Эволюция "Буков" и "Торов": чем уникален "войсковой зонтик" ПВО России. Зенитные ракетные комплексы, пво и про

Сравнительно недавно появился и прошел необходимые испытания перспективный зенитный ракетный комплекс малой дальности «Сосна». Самоходные машины этого типа предназначаются для сухопутных войск и способны защищать соединения от различных угроз с воздуха. До недавнего времени в распоряжении широкой общественности было лишь несколько фотографий и основная информация о перспективном ЗРК. Буквально на днях все желающие получили возможность увидеть систему «Сосна» в деле.

Несколько дней назад на одном из видеосервисов был опубликован официальный рекламный ролик проекта «Сосна», по-видимому, рассчитанный на зарубежных потенциальных покупателей. При помощи закадрового текста и некоторой инфографики авторы видео рассказали зрителям об основных особенностях зенитного комплекса, его возможностях и перспективах. Рассказ о новейшей российской боевой машине сопровождался демонстрацией ходовых качеств и стрельбы. В частности, была показана мишень-имитатор крылатой ракеты, подвергшаяся атаке ЗРК «Сосна».

Общий вид ЗРК «Сосна»

Проект перспективной зенитной системы для сухопутных войск был разработан АО «Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана». В основе проекта лежало предложение, высказанное еще в девяностых годах прошлого века. В соответствии с ним, следовало выполнить глубокую модернизацию существующего ЗРК «Стрела-10», направленную на повышение основных характеристик и получение новых возможностей. Такое предложение было принято к реализации, и позже был создан новый проект.

Макеты перспективной системы демонстрировались на различных выставках с конца прошлого десятилетия. Полноценный комплекс «Сосна» впервые показали специалистам в 2013 году во время конференции, посвященной развитию систем противовоздушной обороны. В дальнейшем были проведены необходимые испытания и доводка, по результатам которых было принято решение о дальнейшей судьбе техники. Так, в начале прошлого года было объявлено о скором старте закупок.

Комплекс на полигоне

Являясь дальнейшим развитием существующего комплекса, система «Сосна» представляет собой самоходную боевую машину с полным набором средств обнаружения и ракетным вооружением. Она способна осуществлять ПВО соединений на марше и на позициях. Обеспечивается слежение за обстановкой в ближней зоне с возможностью максимально быстрого проведения атаки и уничтожения целей различных классов.

Производителем заявлена возможность строительства ЗРК «Сосна» на основе различных шасси, выбор которых возлагается на заказчика. Комплексы для российской армии предлагается строить на основе многоцелевых бронемашин МТ-ЛБ. В таком случае боевой модуль с необходимой аппаратурой монтируется в кормовой части крыши, на погоне соответствующего диаметра. Использование подобного шасси не связано с серьезными затруднениями, но при этом позволяет получить некоторые преимущества. «Сосна» на базе МТ-ЛБ может работать в одних боевых порядках с другой современной бронетехникой, способна преодолевать различные препятствия и пересекать водные преграды вплавь.

Блок оптико-электронного оборудования

Боевой модуль комплекса «Сосна» не отличается сложной конструкцией. Основным его элементом является крупный кожух вертикального расположения, устанавливаемый на плоской поворотной платформе. На нем имеются все необходимые средства обнаружения и опознавания, а также пусковые установки для ракет. Конструкция модуля обеспечивает круговое наведение вооружения и тем самым упрощает слежение за обстановкой с последующей стрельбой.

В передней части боевого модуля располагается легкий броневой кожух с прямоугольными обводами, необходимый для защиты блока оптико-электронного оборудования. Перед началом боевой работы верхняя крышка кожуха откидывается назад, а боковые створки разводятся в стороны, что позволяет использовать оптические приборы. На крыше модуля располагается антенна радиокомандной системы управления зенитной ракетой. Борта модуля оснащены креплениями для двух пусковых установок. Для предварительного наведения установки оснащаются приводами, отвечающими за перемещение в вертикальной плоскости.

Любопытной особенностью ЗРК «Сосна» является отказ от использования радиолокационных средств обнаружения. Следить за воздушной обстановкой предлагается только при помощи оптико-электронных систем . Также используется комбинированная методика управления ракетой, в которой большую роль играют оптические средства.

Архитектура бортовой электроники

Задачи наблюдения, слежения и наведения возлагаются на гиростабилизированный блок оптико-электронной аппаратуры. В его составе присутствуют дневная камера и тепловизор. Отдельный тепловизионный прибор предназначен для слежения за летящей ракетой. На блоке устанавливается три лазерных прибора: два используются в качестве дальномеров, тогда как третий применяется в составе системы управления ракетой.

Сигнал и данные с оптико-электронных систем поступают на главное цифровое вычислительное устройство и выводятся на экран операторского пульта. Оператор может наблюдать за всем окружающим пространством, находить цели и брать их на сопровождение. Также оператор отвечает за запуск ракеты. Дальнейшие процессы наведения изделия на цель выполняются автоматикой без участия человека.

В движении по полигону

В составе ЗРК «Сосна» используется зенитная управляемая ракета 9М340 «Сосна-Р», разработанная на основе боеприпасов для существующих комплексов. Ракета отличается сокращенными габаритами и имеет комбинированную систему управления. При этом изделие одновременно несет две боевые части разных типов, что позволяет заметным образом повысить вероятность поражения цели.

Имея максимальный диаметр корпуса 130 мм, ракета «Сосна-Р» имеет длину 2,32 м и весит всего 30,6 кг. Ракета с транспортно-пусковым контейнером имеет длину 2,4 м при массе 42 кг. В полете ракета способна развивать скорость до 875 м/с. Обеспечивается поражение воздушных целей на дальностях до 10 км и высотах до 5 км. Боевая часть ракеты общей массой 7,2 кг разделена на бронебойный блок, срабатывающий при прямом попадании в цель, и осколочный блок стержневого типа. Подрыв производится при помощи контактного или лазерного дистанционного взрывателя.

Подготовка к стрельбе

В боекомплект боевой машины «Сосна» входит 12 ракет 9М340 в транспортно-пусковых контейнерах. По шесть ракет (два ряда по три) помещается на каждой бортовой пусковой установке. ТПК зенитных ракет закрепляются на крупной раме с приводами вертикальной наводки, имеющими связь с гироскопическим стабилизатором. Положительной особенностью ЗРК «Сосна» стала возможность выполнения перезарядки без использования транспортно-заряжающей машины. Сравнительно легкие ракеты могут подаваться к пусковой установке силами экипажа. На перезарядку уходит около 10 минут.

Использование комбинированной системы управления по командам с земли позволило оптимизировать конструкцию ракеты и получить максимально возможные боевые характеристики. Сразу после старта ракета, использующая разгонный двигатель, управляется по радиокомандному принципу. При помощи команд от автоматики, поступающих с антенны боевого модуля, ракета проходит начальный участок полета и выводится на заданную траекторию. Далее ее «ловит» лазерный луч системы наведения. Автоматика направляет луч в расчетную точку встречи с целью, и ракета самостоятельно удерживается на нем на протяжении всего полета. Подрыв боевой части производится самостоятельно, по команде того или иного взрывателя.

