова­ния в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 51); права, обязанности и ответствен­ность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды (ст. 66).

Специальные нормы, регулирующие отношения в области обра­щения с отходами содержит Федеральный закон «Об отходах произ­водства и потребления». В нем определено понятие «обращение с отхо­дами» - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспорти­рованию, размещению отходов.

Использование - вовлечение отходов в хозяйственный оборот (переработка отходов в целях получения новых видов продукции). Утилизация - обезвреживание с одновременным извлечением по­лезных свойств, необходимых для дальнейшего производства. Под обезвреживанием понимается обработка отходов, в том числе сжига­ние и обезвреживание отходов на специализированных установках в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Размещение - любая операция по хранению и захоронению отходов. Хранение - изоляция с учетом временной ней­трализации (складирование) отходов, направленная на снижение их опасности для окружающей среды. Для хранения устанавливается срок его нахождения в местах складирования. Захоронение - изоляция от­ходов, направленная на исключение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и возможности дальнейшего использования этих отходов. Объекты для размещения отходов - полигоны по обезврежи­ванию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонако- пители и т. д.

Деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV клас­сов опасности подлежит лицензированию (ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 30 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», поста­новление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-IV классов опасности» 1). На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

Основными требованиями, предъявляемыми к юридическим ли­цам и индивидуальным предпринимателям при эксплуатации пред­приятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами являются: соблюдение установленных тре­бований в области охраны окружающей среды; разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; вне­дрение малоотходных технологий; проведение инвентаризации от­ходов и объектов их размещения; проведение мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставление в установленном порядке необходимой ин­формации в области обращения с отходами; соблюдение требований предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, приня­тие неотложных мер по их ликвидации.


Норматив образования отходов - установленное количество отхо­дов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимит на размещение отходов представляет собой предельно допустимое ко­личество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах разме­щения отходов с учетом экологической обстановки на данной терри­тории. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. 1

Требования к объектам размещения отходов установлены в ст. 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления», со­гласно которой создание специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов, допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строитель­ства объектов размещения отходов осуществляется на основе специ­альных исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Запрещается захоронение отходов на территориях городских и сель­ских поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровитель­ных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Также запреща­ется захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Все объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Постановлениями Главного государственного санитарного вра­ча РФ от 30 апреля 2003 г. N® 80 1 и от 30 мая 2001 г. № 16 2 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». СанПиН 2.1.7.1322-03 и соответственно санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» СП 2.1.7.1038-01. Правила устанавливают гигиенические требова­ния к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезврежи­вания и захоронения отходов производства и потребления. Эти тре­бования не распространяются на полигоны захоронения радиоак­тивных отходов; полигоны твердых бытовых и смешанных отходов; могильники для органических веществ и трупов животных; склады просроченных и непригодных к использованию лекарственных пре­паратов и пестицидов.

За деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления предусмотрен государственный надзор, производствен­ный и общественный контроль. Государственный экологический над­зор, в том числе и в области обращения с отходами, осуществляет в пределах своей компетенции Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией.

Правовые нормы, регулирующие деятельность по обращению с отходами производства и потребления в Российской Федерации, содержатся, помимо федеральных законов, в подзаконных актах и в законодательстве субъектов РФ. В ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 3 установлены санитарно-эпидемиоло­гические требования к сбору, использованию, обезвреживанию.

транспортировке, хранению, захоронению и утилизации отходов производства и потребления. Отношения при обращении с отходами горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих произ­водств регулируются Законом РФ О недрах», где рассматриваются вопросы пользования недрами, в том числе для захоронения отходов (ст. 9, 10, 16, 23). Правовое регулирование предупреждении нега­тивного воздействия отходов на окружающую среду осуществляется также в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе», согласно которому договоры, предусматривающие использование отходов производства, подлежат обязательной госу­дарственной экологической экспертизе (ст. 11, 12). Отношения при размещении и захоронении отходов в водных объектах регулируются водным законодательством. Водным кодексом РФ запрещены сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 96), а также засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами (ст. 101). Федеральным законом от 31 июля 1998 1 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, террито­риальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1 запре­щаются захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море (ст. 37). Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. М 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» 2 установлено, что перечень отходов и других материалов, запрещенных к захороне­нию на континентальном шельфе, публикуется в «Извещениях море­плавателям», а также, что захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе допускается только на основании раз­решения, выдаче которою должна предшествовать государственная экологическая экспертиза, и при обеспечении надежной локализа­ции захороненных отходов и других материалов (ст. 34).

Органы местного самоуправления, в свою очередь, разрабатыва­ют планы мероприятий по исполнению региональных иелевых про­грамм, а также принимают муниципальные нормативные правовые акты в области обращения с отходами производства и потребления. Таким образом, законодатель дает возможность повысить роль мест­ных администрации в строительстве и организации объектов утили­зации отходов, включая очистные сооружения мусоросжигательных заводов.

