Конспект НОД «Золотая осень» по формированию целостной картины мира и расширению кругозора у детей. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: НОД по формированию целостной картины мира «Осень». Старшая группа

наталия попова
Конспект занятия в старшей группе «Осень»

Конспект занятия в старшей группе «Осень »

Программное содержание :

Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы . Формирование представлений о периодах осени и их характерных признаках. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами . Обогащать словарь детей. Учить наблюдать явления природы и устанавливать элементарные и причинно- следственные связи. Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.

Предварительная работа.

Наблюдения на участке. Чтение стихотворений об осени . Рассматривание иллюстраций об осени .

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, если вы ее отгадаете, то узнаете тему нашего занятия .

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят : «Это.» (осень )

Правильно. Так о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии ? Об осени .

- Осень очень красивое время года, которым все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так называют? Листья деревьев меняют свой цвет.

Послушайте стихотворение про осень .

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем даже дуб зеленый .

Утешает осень : Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета.

А какие еще приметы осени вы можете назвать ? Что еще меняется в природе? Птицы улетают на в теплые края, дни становятся короче, а ночи длиннее, животные начинают готовится к зиме, люди собирают урожай, солнышко мало греет, часто льет дождь и т. д., листопад

Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете ? Сентябрь, октябрь, ноябрь.

А сейчас у нас какой месяц? Сентябрь.

Правильно, сентябрь это первый месяц осени . В этот период осень называют ранней . Когда дни еще стоят теплые, солнышко еще немного греет, деревья меняют свою листву, еще цветут цветы, созревают овощи на огороде, фрукты на деревьях, люди собирают урожай.

Октябрь – это середина осени , когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени , после него наступает зима.

А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Подбери слова»

Осенью лист (Что делает) - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают) - улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает) – тучи разгоняет, дует.

Молодцы, много слов подобрали.

2. Беседа по картине. «Золотая осень »

Посмотрите на картину русского художника «Золотая осень » . Написал ее И. Остроухов.

Какое время года видите? (На картине изображена осень )

Какие листья на деревьях? (На деревьях желтые, зеленые, красные листья)

Почему картина называется «Золотая Осень » (Потому, что желтые листья похожи на золотые монетки)

Какое настроение у вас вызывает эта картина? Хотелось бы вам оказаться в этом месте?

Как можно назвать явление, когда падают листья с деревьев? Листопад

Послушайте стихотворение про это явление природы.

Листопад

Листопад, листопад

Листья желтые летят,

Листья желтые летят, скоро станет голым сад.

А сейчас мы с вами поиграем в игру. Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют) .

3. Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков.

Словесная игра «Да-нет»

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?.

Молодцы!

А теперь мы с вами порисуем. Перед вами лежат раскраски, на которых изображены 4 времени года, вы должны выбрать ту картинку, на которой изображена осень и раскрасить ее . Но сначала подготовим свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Фруктовая ладошка

Этот пальчик апельсин

Он конечно не один,

Этот пальчик – слива, вкусная красивая

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос

Этот пальчик – груша, просит : «Ну ка - скушай»

Этот пальчик ананас, фрукт для вас и для нас!

(дети раскрашивают картинку) .

Итог занятия .

Ребята. Расскажите что мы с вами делали сегодня на занятии , какие игры вам понравились. Что нового вы узнали. Вы молодцы!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Осень, милости просим» Конспект Интегрированного занятия в старшей группе «Осень – милости просим». Воспитатель: Латакова О. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад №183» 2015.

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе «Осень» Конспект фронтального коррекционно- развивающего занятия по теме «осень». Цель: уточнить и обобщить знания детей по теме «Осень». Задачи:.

Конспект подгруппового занятия в старшей группе с нарушением речи «Поздняя осень» Цель: развитие познавательной сферы у детей старшего возраста с нарушением речи. Задачи: Образовательные: -учить детей определять предметы.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Осень наступила» КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей 5-6 лет (ООД) по теме «Осень наступила» Антипина Н. А., воспитатель МБУ д/с № 16 «Машенька».

Патимат Юнусова
Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Осень»

Образовательная область : «Познавательное развитие» .

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое» .

ЦЕЛЬ :

обобщить знания детей об осенних изменениях и явлениях в природе.

Задачи :

Образовательные : закрепить представления детей об осени , умение выявлять причинно-следственные связи.

