Социальный организатор. Социальные организации, их виды

Социологи, изучающие организации, классифицируют их по самым различным признакам. Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций:

1. Деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);

2. Общественные организации, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворить политические, социальные, культурные, другие потребности (политические партии, профсоюзы, и т.д.);

3. Промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т.п.);

4. Ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

Широкое распространение получила типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные др.

Наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальны е. Главными критериями такого разделения служит степень формализации существующих в системах связей, статусов и норм.

Формальная организация , как правило, возникает в результате соответствующего административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации, четко регламентирована, обусловлена юридическими нормами и т.д. Разделение труда выступает как система статусов - должностей, а каждая из них наделена определенными функциями. В такой организации строго упорядочиваются должностные статусы по сходству функциональных задач, создается иерархия: руководитель - подчиненные. Для успешного функционирования формальной организации необходима деловая информация. Ее прохождение, принятие верного управленческого решения зависят от организации многосторонних связей, включая и обратную. Как правило, формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций. Между субъектами не предусматриваются никакие иные отношения, кроме служебных, регламентированных правилами внутреннего распорядка, приказами и т.д. Эти и другие документы, указания администрации нормируют работу организации. В основе ее деятельности лежит принцип целесообразности.

Одним из первых ввел в социологию категорию формальной организации немецкий ученый Макс Вебер . Он же высказал верное предположение, что формальная организация, как правило, стремится превратиться в бюрократическую систему , довольно высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без нее невозможен технический, технологический, организационный прогресс. Вебер сформулировал основные черты бюрократии идеального типа. Этот тип предполагает, что управленческая деятельность совершается постоянно, вышестоящий руководитель осуществляет контроль за чиновником, который отделен от собственности на средства управления, а должность отделена от субъекта, административные функции; управленческая работа становится особой профессией; существует система подготовки чиновников, управленческие функции документируются; в управлении главным является принцип безличности.

Вебер утверждал, что главное достоинство бюрократии - это высокая хозяйственная и экономическая эффективность, которые обеспечивают точность и быстроту в работе, знания и постоянство управленческого процесса, служебную тайну и субординацию, единоначалие и экономичность, сведение к минимуму конфликтов и уважение профессионализма коллег. Таковы, по Веберу, главные достоинства бюрократического управления организацией.

Но уже в конце XIX и в начале XX вв. он высказал ряд мыслей относительно опасности, которую несет усиление бюрократии в формальных организациях в целом. Вебер полагал, что бюрократия может превратиться в класс, если ее деятельность не будет жестко контролироваться государством. Среди главных недостатков бюрократии он называл игнорирование специфики конфликтных ситуаций, деятельность в жестко определенных рамках, по шаблону, т.е. отсутствие какого-либо творчества в работе, злоупотребления властью. Чтобы бороться с этими и другими негативными чертами в деятельности бюрократии, ученый предлагал ввести систему контроля, гарантий, ограничивающих власть бюрократов. Одним из условий, порождающих всевластие бюрократии, по праву считается отсутствие полной информации об их деятельности.

Точка зрения Вебера о роли бюрократии как формальной организации в обществе подвергалась и подвергается основательной критике, хотя в последние десятилетия наблюдается своего рода ренессанс его идей, которые освобождаются от устаревших представлений, модернизируются. Например, разделяют власть бюрократа и власть специалиста; первому подчиняются в силу приказа, второму - в силу авторитета, признания его профессиональной подготовки, глубокого знания дела. Поэтому подчинение во втором случае добровольное, тогда как в первом - принудительное. Какому способу управления отдать предпочтение, какой стиль руководства эффективнее - вопрос далеко не праздный. В нынешнем обществе информационной цивилизации острой проблемой оказывается определение самостоятельности специалистов. Считают, что эта самостоятельность должна проявляться в оперативной формулировке целей, постановке задач, выборе способов деятельности, использовании знаний и контроле исполнения.

Проблема противоречия между бюрократической организацией управления и творческой работой, предполагающей восприимчивость ко всем новшествам - это вопрос выживаемости любой формальной организации в условиях рыночной экономики. Готовность организации признать и внедрить нововведение в немалой степени зависит от наличия в организации таких норм и правил, которые поощряют творческую деятельность. Даже в традиционных обществах существуют нормы, которые поощряют (материально и морально) творческую, конструктивную деятельность субъектов формальных организаций (например, кружки качества в Японии). Но всюду, в техногенных или традиционных обществах, всегда приходится преодолевать сопротивление бюрократии, французский социолог М. Крозье отмечает, что характер сложившихся в бюрократической организации связей и отношений препятствует инновациям (иерархия служебных зависимостей, желание монопольно владеть информацией, решать судьбы вверенных субъектов, определять экономическую, социальную политику - слишком лакомый кусок, чтобы можно было легко от него отказаться). Наделенный соответствующими полномочиями чиновник считает действия подчиненных правильными, если они соответствуют приказам, уставам, внутреннему распорядку организации, учреждения. Малейшее отступление от этих правил ведет к санкциям. Такой подход к оценке деятельности подчиненных не поощряет творчества, культивирует конформизм поведения, мышления, приучает жить по принципу: «Чего изволите? Как скажете, так и сделаю».

