Черносотенцы. начало. Временный Устав Международной общественной организации «Русское Собрание Консервативная партия русское собрание

Вопрос № 22: Политические партии России в начале 20 века.

В истории оформления различных политических партий Российской империи прослеживается чёткая системность. Сначала сформировались наиболее левые, оппозиционные партии. Затем, во времяРеволюции 1905 года, после подписанияМанифеста 17 октября, появляется множество центристских партий, объединивших, в основном, интеллигенцию. Наконец, как реакция на Манифест возникают правые партии, консервативные. Можно отметить, что исчезали эти партии с исторической арены в прямо обратном порядке:Февральская революциясмела правых, затем роспускУчредительного собранияокончательно упразднил центристов. Некоторые левые партии были запрещены, большинство же самораспустились или соединились с большевиками в середине 1920-х годов, когда проходили показательные судебные процессы над виднейшими их представителями.

Партии:

Русское собрание

Русский народный союз имени Михаила Архангела

Партия демократических реформ

Конституционно - демократическая партия

Союз русского народа

Российская социал - демократическая рабочая партия

Большевики

Меньшевики

Партия социалистов - революционеров

Национальные партии:

Польские:

Национально - демократическая партия Польши

Польская социалистическая партия

Еврейские:

Поалей Цион

Армянские:

Дашнакцутюн

Мусульманские:

Мусават

Иттифак аль-Муслимин

Партия Алаш

Русское собрание.

Одна из старейших правомонархический партий, православно-консервативных общественно-политических организаций (партий)России, действовавшая с1900по1917гг.

Лидеры :Д. П. Голицын,Н. А. Энгельгардт, М. Л. Шаховской,А. Н. Лобанов-Ростовский, Н. Н. Пешков, Н. Ф. Гейден, П. Н. Апраксин, Н. Н. Белявский

Дата основания : ноябрь 1900 года

Дата роспуска : февраль - март1917г., попытка возрождения предпринималась в1918-1919гг. на юге России.

Идеология : правомонархическая, националистическая.

Девиз : Православие, Самодержавие, Русская Народность.

Союз 17 октября.

Право-либеральная политическая партия чиновников, помещиков и крупной промышленной буржуазии России, существовавшая в 1905-1917 годах. Партия представляла правое крыло российского либерализма, придерживаясь умеренно-конституционных взглядов. Название партии восходит кМанифесту, изданномуНиколаем II17 октября1905 года.

Лидер : Гучков Александр Иванович (с 1906 года)

Дата основания : октябрь 1905 года

Дата роспуска : 1917 год

Основные положения :

Ограничение власти монарха

Сохранение монархической формы правления

Свобода слова, собраний, передвижений, совести

Неприкосновенность личности и жилища

Сохранение «единой и неделимой» России

Содействия покупке крестьянами земель у частных владельцев

Нормирование рабочего дня

Отрицание возможности предоставления автономии отдельным частям империи, кроме Финляндии

Уравнивание крестьян в правах с другими сословиями

Идеология :конституционный монархизм,либеральный консерватизм

Количество членов : около 30 000 человек

Партийная печать : всего более 50 газет на русском, немецком и латышском языках, в том числе: « Время» (Томск); « Голос Москвы» (Москва); « Русская окраина» (Самарканд); « Слово»(Москва); « Обновление» (Казань)

Русский Народный Союз имени Михаила Архангела.

Правомонархическая (черносотенная), православно-консервативная общественно-политическая организация (партия), действовавшая вРоссийской Империив1907-1917гг.

В. М. Пуришкевич

Дата основания:

начало 1908 года

Дата роспуска:

Идеология:

правомонархическая (черносотенная)

«За Церковь Православную, Царя Самодержавного и за Народность Русскую»

Партийная печать:

газета «Колокол» газета «Прямой путь» газета «Зверобой»

Союз выступал за сохранение исторических устоев России - православияи самодержавия, боролся за лишение избирательных правиудееви ограничение представительства Польши и Кавказа.

Вместе с тем Союз поддерживал существование Государственной Думы и одобрял столыпинскую реформу.

Партия демократических свобод.

Либеральная партия России. Основана в январе 1906 группой членовконституционно-демократической партии, считавших её программу слишком левой.

Лидеры: М.М.Ковалевский, М.М.Стасюлевич и др.

Дата основания: январь 1906 год

Дата роспуска: конец 1907 года

Штаб-квартира: около 1000 – 2000 человек

Идеология: либерализм

Партийная печать: газета « Страна» и журнал «Вестник Европы»

(Москва)

Численность и состав членов Русского собрания (1901 – 1916)

Численность политических партий и организаций обычно отражает не только их размеры, но и значимость в общественном движении, их возможности. Русское собрание в этом отношении являло собой своего рода исключение. Эта организация занимала ведущее место среди других правомонархических организаций и была их "мозговым центром", хотя ее численность не превышала 1 – 1,5 тыс. человек, в то время как численность членов всех крайних правых партий (в основном Союза Русского народа) в 1908 г. равнялась 400 тыс. человек.

Состав этой организации, как уже было отмечено, являлся «привилегированным». Достаточно сказать, что годовой членский взнос в 1905 г. равнялся 10 руб. (а накануне войны предполагалось даже его увеличение в полтора раза), в то время как соответствующий взнос в обычной "массовой" правой партии составлял лишь 50 коп. (напомним, что 10 руб. – это половина месячной заработной платы фабрично–заводского рабочего в начале ХХ в.).

Русское собрание изначально мыслилось в качестве достаточно узкой организации, состоявшей из интеллигенции и привилегированных представителей общества. Уже первый состав Собрания состоял из образованных, вполне "достаточных" представителей интеллигенции, служащих, военных, титулованной знати, представителей элитарных кругов. В 1905 г. состав Русского собрания стал пополняться лавочниками, мясниками, дворниками. Один из деятелей Русского собрания отмечал, что осенью 1905 г. помещение организации предоставлялось потенциальным членам будущего Союза Русского народа, который оформился в ноябре, став массовой организацией и вобрав в себя "низы" населения столицы. Можно предположить, что какая-то их часть до образования СРН в условиях революции могла войти в состав или, по крайней мере, примкнуть к Русскому собранию. В этом отношении доказательна дневниковая запись о том, что после образования СРН "все отбросы Русского собрания ринулись в этот Союз". После этого состав Русского собрания вернулся к изначальному виду. Однако Русское собрание не являлось аристократической организацией, как иногда отмечалось даже в литературе 1990-х гг.

В организационном отношении Русское собрание и его местные организации были весьма непрочными. Для вступления в него необходимо было заявление желающего и поручительство двух членов Собрания. Состав, как можно полагать, постоянно изменялся и пополнялся. Часть членов автоматически выбывала из состава Русского собрания из-за неуплаты очередного членского взноса. На текучесть членов Собрания повлияли правительственные распоряжения 1906 г., рекомендовавшие служащим не вступать в политические партии. Членство нередко носило сугубо формальный характер, не обязывавшее выполнять те или иные поручения организации. Это особенно наглядно просматривается на примере женской части членов Собрания. Как правило, это были жены и вдовы сановников, чиновников, генералов и офицеров. Их роль в Русском собрании (если не считать деятельность в гимназии или в Дамском комитете) была весьма скромной. Годовые отчеты зафиксировали единичные случаи лекций и выступлений женщин – членов Собрания. Их "деятельность" ограничивалась, видимо, присутствием на собраниях, а также подписанием тех или иных документов и обращений. Редким исключением была, являвшаяся некоторое время редактором "Вестника Русского собрания".

В национальном отношении состав Русского собрания был достаточно однородным. Кроме великороссов, украинцев и белоруссов, небольшую группу членов составляли православные поляки и немцы (– в Казани, -Ячевский, – в Петербурге).

