Методическая разработка по экологии (6 класс) на тему: Экологическая викторина. XV. Рефлексия занятия. И кто все это «чудо»

Создано 30.01.2012 18:27

Быстро назовите столицу Финляндии. Даже если вы не знаете ответ, вам, возможно, нравятся викторины. Да и в любом случае значительный запас знаний для участия в викторинах – это большое богатство. Кроме того, любознательный ум – это здоровый ум. Если хотите оставаться психически здоровыми, тренируйте синапсы . Наполнение кладовых памяти интересными фактами из современной истории – это отличный способ развивать мозг и становиться разносторонним человеком. Миру нужны информированные люди, а потому предлагаем узнать о семи необычных, но интересных фактах для достойного участия в викторинах на экологическую тематику.

Городские программы переработки мусора появились в 1890-х


Нам нравится думать, что борьба за чистоту окружающей среды и в общем «зеленый» образ жизни – это современные явления, но на самом деле, задумавшись над этим, можно понять, что разумные и прагматичные решения часто связаны со взглядом в историю, когда мы решали экологические проблемы до того, как стали зависеть от ископаемого топлива и промышленных химикатов.

Хотя большинство людей узнали о методах переработки отходов только в 1970-х, первые городские программы начали действовать еще в 1890-х в Нью-Йорке, США, когда Джордж Уоринг-младший (на фото выше) был назначен уполномоченным по уборке улиц. Свою деятельность он начал с реформирования бизнеса по сбору общественного мусора. Он построил первый завод по разделению, повторному использованию и перепродаже разных видов отходов, которые по его указанию сортировались в домашних условиях и на предприятиях.

1890-е годы были очень продуктивными для переработки отходов в Нью-Йорке. В 1897 году семья Бенедетто открыла первый американский центр переработки, где собирались, продавались или перерабатывались газеты, поношенная одежда и другой мусор многоразового использования.

Вулкан Кракатау произвел самый громкий звук в современной истории в 1883 году


Извержение индонезийского вулкана Кракатау произошло в 1883 году, что стало причиной гибели более 40 тысяч людей (а по некоторым оценочным данным – более 120 тысяч), а грохот был слышен на расстоянии почти 5 тысяч километров. Извержение началось в начале июня 1883 года и закончилось четырьмя чудовищными взрывами несколькими месяцами спустя в августе – взрывами, которые были слышны в Перу и Австралии (на расстоянии 3,5 тысячи километров) и на острове Родригес в Индийском океане (4,8 тысячи километров). Громадное цунами, последовавшее вскоре после взрывов, достигло в некоторых местах высоты более 50 метров. Последний и самый катастрофический взрыв вырвался из Кракатау на скорости более 1000 километров в час и был таким сильным, что повредил барабанные перепонки находящихся неподалеку моряков и еще много дней спустя фиксировался барографами по всему миру.

Чайки могут пить соленую воду благодаря железам на голове


Если б чайки не развили способность пить морскую воду, они бы давно вымерли или перешли бы к другим местам обитания около озер. К счастью, эволюция снабдила этих птиц специальной надглазничной железой, которая удаляет соль из крови чаек и выгоняет ее в виде очень соленой жидкости через ноздри.

Если есть выбор, чайки будут бить пресную воду, так как переработка соли – энергетически затратный процесс. Но при крайней необходимости или же далеко от берега они могут погрузить клюв в море, чтобы утолить жажду.

Мы значительно улучшили способы изготовления алюминиевых банок


Когда алюминий впервые стал использоваться для производства банок для напитков в 1965 году, на изготовление 1 тысячи банок уходило около 25 килограммов металла. Сегодня эта же тысяча банок весит меньше 15 килограммов, так как мы научились лучше их изготавливать. Алюминий заменил стальные и жестяные банки и был высоко оценен за гибкость. Кроме того, он имеет еще одно преимущество: его можно легко перерабатывать любое количество раз.

Алюминиевые банки можно очень быстро собирать, перерабатывать и снова пускать в дело


Мы уже установили, что алюминий действительно легко переработать. В настоящее время в повторное использование пускается более половины алюминиевых банок , изготавливаемых за год, и это делается при помощи процесса, требующего лишь 5 процентов энергии, необходимой для получения алюминиевого сырья. В отличие от пластика, качество которого ухудшается после каждой переработки, алюминий можно повторно использовать неопределенное количество раз. Благодаря такой эффективности построена инфраструктура, позволяющая лишь за два месяца вернуть каждую выброшенную в мусор банку на полки в новом виде.

Во сне птица поддерживает половину мозга в бодрствующем состоянии


Птицы, дельфины и другие водоплавающие млекопитающие демонстрируют однополушарный медленноволновой сон , в соответствии с которым одна половина мозга засыпает, тогда как другая продолжает бодрствовать. Такие животные оставляют один глаз открытым, а второй, спящий, закрытым. Они не всегда разделяют время сна мозга, но когда им нужно оставаться в движении, или велика опасность встретить хищника, они сменяют спящие половинки мозга.

Антарктика – самая большая пустыня в мире


При упоминании мировых пустынь первое, что, как правило, приходит на ум – это песчаные дюны, жаркое солнце и, возможно, верблюды. В общем-то, что-то в этом есть, но слово «пустыня» включает гораздо больше понятий. Пустыня – это место, где выпадает очень мало осадков, а формальное определение таково: территория, получающая меньше 25 сантиметров осадков в год. В Антарктике в среднем около 20 сантиметров осадков вдоль побережья и с продвижением вглубь их становится еще меньше. По большей мере погода на южном полюсе нашей планеты крайне холодная и необычайно ветреная. И так как температура никогда не поднимается достаточно высоко для таяния, даже маленькие объемы снега наслаиваются в течение столетий.

Экологическая беседа "Мусор - глобальная проблема".

Актуальность темы: Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Описание материала: В этом году передо мной встала задача рассказать ребятам о экологии нашего края. Предлагаю вашему вниманию несколько бесед о экологии, рассчитанных на детей 5-7 класса, так же этот материал может быть полезен учителям, воспитателям и родителям.
Рекомендации: Беседа сопровождается показом презентации (мультимедийное сопровождение), что позволяет полнее ощутить степень опасности от загрязнения нашего Дома-Земля. Начинается беседа с показа отрывка мультфильма " Валли", затем следует постановка проблемного вопроса. Вопрос можно обыграть или попросить детей задать его, или задать учителю (это зависти от класса).
Цель: Сформировать у детей знания о разнообразных видах бытовых загрязнений.Вызвать стремление деятельности школьников по защите природы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Задачи:
-изучить масштабность проблемы;
-проанализировать современные способы утилизации мусора;
-найти рациональные способы утилизации мусора.

