Подвижная игра «У медведя во бору». Пальчиковая игра «Мишка испугался»

Бурого медведя можно назвать одним из самых известных хищников. У многих народов он упоминается в сказках и легендах. Он частый герой русских сказок. Это один из самых крупных наземных хищников.

У бурого медведя мощное тело, высокая холка, крупная голова с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными длинными когтями. Шерсть густая. Цвет от светло до темно бурого, почти черного.

Из-за истребления человеком, бурых медведей в мире осталось очень мало. В России бурые медведи живут в северных лесах до границы тундры. Встречаются они и в горных лесах Европы. В Северной Америке бурый медведь известен под названием «гризли». У бурого медведя несколько подвидов, отличающихся размерами и окраской. Самые мелкие медведи водятся в Европе, самые крупные - на Аляске и Камчатке. Они весят в среднем 500 и более кг, попадались гиганты весом 700-1000 кг. Длина тела бурого медведя от 1 до 2 метров. Взрослые самцы в среднем в полтора раза крупнее самок. Гризли более крупные, некоторые особи, встав на задние лапы, достигают роста в 3 м.

Медведь обитает в лесах. Самец держится обычно один на собственной территории, самка - с медвежатами разного возраста. Самки приносят потомство раз в 2-4 года, по 2-3 медвежонка за раз. Медвежата рождаются зимой в берлоге. Рождаются они слепые и глухие, но уже через некоторое время начинают слышать, позднее - видеть, а когда весной выходят из берлоги, они уже могут есть не только материнское молоко, но и ягоды, зелень и насекомых. Детеныши держатся с мамой до 3 лет.

Медведь ходит, одновременно наступая двумя лапами с каждой стороны. От этого его походка выглядит вперевалку с боку на бок, ступни направлены немного внутрь. За это его и прозвали косолапым. Несмотря на неуклюжий вид, бурый медведь иногда может быстро бегать - со скоростью до 50 км/ч, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям. Медведь - зверь очень любопытный, но осторожный и сообразительный, встретив в лесу свежий след человека, не преминет пройти по нему, чтобы выяснить, что делал в его угодьях непрошеный гость.

Бурый медведь всеяден, но рацион у него на 3/4 растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. Все виды медведей отличаются прекрасной памятью – они помнят все ягодные и грибные места, обходя их по мере созревания. Мясная пища, которую ест медведь: насекомые (муравьи, бабочки), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки) и рыба. Если удается, медведь может поймать косулю или оленя. Бурый медведь любит мёд, поедает падаль, а также может отобрать добычу у других хищников. Хитрости медведей часто удивляются даже бывалые охотники. Известно, например, что они умеют запутывать следы, идя задом наперед.

К зиме медведь нагуливает подкожный жир и с осени залегает в спячку в берлогу. У медведей бывают излюбленные места зимовок, куда они собираются каждый год с целой округи. В разных районах зимний сон медведя длится 3-6 месяцев. За период зимовки медведь теряет до 80 кг жира. Бытует мнение, что медведь сосёт лапу во время зимней спячки и поэтому не голодает. Но на самом деле зимой происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап медведя, при этом старая кожа шелушится, и сильно чешется, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения, животное облизывает свои лапы.

Иногда медведь не успевает за осень как следует откормиться, поэтому среди зимы просыпается и начинает бродить в поисках пищи, таких медведей называют шатунами. Шатуны очень опасны, они голодны и нападают на любого, кто встретится им на пути.

Бурый медведь занесен в красную книгу как вид под угрозой исчезновения.

Вопросы по докладу о буром медведе

1. Как выглядит бурый медведь?
2. Где обитает?
3. Как размножается?
4. Почему медведя называют косолапым?
5. Что ест бурый медведь?
6. Почему медведь сосет лапу зимой?
7. Кто такой шатун?

ГБОУ СОСП «СОЛНЫШКО» ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

ДЕНЬ МЕДВЕДЯ.

Цели: вызвать у детей чувство уважения к русской культуре. Познакомить ребят с русскими обычаями и традициями, пробуждать в сердцах детей чувство любви к родному краю. Развивать творческие способности.

Ход мероприятия.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы будем отмечать необычный день, необычный праздник. Но сначала давайте послушаем музыку (звучит мелодия в исполнении учителя музыки).Давайте подумаем, с каким животным можно сравнить мелодию?(ответы детей)Действительно, музыка рисует тяжелую походку этого всем нам хорошо знакомого по сказкам и мультфильмам животного. Медведь - исконно русский и любимый в природе зверь. Недаром, про него и сказок написано много, и величают его: то Медведюшкой, то Потапычем,то Михал Иванычем, то косолапым сладкоежкой, но всегда с уважением. Недаром этот хозяин леса стал символом Олимпийских игр,которые проходили в Москве в 1980 году.

