Матильда Кшесинская - биография, фото, Николай II, личная жизнь великой балерины. Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото)


Матильда Кшесинская

Прима-балерина Императорского театра Матильда Кшесинская была не только одной из ярчайших звезд русского балета, но и одной из самых скандальных и неоднозначных фигур в истории ХХ в. Она была любовницей императора Николая II и двух великих князей, а впоследствии стала женой Андрея Владимировича Романова. Таких женщин называют роковыми – она использовала мужчин для достижения своих целей, плела интриги, злоупотребляла личными связями в карьерных целях. Ее называют куртизанкой и обольстительницей, хотя никто не оспаривает ее таланта и мастерства.


Родители Матильды Юлия и Феликс Кшесинские

Мария-Матильда Кржезинска родилась в 1872 г. в Петербурге в семье балетных танцовщиков, которые происходили из рода разорившихся польских графов Красинских. С самого детства девочка, выросшая в артистической среде, мечтала о балете.


Знаменитая прима-балерина


Николай II и Матильда Кшесинская

В 8 лет ее отдали в Императорское театральное училище, которое она окончила с отличием. На ее выпускном спектакле 23 марта 1890 г. присутствовала императорская семья. Именно тогда ее впервые увидел будущий император Николай II. Позже балерина в своих мемуарах призналась: «Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу».


Матильда Кшесинская


После окончания училища Матильда Кшесинская была зачислена в труппу Мариинского театра и в первый же свой сезон приняла участие в 22 балетах и 21 опере. На золотом браслете с бриллиантами и сапфирами – подарке цесаревича – она выгравировала две даты, 1890 и 1892 гг. Это был год их знакомства и год начала отношений. Однако их роман продлился недолго – в 1894 г. было объявлено о помолвке наследника престола с принцессой Гессенской, после чего он расстался с Матильдой.


Знаменитая прима-балерина


Матильда Кшесинская в балете *Дочь фараона*, 1900

Кшесинская стала прима-балериной, и весь репертуар подбирали специально под нее. Директор императорских театров Владимир Теляковский, не отрицая незаурядных способностей танцовщицы, говорил: «Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской. Она считала балеты своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим».


Знаменитая прима-балерина


Звезда балета со скандальной репутацией


Фотопортреты Кшесинской по мотивам балета *Комарго*, 1902

Прима плела интриги и многим балеринам не давала выходить на сцену. Даже когда на гастроли приезжали зарубежные танцовщицы, она не разрешала им выступать в «своих» балетах. Она сама выбирала время для своих спектаклей, выступала только в разгар сезона, позволяла себе длительные перерывы, во время которых прекращала занятия и предавалась развлечениям. При этом Кшесинская первой из русских танцовщиц была признана звездой мировой величины. Она поразила зарубежную публику своим мастерством и 32 фуэте подряд.


Матильда Кшесинская


Великий князь Андрей Владимирович и его жена Матильда Кшесинская

Великий князь Сергей Михайлович опекал Кшесинскую и потакал всем ее капризам. Она выходила на сцену в безумно дорогих ювелирных украшениях от Фаберже. В 1900 г. на сцене Императорского театра Кшесинская отметила 10-летие творческой деятельности (хотя до нее балерины давали бенефисы только после 20 лет на сцене). На ужине после спектакля она познакомилась с великим князем Андреем Владимировичем, с которым у нее начался бурный роман. При этом балерина продолжала официально жить с Сергеем Михайловичем.


Звезда балета со скандальной репутацией


Знаменитая прима-балерина

В 1902 г. у Кшесинской родился сын. Отцовство приписывали Андрею Владимировичу. Теляковский не выбирал выражений: «Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата».


Слева – Матильда Кшесинская с Великим князем Андреем Владимировичем и сыном Владимиром, 1906. Справа – Матильда Кшесинская с сыном, 1916


Слева – М. Томсон. Портрет Матильды Кшесинской, 1991. Справа – Матильда Кшесинская, фото в цвете

После революции и гибели Сергея Михайловича Кшесинская с сыном бежала в Константинополь, а оттуда – во Францию. В 1921 г. она обвенчалась с великим князем Андреем Владимировичем, получив титул княгини Романовской-Красинской. В 1929 г. она открыла в Париже свою балетную студию, которая пользовалась успехом благодаря ее громкому имени.


Матильда Кшесинская в своей балетной школе


Матильда Кшесинская, 1954

Она умерла в 99 лет, пережив всех своих именитых покровителей. Споры о ее роли в истории балета длятся до сих пор. А из всей ее долгой жизни обычно упоминают лишь один эпизод: что связывало балерину Матильду Кшесинскую и Николая II


Матильда Феликсовна Кшесинская (19 августа 1872 г. - 6 декабря 1971 г.), русская балерина.
Фигура Матильды Кшесинской настолько плотно окутана коконом легенд, сплетен и слухов, что уже практически невозможно разглядеть настоящего, живого человека.. Полную непреодолимого очарования женщину. Страстную, увлекающуюся натуру. Первую русскую исполнительницу фуэте и балерину, которая могла сама распоряжаться своим репертуаром. Блестящую, виртуозную танцовщицу, вытеснившую с русской сцены иностранных гастролерш…
Матильда Кшесинская была миниатюрна, ростом всего 1 метр 53 сантиметров. Но, несмотря на рост имя Кшесинской на протяжении многих десятилетий не сходило со страниц светской хроники, где она была представлена в ряду героинь скандалов и «роковых женщин».
Кшесинская родилась в потомственной артистической среде, которая на протяжении нескольких поколений была связана с балетом. Отец Матильды был известным танцовщиком, являлся ведущим артистом императорских театров.


Отец и стал первым учителем своей младшей дочери. Уже с самого раннего возраста она обнаруживала способности и любовь к балету - что неудивительно в семье, где почти все танцуют. В восемь лет ее отдали в Императорское Театральное училище - ранее его закончила ее мать, а теперь там учились ее брат Иосиф и сестра Юлия.
Поначалу Маля занималась не особенно старательно - азы балетного искусства она давно изучила дома. Только в пятнадцать лет, когда она попала в класс к Христиану Петровичу Иогансону, Маля не только почувствовала вкус к учению, но стала заниматься с настоящей страстью. Кшесинская обнаружила незаурядный талант и огромный творческий потенциал. Весной 1890 года она закончила училище экстерном и была зачислена в труппу Мариинского театра. Уже в первый свой сезон Кшесинская станцевала в двадцати двух балетах и двадцати одной опере. Роли были небольшие, но ответственные, и позволяли Мале блеснуть своим талантом. Но одного таланта для получения такого количества партий было мало - сыграло свою роль одно немаловажное обстоятельство: в Матильду был влюблен наследник престола.
С Великим князем Николаем Александровичем - будущим императором Николаем II - Маля познакомилась на обеде после выпускного спектакля, состоявшегося 23 марта 1890 года. Практически сразу у них начался роман, протекавший при полном одобрении родителей Николая. По-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Записки, письма и... подарки, по-настоящему царские. Первым стал золотой браслет с крупными сапфирами и двумя бриллиантами, на котором Матильда выгравировала две даты - 1890 и 1892 - первая встреча и первый приезд к ней домой. Но... Их любовь была обречена и уже после 7 апреля 1894 года, когда было официально объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессенской, Николай больше ни разу не приезжал к Матильде. Однако, как известно, разрешил ей обращаться к нему в письмах на "ты" и обещал помогать ей во всем, если ей потребуется помощь.
20 октября 1894 года в Ливадии умер император Александр III - ему было всего 49 лет. На следующий день Алиса приняла православие и стала Великой княжной Александрой Федоровной. Через неделю после похорон императора Николай и Александра обвенчались в Зимнем дворце - для этого специально был прерван траур, наложенный при дворе на год.

