Танки 2 мировой войны 3 рейха. Танковый парк третьего рейха. «Четвёрки» на европейской арене

6.05.2012

В различных книгах и телепередачах мне постоянно встречалась оценка Пантеры как одного из лучших танков Второй Мировой. А в передаче на канале «Нэшинел Джиографик» его вообще назвали абсолютно лучшим танком, танком, «опередившим своё время».

Историческая справка
Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V «Пантера» - немецкий танк периода Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941-1942 годах как основной танк Вермахта. По немецкой классификации, «Пантера» считалась средним танком. В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с 27 февраля 1944 года, фюрер приказал использовать для обозначения танка только название «Пантера».
Боевым дебютом «Пантеры» стала битва на Курской Дуге, впоследствии танки этого типа активно использовались Вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. По мнению ряда экспертов, «Пантера» является лучшим немецким танком Второй Мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк имел ряд недостатков, был сложен и дорог в производстве и эксплуатации. На базе «Пантеры» выпускались самоходно-артиллерийская установка (САУ) «Ягдпантера» и ряд специализированных машин для инженерных и артиллерийских частей немецких вооружённых сил.

Каково же было реальное значение для хода войны столь выдающейся машины? Почему же Германия, имея столь выдающийся танк, не разгромила наголову Советские бронетанковые силы?

Батальоны «Пантер» на Восточном фронте. Период с конца 1943 по 1945 год

«Пантеры», уцелевшие на Курской Дуге, собрали в составе 52-го танкового батальона, который 24 августа 1943 года переименовали в I. Abteilung/Panzer-Regiment 15. 51-й батальон в начале августа получил новые 96 «Пантер» и остался в составе гренадерской дивизии «Grossdeutschland». К концу августа 52-й батальон безвозвратно потерял 36 «Пантер». По состоянию на 31 августа 1943 года в 52-м танковом батальоне было 15 боеспособных танков, ещё 45 машин находилось в ремонте.
В конце августа 1943 года на фронт прибыл 1. Abteilung/SS-Panzer-Regiment 2, входивший в состав танковой дивизии СС «Das Reich». Этот батальон насчитывал 71 «Пантеру». Три командирских танка находилось при штабе, а в каждой из четырех рот было по 17 машин: две в штабной секции и по пять в каждом взводе. 31 августа 1943 года в батальоне был 21 боеспособный танк, 40 машин нуждалось в ремонте, 10 было списано.
Четвертым батальоном «Пантер», оказавшимся на Восточном фронте, был II. Abteilung/Panzer-Regiment 23. Батальон располагал 96 «Пантерами», из которых большинство составляли Ausf. D, но было и несколько Ausf. A. Пятой частью был I. Abteilung/Panzer-Regiment 2, оснащенный 71 «Пантерой», главным образом Ausf. А. Из рапорта 13-й танковой дивизии от 20 октября 1943 года:
«Из-за угрожающей обстановки на фронте, батальон был брошен на передовую, едва успев выгрузиться. Батальон действовал по ротам. Из-за спешки наладить взаимодействие с гренадерами не удалось. Часто без надобности переходя в контратаки, танковые отделения поддерживали действия пехоты. Как выяснилось позднее, такое использование танков противоречило основным тактическим принципам, однако положение на фронте не оставляло выбора».
Ниже приведены выдержки из рапортов командира I. Abteilung/Panzer-Regiment 2. гауптмана Боллерта, охватывающих период с 9 по 19 октября 1943 года:
Тактическая подготовка

«Недостаточная тактическая подготовка экипажей серьезно не сказалась на боеспособности батальона, так как более половины личного состава батальона имеет боевой опыт. В таком окружении молодые солдаты быстро повышают свою квалификацию. Многие молодые механики-водители, только что закончившие танковую школу, с большим усердием поддерживали свои танки в боеспособном состоянии. В любом случае, очень желательно иметь опытного командира взвода».
Техническая подготовка в Германии

Во время нескольких недель подготовки механики-водители и техперсонал изучали не всегда то, что требуется на передовой. Некоторые из солдат занимались все время каким-либо одним заданием, например, меняли опорные катки. Таким образом, у многих не было целостного представления об устройстве PzKpfw V. Под руководством опытного инструктора молодые солдаты иногда достигали отличных результатов за очень непродолжительное время. Возможность изучить матчасть есть на каждом заводе, собирающем танки.
Механические проблемы

Уплотнитель головки цилиндров прогорел насквозь. Разрушен вал топливного насоса.
Сорваны болты на большой шестерне бортовой передачи. Часто наблюдается выпадение заглушек, что приводит к вытеканию масла. Масло также часто вытекает через шов между кожухом бортовой передачи и бортом танка. Болты, которыми бортовые передачи крепятся к борту корпуса, часто ослабевают.
Верхний подшипник вентилятора часто заедает. Смазка недостаточна, даже если уровень масла в норме. Повреждения вентилятора часто сопровождается повреждением привода вентилятора.
Подшипники карданного вала выходят из строя. Привод гидравлического насоса изнашивается.
Проблемы с вооружением: сцепление компрессора залипает, что мешает работе системы продувки ствола. Прицел TZF 12 выходит из строя в результате попаданий в маску пушки. Расход оптики для прицела очень высок.
Совершенно необходимо оснастить танк курсовым пулеметом для борьбы с пехотой противника. Необходимость в курсовом пулемете ощущается особенно остро, когда спаренный пулемет замолкает.
Лобовая броня PzKpfw V очень хороша. 76,2-мм бронебойные снаряды оставляют на ней вмятины не глубже 45 мм. «Пантеры» выходят из строя при прямом попадании 152-мм фугасных снарядов - снаряд проламывает броню. Почти все «Пантеры» получили лобовые попадания 76-мм снарядов, при этом боеспособность танков практически не страдала. В одном случае маску пушки пробил 45-мм снаряд, пушенный с дистанции 30 м. Экипаж не пострадал.
Однако бортовая броня очень уязвима. Борт башни на одной из «Пантер» был пробит из противотанкового ружья. Борт другой «Пантеры» также был пробит мелкокалиберным снарядом. Все эти повреждения происходят во время боев на улицах или в лесу, где закрыть фланги не представляется возможным.
Прямое попадание артиллерийского снаряда в нижнюю часть лобовой брони привело к тому, что лопнули сварные швы, а от бронеплиты откололся кусок несколько сантиметров длиной. Очевидно, шов был проварен не на всю глубину.
Юбка показала себя достаточно хорошо. Крепления листов недостаточно надежны и очень неудобно расположены. Поскольку листы подвешены на расстоянии 8 см от борта танка, они легко отрываются ветвями деревьев и кустарников.

Новые опорные катки не вызывали нареканий. Почти все «Пантеры» теряли ход из-за разрывов фугасных снарядов. Один опорный каток пробит навылет, три повреждено. Раскололось несколько опорных катков. Хотя 45-мм и 76-мм снаряды пробивают траки, они не могут иммобилизовать танк. В любом случае «Пантера» может своим ходом покинуть поле боя. Во время продолжительных маршей на предельной скорости быстро изнашиваются резиновые бандажи на опорных катках.
Пушка показала себя превосходно, отмечены только единичные незначительные проблемы. Лобовая броня КВ-1 уверенно пробивается с дистанции 600 м. СУ-152 пробивается с дистанции 800 м.

Новая командирская башенка имеет довольно удачную конструкцию. Диоптр, очень помогавший командиру танка в наведении пушки на цель, отсутствует. Три передние перископа следует сместить чуть ближе друг к другу. Поле зрения через перископы хорошее, но невозможно использовать бинокль. При попадании снарядов в башню оптика перископа часто выходит из строя и требует замены.
Кроме того, перископы механика-водителя и стрелка-радиста следует лучше герметизировать. Во время дождя вода проникает внутрь и сильно затрудняет работу.

Буксиры Bergepanther отлично зарекомендовали себя. Одного Bergepanther достаточно для эвакуации одного танка в сухую погоду. По глубокой грязи даже двух буксиров недостаточно для эвакуации одной «Пантеры». К настоящему времени буксиры Bergepanther эвакуировали 20 «Пантер». В общей сложности поврежденные танки буксировали на расстояние 600 м. Bergepanther использовались только для того, чтобы отбуксировать подбитые танки с передовой в ближний тыл. Опыт батальона показывает, что необходимо иметь как минимум четыре буксира Bergepanther, хотя бы и за счет обычных 18-тонных буксиров. Оснащенность буксиров радиостанциями оказалась кстати. Во время боя командиры Bergepanther получали указания по радио.
Чтобы буксировать одну «Пантеру» в сухую погоду требуется два тягача Zugkraftwagen 18t. Однако по глубокой грязи даже четыре 18-тонных тягача не могут сдвинуть танк.

