Боевые машины. Огонь и скорость: лучшие боевые машины пехоты мира

Основным средством передвижения солдат с незапамятных времен были лошади. И если Первую мировую войну они еще как-то пережили, то Вторая - с ее самолетами, танками и пушками - «списала» кавалерию окончательно.

Коней в итоге оставили полицейским и почетным караулам, а солдат пересадили на бронетранспортеры и боевые машины пехоты.

Преимущества вторых - высокая скорость и проходимость, способность «вплавь» преодолевать реки и действовать в условиях применения оружия массового поражения, включая ядерное.

В отличие от БТР, они могут не только доставить пехоту на поле боя, но и поддержать ее мощным ракетно-пушечным огнем.

Публикует подборку самых популярных БМП армий стран мира.

Одна из самых массовых и заслуженных боевых машин - БМП-2 - «рабочая лошадка» советских мотострелков. Конструктивно простая и неприхотливая в обслуживании плавающая БМП-2 не раз выручала свой экипаж и десант в жарких переплетах Афганской войны и других конфликтов.

Механик водитель БМП-2 во время тактических учений «Запад-2017»

В 1981-м главный конструктор БМП-2 Благонравов с группой специалистов приехал в Афганистан посмотреть, как его новая машина обкатывается в боевых условиях. В войсках его встретили с восторгом.

«У нас есть новая БМП с «тридцаткой». Эта машина - что надо: душманы ее боятся и называют «шайтан-арба», - сказал один из офицеров на встрече с конструктором. Считается, что командование окончательно решило принять БМП-2 на вооружение именно после этого эпизода.

Экипаж БМП-2 во время индивидуальной гонки экипажей БМП в рамках всеармейского конкурса «Танковый биатлон-2017» в Хабаровском крае

Основная особенность БМП-2 - система стабилизации вооружения в двух плоскостях. Это выгодно отличало «двойку» от зарубежных аналогов и позволяло вести прицельный огонь на ходу.

Из вооружения - скорострельная 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А42 с двухленточным селективным питанием, спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ и пусковая установка противотанковых управляемых ракет «Конкурс» или «Фагот».

Корпус сварен из катаных листов прочной стальной брони, обработанных термомеханическим способом. Доставшийся «в наследство» от БМП-1 шестицилиндровый дизельный мотор на трассе разгоняет 14-тонную машину до 65 километров в час.

Внутри умещаются семь стрелков-десантников и три члена экипажа. Система отсоса пороховых газов спасает бойцов от отравления при стрельбе из автоматов через бойницы.

Для предотвращения попадания в машину радиоактивной пыли или газов предусмотрена фильтровентиляционная установка, создающая внутри избыточное давление. БМП-2 и ее многочисленные модернизированные версии до сих пор находятся на вооружении армий десятков стран мира.

От создателей «Тигра»

Немецкая БМП «Мардер» - один из наиболее удачных образцов бронетехники послевоенной Западной Европы. С конца 1960-х промышленность ФРГ изготовила для бундесвера более двух тысяч таких машин.

Прочный стальной корпус из сваренных под определенными углами листов катаной брони надежно укрывает трех членов экипажа и семерых десантников от пуль и осколков. БМП разрабатывала фирма «Рейншталь-Хеншель», известная своим танком «Тигр».



В первые модификации устанавливали многотопливный турбированный дизель «Даймлер-Бенц» мощностью 600 лошадиных сил. Этого вполне хватало, чтобы разогнать гусеничную машину на шоссе до 75 километров в час. Модернизированные БМП оснащены уже 1000-сильным агрегатом.

Германская боевая машина пехоты (БМП) «Мардер»

Главное оружие «Мардера» - 20-миллиметровая автоматическая пушка Mk20DM5 Rh202 с темпом стрельбы до 1000 выстрелов в минуту. Для стрельбы по пехоте и автомобильной технике применяются осколочно-фугасные снаряды, для борьбы с БМП и БТР противника - бронебойные подкалиберные.

Вторые на дальности до полутора километров уверенно пробивают под углом броню толщиной в два пальца. Для борьбы с живой силой противника имеется два 7,62-миллиметровых пулемета MG3A1: один спарен с пушкой, а второй установлен на корме.

Германская боевая машина пехоты (БМП) «Мардер»

«Мардеры» много раз модернизировали. Для повышения огневой мощи их оснащали комплексами противотанковых управляемых ракет «Милан», а для усиления защиты ставили дополнительную навесную броню и противоминные экраны.

Боевое крещение БМП получила в Афганистане. На смену «Мардеру» разработана «Пума» - новая боевая машина, которая уже поступает в части бундесвера.

Слоеный «Брэдли»

Тяжелая БМП М2 «Брэдли» поступила на вооружение американской армии в 1981-м и сразу завоевала популярность у пехоты. В первую очередь - из-за своей беспрецедентно высокой для этого типа машин бронезащиты.

Ее особенность - разнесенные между собой экраны из стали разной твердости. Такой «слоеный пирог» уверенно «держит» попадания 30-миллиметровых бронебойных снарядов.

Для защиты от кумулятивных гранат РПГ может устанавливаться динамическая защита. Модернизированные машины изнутри дополнительно отделаны кевларом, который в бою защищает экипаж из трех человек и шестерых десантников от осколков брони.

При этом «Брэдли» довольно «шустрый» - благодаря мощному турбодизелю 22-тонная машина «бегает» по шоссе со скоростью 70 километров в час. Внушительный комплект вооружения включает в себя 25-миллиметровую пушку М242, 7,62-миллиметровый пулемет M240C, противотанковый ракетный комплекс TOW и шесть автоматов М231 на шаровых опорах в десантном отсеке.

Таким образом, в бою БМП мгновенно превращается в ощетинившийся стволами подвижный блокпост. Комплекс TOW «отрабатывает» танки на удалении до трех километров.

Десантная группа может покинуть «Брэдли» через верхний люк или, что ценно в бою, через заднюю аппарель, прикрываясь от огня противника корпусом машины. Всего таких БМП американцы успели «наштамповать» около семи тысяч штук. Их успешно применяли в Иракской войне и других вооруженных конфликтах.

Английский «Воин»

Британская боевая машина пехоты MCV-80 Warrior - настоящий рыцарь в тяжелых доспехах из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава. Комбинированная защита прикрывает экипаж и десант от крупнокалиберных пулеметных пуль и осколков.

Усиленное «брюхо» выдерживает взрыв 10-килограммовой противотанковой мины, на бортах - противокумулятивные экраны. Впрочем, этот массивный обвес не мешает БМП разгоняться до 75 километров в час.

По аналогии с поздними версиями американских «Брэдли» обитаемые внутренние отсеки «Воина» обтянуты специальным материалом, удерживающим отлетающие при попаданиях осколки брони. Оружием его тоже не обделили: на нем стоят 30-миллиметровая автоматическая пушка L21A1, спаренный пулемет, 94-миллиметровый гранатомет LAW-80. БМП вмещает трех человек экипажа и семерых десантников.

