Какой рост пигмеев центральной африки. Лесные охотники. Африканское племя пигмеев мбути

И др.; ранее предположительно пигмейские языки

Религия

Традиционные верования

Расовый тип

Негрилльский тип большой негроидной расы


Пигме́и (греч. Πυγμαῖοι - «люди величиной с кулак») - группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки . Другое название африканских пигмеев - негрилли.

Свидетельства

Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время - в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера , у Геродота и Страбона).

Пигмеи в мифологии

Физический тип

У живущих восточнее бака народов эфе и суа , изначально рождаются маленькие дети - ограничитель роста включается во время внутриутробного развития. У бака дети рождаются нормальными, но в первые два года жизни дети бака растут заметно медленнее европейцев .

Род занятий

Пигмеи - жители лесов, лес для них - источник всего необходимого для жизни. Основные занятия - охота и собирательство . Пигмеи не изготавливают каменные орудия труда, ранее не умели добывать огонь (источник огня переносили с собой). Орудие охоты - лук со стрелами с металлическими наконечниками, причём эти наконечники часто отравлены. Железо выменивают у соседей.

Язык

Пигмеи обычно говорят на языках окружающих их народов - эфе , асуа , бамбути и др. В диалектах пигмеев есть некоторые фонетические отличия, но за исключением народа бака , пигмеи утратили родные языки .

Напишите отзыв о статье "Пигмеи"

Примечания

Литература

  • Патнем Э. Восемь лет среди пигмеев / Энн Патнем; С предисл. и под ред. Б. И. Шаревской ; Художник Б. А. Диодоров. - М .: Издательство восточной литературы , 1961. - 184 с. - (Путешествия по странам Востока). - 75 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Культура, музыка и фотографии

Отрывок, характеризующий Пигмеи

– Др… или дура!… – проговорил он.
«И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой.
– А княгиня где? – спросил он. – Прячется?…
– Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении.
– Гм! гм! кх! кх! – проговорил князь и сел за стол.
Тарелка ему показалась не чиста; он указал на пятно и бросил ее. Тихон подхватил ее и передал буфетчику. Маленькая княгиня не была нездорова; но она до такой степени непреодолимо боялась князя, что, услыхав о том, как он не в духе, она решилась не выходить.
– Я боюсь за ребенка, – говорила она m lle Bourienne, – Бог знает, что может сделаться от испуга.
Вообще маленькая княгиня жила в Лысых Горах постоянно под чувством страха и антипатии к старому князю, которой она не сознавала, потому что страх так преобладал, что она не могла чувствовать ее. Со стороны князя была тоже антипатия, но она заглушалась презрением. Княгиня, обжившись в Лысых Горах, особенно полюбила m lle Bourienne, проводила с нею дни, просила ее ночевать с собой и с нею часто говорила о свекоре и судила его.
– Il nous arrive du monde, mon prince, [К нам едут гости, князь.] – сказала m lle Bourienne, своими розовенькими руками развертывая белую салфетку. – Son excellence le рrince Kouraguine avec son fils, a ce que j"ai entendu dire? [Его сиятельство князь Курагин с сыном, сколько я слышала?] – вопросительно сказала она.
– Гм… эта excellence мальчишка… я его определил в коллегию, – оскорбленно сказал князь. – А сын зачем, не могу понять. Княгиня Лизавета Карловна и княжна Марья, может, знают; я не знаю, к чему он везет этого сына сюда. Мне не нужно. – И он посмотрел на покрасневшую дочь.
– Нездорова, что ли? От страха министра, как нынче этот болван Алпатыч сказал.
– Нет, mon pere. [батюшка.]
Как ни неудачно попала m lle Bourienne на предмет разговора, она не остановилась и болтала об оранжереях, о красоте нового распустившегося цветка, и князь после супа смягчился.
После обеда он прошел к невестке. Маленькая княгиня сидела за маленьким столиком и болтала с Машей, горничной. Она побледнела, увидав свекора.
Маленькая княгиня очень переменилась. Она скорее была дурна, нежели хороша, теперь. Щеки опустились, губа поднялась кверху, глаза были обтянуты книзу.
– Да, тяжесть какая то, – отвечала она на вопрос князя, что она чувствует.
– Не нужно ли чего?
– Нет, merci, mon pere. [благодарю, батюшка.]
– Ну, хорошо, хорошо.
Он вышел и дошел до официантской. Алпатыч, нагнув голову, стоял в официантской.
– Закидана дорога?
– Закидана, ваше сиятельство; простите, ради Бога, по одной глупости.
Князь перебил его и засмеялся своим неестественным смехом.
– Ну, хорошо, хорошо.
Он протянул руку, которую поцеловал Алпатыч, и прошел в кабинет.
Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.