16 октября батальон начал атаку силами 31 танка. Хотя пройденное расстояние было невелико, 12 «Пантер» вышло из строя из-за механических поломок. К 18 октября 1943 года батальон располагал 26 боеспособными «Пантерами». 39 танков нуждалось в ремонте и 6 машин пришлось списать. В период с 9 по 19 октября среднее количество боеспособных танков составляло 22 «Пантеры».
Результаты: подбито 46 танков и 4 самоходных орудия. Уничтожено 28 противотанковых пушек, 14 артиллерийских орудий и 26 противотанковых ружей. Наши безвозвратные потерн - 8 танков (6 подбито и сгорело во время боев, два разобрано на запчасти).»
Из-за механической ненадежности «Пантер» и высокого уровня потерь 1 ноября 1943 года Гитлер решил отправить на Ленинградский фронт 60 танков без двигателей, которых следовало врыть в землю напротив Кронштадской бухты. С 5 по 25 ноября 1943 года 60 «Пантер» (полностью боеспособных) отправили в распоряжение командования Группы Армий «Север».30 ноября 1943 года командование L армейского корпуса сообщило, что 60 «Пантер» поступило в ведение 9-й и 10-й полевых дивизий люфтваффе. «Пантеры» были по три врыты вдоль линии обороны, имея перед собой простреливаемое пространство 1000-1500 м. Если по какой-то причине три танка окопать рядом не представлялось возможным, одиночную машину усиливали пехотой и противотанковой пушкой. 10 наиболее боеспособных машин оставили на ходу в качестве мобильного резерва.
Из состава I. Abteilung/Panzer-Regiment 29 выделили 60 человек (20 командиров, 20 механиков-водителей, 15 наводчиков и 5 стрелков-радистов). 26 декабря III танковый корпус получил приказ собрать все сохранившие подвижность «Пантеры» в составе I. Abteilung/Panzer-Regiment 29. Окопанные «Пантеры» остались в ведении дивизий.
В ноябре 1943 года два батальона «Пантер» прибыли на Восточный фронт. Это были Abteilung/Panzer-Regiment 1, насчитывавший 76 «Пантер» (в роте 17 танков), а также Ableilung/SS-Panzer-Regiment 1, полностью укомплектованный 96 «Пантерами». Оба батальона действовали в составе своих дивизий.
В начале ноября 1 батальон 15-го танкового полка получил пополнение в виде 31 «Пантеры». В конце декабря 1943 года I батальон 1-го танкового полка получил 16 новых «Пантер». Не считая 60 «Пантер», отправленных на Ленинградский фронт, всего в 1943 году на Восточный фронт было отправлено 841 «Пантера». К 31 декабря 1943 года немцы располагали только 217 «Пантерами», из них лишь 80 сохранили боеспособность. 624 танка было списано (потери 74%).

С 5 по 11 декабря 1943 года 76 «Пантер» доставили в I батальон 2-го танкового полка. Еще 94 «Пантер» прибыли в качестве пополнения в другие батальоны. Однако все эти танки впервые использовали в бою уже в январе 1944 года.
5 марта 1944 года Гудериан сообщал:
«Как показал опыт последних боев, «Пантеру», наконец, удалось довести до ума. В рапорте от 22 февраля 1944 года, поступившем из 1-го танкового полка, говорится: «В нынешнем варианте «Пантера» годна для фронтового применения. Она значительно превосходит Т-34. Почти все недостатки устранены. Танк имеет превосходное бронирование, вооружение, проходимость и скорость. В настоящее время средний пробег мотора находится в пределах 700-1000 км. Число поломок двигателя уменьшилось. Поломки бортовых передач больше не отмечаются. Рулевое управление и трансмиссия достаточно надежны».
Однако этот рапорт из 1-го танкового полка оказался преждевременным. Действительно, «Пантера» хорошо себя чувствовала зимой на подмерзшем грунте, но уже в рапорте от 22 апреля 1944 года из I батальона 2-го танкового полка сообщается о многочисленных технических проблемах, вызванных весенним бездорожьем:
В рапорте обобщен опыт, полученный в период между 5 марта и 15 апреля 1944 года.

Двигатель Maybach HL 230 Р30;
В общем, новые двигатели гораздо надежнее предшественников. Иногда двигатель без ремонта проходит до 1700-1800 км, причем 3 «Пантеры», пройдя это расстояние, по-прежнему остаются на ходу. Но характер поломок не изменился: разрушение механических частей и повреждение подшипников.
Пожары двигателя

Количество пожаров в двигательном отделении заметно сократилось. Выявлены следующие причины пожаров:
Утечки масла через клапаны из-за плохих уплотнителей. Капли масла падают на раскаленные выхлопные трубы и воспламеняются.
В некоторых случаях отмечается переполнение карбюратора. Свечи заливаются бензином и не дают искры. Несгоревшее топливо затем выбрасывается в выхлопные трубы и просачивается наружу через уплотнители, становясь причиной пожара.Трансмиссия

Срок службы трансмиссии также увеличился. В среднем, каждые 1500 км пробега выходит из строя 3-я передача, причем ремонту в полевых условиях поломка не поддается. Выход из строя 3-й передачи объясняется ее перегрузка при движении по грязи. Поскольку заменить трансмиссию иногда не удается, мы эксплуатировали три «Пантеры» с неисправной коробкой передач. Переключение со 2-й сразу на 4-ю передачу иногда вызывало поломку сцепления, но ремонтировать сцепление гораздо проще. Случается, что танки проходят без поломки сцепления по 1500-1800 км, причем 4 «Пантеры» уже перекрыли этот рекорд.

Быстрый износ рулевого управления также обусловлен постоянной ездой по бездорожью. Рулевое управление имеет достаточно сложную конструкцию, а квалификации механиков-водителей недостаточно для того, чтобы самостоятельно устранить возникающие неисправности. Поэтому танками управляют с помощью бортовых тормозов, что приводит к их быстрому износу и частому выходу из строя.
Бортовые передачи
Очень часто танки выходят из строя из-за поломок бортовых передач. Например 11 марта пришлось заменить бортовые передачи на 30 танках. Левая бортовая передача выходит из строя чаще, чем правая. Болты на большой шестерне бортовой передачи часто срываются. Особенно неблагоприятно влияет на бортовые передачи движение задним ходом по грязи.

Подвеска и гусеницы
После 1500-1800 км пробега наблюдается сильный износ гусениц. Во многих случаях направляющие зубья отламываются или сгибаются. Четырежды гусеницы пришлось менять целиком, так как ни на одном траке не осталось направляющего зуба.
Несмотря на то, что надежность танков заметно возросла, следует продолжать предпринимать попытки повысить надежность в еще большей степени. Для этого необходимо, чтобы «Пантеры» были приспособлены к следующим боевым ситуациям:
Работа двигателя на предельных режимах при движении вверх по склону или по глубокой грязи.
Рулежка при движении задним ходом (неизбежный маневр во время боя).
Перегрузка сцепления.
Снижение уровня поломок также объясняется возросшим опытом механиков-водителей и командиров танков. В 4-й роте 2-го танкового полка танк ефрейтора Габлевского (PzKpfw V. Fgst.Nr. 154338. Motor Nr.83220046) к настоящему времени прошел без ремонта 1878 км и по прежнему сохранил полную боеспособность. За все это время потребовалось поменять несколько опорных катков и гусеничных траков. Расход масла на танке составляет около 10 л. на 100 км. На «Пантере» до сих пор стоят двигатель и трансмиссия, смонтированные еще на заводе.»
Для того, чтобы закрыть огромную брешь на Восточном фронте, сделанную Красной Армией в июле 1944 года, было спешно сформировано 14 танковых бригад. Лишь семь из них отправили на Восточный фронт. Остальные семь пришлось отправить на запад, поскольку в августе 1944 года союзники начали во Франции успешное наступление. В каждой бригаде с номером от 101 до 110. а также в Fuehrer - бригаде имелось по одному батальону «Пантер». Батальон состоял из штаба (3 «Пантеры») и трех рот, по 11 «Пантер» в каждом (2 при штабной секции и по 3 в трех взводах).
С августа 1944 года бомбардировки союзников стали сказываться на производительности немецких танковых заводов. Производство «Пантер» падало, а потери на фронтах, напротив, росли. Пришлось пойти на сокращение танков в батальонах. Например, в I. Abteilung/Panzer-Regiment73160;10 имел три машины при штабе и 17 «Пантер» во 2-й и 4-й ротах.

В I батальоне танкового полка «Hermann Goering» было 4 «Пантеры» при штабе батальона и по 14 «Пантер» в каждой из четырех рот (две «Пантеры» в штабной секции и по четыре в трех взводах). По той же схеме организовывались 1 батальоны 6-го, 11-го, 24-го и 130-го танковых полков. В этих четырех батальонах все 60 «Пантер» были оснащены приборами ночного видения. Полевые испытания закончились неудачно. поэтому все приборы ночного видения демонтировали и отправили на склад еще до отправки частей на фронт.
После провала наступления на Западном фронте, в феврале 1945 года 8 дивизий (1-я. 2-я, 9-я, 10-я и 12-я дивизия СС, а также 21-я дивизия, 25-я гренадерская дивизия и гренадерская дивизия «Fuehrer»), насчитывавшие в общей сумме 271 танк, были переброшены на восток.

