Первобытные скотоводы и земледельцы. Древние земледельцы — Гипермаркет знаний

Урок 1. Первобытные земледельцы и

скотоводы . Возникновение земледелия и

скотоводства

I. Проверочная работа. (Учитель зачитывает вопросы, учащиеся письменно отвечают, на доске - оформление проверочной работы)

1. Когда человек выделился из живой природы? (Около 3... лет назад)

2. Материк, где были обнаружены останки первого человека...

3. Как назывался первый человеческий коллектив ?

4. Чем первый человек отличался от животных?

5. Назовите первые орудия труда: ..., ....... и...

6. Каменный век - это...

7. Первые занятия человека - ... и...

8. Присваивающее хозяйство - это хозяйство, при котором человек..

9. Какой период на Земле стал суровым экзаменом для челове­ка, но он выжил благодаря овладению огнем, умению шить одежду, строить жилище, охотиться?

10. Зазубренный костяной наконечник копий для рыбной лов-

11. Твердый камень, легко раскалывающийся на пластины с острыми краями...

13.Вставьте пропущенные слова:

Родовая община - это коллектив..., которые жили и труди­лись..., имели... имущество (..., ..., ...).

14. Соедините стрелками: homo habilis человекразумньщ homo erektus –у человек умелый homo sapiens человек прямой овладел огнем родами и племенами научился делать орудия труда

15. Объясните, как вы поняли, какое общество называют пер­вобытным.

II. Новая тема

(В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озеро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотниками, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья ячменя и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие)

Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, су-1 шествовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сдела­ны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пше­ницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители по­селка охотились на-диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу

Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (При­сваивающее)

Во главе родовой общины стоял старейшина .

Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли ста­рейшинами.

Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он луч­ше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и расте­ниях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к не­му группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.

Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну, ясно: зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорвалась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!»

Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине гри­бы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы бо­леть».

Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной на­блюдательностью и цепкой памятью не только давал советы.

Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и доверяли ему во всем.

Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая лаем о приближении других хищников.

Собака стала первым домашним животным, она помогала че­ловеку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у лю­дей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поро­сят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Посте­пенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник­ло скотоводство.

Запись в тетради:

Охота - скотоводство

Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались со бирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножа ми, состоявшими из мелких и острых кремневых пластинок, вставлен ных в кость или рог.

Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр.19. Назо вите изображенное орудие труда.

Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зес нотерках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерн измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое врем люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделал замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в земель прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен Так возникло земледелие.

Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других район; Земли первые земледельцы выращивали другие полезные растения фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке , бананы и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае.

Собирательство - земледелие.

Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое щ митивное земледелие получило такое название?

Какие природные условия необходимы были для занятия л тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие влаги, мягь почва)

Щрочитайте третий абзац n. l §4 и объясните, почему п воначально сложившуюся систему земледелия назвали подсеч огневой?

Какие изменения произошли в жизни людей с появлен; земледелия и скотоводства?

(С появлением этих занятий жизнь людей перестала зависеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они заня­лись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь людей улучшилась.)

Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.

Запись в тетрадях:

Производящее хозяйство - это хозяйство, при кото­ром человек сам производил все то, что было необходимо ему для жизни, занимался земледелием и скотоводством.

Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало уси­лий: расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай костяным серпом. Лю­ди не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.

Отношения в родовой общине становились все более сплочен­ными.

Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п. З, назови­те, какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавли­вать посуду, ткать, сверлить и шлифовать.)

Домашнее задание:

1) Прочитайте §4.

2) Ответьте на вопросы №1-3 на с.22.

3) Выучите понятие «производящее хозяйство».

4) ^Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земледельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда.

Урок 9. Древний Египет. Государство на берегах Нила

Учитель: Время с III тысячелетия до н. э. до середины V века нашей эры называют историей древнего мирз.

история древнего мира

Древняя Греция (см. стр. 111) Древний Рим (см. стр. 201)

Древний Восток:

Египет (см. стр. 31)

Вавилон (см. стр. 66)

Китай (см. стр. 101)

Индия (см. стр. 93)

Задание: Прочитайте введение к разделу «Древний Восток» на стр. 32.

Учитель: При чтении мы встретились с понятием «государст­во», это форма организации человеческого общества, пришедшая на смену соседской общине, родоплеменным отношениям.

На доске:

РОДОВАЯ ОБЩИНА

СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА

ГОСУДАРСТВО

«Государство» можно спутать с понятием «страна». На, доске: Государство Ф страна. Но это не так.

Страна - это местность, часть поверхности земного шара, пространство, простор.

Страна бывает большой или...? Горной или...? Жаркой или...? Например, что мы имеем в виду, когда говорим «страна Еги­пет»? Это местность, где протекает река Нил от первого порога до мо­ря, ее берега, дельта, горные обрывы на границе с пустыней. Страна Египет существует в наши дни, существовала и до возникновения го­сударства.

Что же это такое? Понятие «государство» связано с понятием «власть».

Власть - способность и возможность оказывать опре­деляющее воздействие на поведение, мысли и чувства других людей.

Вопросы: 1) Существовала ли власть до возникновения госу­дарства? Кто ею распоряжался?

