Настоящая история Д'Артаньяна: как сложилась жизнь легендарного мушкетера. Актеры и роли Кого называют д артаньяном

Михаил Боярский в роли Д"Артаньяна. Фото: boiarsky.narod.ru


На романе Александра Дюма «Три мушкетера» выросло не одно поколение. Пока историки указывали писателю на то, как много неточностей в образе Д"Артаньяна , обыватели с интересом следили за приключениями отважного личного охранника короля. Итак, что же правда, а что - выдумка? Кем по-настоящему был гасконец, ставший прототипом легендарного образа?



Несмотря на то, что многие детали рассказа о Д"Артаньяне выдуманы, в основе создания образа лежит реальная история жизни гасконца, который состоял в роте королевских мушкетеров. Родился Шарль Ожье де Бац де Кастельмор (полное имя Д"Артаньяна по отцу) в 1613 году, Дюма же перенес повествование на 20 лет назад, чтобы реализовать идею с алмазными подвесками, вокруг которых разворачивается все действие романа.



Фамилия Д"Артаньян Шарлю Ожье досталось по линии матери, Франсуазы де Монтескью Д"Артаньян, которая происходила из графского рода де Монтескье. После смерти отца гасконцу досталось более чем скромное состояние в три аркебузы, семь мушкетов и две шпаги. Среди завещанного значились также 6 кусков сала и 12 засоленных гусей. Словом, начинать свой путь в Париже мушкетеру было откровенно не с чего. Следует также вспомнить, что от отца в наследство Д"Артаньяну достался еще и ярко-рыжий конь. Отец строго приказывал коня беречь, но новоиспеченный мушкетер его продал по весьма прозаической причине: у охранников короля были заведены исключительно лошади серой масти.



Книжный Д"Артаньян, как и его реальный прототип, имел слугу, поскольку обойтись без помощника в этом роду войск было попросту нельзя. Управлять мушкетом, длина которого нередко была больше человеческого роста, часто в одиночку было попросту невозможно. Слуга получал богатое жалование от Д"Артаньяна, позволить себе он это мог запросто, поскольку львиную долю его доходов составляло жалование на занимаемой должности привратника Тюильри, а позже - смотрителя королевского птичника. На обеих должностях Д"Артаньян на самом деле практически ничего не делал, зато получал стабильное жалование в 2-3 тысячи лиров в год и бесплатно квартировался при дворце.



Финал карьеры и книжного, и настоящего Д"Артаньяна был блистательным: Дюма описал героическую смерть в бою в чине маршала Франции, по-настоящему же гасконец погиб при взятии Маастрихта в чине полевого маршала. Известие до глубины души тронуло Людовика XIV, который признал, что Франция потеряла прекрасного воина.



Герои культового фильма о приключениях мушкетеров до сих пор популярны. В продолжение темы - .

Сомнительный дворянин, курьер, подрабатывающий птичником, тюремщик - вряд ли в этом реально жившем человеке можно узнать персонажа знаменитой книги

В храброго гасконца до сих пор влюбляются девочки, а мальчишки мечтают о его приключениях и такой же славе. Д’Артаньян и сейчас волнует сердца читателей, поражает зрителей в кино и заставляет историков изучать жизнь настоящего гасконского дворянина, служившего при французском дворе.

сайт выяснил что общего имеют и чем отличаются реальный и литературный д’Артаньяны.

Ищите женщину

Все поклонники романов Александра Дюма знают, что у его д’Артаньяна был реальный прототип. Он действительно родился в Гаскони примерно в 1613 году (даты варьируются от 1613 до 1624 года).

Своей родословной мальчик гордиться не мог: его прадед Арно Бац был простым торговцем. Скорее всего, он продавал вино, и весьма успешно, поскольку сумел купить каменный дом с двумя башенками у разорившегося дворянского семейства. Этот дом местные называли Кастельморский замок.

Торговец, раз уж он стал владельцем замка, набрался наглости, сунул горсть ливров королевскому чиновнику, и тот записал его в дворяне. Так Арно Бац стал именоваться Арно де Бац Кастельмор .

Внук торговца Бертран закрепил дворянское звание своей семьи, женившись на девушке из старинного и знатного рода Франсуазе де Монтескью д’Артаньян . В качестве приданного Бертран получил долги и разорившееся поместье. Но ему было важнее стать членом уважаемого графского рода де Монтескью.

Молодое семейство поселилось в доме, который купил еще дед-торговец. У них родилось четверо мальчиков и три девочки. Самый младший из сыновей – Шарль де Бац Кастельмор , – собравшись в 18 лет покорить Париж взял фамилию матери д’Артаньян.


Бравый гасконец

В 1600 году Генрих IV создал роту мушкетеров, насчитывающую около сотни бойцов. По этикету они должны были одеваться по последней моде, но поскольку жалование их было небольшое, то обмундирование приходилось покупать самим, в том числе и красные мундиры, знаменитые ярко-голубые плащи и шляпы с перьями.

В 1625 году в роту пришел, а в скором времени и возглавил ее, капитан-лейтенант Жан-Арман дю Пейре де Тревиль , гасконец по происхождению. Поэтому половину роты мушкетеров составляли его земляки. Неудивительно, что юный Шарль д’Артаньян обратился с просьбой принять его на службу именно к нему. Существует доказательство, что в 1633 году д’Артаньян был в Париже и уже числился в мушкетерах. Его имя есть в списках мушкетеров - участников военного смотра. На тот момент гасконцу было около 18-20 лет, как и в романе Дюма.

Поддельные мемуары

В начале 40-х годов XIX века Александр Дюма нашел в королевской библиотеке Кельна, в которую отправился искать материал для следующего романа, старинную книгу. Название было длинное и замысловатое: «Воспоминания г-на д"Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров».

Интересно, что мемуары были изданы не в Париже, а в Амстердаме. Это говорило о том, что книга содержала критику и скандальные подробности из жизни королевского семейства и была во Франции запрещена. Но Дюма больше заинтересовал герой этих мемуаров, тем более он слышал когда-то о военном, служившем при Людовиках XIII и XIV .

На самом деле мемуары были художественным вымыслом, так как написаны не самим д’Артаньяном, а бедным дворянином Гасьеном де Куртиль де Сандра . При этом автор написал эти воспоминания через 30 лет после гибели мушкетера.

Книгу издали в 1700-м, и де Куртиля тут же начали обвинять во вранье. Писатель утверждал, что сочинение его основано на записках д’Артаньяна, оставшихся после его смерти. Но исследователи мало верят в это оправдание, так как мушкетера больше волновали дуэли, война и женщины, а не писанина. К тому же он был малограмотен.

Но все эти обстоятельства не волновали Дюма. Он нашел своего героя. Тем более мемуары на самом деле пересказывали подвиги и приключения разных людей той эпохи. В 1844 году в свет вышел роман «Три мушкетера» Александра Дюма, в котором д’Артаньян предстал не обычным воякой, готовым служить любому, кто больше заплатит, а романтичным героем со своими идеалами и убеждениями.