Имеются списки членов Русского собрания за ряд лет, что позволяет достаточно конкретно говорить о составе и численности его членов. Первый список членов Русского собрания был опубликован, видимо, весной 1902 г. В нем были поименно обозначены 985 членов (в том числе 40 членов-учредителей). К 1 января 1904 г., менее чем через два года после появления первого списка, в Русском собрании, по моим подсчетам, насчитывалось 1804 действительных члена. На четырех заседаниях 1904 г. действительными членами были избраны еще 308 человек. Таким образом, общее число членов к 1 января 1905 г. стало равняться 2112. В 1904 г. среди членов Русского собрания были представигородов страны (что, однако, не означало наличия в этих городах местных организаций Русского собрания). Таким образом, за какие-нибудь два – два с половиной года численность членов Русского собрания увеличилась примерно в 2 раза.

Революция 1905 – 1907 гг. неоднозначно сказалась на численности Русского собрания. Она, безусловно, способствовала активизации и росту общественных организаций. Но по различным причинам (и идейного характера, и из-за административных ограничений) процесс шел не просто. Как отмечалось в "Историческом очерке" Русского собрания, изданном в 1906 г., его состав сильно изменился за 5 лет существования: "многие ушли от нас налево, но не меньше, зато прибыло и новых членов". В конце 1905 – 1906 г. Русское собрание, оставаясь по составу особой, элитарной организацией, тем не менее, пополнилась за счет демократических слоев. По подсчетам данных поименного списка членов Собрания, приведенным, его численность в 1906 г. составляла около 2300 членов (из них 500 человек проживали вне Петербурга).

Опубликовавший в ноябре 1906 г. программы различных политических партий и краткие справки о них по поводу численности и состава Русского собрания отметил: "Список членов заключает свыше 2000 имен, в числе которых имеется весьма значительное число носителей громких титулов (князей, графов), а также лиц, занимающих весьма высокое положение на государственной службе. Большинство членов – петербуржцы, однако немало их имеется и в провинции. В их числе названы также лица, быть может, когда-нибудь и входившие в состав Собрания, но теперь находящиеся в нем, несомненно, разве по недоразумению (например, редактор "Руси")".

Следует заметить, что для немалого числа членов Собрания связь с этой организацией носила сугубо «идейный» и символический характер. Многие высокопоставленные сановники и чиновники, причем не только иногородние, но и столичные (и среди них, и др.), видимо, редко посещали заседания Собрания и не участвовали в практической деятельности, связанной с членством в нем. В той или иной мере это отличало и всех иногородних членов. Их членство выражалось в идейной, материальной и моральной поддержке Русского собрания, пропаганде и отстаивании его позиций на местах. Поэтому официальные данные о численности членов Русского собрания и в начальный, и в последующие периоды носят в достаточной мере условный характер.

Приведенные выше данные о численности членов Русского собрания и их составе на начальном этапе могут быть дополнены за ряд последующих лет. В монографии о правомонархических партиях приводится разработка поименного списка членов Русского собрания за 1906 г. Воспроизведем эти данные.

Численность и состав членов Русского собрания в 1906 г. усского соборанияРусскоого

Сословие, профессия

Чиновничество

Военнослужащие

Преподаватели, врачи, инженеры, представители свободных профессий

Духовенство

Крестьяне (занимались торговлей)

Купцы и предприниматели

Помещики

Неизвестно

Источник: Степанов сотня… М., 1992. С.110.

Согласно приведенным данным, три наиболее многочисленные группы Русского собрания составляли чиновники, военнослужащие, а также представители так называемого третьего сословия – преподаватели и техническая интеллигенция (соответственно 33, 22 и 18%). Из остальных сколько-нибудь заметную долю составляли купцы и предприниматели (6,3%) и священнослужители (3%). Данные о помещиках, надо полагать, занижены, так как подсчеты отразили лишь зафиксированное в списке указание занятия и сословия. По подсчетам, примерно 72% списочного состава принадлежали к дворянам, а 3 – к титулованной знати.

Сохранились списки действительных членов Русского собрания на конец 1911 г. и присутствовавших на общем собрании 4 декабря 1911 г. Из них следует, что на общем собрании в декабре 1911 г. присутствовало несколько менее половины всех членов.

В связи с избранием на общем собрании в декабре 1911 г. новых действительных членов был составлен "Список лиц, предлагаемых для избрания…", имевший пометку "К общему собранию 18 декабря 1911 г." В нем указывались фамилии, имя и отчество, профессиональная деятельность , сословие (не всегда), адрес и фамилии двух поручителей. Соответствующая сводка данных представлена в следующей таблице:

Должность, профессия,

Сословие

Повторное

упоминание

Чиновник, агент на ж. д., чиновник гос. учреждения

Коллежский советник,

Дочь к. с.

Инженер, горный инженер

Техник (химик)

Зав. табачным магазином, приказчик т-ва

Зав. церковно-учит. Школой, женским учебным заведением

Домашняя учительница

Вдова профессора

Жена доктора

Художник

Генерал, жена, вдова, дочь генерала

Полковник в отставке, поручик запаса, жены полковника, капитана 2 ранга, штабс-капитана

Барон, баронесса

Потомственный дворянин, дворянин, дворянка

Священнослужители

Потомственный почетный гражданин, личный почетный гражданин, их вдовы

Крестьянин

Ст. с., дочь с. с.

В связи с революционными событиями 1905 года в России образовалось около пятидесяти политических партий - и местечковых, и крупных, с сетью ячеек по всей стране. Их можно отнести к трём направлениям - радикальные революционно-демократические, либерально-оппозиционные и монархические консервативные партии России. О последних в основном и пойдёт речь в данной статье.

Процесс создания партий

Исторически оформление разнообразных политических партий происходит с точной системностью. Первыми формируются оппозиционные левые партии. Во время революции 1905 года, то есть чуть позже подписания октябрьского Манифеста, образовались многочисленные центристские партии, объединившие, по большей части, интеллигенцию.

И напоследок, уже реакцией на Манифест, появились правые - монархические и консервативные партии России. Интересный факт: все эти партии исчезали с исторических подмостков в обратном порядке: правых смела Февральская революция, потом Октябрьский переворот упразднил центристов. Причём большая часть левых партий объединилась с большевиками или самораспустилась в 20-х годах, когда начались показательные суды над их предводителями.

Список и лидеры

Консервативной партии - ни одной - не суждено было пережить 1917 год. Родились они все в разное время, а погибли почти одновременно. Консервативная партия "Русское собрание" существовала дольше всех других, потому что создана была раньше - в 1900. О ней ниже будет рассказано более подробно.

Консервативная русского народа" основана в 1905, лидеры - Дубровин и с 1912 года - Марков. "Союз русских людей" существовал с 1905 по 1911, далее до 1917 уже чисто формально. В. А. Грингмут в том же 1905 основал Русскую которая впоследствии стала "Русским монархическим союзом".

У высокородных аристократов тоже была своя консервативная партия - "Объединённое дворянство", созданная в 1906. Знаменитым Русским народным союзом Архангела руководил В. М. Пуришкевич. Национально-консервативная партия "Всероссийский национальный союз" исчезла уже в 1912, руководили ею Балашов и Шульгин.

Партия умеренно правых окончила существование в 1910. "Всероссийскому Дубровинскому Союзу Русского народа" удалось сформироваться лишь в 1912 году. Ещё позже была создана консервативная партия "Отечественный патриотический союз" лидерами Орловым и Скворцовым в 1915. А. И. Гучков собрал свой "Союз семнадцатого октября" в 1906 (те самые октябристы). Вот примерно все основные консервативные партии России начала 20 века.

