Занятие психолога по развитию ВПФ Осень (класс Особый ребенок). Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности учителя–логопеда и педагога–психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.Тема: «Поздняя осень. Лиственные дерев

Конспект

Занятия педагога-психолога

МБОУ ЦО №27 города Тулы

Ореховой М.А.

Тема: «Осенние мотивы»

Цель занятия :

Развить эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Задачи:

Расширить знания детей о особенностях осеннего периода в природе,

Развивать наблюдательность,

Развивать память,

Создать положительное эмоциональное состояние детей,

Развивать интерес и к природе.

Материалы и оборудование :

Листы бумаги, краски на каждого ребёнка, интерактивная доска, ноутбук, презентация «Осень», мяч.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа.

Здравствуйте, ребята. Вы знаете, что нам с вами посчастливилось жить на очень красивой планете.

Каждое время года украшает её своими красками, наполняет особенными звуками и запахами.

Узнавать природу и любоваться ею – непростое занятие. Поэтому сегодня мы поговорим об одном зале природы – осени.

2. Загадки и характеристики осенних месяцев.

Скажите, какие осенние месяцы вы знаете? Для этого послушайте стихотворения и назовите месяц, о котором идёт речь в этом стихотворении:

1. Пусто в доме стрижа –

Улетел, бедовый,

И, как зонтик у ежа,

Жёлтый лист кленовый. (В. Степанов)

Сентябрь

Сентябрь совмещает лето и осень. Полыхают холодным пожаром берёзовые рощи горят костры рябин осыпается лист. В древности сентябрь называли Жовтень - за жёлтый цвет листвы. Хмурень – за частое ненастье.

2. Вяжет сети паучок,

Гонит тучи ветер.

Загрустил бурундучок

О прошедшем лете.

Октябрь

В октябре властвует холодный ветер идут часто дожди. Дни короче ночи длиннее. Багрянец и золото листвы. Уже просвечивается насквозь лес. Этот месяц называли Грязник.

3. В инее ложбина,

В огоньках рябина.

Дятел клювом бьёт –

Зиму в гости ждёт.

Ноябрь

Ноябрь – суровый и хмурый месяц. Короткие и тусклые дни. Света белого мало. Первые заморозки. Снег вперемешку с грязью. Его раньше называли студень.

Молодцы, с заданием справились, назвали все осенние месяцы.

3. Характеристики осени.

А вы знаете, что осень имеет свой цвет

Цвет осени – это цвет осенних листьев, неба, урожая.

У осени есть свои запахи. Как вы думаете, чем пахнет осень?

А теперь давайте помолчим и прислушаемся к осени.

Какие звуки вы слышите?

Чем наполнен осенний воздух?

(Учащиеся называют звуки, характерные для осенней природы:

шелест падающих листьев, клекот улетающих журавлей, шум дождя)

4. Игра «Какая осень»

А теперь давайте повнимательней присмотримся к осени и поиграем в игру, которая называется «Какая осень». Для этого встанем в круг. Я буду вам кидать мяч с вопросом об осени, а вы вспоминайте и отвечайте, кидая мне мяч обратно. Всем понятно? Тогда начали:

Дождик осенью какой?

Листва осенью какая?

Небо осенью какая?

Погода осенью какая?

Осень какая?

4. Чтение стихотворения «Осенняя вода»

Поздняя осень

У берега несмело

Ложится тонкий лёд.

Печально туча серая

По дну пруда плывёт.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили

Встречая холода.

Кто может сказать какая осенью вода в реке, в озере?

Хочется в ней купаться? Какими словами вы можете описать осеннюю воду? (Холодная, серая, зябкая)

В каком виде нам встречается осенью вода? Что нам нужно, если пойдёт дождь?

5. Прослушивание песни «Осень»

А теперь я вам предлагаю прослушать и посмотреть на осень в песенке-клипе «Осень золотая». Вы можете встать возле своих стульчиков и медленно, в такт музыки подвигаться, потанцевать.