Бюрократия стремится к тому, чтобы вывести за скобки, исключить собственно личные интересы субъектов, занятых в сфере управления, перевести эти интересы во всеобщие интересы организации. М. Крозье в своих работах показал, что характер сложившихся в бюрократической организации связей и отношений препятствует инновационной деятельности. Иерархическая система власти предлагает оценку действий подчиненных в соответствии с внутренними инструкциями и приказами, регулирующими деятельность организации. Однако знания и способность к инновациям не могут передаваться в приказном порядке. Практикуемые меры поощрения в бюрократической организации так же не способствуют творчеству, а культивируют конформизм поведения сотрудников. Сдерживание бюрократией развития инновационных процессов обусловлено и тем, что она стремится к однотипности в организационных системах. Между тем, именно многообразие задач, функций и элементов организации создает возможности для внедрения инноваций. Проведя эмпирические исследования, американские социологи П. Блау и Т. Скотт доказали, что организации, выполняющие простые задачи, решают их лучше при иерархической структуре управления. Напротив, решение сложных проблем, скорее, требует не иерархической, а горизонтальной структуры организационных связей, более демократичных и менее формализованных.

В обществе параллельно с формальными возникают и функционируют неформальные организации . Они появляются не по приказу или решению администрации, а стихийно или сознательно для решения социальных потребностей. Неформальные организации - это спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий. В них действуют свои, отличные от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций, важных для общества. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.

Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими индивидами организации, группы. Это взаимодействие в большей степени зависит от личных привязанностей, симпатий. Отношения с другими субъектами не регламентированы приказами, установками руководства, предписаниями. Решения организационных, технических и других задач чаще всего отличаются творчеством, оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жесткого регламента, дисциплины, и подобная организация, группа менее устойчива, более пластична и, подвержена изменениям. Ее структура и отношения в ней во многом зависят от складывающейся ситуации.

Таким образом, каждая из разновидностей организации имеет свои достоинства и недостатки. Современный менеджер, юрист, предприниматель должны иметь об этом ясное представление, чтобы умело использовать в практической работе их сильные стороны.

Соц. организации – это сложные взаимосвязанные соц. системы. Это элемент социальной структуры, система отношений, объединяющих индивидов для достижения определенных целей.

Признаки соц. организаций:

1. любая организация имеет целевую природу, создается для определенных целей; волевая деятельность людей

2. иерархическое строение (для быстрого и эффективного достижения цели члены организации распределяются в иерархической лестнице по статусам и ролям)

3. это управляемые системы

4. специализация и разделение труда по функциональному принципу. Организации всегда строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах имеются управляющая и управляемая подсистемы. Управляющая подсистема координирует функционирование горизонтальных структур)

5. наличие средств регулирования и контроля

6. системная целостность

7. относительная автономность

8. связь с внешней средой

Типология соц. организаций:

1. по способу подчинения членов и утверждения внутреннего контроля:

Принудительные (подчинение основано на физическом насилии или угрозе его применения)

Утилитаристские (общий материальный интерес)

Символические (организация основана на солидарности морального идейного корня: религиозные организации)

Бюрократические (жестокая административная иерархия, безличные отношения, человек – элемент организации, выполняющий ее обязанности, индивидуальная ответственность)

Патернализм (единоличное руководство, иерархичность, личностный характер отношений, выходящий за служебные рамки, коллективная ответственность, покровительство подчиненным)

Партнерские (иерархия не выражена, решения принимают сообща, нет жесткого контроля по вертикали, ответственность индивидуальная, руководитель является координатором деятельности)

3. по степени формализации ценностей и норм:

Формальные

Неформальные

Формальная организация возникает, как правило, после соответствующего административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации четко регламентирована, обусловлена юридическим нормами. Разделение труда выступает как система статусов-должностей, а каждая из них наделена определенными функциями. В такой организации строго упорядочиваются должностные статусы, создается иерархия руководитель - подчиненные. Как правило формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций.

Неформальные организации возникают стихийно или создаются сознательно для решения появившихся социальных потребностей. Это спонтанно сложившаяся система социальных связей и взаимодействий. Неформальные организации, группы, объединения, компенсируют недостаток в функционировании формальных структур. Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе форм поведения, взаимодействия с другими индивидами организации. Часто нет жесткого регламента, дисциплины, такая группа более устойчива, более пластична и подвержена изменениям.


51+52. Предмет социологии таможенной службы. Таможенная служба как социальный институт. Специализация функций таможенной службы.

Таможня – социальный институт. Социальные институты – исторически сложившаяся, имперически-фиксируемая форма или совокупность форм общественных отношений, имеющая функциональность (например, семья).

Функции социальных институтов: - репродуктивная, -игровая, - досуговая, -экономическая, - социализация, - рекреативная, - другие функции.

Таможенная служба – имперически-фиксируемая форма, обладающая определенными функциями. Таможенная служба реализует таможенную политику, воздействуя на экономику. Таможенная служба имеет институциональный характер. Социализация функций таможенной службы в современных условиях.

Аспекты соц. характера: - социальная обусловленность таможенной службы выражается в функциях таможенного дела в современных условиях; - социальная эффективность таможенной службы, воздействие таможенной деятельности на экономическую ситуацию.

