Дети в лесу: основные правила поведения и как действовать в непредвиденной ситуации. Как уберечься от укусов клещей? Организовываем поход правильно

Татьяна Романова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Грибы. Ягоды. Безопасность в лесу»

КОНСПЕКТ ООД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ГРИБЫ . ЯГОДЫ . БЕЗОПАСНОСТЬ В ЛЕСУ »

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ И

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Образовательные :

Научить детей различать съедобные и несъедобные грибы ;

Обучить детей определять съедобные ягоды и ядовитые ;

Сформировать навык безопасного поведения в лесу во время сбора ягод и грибов .

Воспитательные :

Содействовать воспитанию ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;

Прививать навык бережного отношения к природе;

Воспитывать самоконтроль за четким произношением речевых звуков и умение дослушать собеседника до окончания произношения фразы;

Привить навыки безопасного поведения в лесу .

Развивающие :

развивать ВПФ : устойчивость, целенаправленность, переключаемость внимания; зрительное и слуховое восприятие; слуховую и зрительную произвольную память; логическое мышление (анализ, сравнение, обобщение) ; речевой праксис, импрессивный и экспрессивный виды речи.

Материалы и оборудование :

мультимедийный проектор, экран, презентация (слайды) ; раздаточный материал : картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов и ягод (по количеству детей , муляжи грибов , 2 корзинки, магнитная доска.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку по лесу , а компанию нам составят наши друзья Еж и Лосяш (слайд № 1) .

Посмотрите на экран. Какие фотографии сделали Еж и Лосяш? Что изображено на фото вверху? На фото внизу? Какие деревья растут в лесу ? А какие растения? Что еще можно встретить в лесу ? Чем отличаются эти два фото? Правильно, это лес весенний и лес осенний. Как вы догадались?

Посмотрите, как тихо в лесу ! Не колышется ни один листочек, ни одна травинка! Лес густой, дремучий, таинственный. Лес очень щедрый. Он нас угощает своими дарами : грибами , ягодами ! (слайд № 2, №3) .

А знаете ли вы, что некоторые съедобные грибы растут под определенным деревом? Поэтому и получили свои названия из-за того, что найти их можно только там!

Какие съедобные грибы вы знаете ? Посмотрите на экран. Это съедобные грибы , запомните как они выглядят и называются. Это белый гриб , подберезовик (растет по березой, груздь, сморчок, подосиновик (растет под осиной, лисички, маслята, волнушки. Рассмотрите внимательно грибы . Что у них общего? У грибов есть шляпка и ножка .

Теперь вспомним, какие съедобные ягоды растут в лесу . Это малина, брусника, калина, земляника, голубика, костяника. Рассмотрите их внимательно и запомните, как они выглядят. Молодцы, все ягоды назвали верно .

Лес таит в себе опасность. Не все грибы и ягоды приносят пользу человеку. Как вы думаете, какие неприятности могут подстерегать нас в лесу , когда мы решили набрать грибы и ягоды ?

Ребята, вы любите отгадывать загадки? Еж и Лосяш приготовили их для вас. Отгадаем их?

Загадки :

Смотрит свысока

Ручки в бока.

Красива и важна,

Да никому не нужна… (бледная поганка)

Коренастый. В шляпе новой

Гриб в бору растет сосновом.

Рады бабушка и дед :

Будет праздничный обед!

Ой, схватили белки вмиг

Это белый… (боровик)

Растут на опушке

Рыжие подружки

Их зовут… (волнушки)

Что за желтые сестрички

Спрятались в траве густой?

Вижу я их всех отлично,

Заберу скорей домой.

Очень чистый вкусный гриб –

Рад и повар, и грибник .

Эти желтые сестрички

Называются (лисички)

Знают даже малыши красно-белые грибы

Те, что с мухами не дружат.

Не бери ты их на ужин – несъедобен этот гриб ,

Хоть и красавец на вид.

Называют с давних пор

Ядовитый. (мухомор)

В роще, у березки

Повстречались тезки… (подберезовики)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я… (подосиновик)

Ягоды лесные эти

Знают взрослые и дети.

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с …

Хорошо в лесу ребятам –

Побывали там вчера.

Сочных ягод , сизоватых,

Притащили два ведра.

Думали, их ждет черника,

Оказалось - (голубика)

Кто ж те ягоды не знает ,

От простуды помогают.