Обращение с отходами одна из наиболее масштабных и сложных экологических проблем. Она проявляется с одной стороны для удаления твёрдых отходов, требующих выделение земельных участков, с другой стороны причинение экологического вреда.

В контексте экологического права выделяют: 1. Отходы производства и потребления. 2. Отходы газообразные, жидкие и твёрдые. 3. Опасные отходы. Радиоактивные.

Наиболее общим родовым понятием являются отходы производства и потребления. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, иных изделий, продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также продукция и товары, утратившие свои потребительские свойства. Обращение с твёрдыми отходами регулируется рядом правовых актов. Наиболее общие требования при обращении с отходами производства и потребления установлены ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия использования, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулируется законодательством РФ. В целях исключения экологического вреда закон запрещает на наиболее экологических и социально ценных территориях. В частности запрещается: 1. захоронение отходов на территориях городских и сельских поселениях, парковых, курортных, лечебно – оздоровительных и рекреационных зонах, в поверхностных и подземных водных объектах, в недрах и на почву, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно – бытового использования, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных объектов. 2. размещение опасных отходов на территории примыкающих к территории городских и сельских поселений, лесопарковых, курортных зонах на путях миграции животных и иных местах, в которых может быть создана опасность естественных экологических систем и здоровья человека 3. в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ. В случае, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Механизм обращения с отходами производства и потребления ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998г .Положение этого ФЗ получили развитие в ряде подзаконных актов: 1. правила трансграничного перемещения отходов. 2. порядок ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов. 3. правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов их обращения. 4. другие НПА, в том числе законы субъектов РФ, где соответствующие законы приняты

Важную роль в охране природы играют требования к предприятиям, на которых образуются отходы. Требования к обращению с отходами на территории городских и других поселений. Требования к объектам размещения отходов. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами. Требования к транспортировке опасных отходов.

Важная роль в охране природы имеет способ удаления отходов производства и потребления. Одна из наиболее распространённых способов, как в России, так и за рубежом является их размещение на специальных оборудованных объектах, полигонов и свалках. Определение места строительства объекта размещений отходов осуществляется на основе специальных (геологических и иных) исследованиях и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Для обладания информацией о месте размещения отходов, объекты вносятся в государственный реестр. На территории объектов размещения отходов и в их пределах, должен проводиться мониторинг состояния окружающей среды. К обращению с опасными отходами могут быть допущены лишь лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с ними. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при соблюдении определённых условий: 1. наличие паспорта опасных отходов 2. наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; 3. соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах; 4. наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Закон запрещает также ввоз опасных, радиоактивных объектов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания.

Особые требования законодательство РФ применяет к трансграничному перемещению отходов. Ввоз отходов на территорию РФ в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в порядке установленном Постановлением Правительства РФ.

Законом "об отходах производства и потребления" установлены особые требования к обращению с ломом и отходами цветных и/или чёрных металлов и их отчуждению со стороны физических лиц, юр.лиц и индивидуальных предпринимателей.

Лом и отходы цветных или чёрных металлов - это пришедшие, в негодность/утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) чёрных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) чёрных металлов и их сплавов, а также неисправленный брак, возникший в процессе производства указанных изделий. Понятие обращения с ломом и отходами включает в себя их приём, учёт, хранение, транспортирование. Физические лица могут осуществлять отчуждение цветных металлов, образующихся при использовании изделий из черных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности. Согласно перечню разрешённых для приёмов от физических лиц ломов и отходов цветных металлов. Данный перечень утверждён органами гос.власти субъектов Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращения с ломом отходами цветных металлов и их отчуждение в случаи если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанный лом и отходы. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение установлено Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 №370. Правила обращения с ломом и чёрным металлами и их отчуждение установлено Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 №369. Закон содержит некоторые особые требования относительно обращения с опасными отходами.

Опасные отходы - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для ОС и здоровья человека, как самостоятельно, так и при вступлении в контакт в другими веществами.

В зависимости от степени вредного воздействия на ОС и здоровье человека они подразделяются на классы опасности. Критерии опасности установлены Министерством Природных Ресурсов, и Экологии РФ на опасные отходы должен быть составлен паспорт, на основе данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Для обеспечения экологически-корректного обращения с отходами применяются такие организационно-правовые форма как: 1. лицензирование 2. нормирование 3. учёт и отчётность 4. ведение государственного кадастра 5. контроль 6. юридическая ответственность Применяются также меры экологического регулирования обращения с отходами.