Для начала давайте ознакомимся с фактами и сообщениями учёных о племенах пигмеев. Сведений о загадочных низкорослых людях не так уж и много, как бы этого хотелось, поэтому важны все из них. Где и как они проживают, кто они: «ошибка» или «закономерность» Природы; быть может, поняв их «особенности», мы сможем получше рассмотреть и себя? Ведь все мы дети одной планеты, их проблемы не могут быть для нас чужими.

«Первое древнейшее свидетельство о пигмеях оставил греческий историк V в. до х. э. Геродот. Когда он путешествовал по Египту ему рассказали историю о том, как однажды юноши из африканского племени насамонов решили “совершить путешествие по Ливийской пустыне с целью проникнуть дальше и увидеть больше всех тех, кто раньше побывал в самых отдалённых её частях, «...» насамоны благополучно возвратились назад и что все люди [пигмеи], к которым они приходили, были волшебниками”».

«Ещё свидетельство о пигмеях нам оставил крупнейший римский учёный Плиний Старший (24—79 гг. х. э.). В своей “Естественной истории” он пишет: “Некоторые сообщают о племени пигмеев, живущих среди болот, из которых берет начало Нил” ».(1*)
«Одна из цивилизаций, где обитали пигмеи и которая сейчас ушла в небытие располагалась на Гавайских островах . «...». На сегодняшний день племена пигмеев обитают в Африке (Центральная экваториальная зона) и Юго-Восточной Азии (Андаманские острова, Филиппины, и тропические леса Малакки)».

Охотники и собиратели в Африке представлены тремя основными группами - пигмеями Центральной Африки, бушменами Южной Африки и хадза Восточной Африки. Ни пигмеи, ни бушмены не являются стадиально единым монолитом - каждая из этих групп состоит из племен или иных этнических общностей, находящихся на различных уровнях социально-исторического и культурного развития.

Название пигмеи произошло от греческого pygmaios (буквально - размером с кулак). Основные страны расселения: Заир - 165 тыс. чел., Руанда - 65 тыс. чел., Бурунди - 50 тыс. чел., Конго - 30 тыс. чел., Камерун - 20 тыс. чел., Центральноафриканская Республика - 10 тыс. чел., Ангола - 5 тыс. чел., Габон - 5 тыс. чел. Говорят на языках банту.


Пигмеи были одной из рас вышедших из Африки и заселивших юг Азии, где они были очень распространены в древности. Современная популяция пигмеев проживает не только в Африке но и в некоторых районах Южной Азии, таких как Aeta и Batak на Филиппинах, Semang в Малазии, Mani в Таиланде. Средний рост взрослого мужчины около 140 см. женщины около 120 см. Все более рослые пигмеи это результат межрасового смешивания с соседними племенами.

«ПИГМЕИ. Имеют пропорциональное здоровое тело , только уменьшенного размера. Анатомия и физиология близки к нормальным» .

«Среди пигмеев есть мало сексуальные (амазонцы) - и легко возбудимые (бушмены, у которых постоянная эрекция), есть очень инфантильные - и весьма мужественные (бородатые, мускулистые, с крупными чертами лица, грудь, в отличие от негроидов, волосатая). Африканские пигмеи очень музыкальны и пластичны. Они охотятся на слонов. Рядом с ними живут великаны-нилоты, самые высокие люди на Земле. Говорят, что нилоты охотно берут в жены пигмейских женщин, а мужчин боятся».

Ранее считалось, что низким ростом пигмеи обязаны плохому качеству питания и какому-то его особому рациону, но эта версия не была подтверждена. Существуют другие расы проживающие рядом - Масаи и Сумбуру в Кении, которые питаются не намного лучше, но при этом считаются самыми высокими в мире. Одно время группу пигмеев с целью эксперемента полноценно и долго кормили, но их рост и рост их потомства не стал больше.

Пигмеев Центральной Африки можно разделить на три географически обособленные группы: 1) пигмеи бассейна реки Итури, известные как бамбути, вамбути или мбути и лингвистически делящиеся на три подгруппы: эфе, басуа, или суа, и ака (о которых подробнее в этой статье) ; 2) пигмеи области Великих озер - тва, населяющие Руанду и Бурунди, и разрозненные группы, окружающие их; 3) пигмеи западных областей тропического леса - багуиелли, обонго, акоа, бачва, байеле и др. Кроме того, существует еще группа восточноафриканских пигмеев - бони.