На кустах они висят,

И, как маков цвет, горят.

Только это не малина.

Что за ягода ? (калина)

А теперь вы постарайтесь загадать загадки Ежу и Лосяшу. Придумайте для них загадки о ягодах и грибах , а они попытаются отгадать. На магнитной доске появляются изображения грибов я ягод , которые детям нужно описать : мухомор, бледная поганка, паслен, боровик, малина. Дети описывают ягоды и грибы по схеме : это ягода или гриб , где растет, какой по цвету, какой по вкусу, что из него (нее) можно приготовить (слайд № 7) .

Молодцы! А какие сложные загадки вы придумали для наших друзей!

Ребята! При сборе грибов и ягод нужно быть очень осторожным, важно придерживаться правила : не знаешь, как называется гриб или ягода – в лукошко не клади! Так как не все дары леса съедобны, то некоторые из них могут нанести сильный вред организму и вызвать тяжелейшее отравление и гибель человека! Вот эти несъедобные грибы и ягоды (слайд 4, 5) . Давайте внимательно на них посмотрим, запомним их внешний вид и названия.

Детям демонстрируются слайды с изображением ядовитых грибов и ягод : бледная поганка, мухомор, кирпично-красный опенок, рядовка серо-желтая; волчье лыко, белена, ландыш, паслен. Эти грибы и ягоды очень аппетитны , ярки, красивы, привлекают внимание отдыхающих в лесу , но содержат яд, опасный для человека! Их ни в коем случае нельзя трогать руками и кушать!

Сейчас, ребята, мы вместе с нашими товарищами Ежом и Лосяшем отправимся на прогулку на лесную опушку – соберем им лесных гостинцев. Для этого разделимся поровну на 2 команды. Команда Ежа и команда Лосяша. Возьмем корзиночки. У вас на столе лежат муляжи грибов и изображения ягод . В корзинку нужно положить только те, которые можно кушать. Та команда, которая быстрее и правильно отберет только съедобные грибы и ягоды – победит .

Молодцы, быстро и правильно справились! Победили обе команды. Лосяш и Еж решили вас отблагодарить за вкусные гостинцы – вам приготовили подарки. Это наклеечки – напоминалочки о правилах безопасного поведения в лесу . Соблюдайте их и берегите свое здоровье!

Теперь давайте вспомним, какие правила безопасного поведения в лесу мы узнали : нельзя трогать руками и класть в лукошко несъедобные грибы и ягоды , если человек не уверен, съедобный ли гриб или ягода – тоже не трогать руками и не класть в лукошко. И последнее : в лес без взрослых ходить запрещено, потому что там можно потеряться и не найти дороги назад.

Уверена, что все запомнили несложные и важные правила безопасного поведения в лесу , зная и соблюдая которые, можно быть уверенным, что «тихая охота» , а именно так называется сбор грибов и ягод , принесет радость и удовольствие, а не беду. Хорошей прогулки!

Публикации по теме:

Проект программы кружковой работы «Моя безопасность» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Пояснительная запискаАктуальность выбранной мной проблемы обуславливается тем, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных.

Формирование эмоциональной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста «Приключения в сказочном лесу» Тема занятия: «Приключения в сказочном лесу». Подготовила: Марасанова Наталья Робертовна, МБУ детский сад № 135 "Рябинка" г. о. Тольятти,.

Программные задачи: Закрепить представление детей о жизни животных зимой воспитывать бережное отношение к природе. Ход досуга Восп-ль: Хотелось.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в лесу» по развитию речи и экологии Медведева Екатерина Николаевна Тема: «Путешествие по лесу в старшей группе». НОД в старшей группе Цель: Сформировать у детей представление.

Добрый день, дорогие читатели! Если вы собрались в поход с малышами, самое время изучить правила поведения в лесу детей. Не стоит пренебрегать этой мерой предосторожности, ведь могут случиться всякие ситуации: ребенок может заблудиться, потянуть в рот неизвестные ягоды или грибы и т.д. Чтобы этого не произошло, проведите с ним беседу или игру на эту тему.