Развивающие : развивать память, внимание, логическое мышление,

наблюдательность.

Речевые : развивать диалогическую, связную речь.

Воспитательные : воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.

Обогащение словаря : Лиловый, золотой, багряный, мрачная

Активизация словаря : поздняя, золотая, листопад, изморозь, дождливая, скучная, темная, грустная, богатая, красивая, яркая, цветная, радостная.

Материал : картины И. Левитана «Золотая осень » , «Осенний пейзаж » , материалы для опыта.

Методические приёмы : беседа, вопросы, игровая мотивация, чтение стихотворений.

Предварительная работа :

Наблюдение за осенней погодой во время прогулок. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок об осени . Чтение стихотворений. Беседы о приметах осени . Загадывание загадок об осени . Чтение произведений об осени . Подвижные игры : «Листопад» , «Раз, два, три! Этот лист бери» . Дидактические игры : «Осенние приметы » , «С какого дерева лист» .

Организация и проведение НОД :

Звучит тихо фрагмент музыки П. И Чайковского «Времена года – Осень » . И запись стихотворения :

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают -

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем…

О каком времени года говорится в стихотворении? (Осени ) .

Воспитатель : Осень бывает разной : хмурой с дождями; ласковой, яркой, нарядной, доброй – как настроение. Давайте передадим друг, другу доброе настроение и улыбнемся друг другу.

Выполняют мимические упражнения.

Есть две осени . Одна золотая радостная, роскошно убранная, богатая урожаем. Другая - грустная, с тихим плачем мелкого моросящего дождя. Зовут её поздней осенью .

За что любят золотую осень ? А ты, Сережа, как думаешь? Кто еще скажет, за что любят осень ? (ответы детей, при необходимости воспитатель дополняет : за щедрость, богатство красок лесов, полей, садов, за ясные дни, летящие по ветру паутинки).

Послушайте отрывок стихотворения :

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. И. Бунин.

О какой осени говорится в стихотворении? (золотая осень )

Картины золотой осени , яркие и красочные. Многие поэты и художники воспевали в своих произведениях образ золотой осени .

И сегодня, мы с вами познакомимся с картиной выдающегося русского художника И. И. Левитана.

Рассматривание картины «Золотая осень » на экране.

- Осень дивное , чудесное время года, воспетое многими поэтами. Ребята если бы вы писали стихотворения, какие бы использовали слова для описания золотой осени (богатая, красивая, яркая, цветная, радостная и т. д.) Составление описательного рассказа о золотой осени с помощью мнемотаблицы.

Ребята, назовите приметы осени , которые можно отнести к золотой осени .

Осенью много паутины – на ясную погоду.

Если на березе лист начал желтеть с вершины, то будущая весна будет ранней, а если снизу - то поздняя.

Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.

Улетели в край далекий,

Под иные небеса,

Птички вольные, покинув

Обнаженные леса!

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца… (поздняя осень ) . (А. Плещеев) .

На слайде картина И. Левитана «Осенний пейзаж » .

Перед вами картина великого русского художника И. Левитана «Осенний пейзаж » . Как вы думаете, какую осень изобразил художник ?

Рассматривание картины Исаака Ильича Левитана «Осенний пейзаж » .

Подберите слова для поздней осени . (дождливая, мрачная, скучная, темная, грустная, и т. д.) .

Составление описательного рассказа о поздней осени с помощью мнемотаблицы.

А теперь назовите приметы поздней осени .

В октябре на одном часу и дождь и снег.

Осень – перемен восемь .

Осенью семь погод на дворе .

Игра «Скажи, что бывает осенним

Дети подбирают словосочетания. Например, осенний день , осенняя погода и т . д.

Загадка : Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -. Ответ (Дождь)

Игра «Дождик»

Меж еловых мягких лап

(поглаживаем подушечками пальцев поверхность стола.)

Дождик кап-кап-кап. (Стучим пальцами по столу.)

Где сучок давно засох, Серый мох, мох, мох.

(Касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук.)

Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб.

(Поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскрываем широко.)

Кто нашел его, друзья?

(Указательным пальцем правой руки касаемся поочередно всех пальцев левой руки.)

Это я, я, я!

(разжимаем все пальцы левой руки, кроме мизинца, показываем его.)

Воспитатель : Осенью часто идёт дождь . А вы знаете, почему идет дождь? Хотите посмотреть, как получается дождик?