Ход беседы.

Мультфильм следует остановить на 2 минуте и задать вопрос: "Что вы увидели в этом отрывке?"
Примерные ответы детей:
-горы мусора,
-пустая планета,
-робот, собирающий мусор...
Вопрос учителя: "Почему планета пуста, что произошло? В чем причина?"
Примерные ответы детей:
-люди улетели, потому что засорили планету и не смогли на ней жить.
А теперь загляните под ваши парты (обратите внимание на тротуар...или любой другой пример.., не найдется ли там работа для Валли?
Наш поселок возник в 1921 году, на берегу реки. Было построено несколько домов. Первые жители видели вокруг красивый лес, плодородные луга, ковры полей. Посёлок рос. И что же мы видим сейчас? В результате чего это произошло? ( Ответы детей)
Сегодня мы поговорим с вами о мусоре, попробуем разобраться на сколько опасен наш бытовой мусор.
Показ презентации.

Мусор-глобальная проблема.

2 слайд . На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год
3 слайд.
Причины возникновения мусора:

. рост производства одноразового использования;
Пример для наглядности: одноразовая посуда, которая используется в походах, на пикниках и дт.
. увеличение количества упаковки;
Пример для наглядности: коробка конфет. Чтобы добраться до горсточки конфет, мы сначала снимает пленку, затем открываем крышку коробки, потом убираем бумагу, и достаем конфетки из индивидуальных упаковок. В результате конфет всего 6-12 штук, и полное ведро мусора!
. повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Пример для наглядности: почти каждый день с экрана телевизора нам предлагают новинки телефонов, и у нас возникает желание купить новую вещь, хотя старый телефон- исправен и функционален. Куда же мы деваем старый телефон приобретя новый?
4 слайд. Твёрдые бытовые отходы (ТБО, бытовой мусор) - предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления
ТБО: бумага, стекло, пищевые отходы, пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, ТБО крупногабаритный (мусор - старая мебель, вышедшие из строя бытовая техника, автомобильные шины и др)
5 слайд. Условно весь производимый мусор можно разделить на 4 категории . (описание на слайде)
Инертный - Обладающий низкой химической активностью; с трудом вступающий в химические реакции.
Отходы также подразделяют по степени опасности для окружающей среды. Классификация идет по нарастающей от 5 класса до 1.
1 класс: Чрезвычайно опасные отходы. Угроза очень высокая, при таком уровне экологическая система необратимо нарушена период восстановления отсутствует.
2 класс: Высоко опасные отходы. Угроза для окружающей среды высокая. Восстановление экологического баланса возможно через 30 лет.
3 класс: Умеренно опасные отходы. Экологическая система нарушена. Восстановление экологической системы возможно не менее, чем через 10 лет после уменьшения или устранения вредоносного источника.
4 класс: Мало опасные отходы. Воздействие на экологию присутствует. Восстановление экологии не менее, чем 3 года.
5класс: Практически не опасные. Воздействия на экологию нет.
6 слайд. Строительные и бытовые отходы


Строительные отходы. Данный вид отходов образуется в процессе строительных и монтажных работ различного назначения, в частности строительства крупных объектов, дорожных работ, а также при демонтаже и сносе помещений. Чаще всего к таким отходам относят застывшие растворы кусковой формы, щебень, битый кирпич, арматура, древесный мусор, лом металлов и другие. Данные отходы относят к категории 3-4 класса опасности.
Бытовые отходы.

Бытовые отходы образуются в процессе жизнедеятельности человека, как правило, в учреждениях, жилых комплексах, частных секторах, муниципальных учреждений и так далее. К данному виду мусора принято относить пищевые отходы, пластмассу, бумагу, мебель, стекло, одежду и другие бытовые отходы. Такого рода мусор имеет 4-5 класс опасности.
7 слайд. Промышленные стоки Промышленные отходы.

Это различного рода отходы, которые образуются а результате производственных работ и технологических процессов. Мусор имеет 2-3 класс опасности.
Помимо отходов, образующихся в результате деятельности населения и предприятий, к сточным водам относятся также воды, образование которых стало следствием выпадения различных атмосферных осадков на территории объектов промышленности и населенных пунктов.
Различные органические вещества, содержащиеся в стоках, при попадании в водоемы начинают гнить и вызывают ухудшение санитарного состояния как самих водоемов, так и окружающего воздуха, а также становятся источниками распространения болезнетворных бактерий.
Поэтому важнейшими вопросами охраны окружающей среды являются водоотведение и очистка сточных вод, позволяющие предотвратить нанесение вреда здоровью населения и экологической ситуации населенных пунктов.
8 слайд. Химические соединения и резина

Химическое - загрязнителем являются вредные химические соединения. 1 класс опасности.
9слайд . Материалы упаковки (полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, алюминиевые банки)
10 слайд. Путей утилизации придумали три (описание на слайде)
Упражнение " Мой портфель"
(индивидуально, в группах, всем классом)
Дети достают из своих портфелей вещи, предметы и сортируют их, раскладывая отдельно предметы сделанные из дерева (бумаги), металлов, ткани, стекла, пластмасс. Под руководством учителя записывают данные в таблицу, выписывая содержимое портфеля в соответствующие графы. Далее обсуждение: много ли изделий и из какого они материала? Как долго будут служить эти вещи? Как быстро они попадут на свалку? Можно ли что то сделать, чтобы они не стали мусором?

11слайд. Свалки самый антиэкологичный способ переработки мусора.

Ри обычной свалке из неё вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берёт на себя» 20 % эффекта потепления климата)
В тетрад ь:
1.Ядовитые вещества проникают в подземные воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей.
2.В результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы
3.На свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол и прочие ядовитые вещества.
12слайд. При устройстве мусорной площадки учитывается:
-роза, ветров в районе свалки;
-расстояние от населённых пунктов, водоохранных и природоохранных зон;
-водопроницаемость грунтов;
-площадь территории, отводимой под свалку (площадь должна быть достаточной для приёма мусора в течение длительного времени);
-расположение, удобное для подъезда транспорта
13 слайд. Как вариант свалки предлагается полигон для хранения ТБО- это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой плёнки, в которой уплотнённые слои ТБО пересыпаются слоями почвы. Объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.
Свалка нашего поселка отвечает всем требованиям? Почему?
14 слайд. Несанкционированные свалки (Где данные свалки можно увидеть в поселке? вблизи него?)
1.Уродует ландшафт.
2.Создает угрозу для здоровья людей:
-размножающиеся грызуны, являются переносчиками инфекционных заболеваний;
- токсикологическая опасность от выделяющихся метана, сернистого газа.
3.Выделяющийся биогаз создает взрыво- и пожароопасную ситуацию.
4. Заражение почвы и грунтовых вод соединениями мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля.
15 слайд. Строительным мусором засыпают овраги и я мы.
-Во-первых, такие свалки дренируют, чтобы не допустить проникновения вод со свалки в подземные водоносные горизонты.
-Во-вторых, их вентилируют, чтобы не допустить образования горючих и ядовитых газов.
-В-третьих мусор на свалку насыпают так, чтобы её поверхность была ровной.
16 сайд. Сжигание отходов.