Пуск ракеты «Сосна-Р»

Разработчиком заявлена возможность перехвата разнообразных воздушных целей, угрожающих войскам на марше или на позициях. Ракета «Сосна-Р» способна поражать самолеты, летящие со скоростью до 300 м/с, крылатые ракеты на скоростях до 250 м/с и вертолеты, разгоняющиеся до 100 м/с. При этом реальные показатели максимальной дальности и высотности немного изменяются в зависимости от типа и характеристик цели.

По данным производителя, новейший отечественный зенитный комплекс «Сосна» способен осуществлять ПВО соединений или районов, работая самостоятельно или в составе батарей. Наблюдение за воздушным пространством может осуществляться своими силами, однако возможно получение стороннего целеуказания от других средств обнаружения. Примененный комплекс оптико-электронного оборудования обеспечивает всепогодную и круглосуточную боевую работу с достаточной эффективностью. Автоматика способна обеспечить стрельбу и поражение целей как при работе на позиции, так и в движении.

Зоны поражения целей

ЗРК «Сосна» также имеет ряд других преимуществ, прямо связанных с основными идеями проекта в области средств наблюдения. Отсутствие радиолокационных средств наблюдения позволяет скрытно следить за обстановкой и не демаскировать себя излучением. Наблюдение в оптическом и тепловом диапазонах также позволяет фактически избавиться от ограничений по минимальной высоте обнаружения, сопровождения и атаки цели. Ракета наводится при помощи лазерного луча, приемные устройства для которого находятся на ее хвостовом срезе. Таким образом, комплекс нечувствителен к средствам оптического или радиоэлектронного подавления.

В начале прошлого года стало известно, что в обозримом будущем перспективный зенитный ракетный комплекс «Сосна» поступит на вооружение и будет поставлен в серийное производство. Недавно опубликованный видеоролик, очевидно, ориентированный на зарубежного заказчика, демонстрирует намерение разработчика получить экспортные контракты. Ранее появлялись сведения о возможном использовании наработок по ЗРК «Сосна» в новых проектах. Так, утверждалось, что перспективный авиадесантируемый зенитный комплекс «Птицелов», предназначенный для ВДВ, получит именно боевой модуль типа «Сосна» с ракетами 9М340.

Ранее КБ точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана публиковало различные сведения о проекте «Сосна». Кроме того, к настоящему времени достоянием общественности стали фотографии такой боевой машины в различной обстановке. Теперь же все желающие получили возможность увидеть новый зенитный комплекс «в динамике». Опубликованное несколько дней назад видео показывает, как ЗРК «Сосна» ведет себя на трассах полигонов, как ведет стрельбу по воздушным целям и к каким результатам приводят такие атаки.

Зенитно-ракетный комплекс (ЗРК ) - совокупность функционально связанных боевых и технических средств, обеспечивающих решение задач по борьбе со средствами воздушно-космического нападения противника.

В состав ЗРК в общем случае входят:

  • средства транспортировки зенитных управляемых ракет (ЗУР) и заряжания ими пусковой установки;
  • пусковая установка ЗУР;
  • зенитные управляемые ракеты;
  • средства разведки воздушного противника;
  • наземный запросчик системы определения госпринадлежности воздушной цели;
  • средства управления ракетой (может находиться на ракете - при самонаведении);
  • средства автоматического сопровождения воздушной цели (может находиться на ракете);
  • средства автоматического сопровождения ракеты (самонаводящимся ракетам не требуется);
  • средства функционального контроля оборудования;

Классификация

По театру военных действий:

  • корабельные
  • сухопутные

Сухопутные ЗРК по мобильности:

  • стационарные
  • малоподвижные
  • мобильные

По способу движения:

  • переносные
  • буксируемые
  • самоходные

По дальности

По способу наведения (см. способы и методы наведения)

  • с радиокомандным управлением ракетой 1-го или 2-го рода
  • с наведением ракет по радиолучу
  • с самонаведением ракеты

По способу автоматизации

  • автоматические
  • полуавтоматические
  • неавтоматические

По подчинению:

  • полковые
  • дивизионные
  • армейские
  • окружные

Способы и методы наведения ЗУР

Способы наведения

  1. Телеуправление первого рода
  2. Телеуправление второго рода
    • Станция сопровождения цели находится на борту ЗУР и координаты цели относительно ракеты передаются на землю
    • Летящая ЗУР сопровождается станцией визирования ракеты
    • Необходимый манёвр рассчитывается наземным счётно-решающим прибором
    • На ракету передаются команды управления, которые преобразуются автопилотом в управляющие сигналы рулям
  3. Теленаведение по лучу
    • Станция сопровождения цели находится на земле
    • Наземная станция наведения ракет создает в пространстве электромагнитное поле, с равносигнальным направлением, соответствующим направлению на цель.
    • Счётно-решающий прибор находится на борту ЗУР и вырабатывает команды автопилоту, обеспечивая полёт ракеты вдоль равносигнального направления.
  4. Самонаведение
    • Станция сопровождения цели находится на борту ЗУР
    • Счётно-решающий прибор находится на борту ЗУР и генерирует команды автопилоту, обеспечивающие сближение ЗУР с целью

Виды самонаведения:

  • активное - ЗУР использует активный метод локации цели: излучает зондирующие импульсы;
  • полуактивное - цель облучается наземной РЛС подсвета, а ЗУР принимает эхо-сигнал;
  • пассивное - ЗУР лоцирует цель по её собственному излучению (тепловому следу, работающей бортовой РЛС и т. п.) или контрасту на фоне неба (оптическому, тепловому и т. п.).

Методы наведения

1. Двухточечные методы - наведение осуществляется на основании информации о цели (координат, скорости и ускорения) в связанной системе координат (системе координат ракеты). Применяются при телеуправлении 2-го рода и самонаведении.

  • Метод пропорционального сближения - угловая скорость вращения вектора скорости ракеты пропорциональна угловой скорости поворота

линии визирования (линии «ракета-цель»): d ψ d t = k d χ d t {\displaystyle {\frac {d\psi }{dt}}=k{\frac {d\chi }{dt}}} ,

Где dψ/dt - угловая скорость вектора скорости ракеты; ψ - угол пути ракеты; dχ/dt - угловая скорость вращения линии визирования; χ - азимут линии визирования; k - коэффициент пропорциональности.

Метод пропорционального сближения является общим методом самонаведения, остальные - его частными случаями, которые определяются значением коэффициента пропорциональности k:

K = 1 - метод погони; k = ∞ - метод параллельного сближения;

  • Метод погони ru en - вектор скорости ракеты всегда направлен на цель;
  • Метод прямого наведения - ось ракеты направлена на цель (близок к методу погони с точностью до угла атаки α и угла скольжения β, на которые вектор скорости ракеты повернут относительно её оси).
  • Метод параллельного сближения - линия визирования на траектории наведения остается параллельной самой себе, и при прямолинейном полёте цели ракета также летит по прямой.

2. Трёхточечные методы - наведение осуществляется на основании информации о цели (координат, скоростей и ускорений) и о наводимой на цель ракете (координат, скоростей и ускорений) в стартовой системе координат, чаще всего связанной с наземным пунктом управления. Применяются при телеуправлении 1-го рода и теленаведении.

  • Метод трёх точек (метод совмещения, метод накрытия цели) - ракета находится на линии визирования цели;
  • Метод трёх точек с параметром - ракета находится на линии, упреждающей линию визирования на угол, зависящий от разности дальностей ракеты и цели.