12 февраля 1945 года генерал-инспектор танковых войск приказал 1-й роте 101-го танкового батальона танковой бригады «Fuehrer» начать войсковые испытания прибора ночного видения FG 1250. Десять «Пантер» роты были отправлены в Альтенграбов, для оснащения ноктовизорами. Кроме того, рота получила три SdKfz 251/20. оснащенных ИК-прожекторами BG 1251 (Uhu). 26 марта 1945 года майор Вёльварт и гауптман Ритц доложили о ходе первого ночного боя с использованием ИК-прицелов. Бой прошел успешно, приборы ночного видения оказались достаточно надежны. Получив обнадеживающие результаты, немецкое командование оснастило ИК-прицелами танки в следующих частях:
I./PzRgt 6 (3. PzDiv) - 1 марта 10 штук;
Ausbildungs-Lehrgang Fallingbostel - 16 марта 4 штуки;
I./PzRgt 130 (25. PzGrDiv) - 23 марта 10 штук:
I./PzRgt 29 (PzDiv Muenchenberg) - 5 апреля 10 штук;
4. Kp/PzRgt 11-8 апреля 10 штук.
За исключением четырех «Пантер», отправленных в Фаллингбостель, все машины, оснащенные FG 1250 (50 штук), участвовали в боях на Восточном фронте.

Наибольшее количество боеспособных «Пантер» было в распоряжении немецкого командования летом-осенью 1944 года. В это время пиковое число боеспособных танков достигло 522 штуки. В то же время Красная Армия располагала несколькими тысячами Т-34, КВ-1, ИС-2 и M4 Sherman. Несмотря на множество локальных успехов, «Пантеры» так и не смогли переломить ход войны.
Ну и что же мы имеем в сухом остатке? Кроме боевых и технических характеристик у любой боевой машины есть ещё и другие характеристики. Такие как надёжность, ремонтопригодность, а самое главное — цена и вытекающая из неё возможность к массовому производству. Если оценивать голые цифры технических характеристик, то машина выглядит выдающейся, даже статистика боёв с нашими танками говорят в пользу «Пантеры». Но вышеперечисленные качества, которые зачастую уходят от внимания простых любителей военной истории, делают её просто аховой. И несмотря на своё техническое совершенство эта машина практически погубила Третий Рейх, оставив его фактически без танков. По этим качествам «Пантера» не опередила своё время, а, скорее, запоздала. Она должна была появиться в предвоенный период, и все её детские болезни должны были быть устранены ещё перед войной, а не в критический для Германии момент.
Была ли альтернатива? Я её лично не вижу. Перед войной такая машина появиться не могла. Так как она стала результатом осмысления боёв против Т-34
Что же нужно было делать Германии? Вероятно, правы те коллеги, которые писали, что единственным правильным действием было бы продолжение модернизации Т-IV. Машины достаточно устаревшей, которая по моему мнению, даже в большом количестве, вряд ли б изменила ход войны.

Первоисточник http://alternathistory.org.ua/

Все, что когда-либо происходило в истории, несмотря на грифы секретности, как правило, рано или поздно становится доступным общественности. Нет такого секрета, который бы не был спустя годы раскрыт. Эта истина относится и к секретным разработкам конструкторами гитлеровской Германии совершенно новых и уникальных танков, которые при положительном стечении обстоятельств могли сыграть решающую роль в конце Второй Мировой войны. Планам верхушки Третьего Рейха о мировом господстве так и не суждено было сбыться, а их танки из серии "Е" так и остались на уровне экспериментальных образцов. Несмотря на то что боевые машины так и не стали производиться серийно, сегодня многие эксперты вооружения называют их венцом технической мысли германских конструкторов, и необходимо признать, что на то есть все основания.

E-50 - средний танк

Из всех различных планов программы Entwicklung (или же сокращенно "Е") на средний танк под кодом Е-50 возлагались самые большие надежды. Данной машине предстояло поменять не только лишь морально устаревшие Pz.IV, но и “Panther”, что, несомненно, возлагало на конструкторов особые обязанности. Кстати будет отметить, что, кроме Е-100, данный план был более близким к претворению в жизнь.

В 1944 году, потерпев ряд поражений на всех фронтах, Германия перешла на полную экономию энергоресурсов и сырья. Правда танки выпускались в тех количествах, что и ранее, но в сравнении с бронетанковой техникой противников они уступали по всем параметрам, от защиты до огневой мощи и ходовых качеств. Кроме этого, низкая безопасность ходовой части “пантер” была на руку противнику. Спастись от этих недочетов было возможно только лишь переработав конструкцию шасси. Проведение работ по созданию совершенно новой боевой машины было доверено двум компаниям - Daimler-Benz и MAN. Единым руководителем проекта был назначен гениальный инженер и прекрасный руководитель - генерал Х.Е.Кникамп.

Времени оставалось немного, из-за этого значительная часть составляющих была элементарно скопирована с действующих образцов танков и прежде всего с прекрасно себя зарекомендовавшего в условиях реальных боев “Tiger II”. Для того, чтобы облегчить серийное производство, в заводских условиях на каждом из этапов разработки новых танков вносились определенные усовершенствования и проводились работы по определенной унификации планов Е-50 и Е-75, но довести их до логического завершения не получилось.


Одним из ключевых вопросов, который в кратчайшие сроки предстояло решить германским конструкторам, являлась слабая ходовая часть. Шасси с размещение катков в шахматном порядке, ранее использованное на “Panther” и “Tiger”, имело ряд минусов, значительно влиявших на общую боеспособность танков. Плюс к тому, с технологической стороны аналогичная схема была очень далека от идеальной, и как следствие появилась необходимость в совершенно новом типе ходовой системы, более простой.

Нельзя не признать тот факт, что немецкие конструкторы с поставленной задачей справились довольно успешно - в 1944 году компанией MAN была предложена уникальная схема подвески, зачастую называемая “тихий блок”. Она состояла из сдвоенных катков от танка “Tiger II” поперечником 800 мм, объединенных в совместный блок. Опорные катки устанавливались на подпружиненных рычагах и располагались по различные стороны однодгребневого трака, правда, в их конструкции применялись валы идентичной длины. Присутствие особого подшипника-распорки давало возможность изменять состояние колеса по отношению к гребню трака. Пружины с установленным внутренним амортизатором собирались из обычных шайб Bellevielle и собирались в цилиндрах.

С формой корпуса и бронированной его защитой определились в предельно короткие сроки. В основном он был взят от “Tiger II”, но угол наклона лобовых бронеплит был несколько увеличен. Поэтому по компоновке и габаритным размерам Е-50 и “Tiger II” были примерно одинаковы.

В качестве силового агрегата было решено применять модернизированную версию мотора Maybach HL230, именуемую HL234. Данная модель была снабжена системой прямого впрыска горючего и на краткое время позволяла увеличить мощность с имеющихся 900 до 1200 л.с. Размещение топливных баков, вентиляторов и радиаторов было аналогичное с размещением на “Tiger II”, что всецело исключало установку узлов коробки в кормовой части корпуса.

Башню для нового танка Е-50, с целью экономии времени и средств, позаимствовали от танка “Panther II”, который с 1944 года был снят с серийного производства. Разработкой данной конструкции занимались конструкторы Daimler-Benz и Skoda, экспертами которых был предложен гораздо удешевленный и больше технологичный при серийном производстве вариант башни с реальной возможностью установки орудия KwK44 75-мм. Толщина бортов была доведена до 60 мм, а спрямленного лобового бронированного листа до 120 мм. Кроме стандартно великолепной оптики, было запланировано на башню “Panther II” установить стереодальномер фирмы Zeiss, устройство ночного видения и гидростабилизаторов. По рабочей документации данная башня проходила под кодовым названием Schmalturm.

К огромному разочарованию командования Panzerwaffe планы по перевооружению фронтовых частей новыми танками всецело провалились. Правда к маю 1945 г. были проработаны главные узлы конструкции Е-50 и этими трофейными разработками в полном объеме воспользовались французы, танкостроительная промышленность которых на основе наработок немецких конструкторов создала свой танк - ARL-44.

E-75 - тяжелый танк

По идее создания танков единой серии Е, тяжелый Е-75 должен был по своему внешнему виду напоминать Е-50. Ключевым различием была установка более толстой брони и гораздо более мощного основного орудия. Ходовая часть как тяжелого, так и среднего танка должны быть идентичными. Это все делалось с целью при серийном производстве на одной линии собирать различные модификации.

Е-100 - сверхтяжелый танк

E-100 - германский сверхтяжелый танк времен 2-й Мировой войны. К моменту ее окончания работы над созданием танка Е-100 близились к финишу. Разработка проектной конструкции и постройка первого опытного образца велись компанией Адлер из Франкфурта-на-Майне. Датой начала проектирования танка Е-100 считается 30 июля 1943 года. Не обращая внимание на личное распоряжение Гитлера в декабре 1944 года пресечь все работы над созданием сверхтяжелых танков, проектирование и постройка макета были продолжены в Хаустенбеке в районе Падерборна. С начала 1945 года были готовы ходовая часть и шасси. К началу испытаний на боевую машину установили мотор Майбах HL 230, коробку OG 401216 В компании Майбах и рулевое управление Хеншель L 801. Гусеницы шириной трака 1000 мм разработала и приготовила к установке компания Адлер. Впрочем, танк, оборудованный этими гусеницами, не подходил под габариты жд платформы, что затрудняло бы транспортировку при передислокации.