Подвиг для романа

Реальный д’Артаньян, в отличие от литературного, служил кардиналу Ришелье . А после его смерти в 1642-м и кончины через несколько месяцев Людовика XIII, мушкетер остался не удел. Пришедший к власти кардинал Мазарини , чтобы не разбазаривать деньги, королевскую роту распустил. Только три года спустя д’Артаньян добился аудиенции у кардинала и попросил работу. В результате он стал личным курьером Мазарини, неделями и месяцами пропадая на дорогах не только Франции, но и всей Европы. Его должность можно было бы назвать фельдъегерским почтальоном.

В августе 1648 года в Париже вспыхнуло восстание. Народ требовал изгнать Мазарини, требовал лучшей жизни от регентши Анны Австрийской и ее 10-летнего сына, будущего «короля-солнца» Людовика XIV. И реальный д’Артаньян сумел прорваться через толпу во дворец и вывез из Парижа кардинала, Анну Австрийскую и Людовика. Подвиг, достойный романа Дюма.


Охранник птиц и министров

В отличие от литературного, настоящий мушкетер был женат. Примерно так же, как и Портос в книге, он обвенчался с богатой вдовой, которой было уже за тридцать, по тем временам, можно сказать, старухой, некрасивой и со скверным характером.

У супругов родились двое сыновей, которых они назвали в честь короля, – Людовиками. Д’Артаньяна месяцами не было дома, при этом жена постоянно слышала о его любовницах. В какой-то момент она решилась разорвать отношения и уехала от мужа с детьми в деревню.

Интересно, что реальный мушкетер подрабатывал птичником при королевском дворе. Он, конечно, не чистил клетки, а был смотрителем. Заведующему исправно и неплохо платили, что было подмогой вечно пропадающему в кабаках (это требовал мушкетерский этикет) или на войне служаке.

Однако от теплой должности пришлось отказаться на четыре года. В 1661 году по приказу Людовика XIV д’Артаньяну было нужно арестовать министра финансов Николя Фуке . Существуют документы, в которых говорится, что преданный и исполняющий любое пожелание по мановению пальца мушкетер потребовал на этот раз письменного указания. Может быть, он сомневался в необходимости ареста, а может быть, таким образом подстраховывался.

При этом схватить Фуке нужно было в городе Нанте, крупнейшем в Бретани, где у министра было много сторонников, прочные связи и фактически своя армия. Когда д’Артаньян прибыл в город, Фуке почувствовал приближающийся конец и бежал. Мушкетер сумел вычислить его в толпе горожан и незаметно запихнуть в карету с решетками на окнах.

Гасконец доставил опального финансиста в крепость Пиньероль, где король держал своих самых жестоких врагов и где в последствии будет влачить свое существование «человек в железной маске». Вместо награды мушкетер получил должность коменданта крепости и стал тюремщиком Фуке. Говорят, что именно тогда родилась легендарная фраза, которую сказал гасконец в ответ на назначение: «Лучше быть последним солдатом Франции, чем ее первым тюремщиком».

Достойная смерть

Первую пролистывала вчера ещё.
Советую прочитать вторую статью. В ней, конечно, нет никаких точных данных, только предположения. Отрывок из нее:

Цитировать (выделенное)

3. «Как прикажете вас называть?»
На первый взгляд может показаться удивительным, что г-н Дюма, создав столь ярких героев, не позаботился открыть читателям их имена. Как четверо друзей могли в течение тридцати с лишним лет обходиться исключительно титулами, фамилиями и прозвищами в общении друг с другом? Признаться, ещё в пору далёкого детства автора этих строк чрезвычайно занимал этот вопрос, и в частности, почему даже Констанция, в последние минуты жизни, обращаясь к своему возлюбленному на «ты», называет его «д’Артаньян», то есть, вспоминает лишь его фамилию?
Однако остаётся лишь смириться с тем, что столь почитаемый нами г-н Дюма оставил этот пробел в биографии своих героев (всех, за исключением Арамиса, которому посчастливилось услышать своё имя – Рене – из нежных уст очаровательной герцогини де Лонгвиль в романе «Двадцать лет спустя»). Читателям остаётся лишь полагаться на собственное воображение и выдвигать различные версии, касательно того, как могли звать каждого из героев трилогии.
Излишне говорить, что в данном сочинении речь идет исключительно о литературном персонаже, вышедшем из-под острого и талантливого пера Александра Дюма-отца. Никакие другие лица, реальные или вымышленные, могущие претендовать на имя славного мушкетёра, не имеют никакого отношения к нашим наблюдениям, хотя, вполне возможно, и даже совершенно очевидно, что некоторым из них герой трилогии Дюма обязан своим появлением.
Тем не менее, если уж рассуждать о возможных вариантах имени доблестного гасконца, то в первую очередь на память приходит имя его реального прототипа, которого звали Шарль де Бац де Кастельмор д’Артаньян. Другой д’Артаньян, также послуживший прообразом героя Дюма, упоминается в предисловии к роману «Три мушкетёра», когда автор романа приводит название рукописи, которая частично легла в основу сюжета романа, – «Воспоминания г-на д’Артаньяна». Мемуары эти, как известно просвещённым читателям, являются апокрифическими, поскольку автором их был живший в конце XVII века Гасьен де Куртиль де Сандра, кстати, современник и, вероятно, знакомый реального д’Артаньяна, Шарля де Бац. В этих мемуарах мушкетёр называется Шарлем, иначе говоря, носит имя реального человека, с которого в основном и был списан г-ном Куртилем.
Что же, два источника дают одно имя. Примем его как возможный вариант, тем более что имя Шарль, или Карл, как его чаще передают в русском написании, пользовалось большой популярностью во Франции, и даже двенадцать королей этой страны не погнушались носить его.
Но не стоит забывать, что в те времена, когда жили мушкетёры Дюма, дворяне (а «д’Артаньян был дворянин») часто не ограничивались одним именем для своего ребёнка, желая обеспечить ему более надёжную защиту небесных покровителей. Тогда, быть может, г-н д’Артаньян-отец мог дать сыну как минимум двойное имя. Кого же выбрать в качестве второго защитника? Вспомним, что г-н д’Артаньян-отец был современником «славного короля» Генриха IV, к тому же участвовал вместе с ним и г-ном де Тревилем в войнах за веру, о чём мы узнаём из первой главы «Трёх мушкетёров», и, наконец, жил в Гаскони, где память короля особенно почиталась. Раз уж он дал своему единственному (о чём так же сказано в первой главе) сыну одно «королевское» имя – Шарль, почему бы ему было не дать сыну и второе, не менее звучное – Анри? Шарль-Анри д’Артаньян, чьи предки уже «пятьсот с лишним лет» служили королям Франции.
Кстати, следует заметить, что имя Шарль (Карл) имеет древнегерманское происхождение, и вовсе не является церковным. То же самое касается и имени Анри (Генрих). А если вспомнить, что на территории Гаскони и Беарна проживало в те далёкие времена большое число протестантов-гугенотов, то легко предположить, что и предки д’Артаньяна не были католиками. Во всяком случае, до того, как светлой памяти король Генрих Четвертый (сам, между прочим, перешедший в католичество протестант) занят французский престол. А протестанты, как известно, не признавали католических святых, и, вполне возможно, не придавали такого большого значения церковным именам, призванным обеспечить их детям покровительство святых, в честь которых их называли.
Замечу вскользь, что в процессе поисков кое-какой информации, касающейся личных качеств г-на д’Артаньяна-сына, о которых речь впереди, в главе «Король» романа «Виконт де Бражелон» я обнаружила нечто любопытное:
«Погоди, погоди, ты увидишь, на что способен человек, который певал гугенотские песни при кардинале, при настоящем кардинале!»
Да-да, это мысли самого д’Артаньяна, обращённые к Людовику Четырнадцатому! Таким образом, он сам признаётся в том, что имел какое-то представление о протестантской культуре, и мы можем предположить, что не слишком ошиблись, когда записали предков гасконца к протестантам-гугенотам.
По этим двум причинам Шарль-Анри кажется вполне подходящим именем для сына гасконского дворянина.
Впрочем, всё сказанное выше является лишь фантазией вашей покорной слуги, которой она сочла возможным поделиться с вами. (Замечу в скобках, что за поддержку этого варианта имени д’Артаньяна высказались ещё четыре-пять человек, среди которых и тот, кому это сочинение главным образом обязано своим появлением).