Опыт «Дождь»

Наливаем в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.) . Кладем на металлическое блюдо несколько кубиков льда и ставим его на банку. Теплый воздух, поднимаясь вверх, будет охлаждаться, а содержащийся в нем водяной пар - конденсироваться, образуя облако.

Вот так и в природе. Испаряясь с земли капельки воды поднимаются вверх. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми облаками и при охлаждении падают на землю в виде дождя.

Работа с методическим пособием «Круговорот воды в природе» .

Ребята, а чем вам нравится осень ? (ответы детей) . А тебе, Саша? А как думаешь ты, Лиана? (ТРИЗ «Осень хорошо и плохо » ).

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ в старшей группе «Какой разный огонь». Цель: обогащение и систематизация.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Осень»

«ОСЕНЬ »

(образовательная область «познание»)

Цель : обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи :

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;

Активизировать словарь детей по теме занятия;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей : здоровье, познание, социализация.

Оборудование :

Конверт с письмом и заданиями от Осени;

3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);

Листочки из картона для дорожки;

Презентация «Осень».

Презентация «Почему опадают листья».

Ход НОД:

Здравствуйте ребята, посмотрите, как красиво в нашей группе, а чтобы наше путешествие было сказочным и увлекательным, для начала нужно поприветствовать друг друга, вставайте скорее в кружок и повторяйте все за мной:

Здравствуй солнце золотое (руки в стороны)

Здравствуй небо голубое (руки вверх)

Здравствуй вольный ветерок (качаем руками над головой)

Здравствуй маленький дружок (берут друг друга за руки).

А теперь ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте, что я вам расскажу:

Сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу , к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети: Осень.

Да, ребята, правильно это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).

Письмо :

На лесной опушке я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я приглашаю вас в осенний лес.

Воспитатель: Ну что ребята, принимаем приглашение Осени?

Воспитатель:

Ребята, но чтобы попасть в осенний лес, необходимо пройти по

осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались в осенний лес, посмотрите, как же тут красиво.

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу!

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а зачем люди ходят в лес? (Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы.)

Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу?

Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? (Опавшей листвой, грибами)

Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

Воспитатель: Ребята, а какие осенние приметы вы знаете?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: – Правильно, послушайте стихотворение о приметах осени

«Приметы осени»

Осень подойдет не слышно

Тихо встанет у ворот

В огороде листик вишни

На дорожку упадет – эта первая примета

Что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины

В листьях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Пожелтеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река-

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж жди не жди,

Моросящие дожди.

Пеленой затянут просинь-

Значит, наступила осень.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

Правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

Какое время года изображено на первой картине? (Осень)

А на этой? (Осень)

А какое время года на третьей картине? (Осень)

Почему про осень нарисованы три разных картинки? (Потому что осень бывает разная).

– Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

– Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

– Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

«Мы листики осенние»

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель: А теперь перейдём к заданиям на карточках.

Первое задание называется «Отгадай загадку».

Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1. Кто же ухаживает за лесом? И как его называют (Лесник)

2. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно (Листопад)

3.Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это. (Дождь)

4.Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

5.Кто собрался в стайки? (Птицы)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

6.Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй? (Октябрь)

7.Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

8.Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет!

Дунул в лужу ветерок

И сковал ее. (Ледок)

9.Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек,

Выпал первый белый. (Снег)

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями.

Просмотр фильма «Осень» - Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием. Дети просматривают фильм «Осень».

Практическая часть.

Воспитатель: Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака, дети и одежда. Осень предлагает вам составить осеннюю картину. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.

Дети составляют картину осени.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат яблоки. Это осень нам принесла свои подарки.

Чем мы с вами, ребята сегодня занимались?

Высказывания детей.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Давайте в следующий раз отправимся в зимний лес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по теме «Осень»

Конспект НОД в старшей группе по теме « ОСЕНЬ »

(образовательная область «познание»)

Цель : обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи :

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;

Активизировать словарь детей по теме занятия;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей : здоровье, познание, социализация.

Оборудование :

Конверт с письмом и заданиями от Осени;

3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);

Листочки из картона для дорожки;

Презентация «Осень».

Презентация «Почему опадают листья».