Вы подготовили загадки о медведе, очень бы хотелось послушать вас.(выступление детей.)

1) Летом он в лесу гуляет,

Жир он копит, набирает.

Зимой в берлоге отдыхает

И до весны там отдыхает.

2) Бродит по лесным дорогам,

Пчел пугает и шалит.

Строит осенью берлогу,

А зимой там крепко спит.

3) Дед в шубу одет.

Наружу мех, пугает всех.

4) Любит он коренья, мед,

Бурый он и косолапый,

Он в лесу густом живет,

Спит когда, сосет он лапу.

5) Разоспался барин бурый.

А весной проснулся хмурый.

Недоволен, засопел,

Досмотреть сон не успел.

6) Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

7) В малине понимает толк.

Хозяин леса бурый…(медведь)

8) Зверь забавный, сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного,

И устрой ему берлогу.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот, оказывается, как русский народ любит этого хозяина леса, барина лесного - и сказок о нем написано множество, и загадок сложено не меньше.

В русских сказках герои-животные наделены определенными чертами характера: Заяц - трусливый, лиса - хитрая, волк - злой, глупый. А медведь? Какой он? (ответы детей.) Действительно, в большинстве сказок медведь - добродушный хозяин леса, справедливый судья, к которому обращаются другие звери. Даже зовут его с уважением по имени отчеству.

Посмотрите на изображение медведя, (демонстрация иллюстраций.) Бурый медведь-это самый крупный зверь, который обитает в наших лесах. А еще он большой лакомка. Летом и осенью любит лакомиться малиной, черникой, брусникой. Медведь - отличный рыболов, он сам ловит рыбу, очень любит мед, но такое угощение ему нечасто перепадает. К зиме медведь старается накопить как можно больше жира в собственном теле. А на зиму он устраивает для себя специальный дом-берлогу, скрытую под снегом в глуши леса, среди бурелома, под защитой толстых елей.

25 декабря - не совсем обычный день. Его называют »день зимнего солнцеворота.» По народным приметам, в этот день солнце поворачивает на лето,а зима на мороз, медведь в своей берлоге поворачивается на другой бок,а зиму поворачивает на лето. Вот почему люди с давних времен так ждут этого дня: с него начинает прибавляться день.

Выступление детей:

Солнышко: А знаете ли вы, кто я?

Дети: Солнышко.

Солнышко: Правильно. Я сегодня яркое и красивое благодаря медведю!

Ведущая: Благодаря медведю? Как это так?

Солнышко: Как же вы удивились? Просто сегодня, по народным приметам, медведь перевернулся на другой бок и тем самым скомандовал мне поворачивать на лето, на тепло.

Ведущая: Да, в народе существует поговорка, что с солнцеворота день прибудет хоть на воробьиный скок. И в этот день, когда медведь в берлоге поворачивается на другой бок, на Руси с давних времен существовал такой обычай: В деревнях люди в садах встряхивали яблоневые деревья и заговаривали их особым заклинанием: »Медведь, медведюшко, подними деревья вверх» или пели особенную песенку - закличку.

«Солнышко - ведрышко! Поверни на лето,

Солнышко-ведрышко мы тепло одеты,

Злись, зима-старуха, мишка усмехнулся,

И пушистым брюхом к лету повернулся».

В конце декабря на Руси всегда начинались дни веселья, посвященные скорой встрече Нового года. И в эти дни было принято, что по деревням ходили наряженные люди и вместе с собой водили одетых в костюмы медведя и журавля.

Ведущая: Как пришли к нам Святки - запевай колядки!

Солнышко: Из лесу пришел медведь, хочет танцевать и петь!

Медведь: Два притопа, три прихлопа,

Выходите поглядеть:

Две лохматые ноги,

На них красны сапоги.

Два лохматых уха и большое брюхо!

Мне в берлоге жарко, хочется подарков!

Громко страшно зарычу,

Коль ничто не получу!

Ведущая: Ой,Медведюшко, не злись, дадим мы тебе подарков. Это русская традиция.

(Медведь под музыку обходит гостей, которые опускают ему гостинцы в мешок.)

Медведь: Я гостинцы здесь нашел, а теперь я спать пошел.

Здесь конфета, здесь картошка,

Меду сладкого немножко,

А баранья мне нога

Очень сильно дорога.

