Как вести наблюдение за природой. Изучения природы в начальных классах. Обобщение полученных результатов диагностики

Привет всем постоянным и новым читателям блога Татьяны Сухих! Одним из самых действенных методов развития речи, наблюдательности, понимания окружающего мира является визуальное активное изучение разных составляющих природы. Пристально всматриваясь во все, что нас окружает, ребенок постигает законы вселенной, ни больше, ни меньше. Наблюдение за природой – обязательное занятие с детками во время прогулки.

По картинкам и компьютеру невозможно понять наш мир, на словах тоже не вложишь в голову ребенку знания о природе, живой и неживой. Только личные активные наблюдения с комментариями взрослых и собственные исследования малыша помогут ему постичь кое что о нашем мире.

В детском саду мы целенаправленно соответственно плану развиваем у детей умение видеть и осознавать окружающее. Я делаю специальную картотеку наблюдений, о которой расскажу ниже. Родителям же, которые хотят дать своему ребенку максимум в эмоциональном плане, советую не пренебрегать возможностями обычного созерцания облаков, листопада, поникшей осенней травки…

Чуткое отношение к человеку формируется через тонкое понимание, ощущение ценности природы – от цветка на клумбе до домашнего питомца. Поймите, что главная задача родителей – вырастить не только физически, но и психически здорового человека, а это значит – доброго, отзывчивого, чуткого к красоте природы, к страданиям людей, способного сопереживать живому и любоваться красотой нашего мира.

Мы показываем ребенку – смотри, какой листик красивый, а малыш учится «включать» свою чувствительность. Умение замечать красоту дано не каждому, но с малых лет можно воспитать восприимчивость к прекрасному.

Вы уже привыкли, что я всячески стараюсь оказать вам методическую поддержку в виде тематической литературы и других полезных товаров. Не отступлю от своей привычки и на этот раз.

Подбирая хорошую литературу, я, естественно, в первую очередь заглянула в «УчМаг»:

  • «Организация деятельности детей на прогулке » – хорошее пособие для воспитателей в старшей группе и для активных родителей;
  • Младшим школьникам пригодится «Дневник наблюдений за погодой » – дети научатся ориентироваться в погоде, времени, направлению ветра и т.п.;
  • «Календарь погоды » – набор дидактических карточек «Зима»;
  • Прогулочные карты по сезонам (112 штук) – подходят для детей в младшей группе, тема – осень.

«Лабиринт.ру», в свою очередь, подготовил очередную книгу Татьяны Зениной «Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг, развлечения » – прекрасное пособие для воспитания основ экологической культуры у малышей.

Как мы наблюдаем за природой с воспитанниками детского сада?

Осенью самое время созерцать, как меняется окружающий мир, готовясь с трудным холодным временам. Буквально на глазах все вокруг преображается. Еще вчера на березке во дворе были желтенькие листочки, а сегодня – уж стоит голый ствол…

Итак, как я уже говорила, у воспитателей заготовлена картотека наблюдений, которая помогает планировать занятия с детками. Например, в подготовительной группе можно провести наблюдение за … песком. Как это сделать?

Цель практического занятия на прогулке: познакомить ребят с песком как одним из компонентов неживой природы. Позже можно продолжить работу с песком и в группе.


Я предлагаю детям взять горсть сухого песочка и рассмотреть его. Мы видим, что это сыпучее вещество, которое состоит из крошечных песчинок. Можно взять кусок белой или черной бумаги, насыпать немного песка и предложить детям посмотреть на него через лупу.

Дети обычно с удовольствием проводят простейшие опыты, а разглядывание предметов через увеличительное стекло – увлекательное занятие. Мы можем рассмотреть, что каждая песчинка выглядит по-другому. Оказывается, что песок состоит из неодинаковых элементов, они все разных оттенков и формы.

Дошкольники ощущают себя исследователями, они получают колоссальные впечатления и приобретают опыт познания. Дети средней группы также заинтересуются лупой, ну а маленьким ребяткам достаточно продемонстрировать, как песок сыпется, что он может сохранять форму, если влажный.

Во время прогулки и разглядывания песка хорошо бы прочитать малышу тематический стишок или загадать загадку. Также нужно провести дидактическую словесную игру – пусть дети вспомнят, что можно сделать из песка. Так мы тренируемся составлять предложения на заданную тему.

Кроме того, мы обязательно играем в подвижную игру, которая тоже чему-то научит детей. Например, бегать, не толкаясь, ходить на цыпочках, быстро становиться в пару и т.п. Также полезно немного поработать на участке – убрать листву из павильона, подмести дорожки.

По такому же принципу мы наблюдаем за изменениями в природе, изучаем ветер, солнце, тучки.

Как разнообразить прогулки с ребенком?

Помните, в нашем детстве мы любили смотреть в калейдоскоп? Это такая типа подзорная труба, внутри которой особым образом установлены зеркальца и насыпаны разноцветные осколки стекла. Вращая трубу, осколки пересыпались, отражались в зеркалах и создавали красивые узоры.


Вот я нашла нечто подобное на «Али экспресс» – 3D калейдоскоп, который понравится детям всех возрастов. Подходящая вещь для приятного времяпрепровождения на прогулке. Я думаю, может пристроить такой калейдоскоп в нашем уголке природы? Тем более, что разрисована эта «подзорная труба» изображениями животных.

Собираясь гулять с ребенком, подумайте, за какими явлениями природы вы будете наблюдать сегодня. Вспомните что-то интересное о ветре, солнце, растениях и расскажите малышу. Приучайте его с раннего возраста к активным прогулкам, а не просто усаживайте его в песочницу и щелкайте семечки на лавочке.

Очень будет полезно во время общения на свежем воздухе делать заготовки для поделок и гербария. Маленькие дети будут в восторге, когда посмотрят, что можно сделать из природных материалов, которые они сами собрали на улице.