(В условиях родового строя общинники все вопросы решали сообща, контроль за исполнением этих решений осу­ществляли старейшины, вождь . Власть вождя была выборной, опиралась на авторитет , уважение, признание достоинств вождя со стгюронь5 всех членов рода.)

2) Чем же отличается власть царя, правителя государства, от власти вождя?

Свою власть царь получал по наследству от отца, не всегда обладая необходимыми знаниями, умениями, способно­стями, опытом, мудростью. Поэтому власть приходилось удерживать силой с помощью войска, поручения и приказы ца­ря выполняли чиновники - люди, находившиеся на службе госу­дарства.

3) Почему же вожди и старейшины не нуждались в примене­нии силы? Вспомните один из признаков первобытного общества.

(Не было угнетения, никто не заставлял никого тру­диться. Это делали все, чтобы выжить. Вождь управлял де­лами племени, опираясь на обычаи и традиции, следование ко­торым было важным условием выживания.)

Учитель: Итак, в вышеизложенном смысле государство - это власть, нуждающаяся в применении силы. Однако эта власть выполня-" ет важные для общества функции:

Объединяет население, проживающее" на определенной тер­ритории, для решения общих дел;

Регулирует отношения между людьми, управителями и управляемыми. ^

Вопрос: Как же отличить государство от другие форм ор­ганизации человеческого общества? (Опираясь на мА

на стр.32, учащиеся могут выделить следующие признаки государст­ва:

1. Во главе государства стоит царь.

2. Власть царя передается по наследству.

3. Государство имеет свою территорию.

4. Государства-города окружались крепостной стеной. Вопрос: Почему?

5. В глотом городе (столице) жил царь, находилась казна.

6. С появлением государства возникла письменность. Она спо­собствовала укреплению власти царя (запись законов и приказов), сохранению и увеличению его богатств (т. е. собственности).

Завоевание Персии казалось Александру началом великого пoxo^ {о для осуществления задуманных им планов завоевания Азии македонск о войска было недостаточно. Поэтому он приказал набирать 30 тыс. пе идских мальчиков и обучать их военным приемам.

Недовольство македонцев поведением Александра в Египте обос 1илось в Персии, когда царь стал одевать персидские царские одежды. Ср> (и приближенных к Александру появились персы, в то время как быв1ш подвижники отходили на второй план.

Это привело к заговорам и покушениям на жизнь Александра. И о тал расправляться с теми, кому еще недавно был обязан военными успех* iii и даже жизнью.

Вдохновителями заговора были объявлены старейший и почитае 1ый македонцами полководец Парменион и его сын Филот, один из храб

командиров македонской конницы. После жестоких пьли был казнен, а Парменион тайно убит по приказу царя.

На пиру в порыве гнева Александр убил своего друга К лившегося упрекнуть своего царя.

Найдите слова Клита в п. 3, абз. 5, стр. 196. Прав ли был л

Прочитайте название п. 4.

О чем оно говорит?

На доске:

326г. до н. э. - Александр достиг берегов реки Гидаспу i территории Индии. Перед ним стояло сильное войско царя \ вооруженное боевыми колесницами и слонами. Бой длился 8

Македонская армия одержала победу, но потери были месте битвы царь основал город Никею («победа»), на реке Гидасгп Буцефалия (в честь своего коня, который к этому времени издох от ти).

Битва с Пором подорвала мужество македонян. В Индии бь го непокоренных племен, и македонянам приходилось вести оже бои. Силы иссякали. Александру приходилось прибегать к беспо строгости, несмотря на прежние заслуги своих воинов. Но их уже было заставить воевать ни угрозами, ни обещаниями, после чего Але! ничего не оставалось, как объявить о возвращении домой. Столице! империи Александр сделал город Вавилон.

Его тело было перевезено в Египетскую Александрию и там бено.

А огромная империя, созданная им, распалась.

Домашнее задание:

1) Прочитайте §42, ответьте на вопросы к параграфу.

2) Выучите даты.

3) Составьте рассказ о походе Александра Македонского на I

Более 2 миллионов лет люди жили, занимаясь охотой и со-бирательством. Они не производили для себя пищу, а лишь присваивали то, что давала природа. Поэтому охоту и собира-тельство называют присваивающим хозяйством .

Но людям предстояло совершить важнейший переворот в своей жизни — научиться самим производить продукты пита-ния, то есть перейти к производящему хозяйству . Наивысшими достижениями людей далёкого прошлого стали земледелие и скотоводство .

Земледелие и скотоводство возникли одновременно около 10 тысяч лет назад .

Приручение животных и возникновение скотоводства

После потепления на земле, когда были изобретены лук со стрелами, ловушки и капканы, некоторые племена сумели приручить диких живот-ных и перешли к скотоводству. Охотники были теперь хорошо вооружены и охотились не на таких крупных животных, как раньше. Родовые общины помогали друг другу в трудные вре-мена. Порой у людей оставался запас пищи. Охотники переста-ли сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокой-ных и послушных животных. Так постепенно люди приручили овец, коз, свиней, коров.

А самым первым приручённым животным была собака. Ди-кие собаки старались жить возле людей, сами следовали за охотниками в надежде получить что-нибудь из добычи. Собаки помогали людям в охоте. Они охраняли стада приручённых жи-вотных, став хорошими помощниками не только охотникам, но и пастухам.