При разработке танка Е-100 воспользовались классической для немецкого танкостроения коробкой передач - мотор размещался в корме, а ведущие колеса - во фронтальной части танка. Бронированная защита: 240 мм (лобовая часть) и 120 мм (борта). В качестве вооружения на Е-100 было запланировано установить орудие калибра 150 или же 170 мм спаренное с 75-мм орудием Maus Turret. Предполагалось, что Е-100, снаряженный мотором Maybach HL 234 и управляющим устройством "Mekydro", будет развивать крейсерскую скорость до 40 км/ч. Опытный образец Е-100 был захвачен в плен в районе Падерборна английскими войсками.

С капитуляцией Германии во Второй Мировой войне рухнули и планы верхушки Вермахта создать танки, способные покорить мир!

В оенная история знает множество имен героев различных родов войск. Такие герои были и в танковых войсках третьего рейха, во время проведения военных операций 1939 – 1941 годов. Принято считать, что от 100 до 168 танков смогли подбить семнадцать танковых экипажей, а те, кто подбил свыше 120 танков, считаются танкистами – асами.

1. Курт Книспель (Kurt Knispel)

Первое место среди танкистов-асов в гитлеровской армии занял Курт Книспель, на счету которого 168 официально подтверждённых подбитых танков и около тридцать не подтвержденных. Так же Книспель был признан лучшим танкистом среди всех участников войны. Все свои удачные военные операции он провел, будучи участником войны с Советским союзом, хотя и в боях на Западном направлении он тоже участвовал. Курт был судетским немцем, военная карьера началась с обучения в танковых войсках в 1940 году, и уже в октябре был переведен в действующие войска. Во время службы воевал на всех видах танков Вермахта, исключая «Пантеру».

Большинство своих побед одержал, будучи наводчиком танка – 126 танков противника, то есть выстрелы, он производил лично, и еще 42, будучи уже командиром экипажа танка. Книспель отличался скромностью и в случае, когда какой-либо танк не засчитывался, как его победа то он не настаивал. К тому же статистика учитывала только уничтоженные танки, а не подбитые, в ином случае на счету аса было бы около 170 танков. Танкиста четырежды представляли к награждению рыцарским железным крестом, однако так его он и не получил, ввиду своеобразного характера и частых конфликтов с командованием.

Погиб немецкий танкист почти в самом конце войны. Он был ранен на чешском направлении во время боя с советскими войсками, причем именно тогда он и подбил свое 168 танк. Спасти Курта не удалось, он умер в госпитале и был похоронен в братской могиле. Уже в 2013 году во время раскопок его останки были найдены и опознаны по именному медальону. Вскрытие подтвердило, что он погиб от попадания осколка мины в голову.

2. Мартин Шройф (Martin Schroif)

Вторым по количеству уничтоженных во время войны танков является Мартин Шройф. Немецкие документы заявляют об уничтожении им более 161 танка противника. Однако к такой информации многие историки относятся с некой долей скептицизма, так как не найдено не одного открытого источника информации, который может подтвердить эти данные, поэтому многие сходятся во мнении, что подвиги Шройфа это «утка» нацистской пропаганды. Мартин находился на службе в СС с 1936 года, и принимал участие в войне с 1939 года. В 1942 году был командиром мотоциклетного подразделения, а с марта 1944 находился в подчинении

102-го танкового батальона. Данные о том, где служил Мартин в 1943 году, отсутствуют. В 1944 году он служит уже, будучи унтерштурмфюрер, хотя документов о его назначении не сохранилось. Считается, что, будучи командиром немецкого «Тигра» в Нормандских боях уничтожил четырнадцать танков. После гибели в одном из боев командира Эндемана, с июня 1944 года Мартину пришлось командовать ротой до середины июля. Был представлен к Рыцарскому кресту, однако не получил его из-за конфликта с командованием. Единственный факт упоминания боевых заслуг Мартина Шройфа это упоминание его в воспоминаниях командира второй роты 102 батальона Эрнеста Стренга, во время боя в районе Вира. Имя Шройфа упоминалась в книгах майора Дж. Хоу о боях в Нормандии.

Умер Мартин Шройф в 1979 году. Как уже говорилось, возникают сомнения о достоверности его подвигов, так как слабо верится, что всего за три-четыре месяца службы на «Тигре» и «Королевском Тигре» он смог подбить 161 танк. Также сомнения вызывает тот факт, что Мартин так и не получил высоких военных наград Рейха, да и вообще о его награждении какими-либо медалями отсутствует.

3. Отто Кариус (Otto Carius)

Третьим по результативности танковым асом нацистской Германии. Был Отто Кариус. За время войны он ликвидировал около 150 танков и самоходных орудий артиллерии противников. За время своей карьеры Отто воевал на лёгком танке «Шкода» и тяжёлом «Тигре». Его имя, вместе с именем другой танковой легенды Михаэлем Виттманом, стало легендарным в армии нацистской Германии. Свою военную компанию он начал на советском направлении, а после тяжелого ранения за год до окончания войны был переведён на западный фронт. Именно здесь он получил приказ от командира сдаться в плен войскам Соединённых Штатов, и ними был отправлен в лагерь для военнопленных.

Из лагеря ему удалось бежать, благодаря хитрости – он смог добыть простую одежду и, назвавшись местным жителем, был отпущен. После окончания войны Отто работал фармацевтом. Позже открыл свою аптеку. Скончался легендарный танковый ас в 2015 году. Точное количество подбитых им танков и САУ неизвестно, так как немецкие источники не всегда имели подтверждение и были спорными. Так, Отто присвоил себе только за 22 июля 1944 года двадцать три уничтоженных танка, за 23 число два танка и за 24 семнадцать танков. Причем эти данные в немецких и советских источников существенно расходились. Причем иногда доходило до абсурда, немцы заявляли о количестве подбитых танков в несколько раз больше, чем их присутствовало на поле боя.

Так же Кариус приписывал на свой счет и один сбитый самолет противника. За время войны Кариус был пять раз ранен. Своим командованием он был представлен к Железному кресты 1 и 2 класса, Рыцарскому кресту Железного креста с Дубовыми листьями, причем Дубовые листья лично вручались Генрихом Гиммлером. Помимо этих были еще и другие медали, и нагрудные знаки. В 1960 году бывший немецкий танковый ас опубликовал книгу «Тигры в грязи», где он описал весь свой военный путь со своими друзьями и экипажами танков.

4. Ганс Бёльтер (Hans Bёlter)

Немецким танкистом, по праву занявшим четвертое место среди танкистов-асов был Ганс Бёльтер. В восемнадцать лет он поступает на военную службу в кавалерию, но позже получает перевод в немецкий моторизированный батальон, где проходит обучение на бронемашинах. К началу польской компании Ганс был унтер офицер и получил в командование тяжелый танковый взвод. Во время участия в польской оккупации Ганс подбил четыре танка и был награжден Железным крестом второго класса. Во время наступления на французском направлении 1940 года Бёльтер получил ранение. Однако до этого успел проявить свое геройство, и был награжден Железным крестом первого класса, чёрным знаком и серебряным нагрудным знаком.

В наступление на СССР Бёлтер принимал участие с первого дня, причем уже через две недели танк Ганса был подбит, но весь экипаж остался жив. После этого его перебросили на Московский фронт, однако из-за полученного вскоре ранения он был отправлен в Германию, после выздоровления работал инструктором в офицерской школе. В январе 1943 года Ганс был отправлен под Ленинград. Здесь он был командиром вначале танка Pz.Kpfw.III Ausf.N, позже получил в свое командование тяжёлый танк «Тигр». Так участвую в бою во время проведения советскими войсками операции «Свет Искры», именно танк Бёлтера возглавлял одно из наступлений немецкий войск. За один только проведенный бой экипаж Ганса подбил семь советских танков. Здесь же был подбит и танк Ганса, однако он с экипажем спасся. Сам Ганс получил очень тяжелые ранения и был направлен в полевой госпиталь. Однако пролежав в госпитале всего восемь дней, Ганс сбежал оттуда к своему отряду.

Прибыв в подразделение, он узнал, что немецкие войска понесли громадные потери, и командир его роты погиб. Уже спустя несколько дней Ганс получает в управление новый танк и в следующем же бою уничтожает два танка противника, увеличив, таким образом, количество уничтоженных танков до тридцати четырёх. Ганс продолжал свое участие в войне до 1945 года, и последний бой принял возле Штекленбаха. Арестован он был в 1949 году, но в 1950 его отпустили, он сбежал в ФРГ, где и умер в 1987 году. На счету Бёлтера было 139 уничтоженных танков.