ПАМЯТКА

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

  • Не откладывайте подготовку к наблюдениям в природе.
  • Не собирайте грибы без ножа, не раскапывайте мох и почву вокруг найденных грибов. Это ведёт к уничтожению грибов. Грибы следует осторожно выкручивать из почвы. При сборе грибов вы должны очень хорошо знать ядовитые и остерегаться их.
  • Не ловите и не убивайте летучих мышей, как это делают некоторые ребята. Оберегайте их.
  • Не забывайте вешать осенью домики и утеплённые дуплянки для зимовки птиц. Бездомные птицы нередко погибают от морозов.
  • Осенью, во время стаения, птиц в некоторых местах собирается особенно много. Некоторые школьники убивают скворцов, грачей и других птиц. Останавливайте их и сами никогда не убивайте птиц и зверей.
  • Не считайте пустым занятием наблюдение за нашими оседлыми птицами. Не забывайте подкармливать птиц.
  • Не уничтожайте землероек. Помните, что землеройки помогают нам бороться с вредными насекомыми, мышами и полёвками.
  • Никогда не лазайте на деревья, у которых есть дупла. В них могут быть белки или летучие мыши. Подкармливайте белок. Они с удовольствием едят сухари, подсолнухи, семена липы.
  • Не забывайте главной задачи – работ по охране природы, даже в однодневных экскурсиях. Следует повсюду искать, а найдя, подробно записывать местоположение объектов природы, нуждающихся в охране.
  • Не забывайте зимой счищать снег с кормушек, а также подсыпать на них корм. С ветвей плодовых деревьев после сильных снегопадов надо отряхивать снег, чтобы он не поломал ветвей.
  • Не пропустите момента вскрытия рек. При этом следует быть очень осторожными и не бегать по тающему льду.
  • Не упускайте ни одного свободного дня для поездок и походов в природу в любое время года. Круглогодичные наблюдения самые интересные и ценные.
  • Не подходите близко к лосям. Это мирные животные, но когда они раздражены, могут оказаться опасными, в частности в конце зимы и весной.
  • Собирая коллекции и ведя наблюдения, не забывайте узнавать названия растений, насекомых, птиц, минералов и т.д.
  • Не топчите дорожки муравьёв при наблюдениях за ними, никогда не разоряйте муравейники.
  • Не упускайте сроков посадки деревьев и кустарников на территории школы, в общественных парках и в других местах, где вы будете принимать участие в озеленении.
  • Не распугивайте птиц с пришкольного участка. Наоборот, желательно привлекать их для борьбы с вредными насекомыми и личинками.
  • Не считайте, что дятлы приносят вред деревьям, когда пьют сок у берёзы. Они выпивают сока очень мало и отверстия делают крохотные, из которых сок быстро перестаёт сочиться. Можно считать, что деревьям это не вредит.
  • Не ломайте цветущие кустарники. Для букетов достаточно срезать ножом аккуратно 1-2 веточки. Подумайте о том, что каждая ветка росла несколько лет, а в букете она через 2-3 дня завянет. Букет же из малого количества веток в вазе выглядит красивее.
  • Не ходите в маршруты без туристской подготовки. Необходимо предварительно познакомиться с маршрутом, выяснить особенности и трудности пути, хорошо подготовиться.
  • Не ломайте молодых деревцов даже на палаточные колышки или для шалаша. Можно собирать для палаток, шалашей, костров сухостой. Для подстилки в палатки необходимы еловые ветки; их можно безболезненно срезать у больших елей с самого низа и не более 1-2 с одного дерева, тогда это не принесёт вреда дереву.
  • Не забывайте, насколько вредны майские жуки и их личинки. Беспощадно уничтожайте их повсюду, как одних из самых злостных вредителей культурных растений и лесов.
  • Не убивайте ужей. Помните, что это безопасные, не ядовитые змеи, и, более того, они очень полезны человеку тем, что уничтожают много мышей, вредных насекомых, слизней и т.д. Не обижайте также ящериц, лягушек и жаб. Все они полезны человеку. Не смешивайте со змеями безногую ящерицу веретенницу, не убивайте её.
  • Если ты нашёл птичье гнездо, не спугивай птицу, если она там есть. Никогда не собирайте коллекции из яиц, чтобы не мешать размножаться полезным птицам. Не трогайте дупел, там могут оказаться гнёзда птиц. Птицу можно напрасно спугнуть, и она забросит своё гнездо. В некоторых дуплах могут жить пчёлы, шершни или даже змеи, от которых можно пострадать.
  • Не считайте кукушку вредной птицей и не позволяйте убивать её. Она полезна тем, что уничтожает громадное количество вредных насекомых и в том числе мохнатых гусениц, которых почти не едят другие птицы.
  • Не считайте всех хищных птиц вредными для человека. На самом деле все эти птицы полезны человеку, так как истребляют множество различных видов мышей.
  • Нельзя быть неосторожными с птицами, насиживающими яйца и кормящими птенцов и кормящими птенцов. Необходимо всегда помнить, что время, проводимое в гнезде, для птиц, как для высиживающей самки, так и для птенцов, самое опасное в их жизни, т.к. в это время они особенно беззащитны.
  • Не порти ножом или топором кору деревьев. Это наносит большой вред дереву. Рассказывайте об этом своим товарищам и останавливайте их.
  • Не путайте жилые норы с заброшенными. Вы будете напрасно спугивать животное, ошибочно считая нору пустой и, наоборот, будете терять время на наблюдение за зверем, которого там нет. Обратите внимание, что нежилая нора обычно зарастает травой, не имеет тропинки из примятой травы, лаз отличается разрушенными стенками.
  • Не забывайте и не ленитесь собирать образцы горных пород и минералов для ваших школьных коллекций.
  • Не бросайте работу по охране природы. Привлекайте всё новых товарищей к этому делу. Помните, как много вы можете сделать полезного для природы.

(по материалам книги «Календарь по охране природы» / Г.В.Арманд-Ткаченко; М.: «Просвещение», 1964г.)

Зеленые советы для наблюдения за природой, птицами и животными

    Наблюдайте за природой не только глазами, а используйте различные вспомогательные средства - бинокль, лупу, микроскоп – при их помощи можно увидеть совершенно другой, существующий рядом мир!

    Даже если вы очень эрудированны, воспользуйтесь услугами гида латвийской среды - они дадут много новых знаний, к тому же в непривычном для вас виде!

    Если вы наблюдаете за птицами или животными, делайте это на расстоянии, не нарушая их покой или места гнездования. Используйте бинокль. Благополучие животных – это самое главное!

    Для изучения природного объекта, не наступайте на него, не ходите по его поверхности, не разрыхляйте до основания! Мы же в чужом доме не забираемся на антикварную мебель и культурно-исторические достопримечательности!

    Не концентрируйтесь только на редких видах растений и животных, и на наблюдении за ними. Иногда наиболее интересны часто встречающиеся и находящиеся в непосредственной от нас близости виды.

    Не ходите на животных, особенно в их место обитания в период размножения, гнездования или зимовки. Не беспокойте животных в их привычной среде, они же не беспокоят нас в наших домах!