Вред:
-в огромном количестве выделяются вредные или ядовитые химические соединения.
-не весь мусор горит
-мусор содержит много влаги и трудно- сгораемых материалов
17 слайд: Существуют заводы по сжиганию мусора: 1 т мусора может дать 400 КВт-час (энергия- горячий пар). Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Хотя в Вене был построен экологичный мусоросжигательный завод.

Здании с золотистыми сферическими куполами, высокой башней-трубой и пестрыми стенами находится мусоросжигательный завод Шпиттелау (творение Хундертвассера) который стал органичным элементом городского пейзажа, образцом высоких экологических стандартов и популярным туристическим объектом. Мусоросжигательный завод Шпиттелау - редкое сочетание практичности и красоты. Завод может утилизировать 265 000 тонн мусора ежегодно. Электроэнергию для своих нужд он вырабатывает самостоятельно. Кроме этого, он подаёт тепло в 60000 венских квартир. Зеркальные золотые шары, венчающие заводские трубы – это не просто броский архитектурный декор, а эффективные фильтры, которые удаляют из дыма тяжелые металлы, кислоты и диоксид серы. Эти устройства обошлись казне очень дорого (стоимость проекта возросла из-за них почти вдвое), но на их установке настоял сам автор проекта. Теперь в окрестностях завода нет никаких неприятных запахов.
18 слайд: Вторичное использование наиболее ресурсосберегающий путь.

Но здесь существует ряд проблем:
-Первая проблема: мусор необходимо рассортировать. На переработку, нужны инвестиции, чтобы мусороперерабатывающие заводы становились экономически рентабельными.
-Вторая проблема: доставка мусора к месту переработки.
-Третья проблема: мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции. Хотя перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё - бумагу, стекло, пла¬стик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос.
19 слайд. Кроме того
1.Промышленные отходы - нельзя уничтожать вместе с бытовым мусором ,
-пестициды, ртуть и её соединения – отходы химической промышленности;
-радиоактивные отходы, образующиеся на атомных электростанциях;
-мышьяк и его соединения - отходы металлургических производств и тепловых электростанций;
соединения свинца – отходы нефтеперерабатывающей и лакокрасочной промышленности и др.
20 слайд. 2.Бытовые отходы - которые после их использования становятся спецотходами.
-Батарейки;
-неиспользованные медикаменты;
-остатки химических средств защиты растений (ядохимикатов);
-остатки красок, лаков и клеев;
-остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);
-остатки средств бытовой химии (средства для чистки, дезо¬доранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебе¬лью);
-ртутные термометры.
21 слайд. Ликвидация (утилизация) спецотходов регламентируется строгими правилами и нормами :
-Сжигание на специальных установках,
-Размещение на специальных на полигонах
-Хранение на поверхности земли в водонепроницаемой платформе толщиной до 3 м.
22слайд. Переработка ТБО в России составляет не более 2 % одна из причин недостаточная экологическая культура населения. Ведь нам проще выкинуть мусор в общий контейнер, чем рассортировать его. А самый грязный мусор - это пищевые отходы . Они разлагаются и загрязняют собой другой, и его становиться сложнее перебрать.
22слайд. Естественное разложение мусора:
-бумаги - от 2 до 10 лет,
-консервной банки - 90 лет,
-фильтра от сигареты - 100 лет, полиэтиленового пакета - 200 лет, пластмассы - 500 лет,
-стекла - 1000 лет.
24слайд. Как мы уже говорили- самый экологичный способ избавления от мусора- это его вторичная переработка. Ваши варианты (дети приводят примеры вторичного использования мусора)
-Голландцы строят остров из мусора в Тихом океане
-Строят дома из бутылок (стекло)
-Возводят заборы, Создают скульптуры
25-27 слайд: Вторичное использование отходов (примеры на слайде)
Упражнение " Полезный мусор"
(фронтально)
Найти на картинках или в своих вещах мусор, который можно сдать на переработку.
Игра "Сортировка мусора."
(в группах)
Дети в группах сортируют мусор на фракции, сами решая, какие именно фракции выделять. Возможно заменить "настоящий" мусор карточками. Обсуждение итогов работы.

28слайд. Активное загрязнение окружающей среды привело к глобальной экологической проблеме – разрушению среды существования человечества.
29 слайд. Давайте придумаем правила, которые мы будем выполнять, что бы наша планета оставалась чистой.
1.Бросайте мусор только в контейнеры;
2.В поход по магазинам захватите с собой хозяйственную сумку;
3.Старайтесь покупать моющие средства, не содержащие фосфаты;
4.Не выбрасывайте мусор в раковины и туалеты;
5.В качестве органических удобрений используйте компост и навоз;
6.По возможности покупайте напитки в стеклянных бутылках;
7. Старайтесь избегать покупки одноразовых предметов.
30 слайд.
-Оправдан ли научно-технический прогресс? Ведь улучшая условия нашей жизни, он неминуемо ведет к катастрофе природную среду.
-Все увеличивающееся антропогенное давление в конечном итоге может привести к исчезновению человечества как биологического вида.
-И одной из причин этого является мусор…
Упражнение "Альтернатива"
(в группах или всем классом)
Нужно предложить альтернативы различным вещам, которые очень быстро становятся мусором. Как их можно сделать по-другому, чтобы мусора стало меньше?
-пластиковый пакет для молока, кефира
-одноразовая посуда
-пластиковая бутылка из под лимонада
-батарейки
-другое, из того, что в процессе беседы называли сами дети.

Итоговое обсуждение.
Нашу цивилизацию иногда называют цивилизацией отходов. Еще ни когда в истории человечества свалки не росли столь стремительно!Если мусор землян за один год складывать в одном месте, то образуется настоящая гора, как Монблан. Что же мы с вами можем сделать, чтобы хотя бы в нашем поселке не пришлось трудиться Валли?

«Устами младенца»

Ведущий зачитывает детские высказывания об отходах. Задача команд: постараться понять, что имели в виду дети.

