Российский комитет программы юнеско информация для всех. Основные программы юнеско в россии. Построение информационного общества для всех

Образование в эпоху информационного общества - построение обществ знаний

Мне очень приятно сегодня быть с вами и от лица Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Российского комитета этой Программы приветствовать всех участников и гостей конференции. Я благодарен организаторам конференции за приглашение принять в ней участие.

Я не педагог и не организатор образования, и я не занимаюсь политикой в сфере образования. В рамках Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех» я занимаюсь изучением наиболее общих проблем глобального информационного общества, таких как доступность информации, сохранение информации, информационная этика, использование информации, информационная грамотность, сохранение и развитие многоязычия в киберпространстве. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» - это единственная международная Программа, которая изучает все эти проблемы в их взаимосвязях, на основе междисциплинарного подхода с участием всех заинтересованных сторон (multistakeholders). Мы приглашаем участвовать в наших проектах и мероприятиях специалистов из сферы культуры, образования, науки, коммуникации и информации, практиков, теоретиков, управленцев, политиков. Мы считаем важным таким образом организовывать нашу деятельность, поскольку именно на стыке разных наук и разных подходов вырабатывается целостный взгляд на мир, на процессы и проблемы в глобальном информационном обществе, на способы и средства их решения.

Некоторые из наших размышлений и выводов имеют прямое отношение к образованию.

Почти все страны заявляют сегодня о том, что они стремятся к построению обществ знания, то есть ориентированных на человека обществ, в которых информация и знания признаются важнейшим ресурсом и играют определяющую роль в развитии. Из этого следует, что мы должны думать о таком образовании, которое позволит сегодняшним детям быть активными участниками и строителями обществ знания и самостоятельно решать встающие перед ними проблемы - профессиональные, личные, общественные, национальные, глобальные.

При этом мы должны отдавать себе отчёт в следующем. Процессы взросления и социализации сегодня по большей части происходят за пределами традиционной образовательной среды. Сегодня едва ли не главным воспитателем детей, особенно подростков, становится не учитель, не родители, не книги, а телевидение и Интернет, создатели которых не ставят перед собой цель развивать мышление, язык, способности, творческое воображение, воспитывать мораль и нравственность. Мы живём в условиях принципиально новой информационной среды, наши дети всё больше времени проводят в Интернете, и для многих из них виртуальная среда подменяет реальную жизнь.

В чём же принципиальные отличия сегодняшней информационной среды от той, которая существовала ещё 25-30 лет назад, когда детьми было большинство сидящих в этом зале?

Раньше публично доступный контент создавало ограниченное число авторов, издательств, теле- и радиокомпаний. Сегодня в роли авторов, издательств, теле- и радиокомпаний могут выступать практически все жители планеты, у которых есть доступ в Интернет с компьютера или любого другого гаджета.

Раньше число распространяемых копий того или иного печатного текста было ограниченным. Распространение по большей части происходило на ограниченной территории, в пределах одной страны или региона, одной культуры, одного языка. Сегодня распространение информации имеет глобальный масштаб.

Период времени, в течение которого раньше целенаправленно распространялся тот или иной контент, тоже был ограниченным. Циркулировал только актуальный контент. По мере своего устаревания контент выходил из оборота, переставал быть повсеместно доступным и в итоге концентрировался только в самых крупных архивах и в библиотеках.

Сегодня в Интернете всем и одновременно доступна как актуальная информация, так и устаревшая. Далеко не всегда можно их различить, и для того, чтобы это сделать, часто требуются специальные навыки.

Объемы создаваемой и циркулирующей электронной информации растут экспоненциально. Только текстовой информации в прошлом году появилось больше, чем во всех в книгах, которое создало человечество за всю свою историю. При этом доля текстовой информации в общем объеме информации постоянно уменьшается, и сейчас она составляет менее 0,1%. Остальное - это аудиовизуальная информация: фильмы, видеоклипы, музыка, изображения.

Кто создавал публично доступные тексты раньше, в бумажную эпоху? Как правило, это были наиболее образованные, компетентные и сознающие свою ответственность люди. Прежде чем появиться в публичном пространстве, информация проходила через сито отбора в издательствах. Информация, созданная одними квалифицированными людьми, сначала оценивалась, а потом тщательно выверялась другими квалифицированными людьми - рецензентами, редакторами, корректорами, бюро проверки, наконец, цензорами. Графоманы издательствами отсекались. Были хорошо известны авторы и распространители контента.

В настоящее время почти во всём мире признано право человека на самовыражение. В результате в электронной информационной среде огромное количество графоманов, неумных, необразованных, безответственных и злонамеренных людей также создают общественно доступный контент, свободно распространяют его и даже навязывают. Поэтому информационная среда, прежде всего Интернет, полна не только полезной информации, но и (по большей части!) - бесполезной, бессмысленной, вредной, ложной, дезориентирующей и просто опасной. Огромные объемы информации создаются и распространяются анонимно. Профессиональный контроль отсутствует как на этапе создания информации, так и на этапе предоставления к ней доступа.

Мы живём в избыточной и загрязнённой информационной среде, и она воздействует на нас помимо нашей воли. И если опасность загрязнения окружающей нас физической среды хорошо осмыслена и весь мир борется за сохранение безопасной физической среды обитания, то опасность загрязнения информационной среды едва-едва только начинает осознаваться.

Это всё глобальные проблемы.

Сегодняшний глобализированный мир осваивается ребенком не со слуха, не с помощью чтения, а с помощью образов, которые он с раннего детства видит на экране телевизоров и компьютеров. Такое познание мира не требует тренировки и напряжения интеллекта, воображения и памяти. Неудивительно, что во всем мире снижается интерес к чтению, к грамотному освоению серьезных текстов, их восприятие становится всё более поверхностным. Количество активных квалифицированных читателей сокращается во всех социальных группах, количество и качество прочитываемого материала падает. Чтение вытеснено на периферию образа жизни. Уровень читательской и общекультурной компетенции людей в разных странах год от года снижается, причем не только у детей, но и у работающего взрослого населения. Это тоже глобальная проблема, порождённая развитием электронных СМИ, Интернета, индустрии развлечений. Основным мотивом к поиску и потреблению информации в Интернете становится жажда развлечений, а не познавательные потребности.