"Русское собрание"

Санкт-Петербург стал местом рождения РС - "Русского собрания" в ноябре 1900 года. Поэт В. Л. Величко в узком кругу посетовал на то, что его постоянно преследуют смутные, но явно провидческие видения, как Россию захватывают какие-то тёмные силы. Он и предложил создать некое содружество русских людей, готовых противостоять будущей напасти. Вот так начиналась партия РС - красиво и патриотично. Уже в январе 1901 был готов устав РС и избрано руководство. Как выразился историк А. Д. Степанов на первом заседании, черносотенное движение появилось на свет.

Пока что и это звучало не так угрожающе, как, скажем, лет через восемнадцать-двадцать. Устав был утверждён сенатором Дурново и скреплён тёплыми словами, полными светлой надежды. Первоначально собрания РС были похожи на литературно-художественный клуб славянофильского толка.

Там собирались интеллигенты, чиновники, духовенство и помещики. Во главу угла ставились культурно-просветительские цели. Однако после революции 1905 года, благодаря своей деятельности, РС перестала быть похожей на другие консервативные партии России начала 20 века. Она стала ярко правомонархической.

Деятельность

Вначале РС устраивало обсуждение докладов и устраивало тематические вечера. Собрания происходили по пятницам и были посвящены политическим и общественным проблемам. Также были популярны и "литературные понедельники". Всеми "пятницами" сначала занимался В. В. Комаров, но популярными и влиятельными они стали осенью 1902, когда во главе их встал В. Л. Величко.

С 1901 года, кроме "понедельников" и "пятниц" начались обособленные совещания (здесь нужно отметить активность Окраинного отдела, где председательствовал профессор А. М. Золотарёв, впоследствии этот отдел стал самостоятельной организацией "Русского окраинного общества"). С 1903 года под руководством Н. А. Энгельгардта всё более популярными становились "литературные вторники".

Уже в 1901 году "Русское Собрание" насчитывало более тысячи человек, а в 1902 - на шестьсот больше. Политическая деятельность сводилась к тому, что, начиная с 1904 года, царю периодически подавались челобитные и верноподданнические адреса, организовывались депутации во дворец и проводилась пропаганда в периодической печати.

Депутации в разное время украшали своим присутствием князья Голицын и Волконский, граф Апраксин, протоиерей Боголюбов, а также не менее знаменитые люди - Энгельгардт, Золотарёв, Мордвинов, Леонтьев, Пурышев, Булатов, Никольский. Государь принимал делегации РС с воодушевлением. Консервативные политические партии Николай Второй, можно сказать, любил и доверял им.

РС и революционная смута

В 1905 и 1906 годах "Русское Собрание" ничего особенного не совершило, да и с ним ничего не произошло, если не считать послереволюционный циркуляр, которым запрещалось состоять в любых политических сообществах военнослужащим царской армии. Тогда либеральные и консервативные партии потеряли множество своих членов, а РС покинул основатель его - А. М. Золотарёв.

В феврале 1906 РС организовало всероссийский съезд в Санкт-Петербурге. Фактически партией "Русское Собрание" стало только к 1907 году, когда была принята программа консервативной партии и внесены дополнения в устав. Теперь РС могло избирать и быть избранным в Государственную думу и Государственный совет.

Основанием программы стал девиз: "Православие, Самодержавие, Народность". Ни одного монархического съезда "Русское Собрание" не пропустило. Однако независимую политическую фракцию создать удалось очень нескоро. Первая и вторая думы шансов РС не дали, поэтому партия решила кандидатов не выставлять, напротив - голосовать за крайних левых (такая хитрость против октябристов и кадетов). Политическая позиция на Третьей и Четвёртой Думах однозначно не рекомендовала своим депутатам блокироваться с центристами (октябристы) и даже с умеренными правыми националистическими партиями.

Расколы

До конца 1908 года в монархическом лагере бушевали страсти, итогами которых стали расколы многих организаций. Например, конфликт Пуришкевича с Дубровиным расколол "Союз русского народа", после чего появился "Союз Архангела Михаила". Мнения в РС тоже разделились. Партию преследовали ссоры, уходы и смерти, но особенно - бюрократическая мертвечина.

К 1914 году руководители РС решились на абсолютную деполитизацию партии, увидев в просветительской и культурной направленности верный путь к улаживанию конфликтов. Однако война углубила все разломы в отношениях, поскольку марковцы были за немедленное заключение мира с Германией, а сторонники Пуришкевича - наоборот, им нужна была война до победного конца. В итоге к Февральской революции "Русское Собрание" себя изжило и превратилось в немногочисленный кружок славянофильского направления.

СРН

"Союз русского народа" - ещё одна организация, представляющая консервативные партии. Таблица демонстрирует, насколько в начале двадцатого века высока была пассионарность - всевозможные общества, сообщества множились, словно грибы под осенним дождиком. Партия СРН начала действовать в 1905 году. Программа её и деятельность целиком и полностью стояла на шовинистических и ещё более - антисемитских идеях монархического толка.

Православный радикализм особенно отличал взгляды её членов. СРН был активно настроен против любого рода революций и парламентаризма, ратовал за нераздельность и единство России и выступал за совместные действия властей и народа, который будет при государе совещательным органом. Эта организация, естественно, была запрещена сразу после окончания Февральской революции, а недавно, в 2005 году, её пытались воссоздать.

Исторический фон

Русский национализм никогда не был одинок в мире. Девятнадцатый век повсеместно отмечен националистическими движениями. В России активная политическая деятельность смогла появиться только во время государственного кризиса, после поражения в войне с японцами и каскада революций. Царь только тогда решил поддержать инициативу правых общественных групп.

Сначала появилась вышерассмотренная элитарная организация "Русское Собрание", которая не имела с народом ничего общего, да и у интеллигенции её деятельность не нашла достаточного отклика. Естественно, противостоять революции такая организация не могла. Как, впрочем, и другие политические партии - либеральные, консервативные. Народу уже требовались не правые, а левые, революционные организации.

"Союз русских людей" объединял в своих рядах только высшее дворянство, идеализировал допетровскую эпоху и признавал только крестьянство, купечество и дворянство, космополитическую интеллигенцию не признавал ни как класс, ни как прослойку. Курс правительства СРЛ подвергал критике за взятые им международные займы, считая, что таким образом власть разоряет русский народ.

СРН и террор

Создан был "Союз русского народа" - крупнейший из монархических союзов - по инициативе одновременно нескольких человек: врача Дубровина, игумена Арсения и художника Майкова. Руководителем стал членствующий в "Русском Собрании" Александр Дубровин. Он оказался неплохим организатором, политически чутким и энергичным человеком. Он легко вошёл в контакт с правительством и администрацией и убедил многих, что только массовый патриотизм может спасти действующий порядок, что необходимо общество, которое будет проводить и массовые акции, и индивидуальный террор.

Консервативные партии 20 века начинают заниматься террором - это было что-то новенькое. Тем не менее, движение получило поддержку всякого рода: полицейскую, политическую и финансовую. Царь благословил СРН от всей души в надежде, что даже террор лучше бездеятельности, которую демонстрируют другие консервативные партии России.

В декабре 1905 года в Михайловском манеже СРН был организован массовый митинг, где собралось около двадцати тысяч человек. Выступили видные люди - знаменитые монархисты, епископы. Народ демонстрировал единство и воодушевление. "Союзом русского народа" издавалась газета "Русское знамя". Царь принимал депутации, выслушивал доклады и принимал подарки от руководителей Союза. Например, отличительные знаки членов СРН, которые и царь, и цесаревич время от времени надевали.

Тем временем призывы СРН абсолютно погромного антисемитского содержания тиражировались в народ на миллионы рублей, полученных из казны. Росла эта организация огромными темпами, региональные участки открывались почти во всех крупных городах империи, за несколько месяцев - более шестидесяти отделений.