5. Михаэль Виттман (Michael Wittmann)

На пятом месте в рейтинге немецкий танковых асов находится Михаэль Виттман, подбивший со своим экипажем 138 танков. Он принимал участие в немецкой агрессии с первых дней. Первые бои он провел в Польше и Прибалтике, с 1941 участвует в боях на Восточном фронте, где уже в первом бое уничтожает шесть танков. С 1943 Виттман командует ротой немецких «Тигров», с которой и участвует в сражении на Курской дуге».

Во время участия в курском сражении Михаэль смог ликвидировать тридцать советских танков и около тридцати артиллерийских орудий. С этого момента в Германии Виттмана называли «величайшим танкистом в истории». Когда стало ясно, что операция «Цитадель» провалилась, и началось массовое немецкое отступление, то отряду Михаэля было поручено прикрывать отвод техники и пехоты. Виттман пользовался особым отношением Адольфа Гитлера. Однажды на церемонии вручения Виттману Рыцарского креста, Гитлер, узнав о потере танкистом в бою зубов, распорядился, чтобы ему помог личный стоматолог фюрера. Таким образом, в 1941-1943 году Виттман воюя на советском направлении смог, уничтожить 119 танков красной армии.

В начале 1944 года Михаэль был переведен на западное направление во Францию, где также смог отличится. Так в одном из контрнаступлений союзных войск, он имеет под командованием всего пять танков отразить контратаку союзников. После этого подвига он получает предложение перейти на службу инструктором в танковую школу, однако он не согласился. В конце лета 1944 года Михаэль, находясь на штабной службе, получает перевод во Францию. Принимая участие в бою возле деревни Синтье, танк Виттмана попал в окружение и был уничтожен. Сам танкист считался пропавшим без вести и только в 1987 году во время строительства дороги был обнаружен его труп, который и опознали по нагрудному знаку.

Pz.Kpfw.IV оказался самым многочисленным танком Третьего рейха, и среди всей немецкой бронетехники уступает пальму первенства только САУ StuG III/40. После Второй мировой войны боевой путь «четвёрки» не закончился – в 1942 44 годах Германия поставила сотни этих машин своим союзникам, которые продолжали их эксплуатацию ещё долгие годы.

Неделю назад Warspot рассказывал о том, как создавался и модернизировался Pz.Kpfw.IV – самый массовый танк в истории Третьего рейха. О боевом применении четвёртого «панцера» армиями разных стран читайте в продолжении статьи.

«Четвёрки» на европейской арене

По состоянию на 1 мая 1940 года, когда вермахт готовился напасть на Францию и страны Бенилюкса, на его вооружении находилось 278 Pz.Kpfw.IV (из 3381 имевшихся в наличии танков). Ими, в основном, вооружались танковые дивизии, задействованные в операции «Удар серпом» , которым предстояло отсечь всю северную группировку союзников, продвигаясь вдоль рек Эна и Сомма от Арденн к Ла-Маншу. В каждой из трёх дивизий (1-й, 2-й и 10-й) XIX танкового корпуса, которым командовал генерал танковых войск Хайнц Гудериан, находилось по 36 Pz.Kpfw.IV, а в остальных ТД, в среднем, насчитывалось по 24 «четвёрки». Эти машины использовались, в основном, для штурмовки пехотных укреплений противника, но иногда их приходилось бросать и против вражеской бронетехники.

Столкновения с французскими тяжёлыми танками В-Ibis, средними Somua S35 и британскими Matilda II показали, что короткая 75-мм пушка KwK 37 совершенно бесполезна против их брони, однако фугасное и осколочное действие её снарядов могло вывести из строя ходовую часть машин противника, что не раз выручало немецких танкистов. Всего в эту кампанию немцы потеряли подбитыми 97 танков Pz.Kpfw.IV, из которых безвозвратные потери составили 30 машин.

Подбитый Pz.Kpfw.IV Ausf.С на ремонте. Франция, Шато-Ферри, 1940 год
Источник – panzerfrontbis.narod.ru

Снова на европейской арене боевых действий «четвёрки» появились уже летом 1943 года, когда союзники высадились на Сицилии (а в июне 1944 года – и во Франции). К тому времени Pz.Kpfw.IV, сильно «набравшие» в броне и вооружённые новейшими 75-мм орудиями KwK 40 L/48, стали опасными противниками для бронетехники союзников.

Днём 11 июня 1944 года танковая рота из состава 12-го танкового полка 12-й дивизии СС «Hitlerjugend» под командованием оберштурмфюрера СС Ганса Зигеля контратаковала 6-й Канадский бронетанковый полк, который без сил поддержки пытался прорваться и освободить французский городок Ле-Мениль-Патри в Нижней Нормандии. Немцы подбили 37 «шерманов» и заставили канадцев отступить, потеряв при этом лишь два Pz.Kpfw.IV. Командир Pz.Kpfw.IV из того же полка унтершарфюрер СС Вилли Кречмер за время боёв в Нормандии подбил 15 танков союзников, в том числе и в тяжелейшем сражении в районе города Кан.

Впрочем, локальные успехи «четвёрок» мало влияли на общую ситуацию. Союзники захватили полное господство в воздухе, и если не могли уничтожить немецкую бронетехнику с земли, то подключали к этому авиацию. К 9 июля дивизия «Hitlerjugend» потеряла около 60% личного состава, а во второй половине августа её основные уцелевшие силы попали в Фалезский «мешок».


Танк Pz.Kpfw.IV Ausf.Н №625 из состава 12-й ТД СС «Hitlerjugend»
Источник – waralbum.ru

Африканский вояж

В танковых подразделениях, которые Гитлер отправил в Северную Африку для поддержки Муссолини в начале войны, четвёртых «панцеров» было немного. Из 339 единиц бронетехники, которую первоначально получил в своё распоряжение командующий корпусом «Африка» Эрвин Роммель , только 40 машин (12%) были самыми тяжёлыми танками вермахта (основную массу техники составляли Pz.III (42%), а остальные танки и бронеавтомобили были лёгкими).

В силу своей «специализации» «четвёрки» применялись, в основном, для штурма. Согласно воспоминаниям английских танкистов, зачастую Pz.IV при наступлении внезапно открывали огонь из своих орудий, причём стреляли не по какой-либо определённой цели, а просто создавали стену огня по ходу своего движения на дальностях 2000–3500 м. Это делалось для того, чтобы навести ужас на обороняющихся – и часто вполне удавалось.


Немецкие танки Pz.Kpfw.IV Ausf.F проезжают мимо подбитого и захваченного британского бронетранспортёра Bren Carrier (версия с 13,9-мм противотанковым ружьём Boys)
Источник – pinterest.com

Сами же немцы, в особенности командование корпуса «Африка», к своим танкам относились довольно скептически. Вот что писал по поводу «четвёрок» генерал-майор фон Меллентин (в 1941 году в звании майора он занимал должность третьего офицера штаба корпуса): «Танк Pz. Kpfw.IV завоевал у англичан репутацию грозного противника главным образом потому, что был вооружён 75-мм пушкой. Однако эта пушка имела низкую начальную скорость снаряда и слабую пробивную способность, и хотя мы и использовали Pz. Kpfw.IV в танковых боях, они приносили гораздо большую пользу как средство огневой поддержки пехоты». Избегание прямого контакта с противником привело к тому, что потери среди «четвёрок» были относительно небольшими – к ноябрю 1941 года в составе корпуса их оставалось 35 единиц.

Как и в Европе, на африканском фронте «четвёрки» стали использовать иначе с появлением машин, вооружённых орудиями KwK 40 с длинными стволами. Первые Pz.Kpfw.IV Ausf.F2 прибыли в Триполи летом 1942 года. К концу июля из тринадцати Pz.Kpfw.IV, которыми располагал Роммель, восемь относились именно к этой серии (британцы указывали их как Panzer IV Special).

В процессе продвижения немецко-итальянских войск на восток рос поток подкреплений Роммелю из Германии. На утро 23 октября перед началом второй битвы за Эль-Аламейн из 234 немецких танков (по данным Даниэля Гульельми) 8 составляли штурмовые Pz.Kpfw.IV и 30 – «четвёрки» с длинным стволом. Всего на вооружении немецко-итальянской танковой армии находилось 617 танков и САУ без учёта итальянских лёгких танков и танкеток. Подавляющее большинство всей этой техники было потеряно во время отступления немцев в Тунис в течение следующих трёх месяцев.


Американские солдаты осматривают уничтоженный немецкий танк Pz.Kpfw.IV. Тунис, долина Эль-Геттар
Источник – waralbum.ru

В конце 1942 года немцы дополнительно перебросили из Франции 10-ю танковую дивизию, на вооружении которой находились Pz.Kpfw.IV Ausf.G. 14 февраля войска Роммеля разгромили американцев у Кассерина, но это был их последний успех. 23 февраля войска стран «Оси» в Африке вынужденно перешли к обороне, и их силы таяли под постоянными ударами союзников. На 1 мая 1943 года у немцев оставалось только 58 танков, 17 из которых приходилось на Pz.Kpfw.IV. Менее чем через две недели немецкие силы в Северной Африке капитулировали.


