Необычные танки росcии и ссср. танки на подводных крыльях. Секретный танк-подлодка, с помощью которого гитлер мечтал захватить великобританию


Немцы - люди действительно творческие. К сожалению, как показывает история, они далеко не всегда направляли свой «творческий потенциал» в русло созидания. В годы войны тамошние инженеры и ученые создали множество чудовищных инструментов войны, единственной задачей которых было уничтожение людей. Для ненавистной Великобритании, «спрятавшейся» на островах, коварные нацисты готовили кое-что особенное.


Великобритании очень повезло в истории относительно географического вопроса. После (пускай и кровопролитного) объединения в единое государство страна получила невероятный бонус на мировой арене, оказавшись «спрятанной» на островах. Эта территориальная особенность подпортила немало крови всем историческим противникам державы, а также помогла стать ей одним из мощнейших государств в мире.


В тревожные годы мировых воин XX века Великобритания вновь выиграла от своего местоположения. Возможно, именно Ла-Манш уберег Соединенное Королевство от стремительного марша гудерианских танковых кулаков. Выражаясь современным языком, у Гитлера (да и у всего командования Рейха) «горело» от «британских трусов», которые окопались за проливом с внушительной группировкой союзных войск. На пути к мировому господству Германии не очень хотелось оставлять такой «подарок» у себя в тылу.


Немцы любили свои новые танки, вот только морские операции и гусеничная техника – вещи не совместимые. И тогда немецкие инженеры решили придумать кое-что действительно особенное для Великобритании - подводные танки, которые должны были пройти по дну Ла-Манша.

В 1940 году в рамках подготовки военной операции «Морской лев» (операция по высадке морского десанта в Великобританию) был создан танк Tauchpanzer III с функцией подводного хождения. За основу боевой машины был взят средний танк вермахта Panzerkampfwagen III. Внутри машины появилась помпа для откачки воды, все щели надежно закрывались, охлаждаться машина должна была морской водой, наконец, на башню была установлена дыхательная труба с длинным рукавом, на конце которого крепился специальный буй.


Таким образом, танк должен был не тонуть и получать приток свежего воздуха. В экипировку танкистов также вошли индивидуальные средства дыхания, позаимствованные у подводников. Ориентироваться под водой было намного сложнее, поэтому на Tauchpanzer III поставили еще и гирокомпас, а также усиленную радиостанцию для координации действий (направления движения) при помощи связи с кораблями.

С июля по октябрь 1940 года немецкие заводы выпустили 168 таких танков. Однако, на испытаниях оказалось, что танки не очень хорошо чувствуют себя на морском дне. Речь о пересечении Ла-Манша больше не шла. Второй план оказался более реалистичным. Машины должны были доставлять к Великобритании на баржах, опускать на дно, а уже оттуда танки должны были двигаться вперед к побережью.


Побывать на пляжах Британии Tauchpanzer III так и не удалось. Операция «Морской лев» постоянно откладывалась, а вскоре началась война с Советским союзом. К этому моменту почти все 168 танков были переброшены на восточный фронт, где использовались для формирования рек. Оборудование, нужное для езды, по морскому дну было почти полностью снято с танков, от него осталась лишь герметизация щелей и дыхательная труба на башню. Во время операции «Барбаросса» Tauchpanzer III форсировали Западный Буг. После этого машина использовалась вермахтом как обычный танк.

Были ли в Германии плавающие танки накануне 2 мир. войны?

Данный вопрос волнует множество людей интересующихся историей 2 мировой войны – это подтверждает тот факт, что в Интернете очень много форумов посвященных этой теме. Я также заинтересовался этой проблемой и решил высказать свое мнение в этом сочинении.

Впервые этот вопрос поставил бывший сотрудник ГРУ В.Суворов, утверждавший, что наличие в Советской Армии плавающих танков свидетельствовало о том, что руководство СССР, в лице И. Сталина, готовило планы по вторжению в Европу, с целью установления там коммунистического строя. В этой же книге Суворов утверждает, что в германских танковых войсках плавающих танков не было, что неприемлемо при ведении наступательной войны. В то же время Гудериан, в своих мемуарах писал о наличии в германских танковых войсках плавающих танков, предназначенных для форсирования водных препятствий.