В соответствии с законом только на основании лицензии (разрешения) допускаются многие виды деятельности, связанные с обращением с отходами производства и потребления. К таким видам деятельности относятся: 1. любая деятель по обращению с опасными отходами 2. создание объектов размещения отходов 3. обращение с ломом и отходами цветных и (или) чёрных металлов 4. другие виды деятельности

Конкретные требования о лицензировании деятельности в данной деятельности установлены рядом подзаконных актов, основным из которых является положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки, размещению опасных отходов. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006.

Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки, размещению опасных отходов осуществляется специально уполномоченными государственными органами - федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Нормирование в области обращения с отходами является новым направлением в природа охранной деятельности в РФ. ФЗ «об отходах производства и потребления» предусмотрены в 2 видах нормативов: 1.Образование отходов. 2. Лимиты на их размещение.

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Лимиты на размещение отходов разрабатываются в соответствии с нормативами природопользования вредных воздействия на ОС, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объёмом) объекта из размещения устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определённым способом на установленный срок с объектах размещения отходов с учётом экологической обстановки данной территории.

Конкретное требование, касающиеся этих нормативов определяется правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. - Утверждено Постановлением Правительства 16.06.2000г.

Важную роль в информационном обеспечении эффектного обращения с отходами играют учёт и отчётность в области обращения с отходами, паспортизации опасных отходов и государственный кадастр отходов. Эти субъекты (индивидуальные предприниматели, юр.лица), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учёт образовавшихся использованных, обезвреженных, преданных другим лицам или полученные от других лиц, а также размещённых отходов. Они обязаны предоставлять отчёт о своей деятельности по обращению с отходами. Отчёты включают сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектов их размещения, технологиях их использования и обезвреживания. Порядок и сроки их предоставления определяются специально-уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании представленных отчётом Министерства Природных Ресурсов и Экологии РФ и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов и ведут государственный кадастр отходов. Государственный кадастр отходов ведётся по единой для РФ системе с участием органов власти субъектов РФ включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Порядок ведения государственного кадастра и проведение паспортизации опасных отходов определён Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000г .

Меры экономического регулирования обращения с отходами включают: 1. программы в области обращения с отходами. 2. плату за размещение отходов. 3. меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами.

Плата за размещение отходов является важнейшим этапом экологического механизма ООС и разновидностью платы за негативное воздействие на природу. Такая плата взимается с индивидуальных предпринимателей и юридическими в процессе деятельности, которых образуются твёрдые отходы. Регулируется законом «об отходах производства и потребления», «об охране окружающей среды», НК РФ. Ставки платы за размещение отходов различаются с учётом экологической обстановки на той или иной территории.

Закон "Об отходах производства и потребления" предусмотрел меры стимулирующей деятельности в данной сфере осуществляется по средствам: 1. понижения размера платы за размещение отходов индивидуальных предпринимателей и юр.лицами осуществляющих деятельность в процессе которой образуются отходы при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов. 2. применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращений с отходами.

В области обращения с отходами потенциально важную роль играет государственный, производственный, общественный контроль, то есть проверка исполнения требований по обращению с отходами. За нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность, а юр.лица административную и (или) гражданско-правовую ответственность.


Похожая информация.


Переработка, утилизация и захоронение промышленных и бытовых отходов является одной из приоритетных экологических проблем крупных городов.

В России основными документами, определяющими правовые основы обращения с отходами, являются:

  • · Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
  • · Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»;
  • · Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом МПР России от 02.12.2002 г. № 786;
  • · Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772--2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения».

Регулирование в области импорта, экспорта и транзита опасных отходов ведется в соответствии с обязательствами РФ по выполнению требований Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалениемБазельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 23 марта 1990 г.)., которая была ратифицирована Федеральным законом от 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ.

К опасным отходам относятся непригодные для производства продукции либо утратившие свои потребительские свойства виды сырья, его неупотребимые остатки, изделия, продукты или возникающие в ходе технологических процессов твердые, жидкие, пасто-, газо- и парообразные вещества и энергия, способные вызвать отравление или иное поражение живых существ и среды их обитания.

Опасные отходы разделяются на токсичные (ядовитые), радиоактивные и иные. Ст. 3 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» определяет радиоактивные отходы как ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. При этом под ядерными понимаются материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, а под радиоактивными веществами -- не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. В понятие радиоактивных отходов включаются не только не подлежащие дальнейшему использованию вещества и материалы, но и те изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными актами. Они образуются:

  • · при добыче и переработке радиоактивных руд;
  • · при изготовлении ядерного топлива;
  • · в процессе производства энергии на атомных электростанциях;
  • · при переработке отработавшего ядерного топлива;
  • · при производстве оружейных ядерных материалов;
  • · в процессе эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками;
  • · при проведении научно-исследовательских работ с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов;
  • · при использовании радионуклидов в медицине, науке, технике, а также при подземных ядерных взрывах.