Pz.Kpfw.IV из 10-й ТД. Тунис
Источник – ayay.co.uk

Танковый парк Третьего рейха

К началу Второй мировой войны на вооружении танковых войск Третьего рейха состояли легкие танки Pz Kpfw I, Pz Kpfw II, чешские танки Pz Kpfw 35(t), Pz Kpfw 38(t), средние танки Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV, различные САУ и бронетранспортеры.

Вооружение танков состояло в основном из малокалиберных пушек и пулеметов, что давало им возможность создавать на близких расстояниях зону огня, необходимую для поражения и деморализации живой силы противника, а высокая скорость движения танков являлась главным фактором стремительного и глубокого прорыва в глубь территории противника.

Опыт боевых действий в Польше и Западной Европе выявил низкие боевые качества 37- и 50-мм германских короткоствольных пушек, снаряды которых в большинстве боевых столкновений не могли пробить броню французских тяжелых танков. В связи с этим на танк Pz Kpfw III в 1940 г. была установлена более мощная 50-мм пушка. Выяснилось также, что броневая защита и запас хода германских танков недостаточны.

Готовясь к нападению на СССР, Третий рейх стремился к количественному увеличению своего танкового парка. Важную роль в его увеличении сыграли захваченные Германией чешские заводы, которые в первой половине 1941 г. давали одну пятую танков, которые поступали на вооружение германской армии. На 1 июня 1941 г. в составе вооруженных сил Германии и её сателлитов насчитывалось 4198 танков и 377 штурмовых орудий. Для операции предназначалось 3712 танков и САУ, из которых средних танков Pz Kpfw III было 2348 и Pz Kpfw IV - 438. Не сказывавшиеся до нападения на Советский Союз недостатки в организационной и технической оснащенности танковых войск III рейха проявились после жестоких столкновений с новыми советскими танками Т-34 и КВ, которых к началу войны в составе Красной армии было немного (танков КВ - 504 машины). В течение первых месяцев кровопролитных боев подразделения немецких легких танков Pz Kpfw I и Pz Kpfw II быстро теряли свой штатный состав . В конце 1941 г. в Германии был прекращен выпуск всех легких танков, которые не отвечали требованиям борьбы с новыми советскими танками. Безвозвратные потери немецких танков с июня по ноябрь 1941 г. составили 2251 единиц, из них 348 средних танков Pz Kpfw IV. В то время Pz Kpfw IV являлись лучшими немецкими танками. Однако их броню пробивали не только пушки новых советских танков Т-34 и КВ, но и пушки легких танков Т-26 и БТ, а также 45-мм советские противотанковые пушки (так называемые «сорокопятки»).

Появление в боях танков Т-34 потребовало коренного изменения конструкции немецких танков, а также их тактического применения . Если ранее основной задачей танковых подразделений вермахта было подавление пехоты и артиллерии противника, то теперь основной задачей становилось поражение танков противника на максимальной дальности. Для этого предполагалось перевооружить все средние танки 75-мм длинноствольными пушками.

Несмотря на модернизацию средних танков Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV, направленную на увеличение их огневой мощи и броневой защиты, по основным своим показателям они продолжали уступать новым советским танкам. Поэтому танк Pz Kpfw III, составлявший основу танковых частей в 1940-1942 гг. , с июня 1943 г. больше не выпускался, а на его базе создавались различные образцы специальных танков и САУ. Средний танк Pz Kpfw IV , неоднократно модернизированный, оставался в производстве до конца войны.

Реалии боевых танковых столкновений на Восточном фронте в первые месяцы войны приводила гитлеровское руководство к созданию новых видов бронетанковой техники и, в первую очередь, тяжелых танков, имеющих достаточную броневую защиту и большой орудийный потенциал. В августе 1942 г. началось серийное производство тяжелого танка Pz Kpfw VI «Тигр» , вооруженного 88-мм пушкой (первоначально она создавалась как зенитное орудие). С августа 1942 г. по август 1944 г. было выпущено 1354 «Тигра», плюс 5 танков Порше, использовавшихся в учебно-тренировочных целях.

В ноябре 1942 г. был создан новый, более маневренный танк Pz Kpfw V «Пантера» с 75-мм длинноствольной пушкой, который должен был компенсировать недостатки танка «Тигр». По разным критериям он может быть отнесен и к средним, и к тяжелым танкам. Для увеличения надежности броневой защиты танка немецкие специалисты заимствовали форму корпуса советского танка Т-34. Всего было выпущено 5967 танков Pz Kpfw V «Пантера». На базе танка Pz Kpfw V «Пантера» выпускались: истребитель танков «Ягдпантер» (88-мм пушка, 392 единицы) и БРЭМ «Бергепантер» (339 единиц).

Последним тяжелым танком был выпущенный в январе 1944 г. еще более тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf B Konigstiger («Тигр-2» или «Королевский тигр » , 68 тонн). В нем германские конструкторы хотели соединить маневренность «Пантеры» с огневой мощью «Тигра». Впервые Pz Kpfw VI B участвовали в бою на Сандомирском плацдарме в августе 1944 г. К этому времени советские войска получили тяжелый танк ИС-2, оснащенный 122-мм пушкой, который по всем показателям превосходил «Королевский тигр».

Всего за годы Второй мировой войны Германия произвела почти 27 тыс. танков.

ПРОИЗВОДСТВО БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ III РЕЙХА

Год

1934

1935

1936

1937

1938

1939

1940

1941

1942

1943

1944

1945

Итого

Танки

1611

3178

4291

6158

8205

1057

27401

САУ

1794

5988

10777

3439

22737

Всего

1803

3725

6085

12146

18982

4496

50138

После поражения под Курском немецкие войска перешли к стратегической обороне, что обусловило резкое увеличение выпуска самоходных установок. К тому же производство танков требовало по технологии большего времени на их изготовление. В 1943 года выпуск различного типа САУ по количеству сравнялся с выпуском танков. В августе 1944 года производство танков составило 865 единиц, что явилось наивысшим показателем за все годы войны. Выпуск самоходных артиллерийских установок к концу 1944 года превысил 1000 в месяц. Общий же выпуск танков и самоходных орудий в Германии достиг своего максимума в последние месяцы 1944 г. - до 1800 машин в месяц.

В зависимости от боевого назначения самоходные артиллерийские установки (САУ) подразделялись на истребители танков, противотанковые самоходные установки, штурмовые орудия, самоходные полевые орудия и зенитные самоходные установки.

Ведущую роль стали играть САУ – истребители танков . Всего за время войны германская промышленность произвела 5 120 истребителей танков.

Готовясь к летней кампании 1943 года, немецкое командование делало ставку на новые тяжелые танки и САУ, в том числе истребитель танков «Фердинанд » (Pz Jäg «Ferdinand»), иногда называемый «Элефант» (Elefant - слон). «Элефант» («Фердинанд») создавался для борьбы с советскими танками Т-34 и КВ. Он имел массу 68 тонн и был вооружен 88-мм длинноствольной пушкой, которая первоначально создавалась для вооружения частей ПВО. К началу битвы на Курской дуге было изготовлено 90 истребителей танков Pz Jäg «Фердинанд».

В течение 1944 г. на базе танка Pz Kpfw IV производился истребитель танков с 75-мм пушкой Jagdpanzer IV (Pz Jag IV). Истребитель танков Jagdpanzer IV представлял собой улучшенную версию StuG III, выполнял на фронте те же функции и постепенно заменил StuG III в войсках. Всего было выпущено 769 истребителей танков Jagdpanzer IV.

С августа 1944 г. двумя разными танкостроительными предприятиями (Фомаг и Нибелун-генверке) одновременно выпускались улучшенные варианты истребителя танков Jagdpanzer IV с 75-мм пушкой увеличенной длины PaK 42 L/70:

Pz IV/70 (V) - 930 единиц (производитель - Фомаг),

Pz IV/70 (A) - 278 единиц (производитель - Нибелунгенверке).

В связи с возрастающим производством советских танков и САУ в танковых войсках Третьего рейха возникла необходимость создать относительно дешевый и, таким образом, массовый по производству истребитель танков. Для этой цели было решено использовать базу чешского танка Pz Kpfw 38(t). Этот истребитель танков получил название «Гетцер» – Jagdpanzer 38(t) «Hetzer» («провокатор»). Он имел 75-мм длинноствольную пушку и лобовую броню 60 мм при общей массе 6,38 т. Производство велось с апреля 1944 года по май 1945 г. Всего было выпущено 2584 САУ.

На базе танка Pz Kpfw V «Пантера» с января 1944 года по март 1945 года выпускался истребитель танков «Ягдпантер» (Jagdpanther) массой 46 т, на котором устанавливалась новая 88-мм длинноствольная пушка. Всего было построено 392 истребителя «Ягдпантер». Истребитель танков «Ягдпантер» считался лучшей немецкой самоходкой.