Страница 6 из 15

5. Д"Артаньян

Находка в библиотеке


- Господин Дюма, где вы берете сюжеты для своих многочисленных произведений? - нередко спрашивали писателя.

Отовсюду, где только могу, - отвечал прославленный автор.

И это действительно было так. Под его пером оживали исторические хроники, он умел вдохнуть жизнь в старинные легенды, воскрешал забытые мемуары, написанные в разные эпохи. В поисках «возбудителя воображения» А. Дюма странствовал по страницам бесчисленных словарей, учебников истории, сборников исторических анекдотов.

Однажды - это было в 1843 году - Дюма рылся в книгах Королевской библиотеки, подыскивая, как сообщает он сам в предисловии к «Трем мушкетерам», материалы об эпохе Людовика XIV. Не спеша перебирал книгу за книгой, снимал с полок пыльные тома, бегло просматривал, откладывая в сторону те, что могли ему пригодиться. Случайно в руках у него оказались три тома «Воспоминаний господина д"Артаньяна», выпущенных Пьером Ружем в Амстердаме в 1704 году. (На самом деле такого издателя не существовало, типографы того времени при необходимости скрывали свое настоящее имя.) Это было второе издание из трех аналогичных, но единственное, снабженное портретом д"Артаньяна. Первое вышло в Кельне в 1700 году у Пьера Марто; третье - в Амстердаме в 1712 году у Пьера Ку - оба типографа лица вымышленные.

Со старинной гравюры смотрел незнакомец в военных доспехах. Худощавое энергичное лицо обрамляли волнистые, ниспадающие до плеч волосы. Весь его облик казался необыкновенным, особенно глаза, пронзительные и умные. С лукавым прищуром они глядели на читателя, как бы говоря: «Познакомьтесь с им правдивым жизнеописанием, и вы убедитесь в моей исключительности». Это выражение усиливала усмешка тонких губ, над которыми, словно два острых лезвия, торчали маленькие элегантные усики любимца женщин и отчаянного дуэлянта. Писатель, по собственному его признанию, решил более тщательно изучить четыре тома, выпущенные Пьером Ружем. С разрешения хранителя библиотеки - своего приятеля литератора Жозефа Мери - он унес их домой и жадно на них набросился. О том, что редчайшее издание было выдано Александру Дюма, свидетельствует формуляр библиотеки. Но он же умалчивает о том, что книга эта так никогда и не возвратилась на библиотечную полку. Писатель воспользовался дружескими отношениями и не вернул редкий экземпляр. Однако, что же так заинтересовало А. Дюма в этих воспоминаниях? Это оказались беглые зарисовки событий и нравов минувшей эпохи - середины семнадцатого столетия, сделанные, несомненно, очевидцем, хотя многие картины прошлого и были представлены односторонне. Полностью название книги звучало так: «Воспоминания господина д"Артаньяна, капитана-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров, содержащие множество частных и секретных сведений о событиях, которые произошли в царствование Людовика Великого». Кто же был этот очевидец, автор мемуаров? Судя по названию - д"Артаньян. Однако, как полагают исследователи, в этих «собственных мемуарах» нет ни слова, написанного самим мушкетером. Сочинил их некий Гасьен де Куртиль де Сандра и хотя он знал д"Артаньяна лично, это отнюдь не давало ему права выступать от имени мушкетера. Но Куртиль де Сандра не стеснялся использовать громкие имена своих современников, издавая подложные мемуары. Он был плодовитым и довольно ловким мистификатором.

Современники довольно быстро разгадали истинного автора «воспоминаний…» и, не стесняясь, говорили ему о подделке. Но Куртиль де Сандра продолжал настаивать на своем. Не отрицая того, что имеет некоторое отношение к выходу в свет записок мушкетера, он заявлял, что мемуары написаны д"Артаньяном, а он, мол, лишь отредактировал их.

Гвоздь для картин Александра Дюма


Приключения мушкетера, о которых рассказывал Куртиль Де Сандра, показались А. Дюма прекрасной основой для авантюрного романа. Он погрузился в историю, читал мемуары других свидетелей минувшего времени: Франсуа де Ларошфуко, де Ла Порта, выведенного в романе «Три мушкетера» камердинера Анны Австрийской; ее камеристки госпожи де Моттевиль; изучил «Занимательные истории» Талемана де Рео, а также книгу Лерера, в которой были собраны интриги французского двора, в частности, случай с подвесками. И вскоре под пером писателя история ожила.

На сцене появляются три славных мушкетера, три храбреца, три друга - Атос, Портос и Арамис. Они служат в роте мушкетеров под командованием де Тревиля.

Все эти персонажи имели реальных прототипов. Имена их А. Дюма встретил в книге Куртиля де Сандра. Но там они отнюдь не являлись героями повествования, о них лишь упоминалось, говорилось, что это были якобы двоюродные братья. Зато в других исторических источниках писатель нашел более подробные сведения об этих лицах. Например, в том же предисловии Дюма говорит о найденной им рукописи in-folio воспоминаний графа де Ла Фер, посвященных последним годам правления Людовика XIII и началу царствования Людовика XIV.

Что же нам известно о прототипах романа? Де Тревиль, ранее называвшийся Арно-Жан Дю Пейре, был сыном торговца из Олорона - городка в Беарне, где и родился в 1596 году. Откуда же у него появилось пышное имя - граф де Тревиль?

