Конспект НОД "Что такое лес?". Экология ДОУ. Экологическая викторина, средняя группа, «Лес – многоэтажный дом, жильцов чудесных много в нем

Тема занятия: Загадки родного леса

Программное содержание : Продолжать знакомить дошкольников с представителями живой природы: насекомыми, дикими животными, растительностью. Ввести понятие лекарственные растения: мать-и-мачеха, цветы липы, лист подорожника и т.д. Формировать нравственные качества и уважительное отношение к растительности и животному миру природы. Воспитывать доброе отношение к представителям живой природы.

Материал: макет или магнитная доска с изображением лесной полянки: заяц на пеньке, ручеек, лукошко с травами и т.д.; телеграмма. Сюжетные карточки для дидактической игры «Помоги зеленым друзьям!». Фотоальбомы на каждого ребенка.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес.

Проводится дидактическая игра «На чем поедем в лес?»

Воспитатель задает вопрос, а дети должны назвать вид транспорта и дать пояснение.

В лес можно поехать на автобусе. На автобусе можно быстро доехать до леса.

В лес можно поехать на поезде. Поезд едет быстрее автобуса. И т.д.

Вместе с воспитателем дети выбирают вид транспорта - автобус. Воспитатель предлагает взять в кассе билеты - геометрические фигуры и занять в автобусе соответствующие места.

По дороге дети отгадывают загадки:

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит, дождик где-то близко. (Ласточка)

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его... (скворец)

Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком. (Пчела)

Сорвать цветок я захотела,

А он... вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Вот мы и приехали в лес. Посмотрите, какая красивая лесная полянка. Давайте внимательно осмотримся. Наверно, здесь очень много интересного и загадочного.

Что мы здесь видим? (заяц забрался на пенек, а возле пенька большой ручеек)

Как вы думаете, почему заяц забрался на пенек? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что заяц спасается от воды)

Откуда взялось столько много воды в лесу? (пришла весна, снег растаял)

Как можно помочь зайцу? (дети вместе с воспитателем обсуждают разные варианты: построить мостик; перебросить через ручеек сломанное дерево; перепрыгнуть через ручеек, взять зайца и вместе с ним вернуться назад и т.д.)

Заяц благодарит детей и сообщает, что он очень торопился. Потому что у него для детей телеграмма. Воспитатель читает содержание телеграммы:

«Мы - первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам!

Ваши зеленые друзья: ...»

Как вы думаете, кто же это такие зеленые друзья? (ответы детей обсуждаются)

Давайте узнаем это из телеграммы:

Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень»

Как вы понимаете слова: «Мы даже боимся распускаться первыми в лесу!»? (ответы детей обсуждаются)

Почему наши зеленые друзья так сильно обеспокоены? Чего они боятся? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что и цветы, и деревья надо жалеть. Не надо понапрасну рвать их!)

Как мы сможем помочь нашим зеленым друзьям? (ответы детей обсуждаются)

Проводится дидактическая игра «Помоги зеленым друзьям!»

Воспитатель раздает сюжетные карточки. Дети должны подобрать только те, которые соответствуют ситуации.

Дети водят хороводы вокруг Черемухи и Лесной сирени.

Дети рисуют букеты сирени и черемухи возле цветущих деревьев.

Дети поливают и ухаживают за деревьями.

Дети фотографируются возле цветов и цветущих деревьев.

Дети поют и играют около Ивушки. И т.д.

Воспитатель предлагает детям из этих карточек собрать альбом и оправить зеленым друзьям в лес. Чтобы лесные зеленые друзья не боялись детей. Дети всегда будут беречь и цветы, и деревья.

Проводится дидактическая игра «Собери альбом».

Воспитатель раздает детям маленькие альбомы для фотографий, и они вкладывают в файлы сюжетные карточки. Придумывают своему альбому название.

Мой альбом называется «Мои любимые зеленые друзья!»

Мой альбом называется «Не бойтесь нас!» и т.д.