На стоянках каменного века археологи находят даже собачьи захороне-ния. В одном из них нашли дорогое ожерелье.

Возникновение земледелия

Возможно, появлением земледе-лия человечество обязано наблю-дательности женщин. Занимаясь собирательством, они заметили, что упавшие в землю зёрна прорас-тают, а из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Жен-щины стали специально их сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие.

Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были ячмень, просо, пшеница, рис. В разных районах земли люди нашли много полезных и съедоб-ных растений, которые научились выращивать. Например, роди-ной ячменя, риса и чая является Азия, пшеницы — Азия, Африка и Европа, капусты — Европа, а кукурузы, картофеля, подсолнеч-ника, какао и тыквы — Америка. Материал с сайта

Земледелие было тяжёлым делом. Пригодных для обработки земель было мало, людям приходилось отвоёвывать их у леса. Однако человеку это оказалось под силу, у него уже был топор. Вырубали деревья и кустарники, выкорчёвывали пни, а затем, дав дереву высохнуть, поджигали. Поле рыхлили мотыгой, ко-торая сменила палку-копалку — орудие собирателей. Сначала это были сучковатые палки, затем появились каменные мотыги с деревянной рукояткой. Древнее земледелие учёные называют мотыжным . Через несколько тысяч лет был изобретён плуг . На смену мотыжному земледелию пришло плужное .

Земледельцы и скотоводы стали оседлым населением. Они жили постоянно на одном месте. Рядом с поселениями зелене-ли поля, на лугах пасся скот. Но не все племена на планете од-новременно перешли к земледелию, а вначале лишь некоторые. Земледелие возникало там, где были благоприятные условия — тепло, много воды, плодородная почва и где в диком виде росли подходящие для посева растения.

Вопросы по этому материалу:

  • Объясните значение слов и понятий: присваивающее хозяйство, произ-водящее хозяйство .

  • Со временем поселения людей становились более многочисленными и постоянными. Самое яркое событие каменного века – зарождение земледелия и скотоводства . В некоторых областях Ближнего Востока, на предгорьях Северной Индии и Пакистана, на равнинах Северного Китая и в дельте реки Янцзы общины охотников и собирателей начали экспериментировать с растениями и животными. (т.е. не просто собирали дикие злаки, но выращивали их; не только охотились на диких животных, но и начали приручать их пойманных детёнышей). Это был настоящий переворот в добывании пищи. Он означал переход от присваивающей экономики, основанной на использовании ресурсов, предоставленных самой природой, к экономике производящей, к производству продуктов питания и всего необходимого для жизни.

    Новые способы ведения хозяйства повлекли за собой изменение всех сторон жизни – от одежды и утвари до идеологии. Наступила новая эпоха – новый каменный век – неолит .

    Земледелие по сравнению с охотой и собирательством требует больших усилий: вспашка, сев, прополка, сбор и хранение урожая – всё свободное время первых земледельцев уходило на это.

    Поэтому переход к земледелию был вынужденным выбором человечества. Охотники и собиратели обращались к сельскому хозяйству лишь тогда, когда охотничьи ресурсы уже не могли прокормить их общину. Рост населения и истощение охотничьих угодий стали первым всеобщим экономическим кризисом в истории человечества . Поиски выхода из него постепенно приводили ко всё большей зависимости сначала от сбора дикорастущих растений, а затем от специально выращенных. Переход к новой жизни был постепенным и мало заметным для людей одного поколения. Сначала общины охотников силилась поближе к диким полям и охраняли урожай от диких животных. Затем, как индейцы-шошоны, охотники-собиратели начали оберегать поля от засухи, пропалывать их от сорняков, рыхлить почву весной и, наконец, высаживать зёрна.

    Конечно, такой выбор был возможен не везде: для занятий земледелием нужны были благоприятный климат, плодородная почва, обилие воды для полива и, наконец, такие растения, которые давали высокий урожай. Не зависимо и приблизительно в одно и то же время земледелие зародилось на Ближнем Востоке в 8 тысячелетии до н.э., в Китае в 6 тысячелетии до н.э., в Центральной Америке в 7 тысячелетии до н.э. В этих областях найдены дикие предки растений, ставших там издревле основными сельскохозяйственными культурами: пшеница и ячмень на Ближнем Востоке и в Европе, рис и просо в Южной и Восточной Азии, кукуруза, бобы и картофель в Центральной и Южной Америке.

    Земледелие не могло полностью решить продовольственную проблему при кризисе охотничьего хозяйства. Источником белковой пищи людей по-прежнему было мясо животных. Новым источником добывания мяса стало скотоводство.

    Первыми прирученными животными стали собаки . Они помогали в охоте, а питались отходами со стола людей. Других животных человек смог приручить, только когда стал заниматься земледелием.