Сейчас у пигмеев наступили суровые времена, они вымирают из за заболеваний вроде кори и оспы, которые в комплексе с бедной на питательные вещества едой и большими нагрузками приводят к большой смертности. В некоторых племенах средняя продолжительность жизни всего 20 лет. Более высокие и сильные негритянские племена притесняют пигмеев и выживают их на малопригодные для существования участки.

Некоторые ученые пытаются также связать короткий период жизни пигмеев с их ростом (сравните продолжительность жизни слона и мыши). Вообще все исследователи этого народа сходятся во мнении, что изучение пигмеев помогает лучше понять принципы эволюции и приспособляемости человека к разным условиям окружающей среды.

Большой спрос на мясо диких животных заставляет пигмеев браконьерить в заповедниках. Неразумное истребление вымирающих животных вскоре может стать угрозой для существования самих племен пигмеев - замкнутый круг, из которого уже невозможно выбраться.

Пигмеи идут браконьерить в заповедник, вооружение - ловчие сети и копья.

Вот и добыча, поймать антилопу большая удача.

«Пигмеи - народ кочевой. Несколько раз за год они оставляют свои дома и вместе со всем нехитрым скарбом уходят скрытыми тропами в самые глухие лесные уголки».
«... живут пигмеи в шалашах, похожих на небольшие зеленые бугорки».

«Огонь пигмеи поддерживают постоянно. При переходе на другую стоянку они несут с собой горящие головни, так как высекать огонь при помощи кремня очень долго и трудно».

«Настоящей глины, способной скрепить постройки, здесь нет, и дожди разрушают пигмейские «строения. Поэтому их приходится часто ремонтировать. За этим занятием всегда можно увидеть только женщин. Девушек , еще не обзаведшихся семьей и собственным домом, согласно местным обычаям к этой работе не допускают».

Знаете, как переводится слово «пигмеи»? Люди величиной с кулак. Это самый маленький народ на планете.

Большинство под словом «пигмеи» понимает народ низкого роста, проживающий в Африке. Да, отчасти это так, но даже африканские пигмеи - это не один народ. На Черном континенте проживают различные народности: пигмеи батва, бакига, бака, ака, эфе, суа, и это далеко не весь список. Рост взрослого мужчины обычно не превышает 145 сантиметров, а женщины - 133 см.

Как живут самые маленькие люди планеты?

Жизнь пигмеев непроста. Они обитают во временных деревнях в лесах. Почему временные, - спросите вы? У самого маленького народа кочевой образ жизни, они постоянно в поисках пищи и ищут богатые фруктами и медом места. А еще у них есть древние обычаи. Так, если в племени умер человек, то его хоронят под крышей хижины и бросают поселение навсегда.

Рядом со временными деревнями пигмеи охотятся на оленей, антилоп и обезьян. Также они занимаются собирательством фруктов и меда. При всем этом мясо составляет только 9% их рациона, а основную часть добычи они обменивают на садовые овощи, металл, ткани, табак у людей, которые держат фермы вблизи леса.

Маленькие люди считаются отличными знахарями: готовят лечебные и ядовитые зелья из растений. Именно из-за этого их недолюбливают другие племена, так как приписывают им магическую силу.

Например, у пигмеев есть любопытный способ ловить рыбу: сначала они отравляют водоем, из-за чего рыба всплывает на поверхность. И все, рыбалка удалась, остается только собрать улов. Никаких тебе посиделок с удочками на берегу или ловли гарпуном. Через несколько часов яд перестает действовать и снова живехонькая рыба возвращается к привычной жизни.

Продолжительность жизни пигмеев очень короткая: от 16 до 24 лет. Люди, которые дожили до 40 лет, настоящие долгожители. Соответственно, и половая зрелость наступает у них гораздо раньше: в 12 лет. Ну а обзаводятся потомством они уже в пятнадцатилетнем возрасте.

До сих пор в рабстве

Африка - самый неоднозначный континент. Рабство уже давно запрещено по всему миру, но только не тут. Так, например, в Республике Конго по сложившейся традиции пигмеи передаются по наследству у народа банту. И это самые настоящие рабовладельцы: пигмеи отдают им свою добычу из леса. Но, к сожалению, маленький народ вынужден терпеть такое обращение, так как «хозяева» дают им необходимые для выживания продукты и товары, без которых в лесу прожить нереально. Более того, пигмеи идут на хитрости: они могут быть в «рабстве» у нескольких фермеров одновременно в разных деревнях. Если не дал пропитания один хозяин, то, может быть, осчастливит другой.