    Не уносите с собой разные природные вещи и образования в качестве сувениров - образцы горных пород, окаменелостей, раковин. Даже они, хотя и неживые, являются жизненно важной составляющей природной среды и экосистемы. Рано или поздно вы все равно выбросите их в мусорное ведро!

    Не собирайте растения или животных для коллекции, гербария и для других целей, так как это не оправдывает полученный результат!

    Не оставляйте автографов и петроглифов на природных образованиях! Вы ведь не оставляйте их на усадьбах, замках, церквях или стенах вашего дома!

Хорошие принципы практики наблюдения за птицами

    Не пугайте и излишне не беспокойте птиц

    Помните, что в природе все породы птиц одинаково важны

    Берегите местожительство птиц

    Уважайте права других людей и не нарушайте свои

    Записывайте свои наблюдения

    Старайтесь узнать больше

Источник: Латвийское общество орнитологов

Правила наблюдения за зверями

Наблюдать за животными можно только в сопровождении гида, в небольших группах (1 - 5 человек, рекомендуемый возраст от 15 лет и старше), используя специальные вышки и проводя на них несколько часов - по этой причине наблюдение за животными проводится в теплое время (при температуре выше 0 С). Необходима водонепроницаемая, удобная для ходьбы обувь, теплая и «тихая» одежда (нешуршащая, нешелестящая, неярких тонов). Во время тура обычно проходят ~ 2 км. Рекомендуется взять с собой бинокль, фотоаппарат, закуску и безалкогольные напитки.

Безопасность на смотровой вышке

    Видом, открывающимся с вышки, наслаждайтесь только тогда, когда не употребляли алкоголь, одурманивающие вещества, лекарства и т.д.

    Подняться на вышку можно лишь в небольшой группе, число которой указано на информационной табличке около вышки или в информации предоставленной другим способом (также в предоставленной гидом). Вышке «не нравится» раскачивание и перевешивание или облокачивание на перила.

    Защитите ваши камеры, бинокли и другие предметы от падения, так как кто-то может находиться внизу.

    Во время сильного ветра или грозы или в неподходящих метеорологических и климатических условиях (обледенение ступенек), или, если вышка повреждена, наблюдение откладывается на другой раз или переносится в другое место.

    Не оставляйте свои автографы на наблюдательных вышках, стенах песчаника, остатки пирожных и т.д. Сохраним природные и культурные ценности и для будущих поколений.


Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.
В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными - характер движения, издаваемые звуки и т. д.
Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный ряд наблюдения - длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме - необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод - спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.
Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других - наблюдение проводится с небольшой группой или с одним ребенком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.
Подготовка к наблюдению.
Подготовка воспитателя к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Растение или животное, выбранное для наблюдения, должно быть в хорошем состоянии. Если наблюдение проводится в помещении (в уголке природы, на занятии), следует продумать его организацию: объект должен быть хорошо освещен (лучше, когда свет падает сбоку), расположен таким образом, чтобы к нему легко было подойти. Детей располагают поближе к наблюдаемому предмету, так, чтобы всем было хорошо видно, а при необходимости можно было бы и действовать с объектом наблюдения (покормить, погладить, поиграть). Для наблюдения на участке или в ближайшем природном окружении необходимо выбрать наиболее удобное место, расположить детей так, чтобы всем было удобно наблюдать.
Если наблюдается животное, необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно. Например, при наблюдении за кроликом для него сооружается достаточно просторный загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. На паркетный пол (или покрытый линолеумом) следует постелить циновку, половичок, иначе животное будет скользить при движении по гладкому полу.
Руководство наблюдением.
В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1-2 мин, удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приемы (с учетом возраста детей): вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Он поясняет, рассказывает, помогая ребятам понять увиденное. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, он в работе с малышами использует стихи, малые формы фольклора, а со старшими в заключение занятия еще и чтение отрывков из художественных произведений.
Наблюдение должно протекать в определенной последовательности. Руководя наблюдением детей за животным, воспитатель направляет внимание прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги - длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет)?»
Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака - будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветки и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников еще недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Однако в конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения. Используя различные приемы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного - и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.
При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния растения или животного (например, рассматривание дерева с расцвеченными листьями осенью или цветущего весной, наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже), можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.
Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения (он может быть разным: в виде рисунков, гербария, а в старших группах и как схематическое отражение изменений).
Пример
Наблюдение за развитием лягушки (с детьми подготовительной к школе группы)
Бурые травяные лягушки откладывают икру вскоре после того, как водоемы освободятся от льда и вода слегка прогреется. Комья лягушачьей икры плавают на поверхности воды. Сигналом того, что икрометание началось, является далеко раздающееся кваканье. В это время и следует провести целевую прогулку на водоем. Понаблюдав с детьми за поведением лягушек (обычно они во множестве собираются на водоеме), воспитатель специальным сачком отлавливает комочек икры. Транспортировать икру лучше в закрытой стеклянной банке. В уголке природы икру следует поместить в невысокую стеклянную банку с плавающими листьями растений или веточкой традесканции.
Рассматривая икринку, следует отметить цвет (более темный сверху и светлый снизу) и размер (с булавочную головку). Через 8-10 дней из икринок появятся головастики. К наблюдению за ними следует привлечь всех детей группы. Надо определить форму головастиков, отметить, как прикрепляется головастик к растению, обратить внимание на отсутствие рта (рот появится только через несколько дней). Детям можно дать задание- проследить, когда появится рот.
Следующее наблюдение целесообразно провести уже за плавающими головастиками. При этом можно заметить, что у них исчезли присоски. Дети увидят, как головастики челюстями скоблят поверхность листьев и стеблей растений. После этого устанавливают, что изменилось у головастика, как изменились его внешний вид, поведение.
Через 2-3 дня после наблюдения головастиков выпускают в водоем, так как дальнейшее содержание их в уголке природы довольно затруднительно - они требуют обильного корма. Последующие наблюдения проводятся во время целевых прогулок на водоем. Каждый раз воспитатель отлавливает 1-2 головастиков, помещает их в банку с водой с тем, чтобы можно было внимательно рассмотреть. Наблюдения проводят, когда у головастика исчезнут жабры (а сам он станет похож на шарик с хвостом), или когда появятся задние ножки, затем передние. Воспитатель обращает внимание детей на то, что при появлении ног у головастиков сильно уменьшается хвост. Интересно отловить маленького лягушонка с остатком хвоста и, пустив в небольшой тазик, рассмотреть.
При каждом наблюдении воспитатель вначале направляет внимание детей на определенное состояние животного и его поведение, а затем на сравнение с тем, каким его видели в прошлый раз. Вопросы предлагает того же характера, что и в первых наблюдениях. Полезно вести дневник наблюдения (в виде рисунков) и при каждом очередном наблюдении использовать рисунок предыдущего наблюдения для сравнения. В заключительном наблюдении детям предлагают вспомнить, каким был головастик, когда только появился из икринки, на что был похож, какие ноги (передние или задние) выросли первыми, когда головастик стал похож на лягушку. После каждого наблюдения отловленных животных следует выпускать в водоем.
Наблюдение с использованием раздаточного материала.
Организация такого наблюдения более сложная, чем наблюдение одного объекта. Здесь от воспитателя требуется умение распределить внимание, организовать действия всех детей, а они должны точно следовать указаниям воспитателя, слышать и слушать других, сравнивать и сопоставлять наблюдения других с собственными. Этот способ организации наблюдения имеет большое развивающее значение: все дети имеют возможность упражняться в разнообразных. обследовательских действиях, совершенствовать учебные умения, у них формируются более точные представления. По ходу наблюдения воспитатель задает детям вопросы, организует обследование предметов. Полученные представления сравниваются, и воспитатель подводит детей к умозаключению.
В качестве раздаточного материала могут быть использованы растения и их части: листья, плоды и семена, ветки, овощи и фрукты. Каждый ребенок, участвующий в наблюдении, получает набор материала на руки (такой же есть у воспитателя). Использование раздаточного материала в процессе наблюдения обеспечивает высокую активность всех детей.
Пример
Рассматривание листьев, плодов и семян деревьев и кустарников в период золотой осени (с детьми подготовительной к школе группы)
Цель. Упражнять детей в различении деревьев и кустарников по плодам (семенам) и листьям (3-4 дерева, 2 кустарника). Обобщать представления об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников: у одних - листья только желтые (береза, липа), у других - красные и желтые (клен и др.). Закрепить умение сравнивать объекты по ярким признакам.
Организация наблюдения. К занятию необходимо подготовить таблицы с изображением знакомых детям деревьев (в зеленом наряде), конверты с листьями, коробочки с плодами и семенами для каждого из детей. На столе у воспитателя - коробки для листьев.