Прежде чем приступить к вопросу о плавающих танках, я хотел бы рассмотреть общее состояние танковых войск Германии.

Состояние германских бронетанковых войск 1939-1945 г.г .

О состоянии Panzerwaffe в разные периоды Второй Мировой Войны можно судить по числовым данным о материальной части. Наиболее полно по танкам, истребителям танков, штурмовым и артиллерийским самоходным установкам они представлены в трудах Б. Мюллера-Гиллебранда.

Итак, на 1 сентября 1939 года (начало Второй Мировой Войны) Вермахт располагал 3190 танками, из них Pz Kpfw I - 1145, Pz Kpfw II - 1223, Pz Kpfw 35(t) - 219, Pz Kpfw 38(t) - 76, Pz Kpfw III - 98, Pz Kpfw IV - 211, 215 - командирскими, 3 - огнеметными, 5 штурмовыми орудиями. Безвозвратные потери в Польской кампании составили 198 машин.

На 1 мая 1940 года (канун вторжения во Францию) имелся 3381 танк, из них Pz Kpfw I - 523, Pz Kpfw II - 955, Pz Kpfw 35(t) - 106, Pz Kpfw 38(t) - 228, Pz Kpfw III - 349, Pz Kpfw IV - 278, 135 - командирских, 6 - штурмовых орудий.Из них на Западе к 10 мая - 2574 машины.

На 1 июня 1941 года: 5639 боевых машин, в том числе 377 штурмовых орудий. Из них 4575 боеспособных. Для войны против СССР предназначалось 3582 машины.

На 1 марта 1942 года: 5087 машин, из них 3093 боеспособных. Это самый низкий показатель за всю войну.

На 1 мая 1942 года (канун летнего наступления на советско-германском фронте): 5847 машин, из них 3711 боеспособных.

На 1 июля 1944 года: 12990 боевых машин, в том числе 7447 танков. Из них боеспособных 11143, в том числе 6087 боеспособных танков.

На 1 февраля 1945 года приходится максимум количества германской бронетехники: 13620 боевых машин, в том числе 6191 танков. Из них боеспособных 12524, в том числе 5177 боеспособных танков.

И, наконец, добавим, что на советско-германском фронте постоянно находилось от 65 до 80% германских бронетанковых сил.

Необходимо заметить, что ни один из вышеперечисленных танков не является плавающим, но следует ли из этого вывод о том, что в Германии их не было?

Скажем просто, они действительно были! Прежде всего необходимо уточнить, что же мы понимаем под термином «плавающий танк». Это танк, который помимо ведения наземного боя, способен форсировать водные преграды (реки и т.д.). Действительно, танки приспособленные к этому в Германии были и довольно давно.

Подводное форсирование немецким танками ( Tauchpanzer III )

16 июля 1940 немецкое командование приняло план вторжения германских войск в Англию - "Морской лев" ("Seelove") с готовностью на 15 августа. Срок начала операции неоднократно переносился, пока в конце концов её не отменили. Тем не менее, немцы успели основательно подготовиться к десантированию. Были разработаны и изготовлены морские транспорты, и десантные суда. Согласно утверждённому плану немецким танкам предписывалось пройти участок от транспортной баржи до берега своим ходом. Для этого был сформирован 18-й танковый полк укомплектованный специальными танками с оборудованием для подводного вождения. За основу взяли PzKpfw III Ausf F,G,H и успели переоборудовать 168 машин. Со временем операцию "Морской лев" отменили и решили перепрофилировать "плавающие" танки для форсирования рек. Первое боевое крещение немецкие танки-амфибии получили 22 июня 1941, когда форсировали р.Южный Буг недалеко от Бреста. Форсирование совершил 1-й батальон Манфреда Штрахвица 18-го ТП. В 04.45 танк №1 унтер-офицера Виршина первым вошёл в реку.