Маленькое владение Труа-Виль («Три города»), расположенное около Олорона в долине Суль, разделено на три равные части. И сегодня здесь стоит роскошный замок, сооруженный знаменитым архитектором Монсаром.

После того как Арно-Жан Дю Пейре купил замок и земли вокруг него, он стал именовать себя как дворянин, де Труавилем, а несколько позже изменил свое имя на более благозвучное - де Тревиль. Но его честолюбие не было удовлетворено: он мечтал служить в роте королевских гвардейцев. И де Тревиль добился этого. В 1625 году он стал мушкетером, а со временем (в 1634 году) занял, как тогда говорили «самую завидную должность в королевстве» - должность командира мушкетеров и объявил себя графом. Теперь его звали Арман-Жан де Пейре.

Его жизнь полна бурных событий. Он участвовал в осаде Ла Рошели и Суассона, сражался под Аррасом, при Пон-де-Се и Парпильяне. Враг Ришелье (тут А. Дюма верен истории), де Тревиль в конце концов, по настоянию всесильного кардинала, был удален от двора. Однако вскоре после смерти Ришелье, в 1643 году, он получил место губернатора провинции Фуа. О нем не раз упоминает в своем дневнике маршал Бассомпьер (также противник Ришелье, посаженный в Бастилию по его приказу) как о храбрейшем из воинов. Умер де Тревиль в 1672 году. До опалы, постигшей его в 1642 году, Тревиль действительно пользовался большим влиянием. Благодаря его покровительству в число мушкетеров был принят в 1640 году Арман де Силлек. Этот юноша, женатый на племяннице де Тревиля, носил имя синьора д"Атоса (по названию небольшого местечка, когда-то греческой колонии, около города Советтр-де-Беарн), однако он когда не был участником приключений, героем которых сделал никогда А. Дюма. Как не являлся и графом де Ла Фер и тем более не мог оставить воспоминаний об эпохе царствования Людовика XIV, ибо известно, что он умер 22 декабря 1643 года от смертельной раны. Вся эта «родословная» - вполне правомерный писательский домысел.

Родственником де Тревиля был и гасконец Анри Арамиц. Неподалеку от Ларена в Пиринеях, на скале, громоздился его великолепный замок, где он, оставив военную службу в 1654 году, мирно жил с женой и четырьмя детьми.

Вторая супруга командира мушкетеров была урожденной д"Арамиц. Писатель переделал эту фамилию на Арамис. Кстати говоря, и Дезэссар - командир полка, где поначалу служит герой Дюма, - лицо подлинное (убит в 1645 году), и он тоже приходился родней де Тревилю.

Родом из тех же мест, что и два других мушкетера, был и третий - Портос. Резиденцией мессира Исаака де Порто служил массивный замок в Ланне, возвышающийся над долиной Барету.

Исаак де Порто, совсем не такой бедняк, каким его сделал А. Дюма, был знаком с д"Артаньяном во время службы в гвардии. Мушкетером он стал в год смерти Атоса - в 1643 году. А это значит, что они вряд ли сражались рука об руку. Да и все четверо мушкетеров могли быть вместе всего лишь на протяжении нескольких месяцев 1643 года.

Соединил их на много лет в своем романе Александр Дюма. Когда же его упрекали в том, что он извращает историю, А. Дюма отвечал: «Возможно, но история для меня - только гвоздь, на который я вешаю свою картину». Впрочем, что касается д"Артаньяна, то, по утверждению его земляков-гасконцев, он был еще более героической личностью, чем смог вообразить романист. Факты его необычной биографии, насыщенной приключениями и подвигами, известные нам сегодня благодаря розыскам историков и литературоведов, действительно свидетельствуют об исключительной судьбе этого человека. Его история, говорят в Гаскони, правдива, как вымысел, и невероятна, как сама жизнь.

Замок Кастельмор и деревня Артаньян


Близ Пиринейских гор расположена столица древней Гаскони - Ош. Неподалеку от города Ош, в местечке Люпиак, родился человек, послуживший прообразом знаменитого литературного героя - д"Артаньяна. Поныне существует построенный в XI веке замок Кастельмор, где он жил. Строгий по формам замок стоит на берегу Тенарезы. Четыре башни - две круглые, более древние, и две квадратные, возвышаются над кронами дубов и вязов, охватывающих здание кольцом. Старые его камни прячутся под зеленым плащом из плюща, отчего стены сливаются с листвой Деревьев и издали, с залитых солнцем холмов, едва заметны.

Предание гласит, что в кухне этого замка году этак в 1б20 родился Шарль де Батц-Кастельмор д"Артаньян. Его родителями были Франсуаза де Монтескью-д"Артаньян и Бертран III де Батц-Кастельмор. Отец происходил из старинной гасконской фамилии, чей замок в графстве Фезенсак сохранился до наших дней. Мать была представительницей более знатного рода из соседнего графства. Поэтому сыновья наследовали более знатное имя д"Артаньян, сохраняя и имя, доставшееся по отцовской линии Кастельмор - с прибавлением названия графства Фезенсак.

В нескольких километрах от замка Кастельмор расположена маленькая деревушка Артаньян. Земли вокруг нее входили в баронат дворянского рода Монтескью - одного из старейших в королевстве. Во всяком случае, они принадлежали этой семье с тех пор, как Полон де Монтескью - конюший Анри д"Альбрета, короля Наваррского, женился на Жакметте д"Эстен - даме из Артаньяна.

После свадьбы молодые пожаловали в свою гасконскую усадьбу. Супруг должен был вступить в права владельца усадьбой. Для этого требовалось его присутствие на церемонии «клятвы верности».

«Отныне Полон де Монтескью, - читал слуга, - клянется, что будет вести себя как подлинный феодальный сеньор, остальные должны помнить о том, что они являются вассалами и в свою очередь клянутся вести себя подобающим их положению образом…» Так конюший короля Наваррского стал сеньором д"Артаньяном.

Шли годы. На краю деревни вырос замок. И неизменно мужчины уходили отсюда служить в гвардию - это стало семейной традицией.

Слуга кардинала


Два старшие брата д"Артаньяна уже были офицерами, когда настал его черед стать воином. Но до этого ему, никогда не покидавшему родное гнездо, надо было добраться до Парижа. Что ожидало его потом? Об этом он, по правде говоря, мало задумывался. В кармане у него лежало рекомендательное письмо - этот волшебный ключ и должен был открыть ему путь к карьере. Но д"Артаньян не был настолько наивен, чтобы всецело поверить в магическую силу листка бумаги. Он знал и другое. Только мужеством можно пробить себе путь. Кто дрогнет хоть на мгновение, возможно, упустит случай, который именно в этот миг ему предоставила фортуна.

Этому правилу д"Артаньян оставался верен всегда. Храбрости и мужества ему занимать не приходилось, робость и нерешительность были чужды ему, равно как трусость. Что касается умения пользоваться случаем и извлекать для себя пользу, то и в этом он показал себя большим мастером.