(Вбегает журавль, который наступает на медведя.)

Журавль: Журавель, я журавель

Как на святки подоспел.

Отниму- ка я мешок,

А в мешке лежит пирог.

Сласти и конфеты,

Творог и котлеты.

Отдавай, медведь, мешок!

Заберу я твой пирог!

Солнышко: Хватит на двоих сластей,

Нам не надобно страстей.

Помиритесь, не деритесь,

Не пугайте вы гостей!

Воспитатель: А вот герой этой сценки журавль тоже является любимым героем многих сказок, гуляний, святочных гаданий и плясовых. Я приглашаю вас на веселую плясовую о журавле.

(Дети исполняют плясовую.)

Повадился журавель, журавель

на зеленую конопель, конопель.

Припев: Такой, такой журавель,

Такой, такой длинноносый,

Такой, такой длинноногий,

Такой, такой выступает,

Конопельку поедает.

Уж я его изловлю, изловлю,

Сетью крылья обовью, обовью.

Чтоб он больше не летал, не летал

Конопельку не клевал, не клевал.

Воспитатель: Вот мы и познакомились с нашим русским медведем, героем сказок, загадок, святочных гаданий и его приятелем журавлем. Интересно, а есть ли у нашего бурого медведя родственники в других частях света.

Панда – очковый медведь. Живет в Китае, его еще называют бамбуковым медведем, потому что он поедает стебли бамбука.

Коала-маленький медведь, его размер около 50 см, как у игрушечного. Коала живет в кронах эвкалиптовых деревьев и питается его листьями. Его имя переводится как «не пьет». Он и в самом деле никогда не пьет,потому что листья эвкалипта настолько сочные, что он не нуждается в воде.

А вот Гималайский медведь. Он очень похож на нашего бурого медведя. Еще его называют «Мамафа» или белогрудый медведь, потому что на груди у него белый треугольник, похожий на детский фартук. Этот мишка - один из самых больших в мире. Обитает на юге Дальнего востока, в горах Гималаях. Как и его бурый родственник, он очень хорошо лазает по деревьям, только на зимнюю спячку устраивается не в берлоге, а в дупле дерева.

У русских ребят есть любимая игра, герой которой – медведь. Называется она «У медведя во бору» . Давайте поиграем.

(Игра «У медведя во бору»).

Воспитатель: Мы познакомились со многими медведями, которые обитают в разных частях света. Но, пожалуй, самые необычные это те, у которых шуба не бурая, а белая. А где обитают белые медведи? (ответы детей.)

Воспитатель: Давайте попробуем проинсценировать шуточную песню »Почему медведь зимой не спит». (Сл. Коваленковой, муз. Книппера).

(Инсценировка песни.)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, героем которого был медведь. Я думаю, что вы узнали много нового и интересного о русском буром медведе и о других медведях, обитающих на нашей планете. Вы познакомились с русскими традициями, узнали, что день 25 декабря издавна на Руси называют «Днем Медведя» и, надеюсь, теперь знаете почему? И в заключении давайте вместе проговорим волшебные слова: »Раз, два, три - медведь, перевернись на другой бок! Поворачивай, Солнышко, на лето».


Агибалова Елена Вячеславовна

Сценарий группового развлечения «День пробуждения медведя» для детей старшего дошкольного возраста.

Грибанова Анна Леонидовна
Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ №44 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.
Описание материала: У славянских народов с медведем связан целый ряд обрядов. Самый почитаемый из них Комоедица - праздник, связанный с приходом весны, днем равноденствия, пробуждением медведя, который славяне отмечали 24 марта. Мы посветили этому празднику, по традиции весь день до обеда. Данный материал пригодится воспитателям старшего дошкольного возраста, учителям начальных классов общеобразовательной школы. Разработка включает в себя интеграцию образовательных областей, таких как «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», "Физическое развитие".
Цель: сформирование представлений о древнем славянском празднике «Комоедица», о его особенностях и традициях.
Задачи:
1.Продолжать формировать знания традиций и обычаев жизни предков;
2.Побуждать к двигательной деятельности;
3.Воспитывать чувство коллективизма, уважение к другим детям, народу;
4.Прививать любовь к живой природе.
Оборудование: иллюстрации медведей: Винни-Пух, Умка, бурый медведь, олимпийский мишка, видео ряд «Традиции праздника», обруч.
Ход развлечения:
В группе организованна выставка «Мой любимый мишка».