Навоз

Пластмасса

Бумага

1. Ее изобрели китайцы.

3. Она легко горит.

Стекло

1. Его делают из песка

Газовые отходы

1. Этого почти не видно.

Машинное масло

1. Это легче воды.

4. Это мешает дышать рыбам.

«Пойми меня»

Учащиеся должны предложить новый, экологический, природоохранный смысл народных пословиц и поговорок.

1. Каждый кулик свое болото хвалит.

2. Репу да горох не сей подле дорог.

3. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

4. Лес рубят – щепки летят.

5. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

6. Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

Веществ.

Инсектичиды

Бактерициды

Фитонциды

Гербициды

1. Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания.

2. Временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни.

3. Приспособление животных к перенесению зимнего времени года.

4. Потребность организмов в периодической смене определённой продолжительности дня и ночи.

5. Фактор, где идёт непосредственное воздействие человека на организмы или воздействия им через изменение среды обитания.

6. Граница выносливости, за пределами которой существование организма невозможно.

7. Приспособительное свойство многолетнего растения (в зимнее время), для которого характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание надземных побегов у травянистых жизненных форм и опадение листьев у древесных и кустарниковых форм.

8. Факторы, когда живые организмы, взаимодействуют и влияют друг на друга.

9. Абиотические факторы среды, связанные с поступлением солнечной энергии, направлением ветров, соотношением влажности и температуры.

10. Фактор, наиболее благоприятный для организма.

11. Факторы, взаимодействующие с организмом, как отдельные элементы среды.

12. Факторы неживой природы: климатические, почвенные, орографические (рельеф).

13. Регулируемая реакция организмов на изменение времени года.

1. Его производит обыкновенная корова.

2. При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

3. Его необходимо компостировать.

Устами Младенца

1. У меня очень много игрушек сделано из нее.

2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

1. Ее изобрели китайцы.

2. У нас ее получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из нее получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют и пишут.

1. Его делают из песка

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

1. Этого почти не видно.

2. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.

3. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

4. В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

1. Это легче воды.

2. Это может плавать в воде и не тонет.

3. В речке этого много, когда в ней моют машины.

4. Это мешает дышать рыбам.

5. Это надо удалять с поверхности воды.

Указать области использования и цели применения следующих веществ.

Инсектичиды

Бактерициды

Гормоны

Предложите новый, экологический, природоохранный смысл народных пословиц и поговорок.

1. Репу да горох не сей подле дорог.

2. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

3. Что имеем – не храним, потерявши – плачем.


Образовательные задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии;
  • вовлечение в словарный запас биологических и экологических слов и выражений;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
  • развитие памяти, внимания;
  • развитие образного мышления;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие восприятия;
  • повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.
Эпиграф: "Даже самые красивые фантазии засоряют нашу планету".

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день! Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Наш праздник необычный - он экологический и посвящен одной из самых актуальных тем - загрязнению планеты Земля.
Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.


Выступление ученика (-цы), чтение стихотворения:
Моя планета - человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком.
Где сточная канава - океан.
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву
Где стонут травы: больше не могу!
Вот она летит, маленькая, какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!

Ведущий: Вопрос "Куда деть мусор?" становится вес актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.
В празднике участвуют учащиеся 8 – 9 классов. Для того чтобы начать наш праздник я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри) Впереди нас ждут конкурсы и развлечения. Посмотрите, на сцене размещено изображение земного шара (глобус), покрытого разноцветными бумажками, на которых нарисован различный мусор. Это не просто глобус, это табло, на котором фиксируются результаты игры. При каждом заработанном той или иной командой балле снимается одна бумажка – идет как бы процесс очищения земного шара от мусора. (Предварительно команды выбирают себе цвет бумажек.) Выигрывает та команда, которая уберет с глобуса больше «мусора». Итак, начнём!

Конкурс 1. "Крылатая фраза"

Ведущий: Вам надо правильно назвать химические элементы, знаки которых приведены. Если вы правильно назовете химические элементы, то из первых букв этих названий получится крылатая фраза. Какая? Продолжительность конкурса – 5 минут. Максимальное количество 5 баллов.
Au, Ne, Al, Nb, Ir, Eu – Ag, In, Lu, Am.

(Золото, неон, алюминий, ниобий, иридий, европий – серебро, индий, лютеций, америций. Знание – сила.)

Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.

Конкурс 2. "Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек"

Ведущий: Команды вы получаете по три таблички-указателя с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос я даю три варианта ответа. По моему сигналу вы поднимаете табличку с номером ответа.
Вопросы:
1) Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса (правильный ответ).
2. Стекло.
3. Металл.

2) Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.

3) Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.

4) Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.

5) Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места,
где загрязнение «увидело свет».

6) Самая страшная «добавка» к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.

7) Какие из радиоактивных отходов целенаправленно
рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.

8) Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу,
пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.

9) Поступление в среду обитания вредных веществ
приводит к нарушению функционирования экологических
систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.

10) Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.

11) Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.

12) Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим
количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).

Конкурс 3. "Устами младенца, или Не спешите выбрасывать своё будущее (отходы)"

Ведущий: В каждом задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов. Но, если вы сможете это сделать уже после открытия первого признака, то получите 5 баллов, после второго - 4, после третьего - 3 и т.д.

Задание первое:
1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать.
2. Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.
3. У меня много игрушек сделано из нее.
4. Предметы, сделанные из нее, весят мало.
5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается.
(Пластмасса.)

Задание второе:
1. Его делают из песка.
2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
3. Чаще всего оно прозрачное.
4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.
5. Когда падает, оно разбивается
(Стекло.)

Задание третье:
1. В небольших количествах это очень полезно в качестве удобрения.
2. Когда этого слишком много, это становится настоящим бедствием.
3. Это необходимо компостировать.
4. При попадании в водоемы это разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.
5. Его производит обыкновенная корова.
(Навоз.)

Задание четвертое:
1. У нас это получают из древесины.
2. Это легко горит.
3. Это изобрели китайцы.
4. Из этого получается много мусора.
5. На этом обычно рисуют или пишут.
(Бумага.)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
(После окончания конкурса жюри подсчитывают баллы и с изображения земного шара (глобуса) убираются «отходы», соответствующие заработанным каждой командой очкам.)