Если малыш идет летом в поход с классом или семьей, вы, дорогие родители, должны позаботиться о соответствующей одежде и защитных средствах для него:

  • Одежда должна покрывать все части тела, из-под нее не должны выглядывать открытые участки кожи. Позаботьтесь, чтобы манжеты на руках плотно прилегали к запястьям, а обувь была высокой и плотной. Лучше всего, если на ногах будут резиновые сапоги, в которые удобно вправить штаны. Эти меры предосторожности необходимы, чтобы не получил укусы насекомых или заражение клещом.
  • Не забудьте взять с собой запас воды на сутки. В походе всякое может случиться: вода иногда требуется не только для питья, но и для проведения гигиенических процедур.
  • Обязательно возьмите с собой средства гигиены, не пренебрегайте ватой и бинтом. Порезы, ушибы часто случаются во время посещения леса: ранку необходимо быстро промыть, продезинфицировать и перевязать.
  • Запаситесь средствами от укусов насекомых: с комарами в лесу вы точно встретитесь!
  • Положите малышу телефон во внутренний карман и научите им пользоваться (если ребенок еще маленький). Научите, какой номер набирать, чтобы дать о себе знать, если связаться с родителями не получается.

А теперь переходим к беседе с малышами.

О чем рассказать детям?


Если вы собираетесь в поход семьей, со знакомыми или друзьями, и в компании присутствуют дети, с ними накануне обязательно должна быть проведена беседа. Вам, дорогие читатели, предлагается памятка, о чем непременно следует упомянуть:

  • Ходите в лес только со взрослыми.
  • Не углубляйтесь в чащу и не отходите от компании. В вашем поле зрения должны оставаться ориентиры: тропинка, железная дорога, высоковольтная линия и т.д.
  • Если есть компас, при входе в лес посмотрите, в каком направлении вы идете. При отсутствии компаса посмотрите и запомните, с какой стороны растет мох на деревьях (это всегда северное направление).
  • Нельзя брать в рот ягоды, грибы, растения: они могут оказаться ядовитыми.

Не менее важны экологические правила, ведь от них может зависеть жизнь ребенка и окружающих:

  • Не разжигайте костер без взрослых: огонь быстро распространяется по лесу и может стать причиной пожара.
  • Не разбрасывайте мусор вокруг себя. Лес – это дом растений, птиц и животных. Не загрязняйте его!
  • Не разбивайте стекло и не оставляйте его на дороге. Оно может принести вред не только животным, но и людям, которые придут сюда после вас.
  • Не шумите, не включайте громкую музыку. Своим поведением вы можете испугать животных.
  • Если на тропинке показалось дикое животное, не поворачивайтесь к нему спиной, не кричите и не показывайте страх. Спокойно переждите, и зверь уйдет сам.
  • Не берите в руки детенышей диких зверей. Рядом могут оказаться взрослые разъяренные животные. Кроме того, детеныши зверей могут быть переносчиками опасных болезней.
  • Не трогайте птенцов или яйца птиц. Их могут подстерегать змеи и дикие животные, тогда и вы окажетесь в опасности. Не уносите с собой птенцов: в неволе они не живут.
  • Не трогайте муравейники. Муравьи очищают лес, за что их еще называют санитарами.
  • Не ловите и не уничтожайте насекомых. Они часть лесной природы.
  • Не ломайте деревья и кустарники: этим вы приносите вред всему лесу.
  • Не срывайте цветы: среди них могут быть редкие растения. Путь они радуют вас на природе, а не вянут в букетах.
  • Собирайте орехи, ягоды, фрукты и грибы в лесу только под присмотром взрослых. Среди них могут попадаться ядовитые.
  • Не топчите ядовитые грибы: для животных и насекомых они могут оказаться съедобными.


Если вы будете соблюдать описанные правила, то не только не попадете в непредвиденную ситуацию, но и сохраните природу. Проводя беседу, покажите малышам соответствующие картинки: так информация быстрее запомнится.