Британская боевая машина пехоты (БМП) «Уорриор»

Для британской армии в общей сложности было выпущено более тысячи «Воинов», многие из них успели поучаствовать в локальных вооруженных конфликтах. Машина показала себя как исключительно неубиваемая. Известен случай, когда она выдержала попадания полутора десятков противотанковых гранат.

Французский характер

Плавающая «француженка» AMX10P - одна из самых легких БМП в мире. Разработанная в 1970-е машина сварена из листов алюминиевой брони и по компоновке схожа с «Мардером» и советской «двойкой».

Листы выдерживают попадание крупнокалиберных пулеметных пуль, но от пушечных бронебойных снарядов и кумулятивных гранат, скорее всего, экипаж не спасут.

Вынесенная надбашенная установка включает в себя 20-миллиметровую автоматическую пушку М693 и спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет. Пушка за минуту выпускает 700 осколочных или бронебойных снарядов и эффективна на дальности до полутора километров.

Некоторые стоящие на вооружении французской армии БМП оснащаются противотанковыми управляемыми ракетами «Милан». Для подсветки целей в ночное время установлен прожектор.

Интересно, что французы не стали прорезать бойницы в бортах, ограничившись семью перископическими смотровыми блоками. «Сердце» машины - восьмицилиндровый дизель HS-115 - мощностью не отличается и развивает всего 300 лошадиных сил.

Однако его хватает, чтобы разогнать 14-тонную машину до 65 километров в час. Боевой опыт БМП АМХ10Р получили в начале 1990-х, во время войны в зоне Персидского залива. Всего их было выпущено около двух тысяч единиц.

ФРГ - в 1969 году АМХ-10Р, США - в 1981 М2 «Брэдли » и Великобритания - в 1984 году «Уорриор ».

«Зарубежное военное обозрение» № 10.2004г. (стр. 33-38)

Полковник А. ЕФРЕМОВ, кандидат технических наук

Главной целью военно-технической политики НАТО в области развития обычных вооружений, по мнению зарубежных военных специалистов, является наращивание имеющейся мощи и достижение превосходства над вероятным противником. Одним из важнейших условий ее реализации считается ускорение темпов технического переоснащения вооруженных сил системами оружия, качественно превосходящими существующие средства вооруженной борьбы.

Сухопутные войска (СВ), как один из видов ВС являются основным элементом сил общего назначения. При ведении боевых действий они взаимодействуют с другими видами во всех войнах и вооруженных конфликтах, на различных ТВД. Основу ударной мощи сухопутных войск составляют бронетанковые и механизированные соединения и части, один из ведущих типов вооружения которых - боевые машины пехоты (БМП).

Необходимо отметить, что уже в начале 60-х годов за рубежом пришли к выводу, что задача пехоты в бою заключается не только в захвате населенных пунктов, объектов и удержании территории, но также в защите от противника танков и другого вооружения. По мере увеличения на поле боя количества противотанковых средств (ПТС) возникла необходимость в обеспечении защиты танков непосредственно в боевых порядках. В ходе проводимых в то время исследований и работ зарубежные специалисты сформулировали главную идею применения будущих БМП - возможность эффективно подавлять и поражать пушечным и пулеметно-автоматным огнем личный состав противника, угрожающий боевым бронированным машинам (ББМ), а также легкобронированные ПТС, что должно было обеспечить благоприятные условия для успешных действий танков.

Результатом обобщения теоретических исследований, опыта учений и боевых действий военными специалистами НАТО стали разработка, принятие на вооружение и начало серийного производства боевых машин пехоты. Так, СВ ряда стран получили следующие БМП: ФРГ - в 1969 году «Мардер», Франция - в 1970-м, АМХ-10Р, США - в 1981 М2 «Брэдли » и Великобритания - в 1984 году «Уорриор ».

Появление нового типа бронированных машин привело к изменениям в организационно-штатной структуре сухопутных войск США, ФРГ, Великобритании и Франции (были созданы мотопехотные части и соединения на БМП), а также к необходимости уточнить вопрос тактики их применения.

Последующее военное руководство ведущих зарубежных стран продолжало интенсивную боевую подготовку личного состава мотопехотных частей и соединений на БМП, прежде всего, обращая внимание десанта, размещавшегося в технике, на возможность ведения огня как непосредственно из нее, так и спешившись в составе штурмовых групп.

Произошедшие изменения в уставах СВ этих государств были обусловлены именно высокой маневренностью мотопехотных подразделений на БМП, достаточно надежной броневой защитой экипажа и десанта от огня стрелкового оружия, осколков мин и снарядов. Эти формирования, по оценкам зарубежных специалистов, способны решать самые сложные задачи во всех видах боевых действий и в силовых миротворческих операциях, в любых погодных и климатических условиях, в различное время суток как совместно с другими частями (например, танковыми), так и в отрыве от основных сил.

Иностранные военные специалисты считают, что корпус БМП надежно защищает экипаж и десант от огня стрелкового оружия, а при оснащении дополнительной броневой и динамической защитой - от поражения 20- и 30-мм снарядами. Огневая мощь и точность стрельбы автоматической пушки боевой машины достаточны для поражения ББМ противника. Мотопехота, вооруженная автоматическим оружием, может вести эффективный огонь по шинам колесных машин, а также по приборам наблюдения и прицеливания, установленным на технике противника.

По мнению экспертов США и НАТО, на современном этапе развития вооружения и военной техники (ВВТ) боевая машина пехоты - это оптимальное средство для ведения общевойскового боя мотопехотным (механизированным) подразделением на различных сухопутных ТВД.

По данным зарубежной печати, к основным БМП относятся М2 «Брэдли» различных модификаций (в том числе А1 и А2 (США), «Мардер-1», модернизированная до уровня А1, А2и A3 (ФРГ), FV510 «Уорриор» (Великобритания), АМХ-10Р/РС (Франция), VCC-80 «Дардо» (Италия).

Основные тактико-технические характеристики БМП, состоящих на вооружении зарубежных стран, приведены в таблице.

БМП М2 «Брэдли» состоит на вооружении армий США и Саудовской Аравии. Ее серийное производство началось в декабре 1979 года, а в войска машины поступают с 1981-го. Первый американский батальон был оснащен этой техникой в 1983 году.

Компоновка БМП М2 предусматривает переднее (справа) расположение моторно-трансмиссионного отделения (МТО) и кормовое размещение десантного отделения. Машина оснащена двухместной башней с 25-мм автоматической пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, а также ПТРК ТОУ.

Особенностью броневой защиты БМП М2 является использование комбинации стальных и алюминиевых броневых листов, соединенных сваркой. В ее конструкции предусмотрено выраженное дифференцирование брони по высоте и длине машины за счет ее толщины и углов наклона.

Сварной корпус изготовлен из алюминиевого броневого сплава. Лобовым многослойным листам приданы углы до 60°, а борта и корма дополнительно защищены аналогичной разнесенной броней. Передняя часть днища также усилена. В целом броневая конструкция обеспечивает безопасность личного состава и оборудования при попадании 14,5-мм бронебойных пуль и осколков 155-мм артиллерийских снарядов.

Отделение управления находится в передней части корпуса машины (слева), крышка люка механика-водителя оборудована четырьмя перископическими приборами наблюдения.