(Дети слушают и смотрят песню и выполняют под неё танцевальные движения)

6. Рисунок «Осенний листок»

Мы много говорили про Осень, её цвета.

Подумайте, почему очень часто поэты и писатели вместе со словом осень говорят слова «пожар огонь листья горят»?

Да, правильно, потому что у листьев осенью очень яркая расцветка, особенно у кленовых листьев. Я вам предлагаю сейчас раскрасить красками кленовые листочки.

(Дети выполняют задание)

7. Завершение занятия.

Молодцы, ребята у вас получились красивые и яркие листья. Листочек - это как частичка осени у вас в руках, которая будет напоминать вам о таком чудесном времени года, как осень.

Скажите, что вам больше всего понравилось из нашей беседы про осень?

(Ответы детей.)

Молодцы. До новых встреч.

Карпенко Юлия
Конспект занятия педагога-психолога «Осенние листочки»

МБДОУ детский сад №5 муниципального образования «Город Донецк»

Занятие педагога – психолога в младшей группе

На тему : Осенние листочки »

Педагог – психолог Карпенко Ю. И.

Занятие : «осенние листочки »

Цель : помочь в адаптации к условиям ДОУ.

Задачи :

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;

Развивать восприятие цвета.

Ход занятия

Здравствуйте ребята!

Я к вам собиралась,

Долго наряжалась

Очень волновалась.

Поиграть хочу я с вами!

Колокольчик зазвени, всех ребяток позови.

Как услышат, прибегут и со мной играть начнут.

В. Вот какие молодцы. Все услышали колокольчик! Как ваши дела, как ваше настроение. Давайте поиграем.

Игра «Минутка дружбы» (коммуникация)

(дети становятся в круг, воспитатель держит в руках солнце)

Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце.

И принес в своих ладонях,

Теплоту, частичку солнца.

В. Почувствовали, как вам стало тепло, давайте возьмемся за руки и подарим свое тепло друг другу. Молодцы.

В. Ребята, вы любите путешествовать. Тогда в путь. Мы отправимся с вами в осенний лес .

Дети выстраиваются в колонну. Психолог продолжает : «Внимательно

слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.

Зашагали ножки : топ-топ-топ,

Прямо по дорожке : топ-топ-топ.

Ну-ка веселее : топ-топ-топ,

Вот как мы умеем : топ-топ-топ.

Побежали ножки

По ровненькой дорожке,

Убегают, убегают,

Только пяточки сверкают.

Дети идут друг за другом

Дети бегут, стараясь

не обгонять друг друга

В. Вот мы и пришли в осенний лес . Сколько здесь много красивых разноцветных листьев . Какого цвета листочки вы видите ?

Правильно - осенние листочки бывают : желтые, красные, оранжевые, коричневые. Они очень красивые. И они умеют летать.

Представьте себе, что наши пальчики превратились в листочки . Давайте ими поиграем.

Пальчиковая гимнастика «ОСЕНЬ »

Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал : Загибают по одному пальчику на обеих руках

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают ладони друг на друга.

Ветер бросил на тропинку.

Хотите я превращу вас в листочки .

Один, два, три! Вот мы уже и листочки .

Игра «Мы осенние листочки » (под тихую спокойную музыку) .

Мы – листочки , мы – листочки ,

Мы – осенние листочки .

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают , поднимая листочки над головой ).

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул .

Все листочки полетели

И на землю тихо сели и уснули.

А во сне они увидели : лето, теплое ласковое солнышко, которое греет нас. Ручки стали теплыми и ножки стали теплыми. Нам стало очень тепло и приятно. Очень приятно быть осенними листочками .

В. А сейчас мы снова превратимся в ребят.

В. А сейчас мы станем все в кружок и возьмемся за руки.

Прощалка

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять

(Дети обнимаются)

Публикации по теме:

С наступлением осени дети очень любят играть с листочками и делать отпечатки листьев различных деревьев на бумаге. На прогулке дети собирают.

«Осенние листочки». Занятие по ознакомлению дошкольников со свойствами песка и воды Тема: «Осенние листочки» Возраст: от 2 до 3 лет Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно- эстетическое.