Воспитатель обращает внимание на красивое лукошко возле дерева.

Ребята, кто-то потерял лукошко. Давайте посмотрим, что в нем?

Дети рассматривают содержимое лукошка и называют: мята, лист подорожника, цветы мать-и-мачехи, цветки липы.

Можно ли рвать эти растения или нет? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что это лекарственные растения)

Зачем собирают листья подорожника? (свежие листья этого растения снимают боль при ожогах, укусах комаров и при ссадинах)

Зачем собирают листья мяты? (мяту можно заваривать вместо чая)

Зачем собирают цветки мать-и-мачехи? (отвар этих цветков помогает снять кашель)

Зачем собирают цветок липы? (отвар цветков липы помогает снять жар и лечит простуду)

Кто мог потерять это лукошко? (ответы детей обсуждаются)

Среди деревьев дети находят доктора Айболита. Вот кто потерял это лукошко!

Как вы думаете, зачем доктор Айболит собирал лекарственные растения? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что доктор Айболит собирал лекарственные растения для лесной аптеки)

Воспитатель сообщает детям, что им пора возвращаться в детский сад. Дети занимают свои места и отправляются домой.

Цели: создать у детей представление об экосистеме (лес ), рассказать о грибах, ягодах, растущих в лесах, мерах предосторожности, которые следует соблюдать при сборе грибов и ягод . Научить отличать дикорастущие ягоды от садовых, сравнивать и описывать грибы, выполнять правила поведения в лесу , воспитывать бережное отношение к природе.

Обогащение словаря: дуб, сосна, подосиновик, опята, мухомор, земляника, черника, малина, клубника, маринованные, грибница.

Оборудование: картинки грибов и ягод , фланелеграф, указка, рисунки на тему «Поведение в лесу».

Ход занятия

Дети сидят в группе, входит старичок-лесовичок и говорит: «Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я - Лесовичок. Пришел к вам из лесу и хочу услышать, что вы знаете о лесе. Что такое лес? Что там растет? Какие животные там обитают?»

Лесовичок слушает, хвалит детей: «Молодцы, ребята, вы много знаете. Сережа, а в каком лесу был ты? Никита, а каких зверей ты еще видел?

Вы перечислили самых разных обитателей леса. А кто самые главные обитатели леса? Отгадайте-ка загадку:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево.)

Отгадали? Правильно, деревья высокие, они служат пищей, укрытием, домом. Деревья бывают разной высоты».

Лесовичок выставляет картинки деревьев, просит назвать их, спрашивает: А что растет в лесу под деревьями? (Мох, ягоды, грибы .)

Вот о грибах я вам и расскажу. Они растут с лета до ранней осени. Для роста им необходимы тепло и влага. Посмотрите, какие есть грибы. Сейчас я загадаю про них загадки, а вы слушайте внимательно, чтоб их отгадать:

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали заметных, собирай,
Не мешкай, - это... (сыроежка).

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я... (подосиновик).

Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (опята).

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый... (мухомор).

Какие еще ядовитые грибы вы знаете? Можно использовать в пищу ядовитые грибы ? (Нет!)

Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат кормом, а иногда и лекарством для лесных обитателей - зайцев, лосей и украшают лес.

Вы запомнили, что ядовитые грибы нельзя употреблять в пищу? А вот подосиновики, белые, сыроежки и многие другие грибы кушать можно. А вы любите есть грибы ? В каком виде? (Соленые, маринованные, жареные, грибной суп, пироги с грибами.)

А кто знает, как вести себя в лесу при сборе грибов, чтобы эти вкусные дети леса радовали не только вас, но и других людей через несколько лет? А как долго живет гриб ? Не знаете? Тогда слушайте.

Гриб живет 3-4 дня, а грибница долго - иногда больше 10 лет. А что такое грибница? (Показывает иллюстрацию.) Грибница - это корни, как у дерева есть корни, так и у гриба. Грибы нельзя выдергивать с корнем из земли. Нужно срезать их ножом, осторожно выкручивать, не наносить вред грибнице.