Воспитатель читает стихотворение
Алена Семёнова
добрым утром. милый Федя,
День сегодня не простой.
Пробуждение медведя
Мы отпразднуем с тобой" -
Шепчет сказку кот Баян.
Вот славянский древний праздник.
Про медведей у славян
очень много разных сказок.
Жили люди не тужили,
Не боялись лиходеев.
В глушь лесную уходили,
Превращались в медведей.
Заблудившихся детей
Брала к себе медведица.
Жаль не празднуют теперь
Праздник Комоедица.
Пробуждается медведь,
Вот какая веселуха
Из лапуха кашу есть,
Запивая медовухой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему я сегодня выбрала именно это стихотворение для чтения?
Дети: мы будем говорить о медведе.
Воспитатель: кто догадался, чей сегодня праздник? (медведя) Правильно, только праздник не медведя, а день пробуждения медведя. Как вы бумаете, кто и как праздновал этот праздник? (ответы детей)
Воспитатель: я предлагаю вам посмотреть, как праздновали этот праздник наши предки. (Видео ряд сопровождается рассказом)

Родился медвежонок в берлоге, подрос.
Однажды мама- медведица рассказала ему интересную историю, как люди.
Кто такие люди? Думал медвежонок.

Радуются его пробуждению. Радуются приходу весны. Целый день гуляют, играют и поют песни. Радуются, что именно сегодня день стал чуточку длиннее ночи, весна вступила в полные свои права. А еще люди приносят блины Медовому зверю Кому, так они называют медвежьего бога. Называют они этот праздник – Комоедица.

Прошло много лет, и уже большой мишка, но как в то время малыш, ждет своего дня с нетерпением, чтобы проснуться и радоваться новой весне. А называют теперь это праздник «Масленицей».


Воспитатель: Ребята, вспомните и назовите самых знаменитых медведей. Которые и у нас есть сегодня в группу.
Дети: - Винни Пух – мультипликационный мишка, в голове которого опилки.

Умка – любопытный мишка, которому мама пела красивую колыбельную.
- Олимпийский мишка – символ олимпийских игр в россии в 1980 году.


- бурый лесной медведь – как вы думаете, проснулся ли он?


Воспитатель: Ой! А кто это храпит? Пойдемте, посмотрим? (дети проходят в музыкальный зал) Ребята, как праздновали этот праздник древнии славяни?
Дети: переодевались и танцевали
Воспитатель: правильно переодевались и изображали ретуальный танец, а давайте и мы попродуем. (Дети встают в круг и изображают пробуждение медведя) музыка из м/ф Маша и Медведь «Одинокий праздник»
Воспитатель: Ритуальный танец станцевали, а мишка спит и спит. Давайте поиграем, какие игры вы знаете, где главным героем стал медведь?
Проигрывается игра «Медведи и пчелы»
Обруч – улей.
Воспитатель: «а медведь всё спит и на пчёл не глядит».
Пчёлки: «полетать вдруг захотели и за мёдомполетели».
Пчёлки летят за мёдом.
Воспитатель: «просыпается медведь, хочет мёду он поесть».
Пчёлы собирают нектар. Медведь крадётся к улью.
Задача медведя – добраться до улья с мёдом.
Задача пчёл – успеть занять своё место, пока медведь не добрался до улья.


Воспитатель: нет не просыпается наш Мишка, давайте пошумим и споем песенку. Из М/ф Маша и медведь «Солнечные зайчики».
Воспитатель: Ребята слышите, кто-то рычит, ой это мы наверно играли, шумели и разбудили нашего мишку, пойдемте скорее посмотрим.
Выходит Медведь и обнимает детей
Мишка: Р-р-р! Что такое? Почему? Ничего я не пойму!
Что за звуки там и тут? Спать спокойно не дают!
Дети помогают объяснить Медведю, что пора вставать, ведь наступила Весна.


Воспитатель: Мишка-медведь, давай песни петь!
Мишка: Не умею песни петь, могу только пореветь! Р-р-р-р!
Воспитатель: не надо рычать ребят напугаешь! Лучше поиграй с нами.
Проигрывается игра «У медведя во бору».
Мишка: ну рассказывайте, чему вы за зиму научились? А играть не разлюбили? А подарки получать? Я для вас еще с осени яблоки припас!
Медведь приглашает детей в группу скушать угощения и пойти погулять и поиграть.