Если заблудитесь…

Не стоит исключать вероятности, что ребенок отстанет от компании и заблудится в лесу. Перед походом обязательно обсудите с ним, как себя вести, если потеряешься. Особенно актуальны эти правила для школьников, которые часто отправляются в походы во главе с одним-двумя учителями (в этом случае взрослым бывает трудно уследить, все ли дети на месте):

  • Не поддаваться панике и не бежать в незнакомую сторону. Оставайтесь на месте.
  • Если у вас есть телефон, попробуйте связаться с друзьями или родными. В случае отсутствия связи наберите 112. Это телефон службы спасения, которая всегда доступна.
  • Если нет телефона, прислушайтесь к окружающим вас звукам. Когда услышите людские голоса, звук машины, двигайтесь по направлению к ним.
  • В лесу часто протекают ручьи. Если вы найдете таковой или услышите журчание воды, двигайтесь по течению воды. Возле водоемов часто бывают небольшие поселения.
  • Попробуйте вспомнить, с какой стороны вы зашли в лес. Если увидите знакомые места, двигайтесь в эту сторону.
  • В случае, когда вам все же не удалось найти выход, приготовьтесь к ночлегу. Соберите ветки и сделайте шалаш. Разведите костер (если есть спички) и ложитесь рядом с ним. На следующий день вас могут найти.


Усвоить эти простые правила поможет игра. Если тематическая беседа проходит в классе, можно выйти на улицу в школьный сад и разыграть ситуацию, при которой кто-то из детей потерялся. Пусть малыши представят, что они попали в лес, и продемонстрируют, как они себя будут вести в настоящем лесном массиве.

Детям 1-4 классов, дошкольникам интересно будет послушать правила поведения в стихах. Основные моменты можно выучить наизусть: рифмованными они лучше запомнятся.

Закрепить знания поможет викторина, устная или письменная. Благодаря детским ответам на вопросы взрослые могут понять, какие правила детьми не усвоены, и их следует повторить.

Викторина представляет собой обычные вопросы по теме, которые кажутся учителю важными. Составить ее можно самостоятельно, опираясь на памятку.

Дорогие читатели, мы с вами рассмотрели основные правила поведения для детей в лесу. Если статья была вам полезна, оставляйте свои комментарии. До новых встреч!


Нет ничего важнее для ребёнка, чем походы на природу с друзьями, родными или одноклассниками. Эти моменты остаются в памяти навсегда, формируя мировоззрение.

Природа действует успокаивающе, это естественная среда для человека. А для детей это целый мир, полный неизведанного.

Что приходит на ум, когда ребёнку сообщают о предстоящем походе в лес? Приключения, опасность, дикие животные, костёр и пикник. Азарт в глазах малыша зашкаливает.

Важно! Существуют правила поведения на природе для школьников и дошкольников. Их придумали не для ограничения свободы действий.

Много походов на природу заканчивались печально: дети и взрослые получали травмы, попадали в опасные для жизни ситуации.

Зафиксировано много случаев летальных исходов в результате таких мероприятий. Изучите правила, и помогите запомнить их ребёнку.

Свод правил поведения в лесу для детей:

Правила Пояснение
1 Ходите в лес только со взрослыми На ребёнка или группу детей должен приходиться хотя бы один взрослый. Если детей много, взрослых должно быть несколько. В случае опасности, это скоординирует действия детей, поможет избежать травм
2 Обязательно наличие мобильного телефона для связи с родными в случае опасности Даже если телефон не может поймать связь, есть экстренный вызов. Можно позвонить в службу спасения
3 Из леса следует выйти до захода солнца Ночью в лесу опасно и детям, и взрослым
4 Оставляйте транспорт перед лесом, если внутри нет проезженной дороги для него Берегите природу
5 Выбирая место, не уходите в самую глубь Вы можете потеряться на обратном пути, зайти в места, где живут дикие звери. Лучше выбрать место, где раньше уже отдыхали люди
6 Не поджигайте сухую траву Разводя костёр, оградите его от остальной травы, сложите ветви и аккуратно подожгите. Над костром не должно быть веток деревьев.

Уходя, костёр необходимо затушить водой. Убедитесь, что не осталось углей. Под влиянием ветра они могут разгореться, что спровоцировать пожар

7 Не оставляйте мусор на природе. Уходя, соберите весь мусор в пакет и довезите его до ближайшей урны. Это касается и вашего, и чужого мусора Помните, природа - это дом зверей и птиц. Заходя в гости, ведите себя цивилизованно, ведь вы не животные
8 Не создавайте шума, не включайте музыку, или делайте это тихо Птицы и звери, живущие в лесу, испугаются. У них есть гнёзда, норы и другие формы жилища. Спугнув самку, вы можете оставить её детёнышей на голодную смерть
9 Не разбивайте стеклянные предметы Вы можете пораниться. Другие люди, которые придут после вас, могут пораниться. Если порез будет глубоким, и придётся на вену или артерию, он будет смертелен для человека. Думайте о последствиях
10 Не дразните диких животных Ваше присутствие для них и без того - стресс. Загнанный зверь может повести себя агрессивно.