Жизнь подлинного д"Артаньяна давно привлекает исследователей. Едва ли не сразу после выхода в свет в 1844 году романа А. Дюма «Три мушкетера» начались поиски прототипа. Очень скоро установили, что в XVII веке жили и прославились сразу несколько д"Артаньянов - братьев и их кузенов, черты которых так или иначе сфокусировались в известном литературном образе. Точно известно, например, что у Шарля д"Артаньяна - героя Дюма - было четыре родных брата. Причем старшего звали тоже Шарль, родился он в 1608 г. Вторым был Поль (род. 1610), прославившийся во многих войнах и доживший до глубокой старости. Когда родились Жан и Арно (первый, как и двое предыдущих, был военным, второй - священником) не известно, но и они были старше д"Артаньяна Шарля второго, то есть того, кто нас интересует.

Большинство исследователей считает, что он родился между 1620 и 1623 годами, хотя некоторые полагают, что прототип героя романа появился на свет между 1611 и 1623 гг. А. Дюма заставил его родиться в 1607 году, видимо, чтобы он смог принять участие в описываемых событиях: взятии Ла Рошели в 1628 г., служить при кардинале Ришелье, который умер в 1642 г., и т. д. Ибо подлинный д"Артаньян, если он родился в 1620 г., вряд ли сумел бы так преуспеть чуть ли не в младенческом возрасте. В этом, как и во многом другом, А. Дюма «подправил» историю, пользуясь правом автора на вымысел.

Соответственно и в Париж прототип литературного героя попал позже, году этак в 1640 или чуть раньше.

Долгий путь от Оша до столицы остался позади. Но город встретил гасконца неприветливо. Рекомендательное письмо было потеряно во время дорожных приключений. Тем не менее д"Артаньяну удалось через Тревиля (товарища его дяди, а не отца, как в романе) поступить кадетом в гвардию.

Не сразу сбылась его мечта о плаще мушкетера. Пройдет еще четыре года, прежде чем его зачислят в личную гвардию короля. А пока что его посылают в действующую армию - лучшую школу для новичка.

Отныне гвардейца д"Артаньяна видят там, где гремят пушки, раздается звон клинков и бой барабанов, там, где французские войска ведут битвы Тридцатилетней войны.

Когда умер всесильный кардинал Ришелье, а вслед за ним, не намного пережив его, и Людовик XIII, место кардинала занял ловкий итальянец Мазарини, фаворит регентши, королевы-матери Анны Австрийской. Он решил распустить роту мушкетеров.

Д"Артаньян, к тому времени удостоенный чести быть мушкетером, то есть солдатом личной гвардии короля, оказался не у дел, правда, временно. Каким-то способом, для нас оставшимся неизвестным, ему удается добиться назначения специальным курьером Мазарини. С этого момента гасконец надолго связывает свою судьбу с новым кардиналом. В дождь, в холод и снег, не щадя ни себя, ни коня, должен скакать личный курьер кардинала по дорогам Франции. Мазарини плетет интриги и нуждается в людях, которые оповещали бы его о настроениях в обществе были бы ушами и глазами кардинала.

Но политика кардинала вызывает недовольство как у горожан, так и у знати. Начинается период так называемой Фронды - антиправительственной оппозиции дворян, использовавшей в своих интересах недовольство буржуазии. И все меньше вокруг Мазарини преданных ему людей. Только д"Артаньян неизменно оказывает важные услуги своему господину. Он остается верным слугой даже во время вооруженного восстания парижан в августе 1648 года, вызванного отчасти и жестоким правлением Мазарини.

Вынужденный удалиться в изгнание, кардинал поселился в небольшом немецком городке Брюле, близ Кельна. Здесь его часто видят в саду, он ухаживает за цветами, и кажется, что бывший всесильный министр отошел от дел, утратил интерес к интригам, забыл вкус власти. Но это только кажется. На самом деле кардинал и не помышляет складывать оружие. Он вербует новых сторонников, подкупает противников, собирает солдат. У него много дел, много их и у его доверенного курьера, посвященного в замыслы кардинала-изгнанника. Д"Артаньян вновь проводит дни и ночи в седле - колесит по дорогам Германии и Бельгии.

Однажды в начале 1653 года в Брюль прискакал на взмыленной лошади гонец короля. Людовик XIV, достигший совершеннолетия, приглашает кардинала в столицу. Вместе с ним возвращается и д"Артаньян. Опережая его, летит о нем молва не только как об искусном воине, но и как о тонком дипломате и мудром политике.

Не силой, так хитростью


На некоторое время д"Артаньян задержался в Париже. Затем он в Реймсе, где вместе с другими придворными присутствует на церемонии коронации короля. А вскоре его видят под стенами осажденного Бордо, последнего очага сопротивления феодальной знати.

Осада занятого мятежниками города затянулась. Только хитростью можно было вынудить к сдаче его защитников. И д"Артаньян сыграет в этом деле главную роль. Здесь он впервые продемонстрирует свои незаурядные актерские способности. Ему поручают доставить в осажденный Бордо письмо кардинала с обещанием помиловать всех, кто прекратит сопротивление. Как пронести письмо в город, чтобы его не перехватили главари мятежников? Пришлось прибегнуть к маскараду. Д"Артаньян нарядился нищим. Солдаты разыграли сцену, будто гонятся за ним. Со стен осажденного города его заметили. Ворота на миг приоткрылись. Нищий прошмыгнул в них. Бледный от только что пережитого страха, он бухнулся в ноги, униженно целовал руки своим спасителям. И никто из них не догадался, что под лохмотьями нищего спрятано письмо кардинала.

В еще более сложной роли ему довелось выступить во время осады испанцами города Ардра. В документах тех лет имеется описание этого дерзкого предприятия д"Артаньяна.

Положение осажденных с каждым часом становилось все труднее. В городе свирепствовал голод, иссякли запасы продовольствия, были съедены даже лошади. Солдаты едва могли отбивать атаки настойчивых испанцев. Положение было настолько критическим, что город, не выдержав осады, с часу на час мог выкинуть белый флаг. Необходимо было предупредить осажденных, что помощь близка и надо продержаться до подхода французских войск. Доставить эту весть поручили д"Артаньяну.

Но как прорваться сквозь кольцо испанских солдат, как проникнуть в город? Д"Артаньян разработал смелый и как всегда хитроумный план. Для его осуществления ему пришлось одному разыграть спектакль во многих лицах - переодеваться купцом, выдавать себя за слугу, притворяться немощным старцем. Ловко обманув с помощью такого маскарада испанских солдат, он пробрался в город к осажденным соотечественникам. Прибыл он, надо сказать, весьма кстати. Губернатор намеревался вот-вот выбросить белый флаг.

Обратный путь сложился дня него менее благоприятно. На этот раз он решил изображать дезертира. Однако первый же испанский солдат, встретившийся ему на пути, заподозрил неладное. Мнимого дезертира доставили к командующему испанцев. Здесь в нем опознали французского офицера. Решение было скорое, а приказ лаконичный - казнить. Но счастье и на сей раз улыбнулось д"Артаньяну. Ему удалось бежать.

Серые мушкетеры


Ускользнув от, казалось бы, неминуемой смерти, храбрый гасконец снова появился в Париже для того, чтобы опять надеть широкополую шляпу с перьями и нарядный костюм королевского мушкетера - к тому времени Людовик XIV решил восстановить свою личную гвардию и установил одинаковую для всех форму. Впервые придворная рота из дворян, призванных охранять короля, была учреждена Генрихом IV, отцом Людовика XIII. Во времена Людовика XIV в, личной его охране насчитывалось уже сто пятьдесят человек. Капитаном роты считался сам король. Фактически же ее командиром был капитан-лейтенант. Кроме того, в роте числился лейтенант, корнет, два сержанта-майора, квартирмейстер-сержант, трубач и кузнец. Последний играл немаловажную роль, если учесть, что мушкетеры были конным войском. Обычно они несли службу внутри дворца, сопровождали короля во время его выездов. По двое, голова в голову, эскорт из мушкетеров скакал впереди королевского кортежа. «Поистине это прекрасные воины, - писала о них газета того времени, - великолепно одетые. На каждом - синий плащ с серебряной перевязью и такими же галунами. Только дворянин, человек исключительной храбрости, допускается в их ряды…». К этому описанию следует добавить, что камзолы на мушкетерах были алые, а масть лошадей - серая. Их так и называли - Серые мушкетеры. Позже была создана вторая рота, получившая название Черных мушкетеров. Они отличались не только по масти коней, откуда их название, но и по цвету камзолов.

Сначала мушкетеры жили рядом с королевским дворцом. Но потом те, что были побогаче, стали селиться и в других частях города, нанимая жилье за свой счет. А это не каждый мог себе позволить. Были среди них и такие, которые, кроме длинного дворянского имени и шпаги, не имели за душой ни гроша. Этим приходилось довольствоваться жалованьем - 35 су в день.

Выходом из положения для многих из них служила женитьба. Решился на этот шаг и наш герой. До сих пор он слыл заядлым сердцеедом, однако, весьма скромный достаток не позволял ему подражать богатым друзьям, владельцам поместий и солидных доходов. Стоит ли говорить, что самолюбие прославленного мушкетера было уязвлено. Особенно нехватка средств сказывалась теперь, когда он стал лейтенантом. А по обычаю, заведенному издавна, мушкетер сам должен был заботиться о своем наряде, лошади, сбруе и прочем снаряжении. Казна выдавала ему лишь мушкет.

Помните, как были озадачены Атос, Портос и Арамис, когда им понадобилось немедля приобрести все принадлежности экипировки мушкетеров. Для этого требовалась изрядная сумма, а ее-то у них и не было: друзья слонялись по улицам и разглядывали каждый булыжник на мостовой, словно искали, не обронил ли кто-нибудь из прохожих свой кошелек. Но все было тщетно до тех пор, пока одному из них не пришла мысль обратиться к помощи своих богатых возлюбленных.

Избранницей д"Артаньяна стала Шарлотта-Анна де Шенлеси, дама из Сен-Круа. На церемонии бракосочетания 5 марта 1659 года присутствовал Луи Бурбон, король французский и наваррский, кардинал Мазарини, маршал де Граммон и многие другие придворные, их жены и дочери.

Наконец-то Шарль д"Артаньян разбогател - около ста тысяч ливров годового дохода принесла ему женитьба на знатной девице. Походную палатку заменил роскошный двухэтажный особняк на улице Бак, а резвого скакуна - громоздкая карета с сиденьем, обитым согласно моде, зеленым вельветом в цветочек, и с такими же зелеными занавесками.

Однако недолго д"Артаньяну пришлось оставаться в кругу семьи. Скоро он покидает жену и двух детей ради новых подвигов.

Важная услуга


Д"Артаньяну поручено сопровождать монарха во время поездки в замок Во, владение министра финансов господина Фуке. Роскошь и великолепие в сочетании с тонким вкусом и изяществом отличали это необыкновенное по тому времени поместье. На воротах замка красовался герб хозяина - белка, и был высечен девиз: «Quo non ascendam» - «Куда я только не влезу». Слова эти как нельзя лучше характеризовали министра. Фуке действительно достиг многого. Необыкновенно ловкий, умный и хитрый, Никола Фуке, поставленный при Мазарини во главе финансов, частенько запускал руку в казну. Неудивительно, что жил он на широкую ногу. Его замок, сооруженный в 1653 г., на который было затрачено 15 миллионов, строили лучшие мастера - архитектор Лево, художник Лебрен, планировщик парков Ленотр - этот великий садовник, как его называют. Хозяин разыгрывал из себя мецената и здесь частыми гостями были известные писатели Расин, де Севинье, Лафонтен, Мольер, подолгу гостили знаменитые актеры и художники. Стены замка украшали ценные картины, а в библиотеке, насчитывающей более десяти тысяч томов, хранилось немало уникальных изданий. Но чудом из чудес были парк и сады замка Во, возникшие задолго до красот Версаля. Мраморные гроты, зеркальные пруды и каналы, шумные каскады и фонтаны - в ту пору весьма редкие, бронзовые и мраморные скульптуры, словом, такая роскошь, такое богатство, какого не мог себе позволить даже король - украшали замок Во. Здесь «столы спускались с потолков; слышалась подземная, таинственная музыка и, что наиболее поразило гостей, - десерт явился в виде движущейся горы конфет, которая сама собою остановилась посреди пирующих, так что невозможно было видеть механизма, приводившего ее в движение», - пишет А. Дюма в своей книге «Людовик XIV и его век».

Эта пышность, сказочное богатство вызвали у Людовика XIV зависть. А известно - она сестра ненависти. Фуке дерзнул превзойти короля: участь министра была решена. Зарвавшегося вельможу ждала темница. Арестовать Фуке король и поручил Д"Артаньяну. Ордер на арест был собственноручно вручен им мушкетеру, человеку исполнительному и преданному долгу.

Д"Артаньяну помогали пятнадцать мушкетеров, и вся операция обошлась без осложнений. Правда, Фуке, заметивший недоброе, попытался бежать в чужой карете. Но д"Артаньян, не спускавший с него глаз, разгадал его план. Не долго думая, он ринулся за каретой, в которую сел Фуке, догнал ее, арестовал министра и предложил тому пересесть в заблаговременно приготовленную карету с железными решетками. Весь этот эпизод, описанный в последней части романа Дюма «Виконт де Бражелон», приобрел под пером писателя несколько иной вид. С волнением мы следим за своеобразным состязанием в благородстве между преследователем и его жертвой - д"Артаньяном и Фуке.