История

Первые опыты

Первая попытка создать управляемый дистанционный снаряд для поражения воздушных целей была предпринята в Великобритании Арчибальдом Лоу. Его «воздушная цель» (Aerial Target), названная так для введения в заблуждение немецкой разведки, представляла собой радиокомандно управляемый винтовой аппарат с поршневым двигателем ABC Gnat. Снаряд предназначался для уничтожения цеппелинов и тяжёлых германских бомбардировщиков. После двух неудачных запусков в 1917 году программа была закрыта из-за малого интереса к ней командования ВВС.

Первыми в мире зенитными управляемыми ракетами, доведенными до стадии опытного производства, были создаваемые с 1943 года в Третьем рейхе ракеты «Рейнтохтер », Hs-117 «Шметтерлинг » и «Вассерфаль » (последняя к началу 1945 года была испытана и готова к запуску в серийное производство, которое так и не началось).

В 1944 году, столкнувшись с угрозой со стороны японских камикадзе, ВМФ США инициировал разработку зенитных управляемых снарядов, предназначенных для защиты кораблей. Были запущены два проекта - дальнобойная зенитная ракета Lark и более простая KAN . Ни одна из них не успела принять участия в боевых действиях. Разработка Lark продолжалась до 1950 года, но хотя ракета успешно прошла испытания, она была сочтена слишком устаревшей морально и никогда не устанавливалась на корабли.

Первые ракеты на вооружении

Первоначально в послевоенных разработках уделялось значительное внимание германскому техническому опыту.

В США сразу после войны существовали де-факто три независимые программы разработки зенитных ракет: армейская программа «Nike», программа ВВС США SAM-A-1 GAPA и флотская программа «Bumblebee» . Американские инженеры также предприняли попытку создания зенитной ракеты на базе германской «Вассерфаль » в рамках программы «Гермес» , но отказались от этой идеи ещё на ранней стадии проработки.

Первой зенитной ракетой, созданной в США, была MIM-3 Nike Ajax , разработанная Армией США. Ракета имела определенное техническое сходство с С-25 , но комплекс «Nike-Ajax» был гораздо проще советского аналога. В то же время MIM-3 Nike Ajax был гораздо дешевле С-25, и, принятый на вооружение в 1953, разворачивался в огромных количествах для прикрытия городов и военных баз на территории США. Всего к 1958 году было развернуто более 200 батарей MIM-3 Nike Ajax .

Третьей страной, развернувшей в 1950-х годах собственные ЗРК, была Великобритания. В 1958 году Королевские военно-воздушные силы Великобритании приняли на вооружение ЗРК Bristol Bloodhound , оснащенный прямоточным двигателем и предназначенный для защиты военно-воздушных баз. Он оказался настолько удачен, что его улучшенные версии состояли на вооружении до 1999 года. Британская армия создала аналогичный по компоновке, но отличающийся рядом элементов комплекс English Electric Thunderbird для прикрытия своих баз.

Помимо США, СССР и Великобритании, собственный ЗРК в начале 1950-х создала Швейцария. Разработанный ею комплекс Oerlikon RSC-51 поступил на вооружение в 1951 году и стал первым коммерчески доступным ЗРК в мире (хотя его закупки в основном предпринимались с исследовательскими целями) . Комплекс никогда не участвовал в боевых действиях, но послужил основой для развития ракетостроения в Италии и Японии, закупивших его в 1950-х .

В это же время были созданы и первые ЗРК морского базирования. В 1956 году американский флот принял на вооружение ЗРК RIM-2 Terrier средней дальности, предназначенный для защиты кораблей от крылатых ракет и бомбардировщиков-торпедоносцев.

ЗУР второго поколения

В конце 1950-х - начале 1960-х развитие реактивной военной авиации и крылатых ракет привело к широкому развитию ЗРК. Появление летательных аппаратов, двигающихся быстрее скорости звука, окончательно отодвинуло на второй план тяжелую ствольную зенитную артиллерию. В свою очередь, миниатюризация ядерных боевых частей позволила оснащать ими зенитные ракеты. Радиус поражения ядерного заряда эффективно компенсировал любую мыслимую ошибку наведения ракеты, позволяя поразить и разрушить самолёт противника даже при сильном промахе.

В 1958 году США приняли на вооружение первый в мире дальнобойный ЗРК MIM-14 Nike-Hercules . Являвшийся развитием MIM-3 Nike Ajax , комплекс имел гораздо большую дальность (до 140 км) и мог оснащаться ядерным зарядом W31 мощностью 2-40 кт. Массово развертываясь на основе инфраструктуры, созданной для предшествующего комплекса «Аякс» , комплекс MIM-14 Nike-Hercules оставался наиболее эффективным ЗРК мира до 1967 года [ ] .

В это же время ВВС США разработали свой собственный, единственный сверхдальнобойный зенитно-ракетный комплекс CIM-10 Bomarc . Ракета представляла собой де-факто беспилотный истребитель-перехватчик с прямоточным двигателем и активным самонаведением. К цели она выводилась с помощью сигналов системы наземных радаров и радиомаяков. Радиус эффективного действия «Бомарка» составлял, в зависимости от модификации, 450-800 км, что делало его наиболее дальнобойным зенитным комплексом, когда-либо созданным. «Бомарк» предназначался для эффективного прикрытия территорий Канады и США от пилотируемых бомбардировщиков и крылатых ракет, но в связи с бурным развитием баллистических ракет быстро утратил своё значение.

Советский Союз в 1957 году принял на вооружение свой первый массовый зенитно-ракетный комплекс С-75 , примерно аналогичный по характеристикам MIM-3 Nike Ajax , но более мобильный и адаптированный для передового развертывания. Система С-75 производилась в больших количествах, став основой ПВО как территории страны, так и войск СССР. Комплекс наиболее широко за всю историю ЗРК поставлялся на экспорт, став основой систем ПВО более чем в 40 странах, успешно применялся в военных действиях во Вьетнаме .

Большие габариты советских ядерных боевых частей препятствовали вооружению ими зенитных ракет. Первый советский ЗРК большой дальности С-200 , имевший радиус действия до 240 км и способный нести ядерный заряд, появился лишь в 1967 году. На протяжении 1970-х ЗРК С-200 являлся наиболее дальнобойной и эффективной системой ПВО в мире [ ] .

К началу 1960-х стало ясно, что существующие ЗРК имеют ряд тактических недостатков: низкая мобильность и неспособность поражать цели на малых высотах. Появление сверхзвуковых самолётов поля боя, подобных Су-7 и Republic F-105 Thunderchief , сделало обычную зенитную артиллерию недостаточно эффективным средством защиты.

В 1959-1962 годах были созданы первые зенитные ракетные комплексы, предназначенные для передового прикрытия войск и борьбы с низколетящими целями: американский MIM-23 Hawk 1959 года, и советский С-125 1961 года.

Активно развивались и системы ПВО военно-морского флота. В 1958 году ВМФ США впервые принял на вооружение дальнобойный морской ЗРК RIM-8 Talos . Ракета дальностью от 90 до 150 км предназначалась для противостояния массированным налётам морской ракетоносной авиации и могла нести ядерный заряд. Ввиду чрезвычайной стоимости и огромных габаритов комплекса он развертывался сравнительно ограниченно, в основном на перестроенных крейсерах времён Второй мировой (единственным специально построенным под «Талос» носителем стал атомный ракетный крейсер USS Long Beach).