Многие звери переносят бешенство, которое смертельно опасно для человека. Столкнувшись с агрессивным животным, замрите, дождитесь, пока оно уйдёт

Следуя правилам, вы сможете избежать многих опасностей:

  1. Получение травм, увечий.
  2. Потеря ориентации на местности без возможности выбраться из леса.
  3. Нападение дикого животного.
  4. Гибель леса в пожаре.
  5. Разрушение жилья животных и птиц.
  6. Засорение леса.

Это интересно! Уважаемые родители и учителя! Прежде чем вести детей в лес, заставьте их выучить эти 10 правил.

Пусть это будет испытанием, которое даёт право ребёнку отправиться с вами в путешествие.

Дети лучше воспринимают информацию в форме игры. Выученные правила они запомнят на всю жизнь. Давая детям такие установки, вы растите порядочных и ответственных людей.

Безопасное поведение в пожароопасный сезон

Пожароопасный сезон в лесу - время, когда природные условия позволяют одной непотушенной сигарете сжечь дотла гектары лесов.

Это означает гибель зверей и птиц, уничтожение природных ресурсов, загрязнение атмосферы и возможную гибель людей. Пожар в лесу нередко распространялся на близлежащие постройки.

Для людей, собравшихся посетить лес или сад в пожароопасный период, нужно знать, что нельзя брать с собой, и от каких действий стоит отказаться:

  1. Оставьте дома зажигалки, спички и сигареты и огнестрельное оружие.
  2. Не ходите в лес в пожароопасный период, если на улице гроза.
  3. Не разбивайте бутылки, оставляйте дома лупу для исследования местности. Не оставляйте на траве очки. Эти предметы под действием солнечных лучшей приведут к пожару.
  4. Не проносите в лес топливо, оставляйте автомобиль у дороги.
  5. Не оставляйте бумажек и тряпок, которые легко разгорятся.
  6. Не жгите костры, мусор.

Правила поведения при пожаре в лесу

При возникновении пожара в лесу необходимо принять меры по его ликвидации.

Если пожар только начинается, и вы в силах потушить его, сделайте это самостоятельно:

  • Залейте костёр водой.
  • Затушите с помощью плотной ткани, перекрыв допуск кислорода к пламени.
  • Закидайте место возгорания песком или землёй.

Важно! Если справиться с пламенем самостоятельно не удаётся, немедленно покиньте лес, помогите выбраться оттуда другим людям.

Немедленно вызовите пожарных, сообщив точные координаты. Чёткие своевременные действия помогут спасти жизни людей, животных, сохранят лес полностью или частично.

Опасность для человека при пожаре создают факторы, обусловленные горением:

  • Углекислый газ, при высокой концентрации которого человек потеряет сознание. Возможен летальный исход.
  • Отсутствие видимости из-за густого дыма.
  • Пламя, искры.
  • Тепловое излучение.

Если вы находитесь вблизи леса, где пылает пожар, не пытайтесь потушить его самостоятельно. Потерявшись в густом дыму, вы рискуете сгореть или задохнуться газом. Вызовите бригаду пожарных.

Тушить огонь своими силами до их приезда можно, если собралась группа людей, которые будет попутно присматривать друг за другом. У пожарных это называется страховка.

Важно! Помните: нет ничего ценнее человеческой жизни.

Полезное видео

    Похожие записи

Правила поведения в лесу. Беседа - классный час в начальной школе

Задачи

1. Повторить правила поведения в лесу.

2. Обучить навыкам безопасного поведения. Оборудование: конверты со словами.

Ход классного часа

Вступительная беседа учителя

Ребята, сегодня у нас необычный урок - мы отправимся в очень интересное путешествие по лесу. Летом многие из вас будут ходить в лес. А там тоже свои правила.

Какие правила поведения в лесу вы уже знаете? Правила:

Не рви зря цветы.

Не обижай животных.

Убирай за собой весь мусор.

Не шуми.

Никогда не пробуй на вкус грибы, ягоды и растения.

Не собирай неизвестные тебе растения и грибы - они могут быть ядовиты.