В сварной башне, выполненной из стальной и алюминиевой брони и расположенной в средней части корпуса машины правее продольной оси, размещаются наводчик (слева) и командир (справа).

Основным вооружением БМП М2 является 25-мм автоматическая пушка М242 производства фирмы «Боинг». Она имеет двусторонний механизм подачи боеприпасов. Возможно ведение огня одиночными выстрелами или очередями (темп стрельбы 100 - 200 выстр./мин). Стреляные гильзы удаляются из башни автоматически. Вспомогательное вооружение: 7,62-мм спаренный пулемет и ПТРК ТОУ. Привод управления башни и система стабилизации позволяют вести огонь на месте и при движении.

В десантном отделении размещаются шесть пехотинцев, каждый из которых имеет возможность вести наблюдение за местностью через призменные приборы наблюдения и стрельбу через амбразуры, оборудованные шаровыми опорами для крепления стрелкового оружия. Машина оборудована фильтровентиляционной установкой (ФВУ).

В 1986 году была принята программа модернизации БМП М2 «Брэдли» до уровня А1, предусматривающая: повышение огневой мощи за счет оснащения машин новым поколением ПТУР ТОУ-2 с повышенной бронепробиваемостью, а также защищенности путем установки динамической защиты и оснащения новой ФВУ.

В 1988 году начались работы по модернизации БМП М2А1 до уровня А2. Данная программа предполагала:

Дальнейшее повышение защищенности машины от воздействия 30-мм бронебойных снарядов автоматических пушек путем установки внутри корпуса дополнительных броневых листов, выполняемых на основе кевлара (в частности были пересмотрены места крепления динамической защиты);

Увеличение показателей подвижности за счет оснащения БМП новым дизельным двигателем VTA-903T американской фирмы «Симманс» мощностью 600 л. с;

Установку навигационной системы и аппаратуры опознавания «свой - чужой».

В настоящее время разработана и осуществляется программа модернизации БМП М2А2 «Брэдли» до уровня A3 (рис. 1). В соответствии с ней планируется оснастить машину усовершенствованным электронным и приборным оборудованием, усилить защищенность, повысить подвижность.

Основные изменения в электронном оборудовании связаны с переходом на цифровую форму сигналов и касаются практически всех компонентов и систем машины. Предполагается установить центральный процессор и устройства памяти, цифровые дисплеи командира, механика-водителя и старшего десантной группы, а также единую цифровую шину обмена данными, к которой подключаются различные модули, в том числе блоки электронных устройств башни и корпуса для отображения информации членам экипажа. Кроме того, БМП М2АЗ «Брэдли» оснащают аппаратурой, которая обеспечивает обмен боевой и разведывательной информацией в масштабе времени близком к реальному в автоматизированной системе управления (АСУ) тактического звена.

Место командира оснащается прицелом с полностью стабилизированным полем зрения. Он обеспечивает автономность действий по обнаружению и поражению целей. Усовершенствованный прицел наводчика представляет собой стабилизированный в двух плоскостях комбинированный прибор, в состав которого входят лазерный дальномер, а также ТВ-и тепловизионная (с отводом на прибор наблюдения командира) камеры.

Оснащение БМП усовершенствованной системой управления огнем позволит увеличить возможности по обнаружению, распознаванию, идентификации целей и их поражению.

Повышению защищенности БМП М2АЗ «Брэдли» способствуют дополнительное бронирование и установка динамической защиты. Кроме того, машина оснащается усовершенствованной системой опознавания «свой - чужой».

БМП «Мардер» (ФРГ) была первой зарубежной боевой машиной пехоты, поступившей на вооружение СВ в 1969 году и считавшейся классическим образцом вооружения данного типа.

Базовое шасси разработано в 1969 году с целью создания семейства боевых машин: истребителя танков «Ягпанцер», ПУ тактических ракет, 81- и 120-мм самоходных минометов, самоходной зенитной установки (СЗУ), легкого танка и БТР. На этой базе и было решено создать БМП.

Первые серийные образцы были выпущены в конце 1970 года, а в войска машины начали поступать мае 1971-го.

Компоновка БМП «Мардер» предусматривает переднее (справа) расположение МТО и заднее - десантного отделения. Место механика-водителя находится в передней части корпуса слева по ходу движения машины. В десантном отделении размещены шесть военнослужащих (трое на каждый борт спиной друг к другу). В двухместной башне, установленной в средней части корпуса, располагаются командир машины (он же командир пехотного десанта) и наводчик. Приборы наблюдения экипажа и десантников установлены так, что позволяют обозревать местность на 360°.

Броневой корпус машины сварной. Основное внимание конструкторы уделили прочности, жесткости и герметичности машины. В кормовой части корпуса выполнен люк-аппарель для спешивания десанта.

Бронирование БМП «Мардер» обеспечивает защиту от поражения 20 - 25-мм боеприпасами автоматических пушек и осколками 155-мм артиллерийских снарядов.

В связи с оснащением этой машины мощной броневой защитой конструкторам не удалось сделать ее плавающей.

Основное вооружение БМП - 20-мм автоматическая пушка Rh 202 производства фирмы «Рейнметалл», бронебойный снаряд которой способен пробивать броню толщиной до 47 мм на дальности до 500 м. Пушка снабжена электрогидравлической системой наведения (скорострельность 800 - 1000 выстр./мин). С ней спарен 7,62-мм пулемет. Второй (такого же калибра) расположен над кормовой частью машины и обеспечивает ведение огня назад и по бортам, а также по низколетящим целям.

«Мардер» оборудована шестицилиндровым V-образным дизельным двигателем МВ833ЕА500 с турбонаддувом мощностью 600 л. с.

При конструировании БМП особое внимание уделялось обеспечению возможности длительного пребывания экипажа и десанта в машине и защите их от ОМП. С этой целью корпус надежно загерметизирован, а в кормовой его части установлены две ФВУ. Все это позволяет находиться экипажу и десанту в машине до 24 ч, в том числе до 8 ч на зараженной местности.

С 1982 года в СВ ФРГ ведутся работы по модернизации БМП «Мардер» до уровней А1, А1 А, А2, A3 и 1А5 (рис. 2).

Модернизация боевой машины до уровней А1 и А1А - это комплексная программа по повышению ее огневой мощи. Основные мероприятия предусматривали обеспечение двойного питания 20-мм автоматической пушки, оснащение боекомплекта машины новыми осколочными боеприпасами к пушке и четырьмя ПТУР «Милан», изменение боеукладки, замена устаревших прицелов новыми.

Программа модернизации БМП «Мардер» до уровня А2, начатая в 1983 году, предполагала оснащение машин тепловизионными прицелами наводчика. Следующая - до уровня A3, к которой приступили в 1988 году, была направлена на повышение защищенности машины и предусматривала следующие мероприятия:.

Установку дополнительной навесной брони на бортовые поверхности корпуса и башни, а также разнесенного бронирования крыши корпуса;

Монтаж дополнительных броневых модулей на бортах корпуса, усиление защиты кормовых дверей.