Ход наблюдения. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какая была погода, когда они ходили на экскурсию, рассказать о красоте парка (леса), о том, какие деревья они там видели. Затем вывешивает поочередно на подставку таблицы с изображением знакомых деревьев и кустарников. В каждом случае просит детей назвать дерево (куст), найти в конверте и коробочке листья, плод, семена, показать и отложить в сторону.
Далее воспитатель предлагает положить листья рядом, определить, чем они отличаются друг от друга. То же можно проделать с плодами и семенами. Если кто-либо из детей затрудняется в сравнении, он напоминает об использовании приемов обследования, соответствующими вопросами побуждает детей вспомнить, какие листья были на деревьях летом: «Какого они цвета сейчас? Какого цвета листья разных деревьев?» В заключение предлагает детям разложить листья по коробочкам, стоящим у него на столе. Дети выполняют задание поочередно.
Младшие группы. Первые наблюдения проводятся с небольшим количеством детей. Основная задача воспитателя - сформировать у них элементарные навыки, необходимые при наблюдении: более или менее длительно сосредоточивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы, выделять яркие признаки (2-3). Малышей привлекает яркое, движущееся, поэтому первые наблюдения с детьми этого возраста лучше проводить за животными. Их движения, питание, издаваемые звуки вызывают непроизвольный интерес у маленьких детей.
При первом ознакомлении внимание детей приковано к непосредственному рассматриванию животного. Поэтому, руководя наблюдением, воспитатель различными приемами побуждает животное к движению (например, кладет пищу на некотором расстоянии), привлекает детей к кормлению, останавливает их внимание на том, как животное ест (хрустит, держит еду лапами), называет действия словами. Дети вслед за воспитателем повторяют слова. При последующих наблюдениях воспитатель ставит вопрос о том или другом действии животного, побуждая детей к использованию известных им слов. Например, щегол клюет зерна, и воспитатель спрашивает: «Что делает птичка? Что она клюет?» и т. д. При этом важно, чтобы вопрос совпадал с действием животного. Так постепенно дети учатся принимать конкретную задачу наблюдения, заключенную в вопросе.
Наблюдения, проводимые с маленькими детьми, кратковременны. Однако для того чтобы удержать внимание детей, воспитатель дает некоторым из них поручения: насыпать зерно в кормушку или дать морковку, налить воду в поилку. Для того чтобы помочь выделить признаки животного, предлагает его погладить (если это возможно). Используются и игровые приемы: имитация движений, звуков, установление своеобразных контактов: «Птичка поет песенку для детей»; «Рыбка плывет к Коле, а теперь к Маше».
При коллективных повторных наблюдениях, для того чтобы вызвать у детей внимание и интерес, можно использовать своеобразные сюрпризные моменты: раздается стук в дверь, заходит... котенок; или: вносят корзину, покрытую тканью, ее снимают - в корзине кролик. В конце наблюдения можно прочитать стихи, спеть песенку. Требовать от малышей рассказа о наблюдаемом нецелесообразно.
В процессе наблюдений за погодой или другими объектами неживой природы, рассматривания растений воспитатель соединяет эти наблюдения с элементарными трудовыми действиями или игрой (рассматривают листья комнатных растений и обтирают их, перед посадкой рассматривают луковицу, обследуют влажность и сыпучесть песка во время игры с ним). Организуя наблюдения с малышами, целесообразно чаще использовать разнообразные обследовательские действиям подставить ладошку солнцу и ощутить тепло, понюхать цветок и т. д.
Пример. Наблюдение за щеглом (с детьми первой младшей группы)
Участвуют 14 детей (одна подгруппа). Воспитатель приносит клетку со щеглами. Дети радостно реагируют: «Птички! Ой, птички!» Педагог сообщает, как называются птицы (щеглы), предлагает покормить их, спрашивает, кто из детей хочет помочь. Все наперебой изъявляют желание: «Я хочу! Я!» Воспитатель показывает семена подсолнуха. «Что это?» - спрашивает у малышей. Дети называют: «Семечки». Затем он дает семечки одному ребенку и предлагает насыпать их в кормушку. Дети наблюдают за действиями ребенка, а затем с интересом смотрят, как щеглы клюют. Воспитатель объясняет: «Они клюют семечки. Клювом клюют. Покажите, как клюют». Дети имитируют движение, показанное воспитателем.
Далее он ставит в клетку ветку рябины. Предлагает посмотреть, что будут делать щеглы. Малыши с радостью отмечают: «Сели. На веточку сели». Воспитатель просит детей посмотреть, что делают щеглы. «Они ягоды кушают... Они носиком ягоды трогают», - отвечают дети. «Да, щегол ягодки клюет клювом». Но вот птица насытилась, вспорхнула, села на веточку. Девочка заметила, как щегол это сделал: «Он сел на палочку и лапки так положил». (Показывает.) «Лапками щегол держится за веточку», - уточняет воспитатель.
После наблюдения воспитатель ставит клетку на высокую подставку. «Пусть щеглы отдохнут», - говорит он и предлагает детям поиграть.
Средняя группа. Наблюдение чаще всего используется для ознакомления детей с новыми объектами, для расширения представлений о знакомых предметах и явлениях. Вместе с тем воспитатель организует с детьми длительные наблюдения за ростом и развитием растений, яркими сезонными изменениями в жизни природы. Вначале эти наблюдения ведутся за единичными объектами (например, расцвечивание листьев одного из деревьев осенью, рост фасоли, гороха, посаженных в уголке природы, и т. д.). Затем длительное наблюдение может быть проведено за совокупностью объектов. Например, в парке или саду весной наблюдения одновременно ведутся за распусканием листьев, цветением трав, погодой, птицами.
В ходе наблюдения за изменениями в природе дети средней группы учатся выделять в наблюдаемых предметах характерные признаки: размер, цвет, форму, части, пропорции, характер поверхности, численность. В результате наблюдение становится дифференцированным, а представления у детей, формируемые на основе наблюдения, более конкретными, точными. Воспитатель приучает детей следовать плану, который он предлагает в форме последовательной постановки вопросов и заданий.
Цель наблюдения часто связывается с трудом («Рассмотрим птичку и поучимся ухаживать за ней - она будет жить в нашем уголке природы») или изобразительной деятельностью. Но все чаще используются познавательные цели, например пойти в сад и посмотреть, какие деревья расцвели, рассмотреть, чтобы научиться их узнавать, и т. д.
Иногда воспитатель предлагает загадку, отгадку которой дети находят в процессе рассматривания предмета. Или сама загадка «предметная»: например, подумать, для какого животного приготовлен корм, затем проверить в ходе наблюдения правильность предположения.
Дети средней группы могут участвовать в создании обстановки, необходимой для наблюдения (подготовить корм, сделать для животного загончик), что повышает интерес к наблюдению.
Как и в младшей группе, в процессе наблюдения используются разнообразные обследовательские действия, игровые приемы, трудовые поручения. Некоторые из этих действий могут иметь поисковый характер. В наблюдениях с детьми средней группы воспитатель начинает использовать сравнение. Сравниваются два предмета (с одним из них дети уже знакомы). Для сравнения воспитатель последовательно выделяет признаки.
Пример. Наблюдение за щеглами.
По предложению воспитателя дети рассаживаются полукругом. На столе стоит клетка со щеглами, закрытая тканью. Воспитатель сообщает, что в уголке природы будут жить новые птички и дети должны будут за ними ухаживать. Затем снимает ткань с клетки и предлагает посмотреть на птиц. Дети внимательно и с интересом рассматривают птиц: «Красивые какие...» - шепотом начинают разговаривать друг с другом, затем громко обращаются к воспитателю: «Людмила Сергеевна, это щеглы? Правда?» Она подтверждает догадку ребят: «Да, это щеглы». - «Нарядные какие щеглы!» - восклицает ребенок.
Воспитатель предлагает посмотреть и сказать, как дети отличат щеглов от других птиц, если увидят их на прогулке. Дети отвечают: «Они маленькие, и перышки у них разноцветные - желтые, красные»; «И беленькие есть перышки... И черные...»; «А клюв у щегла маленький...» Педагог предлагает посмотреть, где у птицы красные перышки: «У клюва... Еще красные перья есть и на лбу. Спинка и бока у него коричневые».