    Домашние животные по размерам тела меньше своих диких предков. Сейчас известно около 50 различных видов животных разводимых человеком. Сюда входят и некоторые виды рыб (форель, карп) и медоносные пчёлы, и тутовый шелкопряд. Но всеобщее распространение и важнейшее значение для человека получили лишь несколько видов скота: корова и буйвол, овца, коза, лошадь, свинья. Кости крупного рогатого скота, овцы, козы и свиньи найдены археологами в культурном слое большинства раннеземледельческих поселений. Распределение диких предков этих домашних животных показывает, что овцы и козы были сначала одомашнены в Западной или Средневековой Азии и распространились оттуда в другие области. Дикие предки крупного рогатого скота и свиньи встречаются на всей территории Евразии и были одомашнены в разное время в зависимости от местных потребностей и обстоятельств. Дикий бык, или тур, является предком большинства пород современных коров и был одомашнен первым на Ближнем Востоке, но в Южной и Юго-Восточной Азии использовались другие виды, такие, как як, буйвол, гаур. Единственным животным индейцев Южной Америки, стала лама.

    Животные были одомашнены для различных целей. В первую очередь – источник пищи, шерсти, шкур. Затем: как вьючные, как средство передвижения, удобрений для полей и, наконец, для обработки пашни. Но так было не везде. В Америке в раннеземледельческою эпоху домашний скот вообще не разводили ради мяса: южноамериканская лама с самого начала служила как вьючное животное, а альпака целилась исключительно за её тонкую шерсть.

    Благодаря одомашниванию растений и животных первобытные человеческие коллективы создали экономику, способную прокормить значительно большее число людей и обеспечить более высокий уровень жизни по сравнению с охотой и собирательством. Из первых центров сельского хозяйства очень скоро начало распространяться по всему миру, постепенно заменяя старые способы добывания пищи.

    Первые общины земледельцев и скотоводов возникли в районах предгорий, где произрастали дикие предки современных культурных растений и паслись стада диких коз, овец и коров. На Ближнем Востоке древнейшими очагами земледелия стали предгорья Загроса, Тавра и Ливана, образовавшие зону «плодородного полумесяца».

    Она охватывала с востока, севера и запада междуречья Тигра и Евфрата. В Южной Азии самые древние следы земледелия отрыты на восточных склонах гор Северного Белуджистана, спускавшихся к долине Инда и его притоков. В Китае родиной земледелия стали холмистые равнины Юга и среднее течение реки Хуанхэ. В Новом Свете первые культурные растения появились в горных районах Южной Мексики и предгорьях Анд.

    К 4 тысячелетию до н.э. сельское хозяйство в этих районах обеспечило большой рост населения и высокий уровень жизни. Это стало известно археологам по раскопкам таких посёлков, как Иерихон в Палестине, Чатал-Хююк в Малой Азии, Мегар на территории Пакистана, Банко в Северном Китае. Но узкие долины с неустойчивым и небольшим урожаем, получаемым с помощью мотыги, всё с большим и большим трудом обеспечивали жизнь растущих общин.

    Земледельцы постепенно начали занимать новые области с иными условиями окружающей среды. Они поселились в плодородных, но страдающих от наводнений долинах великих рек: Тигра и Евфрата, Нила, Инда, Хуанхе и Янцзы. Поселки земледельцев появились на равнинах с более суровым климатом и твёрдыми почвами. Они поднялись выше в горы. Сельское хозяйство в этот период стало основой жизни во многих областях Старого и Нового Света. Появились новые методы приспособления к разным природным условиям с целью повышения урожаев. Эти методы сильно различались в зависимости от почв, водного режима, рельефа местности и плотности населения. Важное новшество: стали использовать животных не только для получения мяса. Первые земледельцы и скотоводы научились употреблять возобновляемые ресурсы, которые животные могли предоставить в течение жизни: молоко, масло, сыр, шерсть, удобрение для полей и их мускульную силу.

    Первые земледельцы рыхлили почву и пропалывали поля простыми мотыгами. Они остались основными сельскохозяйственными инструментами на большей части Африки и Америки до прихода европейцев, а в некоторых случаях – до настоящего времени.

    В Европе и Азии очень рано стали использовать тягловую силу животных. Это связано с изобретением плуга. Выход земледелия плодородных узких долин на широкие просторы степных равнин и нагорий (возможность удобрять менее плодородные земли навозом, использование плуга – значит больше площади). Так скотоводство помогло земледелию сделать следующий шаг в завоевании планеты. Дальше пошла ирригация различных систем – искусственный полив пашни. Или наоборот: строительство дамб и бассейнов, задерживающих воду и плодородный ил после окончания разлива (Инд, Нил). В Месопотамии ежегодных наводнений было недостаточно. Здесь строились грандиозные сети радиальных каналов, требовавших больших затрат для их возведения и поддержания на должном уровне. Самые древние из известных оросительных каналов обнаружены в Месопотамии в Чога-Мами и датируются 5 тысячелетием до н.э. Сложные оросительные системы строились и в других частях Азии с засушливым климатом (край пустыни Каракумы в Туркмении).

    Ещё один прогрессивный способ – террасное земледелие. Террасные поля – характерная особенность пейзажа в различных областях мира: Перуанские Анды в Южной Америке, Филиппины, Греция. Оправданы были такие поля та, где население было велико. Длинные каменные стены превращали крутые горные склоны в систему плоских узких полос пашни, спускавшихся ступенями к равнинам. Террасные поля часто сочетались с системами дамб и каналов. Такая комбинация позволяла получать высокие урожаи даже очень влаголюбивых растений, например, риса.