Из-за того, что люди меньше читают, они хуже овладевают богатством языка и потому им всё труднее выразить сколько-нибудь сложную мысль даже на своём родном языке, всё хуже понимают сложную письменную и устную речь, глубокие смыслы усложняющейся реальности. Всё меньше людей энциклопедически образованных, способных к глубокому всестороннему анализу. На смену им приходит поколение Интернета, которое вместо того, чтобы квалифицированно искать, читать, анализировать информацию, исповедует простой и быстрый метод “copy and paste” («скопируй и вставь»). Это тоже глобальная проблема.

Информация сегодня не знает государственных границ. Люди, живущие в одной культуре, постоянно и всё больше сталкиваются с терминами, смыслами, образцами, моделями, клише, стереотипами, наработанными в рамках другой культуры, заимствуют всё это, оперируют всем этим, часто некритично и даже бездумно. При этом происходят не только процессы культурного обогащения, но и культурной экспансии. Всякие инокультурные заимствования, будучи перенесёнными в другую социокультурную среду без учёта её социокультурных особенностей, порождают последствия неожиданные, часто прямо противоположные ожидавшимся.

Открытость информационного пространства приводит к тому, что многие страны утрачивают свой информационный и культурный суверенитет.

Многие молодые и не очень молодые люди, общающиеся в социальных сетях, часто с совершенно незнакомыми людьми, добровольно отказываются от приватности, и далеко не всегда понимают последствия подобной открытости.

Средства массовой коммуникации всё больше превращаются в средства массовых развлечений и манипулирования. В Интернете и в глобальных СМИ совершается огромное количество манипуляций массовым сознанием.

Информации стало в триллионы раз больше, считается, что и основных источников информации теперь намного-намного больше, а чем больше информации, чем она разнообразнее, тем больше плюрализм, тем лучше для демократии или для экспорта демократии. Но ведь сотни размножающихся каналов цифрового телевидения покупают информацию - и тексты, и картинки - у двух десятков семей, которые владеют почти всеми основными мировыми медиа. Поэтому все СМИ «кормят» людей во всех странах, по сути, одним и тем же контентом.

Сегодняшняя информационная среда стирает понятие идеала и нормы - и в поведении, и в содержании высказывания, и в языке - письменном и устном. Детям доступно то, что раньше было запретно. Они, как правило, потребляют контент, созданный сверстниками, и ими воспринимается как норма то, что и как пишут и говорят им подобные.

Родители зачастую обращаются с компьютерами и другими устройствами менее умело, чем их дети, поэтому они не пользуются авторитетом в этой области у своих чад и не могут научить их грамотному существованию в сложной информационной среде. Да и не всегда взрослые обладают для этого необходимыми компетенциями. В этой связи особенно возрастает роль институтов сферы образования.

То, о чем я вам сейчас рассказываю, - вовсе не апокалипсическая картина мира. Это - современная нам информационная и коммуникационная среда, об особенностях которой надо знать, чтобы выработать эффективную стратегию поведения, чтобы развивать сферу образования в правильном направлении с учётом произошедших и происходящих изменений.

Вот почему в своем докладе я хочу остановиться на необходимости сформировать у детей умения самостоятельно ответственно и осмысленно жить в условиях этой принципиально новой информационной реальности.

Во всём мире сейчас все чаще можно слышать о необходимости формировать у людей способность понимать и формулировать свои информационные потребности, умения и навыки искать и находить нужную информацию, оценивать ее, правильно использовать, создавать собственный информационный продукт и распространять его, понимать информационные потребности других людей. Это касается как информации на аналоговых носителях, так и цифровой информации, как Интернета, так и традиционных библиотек и архивов.

К жизни в информационном обществе людей надо готовить с раннего детства, начиная со школы и даже с детского сада, и далее в учреждениях среднего профессионального образования, в университетах. Это поможет им преодолевать «информационные джунгли» и, продираясь сквозь них, сформировать у себя верную картину мира и найти своё собственное достойное место в нём.

На протяжении последних десятилетий в мировой практике развиваются и внедряются две близкие концепции - концепция медиаграмотности и концепция информационной грамотности.

Медиаграмотность подразумевает способность понимать специфический язык средств массовой информации, овладение этим языком, умение ориентироваться в бурных потоках информации, которую обрушивают на нас СМИ.

Информационная грамотность предполагает не тольковладение компьютерными технологиями, но и формирование у человека с раннего детства и в ходе всего дальнейшего обучения потребностей в информации, а также ясное понимание того, что практически на любой вопрос в традиционных библиотеках или в Интернете уже существует множество разнообразных ответов, требующих вдумчивого отношения и осознанного выбора. Акцентирую ваше внимание на том, что грамотность в сфере ИКТ, то есть умение хорошо пользоваться компьютером, составляет не более 10% в общем объёме концепции информационной грамотности, разделяемой и развиваемой всё большим количеством стран.

Информационная грамотность включает, с одной стороны, высокоинтеллектуальные процедуры, связанные с поиском, анализом, синтезом, критической оценкой информации, а с другой - неотделимость поиска и смысловой обработки информации от мотивационного компонента и эффективного использования найденной информации в работе, учёбе, в любой другой деятельности.

В России мы долго говорили о том, что надо воспитывать информационное мышление, информационную ментальность, формировать информационную культуру личности. Решение этой крупномасштабной задачи мы видели в интеграции усилий образовательных учреждений и библиотек.