Токсичные отходы -- это не подвергающиеся утилизации в процессе производства продукты, изделия, виды сырья, содержащие токсичные (ядовитые) вещества. Действующее экологическое законодательство содержит в различных нормативно-правовых актах весьма широкий круг правил обращения с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами и отходами.

Общие правила сформулированы в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается:

  • · сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  • · размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • · захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
  • · ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Специальные правила отражены в подзаконных актах.

  • · Постановления Правительства :
    • - «Порядок инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации» от 22 июля 1992 г. № 505;
    • - «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» от 12 ноября 1992 г. № 869 (в действующей редакции) и др.
  • · Санитарные правила :
  • - «Санитарные правила о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов»;
  • - СНиП 2.01.28--85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию» и др.

Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.

Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определен Правительством Российской Федерации. Ныне действующий порядок лицензирования деятельности, в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов установлен Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524 (в действующей редакции). Этим Положением определены органы, уполномоченные на ведение лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами. Такими органами являются Министерство природных ресурсов и экологии России и его территориальные органы, которые выдают лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на всей территории Российской Федерации и на территориях субъектов Российской Федерации.

Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на ОПС и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями (табл. 1.1). Эти критерии установлены специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией и Приказом МПР России от 15.06.2001 г. № 511.

Таблица 1.1

Классификация опасных отходов

Степень вредного воздействия опасных отходов на ОПС

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для ОПС

Класс опасности отхода для ОПС

Очень высокая

Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует

I класс Чрезвычайно опасные

Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия

II класс Высокоопасные

Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника

III класс Умеренно опасные

Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3-х лет

IV класс Малоопасные

Очень низкая

Экологическая система практически не нарушена

V класс Практически неопасные

На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:

  • · наличии паспорта опасных отходов;
  • · наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • · соблюдении требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
  • · наличии документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Этим же законом определены требования по трансграничному перемещению отходов. Так, ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается, а в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке. Порядок ввоза опасных и других отходов на территорию Российской Федерации в целях их экологически безопасного использования, вывоза отходов с территории Российской Федерации, а также транзита отходов по ее территории установлен Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17.07.2003 г. № 442 (ред. от 26.01.2007 г.) «О трансграничном перемещении отходов» утверждены Правила трансграничного перемещения отходов. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461 (в действующей редакции) утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Российское экологическое законодательство определяет порядок обезвреживания отходов, т.е. освобождения их от вредных примесей; утилизации отходов, такого их обезвреживания, при котором одновременно извлекаются полезные продукты, необходимые для:

  • · дальнейшего производства;
  • · складирования (временного размещения отходов);
  • · захоронения (постоянного размещения в специальных контейнерах, специально оборудованных местах);
  • · транспортировки (перемещения отходов с места сбора, производства и складирования к месту дальнейшего хранения, переработки или захоронения отходов);
  • · уничтожения отходов и т.д.

Нормативные правовые акты содержат правила обращения с опасными веществами. Это Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Водный кодекс РФ и многочисленные подзаконные акты. Так, ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных порядка, условий и способов санитарным правилам. Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности. Регистрации и особому порядку обращения подлежат все потенциально опасные химические и биологические вещества природного и искусственного происхождения, производимые на территории Российской Федерации и закупаемые за рубежом для использования в народном хозяйстве и в быту. Специальные правила установлены для химических и биологических средств защиты растений, регуляторов роста сельскохозяйственных растений и лесных насаждений, фармацевтических препаратов, веществ, оказывающих разрушительное воздействие на озоновый слой.

Под токсичными веществами понимаются все органические или неорганические химические вещества, а также соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении в окружающую среду могут посредством химических или физикохимических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. По степени опасности химические вещества делятся на четыре класса (ГОСТ 12.007--76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»):

  • 1) чрезвычайно опасные;
  • 2) высокоопасные;
  • 3) умеренно опасные;
  • 4) малоопасные.

По ГОСТу 17.4.1.02--83 «Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения» токсичные вещества подразделяются на высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные. Специальные классификации разработаны для пестицидов.

В российском законодательстве регламентируется набор показателей определения вредного воздействия токсичных (химических) веществ при отнесении их к классу опасности:

  • · ПДК;
  • · токсичность -- ЛД 50 (летальная доза 50%) выражает среднюю смертельную дозу препарата в миллиграммах действующего вещества на 1 кг живого веса, вызывающую гибель 50% подопытных животных);
  • · персистентность (неизменность) в среде и в растениях;
  • · растворимость;
  • · летучесть;
  • · концентрация в общей массе отходов и др.