В настоящее время специалисты фирмы КУКА для БМП «Мардер» разработали двухместную башню Е4 с 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм спаренным пулеметом.

БМП FV 510 «Уорриор» (Великобритания ), ранее имевшая обозначение MCV-80, была создана для британской армии. После проведенных в 1984 году полномасштабных испытаний машина была принята на вооружение и в декабре 1986-го стала поступать в войска (рис. 3). Первый батальон ВС Великобритании был полностью оснащен данными БМП к середине 1988 года.

Компоновка машины предполагает переднее (справа) расположение МТО и кормовое - десантного отделения. Механик-водитель находится впереди (слева). Десант насчитывает семь человек. В десантном отделении не предусмотрены амбразуры. В кормовой части корпуса имеется механически открываемый люк для спешивания пехотинцев из машины. Командир и наводчик размещены в башне.

Корпус машины сварной, выполнен из алюминиевых броневых листов (башня - из стальной брони).

Основное вооружение - 30-мм автоматическая пушка L21A1 «Рарден», вспомогательное - 7,62-мм пулемет L94A1. Наведение пушки осуществляется в горизонтальной плоскости с помощью электропривода, в вертикальной - вручную. Ее бронепробиваемость около 40 мм (бронебойным снарядом) на дальности до 1 500 м.

Двигатель - шестицилиндровый V-образный дизель «Перкинс Кондор» CV8 мощностью 550 л. с. БМП «Уорриор» не является плавающей.

Машина оборудована ФВУ. Экипаж имеет полный комплект приборов ночного видения (ПНВ).

Учитывая конструктивные недостатки БМП «Уорриор» и возрастающие требования к ней, разработчики в ходе серийного производства проводили мероприятия по модернизации машины в целях повышения ее боевых качеств:

Увеличения калибра основного вооружения до 40 мм (в качестве варианта рассматривалась 40-мм автоматическая пушка СТА совместной англо-французской разработки);

Повышения эффективности борьбы с низколетящими целями противника путем установки электропривода вертикальной наводки пушки;

Обеспечения возможности ведения огня десантом за счет размещения сидений десанта посередине корпуса, оборудования амбразур под стрелковое оружие в корпусе машины.

На базе БМП «Уорриор» создано семейство машин : командно-штабная (КШМ) , ремонтно-эвакуационная (РЭМ ) и ремонтная (РМ) , а также передовой наблюдательный пункт (ПНП) артиллерии и минный разградитель. На этой же базе смонтирован ПТРК «Милан ». Для ведения боевых действий в горно-пустынной местности создан соответствующий вариант БМП «Уорриор ». Экипаж машины три человека, десант семь. По техническим характеристикам она незначительно отличается от базовой модели, но в ходе испытаний на Ближнем Востоке показала хорошую проходимость по песчаным грунтам, надежность и долговечность при эксплуатации в условиях высоких температур окружающей среды. В качестве основного вооружения используется 25-мм автоматическая пушка М242, стабилизированная в двух плоскостях. Вспомогательное вооружение - 7,62-мм пулемет М240 и ПТРК ТОУ. На БМП «Уорриор» (пустынный вариант) установлена усовершенствованная навигационная система. Машина оборудована высокоэффективным кондиционером. По аналогии была создана «Уорриор» (арктический вариант), на которой нет ПТРК ТОУ и которая вместо устройства для охлаждения воздуха комплектуется мощным обогревателем.

БМП АМХ-10Р/РС (Франция ) состоит на вооружении СВ Франции, Греции, Индонезии, Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии. Первые опытные образцы были выпущены в 1968 году, и после проведения полномасштабных испытаний в 1972-м было принято решение о начале их серийного производства. Машины начали поступать в войска в 1973 году.

Компоновка БМП предполагает расположение МТО в передней части корпуса (справа), десантного отделения - в корме. Механик-водитель находится впереди (слева). Командир и наводчик размещаются в башне. Десант восемь человек.

Корпус машины сварной, выполнен из алюминиевых броневых листов. В его кормовой части размещена механически управляемая аппарель для спешивания десанта. Башня - из стальной брони. Ее крыша оборудована одним люком с двумя откидывающимися в стороны створками.

Основное вооружение БМП - 20-мм автоматическая пушка М693 с двусторонним питанием, вспомогательное - 7,62-мм спаренный пулемет. Она оснащена дизельным двигателем мощностью 260 л. с.

Машина полностью плавающая. Движение на плаву осуществляется с помощью двух водометов, расположенных в кормовой части корпуса.

На базе БМП АМХ-10Р создано семейство машин: санитарная, КШМ, РЭМ, ПНП артиллерии, транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) для подвоза 155-мм боеприпасов, боевая машина огневой поддержки для разведывательных подразделений, а также с 25-мм автоматической пушкой 81

«Жиат». База БМП используется для монтажа ПТРК «Хот», 81- и 120-мм минометов, артиллерийских систем. Согласно тактико-техническому заданию Индонезии на базе АМХ-10Р разработана и производится БМП для морской пехоты этой страны.

БМП VCC-80 «Дардо» (Италия) . Первые опытные образцы созданы в 1988 году. В 1992 году «Дардо» была принята на вооружение и с 1997-го начала поступать в войска (рис. 4).

На машине применена обычная компоновка с размещением отделения управления и МТО в носовой части корпуса, боевого отделения в средней части и десантного отделения в корме. Десант шесть пехотинцев.

Штатное вооружение БМП - швейцарская 25-мм автоматическая пушка КВА-ВО2 «Эрликон» и спаренный с ней германский 7,62-мм пулемет MG42/59, установленные в двухместной вращающейся с помощью электропривода башне (размещена в средней части машины). Пушка имеет двойной механизм питания. Для ведения эффективной стрельбы из штатного вооружения БМП VCC-80 оснащена СУО, аналогичной установленной на основном боевом танке «Ариете».

Броневая защита противопульная и противоосколочная.

Для ведения огня десантом, в корпусе предусмотрены пять амбразур: по две по бортам и одна - в корме. Спешивание десанта осуществляется через откидывающуюся аппарель, оснащенную гидроприводом. В ней имеется также дверь. В крышу корпуса вмонтированы люки.

Силовая установка - шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель мощностью 520 л. с.

Машина оснащена ФВУ, противопожарным оборудованием (ППО) и кондиционером.

В данной статье были рассмотрены вопросы, касающиеся разработки и принятия на вооружение лишь некоторых основных моделей боевых машин пехоты ведущих западных стран, а также приведены их тактико-технические характеристики. Безусловно, современные сухопутные войска располагают более мощным вооружением, но зарубежные военные специалисты, учитывая опыт многих войн и военных конфликтов, не торопятся списывать БМП со счетов, так как считают это средство вооруженной борьбы весьма надежным и эффективным, до конца не исчерпавшим свой потенциал. С учетом этого сегодня многие государства активно работают над модернизацией имеющихся образцов техники и созданием новых.

Споры о том, какими должны быть современные БМП и БТР, кипящие как среди любителей бронетанкового вооружения и техники, так и среди специалистов, продолжаются уже не одно десятилетие . Стремление у сторонников той или иной точки зрения одно – определить концепцию боевой машины для пехоты, которая бы максимально обеспечивала безопасность пехотинца в бою, особенно в бою, характерном для последнего времени, когда угроза глобальной войны с применением ядерного оружия несколько уменьшилась, чем это было еще каких-то 30–40 лет назад.