Совсем недавно в рамках ЮНЕСКО при активном участии Программы «Информация для всех» была достигнута договоренность об объединении всех имеющихся концепций и в дальнейшем использовать интегративный термин «медиа- и информационной грамотность».

В 2012 г. в России прошла Международная конференция «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания». По итогам работы конференции представителями 40 стран мира была принята «Московская декларация о медиа- и информационной грамотности». Сегодня это высоко цитируемый документ. ЮНЕСКО и Альянс цивилизаций ООН в марте 2013 г. объявили, что намерены строить свою дальнейшую работу на основе определений, идей и положений именно этого документа.

Реализуется План совместных действий с Международной федерацией библиотечных ассоциаций и институтов (ИФЛА), в частности разработаны Рекомендации о продвижении медиа- и информационной грамотности для политиков высокого уровня, для правительств. Разработана и издана Учебная программа ЮНЕСКО для преподавателей медиа- и информационной грамотности. В настоящее время ЮНЕСКО разрабатывает индикаторы медиа- информационной грамотности. Наши польские коллеги подготовили прекрасный Каталог навыков медиа- и информационной грамотности. Месяц назад мы опубликовали его на русском языке. Все эти материалы можно найти на нашем сайте www.ifapcom.ru .

Таким образом, формирование медиа- и информационной грамотности населения - это новое направление деятельности, активно развиваемое в наиболее продвинутых образовательных учреждениях во многих странах мира. Мы приглашаем педагогов и учреждения образования обратить на него самое пристальное внимание. Со своей стороны, я могу заверить, что ЮНЕСКО и ее Программа «Информация для всех» готовы к сотрудничеству и взаимодействию в этой сфере.

Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
UNESCO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization

4 ноября 1946 г. вступил в силу Устав ЮНЕСКО - Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, крупнейшей межправительственной организации в системе ООН. Устав был утвержден 16 ноября 1945 г. в Лондоне на учредительной конференции представителей 44 стран.

Предшественница ЮНЕСКО - Международная организация интеллектуального сотрудничества - имевшая права технического органа при Лиге Наций, прекратила свое существование в начале Второй мировой войны. Созданный ею Институт интеллектуального сотрудничества в Париже передал все свои архивы ЮНЕСКО.

Сегодня ЮНЕСКО объединяет 188 государств мира. Штаб-квартира находится в Париже. ЮНЕСКО сотрудничает с более чем 600 неправительственными организациями и фондами, международными и региональными структурами.

Главная цель ЮНЕСКО:

Содействовать обеспечению мира и безопасности на планете, способствуя сотрудничеству между странами в различных областях. Основные сферы деятельности ЮНЕСКО - образование, наука, культура и информация.

В области образования основной задачей организации является обеспечение всеобщего начального и развитие высшего образования. Ключевая программа в этой сфере - "Образование для всех в течение всей жизни". Главная роль здесь отводится новым информационным технологиям в области предоставления базового образования. В 137 странах около 4250 школ (в том числе 60 российских) участвуют в разработанном ЮНЕСКО проекте ассоциированных школ. Кроме того, ЮНЕСКО содействует подготовке учителей, строительству и оснащению школ.

Структура ЮНЕСКО

Политику и основную линию работы, и бюджет организации определяет Генеральная конференция, созываемая 1 раз в два года. Бюджет ЮНЕСКО складывается из взносов государств-членов, которые определяются в зависимости от размера национального дохода страны.

Исполнительный совет, избираемый конференцией, собирается два раза в год. Этот орган несет ответственность за выполнение программы, принятой на конференции.

Генеральный директор также избирается на конференции по рекомендациям Исполнительного совета на 6-летний срок. С 14 ноября 1999 г. этот пост занимает Коитиро Мацуура (Япония), который объявил о начале реформ в деятельности и структуре организации. Предусматривается концентрация работы ЮНЕСКО на приоритетных направлениях и обновление персонала секретариата этой организации.

Организации под эгидой ЮНЕСКО

Карибская сеть развития инноваций в области образования (Caribbean Network of Educational Innovation for Development - CARNEID);
Европейский центр высшего образования (European Centre for Higher Education - CEPES, Бухарест);
Международный центр технического и профессионального образования (International Centre for Technical and Vocational Education and Training, Бонн);
Международный институт образования Латинской Америки (Instituto Internacional de la UNESCO para la Educaciуn Superior en Amйrica Latina y el Caribe - IESALC);
Международное бюро образования (International Bureau of Education - IBE, Женева);
Международный институт планирования образования (International Institute for Educational Planning - IIEP, Париж);
институт образования ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Education - UIE, Гамбург);
международный институт ЮНЕСКО по повышению качества образования в Африке (UNESCO International Institute for Capacity Building in Africa - IICBA);
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (UNESCO Istitute for Information Technologies in Education - IITE, Москва).

Программы ЮНЕСКО

Наиболее известными программами ЮНЕСКО в научной сфере являются такие, как "Человек и биосфера" (участвуют 94 страны, направлена на защиту окружающей среды), "Плавучий университет" (разработана на базе МГУ, участвуют около 20 стран, ежегодно выделяется 25 тыс. долларов, направлена на исследования в области морской геологии и археологии), "Наука на службе развития" (на программу выделено 85 млн. долларов), программа СИПАР (направлена на взаимодействие науки и промышленности).

В области информации деятельность ЮНЕСКО сосредоточена в рамках Международной программы развития коммуникаций (МПРК), утвержденной на 21-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1980 г. МПРК оказывает поддержку развивающимся странам в создании национальных структур массовой информации: радио, телевидения, печати, информационных агентств. В настоящее время по линии МПРК реализуется свыше 100 национальных и региональных проектов.

В области культуры основной задачей ЮНЕСКО является защита культурного наследия. В 1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране мирового культурного и природного наследия, участниками которой в настоящее время являются более 150 стран. Был создан специальный комитет, задачей которого стало составление списка объектов мирового культурного и природного наследия, подлежащих охране. Список включает художественные, исторические и природные памятники. Сейчас в Списке значатся более 690 объектов из 120 стран.