Кроме того, при установлении объективной стороны нарушения правил обращения с химическими веществами учитываются:

  • · показатели их токсичности (количество введенного или абсорбированного вещества);
  • · пути проникновения в организм;
  • · тип и характер повреждений;
  • · время, необходимое для проявления поражения;
  • · эффект синергизма (увеличение токсичности исходного химического вещества при взаимодействии с другими веществами при попадании его в окружающую среду) и т.д.

Правила обращения с бактериологическими (биологическими) веществами и отходами регламентируются нормативными правовыми актами в нескольких направлениях:

  • · деятельность по регулированию биомассы, привнесению в окружающую среду не свойственных ей живых организмов;
  • · деятельность предприятий, организаций и граждан по использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую среду (экологические и санитарные правила);
  • · деятельность по ввозу и вывозу растений и животных, биологических веществ и отходов.

Запрещенными видами опасных отходов являются отходы, возникновение которых запрещено в любом случае, как, например, сильнодействующие отравляющие вещества:

  • · которые могут иметь военное предназначение;
  • · производство которых запрещено при осуществлении определенных производственных и технологических процессов;
  • · производство которых запрещено в объеме, превышающем установленный, в определенной концентрации или в определенных местах и в определенные периоды либо без соответствующей лицензии или разрешения.

В ст. 1 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» дано следующее понятие. Опасные отходы -- отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Законодательство об обращении с опасными и радиоактивными веществами состоит из федеральных законов, регулирующих обращение с опасными и радиоактивными веществами, и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Правовые основы в сфере обеспечения радиационной безопасности установлены Федеральным законом «О радиационной безопасности населения». Оно осуществляется путем установления санитарных норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда и других документов, которые не должны противоречить положениям названного Федерального закона. Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Для населения средняя годовая эффективная доза облучения равна 0,001 зиверта, а эффективная доза на период жизни (70 лет) -- 0,07 зиверта. В отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная последовательно за пять лет, не превысит 0,001 зиверта. Эти основные пределы не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные пределы доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.

Допустимые пределы доз облучения могут быть уменьшены Правительством Российской Федерации для отдельных территорий с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды. Установленные нормы введены в действие с 1 января 2000 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. № 545 (в действующей редакции) определен Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов. Разработку указанных нормативов организует Министерство природных ресурсов и экологии РФ совместно с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды, а также с органами исполнительной власти.

Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» определено, что продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям по обеспечению радиационной безопасности, и подлежат производственному контролю. Важным является проверка предприятий совместно с другими уполномоченными на контроль органами на предмет наличия источников ионизирующего излучения. Практика правоохранительных органов свидетельствует о нарушениях законодательства РФ, допускаемых предприятиями и организациями, в сферу деятельности которых входит обращение с опасными отходами.

Административная ответственность за данный вид правонарушений предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Правовыми основами обращения отходов производства и потребления являются Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 08.11.2008 г.) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.) // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009., Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», Федеральная целевая программа «Отходы». Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 08.11.2008 г.) «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшихся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В ст. 1 упомянутого закона отдельно выделено понятие опасные отходы, под которыми понимаются отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свойствами, -- токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой радиацией или способностью возбуждать инфекционные болезни, либо которые могут представлять непосредственную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В Постановлении Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. № 155 (в действующей редакции) «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» дано определение твердых и жидких бытовых отходов, под которыми понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов, устанавливается по решению органов местного самоуправления. Режим работы организаций иной формы собственности и индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.). Качество предоставляемых исполнителем услуг по вывозу бытовых отходов должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора -- требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода. В Федеральной целевой программе «Отходы» говорится о сложившейся в России сложной ситуации в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, которое представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны.

При проверке хозяйственной деятельности организаций, занимающихся утилизацией бытовых и промышленных отходов, проверяют наличие следующих документов:

  • · лицензии на право деятельности по обращению с отходами;
  • · типовой формы «Лимиты размещения отходов»;
  • · типовой формы «Разрешение на размещение отходов», которое выдается на один год;
  • · контрольных талонов приема отходов, выданных заказчику;
  • · документа, подтверждающего отчисления от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды.

Особое внимание следует обращать на то, подлежит ли данный вид деятельности лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». За несоблюдение норм и правил обращения с отходами установлена административная и уголовная ответственность. Так, ст. 247 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Правовой режим обращения с отходами - это система установленных законодательством правовых мер, норм и правил, определяющих правовые основы обращения с отходами с целью предупреждения негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека.

Основными принципами государственной политики в сфере обращения с отходами является приоритетный защита окружающей среды и здоровья человека от негативного воздействия отходов , обеспечение экономного использования материально-сырьевых и энергетических ресурсов, научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества относительно образования и использования отходов с целью обеспечения его устойчивого развития (ст. 5 Закона Украины "отходы"). Кроме того, в сфере обращения с радиоактивными отходами должно обеспечиваться разграничение функций государственного контроля и управления в этой сфере; принятия решений по размещению новых хранилищ радиоактивных отходов должна проходить с участием граждан, их объединений, а также местных органов власти (ст. Из Закона Украины "Об обращении с радиоактивными отходами").