Матильда очень переживала расставание с Николаем. Не желая, чтобы кто-нибудь видел ее страдания, она заперлась дома и почти не выходила. Но... как говорится, свято место пусто не бывает: "В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой. Великий князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда наследник впервые привез его ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила" - так написала позднее в своих воспоминаниях Матильда Кшесинская. Она полюбила... однако быстро и опять... Романова.

Из-за траура спектаклей в Мариинке практически не было, и Кшесинская приняла приглашение антрепренера Рауля Гюнцбурга уехать на гастроли в Монте-Карло. Она выступала вместе с братом Иосифом, Ольгой Преображенской, Альфредом Бекефи и Георгием Кякштом. Гастроли прошли с большим успехом. В апреле Матильда с отцом выступали в Варшаве. Здесь прекрасно помнили Феликса Кшесинского, и на выступлениях семейного дуэта публика буквально неистовствовала. Она вернулась в Петербург только в сезон 1895 года и выступила в новом балете Р. Дриго «Жемчужина», который Петипа поставил специально к восшествию на престол Николая II.

И ничего нет удивительного, что ее карьера шла в гору. Она стала примой Мариинского театра и фактически весь репертуар был построен под нее. Да, современники не отказывали ей в признании таланта, но подспудно все понимали, что талант этот пробился наверх не с помощью страшной борьбы за существование, а несколько иным способом. Мир театра не так-то и прост, если для обычных зрителей - это праздник, то для служителей мельпомены - это борьба за жизнь, интриги, взаимные претензии и умение сделать все, чтобы тебя заметили вышестоящие мира сего. Балетных всегда любили в высшем сословии: великие князья и дворяне рангом пониже не чурались того, чтобы покровительствовать той или иной балерине. Покровительство часто дальше любовной связи не шло, но все же некоторые отваживались даже и в жены брать этих прелестниц. Но таких было меньшинство, большинству же была уготована печальная участь "вспыхнуть яркой звездой" на сцене и тихо затем угаснуть вне ее. Матильда Кшесинская этой участи избежала...
Начало деятельности Кшесинской было связано с выступлением в классических балетах, поставленных известным балетмейстером М. Петипа. В них не только раскрылась ее виртуозная техника, но и проявилось незаурядное драматическое дарование. Уже после дебюта Кшесинской в балете П. Чайковского «Спящая красавица» Петипа начал ставить хореографические партии специально в расчете на её «колоратурный» танец. Лишь длительный траур после смерти Александра III помешал их совместной работе.
Балерина отличалась не только талантом, но и огромным трудолюбием. Она первая после итальянских виртуозов стала исполнять редкостный для того времени балетный номер - тридцать два фуэте. Как отмечал один из рецензентов, «исполнив тридцать два фуэте, не сходя с места, буквально пригвожденная к точке опоры, она, ответив на поклоны, вновь выходила на середину сцены и откручивала двадцать восемь фуэте».



С этого времени начинается десятилетний период господства Кшесинской на русской балетной сцене. Он закончился в 1903 году, когда М. Петипа вышел в отставку. В это время по просьбе императора Николая Кшесинскую опекал великий князь Сергей Михайлович. В его доме она познакомилась с двоюродным братом царя, великим князем Андреем Владимировичем. Многие полагали, что их связь не продлится долго, однако вскоре у них родился сын Владимир, и Кшесинская стала гражданской женой великого князя. Правда, они обвенчались спустя много лет, в 1921 году, когда находились в эмиграции.

Кшесинская трудно привыкала к нововведениям в хореографическом искусстве. Она долго не могла найти подходящего для себя балетмейстера, и только совместная работа с М. Фокиным помогла ей преодолеть кризисную ситуацию. Их отношения неоднократно менялись. Кшесинская то боготворила Фокина, то хлопотала о том, чтобы убрать его с петербургской сцены. Однако популярность Фокина не могла оставить ее равнодушной, и, несмотря ни на что, они продолжали совместную работу.

Вообще, Кшесинская всегда отличалась резкостью и нередко приходила к правильному решению только после того, как совершала множество ошибок. Так развивались, например, ее отношения с С. Дягилевым. Он обратился к ней в 1911 году с просьбой стать основной солисткой в задуманной им программе балетных спектаклей. Вначале Кшесинская отвергла его предложение, поскольку незадолго до этого с триумфом выступила в Париже и Лондоне в нескольких спектаклях, устроенных влиятельной французской газетой «Фигаро». Однако, подумав, а может быть, и просто узнав о том, что в труппе Дягилева согласились выступать крупнейшие танцовщики того времени - М. Фокин и В. Нижинский, она дала свое согласие. После этого специально для Кшесинской Дягилев выкупил у дирекции императорских театров декорации и костюмы к балету «Лебединое озеро», сделанные по эскизам А. Головина и К. Коровина.
Спектакли труппы Дягилева в Вене и Монте-Карла превратились в настоящий триумф Кшесинской, само же сотрудничество продолжалось в течение многих лет.

Только после начала Первой мировой войны балерина перестала выступать за границей, а второго февраля 1917 года она последний раз вышла на сцену Мариинского театра.

Кшесинская понимала, что после Февральской революции ей необходимо на несколько месяцев исчезнуть из поля зрения журналистов. Поэтому вместе с сыном она отправилась в Кисловодск к своему мужу. После прихода к власти большевиков они уехали в Константинополь, а затем на несколько лет обосновались на вилле Алам на средиземноморском побережье Франции. Вскоре Кшесинская поняла, что ей не приходится рассчитывать на то, чтобы вернуться на сцену, и необходимо искать другой способ для заработка. Она переезжает в Париж и на вилле «Монитор» открывает балетную студию.
Вначале у нее было всего несколько учениц, но после посещения студии Дягилевым, а также А. Павловой их число стремительно возросло, и вскоре у Кшесинской занималось более ста учениц. Среди них были и дочери Ф. Шаляпина Марина и Дасия. Позже у Кшесинской занимались такие известные впоследствии балерины, как партнерша Р. Нуреева М. Фонтейн и И. Шовире.