В 2000 г. ЮНЕСКО обратилась ко всем странам-членам с призывом создать Список невидимого культурного наследия, к которому относятся объекты нематериальной культуры - народные промыслы, редкие национальные языки, фольклор.

Деятельность ЮНЕСКО в сфере ИКТ

Два важнейших направления деятельности ЮНЕСКО в сфере ИКТ - образование; коммуникации и информация.

ЮНЕСКО проводит исследования по использованию информационных технологий в образовании и государственном управлении. Основной программой в этой области является Программа базового образования для всех, признанная в качестве главного приоритета на 2002-2003 гг. на Всемирном форуме по образованию (Дакар, Сенегал, апрель 2000 г.). Принимая во внимание процесс глобализации и усиление взаимодействия таких сфер деятельности человека, как социология, экономика, культура, наука и технологии знания приобретают быстро возрастающее значение. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования играет важную роль с точки зрения ориентации программы на междисциплинарную деятельность. Одним из главных направлений деятельности программы является - "Содействие использованию информационных и коммуникационных технологий в целях образования". По мере того как Интернет начал обеспечивать доступ к компьютерным программам и образовательным курсам назрела необходимость в новом подходе к обеспечению качества информационного обслуживания образования. В целях гарантирования качества ЮНЕСКО обеспечивает предоставление консультационных услуг по вопросам политики, проведение обследований, осуществление обзоров новаторских мероприятий, а также организацию совместной деятельности различных учреждений. Ожидаемые результаты программы на конец двухлетнего периода:

· создание в Интернете портала ЮНЕСКО в области образования в рамках общего портала Организации;
· электронная публикация обследования, посвященного существующим центрам обмена
· информацией, порталам и механизмам для оценки учебного программного обеспечения и учебных курсов в электронной форме;
· совместная деятельность и партнерство с другими частными и государственными центрами информации, знаний и разработок;
· содействие осуществлению многострановых проектов в области ИКТ и образования;
· функционирование электронного центра обмена информацией и документирование данных, касающихся обмена материалами;
· создание и функционирование консорциума;
· анализ, производство и распространение информации о новаторском и стратегическом использовании ИКТ в целях образования.

Важнейшей программой в сфере развития ИКТ является Крупная программа V "Коммуникация и информация" на 2002-2003 гг., составной частью которой является Программа "Информация для всех". Работы над этой программой начались на рубеже 2000г. В ее основу положены Межправительственная программа по информатике и Общая программа по информации, создавшие технологическую основу развития международных коммуникаций. Программа состоит из пяти разделов:

· Развитие информационной политики на международном, региональном и национальном уровнях.
· Развитие человеческих ресурсов, навыков и умения в век информации.
· Усиление роли институций в обеспечении доступа к информации.
· Развитие инструментов, способов и систем информационного менеджмента.
· Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций.

Положения программы "Информация для всех" пересекаются с идеями, сформулированными в Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества, одобренной главами "большой восьмерки" во время саммита, состоявшегося в июле 2000 года в Японии. Поэтому программу "Информация для всех" можно рассматривать как вклад ЮНЕСКО в реализацию идей Хартии. Временный международный комитет программы провел два заседания 14 - 15 мая 2001 г. и 2-3 сентября 2002 г. в Париже. Важнейшая задача этой программы - разработка и принятие "Хартии ЮНЕСКО по сохранению мирового культурного наследия".

Вторым направлением Крупной программы V является содействие расширению доступа к общественному достоянию в рамках Программы "Память мира". Основная задача - содействовать сохранению документального наследия человечества, его широкой популяризации и доступности. В этой области ЮНЕСКО содействует развитию глобальных и региональных информационных сетей. В рамках этой программы происходит развитие всемирного веб-портала ЮНЕСКО как интерактивного тематического портала, предоставляющего широкий спектр услуг членам профессиональных сообществ, государственному и частному сектору, а также широкой общественности. Всемирный веб-портал должен стать он-лайновым справочником для получения информации "Кто, чем занимается и в какой области" и платформой для налаживания взаимосвязей между профессиональными организациями всего мира.

ЮНЕСКО и Россия

Становление ЮНЕСКО проходило при активном участии СССР, хотя его формальное вступление в организацию состоялось лишь в 1954 г. 25 июня 1993 г. в Москве был подписан Меморандум о взаимодействии РФ с ЮНЕСКО, а годом позже в Москве открылось представительство ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО оказывает содействие российской стороне в реформе образования, законодательной деятельности, в области охраны культурного и природного наследия, в адаптации науки, образования и культуры к условиям рыночной экономики. В России осуществляются 13 культурных проектов ЮНЕСКО. Надо сказать, что сотрудничество с ЮНЕСКО является крайне выгодным для России. Российские взносы составляют примерно 4,5 млн. в год долларов, а финансирование за счёт проектов ЮНЕСКО больше в десять-двадцать раз.

В настоящее время проекты ЮНЕСКО в Российской Федерации осуществляются в соответствии со следующими программами:

· образование для всех на протяжении всей жизни;
· наука на службе развития;
· культурное развитие: наследие и творчество;
· на пути к коммуникационному и информационному обществу для всех.

Наиболее важные проекты в сфере " Естественные и социальные науки":

· демократизация, управление и участие граждан в жизни общества на пороге нового тысячелетия (совместно с ПРООН);
· муниципальные центры социальной реабилитации пострадавших от Чернобыльской катастрофы;
· вопросы миграции населения Восточной и Центральной Европы;
· программа "Человек и биосфера";
· реформирование науки;
· создание международных кафедр ЮНЕСКО (например, Кафедра "Новые информационные технологии в образование и науку", Кафедра "Авторские права и интеллектуальная собственность" и др., всего 35 кафедр). Кафедра ЮНЕСКО "Информатика" создана в 1996 г. на базе Московского государственного педагогического университета, а в 1997 г. в Московском институте электронной техники - Кафедра "Информационные технологии в образовании и науке".