Законодательство распределяет отходы относительно наличия собственника на отходы, имеющие владельца, и бесхозные отходы. Субъектами права собственности на отходы могут быть граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, а также территориальные общины, Автономная Республика Крым и государство. Отходы, не имеющие собственника, или собственник которых неизвестен, считаются бесхозными. Порядок выявления и учета бесхозных отходов утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 августа 1998 года № 217.

Согласно Закону "Об отходах" обращения с отходами -это действия, направленные на предотвращение образования отходов, их сбора, перевозки, хранения, обработки, утилизации, удаления, обезвреживания и захоронения, включая контроль за этими операциями и надзор за местами удаления. Таким образом, правовой режим обращения с отходами включает определенные этапы обращения с отходами, которые урегулированы нормами права с момента их образования и до обезвреживания, захоронения или утилизации.

Сбор отходов является первым этапом обращения с отходами. Он представляет собой деятельность, связанная с изъятием, накоплением и размещением отходов в специально отведенных местах или объектах, включая сортировку отходов с целью дальнейшей утилизации или удаления.

Перевозка отходов - это транспортировка отходов от мест их образования или хранения к местам или объектам обработки, утилизации или удаления. В законодательстве дополнительно закрепляются трансграничную перевозку отходов. Под ним понимается транспортировка отходов с территории, на или через территорию Украины, на территорию или через территорию другого государства. Для перевозки отходов применяется автомобильный транспорт, реже - железнодорожный.

Транспортировка опасных отходов разрешается лишь при наличии их паспорта и разрешения (лицензии) на обращение с ними и только специально оборудованным для этого транспортным средствам. Перевозки таких отходов осуществляется при условии обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за убытки, которые могут быть причинены им при перевозке. В Украине запрещается ввоз отходов с целью их хранения или удаления.

Обработка (переработка) отходов - осуществление любых технологических операций, связанных с изменением физических, химических или биологических свойств отходов, с целью подготовки их к экологически безопасному хранению, перевозке, утилизации или удаления.

Уничтожение отходов-уменьшение или устранение опасности отходов путем механической, физико-химической или биологической обработки. Обезвреживание и переработка отходов осуществляется мусороперерабатывающими и мусоросжигательными заводами.

Утилизация отходов предусматривает использование отходов как вторичных материальных или энергетических ресурсов. При этом утилизация отходов имеет не только экологическое значение (способствует защите окружающей среды от негативного воздействия отходов), но и экономическое и обеспечивает экономное использование материально-сырьевых и энергетических ресурсов. Законодательство запрещает смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология.

Удаление отходов -осуществление операций с отходами, которые не приводят к их утилизации. Закон Украины "отходы" с целью полного учета и описания мест удаления отходов, их качественного и количественного состава, а также осуществления контроля за влиянием отходов на окружающую природную среду и здоровье человека предусматривает ведение реестра мест удаления отходов. Реестр таких мест осуществляется на основании соответствующих паспортов, отчетных данных производителей отходов, сведений уполномоченных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами. Они подлежат ежегодному уточнению. Порядок ведения реестр мест удаления отходов утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 августа 1998 года. Удаление отходов осуществляется в соответствии с требованиями экологической безопасности по согласованию с государственной санитарно-эпидемиологической службой Украины.

Одним из этапов обращения с отходами является их размещение под которым понимают их хранение и захоронение в специально отведенных для этого местах или объектах (полигонах, хранилищах, комплексах и т.п.).

Хранения отходов - это временное размещение отходов в специально отведенных местах или объектах (до их утилизации или удаления).

Захоронения отходов - это окончательное размещение отходов при их удалении в специально отведенных местах или на объектах таким образом, чтобы долгосрочное вредное влияние отходов на окружающую природную среду и здоровье человека не превышало установленных нормативов.

Хранение и захоронение опасных отходов разрешается только в специально оборудованных местах. Согласно ст. 1 Закона Украины "отходы" специально отведенные места или объекты - места размещения отходов, хранилища, полигоны, комплексы, сооружения, участки недр и др., на использование которых получено разрешение уполномоченных органов на удаление отходов или осуществление других операций с отходами.

Законодательством запрещается несанкционированный сброс и размещение отходов в подземных горизонтах, на территории городов и других населенных пунктов, на территориях природно-заповедного фонда, на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также в пределах водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов.