    Земледелие больших просторов, в первую очередь в долинах великих рек предопределило огромный шаг в его развитии. Несмотря на значительные затраты сил и времени оросительное земледелие на илистых почвах давало урожай, во много раз превосходящий доходы первых земледельцев предгорий. Именно в этих долинах сельское хозяйство достигло невиданного прогресса и стало основой сложения великих цивилизаций Древнего мира.

    Но огромные массивы лесов были для первых земледельцев недоступны. Их освоение стало возможным позднее, с появлением сначала медных и бронзовых, а потом и железных орудий. Ещё с неолита в лесной полосе Европы и Азии земледельцы начали выжигать леса под пашни. Но только железный топор кардинально изменил ситуацию.

    Итак, рождение сельского хозяйства в первую очередь изменило способы добывания пропитания, но его последствия преобразовали фактически все стороны человеческой жизни и заложили основы всех последующих достижений человечества.

    Первым следствием новой экономики стало появление крупных постоянных поселений. Общины охотников часто переходили с места на место в поисках новых мест охоты. Размеры этих общин не были слишком большими и многочисленными. Охотничьи угодья могли прокормить группу из нескольких десятков человек.

    Земледельцы строили свои дома из глины. В сухом климате глина, смешанная с соломой или навозом быстро высыхает и становится очень прочной. (До сих пор этот прекрасный строительный материал используется во многих южных странах).

    Оседлая жизнь (люди жили в своих посёлках, как обнаружили археологи, по много столетий) и свободное от полевых работ время способствовали развитию разнообразных промыслов. Самым важным из них в раннеземледельческую эпоху было производство глиняной посуды. Гончарство – ремесло создания глиняной посуды было изобретено независимо в различных частях мира и в разное время. Самая древняя глиняная посуда происходит из Японии и датируется серединой 11 тысячелетия до н.э.

    Появление керамической посуды - одно из достихений неолита. Сосуды X-VIII вв. до н.э.

    Жители японских островов тогда ещё не знали земледелия, но вели осёдлый образ жизни: богатства морского побережья – рыба, моллюски – давали им возможность подолгу оставаться на одном месте. С другой стороны, в ранних земледельческих обществах Ближнего Востока, таких, как Иерихон, на ранних стадиях ещё не знали глиняной посуды. Здесь она начала появляться только в 8 тысячелетии до н.э., а в Перу и Центральной Америке земледельцы обходились без неё до 2 тысячелетия до н.э. Так что прямой связи между земледелием и глиняной посудой нет. Эта связь скорее косвенная: для охотников – собирателей эта посуда тяжела и хрупка. Её возникновение всегда совпадает с началом оседлой жизни. Посуда из глины изменила систему питания древних людей . Теперь меню первых земледельцев дополнилось различными похлёбками, кашами, т.е. всем тем, что можно приготовить в горшке. Украшавшие глиняной посуду орнаменты и рисунки скоро стали своеобразным видом первобытного искусства. В 4-3 тысячелетия до н.э. на просторах Евразии – от Испании на Западе до Китая и Японии на востоке – повсеместно появилась богато украшенная, нарядная керамика. (Изображения были самые разнообразные от геометрического орнамента до животных и даже фантастических существ.)

    Кроме керамики в среде осёдлых земледельцев развивались и другие ремёсла. Человек стал уделять больше внимания своей внешности. Отсюда в ранних земледельческих обществах резко возрастает число разнообразных украшений: бусы, браслеты. Подвески. Появляется первая косметика. С открытием металла обычным предметом в доме становятся зеркала, бритвы. И конечно же меняется одежда. Изделия из шкур и кожи животных не исчезли, но домашние растения и животные дали новое сырье для производства ткани.

    И наконец, в раннеземледельческую эпоху совершенно иным стал обмен . Использование вьючных животных позволило наладить устойчивые связи между отдалёнными областями. Возникновение излишков производства продуктов и зарождение ремёсел делали эти связи всё более оживленными и необходимыми. (т.е. началась торговля). Особое значение в торговле издревле имели такие продукты как вино, оливковое масло, специи, а также благовония и ткани. Торговля этими продуктами стала, например, для Греции, Финикии, Аравии основой процветания. Но самым известным примером такого рода является торговля шёлком. Великий шёлковый путь, протянувшийся от Китая до Рима в 1 тысячелетии до н.э. дал жизнь целым цивилизациям, стал причиной многих войн и связал воедино страны Старого Света.

    Итак, земледелие и скотоводство изменили все стороны жизни человека. Казалось бы, покорение мира вот-вот и будет достигнуто. Но тут возникли (уже в раннеземледельческую эпоху) большие препятствия. Мы не говорим уже о трудностях, которые человек испытывал расчищая леса, строя дома и каналы и т.д. Интенсивное ведение сельского хозяйства оказалось совсем не безобидным для природы, для состояния окружающей среды. Речь идёт о засоленности почв. В Южной Месопотамии крупномасштабная ирригация привела к засоленности почв. До нас дошли письменные свидетельства из 3 тысячелетия до н.э., которые рассказывают об этом процессе. Началось снижение урожаев, постепенно пшеница была заменена более выносливым в отношении соли ячменём. К концу 3 тысячелетия до н.э. выращивание пшеницы на юге Междуречья фактически прекратилось. В Центральной Месопотамии проблема засолённости тоже возникла, но в более мягкой форме, и там расширение посевов пшеницы продолжалось до 7 века нашей эры. Кризис в сельском хозяйстве отразился и на политическом положении Южной Месопотамии: она уступила первенство центральным и северных областям как раз в начале 2 тысячелетия до н.э.