Под охраной мушкетеров в той самой карете с решетками опальный министр был доставлен д"Артаньяном в крепость Пигнероль. За удачно проведенную операцию король предложил д"Артаньяну должность коменданта этой крепости. На что мушкетер ответил: «Я предпочитаю быть последним солдатом Франции, чем ее первым тюремщиком».

Смерть «храбрейшего из храбрых»


Дерзкая смелость и находчивость, удача, сопутствующая д"Артаньяну, возвели отчаянного искателя приключений на вершину придворного успеха. Отныне к его имени присовокуплен пышный придворный титул - «смотритель королевского птичьего двора». Это льстило самолюбию мушкетера. Тем более, что должность его была чисто номинальной и не требовала ровным счетом никаких трудов и знаний, зато доход приносила изрядный. Но, как видно, этого все же было мало тщеславному царедворцу. Пользуясь благосклонностью короля, д"Артаньян вел себя, как говорится, не по рангу. Но ему все сходило с рук. При дворе лишь делали вид, что не замечают наглости королевского любимца. Да и кто смел бы возмущаться поступками д"Артаньяна, когда со дня на день ожидали назначения его командиром личной гвардии короля, когда сам Людовик обращался к своему мушкетеру не иначе, как со словами «любимый д"Артаньян».

И наконец, как достойное завершение пути наверх, д"Артаньян становится командиром мушкетеров. Это был едва ли не единственный случай, когда рядовой солдат дослуживался до командира гвардии короля.

А вскоре новая война с испанцами призвала д"Артаньяна на поле боя. Командир мушкетеров отличился в кампании во Фландрии в 1667 г. За участие в сражениях при Турнэ, Дуэ и Лилле ему присвоили только что учрежденное звание бригадного генерала армейской кавалерии. Тогда же он получил титул графа и был назначен губернатором г. Лилля. Как справлялся д"Артаньян с новыми, не привычными для него обязанностями? По свидетельству современников, правил справедливо и честно. Правда, пробыл он в должности губернатора недолго. А затем снова война. И снова д"Артаньян в седле.

Вместе с армией, которой командовал маршал Тюренн, обе роты мушкетеров выступили во Фландрию - началась так называемая голландская война. Летом 1673 года 40-тысячная французская армия осадила крепость Маастрихт на Мозоле. Участвовали в осаде и мушкетеры д"Артаньяна. Не раз его солдаты были в деле, пробивались к самым стенам города, сражались за форты, прикрывающие подходы к нему.

Особенно жарко было вечером 24 июня. Пятьдесят французских орудий осветили небо сильнейшим фейерверком. И сразу же триста гренадеров, две роты мушкетеров и четыре батальона регулярных войск ринулись в атаку. Несмотря на плотный огонь, мушкетерам д"Артаньяна удалось ворваться в траншеи противника и занять один из фортов.

На рассвете командир мушкетеров обходил своих солдат, готовил отряд к контратаке. Но удержаться не удалось, пришлось отступить под ураганным огнем. Восемьдесят человек было убито, полсотни ранено. Этот бой стал последним и для командира мушкетеров.

На поиски его тела отправились несколько добровольцев. Под огнем они поползли к форту, где еще недавно кипело сражение. Д"Артаньян лежал среди груды тел, он был мертв. Пуля от мушкета пробила ему горло. С большим риском удалось отбить его тело и доставить в расположение своих войск.

О смерти «храбрейшего из храбрых» писали газеты, поэты посвящали ему стихи, его оплакивали солдаты и дамы, простолюдины и вельможи. Многие отдали дань уважения отважному воину, но лучше всех, пожалуй, сказал о нем историк Джулианн Сен-Блез: «Д"Артаньян и слава покоятся в одном гробу», - писал он в «Дневнике осады и взятия города Маастрихта» в 1674 году.

Послесловие истории


Если сопоставить события, описанные в книге Куртиля де Сандра, с повествованием А. Дюма, то легко убедиться, какие исторические факты служили писателю «гвоздем» для его «картины». Сама же «картина» была исполнена в свободной манере.

Точное следование исторической правде мало занимало автора приключенческого повествования. Герой А. Дюма принимает участие в событиях, которые происходили в младенческие Дни подлинного д"Артаньяна. Не он, а его родной брат Пьер Де Батц-Кастельмор (личность тоже весьма примечательная) был участником осады Ла Рошели, и не он, а двоюродный брат Пьер де Монтескью позже (в 1709 году) стал маршалом Франции. Под пером автора гасконец превращается в ненавистного врага Ришелье, участвует во множестве необыкновенных приключений, связанных с этой враждой. Чин лейтенанта он получает намного раньше, чем это было на самом деле и т. д.

Но вот парадокс! Именно со страниц романов А. Дюма, а вовсе не исторических хроник встает перед нами живой д"Артаньян. Именно писательская фантазия, а не хронологическая четкость документа делает легендарного д"Артаньяна и его друзей любимыми героями сегодняшних читателей.

Когда-то молодой К. Маркс, до конца жизни увлекавшийся романами Дюма, писал Ф. Энгельсу про любимого писателя: «Он всегда изучает материал только для следующей главы… С одной стороны, это придает его изложению известную свежесть, ибо то, что он сообщает, для него так же ново, как и для читателя, а с другой стороны, в целом это слабо» - как историческое повествование (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 27, с. 181). А Ф. Энгельс незадолго до смерти писал, что невозможно «использовать романы Александра Дюма-отца для изучения эпохи „Фронды“», «пользоваться как историческим источником» (Там же, т. 38, с. 366).

И тем не менее история лежала в основе приключенческих романов Дюма…

Потомки д"Артаньяна унаследовали пышные титулы предков, - графы, маркизы, бароны и даже герцоги… Род д"Артаньянов до сих пор существует во Франции. Последний его отпрыск герцог де Монтескью выпустил в 1963 году книгу «Подлинный д"Артаньян». В ней он пытается подправить историю и доказать, что единственный, кто заслуживает памяти потомков - это не Шарль д"Артаньян - прообраз героя А. Дюма, а Пьер де Монтескью, ставший маршалом и поэтому будто бы самый знаменитый представитель древнего рода.

В наш век появилось немало исследований, посвященных герою трилогии А. Дюма («Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»). Наиболее обстоятельное из них вышло в свет в 1912 году в парижском издательстве «Кальман-Леви» и принадлежит Шарлю Самарану. Называется эта. книга «Д"Артаньян - капитан королевских мушкетеров. Доподлинная история героя романа».

Образ д"Артаньяна и сегодня привлекает историков и литературоведов. Одни видят в нем типичного представителя своей эпохи, ту драгоценную каплю, в которой сфокусированы наиболее характерные ее черты. Других занимает вопрос о соотношении правды и вымысла в романах А. Дюма, они пытаются проникнуть в психологию творчества знаменитого писателя.