Конкурс 4. "Что может сделать один?"
Ведущий: Задание - необходимо закончить фразы. Фразы будут читаться каждой команде по очереди. Если команда не может закончить фразу, то команда – соперница может закончить фразу за нее. За каждую правильно законченную фразу команда получает по 1 баллу.
1.Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно... (сдать в магазин, чтобы они использовались много раз).
2. Одежду, которую ты уже не носишь, можно... (отдать нуждающимся).
3. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут... (кому-то понадобиться).
4. Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и... (сдай туда ненужную бумагу).
5. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы... (ее выбрасывать).
6. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически... (не разлагается в природе).
7. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно... (сдать).
8. Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся чаще … (общественным транспортом).

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
(После окончания конкурса жюри подсчитывают баллы и с изображения земного шара (глобуса) убираются «отходы», соответствующие заработанным каждой командой очкам.)

Конкурс 5. "Экологический буксир"

Ведущий: Каждой команде выдается "чёрный конверт". Там даны формулировки экологических понятий и даются карточки с буквами (о, з, о, н/ э, к, о, л, о, г, и, я/ э, в, о, л, ю, ц, и, я), из которых вы должны составить слова по теме "Экология".
Озон – один из атмосферных газов, сильно задерживающий ультрафиолетовое солнечное излучение.
Экология – наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой.
Эволюция – развитие и совершенствование живой природы на протяжении многих миллионов лет.

Игра со зрителями
Ведущий: Пока команды выполняют задание, я поиграю со зрителями. Они помогут добыть баллы для своих команд. За каждый правильный ответ игрок - зритель получит по 1 баллов. После игры игрок – зритель может отдать свой балл команде, за которую болеет. А может и не отдавать.
1. Какую часть обуви найдём у холма? (Подошву.)
2. Жидкость без запаха, вкуса и цвета. (Вода.)
3. Дерево – чемпион Сибири по скорости роста. (Тополь.)
4. Цветки, какой культуры придворные дамы французской королевы использовали как украшение в причёске? (Картофеля.)
5. Какой золотой цветок даёт белый пушок? (Одуванчик, мать-и-мачеха.)
6. У каких птиц есть "детские сады" для малышей? (У пингвинов.)
7. У собаки, какой породы язык синего цвета? (Чау – чау.)
8. Какую цепь нельзя поднять? (Горную.)
9.Кругом вода, а с питьём беда? (Море.)

После проведения игры со зрителями проверяется выполнение конкурса "Экологический буксир".

Жюри оценивают конкурс "Экологический буксир", выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.
(После окончания конкурса жюри подсчитывают баллы и с изображения земного шара (глобуса) убираются "отходы", соответствующие заработанным каждой командой очкам.)

Ведущий: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с ее биосферой - величайшее чудо, она у нас одна. Дорогие ребята! Территория нашей школы очень маленькая, но все начинается с малого. Давайте все вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем городе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.
(на фоне музыки читается стихотворение)
Ведущий: Закончить мероприятие хочу стихотворением:


Не существует лишнего в Природе,
Природа гармонична и сложна,
И если катаклизмы на подходе,
Волнуется Природа неспроста.
Она предупреждает Человека:
Пора остановиться, не спешить;
Заботится от века и до века -
Старается всегда предупредить.
Но Человеку надо слишком много:
Он черпает скорее и до дна.
Берет с собою жадность на подмогу,
А эта дама подведет всегда.
Приходит день - опомнится бедняжка:
Куда спешил, зачем ломал дрова.
И трудно жить становится и тяжко -
Так наступает жуткая пора.
А может и такое вдруг случиться,
Что все живое превратится в прах.
Вот это Человеку не простится!
Как не пугает Человека страх?!
Лишь миг, всего одно мгновенье -
И все живое сгинет без следа.
Что многие создали поколенья,
Все разнесет глобальная беда.
О Люди! Надо быть мудрее!
Любите, берегите шар земной,
Терпимей будьте, мягче и добрее.
И навсегда покончите с войной.
О, царь Природы, дорогой мой Человек,
Каким коротким может быть твой век!
Уж сколько лет молва в народе ходит,
Что жадность до плохого лишь доводит.

Пояснительная записка.

Игра - путешествие посвящена важной и злободневной теме настоящего времени – проблеме Твёрдых Бытовых Отходов. Он не случаен, так как завалены мусором придорожные леса, леса и овраги у села. “Благо цивилизации” пополняет растущие свалки как грибы. Поэтому вопрос, что делать с этой массой отходов становится всё острее.

Сжигать – недопустимо, так как в их состав входят различные синтетические материалы, при горении которых выделяются токсины. Производить захоронения – не выход, так как данный способ избавления от отходов требует больших площадей. При этом страдает атмосферный воздух, грунтовые воды. Значит нужно развивать технологии, позволяющие использовать промышленные отходы. Но, кроме этого, важно воспитать поколение, которое будет думать об охране окружающей среды, поэтому необходимо начинать эту работу уже сейчас, то есть включать подростков в различные виды деятельности.

Среди учащихся проведено:

  • Анкетирование “Что дети знают о природе и как хотели бы ей помочь”
  • Месячник, посвящённый проблеме ТБО, в который включены мероприятия для учащихся в разнообразной форме.
  • Субботники по благоустройству территории города.

На территории Архангельской области сконцентрирован ряд предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду.

Серьезной экологической проблемой области остается проблема хранения, переработки, утилизации и обезвреживания твердых производственных и бытовых отходов. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации твердых бытовых отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод, атмосферного.

По данным Комитета экологии Архангельской области, к основным экологическим проблемам в Архангельской области относятся сбор, транспортировка и утилизация отходов производства и потребления, загрязнение атмосферного воздуха городов, в том числе выбросами от автомобильного транспорта, и водных объектов в результате неудовлетворительного состояния очистных сооружений.

На территории региона выявлено более 300 объектов размещения отходов.

Невероятный рост численности автомобильного транспорта в последние годы также играет свою негативную роль в загрязнении воздуха, особенно в столице Поморья. В этой связи необходима работа по изменению транспортных потоков в городе и использование электрических видов транспорта, от которых, как известно, Архангельск отказался.

Тема бытовых отходов, так называемых ТБИ, не теряет своей актуальности уже не одно десятилетие. Эта экологическая проблема послужила темой не для одной диссертации или кандидатской, но, несмотря на это, проблема остается нерешенной и по сей день.

Мы попытаемся сегодня взглянуть на эту проблему с другой стороны, применив более оптимистичный подход, нежели реалистичный, добавить немного юмора, фантазии и... любви к природе.

Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет,
Черные сотрешь ли Человек?
А.Плотников

Земля защиты просит у людей.

Цель :создание условий для повышения экологической культуры среди учащихся гимназии.