Машины, автобусы - враги грибов . Они выбрасывают в воздух выхлопные газы и могут загрязнить грибы .

Как это происходит? Давайте проведем опыт. Возьмем губку и соберем грязную воду из блюдца. Вот так и грибы всасывают загазованный, грязный воздух. И даже съедобные грибы, растущие у дороги, могут быть опасными. Как думаете, можно употреблять в пищу такие грибы?

Лес богат не только грибами, но и ягодами. Ну-ка, посмотрите на эти картинки и отгадайте загадки:

На поляне у дорожки
Красные горошины,
Кто мимо ни пройдет,
Всяк в рот к себе кладет... (земляника).

Черненькая, маленькая, сладенькая,
Ребятам миленькая... (черника).

Какие лесные ягоды вы еще знаете? (Ответы ребят.) Запомните: собирая лесные ягоды , не рвите ветки и кусты, не топчите траву! Почему этого нельзя делать? (Кусты погибнут, и на их месте не будет больше ягод.) Правильно.

А теперь давайте закроем глазки и представим, что мы оказались на лесной поляне, где много ягод . Беда в том, что одни - съедобные, другие - нет. Вот две корзины, в одну надо сложить съедобные ягоды, а в другую - несъедобные.

Карточки с изображением ягод разбросаны по ковру. Дети собирают их. Когда все карточки собраны, Лесовичок продолжает свой разговор с детьми:

Ребята, давайте проверим, а правильно мы собрали ягоды ? Оказывается, что все ягоды собраны правильно: съедобные и несъедобные по отдельности.

Занятие продолжается в групповой комнате. Лесовичок продолжает допытываться:

Как вы думаете, ребята, зачем ходят в лес, кроме того, чтобы собирать ягоды и грибы?.. Я запомнил одно стихотворение, послушайте его:

Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегать, прыгать и играть, Только, чур, не забывать, Что в лесу нельзя шуметь. Даже очень громко петь. Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломать - Никогда не забывать. Мусор с травки убирать! Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять!

Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают, Здесь не нужно их ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось. Их покой побереги - Ведь они нам не враги.

Помните, ребята, что я вам сегодня рассказал. А теперь мне пора в лес , там меня ждут мои зверушки.
До свидания!

Тема: "Весна идёт"
Цели:
Закрепление знаний о характерных признаках весны. Знакомство с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками). Формирование умения устанавливать простейшие причинно – следственные связи; развитие логического мышления и внимания, развитие разговорной речи; побуждение детей к желанию общаться. Воспитание отзывчивости, любви и уважения к родной природе.
Материал:
игрушка - Лесовичок; конверт с письмом, клубок, фонограмма "Пение птиц", картинки: деревьев (дуб, клён, берёза, рябина, ива, липа), птицы - грач, скворец; диких, домашних животных, экологические знаки
Интеграция образовательных областей:
«Познание» Формирование целостной картины мира, «Познание» ФЭМП, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Социализация».
Ход ООД:Воспитатель:
Ребята, я сейчас увидела, что к окну прилетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?
Дети:
Конверт, письмо или открытка.
Воспитатель:
И правда письмо.
Читает.
Собирайтесь скорей
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль тропинка зовёт.
Дети, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за ягодами, а лесными чудесами.
Дети:
Хотим.
Воспитатель:
Тогда отправимся вот по этой тропинке.
В лес по сказочной тропинке
Попадём мы прямиком,
Но пройти её придётся
Нам, ребятушки, с клубком!
Воспитатель сматывает клубок руками и проходит с детьми по «тропинке».
Воспитатель:
Вот мы с вами и в лесу.

Здравствуй, лес!
Дремучий лес!
Полон сказок и чудес!
Посмотрите, кто нас встречает?
Дети:
Лесовичок.

