Субрегионы Европы. Принцип деления Европы на субрегионы. Субрегионы и страны зарубежной Европы — Гипермаркет знаний

Как отмечает Максаковский, обычно применяется двучленное или четырехчленное географическое структурирование региона.

В первом случае зарубежную Европу чаще всего подразделяют на Западную и Восточную. Такое членение было оправданно до начала 1990-х, т.к. имело четкую геополитическую основу в виде двух противостоящих друг другу блоков. Но сейчас оно применяется не так часто. В то же время в географической литературе появились попытки разделения региона на европейский Север и европейский Юг, за основу которого принимаются как географические, так и в еще большей степени культурно-цивилизационные подходы. В самом деле на севере преобладают германские языки и протестантизм, на юге – католичество и романские языки.

Четырехчленное подразделение широко используется в географической литературе. До начала 1990-х было принято традиционное деление на 4 субрегиона: Западную, Северную, Южную и Восточную Европу. Но в 1990-х в научный обиход географов вошел новый термин Центрально-Восточная Европа (ЦВЕ): охватывает 16 постсоциалистических стран от Эстонии на севере до Албании на юге. ЦВЕ занимает как бы промежуточное положение между странами СНГ и субрегионами Западной, Северной и Южной Европы.

Но есть и классификация, которую применяет ООН, которую также нужно принимать во внимание. В соответствии с ней субрегионы Европы: Северная, Западная, Южная и Восточная.

Восточная Европа – 10 стран: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария.

Западная Европа – 7 стран: Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария и Австрия.

Северная – 10 стран: Исландия, Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Великобритания, Ирландия.

Южная – 12 стран: Италия, Испания, Португалия, Мальта, Греция, Словения, Сербия, Черногория, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания. (Без микрогосударств).

Эта классификация лежит в основе статистических материалов ООН и уже поэтому не может игнорироваться географами, но отнесение Великобритании и Ирландии, а также стран Балтии к Северной Европе в отечественной географии не принято 1 .

Таким образом, и на подходы географов в значительной мере оказывают влияние геополитические реалии. Очевидно, что в большей мере изменения политической карты и эволюция разного рода идей влияют на выделение международных регионов, например, в международных отношениях. Поскольку рассматриваем регион ЦВЕ, обратим особое внимание на концептуальное наполнение региона «Центральная Европа», который так активно продвигается начиная с 1980 - 90-х бывшими странами советского блока, главным образом, Польшей.

2. История концепций Центральной Европы и место в них России: 19 - начало 20 вв.

Как отмечает Ян Кржен, впервые термин «Центральная Европа» был использован, вероятно, в 1815 году на Венском конгрессе для обозначения территорий нынешней Германии и Бенилюкса (Europe intermédiaire). Более широко и в более широком понимании, включая и территорию современных Польши, Венгрии, Чехии и др., начал использоваться в 1840-х.

2.1. Немецкие концепции Mitteleuropa – Средняя/Центральная Европа и Фридрих Науман. Еще в 1842 г. немецкий экономист Фридрих Лист писал о “среднеевропейской экономической общности”, обосновывая необходимость немецкой экономической экспансии, при этом монархию Габсбургов он рассматривал как аграрный придаток индустриальной Германии 2 .В то время начали формироваться различные территориальные концепции обширной и могущественной Центральной Европы (Mitteleuropa), руководимой Германией. Наиболее известная и разработанная – концепция Фридриха Наумана (1860-1919), которая изложена в его книге под тем же названием, появившейся в разгар первой мировой войны в 1915 г. Книга сразу же стала бестселлером, в первые полгода разошлось 100 тыс. экземпляров, уступала только мемуарам Бисмарка (в русском переводе вышла в 1918 г.) 3 .

Науман считал, что малые страны региона не смогут выжить без союзов с великими державами (Германией и А-В). Также он обосновывал идею о необходимости присоединения к Срединной Европе балканских государств и Италии. Он предлагал создать нечто вроде довольно аморфной конфедерации, занимающейся прежде всего экономическими и оборонными вопросами. Речь шла, в сущности, о широком центральноевропейском общем рынке. В качестве важного условия реализации своего проекта Науман выдвигал формирование наднациональной центральноевропейской идентичности. Центральноевропейцы, говорил он, должны испытывать лояльность как к своей нации, так и к более широкому отечеству.

Науман отводил господствующие позиции в этом центральноевропейском сообществе Германии. "Срединная Европа, писал он, будет иметь германское ядро, будет добровольно использовать немецкий язык, который знают во всем мире и который уже является языком межнационального общения в Центральной Европе. Но он должен с самого начала выказать терпимость и гибкость по отношению ко всем соседним языкам, которые связаны с ним" 4 .

Можно сказать, что в немецких концепциях Центральной Европы (Лист, Константин Франц, Пауль де Лагард и др.) неизменно, хотя и в весьма различных, в зависимости от обстоятельств, дозах, присутствовала идея гегемонии. В то же время было бы несправедливо демонизировать то, что писали немцы на тему Центральной Европы в XIX и начале XX века. В немалой степени эти концепции отражали реальный вклад немцев в экономическое и культурное развитие региона, ведь немецкая диаспора Центральной Европы была весьма многочисленна, а немецкий был lingua franсa региона 5 .

2.2. Ненемецкие концепции Центральной Европы / концепции неполноправных народов. Значение ЦЕ для России и ЗЕ.

Не-немецкая, часто даже анти-германская традиция рассуждений о Центральной Европе тоже уходит корнями в XIX в. В 1848 г. чешский историк и политический деятель Франтишек Палацкий писал: “вдоль границ Российской империи живет много народов - славяне, румыны, венгры, немцы (то есть австрийские немцы). Никто из них в отдельности не имеет достаточно сил, чтобы сопротивляться могущественному восточному соседу. Они могут это сделать, только будучи тесно и прочно объединенными”. Он выступил с концепцией австрославизма. Это программа переустройства Австрийской империи в федеративное государство под властью Габсбургов. Соответственно славянские народы получили бы значительную автономию в этом государстве. В то же время это была и реакция на попытки Габсбургов включить славянские земли в Германский союз. Впоследствии будет создана Австро-Венгрия в 1867 г. – разочарование для чешских и иных славянских деятелей страны.

Другой вариант (антигабсбургский) : в сентябре 1848 г. поляк князь Адам Чарторыйский совместно с венгром графом Ласло Телеки разработали проект дунайской конфедерации. Это был план создания антигабсбургского союза народов Италии, Венгрии, Польши, Сербии, Валахии и Молдавии, над которым усиленно трудилась в те дни польская эмиграция. К этим планам позднее возвращались многие деятели этого региона (Лайош Кошут и др.).

Таким образом, у не-немецких подданных Габсбургов концепция особости этого региона с самого начала включала в себя два политических мотива - объединительный и изоляционистский. С одной стороны, она с ограниченным успехом выполняла интегрирующую роль по отношению к народам региона, подчеркивая общность их судеб и необходимость солидарности. С другой, в основе этой идеи лежала защита от могущественных соседей, от России и Германии (либо одного из них), или Австро-Венгрии.

Нередко концепция Центральной Европы использовалась как инструмент изоляции и ранжирования и в отношениях между “малыми” народами этой части Европы. Согласно известной шутке, восточная граница региона неизменно проходит, по мнению отдельных народов, по их границе с восточным соседом.

В России “немецкая редакция” концепции Центральной Европы как пространства для германской культурной, экономической и политической экспансии вызвала противодействие. Этой концепции была противопоставлена концепция славянского мира . Именно с 40-х годов XIX в. получают развитие различные варианты панславизма. В своем внимании к славянскому фактору Россия была не одинока. Можно сказать, что чем сильнее ощущалась германская или турецкая угроза, и чем дальше была Россия - тем больше симпатий к “славянским идеям” разного рода возникало у славян Европы. У поляков они были слабее, особенно со второй половины ХIX века. Однако и польские мыслители порой выступали с идеей славянской общности, исключая Россию из славянского мира. У чехов и, особенно, у словаков панславистские концепции находили больший отклик.

В рамках идей славянской общности нет места понятию Центральной Европы как особого региона. Региональный принцип заменяется пан-этническим, неславянская часть региона отсекается, а вместо этого присоединяются славяне юго-востока и востока Европы. Можно сказать, что в течение длительного времени славянская и центральноевропейская идеи конкурируют в умах славян этой части Европы.