Изначально, подводное оборудование устанавливалось для конкретной операции, и являлось явным техническим успехом. Однако, позднее, эта идея сыграла злую шутку с немецким танкостроением. Начиная с PzKpfw Ausf VI Tiger I, на германских танках стал быстро прогрессировать избыточный вес. Тяжёлые машины уже не всегда могли пройти по капитальным мостам и совсем не могли по наплавным. А о форсировании реки на пароме теперь не было и речи. Тактическое применение новых танков заметно ухудшилось. В качестве выхода, немецкие конструкторы предложили интегрировать устройства подводного форсирования ещё на стадии проектирования танка. Звучало заманчиво, а на практике, оказалось обычной отговоркой неумения контролировать рост веса и мощности. Подводное оборудование заняло ограниченные внутренние объёмы танка. В итоге, перегруженные двигатели находились в тесных отсеках и не получая достаточного обдува, часто перегревались. А движение по холмистой местности стало серьёзной проблемой для новых танков и сопровождалось постоянными перегревами. Но, что самое интересное, все эти беды не компенсировались подводным форсированием. В боевых условиях, из-за абсолютной бесполезности, ОПВТ просто снималось с танков экипажами. Это подтверждает, тот факт, что командование даже не рассчитывало в своих планах на "водолазные" способности тяжёлых танков. Иначе оно не позволило бы ремонтным мастерским демонтировать ОПВТ. А позднее, уже и на заводах перестали снабжать танки ОПВТ, это удешевило производство, но ни как не улучшило надёжность. Такой шаг производителей явился прямым признанием того, что ОПВТ оказалось вредной и даже преступной уловкой немецких конструкторов, к которой прибегли, чтобы протащить свои несовершенные проекты в серийное производство.

Как видно, эти танки тоже можно отнести к «плавающим», хотя они на самом деле и не плавают, а предназначены для передвижения по дну рек и др. водных препятствий.

Плавающие танки

Работы по созданию плавающих танков в Германии велись очень интенсивно. Еще в двадцатые годы были созданы тяжелые танки, названные в целях конспирации мирным именем «Большой трактор», умеющие плавать, несмотря на свою внушительную массу. Но в 1937 г., Управление вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) сочло изготовление специальных дорогостоящих плавающих танков, имеющих к тому же ограниченные боевые возможности, нецелесообразным. Для оснащения вермахта в 1939 г. была выбрана иная концепция преодоления водных рубежей танковыми подразделениями. Для этого все легкие танки (а также некоторые PzKpfw III) должны были быть оборудованы быстросъемными мореходными поплавками, а средние и тяжелые иметь возможность преодолевать водные преграды по дну. Но если о последних известно немало, то первые незаслуженно остались «в тени», тем более что успехи «Блицкрига» и первой фазы «Барбаросса» отменили необходимость массового производства таких «плавунцов». А к концу 1941 г. фактически прекратили свое существование и сами легкие танки, как полноценные боевые единицы.

Рис1 Танк PzKpfw II с присоединенными поплавками (испытания 1940 г.)

Именно поэтому, порой трудно найти точные цифры о количестве плавающих танков в армии Вермахта.

Как видно, заявления В.Суворова не соответствуют истине. Плавающие танки в Германии были и в довольно больших количествах, однако их техническое несовершенство не позволило заявить о себе, как о серьезной разновидности бронетанковых войск.

Теперь рассмотрим наличие плавающих танков в СССР.

Малый плавающий танк Т-37А

В 1933 г. был принят на вооружение Красной Армии под названием «малый плавающий танк Т-37А». Танк имел клепаный или сварной герметичный корпус из катаных броневых листов. Трансмиссия располагалась в передней части корпуса: боевое отделение и отделение управления были выполнены совмещенными, механик-водитель находился слева, командир – справа по ходу движения. Автомобильный двигатель «Форд-АА» размещался сзади, вдоль оси танка. Для увеличения плавучести к надгусеничным полкам слева и справа крепились поплавки, заполненные пробкой. Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом, маневрирование – рулем. При этом лопасти гребного винта могли поворачиваться, позволяя, таким образом, осуществлять реверс хода на плаву. При движении по суше танк преодолевал подъем до 35°, ров шириной 1,4 м и стенку высотой до 0,5 м.