Начало Второй мировой войны перевернуло ее налаженную жизнь. Опасаясь бомбежек, она переезжает в пригород, а при подходе немецкой армии вместе с семьей отправляется в Биарриц, на границу с Испанией. Но вскоре и туда пришли немецкие войска. Положение Кшесинской осложнилось тем, что ее сын вскоре был арестован за антифашистскую деятельность. И только через несколько месяцев он смог бежать из лагеря, а затем и из Франции.
После освобождения Франции в 1944 году Кшесинская вернулась в Париж и с помощью своих учениц Нинет де Валуа и Марго Фонтейн организовала передвижную балетную труппу, которая выступала с концертами перед солдатами. Одновременно возобновились занятия и в ее студии. В 1950 году Кшесинская поехала в Англию, где стала руководить Федерацией русского классического балета, в которую входило пятнадцать хореографических училищ.

Во время первых гастролей Большого театра во Франции Кшесинская специально отправилась в Париж, чтобы посетить спектакли на сцене Гранд-Опера, в которых выступала Г. Уланова.

Кшесинская выпустила несколько книг. Наибольшей известностью пользовались ее мемуары, которые были одновременно напечатаны во Франции и США.
Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».



Матильда Кшесинская – известная российская балерина, личность которая вошла в историю не только благодаря своему таланту, но и общественным делам. Конечно же вокруг балерины всегда были какие-то интриги, связи с известными личностями, но она всегда оставалась профессионалом своего дела. Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской заслуживает особого внимания, так как она была знакома с императорской семьей Романовых и даже состояла в близких отношениях с императором.

Кшесинская была рождена в августе. Она появилась на свет в 1872 году. В этой творческой семье все были связаны с искусством. Отец занимался танцами и был любимым исполнителем мазурки у Николая Первого. Именно поэтому последний выписал Феликса из Польши. Он жил в этой стране, хоть и был русским по своей национальности. Мать же не занималась творчеством непосредственно. Однако, она была вдовой бывшего балетного танцовщика.

Родная сестра же тоже стала балериной, а брат Иосиф занимался танцами и стал балетмейстером. Все, абсолютно все родные люди Матильды, были связаны с творчеством. Кто-то непосредственно занимался балетом – танцевал, участвовал в гастролях. Другие же были связаны с искусством косвенным путем, например, мать Матильды.

Совсем юная девочка не изменяет семейному направлению и также идет в творчество. Она направляется в Императорское театральное училище и поступает на курс балетных танцев. Там она проучилась до 1880 года и успешно завершила курс. В училище был организован выпускной вечер, в рамках которого проходил ужин в торжественной обстановке. Юная девушка, блестящая красотой своей молодости, сидела совсем рядом с очень влиятельной персоной. Этим человеком был сам наследник престола, будущий монарх империи Николай Второй.

В тот же вечер замечательные слова сказал Александр Третий. Он внимательно следил за всеми движениями девушки и, восторгаясь ими, произнес пророчество, впоследствии ставшее явью. Он сказал, что Матильда станет не только блестящим украшением, но и блистательной славой российского балета.

Впрочем, подобный восторг не вызывает удивления. Эта начинающая балерина действительно поражала воображение своей красотой, невероятной грацией и мастерством.

По окончании учебы Матильду сразу же приняли в Мариинский театр. Она очень долго будет трудиться в составе этой балетной труппы. Императорской сцене она посвятит целых 27 лет своей долгой жизни. За эти годы она успеет проявить свои таланты и покорить сердца многих. Конечно же биография, личная жизнь, фото Матильды Кшесинской все это сохранилось, так как балерина внесла огромный вклад в развитие российского искусства.

Матильда Кшесинская была потрясающей балериной. Она была лидером в свои времена и имела невероятное превосходство перед людьми своего времени. Кшесинская была бы лидером и среди талантов всех веков. К тому же, Матильда является одной из наиболее влиятельных девушек перепутья девятнадцатых и двадцатых веков.

Она была очень значительной фигурой того времени. Подтверждением тому служит то, как о ней отзывался сам великий император Николай Николаевич! Российская империя испытывала большие трудности в Первую мировую войну. Многие части испытывали проблемы со снабжением, у артиллерии был острый дефицит боеприпасов.

При это сам князь выносил заявления о том, что какие-либо меры предпринять просто невозможно. Ведь Балерина Матильда имеет чрезмерное влияние на дела артиллерии, принимает участие в перераспределении госзаказов между разными предприятиями. По сути, артиллерийское ведомство находилось под ее контролем.

Карьера в Мариинском театре

Матильда участвовала на многих крупных, государственных мероприятиях. Она танцевала самые разнообразные балеты, как под руководством Мариуса Петипа, так и Льва Иванова. Самые первые роли балерины приходятся на такие произведения, как «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Баядерка». Она успешно справлялась со всей работой, которая на нее возлагалась.

Затем балерина уезжала в Италию на небольшой срок. Работа за рубежом не пришлась по душе Кшесинской. Она не очень хотела оставаться на долгое время в Италии, языковой барьер, любовь к родине все это ей мешало. Поэтому она не долгое время провела в зарубежных театрах, а потом с радостью вернулась домой. По возвращении ей досталась роль принцессы Авроры, в которой девушка себя проявила особенно хорошо. Это было невероятное возвращение, которого ждали многие поклонники.

Прошло уже 6 лет ежедневного труда, включающего в себя как необходимость размышлять над творческой составляющей, так и изнурять себя танцевальными движениями, которые требуют изрядной физической подготовки и сноровки. За этот период Матильда добилась многого на творческом поле битвы. Среди достижений были и наиболее важные. Так, наибольшее значение имел статус «прима-балерина императорских театров». В этом плане не все было гладко, ведь главный балетмейстер был против выдачи такого титула.

Однако, он зря противился – даже в те времена ходили слухи, что столь быстрое продвижение Матильды по лестнице театральной иерархии непосредственно связано с наличием связей во дворе. У современных же историков есть споры, связанные с данным вопросом. Однако, немалая часть людей придерживается мнения, что все было именно так.

Существует всего несколько балетов, поставленных ради Матильды, которые не стали значимым элементом в наследии российской культуры. Самым ярким примером будет балет, поставленный по случаю свадьбы Ксении Александровны и Александра Михайловича. На этом торжественном событии было представлено выступление, наиболее значимая партия которого исполнялась Матильдой. На самом деле если говорить о личной жизни и биографии Матильды Кшесинской, то можно упомянуть множество фактов, но не все они имеют официальное подтверждение.

Матильда в балетной постановке «Дочь фараона»

Кшесинская имела очень крепкую позицию в театре. Особенно, если учесть то, на какой ступени иерархии она находилась.

Однако, балерина не хотела останавливаться на достигнутом и продолжала развиваться. Она регулярно посещала уроки Энрико Чеккетти. Этот знаменитый преподаватель помог Матильде совершенствовать свои навыки до все более и более высокого уровня.