Съезд, устав, программа

В августе 1906 года устав СРН был утверждён. Там содержались основные идеи партии, программа её действий и концепция развития. Этот документ по праву считался лучшим среди всех уставов монархических обществ, потому что был краток, ясен и точен в формулировках. Тогда же был созван съезд руководителей из всех регионов для координации деятельности и её централизации.

Организация стала военизированной из-за новой структуры. Все рядовые члены партии были разбиты на десятки, десятки сбиты в сотни, а сотни - в тысячи, соответственно с подчинением десятникам, сотникам и тысяцким. Организованность такого плана хорошо помогала популярности в народе. Особо активное монархическое движение было в Киеве, и огромная часть членов СРН жила в Малороссии.

В Михайловский манеж на очередное торжество по случаю освящения хоругви, а также знамени СРН, прибыл глубоко почитаемый Иоанн Кронштадский - всероссийский батюшка, как его называли. Он сказал приветственное слово и позже сам вступил в СРН, и до самого конца был почётным членом этого Союза.

Для предотвращения революций и поддержания порядка СРН держал в боевой готовности самооборону, часто вооружённую. "Белая гвардия" из Одессы - особо известная дружина такого плана. Принцип формирования самообороны - военный казачий с есаулами, атаманами и десятниками. На всех заводах Москвы и Петербурга существовали такие дружины.

Развал

К своему четвёртому съезду СРН был первым среди русских монархических партий. Он имел более девятисот отделений, и подавляющее большинство делегатов были членами этого Союза. Но тогда же начались и противоречия среди руководителей. Пуришкевич пытался отстранить Дубровина от дел, и вскоре ему это удалось. Он подтянул к себе всю издательскую и организационную работу, многие лидеры местных отделений уже никого, кроме Пуришкевича не слушали. Это же коснулось и многих учредителей СРН.

И случился конфликт, зашедший настолько далеко, что мощнейшая организация быстро сошла на нет. Пуришкевич в 1908 создал свой "Союз имени Архангела Михаила", вышел из состава СРН московский отдел. Царский Манифест 17 октября окончательно расколол СРН, поскольку отношение к созданию Думы было полярно разным. Затем случился террористический акт с убийством видного депутата Госдумы, в котором обвинили сторонников Дубровина и его самого.

Петербургский отдел СРН в 1909 году просто отстранил Дубровина от власти, оставив ему почётное членство в Союзе, и очень быстро вытеснили со всех постов его единомышленников. До 1912 года Дубровин пытался бороться за место под солнцем, но понял, что ничего не вернуть, и в августе зарегистрировал устав Дубровинского союза, после чего от центра один за другим стали откалываться региональные отделения. Всё это не прибавляло авторитета организации СРН, и она окончательно развалилась. Консервативные партии (правые) были уверены, что правительство испугалось мощи этого Союза, и огромную роль в его развале сыграл лично Столыпин.

Запрещение

Дошло до того, что на СРН составил единый блок с октябристами. Впоследствии неоднократно предпринимались попытки воссоздать единую монархическую организацию, однако успеха здесь никто не достиг. А Февральская революция монархические партии запретила, возбудив против руководителей судебные процессы. Затем последовала Октябрьская революция и Большинство лидеров СРН в эти годы ждала гибель. Оставшихся примирило, стерев все прошлые противоречия, Белое движение.

Советские историки считали СРН абсолютно фашистской организацией, намного предвосхитившей появление их в Италии. Даже сами участники СРН через много лет писали о том, что "Союз русского народа" стал историческим предшественником фашизма (один из лидеров - Марков-2, писал об этом с гордостью). В. Лакер уверен, что черносотенцы прошли примерно половину пути от реакционных движений девятнадцатого века к правым популистским (то есть фашистским) партиям двадцатого века.

Черносотенцы начала ХХ века - кто они?

Определение Большой Советской Энциклопедии гласит:

«Черносотенцы, «Чёрная сотня», члены реакционной общественной организации в России в начале 20 в., которая, выступая за сохранение незыблемости самодержавия на базе великодержавного шовинизма, в борьбе с революционным движением, дополняли карательный аппарат царизма. Предшественниками Черносотенцы следует считать «Священную дружину» и «Русское собрание» в Петербурге, объединявшие с 1900 реакционных представителей интеллигенции, чиновничества, духовенства и помещиков. В период Революции 1905—07 в связи с обострением классовой борьбы возникли: в Петербурге «Союз русского народа» , в Москве «Союз русских людей» , «Русская монархическая партия», «Общество активной борьбы с революцией», в Одессе «Белый двуглавый орёл» и др. Социальную основу этих организаций составляли самые разнородные элементы: помещики, представители духовенства, крупной и мелкой городской буржуазии, купцы, мещане, ремесленники, несознательные рабочие, а также деклассированные элементы. Деятельность черносотенных организаций направлялась «Советом объединённого дворянства» и находила моральную и материальную поддержку самодержавия и придворной камарильи. Несмотря на некоторое различие программ черносотенных организаций, общей для их деятельности была борьба с революционным движением. Черносотенцы вели устную агитацию в церквах, на собраниях, митингах, лекциях, служили молебны, проводили массовые манифестации, направляли делегации к царю и т.д. Эта агитация способствовала разжиганию антисемитизма и монархического угара и приводила к волне погромов и террористических актов против революционеров и прогрессивных общественных деятелей. Черносотенцы издавали газеты «Русское знамя», «Почаевский листок», «Земщина», «Колокол», «Гроза», «Вече» и др.; материалы Черносотенцы печатали также правые газеты — «Московские ведомости», «Гражданин», «Киевлянин». Видными деятелями черносотенных организаций были А. И. Дубровин , В. М. Пуришкевич , Н. Е. Марков , адвокат П. Ф. Булацель, священник И. И. Восторгов, инженер А. И. Трищатый, монах Илиодор, князь М. К. Шаховской и др. С целью объединения своих сил черносотенцы провели четыре общероссийских съезда; была избрана «Главная управа» (в октябре 1906) общечерносотенной организации «Объединённый русский народ». После Революции 1905—07 общероссийская черносотенная организация распалась, черносотенное движение ослабло, численность их организации резко сократилась. В ходе Февральской революции 1917 оставшиеся черносотенные организаций были официально упразднены. После Октябрьской революции руководители и многие рядовые члены этих организаций боролись против Советской власти. Термин «черносотенец» употреблялся впоследствии по отношению к крайним реакционерам, воинствующим противникам социализма и т.д.»

Я взяла из БСЭ всё определение целиком (не такое уж оно и большое). А вот с деталями из него надо разбираться подробнее.

Так как определение взято из советской энциклопедии, естественно, что революционеры в нём представлены как однозначно положительные персонажи, а защитники старой власти - как реакционеры и ретрограды. Однако после отмены в нашей стране советского проекта появилась и другая точка зрения на черносотенцев. Она представлена историками Вадимом Кожиновым (например, глава «Кто такие черносотенцы» в книге «Россия век ХХ (1901-1939)»), Анатолием Степановым (целый ряд книг, автором, соавтором или составителем которых он был) и некоторыми другими. Они видят в идеологии черносотенцев только положительную сторону, доказывая её положительность участием в движении многих видных людей: химика Дмитрия Менделеева, художников Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, философа Василия Розанова и других; а также прославленных во святых: Святого праведного Иоанна Кронштадского, Святителя Патриарха Тихона и других. По утверждению этих историков, еврейские погромы хоть и были, но далеко не в таком количестве, какое приписывают черносотенцам.

Впрочем, к этой разнице во взглядах на черносотенство я ещё вернусь. Сначала нужно разобраться, откуда «есть пошло» (с) это движение.

Название «черносотенцы» восходит к 17 веку, к посадским «тяглым людям» : «Тяглые люди - часть населения Русского государства, обязанная выполнять натуральные повинности в пользу государства и платить ему налоги. К тягловым людям относились крестьяне и посадские люди. Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням.
В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность — общинная. Тягло и повинности распределялись общиной. Тягло платилось с количества дворов, а не с численности людей. В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками».