За время серийного производства было выпущено 1909 линейных танков, 643 радиотанка Т-37ТУ с радиостанциями, а также 75 так называемых химических танков с огнеметной установкой.

Танк состоял на вооружении танковых рот разведывательных батальонов танковых мотострелковых и стрелковых дивизий. В каждой роте было 3 взвода по 5 машин.

Малый плавающий танк Т-38

В 1935 году была проведена модернизация танка Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. При сохранении прежней компоновки новый танк, получивший обозначение Т-38, стал ниже и шире, что повысило его устойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Вместо автомобильного дифференциала на танке Т-38 использованы в качестве механизма поворота бортовые фрикционы. При производстве танка широко использовалась сварка. Машина была принята на вооружение Красной Армии в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Кроме стандартных машин выпускались командирские танки с радиостанциями 71-ТК-1, танки модификаций Т-38М и Т-38М1 с рулевым управлением планетарного типа, а также танки наиболее совершенной модификации Т-38М2 с более мощным двигателем и улучшенной коробкой передач, что позволило повысить скорость танка.

Преодоление водных преград всегда являлось для тяжелой бронированной машины сложной задачей, если учесть, что в ходе боевых действий мосты и переправы обычно уничтожаются отступающим противником. В танкостроения есть немало примеров создания машин, способных переправиться на противоположный берег, передвигаясь как по воде, так и по дну реки. Однако сложность и долгая по времени подготовка обычного, среднего или тяжелого танка к подводному ходу или слабое бронирование и невозможность установки на легкие плавающие танки мощного вооружения заставляли советских инженеров и конструкторов искать другие пути. Требовался плавающий танк с противоснарядной бронёй и вооружением как минимум среднего танка, способный участвовать в быстрых десантных операциях по захвату плацдарма на берегу и огнём своего вооружения разрушать береговые укрепления и подавлять огневые точки противника. Поскольку построить такую машину, соответствующую столь высоким требованиям, казалось практически невозможным, танкостроителями был предложен другой вариант решения этой задачи. Один из этих вариантов предполагал усовершенствование машины без внесения существенных изменений в конструкцию, а именно оснащение обычного среднего серийного танка специальными навесными плавсредствами. Которые, в случае необходимости, позволяли машине трансформироваться в речное или морское судно и в то же время сочетать в себе лучшие качества среднего танка и скоростного водного транспорта. Один из таких проектов был реализован в СССР в середине прошлого столетия и имел обозначение «проект 80».


Работы в данном направлении начались в Советском Союзе в 1951 году с разработки специальных прикрепляемых к танку понтонов, позволявших машине оставаться на плаву и самостоятельно передвигаться по воде. Первый проект предусматривал установку данного оборудования на серийный танк Т-54 (получил обозначение ПСТ-54). После постройки и проведения ходовых испытаний навесное оборудование было принято на вооружение в 1957 году. Далее последовал проект по созданию плавсредства для танка Т-55 (обозначение ПСТ-55), который также был успешно завершен.


Позже, в 1959 году, было принято решение унифицировать все образцы, после чего новому оборудованию было присвоено обозначение ПСТ-У, под которым оно и было принято на вооружение Советской Армии в 1960 году. Масса ПСТ-У составила около 10 тонн, движение по воде осуществлялось посредством передачи усилия от ведущих танковых колёс на два гребных винта. Максимальная скорость передвижения по воде составила 12 км в час, по суше (с установленным ПСТ-У) не более 20 км в час. Однако слишком большой вес и сложность монтажа понтонов на танк требовали усовершенствования ПС, поэтому работы не прекращались, и уже в 1962 году проводятся испытания нового ПС. Следующий образец был легче на 4,5 тонны, что позволяло увеличить максимальную скорость передвижения по суше до 25 км в час, по воде до 14 км в час и существенно снизить нагрузку на ходовую часть машины. Установка дополнительных топливных баков позволила увеличить запас хода до 110 км. Получив обозначение ПСТ-63, плавсредство с небольшими доработками было принято на вооружение в 1965 году. Позже ПСТ-63 было усовершенствовано до ПСТ-64 и ПСТ-64 М.