Конспект занятия по ФЭМП «Осенние листочки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 231 «Детский сад комбинированного вида» Конспект занятия по формированию.

Осень - чудесное время года! Природа дарит нам разнообразие ярких красок, которые нас радуют в серые, пасмурные холодные деньки! Долгое.

Конспект НОД «Художественное творчество» (лепка) Старшая группа Цель:Формировать у детей обобщенные представления об осени как.

Индивидуальное занятие с детьми подготовительной группы «Подарки осени»

Пономарева Мария Владимировна, педагог – психолог муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 8 г. Острогожск, Воронежская область.
Описание: Материал полезен для воспитателей подготовительной группы детского сада, педагогов – психологов, учителей логопедов, дефектологов.
Цель: развивать логическое мышление
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о фруктах и овощах осени; временах года
- расширять кругозор об окружающем мире.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, воображение;
- способствовать обогащению словарного запаса, артикуляционного аппарата.
Предварительная работа:
- знакомство с изменениями в природе, происходящими осенью, плодами и фруктами.
Оборудование: дидактический материал «Времена года», рисунок заштрихованных предметов, дидактический материал «Фрукты, овощи», цветные карандаши,
Используемая литература:
1. Пальчиковые игры и гимнастика для малышей Е. Новак
2. Комплекс релаксационных занятий для дошкольников

Ход занятия:

Педагог – психолог:
- Здравствуй, а ты знаешь, какое сейчас время года?
(Ребенок отвечает)
- Правильно, осень. (Педагог – психолог показывает на игровые кубики, где рисунок собран не правильно, лето перепутано с осенью). Помоги мне правильно собрать кубики, мне кажется я что- то перепутала.

- Молодец. А ты знаешь, что осень люди собирают последние перед зимой овощи и фрукты. Давай совершим небольшую прогулку по огороду и соберем оставшиеся плоды. Но для этого нам надо собрать инвентарь. (Педагог – психолог дает ребенку рисунок и цветные карандаши). Найди все предметы, которые нам необходимо взять с собой.
(Ребенок выполняет задание)

С заданием ты справился. А еще, нам предстоит кропотливая работа. Давай разомнем свои пальчики и нашинкуем капусту.
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Это что ещё за куст? (Пальчики складываем в замочек)
Это что ещё за хруст? (В замочке стучим ладошками)
Как же мне без хруста, (разводим ручками)
Если я капуста?
Мы капусту рубим – рубим, (ребром ладошек стучим по столу)
Мы капусту мнём-мнём. (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы капусту солим-солим, (перебираем пальчиками – «солим»)
И морковку трём-трём. (Трём кулачки друг об друга)
В кадушки кладём (на вытянутых руках давим ладошками на стол)
И в подвал отнесём. (Перебираем пальчиками)
Педагог – психолог:
- Пальчики размяли. (Педагог – психолог дает ребенку мешочек с фруктами и овощами). В этом мешочке лежат фрукты и овощи, достань и посмотри, все ли собрано правильно. Если нет, скажи почему.
(Ребенок выполняет задание. В мешочек собраны разные фрукты и овощи летнего и осеннего периода)


Педагог – психолог:
- Правильно. Сегодня мы хорошо поработали, можно и отдохнуть.
Релаксация:
Упражнение «Кулачки».
Цель: напряжение и расслабление мышц рук.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты, (сжать пальцы)
Пальчики сильней сжимаем-
Отпускаем разжимаем… (разжать) (2 раза).
Упражнение «Пружинки» .
Цель: напряжение и расслабление мышц ног.
Наши руки так стараются, пусть и ноги расслабляются.
Ставим ноги на воображаемые пружинки. И поднимаем по очереди носки и пятки. Нажимаем на пружинки – опускаем носки, поднимаем пятки – наклоняемся.
Что за странные пружинки, упираются в ботинки?
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай…
Нет пружинок – отдыхай!
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены,
И расслаблены…
Занятие закончено. Продолжительность 20 минут.