В Западной Европе XVIII и XIX вв. тема Центральной Европы была малозаметной. Преобладало деление Европы на Запад и Восток, на цивилизованную и полуцивилизованную, или, что часто было более важно, полу-варварскую часть, куда вместе с Россией включали и Польшу, и Чехию, и Венгрию. Ларри Вулф в своей книге “Изобретая Восточную Европу” приводит массу примеров саркастических, презрительных описаний тех стран, которые сегодня заявляют о своей центральноевропейскости, взятых из западной литературы XVIII в. Важной характеристикой этого пространства в глазах, например, французских просветителей была его славянскость, и потому “Энциклопедия” характеризует венгерский язык как славянский диалект, родственный языкам Богемии, Польши и России. “Эта чушь не была сознательным обманом, но она соответствовала задаче проекта объединения, связи”, - пишет Вулф.


Федеративная Республика Германия была образована в сентябре 1949г. путем объединения американской, английской и французской зон оккупации Германии после ее поражения во Второй мировой войне. В октябре 1949 г. на территории восточной, советской зоны оккупации была провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР). в современных границах ФРГ существует с конца 1990г., когда произошло объединение двух германских государств. Был объединен и Берлин, до этого разделявшийся на две части Берлинской стеной, выполнявшей функции государственной границы. В 1991г. Берлин официально был объявлен столицей страны, но фактически перевод в нeгo столицы из Бонна (30)состоялся в коние 90-х гг.

Важнейшая особенность экономико-географического положения ФРГ - eгo центральность, расположение на перекрестке транс-европейских тоpгово-транспортных путей шиpотнoгo и меридионального нaправлений, наличие широкого выхода к Балтийскому и Ceвepному морям, возможность использовать такие международные реки, как Рейн и Дунай, прямое сухопутное соседство с девятью странами Западной, Северной и Восточной Европы. Объединение страны привело к улучшению как экономико-географического , так и геополитического положения ФРГ.

По форме правления ФРГ - парламентская республика с двухпалатным парламентом (бундестаг и бундесрат) и правительством, которое возглавляет канцлер. Президент же, хотя официально и считается главой государства, выполняет в основном лишь представительские функции. По форме административно- территориального устройства ФРГ - федеративное государство, состоящее из 16 исторических земель (областей), каждая из которых имеет свое правительство и выборные органы законодательной власти.

Население ФРГ характеризуется несколькими важными специфическими чертами. Прежде вceгo это самная большая по численности населения страна зарубежной Европы. Но одновременно это страна с очень слжной демографической ситуацией, где еще в начале 70x гг. смертность стала превышать рождаемость и сильной депопуляции удается избежать только благодаря постоянной трудовой иммиграции, к которой в последнее время дoбавился приток политических беженцев.

Пример. По количеству иммигрантов ФРГ занимает первое мeсто в Европе, они составляют почти 1/1 О всех жителей. Основная масса иммигрантов оседает в крупных городах. Особенно характерен в этом отношении Франкфурт-на-Майне, крупнейший деловой, финансовый и важный промышленный центр страны.

Размещение населения в ФРГ характеризуется прежде вceгo очень высокой средней плотностью (230 человек на 1 км 2), причем в отдельных районах плотность достигает 1000-2000 человек на 1 км 2 и более.

Наряду с этим ФРГ - одна из наиболее высокоурбанизированных стран мира (см. рисунок 18), занимающая первое место в регионе по числу городских агломераций разного paнгa.

Германия - страна старинной городской культуры. Некоторые ее городские поселения ведут свою родословную еще со времен Римской империи, но большинство из них возникло уже в Средние века в качестве крепостей, феодальных резиденций, университетских центров, свободных городов. В эпоху новoгo и новейшего времени они получили дальнейшее развитие, но тем не менее очень многие города сохранили в своем внешнем облике черты прежних эпох. Некоторые сравнительно небольшие германские города прославились как производители каких-либо всемирно известных изделий: Золинген- металлических, Йена - оптико-механических, Готa - картографических и т. д. Гейдельберг и Гёттинген по-прежнему широко известны благодаря своим старинным университетам, а Веймар считает ся городом-музеем, связанным с именами Гёте и Шиллера. . Более крупные Ганновер, Кёльн, Франкфурт-на-Майне, Лейпциг продолжают зародившуюся в Средние века традицию проведения международных ярмарок; в Лейпциге подобные ярмарки проводятся уже более 800 лет! Каждая десятая книга в мире издается на немецком языке.

Хозяйство ФРГ достигло очень высокого уровня развития. По общему объему ВВП страна уступает только США, Китаю, Индии (которые больше ее и по площади, и по населению) и Японии, а по показателю ВВП из расчета на душу населения входит в «первую десятку» вeдyщих стран мира. Структура экономики ФРГ (см. таблицу 18 в «Приложениях») убедительно свидетельствует о том, что эта страна находится на постиндустриальной стадии развития. Как член Европейского союза ФРГ принимает самое активное участие в западноевропейской интеграции. Главную роль в экономике страны играют ТНК.

Среди 50 крупнейших промышленных компаний мира семь германских. В пяти отраслях мирового хозяйства германские компании входят в десятку первых. В химической промышленности это концерны БАСФ, «Хёхст» и «Байер», в электротехнике «Сименс» и «Роберт Бош», в автомобилестроении «Даймер-Бенц» и «Фольксвагею, в черной металлургии «Тиссен» и «Маннесман», в легкой промышленности «Адидас».

Промышленность ФРГ, несмотря на постепенное снижение ее доли в ВВП, попрежнему в значительной мере определяет роль страны в мировом хозяйстве, ее «лицо» в международном географическом разделении труда. По размерам промышленного производства ФРГ занимнает четвертое место в мире, уступая США, Японии, Китаю (см. таблицу 21 в «Приложениях»). В eгo структуре главную роль долгое время играли традиционные для Германии отрасли тяжелой промышленности угольная, металлургическая, металлоемкое машиностроение и производство вооружений, электротехническая, химическая. Затем значение горнодобывающей, и в том числе угольной, промышленности, а также черной металлургии заметно уменьшилось, а в качестве ключевых отраслей международной специализации стали выступать машиностроение и химиическая промышленность.

Машиностроение ФРГ выпускает преимущественно продукцию среднего уровня наукоемкости - станки (второе место в мире после Японии). автомобили, электротехнические изделия, разнообразное оборудование, но также и высокоточные изделия.

Пример. Основанная в г. Йена еще в середине XIX в. мастepсекая по производству оптических приборов впоследствии превратилась в крупнейшее в мире оптикомеханическое предприятие «Карл Цейсс».

Ведущее место в мире занимает и многопрофильная химическая промышленность, которая производит десятки тысяч видов продукции. Топливно-энергетическое xoзяйство ФРГ ориентировано на отечественный каменный и бурый уголь и на импортные нефть и природный газ. В электроэнергетике главная роль принадлежит ТЭС, но значение АЭС также довольно велико.

Пример. В ФРГ работают 12 АЭС, которые производят 28% всей электроэнергии. Большинство из них находится в пределах густонаселенных городских агломераций, а многие к тому же буквально нанизаны на течение Рейна, Эльбы и их притоков 1 . Сельское хозяйство ФРГ отличается очень высоким уровнем механизации и химизации и соответственно таким же уровнем урожайности полевых и огородных культур и продуктивности животноводства. Для этой отрасли характерно преобладание животноводства, которое дaет свыше 2/3 всей товарной продукции. Разводят главным образом молочный скот и свиней. Но растениеводство не только «помогает» животноводству коpмами, оно почти полностью удовлетворяет потребности нaceления в продуктах питания. Из продовольственных культур наибольшее значение имеют пшеница, ячмень, картофель, сахарная свекла. А основным типом сельскохозяйственного предприятия служит семейная ферма.

Транспорт ФРГ отличается очень болыпой густотой сети: в стране фактически нет населенных пунктов, сколько-нибудь удаленных от сухопутных и водных дорог. И в грузообороте и тем более в пассажирообороте ведущая роль принадлежит aвтомобильному транспорту; aвтострады ("автобаны") ФРГ относятся к лучшим в Европе, на них официально разрешается развивать скорость до 100 км/ч. Но такие традиционные виды транспорта, как железнодорожный (о строительстве сети высокоскоростных железных дорог вы уже знаете) и внутренний водный, тоже сохраняют свое значение. . Для международных тopгoвыx связей широко используются и морские порты. По территории ФРГ проложена также густая сеть трубопроводов, ее пересекает множество авиационных трасс.

Непроизводственная сфера в ФРГ как в постиндустриальной стране представлена caмым широким ассортиментом различных видов деятельности. Значительная часть экономически активного населения занята в государственном аппарате, образовании, здравоохранении, оптовой и розничной торговле, туризме и гостиничном сервисе, в науке и культуре. Очень большую роль играют финансовые и банковские услуги; не случайно в число 50 крупнейших банков мира входят восемь германских (самый крупный из них «Дойче банк»). Возрастает также значение разного рода деловых и бытовых услуг.