Конспект занятия в ясельной группе детского сада (для детей 3-го года жизни), тема: «Мишка»

Цели:

Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (верх, низ, рядом) понимать значение предлогов (на, под).
Учить сравнивать предметы по величине и называть величину (большой-маленький).
Продолжать учить рисовать прямые линии карандашом.
Познакомить с приемом рисования «штампирование».
Закрепить знания о красном, желтом, зеленом и синем цветах.
Упражнять в четком звукоподражании.
Развивать мелкую моторику.
Упражнять в умении приставлять детали строительного конструктора и накладывать их друг на друга, создавая постройку.
Учить детей внимательно слушать слова песни и выполнять соответствующие движения и действия.
Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам.

Оборудование:

Игрушечные медведи.
Лист белого картона с наклеенной елкой и берлогой. Силуэтные изображения медведя, солнца, тучи, двух грибов.
Карандаши, картинка с изображение душа и мишки.
Мячи и обручи красного, желтого, зеленого и синего цветов.
Рисунок с изображением рубашки, штампы.
Лист белого картона с наклеенными тремя медведями разной величины, силуэтные изображения бочонков разной величины.
Крупа в кастрюльках от кукольной посуды, ложки, бутылочки в форме медвежат с прорезью-ртом.
Строительный материал.
Детские музыкально-шумовые инструменты.
Аудиозаписи: «Мишку на руки возьми», «Три медвежонка», «Ходит мишка», «Мишка и берлога».

Ход занятия:

Приветствие

«Здравствуй, солнце золотое!
(Руки вверх с растопыренными пальчиками - имитация солнечных лучей)

Здравствуй, небо голубое!
(Руки рисуют «облака» на небе)

Здравствуй, вольный ветерок!
(Родители слегка дуют на головки малышам)

Здравствуй, маленький дружок!
(Погладить по головке ребёнка)

Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую!»
(Педагог подает руку каждому ребёнку и здоровается).

Загадка

Загадка поможет вам отгадать. Кто у нас сегодня в гостях.

В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его…
(Медведь)

Дидактическая игра «Медведь в берлоге»

Вот перед вами картинка. Что на ней нарисовано? Елка, а под ней медвежья берлога.

Вот вышло солнышко. Возьмите в руки солнышко и приложите его к верхней части листа. Мишка вышел погулять. (Дети манипулируют соответствующими силуэтными картинками по тексту). Полез мишка вверх на елку. Залез на самую вершину, не удержался и упал вниз. Заплакал мишка: «ы-ы-ы». На небе появилась тучка. Она закрыла солнце. Погода испортилась и мишка лег на бочок в своей берлоге. В это время из тучки полился дождик: «кап-кап-кап». Постучите пальчиками по столу, вот как капли дождя стучат. После дождика выросли грибы. Два грибочка. Рядом с елкой. Выходи мишка из берлоги, собирай грибочки. Сколько грибочков выросло под елкой после дождя? Два грибочка. Кушай, медведь, два грибочка.

Чтение стихотворения «Мишка»

Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались.
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался.
Тут все звери закричали,
Мишку в речку затолкали.
Стали мыть его, купать,
С головою окунать.
Плачет Мишенька: - Простите!
Не топите! Отпустите!
Я большой, я буду сам
Умываться по утрам!

Покажите мишке как правильно умываться, мыть руки, расчесываться.

Рисование карандашами «Моем мишку»

Давайте отправим нашего мишку в душ. Чтобы он там помылся.

Чтобы из душа потекла вода, понадобится ваша помощь. Возьмите карандаши и нарисуйте струйки воды - прямые линии. Пусть вода льется мишке на ушки, и на лапки, и на животик, и на носик. Пусть мишка станет чистым-чистым.

Танец «Мишку на руки возьми»

Ребята. Возьмите в руки игрушечных медведей. Будем с ними танцевать.
Дети с игрушечными медведями под музыку выполняют движения в соответствии со словами песни.

Дидактическая игра «Медведи и мёд»

Перед вами на картинке медведи. Сосчитайте их. Один, два, три.

Сколько медведей? Три медведя. А медведи одинаковые или разные? Разные. А чем же они отличаются друг от друга? Один медведь самый большой, другой поменьше, а третий самый маленький.

Трех медведей я взяла,
Посадила у стола:
- Угощайтесь, медвежатки,
Ешьте мед хороший, сладкий!

Вот бочонки с мёдом. Сколько их. Сосчитайте? Три бочонка. Каждому медведю по бочонку. Нужно только правильно их раздать медведям. Самому большому медведю - самый большой бочонок мёда, а самому маленькому медведю - самый маленький бочонок. А то малые съест большой бочонок. И заболит у него животик, а самый большой медведь не наесться медом из маленького бочонка. Так что постарайтесь правильно раздать медведям бочонки с мёдом.