Степень развитости ее мастерства на тот момент была отлично продемонстрирована новым рекордом. Кшесинская стала своеобразным пионером русского балета. Она смогла выполнить сразу целых 32 фуэте подряд – до этого момента ни одна из русских не была на такое способна.

Однако, в то же время Кшесинская решила покинуть театральную сцену. Когда на дворе был 1904 год, она ушла из Мариинского театра. Увольнение произошло по собственному желанию и тому было очень логичное объяснение. Бенефиса прекрасно знала, что делает. Она перешла на другую форму работы – выступления на контрактной основе. Это было гораздо более выгодно, чем работать на постоянной основе. За один только выход на сцену она получала пять сотен рублей. Однако, и это не было пределом.

Через какой-то промежуток времени она начала зарабатывать в полутора раза больше и получала по семь с половиной сотен за единичное выступление. Зарабатывать деньги, довольно таки неплохие для России начала 20 века, ей помогали ее невероятный талант и уже приобретенная к тому моменту слава и популярность.

От Матильды часто можно было услышать фразу о том, что артисты способны на многое. Речь шла о людях академической выдержки. Балерина утверждала, что они способны станцевать все, что угодно. Она закрепляла подобные утверждения за вполне реальными действиями. По этой причине Матильда участвовала во многих спектаклях, некоторые из которых поставил М. Фокин. Например, «Эрос», который был сыгран в 1915 году.

Интриги Матильды Кшесинской

Девушка всеми силами сопротивлялась, когда речь заходила о приглашениях в иностранные труппы. Ее мнение было таково, что русские артисты должны собственными силами доказывать свои способности – то, что они достойны играть главные и наиболее значимые роли. Однако, далеко не все ее современницы были солидарны с таким мнением. Большинство балерин с радостью принимали иностранные предложения, играя даже самые бесперспективные роли в балетах иностранных трупп. На тот момент биография и личная жизнь Матильды Кшесинской обсуждалась только в определённых кругах. Таким образом мало что достоверно известно.

Наиболее частый предмет интриг – Пьерина Леньярни. Эта балерина была иностранкой, родом из Италии. Она смогла проработать вместе с Матильдой целых восемь лет, невзирая на отрицательный настрой и негативное отношение последней. Правда, это не могло продлиться дольше. Кшесинская уже тогда обладала невероятным влиянием, как минимум в самом театре. Такого давления не выдержал даже сам директор, которому пришлось пойти на уступки.

У артистки была одна мечта, которой она грезила многие годы. Она осуществилась к 1899 году, когда Мариус Петип предложил ей партию Эсмеральды. Для Матильды это была не только профессиональная, но и идеологическая победа. Ведь до этого момента роль исполнялась только итальянками.

И вот она, русская, добилась права играть эту партию! Матильда проявила себя столь хорошо, что эта партия не оказалась последней.

С того самого момента она осуществила полный захват. С тех пор она была единоличной хозяйкой этой роли, играя ее из раза в раз. Ни у кого другого не было и шанса сыграть Эсмеральду, что было причиной множества возмущений других балерин.

Если полностью раскрывать личную жизнь Матильды Кшесинской, то можно узнать множество скрытых фактов о ее связях с мужчинами. Так как она общалась в высших кругах, то она знала очень много информации о политическом устройстве страны, проблемах государства. По большому счету она осталась частью истории. Но, как и для любого известного человека наступает такой момент, когда ты постепенно теряешь интерес ко всему и желаешь сосуществовать тихой и спокойной жизнью. Матильда Кшесинская отошла от балетного искусства и прожила до 99 лет.

Матильда Кшесинская: википедия, фото, рост, вес, ее дети

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской заслуживает отдельного обсуждения. На личном фронте Матильды происходило еще больше боевых действий, чем на творческом. Ведь ее судьба переплеталась с одной из наиболее значимых семей – династией Романовых. Целых два года она была в очень близких отношениях с Николаем Александровичем. Познакомившись с юной, пылкой девушкой, он с регулярной частотой становится посетителем ее выступлений.

Экспансия их отношений происходит крайне стремительно, однако, каждая сторона понимает, что этот накал страстей не будет иметь счастливого завершения.

Их отношения закончились сразу после помолвки цесаревича с внучкой королевы Виктории, которая произошла в апреле 1894 года. Однако, Матильда и после этого не утратила своего влияния на жизнь царской семьи.

Она имела хорошие отношения с Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. Великий князь Андрей Владимирович впоследствии усыновит сына балерины и заключит с ней брак, а уже через четыре года Матильда (отныне Феликсовна) перейдет из католичества в православие, приняв имя Мария. Ее решение было обусловлено множеством факторов, которые сформировались на тот момент. Также она очень сильно любила своего мужа и дорожила отношениями.

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской интересует многих поклонников ее таланта. Женщина внесла огромный вклад в историю нашего государства. На самом деле сегодня мало кто помнит балерину такой какой она была раньше.

Эта женщина, ставшая яркой фигурой истории России и русского балета, прожила почти сто лет. Скончалась балерина в 1971 году. Она стала иконой стиля и балетного искусства. Множество поклонников со всего мира интересуются судьбой, которая постигла ее.

Люди, жившие в России в конце XIX - начале XX века, мало задумывались над тем, каким будет их образ в глазах далеких потомков. Потому жили просто - любили, предавали, совершали подлости и бескорыстные поступки, не зная, что сто лет спустя одним из них наденут на голову нимб, а другим будут посмертно отказывать в праве на любовь.

Матильде Кшесинской досталась удивительная судьба - слава, всеобщее признание, любовь сильных мира сего, эмиграция, жизнь под немецкой оккупацией, нужда. А спустя десятилетия после ее смерти люди, считающие себя высокодуховными личностями, будут трепать ее имя на каждому углу, про себя проклиная тот факт, что она вообще когда-то жила на свете.

«Кшесинская 2-я»

Она появилась на свет в Лигове, под Петербургом, 31 августа 1872 года. Балет был ее судьбой от рождения - отец, поляк Феликс Кшесинский , был танцовщиком и педагогом, непревзойденным исполнителем мазурки.

Мать, Юлия Доминская , была уникальной женщиной: в первом браке она произвела на свет пять детей, а после смерти супруга вышла замуж за Феликса Кшесинского и родила еще троих. Матильда в этом балетном семействе была самой младшей, и, по примеру родителей и старших братьев и сестер, решила связать свою жизнь со сценой.

В начале карьеры за ней закрепится имя «Кшесинская 2-я». Первой была ее сестра Юлия, блистательная артистка Императорских театров. Брат Иосиф, также прославленный танцовщик, после революции останется в Советской России, получит звание Заслуженного артиста Республики, будет ставить спектакли и преподавать.

Феликс Кшесинский и Юлия Доминская. Фото: Commons.wikimedia.org

Иосифа Кшесинского обойдут репрессии, но судьба его, тем не менее, сложится трагично - он станет одной из сотен тысяч жертв блокады Ленинграда.