Владимир Грингмут , праворадикальный политик, один из основателей и идеологов черносотенного движения, попытался через название отождествить черносотенцев ещё и с народным ополчением Кузьмы Минина, с нижегородскими «чёрными сотнями». То есть, называя монархическую организацию «черносотенцы», лидеры стремились показать, что она является «истинно всенародной».

Монархическое движение «истинно русских людей» появилось ещё в 1900 годы в виде разрозненных организаций. Но даже и в лучшие свои годы, во время революции 1905-1908 годов, черносотенцы были представлены более или менее масштабными различными объединениями.

Однако предпосылки к появлению такого монархического движения возникли ещё в XIX веке. Идеологически оно является продолжением и развитием славянофильства, на позициях которого стояли Иван Киреевский, Хомяков, Тютчев, Гоголь, Юрий Самарин, Константин и Иван Аксаковы, Достоевский, Константин Леонтьев…

Вскоре после убийства 1 марта 1881 года императора Александра II дворяне создали тайную «Священную дружину», которая занималась в первую очередь охраной императора Александра III и членов императорской семьи. В дружину входили офицеры и высшие военные чины, а также представители русских аристократических родов. Она просуществовала недолго, но, тем не менее, послужила прообразом других монархических организаций, возникших в начале века ХХ-го.

Возникновение черной сотни явилось типичной реакцией консервативной части общества на революционные события и было предпринято если не по инициативе, то с одобрения и при поддержке правящих кругов. Черносотенцы были сторонниками неограниченной самодержавной монархии, сословного строя, единой и неделимой России.

Первой монархической организацией можно считать «Русское собрание», организованное в 1900 году (если не учитывать недолго просуществовавшую «Русскую дружину»). Однако основой черносотенного движения становится возникшая в конце 1905 года организация «Союз русского народа» во главе с Дубровиным. В 1908 году Пуришкевич расходится во взглядах с Дубровиным и выходит из состава СРН, образовав свой «Союз Михаила Архангела». В 1912 в «Союзе Русского Народа» происходит второй раскол, на этот раз конфронтация возникает у Дубровина с Марковым. При этом из Союза выходит Дубровин, образовывая свой ультраправый Всероссийский Дубровинской «Союз русского народа».
Таким образом, на первый план выходят три главных лидера монархистов - Дубровин (ВДСРН), Пуришкевич (СМА) и Марков (СРН).


Но было множество и более мелких организаций со своими лидерами.

«Русское собрание» - старейшая монархическая и националистическая организация (партия) России, создана в Санкт-Петербурге в октябре-ноябре 1900 г, продолжала существовать после Февральской революции 1917 года.
26 января 1901 года товарищ министра внутренних дел сенатор П. Дурново утвердил устав этой первой политической организации русского народа. Партия объединяла представителей русской интеллигенции, чиновников, духовенства и помещиков столицы. Первоначально «Русское собрание» было литературно-художественным клубом, на первый план выдвигалась культурно-просветительская деятельность, политизация усилилась лишь после 1905 г. Первыми учредителями «Русского собрания» стали 120 человек.
«Русское собрание» имело отделения в Харькове, Казани, Одессе и других городах. К политической деятельности партия перешла осенью 1904 такими акциями, как подача царю адресов, делегации к царю, пропаганда в печати. 1-й съезд Русского собрания (1906) утвердил программную платформу:
. самодержавная и неделимая Россия;
. господствующее положение православия в России;
. признание законосовещательности Государственной Думы.
Был принят лозунг - «Православие. Самодержавие. Народность».

«Союз Михаила Архангела» (полное название - «Русский народный союз имени Михаила Архангела») - российская монархическая, черносотенная организация (партия), возникшая в начале 1908 года в результате выхода из «Союза русского народа» ряда общественных деятелей во главе с В. М. Пуришкевичем. Просуществовала до 1917 года.
«Союз» имел свои ячейки во многих городах России, особенно крупные организации - в Москве, Одессе, Киеве.
«Союз» выступал за сохранение исторических устоев России - православия и самодержавия, боролся за лишение избирательных прав иудеев и ограничение представительства Польши и Кавказа. Вместе с тем «Союз» поддерживал существование Государственной Думы и одобрял столыпинскую реформу, направленную на уничтожение крестьянской общины.
«Союз» распространял газеты, книги и брошюры, проводил собрания, чтения, массовые антисемитские кампании.

«Всероссийский Дубровинский Союз русского народа» (ВДСРН) - русская православно-монархическая патриотическая организация, существовавшая в Российской империи в 1912-1917 годах.
Образовалась в результате раскола в «Союзе русского народа» - крупнейшей монархической организации в Российской империи.

В августе 1912 был официально зарегистрирован устав «Всероссийского Дубровинского Союза русского народа», согласно которому целью «Союза» провозглашалось «сохранение России единой и неделимой - при господстве в ней Православия, при неограниченности Царского Самодержавия и первенстве Русского Народа». Членами Союза могли быть «только природные православные русские люди, обоего пола, всех сословий и состояний, признавшие себя осведомленными в целях Союза и преданные им. Перед вступлением они обязаны дать обещание не вступать в общение с какими-либо сообществами, преследующими цели, несогласные с задачами Союза». Кандидат должен был заручится поддержкой двух членов Союза. Инородцев можно было принимать только по решению Главного Совета. Не принимались в союз евреи, лица, хотя бы один из родителей которых был еврей, и лица, состоящие в браке с евреем. Такие же правила были прописаны в Уставе «Союза русского народа», принятом в 1906 году.

«Русская монархическая партия» - русская монархическая, черносотенная организация, возникла весной 1905 года в Москве. С 1907 - «Русский монархический союз».
До своей смерти в 1907 году лидером партии был В.А. Грингмут. Его сменил протоиерей Иоанн Восторгов. Вместо Грингмута он также стал председателем «Русского Монархического Собрания» - интеллектуального штаба монархистов Москвы. Членами партии были исключительно дворяне и православное духовенство, отчасти поэтому это была малочисленная организация и её влияние на политическую ситуацию в России было ограниченным.

«Союз русских людей» - русская национально-монархическая организация, существовавшая в Москве с 1905 до фактически 1910-1911 годов, формально до 1917 года. Учредители и главные деятели - графы Павел Дмитриевич и Петр Дмитриевич Шереметевы, князья П. Н. Трубецкой и А. Г. Щербатов (1-й председатель), русские публицисты Н. А. Павлов и С. Ф. Шарапов.
Задача «Союза» - содействовать законными средствами правильному развитию начал Русской Церковности, Русской Государственности и Русского народного хозяйства на основе Православия, Самодержавия и Русской Народности.
Членами «Союза» могли стать русские православные (в том числе старообрядцы) люди, а также по решению общего собрания - нерусские или инославные (кроме евреев). По социальному положению среди членов «Союза» выделялись представители дворянской аристократии, затем стала повышаться доля представителей интеллигенции, учащейся молодежи и служащих.