Ход НОД:

Здравствуйте ребята, посмотрите, как красиво в нашей группе, а чтобы наше путешествие было сказочным и увлекательным, для начала нужно поприветствовать друг друга, вставайте скорее в кружок и повторяйте все за мной:

Здравствуй солнце золотое (руки в стороны)

Здравствуй небо голубое (руки вверх)

Здравствуй вольный ветерок (качаем руками над головой)

Здравствуй маленький дружок (берут друг друга за руки).

А теперь ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте, что я вам расскажу:

Сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети: Осень.

Да, ребята, правильно это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).

Письмо :

На лесной опушке я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я приглашаю вас в осенний лес.

Воспитатель: Ну что ребята, принимаем приглашение Осени?

Дети: Да!

Воспитатель:

Ребята, но чтобы попасть в осенний лес, необходимо пройти по

осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались в осенний лес, посмотрите, как же тут красиво.

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу!

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а зачем люди ходят в лес? (Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы.)

Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу?

Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? (Опавшей листвой, грибами)

Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

Воспитатель: Ребята, а какие осенние приметы вы знаете?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: – Правильно, послушайте стихотворение о приметах осени

«Приметы осени»

Осень подойдет не слышно

Тихо встанет у ворот

В огороде листик вишни

На дорожку упадет – эта первая примета

Что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины

В листьях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Пожелтеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река-

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж жди не жди,

Моросящие дожди.

Пеленой затянут просинь-

Значит, наступила осень.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

Правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Презентация «Почему опадают листья».

Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

Какое время года изображено на первой картине? (Осень)

А на этой? (Осень)

А какое время года на третьей картине? (Осень)

Почему про осень нарисованы три разных картинки? (Потому что осень бывает разная).

– Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

– Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

– Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

Да!

«Мы листики осенние»

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель: А теперь перейдём к заданиям на карточках.

Первое задание называется «Отгадай загадку».

Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1. Кто же ухаживает за лесом? И как его называют (Лесник)

2. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно (Листопад)

3.Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это. (Дождь)

4.Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

5.Кто собрался в стайки? (Птицы)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

6.Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй? (Октябрь)

7.Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

8.Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет!

Дунул в лужу ветерок

И сковал ее. (Ледок)

9.Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек,

Выпал первый белый. (Снег)

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями.

Просмотр фильма «Осень» - Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием. Дети просматривают фильм «Осень».

Практическая часть.

Воспитатель: Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака, дети и одежда. Осень предлагает вам составить осеннюю картину. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.

Дети составляют картину осени.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат яблоки. Это осень нам принесла свои подарки.

Чем мы с вами, ребята сегодня занимались?

Высказывания детей.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Давайте в следующий раз отправимся в зимний лес.


Задачи :

Обогащать и систематизировать знания детей об осени , о лиственных и хвойных деревьях, о грибах, о зимующих и перелетных птицах, о животных, закреплять умение определять деревья по листу,

Упражнять в умении образовывать относительные прилагательные, однокоренные слова,

Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме,

Учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом,

Развивать внимание, логическое мышление,

Развивать творческое воображение

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по формированию целостной картины мира « Осень » . Старшая группа .

Задачи :

Обогащать и систематизировать знания детей об осени , о лиственных и хвойных деревьях, о грибах, о зимующих и перелетных птицах, о животных, закреплять умение определять деревья по листу,

Упражнять в умении образовывать относительные прилагательные, однокоренные слова,

Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме,

Учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом,

Развивать внимание, логическое мышление,

Развивать творческое воображение,

Материал :

Картинки : периоды осени , деревья и листья, грибы, животные леса, их следы, птицы.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, отгадайте о чем мы с вами сегодня будем говорить. Для этого отгадайте загадку.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети. Это бывает осенью .

Восп. Да, это - осень . Сколько времен года всего?

Дети. Всего четыре времени года.

Восп. Какие вы еще знаете времена года?

Дети. Зима, весна, лето.

Восп. Сколько месяцев в году?

Дети. 12 месяцев.

Восп. Сколько месяцев в осени ?

Дети. В осени три месяца .

Восп. Назовите их.

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Восп. Как называется период начала осени ?

Дети. Ранняя осень .

Восп. Как называется период середины осени ?

Дети. Золотая осень ,

Восп. Как называется последний период осени ?

Дети. Поздняя осень .

Восп. Давайте вспомним, чем отличается осень от других времен года? Давайте поиграем в игру "Без чего не бывает осени ".