Лесовичок:
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы оказались в лесу. Вот и пришла к нам весна, нужно радоваться её приходу, а у меня беда, наш лес заколдовала злая колдунья. Я обращаюсь к вам, чтобы вы мне помогли. И, если вы сможете исправить всё, что натворила колдунья, то лес станет прежним. Спешите.
Воспитатель:
Здравствуй, Лесовичок, ты не расстраивайся, мы тебе поможем. Правда, дети?
Дети:
Обязательно поможем.
Воспитатель:
Что нужно сделать, Лесовичок, как помочь лесу?
Лесовичок:
Слушайте первое задание.
Вы должны ответить на вопрос, какое время года изображено на этих картинках?
Дети рассматривают картинки.
Воспитатель:
Дети, что нарисовано на картинках?

Дети:
Лежит ещё снег, но появились подснежники. Разведчики весны.
Бегут ручейки и дети пускают кораблики.
Прилетели птицы. Они вьют гнёзда.
Ярко светит солнце, снег тает. Видны проталины.
Дети пускают кораблики, воздушных змей, прибивают скворечники.
В огороде высаживают рассаду.
Воспитатель:
Какое время года изображено на картинках?
Дети:
Время года: весна!
Лесовичок:
Молодцы, дети! Правильно! Весна!
Второе задание.
Какая птица открывает весну? Только она встречается не в лесу, а в поле?
Дети:
Грач

Лесовичок:
Слушайте внимательно загадку, постарайтесь отгадать и проверить своё решение.
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовётся птица…
Дети:
Грач.
Лесовичок:
Какие умненькие ребятки! А как называется домик для скворца?
Дети:
Скворечник.
Лесовичок:
Правильно. Кто строит скворечник – люди или птицы?
Дети:
Скворечники строят люди.
Лесовичок:
Давайте постройте уютные домики для скворцов.
Дети выкладывают скворечники из счётных палочек

Лесовичок:
Спасибо,вам, дети!
Третье задание.
Злая колдунья перепутала домашних и диких животных. Вы должны отобрать картинки домашних и диких животных и ответить на вопрос:
Кто где живёт? У вас есть подсказка: на одной полянке (столе)– игрушка корова, на другой – ёжик.
Дети отбирают картинки. На стол, где стоит ёжик, кладут диких животных, на стол, где стоит корова – домашних.

Воспитатель:
Дети, давайте проверим, нет ли ошибки?
Все правильно выполнили задание?
Лесовичок:
Замечательные дети, молодцы, теперь игра с мячом «Кто, где живёт?»
Дети встают в круг. Воспитатель задаёт вопрос, ребёнок отвечает.
Воспитатель:
Где живёт лиса?
Ребёнок:
В норе.
Воспитатель:
Медведь?
Ребёнок:
В берлоге.
Воспитатель:
Белка?
Ребёнок:
В дупле.
Воспитатель:
Волк?
Ребёнок:
В логове.
Воспитатель:
Свинья?
Ребёнок:
В свинарнике.
Воспитатель:
Лошадь?
Ребёнок:
В конюшне.
Воспитатель:
Корова?
Ребёнок:
В коровнике.
Лесовичок:
Спасибо, вам, большое за ваши правильные ответы.
Воспитатель:
А сейчас физкультурная минутка:
На снегу косые тени.
(Поскоком дети двигаются по кругу. Руки на поясе.)Разгулялся день весенний.
(Идут широкими шагами)
Тени длинными шагами
(Идут с высоко поднимают колено)
По сугробам ходят с нами.
Вдруг глубокие следы
Стали полными воды.
Солнце топит снег и лёд,
(Останавливаются. Поднимают руки вверх. Тянуться.)А сосулька слёзы льёт.
(Выполняют прыжки на носочках. Руки на поясе.)Стужа кончилась. Ура!
(Поскоками двигаются по кругу.)
Нам весну встречать пора.
Лесовичок:
Четвёртое задание:
Посмотрите на эти знаки и расскажите, как нужно себя вести в лесу.
Воспитатель:
Дети, это экологические знаки. Расскажите, что на них нарисовано?