С июля 1944 г. на базе «Королевских тигров» производились истребители танков «Ягдтигер» (Jagdtiger) массой 70 т со специально изготовленной 128-мм пушкой. Экипаж состоял из 6 человек (четверо обслуживали пушку). Было выпущено 77 истребителей танков «Jagdtiger». «Королевский тигр» и «Ягдтигер» из-за своей большой боевой массы обладали плохой проходимостью. Они были самыми тяжелыми бронированными машинами из когда-либо использовавшихся в боях.

Противотанковые самоходные артиллерийские установки вначале создавались на базе легких, а затем средних танков. В основном они вооружались 75-, 76- и 88-мм орудиями. Однако, первыми противотанковыми САУ были 47-мм пушки PaK(t), которые устанавливались на шасси легкого танка Pz Kpfw I B в период с марта 1940 г. по февраль 1941 г. Всего было оборудовано 202 таких противотанковых САУ.

Для борьбы с советскими средними и тяжелыми танками необходимо было усилить противотанковую артиллерию, сделав ее более крупнокалиберной и самоходной. Решено было применить шасси от танка Pz Kpfw 38(t), который к концу 1941 г. уже устарел как боевой танк и имел небольшую скорость для разведывательного танка. На нем разместили трофейную русскую 76,2-мм пушку, переделанную под выстрел от немецкой ПТ пушки PaK 40. Эта противотанковая САУ с пушкой 7,62cm Pak 36(r) получила название «Мардер» - Panzerjager 38(t) Pak 36(r) Marder. Всего было собрано с апреля 1942 г. до апреля 1943 г. 363 ПТ САУ «Мардер» (Marder - куница).

Весной 1942 года было принято решение установить на шасси танка Pz Kpfw 38(t) 75-мм противотанковую пушку PaK 40/3. Эта противотанковая САУ, получившая название «Мардер III» - Pz Jäg 38(t) mit 7,5cm PaK 40/3 (Marder III), производилась с ноября 1942 г. по май 1944 г. Было изготовлено 1393 машины (175 единиц переделано из танков).

На базе легкого танка Pz Kpfw II было принято решение производить противотанковую САУ «Мардер II» с 75-мм пушкой PaK 40/2. В период с июня 1942 г. по март 1944 г. была выпущена 651 машина.

Весной 1943 года перед летним наступлением (операция «Цитадель») на базе легкого танка Pz Kpfw II Ausf D была выпущена 201 противотанковая САУ с трофейной русской 76,2-мм пушкой PaK 36(r) - LaS 762.

Также перед летним наступлением под Курском было начато производство противотанковых САУ «Насхорн» (Nashorn - носорог), позднее переименованные в «Горниссе» (Hornisse - шершень). На шасси Pz Kpfw III/IV (как и у 150-мм САУ «Гуммель») размещалась новая 88-мм противотанковая пушка PaK 43/1 L/71 . САУ поступала на вооружение тяжелых истребительных батальонов. Всего в период с февраля 1943 года по март 1945 года было сделано 494 машины.

Выпускалось также незначительное количество противотанковых САУ на базе БТР. Все противотанковые САУ имели открытые сверху рубки. Всего за годы Второй мировой войны Германия произвела более 3 300 противотанковых САУ.

Штурмовые САУ изначально предназначались для непосредственной поддержки пехоты. Вращающаяся башня, как и во всех САУ, отсутствовала. Чтобы снизить высоту машины, орудие располагалось в рубке. Первым и самым массовым было штурмовое орудие на базе среднего танка Pz Kpfw III - StuG III. Всего в различных модификациях его было выпущено 9 409 штук, из них 8 587 - с длинноствольными пушками 7,5cm StuK 40 L/43 или L/48. В конце 1942 года выпуск штурмовых орудий увеличился. Он продолжался с января 1940 г. до марта 1945 г.

В конце 1942 года было принято решение для увеличения мощи штурмовой артиллерии установить на StuG III 105-мм легкую полевую гаубицу. Новая штурмовая САУ получила наименование StuH42. С начала 1943 года 105-мм штурмовые гаубицы StuH42 по 9 машин поступали на вооружение бригад штурмовых орудий. Всего с октября 1942 г. по февраль 1945 г. было выпущено 1212 штурмовые гаубицы StuH42.

На шасси танка Pz Kpfw III с декабря 1941 года по октябрь 1942 года были выпущены 24 штурмовых пехотных орудия StuIG 33 Ausf B со 150-мм тяжелым пехотным орудием sIG33. Штурмовые САУ StuIG 33 B приняли участие в боях в районе Сталинграда зимой 1942-43 гг. в составе двух рот тяжелых пехотных штурмовых орудий.

На базе среднего танка Pz Kpfw IV помимо многочисленных истребителей танков, ЗСУ и самоходных гаубиц производились 2 типа штурмовых орудий: штурмовой танк «Бруммбэр» и штурмовое орудие StuG IV.

Штурмовой танк «Бруммбэр» (Brummbär - рычащий медведь) был вооружен 150-мм гаубицей 15cm StuH 43 L/12 и имел массу 28,2 тонн. Этот штурмовой танк поступал на вооружение батальонов штурмовых танков и применялся на всех фронтах с лета 1943 г. Всего было выпущено 306 штурмовых танков «Бруммбэр» с апреля 1943 г. по март 1945 г.

Штурмовое орудие StuG IV было вооружено 75-мм длинноствольной пушкой 7,5cm StuK 40 L/48 и имело массу 23 т. StuG IV применялись и как штурмовые, и как противотанковые средства. Они направлялись в те же части, что и StuG III. Всего с декабря 1943 г. по март 1945 г. было построено 1139 штурмовых орудий StuG IV.

С конца 1943 года на базе танка Pz Kpfw VI E «Тигр» началось производство штурмовой мортиры «Штурмтигер». На этой САУ устанавливалась 380-мм мортира для стрельбы реактивными снарядами. Дальность стрельбы составляла 4 600 м. В боекомплект входило 14 ракетных выстрелов. Позади рубки имелся кран для загрузки боекомплекта. Всего в период с августа по декабрь 1944 г. было переделано из «Тигров» в самоходные мортиры «Штурмтигер» 18 боевых машин. Они состояли на вооружении трех рот штурмовых мортир и использовались в основном в обороне.

Всего было произведено более 12 300 штурмовых орудий.

На вооружении немецких танковых войск находились также итальянские штурмовые орудия, конфискованные при оккупации Италии в сентябре 1943 г., а также произведенные в 1943-1945 гг.:

Штурмовое орудие StuG M42(i) с 75-мм пушкой - 294 единиц,
штурмовое орудие - истребитель танков StuG M43(i) с 75-мм пушкой - 40 единиц,
штурмовая гаубица StuG M43(i) DA 105/25 - 119 единиц.

На протяжении всей Второй мировой войны для непосредственной поддержки пехоты, а иногда и танковых частей, Германия выпускала полевые самоходные артиллерийские установки , вооруженные 105- и 150-мм пехотными орудиями.

Первые гаубичные САУ были произведены в феврале 1940 года на базе легкого танка Pz Kpfw I Ausf B . С танка была убраны башня и надстройка и установлено 150-мм тяжелое пехотное орудие sIG33 на собственном лафете в легко бронированной (13 мм) коробке, открытой сзади и сверху. Боевая масса - 8,5 т. Экипаж - 4 чел. Всего было произведено 38 тяжелых пехотных САУ на базе легкого танка Pz Kpfw I. Они поступили на вооружение 701-706-й самоходных тяжелых рот танковых дивизий.

В конце 1941 года 150-мм тяжелое пехотное орудие sIG33 было установлено на шасси танка Pz Kpfw II . Шасси было расширено и удлинено. Боевая масса САУ - 11,2 т. Экипаж - 4 чел. Всего было собрано 12 единиц 150-мм тяжелых пехотных САУ на базе легкого танка Pz Kpfw II. Все они были направлены в Северную Африку.

В 1943-1944 годах на базе устаревшего легкого танка Pz Kpfw II выпускалась 105-мм легкая полевая гаубичная САУ сопровождения «Веспе» (Wespe - оса) массой 11 т. Корпус танкового шасси был удлинен, а двигатель перенесен вперед. Гаубица устанавливалась в корме машины в рубке без крыши. Экипаж - 5 чел., водитель размещался отдельно, сразу за двигателем и трансмиссией. Всего было выпущено 676 легких самоходных 105-мм полевых гаубиц «Веспе».

В 1943-1944 годах на базе снятого с производства чехословацкого танка Pz Kpfw 38(t) производилась 150-мм тяжелая пехотная САУ «Грилле» (Grille - сверчок) с орудием 15cm sIG33. Оно располагалось в кормовой рубке без крыши. Боевая масса САУ - 12 т. Всего было выпущено 373 самоходных тяжелых пехотных орудия «Грилле». Направлялись в роты тяжелых пехотных орудий панцергренадерских полков.