Внешние экономическиесвязи имеют для ФРГ как для страны с открытой экономикой исключительно большое значение. По общему обороту внешней торговли страна занимает второе место в мире после США. Она является также одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. Наиболее тесные внешне-экономические связи ФРГ поддерживает с другими странами-членами Европейского союза, с США, Японией, Канадой. Среди стран CHГ главным ее тopгoвo-экономическим партнером выступает Россия.

1 Однако в 2001 г. в значительной мере по настоянию партии «зеленых» правительство ФРГ приняло решение о постепенном выводе из эксплуатации всех АЭС (по мере окончания срока годности их реакторов).

Территориальная структура хозяйства ФРГ отличается поли центрическим характером, очень сильной «окультуренностью» окружающей cpeды, большой насыщенностью территории как узловыми, так и линейными элементами ТСХ. Географический рисунок хозяйства ФРГ в первую очередь oпределяется размещение, ее главных промышленно-гродских агломераций, которые связаны между собой транспортными магистралями и полимагистралями. Как вы уже знаете, крупнейшая из этих агломераций Рейнско-Рурская, образующая ядро административной земли Северный Рейн Вестфалия. Эта земля, занимающая менее 1/10 территории страны, концентрирует более 1/5 ее населения и дает 1/5 общегерманского ВВП.

Именно здесь сосредоточены основные производственные мощности черной металлургии (Дуйсбург, Дортмунд), тяжелого машиностроения и энергетики, а в значительной мере и химической промышленности, которая широко представлена и в среднем течении Рейна (Людвигсха-фен, Франкфуртна-Майне). Однако теперь Рейнско-Рурская агломерация уже не так «возвышается» над другими промышленно-городскими агломерациями страны, как прежде. Поразвитию новейших наукоемких производств ее опередили агломерации Штутгарта в юго-западной и Мюнхена в южной частях страны. Они же являются крупными центрами автомобилестроения: в Штутгарте производят знаменитые «мерседесы», а в Мюнхене автомобили марки «БМВ» («Байерише Моторверке»). Важнейшими ядрами территориальной структуры на Ceвeре ФРГ служат морские порты, и прежде вceгo крупнейший из них Гамбург, а также Вольфсбург, где выпускают автомобили «фольксваген», Гaннoвep. В восточной части страны важными ядрами ТСХ служат Берлин, Лейпциг, Дрезден.

На географический рисунок хозяйства ФРГ оказывают влияние также крупные сельскохозяйственные районы, сложившиеся на Северо-Германской низменности, на правобережье Дуная в Баварии, в поясе средневысотных гop. То же относится и к главным районам рекреации и туризма на Балтийском побережье, в предгорьях Альп, в гopax гарца, в так называемой Саксонской Швейцарии на Эльбе. .

В ФРГ и раньше уделялось большое внимание региональной политике, преследовавшей цели «реанимации» стapoпромышленных депрессивных районов, разгрузки агломераций, выравнивания уровней социально-экономического развития отдельных районов страны. Но после 1990 г. меры региональной политики направлены прежде вceгo на общий подъем и структурную пере стройку хозяйства на территории бывшей ГДР, на долю которой приходится 33% площади и 26% населения ФРГ. Это очень трудная задача, требующая огромных капиталовложений (неслучайно бывшую гдр стали нaзывать черной дырой немецкой экономики) и длительных сроков осуществления. Особенно с учетом тoгo, что в 90-x гг. после начала перестройки производство на восточных землях резко сократилось, что фактически привело к серьезному демографическому и социально-экономическому кризису. Для полного врастания шести восточных земель ФРГ в единый хозяйственный организм страны потребуется еще определенное время. (Творческое задание 13.) Главный вывод. Зарубежная Европа - самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. В последнее время на политической и экономической картах региона происходят большие изминения. (Итоговое задание 14.)

Дополнительный текст (Интересные факты)

1. О размерах стран можно судить по площади, а можно и по протяженности территории. Самая «длинная» страна региона - Норвегия, которая протягивается с севера на юг на 1750 км. Максимальная протяженность Франции и Великобритании - около 1000 км, ФРГ - 875 км, Венгрии и Болгарии - примерно 500 км, Бельгии -230 км.

2.Самое «большое» из микрогосударств- расположенное между Францией и Испанией княжество Андорра, занимающее территорию 467 км 2 (это в два раза меньше площади Москвы). Княжество Лихтенштейн площадью 160 км 2 , находящееся между Швейцарией и Австрией, протягивается вдоль Рейна на 25 км при ширине 10 км. Peспублика Сан-Марино, первые государственные уложения которой относятся к 1263 г., окруженная территорией Италии, занимает 61 км 2 Княжество Монако на французском побережье Средиземного моря имеет площадь 1,9 км 2 и в длину протягивается на 2,7 км. А государствогород Baтикан, асположенный в западной части Рима, занимает 0,44 км.

3.В Чехии нет населенного пункта, который был бы удален от государственной границы более чем на 105 км, в Болгарии- на 120 км, в Румынии -на 170 км, в Польше- на 230 км.

4.«Дельтаплан» был принят в 1953 г. после катастрофического наводнения, когда под напором моря были разрушены дамбы и шлюзы и оно захлестнуло дельты Рейна, Мааса и Шельды, разрушив 50 тыс. домов. И это нeсмотря на то, что люди день и ночь заделывали бреши в дамбах, а капитаны сажали намель свои суда, чтобы преградить путь волнам. Согласно этому плану дамбы и шлюзы перекрыли устья всех рек и каналов, за исключением двух. Камень для строительства дамб завозился из Швеции и Финляндии. «Дельта-план» был осуществлен в 1958-1968 гг.

5.В первую очередь это относится к Италии, население которой к 2050 г. может уменьшиться до 50,1 млн человек, к Испании (до 42,5), к Германии (до 78,8), на 5 млн человек может сократиться население Румынии, на 2,6 млн - Болгарии и Венгрии, на 2 млн - Чехии, на 6 млн - Польши.

6.В 2000 г. среди жителей ФРГ было (в тыс. человек): турок- 2000, югославов - 660, итальянцев - 620, гpeков- 365, поляков - 360, хорватов - 215, австрийцев- 185, боснийцев -155, португальцев - 135, испанцев - 130, русских - 115, англичан- 115, американцев - 113, голландцев - 110, иранцев - 105. Кроме тогo, насчитывалось от 50 до 100 тыс. румын, украинцев, вьетнамцев, марокканцев, афганцев, BeHгpoB, македонцев, ливанцев, китайцев, ланкийцев.

7.Часть южнославянских народов (болгары, сербы, македонцы, черногорцы) пользуются славянской графикой; эти языки родственны русскому, украинскому, белорусскому. Например, болгарское слово «ден» означает «день», «утро» - «утро», «благодаря» - «спасибо», «сладолед» - «мороженое». Другие славянские народы поляки, чехи, словаки, хорваты, словенцы используют латинскую гpaфику. Но если прочитать написанные латинскими буквами такие употребительные чешские слова, как leto, zima, роlе, voda, skola, otec, то они в русском языке также будут обозначать «лето», «зима», «поле», «вода», «школа», «отец» .

8.В зарубежной Европе к этой семье принадлежат финский, венгерский и эстонский языки, которые выделяются своеобразием фонетического состава и грамматических структур. Например, в них отсутствуют роды, а функции предлогов, притяжательных местоимений выполняют падежные окончания. Кстати, падежей в финском языке 15, а в венгерском около 30.

9.Государство-город Ватикан с населением около 1 тыс. человек имеет свое правительство, свой банк, гвардию, законы, валюту, почтовые марки и, главное, cвoeгo монapха - Папу Римского. Основная функция Ватикана - религиозная, сфера деятельности - весь мир, поскольку общее число верующих-католиков превышает 1 млрд человек, а аппарат церковнослужителей насчитывает свыше 400 тыс. священников и более 1 млн членов монашеских и полумонашеских орденов. Ватикан владеет огромными капиталами и обширными землями.

10.В Глазго на р. Клайд были построены самые крупные суда британского пассажирского флота «Куин Мэри» и «Куин Элизабет» водоизмещением более 80 тыс. т, которые за время своей работы перевезли более 4 млн пассажиров. В 1944г. «Куин Элизабет» установила свoeобразный рекорд, приняв на борт самое большое количество людей за всю историю мореплавания - 15 200 вoeннослужащих. Но в 1972г. этот лайнер, купленный одним миллионером из Гонконга, погиб от пожара.

11.В 2010г. должен войти в строй новый газопровод из России в ФРГ («Северный потою»), прокладываемый по дну Балтийского моря. В дальнейшем газ по нему пойдет в Данию, Бельгию, Нидерланды, Францию, Великобританию.

12.В конце 50-x гг. польские геологи проводили поисковые работы на нефть, а открыли залежи медной руды, которые оказались крупнейшими в Европе. Несмотря на большую глубину залегания медистых песчаников и сложные горногеологические условия, они были освоены и здесь возник Нижне-Силезский меднорудный бассейн.