Термин «организация» (от лат.organiso - сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:

  • как элемент ;
  • как вид деятельности какой-либо группы;
  • как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.

В социологии ключевым понятием является элемент социальной структуры и дается такое определение: социальная организация — большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей (Н. Смелзер).

Впервые попытку создания теории организации предпринял американский инженер Федерико Тейлор (1856-1915). Внедряя на практике систему стандартизации приемов труда, он пришел к идее поточных линий и конвейеров. В такой организации главную роль играли администрация и управленческий персонал, осуществлявшие контроль за производственным процессом. Причем наиболее трудолюбивых и инициативных Тейлор предложил стимулировать через систему материального поощрения. Эта модель Тейлора получила название «школа научного управления» или «тейлоризм».

В начале XX в. французский инженер (1841-1925) разработал модель «организации-машины». Суть ее состояла в том, что сама организация понималась как безличный механизм, инструмент для решения общественно значимых проблем, в котором человек был лишь формальным исполнителем, элементарной клеточкой в системе управления и контроля. Задача администрации сводилась лишь к контролю, координации и планированию работы различных звеньев системы. Файоль полагал, что эффективность работы организации определяется единством командования и четким разделением труда.

Все организации в силу стандартизации своей деятельности и единства управления в той или иной степени бюрократизированы. Сам термин «бюрократия», означающий власть чиновников, был введен в научный оборот французским ученым де Гурне в 1745 г. А М. Вебер. впервые разработавший социологическую концепцию бюрократии, выделил семь основных характерных черт бюрократической организации:

  • иерархия власти в виде пирамиды, предполагающая ответственность нижестоящих должностных лиц перед вышестоящими;
  • деятельность должностных лиц регулируется на основе формально установленных правил и инструкций, обеспечивающих единообразие и непрерывность управленческой деятельности;
  • строгое разделение труда, причем каждую функцию должен выполнять компетентный и знающий специалист, работающий по контракту и несущий полную ответственность за качественное выполнение своих обязанностей;
  • частная жизнь должностных лиц отделена от деятельности в организации, они подчиняются только служебному долгу и должны быть максимально объективны («идеальный администратор трудится без гнева и пристрастий»);
  • продвижение (карьера) должностного лица по служебной лестнице осуществляется в зависимости от его профессиональных способностей, уровня квалификации и стажа работы;
  • деятельность сотрудников строится на основе служебной дисциплины и административного контроля:
  • должностные лица вознаграждаются постоянным денежным содержанием (окладом).

М. Вебер считал современные бюрократии эффективными организациями, поскольку решения здесь принимаются не по произволу, а по общим критериям, профессиональная подготовка отсекает «талантливых дилетантов» и поднимает общий уровень компетентности. Бюрократия, давая фиксированный оклад и строго ограничивая функции, уменьшает коррупцию по сравнению с организациями традиционных обществ, общие критерии оценок деятельности снижают возможности личных и родственных связей.

Главное достоинство бюрократии , по Веберу, — это высокая хозяйственно-экономическая эффективность: точность, быстрота, знание, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность. Главный недостаток — игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости.

Таким образом, бюрократия для М. Вебера — «идеальный тип» управления, ориентированный на рациональное и эффективное выполнение стоящих перед организацией задач. В действительности же ни одна реально существующая организация не может в полной мере соответствовать веберовской модели бюрократии.

Несмотря на многочисленные недостатки, бюрократия, по мнению ряда специалистов, сохраняет свою работоспособность в качестве формы управления и в настоящее время. Поэтому одна из задач современного управления — корректировать деятельность бюрократии в соответствии с принципами, разработанными М. Вебером.

Российский социолог А.И. Пригожий (р. 1940) выделяет следующие признаки современной организации:

  • целевую природу;
  • распределение членов организации по ролям и статусам;
  • разделение труда и специализацию функций;
  • построение по вертикальному (иерархическому) принципу;
  • наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;
  • целостность социальной системы.

Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей:

  • цели-задания - оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более высокого уровня;
  • цели-ориентации — совокупность целей, реализуемых через организацию;
  • цели-системы - цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему.

Все многообразие социальных организаций классифицируют по разным критериям. Так, американский социолога. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:

  • добровольные , члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профессиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др.);
  • принудительные , членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьмы, психлечебницы и др.):
  • утилитарные, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).

Современные российские социологи выделяют в основном следующие виды организаций:

  • деловые , членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);
  • общественные , представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т.д.);
  • промежуточные , сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, товарищества и т.п.);
  • ассоциативные , возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

Типологию организаций можно произвести по отраслевому признаку : промышленно-хозяйственные, научно-исследовательские, административно-управленческие, финансовые, образовательные, социокультурные, лечебные и др.

Современные организации имеют сложную систему управления, включающую следующие характеристики:

  • выработка стратегии управления организацией;
  • деятельность по руководству персоналом организации;
  • получение, отбор и распределение деловой и социально значимой информации;
  • рациональное распределение ресурсов организации;
  • проведение кадровой политики;
  • ведение деловых переговоров;
  • внедрение принципов инновационного управления;
  • распространение рекламы;
  • планирование и проектирование работы в организации;
  • контроль и координация действий работников.