Работа с пословицами

Учитель. Попробуйте собрать из слов пословицы. (Детям раздают конверты со словами, из которых состоят пословицы.

Не сажал, не поливал, а рвать поспевал!

От маленькой искры большой пожар бывает!

Люби природу - она добром ответит! Дети объясняют каждую пословицу.)

Обсуждение рассказа

Перед соловушкой стыдно

Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели обедать. Вынули из сумки хлеб с маслом, яйца. Только закончили обед - рядом запел соловей. Девочки не шевелились, слушали прекрасную песню.

Соловей кончил петь. Оля собрала остатки своей еды, бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки, хлебные крошки и положила в сумку.

Оля спросила Лиду, зачем она берет с собой мусор. Ведь они в лесу. Их никто не видит.

Стыдно... перед соловушкой, - ответила Лида.

По В. Сухомлинскому

Учитель. Как вела себя Оля? А что сделала Лида? (Дети отвечают.)

Физкультминутка

Учитель. Когда мы идем по лесу, то аккуратно придерживаем веточку, чтобы она не ударила по глазам следом идущему, не поцарапала лицо, не толкаемся, смотрим вперед и под ноги. На сучья не наступаем, перешагиваем их, ведь они могут повредить ногу.

У деревьев корешки, а у нас? [Ножки!)

У деревьев веточки, а у нас? [Ручки!)

Идем в поход

Учитель. А вот некоторые советы юным туристам. 1. Используйте для разведения костра только специально оборудованные места или уже имеющиеся старые кострища. Также сгодятся песчаные или галечниковые косы, места от вывороченных корней или другие, где обнажен минеральный слой почвы диаметром не менее полутора-двух метров.

Если такого места нет, то его нужно подготовить и окопать предполагаемое кострище с помощью лопаты, топора или другого подручного инструмента.

2. Никогда, даже в дождливую погоду, не разводите костер на подстилке из мхов и лишайников, а также посреди высокого травостоя из сухих злаков, легковоспламеняющихся кустарников или рядом с ними.

3. Не разводите большой костер. Небольшой, но хорошо сложенный костер, обложенный камнями, даст достаточно тепла.

4. Раскладывайте костер подальше от нависающих ветвей, крутых склонов, гнилых пней, бревен, сухой травы и листвы. Всегда следует очищать место вокруг костра, убирать с него все легковоспламеняющиеся материалы. Очень важно убедиться, что рядом есть какой-нибудь водоем, позволяющий набрать воды для тушения костра.

5. Никогда не оставляйте костер без присмотра. Даже небольшой ветерок способен вызвать быстрое распространение огня. Немедленно пресекайте любое расползание огня за пределы кострища.

6. Всегда имейте под рукой емкость с водой и держите наготове лопату, чтобы можно было немедленно забросать землей вырвавшееся пламя.

Опасная ситуация

В лес пошли мы за грибами,

Очень весело с друзьями.

Тут грибок и там грибок,

Положили в кузовок.

Учитель. Мы и не заметили, как заблудились. Оглянулись - кругом лес, и мы стоим посередине поляны. Ау! - закричали мы. Но никто не отозвался. Что делать? (Собираясь в лес, можно взять с собой надежного помощника - компас.)

Но компаса может не оказаться, или он потерялся. Что тогда?

Памятка «Если ты заблудился в лесу»

Не стоит сразу бежать куда глаза глядят.

Успокойся и внимательно прислушайся, не доносятся ли откуда-нибудь звуки, говорящие о близости людей.

Уловив звук, иди в этом направлении. Если звук приближается, значит, ты идешь правильно.

Грибная поляна

Учитель. Какие грибы вы знаете? (Дети перечисляют известные им грибы.)

Загадки о грибах

Белка к елке подбежала,

Лапкой веточку достала

И на веточный изгиб

Положила белый... (гриб).

Кто стоит на белой ножке

В красной шапке у дорожки

Грибникам наперекор?

Отгадайте! (Мухомор.)

На пнях в лесу грибы растут,

Да вот забыл, как их зовут.

Помогите мне, ребята!

А вы в ответ - это... (опята).

В толстой шапке он стоит.

Из-под елочки глядит.

Пусть и рос ом невелик -

Лучший гриб здесь... (боровик).

Вырос раннею весной

Этот первый гриб лесной.

Вон забрался под сучок

Весь в извилинах... (сморчок).