«Проект 80» подразумевал оснащение среднего танка плавсредством, состоящим из двух скоростных катеров на подводных крыльях, и разрабатывался в КБ «Волгобалтсудопроект», руководителем которого в то время являлся Михаил Щукин. В начале 1966 года был построен макет будущего плавсредства в масштабе 1:2, на котором отрабатывались различные конструкторские решения, затем в 1967 году был изготовлен первый опытный образец, который сразу был отправлен на ходовые испытания, проходившие в акватории Черного моря у г. Севастополь. В ходе испытаний максимально достигнутая скорость, составившая 58 км в час, оказалась выше расчетной, которая равнялась 50 км в час. Однако дальнейшие испытания завершились неудачей по причине неудовлетворительной прочности корпуса. Стяжка, не допускающая расхождения по курсу несущим бронемашину катерам, лопнула, вследствие чего катера разошлись и танк затонул. К счастью обошлось без жертв, вскоре машина была поднята, а для установления причин аварии была создана специальная комиссия. После проведения ряда различных исследований члены комиссии пришли к выводу, что причиной разрыва стяжки является небольшой пропил в её средней части. Сделан он был умышленно или по халатности - осталось неизвестным. Тем не менее в короткие сроки недостатки были устранены, и новое плавсредство «проект 80» было изготовлено небольшой партией в количестве 13 экземпляров. Часть была отправлена в Прибалтийский военный округ, часть в г. Севастополь. Стоит отметить, что передвижение по воде в погруженном положении было возможным при волнении не более 5 баллов, передвижение на подводных крыльях - при волнении не более 3-х баллов.

Катера, входящие в пару плавсредва «проект 80», изготавливались из высокопрочного алюминиевого сплава, оснащались дизельным двигателем М-50 мощностью в 1200 л.с. и крепились к бортам танка специально предусмотренными для этого в его конструкции проушинами. Установленные на катерах гидроцилиндры предназначались для их поднятия над землёй во время передвижения по суше и опускания при передвижении по воде. Полная установка плавсредства на танк занимала около часа, а «сбрасывание» происходило в течение 3-х минут. Подводные крылья также имели два положения: во время транспортировки поднимались вверх, при перемещении по воде опускались под днище несущих катеров. Задние подводные крылья оснащались гребными винтами и рулевым механизмом, что позволяло изменять глубину опускания винта. Это позволяло танку проходить даже в самых неглубоких местах. Управление обоими катерами при движении на воде осуществлялось одним членом экипажа и было синхронизировано. Но в 1971 году, по причине нецелесообразности и отсутствия перспективы, проект был закрыт.

В последние годы Второй мировой войны клонившийся к упадку Третий Рейх терпел все больше поражений от союзников на море. Понимая, что с Германия не в силах тягаться с Великобританией и США в крупных сражениях, немецкие стратеги решили перейти к тактике "малой морской войны". Так на свет появился проект Зеетойфель - миниатюрная подводная лодка с гусеницами, причудливый гибрид танка и субмарины, предназначенный для диверсионной войны.

Итальянский "предок"

Идея создания подобной машины была впервые воплощена в жизнь еще в 1918 году в Италии. Правда, за основу был взят катер, к которому приделали гусеницы. Предполагалось, что гибрид сможет успешно действовать как на море, так и на суше.

Определенные успехи действительно были. На завершающем этапе Первой мировой войны "Грилло", как назвали свое изобретение итальянцы, едва не потопил крупный австро-венгерский линкор "Вирибиус Унитис". "Катер-танк" смог пройти через несколько заграждений на главной базе императорских ВМС и выпустить пару торпед, попавших точно в цель. Но гигантский корабль устоял.

Несмотря на то, что главной цели достичь не удалось, концепция гибридной машины была в целом признана успешной. Спустя пару десятков лет наработки итальянских инженеров пригодились уже Третьему Рейху.

Стратеги германского флота - Кригсмарине - полагали, что оснащенные гибридами диверсионные отряды смогут нанести большой ущерб британскому и американскому флотам в местах их стоянки.