Это далеко не полный перечень функций специалиста, осуществляющего управленческую деятельность. В настоящее время такие специалисты являются ключевыми фигурами в организации. Вместе с тем внутри организаций могут складываться неформальные связи и отношения, возникающие стихийно в результате продолжительного межличностного и внутригруппового общения. Неформальные отношения служат своеобразным механизмом снятия напряжения, порожденного противоречием между индивидуальными интересами и жесткими правилами формальной организации, но иногда они могут оказать негативное влияние на деятельность организации.

Таким образом, социальная организация играет важную роль в жизни общества. По образному выражению американского социолога У. Уайта, современный человек — это «человек организации». В свою очередь, организация требует от него ориентацию на рациональный стиль поведения, компетентность, знания и умения. При этом социология призвана решать социальные проблемы оптимизации условий эффективного функционирования организаций.

Виды социальных организаций

Выделяют два основных типа организации — и неформальную. Их отличает друг от друга степень формализации всех существующих в ней связей, взаимодействий и отношений. Однако на практике в организациях присутствуют как формальный аспект, так и неформальный.

Формальный аспект организации — главное, что отличает организацию от других социальных явлений. Организованность подразумевает наличие устойчивой формы, жесткого иерархического каркаса взаимоотношений. Формальный характер социальной организации проявляется в наличии постоянной статусной структуры, комплекса формализованных норм, устойчивого разделения обязанностей и полномочий. Основой формализации является функциональное разделение труда. В соответствии с системой разделения труда складываются и фиксируются на формальном

уровне различия статусов. Статусы упорядочиваются иерархически по сходству функциональных задач и между ними устанавливаются отношения руководства-подчинения.

Неформальный аспект организации проявляется в обязательном наличии в ней своеобразного «фона», который составляют морально-психологическая атмосфера, межличностные отношения, неявное лидерство, симпатии и антипатии людей. Между «формой» и «фоном» всегда существуют сложные диалектические отношения нерасторжимой взаимосвязи.

Кристаллизация формальной структуры социальной организации составляет процесс инсгитуционализации. В ходе этого процесса формальная структура обретает как бы самостоятельное существование, не зависящее от конкретного индивида и его воли. Именно в силу такой «самостоятельности» она настолько отрывается от индивида, что перестает реагировать на индивидуальную изменчивость, утрачивает какой бы то ни было психологизм, превращаясь в социальное как таковое.

Классический функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон, А. Этциони) рассматривает формальную организацию как самоуравновешивающуюся систему, самодостаточную в своей объективности. Главное, что отличает организацию от всех других видов групп, — это сознательное целеполагание. Организация создается с конкретной, ясно осознаваемой целью и сознательно планирует действия своих членов. Этциони указывает натотальный характер организации для общества: «Мы рождены в организации, воспитаны в ней, мы посвящаем работе в организации значительную часть своего существования... Большинство из нас в ней и умирает, и когда наступает час похорон, самая большая из организаций — государство — должна выдать разрешение на захоронение».

Степень организованности социальных отношений и повседневной жизни максимальна в индустриальном обществе. Возникновение крупных форм производства и капитала в конце XIX в. потребовало решения следующих вопросов: как рационализировать трудовой процесс и управление производством, как достигнуть поставленных целей и одновременно максимально удовлетворить потребности участников их достижения. Ответ на эти вопросы попытались дать Ф. Тайлор в своей управленческой концепции бюрократии и М. Вебер в теоретической концепции

бюрократии. Обе концепции объединяла вера в возможность идеальной социальной организации, которая может обеспечить бесперебойную, идеально скоординированную трудовую деятельность и такое же идеальное управление. Залогом всего этого, по Веберу, становилось следование принципу рациональности.

Согласно концепции М. Вебера , образование формальной структуры общества — его организация — происходит на основе прогрессирующей рациональности. Чем более зрелым становится общество, тем рациональнее оно стремится организоваться. Оно освобождается от иррациональных представлений и традиций. В нем складывается бюрократическая организация, основанная на профессиональном управлении, стабильности и жестко фиксированной иерархии.

Описывая «идеальный тип», т.е. не существующую реально теоретическую модель бюрократии, выделил семь основных отличительных черт, характеризующих бюрократическую организацию:

  • разделение труда, закрепленное в формальных правилах или законах (перечень должностных обязанностей);
  • вертикально-иерархический порядок подчинения;
  • наличие публичного офиса, или канцелярии, где хранятся письменные документы, отражающие деятельность организации, ведется деловая переписка, принимаются жалобы;
  • наличие официальной процедуры подготовки должностных лиц;
  • наличие штатных работников, постоянно весь рабочий день занятых делами организации;
  • наличие официальных правил, регламентирующих режим работы организации, распределение выходных и рабочих дней, часы перерыва, приема посетителей и т.д.;
  • лояльность каждого работника по отношению к организации в целом, принятие ее правил, деятельность в интересах целого.

Эта формальная система регламентации направлена на то, чтобы действия индивидов, включенных в организацию, были максимально предсказуемыми, легко координируемыми и просто контролируемыми.