Основным ЗРК ВМФ США оставался активно модернизируемый RIM-2 Terrier , возможности и дальность которого были сильно увеличены, включая создание модификаций ЗУР с ядерными боевыми частями. В 1958 году также был разработан ЗРК малого радиуса действия RIM-24 Tartar , предназначенный для вооружения небольших кораблей.

Программа разработки ЗРК для защиты советских кораблей от авиации была начата в 1955 году, к разработке предлагались ЗРК ближнего, среднего, большого радиуса действия и ЗРК непосредственной защиты корабля. Первым советским зенитным ракетным комплексом ВМФ, созданным в рамках этой программы, стал ЗРК ближнего действия M-1 «Волна» , который появился в 1962 году. Комплекс представлял собой морскую версию ЗРК С-125 , использовавшую те же ракеты.

Попытка СССР разработать более дальнобойный морской комплекс М-2 «Волхов» на базе С-75 оказалась безуспешной - несмотря на эффективность самой ракеты В-753, ограничения, вызванные значительными габаритами исходной ракеты, применением на маршевой ступени ЗУР жидкостного двигателя и низкой огневой производительности комплекса, привели к остановке развития этого проекта.

В начале 1960-х свои собственные морские ЗРК создала также Великобритания. Принятый на вооружение в 1961 году Sea Slug оказался недостаточно эффективным и к концу 1960-х ВМФ Великобритании разработал ему на смену значительно более совершенный ЗРК Sea Dart , способный поражать самолёты на расстоянии до 75-150 км. В это же время в Великобритании был создан первый в мире ЗРК ближней самообороны Sea Cat , активно поставлявшийся на экспорт ввиду своей высочайшей надёжности и сравнительно малых габаритов [ ] .

Эпоха твёрдого топлива

Развитие технологий высокоэнергетического смесевого твёрдого ракетного топлива в конце 1960-х годов позволило отказаться от применения на зенитных ракетах сложного в эксплуатации жидкого топлива и создать эффективные и обладающие большой дальностью полёта твердотопливные зенитные ракеты. Учитывая отсутствие необходимости в предпусковой заправке, такие ракеты могли храниться уже полностью готовыми к пуску и эффективно применяться по противнику, обеспечивая необходимую огневую производительность. Развитие же электроники позволило усовершенствовать системы наведения ракет и использовать новые головки самонаведения и неконтактные взрыватели для существенного повышения точности ЗУР.

Разработка зенитных ракетных систем нового поколения началась почти одновременно в США и СССР. Большое количество технических проблем, которые предстояло решить, привели к тому, что программы разработки существенно затянулись, и лишь в конце 1970-х новые ЗРК поступили на вооружение.

Первым принятым на вооружение наземным ЗРК, полностью удовлетворяющим требованиям третьего поколения, стал советский зенитно-ракетный комплекс C-300 , разработанный и принятый на вооружение в 1978 году. Развивая линейку советских зенитных ракет, комплекс впервые в СССР использовал твёрдое топливо для ЗУР большой дальности и миномётный старт из транспортно-пускового контейнера , в котором ракета постоянно хранилась в герметичной инертной среде (азот), полностью готовая к старту. Отсутствие необходимости в длительной предстартовой подготовке существенно сокращало время реакции комплекса на воздушную угрозу. Также за счет этого существенно повысилась мобильность комплекса, уменьшилась его уязвимость для воздействия противника.

Аналогичный комплекс в США - MIM-104 Patriot , начал разрабатываться ещё в 1960-х, но из-за отсутствия чётких требований к комплексу и их регулярному изменению его разработка чрезвычайно затянулась и комплекс был принят на вооружение лишь в 1981 году. Предполагалось, что новый ЗРК должен будет заменить устаревшие комплексы MIM-14 Nike-Hercules и MIM-23 Hawk в качестве эффективного средства поражения целей как на больших, так и на малых высотах. При разработке комплекса с самого начала закладывалось применение как против аэродинамических, так и против баллистических целей, то есть предполагалось использовать его не только для ПВО, но и для ПРО театра военных действий.

Существенное развитие (особенно в СССР) получили ЗРК непосредственной защиты войск. Широкое развитие ударных вертолётов и управляемого тактического вооружения привели к необходимости насыщения войск зенитными комплексами на полковом и батальонном уровне. В период 1960-х - 1980-х годов на вооружение были приняты разнообразные мобильные системы войсковой ПВО, такие, как советские, 2К11 Круг , 2К12 Куб , 9К33 «Оса» американская MIM-72 Chaparral , британская Рапира .

В это же время появились и первые переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК).

Развивались и морские ЗРК. Технически первым в мире ЗРК нового поколения стала разработанная в 1960-х годах и принятая на вооружение в 1967 году модернизация американских морских ЗРК в части применения ЗУР типа «Standard-1» . Ракеты этого семейства предназначались для замены всей предшествующей линейки ракет военно-морских ЗРК США, так называемых «трёх T»: Talos , Terrier и Tartar - новыми, в высокой степени универсализированными ракетами, использующими существующие пусковые установки, средства хранения и системы боевого управления. Тем не менее, разработка систем хранения и пуска ЗУР из ТПК для ракет семейства «Standard» по ряду причин откладывалась и была завершена лишь в конце 1980-х с появлением ПУ Mk 41 . Разработка универсальных установок вертикального пуска позволила существенно увеличить скорострельность и возможности системы.

В СССР в начале 1980-х на вооружение ВМФ был принят зенитно-ракетный комплекс С-300Ф «Форт» - первый в мире морской комплекс дальнего действия с базированием ракет в ТПК, а не на балочных установках. Комплекс представлял собой морскую версию наземного комплекса С-300, и отличался очень высокой эффективностью, хорошей помехозащищённостью и наличием многоканального наведения, позволяющего одной РЛС наводить сразу несколько ракет на несколько целей. Тем не менее, из-за ряда конструкторских решений: вращающихся револьверных ПУ, тяжёлой многоканальной РЛС целеуказания, комплекс получился очень тяжёлым и крупногабаритным и подходил для размещения лишь на крупных кораблях.

В целом, в 1970-1980-е, развитие ЗРК шло по пути улучшения логистических характеристик ракет путём перехода на твёрдое топливо, хранение в ТПК и применение установок вертикального пуска, а также увеличение надёжности и помехозащищённости аппаратуры за счёт применения достижений микроэлектроники и унификации.

Современные ЗРК

Современное развитие ЗРК, начиная с 1990-х, в основном направлено на увеличение возможностей поражения высокоманевренных, низколетящих и малозаметных целей (выполненных по стелс-технологии). Большинство современных ЗРК проектируется также, с расчётом на, по крайней мере, ограниченные возможности по уничтожению ракет малой дальности.

Так, развитие американского ЗРК «Patriot» в новых модификациях, начиная с PAC-1 (англ. Patriot Advanced Capabilites ), было в основном переориентировано на поражение баллистических, а не аэродинамических целей. Предполагая аксиомой военной кампании возможность достижения превосходства в воздухе на достаточно ранних стадиях конфликта, США и ряд других стран рассматривают как основного оппонента для ЗРК не пилотируемые самолёты, а крылатые и баллистические ракеты противника.