Совершенно справедливы рассуждения о том, что хорошо бы иметь машину для пехоты, способную противостоять огню ручных противотанковых гранатометов, подрывам на фугасах и других взрывных устройствах. А еще, чтобы она была защищена от кассетных боеприпасов артиллерии и авиации, действующих по принципу ударного ядра, и хорошо бы, чтобы машины эти выдерживали попадание снарядов танковых и противотанковых пушек.

При этом чтобы были маневренными, авиатранспортабельными, комфортабельными, недорогими и т.д. Хорошо бы, наверное, еще лучше, чтобы пехоте приходилось воевать только на учениях и на реконструкциях и стрелять только холостыми патронами. Но, увы, пока это невозможно.

Вот и не прекращаются дебаты, какую машину надо. То предпочтения отдаются легким высокоскоростным машинам для пехоты, то, наоборот, участники дебатов пытаются убедить общественность, а через нее и конструкторов с руководством вооруженных сил, что БТР должен иметь противоснарядную броню, пусть и малоподвижный, потом новая крайность – высокая противоминная защита, давайте всю пехоту посадим на машины типа MRAP, и т.д.

Конечно, защищать пехоту надо, и беречь ее тоже надо, как и всех остальных. Одним из возможных вариантов обеспечения безопасности пехоты в бою, в том числе в сложных условиях (бой в городе, в лесу, в горах и т.д.), предлагается оснащение мотострелковых (мотопехотных) подразделений тяжелыми БМП и БТР. Первыми эту идею осуществили на практике израильтяне .

Тяжелый израильский БTP «Achzarit»

Программа разработки тяжелобронированного БТР «Achzarit» была начата в 1982 году. Машина создавалась на базе шасси советских танков Т-54 или Т-55, которые в большом количестве были захвачены израильтянами во время арабо-израильских войн и широко использовались в составе бронетанковых сил армии Израиля. Использование для строительства нового БТР базы трофейного танка было еще и экономически выгодно.

В ходе различных военных конфликтов, в которых пришлось участвовать силам обороны Израиля, бои приходилось вести в урбанизированной местности с высокой насыщенностью поля боя противотанковыми средствами, стрелковым оружием калибра 12,7 и 14,5-мм, что приводило к потерям обычных БТР с противопульной броней. По замыслу израильских конструкторов БТР «Achzarit» предназначался для совместного использования с танками, а также для проведения спецопераций, это должна была быть и штурмовая машина и машина для транспортировки пехоты.

Шасси танка Т-54/55 было несколько модернизировано – трансмиссия и двигатель были заменены новым силовым блоком, созданным компанией NIMDA и состоящим из 8-цилиндрового двухтактного дизельного двигателя водяного охлаждения 8V-71TTA General Motors, развивающего мощность 650 л. с., совместно с гидромеханической трансмиссией Allison XTG-411-4. Жалюзи радиатора двигателя вывели на корму.

В носовой части корпуса располагаются механик-водитель (слева), наводчик (по центру) и командир машины справа. В средней части корпуса бронетранспортера находится десантное отделение вместимостью 7 человек. По трое бойцов сидят вдоль бортов, еще одно место находится у моторной перегородки. В крыше десантного отделения имеется 6 (4 справа и 2 слева) призменных приборов наблюдения. Моторно-трансмиссионное отделение находится корме БТР.

Кормовой туннель-лаз на израильском тяжелом БТР «Achzarit»

Десантный выход оборудован в корме корпуса с правого борта, благодаря компактности новой силовой установке. Он представляет собой узкую откидывающуюся аппарель и поднимающуюся вверх над корпусом машины крышку со стенками конусного типа. Открывание выхода осуществляется с помощью гидропривода.

Кормовое расположение МТО позволило усилить бронезащиту лобовой части машины. За счет применения мощного разнесенного бронирования боевая масса БТР «Achzarit» возросла до 44 тонн, (для сравнения масса танка Т-55 с башней составляет 36 тонн). За счет навешивания дополнительной защиты на борта ширина машины увеличилась на 370 мм.

Вооружение машины рассчитано на поражение только живой силы противника и небронированных целей. Основой комплекса вооружения машины является дистанционно управляемый боевой модуль OWS с 7,62-мм пулеметом FN M240. Стрельба из него возможна как дистанционно при закрытом люке стрелка, так и в ручном режиме при открытом люке.

При дистанционном управлении пулеметом стрелок использует для наведения комбинированный оптический прицел с ночным каналом. Кроме того, на штыревых турелях устанавливается еще три 7,62-мм пулемета М240. Также как и на , на БТР «Achzarit» установлен миномет калибром 60 мм.

По замыслу израильского военного командования тяжелый БТР «Achzarit» должен использоваться совместно с танками, которые ведут борьбу с бронетехникой противника, а тяжелый бронетранспортер решает задачу транспортировки без потерь пехоты через простреливаемые противником зоны и уничтожения танкоопасной и другой живой силы противника. Всего в Израиле в БТР «Achzarit» было переоборудовано около 500 захваченных танков Т-54 и Т-55.

Идея использования устаревших танков для создания тяжелых БТР израильским конструкторам понравилась. Очередным претендентом на перерождение в тяжелый БТР стал британский танк «Centurion», также стоящий на вооружении израильских бронесил, но в 1980-х годах ставший заменяться машинами собственного производства – «Merkava».

Израильский тяжелый БТР «Nagmachon» на базе танка «Centurion»

В 1982 году в Израиле была начата разработка тяжелых БТР «Nagmashot» и «Puma» на базе танка «Centurion». Уже в 1983 году первые машины «Nagmashot» поступили в войска и приняли участие в боевых действиях в Южном Ливане. Всего было выпущено более 100 таких машин. В отличие от БТР «Achzarit», на переделках на базе танков «Centurion» перекомпоновку машины не производили. В конструкциях тяжелых БТР на шасси британского танка при высадке десанта солдаты покидали корпус через верхние люки на крышу моторно-трансмиссионного отделения и затем спрыгивали на землю.

Используя опыт эксплуатации БТР на шасси танка «Centurion», в Израиле были разработаны еще две новые машины – «Nakpadon» и «Nagmachon». БТР «Nakpadon» был принят на вооружение в конце 1980-х, a «Nagmachon» – в начале 1990-х годов. Для производства изготовления некоторых БТР «Nagmachon» использовались шасси БТР «Nakpadon».

Обновленный БТР имел более мощный комплект динамической защиты и дополнительную рубку в виде башни с бронестеклами по периметру. На нем также были установлены более мощные бортовые экраны, в передних четырех секциях которых установлена динамическая защита. Кормовые секции экранов обычно фиксировались в поднятом положении для обеспечения защиты десантирующихся пехотинцев. Также была усилена противоминная защита машины.