13.Бельгия славится производством охотничьих ружей «браунинг», обработкой алмазов (Антверпен-мировой центр торговли бриллиантами), Австрия - горных лыж, Чехия - бижутерии, карандашей (всемирно известная фабрика «КохиНор» ежедневно выпускает 1 млн карадашей 21 степени твердости и 64 расцветок). А в Лихтенштейне находится крупнейшее в мире предприятие по производству искусственных зубов, продукция котopoгo поставляется более чем в сто стран.

14.Во Франции известно более 400 сортов сыра. Ocoбую известность приобрел сыр «Рокфор», который уже тысячу лет производится в местечке Рокфор на юге стpaны. Изготовленный из овечьего молока, он приобретает свои особые качества и запах благодаря длительному хранению в огромных естественных подземельях. В Швейцарии молоко почти полностью перерабатывают в сыр и масло. И меню голландцев трудно представить без сыра.

15.Нидерланды - самая цветоводческая страна в мире. В городе Алсмере, расположенном недалеко от Aмстердама, находится самый большой в мире аукцион по продаже цветов, занимающий помещение, по площади paвное 30 футбольным полям, где только роз продается более 1 млрд в год. Цветы из Нидерландов вывозятся в 140 стран. Да и в самой стране их можно видеть повсеместно.

16.Пивоварение, которое было известно еще древним германцам, приобрел о особенно широкое распространение в ФРГ и Чехии, где пиво стало поистине национальным напитком. По сбору хмеля ФРГ занимает первое место в мире. Она же занимает первое место по потреблению пива из расчета на душу населения (160 л в год).

17.Рыболовный флот Исландии состоит из 1 тыс. cyдов, а средний годовой улов составляет 1,5 млн т, или около 6 т на душу населения! Раньше вылавливали главным образом самую крупную в мире исландскую сельдь и треску, теперь - мойву, идущую на приготовление рыбной муки. Добычей и переработкой рыбы занято 40% вceгo активного населения страны, а в ее экспорте рыба и рыбопродукты составляют 3/4.

18.Еще в 1981 г. вступила в строй высокоскоростная линия Париж Лион, которая затем была продлена до Марселя (878 км). Затем были сооружены линии Париж-Бордо (480 км), Париж - Страсбург (460 км) и некоторые другие. Поезда на этих линиях развивают скорость 250-300 км в час.

19.Автодорожный мост через пролив Босфор в Стамбуле был открыт в 1973 г. Это самый большой мост в Европе и четвертый в мире. Eгo пролет имеет длину <1 км. Благодаря шестирядному движению пропускная способность моста составляет более 20 тыс. машин в сутки. В 1988 г. был сдан в эксплуатацию второй такой же мост.

20.Транспортный переход через пролив Эресунн между Копенгагеном и шведским городом Мальмё имеет протяженность почти 16 км и состоит из тоннеля и двухъярусного моста. По ним проходят четырехполосное шоссе и скоростная двухпутная железная дорога.

21.Первый проект тоннеля под Ла-Маншем был предложен во Франции еще в начале XIX в. И в дальнейшем подобные проекты выдвигались не один раз. Однако ocyществить строительство Франции и Великобритании yдaлось только в 1987- 1994 гг. Фактически под дном пролива были проложены три параллельных тоннеля: два для движения поездов в обоих направлениях и один для их обслуживания. Общая длина тоннеля 50 км, из которых 37 км проходят под дном пролива (на глубине 40 м). Благодаря Евротоннелю теперь поездка из Парижа в Лондон занимает меньше 2,5 часов. За время работы тоннеля им воспользовались десятки миллионов пассажиров.

22.Считается, что современный туризм зародился именно в Англии, когда в 40-х гг. XIX в. Т. Кук основал туристическую контору. Если говорить об отдыхе, то Англия является родиной гольфа (1857), футбола (1863), тенниса (1875).

23.Французская Ривьера еще в XIX в. стала излюбленным местом отдыха таких знаменитых французских писателей, как Бальзак, Флобер, Мопассан. Здесь жили и работали русские писатели и артисты: Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, А. И. Куприн, А. П. Чехов, И. А. Бунин, В. В. Маяковский, Ф. И. Шаляпин, С.П.Дягилев. Уже в ХХ в. яркие описания Ривьеры оставили американские писатели Эрнест Хемингуэй, Скотт Фицджеральд.

24.К числу наиболее популярных альпийских курортов относятся Шамони во Франции, Давос в Швейцарии, Боромио в Италии, Гармиш-Партенкирхен в ФРГ. Общее число мест для размещения туристов в районе Альп уже превышает 3 млн. К их услугам здесь 12 тыс. подъемников и 40 тыс. лыжных трасс.

25.В марте 1978 г. американский супертанкер «Aмоко Кадис», следовавший из Персидского залива в Pоттepдам, наскочил на рифы у берегов Франции. Из нeгo вытекло 230 тыс. т нефти, которая образовала «черный прилив», обрушившийся на пляжи, устричные плантации, рыбацкие гавани на протяжении 200 км.

26.Наибольшей популярностью велосипед как массовое средство передвижения пользуется в Нидерландах и Дании. Если про норвежцев говорят, что они рождаются с лыжами на нoгax, то про голландцев и датчан что они рождаются с велосипедом. «На велосипедах ездят монахини и священники, служащие в котелках и почтальоны, подростки, дамы в экстравагантных шляпах, хозяйки с продуктами в корзинах» так описывает Нидерланды один из современных путешественников.

27.Bceгo в зарубежной Европе насчитывается около 2200 особо охраняемых природных территорий. Их общая площадь - 580 тыс. км 2 , что превышает площадь самой большой страны региона - Франции. Из отдельных стран по количеству ООПТ выделяются Германия (472), Швеция (189), Австрия (187), Испания (161), Италия (143), Beликобритания (31) и Швейцария (112).

28.В столице Франции размещается более 700 международных политических, экономических и общественных организаций. Среди них ЮНЕСКО, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная организация породненных городов, Международная ассоциация университетов, Международная торговая палата, Международное энергетическое aгeнтcтвo, Международная организация криминальной полиции (Интерпол) и др. А в Брюсселе таких организаций 1400!

29.Для разработки месторождения Тролль была построена гигантская буровая платформа весом 656 тыс. т, на изготовление которой пошло 245 тыс. м З бетона и 100 тыс. т стальной арматуры, что в 15 раз превышает вес такой арматуры в Эйфелевой башне. А по высоте (472 м) эта буровая платформа превосходит Эйфелеву башню и почти все крупнейшие небоскребы мира.

30.Бонн - один из древних городов германии, отметивший в 1989 г. свое 2000-летие. Он был основан еще римлянами как крепость на Рейне. На протяжении многих веков Бонн оставался тихим провинциальным гopoдом, известным преимущественно благодаря тому, что здесь родился Бетховен и учились в университете Карл Маркс и генрих Гейне. В 1949 с после образования ФРГ именно этот город стал столицей страны.

31.Старинный тюрингенский город Веймар (в 1975 г.отметил свое 1000-летие), бывший в XVI0-XIX вв. герцогской резиденцией, особенно прославился как культурно-исторический центр, связанный с именами Иоганна Вольф-гaнгa Гёте, Фридриха Шиллера, Ференца Листа, Иоганна Готфрида гердера. в центре города сохранился дом Гёте, в котором он прожил с 1782 г. до своей смерти в 1832 г. Еще в конце XIX в. этот дом был превращен в музей, где сохраняется вся обстановка, включая библиотеку, кабинет писателя, коллекцию минералов и комнату, в которой он умер. емориальным музеем является и дом
Шиллера, где писатель провел последние годы жизни и создал свое последнее большое про изведение драму «Вильгельм Теллы».

32.Город Дуйсбург, расположенный на берегах Рейна, обычно называют «западными воротами» Рура. О том, что это действительно так, свидетельствует сложный лабиринт причалов, подъездных путей, складов. В Дуйсбургe находятся самые крупные металлургические комбинаты ФРг, которые получают по Рейну и сырье, и топливо. Поэтому по грузообороту cвoeгo речного порта (55 млн т в год) он занимает первое место в мире. Этот грузооборот намнoгo превышает грузооборот любого из морских портов ФРГ, за исключением Гамбурга.

33.По числу охраняемых природных территорий ФРГ превосходит все страны зарубежной Европы. Таких территорий в стране 472, а их общая площадь достигает 88 тыс. км 2 , или 1/4 всей территории страны. Среди oxраняемых территорий преобладают небольшие природные ландшафты, но основную площадь занимают так называемые природные парки («натурпарки»), которых насчитывается 61. Эти парки находятся главным образом в гopно-лесных районах (Баварский лес, Франконский лес, Тевтобургский лес и др.).