В СССР и позднее в России продолжалось развитие линейки зенитных ракет С-300. Был разработан ряд новых комплексов, включая принятую на вооружение в 2007 году ЗРС С-400 . Основное внимание при их создании уделялось увеличению количества одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, совершенствованию способности поражать низколетящие и малозаметные цели. Военная доктрина РФ и ряда других государств отличается более комплексным подходом к ЗРК большой дальности, рассматривая их не как развитие зенитной артиллерии, но как самостоятельную часть военной машины, совместно с авиацией обеспечивающую завоевание и удержание господства в воздухе. Противоракетной обороне от баллистических ракет уделялось несколько меньше внимания, но в последнее время ситуация переменилась. Сейчас разрабатывается С-500 .

Особое развитие получили военно-морские комплексы, среди которых на одном из первых мест стоит система оружия «Иджис » с ЗУР «Стандарт». Появление УВП Mk 41 с очень высоким темпом пуска ракет и высокой степенью универсальности за счёт возможности размещения в каждой ячейке УВП широкой гаммы управляемого оружия (включая все виды приспособленных для вертикального пуска ракет «Стандарт», ЗУР ближнего радиуса действия «Си Спарроу» и её дальнейшего развития - ESSM , противолодочной ракеты RUR-5 ASROC и крылатых ракет «Томагавк») способствовало широкому распространению комплекса. На данный момент ракеты «Стандарт» состоят на вооружении флотов семнадцати государств. Высокие динамические характеристики и универсальность комплекса способствовали разработке на его базе противоракет и противоспутникового оружия SM-3 .

См. также

  • Список зенитных ракетных комплексов и зенитных ракет

Примечания

Литература

  • Ленов Н., Викторов В. Зенитные ракетные комплексы ВВС стран НАТО (рус.) // Зарубежное военное обозрение. - М. : «Красная Звезда», 1975. - № 2 . - С. 61-66 . - ISSN 0134-921X .
  • Демидов В., Кутыев Н. Совершенствование систем ЗУРО в капиталистических странах (рус.) // Зарубежное военное обозрение. - М. : «Красная Звезда», 1975. - № 5 . - С. 52-57 . - ISSN 0134-921X .
  • Дубинкин Е., Прядилов С. Разработка и производство зенитного вооружения Армии США (рус.) // Зарубежное военное обозрение. - М. : «Красная Звезда», 1983. - № 3 . - С. 30-34 . -

January 6th, 2015

Монополия США на ядерное оружие закончилась 29 августа 1949 года после успешного испытания на полигоне в Семипалатинской области Казахстана стационарного ядерного взрывного устройства. Одновременно с подготовкой к испытаниям шла разработка и сборка образцов пригодных для практического использования.

В США полагали, что у Советского Союза не будет атомного оружия как минимум до середины 50-х. Однако уже в 1950 году в СССР имелось девять, а в конце 1951 года 29 атомных бомб РДС-1. 18 октября 1951 года первая советская авиационная атомная бомба РДС-3 была впервые испытана путём сброса её с бомбардировщика Ту-4.

Дальний бомбардировщик Ту-4, созданный на базе американского бомбардировщика В-29, был способен наносить удары по передовым базам США в Западной Европе, в том числе в Англии. Но его боевого радиуса действия оказалось недостаточно для нанесения ударов по территории США и возвращения обратно.

Тем не менее, в военно-политическое руководство Соединенных Штатов отдавало себе отчёт, что появление в СССР межконтинентальных бомбардировщиков лишь вопрос ближайшего времени. Эти ожидания вскоре полностью оправдались. В начале 1955 года в строевых частях Дальней авиации началась эксплуатация бомбардировщиков М-4 (главный конструктор В. М. Мясищев), за ним последовали: усовершенствованный 3М и Ту-95(ОКБ А. Н. Туполева).

Советский дальний бомбардировщик М-4

Основу ПВО континентальной части США вначале 50-х составляли реактивные перехватчики. Для обороны с воздуха всей огромной территории Северной Америки в 1951 году имелось около 900 истребителей, приспособленных для перехвата советских стратегических бомбардировщиков. В дополнение к ним было решено разработать и развернуть зенитно-ракетные комплексы.

Но в этом вопросе мнения военных разделились. Представители сухопутных войск отстаивали концепцию объектовой защиты, основанной на ЗРК среднего и дальнего радиуса действия «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес». Эта концепция предполагала, что объекты противовоздушной обороны: города, военные базы, промышленность, должны прикрываться каждый своими батареями зенитных ракет, увязанными в общую систему управления. Такая же концепция построения ПВО была принята в СССР.

Первый американский массовый ЗРК средней дальности MIM-3 «Найк-Аякс»

Представители ВВС, напротив, настаивали на том, что «объектовая ПВО» в век атомного оружия не является надежной, и предлагали ЗРК сверхбольшой дальности, способный осуществлять «территориальную оборону» - недопущение самолетов противника даже близко к обороняемым объектам. Принимая во внимание значительные размеры США, такая задача воспринималась как крайне важная.

Экономическая оценка проекта предложенного ВВС показала, что он целесообразней, и выйдет примерно в 2,5 раз дешевле при той же вероятности поражения. При этом требовалось меньше персонала, и защищалась большая территория. Тем не менее Конгресс, желая получить максимально мощную ПВО, одобрил оба варианта.

Уникальность ЗРК «Бомарк» заключалась в том, что с самого начала он разрабатывался как непосредственный элемент системы НОРАД. Система не имела ни собственных радаров ни систем управления. Их роль должна была играть Полуавтоматическая Система Наведения Перехватчиков (SAGE)

Один из множества вычислительных центров системы SAGE

Изначально предполагалось, что комплекс должен быть интегрирован с существующими РЛС раннего обнаружения, входившие в состав НОРАД, и системой SAGE (англ. Semi Automatic Ground Environment) - системой полуавтоматической координации действий перехватчиков путём программирования их автопилотов по радио находящимися на земле компьютерами. Которые и выводили перехватчики на приближающиеся вражеские бомбардировщики. Система SAGE, работавшая по данным радаров НОРАД, обеспечивала выведение перехватчика в район цели без участия пилота. Таким образом, ВВС требовалось разработать лишь ракету, интегрированную в уже существующую систему наведения перехватчиков.

CIM-10 Bomark с самого начала проектировался как составной элемент этой системы. Предполагалось, что ракета сразу же после запуска и набора высоты включит автопилот, и пойдет в район цели, автоматически координируя полет по системе управления SAGE. Самонаведение работало только при приближении к цели.

Фактически, требовалось создать только ракету и пусковую установку: самые сложные элементы системы, наведения и управления, уже существовали!

Летные испытания начались в конце июня 1952 года, но в связи с нехваткой оборудования испытания были отложены до 10 сентября 1952 года. Вторые испытания прошли 23 января 1953 г. на полигоне «Cape Canaveral», а третьи — 10 июня 1953. В 1954 было проведено 3 пуска. При завершении испытаний, в 1958 году, было выпущено 25 ракет и программа была передана на испытания на полигон «Santa Rosa Island». В ходе испытаний 1952-1958 гг. на полигоне «Cape Canaveral» было выпущено около 70 ракет. К 1 декабря 1957 года «Air Proving Ground Command » и «Air Force Armament Center» были объединены в единый испытательный центр ПВО «Air Proving Ground Center», где в дальнейшем и испытывался «Бомарк». (c)

По сути, новая система ПВО представляла собой беспилотный перехватчик, и для неё на первом этапе разработки предусматривалось многоразовое использование. Беспилотный аппарат должен был применять против атакуемых самолётов ракеты «воздух-воздух», после чего совершать мягкую посадку с помощью парашютной спасательной системы. Однако из-за чрезмерной сложности такого варианта и затягивания процесса доводки и испытаний от него отказались.