"Морской черт"

Вместо катера за основу для Зеетойфеля, который переводится с немецкого как «морской черт», была взята мини-субмарина с дизель-электрическим двигателем. В Кригсмарине рассчитывали, что "подводный танк" сможет выполнять как атакующую функцию, выпуская торпеды по флоту противника, так и транспортную, доставляя группы пловцов-диверсантов к месту сосредоточения кораблей противника.

Со стороны Зеетойфель напоминал огромную 14-метровую сигару на коротких гусеницах. Изначально гибрид был оснащен 80-сильным мотором, грибной винт приводился в действие электромотором. На вооружение "морской черт" имел две торпеды, которые можно было заменить на мины, а также огнемет или пулемет.

Машина должны была с одинаковым успехом действовать под водой и на суше, погружаясь и выходя на берег в любом месте. Таким образом, Зеетойфель мог атаковать как морские, так и наземные цели. Один из вариантов действия был следующим: машина успешно маскируется под цистерну у пирса в дневное время, а с наступлением темноты принимает на борт диверсантов, которые скрытно подводят ее к кораблям противника и уничтожают их.

При этом скоростным "подводный танк" назвать было нельзя: 25 километров в час по земле и 10 морских миль в воде. Максимальная дальность плавания "морского черта" - тысяча миль, а воздуха экипажу из двух человек хватало максимум на 100 часов - чуть больше четырех суток.

Бесславный конец

Немцы спешили провести испытания Зеетойфеля и начать серийный пуск «подводных танков» в первой половине 1944 года. В первую очередь предполагалось укрепить ими северо-западное побережье Франции, где германское командование ожидало скорой высадки союзников. Но нацисты промедлили, и к тому моменту, когда англо-британские войска вступили на пляжи Нормандии, испытания даже не начинались.

Стартовали они лишь в июле 1944 года. В ходе испытаний выяснилось, что дизель-двигатель мощностью 80 лошадиных сил оказался слишком слаб, а гусеницы были чрезмерно узкими, из-за чего Зеетойфель застревал в песке. Было принято решение поставить на машину двигатель в 250 лошадиных сил и провести другую "работу над ошибками".

Из-за этого было потеряно драгоценное время. Немцы рассчитывали запустить гибрид в серийное производство в 1945 году, но тогда Германии было уже не до "морского дьявола". Тотальный разгром на всех фронтах делал обстановку для Третьего Рейха безнадежной. Спасая Зеетойфеля от англо-американцев, немцы перевезли опытный образец в Любек, в порту которого он и был вскоре затоплен перед приближением союзных войск.

Подводное форсирование немецким танками

(Tauchpanzer III )

16 июля 1940 немецкое командование приняло план вторжения германских войск в Англию - "Морской лев" ("Seelove") с готовностью на 15 августа. Срок начала операции неоднократно переносился, пока в конце концов её не отменили. Тем не менее, немцы успели основательно подготовиться к десантированию. Были разработанны и изготовленны морские транспорты, и десантные суда. Согласно утверждённому плану немецким танкам предписывалось пройти участок от транспортной баржи до берега своим ходом. Для этого был сформирован 18-й танковый полк укомплектованный специальными танками с оборудованием для подводного вождения. За основу взяли PzKpfw III Ausf F,G,H и успели переоборудовать 168 машин.

Pz III Ausf F, оборудованный для операции "Морской лев". Обратите внимание на герметично задраенную командирскую башенку и моторное отделение. Хорошо виден воздухозаборный шланг.

Со временем операцию "Морской лев" отменили и решили перепрофилировать "плавающие" танки для форсирования рек.

Первое боевое крещение немецкие танки-амфибии получили 22 июня 1941, когда форсировали р.Южный Буг надалеко от Бреста. Форсирование совершил 1-й батальон Манфреда Штрахвица 18-го ТП. В 04.45 танк №1 унтер-офицера Виршина первым вошёл в реку.


Pz III Ausf F, выезджает из р.Буг в районе Бреста.