Геноцид пигмеев

Самые маленькие люди на протяжении многих веков находятся под постоянным давлением других племен. И тут речь не только о рабстве, а даже о… людоедстве! Причем в нашем современном мире, в XXI веке. Так, в период гражданской войны в Конго (1998-2003 гг.) пигмеев просто вылавливали и ели. Или, например, в одной из провинций Африки, Северное Киву, одно время действовала группировка по подготовке территории для добычи полезных ископаемых. И они в процессе зачистки убивали и ели пигмеев. А некоторые народы Черного континента вообще считают, что плоть пигмея подарит магическую силу, а связь с женщиной из некоторых низкорослых племен избавит от болезней. Поэтому изнасилования тут случаются очень часто.

Конечно, все это сказывается на жизни маленького народа: их осталось не более 280 тысяч человек, и эта цифра уменьшается с каждым годом.

Почему такой маленький рост

На самом деле миниатюрность этих народов объясняется эволюцией. Причем в разных народах причины разные, именно к такому выводу пришли ученые. Так, генетические анализы показали, что в некоторых племенах (например, у пигмеев суа и эфа) уже в утробе матери включается ограничитель роста ребенка и малыши появляются на свет очень маленькими. А в других народах (бака) дети рождаются нормальными, такими же, как и у представителей европейских рас, однако в первые два года они очень медленно растут. Все эти изменения на генетическом уровне спровоцированы различными факторами.

Так, низкорослости способствует плохое питание: тело пигмеев уменьшилось в процессе эволюции. Дело в том, что им для выживания необходимо еды намного меньше, чем более крупным народам. Также считается, что маленькому росту «помогли» и тропики: ведь масса тела влияет на количество производимого тепла, поэтому у крупных народов шанс перегреться намного больше.

Ну а еще одна из теорий гласит, что миниатюрность облегчает жизнь в тропиках, делая пигмеев более юркими, ведь в непроходимых лесах это отличное качество. Вот так эволюция помогла адаптироваться маленьким людям к образу жизни и климату.

Интересные факты о пигмеях, которые вы не знали раньше

Факт №1. Многие считают, что пигмеи живут в лесах. Однако это не всегда так: например пигмеи племени тва живут в пустынях и на болотах.

Факт №2. Более того, некоторые антропологи относят к пигмеям карликовые народы, где рост мужчины не превышает 155 сантиметров. По их мнению, живут пигмеи в разных уголках планеты: в Индонезии, Малайзии, Таиланде, на Филиппинах, в Боливии и Бразилии. Вот, например, филиппинские пигмеи:

Факт №3. Больше всего слов у пигмеев связано с медом и растениями. А вообще, родной язык они утратили и сейчас говорят на языках окружающих их народов.

Факт №4. Некоторые исследователи считают, что пигмеи - представители древнего народа, который существовал более 70 тысяч лет назад.

Факт №5. О пигмеях знали еще в Древнем Египте. Так, богатым вельможам в дар привозили черных карликов.

Факт №6. В конце XIX начале XX веков детей-пигмеев продавали в зоопарки США и Европы в качестве экспонатов.

Факт №7. Самые маленькие люди в мире - пигмеи Эфе и Заира. Рост женщин не превышает 132 см, а мужчин - 143 см.

Факт №8. В Африке живут не только самые низкие люди, но и самые высокие. В племени динка средний рост мужчины - 190 см, а женщины -180 см.

Факт №9. Пигмеи и сегодня не пользуются календарем, поэтому точный возраст они не знают.

Факт №10. Европеоидный ребенок в возрасте 2,5 лет примерно такого же роста, как и пятилетний пигмей.

ПИГМЕИ - на-ро-ды, от-но-ся-щие-ся к цен-траль-но-аф-ри-кан-ской ра-се.