«Всероссийский национальный союз» - русская православно-монархическая право-консервативная партия, существовавшая в Российской империи в 1908-1917 годах. Создавалась в 1908-1910 годах как объединение ряда партий, организаций и фракций Государственной Думы - Русской партии народного центра, Партии правового порядка, Партии умеренно-правых, Тульского союза «За царя и порядок», Бессарабской партии центра, Киевского клуба русских националистов и ряда других провинциальных организаций, двух фракций III Государственной Думы - Умеренно-правую и Русскую национальную.
Учредительный съезд ВНС прошёл 18 июня 1908. Главным идеологом партии стал русский публицист М. О. Меньшиков, председателями были С. В. Рухлов (1908-1909) и П. Н. Балашов (1909-1917).
Идеология «Союза» опиралась на триаду «Православие, Самодержавие, Народность», в числе целей ВНС указывались «единство и нераздельность Российской империи, ограждение во всех её частях господства русской народности, укрепление сознания русского народного единства и упрочение русской государственности на началах самодержавной власти Царя в единении с законодательным народным представительством».
По отношению к инородцам ВНС предлагал проводить следующую политику:
. ограничение политических (избирательных) прав инородцев на общегосударственном уровне;
. ограничение прав инородцев на участие в местной жизни;
. ограничение некоторых гражданских прав инородцев (при поступлении на госслужбу, при занятии бизнесом и свободными профессиями);
. ограничение притока инородцев из-за рубежа.
Вместе с тем, декларировалось, что «при лояльном отношении инородцев к России, русский народ не может не пойти навстречу их стремлениям и желаниям».
Членами ВНС могли стать лица, «принадлежащие к коренному русскому населению или органически слившиеся с русским народом». Под последним понималось политическое слияние, то есть руководствование инородцами интересами Российской империи.
Крупнейшими региональными организациями ВНС были организации на национальных окраинах (в основном на западе Империи), а также в столицах.
В ВНС состояли известные русские учёные проф. И. А. Сикорский, проф. П. Н. Ардашев, проф. П. Я. Армашевский, проф. П. Е. Казанский, проф. П. И. Ковалевский, проф. П. А. Кулаковский, проф. Н. О. Куплеваский и др. Правительство П. А. Столыпина поддерживало Союз. После 1915 года он фактически распался, окончательно прекратил существование в 1917 году.

Совет монархических съездов — коллегиальный орган, созданный для координации монархического движения в Российской империи в ноябре 1915 года. Создание такого органа было вызвано необходимостью сплочения монархических сил перед лицом растущей оппозиции Самодержавию, революционной пропаганды, нарастания нестабильности в стране, как противовес консолидации антимонархических сил, выразившейся, в частности, в создании Прогрессивного блока в IV Государственной думе.
Кроме того, создание такого органа призвано было сгладить противоречия и вражду между «марковским» и «дубровинским» Союзами русского народа путём включения в него представителей обеих организаций.

Совет занимался проведением заседаний, на которых рассматривались вопросы координации монархического движения, выпускал заявления и обращения в которых, в частности, осуждал попытки проведения «альтернативных» монархических съездов, не под эгидой СМС.

«Союз русского народа» во главе с врачом А.И.Дубровиным - это наиболее крупная организация черносотенцев, оформившаяся в своего рода партию с уставом, идеологией и программой. «Союз» возник в ноябре 1905 года, вскоре после Манифеста 17 октября 1905 года: Высочайший Манифест Об усовершенствовании государственн ого порядка (Октябрьский манифест)

«Союз», имевший все признаки политической партии (программу, устав, руководящие органы, сеть местных организаций и т.п.), категорически отрицал свой партийный характер, выдавая себя за общенародное объединение, и в широком смысле слова отождествлял себя со всей русской нацией. При такой трактовке принадлежность к «Союзу» являлась не добровольным выбором, а священной обязанностью каждого верноподданного, членство же в любой другой политической организации приравнивалось к государственной измене.


«Союз русского народа» делал ставку на национальный вопрос. Цели, идеология и программа «Союза» содержалась в Уставе, принятом 7 августа 1906 года. Основной целью в нём ставилось развитие национального русского самосознания и объединение всех русских людей для общей работы на благо России единой и неделимой. Это благо, по мнению авторов документа, заключалось в традиционной формуле «Православие, самодержавие, народность». Особое внимание было уделено Православию, как основополагающей религией России.

«Союз» ставил целью сближение царя с народом путём освобождения от бюрократического засилья в правительстве и возвращения к традиционному понятию Думы как соборного органа . Для властей устав рекомендовал соблюдение свободы слова, печати, собраний, союзов и неприкосновенной личности, в установленных законом границах.

Отмечалась уставом первенствующая роль в государстве русского народа. Под русскими подразумевались великороссы, белороссы и малороссы. По отношению к инородцам предписывались строгие начала законности, позволяющие им считать за честь и за благо свою принадлежность к Российской империи и не тяготиться своей зависимостью.

В разделе о деятельности союза ставились задачи об участии в работе Государственной Думы, просвещении народа в политической, религиозной и патриотической сфере, путём открытия церквей, школ, больниц и прочих учреждений, проведения собраний, издания литературы. Для содействия членам «Союза», и мероприятиям, им организовываемых, предписывалось создание Всероссийского банка «Союза русского народа» с филиалами в регионах.

Большое внимание «Союз» уделял еврейскому вопросу. Деятельность союза была направлена на защиту государствообразующего народа, в том числе от притеснений со стороны еврейства. Также обеспокоенность у «союзников» вызывала возросшая активность иудейских организаций, деятельное участие иудеев в политике и революционном движении. В целом, «Союз» выступал за более жёсткое соблюдение закона относительно еврейского населения империи, и против смягчения законодательства, имевшего место в предреволюционное время.

Отдельные члены союза имели разные точки зрения на еврейский вопрос. Некоторые ратовали за полное лишение евреев всех прав и высказывали откровенно антисемитскую позицию. Так были настроены многие из главных идеологов «Союза», такие как Георгий Бутми и А.С.Шмаков. Издания, подконтрольные «Союзу», выпускали много литературы, обличающей евреев, среди которой попадались и провокационные материалы, вроде «Протоколов сионских мудрецов». Другие члены организации придерживались иной точки зрения, осуждая оголтелых юдофобов, и зачастую совпадая во взглядах с сионистами, в поддержке стремления евреев к обретению своего государства в Палестине.

Черносотенные союзы, как заявляли сами крайне правые, были ориентированы прежде всего на «простой, черный, рабочий люд». Им удалось привлечь под свои знамена больше членов, чем всем политическим партиям России вместе взятым. Комплексный анализ источников позволяет установить, что в момент наивысшего расцвета черносотенства, приходящегося на 1907-1908 гг., в рядах монархических организаций состояло более 400 000 членов. Оборотной стороной массового членства была рыхлость и аморфность черносотенных организаций. Большинство членов монархических союзов числились в них только номинально.

Социальный состав крайне правых союзов был чрезвычайно разнообразен и наряду с крестьянами, ремесленниками, заводскими рабочими в монархических союзах были представлены интеллигенция и учащаяся молодежь. Руководящие посты в монархических организациях занимали чаще всего дворяне. Большую роль в организационной и просветительской деятельности играли представители духовенства, как белого, так и чёрного; довольно многие из них впоследствии были канонизированы.

Деклассированные элементы составляли незначительную часть членов крайне правых союзов. Однако эта картина резко меняется при взгляде на состав боевых черносотенных дружин. Уголовные элементы задавали тон в боевых дружинах. И хотя численность дружинников была несопоставима с численностью членов монархических союзов, в общественном мнении образ черносотенца ассоциировался именно с ними.

О черносотенном терроре - в следующем посте.

Как ни странно, почти неотрецепсированным остаётся опыт ‘’Русского Собрания’’ - первой русской национальной организации в России; причём, организации, в которой состоял цвет того общества - от мыслителей и интеллигенции и до высших государственных чинов. А опыт этот, в то же время, достаточно интересный. Исправлением этой досадной ошибки мы сейчас и займемся.