Дети:
Нельзя ловить бабочек.
Нельзя пилить деревья.
Нельзя ловить ёжиков.
Нельзя разорять муравейники.
Нельзя оставлять после себя мусор.
Дети, давайте послушаем Дашу.
Даша:
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Мусор с травки убирай.
Воспитатель:
Молодец, Даша! Ну, что, Лесовичок, справились мы с заданием?
Лесовичок:
Вы, молодцы, дети!
И последнее задание.
Дети должны помочь деревьям, назвать их и найти листочки к дереву.
Дети выполняют задание.

Воспитатель:
Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло. Запели песни птицы (включается фонограмма пения птиц). И лес ожил!
Лесовичок:
Спасибо, вам, дети! Я приглашаю вас ко мне в гости летом.
Воспитатель:
Скажем Лесовичку и лесу до свидания. А нам пора в детский сад. Возвращаемся обратно по нашей ниточке.

Воспитатель:
Где мы с вами сегодня были?
Дети:
В лесу.
Воспитатель:
Что делали в лесу?
Дети:
Помогали Лесовичку расколдовать лес.
Когда мы задания все выполнили, что вы услышали?
Дети:
Пение птиц. Лес ожил, всё проснулось, солнышко засияло.
Литература:
Николаева С.Н.
Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010
Чернякова В.Н.
Экологическая работа в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2008
Анжелика Никитина
Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с детьми 5 – 6лет – СПб.: КАРО, 2011

«Лес в жизни человека»

Цель : уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.

2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

Развивающие задачи:

1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).

2. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному.

3.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.

2.Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.

Словарная работа: березовая роща, березняк, хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес, дубовая роща, дубрава, дубравушка, лиственный лес, смешанный лес.

Предварительная работа: беседа о лесе, о его пользе, рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», «Вот так птички – птички невелички», «Насекомые», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов», заучивание стихов, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; рисование на тему «лес».

Ход занятия:

Воспитатель: Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?

От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
И загадку отгадать.

Сейчас я вам ее зачитаю:

Загадка

Я люблю гулять по лесу

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,
Зверей понятен мне язык.
Зовусь я дедом Спиридоном.
Я не волшебник, я - …
Дети: Лесник.

Воспитатель : Молодцы, ребята, загадку правильно отгадали. Письмо пришло от Лесничего - от дедушки Спиридона. Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес. Я знаю от лесных обитателей, что вы их большие друзья. И Лес будет рад видеть вас у себя в гостях. До встречи. Дед Спиридон».

Воспитатель: Ну что, принимаем приглашение дедушки Спиридона? Отправляемся на прогулку в лес.

И вот мы с вами в лесу. Лес – это целый мир! Это дом для зверей, птиц, насекомых, растений.

— Без чего не возможно представит лес? (без деревьев)

— а какие деревья вы знаете мы сейчас проверим

1. от дровец ее в печи уголечки горячи

Из дощечек ладят бочки

Для больных готовят почки

А когда растет она-

Белоствольна и стройна.(береза)

— а если лист с березы, то он какой? …(березовый)

— если в лесу растут одни березы? …..(березовая роща, березняк)

— что весной собирают с деревьев березы?… (березовый сок)

— он очень полезен, в нем много витаминов, он уталяет жажду в жару.

2. Кузовочки, лапоточки

Что за дерево дает?

И в июле пахнет медом,

Ароматом пчел зовет..(липа)

— какие листья …..(липовые)

А какие дары нам приносит липа?…….(мед липовый, цветки липы заваривают и пьют настой липовый от простуды)

3. дружно к деревцу спешат

Птицы и зверята-

Витаминами зимой

Ягода богата….(рябина)

— какие листья?…..(рябиновые)

4. у дерева этого листья немножко

Похожи на пальцы раскрытой ладошки

Какое же дерево шлет нам поклон?