Воспитатель напоминает о том, что щеглы будут находиться в живом уголке и ребята будут помогать ухаживать за ними: чистить клетку, поить, кормить птиц. Он показывает корм (обходит детей с коробочкой, в которой лежат семена репейника и конопли). Предлагает двум детям насыпать корм в кормушки, посмотреть, как щеглы будут его клевать.
В средней группе дети начинают наблюдать и самостоятельно. Следует поощрять их, помогать понять наблюдаемое явление, иногда посоветовать использовать тот или иной прием, привлекать также внимание других детей к наблюдению, побуждать к рассказам о результатах своего наблюдения сверстникам.
Старшая группа. В процессе наблюдений детей старшей группы знакомят с характерными и существенными признаками объектов. Проводятся и длительные наблюдения за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями природы. Воспитатель продолжает учить детей принимать задачу наблюдения, пользоваться известными им способами, следовать плану, самостоятельно делать несложные выводы и умозаключения. В наблюдаемых предметах и явлениях дети учатся выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности или являющиеся общими признаками целой группы объектов, устанавливать связи и отношения предметов с окружающим. В наблюдениях за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями у детей формируется умение видеть закономерную последовательность фаз, стадий или состояний.
В руководстве наблюдениями воспитатель использует прямую постановку задач, в первую очередь познавательных. Вопросы, которыми он направляет восприятие детей, носят поисковый характер, требуют установить причину, провести сравнение.
В этом возрасте основные признаки предметов дети выделяют с помощью зрения. К разнообразным обследовательским действиям они прибегают лишь в случаях проверки суждения или при затруднениях. Приемы сравнения, используемые в наблюдении, становятся более разнообразными: наблюдаемый объект сравнивается с другим, изображенным на картине, или по представлению. Сравниваются не только отдельные предметы, но и природные явления (например, парк весной и зимой). Наряду с установлением различия воспитатель направляет внимание детей на общие для нескольких предметов признаки, особенно на те, в которых отражены существенные их стороны. Например, наблюдая за разными насекомыми, дети обнаруживают у каждого по 6 ножек. Дав задание к сравнению наблюдаемого, воспитатель предоставляет детям самостоятельность в определении признаков, по которым идет сравнение, оказывая помощь лишь в случаях затруднения. Словесный отчет детей о результатах наблюдения должен быть максимально самостоятельным. Результаты наблюдения они отражают в рисунках, поделках.
Пример. Наблюдение за рыбками в аквариуме.
Цель. Уточнить, представления детей о внешнем виде рыб: тело покрыто чешуей, на теле - спинке, боках, брюшке и хвосте -- плавники; рыбы живут в воде. Учить отмечать особенности рыб разного вида, устанавливать различие (по величине, форме тела, цвету, поведению в аквариуме) и сходство (наличие общих частей тела, характер движения; тело покрыто чешуей, живут в воде).
Организация наблюдения. В аквариум в дополнение к прежним запускают новых рыбок. Все дети рассаживаются возле него.
Ход наблюдения. Воспитатель предлагает вспомнить, как называются рыбки, живущие в аквариуме, а также рассказать, как дети ухаживали за ними. Обращает внимание на то, что в аквариуме есть новые обитатели. «Какие они?» - спрашивает педагог. Если дети затрудняются ответить, задает дополнительные вопросы: «Большие рыбки или маленькие? Какого они цвета? Где у них плавники? Как рыбки плавают?» После этого сообщает названия новых рыб, предлагает ребятам сравнивать их с теми, которые жили раньше, установить различие и сходство. Можно бросить корм и посмотреть, как берут его рыбки, как они плавают.
По мере надобности воспитатель задает дополнительные вопросы. Спрашивает, каких рыб еще знают дети, где живут рыбы. Соответствующими вопросами подводит их к выделению существенных признаков рыб и обобщению. Затем сообщает правила ухода за новыми рыбками. В конце занятия дает задание понаблюдать, как рыбки берут корм, сколько съедают, могут ли жить дружно со старыми рыбками.
В работе с детьми шестого года жизни длительные наблюдения становятся более дифференцированными: воспитатель привлекает внимание к менее ярким изменениям в природе. Например, наблюдая за ростом гороха, дети отмечают появление ростка, затем листьев, увеличение их количества, появление усов, бутонов, цветков. Результаты этих наблюдений они отражают в календарях природы, в дневниках наблюдения.
Подготовительная к школе группа. Особенность руководства наблюдениями в этой группе заключается в создании условий для проявления детьми большей самостоятельности. Основное содержание наблюдений - установление разнообразных связей и отношений между явлениями природы. Дети сами выделяют признаки для сравнения наблюдаемых объектов. Их внимание следует направить на определение сходных признаков, общих для целой группы предметов. При сравнении дети используют и те представления, которые имеются в их опыте (сравнивают по памяти).
Часть заданий для длительных наблюдений воспитатель дает заранее, затем изредка напоминает о них. При кратковременных наблюдениях он использует вопросы-задания (например: «Чем отличается новая птичка от той, что жила у нас раньше? Одинаково ли расцвечены деревья и кустарники нашего участка?» и др.). Дополнительные вопросы ставятся только тогда, когда дети в чем-либо затрудняются. По этой же причине используются и обследовательские действия.
В своих наблюдениях дети подготовительной группы могут использовать несложные приспособления, а иногда и приборы - термометр, флюгер, лупы, рейки и т. д.
Пример. Рассматривание аквариума с рыбками.
Цель. Уточнить представления детей о внешнем виде рыб (тело продолговатое, покрыто чешуей, есть плавники и хвост, с их помощью рыбки плавают). Уточнить знания о том, что рыбы живут в воде. Установить связь между формой, частями тела и характером движения. Сообщить, что рыбы живут в реках, озерах, прудах, морях. Дать представление о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбы могли жить в нем, как на воле (на дне песок, камешки, растут растения, налита вода). Сформировать понятие «рыбы» (это животные, тело их покрыто чешуей, есть плавники, живут в воде, дышат жабрами). Учить сравнению по памяти. Оживить интерес к аквариуму.
Организация наблюдения. Дети сидят перед аквариумом. Аквариум расположен так, чтобы свет на него падал со стороны детей. Воспитатель заранее подготавливает цветную бумагу и чешую промысловых рыб. Вначале аквариум загорожен ширмочкой.
Ход наблюдения. Воспитатель предлагает назвать рыб, которые известны детям. Затем задает вопрос: «Что же одинакового у всех рыб?» или: «Почему всех их называют одним словом - «рыбы»?» При затруднении задает вопросы: «Где живут? Как передвигаются? Чем покрыто тело?»
Открывает аквариум, спрашивает, какие рыбки живут в аквариуме. Обращает внимание детей на жаберные крышки у рыб - под ними жабры, которыми рыба дышит. Задает вопросы: «На что похож наш аквариум? Что на дне? Что в нем растет? Что налито? Кто еще, кроме рыб, живет в аквариуме?»
В беседе надо подвести детей к выводу, что аквариум как озеро или пруд, в нем все как в настоящем большом водоеме, в котором рыбы живут на свободе.
Можно спросить, кто еще живет в наших прудах, озерах; какие рыбы или другие животные. Вызвав таким образом интерес к новому объекту наблюдения, договориться об экскурсии на пруд или озеро.
Рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов.
К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, демонстрация диапозитивов и кинофильмов. Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие.
Рассматривание картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений; например, с дикими зверями, животными южных и северных стран детей можно чаще всего познакомить лишь через картины.
При ознакомлении детей с природой используются дидактические сюжетные, предметные, а также художественные картины.