‘’Русское Собрание’’ было создано в столичном Петербурге на заре нового века, в октябре 1900 года. Какое это время было для России? Набиравшие вес левые политические силы, от эсеров и до социал-демократов (позже расколовшихся на большевиков и меньшевиков); всё более активное про-либеральное земское движение, нацеленное на довольно радикальное реформирование монархии. Одновременно - появление и рост различных националистических и сепаратистских движений в провинциях, в Прибалтике, Украине, Грузии и т.д. На этом фоне, появление консервативной организации, выступавшей одновременно и с монархических, и с националистических позиций было вполне логично. Уже самим названием была дана настоящая ‘’пощёчина общественному вкусу’’ - космополитизм был тогда признаком этакого ‘’хорошего тона’’ в кругах русской интеллигенции. Как писал один из современников, ‘’Русское Собрание’’ зародилось тогда, ‘’когда любовь к отечеству была в забвении’’ и ‘’стало невыгодным быть русским человеком’’.

16 (29) января 1901 года в редакции газеты ‘’Новое время’’ состоялось последнее предварительное заседание, на котором был окончательно утверждён проект устава Собрания, и избраны его руководящие органы. Через 10 дней, 26 января (8 февраля) был утверждён устав организации, в котором, в частности, говорилось, что ‘’Русское Собрание’’ имеет целью содействовать выяснению, укреплению в общественном сознании и проведению в жизнь исконных творческих начал и бытовых особенностей Русского народа’’. Основные положения программы были таковы:

1)Православие. В программе отмечалось, что ‘’православная вера должна быть господствующей в России, как исповедуемая Царем и народом и как непреложная основа русского просвещения и народного воспитания’’, что ‘’Церкви православной должна принадлежать свобода внутренней жизни и управления’’, а ‘’голос Церкви должен быть выслушиваем властью во всех государственных делах’’; в духе славянофилов, ‘’устройство прихода должно быть положено в основание церковного строя, Церковные Соборы должны быть возрождены на точном основании канонов’’. Любопытно, что РС провозглашало, что оно ‘’относится к старообрядцам, как к истиннорусским людям, ревностно хранящим предания родной старины, и подразумевает и их всякий раз, когда говорит о православных русских людях’’.

2)Самодержавие. Собрание заявляло, что ‘’признает Царское Самодержавие совершеннейшей формой правления в России, видя в нем главный залог как исполнения Россией ее всемирно-христианского призвания, так и ее внешнего государственного могущества и внутреннего государственного единства’’. Программа также провозглашала то, что ‘’Самодержавный Царь, как верховный судья и выразитель народной совести в делах государственных, не может подлежать никакой ответственности ни перед кем, кроме Бога и истории’’. Собрание, опять же, в духе славянофилов, призывало не путать самодержавие ни с деспотизмом, ни с абсолютизмом, ибо ‘’Самодержавие православных Государей основывается на постоянном единении Царя с народом и состоит в безусловной полноте и нераздельности верховной власти, так что неограниченность и неограничимость этой власти составляют коренной признак самого понятия Самодержавия и никакой закон не может ни присвоить ему, ни отнять у него этого признака’’. Единение Царя с народом, в свою очередь, предполагало необходимость общения Царя с населением, которое ‘’всего целесообразнее может быть осуществляемо посредством центральных выборных совещательных учреждений, постоянно или периодически созываемых, или местного самоуправления, чуждого и бюрократии, и бюрократизма’’.

3)Русская народность. Прежде всего, программа провозглашала, что ‘’Россия едина и неделима, никакие ‘’автономии’’ не допустимы и каждая попытка к расчленению нашей родины под каким бы то ни было видом, предлогом или названием, должна быть встречаема решительным и твердым противодействием всех правительственных и общественных сил’’. В окраинной политике на первое место предлагалось ставить общегосударственные интересы и готовность каждой народности служить России. Русский язык должен был оставаться государственным во всех учреждениях. В отношении основ социального строя же PC стояло ‘’за сословность, как организующее общественное начало, обеспечивающее порядок и дисциплину и неразрывно связанное с Самодержавно-монархическим строем’’. Собрание признавало ‘’своим идеалом такой строй, при котором все население Империи делится без остатка на сословия, достаточно гибкие и многочисленные, чтобы охватить все группы и классы населения’’. Тут стоит отметить то, что на тот момент юридическая разница в правах между сословиями была минимальна, а браки между их представителями в России тех лет стали абсолютной нормой, хотя сами сословия дворянства, почётных граждан, духовенства, купцов, городских и сельских обывателей сохранялись вплоть до 1917.

Русское Собрание по своей сути объединяло представителей правой интеллигенции, чиновничества и духовенства страны. В первый состав РС, помимо председателя и двух его товарищей, вошли 15 человек: генерал, а по совместительству историк и публицист, М.М.Бородкин; генерал А.В.Васильев; поэт и публицист, в дальнейшем один из основателей черносотенного движения, В.Л.Величко; генерал Н.Ф.Гейден; статс-секретарь Государственного Совета, Р.А.Дистерло; генерал, профессор Академии Генерального Штаба, А.М.Золотарёв; полковник русской армии и генерал армии сербской, журналист и общественный деятель В.В.Комаров; член Государственного Совета, и будущий министр земледелия РИ и премьер-министр врангелевского правительства А.В.Кривошеин; будущий статс-секретарь Государственного Совета, В.А.Лыщинский; правовед и писатель А.А.Папков; поэт, публицист, литературовед и переводчик Н.М.Соколов; издатель, театральный критик и драматург А.С.Суворин; будущий бессарабский губернатор, сенатор и товарищ министра внутренних дел А.Н.Харузин; поэт, писатель, публицист и литературный критик, Н.А.Энгельгардт и библиотекарь Государственной канцелярии С.В.Юферов. Первым председателем Собрания стал государственный и общественный деятель, писатель Д.П.Голицын, его товарищами же стали также писатель А.А.Суворин и писатель и публицист С.Н.Сыромятников.

В дальнейшем членами Собрания, в том числе, были: поэт, писатель и неославянофил М.Ф.Таубе, профессора Т.И.Буткевич, П.А.Кулаковский, Б.В.Никольский, Д.И.Иловайский и Д.И.Пихно, министры внутренних дел В.К.Плеве и А.Н.Хвостов, председатели Совета министров Б.В.Штюрмер и А.Ф.Трепов, обер-прокуроры Святейшего Синода В.К.Саблер и Н.П.Раев, епископ Орловский и Севский, будущий митрополит Ленинградский, Серафим, активный участник Государственной Думы, В.М.Пуришкевич, московский градоначальник А.А.Рейнбот, историк театра В.П.Погожев, публицист и издатель С.В.Воейков, генералы Н.Н.Белявский, К.И.Величко, П.Н.Митропольский и Н.П.Линевич, редактор газеты ‘’Русское Знамя’’ П.Ф.Булацель, историк Церкви Н.Д.Тальберг, редактор журнала ‘’Русское обозрение’’ А.А.Александров, редактор-издатель журнала ‘’Море’’, контр-адмирал Н.Н.Беклемишев, публицист С.Ф.Шарапов, архиепископ Астраханский Митрофан и архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий.

Поначалу Русское Собрание было исключительно культурно-литературной организацией, занимавшейся обсуждением общественно-политических вопросов и проблем, проводимых по пятницам, и литературными вечерами, которые проводились, как правило, по понедельникам. С осени 1903 года добавились также проводимые Энгельгардтом литературные вторники. К политической деятельности Собрание перешло только в революционном 1904 году, первоначально занимаясь активной пропагандой в печати и такими акциями как подачей челобитных и организацией депутаций. 31 декабря 1904 года (13 января 1905 года.) состоялся Высочайший приём депутации ‘’Русского Собрания’’ (в состав которой входили Голицын, Волконский, Золотарёв, Мордвинов и Энгельгардт) императором Николаем II, полностью одобрившим его деятельность. Царю была поднесена челобитная, выслушав которую, он произнёс: ‘’Благодарю от души за честные, истинно русские мысли. В том, что вы прочитали, ничего добавить, ни убавить нельзя’’. После этого император Николай II расспросил членов депутации о целях и деятельности ‘’Русского Собрания’’, в итоге пожелав им: ‘’Дай Бог счастия всему Русскому Собранию, на благо русское. Передайте это Собранию. Желаю ему дальнейшего развития.’’ Ровно через год - 31 декабря 1905 года (13 января 1906) - Николай II снова принял депутацию ‘’Русского Собрания’’, и вновь оказался удовлетворён его деятельностью.