В итоге разработчики решили строить перехватчик в одноразовом варианте, оснастив его мощной осколочной или ядерной боевой частью мощностью около 10 кт. По расчётам этого было достаточно, чтобы уничтожить самолёт или крылатую ракету при промахе ракеты-перехватчика в 1000 м. В дальнейшем для увеличения вероятности поражения цели применялись и другие типы ядерных боеголовок мощностью 0,1 - 0,5 Мт.

По конструкции ЗУР «Бомарк» представляла собой самолёт-снаряд (крылатую ракету) нормальной аэродинамической схемы, с размещением рулевых поверхностей в хвостовой части. Поворотные крылья имеют стреловидность передней кромки 50 град. Они не поворачиваются целиком, а имеют на концах треугольные элероны - консоль каждого около 1 м, которые обеспечивают управление полетом по курсу, тангажу и крену.

Запуск осуществлялся вертикально, при помощи жидкостного стартового ускорителя, разгонявшего ракету до скорости М=2. Стартовым ускорителем для ракеты модификации «А» служил ЖРД, работающий на керосине с добавкой несимметричного диметилгидразина и азотной кислоты. Этот двигатель, работавший около 45 сек, разгонял ракету до скорости, при которой включается ПВРД на высоте около 10 км, после чего начинали работать два собственных прямоточных воздушно-реактивных двигателя Marquardt RJ43-MA-3, работавших на бензине с октановым числом 80.

После запуска ЗУР вертикально летит до высоты крейсерского полета, затем разворачивается на цель. К этому времени РЛС сопровождения обнаруживает ее и переходит на автосопровождение, используя бортовой радиоответчик. Второй, горизонтальный участок полета, происходит на крейсерской высоте в район цели. Система ПВО SAGE проводила обработку данных локаторов и по кабелям (проложенным под землей) передавала их на ретрансляционные станции, вблизи которых пролетала в этот момент ракета. В зависимости от маневров обстреливаемой цели траектория полета ЗУР на этом участке может изменяться. Автопилот получал данные об изменениях курса противника, и координировал свой курс в соответствии с этим. При приближении к цели, по команде с земли включалась головка самонаведения, работающая в импульсном режиме (в трехсантиметровом частотном диапазоне).

Первоначально комплекс получил обозначение XF-99, потом IM-99 и только затем CIM-10A. Лётные испытания зенитных ракет начались в 1952 году. Комплекс поступил на вооружение в 1957 году. Серийно ракеты производились компанией «Боинг» с 1957 по 1961 год. Всего изготовлено 269 ракет модификации «А» и 301 модификации «В». Большинство развёрнутых ракет оснащались ядерными боевыми частями.

Ракеты запускались из блочных железобетонных укрытий, расположенных на хорошо защищенных базах, каждая из которых была оснащена большим количеством установок. Существовало несколько типов пусковых ангаров для ЗУР «Бомарк»: со сдвигаемой крышей, с раздвижными стенками и др.

В первом варианте блочное железобетонное укрытие (длина 18,3, ширина 12,8, высота 3,9 м) для пусковой установки состояла из двух частей: пускового отсека, в котором смонтирована собственно пусковая установка, и отсека с рядом комнат, где размещены контрольные приборы и аппаратура управления пуском ЗУР.

Для приведения пусковой установки в боевое положение гидроприводами раздвигаются створки крыши (два щита толщиной 0,56 м и весом 15 т каждый). Ракета поднимается стрелой из горизонтального в вертикальное положение. На эти операции, а также на включение бортовой аппаратуры ЗУР затрачивается до 2 минут.

База ЗУР состоит из цеха сборки и ремонта, собственно пусковых установок и компрессорной станции. В цехе сборки и ремонта производится сборка ракет, поступающих на базу в разобранном виде в отдельных транспортных контейнерах. В этом же цехе выполняется необходимый ремонт и обслуживание ЗУР.

Исходный план развёртывания системы, принятый в 1955 году, предусматривал развёртывание 52 ракетных баз со 160 ракетами на каждой. Это должно было полностью прикрыть территорию США от любого варианта воздушного нападения.

К 1960 было развернуто всего 10 позиций - 8 в США и 2 в Канаде. Развёртывание пусковых установок в Канаде связано с желанием американских военных как можно дальше отодвинуть рубеж перехвата от своих границ. Это было особенно актуально в связи с применением на ЗУР «Бомарк» ядерных БЧ. Первая эскадрилья «Бомарк» была развёрнута в Канаде 31 декабря 1963 года. Ракеты оставались в арсенале канадских ВВС, хотя при этом считались собственностью США и несли боевое дежурство под наблюдением американских офицеров.

Схема размещения позиций ЗРК «Бомарк» на территории США и Канады

Базы ЗРК «Бомарк» были развёрнуты в следующих точках.
США:
- 6-ой ракетный эскадрон ПВО (Нью-Йорк) - 56 ракет «А»;
- 22-ой ракетный эскадрон ПВО (Виржиния) - 28 ракет «А» и 28 ракет «В»;
- 26-ой ракетный эскадрон ПВО (Массачусетс) - 28 ракет «А» и 28 ракет «В»;
- 30-ый ракетный эскадрон ПВО (Мэн) - 28 ракет «В»;
- 35-ый ракетный эскадрон ПВО (Нью-Йорк) - 56 ракет «В»;
- 38-ой ракетный эскадрон ПВО (Мичиган) - 28 ракет «В»;
- 46-ой ракетный эскадрон ПВО (Нью-Джерси) - 28 ракет «А», 56 ракет «В»;
- 74-ый ракетный эскадрон ПВО (Миннесота) - 28 ракет В.

Канада:
- 446-ой ракетный эскадрон (Онтарио) - 28 ракет «В»;
- 447-ой ракетный эскадрон (Квебек) - 28 ракет «В».

В 1961 году на вооружение был принят усовершенствованный вариант ЗУР CIM-10В. В отличие от модификации «А», новая ракета имела твердотопливный стартовый ускоритель, улучшенную аэродинамику и усовершенствованную систему самонаведения.

CIM-10B
Радиолокационная станция самонаведения Westinghouse AN/DPN-53, работавшая в непрерывном режиме, существенно повышала возможности ракеты по поражению низколетящих целей. РЛС установленная на ЗУР CIM-10B могла захватить цель типа «истребитель» на дистанции 20 км. Новые двигатели RJ43-MA-11 позволили увеличить радиус до 800 км, при скорости почти 3,2 М. Все ракеты данной модификации снаряжались только ядерными боевыми частями, так как американские военные требовали от разработчиков максимальной вероятности поражения цели.

Воздушный испытательный ядерный взрыв над ядерным полигоном в пустыне Невада на высоте 4,6 км.