Задачи:

  • Привлечь внимание учащихся к актуальным экологическим проблемам своего родного города и расширить представление детей об экологической безопасности;
  • Формировать позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре;
  • Способствовать участию гимназистов в природоохранных мероприятиях, к расширению своего кругозора, к повышению экологической сознательности.

Подготовительный этап:

  • Создаём инициативную группу, проводим обучение и подготовку по заданной теме.
  • Выбираем ведущего из инициативной группы
  • Делим класс на 5-6 групп (групповая форма работы) и распределяем материалы между ведущим
  • Делаем слайд-фильм о загрязнении окружающей среды.

Форма проведения: игра-путешествие.

Оборудование:

  • Фотографии дикой природы, городские пейзажи, иллюстрации, виды современных европейских городов.
  • Моделированные отходы (разные виды отходов, собранные в ведре и запечатанные),
  • Технические средства обучения (компьютер, проектор, презентация “Так жить нельзя”),
  • Фломастеры, ватман, раздаточный материал (конверты с заданиями для конкурсов)

Высказывания знаменитых людей: (на доске)

1. Главной целью прогрессивной технологии является нахождение способа производства полезного из отбросов (Д. И. Менделеев).

2. “Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”. (Антуан де Сент-Экзюпери).

3. Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства (И.Соколов-Микитов).

4. Охрану природы я считаю делом святым. Это – сохранение и умножение красот Родины (Л.Леонов).

5. Вы ответственны за то, что вы можете изменить. Но изменить вы можете только свое отношение. Здесь лежит ваша ответственность (Н.Махарадж)

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко.

Законы экологии:

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

Участники: учащиеся 9 “Б” класса МБОУ Гимназия №24.

Ход мероприятия

I. Введение (Показ видеофрагмента).

У нас у всех есть свой дом, и каждый из нас хочет, чтобы его дом был чистым и безопасным.

Скажите, ребята, что вы считаете сейчас свои домом?

А когда вы находитесь в другой стране – ваш дом это – (Россия. )

А что, считают домом космонавты, которые находятся на орбите. (Планета Земля. )

Земля – наш общий дом, который превращается в огромную свалку.

Моя планета – человеческий дом,
Ну, как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!

II. Формирование проблемы, затруднения.

До обозначения темы занятия школьникам объявляю задание. Сегодня у нас не совсем обычное мероприятие. Перекус в современном мире – это картина характерная для повседневной нашей жизни.

Сначала мы с вами устроим перекус (на этом этапе ребятам в группах разрешается устроить не большое чаепитие, для снятия нервного напряжения и перехода к основной части мероприятия).

Оговариваем время этого этапа 5-8 минут. Каждая группа формирует свои отходы отдельно. Напоминаем ребятам, что это занятие в виде соревнования.

Звенит звонок – это конец первого этапа. Подводим итоги, у какой группы меньше всего отходов.

Ведущий демонстрирует различные упаковки, оставшиеся от перекуса. Вопрос на стадии осмысления проблемы: “Куда исчезает упаковка, если содержимое съедено?” (обсуждение)

Делает в вывод, значит мусор – это повседневные отходы, которые сопровождают человека в повседневной жизни.

Классный руководитель. С каждым днем экологическое состояние планеты становится тревожнее. Идут климатические изменения, приближается глобальное потепление, которое приведет к непредсказуемым последствиям. Землетрясения и цунами делают чудовищные вещи уже наяву. В неспокойное время мы живем, и тем требовательней должны относиться к себе, стараясь сберечь то, что у нас есть и чтобы подрастающему поколению тоже можно было бы прожить свою жизнь достойно, в нормальных человеческих условиях. Все мы сегодня выкидываем огромное количество различного мусора, поэтому наш разговор посвятим проблеме переработки отходов. Решение этой проблемы может стать делом жизни, принести материальное благополучие и даже прославить человека на весь мир. В наше время загрязнение окружающей нас среды достигло ужасающих масштабов. И отдельного внимания заслуживает вопрос: что же делать с тоннами мусора? Как спасти свой город от превращения в большую мусорную свалку? На сегодняшний день в городе стоит острая проблема – утилизация отходов, давайте разбираться в этой глобальной проблеме и попытаемся предложить пути решения этих вопросов.

III. Групповая форма работы “Золотые россыпи помоев”.

Девиз : “Чистота в нас и вокруг нас”

Обсудите в группе и напишите / изобразите на листе бумаги, то, что люди обычно выбрасывают в мусорное ведро ежедневно – 3 мин.

(Подготовленный плакат или распечатка)

Человек выбрасывает ежедневно около килограмма ненужных ему предметов: коробки, мешки, банки, бутылки, одежда, остатки еды. ежедневно выбрасывает человек. В среднем это 30% пищи, 30% бумаги, 3% пластика,4% металла, 3% дерева, 5% тканей и 25% всего остального (резина, стекло и т.д.).

Группа экспертов (3-4 чел.) вырабатывает критерии и оценивает работу команд (эксперты тоже получают раздаточные материалы).

Ведущий .Что вы съедите быстрее – банан или кусок жареного мяса?

Так и в Природе, маленькие микроорганизмы способны по-разному “съесть мусор”, то есть переработать его до простых и безвредных элементов. Мы бросаем в лесу, на берегу озера или в речку, концентрируем на свалках свои отходы, не задумываясь, а что с ними будет? Вы сейчас сами попробуем определить, что будет происходить во времени с выброшенными вещами.

Задание группам “Сортируем мусор – бережем природу”.

1 группа “Пессимисты”

Получает информацию о разложении некоторых видов мусора.

Сроки разложения некоторых видов мусора

  • Пищевые отходы - до 1 месяца
  • Бумажные салфетки – 1 месяц
  • Бумага – 1 год
  • Картон плотный – 2 года
  • Крупные ветки – до 10 лет
  • Железные обожженные банки – 10 лет
  • Жестяная банка – 90 лет
  • Пластиковые бутылки, ПВХ, ПЭ – более 100 лет
  • Твердый пластик – 500 лет
  • Алюминиевые банки – 500 лет
  • Стекло – более 1000 лет

2 группа “Строители из будущего”

Представьте себе, что вы строители 2101 г. Вы строите новый жилой квартал в районе Красного села (это ближайший пригород Санкт-Петербурга), где в наше время располагаются садоводства. Расскажите о своих археологических находках.

Группа получает информацию о разложении некоторых видов мусора.

3 группа “Экологи”

Вы ученые экологи. Проведите экскурсию по экспозиции из мусора (плакаты с мусорными корзинами всех групп), с рассказом о том, как можно вторично использовать эти материалы или переработать без ущерба для окружающей среды.