Упражнение «Накорми мишку кашей»

А с медом хорошо едят мишки кашу. Вот и накормите мишек кашей.
Дети берут ложечкой крупу из кастрюльки и корят мишек - насыпают крупу в прорезь-рот мишек (бутылочки в форме медвежат).

Рисование штампами «Новая рубашка»

Мишка теперь чистый, сытый. Решил пройтись. Прогуляться. Хочет надеть новую рубашку. Вот только рубашки мишка любит с узорами, а у него рубашка белая, без узоров.

Сейчас мы сделаем мишке красивую рубашку с узорами. А узоры сделаем с помощью штампиков. Посмотрите, как нужно рисовать штампиками. (Показ воспитателем приема «штампирование»).

Динамическая пауза «Играем с мишкой»

Мишка очень любит играть с разноцветными мячиками.
Упражнения «Прокати мяч мишке», «Собери мячики в обручи, сортируя их по цвету» (под песню «Три медвежонка»).

Пальчиковая игра «Мишка испугался»

Туки-туки, мишка
(Постукивание кулачками)

В свой бежит домишко.
(Бегаем пальчиками)

Забегает во двор
И калитку на запор!
(Сцепить руки в замок)

Спрятался в домишко.
На лугу бычок бодался -
(Сделать пальцами козу)

Мишка очень испугался.
(Покачать головой, обхватив ее руками)

Конструирование «Дом для мишки»

Дети строят дом для мишки из строительного материала.

Музыкально-ритмическое «Мишка и берлога»

Дети отбивают ритм с помощью детских музыкально-шумовых инструментов.

Массаж «Медвежий»

Шел медведь. Большой медведь.
(топчемся ладонями по спине)

Шла медведица.
(топчемся меньшей площадью, кулаком, например)

Шел маленький медвежонок.
(пальцами идем по спине)
Нашли они большое поле.
(растираем ладонью спину)

Медведь сказал: «Моё поле».
(говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине)

Медведица сказала: «Моё поле».
(повыше голосом и шаги помельче)

Медвежонок закричал «Моё».
(тоненьким голоском, мелкими прыжками)

Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит. И решили они посадить ягоду малину.

Вспахали поле (производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз), разровняли (растираем ладонями) и посадили кустики (стучим меленько концами пальцев по всей спинке).

Дождик кустики полил (тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине), солнышко согрело, и малина выросла.

Выросли на кусте малины большие и красные ягоды. Поспели ягоды, стали сладкими и стали медведи собирать ягоды (левой рукой берем складку кожи как бы щипая). «Ура! Ура! Ура! (разными голосами) Ой, как много у нас малины выросло, вот это урожай!» - обрадовались медведи.

Собрали все ягоды в корзины, погрузили на телегу и поехали домой.

Лошадка повезла телегу к медвежьей берлоге (скачем по спинке четырьмя копытами). А медведи долго ели ягоды малины, еще и варенья из них наварили.

Инсценировка «Ходит мишка»

Дети ходят, переваливаясь с ноги на ногу, находят пару и берутся за руки. Кружатся в парах.

Надежда Новикова
Проект «Медведь в гостях у малышей»

ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН

Информационно-творческого проекта

для детей младшего дошкольного возраста

«Медведь в гостях у малышей»

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Как часто в семье, имеющий возможности «побаловать» малыша, наблюдается знакомая картина: комната завалена немыслимым количеством игрушек, из которых многие переломаны, заброшены, а малыш на кухне с удовольствием возится с мельницей для кофе, с дуршлагом и пр. Дитя складывает в бидончик все, что влезает в его горлышко, и, поминутно встряхивая, прислушивается к пронзительным звукам, а затем поочередно извлекает один предмет за другим. Взрослый, наблюдая за крохой, недоуменно качает головой. Воистину ребенок – самая большая загадка природы.

В своих действиях малыш зависим от предпочтений, обусловленных его возрастом. И чем меньше дитя, тем оно непредсказуемо в своем выборе.

Наибольшим успехом у малышей пользуются игрушки – животные. Дети младшего возраста (1, 5 – 2, 5г.) выбирают игрушки мягкие, гнущиеся, из резины, поролона, ткани. Малыши очень любят изображения домашних животных, знакомых персонажей из сказок, героев веселых потешек: собачку, кошечку, петушка, лошадку, свинку, и уточку.