БТР «Nagmachon» после модернизации

Все израильские тяжелые бронетранспортеры оснащены пусковыми установками для отстрела дымовых гранат, системой блокировки взрывных устройств с радиовзрывателями. Вооружение тяжелых бронетранспортеров состоит из четырех 7,62-мм пулеметов или одного 12,7-мм и трех 7,62-мм пулеметов, в том числе и в дистанционно управляемых боевых модулях.

Создание тяжелого БТР на базе танка «Merkava» израильскими конструкторами рассматривалось с самого начала, как только этот танк появился. Это вполне естественно, поскольку компоновка танка с передним расположением силовой установки располагало к такому решению. Но, с другой стороны, по экономическим соображениям, строить специально под БТР шасси танка «Merkava», было нерациональным для военного бюджета Израиля.

Когда на рубеже XX и XXI веков израильские силы обороны стали выводить из боевого состава свои устаревающие танки «Merkava» Mk 1, к идее превращения их в тяжелые БТР вернулись опять. Первый опытный образец тяжелой боевой машины для пехоты на базе танка «Merkava» Mk 1, получившей название «Namer» был продемонстрирован в 2005 году.

Боевая машина обеспечивает размещение 11 человек: командира, водителя, наводчика и восьми человек десанта. Кроме того возможна загрузка носилок для одного раненного, помимо размещенного в ней десанта.

Израильский тяжелый БТР «Namer» на базе танка «Merkava»

Бронирование лобовой части машины было усилено, по сравнению с танком «Merkava» Mk 1, и в конечном итоге лобовая проекция корпуса БТР «Namer» стала похожа на корпус танка , конструкция и броневая защита кормовой двери с аппарелью были усовершенствованы. Люк механика-водителя с лобовой верхней бронедетали был убран. В крыше машины оставлены всего два люка, один из них – командирский. Он размещен над сиденьем командира на левой стороне крыши машины и обеспечивает доступ к турели с 7,62-мм пулеметом.

Впереди люка, размещенного с правой стороны крыши машины устанавливается 12,7-мм пулеметная установка «Katlanit» с дистанционным управлением и комбинированным прицельным комплексом. Вместо 12,7-мм крупнокалиберного пулемета «Browning» M2HB на установку могут устанавливаться 7,62-мм пулемет М240 или 40-мм автоматический гранатомет Мk19. В кормовой двери машины размещена бойница для ведения огня из штатного оружия десанта.

Машина оснащена системой жизнеобеспечения экипажа, имеющей в своем составе и туалет, позволяющей экипажу и десанту вести боевую работу в течение до 24 часов.

В России также были предприняты работы по разработки тяжелобронированных бронетранспортеров . В 1990-х годах российские конструкторы, изучив опыт израильских коллег, также решили дать вторую жизнь отслужившим свой срок танкам Т-55, при этом реализуя концепцию максимальной защиты пехотинцев в бою. Российские конструкторы бронетанковой техники разработали тяжелый бронетранспортер БТР-Т на базе танка Т-55, имеющий стойкость к современным средствам поражения на уровне современного танка.

Российский тяжелый бронетранспортер БТР-Т, построенный на базе танка Т-55

Полностью закрытый корпус БТР-Т отличается от корпуса базовой машины, прежде всего наличием встроенной , а также дополнительной противоминной защитой. В курсовом угле ±30° уровень броневой защиты стал соответствовать эквиваленту гомогенной катаной брони толщиной 600 мм. Борта корпуса и элементы подвески ходовой части прикрыты стальными броневыми экранами. Верхняя часть бортов корпуса имеет внутренний (основной) и наружный (дополнительный) броневые листы, а между ними на надгусеничных полках размещаются различное вспомогательное оборудование, инструменты и принадлежности.

Бронетранспортеры (БТР) заняли важную роль в военных операциях с Первой мировой войны до нынешнего времени. Информационный ресурс Army-Technology.com перечислил некоторые из лучших бронетранспортеров, эксплуатируемых сегодня, основываясь на защите, огневой мощи, мобильности. Такие БТРы, как Patria AMV, Boxer и Piranha V, имеют усиленную защиту, что позволяет более безопасное десантирование пехоты в районе боевых действий.

Patria AMV

Patria AMV (Armoured Modular Vehicle, бронированная модульная машина) представляет собой современное 8×8 бронированное транспортное средство производства Финляндии. Транспортное средство было введено на рынок в 2004 году, и на сегодняшний день около 1400 транспортных средств были заказаны вооруженными силами Финляндии, Хорватии, Польши, Словении, ЮАР, Швеции и ОАЭ.

Patria получила заказы на 1400 бронированных модульных машин из семи стран

Patria AMV несет три члена экипажа и до 10 пехотинцев. Корпус защищает экипаж от самодельных взрывных устройств (IEDs) и кумулятивных зарядов типа «ударное ядро» (EFP). Передняя проекция корпуса предлагает баллистическую защиту от 30-мм снарядов (APFSDS-Т). Транспортное средство может также выдерживать взрывы безоболочных мин до 10 кг.

Бронетранспортер (БТР) версии Patria AMV оснащен модулем PML 127 OWS с 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом. Автомобиль имеет максимальную скорость свыше 100 км/ч и запас хода 800 км.

Boxer APC

Версия БТР Boxer является одним из лучших в мире бронетранспортеров, произведенных ARTEC, это совместное предприятие между Krauss-Maffei Wegmann (KMW) и Rheinmetall. В первую очередь БТР Boxer поставляется немецкой армии. Он может перевозить 11 человек, включая трех членов экипажа и восемь пехотинцев.

Корпус машины интегрирован разнесенными и наклонными броневыми листами для защиты от мин, самодельных взрывных устройств и баллистических угроз. Он защищает экипаж от противотанковых и противопехотных мин, от осколков бомб и артиллерийских снарядов, а также предлагает всеракурсную баллистическую защиту от оружия до 14,5 ммпри угле встречи до 30 градусов.

Boxer APC является одним из лучших бронетранспортеров в мире.

FLW 200 станция с дистанционным управлением имеет 12,7 крупнокалиберный пулемет или 40-мм автоматический гранатомет. Транспортное средство также интегрировано для применения с IDZ (пехотинец будущего) технологией, разрабатываемой в немецкой армии. Бронетранспортер Boxer имеет максимальную скорость 103 км/ч и запас хода до 1050 км.

Piranha V

это новейшая модель в семействе Piranha - многоцелевая колесная бронированная машина производства компании MOWAG (теперь известной как General Dynamics European Land Systems-Mowag). Бронетранспортер Piranha V вмещает 13 человек в хорошо защищенном бронированном корпусе, защищающем от воздействия мин, самодельных взрывных устройств и EFP угроз. Автомобиль может быть оснащен системой активной защиты и дополнительным бронированием, предлагая различные уровни защиты с более чем 95% всеракурсного охвата.

Piranha V - это пятое поколение многоцелевой колесной бронированной машины в семействе Piranha от General Dynamics European Land Systems-Mowag.

БТР может быть вооружен различными модульными системами, начиная от дистанционно управляемых легких модулей со стрелковым вооружением, тяжелых систем с пушечным вооружением, таких 30-мм турель LANCE. БТР объединяет дизельный двигатель MTU и системами эффективного вождения (FEDS), которые обеспечивают ему максимальную скорость 100 км/ч и дальность в 550 км.