Издавна образ д"Артаньяна привлекает и художников. Поклонники мушкетера не раз встречались со своим любимым героем - они видели его в пьесах и опереттах, балетах и мюзиклах, на экране кино и телевидения. А те из них, кто побывал на его родине, в городе Ош, могли любоваться величественной, отлитой в бронзе фигурой доблестного гасконца. Точнее говоря, они могут видеть воздвигнутую в 1931 году статую, в которой слились черты отважного мушкетера и литературного героя, пережившего в веках свой прототип.

Как известно, фигура дерзкого и смелого мушкетера Д’Артаньяна вполне достоверна. И этот персонаж не является плодом фантазии господина Дюма Старшего. Однако в своем рассказе о подвигах отважного гасконца автор все-таки допустил некоторую вольность, поместив реального Д’Артаньяна в иную историческую среду.
Д"Артаньянов в истории Франции было много. Что-то около 12 человек. А потому сказать, какого именно из них имел в виду Дюма, выписывая образ неугомонного гасконца, не так уж и просто. Происходит это потому, что писатель, как всегда достаточно вольно обошелся с историей и поместил действительный прообраз в совершенно другую историческую среду. Таким образом, Шарль де Бац Кастельмор Д"Артаньян, а именно он все-таки, по всеобщему признанию, и является прототипом вымышленного героя, в романе "Три мушкетера" жил и действовал при дворе Людовика XIII и кардинала Ришелье. Чего в действительности быть не могло, потому что реальный Д"Артаньян служил кардиналу Мазарини и Людовику XIV. Дюма просто поместил нужного героя в наиболее удобное ему время - расцвета мушкетерской вольницы и конца религиозных войн.
Сами понимаете, реальный Д"Артаньян никак не мог принимать участие, скажем, в осаде Ла-Рошели. Зато он участвовал в совершено иных не менее интересных государственных делах и интригах, нежели история с подвесками и герцогом Бекингемом, которая не имела под собой никакой реальной подоплеки. Впрочем, все это никак не могло повлиять на детство и юность героя, которые практически полностью соответствовали портрету, созданному Дюма.
Бертран де Бац - отец будущего мушкетера, хотя и был дворянином, но богатством, на самом деле, никогда не отличался. Дом его никогда не был обителью роскоши и мало похож на те грандиозные замки долины Луары, через которые нам пришлось проехать в поисках дворянского гнезда Д"Артаньяна. Гасконь после Французской революции перестала обозначаться на картах как самостоятельная область. Тем не менее до города Ош съемочная группа программы "Вокруг света" добралась без особого труда. Трудности начались позже, когда мы двинулись дальше, на поиски микроскопического городка Лупияк, который, собственно, и был конечной целью нашего маршрута. Город этот настолько мал, что найти его даже по карте было нелегко. Д"Артаньян и вправду был родом из самой что ни на есть глубокой провинции, которую только возможно найти во Франции.
Самое интересное, что в Лупияке находится только музей Д"Артаньяна, а сам замок Кастельмор находится даже не в этой деревеньке, а под ней, в паре километров. То есть глуше уже просто не бывает. Дюма ничуть не покривил душой, утверждая, что гасконец был самым настоящим провинциалом. И даже отцовская фамилия де Бац Кастельмор была сознательно им заменена на материнскую. Поскольку имя его матери Франсуазы де Монтескье Д"Артаньян было известно в столице гораздо лучше, поскольку корни его восходили к древнему роду Арманьяка.
Замком этот дом можно назвать с большой натяжкой - обычный сельский особняк. Он не один раз перестраивался, но в целом сохраняет тот облик, какой и был во времена рождения нашего героя. При входе даже красуется памятная доска в его честь. Тем не менее попасть внутрь мы не смогли, потому что теперь, как и 400 лет назад, это частная собственность. Седовласая хозяйка, напоминающая добродушную ведьму, даже спустила невзначай на нас свою меланхоличную собаку. Съемочной группе программы "Вокруг света" не осталось ничего другого, как поспешно ретироваться.
Надо сказать, что гасконцы очень гордятся своим знаменитым на весь мир земляком. А потому ему даже был установлен величественный памятник в центре Оша на помпезной лестнице, выходящей на набережную. Когда-то весь мемориальный комплекс выглядел весьма впечатляюще. Но сегодня, увы, на творении благодарных потомков отчетливо проступают следы разрушения. Время не щадит не только людей, но даже и памятники, установленные в их честь.
Чем же заслужил гасконец такую любовь у себя на родине? Конечно, главным образом это заслуга Дюма, прославившего мушкетера, но и жизнь прототипа также была полна очень интересных событий. В полном соответствии с романом Шарль де Бац Кастельмор Д"Артаньян при помощи господина де Труавиля попадает в полк мушкетеров. Практически вся жизнь Д"Артаньяна с 1730 по 1746 г. протекала в королевской гвардии, безусловно, в галантных похождениях, а также на полях сражений. В это время Франция вела множество военных кампаний. В Германии, в Лотарингии, в Пикардии. В 1746 г. Д"Артаньян встретился с Кардиналом Мазарини. Очень быстро гасконец стал человеком, которого использовали для самых секретных и деликатных поручений. Например, в 1751 г. Мазарини столкнулся в Германии с жесткой оппозицией знатных сеньоров и их вассалов - фронды. Он послал своего неутомимого эмиссара, чтобы заручиться поддержкой своих немногочисленных сторонников.
В это же время Шевалье Д"Артаньян, которому было приблизительно 40 лет, женился на баронессе Аншарлотт де Сен Люси де Сен Круа, вдове капитана, убитого при осаде Арраса. Дама была весьма состоятельна, что сильно улучшило дела нашего гасконца. Брачное соглашение было подписано в качестве свидетеля кардиналом Мазарини.
Между тем Д"Артаньян становится доверенным лицом Людовика XIV. Например, когда в 1760 г. королевский кортеж после свадьбы монарха возвращается из путешествия по провинции, именно Д"Артаньян скачет впереди кортежа. В это время жизнь гасконца в основном разворачивается в Версале. Заслуживший абс""олютное доверие короля Д"Артаньян становится исполнителем особо важных и опасных поручений. Именно на него был возложен арест герцога Фуке, могущественного министра финансов, который был слишком богат и даже богаче короля, чем вызвал зависть последнего, а также могущественных противников - министров Кольбера и Ле Тенье. Фуке был арестован Д"Артаньяном и препровожден в Бастилию и крепость Финероль.
В 1767 г. Шарль де Бац наконец-то официально стал графом Д"Артаньяном. Шестью годами спустя он участвует в кампании во Фландрии, которая в результате стала для него роковой. 10 июля 1773 г. началась осада Маастрихта. Пытаясь занять главную высоту и выбить оттуда голландцев, Д"Артаньян шел во главе войска и одержал победу. Однако когда все закончилось, выясняется, что 80 мушкетеров и их отважный капитан мертвы. Король оплакивал своего верного слугу, отдавшего ему более 40 лет, и приказал отслужить панихиду в своей личной капелле. Шарь де Бац умер, а Д"Артаньян вошел в легенду.