Ребята старшего возраста (2.5 – 3) года, любят играть с плоскостными моделями, изображающими животных. Теперь малыш отдает предпочтение диким животным – «зверушкам» (волк, медведь, тигр, лиса, заяц.) Привлекают экзотические животные слон, крокодил, бегемот. Дети замечают, что у них имеются глаза, уши, рот, лапы. Они перемещаются в пространстве, едят и пьют, они живые. У детей проявляется большой интерес к заводным игрушкам. Среди игрушек занимают животные, стилизованные под человека: слоник в фартуке, мишка в шапочке и т. п. Их можно купать, кормить, водить за ручку, то есть действовать, как с куклой.

Вид проекта: информационно-творческий.

Тип проекта: игровой.

Участники проекта : воспитатели, дети 2-3 лет.

Срок реализации: краткосрочный (две недели).

Проблема. «Мы хотим скорей узнать:

Кто такой медведь

И как с ним играть?»

Игровая мотивация: «В гости к нам пришел Медведь».

Цель. Познакомить с животным леса – медведем; дать представление о медведе, познакомить с внешним видом и его характерными особенностями; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным.

Задачи:

1. Дать знания детям о жизни медведя, среде обитания

2. Формировать интерес ребенка к диким животным.

3. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным.

Ожидаемые результаты проекта:

Формирование интереса к миру животных, воспитывать заботливое, чуткое, внимательное отношение к ним.

Разработка проекта.

1. Установить проблемную ситуацию, постановка цели проекта, создать комфортные условия для реализации проекта.

2. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.

3. Планирование игровой деятельности по достижению целей проекта.

4. Прогнозирование продукта проектной деятельности.

5. Совместное движение участников проекта к намеченному результату.

6. Анализ выполнения проекта, презентация. Определение перспективы развития проектной деятельности.

Выполнение проекта

Исходя из поставленных задач, составлен перспективный план работы по совершенствованию у детей творческих способностей, расширения знаний об окружающем мире. В нем отражена игровая деятельность педагога с детьми в свободное время и в непосредственно-образовательной деятельности. В плане представлены формы и методы творческого развития детей с помощью игровых технологий.

1. Беседа на тему «в гости к нам пришел Медведь».

2 .Непосредственно-образовательная деятельность (интеграция областей Чтение, Художественное творчество (рисование). , «Ягодки для Миши».

3. Непосредственно-образовательная деятельность (интеграция областей Коммуникация, Художественное творчество) «Шишки для Мишки».

4. Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорному развитию «Поможем Медведю».

5. Непосредственно-образовательная деятельность «Тропинка для Медведя».

6. Утренняя гимнастика.

8. Пальчиковые игры: «Мишка косолапый», «Нарядили ножки…», «Разноцветная лужайка».

9. Подвижные игры: «Медведь и добрые зайчата», «У медведя во бору», «Мишка косолапый», «Грибы для медведя».

10. Дидактические игры: «Помоги медведю», «Угости медведя», «Мы-помощники», «Найди такую же картинку», «Парные картинки».

11. Физкультминутки: :«Мишка косолапый», «Раз Топтышка, два Топтышка», «Мишка вылез из берлоги», «Мишка ищет мёд»

12. Формы работы с родителями.

13. Выводы.

14. Список литературы.

Презентация проекта

1. Представление проекта «Медведь в гостях у малышей» на педагогическом совете и родительском собрании при МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 «Непоседа».

2. Презентация и выступление педагога на семинаре-практикуме в рамках ресурсного центра «Все лучшее детям» по теме: «Развитие познавательной активности дошкольников в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс.

Введение

Дети, начиная с раннего возраста, испытывают дефицит знаний об игрушках, не знают, как с ними играть. Недостаточно знаний у родителей о том, как надо играть с ребенком и какие игрушки ему покупать.

Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. Она важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи. Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Перспективный план работы

по реализации проектной деятельности

№ Совместная деятельность

1 Беседа на тему «В гости к нам пришел Медведь».

2 Русская народная сказка «Маша и Медведь», «Ягодки для Миши»

3 НОД «Шишки для Мишки».

4 НОД «Поможем Медведю»

5 НОД «Тропинка для медведя»

6 Утренняя гимнастика, динамическая пауза, физминутка

7 Чтение, знакомство с произведениями о медведе.

Русская народная сказка «Маша и медведь»

О. Иванова «Мишка косолапый»

8 Пальчиковые игры:

Мишка косолапый

Нарядили ножки…

Разноцветная лужайка

9 Подвижные игры:

«Медведь и добрые зайчата»,

«У медведя во бору»,

«Мишка косолапый»,

«Грибы для медведя»

10 Дидактические игры:

«Помоги медведю»,

«Угости медведя»,

«Мы – помощники»,

«Найди такую же картинку»,

«Парные картинки».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Совместная деятельность педагога с детьми.