Вебер считал, что предельное развитие бюрократии должно обеспечить абсолютную эффективность управления, идеальную быстроту и слаженность функционирования социального механизма. Ее преимуществами выступают безличность, отчужденность от индивида, однозначность отношений, поскольку это скорее жесткая абстрактная схема, голый чертеж, главным достоинством которого является четкость. Одновременно Вебер отмечал и недостатки бюрократического управления, такие, как нехватка гибкости, необходимой для адекватного реагирования на нестандартные ситуации, шаблонность мышления и действий, что влечет за собой неспособность допустить возможность непредвиденных последствий любого действия, не вписывающихся в шаблон.

Из исторической практики и позднейших исследований социологов (например, Р. Мсртона, показавшего неизбежность «непредвиденных последствий») стало ясно, что не может быть в принципе идеально функционирующей формальной организации. Формальная организация ригидна, в то время как живая социальная действительность изменчива и всегда богаче и многообразнее бюрократической схемы. Более того, формальная организация оперирует лишь ролями — начальник, подчиненный, секретарь, ревизор — и не видит за ними реальных людей, поскольку не может учитывать индивидуальности индивидов, их психологии, межличностных отношений, возникающих между ними. Она действуете простой и четкой логикой и настолько безлична в своей механической инерции, что порождает феномены «мертвых душ» и подпоручиков Киже.

Современная социология организаций критически воспринимает веберовскую теорию бюрократии. Т. Парсонс, А. Гоулднер и многие другие социологи видят основное противоречие в том, что реальное лицо, находящееся на вершине бюрократической пирамиды, далеко не всегда обладает достаточными специальными знаниями. Его статус формального лидера дает ему большие властные полномочия в рамках организации, тогда как профессиональный авторитет и компетенция принадлежат неформальному лидеру. Поэтому рядом с формальной иерархией возникает неформальная, и такое состояние может стать источником постоянных конфликтов.

Бюрократическая организация может стать препятствием на пути творческих поисков и нововведений. По мнению французского социолога М. Крозье, творчество возможно в таких организациях, где существуют нормы, поощряющие нововведения, но уклад бюрократической организации, ориентированный на единообразие и беспрекословное подчинение вышестоящим структурам, не дает необходимой свободы для введения инноваций.

Система бюрократического контроля поощряет не независимость мышления, а конформность и дисциплину, поэтому бюрократическая организация является позитивным фактором при решении простых задач и несовместима с творческим процессом.

Решение сложных задач, предполагающих высокую степень неопределенности и непредсказуемости условий, требует иной организации управления.

В бюрократической организации собственные интересы индивидов преобразуются во всеобщие интересы и цели организации как единого субъекта. Это обусловливает нивелирование индивидуально-творческого начала во имя сохранения бюрократической структуры. Кроме того, при таком сплавлении интересов цели верхушки иерархии отождествляются с интересами организации в целом. В конечном счете целью бюрократии становится сохранение материальных и иных привилегий правящей элиты, сложившейся системы социальной регламентации и в целом управленческого статус-кво.

В западной социологии разработана иная типология организаций, включающая различные модели организаций, предложенные зарубежными исследователями. Рассмотрим наиболее известные.

Организация как трудовой процесс (тайлоризм), основу которой составляет блок «человек — труд». Поведение работника, согласно этой модели, полностью детерминировано извне по рационализированной схеме.

Организация — машина , рассматривающая организацию как безличный механизм, построенный из формализованных связей, статусов, целей в виде многоуровневой административной иерархии. Такая система предполагает полную управляемость, контролируемость, человек в ней выступает не в конкретных проявлениях, а лишь как абстрактный «человек вообще» (А. Файоль, Л. Урвик и др.).

Организация — община , где главным регулятором выступают принятые в организации нормы поведения. Большую роль в этой среде играют неформальные отношения в виде возникающих довольно часто неформальных ассоциаций. Подобная организованность удовлетворяет социальные потребности индивида (в общении, признании, принадлежности) и контролирует его поведение (через остракизм, осуждение). Эта естественно возникшая система слабо поддается управлению, действующему прежними методами. Она представляет собой «организацию в организации» и единственно эффективным методом управления для нес является включение в эту систему (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер и др.).

Социотехническая модель организации, основывающаяся на зависимости внутри групповых связей от технологии производства. В то же время существует и влияние социально-психологической организации группы на производительность.

Интеракционистская модель , рассматриваемая как система длительных взаимодействий между работниками. Индивиды вносят в организацию собственные ожидания и ценности в зависимости от ситуации, оказывая влияние на цели и структуру организации. В результате формальных и неформальных взаимодействий и значительного влияния последних возникает большая неопределенность для управления, риск для решений (Ч. Барнард, Г. Сай- мен, Дж. Марч и др.).

«Естественная» организация (основанная на идеях Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Этциони и др.). Функционирование организаций рассматривается как объективный, самосовершающийся процесс, в котором субъективное начало не является преобладающим. Под организованностью в рамках этой модели понимается гомеостатическое состояние системы, позволяющее ей самонастраиваться при воздействиях извне или изнутри. Большая роль в функционировании этой организации принадлежит специально не планируемым, стихийным факторам. Такой подход позволяет рассматривать организацию как специфическое социальное явление, развивающееся по собственным, мало известным закономерностям, вследствие чего возникают многочисленные непредвиденные ситуации.