Не дуб, не береза, а дерево…(клен)

— какие же листья у клена?…(кленовые)

5. если на небе появятся тучи

Прячутся птицы под кроной могучей

Здесь кабаны у него под корнями

Громко похрустывают желудями,

Мебель из дерева сноса не знает,

Вредных микробов кора убивает.

Дерево это живет сотни лет

Кто его знает? Подскажет ответ?..(дуб)

— какой лист у дуба?… дубовый

— как называется лес, где растут одни дубы?…(дубрава)

— назовите дары дуба? Кому они нужны?

— а как называются деревья о которых мы говорили?… лиственные

Какие еще лиственные деревья вы знаете?…(осина, тополь, кедр, ольха..)

— если в лесу растут одни лиственные деревья, как он называется?… (лиственный)

6. это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол, сверху крона, как шатер…(сосна)

— если в лесу растут одни сосны?…. (сосновый бор)

Сосна- это высокое дерево, поэтому нижних веток у нее нет. Она очищает воздух от микробов.. смола очень полезна.

7. что же это за девица?

Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет

А в иголках круглый год…(елка)

Елка солнца не любит. Она очищает воздух. Из ее древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

— если в лесу растут одни ели?……….(ельник)

— что же у ели и сосны

Вместо листьев?………хвоя

8. есть у родственницы елки неколючие иголки

Но в отличие от елки – опадают все иголки…(лиственница)

Если в лесу растут одни сосны, ели, лиственница, как называют такой лес?………..(хвойный)

— что же приготавливают из этих деревьев?………

Таблетки, настои.

— Ребята, а мы с вами оказались в лесу, где разные деревья, хвойные, лиственные, как лес называется?….(смешанный)

Одним из даров природы, которое человек научился использовать это дерево.

— как мы его используем?…

— Мы ходим по деревянному полу, закрываем и открываем двери из дерева, окна, сидим на деревянных стульях, за деревянными столами. Храним одежду в деревянных шкафах, игрушки и книги на деревянных полках. Но прежде чем все это сделать, кто же валит лес? …- лесорубы.

— правильно, они валят деревья, обрубают ветки, вывозят из леса на больших машинах на деревообрабатывающий завод. Где их распиливают на доски, а потом строят дома, заборы, мебель.

— Ребята, вот есть такая пословица: « Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться?…(грибами, ягодами, орехами)

— какие лесные ягоды вы знаете?….(земляника, черника, брусника, малина, костяника)

— Какие грибы можно найти в лесу?…(белый, подосиновик, подберезовик, сыроежку, опенок…..)

— грибы можно собирать только со взрослыми, не следует брать в руки, тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

— послушайте загадку: «Возле леса на опушке,

Украшая темный бор

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый…….мухомор

— можно ли уничтожать мухоморы?

— правильно, нельзя, мухоморы- лекарство для лосей.

Игра « 4-й лишний»

Воспитатель: рассмотрите картинки, назовите, что лишнее?

Малина, черника, земляника, крыжовник

Подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор

— а из чего можно приготовить вкусный лесной чай?..(душица, зверобой, иван-чай, земляника..)

— все эти растения какие?… лекарственные

— почему их так называют?…..

— потому что они применяются при лечении разных заболеваний.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

— Ребята, лесовик Спиридон, в своем письме написал нам рассказ, давайте послушаем..Лесовик: Гулял как-то я по лесу и сочинил рассказ.
«Однажды я пошел в лес и вижу: листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сиди на дупле. Дятел стучит к дереву. Гусеница ползет под веточкой. Заяц убегает к лисе. Цветы растут над деревом.»

— Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?…..

(давайте вспомним правила поведения в лесу)…….

“ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ”.

1. Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.

3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

5. В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

6. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

7. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.
8. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

д/и « можно- нельзя»

дети анализируют варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зеленая – верно, красная- нет0

можно(нельзя) : ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, разорять муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять после себя мусор,

— О лесе существует много пословиц, давайте мы их с вами повторим

ПОСЛОВИЦЫ О ЛЕСЕ.