4 группа “Государственные чиновники”

Обсуждают, кто же виноват в том, что так много мусора (напр. дворники - плохо убирают, заводы – не перерабатывают отходы...), и как исправить ситуацию без особых материальных затрат.

Вывод . Задумайтесь над этим:Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, 97%- идёт в отходы. 80% - мусора – это твёрдые бытовые отходы. Каждый житель города в среднем производит 300 кг. мусора. Собрав 30 кг. макулатуры, можно спасти от вырубки одно дерево.

IV. Викторина “ Проверка знаний о ТБО”.

Что составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю: (Бумага)

Полиэтиленовый пакет, брошенный в лесу, пролежит без изменения: (более 100 лет) -

Выброшенную в лесу бумагу съедят микробы за: (1–2 года)

В каком году был принят первый закон обращения с мусором: (примерно 2500 году до н.э).

Кокой вид отходов можно полностью переработать: (стекло, пищевые продукты)

Какой вид отходов если закопать их в земле, то они не перерабатываются: (стекло)

Жители, какого города являются мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов? (Нью-Йорк. )

Какую страну называют мусорным ящиком Европы? (Британию. )

Есть ли наука, которая занимается мусором? (Да, есть. Это ГАРБОЛОГИЯ – мусороведение. )

V. История появления мусора на Земле (Презентация).

  • Примерно 2500 лет до н.э. Власти Афин (Греция) приняли первый, в истории дошедший до нас закон, который устанавливал правила обращения с мусором. Гражданам было предписано вывозить мусор на расстояние не менее 1.5 км от городской черты.
  • 1031 год. Первый в истории пример начала переработки мусора. В Японии старая бумага собиралась и перерабатывалась в новую.
  • 1400 год. Французский хронист сообщил, что горы мусора вблизи стен Парижа по высоте были примерно равны высоте ворот.
  • 1776 год. Мусор на службе войны. После начала войны за независимость США власти североамериканских колоний, испытывавших дефицит военных материалов, начали кампанию по сбору и утилизации отходов. Сбор металлических отходов, которые шли в переплавку, был впервые объявлен патриотическим долгом.
  • 1874 год. Первая попытка производства энергии из мусора. В городе Ноттингем (Англия) начал действовать первый "деструктор" - паровая машина, частично использующая в качестве топлива горючие отходы.
  • 1935 год. В США начато производство напитков в алюминиевых банках. Изначально банка весила 85 граммов, впоследствии - 14 грамм. Алюминиевые банки заметно увеличили количество мусора.
  • 1948 год. В мире началась эпоха замороженных продуктов, что также привело к увеличению мусора.
  • 1973 год. В США запатентована пластиковая бутылка.
  • 2008 год. По оценкам консалтинговой фирмы в 2007 году в мире было произведено 2.08 млрд. тонн мусора. Для сравнения, ежегодно в мире производится примерно 2 млрд. тонн зерна и около 1 млрд. тонн стали.

VI. Практическое задание “ Сортировка мусора - заглянем в мусорное ведро”.

Цель : привить навык сортировки отходов.

1. Дети должны рассортировать по контейнерам с кодовым цветом предложенные отходы.

  • белый – для бумаги
  • голубой – пищевые отходы
  • красный – металлы
  • зеленый – пластмассы
  • желтый – стекло
  • фиолетовый – дерево

2. Применение новых технологий: (на примере рассортированных отходов)

а) макулатура превращается в бумажную массу (пульпа), из которой получают бумажную продукцию;

б) стекло дробят, плавят и делают новую тару или используют вместо гравия при производстве бетона и асфальта;

в) пластмассу переплавляют и изготовляют “синтетическую древесину”;

г) металлы плавят и перерабатывают в различные детали. Получение алюминия из лома позволяет сэкономить до 90% электроэнергии, необходимой для выплавки его из руды;

д) пищевые продукты и садовый мусор компостируют и получают органическое удобрение;

е) источник энергии (электростанции на мусоре, но обязательно наличие электрофильтров).

Кроме этого предложены и внедряются сотни других промышленных методов.

Вывод . Для дальнейшей переработки отходов нужна их сортировка, которую должны организовать муниципальные службы, при участии местного населения, которым являемся и мы с вами .

Вопрос : Почему нельзя смешивать отходы ? (Приложение 1)

Бытовые отходы нужно сортировать, так как это облегчает их вторичное использование или переработку.

VII. Пути решения экологических проблем.

“Ничего не исчезает бесследно” означает, что мусор и другие загрязняющие бытовые отходы в действительности никуда не исчезают.

Существует общепризнанная в мире система по борьбе с отходами, которая называется по – английски RRR: reduce (предотвращение появления отходов)

  • Reuse (вторичное использование вещей)
  • Recycling (переработка отходов)

Пути решения проблем с бытовыми отходами – это

Предотвращение появления отходов (от одноразовой к многоразовой таре)

Повторное использование бытовых отходов (садить цветы, делать поделки и т.д.)

Переработка отходов в качестве вторсырья (строительный лом- строительство дорог)

Какие пути решения проблем с бытовыми отходами нам доступны? (1 и 2 пути решения проблем) (Приложение 2)

VIII. Практическое задание. “Уменьшим количество отходов”

Предлагаем ребятам придумать экосумку. Изобразить эскиз эко-сумки и подсчитать, сколько можно сэкономить в денежном эквиваленте при использовании этой сумки семьёй.

(Расчётный период - 1 год. Среднестатистический россиянин в месяц использует до 15-20 полиэтиленовых пакетов. В год эта цифра увеличивается до 240 пакетов. Средняя стоимость полиэтиленового пакета равна 2-5 рублей, значит, в месяц сумма составит - 40-100 рублей, а в год 480-4200 рублей. Эти деньги можно потратить на приобретение необходимых вещей, а не выкидывать на свалку).

IX. Мозговой штурм "Мусору - вторую жизнь!"

Из мусора предложить востребованную продукцию. Для обсуждения предлагается обычная пластмассовая бутылка. Предложенные идеи записываются на доске. Учащиеся делают прогноз, какие идеи будут востребованы у населения, какие они сами будут использовать в своей жизни, учебе, отдыхе. Презентация "Мусор – тоже ресурс".

X. Не спешите выбрасывать свое будущее (отходы) “Устами младенца”

Ведущий загадывает загадки о бытовых отходах, ребята пытаются их отгадать, побеждает самая внимательная и самая опытная команда.

(Задание “Определить о каких бытовых отходах идёт речь”). Задание выполняем в виде веера.

БУМАГА

Была изобретена в 105 году н.э.