Изначально, подводное оборудование устанавливалось для конкретной операции, и являлось явным техническим успехом. Однако, позднее, эта идея сыграла злую шутку с немецким танкостроением. Начиная с PzKpfw Ausf VI Tiger I, на германских танках стал быстро прогрессировать избыточный вес. Тяжёлые машины уже не всегда могли пройти по капитальным мостам и совсем не могли по наплавным. А о форсировании реки на пароме теперь не было и речи. Тактическое применение новых танков заметно ухудшилось. В качестве выхода, немецкие конструкторы предложили интегрировать устройства подводного форсирования ещё на стадии проектирования танка. Звучало заманчиво, а на практике, оказалось обычной отговоркой неумения контролировать рост веса и мощности. Подводное оборудование заняло ограниченные внутренние объёмы танка. В итоге, перегруженные двигатели находились в тесных отсеках и не получая достаточного обдува, часто перегревались. А движение по холмистой местности стало серьёзной проблемой для новых танков и сопровождалось постоянными перегревами. Но, что самое интересное, все эти беды не компенсировались подводным форсированием. В боевых условиях, из-за абсолютной бесполезности, ОПВТ просто снималось с танков экипажами. Это подтверждает, тот факт, что командование даже не расчитывало в своих планах на "водолазные" способности тяжёлых танков. Иначе оно не позволило бы ремонтным мастерским демонтировать ОПВТ. А позднее, уже и на заводах перестали снабжать танки ОПВТ, это удешивило производство, но ни как не улучшило надёжность. Такой шаг производителей явился прямым признанием того, что ОПВТ оказалось вредной и даже преступной уловкой немецких конструкторов, к которой прибегли, чтобы протащить свои несовершенные проекты в серийное производство.

1 декабря 1944 под Саарбрюккеном Союзники взяли в плен немецкого офицера, который сообщил много интересного о подводном вождении танков.

"Пленный утверждает, что работы по созданию плавающих танков начались в Германии сразу же после завершения французской компании. Экспериментальный центр был дислоцирован на территории танковой школы в Путлосе. Для потенциальных членов экипажа танков-амфибий были установлены строгие критерииотбора. От танкистов требовались не только отменное здоровье, физическая выносливость, способность выдерживать высокое давление, но и общий высокий интелектуальный и образовательный уровень. Источник информацииоказался в Путлосской танковой школе осенью 1941, причём егго 12-дневное пребывание пришлось как раз на тот период, когда все работы по подготовке экипажей плавающих танков были в целом завершены.

Pz-VI Тигр выезджающий из воды. Справа, сзади башни виден шнорхель.

Личный опыт погружения . Источние информации не получал каких-либо официальных инструкций из Путлоса. Он учавствовал в двух погружениях, первое из которых длилось 15 минут, второе - 5. Для спуска танков в воду в танковой школе на берегу был установлен специальный подъездной путь. Информант лично оба раза опускался на глубину порядка 25 м, однако слышал о случаях погружения на 40 м.

Организация и структура частей плавающих танков . По утверждению источнока информации, осенью 1941 в Германии были созданы экспериментальные батальоны плавающих танков. Ими стали треть батальоны 3-го, 18-го и 6-го танковых полков, получив соответствующие наименования А, В и С.Каждый экспериментальный батальон насчитывал порядка 60 танков типа PzKpfw III , переоборудованных для движения под водой. В 1941 танки PzKpfw III 3-го батальона 6-го танкового полка (или экспериментальный батальон С) под командованием еавалера Рыцарского креста капитана Шнейдеркостеллки принимали участие в форсировании Днепра. Источник информации подчёркивает, что река в месте форсирования составляла порядка 3000 м в ширину и примерно 10-15 м в глубину. Во время форсирования два танка завязли в грязи и временно вышли из строя. Информант утверждает, что точно таким же способом в июне 1941 немецкие танки проедолели Буг.

Источник информации лично не принимал участия в форсирования водных преград и никогда не был членом экипажа такнов экспериментальных батальонов.

Экспериментальный батальон плавающих танков С потерял в России все свои танки, поэтому был переформирован в обычный 3-й танковый батальон 6-го танкового полка.

По утверждению информанта, крупным специалистам по плавающим танкам быыл обер-лейтенант Вишневски, погибший во время боевой операции.