Дидактические сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. К таким картинам относятся серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие звери», «Травянистые растения» и др. Они используются с различными дидактическими целями.
Предметные картины в младших группах используют для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления. Так, после наблюдения за кошкой с котятами проводится рассматривание соответствующей картины. Воспитатель учит детей узнавать кошку с котятами на картине, видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти), части тела (глаза, уши, хвост, лапы), некоторые действия (спит, играет, лакает молоко и т.д.). Организуя рассматривание сюжетной картины, воспитатель использует детский опыт, близкий содержанию картины, задает, например, такие вопросы: «Кто нарисован на картине? Какого цвета шерстка у кошки? У котят? Какого цвета шерстка у кошки, которая живет в вашем доме? Чем заняты котята? Что делает серый котенок? Что делает котенок, который лежит возле кошки? Слышали ли вы, как ходят котята? Почему они ходят тихо, неслышно?»
В средней группе рассматривание картин направлено на расширение знаний ребят. Это даёт возможность вывести их за пределы непосредственного опыта, Рассматривание картин используют также для систематизации и обобщения знаний детей, в беседах, рассказах о природе.
В старших группах предметные картины используют и для формирования понятий. К занятию подбирают серию картин, организуют рассматривание и анализ каждой картины. Затем проводят сравнение серии картин по выделенному существенному признаку, направляя внимание на выделение общего и существенного в явлении. Например, для формирования понятия «осень» в подготовительной к школе группе следует отобрать 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательное изменение погоды: «Расскажите, как менялась погода от начала к концу осени». Затем подводит детей к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий: «Что происходило с растениями от начала осени к ее концу? Почему произошли эти изменения?» Предлагает сравнить состояние растений, изображенных на картинах.
Далее, обращая внимание детей на изменения в жизни животных, педагог направляет их к установлению новых связей: «В какое время осени было больше насекомых? Почему? Когда улетают перелетные птицы? Почему они улетают?» И т. д.
В работе детского сада широко используются художественные картины: «Золотая осень», «Сирень» И. Левитана; «Грачи прилетели» А. Саврасова; «Зеленый шум» А. Рылова; «Маки» П. Кончаловского; «Березовая роща» А. Куинджи; «Зима» И. Шишкина; «Лес зимой» Л. Бродской; «Домашние животные» А. Пластова. В старшем дошкольном возрасте могут быть использованы для рассматривания, кроме пейзажных картин, и натюрморты.
Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть ее красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности, использованные художником.
К восприятию натюрморта и пейзажной картины детей подводят постепенно, создавая возможность для накопления у них эмоциональных переживаний, связанных с непосредственным восприятием окружающей природы. Рассматривая их, воспитатель учит детей выделять цвет и оттенки цвета наблюдаемых предметов, форму, расположение в пространстве.
Рассматривая художественную картину с детьми, воспитатель задает вопросы, помогая осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» И т. д. Обучая детей выделять главное в картине, предлагает придумать название к ней.
Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений. Это помогает лучше почувствовать ее настроение. Иногда полезно рассмотреть натюрморт, пейзаж перед наблюдением в природе. Это создает установку на эстетическое ее восприятие. В работе по ознакомлению детей с природой используется также книжная графика (иллюстрации Е. Чарушина, Е. Бианки, Ю. Васнецова, А. Костровой, Г. Никольского, А. Келейникова, Н. Басмановой, Я. Ярбусовой и др.).
В зависимости от целей рассматривание иллюстраций в книгах проводится по-разному: иногда полезно рассмотреть их до чтения, для того чтобы создать у детей зрительный образ тех предметов, явлений или событий, о которых идет речь; в других случаях достаточно беглого просмотра иллюстраций по ходу чтения книги. Иллюстрации рассматриваются и в процессе беседы о прочитанном.
Учебный экран. При ознакомлении детей с природой в детском саду используют диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы - росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, а это способствует более успешному усвоению знаний. Наиболее эффективными видами учебного кино являются сюжетные («Откуда стол пришел», «Про слонов») и очерковые кинофильмы («Кружка молока», «Рассказ колоска»). Диапозитивы и диафильмы («Растения в разные времена года», «Охрана природы», «Лес и его обитатели», «Домашние животные в разное время года», «Животные - обитатели суши и водоемов» и др.) по статичности изображения приближаются к дидактическим картинам. Но они так же, как картины, дают возможность показать- явления более крупным планом, что помогает сосредоточить внимание детей на изображении длительное время, а серии кадров позволяют показать изменение и развитие явлений. Используются они во всех возрастных группах для первоначального формирования представлений о тех или иных явлениях природы, а также для их конкретизации, расширения и обобщения.
Сюжетные диа- и кинофильмы, телефильмы вызывают у детей особый интерес в связи с занимательностью сюжета. Это способствует активному восприятию знаний, вызывает особое отношение к событиям на экране. Сюжетные диа- и кинофильмы, телефильмы используют с разными целями: для конкретизации знаний, выделения более существенных черт, характеризующих то или иное явление, расширения знаний, формирования бережного отношения к природе.
К просмотру фильма детей необходимо заранее готовить. Для этого проводят беседы, экскурсии, организуют чтение книг, связанных с содержанием фильма. Непосредственно перед показом с детьми проводят установочную беседу, им дают задание, на что обратить внимание при просмотре фильма. После первого просмотра проводят беседу, направленную на выделение наиболее важных по содержанию моментов.
После второго просмотра необходимо проконтролировать, как дети усвоили содержание фильма. С этой целью проводят проверочные беседы, рисование на тему просмотренного фильма. Проведенная таким образом работа позволяет систематизировать и обобщать знания детей.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста лучше использовать неозвученные фильмы, сопровождая их словом воспитателя. Вначале используют диапозитивы и диафильмы. Их просмотр лучше организовать в замедленном темпе, вернуться к некоторым кадрам, показать выборочно те, которые наиболее важны. Беседы после просмотра фильма с малышами проводить не следует.
Просмотр диапозитивов, диафильмов подготавливает детей к восприятию озвученных кинофильмов. К их просмотру можно переходить в средней группе. Так же как в младшей группе, просмотр сопровождается словом воспитателя. Озвученные фильмы подбираются короткие. Перед просмотром воспитатель проводит подготовительную работу: организует наблюдения, экскурсии, связанные с содержанием фильма, читает детям книгу.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются все виды фильмов, но основное место занимают озвученные фильмы. Так же как в средней группе, детей готовят к их восприятию: непосредственно перед просмотром проводят короткую вступительную беседу, привлекая внимание к основной идее фильма, его содержанию. В ходе беседы задают вопросы, ответы на которые предлагают найти в фильме.
После просмотра проводится беседа, цель которой - выделить наиболее значимые по содержанию и воспитательному воздействию фрагменты. Поскольку после первого просмотра, как правило, многие важные моменты не воспринимаются детьми, организуется повторный просмотр, также с предварительной беседой.
Далее необходимо продолжать работу по освоению содержания фильма, используя пересказы его, рисование, рассказы о наиболее ярких эпизодах. В заключение проводится итоговая беседа. Важно помнить, что просмотр кинофильмов должен входить в систему методов ознакомления детей с природой, а не организовываться от случая к случаю.