Маленькая Матильда мечтала о славе, и упорно трудилась на занятиях. Педагоги Императорского театрального училища говорили между собой, что у девушки большое будущее, если, конечно, она найдет состоятельного покровителя.

Судьбоносный ужин

Жизнь русского балета времен Российской империи была похожа на жизнь шоу-бизнеса постсоветской России - одного таланта было мало. Карьеры делались через постель, и это не очень-то и скрывалось. Верные замужние артистки были обречены быть фоном для блистательных талантливых куртизанок.

В 1890 году 18-летней выпускнице Императорского театрального училища Матильде Кшесинской была оказана высокая честь - на дипломном спектакле присутствовал сам император Александр III с семейством.

Балерина Матильда Кшесинская. 1896 год. Фото: РИА Новости

«Этот экзамен решил мою судьбу», - напишет Кшесинская в мемуарах.

После спектакля монарх со свитой появились в репетиционном зале, где Александр III осыпал Матильду комплиментами. А затем юной балерине на праздничном ужине император указал место рядом с наследником престола - Николаем.

Александр III, в отличие от других представителей императорской фамилии, в том числе от своего батюшки, жившего на две семьи, считается верным мужем. Хождению «налево» император предпочитал другое развлечение русских мужчин - потребление «беленькой» в компании приятелей.

Однако ничего зазорного в том, что молодой человек до вступления в брак познает азы любви, Александр не видел. Для того и толкнул своего флегматичного 22-летнего сына в объятия 18-летней красавицы польских кровей.

«Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения», - писала о том вечере Кшесинская.

Пассия «гусара Волкова»

Их роман не был бурным. Матильда мечтала о встрече, но наследник, занятый государственными делами, времени на свидания не имел.

В январе 1892 года к Матильде в дом прибыл некий «гусар Волков». Удивленная девушка подошла к дверям, а навстречу ей шел… Николай. Ту ночь они впервые провели вместе.

Визиты «гусара Волкова» стали регулярными, и о них знал весь Петербург. Дошло до того, что однажды ночью к влюбленной парочке вломился петербургский градоначальник, которому поступил строгий приказ доставить наследника к отцу по срочному делу.

У этих отношений не было будущего. Николай хорошо знал правила игры: перед обручением в 1894 году с принцессой Алисой Гессенской , будущей Александрой Федоровной, он расстался с Матильдой.

В мемуарах Кшесинская пишет, что была безутешна. Верить ей или нет, личное дело каждого. Роман с наследником престола дал ей такое покровительство, которого быть не могло у ее соперниц по сцене.

Надо отдать должное, получая лучшие партии, она доказывала, что заслуживает их. Став примой-балериной, она продолжала совершенствоваться, брала частные уроки у знаменитого итальянского балетмейстера Энрико Чеккетти.

32 фуэте подряд, которые сегодня считаются фирменным знаком русского балета, Матильда Кшесинская стала выполнять первой из русских танцовщиц, переняв этот трюк у итальянок.

Солистка Императорского Мариинского театра Матильда Кшесинская в балете «Дочь фараона», 1900 г. Фото: РИА Новости

Великокняжеский любовный треугольник

Ее сердце недолго было свободным. Новым избранником снова стал представитель дома Романовых, великий князь Сергей Михайлович , внук Николая I и двоюродный дядя Николая II. Неженатый Сергей Михайлович, прослывший человеком замкнутым, испытывал к Матильде невероятную привязанность. Он опекал ее многие годы, благодаря чему ее карьера в театре была совершенно безоблачной.

Чувства Сергея Михайловича проходили жестокие испытания. В 1901 году за Кшенсинской стал ухаживать великий князь Владимир Александрович, дядя Николая II. Но это был лишь эпизод перед появлением настоящего соперника. Соперником стал его сын - Великий князь Андрей Владимирович , двоюродный брат Николая II. Он был на десять лет младше своего родственника и на семь лет младше Матильды.

«Это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение», - пишет Кшесинская.

Мужчины рода Романовых летели к Матильде, словно бабочки на огонь. Почему? Теперь уже никто из них не объяснит. А балерина искусно ими манипулировала - завязав отношения с Андреем, она так и не рассталась с Сергеем.

Отправившись осенью 1901 года в путешествие, в Париже Матильда почувствовала себя плохо, а когда обратилась к врачу, то узнала, что в «положении». Но вот чей это ребенок, она не знала. Причем оба любовника готовы были признать ребенка своим.

Сын родился 18 июня 1902 года. Матильда хотела назвать его Николаем, но не рискнула - такой шаг был бы нарушением правил, которые они когда-то установили с теперь уже императором Николаем II. В итоге мальчика назвали Владимиром, в честь отца великого князя Андрея Владимировича.

У сына Матильды Кшесинской получится интересная биография - до революции он будет «Сергеевичем», потому что его признает «старший любовник», а в эмиграции станет «Андреевичем», потому что «младший любовник» женится на матери и признает его своим сыном.

Матильда Кшесинская, Великий князь Андрей Владимирович и их сын Владимир. Около 1906 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Хозяйка русского балета

В театре Матильду откровенно побаивались. Уйдя в 1904 году из труппы, она продолжала разовые выступления, получая умопомрачительные гонорары. За ней и только за ней были закреплены все партии, которые нравились ей самой. Пойти наперекор Кшесинской в начале XX века в русском балете означало закончить карьеру и испортить себе жизнь.

Директор Императорских театров, князь Сергей Михайлович Волконский , однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней Волконский подал в отставку, так ему его неправоту разъяснил сам император Николай II.

Новый директор Императорских театров Владимир Теляковский с Матильдой не спорил от слова «совсем».

«Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре - из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской, - писал Теляковский в воспоминаниях. - Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди , приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был «Тщетная предосторожность»), Кшесинская заявила: «Не дам, это мой балет». Начались - телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить».

Матильда Кшесинская с сыном Владимиром, 1916 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Отстреленный нос

В 1906 году Кшесинская стала владелицей роскошного особняка в Петербурге, где все, от начала до конца, было сделано по ее собственным идеям. В особняке был винный погреб для навещающих балерину мужчин, во дворе хозяйку ждали конные экипажи и автомобили. Был даже коровник, поскольку балерина обожала парное молоко.

Откуда взялось все это великолепие? Современники говорили, что даже космических гонораров Матильды не хватило бы на всю эту роскошь. Утверждали, что великий князь Сергей Михайлович, член Совета государственной обороны, «отщипывал» для своей ненаглядной понемногу из военного бюджета страны.

Кшесинская имела все, о чем мечтала, и, как многие женщины в ее положении, заскучала.

Результатом скуки стал роман 44-летней балерины с новым партнером по сцене Петром Владимировым , который был младше Матильды на 21 год.

Великий князь Андрей Владимирович, готовый делить любовницу с равным, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам.

Но, удивительное дело, великий князь и на этот раз простил ветреную возлюбленную.

Сказке конец

Сказка закончилась в 1917 году. С падением империи рухнула и прежняя жизнь Кшесинской. Она еще пыталась отсудить у большевиков особняк, с балкона которого выступал Ленин. Понимание, насколько все серьезно, пришло позже.

Вместе с сыном Кшесинская скиталась по югу России, где власть менялась, словно в калейдоскопе. Великий князь Андрей Владимирович попал в руки большевиков в Пятигорске, но те, так и не определившись, в чем он виноват, отпустили его на все четыре стороны. Сын Владимир переболел испанкой, выкосившей в Европе миллионы людей. Чудом избежав сыпного тифа, в феврале 1920 года Матильда Кшесинская на пароходе «Семирамида» навсегда покинула Россию.

К этому времени двоих ее возлюбленных из рода Романовых уже не было в живых. Жизнь Николая прервалась в доме Ипатьева, Сергея застрелили в Алапаевске. Когда его тело подняли из шахты, куда оно было сброшено, в руке великого князя нашли маленький золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской и надписью «Маля».

Юнкера в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской после переезда из него Центрального Комитета и Петроградского Комитета РСДРП(б). 6 июня 1917 года. Фото: РИА Новости

Светлейшая княгиня на приеме у Мюллера

В 1921 году в Каннах 49-летняя Матильда Кшесинская впервые в жизни стала законной женой. Великий князь Андрей Владимирович, несмотря на косые взгляды родственников, оформил брак и усыновил ребенка, которого всегда считал своим.

В 1929 году в Париже Кшесинская открыла свою балетную школу. Этот шаг был скорее вынужденным - прежняя безбедная жизнь осталась позади, нужно было зарабатывать на хлеб. Великий князь Кирилл Владимирович , объявивший себя в 1924 году главой дома Романовых в эмиграции, в 1926 году присвоил Кшесинской и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а в 1935 году титул стал звучать как «светлейшие князья Романовские-Красинские».

В годы Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Францию, сын Матильды был арестован гестапо. По легенде, балерина, чтобы добиться освобождения, добилась личной аудиенции у шефа гестапо Мюллера . Сама Кшесинская этого никогда не подтверждала. Владимир провел в концлагере 144 дня, в отличие от многих других эмигрантов сотрудничать с немцами отказался, и все-таки был выпущен на свободу.

В роду Кшесинских было много долгожителей. Дед Матильды прожил 106 лет, сестра Юлия умерла в возрасте 103 лет, а сама «Кшесинская 2-я» ушла из жизни всего за несколько месяцев до 100-летия.

Здание музея Октябрьской революции - также известен как особняк Матильды Кшесинской. 1972 г. Архитектор А. Гоген, Р. Мельцер. Фото: РИА Новости / Б.Манушин

«Я плакала от счастья»

В 1950-х годах она написала мемуары о своей жизни, которые впервые были изданы на французском языке в 1960 году.

«В 1958 году балетная труппа Большого театра приехала в Париж. Хотя я не хожу больше никуда, деля свое время между домом и танцевальной студией, где зарабатываю, чтобы жить, я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций…», - писала Матильда. Наверное, главной ее любовью на всю жизнь так и остался балет.

Местом упокоения Матильды Феликсовны Кшесинской стало кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Она похоронена вместе с мужем, которого пережила на 15 лет, и сыном, который ушел из жизни спустя три года после матери.

Надпись на памятнике гласит: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Отнять у Матильды Кшесинской прожитую жизнь не сможет никто, как никто не сможет переделать историю последних десятилетий Российской империи по своему вкусу, превращая живых людей в бесплотных существ. А те, кто пытается заниматься этим, не знают и десятой доли тех красок жизни, которые познала маленькая Матильда.

Могила балерины Матильды Кшесинской и Великого князя Андрея Владимировича Романова на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в городе Сент-Женевьев-де-Буа парижского региона. Фото: РИА Новости / Валерий Мельников

В октябре сего года зрители ожидают премьеру кинобестселлера «Матильда» (Кшесинская). Фильм Учителя Алексея снят в жанре исторической мелодрамы. Главной героиней его является фаворитка российского цесаревича Николая Александровича в 1892-1894 гг., прима-балерина Мариинского театра.

Публика ожидает, что показ станет событием в культурной жизни страны. Бюджет картины - 25 миллионов долларов. Для съемок сшито более 5 000 костюмов. Автором сценария стал российский писатель Александр Терехов, лауреат конкурсов «Большая книга» и «Национальный бестселлер». Роль Николая II играет немецкий актер Ларс Айдингер, сенсационно трактующий шекспировских Ричарда III и Гамлета. Роль Кшесинской исполнит двадцатичетырехлетняя польская актриса Михалина Ольшанская.

Размещенный в Интернете официальный трейлер презентует грядущую картину как главный российский исторический блокбастер-2017. Броская реклама не скупится на эпитеты: «тайна дома Романовых», «любовь, изменившая Россию». Кинематографисты пытаются создать максимальную интригу вокруг этой премьеры.

И это им, похоже, удается. Российского зрителя заинтересовала персона, ставшая прототипом главной героини картины. Многие задались вопросом о том, какой она была на самом деле, Кшесинская Матильда.

Спорная личность

Действительно ли любовь Кшесинской, как это трактует фильм, «изменила историю России»? Объективности ради следует сказать, что она являлась для Николая II лишь предметом краткой интрижки в молодости. Будем откровенны: Кшесинская, живущая по принципам мадам Помпадур, как личность не стоила и подметок государя.

Император же был персоной глубокой, трагической. Любил он до самого своего конца супругу Александру, обожал четырех дочерей и больного сына Алексея. Он - человек интеллигентный и мягкий - получил в наследство огромные проблемы в стране, с которыми не смог справиться. Зверское же убийство его и всей семьи завершило путь земной государя.

Так кто же она, смотрящая на нас с портретов красивая, стройная, обаятельная женщина? Такой ли ангел, каковым кажется? Объективно о ней написал последний директор императорских театров Владимир Теляковский: «необыкновенная, сильная технически, но нахальная нравственно, наглая, циничная балерина, живущая сразу с двумя великими князьями…».

Облик Матильды

Миниатюрной и на удивление ладной точеной фигуркой отличалась Матильда Кшесинская. Рост балерины - 1 метр 53 сантиметра, несомненно, способствовал самоутверждению мужчины, стоящего рядом с ней. Российский император, несомненно, также инстинктивно чувствовал ее женскую хрупкость. По воспоминаниям современников, в юности девушка была живой и веселой необычайно, она казалась подвижной, как ртуть, и имела легкий и жизнерадостный нрав.

В кругу преимущественно худощавых балерин Мариинского женской красотой и пропорциональными формами особенно отличалась Матильда Кшесинская. Вес имела она несколько больший, чем коллеги, но незначительно.

Детство, юность

Героиня этой статьи родилась в актерской семье обрусевших поляков 19.08 в 1872 году. Ее папа - Феликс Кшесинский - танцевал на сцене Мариинского театра. Отец будущей примы обладал европейской славой непревзойденного плясуна мазурки. Именно как исполнителя своего любимого танца его выписал из Варшавы император Николай I. Мама будущей примы, Юлия Доминская, была по-своему женщиной примечательной. Она заключила брак с Феликсом Кшесинским, уже имея пятеро детей, а затем родила ему еще трех. Матильда была младшей.

С восьми лет отец отдал младшую дочь ученицей в балетное училище. Танцем, кроме Малечки (так ее звали родные), занималась также ее старшая сестра - Юлия Кшесинская. Матильда окончила Императорское училище театрального искусства. У нее было достойное балетное образование. Девушке давали уроки известные в Европе педагоги:

  • балетмейстер Мариинского театра Лев Иванович Иванов, известный классическими постановками «Щелкунчика» и «Лебединого озера»;
  • танцовщик и педагог Христиан Иогансон, оставшийся в России из-за любви ведущий танцор Стокгольмской королевской оперы (до Мариуса Петипа лучший исполнитель мужских балетных партий);
  • прима Мариинского театра Екатерина Вазем, обученная балету французским танцовщиком Э. Гюге.

На экзамене по выпуску училища присутствовала императорская семья. Алекссандр III тогда выделил ее среди соучениц. Во время же торжественного ужина обмершую от счастья Матильду монарх усадил подле цесаревича Николая. Очевидно, в этом не было случайности. Возможно, волею государя Александра III, выделившего ее среди выпускниц училища, было, чтобы его сын стал мужчиной до свадьбы.

Матильда Кшесинская прекрасно понимала: балетных всегда любили сильные сего мира. И она не упустила свой шанс на выпускном балу.

Балерина театра

По окончании учебы в 1890 году балерина Матильда Кшесинская оказалась принятой в труппу Мариинского театра. Новенькую на первых порах актеры называли Кшесинской-второй, так как Кшесинской-первой была ее старшая сестра.

В первый же свой сезон она приняла участие в 21 опере и 22 балетах. Впрочем, сия востребованность объяснялась не только талантом. Балерину желал видеть на сцене цесаревич Николай.

Продолжение знакомства с цесаревичем

Эффектная Матильда Кшесинская еще на выпускном балу сумела заинтересовать императора. И в результате два года длился их роман.

А в день их первой встречи Матильда Кшесинская и Николай кружились в вальсе. Двадцатилетний цесаревич, несомненно, почувствовал, что танец и эта юная девушка - это одно целое. Словно на крыльях прилетев домой, его партнерша по танцу излила впечатления в своем дневнике. Текст заканчивался фразой, касающейся наследника российского престола: «Он будет моим все равно!»

Во второй раз Маля нашла возможность встретить цесаревича, выступая в Красносельском театре. Поблизости от него были разбиты гвардейские лагеря, где в лейб-гусарском полку проходил службу цесаревич.

Танцовщица по окончании спектаклей взяла за правило кокетничать с молодыми офицерами. Однажды между них оказался Николай. Его буквально обворожила лучезарная, великолепная Матильда Кшесинская. Фото, приведенные в статье, могут подтвердить это впечатление.

Император явно симпатизировал девушке, в его дневнике появилась запись: «В ней вместо крови течет шампанское».

Серьезные отношения цесаревича и балерины начались после того, как Николай в форме лейб-гусара инкогнито явился к ней в дом, назвавшись Волковым. Тогда же он подарил девушке золотой браслет с драгоценными каменьями. Примечательно, что их любовь до поры полностью одобрялись домашними. В частности, подарки Матильде цесаревич покупал, беря деньги из отдельного семейного фонда.

И уже вскоре в собственном особнячке проживала Матильда Кшесинская. Воспоминания Великого князя Сергея Михайловича свидетельствуют, что дом этот стал местом веселья и молодых шалостей мужчин-Романовых. Малечка их всех притягивала, словно магнит. Знал ли о том, что происходит в бывшем доме Римского-Корсакова на Английском проспекте, Александр III? Несомненно!

Кшесинская и театр

Для Кшесинской Мариинский театр не был тем праздником, каковым он казался царевичу Николаю. Для нее он ассоциировался с интригами и борьбой за жизнь. Ведь на одной сцене с ней, пришедшей и ушедшей, танцевала одна из лучших балерин XX века Анна Павлова, а также известная прима с филигранной техникой - Юлия Седова.

Надо отдать должное трудолюбию Матильды. Не обладая талантом Павловой, танцовщица балета упорными тренировками добилась признанной чистоты движений. Она первой среди русских балерин исполнила тридцать два фуэте кряду, для чего брала частные уроки сложных вращений и пальцевой техники у итальянского балетмейстера Энрико Чекетти.

Кшесинская Матильда на сцене Мариинского театра исполняла балетные партии Одетты-Одилии («Лебединое озеро»), феи Драже («Щелкунчик»), принцессы Авроры («Спящая красавица»), Никии («Баядерка»).

Кумиром балерины была несколько лет танцевавшая с ней на одной сцене итальянская прима Вирджиния Цукки. Эта итальянка срывала аплодисменты, лишь только выйдя на сцену, ее имя упоминал в своих рассказах Чехов, а драматическую манеру танца итальянки высоко ценил Станиславский. Однако Матильда, в отличие от Вирджинии, не собиралась посвящать балету всю свою жизнь.

В 1896 году Кшесинская Матильда становится прима-балериной императорских театров. Это вершина русской балетной иерархии. Спорным остается объективность такой оценки. Не согласен с ней был и балетмейстер Мариинского театра Мариус Петипа. Однако ему оставалось лишь склонить голову перед волей августейших особ, в кругу коих вращалась Матильда.

Как Кшесинская готовилась к выступлениям

Матильда была талантлива и по-своему дисциплинированна. Она всегда разделяла театральную и личную жизнь. Выступала нечасто, но в разгар сезона. За месяц до выступления балерина всецело предавалась тренажу, не принимая никого, рано ложилась спать, выдерживала диету, контролировала вес. Перед спектаклем 24 часа лежала в постели, приняв лишь легкий завтрак. За два часа до спектакля Матильда прибывала в театр для грима.

Но танцовщица позволяла себе длительные перерывы. Она обожала азартные игры в карты. Всегда была смеющейся и веселой. По воспоминаниям балерин Мариинского, бессонные ночи не портили ее внешность.

Бриллиантовая балерина

Но спустя пару лет Кшесинская начала злоупотреблять высоким покровительством. Матильда танцевала даже нищенку в бриллиантовых серьгах и жемчужном ожерелье. Она всегда представала перед зрителями в новом модном платье и по-парижски причесанной. Балерина блестела на сцене бриллиантами и сапфирами - подарками мужчин из рода Романовых.