Все субъекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности обязаны: осуществлять постоянный контроль за состоянием объектов размещения собственных отходов; предотвращать образование и уменьшать объемы образования отходов; определять состав и свойства отходов, которые образуются; выявлять и вести первичный текущий учет количества, типа и состава отходов, которые образуются, собираются, перевозятся, хранятся, обрабатываются, утилизируются, обезвреживаются и удаляются, и подавать по ним статистическую отчетность в установленном порядке; получать необходимые разрешительные документы при обращении с отходами; вносить плату за их размещение и т.д. Размер платы устанавливается на основе нормативов, рассчитываемых на единицу объема образования отходов, в зависимости от уровня их опасности и ценности территории, на которой они размещены.

Очень важную роль в деле охраны окружающей природной среды играет включение в правового режима требований обращения с опасными отходами. Юридические и физические лица, деятельность которых связана с обращением с ними, обязаны обеспечить защиту людей и окружающей среды от вредного воздействия таких отходов. Производители опасных отходов должны самостоятельно определять класс их опасности; вести учет; иметь лицензию на осуществление операций с опасными отходами; идентифицировать объекты повышенной опасности согласно Закона Украины "Об объектах повышенной опасности" от 18 января 2001 года. Субъекты хозяйственной деятельности, на территории которых хранятся опасные отходы, относятся к объектам повышенной опасности. К обращению с опасными отходами допускаются лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку. Перевозки опасных отходов разрешается лишь при наличии их паспорта и лицензии на обращение с опасными отходами при обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика. При трансграничном перевозке опасные отходы подлежат классификации в соответствии с Международным кодом идентификации отходов (МКІВ). Общие требования к экспортно-импортных операций перемещения опасных отходов или их транзита через территорию Украины предусмотрены Постановлением Кабинета Министров Украины "Об утверждении Положения о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их утилизацией/удалением и Желтого и Зеленого перечней отходов" от 13 июля 2000 года.

Радиоактивные отходы представляют повышенную опасность для жизни и здоровья человека и окружающей среды. Система мероприятий, связанных с предотвращением вредного воздействия радиоактивных отходов, предусмотрена Комплексной программой обращения с радиоактивными отходами, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 апреля 1999 года. Эти вопросы также урегулированы законами Украины "Об обращении с радиоактивными отходами", "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности", "О физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения", "О порядке принятия решений о размещении, проектировании, строительстве ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение".

Обращение с радиоактивными отходами - все виды деятельности, что касается оперирования, предварительной обработки, обработки, кондиционирования, перевозки, хранения или захоронения отходов. Право на обращение с радиоактивными отходами имеют только юридические и физические лица, которые получили в установленном порядке разрешение органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности на осуществление соответствующего вида деятельности (лицензиата). Такие лица обязаны обеспечивать безопасность во время проектирования, выбора площадки, строительства, эксплуатации и снятия с эксплуатации сооружений, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами; обеспечивать разработку программ по безопасности обращения с радиоактивными отходами; вести собственный учет таких отходов; обеспечивать их физическую защиту и т.д.

В местах размещения объектов, предназначенных для размещения радиоактивных отходов, может быть установлен особый режим территории, а также выделяется санитарно-защитная зона и зона наблюдения. Размеры и границы указанных зон определяются в проекте в соответствии с нормами, правилами и стандартами в сфере использования ядерной энергии и утверждаются местными советами. В пределах таких зон запрещается: проживание населения; осуществление всех видов водопользования, лесопользования и пользования недрами; проведение научных исследований без специальных разрешений; осуществление без специального разрешения сельскохозяйственной, лесохозяйственной и другой производственной деятельности, направленной на получение товарной продукции, а также строительство объектов социального и общественного назначения; любая другая деятельность, которая не обеспечивает режим радиационной безопасности.

На территории Украины с целью исключения возможности неконтролируемого накопления радиоактивных отходов и обеспечения оперативного контроля за их местонахождением и перемещением, условиями их хранения и захоронения ведется Государственный учет радиоактивных отходов. Он включает: ведение Государственного реестра радиоактивных отходов; ведение Государственного кадастра хранилищ радиоактивных отходов и перечень мест временного их хранения.

Все юридические и физические лица при осуществлении любого вида деятельности в сфере обращения с радиоактивными отходами обязаны соблюдать нормы, правила и стандартов по ядерной и радиационной безопасности.

Перевозки на территорию Украины радиоактивных отходов с территорий других государств запрещается, кроме тех, что образовались в результате услуг, которые были предоставлены Украине другим государством и на которые распространяется действие контрактного соглашения между ними о возврате таких отходов в Украине. Такая перевозка осуществляется в соответствии с Правилами ядерной и радиационной безопасности при перевозке радиоактивных материалов (ПБПРМ-2006), утвержденных приказом Госатомрегулирования Украины от 30 августа 2006 года. Условия и режим перевозки таких отходов воздушным, железнодорожным, водным или автомобильным транспортом согласовываются с соответствующими службами Министерства внутренних дел Украины.