Сост. Л.А.Каменева, "Как знакомить дошкольников с природой", М., 1983.

В уголке природы в любой сезон года для воспитанников найдется дело. Они наблюдают и ухаживают за растениями и животными не только постоянно находящимися в классе. Большая воспитательно-образовательная работа проводится с материалами, которыми пополняется уголок в разное время года. Дети видят их во время прогулок и экскурсий, на участке дошкольного учреждения и за его пределами. Для более длительных наблюдений они приносят некоторые растения и животных в уголок природы. Сезонный материал используется педагогом для проведения занятий и при организации самостоя­тельной детской деятельности.

Осенью сюда вносят выкопанные с клумб и рабаток цветущие растения; некоторое время они продолжают цвести в помещении. Красивы низкорослые сорта растений (астры, бархатцы, петунии и др.) .

Кроме цветущих грунтовых растений, дошкольники приносят с экскурсий и прогулок разноцветные осенние листья деревьев и кустарников. Воспитатель учит ребят (всех возрастных групп) из листьев делать небольшие букеты. Чтобы листья дольше сохраняли хороший вид, их можно прогладить теплым утюгом. Организуя рассматривание листьев, педагог объединяет детей в небольшие группы. В беседе об осенней поре подчеркивает, какие в это время года на деревьях яркие, разных оттенков листья, упражняет дошкольников в узнавании листьев известных им деревьев и кустарников .

Воспитатель готовит из листьев различные дидактические пособия, а также панно для украшения комнаты. Кроме листьев, можно поставить1-2 веточки с плодами, например рябины или снежноягодника, они хорошо украшают помещение. Здесь находятся не только декоративные, но и дикорастущие растения, цветущие до поздней осени (ястребинка, кульбаба осенняя, клевер) Воспитатель привлекает ребят к сбору сухих семян деревьев (ясеня, липы, клена), из которых затем делают забавные игрушки, пособия для занятий, интересные коряги, шишки, камешки. Если на участке дошкольного учреждения разбит огород, после сбора урожая в уголке природы можно устроить выставку овощей, выращенных детьми. Воспитатель вместе с детьми младшего школьного возраста рассматривает эти овощи, отмечает, какие они крупные, красивые, как их много. После этого можно провести занятие, на котором организовать дидактическую игру «Магазин овощей» либо провести беседу об овощах и их выращивании.

Занятие «Рассматривание овощей"

Цель занятия. Закрепить знания дошкольников об овощах, их названии, форме, размере, цвете, поверхности, вкусе; продолжать учить ребят описывать овощи, отмечая их существенные признаки. Учить отличать овощи на ощупь и на вкус. Пополнить словарь дошкольников обобщающим словом «овощи» и понятием «похожие».

Подготовка к занятию. Приготовить на подносах 2 набора овощей: морковь, лук, свекла, помидор, огурец; в одном набope-овощи собраны по одному экземпляру, в другом - парные, большие и маленькие.

Ход занятия. Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. На столе педагога - овощи на подносах и «чудесный мешочек», они закрыты салфеткой.

Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает: «Что лежит на моем столе? (Дети перечисляют.) Как можно одним словом назвать то, что лежит на подносе? Правильно, это овощи. Где выросли эти овощи? Правильно, на нашем огороде. А кто их вырастил? (Старшие дети.) А вы им помогали? Мы сегодня рассмотрим эти овощи. Лена, возьми с этого подноса какой хочешь овощ. Что ты взяла? (Морковку.) Расскажи о морковке: какого она цвета, круглая или нет? Погладь ее: какая она? (Так воспитатель помогает ребенку рассказать все, что он знает о моркови.) Теперь пойдет Толя и возьмет другую морковку с этого же подноса. Она такая же, как первая? (Нет, она больше.) Значит, они похожи, но одна большая, другая маленькая. Положите их в мешочек. Теперь Миша возьмет еще две похожие свеклы и расскажет о них. (Воспитатель вызывает еще одного-двоих детей и просит рассказать о других овощах так же, как это делали предыдущие ребята.) Давайте поиграем. Кого я вызову, тот скажет, какие овощи хочет достать из мешочка. (Ребенок достает предмет, называет его; дети проверяют.) Вова достанет из мешочка похожий овощ, но меньший по величине. (Показывает.)

Воспитатель вызывает двоих-троих ребят; одному из них предлагает взять с подноса один из овощей и показать другому, а тому - достать такой же. После этого проводится игра «Угадай на вкус», в ходе которой все дети определяют на вкус овощи. В заключение педагог подводит итог: какие красивые и вкусные овощи вырастили на своем огороде для всех старшие ребята.

При проведении занятия можно использовать листья овощных растений. Дошкольникам дают задание найти «вершки» и «корешки», загадать загадки об овощах и найти «отгадки» - овощи, лежащие здесь же на подносе. В ходе занятия воспитатель просит дошкольников вспомнить и рассказать, как они ухаживали за овощными растениями, и подводит ребят к выводу: вырастили хороший урожай, потому что все вместе много работали, хорошо ухаживали за растениями. Подобное занятие можно провести после срезки и пересадки цветущих растений из цветника; кроме растений, можно использовать семена цветочных растений, собранные младшими дошкольниками. В процессе ознакомления детей с овощами, фруктами и семенами цветочных растений, деревьев и кустарников воспитатель формирует у дошкольников знания об осени как о времени года, когда все растения отцветают, созревают семена; в огородах и садах собирают урожай.

Поздней осенью (конец октября - ноябрь) педагог проводит уроки-занятия по посадке луковиц для выгонки. В начале занятия педагог показывает иллюстрацию луковичного растения - тюльпана или нарцисса, спрашивает ребят, как оно называется, когда цветет. Затем рассматривают луковицы этих растений. Дети насыпают в горшочки землю, в середине делают лунку, в которую сажают луковицу.

Горшочки с луковицами выносят в подвал или помещают на чердак, где температура воздуха зимой 4-60, ставят в шахматном порядке в бочку или ящик и засыпают все песком так, чтобы его слой был выше верхнего ряда горшков на 10 см.

Ящик с песком, в котором находятся горшки с луковицами, поливают примерно 1 раз в 2 недели. За 2-3 месяца в таких условиях луковицы развивают мощную корневую систему, а в середине зимы начинается рост надземной части. Как только над слоем песка покажутся свернутые в трубочку листья, горшки с луковицами вынимают из ящика и переносят в более теплое место; до тех пор, пока над свернутыми листьями не покажется бутон, они должны быть в темноте (на них можно надеть бумажные колпаки или перевернутые горшки). Теперь луковицы поливать надо чаще и обильнее, чем прежде. При появлении бутона горшки с луковицами переносят в самое светлое, желательно более прохладное место. Вскоре растения зацветают. Как и все луковичные, цветут они недолго, быстро отцветают. Через некоторое время по окончании цветения постепенно сокращают поливку, а когда листья засохнут, луковицы вынимают, просушивают и осенью сажают в грунт (два года подряд они в выгонке цвести не будут, так как выгонка истощает растения).

Подводя итог вышесказанному сделаем следующие выводы. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. В дошкольном учреждении необходимо создание зоны природы или, другими словами, эколого-развивающей среды, создание которой является одним из условий экологического воспитания детей в ДОУ. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость. Наиболее традиционными элементами развивающей природной среды являются групповые уголки природы и озеленение участка, прилегающего к детскому саду. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это, прежде всего, длительные наблюдения за ростом и развитием растений, уход и выращивание.