Однажды директор Императорского совета театров Волконский даже оштрафовал Кшесинскую за то, что та проигнорировала его распоряжение - играть в специальном костюме. Та пожаловалась, и через несколько дней министр двора штраф отменил.

После этого князь Волконский подал в отставку. Эта сиюминутная ее победа возмутила театральный мир России, ведь Волконского артисты уважали.

Мог ли балетмейстер Мариинского, Морис Петипа, спорить с влиятельной фавориткой, уволившей его министра? Последний директор Императорских театров Теляковский позже написал в своих мемуарах, что балет для нее был не способом жизни, а средством обретения влияния.

Поддерживаемая императорской семьей, Кшесинская поступала так, словно репертуар Мариинского театра принадлежал ей. Она назначала артистов на роли, неугодных же и вовсе лишала возможности танцевать.

Ее имя было в первых строках афиш, однако оно странным образом оказалось никак не связанным с Великими балетными постановками. Специально для Кшесинской Петипа поставил несколько спектаклей: «Пробуждение Флоры», «Времена года», «Арлекинада», «Баядерка».

В последнем по списку спектакле балетмейстер снизошел до того, что Матильде ассистировали артисты выше ее классом: Анна Павлова, Михаил Фокин, Юлия Седова, Михаил Обухов. С точки зрения балета, это было абсурдом.

Отобразит ли октябрьский блокбастер то, что ведь фактически провалила спектакли «Дочь Микадо» и «Волшебное зеркало» прима Матильда Кшесинская? Фильм об этом, скорей всего, умолчит.

Об отношениях Кшесинской с Романовыми

Дата помолвки Николая с Алисой Гессенской - 7 апреля 1894 года - стала точкой невозврата отношений балерины и Николая. Они расстались друзьями, ей было позволено обращаться в письмах к нему на «ты». Император также великодушно пообещал балерине помогать во всем, что она попросит. Страдала ли от разрыва с главным женихом России Матильда Кшесинская? Фото ее, улыбающейся, в обществе следующего своего любовника, Великого князя Сергея Михайловича, будет ответом. Николай I поручил отставную любовницу заботам двоюродного брата.

В 1902 году родился сын Матильды Кшесинской - Владимир, отцовство коего остается спорным и по сей день. На своем бенефисе в Мариинском театре мастерица фуэте закрутила роман с Великим князем Андреем Владимировичем, причем вскружила последнему голову так, что тот вел себя неподобающе для рода Романовых.

Незавидна судьба Великого князя Сергея Михайловича, застреленного под Свердловском большевиками и без захоронения сброшенного в шахту. При жизни же Кшесинская превратила его в свою тень, оруженосца, а потом бросила. Бедный Сергей Михайлович так до конца своих дней и не обзавелся семьей.

Примечательно, что отчество сына балерины Владимира до десятилетнего возраста было Сергеевич, затем же он стал Андреевичем.

Бенефис

В 1900 году в честь Кшесинской, отдавшей сцене лишь десять лет жизни, Мариинским театром был дан бенефис. Хотя по театральным порядкам для этого следовало оттанцевать вдвое дольше. Министерство двора вручило ей в дар платинового орла с бриллиантами на золотой цепочке (Маля сказала Ники, что обычный для этих случаев перстень расстроит ее).

В 1904 году Кшесинская уволилась из Мариинского, подписав контракт с ним об участии в единичных спектаклях. Она умела держать себя в форме.

Если судить «по-балетному», то Кшесинская преждевременно покинула большой балет. Соблазн богатой жизни увел ее от искусства. В 1908 году ее уговорили выступить в качестве приглашенной балерины, и Матильда с успехом гастролирует в театре Гранд-опера (Париж), демонстрируя публике свои 32 фуэте. По мнению специалистов, это был пик ее формы.

Здесь же она закручивает роман с артистом Владимировым, окончившийся его дуэлью с Великим князем Андреем Владимировичем.

Амбиции Кшесинской

Маля, чувствуя, что вытянула счастливый билет в жизни, жила на широкую ногу. В Петербурге в ходу была шутка о том, что большая часть изделий придворного ювелира Романовых Фаберже в итоге оказывается в ее шкатулке.

Факт остается фактом: из нищей танцовщицы она превратилась в богатейшую женщину в России. Матильда Кшесинская, биография которой содержит об этом больше вопросов, чем ответов, имела явно больше, чем позволяло ей жалованье примы Мариинского и даже подарки цесаревича Николая.

Показательно, что в 1984 году Кшесинская приобрела дворец в Стрельне, отремонтировала его капитально и даже электрифицировала, построив частную электростанцию. Весной 1906 она строит себе дворец по Кронверкскому проспекту. В его оформлении, согласно замыслу балерины, чередуются все европейские архитектурные направления, но доминируют русский ампир со стилем Людовика XVI. Дворец меблирован и освещен по парижскому каталогу.

На вопрос о том, откуда же были взяты столь значительные вложения, по всей видимости, смог бы ответить ее любовник, Великий князь Сергей Михайлович, имевший доступ к военному бюджету России. Это не голословное обвинение. В дневнике Великого князя исследователями найдено его сетование о том, что аппетиты Кшесинской мешают ему произвести закупки провианта.

Закат жизни Кшесинской

Матильда была калифом на час, дамой, грезившей богатством и обретавшей его от богатых любовников. По жизни она была игроком, в казино ее прозвали «мадам-17» за ее частые ставки на этот номер. Ее ненавидел театральный мир России за интриганство. Если бы можно было создать такие весы, на одну чашу коих положить ее достижения в искусстве, а на другую - вред, нанесенный ею балету России и авторитету царского дома, то вторая чаша бы уверенно потянула вниз.

После революции ее дворцы были разграблены. А 19 февраля 1920 г. Кшесинская отплыла в Стамбул на лайнере «Семирамида». В 1921 году она обвенчалась с Великим князем Андреем Владимировичем. Ей был присвоен титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской. Муж признал родным ее сына Владимира. В спорной ситуации, благодаря влиянию балерины на государя, сын получил дворянский титул и якобы возвращенную фамилию разорившихся предков - Красинский.

В 1929 году Матильда Кшесинская открыла свою балетную студию в Париже, которая пользовалась большим успехом. Учиться туда летели даже из-за океана. А умерла балерина в возрасте 99 лет. Похоронена на русском кладбище Сен-Женевье в Париже.

Заключение

Какой она была? Самая богатая балерина России Матильда Кшесинская? Фильм, выходящий в прокат осенью сего года, попытается внушить нам: пылкой, романтичной.

Следует признать, что русская дама польского происхождения имела балетный талант, но не горела желанием вписать свое имя в историю искусства. Для нее была важней светская жизнь. Балет был лишь средством привлечь внимание венценосных особ. Матильда жила не порывами души, а расчетом и интригами, попирая порядочность. Заручившись поддержкой государя, она устроила для себя безбедную, но неблагородную жизнь, закрутив романы одновременно с двумя великими князьями, вытаскивая доступные им казенные деньги у каждого.