Одним из национальных проектов России является проект "Повышение квалификации работников системы образования в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовании". Цель проекта - развитие единой информационной среды в системе образования Российской Федерации. Основные задачи проекта:

· определить пути включения информатизации образовательного процесса в общий контекст модернизации образования;
· организовать подготовку руководителей и ведущих специалистов системы образования в области использования ИКТ в школе;

· дать базовые основы проектирования и анализа региональных стратегий и инфраструктур информатизации образования.

В 1998 году на основании резолюции 6, принятой на 29-й сессии Генеральной конференции, и Соглашения между ЮНЕСКО и Правительством Российской Федерации открыт Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, ИИТО (http://www.iite.ru/iite/index). На своем первом заседании (Москва, июль 1999 г.) назначенный Генеральным директором Совет управляющих утвердил первую программу работы Института и принял несколько решений по кадровым вопросам и деятельности Института.

В сотрудничестве с национальными комиссиями и подразделениями ЮНЕСКО на местах ИИТО создает международную сеть национальных центров в целях систематического сбора и анализа соответствующих основополагающих документов, планов действий и основных направлений политики в этой области. Особое внимание уделяется подготовке преподавателей, а также разработке учебных программ и других учебных материалов по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Основные приоритеты деятельности ИИТО:

· выполнение функций международного центра обмена информацией по применению ИКТ в образовании путем создания сети национальных координационных центров для обмена информацией и опытом;
· содействие разработке национальной политики и руководящих принципов, касающихся применения ИКТ в образовании;
· организация субрегиональных учебно-практических семинаров и других мероприятий по подготовке кадров, включая разработку и проверку учебных модулей.

Участвует Россия и в Крупной программе V. В конце 2000 года в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет программы ЮНЕСКО "Информация для всех". Для работы в Комитете были приглашены ведомства и организации, ответственные за формирование государственной политики в сфере информатизации России. О первых результатах деятельности Российского комитета Программы были проинформированы участники совещания временного международного комитета программы "Информация для всех", состоявшегося в Париже, 14 - 15 мая 2001 г. В рамках реализации Программы в 2001 г. в структуре Кемеровской государственной академии культуры и искусств (КемГАКИ) в рамках реализации программы ЮНЕСКО "Информация для всех" при содействии Отдела библиотек Минкультуры России создан научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС). Россия рассчитывает на избрание российского представителя в международный комитет программы ЮНЕСКО "Информация для всех".

Активное подключение российской науки к программной деятельности ЮНЕСКО создает возможность получения экспертной поддержки Организации при реализации российских научных проектов, служит средством расширения нашего участия в международном научном сотрудничестве и обмене научной информацией, привлечения интеллектуального и материально-технического потенциала других стран, получения доступа к результатам и методикам новейших научных исследований.

Международная гидрологическая программа (МГП)

Водные ресурсы и связанные с ними экосистемы являются главным приоритетом Сектора естественных наук. Деятельность ЮНЕСКО на этом направлении осуществляется в рамках седьмой фазы (2008-2013 гг.) Международной гидрологической программы (МГП).

Главными задачами МГП являются формулирование рекомендаций для политики управления водными ресурсами в интересах удовлетворения потребностей человека, а также выполнение ведущей роли в осуществлении Программы оценки водных ресурсов мира в рамках системы ООН (ПОВРМ).

Программа направлена на углубленное понимание уязвимости водных ресурсов и причин связанных с ними конфликтов, а также на разработку совместных подходов и средств, способствующих их предотвращению или урегулированию путем эффективного управления водными ресурсами.

В ходе реализации плана работы по осуществлению МГП-VII на первый двухлетний период основное внимание было уделено проблемам нехватки пресной воды, последствий засух и наводнений, подготовки специалистов и укрепления потенциала на национальном и региональном уровнях в области оценки и развития ресурсов подземных вод, влияния климатических изменений на структуру и запасы пресноводных ресурсов.

Российское участие в МГП ЮНЕСКО обеспечивает национальный комитет МГП возглавляемый руководителем Росгидромета А.В. Фроловым (член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО).

В тесном сотрудничестве с Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Комитет оказывает содействие в реализации научно-образовательных проектов, а также в подготовке и проведении в России международных научных мероприятий, посвященных различным вопросам гидрологии.

Россия входит в состав Межправительственного совета МГП ЮНЕСКО.

Значение для России:

Программа уникальна, не имеет аналогов в мировой практике. В ее рамках российские ученые получили возможность принимать участие в многосторонних проектах по таким приоритетным глобальным проблемам, как влияние изменения климата на водные ресурсы, водная эрозия, русловые деформации и др. Они внесли значительный вклад в создание Всемирного атласа водных ресурсов, имеющего огромное научное и практическое значение.

Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ)

Программа МАБ создана в 1971 г. для решения глобальных противоречий, возникающих в сфере окружающей среды и развития.

В рамках программы по всему миру создана сеть биосферных резерватов (БР), которые охватывают все основные мировые экосистемы. Каждый из резерватов состоит, по меньшей мере, из одной заповедной зоны, а также прилегающих к ней буферной зоны и зоны сотрудничества. В общей сложности по состоянию на декабрь 2009 г. во Всемирную сеть входит 553 биорезервата в 107 странах.

Под руководством директора Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН академика В.Н. Большакова (член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО) успешно работает Российский комитет (РК) Программы МАБ. Российский представитель, заместитель Председателя РК МАБ В.М. Неронов является вице-президентом руководящего органа Программы - Международного координационного совета.

Комитет представляет Российскую Федерацию в двух региональных сетях МАБ - Европейской и Восточно-Азиатской.

Биосферные резерваты в России

Биосферные резерваты представляют собой участки наземных или прибрежных экосистем, получившие международное признание в рамках Программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ). Они предназначены для того, чтобы способствовать установлению и быть примером оптимальных взаимоотношений между человеком и природой.

В настоящее время во Всемирную сеть биосферных резерватов включены 39 БР России. Деятельность, связанная с развитием и управлением биорезерватами, прежде всего, определяется положениями Мадридского плана действий (МПД) - документа, одобренного 3-м Всемирным конгрессом «Будущее биосферы. Биосферные резерваты ЮНЕСКО для устойчивого развития» (4-8 февраля 2008 г., Мадрид). Базируясь на Севильской стратегии, МПД призван оптимизировать некоторые из ее положений и предложить инновационные подходы к решению проблем, связанных с дальнейшим развитием БР.

Значение для России:

Большое значение биосферные резерваты имеют для выполнения обязательств России, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии, Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, для двустороннего и международного сотрудничества России в сфере охраны окружающей среды.

Список российских биосферных резерватов

Наименование заповедника

Год включения во Всемирную сеть

Кавказский 3

Приокско-Террасный

Сихотэ-Алинский*

Центрально-Черноземный

Астраханский

Кроноцкий*

Лапландский

Печоро-Илычский*

Саяно-Шушенский

Сохондинский

Воронежский

Центрально-Лесной

Байкальский*

Баргузинский*

Центрально-Сибирский

Черные Земли

Таймырский

Убсунурская котловина*

Даурский

Тебердинский

Катунский*

Неруссо-Деснянское Полесье

Висимский

Водлозерский национальный парк

Командорские острова

Дарвинский

Нижегородское Заволжье-Керженский

Угра национальный парк

Смоленское Поозерье

национальный парк

Дальневосточный морской

Кедровая Падь

Валдайский

национальный парк

Кенозерский

национальный парк

Ханкайский биосферный (озеро Ханка)

Большой Волжско-Камский

Средневолжский

Ростовский

Алтайский*

Международная программа по геонаукам (МПГК)

МПГК является одной из старейших программ ЮНЕСКО в области геологии, исследования и охраны природной среды и ее ресурсов. Программа успешно разрабатывается более 30 лет, охватывает специалистов более 150 стран. Российские ученые принимают участие в исследованиях по 25 проектам (из 38 действующих), являясь руководителями некоторых из них.

В рамках Программы деятельность ЮНЕСКО направлена на развитие партнерских связей в области наблюдения за Землей из космоса в целях экологического мониторинга, моделирования природных ресурсов и планирования политики устойчивого развития; укрепление институционального и людского потенциала государств-членов в областях наук о Земле; уменьшение опасности стихийных бедствий.

МПГК представляет исключительную возможность для совместного изучения уникальных геологических объектов и месторождений во всем мире. Программа вносит большой вклад в решение глобальных проблем геологии, исследование природных ресурсов, предсказание природных и экологических катастроф, разработку новых геотехнологий.

Российский комитет Программы возглавляется академиком РАН М.А. Федонкиным (член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО).

Значение для России:

Возможность изучения практически всех уникальных геологических объектов мира и использование этого опыта для оценки минерально-сырьевых ресурсов России и прогнозов природных и техногенных бедствий. Высокий экономический эффект от полученных научных данных.

Межправительственная океанографическая комиссия (МОК)

Деятельность ЮНЕСКО в рамках Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО направлена на:

углубление научных знаний и понимания океанических и прибрежных процессов в целях оказания государствам-членам помощи в разработке и осуществлении устойчивой политики в отношении океанов и прибрежных зон посредством организации и координации крупных научных программ;

организацию сбора данных наблюдений за океаном и прибрежной зоной, моделирование и подготовку прогнозов, необходимых для управления и устойчивого развития в открытом океане, прибрежных зонах и внутренних районах; использование государствами-членами океанических данных через систему Международного обмена океанографическими данными (МООД) и развитие «Сетей океанических данных и информации» (ОДИН) в различных регионах мира, в соответствии с существующими конвенциями Организации Объединенных Наций и подходами ЮНЕСКО к данным и информации.

В состав Комиссии входят 136 государств-членов ЮНЕСКО. Программы МОК направлены на решение проблем, связанных с предупреждением и смягчением последствий стихийных бедствий, прогнозом изменения климата, изучение живых и неживых ресурсов океана, комплексное освоение прибрежной зоны, защиту морской среды от загрязнения, картирование океана.

Председатель Межведомственной национальной океанографической комиссии - Министр образования и науки Российской Федерации А.Л. Фурсенко (член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО).

На состоявшейся в июне 2009 г. 25-й сессии Ассамблеи МОК российский представитель, начальник Центра обработки данных ВНИИ гидрометеорологических данных Росгидромета Н.Н. Михайлов был переизбран на пост заместителя Председателя МОК.

Значение для России:

Активное участие российских ученых в деятельности МОК позволяет получать уникальные научные данные, осуществлять широчайший обмен результатами научных исследований.

Участие России в системе Международного обмена океанографическими данными (МООД) за период деятельности МОК дало существенный экономический эффект. Самостоятельный сбор данных аналогичного объема, необходимых для различных отраслей экономики нашей страны, потребовал бы, по оценкам специалистов, затрат на десятки миллионов долларов.

Всемирное наследие ЮНЕСКО

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года и вступила в силу 17 декабря 1975 года. Основная ее цель Ї привлечение сил мирового сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы. В 1975 году Конвенцию ратифицировало 21 государство, за 40 лет ее существования к ним присоединились еще 168 государств, и к середине 2012 года общее число государств Ї сторон Конвенции достигло 189. По числу государств-участников Конвенция об охране всемирного наследия среди прочих международных программ ЮНЕСКО самая представительная. Для повышения эффективности работы Конвенции в 1976 году были образованы Комитет и Фонд всемирного наследия.

Первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО спустя два года после образования программы. Из природных территорий статус наследия получили Галапагосские острова (Эквадор), национальные парки «Йеллоустонский» (США), «Наханни» (Канада) и «Симэн» (Эфиопия). За прошедшие годы Список стал весьма репрезентативным как по представленным регионам планеты, так и по количеству объектов: к середине 2012 года он включал 188 природных, 745 культурных и 29 смешанных природно-культурных объекта в 157 странах мира. Наибольшее число культурных объектов в Списке имеют Италия, Испания, Германия и Франция (более 30 у каждой), у США и Австралии Ї самое большое количество природных территорий всемирного наследия (более 10 объектов у каждой). Под охраной Конвенции находятся такие всемирно известные памятники природы, как Большой Барьерный риф, Гавайские острова, Гранд-Каньон, гора Килиманджаро, озеро Байкал.

Безусловно, быть в одном ряду с общепризнанными мировыми жемчужинами природы и культуры для любого объекта почетно и престижно, но, в то же время, это и большая ответственность. Чтобы получить статус всемирного наследия, объект должен представлять собой выдающуюся общечеловеческую ценность, пройти тщательную экспертную оценку и удовлетворять, как минимум, одному из 10 критериев отбора. При этом номинируемый природный объект должен соответствовать хотя бы одному из следующих четырех критериев:

включать уникальные природные явления или территории исключительной природной красоты и эстетического значения;

представлять выдающиеся примеры основных этапов истории Земли, включая следы древней жизни, серьезные геологические процессы, которые продолжают происходить в развитии форм земной поверхности, существенные геоморфологические или физико-географические особенности рельефа;

представлять выдающиеся примеры важных, протекающих и в настоящее время экологических и биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, прибрежных и морских экосистем и сообществ растений и животных;

включать природные ареалы большой важности для сохранения в них биологического разнообразия, в том числе ареалы исчезающих видов, представляющих выдающееся мировое достояние с точки зрения науки или сохранения природы.

Охрана, управление, подлинность и целостность объекта также являются важными факторами, которые учитываются при его оценке перед включением в Список.

Статус объекта всемирного природного наследия дает дополнительные гарантии сохранности и целостности уникальным природным комплексам, повышает престиж территорий, способствует популяризации объектов и развитию альтернативных видов природопользования, обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств.

Проект «Всемирное наследие»

В 1994 году Гринпис России начал работу над проектом «Всемирное наследие», направленным на выявление и охрану уникальных природных комплексов, которым угрожает серьезное негативное влияние деятельности человека. Придание природным территориям высшего международного природоохранного статуса для дополнительной гарантии их сохранности является основной целью работы, выполняемой Гринпис.

Первые попытки включить российские охраняемые природные территории в Список всемирного наследия ЮНЕСКО были предприняты в начале 1990-х годов. В 1994 году состоялось всероссийское совещание «Современные проблемы создания системы объектов всемирного и российского природного наследия», на котором был представлен перечень перспективных территорий. Тогда же в 1994 году экспертами Гринпис России были подготовлены необходимые документы для включения в Список ЮНЕСКО природного комплекса, получившего название «Девственные леса Коми». В декабре 1995 года он первым в России получил статус объекта всемирного природного наследия.

В конце 1996 года в Список были включены «Озеро Байкал» и «Вулканы Камчатки». В 1998 году в Список вошел еще один российский природный комплекс Ї «Золотые горы Алтая», в 1999 году было принято решение о включении пятого российского природного объекта Ї «Западный Кавказ». В конце 2000 года «Куршская коса» стала первым международным объектом в России (совместно с Литвой), получившим статус объекта всемирного наследия по критерию «культурный ландшафт». Позднее в Список ЮНЕСКО вошли «Центральный Сихотэ-Алинь» (2001 год), «Бассейн Убсунура» (2003 год, совместно с Монголией), «Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля» (2004 год), «Плато Путорана» (2010 год) и «Природный парк «Ленские столбы» (2012 год).

Номинации для рассмотрения Комитетом всемирного наследия должны быть сначала включены в национальный Предварительный список. В настоящее время в нем находятся такие природные комплексы, как «Командорские острова», «Магаданский заповедник», «Степи Даурии», «Красноярские столбы», «Большое Васюганское болото», «Ильменские горы», «Башкирский Урал». Ведутся работы по расширению территорий объектов «Центральный Сихотэ-Алинь» (за счет включения в нее бассейна верхнего и среднего течения р. Бикин) и «Золотые горы Алтая» (за счет включения в нее сопредельных территорий Китая, Монголии и Казахстана). Идут переговоры с Финляндией и Норвегией о совместной номинации «Зеленый пояс Фенноскандии».

Россия, безусловно, богата уникальными, не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам, в нашей стране насчитывается более 20 территорий, достойных статуса объекта всемирного природного наследия. Среди перспективных территорий можно отметить следующие природные комплексы: «Курильские острова», «Дельта Лены», «Дельта Волги».

Российские культурные объекты, вошедшие в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, включают такие признанные памятники истории и архитектуры, как исторический центр Санкт-Петербурга, Кремль и Красная площадь, Кижский погост, Соловецкий, Ферапонтов и Новодевичий монастыри, Троице-Сергиева Лавра, церковь Вознесения в Коломенском, памятники Великого Новгорода, Владимира, Суздаля, Ярославля, Казани и Дербента.

Построение информационного общества для всех

Доступ к информации и знаниям является общечеловеческим благом, необходимым для развития образования, науки, культуры и коммуникаций, создания новых возможностей, поощрения культурного разнообразия и стимулирования открытости управления. Согласно своему Уставу, ЮНЕСКО призвана «поощрять свободное распространение идей словесным и изобразительным путем». ЮНЕСКО поручено «поддержание, расширение и распространение знаний» через «сохранение и охрану» документированных знаний человечества. Кроме того, Организации следует поощрять «сотрудничество народов... в обмене публикациями» и другими информационными материалами, обеспечивать «различными видами международного сотрудничества всем народам возможность ознакомления со всем, что публикуется в отдельных странах».