Тем не менее, серьёзным ударом для Собрания стал недальновидный циркуляр властей, выпущенный в конце 1905 года, который запрещал военным участие в каких-либо политических обществах. В результате, Русское Собрание покинуло свыше 200 офицеров, включая и одного из его основателей, генерала Золотарёва. Если в схожих по строю Германии и Австро-Венгрии военные были одной из главных опор трона, то в России они оказались насильно исключены из политической жизни. Впрочем, организация продолжила свою деятельность.

8–12 февраля 1906 года, в Санкт-Петербурге прошёл первый ‘’Всероссийский Съезд Русского Собрания’’, а 28 декабря того же года была принята новая программа Собрания, в основу которой, однако, была положена всё та же несколько переработанная триада Уварова: ‘’Православие, Самодержавие и Русская Народность’’. Тогда же, в конце 1906-ого и начале 1907-ого годов, Русское Собрание начало потихоньку преобразовываться в активную политическую силу, допустив теоретически для своих членов выдвижение в Государственную Думу и Государственный Совет от лица организации.

В то же время, Собрание так и не смогло стать самостоятельной политической силой - шансы попасть в I и II Государственные Думы были настолько малы, что руководство организации предложило своим соратникам голосовать за левых, дабы уменьшить вес кадетов и октябристов. Тем не менее, и после принятия нового избирательного закона Собрание решило не участвовать в политической жизни, поддерживая, в то же время, другие монархические партии и силы.

‘’Русское Собрание’’ имело отделения во многих городах России: Москве, Петербурге, Казани, Киеве, Одессе, Вильно, Варшаве и других. Уже в 1903 году был создан довольно мощный отдел в Харькове во главе с профессором истории Харьковского университета Андреем Вязигиным. Что интересно, Казанский отдел ‘’Русского Собрания’’ был создан на основе ‘’Казанского Общества Трезвости’’, существовавшего с 1892 года. В феврале

1903 года был создан печатный орган организации - ‘’Известия Русского Собрания’’, в январе 1906 года переименованный в ‘’Вестник Русского Собрания’’. Издавались также ежемесячный журнал ‘’Мирный труд’’ в Харькове, ‘’Русь Православная и Самодержавная’’ в Казани, и другие.

Ещё в 1907 году Собрание решило заняться вопросом образования. Идея была в создании сети гимназий по всей стране, которые, в отличие от тех же земских школ, многие преподаватели которых были либо либералами, либо социалистами, должны были основываться на традиционной, русской, системе ценностей. Первым шагом в этом деле должна была стать открытая 6 декабря, на праздник Николая Чудотворца, гимназия Собрания в Петербурге. В речи на открытии князь М. Л. Шаховской выразил надежду на то, что учреждение гимназии PC станет ‘’первым камнем для крепкого и прочного фундамента, на котором по всей России должна развиться русская национальная школа’’. Занятия в гимназии начались уже 11 числа, а директором стал преподаватель 1-го кадетского корпуса Василий Александрович Панков. Примерно в это же время мужская гимназия была открыта и Иркутским отделом РС.

Однако, образовательное предприятие Русского Собрания в конечном счёте провалилось - виной тому послужили распри в самой организации, её постепенное ослабевание, выход из её состава многих известных людей, в том числе и активно жертвовавших на нужды Собрания, и, шире, общий упадок монархического движения в России. В конечном счёте, гимназии организации были переведены в состав министерства народного просвещения на общих правах. Проект, который при благоприятном стечении обстоятельств, мог стать поистине, в хорошем смысле этого слова, революционным для России, кончился в итоге лишь небольшим вкладом в общее народное просвещение в Империи, да и просто назиданием потомкам.

Особенностью парламентской позиции Собрания был отказ от блокирования не только с октябристами, но и даже с умеренными националистами. В то же время, на более правом фланге дела шли не лучшим образом. Дух смуты и фронды поразил черносотенный лагерь, конфликт между Дубровиным и Пуришкевичем, сепарация ‘’Союза имени Михаила Архангела’’ от ‘’Союза Русского Народа’’, не прошли бесследно и для ‘’Русского Собрания’’. Из организации вышли такие видные деятели монархического лагеря как писатель и мыслитель Л.А.Тихомиров и лингвист, палеограф, славист, активный неославянофил и русский националист, А.И.Соболевский. К тому же, скончались основатель ‘’Русской Монархической Партии’’ В.А.Грингмут, видный бессарабский черносотенец П.А.Крушеван и активный правый публицист Б.М.Юзефович. Достаточно мощная по представительству правая фракция Думы начала становиться всё более слабой из-за своих постоянных дрязг.

Все эти события ослабили ‘’Русское Собрание’’, и оно начало постепенно терять свою привлекательность для правых политических активистов, деятельность самой же организации стала становится всё менее интенсивной. По выражению одного из основателей Собрания, Н.А.Энгельгардта, ‘’Русское собрание скоро утратило общественное значение, наполнилось чиновниками с их служебными интригами, и бюрократическая мертвечина быстро, как песком, затянула пробивавшийся вначале здесь ключ оригинальной мысли и гражданского чувства и подъема’’. К началу Первой Мировой войны руководство ‘’Русского Собрания’’ взяло курс на полную деполитизацию, и превращение организации в общество культурно-просветительской направленности. Начавшаяся война нанесла ещё больший удар по организации - многие члены Собрания ушли на фронт добровольцами. К началу Февральской революции, на

фоне всеобщего упадка монархического движения, Собрание превратилось в, по сути, небольшой кружок любителей русской старины.

Русское Собрание служит достаточно ценным уроком для нас и сейчас. Политические дрязги, распри и склоки погубили в своё время русское правое движение, не дав ему сыграть ту спасительную, охранительную роль, которую оно могло бы, сформировать свою долгосрочную, партийную повестку дня, и стать, таким образом, более радикальным и, собственно, более правым аналогом многочисленных консервативных партий, возникавших тогда по всей Европе. Собственно говоря, некоторые аналоги по монархизму и национализму можно провести и с германской Немецкой консервативной, австрийской Христианской социальной, и нидерландской Антиреволюционной партиями. Этот шанс для русского монархического и националистического движения тогда не реализовался, и, как знать - быть может, именно это и стоило нам Империи. Мы не должны повторять ошибок предшественников, и, таким образом, правое движение в России должно строиться на основах, в том числе и некоторого взаимоуважения, понимания общности дела и принципиального единства.

Отдельно от, возможных, политических организаций должны существовать независимые аполитичные организации, think-tanks культурно-просветительской и общественно-правой направленности, которые остались бы живы, даже если бы политические правые партии решили сыграть в повторение событий столетней давности.

Отдельно стоит отметить необходимость отказа от пещерного подвида национализма– довольно многие лица в Собрании, и, в том числе, один из его основателей Энгельгардт, имели немецкое происхождение (в частности - Плеве, Саблер, Таубе, Дистерло, Рейнбот и другие), и, вместе с тем - чётко русскую самоидентификацию. Крушеван и Булацель происходили из молдавского дворянства, а Голицын, будучи Гедиминовичем, был прямым потомком литовских князей. В той или иной форме, нечто подобное вполне возможно, и, по всей видимости, будет в правом движении и теперь, и это надо попросту принять как должное и, пожалуй, даже положительное. Этнос - это, в любом случае, прежде всего социальный конструкт, вторичный по отношению к популяциям и генетике. Не стоит его недооценивать - но также как не стоит и переоценивать.