1. Кто лес губит, тот свой народ не любит.

2. Кто умеет добрым быть, тот сможет лес беречь и любить.

3. Птиц, зверей в лесу оберегайте и всегда им помогайте.

4. Рощи да леса – всему свету краса.

5. По лесу ходи – под ноги гляди.

6. Лес и вода – брат и сестра.

7. Растения – Земли украшения.

8. Лес не школа, а всех учит.

9. Много леса – не губи; мало леса – береги; нет леса – посади.

10. Лес – богатство и краса, береги свои леса.

11. И лес шумит дружней, когда деревьев много.

12. Враг природы тот, кто лес не бережет.

13. Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.

Молодцы ребята, очень много пословиц о лесе знаете.

Ну вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Мы много с вами узнали о пользе леса: дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы наслаждаемся природой. Лес – это наше богатство! Берегите лес!

В настоящее время существуют проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном непосредственным контактом с природой, экологические законы усваивались людьми в их обычной жизни. А сейчас основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось и их поведение: стали брать от природы всё, что им кажется необходимым, ничего не давая ей в замен. Поэтому перед нами, взрослыми, стоит задача – усилить внимание к природе, она должна быть для человека родной, знакомой, полезной и в первую очередь для подрастающего поколения.
Дошкольное детство – начальный знак формирования личности ребёнка. В этот период закладывается позитивное отношение к всему, что его окружает, а накопленный в этот период опыт эмоционального-позитивного отношения к окружающему человек пронесёт через всю жизнь.

Программное содержание:

Расширять и закреплять знания детей о представлениях животного мира;
сформировать представление о потребностях животных в условиях среды (пище, месте обитания, защите от врагов), самостоятельно применять знания;
развивать интерес к природе, воспитывать добрые чувства.

Оборудование: конверт с письмо «от сороки», картины с изображением деревьев, дидактический игры «Накорми животное», «Узнай по описанию», «Чьи это детёныши?», картина с изображением жилищ зверей, картинки на тему «Защита животных», цветная бумага, трафареты фигурок диких животных, простые карандаши, подставки, кисточки, тарелочки, клей, салфетки, плитки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Сообщаю:

– У нас сегодня гости, они очень хотят узнать, как же вас зовут? Давайте положим своё имя на ладошку передадим его гостям. Но имя положим ласковое – ласковое.
(Дети передают своё имя дуновением из ладошки)
– Ой, что это такое? Я только что увидела, как какая-то птиц пролетела мимо нашего окна. Какая же это птица и откуда она прилетела? (Догадки детей)
– Ребята, она большая, чёрная с белой грудкой, длинным хвостом и звонко трещала. Так какая же это птица? (Ответы детей)
– Что же это она хотела нам сообщить? (Догадки детей)
– Ребята, она летела с левой стороны от окна, давайте пойдём и посмотрим, быть может, мы найдём отгадку.
(Обнаруживаем конверт между рамками окна)
– Что же в нём?

«Спешите скорее,
В лесу – беда!
Подмокла шуба меховая…»