Дети. Осени не бывает без желтых листьев. Осени не бывает без хмурого неба. Осени не бывает без моросящих дождей. Осени не бывает без улетающих на юг птиц. Осени не бывает без серых дождевых туч.

Восп. Молодцы. Послушайте я вам расскажу про мальчика Сашу.

Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки . На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотым. Веселая была картинка . На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка . А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег.

"Как называется первая картинка ?" - спросил Саша маму и показал на первую. " Осень " - прочитала мама. "А эта?" - показал Саша на вторую картинку . " Осень " - опять прочитала мама. "А эта?" - спросил Саша про третью картинку . " Осень " - опять прочитала мама.

Восп. Почему про осень нарисованы три разные картинки ? Как разложить их правильно, по порядку : что раньше, что потом?

Дети раскладывают картинки : ранняя, золотая, поздняя осень и объясняют почему (приметы каждого периода осени ) .

Восп. Поиграем в игру "Найди ошибки".

Осенью дети загорают , купаются, носят легкую одежду. Осенью под ногами шуршат сухие, разноцветные листья. Осенью набухают почки , распускаются на деревьях листья. Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов. Осенью дикие животные не делают запасы корма. Осенью птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов. Осенью дети идут в школу . Осенью распускаются первоцветы.

Дети находят ошибки и исправляют предложения.

Отгадайте загадки.

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь)

Королева наша, Осень ,

У тебя мы дружно спросим :

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

(октябрь)

Поле чёрно-белым стало :

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

(ноябрь)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(осенью )

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всолыхнул.

(осенний лист )

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

(дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду. (лужи)

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли. (зонт)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

(листопад)

Оранжевые, красные

на солнышке блестят.

Их листья, словно бабочки

кружатся и парят.

(деревья осенью )

Восп. Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес .

Физкультминутка

Заходи в осенний лес !

(Дети выполняют ходьбу на месте) .

Много здесь вокруг чудес!

(Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг) .

Вот берёзки золотые стоят,

(Поднимают руки вверх) .

Под берёзками грибочки

(Приседают и выполняют упражнение Грибок) .

На нас глядят-

В корзинку прыгнуть хотят.

(Встают и выполняют упражнение Корзинка) .

Восп. Вот и оказались мы с вами в лесу. Шагаем по мягкому ковру из листьев. Выбирайте себе любой листочек и расскажите нам с какого он дерева.

Дети. Этот лист с берёзы, он берёзовый. Этот лист с дуба, он дубовый. Этот лист с клёна, он кленовый. Этот лист с осины, он осиновый. Этот лист с рябины, он рябиновый.

Восп. Давайте назовём хвойные и лиственные деревья.

Дети. Лиственные деревья - берёза, рябина, клён, дуб, осина, липа, тополь и др.

Хвойные деревья - ель, сосна, пихта.

Восп. Как вы думаете, ребята, почему деревья сбрасывают листья осенью ?

Дети. Становится холодно, солнце светит мало, сокодвижение останавливается, поэтому листья желтеют, сохнут и опадают, деревья засыпают.

Восп. Отгадайте загадку. Стоит Антошка на одной ножке, кто мимо проходит, все ему кланяются.

Дети. Это гриб.

Восп. Посмотрите сколько в нашем лесу грибов. Давайте рассмотрим картинки и разложим грибы в две корзинки- съедобные и несъедобные.

Дети. Съедобные - белые, сыроежки, подосиновики, подберёзовики и др. Несъедобные грибы - поганки, мухоморы, ложные опята и др.

Восп. Ребята, давайте прислушаемся, почему мы не слышим весёлых птичьих голосов?

Дети. Птицы собираются в стаи и улетают на юг.

Восп. Почему?

Дети. Стало холоднее, стало меньше еды, насекомые приготовились к зиме, спрятались, скоро траву, семена засыпет снегом.

Восп. Назовите перелетных и зимующих птиц.

Дети. Ласточки, трясогузки, журавли, соловьи, скворцы и др. - это перелетные птицы. Воробьи, сороки, голуби, вороны, синицы и др. - это зимующие птицы.

Восп. Расскажите, как животные готовятся осенью к зиме .

Дети. Зайцы, лисы, белки, волки и другие животные меняют шерсть на более густую и меняют окраску. Многие животные делают запасы на зиму. Ёжи, медведи и другие животные готовятся к зимней спячке.