Впрочем, в 60-е годы в США ядерные боевые части ставились на всё что только можно. Так были разработаны и приняты на вооружение «атомные» безоткатки «Деви Крокет» с дальностью стрельбы несколько километров, неуправляемая ракета класса «воздух-воздух» AIR-2 «Джинни», управляемая ракета класса «воздух-воздух» - AIM-26 Falcon и т.д. Большинство развёрнутых на территории США ЗУР противовоздушного комплекса большой дальности MIM-14 «Найк-Геркулес» также оснащались ядерными БЧ.

Компоновочная схема ЗУР «Бомарк А» (а) и «Бомарк Б» (б): 1 - головка самонаведения; 2 - электронная аппаратура; 3 - боевой отсек; 4 - боевой отсек, электронная аппаратура, электробатарея; 5 - ПВРД

По внешнему виду модификации ракет «А» и «В» мало отличаются друг от друга. Головной радиопрозрачный обтекатель корпуса ЗУР, изготовленный из стеклотекстолита, прикрывает головку самонаведения. Цилиндрическую часть корпуса в основном занимает стальной несущий бак для жидкого топлива ПВРД. Их стартовый вес составляет 6860 и 7272 кг; длина 14,3 и 13,7 м соответственно. Они имеют одинаковые диаметры корпусов - 0,89 м, размах крыльев - 5,54 м и стабилизаторов 3,2 м.

Характеристики ЗУР CIM-10 модификаций «А» и «В»

Кроме возросшей скорости и дальности, ракеты модификации CIM-10В стали существенно безопасней в эксплуатации и проще в обслуживании. Их твердотопливные ускорители не содержали токсичных, едких и взрывоопасных компонентов.

Усовершенствованный вариант ракеты комплекса «Бомарк» существенно повысил возможности по перехвату целей. Но прошло всего 10 лет и этот ЗРК сняли с вооружения ВВС США. В первую очередь это было связано с производством и постановкой на боевое дежурство в СССР большого количества МБР, против которых ЗРК «Бомарк» был абсолютно бесполезен.

Планы перехвата советских дальних бомбардировщиков зенитными ракетами с ядерными боеголовками над территорией Канады, вызывали многочисленные протесты среди жителей страны. Канадцам совсем не хотелось любоваться «ядерным фейерверками» над своими городами ради безопасности США. Возражения жителей Канады против «Бомарков» с ядерными БЧ стали причиной отставки в 1963 году правительства премьер-министра Джона Дифенбейкера.

В итоге неспособность бороться с МБР, политические осложнения, высокая стоимость эксплуатации, сочетающаяся с отсутствием возможности перебазирования комплексов, привели к отказу от его дальнейшей эксплуатации, хотя большинство имеющихся ЗУР не выслужили положенного срока.


ЗРК MIM-14 «Найк-Геркулес»

Для сравнения, ЗРК большой дальности MIM-14 «Найк-Геркулес» принятый на вооружение практически одновременно с ЗРК CIM-10 «Бомарк» эксплуатировался в американских вооруженных силах до середины 80-х, а в армиях американских союзников до конца 90-х. После чего был заменён ЗРК MIM-104 «Пэтриот».

Снятые с боевого дежурства ЗУР CIM-10 после демонтажа с них боеголовок и установки системы дистанционного управления при помощи радиокоманд, эксплуатировались в 4571-я эскадрильи обеспечения до 1979 года. Они использовались в качестве мишеней имитирующих советские сверхзвуковые крылатые ракеты.

При оценке ЗРК «Бомарк» обычно высказываются два диаметрально противоположных мнения, от: «вундервафля» до «неимеющийаналогов». Самое забавное, что оба они справедливы. Летные характеристики «Бомарка» остаются уникальными до сих пор. Эффективный радиус действия модификации «А» составлял 320 километров на скорости 2,8 М. Модификация «B» могла разгоняться до 3,1 М, и имела радиус 780 километров. В тоже время боевая эффективность этого комплекса была во многом сомнительной.

В случае реальной ядерной атаки на США ЗРК «Бомарк» мог эффективно функционировать ровно до того момента пока была жива глобальная система наведения перехватчиков SAGE (что в случае начала полномасштабной ядерной войны представляется весьма сомнительным). Частичная или полная потеря работоспособности даже одного звена этой системы состоящей из: РЛС наведения, вычислительных центров, коммуникационных линий или станций передачи команд, - неминуемо приводила к невозможности вывода зенитных ракет CIM-10 в район цели.

Но так или иначе, создание ЗРК CIM-10 «Бомарк» стало крупным достижением американской авиационной и радиоэлектронной промышленности в годы «холодной войны». К счастью этот комплекс, стоявший на боевом дежурстве, так никогда и не был применён по прямому назначению. Сейчас эти некогда грозные зенитные ракеты, нёсшие ядерные заряды, можно увидеть только в музеях.

Сравнительно недавно появился и прошел необходимые испытания перспективный зенитный ракетный комплекс малой дальности «Сосна». Самоходные машины этого типа предназначаются для сухопутных войск и способны защищать соединения от различных угроз с воздуха. До недавнего времени в распоряжении широкой общественности было лишь несколько фотографий и основная информация о перспективном ЗРК. Буквально на днях все желающие получили возможность увидеть систему «Сосна» в деле.

Несколько дней назад на одном из видеосервисов был опубликован официальный рекламный ролик проекта «Сосна», по-видимому, рассчитанный на зарубежных потенциальных покупателей. При помощи закадрового текста и некоторой инфографики авторы видео рассказали зрителям об основных особенностях зенитного комплекса, его возможностях и перспективах. Рассказ о новейшей российской боевой машине сопровождался демонстрацией ходовых качеств и стрельбы. В частности, была показана мишень-имитатор крылатой ракеты, подвергшаяся атаке ЗРК «Сосна».

Общий вид ЗРК "Сосна"

Проект перспективной зенитной системы для сухопутных войск был разработан АО «Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана». В основе проекта лежало предложение, высказанное еще в девяностых годах прошлого века. В соответствии с ним, следовало выполнить глубокую модернизацию существующего ЗРК «Стрела-10», направленную на повышение основных характеристик и получение новых возможностей. Такое предложение было принято к реализации, и позже был создан новый проект.

Макеты перспективной системы демонстрировались на различных выставках с конца прошлого десятилетия. Полноценный комплекс «Сосна» впервые показали специалистам в 2013 году во время конференции, посвященной развитию систем противовоздушной обороны. В дальнейшем были проведены необходимые испытания и доводка, по результатам которых было принято решение о дальнейшей судьбе техники. Так, в начале прошлого года было объявлено о скором старте закупок.


Комплекс на полигоне

Являясь дальнейшим развитием существующего комплекса, система «Сосна» представляет собой самоходную боевую машину с полным набором средств обнаружения и ракетным вооружением. Она способна осуществлять ПВО соединений на марше и на позициях. Обеспечивается слежение за обстановкой в ближней зоне с возможностью максимально быстрого проведения атаки и уничтожения целей различных классов.

Производителем заявлена возможность строительства ЗРК «Сосна» на основе различных шасси, выбор которых возлагается на заказчика. Комплексы для российской армии предлагается строить на основе многоцелевых бронемашин МТ-ЛБ. В таком случае боевой модуль с необходимой аппаратурой монтируется в кормовой части крыши, на погоне соответствующего диаметра. Использование подобного шасси не связано с серьезными затруднениями, но при этом позволяет получить некоторые преимущества. «Сосна» на базе МТ-ЛБ может работать в одних боевых порядках с другой современной бронетехникой, способна преодолевать различные препятствия и пересекать водные преграды вплавь.


Блок оптико-электронного оборудования

Боевой модуль комплекса «Сосна» не отличается сложной конструкцией. Основным его элементом является крупный кожух вертикального расположения, устанавливаемый на плоской поворотной платформе. На нем имеются все необходимые средства обнаружения и опознавания, а также пусковые установки для ракет. Конструкция модуля обеспечивает круговое наведение вооружения и тем самым упрощает слежение за обстановкой с последующей стрельбой.

В передней части боевого модуля располагается легкий броневой кожух с прямоугольными обводами, необходимый для защиты блока оптико-электронного оборудования. Перед началом боевой работы верхняя крышка кожуха откидывается назад, а боковые створки разводятся в стороны, что позволяет использовать оптические приборы. На крыше модуля располагается антенна радиокомандной системы управления зенитной ракетой. Борта модуля оснащены креплениями для двух пусковых установок. Для предварительного наведения установки оснащаются приводами, отвечающими за перемещение в вертикальной плоскости.

Любопытной особенностью ЗРК «Сосна» является отказ от использования радиолокационных средств обнаружения. Следить за воздушной обстановкой предлагается только при помощи оптико-электронных систем. Также используется комбинированная методика управления ракетой, в которой большую роль играют оптические средства.

Архитектура бортовой электроники

Задачи наблюдения, слежения и наведения возлагаются на гиростабилизированый блок оптико-электронной аппаратуры. В его составе присутствуют дневная камера и тепловизор. Отдельный тепловизионный прибор предназначен для слежения за летящей ракетой. На блоке устанавливается три лазерных прибора: два используются в качестве дальномеров, тогда как третий применяется в составе системы управления ракетой.

Сигнал и данные с оптико-электронных систем поступают на главное цифровое вычислительное устройство и выводятся на экран операторского пульта. Оператор может наблюдать за всем окружающим пространством, находить цели и брать их на сопровождение. Также оператор отвечает за запуск ракеты. Дальнейшие процессы наведения изделия на цель выполняются автоматикой без участия человека.


В движении по полигону

В составе ЗРК «Сосна» используется зенитная управляемая ракета 9М340 «Сосна-Р», разработанная на основе боеприпасов для существующих комплексов. Ракета отличается сокращенными габаритами и имеет комбинированную систему управления. При этом изделие одновременно несет две боевые части разных типов, что позволяет заметным образом повысить вероятность поражения цели.

Имея максимальный диаметр корпуса 130 мм, ракета «Сосна-Р» имеет длину 2,32 м и весит всего 30,6 кг. Ракета с транспортно-пусковым контейнером имеет длину 2,4 м при массе 42 кг. В полете ракета способна развивать скорость до 875 м/с. Обеспечивается поражение воздушных целей на дальностях до 10 км и высотах до 5 км. Боевая часть ракеты общей массой 7,2 кг разделена на бронебойный блок, срабатывающий при прямом попадании в цель, и осколочный блок стержневого типа. Подрыв производится при помощи контактного или лазерного дистанционного взрывателя.


Подготовка к стрельбе

В боекомплект боевой машины «Сосна» входит 12 ракет 9М340 в транспортно-пусковых контейнерах. По шесть ракет (два ряда по три) помещается на каждой бортовой пусковой установке. ТПК зенитных ракет закрепляются на крупной раме с приводами вертикальной наводки, имеющими связь с гироскопическим стабилизатором. Положительной особенностью ЗРК «Сосна» стала возможность выполнения перезарядки без использования транспортно-заряжающей машины. Сравнительно легкие ракеты могут подаваться к пусковой установке силами экипажа. На перезарядку уходит около 10 минут.

Использование комбинированной системы управления по командам с земли позволило оптимизировать конструкцию ракеты и получить максимально возможные боевые характеристики. Сразу после старта ракета, использующая разгонный двигатель, управляется по радиокомандному принципу. При помощи команд от автоматики, поступающих с антенны боевого модуля, ракета проходит начальный участок полета и выводится на заданную траекторию. Далее ее «ловит» лазерный луч системы наведения. Автоматика направляет луч в расчетную точку встречи с целью, и ракета самостоятельно удерживается на нем на протяжении всего полета. Подрыв боевой части производится самостоятельно, по команде того или иного взрывателя.


Пуск ракеты "Сосна-Р"

Разработчиком заявлена возможность перехвата разнообразных воздушных целей, угрожающих войскам на марше или на позициях. Ракета «Сосна-Р» способна поражать самолеты, летящие со скоростью до 300 м/с, крылатые ракеты на скоростях до 250 м/с и вертолеты, разгоняющиеся до 100 м/с. При этом реальные показатели максимальной дальности и высотности немного изменяются в зависимости от типа и характеристик цели.

По данным производителя, новейший отечественный зенитный комплекс «Сосна» способен осуществлять ПВО соединений или районов, работая самостоятельно или в составе батарей. Наблюдение за воздушным пространством может осуществляться своими силами, однако возможно получение стороннего целеуказания от других средств обнаружения. Примененный комплекс оптико-электронного оборудования обеспечивает всепогодную и круглосуточную боевую работу с достаточной эффективностью. Автоматика способна обеспечить стрельбу и поражение целей как при работе на позиции, так и в движении.


Зоны поражения целей

ЗРК «Сосна» также имеет ряд других преимуществ, прямо связанных с основными идеями проекта в области средств наблюдения. Отсутствие радиолокационных средств наблюдения позволяет скрытно следить за обстановкой и не демаскировать себя излучением. Наблюдение в оптическом и тепловом диапазонах также позволяет фактически избавиться от ограничений по минимальной высоте обнаружения, сопровождения и атаки цели. Ракета наводится при помощи лазерного луча, приемные устройства для которого находятся на ее хвостовом срезе. Таким образом, комплекс нечувствителен к средствам оптического или радиоэлектронного подавления.

В начале прошлого года стало известно, что в обозримом будущем перспективный зенитный ракетный комплекс «Сосна» поступит на вооружение и будет поставлен в серийное производство. Недавно опубликованный видеоролик, очевидно, ориентированный на зарубежного заказчика, демонстрирует намерение разработчика получить экспортные контракты. Ранее появлялись сведения о возможном использовании наработок по ЗРК «Сосна» в новых проектах. Так, утверждалось, что перспективный авиадесантируемый зенитный комплекс «Птицелов», предназначенный для ВДВ, получит именно боевой модуль типа «Сосна» с ракетами 9М340.

Ранее КБ точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана публиковало различные сведения о проекте «Сосна». Кроме того, к настоящему времени достоянием общественности стали фотографии такой боевой машины в различной обстановке. Теперь же все желающие получили возможность увидеть новый зенитный комплекс «в динамике». Опубликованное несколько дней назад видео показывает, как ЗРК «Сосна» ведет себя на трассах полигонов, как ведет стрельбу по воздушным целям и к каким результатам приводят такие атаки.

По материалам сайтов:
http://npovk.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://gurkhan.blogspot.ru/
https://bmpd.livejournal.com/