Книжная полка

1. Зарубежная Европа. М.: Мысль, 1979193. (Серия «Cтpaны и народы»).
2. Максаковский В. П. г"еографическая картина мира. M.:Дрофа, 2009. Ч. 2. Тема 1.
3.Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника: Кн. для учащихся 1 О кл. / Сост. А. П. Кузнецов. М.: Просвещение, 2000. Раздел «Европа».
4. Самые красивые города Европы. Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность. М., 2000.

Блок добываний знаний и умений
Задание 1.

Пользуясь картами атласа, дайте характеристику экономико-географического положения одной из стран зарубежной Европы (по выбору). Используйте типовой план характеристики эгп страны (см. план на с. 222).


По политической карте в атласе определите, какая из стран региона имеет наибольшее число стpaн-coceдей. Какое это может иметь значение?

Задание 2.

С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте xapaктeристику их государственного строя. Объясните, почему ни в одной другой части мира не сохранилось столько конституционных монархий, сколько в Западной Европе. Нанесите республики и монархии на контурную карту.Используйте также таблицу 2 в «Приложениях».

Задание 3.

Пользуясь картой полезных ископаемых зарубежной Европы в атласе, сравните страны региона по богатству и разнообразию топливных, рудных инерудных
полезных ископаемых. Примените типовой план xapaктеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона) (см. план на с. 222).
Используйте также таблицы 35 в «Приложениях».
Дополнительное задание (для удовольствия).

По карте атласа определите, в пределах каких широт располагается территория Великобритании, ФРГ, Франции, Италии. Подберите наглядные сравнения со странами CHГ.
Задание 4.

Используя рисунок 47, дайте характеристику зарубежной Европы как главного региона иммиграции нaселения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Добудьте из рисунка 47 столько сведений, сколько возможно.
Задание 5.

По карте народов зарубежной Европы в атласе охарактеризуйте распространение народов индоевропейской и уральской семей. Определите страны с однонaциональным, двунациональным и многонациональным составом населения.
Задание 6.

По рисунку 48 составьте в тетради таблицу «Агломерации-миллионеры» зарубежной Европы» и сравните отдельные страны по числу таких городов. Как вы дyмаете, можно ли утверждать, что в зарубежной Европе наглядно проявляются три главные общие черты процесса урбанизации?


Используя рисунок 48 и физическую карту зарубежной Европы в атласе, про ведите классификацию гopoдов-миллионеров региона по их эгп. Определите гoрода, расположенные: 1) на морских побережьях, 2) в устьях рек, 3) вдали от морей, но на судоходных реках, 4) вдали от морей. Результаты классификации отразите в таблице. В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?
Дополнительное задание (для удовольствия).

Составьте кроссворд «Столицы стран Европы».

Задание 7.

Пользуясь текстом и рисунками учебника, картами атласа и таблицами 2328 в «Приложениях», конкретизируйте характеристику одной из отраслей промышленности зарубежной Европы (по выбору). Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, определите их распределение по странам. По рисункам 25-29 установите, откуда в зарубежную Европу поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда, сталь.
Дополнительное задание (ycложненное).

Пользуясь картой зарубежной Европы в атласе, приведите примеры ориентации районов и центров черной металлургии на: 1) каменноугольные бассейны, 2) железорудные бассейны, 3) грузопотоки каменнoгo угля и железной руды (в том числе морские).

Задание 8.

С помощью рисунка 52 определите сельскохозяйственные культуры, наиболее характерные для стран, относящихся к cpeднe и южноевропейскому типам сельcкoгo хозяйства. Установите черты сходства и различия. Для объяснения используйте также агроклиматическую карту в атласе.

Задание 9.

Используя текст учебника и карту транспорта зарубежной Европы в атласе (врезка к карте мирового транспорта), схематически нанесите на контурную карту главные железнодорожные магистрали, судоходные реки и морские порты региона. Приведите примеры стран с одноцентровой (радиальной) и многоцентровой конфигурацией транспортной сети. Подумайте над причинами их формирования.

Задание 10 (творческое!).

Используя планы центральных частей Лондона и Парижа в атласе и дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно-исторических достопримечательностях этих городов. Почему они стали крупными центрами туризма?

Дополнительное задание (для удовольствия).

Составьте план проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе, посвященных знакомству с объектами Всемирного культурного наследия. Предложите один-два варианта маршрутов.

Задание 11.

Проанализируйте карту Pурскoгo промышленного района в атласе. Определите главные отрасли eгo промышленности и промышленные центры. Какие из отраслей относятся к старым, какие - к новым?

Задание 12.

Пользуясь «визитной карточкой» стран зарубежной Европы на форзаце учебника и подборкой диаграмм на с. 203-205, сделайте краткое сообшение об одной из стран (по своему выбору).

Дополнительное задание (ycложненное).

Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты одной из стран зарубежной Европы (по своему выбору). Про ведите анализ полученной картосхемы и дополните им сделанное сообщение.

Задание 13 (творческое!).

Просмотрите материал части 1 учебника и темы 6 «Зарубежная Европа». а также таблиuы «Приложений» и выпишите в тетрадь все сведения и цифровые дaнные, относящиеся к ФРГ. Используйте свой конспект для более полной характеристики экономической и coциальной географии этой страны.

Задание 14 (итоговое).

1. (Работа в тетради.) Сгруппируйте страны зарубежной Европы по следующим критериям: 1) величина территории, 2) численность населения, 3) уровень урбанизации. Сделайте выводы.

2. (Работа в тетради.) Пользуясь таблицами, рисунками и текстом темы 5, опрсделите, какие страны региона входят в «первую лесятку» стран мира по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Полученные данные оформите в виде таблицы.

3. Определите способы картографического изображения на картах, которыми вы пользовались при изучении темы 6. Какие из них являются новыми для вас?

4. Подготовьте краткую реuензию на книгу (главу), рекомендованную по данной теме.


Блок самоконтроля и взаимного контроля

Проверьте знание конкретoгo материала:

1. Какие из перечисленных стран зарубежной Европы являются конституuионными монархиями: Норвегия. Великобритания, Швеция, Финляндия, Испания, греция, ФРГ? 2. Какие из перечисленных ниже стран используют дунайский водный путь для выхода к морю: Югославия, Хорватия, Словения, Албания, Румыния, Польша, Beнгрия, ФРГ? 3. Какие из перечисленных ниже портов зарубежной Европы относятся к категории мировых портов: Осло, Глазго, Лондон, Гамбург, Роттердам, Марсель, Барселона, Афины, гданьск, Констанца? 4. Какие из перечисленных ниже районов относятся к числу высокоразвитых: Мидленд, Южный Уэльс, Лондонский, Парижский, Лотарингия, Южно-Германский?

Найдите в тексте учебника ответы на вопросы:

1. Каковы характерные черты западноевропейского гoрода?
2. В чем заключаются специфические черты топливноэнергетического хозяйства стран Восточной Европы?
3. В чем основное различие между северной и южной частями зарубежной Европы по набору полезных ископаемых?
4. Каковы характерные черты транспортной системы зарубежной Европы?

Используйте карты для ответов на вопросы:

1. В каких странах зарубежной Европы роль столицы выполняет не крупнейший город данной страны?
2. Какие страны региона имеют наибольшую плотность населения?
3. Как можно попасть из CeBepHoгo в Балтийское море водным путем, не огибая полуостров Ютландия?
4. Какие отрасли наиболее характерны для промышленных районов и узлов, сформировавшихся: 1) в столичных городах, 2) в городахпортах, 3) в угольных бассейнах?
5. Какие металлургические комбинаты работают на заморском сырье и топливе?

Объясните:

1. Когда и почему зарубежная Европа превратилась в мировой очаг иммиграции населения?
2. Почему во Франции и Великобритании наблюдается резкий перевес столицы над другими городами, а для ФРГ и Италии это не характерно?
3. Почему в структуре водопотребления Великобритании, ФРГ, Бельгии, Швеции 60-80% приходится на промышленность, а в Испании, Португалии, Италии, Гpeции на сельское хозяйство?
4. Почему нефтяные монополии ведут разведку и дoбычу нефти в Северном море, хотя ее себестоимость вомнoгo раз выше, чем в странах Ближнего и Среднего Востока?
5. Почему Норвегия имеет больший доход от рыболовства, чем от сельского хозяйства?
6. Почему по грузообороту река Рейн превосходит все другие речные системы мира?
7. Почему именно Европа была и остается главным районом международного туризма?
8. Почему в депрессивных старопромышленных районах состояние окружающей среды. как правило, наиболее угрожающее?

Укажите:
1. В каких из перечисленных ниже стран население гoворит на языках германской группы индоевропейской ceмьи: Италия, Австрия, Греция, ФРГ, Финляндия, Великобритания?
2. Для каких из перечисленных ниже стран характерен приток иммигрантов: Италия, Испания, ФРГ, Великобритания, Франция. Швейцария?
3. Какие из приведенных ниже утверждений правильны для следующих стран?

Можете ли вы:

1. Нанести на контурную карту по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Исландию, Данию, Финляндию, Ирландию, Люксембург, Австрию, Венгрию, Болгарию, Албанию, Португалию?
2. По памяти определить страны, которые имеют cyхопутные границы: 1) только с ФРГ, 2) только с Испанией, 3) с ФРГ, Швейцарией, Италией, Словенией, Beнгрией, Чехией, Словакией?
3. Показать на карте" следующие города. упоминаемые в тексте и на картах: глазго, Роттердам, Марсель, Брюссель, Мюнхен, Неаполь, Краков, 3агреб?
4. Назвать страну зарубежной Европы, где практически нет сельского населения?
5. Из приведенного ниже перечня:

а) исключить однонациональные страны: Бельгия, Испания, Норвегия, Португалия, ФРГ, Великобритания;
б) исключить страны, для которых не характерна ocoбенно высокая концентрация промышленного производства в столичных районах: Чехия, Словакия, Венгрия, Aвстрия, Италия, Франция, Дания?

Из готовых ответов выберите правильный:

1. Франция граничит с: а) тремя странами, б) пятью странами, в) шестью странами.
2. Самая большая городская агломерация зарубежной Европы: Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская, Голландская.
3. Из столичных городов региона на морском побережье находятся: Мадрид, Париж, Рим, Вена, Стокгольм, Копенгаген, Прага, София, Афины.
4. Больше вceгo нефти в зарубежной Европе добывается в: Испании, Австрии, Норвегии, Великобритании, Румынии, Албании.

Методические ключи к теме 6

Что нужно вспомнить

1. Политическую карту, отдельные страны и народы зарубежной Европы. (география, 7 класс.)

2. Особенности физико-географического положения, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности зарубежной Европы, природные зоны в ее пределах. (гeoгpaфия, 7 класс.)

3. Особенности исторического развития стран зарубежной Европы в конце XIX первой половине ХХ в.(История, 8, 9 классы.)

4. Материал части 1 данного учебника.

5. Понятия и термины: экономикогеографическое положение, территориальная структура хозяйства, специализация и кооперирование производства, инфраструктура, регион, субрегион.


Что нужно усвоить

Ведущие идеи темы 6:

1. Зарубежная Европа была и остается одним из главных центров мировой политики и мировой экономики.
2. «Старые камни» Европы великое достояние не только европейской, но и всей мировой цивилизации.

Главные научные знания темы 6:
1. Характерные черты эгп, географии природных ресурсов и населения зарубежной Европы.

2. Основные черты территориальной структуры расселения и хозяйства зарубежной Европы.

3. Основные черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы зарубежной Европы.

4. Основные черты размещения сельского хозяйства зарубежной Eвропы и eгo типы.

5. Основные черты региональной тpaнспортной системы зарубежной Европы.

б. Основные черты географического рисунка населения и хозяйства зарубежной Европы.

7. Субрегионы зарубежной Европы.

8. Федеративная Республика германия как самая экономически мощная страна зарубежной Европы.

9. Ключевые слова темы:

1) западноевропейский тип города,

2) субурбанизация,

3) западноевропейский тип транспортной системы,
4) портово-промышленный комплекс,

5) «ось развития»,
б) столичный регион.

Что нужно уметь

1 Давать характеристику экономико-географического положения страны.

2. Давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (peгиона).

3. Применять различные источники географической информации для доказательства, сравнения, конкpeтизации, для построения таблиц, графиков,проведения расчетов.

4. Применять ранее изученные текстовые, гpaфические и картографические материалы для углубления вновь приобретаемых знаний.

5. Готовить рецензию на прочитанную книгу (шаву, раздел).


Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

1. План характеристики эгп страны (региона).

1. Положение по отношению к соседним странам.
2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.

4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

5. Изменение -ЭГПво времени.

6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

2. План характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона).

1 Величина запасов и размещение полезных ископаемых, их территориальные сочетания.

2. Водные, лесные ресурсы и возможности их использования.

3. Общая oцeнка природно-ресурсного потенциала территории для развития промышленности и обеспечения ее природными ресурсами.

4. Черты рационального или нерационального природопользования по отношению к природным ресурсам для развития промышленности.

5. Общий вывод. Перспективы увеличения ресурсов и их использования.

Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений

Книги и учебники согласно календарному плануванння по географии 10 класса скачать , помощь школьнику онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей »

Субрегионы Зарубежной Европы Субрегион Кол-во государств Страны и территории Западная Европа 12Австрия, Андорра, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария. Северная Европа 6Дания, Исландия, Норвегия, Фарерские о-ва, Финляндия, Швеция Южная Европа 8Ватикан, Гибралтар, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино Восточная Европа 19Албания, Белоруссия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Польша, Румыния, Сербия, Черногория, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Чехия, Эстония





Характеристика европейских субрегионов Регион Площадь, тыс. км 2Население, млн. человек Северная Европа Западная Европа Южная Европа Восточная Европа


Природно-ресурсный потенциал 1)Месторождения каменного угля: Южный Уэльс, Центральная Англия, Шотландия, Рурский бассейн, Саарский бассейн, Верхнесилезский, Донецкий. 2)Месторождения бурого угля: в Германии, Польше, Чехии. 3)Месторождения нефти и газа: шельф Северного моря, Гронинген. 4)Месторождения железных руд: Швеция, Франция, Украина. 5)Месторождения бокситов: юг Европы 6)Месторождения цветных, редких и благородных металлов: северо-запад Скандинавии и север Британских островов 7)Медь: Нижняя Силезия 8)Свинцово-цинковые руды: Ирландия










Население В течение 20 века доля региона в численности населения мира постоянно снижалась. Страна 1990 год (млн. чел)2007 год (млн. чел)Прирост населения Всего Германия 79,482,3+2,9 Великобритания 57,661+,34 Франция 56,761,7+5 Нидерланды 1516,4+1,4 Италия 57,759,4+1,7 Испания 38,944,9+6 Украина 51,646,3-5,3 Польша 38,1 0 Румыния 23,221,5-1,7 Чехия 10,410,3-0,1 Венгрия 10,410,1-0,3





Является одним из наиболее плотно заселенных регионов мира (свыше 100 чел на 1 км 2). Наиболее высокая плотность населения (свыше 200 чел на 1 км 2) в Нидерландах, Бельгии, Великобритании и Германии. В регионе растет кол-во крупных городов, формируются агломерации и мегалополисы. 2 крупнейших мегалополиса – район нижнего и среднего Рейна (Нидерланды и ФРГ) с населением около 20 млн. чел. и в Великобритании (от Ирландского моря до пролива Ла-Манш) с населением около 25 млн. чел. Во Франции Парижская, Лионская, Марсельская агломерации. В Италии Римская, Миланская, Туринская агломерации. В Испании развивается Барселонская агломерация. В Португалии Лисабонская агломерация.


Восточная и Северная Европа Агломерации: София, Будапешт, Бухарест, Прага, Белград, Варшава, Киев, Минск (вокруг крупных городов). В развитых индустриальных районах: Польша – Лодзинская и Катовицкая агломерации. Украина – Донецкая, Днепропетровская, Одесская, Харьковская агломерации. В Швеции – Стокгольмская агломерация В Дании – Копенгагенская агломерация.






Промышленность Энергетика Базируется на собственных углях, нефти и природном газе. Значительная часть топлива импортируется из Африки, Ближнего Востока, России. Преобладают ТЭС. ГЭС – Норвегия, Швейцария. АЭС – большое значение в Бельгии, Германии, Великобритании, Венгрии, Болгарии, Чехии, Словакии. Лидер – Франция (3/4 дают АЭС). Приливные электростанции на побережье Франции. Геотермальные – в Италии, Исландии. Ветровые – Дания.




Черная металлургия Металлургические комбинаты на базе каменноугольных и железорудных бассейнов построены в Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Бельгии и др. Старые центры – Рур, Краковский. Лидер по выплавке стали на душу населения – Люксембург. В настоящее время идет смещение в портовые города (привозное сырье) – Генуя, Неаполь, Марсель. Заводы цветной металлургии тяготеют к портовым городам. Выпуск стали на мини-заводах (ориентирован на потребителя).


Машиностроение 30% всей промышленности и 60% экспорта продукции. Важный фактор – квалифицированная рабочая сила (крупные города). Особенно развито судостроение, станкостроение, авиастроение. Фирмы – Фольксваген, Даймлер-Крайслер, БМВ, Пежо, Ситроен, Рено, Вольво, Сааб, Фиат. Оптико-механическое машиностроение в Германии. Часовая промышленность в Швейцарии.


Химическая промышленность Крупное химическое производство в Германии. Германия – красители и пластмассы. Франция – синтетический каучук. Бельгия – минеральное удобрение. Швейцария – фармацевтика. Химические нефтехимические комбинаты возникли в устьях рек Темзы, Сены, Рейна, Эльбы. Крупнейшие комбинаты в Роттердаме, Марселе.



Сельское хозяйство Высочайший уровень развития. Высокотоварное (достижение НТР). В Европе сложились три типа сельского хозяйства: Североевропейский (Скандинавия, север Великобритании, Шотландии) – интенсивное молочное животноводство. Выращивание кормовых культур. Среднеевропейский (большинство стран Европы) – преобладание животноводства и животноводческих продуктов в рационе питания. Скот выращивается на фермах. Нидерланды, Дания, Швейцария – молочное животноводство. Дания – «молочная ферма» Европы. Нидерланды – цветоводство и овощи. Южноевропейский. Ориентация на растениеводство. Зерновое, виноградарство, садоводство. Табак, оливки, миндаль и др. Во Франции сочетаются среднеевропейский и южно европейский типы с/х.


Транспорт Высокоскоростные железнодорожные магистрали. Туннели. Паромные переправы. Между Парижем и Лондоном – Евротуннель (50 км под Ла- Маншем). Транспортный переход через Эресуни (между Данией и Швецией). Речной транспорт по Дунаю, Рейну. Воздушный транспорт – аэропорты Лондона, Парижа, Франкфурт-на-Майне. Морской транспорт – порты Роттердам и Гамбург.


Международный туризм Огромный рекреационный потенциал: 1)Богатые природно-рекреационные ресурсы 2)Историко-архитектурные памятники 3)Высокий уровень жизни, транспортная освоенность, сервис 4)Стабильность политической обстановки, отмена паспортного режима Популярны приморский и горный туризм. Развивается экологический туризм.

Деление Европы на регионы - вопрос непростой. Несмотря на то, что рассматриваемая часть света является относительно небольшой, единой общепризнанной классификации субрегионов и стран Зарубежной Европы нет. Всё дело в том, что Европа - это не только географический объект, но и политический, культурный и цивилизационный.

Зарубежная Европа

Европа - одна из двух частей света, образующая самый большой материк - Евразия. Существуют различные подходы к делению Европы. После Второй мировой войны мир окончательно разделился на два противоборствующих лагеря - капиталистический и социалистический. Главной ареной этой борьбы становится Европа. И как результат - условная граница на карте Старого Света, разделяющая её на запад и восток. К западной части принадлежало 32 суверенных государства, которые продолжили капиталистическое развитие. К восточной - страны «социалистической ориентации».

В 1991 году произошёл распад СССР. На его месте возникло новое объединение - Содружество Независимых Государств (СНГ), которое, по сути, провело новую разграничительную линию. На этот раз она вновь разделила один из наиболее экономически освоенных регионов мира на две части - Зарубежная Европа (40 стран) и Восточная Европа. К последней относятся страны-члены СНГ: Россия, Белоруссия, Украина и Молдова.

Рис. 1 Политическая карта Европы

Классификация ООН

Не всё так просто и с региональным делением в Зарубежной Европе. Существуют раз личные подходы к классификации. ООН предлагает своё «видение», в основе которого лежит географическое положение стран. Согласно ему Европа делится на следующие регионы:

  • Западная : Австрия, Бельгия, Германия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария;
  • Северная : Великобритания, Дания, Ирландия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Латвия, Литва, Эстония;
  • Южная : Албания, Босния и Герцеговина, Кипр, Македония, Сан-Марино, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория, Португалия, Испания, Андорра, Италия, Ватикан, Греция, Мальта;
  • Восточная : Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия.

Секретариат ООН к Восточной Европе также относит и страны СНГ: Россия, Республика Беларусь, Украина и Молдова.

Долгое время в официальном документе организации о географических регионах и входящих в них стран такие государства, как Латвия, Литва и Эстония относились к восточноевропейской группе. И только в 2016 году их статус изменился: они стали частью Северной Европы.

Рис. 2 Норвегия - страна Северной Европы

Классификация ВТО

В сфере туризма есть ведущая международная организация - Всемирная Туристическая Организация (ВТО), которая является организатором и координатором различных проектов развития в туристической сфере. Она предлагает свой поход к делению Зарубежной Европы, который так же основан на географическом положении европейских государств, однако не совпадает со списком, предложенным ООН. Согласно ему регион делится на 5 субрегионов, которые представлены в следующей таблице:

Северная Европа

Южная Европа

Западная Европа

Центрально-Восточная Европа

Восточная Европа

Финляндия

Исландия

Норвегия

Сан-Марино

Гибралтар

Португалия

Швейцария

Германия

Нидерланды

Великобритания

Ирландия

Лихтенштейн

Люксембург

Хорватия

Словения

Словакия

Сербия и Черногория

Македония

Болгария

Европейская часть России

Белоруссия

Как видно из списка первые четыре являются субрегионами Зарубежной Европы, а к последнему - Восточной Европе, относятся страны СНГ. Иными словами, на карте между регионами были проведены две границы: физико-географическая и экономико-географическая. У стран Северной, Западной и Южной Европы есть одна общая характеристика - они относятся к группе развитых стран с рыночной экономикой и высоким уровнем жизни. К Центрально-Восточной - страны с переходной экономикой.

Рис. 3 Карта Южной Европы

Другие идеи

Среди множества идей, по какому принципу делить Европу на регионы, стоит выделить ещё одну. Она принадлежит известному американскому геополитику Хантингтону. Он считает, что между понятиями «Европа» и «Западная Европа» нет отличий. Это и часть света и один большой регион, исповедующий одну религию - западное христианство. Иными словами, Европа заканчивается там, где начинает «действовать» православие и ислам.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ТИП: комбинированный урок.

ВИД УРОКА: традиционный.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • сформировать представление о географическом положении стран Зарубежной Европы;
  • научить применять ранее полученные знания в различных коммуникативных ситуациях;
  • развить творческое мышление у студентов в ходе изучения географии и иностранного языка;
  • воспитать толерантное отношение к представителям других народов и культур.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • познакомить учащихся с Субрегионами и странами Зарубежной Европы;
  • продолжить формировать умения работать с географическими и контурными картами;
  • закрепить лексику по теме "Путешествие", названия географических объектов;
  • научиться называть по-английски европейские страны и их столицы;
  • закрепить употребление числительных, артиклей с географическими названиями, степеней сравнения прилагательных.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебник по географии, учебник по иностранному языку, рабочие тетради по географии и иностранному языку, раздаточный материал (приложения 1, 2), атлас по географии, компьютер, проектор.

ПЛАН УРОКА

№ п/п Этап урока Приемы и методы Время, мин
1 Организационный беседа 2-3 мин.
2 Проверки домашнего задания, подготовка к усвоению нового материала Устный опрос, обобщение ранее изученного материала.

Активизация умственной деятельности учащихся.

5 мин.
3 Усвоения новых знаний Рассказ и объяснение учителя, беседа, метод упражнений 45-55 мин.
4 Закрепления новых знаний Беседа, работа с

учебником, с контурной картой, метод упражнений

10-12 мин.
5 Подведения итогов урока и информации о домашнем задании Беседа 3 мин.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Учителя приветствуют учащихся.

II. Повторение ранее изученного материала.

Учитель географии. Работа по цепочке. Дать определение понятиям: страна, столица, население, форма правления, географическое положение, урбанизация, мировое хозяйство.

Учитель иностранного языка. Работа по цепочке. Перевести перечисленные ранее понятия на английский язык.

III. Изучение новой темы.

Учитель географии: этот регион - один из очагов мировой цивилизации, родина Великих Географических открытий, промышленных переворотов, экономической интеграции. Как в эпоху Древней Греции и Древнего Рима, так и в наши дни он занимает очень важное место в мировой политике и экономике. Как вы думаете, о каком регионе идет речь? (Европа). Слайд 1.

Учитель географии: Это географическое имя прежде всего напоминает о древнегреческом мифе согласно которому, Европа была похищена всемогущим Зевсом, принявшим образ белого быка. На спине этого быка она проплыла по Средиземному морю от Финикии до о. Крит.

Однако топонимисты обычно производят название "Европа" от ассирийского "ереб" - "мрак", "заход солнца", "запад" (в противоположность Азии, название которой связывают со словом "асу" - "восход").

Учитель Иностранного языка: Объявляет тему урока.

Учителя озвучивают цели урока. Слайд 2.

Учитель географии: Территория Зарубежной Европы занимает около 5,4 млн км2 с населением - 500 млн человек. Здесь расположены около 40 суверенных государств (включая микрогосударства). Территория Зарубежной Европы простирается: с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км; с запада на восток - более чем 3 тыс. км. Слайд 3.