Цель:

- закладывать у детей основы нравственности через ознакомление их с содержанием сказки.

- способствовать объединению детей в коллектив и созданию позитивной атмосферы в группе (упр. «Сердечко-солнышко» и «Деревья»).

Формировать у детей умение выражать собственное мнение.

Развивать воображение, слуховое внимание и память, связную речь, элементы логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать творческое воображение во время рисования.

Оборудование: четыре куклы в костюмах, которые отражают разные времена года, музыкальное сопровождение, бумагу, краски.

Ход занятия психолога в старшей группе:

: Дети, давайте возьмемся за руки и станем в круг.

Упражнение «Сердечко-солнышко»

А теперь, давайте поздороваемся своими ладошками. Вы чувствуете ладошками тепло своих товарищей, поэтому передайте им все свое тепло, которое есть в вашем сердце. От ваших сердец сейчас идут лучики, а это значит, что в вашей душе есть солнце. Лучи вашей любви, улыбки идут от вашего сердца. Вот сейчас прижмите «Сердечко-солнышко» к своему сердцу крепко, чтобы оно впитало все лучшие ваши чувства, всю любовь, тепло и передайте их друг другу.

(Звучит нежная мелодия, дети по очереди передают друг другу «сердце-солнышко», прижимая каждый к своей груди).

: Вот и подарили мы солнечное тепло наших сердец. А еще нас каждый день согревает солнце, которое светит на небе.

Дети, а в какое время года солнышко сильнее всего согревает нас, землю? А в какое время меньше всего? Какие времена года вы еще знаете? Правильно, год имеет четыре времени года:

Первой идет зима

Новый год ведет она.

Второй идет весна

Цветами украшена.

Третьим лето идет в наш край,

Созревает урожай.

А четвертая - идет осень

Каравай она приносит.

Сказкотерапия с детьми

Сегодня я вам прочитаю сказку об этих четырех временах года. Называется она «Сказка о четырех дочерях года».

Итак, садитесь все уютно,

Руки - ноги держите свободно.

И слушайте, внимательно,

Сказку замечательную.

Чтение «Сказки о четырех дочерях года»

Скачать сказку .

Беседа психолога по содержанию сказки

Психолог: Дети, кто из сестер вам больше всего понравился? Почему?

Есть кто-то в ​​сказке, кто вам не нравится? Почему?

Какие самые лучшие подарки дарят нам Зима, Весна, Лето, Осень?

Как вы думаете, почему людям было плохо без дочерей Года?

(Открывается ширма и появляются четыре куклы, одетые в наряды, соответствующее временам года - зиме, весне, лету, осени).

Психолог: Дети, вы узнали, кто пришел к нам? Да, это дочери Года - Зима, Весна, Лето и Осень. А сейчас внимательно послушайте загадки и угадайте, о каком времени года в них рассказывается:

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? Зима

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня... Весна

Зеленеют луга,

В небе - радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться... Лето

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? Осень

(Дети отгадывают загадки, выбирают куклу, наряд которой подходит к данной поре года, рассматривают ее и закрепляют признаки этого времени года).

Рисование с детьми на тему «Времена года»

Психолог: А теперь, дети, садитесь за столы и попробуйте нарисовать зиму, весну, лето и осень. Нарисуйте то время года, которое вам больше всего нравится, изобразите то, что вам больше всего запомнилось и мы из ваших рисунков оформим календарик в виде книжечки.

(Дети рисуют. Рассказывают о своих рисунках)

Психолог: Дети, мы уже с вами знаем, как меняется природа в разные времена года. Так давайте поиграем в игру «Деревья». Станьте в круг, поднимите руки и представьте, что мы - деревья.