Пестициды относятся к опасных высокотоксичных отходов. их нельзя использовать по назначению вследствие потери полезных свойств, срока годности, запрета к применению, потери маркировки или смешивания. Правовой режим пестицидов и агрохимикатов определяется Законом Украины "О пестициды и агрохимикаты" от 2 марта 1995 года и другими законодательными актами.

Общие аспекты обращения с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами предусмотрено законами Украины "О жилищно-коммунальные услуги", "О благоустройстве населенных пунктов". Для борьбы с бытовыми отходами в стране предусматривается система сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов, которая включает последовательность выполнения технологических операций по изъятию, накопления и размещения отходов в специально отведенных местах и их вывоза в пункты обезвреживания. В 2004 году Правительство утвердило Программу обращения с твердыми бытовыми отходами, на основании которой приказом Минстроя Украины от 11 декабря 2006 года утверждены Правила по организации сбора, перевозки, переработки и утилизации твердых бытовых отходов.

Кабинет Министров Украины определил порядок утилизации бытовых отходов. Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу бытовых отходов" от 10 декабря 2008 года № 10702 определен механизм предоставления субъектами хозяйствования независимо от формы их собственности услуг по вывозу бытовых отходов в городах, поселках и селах. Постановлением "Вопросы предоставления услуг по вывозу бытовых отходов" от 16 ноября 2011 года № 11733 Кабинет Министров Украины утвердил Порядок проведения конкурса на предоставление услуг по вывозу бытовых отходов. Согласно документу участниками конкурса могут быть субъекты хозяйствования, в уставных документах которых предусмотрена деятельность в сфере обращения с бытовыми отходами.

Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, производящие или импортирующие для свободного использования масла (оливы) по определенным кодам товарных категорий под, в результате использования которых образуются отработанные масла (оливы), обязаны самостоятельно в соответствии с законодательством обеспечить сбора, удаления, обезвреживания и утилизации отработанных смазок (масел) или заключить договоры о выполнении работ по организации сбора, удаления, обезвреживания и утилизации отработанных смазок (масел) с учетом установленного минимального размера платы за услуги по организации сбора, удаления, обезвреживания и утилизации отработанных смазок (масел) с уполномоченным предприятием, которое принадлежит к сфере управления Министерства экологии и природных ресурсов, или другими субъектами хозяйствования, имеющими соответствующую лицензию (Постановление Кабинета Министров Украины "Некоторые вопросы сбора, удаления, обезвреживания и утилизации отработанных смазок (масел)" от 27 июля 2011 года № 1075і.

Сбор, заготовка отходов как вторичного сырья - это деятельность, связанная со сбором, покупкой, приемом, хранением, обработкой, перевозкой, реализацией и поставкой отходов перерабатывающим предприятиям на утилизацию. Отходы как вторичное сырье определяются Законом как отходы, для утилизации и переработки которых в Украине существуют соответствующие технологии и производственно-технологические и/или экономические предпосылки.

Согласно Закону Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 1 июня 2000 года № 1775-Ш2, приказа Минприроды Украины "Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по сбору, заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья (согласно перечням, которые определяются Кабинетом Министров Украины)" от 4 ноября 2011 года № 4313 лицензионные условия устанавливают организационные, квалификационные, технологические и другие требования для осуществления хозяйственной деятельности по сбору и заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья, перечень которых определен Постановлением Кабинета Министров Украины "Об утверждении перечня отдельных видов отходов как вторичного сырья, сбор и заготовка которых подлежат лицензированию" от 28 февраля 2001 года № 183. Эти Лицензионные условия распространяются на всех субъектов хозяйствования независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья. В указанный Перечень входят следующие виды отходов: полимерные отходы; отходы резиновые, в том числе изношенные шины.

Для получения лицензии на сбор отдельных видов отходов как вторичного сырья необходимо предоставить утвержденный перечень документов, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 июля 2001 года № 756і.

в Соответствии с Перечнем органов лицензирования, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 ноября 2000 года № 16982, органом лицензирования хозяйственной деятельности по сбору, заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья (по перечням, которые определяются Кабинетом Министров Украины) является Министерство экологии и природных ресурсов Украины.

Сегодня актуальность приобрело трансграничное перемещение отходов. Базельская конвенция 1989 года устанавливает механизм предварительного информирования и согласия на экспорт, импорт и транзит опасных отходов и запрете любого трансграничного перемещения опасных отходов между государствами - сторонами конвенции и другими государствами. Украина присоединилась к этой конвенции и приняла соответствующие нормативные акты. Вывоз и ввоз отходов в Украину осуществляется по разрешениям Минприроды Украины.