    Побочным результатом пахотного земледелия была эрозия почвы, вызванная снятием защитного растительного покрова и ежегодным перепахиванием земли. Открытый плодородный слой становился беззащитным перед ливнями и ветрами. Например, на Эгейском побережье Малой Азии после нескольких столетий интенсивной распашки почва прибрежных холмов была почти полностью поражена эрозией. Вот что произошло в конце 1 тысячелетия до н.э. с греческими колониями на побережье Малой Азии: плодородный слой сносился дождями в речные долины, где он накапливался в устьях больших и малых рек. Береговая линия смещалась в сторону моря, и гавани многих городов античной эпохи оказались отрезанными от моря. Истощение земель, снижение урожаев, удаление от выгодных торговых путей – шаг: упадок греческих колоний (в значительной степени по этим причинам).

    >>История: Древние земледельцы


    6. Древние земледельцы

    1. Возникновение земледелия.

    Около 12 тысяч лет тому назад закончился ледниковый период. Мамонты, носороги и другие крупные животные, на которых охотился древний человек , вымерли. Охотиться с копьем на более мелких и быстроногих животных было гораздо труднее. Поэтому люди изобрели новое оружие - лук и стрелы.

    Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети. Одежду стали шить с помощью костяных игл.

    Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зерен. Эти зерна могут обеспечить человека пищей. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зерна дикорастущих растений. Так родилось земледелие , а люди стали земледельцами.

    Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком. Иногда пользовались мотыгой из рога оленя. Затем в землю бросали зерна. Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали серпами. Серпы делали из осколков кремня, прикрепленных к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились зернотерки. Смешав грубую муку с водой, получали тесто, из которого делали лепешки, и пекли их на раскаленных в очаге камнях. Так выпекали первый хлеб. Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия.

    Чтобы постоянно выращивать урожай, надо было жить на одном месте - вести оседлый образ жизни. Появились обустроенные жилища.

    2. Одомашнивание животных и скотоводство.

    Охотники иногда приносили живых детенышей диких зверей, оставшихся без родителей. Маленькие звери привыкали к человеку и его жилью. Вырастая, они не убегали в лес, а оставались вместе с человеком. Так, еще в верхнем палеолите была приручена собака, первое из животных, ставших служить человеку.

    Позже были одомашнены овцы, козы, коровы, свиньи. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры. Стало развиваться скотоводство , и надобность в постоянной охоте отпала.

    3. Неолитическая революция.

    Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты. Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством. Они научились сами производить нужное им для жизни - пищу, одежду, материалы для строительства. От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства. Это был величайший переворот в жизни древних людей. Произошло это в неолите. Ученые назвали этот переворот неолитической революцией.

    В земледелии и скотоводстве стали применять более совершенные и разнообразные орудия труда. Мастерство их изготовления передавалось от старших к младшим. Появились ремесленники - люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду. Ремесленники обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия. Произошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

    4. Посуда из глины.

    В период неолита люди стали делать прочную посуду из глины. Научившись плести корзины из прутьев, древние люди попробовали обмазывать их глиной. Глина засыхала, в таком сосуде можно было хранить продукты. Но если в него наливали воду, глина размокала, и сосуд приходил в негодность. Люди, однако, заметили, что, если сосуд попадал в огонь, прутья выгорали, а стенки сосуда уже не пропускали воду. Тогда они стали намеренно обжигать сосуды на огне. Так появилась керамика. Мастера украшали глиняную посуду узорами и орнаментами.

    В 4 тысячелетии до н. э. был изобретен гончарный круг. Посуда, сделанная на гончарном круге, получалась ровной, гладкой и красивой. В такой посуде готовили пищу, хранили зерно и другие продукты, а также воду.

    Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В период неолита человек изобрел простейший ткацкий станок. На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки. Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так нить за нитью ткались первые ткани.

    Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка.

    5. Соседская община.

    Род все еще продолжал играть большую роль в жизни неолитических земледельцев и скотоводов, но постепенно происходили важные изменения в жизни родовой общины . Более крепкими становились связи между соседями, в их общей собственности находились поля и выпасы для скота. Возникали деревни, поселения, в которых жили соседи. На смену родовой общине пришла соседская.

    Роды, жившие на общей территории, заключали между собой союзы, скрепляя их браками. Они принимали обязательства совместно защищать свою территорию, помогать друг другу вести хозяйство. Члены таких союзов подчинялись единым правилам поведения, почитали одних богов, хранили общие предания. Обширные родовые союзы образовывали племена. С развитием земледелия из рода стали выделяться самостоятельные большие семьи. Они состояли из нескольких поколений ближайших родственников - дедушки, бабушки, мать, отец, дети, внуки. Такой семье из земельных владений общины выделялся надел. Этот надел закреплялся за семьей, со временем превращаясь в ее собственность. Урожай тоже становился собственностью семьи. Более умелые, трудолюбивые и удачливые семьи накапливали богатства, другие становились беднее. Появилось имущественное неравенство. Оно влекло за собой и неравное положение людей в соседской общине.