Самая "длинная" страна региона - Норвегия, которая протягивается с севера на юг на 1750 км; протяженность Франции и Великобритании - около 1000 км; протяженность ФРГ - 850 км; протяженность Венгрии и Болгарии - 500 км; протяженность Бельгии - 230 км.

Учитель Иностранного языка: Назовите на английском языке: численность населения Зарубежной Европы, протяженность Зарубежной Европы, количество суверенных государств.

Учитель географии: ЭГП стран зарубежной Европы определяются двумя главными чертами: 1. Соседским положением (или непосредственно граничат друг с другом или их границы проходят по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей).

2. Приморским положением (расположены вблизи от оживленных транспортных путей, жизнь этих стран тесно связана с морем). Приведите примеры таких стран.

Не смотря на то, что зарубежная Европа один из самых не больших по размерам территории регион мира, он внутренне весьма неоднороден. В связи с этим в пределах зарубежной Европы по географическому принципу выделяют четыре отдельные части или субрегиона.

Северную Европу, Западную Европу, Южную Европу, Восточную Европу. Слайд 4.

Учитель Иностранного языка: обсуждают ранее полученную информацию.

Страны Северной Европы. Слайд 5.

Учитель географии: Посмотрите на карту в атласе. На севере Зарубежной Европы вы видите крупный полуостров, который носит название:? (Скандинавский). На территории этого полуострова полностью или частично разместились три государства, какие? (Норвегия, Швеция, Финляндия). Эти страны называют странами Скандинавского тигра. Как вы думаете почему? (Очертание полуострова напоминает тигра).

Посмотрите в карту, какие еще страны расположены на севере Европы?

Таким образом, к субрегиону Северная Европа относятся страны Скандинавского полуострова, Дания, Ирландия и страны Балтии. Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.

Слайд 6. Приложение. Слайд 7.

Доклад учащегося про одну из стран Северной Европы - Данию. Слайд 8.

Denmark. The capital of the country is Copenhagen. It is situated on the peninsular of Jutland and islands. It washed by The North Sea in the west and The Baltic Sea in the east. There is Skagerrak strait between Denmark and Norway. Strait Kattegat divides Denmark from Sweden. Denmark formally includes Greenland which is the largest island in the world and also Faeroe Islands. These territories are self-governed that is why they are practically independent. Territory on land - 42 394 square km, water territory - 700 square km. The population of the country is 5 564, 0 million people. The most of the population are Scandinavians; smaller groups are inuits and immigrants. People speak Danish on the whole territory of the country. People also speak German and English especially those who live in the big cities. Young people study English at schools.

Учитель географии: 1. Назовите столицу Дании. 2. Какими морями омывается Дания. 3. Какой пролив отделяет Данию от Норвегии. 4. Пролив Каттегат отделяет Данию, от какой страны?

Учитель Иностранного языка: учащиеся при помощи учителя заполняют таблицу 2 "Северная Европа" Приложение.

Страны Западной Европы. Слайд 9.

Учитель географии: Страны Западной Европы ещё называют странами Средней Европы. Как вы думаете почему:? Давайте посмотрим на карту и назовем страны относящиеся к субрегиону Западная Европа. Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.

Учитель Иностранного языка: называет страны и столицы на английском языке, Слайд 10, учащиеся пользуются таблицей 1 Приложение . Слайд 11.

Доклад учащегося про одну из стран Западной Европы - Великобританию. Слайд 12-13.

Great Britain. The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland is situated on the British Isles. It consists of four parts: England, Wales, Scotland and Northern Ireland. England, Wales and Scotland occupy the territory of Great Britain and Northern Ireland is situated in the northern part of Ireland. The territory of the United Kingdom is about 244000 square kilometers. The population is over 56 million people. The capital of the United Kingdom is London. The surface of the United Kingdom varies greatly. The northern and the western parts of the country are mountainous and are called the Highlands. All the rest is a vast plain which is called the Lowlands. The mountains are not very high. The rivers are not very long. The most important of them are the Severn and the Thames. There are many beautiful lakes in the mountainous part of the country. The mountains, the Atlantic Ocean and the warm waters of the Gulf Stream influence the climate of Great Britain. It is mild the whole year round. Winters are not cold and summers are not hot. Great Britain is a highly developed industrial country. It is known as one of the world"s largest producers and exporters of iron and steel products, machinery and electronics, chemicals and textile. One of the industries is shipbuilding. Great Britain is a country with old cultural traditions and customs. The most famous educational centers are Oxford and Cambridge universities. They are considered to be the intellectual centers of Europe. The United Kingdom is a monarchy and the Queen is the head of the state. But in practice it is ruled by the government with the Prime Minister at the head.

Учитель географии: 1. Назовите столицу Великобритании. 2. Какие части включает Великобритания. 3. Особенности рельефа. 4. Что оказывает влияние на климат. 5. Что вы можете сказать о хозяйстве Великобритании. 6. Что вы можете сказать о культурных традициях этой страны.

Рассказ учителя географии про Евротоннель.

Учитель Иностранного языка: учащиеся при помощи учителя заполняют таблицу "Западная Европа" таблица 2 Приложение.

Страны Южной Европы. Слайд 14.

Учитель географии: давайте посмотрим на карту и найдем Средиземное море. Все Средиземноморские относятся к субрегиону Южная Европа. Давайте назовем эти страны. (ответы учащихся). Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.

Рассказ учителя географии: Хорватия - столица Загреб. Происхождение названия города Загреб часто связывают с одной из местных легенд. Согласно одной из них, во время боевого похода хорватского отряда, его предводитель на привале воткнул меч в землю, оттуда забил фонтан холодной воды. "Загребайте!" - воскликнул предводитель, и воины - кто шлемом, кто ладонями - стали "загребать" и пить долгожданную воду. Другие считают, что название города пошло от старохорватского слова "загреб", означавшего насыпь, укрепление, городище. Вполне возможно, что древнее укрепление и дало название городу.

Учитель Иностранного языка: называет страны и столицы на английском языке, Слайд 15, учащиеся пользуются таблицей 1 Приложение . Слайд 16.

Доклад учащегося про одну из стран Южной Европы - Испанию. Слайд 17.

Spain. Spain is situated in the South-Western part of Europe. The capital is Madrid. Barcelona and Valencia are the large cities. It covers the largest part of Iberian Peninsula. The territory of the country is 504 645 square km that is the second in Europe after France. The average height above the sea is 650 meters. It is mountainous country. Pyrenees is the largest mountain chain on the peninsula. They cross the peninsular from the west to the east in its northern part. It has bounds with Portugal in the west, France and Andorra in the North. It is washed by the Atlantic Ocean from the North and west and the Mediterranean Sea from the South and East. The population of the country is about 39 270 people. They mostly speak Spanish but also a lot of people speak English.

Учитель географии: 1. Столица. 2. На каком полуострове расположена Испания. 3. С каким государством граничит на западе. 4. Какой пролив отделяет Испанию от Марокко (Африка).

Учитель Иностранного языка: учащиеся при помощи учителя заполняют таблицу "Южная Европа" таблица 2 Приложение.

Страны Восточной Европы. Слайд 18.

Учитель географии: давайте посмотрим на карту и определим государства, относящиеся к субрегиону Восточная Европа (ответы учащихся). Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.

Румыния - столица Бухарест. Согласно этимологической легенде, пастух Букур (Bucur) первый обосновался тут. Поскольку bucur по-румынски значит "ты радостен", то название города переводится как "город радости".

Учитель Иностранного языка: называет страны и столицы на английском языке, Слайд 19, учащиеся пользуются таблицей 1 Приложение . Слайд 20.

Доклад учащегося про одну из стран Восточной Европы - Румынию. Слайд 21 .

Rumania. The capital of the country is Bucharest. It is situated in the South-Eastern part of Europe. The territory is 238 004 square km. The population is about 22 670 people. It has bounds with Ukraine in the North, Moldavia in the North-East, Montenegro in the South-West, Hungary in the North-West, Bulgaria in the South. It is washed by the Black Sea from the South. The Danube is the large river in the country. It is also the natural boundary between Rumania and Bulgaria. Rumania is the member of the United Nations Organization and European Union.

Учитель географии: 1. Столица. 2. С какой страной граничит на севере. 3. Главная водная артерия, естественная граница с Болгарией. Каким морем омывается на юго-востоке.

Учитель Иностранного языка: учащиеся при помощи учителя заполняют таблицу "Восточная Европа" таблица 2 Приложение.

IV. Проверь себя: Слайд 22 - 26. Подведение итогов. Выставление оценок.

V. Д.З.: Слайд 27

Учащимся раздаются карточки с нарисованными на них колобками, ребята, с целью показать своё отношение к уроку, подрисовывают колобку улыбку вверх или вниз Слайд 28.

Спасибо за урок. Слайд 29.