Pandur II 8×8

Pandur II 8×8 БТР является улучшенной версией Pandur 6х6. Это колесный бронетранспортер, произведенный General Dynamics European Land Systems-Steyr. Транспортное средство в настоящее время находится на вооружении чешской армии и португальских вооруженных сил.

Pandur II 8×8 БТР находится на вооружении чешской армии и португальских вооруженных сил

БТР Pandur II предлагает место для 14 военнослужащих, включая экипаж, и может иметь модульное бронирование для защиты от баллистических угроз, мин, самодельных взрывных устройств и ручных гранатометов (RPGs).

Башня SP30 на Pandur II вооружена пушкой Маузер 30 мм МК 30-2, в то время как транспортные средства, используемые чешской армией, оборудованы модулем, оснащенным 30-мм Mk44 Bushmaster II. Дополнительное вооружение включает в себя 7,62-мм пулемет и 76-мм дымовые гранатометы. Автомобиль имеет максимальную скорость 105 км/ч и запас хода 700 км.

ARMA 8×8 APC

ARMA 8×8 модульный колесный бронеавтомобиль, был торжественно показан в Турции компанией Otokar Otomotiv Savunma Sanayi на ярмарке Международной оборонной промышленности (IDF) 2013. База АРМА служит модульной платформой для различных конфигурациях для выполнения различных миссий.

Внутренняя планировка в БТР АРМА предназначена для размещения водителя, командира и десяти военнослужащих. Бронированный корпус обеспечивает высокую степень защиты от кинетической энергии (KE) сердечников, мин, RPGs, EFPs и самодельных взрывных устройств.

ARMA 8×8 от Otokar представляет собой новое поколение колесных БТР, предлагающий мобильность, модульность и защиту

Версия БТР ARMA оснащен дистанционным модулем с 7,62-мм/12,7-мм пулеметами или башней с открытым куполом с 20-мм пушкой или башней с дистанционным управлением Mizrak-30 (30-мм пушка + 7,62-мм пулемет, противотанковые управляемые ракеты L-UMTAS большого радиуса действия. Эти ракеты имеют лазерное наведение). Шестицилиндровый дизельный двигатель обеспечивает максимальную скорость 105 км/ч и способен переместить автомобиль на дальность в 700 км.

БТР-82А

БТР-82А - улучшенная версия семейства машин БТР-80, является 8×8 бронетранспортером, производимых Военно-промышленной компанией России для использования армиями России и Казахстана.

БТР-82А оснащен 30-мм пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКМТ

Производство БТР-82A было начато в сентябре 2013 года. Первые машины, как ожидается, будет поставлены российской армии в 2015 году. Транспортное средство может нести три члена экипажа и семь бойцов и предлагает более современную защиту по сравнению с БТР-80. Дополнительные слоты бронирования БТР-82A помогают защитить экипаж от мин и самодельных взрывных устройств.

Особенности бронетранспортера - усиленный пол с несколькими слоями бронирования. Он оснащен 30-мм пушкой 2А72 двойного питания и 7,62-мм пулемётом ПКМТ. Турбодизельный двигатель КАМАЗ 740 мощностью 300 л.с. позволяет развивать максимальную скорость по шоссе 100 км/ч и обеспечивает запас хода в 600 км.

AV8 8×8 APC

AV8 бронетранспортер производится компанией Deftech в сотрудничестве с FNSS и был показан в 2012 году. Автомобиль был разработан для вооруженных сил Малайзии на основе FNSS Pars 8×8 APC. БТР, которые находятся в эксплуатации у турецкой армии.

Транспортное средство имеет возможность вмещать 13 военнослужащих и оснащен композитом из алюминия и стальной брони. Он также имеет дополнительные доспехи, шарнирно соединяемые с лобовой проекцией, а также обе стороны корпуса.

AV8 APC может достичь максимальной скорости 100 км/ч

AV8 автомобиль оснащен двухместной башней Denel LTC30 с 30-мм GI-30 пушкой и FN Herstal MAG 58M коаксиальный (спаренный) 7,62-мм пулеметом. Он питается от дизельного двигателя Deutz с турбонаддувом и может достигать максимальной скорости 100 км/ч и имеет запас хода 700 км.

Terrex 8×8 APC

Terrex 8×8 БТР производится компанией ST Kinetics и состоит на вооружении Вооруженных сил Сингапура. Транспортное средство предлагает большую мобильность и повышенную живучесть для 13 военнослужащих. Он имеет встроенную систему центрального подкачки шин, которая позволяет автоматически менять давление в шинах для различных территорий во время движения.

Тerrex 8×8 БТР может перевозить 13 военнослужащих

БТР оснащен активными и пассивными слоями брони и может также быть защищен от самодельных взрывных устройств и мин. Он содержит систему дистанционного управления twin-weapon, которая включает в себя 40-мм автоматический гранатомет и 7,62-мм пулемет, или два 0,5» (12,7-мм) крупнокалиберных пулемета.

Автомобиль работает на шестицилиндровом четырехтактном турбодизельном двигателе Caterpillar C-9, который генерирует 450 л.с. Его мощности позволяет машине набраться необходимой силы, чтобы достичь максимальной скорости 105 км/ч и пройти до 600 км.

БТР-4 8×8

БТР-4 - бронетранспортер 8×8 производства Харьковского конструкторского бюро машиностроения им. Морозова (Украина). Транспортные средства находятся на вооружении армии Ирака и Украины и предназначены для переброски мотострелковых подразделений и обеспечения огневой поддержки в боевых действиях.

БТР-4 был представлен в 2006 году, производство начато в 2008 году. Он может нести три члена экипажа и семь десантников и может выстоять против автоматических малокалиберных пушек. Он может работать в любых климатических условиях днем и ночью.

Производство БТР-4 было начато в 2008 году.

БТР оснащен 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом, а также имеет 30-мм гранатомет и ПТРК. Он работает на дизельном двигателе 3ТД, мощностью в 500 лошадиных сил, позволяющим достичь максимальную скорость 110 км/ч с запасом хода 690 км.

Stryker ICV

Основной бронетранспортер (ICV), производится General Dynamics Land Systems для американской армии. ICV введен в эксплуатацию в 2002 году и выпускается в восьми вариантах. Он может перевозить двух членов экипажа и девять бойцов.

Страйкер ICV поступил на вооружении армии США в 2002 году

Корпус из закаленной стали обеспечивает основную защиту. Автомобиль также имеет слот-ячейки и может быть оснащен различными комплектами для повышения живучести корпуса. Он оснащен дистанционным модулем с пулеметом 50 калибра или гранатометом МК 19 + дымовыми гранатометами для защиты от прямого огня. Работает при помощи дизельного двигателя Caterpillar JP-8 мощностью 350 л.с., автомобиль может развить максимальную скорость 96,5 км/ч и имеет максимальный запас хода в 530 км.