– Вот это да! Так неразборчиво написано, кто носит меховую шубу? (Ответы детей)
– У кого она могла подмокнуть и почему? (Ответы детей)
– А как можно помочь медведю?
– А медведь опасен? Чем?
– Ну, если не боитесь, в путь! Но где же лес?
(Дети обращают внимание на деревья)
– Так кому мы здесь должны были помочь?
– Где же мишка? Куда он делся? Мокрый ушёл? (Дети высказывают свои предположения)
– А почему он зимой спит, а не гуляет по лесу?
– А кто ещё из лесных жителей зимует, как медведь?
– А белки тоже спят?
– А почему нет? (После каждого вопроса дети делают свои ответы)
– Ой, ребята, кто-то промелькнул между деревьями. Кто же это мог быть? (Ответы детей)
– Вы знаете, он был похож на собаку, лохматый, серый и, мне показалось, очень злой!
– А как его ещё называют?
– Почему «Санитаром леса»?
– Предлагаю ребята взять по одной карточке и подумать, что можно, (нужно) сделать.
(Дети объединяются в пары: взрослые – животные – детёныши).
– Вот и получились звериные семейки.
– Вы кто? А вы?
(Дети называют название взрослого животного и детёныша)
– А чья вы семейка? А вы чьи?
– Вот мне кто-то сейчас подсказал, что вы все – домашние животные.
– Нет? А почему нет? (Ответы детей)
– А как вас нужно называть правильно?
– А как можно еще назвать? Одним словом? (Ответы детей)
– Вы дружите в своих семейках?
– Вот как дружной семейкой (парами) выберите лакомство и разложите их на отдельные столы, так, чтоб за одним столом оказалось «хищники», за другим – «всеядные», а за третьим – «растительноядные».
– Решите, кто же из вас один будет рассказывать о том, чем вы любите лакомиться. Когда будете готовы, покажите это.

После того, как семейки готовы отвечать, устанавливаем последовательность, кто же будет первый, второй, третий? (чья семейка)
Спрашиваю ту семейку, которая первая была готова к ответу:

– Вы нас приглашаете к себе в гости? (И так последовательно ходим в гост друг к другу)
– А ещё кроме зверей кто-нибудь живёт в лесу?
– Хотите, я загадаю вам про птиц загадки, задам «хитрые» вопросы?
(Загадаю вопросы поочерёдно каждой семейке)
– Кто кукует у кукушки?
– Кого называют доктором леса?
– Что птицам страшнее: голод или холод?
– Какая птица не высиживает своих птенцов?
– Какая птица первая прилетает к нам весной?
– Почему под ранеткой, рябиной можно увидеть на снегу ягоды?

(По ходу ответов дети дают разъяснение, дополнение, отвечая на вопросы: «Почему?», «Что происходит?»).

– Сегодня утром дети из соседней группы передали мне вот такие картинки и просили помочь разобраться в них.
– Поможете? Тогда договорились и выберете одного посыльного от каждой семейки, я расскажу обо всём им, а они донесут задание до вас.

(Предлагаю рассказать о защите того или иного животного, изображённого на сюжетной картинке, даю указание посыльному – донеси все, что я сказала своей семейке)

– Когда будете готовы, дайте мне знать!

Выбранный своей семейкой ребёнок помещает картинку на подставку и рассказывает о том, как защищает животных от врагов. При необходимости обращаться за помощью или дополнение к членам своей семейки или же к «соседям».

– А можно вам задать вопрос?
– А если белочке грозит беда?
– Хотите поиграть?

(Дидактическая игра «Животное к животному»)

– Ребята, знакомый художник побывал в лесу зимой, нарисовал картину, но я что-то не могу разобраться, что же здесь нарисовано?

(Дети рассматривают и находят жилища зверей: берлогу, нору, дупло, кустик, корягу)

По ходу задаю вопросы:

– А что такое берлога?
– А ёж тоже себе берлогу делает?
– Ребята, а почему же их домки (жилища) пустые? Вы хотели бы их заселить?

Предлагаю подойти к столу и взять всё необходимое для работы и пройти на любое место выполнить задание.
После «расселения» зверей в «домики» обращаю внимание детей на то, что не вижу волка; предполагаем, что художник забыл нарисовать ему жилище. Спрашиваю детей:

– А как называется жилище волка?
– А какое он, логово?

(Дети любуются картинкой)

Читаю стихотворный текст:

«Рады все зверята: белки, медвежата.
Им ребята помогли свои домики найти.
Животные живут везде:
В лесу, в пустыне,
В стайке, на дворе…
Одни хитры, другие –
Быстроноги,
Один к нам с помощью спешит,
Другие спят в берлоге…
Но все они для нас – друзья,
О них нам забывать нельзя!»