Восп. Посмотрите на картинки , животные потеряли своих детёнышей, давайте поможем им их найти и назовём их.

Дети. Заяц, зайчиха, зайчата. Медведь, медведица, медвежата. Лис, лисица, лисята. Волк, волчица, волчата.

Восп. Посмотрите, как много следов в лесу, давайте определим где чьи следы.

Дети. Это следы зайца, это заячьи следы. Это следы волка, это волчьи следы. Это следы лисы, это лисьи следы. Это следы медведя, это медвежьи следы.

Восп. Молодцы ребята все задания выполнили. А сейчас нам пора возвращаться домой.

Расскажите где мы с вами были и что видели. (Ответы детей) .


Занятие для детей старшей группы по формированию целостной картины мира.

Тема: Три осени 02.11.2015

Цель: Обобщить представления о характерных признаках трех периодов осени: ранняя, золотая, поздняя. Систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе(в растительном и животном мире.)

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Уточнить представления о сельскохозяйственном труде людей в осенний период.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Воспитатель: Ребята, на свете есть удивительная страна – страна красоты. Там живут звуки и краски, чувства и настроения. И хотя к нам в окно стучится зима, пугая нас крепкими морозами, я приглашаю вас в гости в удивительное время года о котором я прочитаю стихотворение. Вы его внимательно послушайте и скажите о чём оно.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

· О каком времени года стихотворение?

· А какие еще времена года вы знаете?

· Сколько месяцев длится осень?

· Назовите осенние месяцы

А какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя). Чем они отличаются др. от др.

- Ранняя- днем по прежнему тепло, ночью уже становится холодно, солнце светит по летнему, но уже не греет как летом и т.д.

- Золотая или средняя- листья начинают желтеть, опадать (листопад), становится прохладно, частые и затяжные дожди, люди одеваются по погоде, день становится короче.

- Поздняя- становится все холоднее и холоднее, пролетает снег, опала вся листва, перелетные птицы улетают на юг, животные меняют шубку, уходят в спячку и т.д.

дид.игра "Дикие животные"

подходим к столам. Найдите животных которые меняют свой окрас? найдите животных которые уходят в спячку, какие птицы? (крепим к доске).

Молодцы! Отлично справились с заданием! А сейчас мы превратимся с вами в осенние листочки!

Динамическая пауза « Листочки »

Мы листики осенние.
( Плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
( Подуть, развести руки в стороны)

Мы летели, мы летели
( Бег)

И на землю тихо сели.
( Присесть)

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
( Подуть, плавное покачивание руками вверху над головой)

    Закружились, полетели
    И на землю снова сели.
    ( Дети садятся на ковер)

Давайте мы с вами посмотрим репродукции с изображением осени и определим, какая она! (Беседа по картинам, выявить по каким признакам они определили, какая именно это осень).

Люди любят осень не только за красоту, как вы думаете, за что еще? (ответы детей)

    - Верно, осень щедра дарами: и сады, и лес, и огороды дарят людям много вкусного и полезного. ( Беседа об урожае, о труде людей) рассматриваем репродукции.

    Человек осенью (5 мин)

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Сережа? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в парках и скверах?
(В городских парках высаживают молодые деревья и кустарники.)
- А в садах?
(Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Катя, какие еще работы выполняются в саду?
(Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- А как трудятся в деревне, на полях? (
В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (
А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дяде Диме, чтобы стало чисто.)
За правильные ответы также выдаются жетоны в виде листочков.
- Кто хочет добавить? (
Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Ребятки, скажите мне, а какие дары природы мы собираем осенью?(Овощи фрукты).

- Ребятки, посмотрите у меня есть 2 корзины, в которых лежат фрукты и овощи. Но они перемешаны. Сейчас (имена 2 детей) разделят их по корзинам, а пока они это делают мы с вами кое- что выясним

- Что мы можем приготовить из овощей? (Из них можно варить суп, солить, готовить салат.)

- А из фруктов? (Варить компот, делать сок, готовить салат, делать варенье и т. д.)

Дидактическая игра "Поваренок" команды из 4 чел. Придумывают, что они будут делать и рассказывают всем.

Спасибо ребята вам за работу, было приятно с вами играть, а сейчас скажите, о каком времени года мы с вами сегодня говорили, какая бывает осень? Что вам понравилось?