Бюрократическая модель организации М. Вебера, близкая к модели организация-машина, в основе которой находится концепция рационализации («бюрократизации») поведения человека в организациях.

Типы социальных организаций

Рассмотрим типологию социальных организаций по общественным системам. Важнейшим демосоциальной организацией доиндустриального обществе была семья. Она управлялась по законам обычного права и функционировала на основе системы обычаев, традиций, обрядов, жесткого подчинения начальнику — отцу. В индустриальном европейском обществе семья стала социальным институтом, регулировалась любовью, моралью, правом. При переходе к постиндустриальному обществу семья превращается в социальную группу, теряя свои институциональные черты. Это еще раз показывает сложную диалектическую связь между социальной группой, институтом и организацией.

Экономические организации — это сельскохозяйственные, промышленные, транспортные, строительные и т. п. предприятия, занятые производством, распределением, потреблением и обменом материальных социальных благ и услуг. Их деятельность сопровождается системой бирж, банков, сберкасс и т. п. финансовых организаций. Производственные и финансовые организации обеспечивают функционирование и развитие экономической системы общества. Они различаются в государственных (азиатских) и рыночных (европейских) обществах.

В рыночных обществах производственные и финансовые организации создаются предприимчивыми собственниками средств производства для производства каких-то товаров и получения прибыли. Они объединяются постепенно в холдинги, тресты, корпорации, банки, образуя рыночную экономику мира. В государственных обществах подобные организации создаются государственной властью — например, ГАЗ в СССР. Они входят в состав отраслевых монополий-министерств, образуя государственную экономику страны.

Предприятие включает в себя орган управления производством (дирекцию, производственно-экономическую бюрократию), который разрабатывает устав, план, выбирает средства, контролирует деятельность предприятия. Предприятие функционирует на основе разделения и координации труда множества профессиональных групп, регулируемых моральными, административными и т. п. нормами.

Важнейшей политической организацией общества является государственная власть , которая включает в себя: 1) законодательную, исполнительную, судебную ветви; 2) госаппарат (аппарат управления, или бюрократию (чиновничество)); 3) правовые нормы (конституцию, законы, должностные инструкции), определяющие права и обязанности органов власти и их представителей; 4) вещественные ресурсы власти: финансы, здания, оружие, связь, тюрьмы и т. п.

Государственная власть создается и совершенствуется на протяжении постпервобытной истории человечества. Целями-функциями государственной власти является защита от иных государств (или нападение на них), поддержание порядка, организация хозяйственной жизни. Она представляет собой иерархическую систему управления обществом во главе с монархом или президентом, парламентом, правительством и т. д. Эта система действует на основе жесткой дифференциации деятельности статусов и ролей. Систему статусов и ролей поддерживает система правовых, административных, моральных, материальных регуляторов (ценностей, норм, традиций и т. п.).

Духовная система общества включает в себя мировоззренческие (церковь, партии и т. п.), художественные (творческие ассоциации и т. п.), образовательные (школа, вуз и т. п.), научные организации (академии наук и т. п.). В данной системе общества преобладают социальные институты, а не организации. Это значит, что отношения между управляющими органами и управляемыми организациями-институтами определяются не административными и правовыми нормами, а идеологией, ментальностями, моралью (совестью, долгом и т. п.). В советском обществе — как разновидности тоталитарного — КПСС, Академия наук и т. п., были в большей мере организациями, чем институтами.

Тип социальных организаций зависит от исторической эпохи. В постиндустриальной (постэкономической) эпохе, которую открывают сейчас передовые страны, появляются постиндустриальные (постэкономические) транснациональные корпорации (ТНК). Их характеризуют следующие черты: 1) их деятельность основана не на командно-административном управлении, строгой иерархии статусов и ролей, а на модульной схеме, когда небольшие ассоциированные группы работников работают на основе общего мировоззрения, ментальности, установок; 2) собственностью работников становится процесс творчества, а не его условия, вследствие чего происходит усиление зависимости руководства и владельцев корпораций от работников; 3) работники в таких корпорациях воспринимают работу как творчество, т. е. деятельность, побуждаемую духовными (самореализация) интересами.

Высшим типом организованности социальной группы и общности выступает социальная организация. Это банки, предприятия, университеты, магазины, система транспорта и т.д. У социальной организации есть свои название, устав, цели, сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников, головной офис, униформа и даже служебная машина руководителя.

В широком смысле к социальной организации причисляют самые разные типы социальных общностей, не обязательно имеющих иерархическое строение: государство, трудовые коллективы, племя, семью, малые группы, бандитские группировки, молодежные объединения, крестьянское хозяйство и др. Примерами служат также политическая партия, правительственное учреждение, банк, сталелитейная компания, симфонический оркестр, футбольная команда, клуб по интересам, совет учредителей. К социальной организации не относятся расы и этнические группы (у них нет программы), социальные классы (нет четко выраженной коллективной идентичности, самотождественности и списка членов), клики и игровые группы, а также социально-политические течения. Государство относится к социальной организации, нация – нет. В отечественной и зарубежной социологии предмет исследования социальной организации обычно ограничен рамками деловой организации: предприятие, фирма, банк, корпорация, цех и т.п.