Дети хворост собирали

И случайно увидали:

Под кустом, как две сестрички,

Выросли грибы... (лисички).

Какой гриб в загадках «лишний» и почему? (Это мухомор, потому что он несъедобный, а все остальные съедобные.)

А какие есть еще несъедобные грибы? (Дети отвечают.)

Бледная поганка знаменита своей ядовитостью. Каждый год из-

за нее страдают во всем мире сотни людей, многие из них погибают. Высокая смертность объясняется не только действием сильного яда, входящего в состав этих грибов, но и его необычными свойствами. Основную роль в механизме отравления бледной поганкой играет аманитотоксин (аманита - латинское название семейства бледной поганки). Ничтожной дозы - 25-30 миллиграммов этого яда, содержащегося в одном грибе бледной поганки, вполне достаточно, чтобы вызвать смертельное отравление. Кроме того, аманитотоксин совершенно не растворяется в воде, сохраняет свою ядовитость даже после 20-минутного кипячения. Попав в организм, яд дает знать о себе не сразу, а несколько часов спустя.

В один из летних дней пятилетняя девочка, отправившись на прогулку в лес со своей 12-летней сестрой, нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась тошнота, рвота. Девочку срочно поместили в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. После этого пациентка почувствовала себя настолько хорошо, что родители, вопреки советам врача, поспешили забрать ее из клиники. А спустя несколько часов произошло резкое ухудшение состояния ребенка, вскоре девочка умерла. Как было установлено, причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.

Чтобы избежать тяжелых отравлений бледной поганкой, нужно знать ее отличительные признаки. Некоторые всерьез думают, что ядовитые грибы как-то сигнализируют о своей ядовитости неприятным запахом или вкусом, тем, что их не трогают черви и улитки. Увы, подобные взгляды - опасное заблуждение. Отравившиеся бледной поганкой нередко с похвалой отзывались о ее вкусе, запах этого гриба напоминает запах шампиньона.

Чем же отличается этот гриб от шампиньона? Бледная поганка всегда имеет на нижней части ножки клубневидное вздутие, покрытое пленчатым чехлом. В верхней части ножки есть пленчатое кольцо белого, зеленоватого или бледно-желтоватого цвета. Пластинки на нижней поверхности шляпки частые, белые, не меняющие своей окраски. У шампиньона же эти пластинки имеют различный цвет - от бледно-розового до темно-бурого, отсутствуют кольца, клубневидные утолщения на ножке и пленки. И сыроежку отличают те же признаки: отсутствие клубневидного вздутия с пленчатым чехлом и кольца на ножке, характерных для бледной поганки. Доскональное знание «портрета» бледной поганки, да и других ядовитых грибов, не позволит спутать их со съедобными грибами.

Секрет полного лукошка

(По книге Н. Надеждиной «Полное лукошко».)

Учитель. Я открою вам секрет полного лукошка, но обещайте, что и сами будете беречь нить-невидимку, и других ребят научите охранять грибные угодья.

Что для этого нужно? Когда идешь в лес по грибы, бери с собой ножик. Никогда не вырывай гриб из земли с корнем. В кончике ножки никакого вкуса, только лишний сор в корзинке. А вырывая гриб из земли с корнем, ты разрываешь нить-невидимку, губишь лесной урожай. Ученые говорят, что подземные нити грибницы гуще всего сплетаются возле самого кончика ножки гриба. Но если ты срежешь ножиком гриб под корень, на уровне земли, ни одна подземная нить

не будет затронута и на этом месте снова родятся грибы. И вся твоя забота - запомнить этот лесной тайничок да наведываться сюда после теплого дождя.

Второй секрет полного лукошка. У каждого вида грибов есть свои излюбленные породы деревьев. А когда знаешь, какой гриб с каким деревом дружит, увереннее идешь по лесу, быстрее находишь грибные места. Обо всем этом подробно расскажет книга «Полное лукошко» Н. Надеждиной. (Учитель показывает книгу.) Желаю всем приятного отдыха в лесу и полной корзинки грибов.

Творческое задание

Учитель. Изобразите на листе бумаги одно из правил поведения в лесу. (Дети рисуют, а потом устраивается выставка работ.)

Подведение итогов

Учитель. Закончите предложение: «Теперь я знаю, что...» (Дети вспоминают услышанное на классном часе.)