    6. Выделение знати.

    Со временем старейшины, главы богатых и могущественных семей, колдуны стали присваивать себе лучшие земли, пастбища, самолично распоряжались общинными землями, продуктовыми запасами, скотом.

    Между племенами вспыхивали войны. Победившее племя захватывало земли, скот, имущество побежденных. А самих побежденных нередко превращали в рабов.

    Для ведения войны племя избирало военного предводителя - вождя. Постепенно вождь превращался в постоянного главу племени. Вождь формировал военный отряд из своих родственников и наиболее воинственных членов племени. Этот отряд назывался дружиной.

    Большая часть добычи доставалась вождю и его воинам. Они становились богаче своих соплеменников. Вождь, старейшины, дружинники, колдуны пользовались наибольшим уважением. Их называли знатными людьми, знатью. Знати приписывалось происхождение от почитаемых предков, особые доблести и достоинства. Вождь и знать управляли жизнью племени. Они образовали особую группу людей, главным делом которой было управление, организация жизни племени. Знатность передавалась по наследству. Она распространялась на детей, внуков, потомков знатного человека.

    В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
    Отослано читателями из интернет-сайтов

    Календарно-тематическое планирование по истории , задачи и ответы школьнику онлайн, скачать курсы учителю по истории 5 класс

    Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
    Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс Селунская Надежда Андреевна

    § 4. Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла

    Зарождение земледелия

    Люди подметили, что зерна колосьев или плодов, упав на рыхлую почву, прорастают и дают плоды. Они поняли, что пищу можно выращивать, и стали сажать в землю семена съедобных растений. Так из собирательства возникло земледелие.

    Для посевов выбирали ровные участки, расположенные неподалеку от воды. После расчистки от деревьев поле рыхлили мотыгами. Затем бросали в землю зерна. Такой вид земледелия называют мотыжным. Когда урожай созревал, его собирали при помощи серпов. Они состояли из дугообразной костяной или деревянной основы, в которую по краю вставляли осколки камней.

    Древнейшие орудия земледелия

    Со временем люди изобрели плуг. Вначале это была жердь с острым сучком на конце, которую привязывали к упряжке быков. Один человек вел их по полю, а другой шел за плугом и нажимал на него, чтобы тот глубже входил в землю. Плугом можно было обработать больше земли, да и урожай со вспаханного плугом поля был выше, чем с обработанного мотыгой. Это происходило потому, что плугом земля вспахивалась глубже, а семена, посаженные глубоко в землю, давали лучшие всходы.

    Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были пшеница, ячмень и просо. Родина этих растений – Передняя Азия. Так называют полуостров Малая Азия и прилегающие к нему области. Именно здесь найдены древнейшие поселения земледельцев. Они были основаны более 10 тысяч лет назад. Из Передней Азии земледелие постепенно распространилось по всему миру.

    Появление скотоводства

    Человек издавна начал одомашнивать животных. Первым, кого он приручил, была собака, ставшая его верным другом. Собаки оказались прекрасными сторожами. Если они чувствовали, что к поселению подкрадываются враги или хищники, то поднимали громкий лай. На охоте собаки помогали выслеживать и загонять дичь.

    Возвращаясь домой, охотники иногда приносили детенышей убитых животных. Их выкармливали до тех пор, пока те не становились взрослыми. Постепенно люди приручили и начали разводить свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство.

    Скотоводы. Древнее наскальное изображение

    Возникновение ремесла

    Появление земледелия и скотоводства изменило образ жизни людей. Теперь им не надо было переходить из одного места на другое вслед за кочующими стадами животных. Не надо было и каждый раз возводить новое жилье. Люди постепенно перешли к оседлому образу жизни. Это экономило их силы и время, которое можно было потратить с большей пользой: например, посвятить его совершенствованию орудий труда и жилищ.

    Древняя глиняная посуда

    Примерно в это время люди научились изготавливать глиняную посуду. В ней можно было хранить продукты, готовить пищу. Так возникло гончарное дело. Люди научились также из волокон льна и шерсти домашних животных прясть нити, из которых ткали материю для изготовления одежды. Эта одежда получалась красивее и удобнее той, что делалась из шкур животных. Так появилось ткачество.

    Переход к оседлости способствовал появлению у людей новых изобретений и совершенствованию орудий труда. У них начало развиваться ремесло, то есть изготовление различных изделий.

    Начало обработки металлов

    Около 7 тысяч лет назад люди научились обрабатывать металлы, первым из которых была медь. В Передней Азии, где были богатейшие залежи меди, люди порой находили руду прямо под ногами. Иногда она попадала в огонь, начинала плавиться и застывала причудливыми слитками. Люди подметили это, стали заливать расплавленную медь в специальные формы, отливая наконечники стрел, топоры, ножи и многое другое.

    С помощью медных орудий труда стало легче обрабатывать дерево и кость. Но медь встречается редко, и поэтому изделия из нее были доступны далеко не всем. Почти одновременно с медью люди научились обрабатывать золото и серебро. Но эти металлы встречались еще реже, чем медь, и шли лишь на изготовление украшений.