Жи-вут в зо-не тро-пических ле-сов Эк-ва-тори-аль-ной и Восточной Аф-ри-ки. Из-вест-ны под на-зва-ния-ми: тва (бат-ва, абат-ва) - в Ме-жо-зе-рье и Де-мо-кра-тич. Рес-пуб-ли-ке Кон-го (ДРК) (тер-мин «тва» ино-гда при-ме-ня-ет-ся по от-но-ше-нию к охот-ничь-им груп-пам Южной Аф-ри-ки - Южной Ан-го-лы, На-ми-бии, Зам-бии, ЮАР, в том числе к сан); ква/чва (ДРК), мбу-ти / бам-бу-ти (се-ве-ро-вос-ток ДРК), бин-га / ба-бин-га, мбен-га / бам-бен-га (за-пад Эк-ва-то-ри-аль-ной Аф-ри-ки). Раз-де-ля-ют-ся на восточных и западных пигмеев. К вос-точ-ным пигмеям от-но-сят-ся: тва Ме-ж-о-зе-рья (свыше 200 тысяч человек в Ру-ан-де, около 100 тысяч человек в Бу-рун-ди, 35 тысяч человек на вос-то-ке ДРК, 5 тысяч человек в Тан-за-нии и 3 тысячи человек в Уган-де); суа (асуа; 35 тысяч человек), эфе (35 тысяч человек) и кан-го (10 тысяч человек) в бас-сей-не реки Уэле на се-ве-ро-вос-то-ке ДРК. За-пад-ные пигмеи: мон-го-тва (в рай-оне озёр Тум-ба и Маи-Ндом-бе на се-ве-ро-за-па-де ДРК); гбан-зи-ри (бан-зи-ри, гбан-зи-ли, гбан-де-ре; 50 тысяч человек), ба-мас-са (15 тысяч человек) и бу-ра-ка (5 тысяч человек) в вер-ховь-ях реки Убан-ги на юге ЦАР и се-ве-ро-за-па-де ДРК; бо-фи (30 тысяч человек на юго-за-па-де ЦАР) и ака (яка, бая-ка, бе-бая-ка, би-байя, ба-бин-га, мбен-зе-ле, ба-бен-зе-ле, ба-се-се, са-мо-на-зва-ние - биа-ка; 30 тысяч человек на се-ве-ро-вос-то-ке Рес-пуб-ли-ки Кон-го - РК, 20 тысяч человек на юго-за-па-де ЦАР и 5 тысяч человек на се-ве-ро-за-па-де ДРК) в ни-зовь-ях реки Ло-бае; гун-ди в вер-ховь-ях реки Сан-га (15 тысяч человек на юго-за-па-де ЦАР); ба-ка (би-байя, бин-га, ба-бинга) в бас-сей-не рек Джа и Бум-ба на юго-вос-то-ке Ка-ме-ру-на (45 тысяч человек) и в вер-ховь-ях реки Ай-и-на на се-ве-ро-вос-то-ке Га-бо-на (5 тысяч человек); гье-ле (ги-ел-ли / бай-е-ле, ко-ла / ба-ко-ла, койя / ба-койя) к югу от ни-зовь-ев реки Ньонг (5 тысяч человек на юго-за-па-де Ка-ме-ру-на и се-ве-ро-за-па-де Эк-ва-то-ри-аль-ной Гви-неи). Вы-де-ля-ют-ся так-же юж-ные пигмеи: тва бас-сей-на Ка-саи на юго-за-па-де ДРК; упем-ба-тва (лу-ба-хем-ба-тва) в за-бо-ло-чен-ных рай-онах в вер-ховь-ях реки Луа-ла-ба на юго-вос-то-ке ДРК; бан-гве-улу-тва в бо-ло-тах Бан-гве-улу на се-ве-ро-вос-то-ке Зам-бии; лу-кан-га-тва в Центральной Зам-бии; ка-фуэ-тва в ни-зовь-ях реки Ка-фуэ на юге Зам-бии и др. Об-щая чис-лен-ность до 500 тысяч человек. Пигмеи ут-ра-ти-ли свои язы-ки и го-во-рят на язы-ках ок-ру-жаю-щих на-ро-дов бан-ту, а так-же на язы-ках убан-гий-ской под-се-мьи ада-ма-ва-убан-гий-ских язы-ков и цен-траль-но-су-дан-ских язы-ках. Со-хра-ня-ют тра-диционные ве-ро-ва-ния, часть - хри-стиа-не (ка-то-ли-ки и про-тес-тан-ты: баптисты, лютеране и др.).

По наи-бо-лее рас-про-стра-нён-ной тео-рии, пигмеи - по-том-ки або-ри-ген-но-го на-се-ле-ния Эк-ва-то-ри-аль-ной Аф-ри-ки, вы-тес-нен-ные во 2-м тысячелетии до нашей эры в труд-но-дос-туп-ные об-лас-ти по-сле рас-се-ле-ния зем-ле-дельческих на-ро-дов, го-во-ря-щих на язы-ках бан-ту, убан-гий-ских и цен-траль-но-су-дан-ских, ко-то-рые вы-тес-ни-ли из-на-чаль-ные язы-ки пигмеев. Со-глас-но ге-не-тическим ис-сле-до-ва-ни-ям, их пред-ки жи-ли в изо-ля-ции около 60 тысяч лет. Древ-ней-шие из-вес-тия о них име-ют-ся в древнеегипетских над-пи-сях III тысячелетия до нашей эры. У древнегреческих ав-то-ров (в «Илиа-де» Го-ме-ра, у Ге-ро-до-та и Стра-бо-на) пигмеями на-зы-ва-лись ми-фические кар-ли-ки, жив-шие в Аф-рике. В ев-ропейских опи-са-ни-ях Западной Аф-ри-ки XVI-XVII веках пигмеи упо-ми-на-ют-ся под названием «ма-тим-ба». Их су-ще-ст-во-ва-ние под-твер-жде-но в XIX веке немецким ис-следо-ва-те-лем Г. Швейн-фур-том и русской экс-пе-ди-ци-ей В.В. Юн-ке-ра. Основные груп-пы пигмеев об-на-ру-же-ны в XX веке. П. Ше-бе-стой (1929-1930 годы) и М. Гу-зин-де (1934-1935 годы).

За-ни-ма-ют-ся бро-дя-чей охо-той (ору-жие - лук, ко-пьё), ры-бо-лов-ст-вом и со-би-ра-тель-ст-вом, об-ме-ни-вая до-бы-тые про-дук-ты у ок-ру-жаю-щих на-ро-дов на зер-но, ме-талл и гли-ня-ную по-су-ду; бы-ли по-став-щи-ка-ми сло-но-вой кос-ти. Вы-де-лы-ва-ют лу-бя-ную ма-те-рию (мбу-гу). Не зна-ли спо-со-бов до-бы-чи ог-ня (кро-ме ба-ка, до-бы-вав-ших его тре-ни-ем). Ос-но-ву со-ци-аль-ной ор-га-ни-за-ции со-став-ля-ют ло-каль-ные груп-пы по 2-6 нук-ле-ар-ных се-мей (от 15 до 60 человек). Счёт род-ст-ва пат-ри-ли-ней-ный, рас-про-стра-нён брач-ный об-мен сё-ст-ра-ми. Во-ж-ди и со-ци-аль-ная ие-рар-хия от-сут-ст-ву-ют. Тва Ме-жо-зе-рья об-ра-зу-ют эт-но-ка-сто-вую общ-ность - низ-ший ие-рар-хический уро-вень в со-ста-ве рун-ди и ру-ан-да. Со-хра-ня-ет-ся тра-диционный фольк-лор: сказ-ки, ми-фо-ло-гия, му-зы-ка (ин-ст-ру-мен-ты - во-дя-ной ба-ра-бан, ар-фа, музыкальный лук); у мбу-ти и мбен-га раз-ви-та по-ли-фо-ническая му-зы-ка.

В XX веке пред-при-ни-ма-лись по-пыт-ки пе-ре-се-ле-ния пигмеев в ста-цио-нар-ные по-сёл-ки, как пра-ви-ло, при ка-то-лических мис-си-ях. С конца XX века ин-тен-сив-ная вы-руб-ка ле-сов, а так-же ор-га-ни-за-ция в них за-по-вед-ни-ков спо-соб-ст-ву-ют вы-тес-не-нию пигмеев с ис-кон-ных тер-ри-то-рий и раз-ру-ше-нию тра-диционного об-раза жиз-ни. Часть пигмеев пе-ре-хо-дит к осед-ло-сти. Под-вер-га-ют-ся дис-кри-ми-на-ции, ге-но-ци-ду в хо-де гражданских кон-флик-тов.

В тропических лесах провинции Итури республики Конго живут самые низкорослые на планете люди - пигмеи племени Мбути. Их средний рост составляет 135 см. Светлый цвет кожи помогает им легко и незаметно жить в лесной тени на уровне каменного века.
Они не разводят скотину и не культивируют растения. Живут в тесной связи с лесом, но не дольше месяца на одном месте. Основу их рациона составляют собранные ягоды, орехи, мед, грибы, плоды и коренья, а форму их общественной организации определяет охота.

У тех мбути, что охотятся главным образом с луками и стрелами, группа может состоять всего из трех семей, хотя во время сезона сбора меда охотники объединяются в большие группы, требующиеся при облавах - бегбе. Но на западе у охотников, пользующихся сетями, группа должна состоять по крайней мере из семи семей, а предпочтительно в два раза больше. В тех случаях, когда группа объединяет уже 30 семей, она разделяется.

Для 35 тысяч Мбути в лесах Итури достаточно места. Каждая группа занимает свою территорию, всегда оставляя в центре чащи приличный по размерам общий участок земли.

Группа в целом считает себя единой семьей.И это - главная общественная единица, хотя группа не всегда состоит из родственников. Состав ее также может меняться с каждым ежемесячным кочевьем. Поэтому нет вождей и постоянных лидеров. В любом случае, все члены группы солидарны между собой.

На охоте семья делится на возрастные группы. Старшие мужчины устанавливают ловушки и садятся в засаду с дротиками и дубинками. Молодые мужчины держатся поодаль со стрелами в руках, чтобы, если дичь будет ускользать, убить ее. А женщины и дети находятся позади молодых охотников, повернувшись к ним лицом и ждут, когда пойманную дичь можно будет сложить в корзины. Корзинки они носят за спиной, держатся они с помощью ремней, надетых на лоб. Когда группа наловит дичи на день, она возвращается к месту стоянки, собирая по дороге все съедобное. Затем готовят пищу на костре.

Самым отвратительным преступлением у пигмеев считается, когда какой-нибудь хитрый охотник расставляет сети в момент загонки дичи. Основной улов оказывается у него в руках, а он ни с кем не делится. Но справедливость восстанавливается просто и внушительно. У хитреца изымается вся добыча, и его семья остается голодной».

Любопытный англичанин Колин Тэрнбул решил провести эксперимент. Ему очень хотелось проверить, как пигмей будет вести себя за пределами своего леса. Вот что он пишет: «Я уговорил опытного охотника Кенге отправиться со мной в Национальный заповедник Ишанго, в саванну, которая кишит дичью. Загрузили всякой провизией, сели в машину и поехали. Поскольку шел проливной дождь, Кенге даже не заметил, что лес остался позади. Когда выехали на поросшую травой равнину, мой спутник начал ворчать: - Ни одного дерева, какая плохая страна.
Успокоило его только обещание о большом количестве дичи. Но потом он опять расстроился, узнав, что охотиться на эту дичь нельзя. Когда мы поднялись по склону и взглянули на равнину, Кенге остолбенел. Перед ним до самого горизонта простералась зеленая равнина, сливавшаяся с озером Эдуарда. Без конца и без края. И повсюду пасутся слоны, антилопы, буйволы и т.д. Такого Кенге еще никогда не видал.
- Этого мяса хватило бы на много месяцев, - сказал он мечтательно. Сел в машину и больше из нее выходил, пока мы не покинули заповедник. На следующий день Кенге почувствовал себя более уверенно, и сказал:
- Я был не прав, это хорошее место, хотя оно мне и не нравится. Здесь чистое небо и земля чистая. Если бы только деревьев побольше...На обратном пути, чем глубже мы въезжали в лес, тем громче Кенге пел. В лагере его встречали, как героя

Племя мбути - это пигмеи, проживающие на востоке Заира, насчитывающие приблизительно 100 тысяч человек и говорящие на языке эфе. Их мрачная слава беспощадных охотников отличается достаточно мирным образом жизни, по сравнению с воинственными северо-кенийскими племенами. Все племена уже открыты, потому что европейские миссионеры не оставляют ни один этнос без своего внимания.

Пигмеи мбути меняют раз в пятилетку свои стоянки, чтобы все ближе перекочевывать к цивилизации - возле дорог и рек они могут поменять свою добычу в виде шкур, мяса, дикорастущих плодов и ягод на необходимые им достижения культурной жизни - соль, спички, металлические предметы.

Племя мбути

Они стали интересоваться и одеждой, поэтому уже практически невозможно увидеть их знаменитых юбочек из листьев и коры деревьев. Мбути вступают в контакты для таких натуральных обменов с оседлыми и цивилизованными банту (пер. с суахили - «люди»).
Банту - это языковая группа большей части заирских племен и множества других африканских народностей, дословное лингвистическое название которых обозначает оседлых людей, высокий рост.

Некоторые утверждают, что этим актом охотники искупают свою вину за то, что лишают лес дичи и растительности, так как у пигмеев двойственное отношение к охоте. Она несет им радость, удовольствие, и они любят есть мясо, но все же они считают, что нехорошо лишать жизни живые существа, ибо бог создал не только людей леса, но и животных леса.

Детям в самом раннем возрасте внушают идею зависимости от леса, веры в него, заставляют их почувствовать себя частью леса, а поэтому им и поручают обязанность разжигать искупительный костер, без которого не будет успешной охоты.

Высокая мобильность пигмеев ведет и к непостоянному характеру общественной организации. Поскольку все время меняется состав и размер групп, в них не может быть вождей или индивидуальных лидеров, так как они, как и другие люди, могут уйти и оставить группу без лидера. А поскольку у мбути нет линиджной системы, было бы трудно делить лидерство, когда раз в год группа раскалывается на более мелкие единицы. Здесь в системе правления тоже играет важную роль возраст, причем у всех, кроме детей, есть свои обязанности. Но даже и дети играют определенную роль: дурное поведение (лень, сварливость, эгоизм) исправляют не с помощью системы наказаний - ее у пигмеев не существует, - а просто высмеивая провинившегося. Это дети умеют делать прекрасно. Для них это игра, но через нее они постигают моральные ценности жизни взрослых и быстро исправляют поведение провинившегося, поднимая его на смех. Молодые люди чаще влияют на жизнь взрослых, в частности, они могут выражать свое недовольство группой или одобрение группы в целом, а не индивидуумов во время религиозного праздника молимо. За взрослыми охотниками остается решающее слово в экономических вопросах, но и только. Старейшины выступают в роли арбитров и принимают решения по наиболее важным проблемам группы, а старики пользуются всеобщим уважением.

Близость, существующая между пигмеями-мбути и их лесным миром, проявляется в том, что они очеловечивают лес, называют его отцом и матерью, поскольку он дает им все, что нужно, даже жизнь. Они не пытаются контролировать окружающий мир, а приспосабливаются к нему, и в этом коренное различие между их отношением к лесу и отношением к лесу других его обитателей, - рыбаков и земледельцев. Техника у мбути очень простая, и другие племена, владеющие определенным материальным богатством, считают охотников бедняками. Но такое материальное богатство только мешало бы кочевникам-мбути, а имеющаяся у них техника в достаточной мере удовлетворяет их потребности. Они не обременяют себя никакими излишками. Они делают одежду из коры, разбитой куском слоновьего бивня, из шкур и лиан изготовляют сумки, в которых носят детей за спиной, колчаны для стрел, мешки, украшения и веревки для плетения охотничьих сетей. Мбути за несколько минут строят жилища из молодых побегов и листьев, разрезая их металлическими мачете и ножами, которые они получают от живущих поблизости крестьян. Говорят, что, если бы у них не было металла, они пользовались бы каменными орудиями, но это сомнительно - пигмеи постепенно вступают в железный век.

Об обильных дарах леса можно судить хотя бы по дереву касуку - смола с его верхушки нужна для приготовления пищи, а смола, взятая у корней дерева, идет на освещение жилищ. Этой смолой мбути также замазывают швы коробов из коры, в которые они собирают мед. Ребенок с ранних лет учится использовать окружающий его мир так, чтобы не губить его, а только брать все, что нужно в данный момент. Его образование сводится к подражанию взрослым. Его игрушки - это копии предметов, которые употребляют взрослые: мальчик учится стрелять из лука в медленно движущихся животных, а девочка идет в лес и набирает в свою крошечную корзинку грибы и орехи. Тем самым дети оказывают экономическую помощь, добывая некоторое количество пищи, хотя для них это просто игра.

Благодаря чувству взаимозависимости и общности, воспитываемому с рождения, пигмеи единым коллективом противостоят соседним племенам лесных земледельцев, совсем иначе относящихся к лесу и считающих его опасным местом, которое надо расчистить, чтобы выжить. Пигмеи торгуют с этими земледельцами, но не из экономических соображений, а просто для того, чтобы земледельцы не лезли в их лес в поисках мяса и других лесных продуктов, в которых всегда нуждаются крестьяне. Жители деревень боятся и людей леса, и самого леса, ограждая себя от них ритуалами и магией.

Единственное магическое средство охотников носит «симпатический» характер - это талисман, изготовленный из лесных лиан, украшенных крошечными кусочками дерева, или же мастика из золы лесных пожаров, смешанная с жиром какого-либо животного и заложенная в рог антилопы; ею потом мажут тело, чтобы обеспечить успешную охоту. Идея такого талисмана проста: если мбути еще ближе физически соприкоснется с лесом, то его потребности будут обязательно удовлетворены. Эти акты носят скорее религиозный, а не "магический" характер, что видно на примере матери, которая пеленает новорожденного ребенка в особое одеяние, сделанное из куска коры (хотя теперь мать могла бы достать и мягкую ткань), и украшает младенца амулетами из лиан, листьев и кусков дерева, а затем купает его в лесной воде, которая скапливается в некоторых толстых лианах. С помощью этого физического контакта мать как бы посвящает ребенка лесу и просит у него покровительства. Когда приходит беда, то, как говорят мбути, им достаточно пропеть священные песни церемонии молимо, «разбудить ими лес» и привлечь его внимание к своим детям - тогда все будет в порядке. Это богатая, но простая вера, представляющая разительный контраст с верой и практикой соседних племен.

Но в остальном жизнь мбути никак не изменилась, они, как и в прошлые века, остаются всё теми же собирателями и кочевыми охотниками, сохранив свою традиционную культуру.

Видео: Ритуальные танцы африканских пигмеев.