Одни используются исключительно для защиты, другие для атакующих действий и подавления огнем противника. Одно можно сказать точно: есть боевые машины мира, которые удивляют своей броней, скоростью и возможностями, в том числе и разрушительными. Давайте поговорим о самых интересных и известных моделях, рассмотрим их ключевые особенности, возможности в условиях боевого конфликта и многое другое. Особое внимание уделим технике для транспортировки личного состава, так как она является очень интересной.

Немного общих сведений

Как было отмечено выше, речь по большей части пойдем о технике для транспортировки пехоты, к примеру, БТР и БМП. По сути, они друг от друга практически не отличаются. Ключевое отличие БМП состоит в том, что такая техника способна поддерживать союзную пехоту на поле боя, в то время как БТР - только транспортировать ее до точки назначения. Но в настоящее время все эти машины используются с одной и той же целью. Танк «Мардер», например, является довольно известной машиной бундесвера. Техника весит порядка 33 тонн. Была принята на вооружение еще в 1970 году и до сегодняшнего дня входит в десятку лучших боевых машин пехоты. Служит для перевозки пехоты (7 человек). Экипаж БМП состоит из трех человек. Это, безусловно, достойная немецкая машина, правда, она не участвовала в боевых действиях.

Лучшие боевые машины мира: М1114

Данный бронированный автомобиль родом из Америки. Увидев его на фото, сразу можно догадаться о том, что это тот самый легендарный «Хамви». Примерно к 1990 годам принято решение заменить шасси М998, которое было недостаточно эффективным в условиях военного конфликта. При этом перед разработчиками ставилась задача: улучшить скорость, противоосколочную и противоминную броню и уложиться в вес 5 тонн. Все это было достигнуто. Помимо всего прочего, добавилась внушительная огневая мощь. В частности, съемное вооружение состоит из противотанковых ракетных комплексов, дистанционно управляемых 12,7-миллиметровых пулеметов, а также легких пулеметов на крыше.

Сегодня «Хамви» является символом армии США, так как данная бронированная мобильная колесная машина используется во всех конфликтах на протяжении 30 лет. По некоторым данным, в настоящее время изготовлено порядка 200 000 различных модификаций «Хамви». Конечно, данная бронированная машина очень часто подвергалась обстрелам, ломалась, загоралась, глохла и взрывалась, но выживаемость экипажа была довольно высокой.

Universal Carrier и Sonderkraftfahrzeug 251

Первый танк родом из Британии. Он, по сути, является бронетранспортером-тягачом. Universal Carrier довольно неказистый, тем не менее с экипажем в 5 человек машина передвигалась со скоростью 50 км/час и имела достаточно хорошую проходимость. Во время Второй мировой войны использовалась практически на всех фронтах. Масса машины - 4 тонны при броне в 10 мм. С 1934 по 1960 годы было изготовлено порядка 110 000 таких машин, после чего они были сняты с производства.

Довольно известным является полугусеничный бронетранспортер с названием SdKfz 251. Это очень быстрая, вместительная и довольно защищенная машина. Скорее всего, именно поэтому она полюбилась немцам. Экипаж состоял всего из двух человек, в кузове же вмещались 10 человек десанта. Защищал личный состав бронелист толщиной 15 мм. За годы Второй мировой войны SdKfz 251 пережил довольно много модификаций. Устанавливались различные приборы наблюдения и связи, а также такое вооружение, как система реактивного залпового огня.

мира: Achzarit и БМП-1

Achzarit - тяжелая техника Израиля, которая используется исключительно в оборонительных целях. В настоящее время это самая защищенная бронемашина в своем роде. "Во лбу" находится бронелист толщиной 200 мм, который был улучшен динамической защитой и карбоновыми волокнами. Все это добавило бронетранспортеру 17 тонн веса, но значительно увеличило шансы личного состава на выживание. Achzarit идеально подходит для боевых действий в городских условиях. Это обусловлено толстыми бронелистами. Машина не боится выстрелов из гранатометов даже в упор, что уж говорить об осколочных повреждениях.

БМП - броневая имеет бронелисты толщиной 15-20 мм, что позволяет защитить личный состав от стрелкового оружия, осколков, а также мелкокалиберных снарядов. Скорость движения по шоссе составляет порядка 75 км/час, а на плаву - 7 км/час. Хотя данная машина и входит в ТОП лучших, она имеет массу недостатков. В частности, из-за попадания в топливные баки БМП превращалась в огневую ловушку; помимо этого, броня может быть пробита из По этой простой причине солдаты предпочитают ездить на броне, а не за ней.

«Леопард» 2А7 и «Абрамс»

Это единственные танки, выдержавшие 10 из 12 испытаний в моделированных танковых боях. «Леопард» - полноценный воин, который может штурмовать и защищаться в условиях города и открытой местности. Оснащается пушкой 122 мм, имеет броню "во лбу" башни 1300 мм, что делает его совершенно неуязвимым. Вес «Леопарда» составляет 67 тонн, но даже так он показывает неплохую динамику и разгоняется до 75 км/час. Данную модель можно найти даже в журнале издательского дома "ДеАгостини". Боевые машины мира, собранные в изданиях этого популярного журнала, без сомнения, заслуживают внимания. «

Абрамс» и «Леопард» повторяют друг друга. Единственное ключевое отличие заключается в том, что у «Абрамса» лобовая броня составляет 1 000 мм, что тоже довольно много.

Т-90 - один из лучших

Заслуживает внимание и танк российского производства Т-90. Он оснащается 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой, которая может стрелять бронебойными, подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными и противотанковыми ракетами. На крыше устанавливаются 12,7-миллиметровый пулемет, способный выдавать до 900 выстрелов в минуту, который может вести огонь по воздушным целям. Также предусмотрен и 7,62-миллиметровый пулемет с дальностью стрельбы до 2 км. В целом же это отличный танк, для которого отведена отдельная коллекция. Боевые машины мира, представленные в данной статье, являются реальными. Но некоторые из них уже давно находятся в музеях, другие же активно участвуют в конфликтах по всему миру.

Вкратце о «М2 Бредли»

Данная американская боевая машина пехоты заслужила множество наград и широкое признание благодаря своей защите. Действительно, выживанию экипажа тут уделено довольно большое внимание (динамическая защита, многослойная броня 50 мм толщиной и много чего еще). Тут же есть и отличное вооружение, позволяющее личному составу вести прицельный огонь по противнику. Можно говорить о том, что на сегодняшний день это самые массовые модели. Боевые машины мира такого типа изготавливаются и сегодня. Уже выпущено порядка 7000 экземпляров.

Заключение

Вот мы и рассмотрели с вами самые рейтинговые и известные боевые машины. Среди них, как вы видите, есть и танки, о которых просто нельзя не упомянуть. Без сомнения, существует большое количество техники, заслуживающей внимания, но на описание всей уйдет уйма времени. В любом случае достойные модели имеются у Франции, Великобритании, Индии, России и так далее. Но наиболее часто используемые или те, которые раньше эксплуатировались, мы рассмотрели. Вся техника отличается мобильностью и обеспечивает хорошую защиту экипажа и десанта. Помимо этого, инженеры постоянно стараются улучшить вооружение, что позволяет поддерживать союзников во время боевого конфликта.