В целях осознания возможностей, предоставленных ИКТ для реализации этого мандата, ЮНЕСКО учредила Программу «Информация для всех». Ее цель - построение информационного общества для всех путем сокращения разрыва между информационно-богатыми и информационно-бедными. Это платформа для международного обсуждения политики и направлений развития Программы в целях:

  • лучшего понимания этических, правовых и социальных последствий ИКТ;
  • совершенствования доступа к информации, являющейся общественным достоянием;
  • сохранения информации.

Цели

Программа «Информация для всех» устанавливает рамки для международного сотрудничества и партнерства. Она поддерживает разработку единых стратегий, методов и инструментария для построения информационного общества для всех.

В частности, целями Программы «Информация для всех» являются:

  • содействие международному осмыслению и обсуждению этических, правовых и социальных вызовов информационного общества;
  • содействие и расширение доступа к информации, являющейся общественным достоянием, путем упорядочения, оцифровки и сохранения информации;
  • поддержка обучения, продолжения образования и обучения на протяжении всей жизни в областях коммуникации, информации и информатики;
  • поддержка создания местного контента и стимулирование доступности традиционных знаний через обучение общей и ИКТ-грамотности;
  • содействие использованию международных стандартов и передового опыта в области коммуникаций, информации и информатики в сфере компетенции ЮНЕСКО;
  • содействие обмену информацией и знаниями на местном, национальном, региональном и международном уровне.

Пять областей деятельности

Область 1: Разработка международной, региональной и национальной информационной политики

  • Достижение единого во всем мире подхода к концепции всеобщего равного доступа к информации, как одному из основных прав человека
  • Содействие достижению единого во всем мире подхода к системе взглядов на этические и правовые нормы, относящиеся к киберпространству
  • Создание международной структуры по сбору информации о международной, региональной и национальной информационной политике
  • Создание Информационного центра по вопросам передового опыта в области управления на основе ИКТ
  • Создание международной структуры по вопросам сохранения всемирного информационного наследия
  • Разработка международного соглашения, касающегося политики управления обменом информации, необходимой для всемирного мониторинга окружающей среды и климата

Область 2: Развитие человеческих ресурсов и возможностей для информационной эпохи

  • Поддержка во всемирном масштабе условий для обеспечения базовой и ИКТ-грамотности
  • Создание учебных сетей на основе ИКТ для специалистов в области информации
  • Поддержка условий для сотрудничества и обмена информацией в области содержания и качества обучения в области информации
  • Ознакомление издателей и продюсеров с имеющимися возможностями по обучению в области электронного издательского дела и электронной коммерции

Область 3: Усиление роли институтов в обеспечении доступа к информации

  • Создание портала ЮНЕСКО для информационных институтов со всего мира
  • Создание национальных общественных пунктов доступа к информации
  • Создание национальных политик оцифровки
  • Продвижение стандартов по управлению и сохранению документированных знаний

Область 4: Разработка средств и систем обработки и управления информацией

  • Проведение исследования потребностей и разработка системы планирования создания средств управления информацией на региональном уровне
  • Создание многоязычной подборки бесплатных средств управления информацией
  • Публикация подборок сведений о передовом опыте и стандартах в области управления информацией

Область 5: Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций

  • Создание много- и меж-секторальных площадок обмена информацией для помощи всем программам ЮНЕСКО в формулировании и принятии обоснованных решений
  • Создание системы мониторинга потребностей и тенденций в использовании ИКТ для поощрения всеобщего образования на протяжении жизни
  • Создание образовательного портала, содержащего ссылки на различные виртуальные университеты
  • Создание международной практики в области электронных научных публикаций
  • Принятие международных рекомендаций по обеспечению удаленного доступа к научной информации
  • Расширение сетей обмена данными и информацией об окружающей среде и соответствующих информационных центров в развивающихся странах
  • Всемирная поддержка сообществ экспертов и институтов в области культуры и СМИ на благо мира, понимания и развития
  • Создание международной системы взглядов на многоязычие и мультикультурность в киберпространстве
  • Создание мировой структуры по сбору информации о развитии СМИ в информационном обществе

Партнерство и сотрудничество

Успех Программы «Информация для всех» зависит от эффективного сотрудничества и связей с различным растущим числом сторон. Поэтому она стремится к партнерству в рамках ЮНЕСКО и сотрудничеству с другими международными программами в рамках и вне ООН для согласования позиций и политик. Она будет сотрудничать с заинтересованными сторонами от НПО и частного сектора для создания мультиплицирующего эффекта от возросших связей и сотрудничества.

Оценка

Мероприятия в рамках Программы «Информация для всех» будут регулярно контролироваться и оцениваться по завершении для обеспечения возможности корректировки Программы. Суммарная оценка Программы и ее ожидаемых результатов будет произведена на седьмой год ее реализации (соответствующий последнему году Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 2002-2007 гг.)

Принципы проекта

На уровне реализации, проекты, осуществляемые в рамках Программы «Информация для всех», носят каталитический и пилотный характер, подлежат периодическому пересмотру, содержит оценочный компонент и подчиняется субсидиарному принципу (соответствующее разделение ответственности на международном и национальном уровнях).

Межправительственная структура

Руководство планированием и реализацией Программы «Информация для всех» осуществляется Межправительственным советом, состоящим из представителей двадцати шести государств-членов ЮНЕСКО. Члены Совета избираются Генеральной конференцией с учетом необходимости обеспечения справедливого географического распределения и надлежащей ротации.

Неофициальный перевод на русский язык неофициального текста Программы «Информация для всех», подготовленного Межправительственным советом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» для публикации в Интернете, выполнен Евгением Альтовским (МОО «Информация для всех»).