Психогимнастика «Деревья»

(Психолог включает музыку и говорит)

Вот стоит лес. В лесу все деревья молодые, красивые. Здесь есть разные деревья: березки, дубки, тополя. В лесу зима. Идет снег, дует ветер. Деревьям холодно. (Дети показывают, как колеблются от ветра дерева, как им холодно, грустно) Но вот ветер стихает. Перестал идти снег. Выглянуло солнышко. Это пришла весна. (Дети расправляют «ручки-веточки», показывают, как набухают почки (кистями рук) и радуются солнышку). Солнышко греет все теплее. Вот уже распустились почки и весь лес зазеленел. Все деревья радуются, что пришло лето. (Дети показывают). Но вот на небе появилась облачко, подул сильный ветер, упали первые капельки дождя. Дождик пошел все больше и больше. Деревья радуются дождю. Но постепенно дождь стал холодным... Подул холодный ветер. Это пришла осень. Деревья становятся грустными, облетают с них листочки. Деревья засыпают.

(Все это дети показывают так, как они представляют или повторяя за психологом. Приседают, закрывают лицо руками. Психолог хвалит детей за то, что они вели себя, как настоящие деревья).

Итог занятия

Психолог: Вот и закончилась наша встреча со сказкой. А теперь еще раз внимательно рассмотрим рисунки и оформим из них книжечку - календарик.

МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Конспект занятия психолога по теме «Осень»

(для обучающихся классов «Особый ребенок»)

педагог-психолог

Боброва Елена

Александровна

г.Оса

Осень

Признаки осени. Осенние явления, деревья осенью.

Цель:

Формирование представлений об изменениях, которые происходят в природе осенью. Содействие развитию психических процессов.

Задачи:

    Развивать мышление, внимание, наблюдательность.

    Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Осень».

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Формировать навыки взаимопонимания, содружества, доброжелательности, сплочённости группы.

Оборудование : 3 осенние картинки (сентябрь, октябрь, ноябрь); д/и «С какого дерева листок», лужи (из цветной бумаги); рабочий лист, цветные карандаши по количеству детей.

Ход НОД:

    Организационный момент

По очереди пальчиками правой руки нужно поздороваться с пальцами левой руки:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, вольный ветерок!

Мы живём в одном краю,

Я приветствую всех Вас!

    Введению в тему

Дети, давайте отгадаем загадку:

Птицы к югу полетели,

В парках листья пожелтели

Дождь холодный стучит в окно…

Какое время к нам пришло? (осень)

    Объявление темы

Молодцы ребята! Наверное, вы догадались, что сегодня мы с вами будем разговаривать об осени.

    Обобщающая беседа Осенний период

Обзорная беседа «Осень».
Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь.

Раннюю осень называют «золотой».

Как вы думаете, почему? Золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки.

Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.
В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы.

Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние - более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу.

Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.

    Игра «Назови лишнюю картинку, лишний признак»

Зеленеет травка, улетели птицы, низкие тучи, голые деревья;

Холодные дожди, листопад, бегут ручейки, снег с дождём;

Одна картинка с изображением лета и три картинки с осенним изображением.

    Коммуникативная игра

«Сапожки»

Дети встают друг за другом, держатся за талию своего впереди стоящего товарища. Ведущий дает команду, по которой дети идут по дорожке. Главной задачей играющих – сохранить единую цепь (не разорвать, не наступить в «осенние лужи», которые находятся рядом с тропинкой (вырезанные из бумаги) .

Нарядили мы ножки в новые, красивые сапожки,

Вы шагайте, сапожки, прямо по дорожке,

Вы топайте, шагайте, по лужам не шлёпайте,

В грязь не наступите, сапожки не порвите.

    Д/игра «С какого дерева листок?»

    Пальчиковая гимнастика

«Осенние листья »

Ветер по лесу летает,

Ветер листики считает (разжимание и сжимание пальцев)

Вот кленовый

Вот дубовый, (поочередное загибание пальцев на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

    Задание на рабочем листе .

Дорисуй и раскрась: дубовый лист – зеленым цветом, кленовый – желтым, рябиновый – красным, осиновый – оранжевым.

    Итог занятия . Дети вспоминают о чем сегодня говорили, какое задание понравилось больше всего.

    Прощание: Дети берут друг друга за руки и говорят: «Мы молодцы! »