1. Беседа на тему «В гости к нам пришел Медведь».

Цель. Познакомить детей с медведем. Формировать первые представления об их жизни в лесу. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Учить правильно, подбирать прилагательные и глаголы. Активизировать словарь. Развивать у детей доброе отношение и любовь к животным.

2. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение, Художественное творчество (рисование). Русская народная сказка «Маша и Медведь», «Ягодки для Миши»

Цель. Познакомить с содержанием сказки «маша и медведь», развивать память; учить детей внимательно слушать сказку, вызвать у них желание послушать сказку еще раз.

Учить детей рисовать красками методом тычка. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Знакомить с цветом, развивать бытовые навыки.

3. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Коммуникация и Художественное творчество) «Шишки для Мишки».

Цели. Уточнить приметы осени. Развивать речь детей. Учить аккуратно, наклеивать готовые формы на лист бумаги. Создать радостное настроение у детей.

4. Непосредственно образовательная деятельность по сенсорному развитию «Поможем Медведю»

Цели: учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства.

5. Непосредственно образовательная деятельность «Тропинка для медведя»

Цели. Побуждать детей к конструированию, учить строить из различных фигур тропинки (кубик, кирпичик, плотно ставить строительный материал друг к другу; учить различать предметы по величине; учить детей ходить, подражая медведю.

6. Утренняя гимнастика.

Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.

7. Чтение, знакомство с произведениями о медведе.

Цель. Воспитывать любовь и формировать доброе чуткое отношение к животным (медведю) через чтение детской литературы. Развивать умение находить книги о медведе по обложке и иллюстрации.

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Русская народная сказка «Теремок»

Русская народная сказка «Три медведя»

О. Иванова «Мишка косолапый»

Русская народная сказка «Рукавичка»

8. Пальчиковые игры:

Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

9. Подвижные игры: «Медведь и добрые зайчата», «У медведя во бору», «Мишка косолапый», «Грибы для медведя»

Цель. Учить выполнять имитационные движения, подражать движениям животных.

10. Дидактические игры «Помоги медведю», «Угости медведя», «Мы – помощники», «Найди такую же картинку», «Парные картинки».

Цель. Закреплять правила игры и учить выполнять действия соответственно игровому правилу.

11. Физкультминутки:«Мишка косолапый», «Раз Топтышка, два Топтышка», «На полянку мы идем», «Мишка ищет мёд», «Мишка вылез из берлоги»,

Цель: познакомить детей с новыми движениями, развивать координацию, ритмичность и моторику.

Формы работы с родителями.

1. Консультация о подборе игрушек для детей раннего возраста.

3. Собрания с показом фрагментов НОД (цель-обратить внимание родителей на коммуникативную и мыслительную стороны развития их ребенка).

4. Совместный выбор и приобретение игрушек и пособий для детей.

Родители очень отзывчивы, готовы прийти на помощь в любую минуту. Часто приносят интересную детскую литературу, развивающие игрушки, тем самым вносят элемент нового и пока еще неизвестного в игровую деятельность детей. Поддерживается связь с родителями детей предыдущего выпуска. Очень радуют успехи детей. Приятно осознавать важность и значимость детского сада в жизни ребенка.

Учитывая психологические особенности детей раннего возраста, мы считаем, что игровая технология наиболее эффективна. С помощью игры можно решить любые задачи, раскрыть любое содержание. Система художественного образования включает в себя широчайший спектр игр, игровых цепочек, игровых комплексов.

Список литературы

1. Губанова Н,Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.-128с.

2. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа/ авт. -сост. О. П. Власенко и др. - Волгоград: Учитель, 2011.262с.

3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа \авт. -сост. О. П. Власенко и др. - Волгоград: Учитель, 2012.-292с.

4. Мишка косолапый. Оксана Иванова.

5. Русские народные сказки.

6. Художественное творчество6 комплексные занятия. Первая младшая группа/О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2013.-142с.

7. Юрченко Е. М. Я иду играть… Развивающие игры и упражнения для детей двух лет/ авт. -сост. Е. М. Юрченко. Новосибирск: Сиб. универ изд-во, 2007.-144с. (Все лучшее для моего малыша).

Выводы.

Многолетний опыт показывает, что дети с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности и мотивации воспитанников, предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации.

Таким образом, заметин рост мыслительной и речевой деятельности детей раннего возраста при ознакомлении с животным- медведем. Особое значение придается «Встречи с чудом», при которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с тайной, необычном явлением.

Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь