Военная авиация, современная боевая авиционная техника - самолеты, вертолеты и воздушные базы. Самые лучшие военные самолёты мира

- Евгений Александрович, как менялась роль боевой авиации в вооруженных конфликтах?

Еще в 1909 году академик Борис Голицын на заседании президиума Императорской академии наук выступил с докладом о роли авиации в боевых действиях. У нас тогда еще и авиации-то не было. Сам Голицын был специалистом в области метеорологии. Но он сразу увидел возможную область применения самолетов в военном деле. И прежде всего для воздействия на воздушные и наземные цели. Он заявил, что страны, которые здесь отстанут, могут прийти к трагическим результатам. Его призыв был услышан. Вступив в Первую мировую войну , Россия уже обладала авиационной группировкой порядка двухсот с лишним самолетов - тогда один из самых больших воздушных флотов в сравнении с Германией или Англией. Правда, из оригинальных русских машин был, пожалуй, лишь бомбардировщик «Илья Муромец». Остальное - французские самолеты или их модификации. Они использовались прежде всего как средства разведки. Над территорией противника самолеты могли вскрыть расположение войск противника, цели. Тем более систем ПВО в то время не было. Со временем самолеты стали приобретать функции истребителя и бомбардировщика. Но принципиального влияния на ведение операций пока не оказывали. Бомбы были малого калибра. Поначалу их вручную бросали с борта самолета. Прообраз первого стационарного авиационного оружия - закрепленная на самолете кавалерийская шашка, которая в процессе всяких маневрирований должна была перерубать ванты бипланов противника. Затем на борт поставили пулемет - обычный «Максим». Его установили на «Илью Муромца », позже и на другие самолеты.

- Бурное развитие военной авиации началось уже в советское время?

Да. Сталин лично отдавал много времени развитию авиационной промышленности и своего любимого вида вооруженных сил. В 30-е годы прошлого века у нас доминировала концепция тяжелых бомбардировщиков. Создавались бомбовозы Ил-4, ТБ-3. Они были тихоходны, зато имели большую боевую нагрузку. Но события в Испании, советско-финская война, появление в Германии «Мессершмитта-110» в корне сломало концепцию - мы поняли, что пошли не тем путем.

- И нам пришлось перестраиваться?

Да. Во Второй мировой войне уже четко обозначилась концепция: любая наземная операция выигрывается, только когда обеспечивается господство в воздухе. Подтверждение тому - сражение под Москвой в декабре 1941 года, когда, несмотря на огромный авиапарк, люфтваффе так и не смогла обеспечить господство в воздухе. Одна из причин этого в том, что немецкие самолеты заправлялись бензином, который не выдерживал морозов. Так что мобильность их бомбардировочной авиации была не слишком высокой. А у нас тогда уже была очень хорошая ПВО и довольно большой парк истребителей. Но это был лишь частный успех. Немецкая авиация всюду еще долго господствовала в воздухе. Тогда всем стало ясно: без обеспечения господства в воздухе наземная операция не может достичь ожидаемого эффекта. Ситуация начала меняться весной 1943-го, когда мы смогли сломать хребет люфтваффе в воздушной битве на Кубани. Это подтвердило и Курское сражение, и все десять так называемых «сталинских ударов», вплоть до битвы за Берлин . Войска всегда шли в наступление при численном господстве советской авиации. Во Второй мировой войне во многом подтвердилась родившаяся в 30-е годы доктрина итальянского генерала Дуэ. Он говорил: в будущем авиация будет единственным видом ВС и все боевые операции будут решаться в воздухе. Противнику будет наноситься такой неприемлемый ущерб с воздуха, который его раздавит политически, ему останется только сдаться, приняв требования противника.

- Угадал итальянский генерал…

Не совсем. Вот я смотрю, что показала Сирия: мы там господствуем в воздухе, но без сухопутных войск и правильных действий на земле не очень-то все решается. Но то, что роль авиации в вооруженных конфликтах будет только возрастать, - это бесспорно. Потому меняется и структура авиации. Раньше у нас были специализированные самолеты: истребители, штурмовики, бомбардировщики - фронтовые, дальние... Но последние локальные конфликты показали преимущество многофункциональных самолетов . К примеру, фронтовая авиация - в американской классификации тактическая - стала многофункциональной. Появилось понятие «истребитель-бомбардировщик». Одновременно решаются задачи воздушной разведки. И все это базовый самолет единой конструкции. Тенденция обозначилась с поколения «четыре плюс». А самолеты пятого поколения уже строятся исключительно по концепции многофункциональности. Это важно, когда глубина боевых операций - особенно если рассматривать Ближний Восток , европейский театр - захватывает всю территорию противника. Понятия «фронт», «линия фронта» в чистом виде уже нет - наша страна тут исключение, она большая. Отсюда роль авиации, которая действует на всю глубину, возрастает.

- Но если раньше разведка считалась ведущей задачей авиации, то сегодня это что?

Атака с воздуха: ударные операции по наземным, надводным и подводным целям, борьба за господство в воздухе. Но разведка тоже остается. Причем с появлением понятия «сетецентрические боевые действия» снова наметилась тенденция к усилению этой функции. Она стала многоэшелонированной: космос , воздушная, наземная. Она технически совершенствуется, осваивая весь спектр электромагнитных волн, ведется в ночных условиях, при низкой видимости… Теперь разведка в какой- то мере коррелирована с радиоэлектронной борьбой (РЭБ). На всех самолетах стоят радиолокаторы, радиотехнические системы, разведаппаратура.

Как во фронтовой авиации? Там считается, что каждый самолет должен и обороняться, и применять всевозможные излучения, чтобы «ослепить» противника.

Да, но американцы, с моей точки зрения, поступают умнее. Они делают специализированные системы. То есть на обычный многофункциональный самолет ставится специальное оборудование, чтобы обеспечить радиотехническое противодействие. У американцев это началось с появления специализированных самолетов РЭБ на базе F-4 Phantom специально для прорыва ПВО противника.

То есть в построении систем РЭБ есть разделение на философию нашу и американскую? В чем принципиальная разница?

Я бы сказал, наша философия такая: иметь большую мощность излучения, то есть «дубину», которая создает электромагнитное воздействие как можно в более широком спектре и со всех направлений. Такие комплексы «ослепляют» противника практически полностью. Но для этого надо обеспечить большую энергомощность, а это вес, габариты, затраты. У американцев, израильтян другой подход к РЭБ. Они стараются максимально раскрыть структуру сигнала противника и сформировать обманные ответные помехи, которые уводят его от реальной цели. Именно поэтому во Вьетнаме , на Ближнем Востоке они очень хорошо изучали театр возможных боевых действий и все, что там излучает. Это уже борьба интеллектов нападающей и обороняющейся стороны. И в этой борьбе концепций я за «дубину». Просто потому, что в нашей не самой оперативной системе гибко перестраиваться на возможный театр военных действий мы пока не умеем. Мы более инерционны. Значит, нам надо идти по пути максимальной универсальности помех, большей мощности, чтобы постараться во всех диапазонах «душить» противника.

- Боевая авиация переживает смену поколений. Какие здесь тенденции? Сравните наш самолет пятого поколения с американскими F-22 и F-35 .

Мы эту тему в ГосНИИ- АС тщательно анализируем. Каждое новое поколение знаменует появление принципиально новых боевых качеств. Первое поколение нашей реактивной авиации - МиГ-15, МиГ-17 - это переход на реактивный двигатель, обеспечивающий качественный скачок в скорости. У американцев были тогда F-86, и наши ничем им не уступали, что показала война в Корее, где наши и их самолеты впервые воевали друг с другом. Второе поколение авиации связано с освоением сверхзвуковых скоростей. Мы на МиГ-19 впервые вышли на сверхзвук, и МиГ-21 уже строился как сверхзвуковой. Дошли до скоростей в 2 маха, что революционно поменяло облик самолета. Появились дельтообразные крылья, стреловидность - сверхзвуковая аэродинамика. Плюс произошла смена оружия. На таких скоростях требовалось увеличивать его дальность действия, поэтому появились управляемые ракеты «воздух– воздух».

МиГ-21 получил очень хорошую ракету, прототипом которой послужила американская Sidewinder. Ее разбитый оригинал в наш институт передали китайцы после вооруженного конфликта с США . Мы ее разгадывали как шараду. Оказалось очень изящное решение. А мы в это время построили ракету К-8 - первую самонаводящуюся «воздух–воздух». В сравнении с Sidewinder К-8 была раза в полтора тяжелее. Баллистическая дальность у нее была больше, но управляемая дальность с захватом цели - меньше, чем у Sidewinder. Мы воспроизвели эту американскую ракету, адаптировали и поставили на вооружение. Позже она сыграла очень большую роль в развитии ракет других видов: противотанковых, некоторых управляемых зенитных ракет. Этот трофей оказался очень полезным для нас. Не знаю, какова судьба автора ракеты, но я считал бы, что ему надо памятник при жизни поставить за такое красивое революционное решение.

- То есть в развитии авиации мы и США шли параллельно?

В принципе в области боевой авиации у СССР и США к тому времени сложился паритет. Но дальше произошел сбой. Никита Хрущев нанес огромный вред нашей фронтовой авиации, когда сказал, что война будет ракетноядерная, решать в ней будут всё ракеты, так зачем тратить деньги на тактические виды оружия? Был небольшой промежуток времени, когда мы приостановили развитие. Он оказался болезненным. В это время начались арабо-израильские войны и у американцев появился самолет третьего поколения - F-4 «Фантом», а у нас был только МиГ-21 - самолет второго поколения. Наши МиГ-21, кстати, сильно не проигрывали F-4. По скорости даже превосходили. Но на «фантомах» уже стояла ракета средней дальности с локационной головкой самонаведения с увеличенной дальностью. Локатор работал на фоне земли, то есть по самолетам, которые летели ниже. Наши головки самонаведения могли работать только на контрасте, на фоне неба. Но затем развернулись работы по нашему само- лету третьего поколения - МиГ-23, который по летным свойствам превосходил «Фантом». Кстати, F-4 - двухместный самолет. Экипаж - пилот и оператор оружия. А на МиГ-23 был только летчик, основные операции были автоматизированы. В это время к нам в институт снова привезли трофейную американскую ракету Sparrow. Нашлись энтузиасты ее копировать. Они настаивали: надо ее воспроизводить, как Sidewinder. А мы в то время строили свою Х-23 для МиГ-23. И когда мы сравнили все свойства Sparrow и Х-23, то поняли, что обогнали американцев. Х-23 оказалась более совершенной, включая головку самонаведения.

- То есть на третьем поколении отставание от американцев ликвидировали?

Да, на МиГ-23 мы как-то уравнялись с истребителем противника. Мы построили ракету ближнего боя Х-60, которая была значительно меньше Sidewinder и очень маневренная. Кстати, американцы так и не смогли сделать такую же. Потом мы на ее базе построили ракету К-73, которая и по сей день не имеет зарубежных аналогов. Так что в ближнем бою мы гарантированно выигрываем, в том числе на самолетах четвертого поколения - МиГ-29 и Су-27 . Они много продавались в Индию, Китай, Вьетнам. Индусы, кстати, весьма дотошные. Их ВВС провели целую серию сравнительных испытаний наших и американских самолетов, в том числе 27 учебных воздушных боев. Практически во всех ближних воздушных боях американцы проиграли. Только один бой они выиграли. Наверное, летчик на нашем самолете зазевался. МиГ-29 и Су-27 - сверхманевренные по сравнению с американскими. А в ближнем бою это играет решающую роль. В результате американцы выпустили для своих летчиков инструкцию: не вступать в ближний бой с Миг-29 и Су-27.

- Эти самолеты получили развитие в поколении «четыре плюс», «четыре плюс-плюс» и даже пятом?

Я вообще считаю, что американцы совершили громадную ошибку. F-22 Raptor задумывался как самолет, по эффективности превосходящий Су-27. Ограничений по стоимости не было, поэтому Raptor «вылетел» за $100 млн - наши самолеты стоили $30-40 млн, - оказавшись слишком дорогим даже для США. Пришлось ограничить его покупку партией в 180 штук. Практически все их поставили на Аляске, прикрывать воздушное пространство со стороны Ледовитого океана. Собственно, других функций они не несут. Raptor так и не стал многофункциональным. В его ТТХ записано условие работы и по наземным целям, но группировка на Аляске рассчитана только на режим «воздух–воздух». И сейчас, с учетом событий в Сирии, вдруг выяснилось, что США не могут там применить F-22 - в Сирии ведь по земле надо работать. Пришлось доделывать партию машин, чтобы они смогли уничтожать наземные цели. Так что Raptor, с моей точки зрения, не достиг превосходства над нашими самолетами, Су-35 его превосходит.

- А F-35?

С ним американцы вообще совершили стратегическую ошибку. Решили построить универсальный самолет и для ВВС, и для палубной авиации ВМС, и для морской пехоты. Чтобы работать с палубы, самолет должен иметь укороченный взлет, вертикальную посадку. При этом должен быть скомпонован как базовая конструкция. Когда США строили четвертое поколение, они тоже эту задачу ставили, но не получилось. Появилась линия F-18, линия F-15, и еще F-16 - три разных самолета. F-16 строили для НАТО , для продажи своим союзникам. F-15 в основном для себя. F/А-18 - палубный самолет. И вдруг на пятом поколении они опять решили создать универсальную машину.

- Но ведь это логично, вы же сами говорите о многофункциональности?

Они попытались совместить несовместимое. В итоге потеряли объем отсеков вооружения и горючего, а за счет это- го - дальность и боевую нагрузку. Самолет вышел однодвигательным в отличие от наших, двухдвигательных. Для палубных взлета и посадки нужна повышенная энерговооруженность, дополнительные боковые сопла для стабилизации. Двигатель занял почти весь объем самолета - получилась каракатица. Хуже, чем самолет четвертого поколения. 11 лет, если не больше, работали над этим самолетом, и до сих пор масса ограничений. И это притом что общие затраты по проекту превысили триллион долларов. Был создан консорциум для этого самолета, в который входили основные страны НАТО и Израиль . Но некоторые страны стали отказываться от закупок. Скорее всего, эта программа будет остановлена.

- Нам на Т-50 удалось уйти от этих недостатков, учесть их опыт?

А мы никогда и не замахивались на подобного рода неосуществимые задачи - понимали возможные ограничения. У нас все-таки был опыт создания самолетов вертикального взлета и посадки - Як-38 и Як-141. Мы понимали, что это несовместимые вещи - самолеты наземного и палубного базирования. К тому же для нас «корабелка» не так актуальна, с учетом того что у нас один авианосец с группой из 30 самолетов, а у США - свыше десятка авианосцев, на каждом из которых больше сотни самолетов. Так что мы по этому пути просто не пошли. В Т-50 заложены совместимые качества: незаметность, сверхманевренность, плюс радар с активной фазированной антенной решеткой. Самолет отвечает требованиям сетецентрических военных действий. Это то, что отличает Т-50 от машин четвертого поколения. Но пока он еще недоделан, и сложно говорить, каким он будет окончательно. Трудности есть. Как на любой новой машине.

Фото: Минобороны России, Вадим Савицкий Минобороны России

Военная авиация всегда привлекала массу внимания общественности. И, если в момент зарождения она восхищала своей эффективностью, то сегодня удивляет возможностями и наличием массы высокотехнологичных решений. Мы живём в весьма нестабильном мире, в котором то и дело происходят локальные конфликты, но, пожалуй, единственным плюсом этого является возможность наблюдать лучшие произведения инженерного искусства в действии. Мы объединили их в рейтинг самых лучших военных истребителей мира , который сможет не только удивить вас техническим прогрессом оборонной промышленности, но и заставит гордиться собственной страной, ведь большинство лидирующих позиций принадлежат именно российским самолётам. Как говориться, «Первым делом самолёты…»

10. Дассо «Мираж» 2000 (Франция)

Французская авиация заметно прибавила со времён Второй Мировой войны, когда она была в пух и прах уничтожена немецкой армией. Попытки вести независимую внешнюю политику требовали сильной армии, поэтому 30 лет назад появился военный самолет «Мираж», который сразу стал основным истребителем ВВС Франции и не сдавал эту позицию два десятилетия, ведь он отлично проявил себя в миротворческих операциях в Северной Африке, в результате чего стал массово закупаться Индией. Именно в этом регионе он нашёл себя: успешные уничтожения авиации и штабов противника, а также атаки управляемыми ракетами сломили сопротивление повстанцев за пару дней. Согласно некоторым данным, несмотря на снятие с производства в 2006, Дассо 2000 участвовал в Ливийской войне, где наносил ошеломительный урон боевой технике армии Каддафи.

9.

Ещё пару лет назад Falcon, расположившийся на девятой строке рейтинга самых лучших истребителей мира, был самым распространённым боевым самолётом в мире. Невысокая стоимость и качественные показатели сделали его главным экспортным продуктом американских ВВС. По состоянию на сегодняшний день, во всем мире истребителей F-16 насчитывается 4750 единиц. Модернизированный вариант будет производиться как минимум до конца 2017 года. Снимки данного самолёта неоднократно попадали в объективы камер военных репортёров, он успел поучаствовать в 100 конфликтах, наиболее известными из которых являются Операция НАТО против югославских войск и Иракская война. В армии Израиля F-16 Fighting Falcon являются наиболее эффективными боевыми истребителями. По официальным данным на их счету сорок воздушных побед.

8.

Хотя опытные образцы пока ещё не принимали участия в боевых действиях, а его ввод в эксплуатацию планируется на 2018 год, он уже вобрал в себя ведущие разработки отечественных инженеров. В сравнении с предшественником, он станет более экономичным в вопросах потребления топлива, но, одновременно с этим, создаст больше условий для комфорта пилота: от автоматизированного управления полётом во время прицеливания до увеличенного объёма воздуха, создаваемого автономной кислородной станцией. Единственной ложкой дёгтя в бочке мёда, по нашему мнению, являются слишком ранние попытки Министерства Обороны РФ привлечь его к участию в международных тендерах, ведь радар и некоторая аппаратура всё ещё не доведена до идеального состояния. Положительной особенностью данной модели является и стоимость производства, для примера, французы изготавливают самолёты с подобными характеристиками в два-три раза дороже.

7.

Наиболее успешный американский проект последних сорока лет занимает седьмое место в десятке самых лучших боевых истребителей в мире. F-15 Eagle гарантированно останется на вооружении до 2025 года, а значит успеет справить свой пятидесятилетний юбилей. Поразительно, но «Орел» за столь долгий период потерпел поражение в воздушном бою лишь однажды, при этом уничтожив около ста самолётов противника. С этим истребителем связана история летчика израильских ВВС по фамилии Пелед, который во время военного конфликта в Сирии смог уничтожить шесть самолётов противника и нанести значительные повреждения ещё четырём. Сейчас на вооружении различных стран находится шесть сотен F-15, и их не собираются списывать, ведь неполадки в среднем возникают всего лишь один раз за 50 тысяч часов полёта.

6.

Венец мысли авиаконструкторов Франции в контексте истребителей четвёртого поколения. Единственным недостатком является высокая стоимость производства, требующая вовлечения массы объектов точного машиностроения. Начав свой путь с войны в Афганистане ещё 15 лет назад, «Рафаль» доказал свою эффективность и в борьбе с ливийской армией. Стоит отметить, что «жертвами» «Рафаля» чаще всего были отечественные истребители и вертолёты, состоявшие на вооружении ВВС Ливии. Говоря о современности, Дассо чаще всего учувствует в учениях и лишь несколько раз наносил удары по силам Исламского Государства в Ираке. С ним также связанна масса инцидентов, когда самолёт падал или же взрывался в воздухе, но производитель доказал, что причиной подобных ситуаций чаще всего является человеческий фактор.

5.

Самый надёжный отечественный самолёт расположился на экваторе рейтинга самых лучших военных истребителей мира. Он неоднократно доказывал своё превосходство во время учений. Составляя костяк индийских ВВС Су-30, в тренеровочных боях побеждал американских и британских конкурентов, причём в большинстве случаев в сухую. Также именно «Сухой» обеспечил успех операции военно-космических сил России в Сирии, и сыграл решающую роль в освобождении Пальмиры. За четверть века зарегистрировано всего 9 инцидентов, причиной большинства из которых было возгорание двигателя или недостаточное количества топлива, к счастью, обошлось без жертв среди военных, за исключением падения самолёта ВВС Вьетнама в море.

4.

Единственный истребитель, созданный объединёнными усилиями стран Европейского Союза и доказавший свою эффективность во время реальных боевых действий (операция коалиции в Сирии и Ираке). Его безусловным преимуществом является возможность создавать помехи на радарах противника и, тем самым, корректировать направление полёта управляемых ракет, поэтому отсутствие потерь не должно быть неожиданностью. Ещё одним плюсом является максимальная дальность стрельбы, по данному показателю Тайфун превосходит ближайших конкурентов на целых сто километров. Сегодня на вооружении стран Европы и Ближнего Востока стоит около полутысячи истребителей, каждый из которых имеет уникальную модификацию и технологию производства.

3.

Самолёт, открывающий тройку лидеров среди самых лучших военных истребителей мира, требует особого внимания, ведь именно он будет составлять костяк авиационного крыла постоянной военной базы нашей страны в Сирии. Секретность производства долгое время заставляла потенциальных покупателей избегать инвестиций в рискованный проект, но участие в боевых действиях, где Су-35 прикрывали основные атакующие силы ВКС России, привлекло к нему массу внимания. Учитывая, что самолёт является крайне основательной модернизацией Су-27 (об этом говорит идентичный планер), истребитель служит доказательством долговечности отечественной боевой техники, а также говорит о следовании традициям в авиации. К сожалению, данные об участии в учениях или схватках с противником не были представлены общественности.

2.

Мультифункциональный, экономичный, эффективный – в общем, перед вами лучший истребитель производства Соединённых Штатов. С 2014 года и по сегодня он составляет костяк ВВС в Сирии, где, начав борьбу против радикальных исламистов, продолжает создавать значительные проблемы войскам ИГ. Примечательным является случай, когда пилот, за один боевой вылет, не только выполнил боевую задачу, но и оставался в определённом участке ещё шесть часов, при этом не был замечен вражескими силами и передал координаты позиций противника, пытавшегося эвакуировать базу. За последние два года F-22 успешно выполнил около 210 боевых задач. Весь период эксплуатации включает лишь два случая потери во время конфликта, что свидетельствует о высоком качестве и надёжности Raptor.

1. Сухой T-50 (Россия)

Пальму первенства в рейтинге и звание самый лучший военный истребитель мира получает Сухой Т-50 — первый отечественный самолёт пятого поколения, способный вести одновременный бой с несколькими противниками, расположенными как в небе, так и на земле. Это стало возможным благодаря повышенной манёвренности и передовым технологиям. Даже западные эксперты высоко оценили первые шаги российских инженеров в создании истребителей с технологией снижения заметности, но делать какие-либо основательные выводы на практике не приходится: все испытания проходят в закрытом режиме, а последняя конфигурация прототипа будет представлена лишь через полтора года.

+

Мы не смогли оставить без внимания лучший советский истребитель, который до сих пор состоит на вооружении как в постсоветских странах, так и у союзников по коммунистическому лагерю, т.к. он входит в десятку . Примечательно, что Су 27 становится участником любого компьютерного симулятора полёта. Также данный самолет является единственным истребителем отечественного производства, который участвовал в боевых действиях на территории Центральной Африки, где без потерь обезвредил 3 самолёта противника, а единственным выявленным минусом является довольно высокое потребление топлива при форсаже.


Военно-воздушные войска, являются одной из самых важных составляющих обороноспособности каждой страны. Ежедневно ученые всего мира работают над созданием более быстрых и эффективных боевых самолетов. В нашем сегодняшнем обзоре представлены 19 самых лучших моделей истребителей, которые уже успели отлично зарекомендовать себя в бою.

1. Американский истребитель-штурмовик - Boeing F/A-18E/F Super Hornet


Данная модель является модернизированным вариантом военного самолета F/A-18 . Весит образец 14,5 тонн, при этом одного полного бака будет достаточно чтобы пролететь 3300 километров. Воздушное судно оборудовано мощным двигателем F404, благодаря которому максимальная скорость может достигать 1915 км\ч. Стоит Super Hornet около 67 миллионов долларов США.

2. Немецкий истребитель-моноплан - Focke-Wulf Fw 190 Wurger


Представленная модель отлично зарекомендовала себя в Люфтваффе во время Второй мировой войны. Курт Танк является разработчиком истребителя под названием - Focke-Wulf Fw 190 Wurger, который был создан специально для военно-воздушных сил Германии. Свой первый полет воздушное судно совершило в далеком 1939 году.

3. Американский легкий истребитель - Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon


Данная модель была разработана еще в 1974 году, но в эксплуатацию была передана в конце 1979-го. Длина образца составляет 15 метров. Образец оснащен мощным двигателем General Electric F110. Стоимость General Dynamics F-16 Fighting Falcon составляет около 19 миллионов долларов США.

4. Шведский многоцелевой истребитель - Saab JAS 39 Gripen


Представленная модель с 1997 года стоит на вооружении военно-воздушных сил Швеции. Вес данного образца составляет 6622 килограмма, при этом дальность полета с одного полного бака достигает 3250 километров. Создателем воздушного судна является компания Saab AB. Стоит Saab JAS 39 Gripen примерно 60 миллионов долларов США.

5. Истребитель - Su-30MKI (Flanker-H)


Модернизированная модель воздушного судна весит 18 400 килограммов, при этом его дальность полета с одного полного бака достигает 3000 километров. Свой первый полет данный образец совершил в 2000 году. Истребитель оснащен мощным двигателем АЛ-31Ф. Стоимость Su-30MKI составляет 25 миллионов долларов США.

6. Двухместный истребитель - McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle


Данная модель создана на базе учебно-боевого истребителя F-15D. Это воздушное судно можно использовать для патрулирования и обеспечения прикрытия сухопутных войск. Образец оснащен мощным двигателем Pratt & Whitney F100, благодаря которому максимальная скорость полета может достигать 2655 километров в час. Стоимость McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle составляет примерно 31 миллион долларов США.

7. Французский многоцелевой истребитель - Dassault Rafale


Французская компания Dassault Aviation является создателем 15 метрового истребителя под названием - Dassault Rafale . Максимальная скорость данной модели достигает 2130 км\ч, а дальность полета с одного полностью заправленного бака составляет 3700 километров.

8. Экспериментальный самолет - Sukhoi Su-35


Данный истребитель весит 18 400 килограммов, при этом его дальность полета с одного полностью заправленного бака составляет 3600 километров. Модель оснащена мощным двигателем АЛ-31Ф, благодаря которому максимальная скорость самолета достигает 2500 км\ч. Стоит Су-27М около 65 миллионов долларов США.

9. Многоцелевой истребитель - Eurofighter Typhoon


Данная модель была создана компанией Eurofighter GmbH в 1986 году. Весит воздушно судно 11 тонн, при этом его дальность полета с одного полностью заправленного бака составляет 3790 километров. Максимально допустимая скорость самолета составляет 1838 км\ч.

10. Истребитель-бомбардировщик - Lockheed Martin F-35 Lightning II


Американская компания Lockheed Martin Aeronautics Company является создателем малозаметного истребителя под названием - Lockheed Martin F-35 Lightning II . Данная модель оснащена мощным двигателем Pratt & Whitney F135, благодаря которому максимальная скорость может достигать 1930 км\ч, а дальность полета составляет 2220 километров. Свой первый полет образец совершил в 2006 году.

11. Американский ударный самолет - Lockheed F-117 Nighthawk


Данная модель является разработкой компании Lockheed Martin . Этот образец предназначен для незаметного проникновения через систему противовоздушной обороны противника и уничтожения стратегически важных целей. Воздушное судно оснащено мощным двигателем General Electric F404, благодаря которому максимальная скорость самолета может достигать 993 километров в час. Стоимость Lockheed F-117 Nighthawk составляет около 100 миллионов долларов США.

12. Многоцелевой истребитель - Миг 21


Данная модель оснащена турбореактивным двигателем, благодаря которому максимальная скорость самолета может достигать 2175 километров в час. Свой первый полет образец совершил в далеком 1955 году. Миг-21 является одним из самых распространенных сверхзвуковых самолетов во всем мире.

13. Английский истребитель - Supermarine Spitfire


Данная модель является одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Данный образец оснащен мощными двигателями типа: Rolls-Royce Merlin, Rolls-Royce Griffon, благодаря которым максимальная скорость самолета может составлять 584 километра в час. Свой первый полет воздушно судно совершило в далеком 1936 году.

14. Российский истребитель - МиГ-35


Данная модель оснащена мощным двигателем РД-33, благодаря которому максимальная скорость самолета может достигать 2600 км\ч. Свой первый полет образец совершил в 2007 году. Одного полного бака воздушному судну хватит на 2000 километров.

15. Многоцелевой истребитель - Chengdu J-10


Данная модель является разработкой китайской компании Chengdu Aircraft Industry Group .
Представленный образец оснащен турбовентляторным двигателем, благодаря которому максимальная скорость полета самолета способна достигать 2327 километров в час. Свой первый полет воздушное судно совершило в 1998 году. Стоимость Chengdu J-10 составляет 28 миллионов долларов США.

16. Британский истребитель - Hawker Siddeley Harrier


Данная модель является разработкой компании Hawker Siddeley, которая в 1960 году создала истребитель под названием Hawker Siddeley Harrier . Максимально допустимая скорость полета этого образца составляет 1175 километров в час.

17. Американский истребитель - North American P-51 Mustang


Данная модель создана конструктором Эдгаром Шмюдом совместно с компанией North American Aviation . Данная модель оснащена мощным двендцатицилиндровым двигателем, благодаря которому максимальная скорость самолета может достигать 703 километров в час.

18. Российский истребитель - Су-47 Беркут

Данная модель оснащена мощными двигателями типа АЛ-31Ф, Д-30, благодаря которым максимальная скорость самолета может достигать 2650 км\ч. Весит образец 16380 килограммов, при этом дальность полета с одного полностью заправленного бака составляет 3 300 километров. Стоит Су-47 Беркут около 70 миллионов долларов США.

19. Многоцелевой истребитель - Су-27


Данная модель оснащена мощным двигателем АЛ-31Ф, благодаря которому максимальная скорость полета может достигать 2500 км\ч. Весит образец 16380 килограммов, при этом дальность полета с одного полностью заправленного бака составляет 3530 километров. Стоит Су-27 приблизительно 30 миллионов долларов США.

А любителям воздушных суден, наверняка будет интересно посмотреть на эти

История военной авиации началась практически сразу после первого полёта самолёта американцев братьев Райт, состоявшегося в 1903 году – уже через несколько лет военные большинства армий мира сообразили, что самолёт может стать прекрасным оружием. С началом Первой мировой войны боевая авиация как род войск была уже довольно серьезной силой – сначала нашла применение разведывательная авиация, позволявшая получать полные и оперативные данные о перемещениях войск противника, следом в небо поднялись бомбардировщики, сначала импровизированные, а затем и специальной постройки. Наконец, для противодействия вражеским аэропланам была создана истребительная авиация. Появились воздушные асы, об успехах которых снимались фильмы и с восхищением писали газеты. Вскоре собственными ВВС обзавелся и флот – зародилась военно-морская авиация, стали строиться первые авиатранспорты и авианосцы.

По-настоящему одним из главных родов войск военная авиация показала себя с началом Второй мировой войны. Бомбардировщики и истребители люфтваффе стали одним из главных инструментов немецкого блицкрига, предопределившего успехи Германии первых лет войны на всех фронтах, а японская морская авиация как основная ударная сила военно-морского флота нападением на Перл-Харбор задала ход боевых действий на Тихом океане. Истребительная авиация Великобритании стала решающим фактором, предотвратившим вторжение на острова, а стратегические бомбардировщики союзников поставили Германию и Японию на грань катастрофы. Легендой советско-германского фронта стала советская штурмовая авиация.
Без военной авиации не обходится и ни один современный вооруженный конфликт. Так, даже в случае возникновения малейшей напряжённости военно-транспортные самолёты осуществляют переброску военной техники и живой силы, а армейская авиация, вооруженная ударными вертолетами, осуществляет поддержку наземных войск. Современная авиационная техника развивается в нескольких направлениях. Всё более широкое применение находят БПЛА – беспилотные летательные аппараты, которые, как и 100 лет назад, сначала стали разведчиками, а теперь всё чаще выполняют ударные задачи, демонстрируя эффектные учебные и боевые стрельбы. Впрочем, пока что беспилотники не способны полностью заменить традиционные пилотируемые боевые самолёты, упор при проектировании которых в наши дни делается на уменьшение радиолокационной заметности, увеличение маневренности и возможность летать на сверхзвуковой крейсерской скорости. Впрочем, ситуация меняется столь стремительно, что предсказать, в каком направлении будет развиваться военная авиация в ближайшие годы, могут только самые смелые фантасты.
На портале Warspot всегда можно прочитать статьи и новости на авиационную тематику, посмотреть видео или фотообзоры по истории военной авиации с самого её зарождения и до современности – о самолётах и вертолётах, о боевом применении военно-воздушных сил, о лётчиках и авиационных конструкторах, о вспомогательной военной технике и снаряжении, используемых в ВВС разных армий мира.