Волокнистое вещество, которое иногда изготавливают из ветоши

Используется в технике папье-маше

Мокнет в воде, но не растворяется в воде

Время распада 2-3 года

Ежегодно европеец потребляет 130 кг

В 875 году нашей эры в Китае стала использоваться в гигиенических целях. До этого момента она была слишком дорогой.

При повторной переработке 1тонны сохраняется 17 деревьев

ПЛАСТМАССА.

Первая была получена английским металлургом и изобретателем Александром Парксом в 1855 году

Родственник жевательной резинки

При сжигании выделяются токсичные вещества

Разлагается пластик за 100-200 лет.

Нужно 9 литров нефти для изготовления 1000 шт. этого

4 из 5 сумок для продуктов сделаны из этого

Супер лёгкий

Многое в классе состоит из него

Стекло.

Cуществовали в Египте уже 5 тысяч лет назад

Природой создано естественная горная порода - Обсидиан

Может при воздействии переходить из жидкого в твёрдое состояние и обратно

Применяется в разных сферах человеческой деятельности: от строительства, изобразительного искусства, оптики, медицины

При всех положительных качествах очень хрупкое

Изготавливают из речного песка

Перерабатывается в земле 1000 лет

Некоторые из нас его едят за обедом

В сказке Пушкина “Мёртвая царевна”

НАВОЗ.

Когда его высушат, то его называют кизяк

Использует за место дров

Из него вырабатывается газ метан, который применяют для отопления помещения

Иногда из него изготавливают бумагу

Из него в Японии делают бензин

В Африке жук скарабей из этого катает комок, а детёныши скарабея это ест

Эффективнее выносить и использовать его зимой

Не требует переработки человеком

МЕТАЛЛ.

В основном он твёрдый, но может быть жидким

Его любят носить девчонки

Человек узнал о нём уже 3000 лет назад

Его вручают победителям

Чтобы добыть 1 грамм этого нужно использовать 1000 литров морской воды

Его любят гномы

Некоторые люди строят дома без этого

Разлагается в земле за 100 лет

В произведении Бажова “Хозяйка медной горы”

XI. Мастер-класс “Повторное использование отходов”

Ребятам предлагается под руководством инструкторов выполнить работу по изготовлению игрушки и держателя для бумаги из бытовых отходов.

XII.Анкета “Проверь свой экологический след” (Приложение 3).

XIII. Игра: “Из отходов в отходы” (Приложение 4).

Давайте очистим нашу поляну, сортируя мусор по немецкой технологии. (Участвуют 4 ученика, у каждого контейнер определенного цвета.)

XIV. Экологический форум” (Приложение 5).

Классный руководитель. Согласны ли вы, ребята, что проблема переработки отходов сегодня стоит достаточно остро? В чем вы видите ее проявление?

Примерные ответы детей:

  • Мусор сваливается в общие контейнеры, вывозится за город, а что творится на свалках, страшно даже представить.
  • Часто видим, как сжигают мусор прямо во дворах, в основном, это строительный мусор, отходы после ремонта, старая мебель.
  • Особенно остро это чувствуется осенью, когда жгут сухую листву - все просто задыхаются!
  • Конечно, согласны, каждый день родители просят выносить мусорное ведро.

Классный руководитель. Как вы относитесь к раздельному сбору мусора? Достаточно ли у вас экологической сознательности для этого? (Ответы детей.)

Хотели бы вы дома иметь урну с червяками? (Ответы детей.)

Ученые придумали пластик, который расщепляется в почве за несколько недель. Что можно делать из такого пластика, как вы думаете? (Различные одноразовые вещи.)

Классный руководитель. В развитых странах переработка отходов - это выгодный бизнес (сообщения учащихся). Вдохновило ли кого-нибудь из вас это благородное занятие? (Дети высказываются.)

Закончить обсуждение мне хотелось бы таким фактом: в 2012 г. в России из вторичного сырья было извлечено более 4 т золота. Хочется верить, что вашему поколению удастся извлечь все золото из отходов, а значит сберечь природу для будущих поколений.

Что может каждый из вас? (записываем на доске)

Старайтесь использовать многоразовую тару.

Одежду, из которой ты вырос, отдай, нуждаемся или отдай в красный крест, ломбард.

Не выбрасывай игрушки и книги их можно обменять или отдать.

Собирай макулатуру, сдавай её в пунктах приёма.

Старайся не пользоваться пенопластом, он практически не разлагается в природной среде.

XV. Рефлексия занятия.

Что можете сделать вы, чтобы отходов стало меньше: (закончите предложения):

  • Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов из... (переработанной макулатуры ).
  • Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно... (использовать много раз, сдать в магазин ).
  • Не покупай больше, чем (может понадобиться тебе ).
  • Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую... (можно сдать ).
  • Почини и исправь вещь вместо того, чтобы... (ее выбрасывать ).

XVI Подведение итогов. Просмотр презентация “Так жить нельзя”,

Классный руководитель. Понравился ли вам сегодняшнее занятие? Что больше всего запомнилось? Кто вас удивил? (Ответы детей.)

В заключение хочется вспомнить одну крылатую фразу: “Хочешь изменить мир – начни с себя”. Занятие закончено, желаем вам удачи.

Домашнее задание: (на выбор).

  • Сделать обзор литературы и сообщить о других методах применения твердых бытовых отходов.
  • Выпустить буклет “Это должен знать каждый”.
  • Составить памятку местным жителям, для организации раздельного сбора мусора.
  • Изготовить листовку на тему “ Земля – не свалка!”

Литература.

1. Алексеев С.В., Рипачева Е.А. Отечественный и зарубежный опыт формирования экологической культуры населения // Экология и образование. 2006. № 1-2.

2. Высоцкая М.В. Мусор: что с ним делать? (Внеклассное мероприятие) // Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. – Волгоград, 2010. – С.15-30.

3. Игнатович Н.И., Рыбальский Н.Г. Что нужно знать о твердых бытовых отходах? М.,1995

4. Кострюкова Т.Н., Мусорознайка [Текст] (игровое мероприятие для учащихся 4-5 классов о том, откуда берется мусор и как его правильно утилизировать) / Т.Н. Кострюкова // Читаем, учимся, играем. - 2011. - N 9. - С. 93-95: ил.

5. Небел Б. Наука об окружающей среде. В 2-х т. М.: Мир, 1993.

6. Об охране окружающей среды: федеральный закон. М.: Юрайт, 2006.

7. Ресайклинг: руководство для потребителя [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.best.COM/~dillon/recycle/index.HTML

8. Черп О.М., Виниченко В.Н. Проблема твердых бытовых отходов: комплексный подход. М.: Эколайн, 1996.