С декабря 1944 г. на базе истребителя танков Jagdpanzer 38(t) «Hetzer» производились 150-мм тяжелые пехотные САУ «Гетцер» с орудием 15cm sIG33/2 и массой 16,5 т. Экипаж - 4 человека. Всего было выпущено 30 тяжелых пехотных САУ «Гетцер». Они использовались также как и 150-мм тяжелые пехотные САУ «Грилле».

В 1943 г. для 150-мм гаубицы 15cm sFH 18/1 L/30 разработали базу с использованием корпуса и ходовой части от танка Pz Kpfw IV , а трансмиссии от Pz Kpfw III (как у ПТ САУ «Горниссе»). Двигатель размещался посредине корпуса, гаубица - над двигателем, боевое отделение - в кормовой части. Боевая масса - 24 т. Экипаж - 6 человек. 150-мм тяжелые бронированные гаубицы на базе Pz III/IV получили название «Гуммель» (Hummel - шмель). Всего в 1943-1944 годах было выпущено более 700 САУ «Гуммель». Они формировались в тяжелые батареи (по шесть САУ и два транспортера боеприпасов) в составе батальонов самоходной артиллерии танковых дивизий.

С апреля 1943 г. по март 1944 г. на базе полугусеничных машин «Маультир» (Maultier - мул) с легко бронированным (8-10 мм) корпусом выпускались ракетные установки и транспортеры боеприпасов. На самоходной РСЗО Panzerwerfer42 размещалась 10-ствольная 150-мм ракетная установка или 24-ствольная 80-мм ракетная установка. Всего было изготовлено 319 самоходных ПУ Panzerwerfer42 и 289 транспортеров боеприпасов. Все они поступали на вооружение ракетных бригад.

Самыми мощными САУ были самоходные осадные мортиры типа «Карл» (Karlgerät). Они были вооружены 600-мм мортирами 60cm Gerät 040 и имели боевую массу 124 тонн. Бетонобойный снаряд весил 2,17 тонн. В 1943 году были изготовлены дополнительно взаимозаменяемые 540-мм стволы. В 1940-1941 годах было произведено 6 осадных САУ, которые имели собственные имена: 1-я батарея - «Адам» и «Ева», 2-я батарея - «Тор» и «Один», отдельные - «Локи» и «Циу». Первая и вторая батареи в 1941 г. в составе 628-го тяжелого артиллерийского дивизиона находились на Восточном фронте. Участвовали в боях под Львовом в 1941 году, под Севастополем - в 1942 году, в 1943 году составили 833-й моторизованный артиллерийский дивизион.

В составе вооруженных сил Германии во время Второй мировой войны находились также самоходные гаубицы, созданные в 1942 году на базе французских боевых бронированных машин:

150-мм самоходная гаубица на базе БТР «Лоррен» - 94 САУ,
105-мм самоходная гаубица на базе БТР «Лоррен» - 12 САУ,
105-мм самоходная гаубица на базе легкого танка FSM (f) - 12 САУ,
105-мм самоходная гаубица на базе танка 39H (f) - 48 САУ,
105-мм самоходная гаубица на базе танка В-2 - 16 САУ.

Первые зенитные самоходные установки для ПВО люфтваффе и сухопутных войск были созданы в 1938 г. На однотонном полугусеничном тягаче D7 фирмы «Демаг» размещалась 20-мм зенитная пушка 2cm FlaK 30 L/112,5 (позже - 2cm FlaK 3 L/112,5). Они получили обозначение 2cm FlaK auf Zgkw 1t (Sd Kfz 10/4). Экипаж - 7 человек. Боекомплект - 280 патронов, большая часть которых перевозилась на буксируемом прицепе. Производились на протяжении всей войны. Всего было выпущено 610 20-мм ЗСУ Sd Kfz 10/4.

В 1939 году было решено разместить 88-мм зенитное орудие 8,8cm FlaK 18 L/56 на 12-тонном полугусеничном тягаче DB10 компании «Даймлер-Бенц». ЗСУ получила обозначение 8,8cm FlaK 41 auf Zgkw 12t (Sd Kfz 8) . Экипаж - 9 чел. Было выпущено 10 ЗСУ Sd Kfz 8 . Эти ЗСУ решено было использовать в основном для борьбы с танками. В 1940 г. это же орудие было установлено на 18-тонном полугусеничном тягаче F3 компании ФАМО. Они получили обозначение 8,8cm FlaK 41 auf Zgkw 18t (Sd Kfz 9). Экипаж - 9 чел. Было выпущено 15 ЗСУ Sd Kfz 9. Они использовались и как средства ПВО, и как противотанковые.

В 1943 г. на базе 5-тонного полугусеничного тягача BN9 компании «Бюссинг-НАГ» была установлена 37-мм пушка 3,7cm FlaK 36 L/98. Эта ЗСУ получила обозначение 3,7cm FlaK 36 auf Zgkw 5t (Sd Kfz 6/2). Экипаж - 7 чел. Всего было выпущено 339 37-мм ЗСУ Sd Kfz 6/2.

В конце 1943 года было принято решение создать ЗСУ на базе чехословацкого танка Pz Kpfw 38(t), используя 20-мм пушку 20cm Flak L/112,5. Боевая масса 9.8 т. Экипаж - 4 чел. До февраля 1944 года было выпущено 140 ЗСУ Flakpanzer 38(t). Поступали на вооружение взводов ПВО танковых полков танковых дивизий вермахта и войск СС.

С марта 1944 года на шасси танка Pz Kpfw IV создавалась 37-мм ЗСУ «Мёбельваген» (Mobelwagen - багажный вагон) для сопровождения танков и их прикрытия от авиации противника. На ЗСУ устанавливалось 37-мм зенитное орудие 3,7cm FlaK 43 L/60. Боевая масса - 24 тонн. Экипаж - 6 человек. До конца войны было выпущено 240 37-мм ЗСУ «Мёбельваген». Поступали на вооружение взводов ПВО танковых полков танковых дивизий.

С июля 1944 года на базе среднего танка Pz Kpfw IV создавалась также 20-мм ЗСУ «Вирбельвинд» (Wirbelwind - ураган), имевшая такие же задачи, что и 37-мм ЗСУ «Мёбельваген». На ЗСУ устанавливалось 4-ствольное 20-мм зенитное орудие 2cm Flakvierling 38 и - в корпусе - пулемет MG 34. Боевая масса - 22 тонн. Экипаж - 5 человек. Всего за четыре месяца было выпущено 87 20-мм ЗСУ «Вирбельвинд». Они поступали на вооружение взводов ПВО танковых полков танковых дивизий.

Поскольку 20-мм ЗСУ показали малую эффективность огня по воздушным целям, с лета 1944 г. началось производство 37-мм ЗСУ «Оствинд» (Ostwind - восточный ветер) тоже на базе среднего танка Pz Kpfw IV . Применялось 37-мм зенитное орудие 3,7cm FlaK 43/1 L/60 . Боевая масса - 25 тонн. Экипаж - 6 человек. До марта 1945 г. было выпущено 46 37-мм ЗСУ «Оствинд». Производились для замены во взводах ПВО танковых дивизий 20-мм ЗСУ «Вирбельвинд».

В октябре 1944 года для частей ПВО люфтваффе было решено создать на 8-тонном полугусеничном тягаче 4-ствольную 20-мм ЗСУ. Было произведено 319 ЗСУ 2cm Flakvierling 38 auf Zgkw 8t (Sd Kfz 7/1). В феврале 1945 г. на базе того же тягача и для тех же целей производилась 37-мм ЗСУ. Было произведено 123 ЗСУ 3,7cm Flak 36 auf Zgkw 8t (Sd Kfz 7/2). Боевая масса этих ЗСУ - 11,5 т. Экипаж - 10 чел.

Всего во время Второй мировой войны в Германии было выпущено более 51 тысяч танков и САУ.

Наряду с танками и самоходными установками в немецкой армии армии и, особенно, в танковых войсках вермахта и СС широко применялись бронетранспортеры и бронеавтомобили с различным вооружением.

Всего за годы Второй мировой войны германской промышленностью было произведено более 89 тысяч боевых бронированных машин.

Создание бронетанковой техники Германии в годы Второй мировой войны шло по пути усиления огневой мощи и увеличения броневой защиты. Рост огневой мощи достигался путем увеличения калибров орудий, создания специальных танковых орудий с большой длиной канала ствола и высокой начальной скоростью снарядов, введения в боекомплект специальных типов снарядов, а также улучшения приборов стрельбы и наблюдения. Основными тенденциями в увеличении надежности броневой защиты были возрастание толщины и применение оптимальных углов наклона броневых листов корпуса и башни, переход к дифференцированному бронированию и применение защитных экранов.

Однако немецкие танки и САУ имели недостаточный запас хода, невысокие средние скорости, значительный вес, большое удельное давление на грунт, что снижало их подвижность, проходимость и ограничивало глубину тактической операции. По всем основным показателям немецкие танки и САУ уступали однотипным советским образцам. К концу войны немецкие танковые войска превратились в оборонительное оружие.