Социальные организации обладают такими чертами, которые напоминают свойства других типов коллективностей. Например, статусные иерархии в социальных организациях и в социальных классах чем-то сходны. Но в организации высший, равный и низший статусы точно предопределены как должности. Понижение и повышение в должности иногда резко меняет поведение человека, круг его обязанностей, рабочее место. Ничего этого нет в системе социальной стратификации общества. По отношению к социальному классу или социальному слою нельзя точно сказать, занимает индивид более высокое место, чем другой (инженер или учитель), или нет. Такие оценки всегда приблизительны, субъективны.

Каждый тип социальной организации имеет жестко ограниченный набор форм (или видов). Известны три основные формы семьи (нуклеарная, патриархальная, расширенная), брака (моногамия, полиандрия, полигиния). Со времен Аристотеля известны шесть типов политической власти (монархия, аристократия, конституционализм, тирания, олигархия, демократия). Те социальные организации, которые ограничены подобным способом, долгое время сохраняют устойчивость, становятся социальными институтами. Даже развиваясь независимо в разных странах, они проходят одни и те же этапы, имеют много общего. Например, моногамия как социальный институт схожа и у аборигенов Австралии, и у современных европейцев. То же самое можно сказать об институте бюрократии, у которого гораздо больше общих черт, чем различий, в Древнем Египте и Китае, в средневековой Европе и современной Америке. Социальные институты сохраняются почти неизменными даже в то время, как изменяются или вовсе исчезают общества и страны. Благодаря существованию исторически устойчивых типов социальных организаций возможны сравнительные (компаративные) исследования в социологии. Так, Макс Вебер сравнивал бюрократию в различные эпохи, а Карл Маркс выделял исторически повторяющиеся общественные формации.

Устойчивость социальной организации основана на законах совместной деятельности людей. Когда несколько человек взаимодействуют достаточно длительное время, у них возникает стабильное партнерское поведение (больше сходства, чем различий; в новых ситуациях чаще действуют согласованно, чем порознь; каждый может предсказать, как поведет себя партнер в незнакомой ситуации), идентичность установок и взглядов, сильная уверенность в том, что они способны развиваться как личности именно в тесной связи друг с другом (например, любящие супруги).

Большинство социологов понимали социальную организацию как особую подсистему предприятия. Например, В. Г. Подмарков выделял в ней три уровня: основной производственный коллектив (предприятие), вторичный коллектив (цех) и первичный, или контактный, коллектив (бригада). Ткань социальной организации, по его мнению, состоит из различных типов социальных связей:

  • формальная связь означает функционально обусловленную и закрепленную в служебных инструкциях систему отношений между людьми. Формальная структура коллектива возникает на пересечении трех типов связей: функциональных, профессиональных и иерархических;
  • неформальная связь основана на внеслужебных межличностных контактах людей;
  • полуформальная связь возникает между администрацией и общественными организациями (парткомом, профкомом, комитетом комсомола);
  • внеформальная связь представляет собой вариант неформальной связи. Ее особенность состоит в том, что формальные цели достигаются при помощи неформальных средств;
  • официальная связь практически совпадает с формальной, поскольку обе основаны па административных предписаниях. Отличие между ними состоит в том, что всякая официальная организация является также формальной, но не всякая формальная организация признана вышестоящими органами власти в качестве официальной;
  • неофициальная связь развивается между людьми за и вне рамок должностных инструкций и официально установленных регламентов.

Понятие социальной организации выполняет роль соединительного звена между двумя другими важными категориями – предприятием и коллективом, при этом коллектив предприятия понимается и как совокупность работников, и как совокупность возникающих между ними социальных отношений .

Социальной организация – социальная система, отличающаяся единством деятельности, обладающая списком членов, программой и уставом, целями и задачами. Ее принято относить к открытым системам. Основные элементы социальной организации: должность, позиция, власть, авторитет, престиж, организационная культура, топография, компетентность.

Различают формальную организацию, состоящую из официальных служебных отношений, и неформальную, подразумевающую неформальные служебные (дружеские) отношения. Первую возглавляет руководитель, вторую – лидер. Обе функции могут выполняться одним лицом, тогда носитель авторитета (неформальное признание) становится субъектом власти (формальное признание). Но как только лидера малой группы назначают руководителем, группа выделяет из своих рядов нового лидера.

Социальная организация – это совокупность индивидов, ролей и других элементов, систематически взаимосвязанных между собой для достижения результатов, которые недоступны разрозненным индивидам. Она представляет собой такой способ совместной деятельности людей, при котором социальная организация принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.

Социологи полагают, что социальная организация – это структура, предназначенная для координации деятельности двух и более людей путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели. Подобная формулировка включает в себя:

  • а) распределение функций (горизонтальная специализация) между бригадами, участками, цехами, отделами (структура и способы их действия оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами);
  • б) субординацию должностей (вертикальная специализация) – объем и мера ответственности в принятии решений на разных уровнях;
  • в) систему коммуникаций, т.е. средства и каналы передачи информации, которая движется сверх}" вниз (передача распоряжений, указаний, заданий), снизу вверх (отчеты подчиненных) и по горизонтали (консультации и обмен мнениями равных по рангу).