Типы плавающих танков . По утверждению источника, "подводные" танки создавались на базе боевых машин PzKpfw II , PzKpfw III, PzKpfw IV, PzKpfw V и PzKpfw VI , причём танки типа PzKpfw II и PzKpfw IV в основнеом использовались для обучения экипажей и экспериментальных целей, тогда как PzKpfw III специально преобразовывались под плавающие машины.

Подача воздуха . Источник утверждает, что на "плавающих" "Пантерах" используется резиновый шланг с поплавками. Он лично видел соединения для шланга на заднем отверстии воздухозаборника, однако никогда не видел эту систему в действии.

Радиостанция на танках PzKpfw III . Источник утверждает, что радиостанция плавающих "троек" снабжена воздушной трубой с поплавком. Поплавок имеет специальный крючёк для радиостанции. Источник не знает, применялись ли подобные приспособления во время форсирования Днепра, однако они реально использовались в Путлосе во время испытания танков на водонепроницаемость. По поплавку и мачте радиостанции легко проследить траекторию подводного продвижения танка.

Кислородные баллоны . По сведениям источника, на глубине порядка 30 м предусмотренно обязательное использование кислородных баллонов, однако он лично никогда не видел этой процедуры в действии.

Остановка двигателя под водой . Источник сообщил, что проводились специальныне эксперименты, в ходе которых предпринимались попытки запустить под вожой заглохший двигатель танка, однако все попытки окончились неудачно, поэтому в таких случаях экипажу приходилось срочно подниматься на поверхность, бросая танк. В Путлосе затонувшие танки поднимали с помощью специальных ремонтных судов, но в ходе боевых операций такие машины навсегда оставались на дне.

Обеспечение водонепрницаемости танка . По информации источника, маска пушки, люки и прочие соединения деталей танка запечатывались герметиком на резиновой основе. Танковая пушка закрывалась резиновым чехлом, при этом ствол оставался открытым, так, что на берегу, прежде чем начать стрельбу, приходилось опускать ствол и сливать набравшуюся внутрь воду.

Подводное движение . Направление подводного движения определялось с помощью обычного гирокомпаса, которым снабжены все наземные отанки.

Откачивание воды . Когда уровень воды в башне поднимался выше 5 см, водительначинает откачку с помощью помпы.

Ведение огня под водой . В танках не предусмотренно никаких специальных приспособлений для открытия огня под водой.

Опасность отравления окисью углерода . В течении всего времени погружения танка в обязанность заряжающего входит обязательное проведение замеров уровня концентрации окиси углерода в танке. При малейшей угрозе экипаж должен немедленно всплывать на поверхность, используя предусмотренные люки и средства спасения. Перед тем, как открыть люки и всплыть, экипаж должен затопить боевое отделение, чтобы выровнять внутреннее и внешнее давление на корпусе танка.

Натяжение гусениц под водой . Источник объяснил, что перед тем как форсировать реку, нееобходимо предварительно исследовать поверхность дна. Для прохождения танков дно должно быть достаточно твёрдым. Действующая на танк выталкивающая сила уменьшает его давление на поверхность, что, в свою очередь, ведёт к ослаблению сцепления гусениц с грунтом. В качестве иллюстрации к своим словам источник рассказал, что во время своего первого погружения он с изумлением обратил внимание на вращающуюся стрелку гирокомпаса. Оказывается, они слишком забрали влево, и танк сделал полный оборот вокруг своей оси.

Подготовка к погружению . Источник лично принимал участие в подготовке экипажа танка PzKpfw III к погружению. Процедура, в которой принимали участие вс6е пять членов экипажа, заняла в общей сложности 45 минут. Вначале нужно отключить привод к вентилятору радиатора, затем закрыть пространство под башней и мотором, а также все остальные уязвимые для воды места танка, предварительно обработанные герметизирующим веществом.

Источник пояснил, что даже под водой во внутренних отсеках танка никогда не бывает слишком жарко. Холодная вода является превосходной охлаждающей системой как для двигателя, так и для остальных отделений танка."(По докладу источника PW OS/95, танкиста 5-го ТБ 25-й ТД. CSDIC (UK) SIR 1364.)