    Металлическая иголка и каменная форма для ее отливки

    Подведем итоги

    Освоив земледелие и скотоводство, человечество перешло от присваивающего хозяйства к производящему. Человек стал меньше зависеть от природы. Более быстрыми темпами пошел процесс совершенствования орудий труда, что привело к появлению нового занятия – ремесла.

    10 тысяч лет назад Появление первых земледельческих поселений.

    7 тысяч лет назад Начало обработки металлов.

    Вопросы и задания

    1. Расскажите о возникновении земледелия и скотоводства.

    2. Где и когда возникло земледелие? Как называется древнейший способ земледелия?

    3. Какое значение имел переход людей к земледелию и скотоводству?

    4. Что такое ремесло? Расскажите о том, как оно появилось. Назовите два-три вида древнейших ремесел.

    Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

    Из книги История Древнего мира. Том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова] автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

    Лекция 1: Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла. Общие черты первого периода Истории Древнего Мира и проблема путей развития. Предпосылки образования первого классового общества.Род «Человек» (Ноmo) выделился из царства животных свыше двух миллионов лет назад;

    Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

    Возникновение городов - центров ремесла и торговли Конкретно-исторические пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие и бежавшие из деревень крестьяне-ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия

    Из книги Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны автора Фор Поль

    Значение скотоводства Так или иначе, пастухи продолжали трудиться на горных лугах. В августе их начинало беспокоить и появление первых проплешин на пастбищах. Для беременных самок и нездоровых самцов надо было искать более свежие и зеленые места, потому что отныне

    Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

    3. Ремесла Разбираемый нами тип полисной экономики был определен как торгово-ремесленный в том смысле, что в его структуре ремесла и торговля занимали большое место. Что стимулировало рост ремесленного производства и торговых операций в греческих полисах? Прежде всего

    Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

    Упадок земледелия Насильственное восстановление отживших сеньориальных порядков приводит к полному упадку –сельского хозяйства. Итальянским землям не хватает собственного хлеба, его начинают ввозить из-за границы. Но крестьяне не в состоянии покупать хлеб.

    автора Бадак Александр Николаевич

    Возникновение земледелия и скотоводства У племен, которые еще в каменном веке, используя окружавшие их благоприятные природные условия, перешли от собирательства к земледелию и от охоты на диких зверей к скотоводству, жизнь сложилась совершенно иначе. Новые формы

    Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

    Возникновение земледелия в южном Прикаспии В других местах земного шара также обнаруживаются зачатки новой культуры, выраставшей из мезолита. Подобные процессы происходили в Иране и в Средней Азии.На протяжении многих столетий в пещере Гари Камарбанд (район Бехшехра,

    Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

    Развитие земледелия Шумерские племена, поселившиеся в Двуречье, уже в глубокой древности в различных местах долины могли заниматься осушением болотистой почвы и использовать воды Евфрата, а вскоре и нижнего Тигра, создавая этим самым основу ирригационного земледелия.

    Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

    Ремесла Аграрный характер Рима и преобладание в раннюю эпоху натурально­го замкнутого хозяйства не исключали некоторого развития ремесел и тор­говли. Традиция рассказывает, что царь Нума учредил восемь ремеслен­ных союзов. Это были флейтисты, золотых дел мастера,

    Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

    Ремесла Маркс и Энгельс не раз отмечали своеобразие римской экономики II- I вв. до н. э. Так, в «Капитале» читаем: «В Древнем Риме со времени по­следних лет существования республики, где мануфактура стояла гораздо ниже среднего уровня развития в античном мире, купеческий

    Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

    Ремесла Раннее Средневековье - это скорее мир утрат, чем приобретений. Особенно наглядно упадок проявился в сфере технических достижений. Изобретения, как таковые, практически отсутствовали, новшества вводились главным образом путем заимствования. Но и тут говорить

    Из книги Бог войны автора Носовский Глеб Владимирович

    1. Возникновение земледелия По-видимому, возникновение очага цивилизации в долине Нила было в значительной степени обусловлено тем, что именно там впервые возникло и стало развиваться ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Заметим, что наша цивилизация – ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКАЯ. Все культурные народы

    Из книги Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси автора Черепнин Лев Владимирович

    § 2. Расширение площади пашенного земледелия. «Старые» села и деревни - устойчивые очаги земледелия Я не ставлю своей задачей дать всестороннюю характеристику сельского хозяйства в Северо-Восточной Руси в XIV–XV вв. Это достаточно детально сделано А. Д. Горским. Он

    Из книги Творцы и памятники автора Яров Ромэн Ефремович

    В министерстве земледелия Огромные окна, огромный кабинет, огромный стол с львиными лапами вместо ножек и витыми - в виде змей - колонками по углам. Окна задернуты шелковыми кремовыми портьерами. В кабинете министра земледелия и государственных имуществ тихо. Ни звука

    Из книги Полное собрание сочинений. Том 3. Развитие капитализма в России автора Ленин Владимир Ильич

    III. Район торгового скотоводства. Общие данные о развитии молочного хозяйства Мы переходим теперь к другому важнейшему району земледельческого капитализма в России, именно к области, в которой преобладающее значение имеют не зерновые продукты, а продукты скотоводства.