Все функции объединяет руководство, т.е. организация процесса управления, обеспечивающая принятие оптимального решения и его практическое осуществление, а также контроль и проверку исполнения.

Таким образом, социальная организация – это совокупность иерархически расположенных социальных позиций (статусов), выполняемых функций (ролей), форм деятельности, отношений и связей работников. В социальной организации единицей служит не индивид как таковой, а его роль . Поэтому социальную организацию можно определить как совокупность подобных ролей, объединенных в систему благодаря каналам коммуникации. Кроме того, социальная организация – это целевая группа , т.е. объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей упорядоченным образом. Однако главное, что привлекает к социальной организации внимание социологов, наличие в ней социальной иерархии , особой системы распределения ролей и статусов, сложной мозаики социальных отношений и взаимодействия, куда обязательно надо включить виды, типы и формы власти, лидерство, престиж, служебную карьеру, вознаграждения, санкции, нормы и правила поведения и т.п.

Крупная социальная организация в миниатюре напоминает общество, ибо в первой мы найдем все то, что существует во втором. Разница лишь в масштабе: общественная иерархия состоит из больших социальных групп (классов, страт, сословий, каст), а организационная – из малых: высшая администрация, линейные руководители, штабные руководители, супервайзеры (низшие управленческие чины) и так называемые индивидуальные контрибьютеры – служащие и рабочие, не имеющие никого в подчинении.

  • Подробнее см.: Подмарков В. Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973.

Социальная организация – это объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур. Признаки социальной организации: целевая природа; распределение членов организации по ролям и статусам; разделение труда и специализацию функций; построение по вертикальному (иерархическому) принципу; наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации; целостность социальной системы.

Ключевым элементом социальной организации выступает цель.

Выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций :

деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);

общественные организации, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т.д.);

промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т. п.);

ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

Типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные и др.

Социальная организация играет важную роль в жизни общества. Современный человек – это «человек организации». Организация требует от него ориентацию на рациональный стиль поведения, компетентность, знания и умения. В свою очередь личность может реализовать эти качества только в рамках эффективно работающей организации.

16. Бюрократия как особый вид социальной группы. Неизбежность появления бюрократии особенности её отношения к общественному достоянию и собственной роли в обществе. Принципы «идеальной бюрократии» М. Вебера. Понятие адхократии.

В социологии под бюрократией понимается безличный механизм управления, основанный на формально-рациональных отношениях и иерархической системе власти.

Согласно Веберу, распространение бюрократии в современном обществе неизбежно. Развитие бюрократической власти - это единственный способ справиться с административными требованиями крупномасштабных социальных систем. Вебер связывает становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривает ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Бюрократия для Вебера – «идеальный тип» управления, ориентированный на рациональное и эффективное выполнение стоящих перед организацией задач. Веберовский идеальный тип рациональной бюрократии отличается следующими основными особенностями:

1. строго иерархическая структура;

2. формальное статусное подчинение;

3. управление по формальным, безличным правилам;

4. эмоциональная нейтральность отношений.

Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации, поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующа. Современная социология отмечает ограниченность и неэффективность бюрократии. Адхократия — противоположность бюрократии. Адхократия игнорирует классические принципы менеджмента, согласно которым у каждого есть определенная, постоянная роль, и представляет собой гибкую организацию, где индивидуумы могут при необходимости свободно использовать свои таланты.

17. Понятие социального института, основные виды социальных институтов, их предназначение

Социальный институт - это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Основные институты есть в каждом обществе - от самого примитивного до самого современного.

В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить основные виды социальных институтов:

институт семьи и брака ;

экономические институты ;

политические институты ;

социокультурные и воспитательные институты (образование, наука, искусство, религия и др.).

Существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов: установки и образцы поведения (для института семьи – привязанность, уважение, доверие; для института образования – стремление к знанию); культурные символы (для семьи – обручальные кольца, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фирменная марка, патентный знак; для религии – крест, иконы); утилитарные культурные черты (для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, фабрика, оборудование; для образования – классы, библиотека); устные и письменные кодексы поведения (для государства – конституция, законы; для бизнеса – контракты, лицензии); идеология (для семьи – любовь, совместимость; для бизнеса – свобода торговли, расширение дела; для религии – православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).

Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции.

Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их социальных связей.

18. Социальный прогресс как процесс и как идея. Критерии социальной прогрессивности. Проблема социального прогресса в современном мире.

Ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят опрогрессе. В противном случае имеет месторегресс.

Социальный прогресс — это глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации. Прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории.

Прогресс и локален, и глобален. Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя.

Реформы называются социальными , если они касаются преобразований в тех сферах общества или сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам (введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице и др). Они касаются социального положения различных слоев населения, ограничивают или расширяют их доступ к образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Сравнивая эволюцию обществ, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одна из них — закон ускорения истории. Он свидетельствуетоб уплотнении исторического времени: на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Новейшая история составляет одну тысячную часть всемирной истории. Но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период.